— Батюшка, у меня нет духовного отца…
— А для чего он вам нужен?
В ответ — молчание.
Священник Михаил Немнонов
Исповедь — один из первых шагов, который мы делаем, находясь в Церкви. Сознательная церковная жизнь начинается с подробной исповеди в прежних грехах. Мы каемся перед Святым Причащением, а также независимо от того, причащаемся ли, когда наша совесть нас обличает. Однако, чтобы не лишить себя плодов исповеди, важно помнить, для чего она нам дана и от чего исповедь теряет силу.
Исповедь — не средство для того, чтобы «выговориться».
Людмиле — молодой женщине, хлебнувшей в жизни горя, — посоветовали пойти на исповедь, чтобы тем самым попросить Божией помощи в решении ее бесконечных проблем. Подруга познакомила ее с отцом Виктором — молодым, терпеливым, участливым иеромонахом. Первая исповедь привела Людмилу в восторг. Наконец-то нашелся человек, который ее выслушал! Затем последовала другая, и еще, и еще…
Вскоре Люда освоилась в храме и поближе познакомилась с отцом Виктором. Своим знакомым она рассказывала о долгих беседах с ним во время исповеди. Слушать это было довольно странно — трудно было понять, где же там была исповедь? Наконец, один собеседник спросил ее: «А чего вы ждете от исповеди?» — «Человек должен рассказать кому-то то, что у него на душе, — ответила Людмила. — Поэтому я все рассказываю отцу Виктору. Все, даже то, что не имеет отношения к исповеди. И я считаю, что он все равно должен меня слушать».
Добавлю, что сама Люда — по ее же рассказам — больше говорила, чем слушала. «Батюшка ругается на меня, — говорила она, — но я все равно…» Или: «Он стал говорить мне какие-то странные вещи… Не понимаю».
Излишне и гoворить о том, что проблемы, с которыми она пришла в храм, толком не разрешились. На слова той же подруги, что человек должен изменить самого себя, а для этого приходится кое в чем ограничивать свои желания, Людмила ответила, что «растаптывать саму себя она не собирается» и «достаточно того, что это делали другие».
Остается только надеяться, что терпение отца Виктора принесет добрый плод в свое время, и Людмила, которая уже провела на исповеди много часов, сумеет-таки от излияния чувств перейти к покаянию, то есть к тому, чтобы изменить к лучшему саму себя, не дожидаясь, когда так поступят другие.
Исповедь не должна быть поводом для общения со священником.
Нижеследующий диалог состоялся между одной прихожанкой нашего храма и женщиной, которая подошла сзади к тем, кто ожидал исповеди.
— А этот священник, который сейчас исповедует, хороший? Пойти что ли, с ним поговорить…
— Ну, понимаете, исповедь — это не разговор, это когда мы каемся в своих грехах…
— А что, я ему денег дам. Мне не жалко. А то поговорить не с кем.
Это, конечно, крайний случай, но крайность заключается ни в чем ином, как в предельной откровенности этой женщины. Другие, когда им просто хочется поговорить, поступают более мудро — они ни с кем не делятся своим намерением, а к священнику подходят с вопросом, который заведомо интересен самому священнику.
Что же в этом плохого? То, что подобного рода «общение» создает иллюзию духовного окормления. Эта проблема выходит за рамки совершения исповеди. Порой одно и то же лицо (не столь важно, какого именно пола и возраста) способно надолго удержать при себе священника, спрашивая его, не постный ли сегодня день, какой завтра праздник, куда лучше класть молитвослов или хорошо ли читать Евангелие именно в половине десятого вечера.
Однажды средних лет мужчина в сапогах, в пиджаке без галстука и с косичкой подошел к одному из священников нашего храма со словами:
— Батюшка, я давно хочу с вами поговорить, только не сейчас. Сейчас вы заняты. У меня большой разговор, на час или больше.
— О чем же мы будем говорить?
— Ну, о многом… Обо мне, например…
Батюшка попытался-таки выяснить, о чем же им предстоит разговаривать «час или больше», но его собеседник отвечал уклончиво. В итоге он больше не приходил, — быть может, почувствовав, что прежде чем спрашивать, нужно понять самому, о чем ты хочешь спросить.
Не жалейте себя во время исповеди.
А пожалеть себя порой так хочется!..
В одном московском монастыре в конце 80-х годов минувшего века на послушании в трапезной состоялся такой разговор между пожилой уже женщиной и юной девушкой:
— Катя, ты знаешь, я как приду в храм, — так плачу, так плачу все время…
— Почему же вы плачете, Мария Ивановна?
— Себя жалко!..
Прямо, честно и искренне. «Не о своих грехах плачу, а о чужих». Но пока мы не начнем плакать о своих поступках, все, что мы делаем в храме, останется одной только формой без содержания.
Валентина Максимовна, прихожанка нашего храма, очень больная женщина, давно привыкшая к мысли о смерти, поспешила в храм, как только в очередной раз выписалась из больницы. До этого она не исповедовалась уже полгода или даже больше. «Я пришла к вам за утешением, за теплым словом, которого давно не слышала…» («Я не к Богу пришла, не на исповедь, — я пришла к вам, чтобы вы меня пожалели…»)
Это было во время исповеди. Но сама исповедь не состоялась. Ни одного слова о своих грехах она не сказала. Но потом-то, когда жизнь закончится и придет время давать ответ за свои нераскаянные грехи, что мы будем делать? Где будем искать утешения?
Не ищите удовольствия от самого процесса исповеди.
Не для того Господь нам дал возможность покаяться, чтобы мы искали услаждения в этом. Апостол Павел пишет Тимофею: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 1 — 2).
Во время и не во время — то есть, не только тогда, когда это слово будут слушать с радостью, но и когда его вообще не захотят слушать. И нигде не видно, чтобы апостол побуждал Тимофея ублажать свою паству. «Опечаливай до времени недугующего, — пишет преподобный Иоанн Лествичник в своем «Слове к пастырю», — чтобы не закоснел в своем недуге или не умер от проклятого молчания. Многие принимали молчание кормчего за признак благополучного плавания, доколе не ударились о камень».
И в другом месте еще строже: «Да мещет пастырь, как камнем, грозным словом на тех овец, которые по лености или по чревоугодию отстают от стада; ибо и это признак доброго пастыря».
Описан случай, когда преподобный Амвросий Оптинский, в бытность свою молодым иеромонахом, был послан старцем Макарием к одной приехавшей в Оптину богатой госпоже, проживавшей в монастырской гостинице и готовившейся ко Святому Причащению. Госпожа эта, наслышавшись об отце Амвросии много хорошего, стала говорить ему о каких-то своих неудачах, вызывавших у нее глубокую скорбь, в надежде услышать слова сочувствия. Вместо этого, выслушав все, преподобный ответил: «По делам вору и мука». Госпожа тут же прекратила разговор, и на том беседа закончилась.
На следующий день старец Макарий навестил эту женщину в гостинице, чтобы поздравить ее с причащением Святых Таин, взяв с собою и отца Амвросия. «Ну уж, Батюшка, — сказала она, — повозилась я с вашим словечком. Чуть-чуть Причастие не отложила, всю вечерню об этом продумала и утреню; пришла к обедне, а сама все никак не успокоюсь; только уже во время Херувимской согласилась, что вы правду сказали».
Берегитесь пристрастия к духовнику.
Почти каждому священнику иногда приходится слышать: «Вы наш любимый, вы наш самый любимый». Но те, кто так говорят, вместо любви к священнику выказывают любовь к самим себе, унижая всех остальных священников и ставя «избранника своего сердца» в крайне неловкое положение.
«Я только на батюшкиных службах могу молиться, — на остальных стою, как бревно». Нет, кто стоит, как бревно, на всех службах, тот остается бревном и на службах любимого батюшки. Ну, может быть, более сентиментальным, чем в других случаях…
«Батюшка, мне очень стыдно, но я поняла, что мне просто нравится исповедоваться, что я не ради Бога прихожу на исповедь, не ради своих грехов». Но если уж такое понимание пришло, — нужно держать себя в руках, иначе может быть плохо.
«Ничего не помогает, даже когда осознаешь, — грустно усмехается М. Т. — Меня к нему старец благословил в Лавре, тем и оправдывалась. Ну, стала замечать, что нравится исповедоваться… Что ищу его глазами все время… Что интересничаю… Даже стараюсь ничего такого не делать, о чем стыдно ему рассказать. Молилась… ух, молилась! Состояние такое бывало… возвышенное — теперь только, спустя годы, понимаю: ведь и молилась для него… Как чеховская Душечка: жила с лесоторговцем — снились горы досок, вышла за ветеринара — увлеклась ветеринарией… Каялась, ездила в Лавру. Однажды ясно поняла, что он стал стеной между мной и Богом и придется заклать эту привязанность, как Авраам Исаака. Но тянула и тянула, пока Господь Сам все не устроил — перевели его».
Обратим внимание, с какой глубокой нежностью и любовью к себе изложена эта история. Нигде не видно ни малейшего желания брать на себя ответственность или делать усилие. Этакая безысходность, горестная женская судьба, рок!
Таинство Исповеди дано нам для того, чтобы подорвать в себе действие греха.
Все решает не личность священника, которому вы исповедуетесь, а в чем вы каетесь и как вы каетесь. Если вы возненавидели свой грех, Господь простит вам его через любого священника. Если вы ищете воли Божией, а не своей воли, вы найдете ее. Нужно только отличать душевную пользу от душевного комфорта (не все полезное — приятно), утешение — от удовольствия (не все приятное — полезно), и духовную жизнь — от попытки ублажить себя «духовными» средствами.
Пусть ваша исповедь будет честной, подробной и регулярной. Умейте видеть изъяны и трещины в своей душе и в своих поступках. За все, что вы сделали, берите ответственность на себя, не сваливая ее на других и на внешние обстоятельства. И, ожидая своей очереди перед исповедью, подумайте о том, как можно было бы впредь избежать повторений тех же грехов.
Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). Просите, — говорит Господь, — и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7-8). Кто ищет, как расстаться со своими грехами, тому будет дано покончить с ними.
протоиерей Алексей Митюшин
Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Мы выбрали наиболее распространенные вопросы и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.
Содержание
- Можно ли в церкви фотографировать?
- Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?
- Могут ли животные находиться в храме?
- Можно ли некрещенным посещать церковь?
- Может ли некрещенный человек прикасаться к святыням?
- Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?
- Можно ли кушать перед посещением храма?
- Кому нельзя венчаться?
- В какое время нельзя венчаться?
- Можно ли развенчаться в церкви?
- Как следует выглядеть женщине в церкви?
- Может ли женщина ходить в храм в брюках?
- Можно ли приходить в храм накрашенной?
- Когда можно исповедоваться в церкви?
- Когда можно причаститься в церкви?
- Когда можно заходить в церковь?
- Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?
- Что можно заказать и купить в церкви?
- В какой церкви можно покреститься?
- Можно ли чем-то заразиться в церкви?
- Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?
- Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь во время критических дней?
- ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ СО СВЯЩЕННИКОМ
Можно ли в церкви фотографировать?
Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.
Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.
Фото Владмира Ештокина
Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?
Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае – все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.
С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой – не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.
Могут ли животные находиться в храме?
По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.
А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.
В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.
Можно ли некрещенным посещать церковь?
Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещенным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.
Может ли некрещенный человек прикасаться к святыням?
Некрещенный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.
Некрещенному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещенным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.
Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?
Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду – по рождению христианка. А потому – каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.
Можно ли кушать перед посещением храма?
Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.
В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.
Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.
Кому нельзя венчаться?
Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.
Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.
В какое время нельзя венчаться?
Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.
Можно ли развенчаться в церкви?
В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.
Подобная ситуация – из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.
Как следует выглядеть женщине в церкви?
Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.
Может ли женщина ходить в храм в брюках?
Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.
Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно.
Можно ли приходить в храм накрашенной?
Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех – не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.
Когда можно исповедоваться в церкви?
Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.
Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.
Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь – это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа – время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.
Когда можно причаститься в церкви?
В основном литургия совершается ежедневно. В какое время – можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.
Время причастия зависит от храма, в каждом – свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.
Когда можно заходить в церковь?
В храм можно заходить в любое время. С 1990х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.
Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?
Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.
Плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.
Что можно заказать и купить в церкви?
В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.
Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.
В какой церкви можно покреститься?
Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.
Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий – купель для полного погружения.
Можно ли чем-то заразиться в церкви?
Если речь идет о таинстве Евхаристии – нет, заразиться во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия – величайшее из таинств Христовой Церкви.
Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?
Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.
Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь во время критических дней?
Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.
Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.
Церковь Христова – пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.
В такие дни женщины не приступают к таинству причащения и, по традиции, не целуют иконы.
Входить в старообрядческий храм нельзя:
1) человеку некрещеному или крещенному вне Русской Православной Старообрядческой Церкви. Впрочем, в этом случае по разрешению священника или, в случае его отсутствия, заменяющего его церковнослужителя (например, уставщика) и такому можно находиться в церкви, особенно если он пришел сюда с целью ознакомления с правой верой в поисках истинной Церкви. Но стоять таковому можно лишь около входа (в притворе, на паперти), без внешнего выражения молитвы (то есть без совершения поклонов и крестного знамения). Если же некрещеный или нестарообрядец желает поставить свечу, то для этого нужно попросить кого-либо из прихожан поставить ее по желанию пришедшего;
2) женщине-старообрядке, у которой не прошло сорока дней от рождения ею ребенка. Как известно, при родах бывает естественная нечистота, от которой, по святоотеческому учению, женщина очищается через сорок дней, после прочтения священником особых (очистительных) молитв. Без этих молитв, даже и по истечении сорока дней от дня родов, вход в храм «жене родившей» не разрешается. Необходимо сказать здесь и о том, что упомянутые молитвы входят в состав чина Святого Крещения. Если крещение новорожденного совершается после сорока дней от его рождения, то при крещении в храме присутствует его мать, которой эти молитвы тогда и вычитываются (в притворе). Если же крещение младенца совершается до сорокового дня по его рождении, то родившая женщина в церковь на крещение не приходит и названные молитвы в Чине Крещения не читаются. В этом случае для очищения и возможности войти в церковь, после того как пройдут сорок дней, женщина приходит в храм, где эти молитвы читаются для нее священником в притворе, то есть близ дверей церкви;
3) женщине-старообрядке (и девице) в период месячных;
4) христианам-старообрядцам, живущим в законном браке, в тот день, когда они совокуплялись;
5) христианину-старообрядцу, совершившему тяжкие грехи и отлученному за это от Церкви епископом. Речь идет, в первую очередь, о таких грехах, как убийство, блуд и непримиримая вражда по отношению к кому-либо из христиан во всех их разновидностях. Встречаются, впрочем, такие обстоятельства, когда пребывание вне храма, без Божественной службы, не исправляет, а, наоборот, ввергает согрешивших в еще более тяжкие беззакония. В этом случае, «сматряя свою совесть», человек, совершивший тяжкий грех, по совету и рассуждению духовного отца может находиться в храме и молиться, но должен, подобно некрещеному или иноверному, стоять близ дверей и не подходить для целования ко святым иконам, честному Кресту и иным святыням, со смирением и чистосердечным раскаянием оплакивая свое падение, «аки Адам пред враты Рая».
ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ СО СВЯЩЕННИКОМ
Духовные беседы со священником – одно из востребованных служений в церкви святителя Николая Чудотворца в Лебяжье. Служение появилось как отклик на желание прихожан, а впоследствии и гостей из самых различных регионов, пообщаться со священником лично, один на один. Любой желающий может приехать в Лебяжье, на живописное побережье Финского залива, воспетое в рассказах Виталия Бианки, посетить храм, освященный св. прав. Иоанном Кронштадтским, и в тишине, под сенью вековых деревьев, побеседовать со священником о вопросах духовной жизни, житейских проблемах.
В приходском доме есть гостевые комнаты, где можно по согласованию остановиться, что бывает удобно, если гости приезжают на ночную службу или на вечернее богослужение и желают остаться на исповедь и утренние богослужения.
Как рассказывает отец Александр, настоятель храмов Лебяжья, а по совместительству — председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, кандидат богословия, преподаватель Епархиальных курсов религиозного образования и катехизации в Санкт-Петербурге: «необходимость такой формы служения, подсказала сама жизнь. Таинство Исповеди, на котором люди часто ожидают обсудить свои житейские проблемы, не предназначено для этого. Исповедь это открытие перед Богом своих грехов, а не беседа со священником, об этом приходится напоминать. Но у людей накапливается масса нерешенных вопросов, а обсудить их зачастую не с кем. Бывает, что дома или на работе обсуждать такие вопросы не получается в силу различных причин: нет понимания, не позволяет положение, нет того, кто может беспристрастно дать оценку или что-то посоветовать. А здесь мы специально создали такую форму служения, что каждый желающий, может договориться о каком-то дне и времени, приехать и в спокойной обстановке, обстоятельно, за чаем или кофе обсудить волнующие его вопросы».
ВИДЕООБРАЩЕНИЕ К ГОСТЯМ САЙТА