26 июля 2020
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Все мы понимаем, что любая религия, философия (это как?) или особенный образ жизни – это система определенных доктрин, законов, правил и предписаний.
Какие-то из них что-то объясняют, разрешают или рекомендуют, другие же – категорически опровергают либо запрещают. Если обратиться к разным сферам социальной жизни, то во многих найдется такое понятие, как аскетизм.
Сегодня я предлагаю разобраться в значении этого термина и раскрыть не только его религиозно-философский смысл, но и нюансы употребления в светской среде.
Содержание
О значении терминов «аскет» и «аскетизм»
Своими корнями истоки происхождения слова «аскетизм» уходят к основам древнегреческого языка, давшего определение такому явлению, как аскеза (от греч. «askesis») – «тренировка, самодисциплина, упражнение тела, ума и воли».
Уже тогда, на заре нашей эры, аскеза считалась подвижничеством, которое нередко отождествлялось с особой практикой, включавшей в себя занятия на выработку особых навыков воздержания и отказа от жизненных благ.
Это могли быть самые разные упражнения, направленные на ужесточение подхода к удовлетворению насущных потребностей.
Таким образом появилось понятие аскетизм – это строгие принципы поведения, формирующие особый образ жизни, основанный на добровольном ограничении в удовольствиях, желаниях, потреблении.
Эти принципы предполагают в первую очередь готовность человека на самоотвержение и его способность к самоконтролю. При этом сам подвижник добровольно отказывается от:
- плотских удовольствий, включая семейную жизнь;
- разнообразной пищи и любого изобилия в еде;
- алкоголя во всех видах;
- богатства, финансовой обеспеченности и стремления к накопительству;
- дорогого имущества, включая предметы роскоши и аксессуары люксори-класса (это как?);
- современных гаджетов;
- развлечений, увеселений, праздного времяпрепровождения.
Те, кто принимал подобные принципы и переходил на такой образ жизни, становились аскетами. Часто люди, практиковавшие аскетизм, занимались самобичеванием, самоистязанием и даже умерщвлением.
Так в обиходе появилось слово «аскет» – это человек, который выбрал жизнь, полную лишений и запретов, с целью воспитания своего духа, разума и тела.
Аскетизм в религии
Этот термин в религиозном контексте впервые стали использовать приверженцы пифагорейства, практиковавшие особые очистительные обряды, предложенные еще в шестом столетии до нашей эры основателем учения – ионийским философом и мистиком Пифагором, которого мы знаем в основном как математика.
Большинство этих обрядов восходит к глубокой древности и связано с идеей о переселении душ, а одним из «традиционных» пифагорейских ограничений был отказ от мяса и вообще любой животной пищи.
Эти же принципы практикуют сегодня вегетарианцы и веганы, которые придерживаются «постного меню» отнюдь не по религиозным предпосылкам.
Позже термин «аскетизм» перешел в активный словарь эллинов, поскольку практика самоограничений быстро распространилась по Северной Греции, а затем и по всему Пелопоннесу, откуда перекочевала в Александрию.
Сегодня аскеза практикуется во многих вероучениях, но чаще всего – в самых многочисленных конфессиях:
- христианстве;
- буддизме (это как?);
- иудаизме;
- исламе.
Главной идеей аскетизма можно назвать «умерщвление плоти» путем отказа от благ цивилизации. По сути, это сознательное и целенаправленное воздержание ради очищения тела и разума и души и достижения некоего духовно-нравственного идеала.
Люди, ступившие на этот путь ради единения с чем-то божественным, стремятся к идеалу религиозному: они считают, что подобными ограничениями не только освобождают свой дух, но и обеспечивают себе спасение после смерти.
Несмотря на то, что аскетизм как духовная практика так или иначе присутствует практически во всех религиях, каждая из них придает этому явлению свой собственный смысл и значение:
- Христианство – если обратиться к текстам Священного Писания, то уже там можно найти трактование аскезы как устремления человека к стяжанию божьей благодати через достижение духовного совершенства.Сам Иисус говорил, что его ученики должны постоянно поститься, отказаться от имущества, родственных связей и всех мирских благ, и лишь после таких жертв они смогут следовать за ним. В современных традициях христианской церкви аскетизм принимает одну из своих самых типичных форм – монашество;
- Буддизм – в этом учении практики жесткого самоограничения помогают достичь нирваны (это как?).
Аскеза для буддистов – скорее одно из средств, при помощи которых человек обретает способность разорвать круг сансары (это как?) и положить конец кармическим страданиям, которым подвергается душа, не достигшая просветления и обреченная на цикличное существование.
Помимо отказа от благ цивилизации и мирских удовольствий, буддийские аскеты занимаются йогой и ежедневно медитируют;
- Иудаизм – в этой религии аскетизм появился задолго до самого вероучения. Например, еврейский законодатель и пророк Моисей дважды постился по 40 дней, покидая своих соплеменников и восходя на склон горы Синай.
Так же поступил и другой ветхозаветный святой – пророк Израильского царства Илия. В иудаизме существовали даже целые секты, которые практиковали безбрачие и ставили аскезу во главу угла как высшую форму благочестия.
Так, можно обратиться к знаменитому историческому примеру, когда во II веке Шимон бар Йохай (основатель каббалы), не принимал воды и пищи в течение 100 дней. Он был уверен, что после такого испытания над ним будет не властен адский огонь;
- Ислам – в этой религии практика самоограничений довольно либеральна, поскольку слишком строгие проявления аскетизма у мусульман не приветствуются. Однако здесь так же сохраняется воздержание, когда идет священный месяц Рамадан.Считается, что в этот период мусульмане могут употреблять пищу и развлекаться только после захода солнца. В исламе есть специальное слово, эквивалентное понятию аскезы – зухд. По мнению исламских богословов, зухд необходим каждому правоверному, который хочет очистить душу, сердце и разум от мирской скверны.
Светский аскетизм
Мировоззрение многих нерелигиозных аскетов базируется как на философско-этических, так и личностных представлениях о жизни.
Основополагающая концепция светского аскетизма – это обретение внутренней гармонии , покоя и духовной свободы.
Посредством отказа от тех или иных благ человек может добиться не только большей ясности мышления, но и выработать в себе способность противостоять жизненным неурядицам и потенциально разрушительным соблазнам.
Многие из тех, кто выбрал аскетичный подход к жизни, сделали это ради того, чтобы оградить себя от издержек современности – порочных и опасных искушений в виде алкоголя, психоделиков, фаст-фуда, культа секса и азартных игр.
У некоторых, правда, есть и другие основания для «умеренного аскетизма» – например, у профессиональных спортсменов, которые перед соревнованиями специально воздерживаются от плотских удовольствий и сытной пищи, чтобы физически и морально лучше подготовиться к испытаниям.
Вместо заключения
Аскетизм – древнее явление, доподлинное происхождение которого остается неизвестным. Аскезы были всегда во всех религиях и других сферах социальной жизни, да и в будущем наверняка такое подвижничество сохранит свою актуальность.
Не стоит воспринимать такой подход к жизни как что-то негативное: по большому счету, каждый из нас – в чем-то аскет.
Не верите? Послушайте, что говорят эксперты:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Если у Вас возникнет интерес к культуре светского аскетизма и Вы захотите ее освоить для здоровья, похудения, оптимистического тонуса и др. целей, присоединяйтесь к моим блогам и страницам в сетях
|
Тому, кто станет светским аскетом XXI века, СЛАВА! |
Мой e-mail vmmss@mail.ru
В. Соковнин
Аскетизм светский и религиозный — принципиальное различие
Аскеты были всегда, во все века, начиная с древности, они своим примером показывали людям, как можно жить, управляя страстями и необузданными вожделениями, совершенствуя тело и разум для продуктивной и долгой жизни. Аскетами были Пифагор, Диоген, Гиппократ, И. Кант. В России замечательный пример светского аскетизма дали в XX веке академики Н. Амосов и Д. Лихачев.
Светскими аскетами были не только философы и ученые. Классическими убежденными аскетами были римский император Марк Аврелий, гениальный полководец Александр Суворов, миллиардер Генри Форд.
О пользе и необходимости для человечества разумного светского аскетизма убедительно сказали в ушедшем веке замечательные ученые: философ-антрополог А. Гелен, этолог К. Лоренц и психолог, создатель логотерапии В. Франкл. Безумный вульгарный гедонизм с его безмерным аппетитом на все и вся загнал уже человечество в пандемию обжорства и ожирения, что грозит биологическим вырождением. Альтернативой ему может быть только светский аскетизм с его разумной умеренностью во всем.
Светский аскетизм как форма социального поведения возвращается. Культура светского аскетизма предлагает человеку такой образ мышления и жизни, который обеспечивает здоровье и долголетие, избавляет от завистливости и глупых сетей престижности, обретение стройного подвижного тела, радостного оптимистического тонуса, уверенности в своих силах и возможностях.
Но сразу возникает, я уверен в этом, вопрос, в чем заключается отличие светского аскетизма от религиозного, в частности христианского. Словоа «аскетизм», «аскет» несколько пугают, настораживают, так как за десятилетия гонений на религии и религиозность в СССР с этими словами стали ассоциироваться нищета, убогость, жестокая аскеза, доводящая человека до крайнего истощения типа «кожа да кости». И доля истины в такого рода ассоциациях имелась, поскольку монахи-аскеты действительно выглядели этакими мрачноватыми скелетами в черных рясах.
Религиозный аскетизм характерен крайне нигилистическим отношением к бренному телу — источнику и побудителю греховности. Воздержание от чревоугодия в религиозном аскетизме достигало в варианте монашеской аскезы столь скудноого питания, что поддерживалось только физическое существование и все силы перебрасывались на духовный поиск благодати и спасения во Христе у христиан или абсолютного отрешения от мирских сует в буддизме. Тело как бы мешало и о нем заботились исключительно по принципу быть бы живу. Монахи-аскеты были нищими, часто просили подаяние. Многие жили только хлебом и водой.
Надо ли говорить, что такой аскетизм отпугивал народ, любивший во все времена хорошо и аппетитно поесть, погурманствовать. И быть в теле — дородность, некоторая степень ожирения, придававшая степенность и солидность, была у многих наций и народов в моде. Стройные и худощавые женщины на Украине считались несчастными, их жалели. В селах эта психология царствует и сейчас.
Однако, тысячелетиями существовала культура умеренности и воздержания иного рода, чем религиозная аскеза. Приверженцами такой культуры были многие древние философы и мудрецы: Конфуций, Сократ, Диоген и вся школа киников, Сенека и стоики, но и властители, политики и полководцы: император Марк Аврелий, Ричард Львиное Сердце, Александр Суворов. Все они были людьми творческими, трудолюбивыми, жили долго и отличались отменным здоровьем. Кстати сказать, и великий Гиппократ учил воздержанию и умеренности, а умеренное и сбалансированное в современной терминологии, питание считал лучшим из лекарств. Сократ так невзлюбил искусных поваров, что называл их убийцами, отравляющими людей пищей, разжигающей аппетит и смертоносную неумеренность ее поглощения. О сахарном диабете тогда не знали, но смертельность чрезмерного ожирения осознавалась вполне.
Но аскетизм великих касался не только умеренности в питании. Умеренность вознесена была ими в главный принцип жизни во всем. Чрезмерность изгонялась из образа жизни как основная опасность для души и тела
(окончание следует)
Контакт: vmmss@mail.ru Соковнин Владимир Михайлович
см. также:
посмотрите мои сайты
ФАСЦИНОЛОГИЯ |
|
|
на главную
Вчера посетил буддистский монастырь под Качканаром. Называется он «Шад Тчуп Линг». Здесь на горе, сред скал община под руководством Михаила Санникова живёт уже более 20 лет.
Первая ассоциация, когда слышишь о буддийском монастыре — бритоголовые монахи в оранжевых тогах в позе лотоса, медитирующих на мир во всём мире, в окружении тигров. В реальности оболочка куда более тривиальная: совершенно обычные люди, правда чуть более приветливые, в практичной повседневной одежде без символизма. Тигров там тоже нет, зато есть тощие собаки, охраняющие местную обитель.
Праздно гуляющих по горным окрестностям членов общины не встретить: все они постоянно заняты делом. Каждый своим: кто-то собирает хворост, кто-то строит, кто-то поит чаем дикошарых туристов и водит экскурсии. Бездельники здесь не в почёте. Сам Лама Докшит во время нашего визита долбил кувалдой огромную каменную глыбу.
Встают в 6, ложатся в 23:00. Едят мало. Работают много. Любые психотропные средства (наркотики, алкоголь) запрещены.
Самобытно, просто, без каких-либо излишеств. Аскетизм — в том виде, КАК мы его привыкли представлять. И там ГДЕ, мы его привыкли представлять: где-то за стенами монастырей, храмов, далеко в горах, отрезано от обычной современной жизни.
Но так ли на самом деле аскетизм противоречит реалиям обычного городского жителя. Так ли не совместимы идеалы, разделяемые аскетом, и представления о насыщенной жизни современных мужчин и женщин.
Проблема заключается в том, что под аскетизмом привыкли понимать ограничения, в основе которых лежит религиозная фанатичность. В глазах обычных людей такое поведение выглядит не целесообразным в жизни, где отсутствует ревностное служение Богу.
Те ограничения, которые соблюдает аскет, кажутся людям навязанными, неестественными, ограничивающими и ущемляющими человеческую природу, а также свободу выбора.
Учитывая это, становится понятно, почему какие-либо проявления аскетизма с таким трудом находят место в жизни обычного современного человека.
Дело здесь не в том, что люди по своей природе крайне ленивы и не склонны к работе над собой. Дело в том, что аскетический образ жизни до сих пор так и остаётся окутанным ореолом религиозной загадочности с совершенно неясными преимуществами. Остаётся непонятным «нафига» это нужно и что вообще это даёт. Наблюдатель вынужденно составляет мнение, что аскеза -это удел лишь редких фанатиков, но никак не общего большинства, тем более в XXI веке.
Ведь современное общество в своём большинстве уже не хочет служить абстрактным Богам, да и вообще не хочет никому служить, соблюдая навязанные ограничения, смысл которых им непонятен. Человек хочет яркой насыщенной полноценной интересной жизни. Вот действительный предел его желаний и устремлений. А глядя на аскетов из художественных произведений или тех ребят, что живут в горах, складывается впечатление, что жизнь аскета — сплошное ограничение.
Да, можно согласиться в том, что Аскеза — это однозначно ограничение. Но можно ли считать аскетичную жизнь ограниченной.
Начнём с того, что аскеза — дело добровольное. Человек самостоятельно принимает её на себя для того, чтобы отсечь всё лишнее и достигнуть собственных целей. Цели эти не обязательно религиозные, они могут быть вполне мирскими, связанными с достижением определённого результата и реализацией своего потенциала. То есть по сути аскетичный образ жизни заключается прежде всего в четкой фокусировке на своей миссии/цели/задаче. Кажется ли это чем-то диким, достойным только горного уединения отшельника? Пожалуй, нет. Этот момент мало противоречит тем стремлениям, которые очень популярны среди наших современников.
Далее важно разобраться, что же всё-таки ограничивается. И как эти ограничения соотносятся с желанием жить полноценной и насыщенной жизнью. Пунктов всего три.
Во-первых, ограничение накладывается на реализацию тех желаний, которые по мнению аскета, разрушительным образом воздействуют на его тело. То есть по сути он отказывается от ядов.
Можно ли считать, что это делает его жизнь менее интересной и насыщенной? Можно ли считать жизнь без пищевых и наркотических отравлений полноценной?
Ответить в обоих случаях можно утвердительно, опираясь на то, что в естественной природе для нормальной жизнедеятельности и реализации заложенных способностей отсутсвует необходимость в отравляющих интоксикациях.
Здесь остаётся лишь вопрос, что считать ядом и наркотиками, а что вполне годным для потребления. Дефицита информации по этому поводу в нашем веке нет. При искреннем желании разобраться, что для «тела хорошо, что для тела плохо» можно без предельных интеллектуальных усилий. Благо информации по этому поводу хоть отбавляй, и вся она даёт вполне однозначный ответ, независимый от религиозных убеждений.
К тому же большинство людей и без того уже давно знает, что из потребляемого им вредит, но при этом продолжают свои «интоксикации». Причина кроется в неготовности ограничить выбор еды, основанного на эмоциональной привязанности. Аскет напротив руководствуется в первую очередь категориями полезности и пищевой ценности. Так он проявляет заботу о своём теле. Тело становится более сильным, крепким, выносливым и здоровым. Получается, чем больше ограничений в еде, тем меньше ограничений в физических возможностях.
Вопрос: расширение физических возможностей противоречит представлениям о полноценной жизни? Уж точно нет.
Второе, на что может накладывать ограничения аскет, это действия. Он лишает себя тех бесполезных движений, которые отвлекают от своей цели. Он избавляется от проявлений лени и праздности. Таким образом ограничивается «время простоя», время проведённое человеком в пустую.
И последнее ограничение касается мышления. Аскет может ограничить нежелательные для него мысли. С помощью различных методик фокусировки внимания и замены мыслеформ он ограничивает свой ум, заставляя работать только в нужном конструктивном ключе.
Все описанные ограничения, как это видно, не имеют никакого религиозного налёта. Более того, они лежат вне временного контекста и не противоречат стремлениям современных людей жить насыщенной полноценной жизнью.
Остаётся лишь, определить свою цель и, аскетично отсекая лишнее, двигаться к ней!
Всем добра и насыщенной жизни!
АСКЕТИЗМ, принципы или образ жизни аскета. Термин восходит к греческому слову ascesis, что означает, собственно, тренировку атлетов; стоики применили его к нравственному самосовершенствованию. Аскетическая практика (аскеза) характерна для многих религий и культурных традиций, включая анимизм, ислам, буддизм и др. Часто в ее основе лежит дуалистическое мировоззрение, согласно которому существует непреодолимая пропасть между духом и материей, причем последняя обычно рассматривается как зло и источник зла. Самоистязания, посты, воздержание от определенных видов пищи, отказ от роскоши и от всего, что доставляет радость и удовольствие, соблюдение молчания и пр. являются наиболее распространенными формами аскезы.
Христианские аскеты, прибегая к подобного рода умерщвлению плоти, руководствуются стремлением к нравственному и духовному совершенству. Их цель – обуздание человеческой греховности и превращение тела в инструмент, пригодный для жизни в подражании Христу, так что строгость жизни и покаяние рассматриваются ими лишь как средства для достижения этой цели. Чрезмерное умерщвление плоти иногда считалось (и продолжает считаться) особой заслугой или средством искупления греха, однако подобные взгляды представляют собой отклонение от подлинного христианского аскетизма.