Православие (в переводе с греческого – «правильное знание», «правильное учение») – одно из направлений христианства, сформировавшиеся в I тысячелетии н.э. в Восточной Римской империи. Православие считает себя истинной апостольской верой, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании. Православная церковь считает себя единственной церковью основатель и глава которой Иисус Христос.
Православное вероучение основывается на Священном Писании (Библии) и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Также православные верят в Бога-отца, Бога-сына и в Святой дух. Церковь считает эти три образа неразрывно связанными друг с другом. В православии нет четко определённого количества таинств. Многочисленные церковные деятели имеют разные точки зрения по этому вопросу. Тем не менее крещение, церковный брак, миропомазание, евхаристия (причащение), исповедь, елеосвящение, священство считаются православными таинствами также как и у католиков. Иногда к этому списку еще относят погребение и монашеский постриг.
История православия на Белорусских землях ведет свой отсчёт с 988 г., когда киевский князь Владимир крестил жителей Киева в Днепре и отправил греческих епископов крестить подданных всей Киевской Руси. Уже в 992 г. была основана Полоцкая епархия. Приблизительно в 1000 г. Полоцкая княгиня Рогнеда основала монастырь в Изяславле.
Нельзя обойти вниманием деятельность покровительницы белорусских земель – Ефросинии Полоцкой. Приняв монашеский постриг в 12-летнем возрасте, Ефросиния всячески способствовала развитию православия в Полоцком княжестве. Она переписывала церковные книги, открыла школу для детей, в которой сама преподавала. По заказу Ефросинии мастер Лазар Богша сделал уникальный деревянный крест, оббитый золотом и драгоценными камнями, ставший одной из главных православных реликвий Беларуси. Также Ефросиния основала собственный монастрырь в Полоцке.
В Великом княжестве Литовском православие являлось одной из доминирующих религий. В 1315 г. в Новогрудке была образована православная кафедра во главе с митрополитом. В результате объединения православной и католической церквей в 1596 г. число православных верующих начало сокращаться. Этому способствовала активная полонизация белорусских земель: насаждение латинских элементов в униатском богослужении, ведение богослужений на польском языке.
В конце XVIII века белорусские земли полностью вошли в состав Российской империи и позиции православия вновь начинают укрепляться. Открываются закрытые ранее церкви, переосвящаются католические костёлы.
После того, как Беларусь вошла в состав СССР в конце 1922 года, в стране начинается масштабная компания по борьбе с религиями. Монастыри, семинарии и храмы массово закрывали, их имущество подлежало национализации. До перестройки деятельность любых религиозных институтов была запрещена
Сегодня Православная церковь является крупнейшей религиозной конфессией на территории Беларуси. По данным переписи 2009 г. почти половина всего населения страны (4,5 млн. человек) являются православными.
В Беларуси сохранилось множество церквей и монастырей. Главным православным храмом считается Святодухов кафедральный собор расположенный в Минске. Именно здесь находится чудотворная Минская икона Божьей Матери. Согласно легендам, жители Минска увидели образ, плывущим по Свислочи в районе минского замка. Горожане достали икону из воды и поставили в замковой Рождества- Богородичной церкви, где образ находился до 1616 г.
В северной части столицы расположен Свято-Елисаветинский женский монастырь, основанный в 1999 г. При монастыре работают многочисленные мастерские, открыта трапезная для паломников и несколько монастырских лавок. Монастырь занимается благотворительной деятельностью по реабилитации наркозависимых.
Одной из главных православных святынь является комплекс полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря, основанный Святой Евросинией Полоцкой в XII в. Спасо-Ефросиньевский монастырь был одним из первых женских православных монастырей в Беларуси. В монастыре хранятся бесценные православные реликвии. Это мощи Преподобной Евросинии Полоцкой и копия креста XII века, декорированного драгоценными камнями и металлами. Также на территории монастыря находится Спасо-Преображенская церковь , построенная зодчим Иоаном по заказу Преподобной Ефросинии в первой половине XII века.
На месте деревне Пустынки Мстиславского района Могилевской области находится действующий православный Успенский монастырь. Этот монастырь примечателен тем, что около него протекает чудодейственная криница, которая обладает целебными свойствами. Еще одним знаком Божьей благодати считается проявившийся лик Иисуса Христа на одной из стен Покровской церкви.
Уникальный Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь действует в Слонимском районе Гродненской области. Своим появлением монастырь обязан Чудотворному Образу Матери Божией Жировичской. В 1494 г. местные пастухи обнаружили икону в ветках дерева в глубине леса и отнесли её хозяину местечка, который воздвиг церковь в честь образа Божьей Матери. Современный вид монастырь обрёл в XVII-XVIII веках.
Ознакомиться с православной культурой и традициями Беларуси Вы можете, заказав экскурсию или индивидуальный тур на нашем сайте:
- Посетить центр православия в Беларуси Вы можете, заказав экскурсию в Полоцк . В ходе экскурсии Вы увидите: Софийский собор и комплекс Спасо-Евфросиниевского монастыря.
- Выбрав экскурсию Слоним — Жировичи — Сынковичи, Вы увидите архитектурный ансамбль бывшего монастыря бернардинцев в Слониме, посетите крупнейший на территории Беларуси православный мужской Жировичский монастырь и уникальный памятник готического зодчества XVI века — Сынковичскую церковь Cвятого Михаила.
- Если Вы выберете Храмы Минска, то сможете увидеть не только светские достопримечательности города, но и храмы, такие как: Святодухов кафедральный собор — памятник архитектуры XVII века в стиле виленского барокко, где храниться чудотворная икона божьей матери Минской, Свято-Елисаветинский монастырь.
Записаться и заказать эти и другие экскурсии на религиозную тематику, ознакомиться с культурой и традициями белорусских христиан вы можете, заказав экскурсию на нашем портале: Заявка на организацию тура
Белорусский экзархат РПЦ отмежевался от молитвенного шествия против злоупотреблений режима. Фото Reuters
Выборы президента Белоруссии и последующие за этим акции протеста разделили православных верующих страны. После того как патриарший экзарх митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев) вслед за патриархом Кириллом признал итоги голосования законными и поздравил Александра Лукашенко с переизбранием на новый срок, некоторые архиереи, духовенство и верующие обвинили священноначалие чуть ли не в «рабской зависимости» от государственной власти.
17 августа митрополит Павел посетил в одной из больниц Минска пострадавших от насилия во время протестов. «Держитесь, поправляйтесь и не падайте духом!», — напутствовал их архиерей. А двумя днями ранее на официальном сайте Белорусской православной церкви (БПЦ) было опубликовано обращение Синода «к народу Республики Беларусь о прекращении народного противостояния». «Если мы сегодня все вместе не остановим противоборство, то доведем страну до необратимых разрушительных последствий, – говорится в документе. – Категорически осуждая насилие, пытки, унижения, безосновательные задержания, экстремизм во всех его формах и проявлениях, ложь и вероломство, призываем всех, для кого дóроги наше Отечество, дети, родные и близкие люди – остановиться и прекратить противостояние. Мы верим и надеемся, что руководство страны, которое по праву призвано уважать и охранять свой народ, остановит насилие, услышит голоса обиженных и невинно пострадавших в период противостояния, а проявивших зверство и жестокость – предаст законному суду и осуждению».
Синодалы подчеркнули, что православная церковь «всегда была и будет вне политики», но верующие обращением недовольны. «Формально все благочестиво и «вне политики», а по сути: давайте разойдемся и оставим все как есть», – написал на своей странице в Facebook священник Александр Шрамко. Недовольство главой БПЦ растет. Критика священноначалия оппозиционно настроенными гражданами началась еще до оглашения результатов президентских выборов (см. «НГР» от 05.08.20), однако после того, как митрополит Павел 10 августа «сердечно» поздравил Александра Лукашенко с победой, это возмутило и разочаровало духовенство. «Я не подписывал это поздравление и не давал согласия. Моя христианская совесть не позволяет мне этого делать», – сообщил в Facebook священник Михаил Симаков. «Какие могут быть поздравления с победой на выборах, когда на улицах городов льется кровь? Невыразимо стыдно», – заявил в соцсети протоиерей Георгий Рой. Священник Андрей Яворец из Гродно заметил: «Простые люди, наши прихожане, вот с этими вопросами – почему наши предстоятели и первоиерархи так себя ведут – пойдут не к ним, в Москву и Минское епархиальное управление, а к нам. И с нас будут спрашивать – где у церкви совесть? Я не знаю, что отвечать. Придется молчать и краснеть».
13 августа в Минске состоялся крестный ход против насилия, участие в котором приняло несколько тысяч человек, принадлежащих разным христианским конфессиям. Пресс-служба БПЦ опубликовала заявление, в котором попросила не связывать «проведение несанкционированного мероприятия» с Белорусским экзархатом. «Пусть каждый сам принимает решение о своем участии, но прошу заметить, что формально БПЦ не имеет никакого отношения к этому мероприятию. Лично мне не нравятся истории, в которых используется политическая мимикририя и манипуляции. Историю вообще и историю политических движений в частности внимательно изучали не все, поэтому настоятельно рекомендую обновить в своей памяти информацию о деятельности попа Гапона и событиях Кровавого воскресения», – написал на своей странице в Facebook пресс-секретарь БПЦ протоиерей Сергий Лепин. Позже появилось официальное разъяснение: «Позиция Белорусской православной церкви заключается в том, чтобы призывать к миру, снисходительности и взаимопониманию противоборствующие стороны, а не накалять ситуацию и подстрекать к различным акциям».
Александру Шрамко, участнику шествия, не разрешили быть в церковном облачении. «Подхожу к собору, там уже собралось пара десятков народа, вышел батюшка, пытался «утихомирить». Подошел ко мне навстречу. Думал, что-то хорошее скажет, но нет.
Мол, нельзя тут, а я не имею права даже в подряснике стоять. Мол, подрясник мне дан от церкви, а церковь это не поддерживает», – написал священник в соцсети.
Затем по социальным сетям стало распространяться открытое обращение к митрополиту Павлу от одного из организаторов всехристианского крестного хода Анастасии Некрашевич, назвавшей себя православной верующей. «После ваших выступлений лично я не хочу брать у вас благословение ни на что. Мой патриарх, мой митрополит, мой президент – Иисус Христос, я хочу жить по его заповедям, и я буду их защищать до конца. Мы не можем надеяться на власть, которая нас сейчас убивает, мы не можем надеяться на вас, потому что вы эту власть поддерживаете и сердечно поздравляете. Лично я сейчас могу надеяться только на Бога и его милость к нам. Пока мы будем ждать вашего благословения и разрешения на крестные ходы, нас всех перестреляют и пересажают. Мне стыдно за нашу православную церковь. Священники боятся, что этот крестный ход может стать для них последним, а прихожане спорят друг с другом, можно идти молиться без благословения или нет. А в это время проливается кровь, в тюрьмах невинные люди, а больницы переполнены ранеными мирными людьми. Вам не кажется это абсурдом и потерей христианских ценностей?» – написала Некрашевич 13 августа.
После этого письма митрополит Павел вышел к протестующим. Очевидцы утверждают, что патриарший экзарх «попросил прощения за преждевременное поздравление Лукашенко» и согласился, что «зло должно быть названо злом, что нельзя мириться с насилием». «Митрополит получил информацию о событиях в Беларуси, он видел видео задержания, возмутился, ужаснулся и опечалился», – позже отметил в разговоре с журналистами Лепин. Однако в пресс-службе БПЦ утверждают: слухи о том, что митрополит Павел отозвал свое поздравление Лукашенко, не соответствуют действительности. «Митрополит на самом деле попросил прощения, но есть нюанс. Когда митрополита Павла начали атаковать обвинениями в том, что он поздравил Александра Лукашенко и с претензиями приводить цитаты из его поздравления, то владыка попросил прощения у всех обиженных сим фактом, при этом объяснил свои действия протоколом, соображениями добрососедства и церковно-государственного партнерства. Это не сожаление о поздравлении как таковом, а вежливое извинение человека за причиненные беспокойства другим своими действиями», – пояснил Лепин в Facebook. Обращаясь к Лукашенко с призывом остановить насилие, архиерей назвал его «гарантом Конституции».
Высказываться против происходящего в стране стали даже иерархи. 14 августа было опубликовано послание архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия (Кищенко). «Нельзя играть с правдой, коверкая и кромсая ее в угоду политической целесообразности! – пишет иерарх. – Кровь жертв и тяжкие страдания людей в эти дни – на совести тех, кто сознательно сам убивал либо принуждал других убивать правду! О том, что так нельзя поступать тем, кто считает себя православным христианином, предупреждали наши священники, взывавшие к их совести и напоминавшие заповеди Божии! Но, к сожалению, их слушали в последнюю очередь. Теперь нам всем предстоит проделать непростой путь преодоления политического кризиса и нравственного очищения».
16 августа во время проповеди архиепископ заявил: «Политики всех стран всегда будут стараться утончить церковь, чтобы соответствовать требованиям правительства богатых. Во все времена, во всех странах. А церковь должна быть светильником – независимым голосом христианской души. Наша церковь пережила тяжелейший подвиг! Наши священники лежат на Соловках, наши пастыри лежат на Беломорканале. Остались жить те, кто смог приспособиться. Несмотря на это, церковь возрождается, и вот сейчас новое поколение пришло, оно показывает, что оно жизнеспособно. Поэтому нельзя молчать! Нужно говорить. Учиться у них, у молодежи! А тот, кто старшее поколение, которое бурчит, учителя: «Мы там политику увидели» – вам на коленях надо стоять, за все фальсификации, за ту ложь, которую вы пихали нашим детям! Вот результат вашего воспитания! Теперь ваши воспитанники с цепи сорвались! Они жаждут крови. Они невменяемы».
Несогласие с позицией священноначалия выразил и старший клирик кафедрального Свято-Духова собора Минска архимандрит Алексий (Шинкевич). «Наш народ не ожидал такого унижения, которое нам сотворили власти, наш народ не ожидал таких издевательств, свидетелями которых мы явились все вместе. Такой жестокости наш народ не видел давным-давно. Мы просим власти, чтобы они выпустили всех заключенных! До единого! Только после этого можно разбирать, кто прав, кто виноват. Мы не можем оставить наш народ. Мы всегда говорим, что церковь всегда с народом – мы не говорим, что церковь всегда с властью!» – заявил он во время проповеди 14 августа.
«Белорусская православная церковь всегда была ориентирована на государство, – пояснил в беседе с «НГР» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – К тому же митрополит Павел все-таки для Белоруссии фигура чужая. Он приехал в страну уже при Лукашенко, причем в непростой ситуации, когда президент намекал на необходимость получения самостоятельности Белорусской церкви. Даже звучало слово «автокефалия». Несмотря на то что ничего подобного не произошло и эти обсуждения быстро закончились, тем не менее самостоятельность церкви при Лукашенко означала ее большую зависимость от президентской власти. И митрополит должен был учитывать этот фактор. К тому же Лукашенко позиционировал себя как покровитель церкви, хотя сам был человеком нецерковным. Поэтому Павлу с ним ругаться совсем не хочется», – подчеркнул политолог. «С другой стороны, стало понятно, что недовольны сами священнослужители, и это не единичные случаи, недовольство уже высказывают и в епископате. Митрополит Павел вынужден учитывать и это», – заключил Макаркин.
Еще одну причину отчаянной лояльности главы БПЦ привел Александр Шрамко: «В соответствии со статьей 13 закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», «руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь». То есть по закону он, как гражданин другого государства, не может быть главой не только всей БПЦ или епархии, но даже и обычного прихода. Самое забавное, что именно Белорусский экзархат в свое время продавил этот закон. А требование гражданства предполагалось направить против западных миссионеров и тем самым сдержать распространение новых протестантских общин. Но, как бывает, угодили в свою же яму». «Митрополит Павел держится на своем посту исключительно по благоволению власти, которая в случае чего может в любом момент «педалировать» его в полном соответствии с законом, вплоть до выдворения из страны», – добавил священник.
«Не думаю, что Белорусская православная церковь так уж зависима от власти, – в свою очередь, поделился размышлениями с «НГР» доцент кафедры религиоведения Института теологии Белорусского государственного университета Сергей Шатравский. – Однако сейчас сам Лукашенко мечется. То он настроен против России, то заявляет, что договорился с Путиным и Россия чуть ли не войска введет. Митрополит, поскольку ситуация пока остается непонятной, пытается быть сдержанным и осторожным».
«На мой взгляд, как раз у митрополита Павла очень большая определенность в его взглядах: это называется «колебался вместе с линией власти», – сказал в разговоре с «НГР» политолог Андрей Окара. – Мы видим феномен Белорусской православной церкви, которая оказалась в сложном положении между паствой и государством. Именно поэтому митрополит Павел, осуждая избиение и насилие, никак не осудил Лукашенко, который их инициировал. Это еще один пример ситуации, когда церковь в условиях революционных преобразований старается найти свое место. И это место всегда сложно определяется между обществом и государством. Когда государство репрессирует гражданское общество, а белорусские омоновцы издеваются и избивают мирно протестующих, церковь, с одной стороны, вроде должна встать на сторону униженных, оскорбленных и несправедливо обиженных. С другой – она не может противопоставить себя государству».
10.01.2017
В обществе обсуждают заявление предстоятеля Белорусской православной церкви, митрополита Минского и Заславского Павла о невозможности национальной православной церкви в Беларуси.
Свое заявление предстоятель Белорусской православной церкви и патриарший экзарх всея Беларуси сделал в 3 января 2017 года в интервью православной телекомпании «Союз». Слова митрополита Павла вызвали неоднозначную реакцию в социальных сетях. Руководство Беларуси, в свою очередь, старается не давать резких комментариев по этому поводу.
Мнение митрополита
Глава Белорусской православной церкви (БПЦ), которая подчиняется Московскому патриархату Русской православной церкви (РПЦ), высказал мнение, что Беларуси не нужна национальная церковь. Он сравнил идею национальной церкви с искушением Евы дьяволом. «Происходит то же самое, говорят: вы посмотрите, как здорово, чтобы была церковь национальная, своя… Сегодня под благовидным предлогом — свобода, независимость — пытаются навязать новую идею, которая не объединяет людей, а разъединяет «, — заявил церковный иерарх.
В этом контексте он также высказался и по поводу «русского мира»: «Когда мы говорим о русском мире, то здесь нет никакой политики. Речь идет о тех, кто жил в те далекие времена — о руссах, которые вышли из днепровской купели, у которых одна вера, одна церковь, одна культура, один алфавит, один язык».
Протесты в интернете
Слова главы БПЦ вызвали дискуссию в интернете и СМИ. Православный священник из Минска Александр Шрамко считает слова митрополита Павла «недальновидными». Как тогда относиться ко всем другим православным церквям — грузинской, сербской, румынской, задается вопросом Шрамко. По его словам, это нормально, чтобы в стране была своя церковь, чтобы она была в хороших отношениях с церквями других государств. «Это в общей традиции православной церкви, это естественный процесс. И наоборот, если руководящий центр церкви находится в другой стране, это вызывает недоверие, создает напряженность», — считает священник. А политолог Владимир Мацкевич высказался более категорично: «Присутствие на территории Беларуси РПЦ представляет угрозу суверенитету».
Павел Северинец
На дискуссионной площадке talks.by появились также критические замечания по этому поводу: «Очень жаль, что православные священники вместо того, чтобы помолиться о душах прихожан, занимаются политикой, причем очень неудачно, надо быть мудрее». «Не надо религии смешиваться с политикой. Патриарха Кирилла неприятно видеть рядом с Путиным на всяких собраниях и совещаниях. Его место — в Храме».
На сайте независимой газеты «Наша нива» появились такие комментарии: «Без национальной белорусской церкви не будет и национального белорусского государства», «Товарищ Павел забыл, что принцип построения православных церквей — поместность. Это значит — каждая страна, народ имеют право на свою независимую православную Церковь».
Давняя дискуссия
С тезисом о необходимости существования в Беларуси национальной православной церкви согласен сопредседатель партии «Белорусская христианская демократия» Павел Северинец, православный по вероисповеданию. Что касается предстоятеля БПЦ, то политик обращает внимание, что этот иерарх назначен патриархом московским Кириллом и прислан в Беларусь из России в 2013 году. «Он до сих пор не разбирается в специфике православия в Беларуси. Ему кажется, что православие, которое появилось в Москве, и православие в Беларуси — это одно и то же. На самом деле, православие здесь более старое, более демократическое и открытое для других вероисповеданий, чем российский вариант, склонный к ксенофобии и шовинизму», — считает Северинец.
По его словам, это две разные православные церкви, но церковь — это не государство и не политическая партия. Поэтому вопрос национальной церкви решается соборно, путем долгих консультаций, чтобы мирно и без конфликтов все происходило более или менее естественно.
Реакция президента
7 января, во время посещения Свято-Духова кафедрального собора в Минске, Александр Лукашенко спокойно высказался по поводу национальной церкви. По его мнению, «жизнь все расставит на свои места». «Никогда не надо бежать впереди паровоза. Нам абсолютно не мешает сегодня то, что мы с братскими народами — россиянами, украинцами, другими народами и народностями, которые проживают в наших государствах, в лоне православия находимся вместе», — сказал президент Беларуси.
В то же время, отмечает политолог Валерий Карбалевич, глава Беларуси очень желал бы, чтобы БПЦ была более самостоятельной и если и не подчинялась ему, то хотя бы им контролировалась. Но идти далеко в этом направлении Лукашенко было бы сложно. Это, говорит эксперт, означало бы получить конфликт с РПЦ, а, значит, и с Россией. Во-вторых, можно начать движение в этом направлении, но получить отрицательный результат, как это видно на примере Украины. «Украинская православная церковь стала на путь автокефалии, получила поддержку государства, но даже сторонники независимости не спешат покидать ту церковь, которая находится под Московским патриархатом. И это привело к серьезному расколу в обществе», — констатирует Карбалевич.
По данным Министерства иностранных дел Беларуси, верующими считают себя 58,9% населения страны. Из них 82% — православные, 12% — католики, 6% — представители других 23 конфессий, в том числе мусульман, протестантов, иудеев, униатов и других.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Подарок короля
Сегодня церковь святого Иоанна в Гродно выглядит такой, какой она была 100 лет назад после ремонта 1912 года. Но кирхе, памятнику архитектуры республиканского значения, уже более двух веков. В 1793 году польский король Станислав Август Понятовский пожаловал под корчму дом с землей на Городнице немцам-лютеранам, работавшим на королевских мануфактурах. Эту корчму и перестроили позднее в кирху.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Одна из четырех уцелевших, отданная лютеранам
Такой была лютеранская кирха до ремонта в начале 21-го века. Во Вторую мировую храм чудом уцелел, утратив главный шпиль. А гродненские лютеране, как и все советские немцы, подверглись преследованиям и были выселены в Сибирь и Казахстан. После освобождения Гродно в 1944 году в кирхе разместили архив. И лишь в 1995 году власти передали здание в безвозмездную аренду возрожденной лютеранской общине.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Возрожденная из небытия
Так выглядит зал кирхи в Гродно сейчас. А в 90-х храм был в аварийном состоянии. Принявший приход в 2009 году пастор Владимир Татарников рассказывал, что был в отчаянии. В советское время мебель и люстры из храма забрали в партийные кабинеты, вместо органа — проем в стене. На башне с часами не хватало 16-метрового шпиля, штукатурка обвалилась. Была утрачена вся информация о внутреннем убранстве.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Оригинальные витражи гродненской кирхи
Эти витражи на боковых стрельчатых окнах и старинный часовой механизм — все, что осталось из аутентичного интерьера гродненской кирхи. Остальные окна из цветного стекла были сделаны недавно, как, например, круглый узор с изображением Розы Лютера с сердечком и крестом. Чтобы воссоздать старый центральный витраж нужны документы и фотографии, которые, возможно, находятся в Польше и Германии.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Белорусско-немецкое культурное наследие
В 2012 году тогдашний посол ФРГ в Минске Кристоф Вайль побывал в Гродно и принял участие в торжественном богослужении, посвященном 100-летнему юбилею реконструкции местного лютеранского храма. Правительство Германии выделило 120 тысяч евро для восстановления прежнего вида кирхи, как объекта белорусско-немецкого культурного наследия.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Помогали всем миром
Организацией помощи кирхе занимался немецкий фонд Густава Адольфа — Союз членов евангелическо-лютеранской церкви. Из Германии привезли люстры и скамейки. Нужный по размеру и звучанию орган постройки 1960 года нашли во Франкфурте-на-Майне. С доставкой инструмента помог Deutsche Bank Schenker. Реставрацию фасадов, установку нового главного шпиля и 9 крестов организовали власти и меценаты Гродно.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Новая жизнь церкви святого Иоанна
Привезенный из Германии орган изменил жизнь лютеранского прихода и всего Гродно. Его звучание привлекло в общину новых людей. В кирхе проходят концерты и фестивали органной и камерной музыки, собирающие любителей прекрасного.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Когда пойдут старинные часы?
Теперь главная забота гродненских лютеран — востановить старые церковные часы. Их механизм был установлен в кирхе в 1913 году. Сейчас он не действует, а на главной башне с новым шпилем остались только ржавые цифреблаты.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации Как одна семья
Небольшая гродненская община лютеран встречает Рождество как одна семья. Потомков местных немцев в ней почти не осталось. Но к празднику прихожане обязательно готовят традиционные немецкие угощения — штолен (кекс с изюмом и пряностями) и глинтвейн, а богослужения проходят с обязательными вкраплениями немецкого языка. В канун Рождества состоится концерт детей из воскресной школы при кирхе.
Лютеранская кирха в Гродно в год 500-летия Реформации В год Лютера
С 31 октября лютеранская община гродненцев включилась в празднование 500-летнего юбилея Реформации. В кирхе пройдут праздничные богослужения, музыкальные встречи, на которые приглашены органисты и хоры из Германии. Немецкие и белорусские дети обменяются своими рисунками, выйдет книга гродненских историков о вкладе лютеран в инфраструктуру Гродно и всей Беларуси.
1 | 10 Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов Время назад
Интерес к России и Беларуси у Сандры Ратковиц и Андре Фишера возник три года назад: тогда молодые фотографы снимали памятники советской архитектуры в Берлине. «Во многих местах время будто остановилось», — поделилась своими впечатлениями в интервью DW Ратковиц. Спустя несколько лет фотографы решились на новое путешествие. В объектив камеры попали памятники архитектуры Москвы и Минска.
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов Милитаризм в деталях
Во время двухнедельной поездки фотографов больше всего поразил милитаризм, который проник во все сферы жизни россиян и белорусов. На фото — сувенирная лавка в Москве.
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов Две недели в столице
«Выбрать Москву в качестве первого этапа путешествия было правильным решением. После посещения столицы сразу появляется желание посмотреть другие российские города. Кроме того, в Москве находятся важные для нас памятники архитектуры и Центральный музей Великой Отечественной войны», — пояснил Андре Фишер.
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов Летняя прогулка
Посетительницы одной из самых больших прогулочных зон столицы — Измайловского парка в Москве.
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов Оружие в цветочек
«Было очень интересно понаблюдать за военной и повседневной культурой в Москве и Минске. В Германии редко встретишь жениха и невесту, которые фотографируются на фоне Вечного огня», — рассказала Сандра Ратковиц. На фото — пушки в стиле гжель и хохлома.
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов Из Москвы — в Минск
Серия фотографий «Москва-Минск» — долгосрочный проект фотохудожников Сандры Ратковиц (Sandra Ratkovic) и Андре Фишера (André Fischer). Главная задача немецких фотографов — правильно понять и задокументировать культуру на постсоветском пространстве.
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов Эффектные сооружения
Фотографы описывают Москву как удивительный город: «Он привлекает многочисленными историческими местами и впечатляющей архитектурой: старые церкви, здания в стиле соцреализма, московский метрополитен».
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов Следующая остановка — Минск
Андре Фишер оказался в белорусской столице неслучайно: «После языковых курсов в лингвистическом университете у меня появилась возможность провести в Минске целый месяц, чтобы окунуться в местную культуру и повседневную жизнь. Многое в этом городе напоминает Москву, только в уменьшенном формате».
Фотогалерея: Москва и Минск глазами немецких фотографов День танкиста
Во время пребывания в Минске Андре Фишер попал на необычное представление. День танкиста — профессиональный праздник, который с 1946 года ежегодно отмечается в Беларуси во второе воскресенье сентября.
1 | 9 Артур Смирнов, Вильнюс