Светлана Романькова
Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»
Цель: нравственное воспитание подростков.
Задачи:
— познакомить воспитанников с понятием «нравственность» и четырьмя основными правилами нравственного воспитания;
-формировать потребности и мотивы нравственного поведения подростков;
— развивать умение детей дискутировать и высказывать свою точку зрения;
— воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
1. Определение понятия «нравственность» и её роли в жизни современного человека.
Обычно в семье и в школе на первое место ставится изучение основ наук, а наука о том, как стать человеком, то есть как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным, — всё это считается приходящим как бы само собой, без специального обучения и воспитания. Поэтому до сих пор нет ни специальной науки, ни учебного плана по изучению и усвоению нравственных категорий и норм поведения. Изучением и усвоением нравственных категорий и норм поведения мы с вами и будем заниматься.
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями».
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И.мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль» (латинское mores-нравы)- это нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения.
В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни; его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.
В Советской детской энциклопедии под нравственностью подразумевается совокупность исторически изменяющихся принципов, правил и норм, регулирующих поведение людей.
В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.
Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого человека, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственность играет роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм, оценок, идеалов она регулирует поведение людей.
Аристотель писал, что человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Как вы думаете, почему?
Как вы считаете, ребята, использование законов и правил нравственного поведения нужны человеку меньше, чем знание физики или истории?
2. Выделение и обсуждение основных понятий,связанных с темой занятия:
— добросовестность, доброжелательность;
— добро, сочувствие;
— честь, достоинство, патриотизм;
— законопослушность.
3. Обсуждение с детьми четырёх основных правил нравственного воспитания.
Правило первое. Не делай другому того, чего не желаешь себе. Это правило создаёт условия для творения благородных, благоразумных, благочестивых, благовоспитанных или добродетельных, добропорядочных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков.
Правило второе. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи. В соответствии с этим правилом человек учится сопереживать, ставить себя на месть другого, чужое горе переживать как своё собственное. Такой великодушный поступок гарантирует такое же отношение, когда сам будешь нуждаться в сочувствии и благотворительности.
Правило третье. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Данное нравственное правило поможет вам любить свою Родину, свой народ; оно направлено на внедрение в сознание чувства гордости за принадлежность именно к этой стране, независимо от её экономического или другого положения. Нам должны быть присущи чувства чести и достоинства. Следует обратить внимание детей на то, что через соблюдение этого правила, они вырастут патриотами, готовыми защищать своё Отечество при любых условиях.
Правило четвёртое. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка. Не соблюдая этого правила, человек неминуемо однажды станет перед законом и разрушит свою судьбу.
4. Разыгрывание ситуаций, похожих на те, что происходили с детьми в школе, дома.
1) А. дразнит Д., зная, что ему это очень не нравится. Д. срывается и начинает кричать в ответ. Мимо проходит С. Видя кричащего Д., он его толкает, требуя замолчать. Ребята, вы узнаёте себя в этой ситуации? Попробуйте достойно из неё выйти. Кто и когда здесь поступил неправильно? Какое правило можно использовать для разрешения этой ситуации?
2) В школе вы с одноклассником нашли деньги. Никто этого не видел. Ваши действия. Почему вы поступите именно так?
3) Всем ребятам предстоит служба в армии. Скажите, все ли вы хотите служить и защищать своё Отечество? Кто не хочет идти в армию?Попробуйте отстоять свою точку зрения: служить или не служить.
(Количество ситуаций может быть различным). Далее подростки делятся на пары и предлагают ситуации друг для друга.
5. Рефлексия. Предлагаю воспитанникам записать четыре основных правила нравственного воспитанияи высказывают свою точку зрения по вопросу: что понравилось и что не понравилось на этом занятии, что нового и полезного они узнали для себя.
6. Подведение итогов занятия.
20 октября 2020 года настоятель храма Святой Троицы с. Поддорье иерей Николай (Иванов) стал гостем у четвероклассников Поддорской школы. Он познакомил детей со Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, ответил на вопросы учеников, а дети поздравили батюшку Николая с днем рождения, поблагодарили его за любовь и доброту и пожелали отцу Николаю многая и благая лета!
1 сентября 2020 года настоятель храма Святой Троицы с. Поддорье иерей Николай был почетным гостем школы села Поддорье. Сначала батюшка поздравил учеников 1 и 11 классов на праздничной линейке, посвященной Дню знаний, Году Памяти и Славы и началу 2020 — 2021 учебному году. Затем батюшка выступил на классных часах: «Всероссийский открытый урок » «ОБЖ» и «Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы — 75 — летию Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов» перед учениками 7 и 9 классов Поддорской школы ,в ходе беседы священник объяснил детям значимость обучения , о необходимости трудиться всегда, пожелал всем ребятам и педагогам здоровья и хороших результатов в обучении. В конце мероприятия отец Николай дал обущающимся наказ: преодолевать все трудности, беречь своё здоровье и не падать духом.
3 февраля 2020 года учащиеся 4 класса Поддорской школы с большой радостью посетили храм Святой Троицы с. с. Поддорье, чтобы узнать , что такое храм, как он устроен, для чего его нужно посещать, как себя вести в православном храме. А в конце экскурсии ребята поднялись на клирос, затем учащиеся поблагодарили настоятеля храма иерея Николая Иванова за интересную и нужную встречу.
14 января ученики воскресной школы побывали в гостях у воспитанников детского сада «Колобок» с. Поддорье. Встреча прошла радостно: дети обменялись музыкальным приветствием, а затем водили хороводы и играли. Ученики рассказали малышам (в сценке) о том, почему на Рождество украшают ёлку. Не обошлось, конечно же, без подарков, которые батюшка раздал всем детям.
12 января 2020 года учащиеся воскресной школы поздравили с Рождеством Христовом не только пациентов Поддорской ЦРБ, но и персонал. Ребята выступили с концертом, подготовленным с матушкой Татьяной, подарили подарки, сделанные своими руками на занятиях в воскресной школе. Вместе с батюшкой Николаем пропели тропарь и кондак праздника Рождества.
9 декабря 2019 года иерей Николай (Иванов) встретился с учениками 4 класса Поддорской школы, в процессе беседы ребята узнали, кто такие христиане, что такое Библия и что такое Евангелие, кто такие пророки. После интересного разговора с батюшкой дети получили ответы на интересующие их вопросы.
20 июня 2019 года воспитанники лагеря дневного пребывания при школе с. Поддорье посетили храм Святой Троицы с. Поддорье, где ребята узнали об устройстве храма, как правильно себя вести в нем. А также дети познакомились с житием Сергия Радонежского, и о том, что нужно молиться этому святому, чтобы лучше учиться.
16 апреля 2019 года священник Николай (Иванов ) встретился с педагогами Поддорской школы. В ходе беседы «Человек как непрочитанная книга» батюшке было задано много вопросов, на которые иерей Николай с удовольствием ответил.
На уроке ОПК у четвероклассников исполняющий обязанности настоятеля храма Святой Троицы иерей Николай рассказал детям о Таинстве Причастия, Крещения, что такое Литургия, церковное Таинство. В конце беседы ребята побеседовали с батюшкой о жизни христианина.
10 января 2019 года ученики 4 класса Поддорской школы урок по теме «Храм» по ОПК провели в православном храме Святой Троицы с. Поддорье. Священник Николай рассказал ребятам , что люди делают в храмах, как он устроен. В конце урока дети поставили свечи ( по своему желанию), поблагодарили иерея Николая за познавательную беседу.
В МАОУ «СОШ с. Поддорье» прошло интегрированное мероприятие «Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» ( учитель Краснова Елена Павловна).
На уроке учащиеся рассмотрели нравственные проблемы, поставленные в повести, выясняли значение евангельской притчи «Возвращение блудного сына» в произведении.
В заключение мероприятия выступила Любовь Васильеважурналист районной газеты «Заря», которая рассказала, о чём сожалеют старики, проживающие в Доме ветеранов. Отец Николай подвел итог значения библейской притчи. А ребята сделали вывод: если совершил проступок, надо обязательно покаяться.
На уроке присутствовали гости: администрация школы, учителя, отец Николай, Любовь Васильева и родители.
12 апреля 2018 года учащиеся 6 класса Поддорской школы с чувством радости и волнения встретились с отцом Николаем в храме Святой Троицы. Дети давно ждали этого момента, чтобы опять побывать на колокольне храма и собственноручно издать колокольный звон. Но сначала с помощью священника ребята вспомнили о значении Пасхи, колокольного звона и колоколах в жизни христианина.
11 апреля 2018 года учеников 4 класса Поддорской школы встретил иерей Николай в храме Святой Троицы. Священник рассказал детям о Пасхе, колоколах и колокольных звонах. Ребята впервые звонили в колокола, а ещё дети были были удивлены видом на родное село , который им открывался с колокольни.
30 января 2018 года учащиеся 4 класса Поддорской школы посетили храм Святой Троицы. Отец Николай (Иванов) рассказал ребятам, как устроен православный храм, что люди делают в храмах. Некоторые ученики впервые пришли в церковь, поэтому много вопросов было задано батюшке.
23 января 2018 года Иерей Николай, священник храма Св. Троицы с. Поддорье, на открытом уроке по литературе в 9 а классе Поддорской школы помогал детям разобраться в философских вопросах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. А затем батюшка ответил на вопросы детей и гостей урока.
23 января 2018 года Иерей Николай (Иванов), священник храма Св. Троицы с. Поддорье, встретился с учениками 4 класса школы с. Поддорье. На уроке батюшка рассказал ученикам о крещении Руси, почему её называют Святая Русь, какое имя и почему народ дал князю Владимиру. И, как всегда, ответил на многочисленные вопросы детей.
24 ноября 2017 года иерей Николай (Иванов) на уроке литературы в 7 классе МАОУ «СОШ с. Поддорье»принял участие в обсуждении повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Священник рассказал притчу о блудном сыне, притчу о красках и другие. Вместе с учениками рассуждали о нравственности , об отношениях детей и родителей; как научиться радоваться, любить.
23 ноября 2017 года иерей Николай, священник храма Святой Троицы, и Краснова Е.П., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ с. Поддорье» приняли участие в v районном научно — педагогическом форуме «Школа. Церковь. Сообщество: совместные пути решения проблем» г. Старая Русса.
10 октября 2017 года отец Николай встретился с четвероклассниками Поддорской школы, священник храма Святой Троицы познакомил учеников с Библией и Евангелием. В заключение мероприятия иерей Николай ответил на многочисленные вопросы детей.
29 сентября 2017 года отец Николай (Иванов), священник храма Святой Троицы с. Поддорье, был гостем у обучающихся 9а класса МАОУ «СОШ с.Поддорье». На интегрированном уроке ребята под руководством священника рассуждали о том, как стать счастливыми, в чем смысл жизни, интерпретировали притчу о мудрости, и в заключение мероприятия иерей Николай ответил на вопросы детей.
Международный день мира отмечается 21 сентября как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. К этому празднику отец Николай(Иванов), священник храма Святой Троицы с. Поддорье, и работник районной библиотеки(Александрова В. Г. в 7 классе МАОУ»СОШ с. ПОддорье» провели интегрированный урок «В мире и согласии». Слово «мир» имеет несколько значений. Об этом и рассуждали ученики и гости мероприятия. Затем иерей Николай ответил на вопросы ребят.
(0)
27 апреля 2017 года воспитанники детского сада «Колобок» пришли на праздник Светлой Пасхи в храм Святой троицы. Отец Николай поздравил всех с праздником, а затем малышам был показан концерт, подготовленный учениками воскресной школы во главе с матушкой Татьяной. Гости отгадывали пасхальные загадки, а потом малыши с удовольствием катали яйца, выигрывали призы и получали подарки от священника Николая.
21 апреля 2017 года отец Николай стал участником проекта «Пасха». Священник рассказал ученикам 9б класса Поддорской школы о Пасхе, её традициях, символах, играх, Затем все дружно приняли участие в играх с пасхальными яйцами. Закончилось мероприятие чаепитием с Пасхальными символами: пасхой, которую ребята приготовили своими руками, крашенками, куличом и ватрушками.
(0)
19 апреля 2017 года ученики 5 и 8а класса пришли в церковь Святой Троицы, чтобы подняться на колокольню храма и , следуя Пасхальной традиции, «звонить во все колокола». С чувством радости и удовлетворения ребята спустились в храм, где отец Николай рассказал школьникам об устройстве церкви, иконах, о православных ценностях.
18 апреля 2017 года ученики Поддорской школы посетили храм Святой Троицы. Их встретил диакон Алексей, сначала он рассказал ребятам о колоколах и колокольных звонах. Затем дети поднялись на колокольню и по Пасхальной традиции звонили в колокола. С чувством радости и счастья ребята уходили домой.
17 марта 2017 года отец Николай встретился с учениками 9б класса МАОУ «СОШ с. Поддорье» . Батюшка рассказал детям о православных книгах, о роли данной литературы в жизни христианина. В конце беседы батюшка ответил на многочисленные вопросы ребят.
16 марта 2017 года в МАОУ «СОШ с. Поддорье» отец Николай встретился с учениками 6 класса. Батюшка рассказал детям о православных книгах, о жанрах данной литературы.В конце беседы батюшка ответил на многочисленные вопросы ребят.
16 марта 2017 года в МАОУ «СОШ с. Поддорье» для старшеклассников прошёл кинолекторий, посвященный формированию семейных ценностей. Ребятам было предложено посмотреть советский кинофильм «Однажды двадцать лет спустя», посвящённый судьбе многодетной матери Надежды Кругловой на фоне встречи её одноклассников (в главной роли Наталья Гундарева). После просмотра фильма отец Николай и Кузьмина Елена Геннадьевна, заведующая отделом ЗАГСа Поддорского муниципального района приняли участие в обсуждении кинофильма.
2 февраля 2017 года пятиклассники школы с. Поддорье пришли в храм Святой Троицы с. Поддорье, здесь иерей Николай рассказал ребятам о значении храма в жизни христианина, ответил на вопросы детей, касающихся православного человека.
13. 01.17 г. дети нашей воскресной школы встретились с воспитанниками детского сада «Колобок» на Рождественском утреннике. дети пели песни, читали стихи, отгадывали загадки о Рождестве Христовом, играли в игры. никто не остался без подарка и приза. Встреча была радостна, а расставание долгим.
13 января 2017 года иерей Николай был приглашен на интегрированное мероприятие в 9б класс школы с. Поддорье: «Уроки истории. Память о прошлом». Священник рассказал детям о гонениях на Русскую Церковь в прошлом столетии, о самом страшном в этом времени – репрессиях: тысячи церковнослужителей были расстреляны, арестованы и сосланы в лагеря.
21 декабря 2016 года иерей Николай, священник храма Святой Троицы с. Поддорье, встретил детей 4 класса МАОУ «СОШ с. Поддорье» у ограды церкви. Он рассказал ребятам о строении храма, об иконах; как должен вести себя христианин в Божьем доме, затем батюшка ответил на многочисленные вопросы детей.
16 ноября в средней школе нашего села прошла акция «День призывника». Отца Николая пригласили встретиться со старшеклассниками (9 — 11 кл.) Тема беседы: «Есть такая профессия — Родину защищать». Батюшка рассказал детям о службе подводников и о том, как сам стал военным.
9 ноября 2016 года иерей Николай встретился с учащимися МАОУ «СОШ с. Поддорье», священника пригласили ученики 4 и 5 классов. Батюшка рассказал детям, что значит быть христианином; о Христе и кресте и о других православных святынях. У ребят накопилось много вопросов, поэтому они долго не отпускали отца Николая. Такие встречи положительно влияют на формирование мировоззрения молодого поколения.
20 октября 2016 года обучающиеся воскресной и образовательной школы поздравили священника Николая с днем рождения. Дорогой наш Батюшка! С днем рождения Вас! Дай Вам Бог сил в вашем нелегком труде, душевного спокойствия и духовного возрастания! Многая лета!
19 октября 2016 года иерей Николай, священник храма Святой Троицы, встретился с обучающимися Поддорской школы. Батюшка беседовал с детьми о смысле жизни, о значимости изучения школьных дисциплин и др. , в конце встречи он ответил на интересующие ребят вопросы.
Новый учебный 2016 год начался с закладки школьного сада учениками воскресной и общеобразовательной школы под руководством учителей. Успехов всем в сотрудничестве.
В апреле традиционно прошла педагогическая конференция «Школа, семья и церковь. Вопросы сотрудничества и взаимодействия».
В 8б и 11 классах прошло интегрированное занятие по теме «Христианская семья», на которое был приглашен иерей Николай, священник храма Святой Троицы с. Поддорье. В ходе занятия обсуждались вопросы создания и сохранения семьи, проблемы дома на примере произведения А. Платонова «Возвращение». В процессе урока отец Николай ответил на вопросы ребят.
11 марта 2016 года иерей Николай встретился с воспитанниками детского сада «Колобок». Он рассказал ребятам о масленичной неделе, о Прощеном воскресенье, а также ответил на вопросы детей.
2 марта 2016 года ученики 5 класса средней школы с. Поддорье» посетили свой приходской храм «Святой Троицы». Отец Николай встретил детей на паперти и рассказал ребятам, как устроен православный храм снаружи и внутри, и о правилах поведения в нем, после этого, ответил на вопросы детей, которые возникли у ребят в процессе беседы.
29 января 2016 года в 8б классе МАОУ»СОШ с. Поддорье» прошел открытый интегрированный урок по теме «Живи и процветай, наш край». Отец Николай был почетным гостем на этом мероприятии, в процессе урока он поделился своими мыслями и чувствами о любви к родному краю.
Воспитанники детского сада «Колобок», придерживаясь традиций отцов, пригласили к себе в гости отца Николая , священника храма Св. Троицы, который рассказал детям о празднике Крещения Господня и о крещенской воде. Отец Николай пришел в гости к детям с подарками и святой водой.
15 января 2016 года ученики воскресной школы поздравили малышей из детского сада «Колобок» Рождественскими песнями и стихами, атак же Рождественской сказкой. Дети пригласили батюшку в гости на Крещение Господне.
20 октября 2015 года ученики 5 и 8 классов МАОУ «СОШ с. Поддорье» поздравили отца Николая с Днём рождения, пожелали ему многая и благая лета, а потом иерей Николай ответил на вопросы детей.
18 июня 2015 года отец Николай встретился с детьми лагеря дневного пребывания при Поддорской школе. Дети задали ему свои вопросы.
Во вторник светлой седьмицы учащиеся 3 -4 классов МАОУ «СОШ с. Поддорье» посетили храм с. Поддорье. Сначала отец Николай рассказал детям , как вести себя в храме, как правильно ставить свечи, а затем все вместе поднялись на колокольню. Там священник показал детям, как звонить в колокола, каждый из ребят попробовал себя в качестве звонаря. Ребят очень удивил колокольный звон, особенно его сила звука.
15 января о. Николай встретился с воспитанниками детского сада «Колобок». Говорили о «Рождестве», «новом годе» и Святой Воде; Водили хоровод у ёлки. Больше всего всем понравилось «кропило». Пригласили батюшку ещё в гости, но обязательно со Святой Водой.
В день «Православной книги» ученики восьмого класса посетили районную библиотеку. Отец Николай познакомил ребят с богослужебными книгами.
Классные часы такого вида наиболее популярны среди старшеклассников, поскольку проходят в более свободной форме, предлагают общение между одноклассниками и взаимодействие друг с другом. Ученики имеют возможность в неформальной обстановке лучше узнать друг друга, улучшить свои взаимоотношения.
Тематические беседы, встречи и брифинги помогают ученикам решать собственные психологические и социальные проблемы, а также участвовать в обсуждении событий, происходящих в повседневной жизни. Старшеклассники учатся не только мыслить, но и выражать свои мысли словами.
Содержание
Тематические встречи для старшеклассников
На тематические встречи обычно приглашается человек, который достиг определенных успехов в той или иной деятельности, утвердился как личность в какой- либо области — науке, искусстве, труде и т. д. Эти люди должны быть интересны для подростков. Выбор человека для встречи с учениками также определяется темой классного часа. Они могут быть очень разными: «Компьютерные игры — уход от реальности», «Аборты и предохранение», «Терроризм в нашей жизни» и т. д.
Тематические беседы для старшеклассников
На тематических беседах рассматриваются или обсуждаются актуальные для школьников вопросы, касающиеся их нравственного, этического, эстетического воспитания, а также охватывающие психологические проблемы, присущие школьникам их возраста. На таких классных часах часто используются реальные примеры из жизни.
Основное усилие преподавателя должно быть направлено на организацию общения. От этого зависит эффективность бесед. Если школьникам будет скучно и неинтересно, они ничего не возьмут для себя из проведенных встреч, воспитательные цели не будут достигнуты.
В общении должно происходить осмысление школьниками собственных качеств, ситуаций, проблем, а также размышление и самостоятельный поиск решений. Классный руководитель должен проанализировать нравственную ситуацию в классе, чтобы понять, разбор каких тем действительно интересен и необходим для учеников.
Беседы со старшими школьниками не должны носить слишком назидательный характер. Чтобы ученики захотели внутренне измениться, они должны сами прийти к мысли о необходимости таких изменений и самостоятельно принять решение. Жесткое навязывание этических и нравственных норм со стороны преподавателя может вызвать реакцию сопротивления и привести к противоположным результатам. К вечным истинам надо подводить ребят путем совместного размышления о смысле жизни, истине и т. п. Школьники должны научиться сами решать возникающие в их жизни проблемы.
Тематические беседы могут проходить в виде:
1) дискуссий;
2) этических бесед;
3) тренингов.
Дискуссии. Дискуссия представляет собой публичное обсуждение какого-нибудь спорного вопроса, проблемы. При этом каждая сторона должна аргументировать свою позицию.
Дискуссии являются наиболее популярной формой общения среди старшеклассников. Здесь удовлетворяются основные потребности молодых людей — потребность в общении и в признании. Непринужденная обстановка дискуссий позволяет свободно высказывать свое мнение любому участнику.
В дискуссии на заданную тему у классного руководителя должна быть своя собственная позиция. Он тоже должен подготовить аргументы по ее защите, а также изучить другие позиции. Во время дискуссии учитель преподносит свою позицию в качестве одной из возможных. При этом он может донести свое мнение до учеников, никак не навязывая его. Школьники как бы сами открывают истину.
Несмотря на то, что дискуссия проходит в более свободной форме и непринужденной обстановке, она требует от преподавателя тщательной подготовки. Эффективность обсуждения редко свойственна спонтанным рассуждениям. Преподаватель должен твердо знать материал, но при этом не надо чрезмерно полагаться на свои силы.
Цель дискуссии — побудить старшеклассников серьезно задуматься о существующих проблемах. При этом классный руководитель не обязан знать ответы на все вопросы или обладать всей информацией по данной теме. Он вправе сказать: «На этот вопрос я не могу сейчас ответить. Позвольте, я отвечу позже».
Чтобы оценить эффективность дискуссии, можно задать себе следующие вопросы:
■ Все ли ученики принимали участие в дискуссии?
■ На что дискуссия была больше похожа: беседу, обсуждение или просто лекцию?
■ Не пытался ли кто-либо из учеников занять место ведущего во время обсуждения темы?
■ Привела ли дискуссия учеников к более глубокому пониманию обсуждаемой проблемы или рассматриваемой темы?
■ Нужны ли были вопросы для направления дискуссии?
■ Удалось ли придерживаться темы во время обсуждения?
■ Удалось ли подвести итоги и сделать нужные выводы? Во время дискуссии преподаватель должен как можно меньше высказываться сам, предоставив как можно больше говорить ученикам. Дискуссии бывают:
1) контролируемые;
2) неконтролируемые;
3) дискуссии экспертов;
4) дискуссии между коллективами.
Контролируемые дискуссии. Весь класс делится на группы по 3-5 человек. В каждой группе выбираются руководитель и секретарь. Всем предлагается какая-либо тема, по которой ребята дискутируют внутри группы в течение 10-15 мин и записывают свои выводы, предложения, затем секретари групп зачитывают эти списки перед всем классом.
Неконтролируемые дискуссии. Класс делится на группы из 8 человек. Задается тема дискуссии, которую обсуждают в течение нескольких минут. При этом участникам не надо делать каких-то выводов или выводить какие-либо принципы. Но они могут делиться своими творческими идеями или предложениями. Группа принимает их без комментариев, составляя списки высказанных идей. Затем эти списки секретари групп представляют на обсуждение и для оценки всему классу.
Дискуссии экспертов. Для такой дискуссии из числа учеников выбираются «эксперты», которые затем обсуждают заданную тему. Остальные ребята внимательно слушают. Желательно, чтобы все члены группы «экспертов» принимали участие в дискуссии. Они должны хорошо подготовиться, чтобы общение получилось интересным и познавательным для слушателей.
Дискуссии между коллективами. Классный руководитель объявляет тему дискуссии и делит класс на две группы, одна из которых поддерживает высказанную мысль, а другая противоречит ей. Можно, чтобы школьники сами выбрали сторону, которая им больше импонирует. По два или три человека с каждой стороны начинают дискутировать. Остальные школьники тоже могут участвовать в обсуждении темы, выражая свое одобрение, задавая вопросы, подвергая ответы сомнению.
Через некоторое время ученики, чье мнение в ходе рассуждений изменилось, могут пересесть на сторону оппонентов. Побеждает та команда, на чьей стороне окажется больше учеников.
В помощь преподавателю
На классном часе можно соединить разные виды дискуссий, например разделить класс на группы и дать им на обсуждение разные фрагменты одной темы. После чего секретари представляют выводы, сделанные их группой. Затем группа «экспертов», избранная заранее и не участвовавшая в обсуждении в группах, должна высказать противоположное мнение (не обязательно собственное), хорошо его обосновав.
Когда дискуссия будет окончена, можно представить школьникам какую-нибудь конкретную жизненную ситуацию, которая может случиться с ними. Учитель предлагает обсудить пути решения возникшей проблемы с помощью выводов, которые старшеклассники сделали в ходе дискуссии.
Этические беседы. На классных часах в виде этических бесед проводится обсуждение поступков сверстников для того, чтобы прийти к определенным нравственным убеждениям, правилам поведения, жизненным принципам. Для этических бесед используются примеры из повседневной жизни, школьных событий, а также художественных произведений, публицистики и т. д. Схема проведения этических бесед:
1) сообщение о происшествии, взятом из реальной жизни или из художественного произведения;
2) объяснение произошедшего и анализ обстановки, поведения, причин и следствий (при этом необходимо вовлекать в обсуждение школьников);
3) обобщение всей полученной информации;
4) вывод нравственного принципа, правила поведения и т. п.;
5) обсуждение путей применения сделанных выводов;
6) оценка собственного поведения в свете вновь приобретенных нравственных понятий, принципов.
Тренинги. Учащиеся имеют возможность обыграть проблемную ситуацию, т. е. вжиться в роль и таким образом попытаться найти решение. Тренинг помогает приобрести практический опыт реакции, поведения и переживаний.
Школьники учатся в процессе общения со своими сверстниками. При этом они пробуют анализировать обыгранную и пережитую ситуацию, понимать причины того или иного поведения других учеников, познавать себя и своих одноклассников, черты характера. Большим плюсом тренингов является возможность обсуждения возникших вопросов и проблем в коллективе. Обыгрывание ситуаций позволяет на практике закрепить усвоенные принципы и правила.
Тематические брифинги для учащихсая старших классов
Брифинг проходит в виде пресс-конференции. В данном случае на классный час приглашаются эксперты, которые отвечают на вопросы школьников по заданной теме. Обычно на пресс-конференции какая-нибудь известная личность дает комментарии по поводу произошедшего события, а потом отвечает на вопросы прессы. В брифинге первая часть опущена, т. е. сразу следуют вопросы и ответы.
Подготовка тематического брифинга. В первую очередь необходимо определиться с темой. Она должна быть актуальной и интересной. При этом ставятся цели брифинга — чему должны научиться школьники, какие сделать выводы.
В соответствии с темой на брифинг приглашаются люди, которые смогут отвечать на вопросы в качестве экспертов. Необходимо заранее договориться о посещении ими классного часа, а за день желательно еще раз обзвонить приглашенных людей. Время и место проведения классного часа обговариваются вместе с гостями. Продолжительность такого общения не должна быть более 30 мин.
За неделю до тематического брифинга необходимо раздать пресс-релизы, в которых указываются тема, план, информация о приглашенных гостях и основные направления беседы. Школьники должны подготовить вопросы, которые классный руководитель затем отдает приглашенным экспертам, чтобы те могли подготовить ответы.
В помощь преподавателю
Во время проведения встреч, бесед, брифингов могут возникнуть некоторые трудности. Как справляться в сложных ситуациях, направляя общение в нужное русло?
Некоторые ученики все время говорят, не давая высказаться другим. В этом случае можно периодически задавать вопрос: «А что думают по этому поводу другие?» Во внеурочное время преподаватель может поговорить со слишком активными учениками наедине и объяснить им важность того, чтобы в беседе участвовали не только они, но и другие их одноклассники.
В беседе школьники уклонились от темы. Можно сказать примерно следующее: «Все, что вы сказали, очень интересно, но мне кажется, мы уклонились от темы. Давайте рассмотрим этот вопрос позже в свободное время, а сейчас вернемся к нашей теме». Еще одним способом является стимулирующий вопрос, который возобновит у ребят интерес к изначальной теме.
Некоторые ученики мешают проведению дискуссии. В этой ситуации не следует срываться на проблемных учениках. Необходимо учитывать, что могут быть причины подобного поведения. Надо постараться выяснить, что это за причины. Для этого необходимо понаблюдать за учеником и попробовать выяснить, что стало причиной возникшей с ним проблемы, как можно ее решить и как следует поступить в первую очередь. Можно посоветоваться с другими педагогами по этому поводу.
Дискуссия стала непредсказуемой. Такая проблема вполне может возникнуть, поскольку ответы школьников не всегда можно предугадать. Они могут легко увлечься не тем аспектом освещаемой темы и начать развивать свои мысли в этом направлении. В такой ситуации необходимо уметь вовремя менять акцент беседы.
Если вопрос, предложенный для обсуждения, не увлек школьников, необходимо иметь в запасе несколько других вопросов, удовлетворяющих основным целям дискуссии.
Рекомендуем посмотреть:
Структура тематического классного часа. Методика проведения тематического классного часа
Что такое тематический классный час
Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов
Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов
Тематический классный час. Основные составляющие тематического классного часа
В первые осенние месяцы начала учебного года священнослужители Приозерского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы -настоятель протоиерей Димитрий Звездилин и служащий священник иерей Олег Каратаев – успели потрудиться на ниве духовно-нравственного воспитания школьников Приозерских школ.
Тесно сотрудничая с администрацией, Комитетом образования и школами города, священники регулярно посещают классные часы, уроки Основ православной культуры, русского языка и литературы разных классов, на которых у школьников есть возможность услышать пастырское слово о Евангельских истинах, задать вопросы на самые наболевшие темы.
В наступившем 2019-2020 учебном году настоятель Приозерского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Димитрий Звездилин проводит в школах города Приозерска цикл занятий с учащимися 5-11 классов на тему «Православие, духовно-нравственные ценности и русская литература».
Комитет образования Приозерского муниципального района одобрил представленные отцом Димитрием на рассмотрение темы будущих бесед. В школы города был разослан примерный график проведения бесед на весь учебный год. Батюшка уже провел несколько занятий с учащимися СОШ №1 и № 5, на которых дети имели возможность услышать пастырское слово о Евангельских истинах, которые преломляются в русской классической литературе, задать вопросы на самые наболевшие темы.
Беседы со школьниками Приозерских школ проводит также служащий священник собора иерей Олег Каратаев, который провел около 10 занятий в СОШ № 4. Также духовенство регулярно посещает Приозерский политехнический колледж, где проводит беседы с молодежью.