– Катехизация – Новоначальному – Оглашение перед Крещением
— Что такое огласительная беседа?
— Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению человека, уверовавшего во Христа и желающего вступить в Церковь. Основание оглашения содержится уже в Евангелии, где мы встречаем такие слова Иисуса Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк. 16:16). «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20).
Из этих евангельских слов ясно, что оглашение перед Крещением – достаточно древняя практика. Во II-III веках оглашение, например, длилось от 40 дней до трёх лет. Готовящийся вступить в Церковь изучал основы веры, регулярно посещал храм, учился молиться и сдавал определённые экзамены (в практике нашей Церкви до сих пор сохранилось требование, чтобы крещаемый перед самим Крещением вслух произнёс Символ Веры). О том, что нельзя крестить человека без предварительного оглашения, говорит масса канонических правил Православной Церкви.
Во времена, когда Российская империя практически полностью состояла из православных людей, и весь быт русского человека был пронизан христианством (он постоянно пребывал в храме, даже читать учился по Священному Писанию, а государственными праздниками были церковные праздники), необходимость в оглашении отпала сама собой. В период же воинствующего атеизма говорить об оглашении просто не приходилось. Однако сейчас, во избежание профанации Таинства Крещения и дабы воспрепятствовать появлению номинальных христиан, вполне необходимо введение в практику обязательного оглашения.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.12.2011 г. был утвержден документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В нём, в частности, сказано: «Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения. Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве». При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников (т.е. крёстных). В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения, указывается в документе.
— О чём говорит священник с пришедшим на беседу?
— Огласительная беседа – не экзамен, это скорее попытка донести до человека истинную суть Таинства Крещения, разобраться в том, действительно ли он верует.
Молодые мамы часто путают веру и суеверия, отсюда и непонимание, вопросы.
— Могут ли отказать в крещении и по какой причине?
— Указания на этот счёт есть в упомянутом документе Священного Синода. Кто-то хочет креститься, и на этом — всё. В храм ходить, изучать основы православия далее не намерен. Другой говорит, что верит, но при беседе выясняется, что его верование противоречит православию. И если такие люди не захотят как-то исправить данное положение вещей, то им будут вынуждены отказать.
Впрочем, большинство людей слабо информировано о той вере, с которой хотят связать свою жизнь. Однако если есть желание узнать – уже хорошо! Тем более если человек затем посещает храм, богослужения. Таинство Крещения означает, что человек входит в Церковь. И если с его стороны нет дальнейших действий, он теряет эту связь, что ещё хуже. Многие ссылаются на то, что им непонятен язык богослужений, что не знают, как вести себя в храме. Так можно подойти к священнику, спросить! Есть масса литературы – можно почитать.
— Как подготовиться к таинству крещения?
— Во-первых, следует договориться о беседе со священником и подготовиться к ней самому – разобраться в собственном отношении к вере, в серьёзности своих намерений. И подготовиться к особому периоду в своей жизни — периоду научения, постижения основ православной веры.
Во-вторых, желательно попоститься несколько дней, почитать молитвы. Это могут быть утренние и вечерние молитвы из молитвослова, близкие состоянию души. Приветствуется, если человек придёт на службу в храм (в нашей Литургии первая из её частей так и называется – «Литургия оглашенных»). Но надо учесть, что после слов: «Оглашенные, изыдите!» — некрещёные должны выйти, поскольку причащаться они не могут.
— Говорят ещё, что креститься, якобы, надо в том храме, рядом с которым живёшь. Так ли это?
— По нашей епархии подобных указаний точно не было. Логично, конечно, принять Крещение в том храме, который затем будешь посещать. Но в целом — выбор за самим человеком.
По материалам с сайта http://www.barysh-eparhia.ru
Содержание
Что такое «Огласительные беседы»?
Целью огласительных бесед является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни по заповедям в лоне святой Церкви. Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения.
Под воцерковлением разумеется не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.
Воцерковить – значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с остальными людьми церковной общины, сделаться христовыми по своему духу, нраву, отношениям, и через это – живой клеточкой богочеловеческого организма Христовой Церкви.
Многие из Вас сталкивались с этими проблемами:
- Как подготовиться к таинству крещения?
- Вы решили принять православие, но не знаете с чего начать?
Ответы на эти и многие другие волнующие Вас вопросы можно получить на Огласительных беседах в нашем храме.
Для кого необходимы Огласительные беседы
- Если Вы готовитесь к таинству Крещения и хотите стать полноправным членов Русской православной Церкви.
- Если Вас пригласили стать крестным или крестной.
- Если Вы — православный, который хочет найти ответы на все, волнующие Вас вопросы, но робеете задать их священнослужителю в храме.
Что могут дать Огласительные беседы
Нецерковному — Найти смысл жизни, выйти из духовного кризиса, укрепить веру в Бога, разрешить религиозные вопросы и сомнения, развеять заблуждения, ликвидировать безграмотность в церковных вопросах;
Воцерковляющемуся — Стать членом Православной Церкви не только по букве, но и по духу; в доступной, рациональной и объективной форме расширить и углубить свои знания о Православной вере и современной христианской жизни;
Воцерковленному — Узнать много нового и интересного, душеполезно пообщаться с братьями во Христе, найти практические возможности реализоваться как христианину и послужить Богу и людям.
Цель наших бесед — сделать Церковь открытой, понятной и доступной каждому
Обязательные катехизические беседы перед крещением – положительный момент нашей сегодняшней церковной жизни. Если первое время были какие-то недоуменные вопросы по этому поводу, то теперь собирающиеся креститься или крестить ребенка нередко подходят сами: «А где мы можем прослушать беседы перед крещением?» это одно из величайших достижений Святейшего Патриарха Кирилла. Ведь обязательные беседы перед крещением появились благодаря его усилиям.
В Свято-Троицком кафедральном соборе также проводятся огласительные беседы, которые обязаны пройти все восприемники и крещаемые до Таинства.
Встречи проходят:
Первая беседа — по субботам в 13.00
Вторая беседа — по пятницам в 18.30
После первой беседы можно записаться на Таинство Крещения. Для этого нужно зарегистрироваться в иконной лавке собора, принеся с собой свидетельство о рождении (для детей) или паспорт (для взрослых).
Непосредственно на Таинство Крещения нужно иметь:
- Православный Крестик. Так же Крестики обязательно должны быть на восприемниках и родителях (если крестят ребёнка)
- Крестильный набор (для детей)
- Полотенце
- Свечи по количеству участвующих в Таинстве людей
По всем дополнительным вопросам обращаться по телефону: 8(924)785-88-19, диакон Максим
ПРЕДИСЛОВИЕ
Огласительные беседы в нашем храме проводятся около восьми лет. За это время мы накопили некоторый опыт и отработали метод их проведения людям, зачастую далеким от Церкви.
Беседы проводятся два дня, в субботу и воскресение, каждая из них длится около полутора часов. Наш храм многоштатный, и поэтому мы имеем возможность привлекать диаконов и священников, каждого по своей чреде. Для бесед приходят взрослые, желающие принять таинство Крещения, восприемники или родители крещаемых детей, а так же пары, желающие сочетаться церковным браком.
Время показало, что беседы лучше проводить для всех общие, т.к. семейные пары зачастую не имеют представления ни о Боге, ни о Церкви и нуждаются в общей катехизации, а не только в понимании христианского брака. Так, если есть пары желающих венчаться, они слушают общую беседу, а во время темы о Церковных таинствах священнослужитель подробнее останавливается на венчании.
Также нужно отметить, что во время совершения таинства Крещения священник перед каждым важным священнодействием делает остановку и дает краткое объяснение его значения. Взрослым, приходящим к Крещению, рекомендуется прежде раскаяться в прежних грехах и заблуждениях, чтобы в осознанном покаянии строить новую жизнь во Христе.
Участие восприем ников в таинстве Крещения
День Крещения мы назначаем обычно после огласительных бесед. Одно время, по примеру древней Церкви, у нас была практика чтения молитв оглашенным отдельно от самого Крещения. Цель такого разделения заключается в более осознанном и серьезном отношении к Церкви и Ее таинствам, а также это дает возможность сократить время самого таинства Крещения. Во время чина оглашения крещаемый (если он взрослый) или восприемник читают Символ Веры, который всем выдается во время огласительных бесед. Он заранее готовится на отдельных листах с параллельным русским переводом. Так же и во время совершения таинства Крещения, после прошений на ектениях, восприемники повторяют за священником «Господи помилуй», а во время миропомазания – «Аминь» на каждом помазании. После Крещения священник призывает крестившихся в ближайшее время причастится Святых Таин.
Мы говорили о том, что в основе наших бесед лежит объяснение таинств и Символа Веры, но возможны также и другие варианты, например, о заповедях Ветхого и Нового Заветов и других нравственно-религиозных тем. Предлагаем вашему вниманию вариант плана бесед с оглашаемыми.
Беседа первая. О таинствах и основных понятиях.
При встрече с людьми часто можно слышать вопрос о том, зачем нужны такие беседы. Поэтому мы начинаем с обоснования цели бесед, указывая на повеление Христа «Идите и научите все народы», а потом крестите, т.е. нужна осмысленная вера.
1) Вначале говорим о добром устроении человеческой природы, о грехе и его происхождении, о поврежденности человеческой природы, передаваемой по наследству от прародителей. Пришествие Спасителя и цель Его пришествия. Обожение как цель христианской жизни. Церковь и Ее глава Христос. Сравнение Церкви с древом, где Христос-Корень, от которого питается вся Церковь. Понятие Таинства. Семь таинств Церкви.
2) Обязательность жизни в Церкви как условие действенности таинств, которая обусловлена искренностью веры, ответственностью за себя, и за близких; ответственностью перед Церковью.
3) Первое таинство, которое мы разбираем, – Крещение. Это Таинство вхождения в Церковь, сеяния семени благодати Божией, условие Крещения – вера во Христа как в Сына Божия и Спасителя. Основной момент – троекратное погружение с призыванием имени Святой Троицы. Зачем нужны крестные.
4) Далее таинство Миропомазания. Смысл. Схождение Святого Духа на апостолов, таинство Священства.
5) Исповедь, установление таинства, смысл таинства, связь болезни со грехом. Таинство Соборования.
6) Причастие, установление Таинства, соединение со Христом; о регулярном причащении детей и взрослых, о подготовке (исповедь, молитва и пост).
7) Венчание. Благословление брака в Ветхом и Новом Заветах. Основной момент, символика. Брак в Кане Галилейской. Понятие семьи как малой церкви. Жертвенное служение в браке. Образ единства Христа и Церкви, мужа и жены.
Беседа вторая. О Символе Веры (проходит на следующий день)
Вступление: История гонений на Церковь, распространение ересей и борьба против них. Два Вселенских Собора. Символ Веры – Credo христианина.
Объяснение Символа веры.
1) Что значит верить? Язычество и христианство. Кто есть христианский Бог? Бог есть Отец. Вера как доверие Богу. Свидетели веры – мученики. Понятие Троицы, Три лица – личности. Единосущность Лиц Святой Троицы. Примеры одновременного единства и троичности (солнца – круг, свет, тепло; дерева – ствол, листья, плод.).
2) О Христе. Помазанник от Отца (истинный Пророк, Царь и Священник), Предвечное Рождение.
3) Бог – самодостаточен, не имеет нужды ни в чем. Приходит спасти, видя крайнее падение человечества, открывает путь к Истинному счастью. Боговоплощение, принятие и исцеление человеческой природы.
4) Пророки о Мессии – Христе. Рождество. Распятие, Крестные Страдания и Смерть Спасителя.
5) Его воскресение и явления ученикам до Вознесения.
6) Вознесение вместе с человеческой природой, призвание человека быть рядом с Богом.
7) Первое пришествие во смирении. Второе пришествие во славе. Время пришествия, образ пришествия. Страшный суд.
8) О Святом Духе. Об ипостасных свойствах. Равночестность и равное достоинство. Богодухновенность Писаний.
9) Церковь. Святость Церкви.
10) Крещение как единственность духовного рождения.
11) Всеобщее воскресение мертвых. Жизнь в Боге, радость в вечности.
После бесед рекомендуется приобрести книгу «Закон Божий» и Евангелие тем, у кого их нет.
В заключение необходимо отметить, что во время бесед священник должен ориентироваться на слушателей и по необходимости подстраиваться под уровень понимания слушателей, так как задачей этих бесед мы считаем не просто схоластическое объяснение основ веры, а живой диалог, способствующий более близкому знакомству людей с учением Православной Церкви.