Философия свободы
«Мне вчера дали свободу.
Что я с ней делать буду?»
Владимир Высоцкий
Проблема свободы — одна из важных и сложных проблем, она волновала многих мыслителей на протяжении многовековой истории человечества. Можно сказать, что это глобальная человеческая проблема, своего рода загадка, которую из века в век пытаются разгадать.
Само понятие свободы очень многогранно, противоречиво и исторически изменчиво.
Говоря о сложности идеи свободы, Гегель писал: «Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы”.
В каждую эпоху проблема свободы ставится и решается по-разному, нередко в противоположных смыслах, в зависимости от характера общественных отношений, от цивилизационного уровня развития, потребностей и исторических задач. В античности свобода — это атрибут природного и космического порядка. В религиозной философии истинная свобода — у Бога. С Нового времени (Спиноза, Гегель, марксизм) свобода рассматривается либо как «познанная необходимость», либо как изначальная автономность человеческой личности (Кант, Ницше, Бердяев). Начиная с Канта, выделяются два аспекта толкования свободы: свобода как «свобода от» и свобода как «свобода для». Первая определяет внешнюю свободу — физическую, экономическую, политическую. Вторая — внутреннюю свободу — интеллектуальную, духовную, нравственную.
Окружающие условия навязывают личности определенные рамки поведения, поэтому об абсолютной свободе можно говорить лишь в случае рассмотрения ее как идеалистического варианта. Предоставление человеку права распоряжаться собственной жизнью превратит наш мир в мир хаоса. Свобода хороша, пока индивид умеряет свои порывы.
Попытаемся проследить границы, рамки и взаимодействие внешней и внутренней свободы более подробно.
Понятие внешней свободы тесно связано с политическим режимом, общественными нормами права. Они образуют некий корсет для внешней свободы. Данная основа и определяет жесткие рамки внешней свободы.
Внутренняя свобода ограничивается лишь собственным сознанием и уровнем развития конкретной личности. Рамки внутренней свободы каждый волен устанавливать сам. Постараемся выделить критерии сравнения внутренней и внешней свободы.
Во-первых, способность влиять и видоизменять данные рамки, то есть свойство гибкости. Внутренняя свобода безгранична, либо имеет некие векторы, но назначенные самим индивидом, в то время как влияние отдельно взятого индивида на политический строй, общий цивилизационный уровень развития значительно меньше, несмотря на исключения из правил в виде харизматичных личностей, количественно уступающих общему числу индивидов.
Так же одним из критериев сравнения может выступать время отклика, то есть реакция на изменяющуюся действительность. В то время как для внешней свободы реакцией на изменения выступают различные законы, постановления и положения (требуется достаточное время для их принятия), внутренняя свобода предоставлена индивиду, т.е. мгновенная реакция на окружающую действительность.
В-третьих, внутренние свободы отдельных индивидов лишены взаимодействия, т.е. существуют независимо, внешние свободы находятся в постоянном взаимодействии. Целью данного взаимодействия является непересечение противоположных интересов индивидов, в противном случае нарушается целостность прав и свобод человека.
Внешняя свобода бюрократична, малоподвижна, скорость изменения — годы, десятилетия.
Внутренняя свобода — эластична, способность мгновенной реакции.
Внутренняя свобода представляет собой нечто постоянно расширяющееся с ярко выраженным вектором.
Одно из поразительных философских открытий — это нежелание человека следовать свободе. Свобода — удел немногих. Большинство людей не желают следовать свободе, не способны на личностный поступок, предпочитают в своей жизни руководствоваться стандартами. Человек согласен на добровольное закабаление, мы предпочитаем подневольность. Американский философ Эрих Фромм описал феномен человеческого поведения — бегство от свободы. Основная идея его книги в том, что свобода, хотя и принесла человеку независимость, но в то же время изолировала его, обострила чувство бессилия и тревоги. Следствие такой изоляции — одиночество.
Если индивид достиг абсолютной свободы в мире, он понимает что для него она обернулась одиночеством. Устранены все многочисленные запреты, зависимости, которые, хотя и ограничивали свободу человека, но делали его близким определенному кругу людей.
В идеальном цивилизованном обществе между внутренней и внешней свободой устанавливается гармония: достоинство общества, народа выражается в личном достоинстве каждого отдельного человека как гражданина, субъекта социальной деятельности. Человек, овладевая силами природы, постигая законы общественного развития, превращается в подлинного творца своего собственного бытия — как внутреннего, так и внешнего. Этим решается проблема определения высших нравственных ценностей, самоцели существования и смысла жизни.
Задание 6
Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:2
«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом». «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия»…2
а)Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?…2
б)Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?…3
в)Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?…4
— Согласны ли Вы с позицией С.Л. Франка о различии между верой и неверием?…6
«Различие между верой и неверием не есть различие между двумя противоположными по своему содержанию суждениями: оно лишь различие между более широким и более узким горизонтом. Верующий отличается от неверующего не так, как человек, который видит белое, отличается от человека, который на том же месте видит чёрное; он отличается так, как человек с острым зрением — от близорукого или музыкальный человек от немузыкального».6
— Почему, с точки зрения Н.А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы: «Свобода совести — и прежде всего религиозной совести — предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает… В коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Индивидуальный человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство…»…7
Список литературы…9
Евангелие Иисуса Христа – совершенный закон свободы. Оно предназначено привести человека к высшей степени славы и возвысить его в присутствие нашего Небесного Отца, «у Которого нет изменения и ни тени перемены” (Иакова 1:17)15.
Мы верим, что воля Бога состоит в возвышении людей, что послушание Евангелию Иисуса Христа приносит самую великую степень свободы, какой только может обладать человек. Не существует в мире какой-либо свободы, которой бы люди могли наслаждаться или делать вид, что наслаждаются, и которая не была бы основана на воле и законе Божьих и не имела бы истины в качестве своего основополагающего и фундаментального принципа. Именно ошибка превращает людей в рабов. Именно неправда разрушает человечество. Именно ошибка и отсутствие знания законов Божьих и воли Божьей уподобляют людей мира животным, ибо у них отсутствуют высшие инстинкты, высшие принципы, высшие стимулы, высшие стремления, высшие по сравнению с животным миром, если нет у них определенного вдохновения, приходящего из высшего по сравнению с человеком источника16.
Только повиновением законам Божьим люди могут подняться над мелкими пристрастиями смертной жизни и ощутить ту широту привязанности, то милосердие и любовь, которые оживляют сердца и стремления детей человеческих17.
Братья и сестры, давайте будем свободными. Я утверждаю – и думаю, что имею на это право, – что я свободный человек, если соблюдаю заповеди Бога. Если же я совершаю зло, то нахожусь в рабстве этого зла. Если я совершаю грех, то нахожусь в рабстве этого греха. Если я грешу против законов Божьих, то я ответствен перед Господом. Но я утверждаю: в том, что касается свободы, свободы слова, свободы воли, свободы действий – всего, что присуще свободному человеку среди людей, – я не думаю, что есть на Земле кто-либо свободнее меня. Конечно же, я могу совершить грех, если того захочу. У меня столько же свободы совершить грех, как и у любого другого человека. Ни у кого нет права совершить грех, но все люди имеют свободу совершить его, если захотят. Бог дал им свободу воли. Проявляю ли я мужество, совершая грех и имея свободу поступить так? Я свободен пойти в бар и, если захочу, пить спиртное или отправиться в игорный дом и предаться азартным играм. Я так же свободен в отношении всего этого, как и любой человек, живущий на Земле. Но в тот самый момент, когда я совершаю подобное, я становлюсь рабом беззакония. С другой стороны, если я не виновен в посещении баров, в игре в карты или другие азартные игры или в других преступлениях, то я неповинен в них – и пока что свободный человек. Истина сделала меня свободным в отношении этого18.
Мы не проповедуем Евангелие страха. Мы не стремимся устрашать души людей. Мы не просим человека быть праведным из-за страха перед ужасами проклятых. Мы не хотим, чтобы вы были добрыми из боязни подвергнуться наказаниям нечестивых. Мы не хотим, чтобы вы делали то, что правильно, из-за того наказания, которое сопутствует неверным деяниям. Мы хотим, чтобы вы выбрали то, что правильно, потому, что это правильно, и потому, что ваше сердце любит то, что правильно, и потому, что это – лучше всего другого. Мы хотим, чтобы вы были честными не просто потому, что это лучшая политика, но и потому, что, поступая так, вы почитаете Бога и претворяете Его цели в вашей жизни, ибо «честный человек” – это старая и, возможно, банальная мысль – «является самым благородным произведением Бога”. Мы хотим быть честными, потому что любим Бога, и мы не можем быть Святыми Бога, не будучи такими. Мы должны быть хорошими, потому что нам нравится быть хорошими, а не потому, что мы боимся последствий зла19.
Господь не принимает от людей иного послушания, кроме того, которое они проявляют с удовольствием и радостью в сердце, ибо это – все, чего желают Его слуги. Это послушание нам следует проявлять, а если мы не проявляем его, то пребываем под осуждением20.
(Иисус Христос) не только обладал разумом, но и использовал этот разум, совершая добро и освобождая людей от ошибок мира и злых традиций отцов. Он провозгласил словом истины и здравомыслия: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными” (от Иоанна 8:31–32). Ни один человек не подобен Богу, не будучи свободным. Бог свободен. Почему? Потому что у Него есть вся праведность, вся сила и вся мудрость. Он также обладает свободой воли, и она проявляется в совершении добра, а не зла. Так что ни один человек не может быть подобен Ему, пока не сможет подчиниться тому, что праведно, чисто и хорошо, и пока не сможет оставить ошибки и грех и преодолеть себя…
Те, кто податлив и покорен воле Бога, являют величайшую мудрость среди всех людей. Те, кто выставляют свое мнение против желаний и целей Господа, те находятся дальше всех от Бога. Хотя, может быть, они и созданы и выглядят по образу и подобию Отца, но все же не похожи на Сына до тех пор, пока не смогут сказать в своем сердце: «Отче! Не Моя воля, но Твоя да будет” (от Луки 22:42). Это – воля Господа, чтобы мы обладали этим духом и понимали эту истину. Это правда, что у нас есть только один Бог, Отец, и что все люди должны будут подчиниться Ему, и от них требуется повиновение Его заповедям, чтобы они стали свободными и истинными учениками Христа21.