Неделя 22 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Каждый из нас рано или поздно ставит перед собой вопрос: «Отчего Бог так устроил мою жизнь? Зачем Он сделал меня таким? Почему я не такой, как мой брат? Почему у меня нет богатства, радости, талантов? Почему я убогий, злой, раздражительный, некрасивый?” Каждый из нас рано или поздно спрашивает себя и Бога: «За что мне вся эта жизнь?”
Это вопрос не праздный. Это, если вдуматься, вопрос серьёзный и глубокий. Когда-то Антоний Великий, один из выдающихся подвижников, задал Богу именно такой вопрос – а у него было удивительное дерзновение: он говорил с Богом, как мы говорим друг с другом, – так вот, он спросил у Бога: «Господи, отчего один родится в богатстве и знатности, а другой в нищете и поношении; отчего один здоров, а другой болен, отчего один постоянно испытывает радость от жизни, а другой передаётся с рук на руки скорбям и болезням?” Божий ответ был таков: «Антоний, то судьбы Божии, внимать им душевредно. Себе внимай”.
Есть страшная тайна, есть загадка, которую никто не может разгадать: почему я – это я, именно я, а не королева английская, к примеру… Никто не может сказать, почему эта жизнь с её грехами, скорбями, тоской, с неполадками какими-то внутренними выпала мне, а не другому, почему я болен, почему я так грешен. Рядом со мною человек живёт: он – святой. Отчего я не святой?
Сегодняшняя притча, которую Господь рассказал нам в Евангелии, даёт нам некоторые ответы на эти непростые вопросы. Вы помните: жили богач и Лазарь, богач одевался в порфиру и виссон и пиршествовал блистательно, а Лазарь лежал у дома его в струпьях и мечтал только о том, чтобы поесть чего-нибудь из выброшенных остатков пищи, и он был так слаб, что не мог отогнать собак, которые лизали его язвы.
Предельное богатство, предельное процветание и предельная нищета, окончательное убожество показаны нам Господом в этой притче. И при первом взгляде кажется, что достаточно быть просто нищим и лежать в грязи, чтобы спастись, потому что Лазарь был спасён. Помните, чем кончается притча? Лазарь был отнесён на лоно Авраамово, в рай. Мы ничего не знаем из притчи о грехах богача, там не говорится о том, что он совершал какие-то злые поступки. Сказано только, во что он одевался и как он пировал. И опять-таки, может быть, кто-то подумает, что достаточно быть просто богатым, хорошо одетым и здоровым, чтобы погибнуть и не наследовать Царствия Божия.
Такой взгляд, однако, чужд православному пониманию притчи. Евангелие, которое нам с вами дано Господом, эта благая весть о Вечной Жизни, – богато и многообразно. Для того чтобы правильно понять эту притчу, нужно вспомнить два высказывания Христа. Первое – о бедности: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. Второе – о богатстве: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие”. И вот возникает вопрос: можно ли спастись одной нищетой и можно ли погибнуть от одного лишь богатства?
Со всей Церковью я говорю: нет! Сама по себе нищета не спасает, само по себе богатство не губит. И богатство и нищета (и это нужно запомнить) – дары Божии. Одному Бог дарит богатство, другому точно так же дарит нищету. Не сами по себе они важны, важно то, для чего и как мы их используем, с какой целью проживём мы жизнь в богатстве, с каким душевным настроем понесём нашу нищету, будем ли мы только пиршествовать блистательно или постараемся хоть одну слезу утереть, хоть одну печаль утешить.
Вот – нищета. Казалось бы, тут всё просто: нищий человек, значит, уже спасся. Нет, Божье слово говорит нам: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. Что значит «нищие духом”? По одному из толкований, «нищий духом” – это не тот, у кого совсем ничего нет. Если бы всё было так просто, каждый из нас непременно спасся бы, ведь все мы в каком-то смысле – нищие. Вопрос в другом, в том – какие плоды приносит эта наша нищета. А плоды эти очень часто – зависть, раздражение, ненависть, тайное желание приобретать и приобретать, наконец злоба оттого, что приобрести столько, сколько нам хотелось бы, мы не можем. Спасётся ли такой нищий? Да нет, конечно! Потому что вся его жизнь – это грех и «похоть очей”, как говорит апостол Иоанн Богослов.
Кто же такой «нищий духом”? «Нищий духом” – это тот, кто имел нечто и отказался от имения ради Царствия Божия. Вспомните притчу Спасителя о купце, который искал прекрасные жемчужины. Когда он нашёл одну удивительную жемчужину, то продал всё, что у него было, всё имение своё, только для того, чтобы эту жемчужину приобрести. Воистину нищий духом отказывается от талантов, от успеха жизненного, от богатства, отказывается от всего и говорит: «Главное в моей жизни – это Бог, это вера, это Царствие Божие, это надежда на будущую жизнь”. И тогда, конечно же, он не решится утверждать, что в церковь ходить не так уж и важно, что много у него иных дел, много у него забот по дому, потому что он знает: есть главное, а есть второстепенное.
Можно быть внешне нищим и трястись над каждой копейкой. А можно быть богачом и не ставить в грош всё имение своё, не прикипать к нему душою, с легкостью и простотой расставаться со всем, что Господь дал, потому что Господь дал, Он же и возьмёт.
Вспоминая об этом, давайте спросим себя: кто из нас нищий и кто богатый? И есть ли у нас, если мы богаты, возможность спастись, потому что богатство своё мы обращаем в радость для других людей? Или мы нищие? И тогда правда ли, что мы – добровольно нищие, что мы отказались от приобретений, отказались от стяжательства?
Это наблюдение над самими собой, может быть, и даст нам ответ на тот вопрос, который некогда поставил перед Богом святой Антоний Великий: почему один рождается здоровым, а другой больным? Почему один страдает всю жизнь, а другой всю жизнь радуется? Некоторые думают, что болезнь – это самое страшное зло, которое Господь посылает человеку. А между тем были святые, которые спасались тем, что всю жизнь с радостью, умилением душевным терпели скорби. Амвросий Оптинский болел всю жизнь, а был святым. Мы же так суетимся по поводу наших скорбей! Бежим к экстрасенсам, бежим к знахарям, изо всех сил начинаем следовать чудовищным советам этих слуг сатаны, забывая всё на свете. «Самое главное – здоровье”, – говорим мы друг другу. Самое главное – здоровье! Неужели и правда? Самое главное, мне кажется, всё-таки Вечная Жизнь, которая всем нам предстоит, хотим мы того или нет. Пусть мы не верим в Бога, пусть нам всё равно, о чём говорят в церкви, но всё же каждый из нас будет жить вечно, потому что бытие, которым Бог наградил тварь, неуничтожимо. Нельзя умереть навсегда. Нельзя не быть. А вот какой будет Вечная Жизнь, жизнь будущего века – это зависит от нас. Это зависит от наших усилий, от нашей веры, от нашей любви, а вовсе не от нашего богатства и не от нашей бедности. Аминь.
Существуют множество видов тканей, отличающихся по фактуре, плотности, типу плетения. Одни имеют давнюю историю, другие являются результатом технологического прогресса. Из всего разнообразия своей красотой, изысканностью, благородством отличается виссон. Еще в иудейские времена из него шились одежды для царствующих особ и первосвященников. Только в Священных писаниях слово «visson» упоминается 40 раз. Даже существуют предположения, что и знаменитое золотое руно – это не что иное, как полотно visson.
Содержание
Что это за ткань, описание
Этот материал тонкий, полупрозрачный и необычайно легкий, относится к тканям растительного происхождения. Загадочная ткань была слишком дорогой и оценивалась наравне с золотом. Истинный состав текстиля и техника производства на то время до сих пор остается для ученых загадкой.
Создать такое сверхтонкое полотно могли только опытные мастера, их уважительно называли «маэстро». Для производства этого материала требовались особые знания, опыт и владение специальными инструментами. Что такое ткань rayon расскажет этот материал.
Из чего делают
Исследуя древнейшие писания и источники, а также, учитывая перевод слова «visson» как «byssus» (лен), можно предположить, что для производства полотна использовалась тончайшая льняная или хлопковая нить. По другим сведениям слово «виссон» созвучно с английским «биссус», которое обозначает нити белкового происхождения, вырабатываемые двустворчатым моллюском Pinna nobilis. Именно по этой причине этот материал называли морским шелком. Множество моллюсков необходимо было выловить, чтобы получить сырье для столь драгоценной ткани. Ученые выдвинули и новую версию о том, что сырьем мог служить твил или шелк-сырец.
Текстура и плотность
Полотно отличалось особой тонкостью, гладкость и шелковистостью, внешне оно похоже на современные вуаль или батист. Из-за тонкости его невозможно было расписать, так как все наносимые рисунки расплывались. Но материал отличался повышенной плотностью, а поэтому был достаточно прочный. Про характеристики ткани из ситца узнайте .
В библии указывается, что походную церковь, скинию, покрывали покровом из покрывал, сделанных их крученого виссона.
Свойства и качество материала
В Лондонском музее выставлены перчатки из виссона. Материал был настолько тонок, что изделия, выставленные в музее естествознания, могли поместиться в скорлупе грецкого ореха. Но материал был и достаточно прочный. Этому можно найти подтверждения даже в художественной литературе. В книге Жюля Верна герои насилии одежду (нижнее белье, рубахи, куртки), пошитую из биссуса. В данном случае упоминается visson, изготовленный из моллюска Pinna nobilis.
Виды
Полотно, по упоминанием из источников, было двух видов: белое и золотистое. Белое предположительно производилось из льняной нити, при окрасе лимоном она приобретала золотистый сияющий оттенок. Также желтоватый оттенок мог быть у волокна. получаемого из шелка-сырца. В летописях также упоминается, что visson подвергали окрашиванию в пурпурный цвет. Красителем служила красная водоросль порфира. Про виды хлопчатобумажной ткани по плотности читайте .
Применение: что шьют из ткани
Настоящее полотно под названием «visson» сегодня не производится. Но подобные ткани существуют. Общее у них:
- тонкость;
- прозрачность;
- большая плотность относительно тонкости нити;
- прочность;
- минимальная степень эластичности.
Современный виссон, а это – газ, буфмуслин, кисея, так же, как и древнейшее в мире полотно, смотрится дорого и изысканно. Из таких тканей шьют:
- дизайнерские свадебные платья;
- праздничные скатерти;
- легкие портьеры.
Уход
Прозрачные полотна такие, как батист, шелк-сатин, маркизет, вуаль, требуют деликатного ухода. Стирать эти вещи необходимо в режиме бережной стирки или вручную при температуре не более 40 градусов. Стиральные порошки выбираются по типу тканей.
Чтобы избежать деформации при стирке в стиральной машине небольшие вещи предварительно стоит поместить в сетчатый мешок.
Нельзя изделия из тонкого материала и выкручивать, дайте возможность воде стечь и сушите вещи в расправленном виде или на вешалке. Глажка слегка влажных изделий производится в режиме «шелк» с применением пара. Про описание и уход за тканью диагональ читайте в этой статье.
Что такое крученый виссон и порфира
В Библейской книге слово «виссон», в частности «крученый виссон», упоминается многократно. Понятие «крученый виссон» означало, что полотно двойной крепости. Скинию, походный храм, делали именно из крученого виссона и голубой, пурпуровой и червленой шерсти. Было четыре слоя покровов, защищающих скинию. Первый слой состоял из десяти покрывал, сделанных из крученого виссона, что совпадало с десятью божьими заповедями. С покрывалами связаны все числа Божьего строения. Можно сделать вывод, что виссон – это священный материал. Как выглядит ткань микросатин узнайте по .
Из крученого виссона шили облачения для первосвященников и царствующих особ. Порфира – царская регалия, олицетворяющая символ власти. Она представляет собой одеяние в виде длинной накидки пурпурного цвета. Царствующие особы и богатые люди в дни светлых праздников и на пиршествах «одевались в порфиру и виссон».
Видео
О самых дорогих, царских тканях библейского мира – порфире, виссоне и голубой шерсти, смотрите в этом видео:
Выводы
- Виссон – одна из самых древних тканей в мире.
- Visson упоминается в Священных писаниях.
- До сих пор доподлинно не известен состав и способ производства ткани.
- По разным предположениям сырьем для производства visson служили лен, шелк-сырец и нити белкового происхождения, вырабатываемые моллюском Pinna nobilis.
- Сегодня виссон не производится, но есть близкие по качеству аналоги: батист, шелк, маркизет, вуаль, шифон.
Неделя 22-я по Пятидесятнице
В евангельской притче о богаче и Лазаре противополагаются друг другу два человека: один самодоволен и внешне блестящ, второй смиренен и убог. Но слово Божие позволяет нам заглянуть в мир загробный, и мы видим, как низвергнут в нем превозносившийся и как вознесен смирившийся!
Эта притча – одна из самых парадоксальных. Жил себе человек, ничего плохого не делал. Богатым был. А разве это плохо? Как говорится, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. А вот Лазарю определенно пришлось в жизни худо. Но в чем же его добродетель? Не вполне понятно. Разве это добродетель – болеть, голодать и вообще мучиться? Вряд ли.
Так в чем же дело? Почему богатый после смерти страдает в адском пламени, а Лазарь возлежит на лоне праотца Авраама? Неужто просто потому, что необходимо всё уравновесить и компенсировать: после роскошной земной жизни – страдания, после страданий – отрада? Это было бы странно…
Пример богача и пример Лазаря – это две крайности человеческой жизни. Не многим выпадает земной удел из одних скорбей и страданий, как у праведного Лазаря; не так много и живущих в непомерной роскоши, подобно евангельскому богачу. Обычно мы находимся в промежуточном между этими крайностями состоянии. Однако для каждого история богача и Лазаря должна явиться источником назидания.
У ворот дома богача лежал нищий калека Лазарь, в лохмотьях, больной и голодный, желавший напитаться крошками, падающими со стола богача. Видел ли богач лежащего около его дома нищего? Видел – и не видел: зрелище чужих страданий проходило мимо его сознания, и едва ли в уме своем отличал равнодушный богач Лазаря от окружавших того собак – единственных друзей бедняка, которые лизали струпья его, и тем хоть немного облегчали муки несчастного. А ведь Спаситель шел прежде всего к таким, как Лазарь. К таким, выражаясь современным языком, бомжам, на которых нам смотреть было бы не очень приятно, а то, если признаться еще честнее, и глаза бы наши не видели подобных выкидышей общества у дверей своих подъездов, да еще с гноящимися и смердящими ранами на теле! Богач из притчи оказался еще весьма терпимым, раз позволил нищему Лазарю лежать у ворот собственного дома. В богатых кварталах современного мира такие не задерживаются ни на минуту, поскольку бдительно отлавливаются полицией.
Разве может страдание само по себе искупить грехи?
Нет, здесь нужно еще кое-что, а именно – готовность принять волю Божию без ропота, без жалоб и проклятий. Если мы терпим – пусть даже не мучения, не страдания, но хотя бы какое-то неудобство – с верой, что это Господь посылает нам испытание, если принимаем посылаемое с благодарностью, то вот тогда можно надеяться, что терпение наше вменится нам в праведность.
Очевидно, именно так и обстояло дело с Лазарем. Он лежал у ворот богача, лежал, может быть, много лет. А когда умер, за ним пришли ангелы.
Несчастный богач думал, что имеет все, чего хочет душа его. Тело его ласкала мягкая одежда из дорогих тканей, вкус услаждали изысканные яства и хмельное питие, слух – веселая музыка, обоняние – запахи благовоний. Каждое пожелание богача мгновенно исполняли проворные слуги, кивок его головы, движение его пальца были для них законом. Богача окружали льстецы и лизоблюды, лицемерно восхвалявшие его достоинства, так что он и сам начал считать себя существом какой-то особой породы, высшей и лучшей, чем остальные люди. Трагедия данного богача еще и в том, что он, скорее всего, не был таким уж злым человеком. Он просто жил в свое удовольствие, следуя примерно тому призыву, который можно нередко сейчас услышать: «Бери от жизни всё»! Он не делал ничего явно плохого и преступного, как видно из данного евангельского текста. Но и не делал ничего хорошего… А потому получил ответ: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь.
Какой урок дает нам это изображение богатого и бедного, это описание их жизни и состояния на земле, и их участи тотчас после смерти? Во-первых, тот урок, что богатство и бедность, здравие и болезни, веселье и скорби – все здешнее скоро проходит и исчезает, но дела людей, их пороки и добродетели не умирают, но переходят вместе с ними в вечность, и там или оправдают, или осудят их пред Судьей всех помышлений и дел человеческих, или введут их в рай, или повергнут в бездны ада преисподнего. Здесь стоит отметить, что данный рассказ – вовсе не описание загробного мира с подробностями его устройства, и совсем не в этом его цель. Цель – достучаться до сердец сребролюбцев, живущих исключительно в свое удовольствие, и данными образами пробудить их души от бесчувствия.
В беде и в радости, в здравии и в болезни, в богатстве и в бедности мы должны помнить о том, что эта жизнь – лишь преддверие вечности, и готовить себя к бессмертию. После кончины поздно, безнадежно поздно будет что-то менять и исправлять.
Худший грех евангельского богача – это даже не бездумный его разгул, а равнодушие к страданиям ближнего. Но, как говорится, хороший человек – не профессия.
Христос ожидает от нас не абстрактного прекраснодушия, а конкретных дел, которые явили бы нашу веру и нашу любовь. Сам Он не погнушался соединиться с материей, родиться в хлеву, обедать с блудницами. Этого же Он ожидает и от нас – не самозамыкания, не отгораживания от «чужих проблем», а деятельного участия в жизни тех, кто в нас нуждается.
Так за что же осудил богача Господь? За то, что он делал что-то плохое? Нет, за то, что он не делал хорошего.
Мы, христиане, ходящие в храм, регулярно исповедующиеся и причащающиеся, в целом хорошие люди: не убиваем, почти не воруем, не мешаем другим жить.
Но Господь не сказал: «Не мешай жить другим». Он сказал: «Возлюби ближнего, как самого себя». И любовь наша должна быть деятельной и действенной.
Хороший, поучительный урок всем нынешним безумным умникам, не верующим в существование душ человеческих по смерти. Они тоже желали бы, чтобы почаще мертвые приходили к ним и удостоверяли их в истине того, что сказано в Евангелии, но мертвые не придут к ним уверить их в том, что однажды навсегда изрекла сама вечная Истина – Христос Бог наш, и если хотят переменить свой образ мыслей и жизни и достигнуть вечной жизни, то пусть усердно читают и слушают Евангелие и исполняют написанное в нем.
Любовь друг ко другу и к Отцу Небесному – вот то единственное истинное богатство, которое мы, дети Церкви Христовой, должны неустанно копить и приумножать, которым должны услаждаться в этом мире. Тогда не страшны нам будут скорби, претерпеваемые о Господе, не опасны станут блага земные, используемые для служения ближним и Богу – и примет нас Вселюбящий Творец в обители Свои.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его
Притча сообщает о том, что в жизни человека есть смерть. Богач и Лазарь умерли. Смерть – это разлука души с телом. Это состояние еще называется сном, потому что смерть была упразднена Воскресением Христовым. Христос Своими страданиями, Крестом и Воскресением онтологически уничтожил смерть и дал человеку, живущему в Его Церкви, возможность превзойти ее. То, что смерть является сном, временным состоянием, видно из того, как умирают святые. Все они имеют надежду на Христа, что видно по их нетленным и чудотворным мощам. Бог не создавал смерти. Смерть вторглась в природу, потому что она – плод человеческого греха и удаления от Бога. Существует телесная и душевная смерть. Душевная смерть есть отъятие у души благодати Божией. Телесная – разлучение души с телом. Все люди вкушают страшное таинство смерти, потому что все наследуют тленность и смертность, потому что мы рождаемся для того, чтобы умереть. Смерть – это самое несомненное и неизбежное событие нашей жизни. Даже современные философы-экзистенциалисты говорят, что самым истинным событием является «бытие к смерти». Хотя смерть и является самым вероятным событием, но неизвестны день и час смерти. Никто не знает, когда он умрет. Вопрос в том, чтобы жить правильно, дабы качество смерти определяло к вечной жизни. В тексте притчи говорится: умер нищий, а также умер и богач, и похоронили его. Смерть, таким образом, является величайшим демократом, потому что не делает никаких исключений. Душа Лазаря по выходе своем из тела была принята Ангелами и приведена на лоно Авраама. Это означает, что существуют Ангелы и, конечно, Ангел Хранитель каждого человека, его личный защитник, которые принимают души праведных людей и приводят их к Богу. Напротив, в другой притче говорится, что души нераскаявшихся грешников принимают демоны. Безумный богач услышал глас от Бога: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12:20). Глагол «возьмут» (дословно с греч.: «истяжут» (слав.), «потребуют») намекает на демонов, которые требуют душу грешного человека, чтобы держать ее вечно. Следовательно, в страшный час смерти, когда насильно нарушается гармония души и тела, происходят страшные вещи. Души святых принимают Ангелы, а души грешников – демоны. В учении отцов Церкви говорится о так называемых мытарствах, демонах, воздушных духах, которые стремятся к тому, чтобы вечно удерживать при себе души всех людей. Естественно, души святых, соединившихся со Христом и имеющих печать Всесвятого Духа, не могут подпасть власти демонов. Под мытарствами отцы Церкви понимают ненависть и агрессивную ярость демонов, а также существование страстей, требующих удовлетворения и не находящих его по причине отсутствия тела. Именно это состояние душит человеческую душу, ощущающую страшное недовольство. Это мучение души похоже на то, как один человек находился бы в тюрьме в полном уединении, не имея возможности спать, есть, встретиться с человеком и так далее. Тогда действительно страсти свирепеют. Тот факт, что души людей принимаются как Ангелами, так и демонами, связан с состоянием самих людей. Как говорят отцы, Ангелы и души в сравнении с вещественными телами являются умными духами, но в сравнении с Богом суть нечто вещественное. Поэтому Ангелы называются эфирными существами, они не являются совсем невещественными. Иными словами, душа тварна, создана Богом. Она бессмертна по благодати, потому что бессмертие – дар Божий ей. Все сотворенное имеет начало и конец. Душа, будучи тварной, имеет некое определенное начало, но не имеет конца, потому что так восхотел Бог.
Жизнь после смерти. Герменевтический анализ притчи о богаче и Лазаре.