Содержание
- Армянская церковь в Ялте
- GPS координаты Армянской церкви на карте Крыма N 44.501149, E 34.165263
- История
- Византийские истоки
- История пахнет ладаном
- Их знает весь мир
- Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?
- История становления обители
- Чем интересен Армянский монастырь для туристов?
- Как добраться до Сурб-Хач?
Армянская церковь в Ялте
Армянская церковь – одна из наиболее посещаемых церквей в Ялте. Туристы с удовольствием уделяют время на то, чтобы к ней добраться. Находится Армянская церковь в городе Ялта на холме Дарсан по адресу улица Загородная, 3.
GPS координаты Армянской церкви на карте Крыма N 44.501149, E 34.165263
Строительство Армянской церкви в Ялте финансировал нефтепромышленник из Баку Погос Тер-Гукасян, которое продолжалось восемь лет (с 1909 по 1917 год). Причиной возникновения желания создать религиозное сооружение послужила скоропостижная смерть его дочери, которая и была похоронена у основания Армянской церкви. Так сложилась судьба, что и сыновья Гукасяна тоже покоятся здесь же: один из них наложил на себя руки, не выдержав давления карточного долга, а второй погиб при неизвестных обстоятельствах.
Главным архитектором проекта стал армянин Габриэль Тер-Микелян, которому в 1905 году был адресован заказ на его разработку. Интерьером и росписью церкви занимался художник Вардгес Суренянц.
Основой для строительства Армянской церкви послужила церковь Святой Рипсиме, которая находится в Эчмиадзине. Материалом послужил вулканический туф из Фороса, благодаря которому удалось украсить здание различными орнаментами. Но недостаток этот материала состоял в том, что он излишне пропитывался водой.
Армянская церковь имеет два входа, один из которых является ложным. Он расположен с южной стороны, а ведёт к нему красивая лестница, состоящая из ста ступенек. Поднявшись по ней, открывается вид на купол, над которым возвышается крест. В западной части находится лоджия с шестиколонной звонницей и главный вход в Армянскую церковь. Цокольный этаж является склепом. Усыпальницу охраняют два ворона, изображённые над небольшим окном. Северо-восток церкви украшают два аркообразных окна, оформленные декоративной резьбой и орнаментом.
Не менее красив купольный зал, расположенный внутри Армянской церкви. По форме он напоминает крест. Сам купол расписан фресковой живописью, а по периметру расположены двенадцать окон. Также привлекает внимание иконостас, прекрасно вписывающийся в оформление алтаря. Художественной росписью занимались Меркулов и Тарагрос, которые воплощали в жизнь эскизы Вардгерса Суренянца. Армянская церковь стала последним проектом талантливого художника, в который он вложил немало сил и энергии.
Во времена Великой Отечественной Войны Армянская церковь, как и многие другие постройки, была частично разрушена. В 60-х годах ⅩⅩ столетия на базе церкви действовал музей, а позже здесь находился археологический отдел. В 1988 году Армянская церковь была отреставрирована. Кстати, здесь были сняты киноленты «Щит и меч», «Три толстяка» и другие фильмы.
Сейчас Армянская церковь вернулась к своему первоначальному назначению. Кстати, здесь часто проходят концерты камерной музыки.
Армянская церковь в Ялте, пожалуй одна из самых лучших церквей Крыма и в ходит в список лучших достопримечательностей Крымского полуострова. Армянская церковь в Ялте на карте Крыма
История
Основание монастыря и устройство в нём Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV века. Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из коренной Армении в Крым и религиозной политикой генуэзцев, направленной на окатоличивание подданных Генуэзской Газарии, из которых армяне составляли значительную часть.
Возведение армянской церкви в этом месте (согласно надписи на барабане его церкви) было закончено в 1358 году, а уже позже к ней пристраивались гавит (притвор) с колокольней и братский корпус с кельями (в 1719 году), а также ряд других строений. Внешне комплекс зданий напоминает неприступную крепость и близок по образу к храмам Армении XII–XIII веков.
В XVII–XVIII веках обитель неоднократно перестраивается, что отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря. В это же время Сурб- Хач являлся одним из основных оплотов Армянской Церкви не только в Крыму, но и во всем Северном Причерноморье. О монастыре в своей работе упоминает находившийся в регионе автор XVIII века Иоганн Тунманн. В 1778 году духовенство оставляет монастырь и во главе паствы переселяется из Крыма на Нижний Дон — в Нахичевань-на-Дону.
В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. До революции 1917 года монастырь владел обширными наделами земли в горных и степных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин.
В1924 году, как рассказывают люди, на дороге недалеко от монастыря коммунисты убили последнего монаха. На этом месте растет дерево, которое наши современники украшают цветными лентами в память о том трагическом событии. В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались.
Восстановить Сурб-Хач пытались неоднократно, но дальше экспедиций (последняя из них датирована 1976 годом) дело не шло вплоть до 1992 года, когда археолог, кандидат исторических наук Ф. С. Бабаян была направлена в Крым Армянской академией наук для подготовки монастыря к реставрации. В результате восстановительных работ в 1994 году в храме Сурб Ншан начались богослужения, а еще через 8 лет (в 2002 году) монастырский комплекс Сурб-Хач возвратился к Армянской Апостольской Церкви.
Их ценили и притесняли, переселяли и депортировали, но невиданное упорство этого маленького народа взяло верх над историческими перипетиями, и армяне Крыма стали созвучным элементом многонациональной крымской культуры. Картина К. Ф. Богаевского «Церковь Иоанна Богослова» написана автором в 1930 годах.
Византийские истоки
Армяне никогда не были кочевым народом, только крайние обстоятельства могли подвигнуть этот народ на миграцию и покинуть любимую родину. Поэтому и первые армянские поселения в Крыму относятся к VIII веку, когда Крымский полуостров был составной частью Византийской империи, а армянскому народу пришлось спешно спасаться от налётов кочевников-сельджуков. Для временного пристанища был выбран Крымский полуостров, который впоследствии стал домом для многих армян. Также многие историки связывают появление значительной части армянского народа в Крыму с падением Анийского царства, расположенного на юге Византии в XVI веке. Ани – город тысячи церквей, павший от рук османских войск, окончательно прекратил своё существование после переселения армян в Тавриду.
Отсутствие одной господствующей народности на полуострове сыграло огромную роль в переселении армян. Заключив союз с генуэзцами и греками, армяне осели преимущественно в Кафе (ныне Феодосия), Солдайи (Судак) и Сурхате (Старый Крым). В Крыму они сохраняли свои обычаи, религию, традиции и создали большую общину. Значительная часть переселившихся армян занималась торговлей и различными ремёслами, а во времена Крымского ханства они совместно с греками занимались возведением зданий и сооружением мостов, откликнувшись на просьбу крымских татар.
Стоит знать Один из древнеписьменных
Армянский язык относится к индоевропейской семье, обычно выделяется в отдельную группу, считается одним из древнеписьменных, так как его алфавит был создан Месропом Маштоцем ещё в 405-406 годах н. э.
Здравствуйте — Барев дзез
До свидания — Стесуцюн
Как дела? — Горцерт вонцен?
Спасибо — Шноракалютюн
Пожалуйста — Хндрем
Извините — Кнерек
Как вас зовут? — Инчпеса дзер анунэ?
Меня зовут… — Им анунэ…
Я тебя люблю — Ес кез сирумем
История пахнет ладаном
Армянское культурное наследие в Крыму представлено большей частью религиозными сооружениями. Только в Кафе было построено около 40 армянских церквей, а также школ и караван-сараев. Благодаря законам генуэзской фактории, которая разрешала армянам брать в аренду землю и воздвигать строения, переселенцам удалось оставить свой отпечаток на территории Кафы. Сейчас эта местность называется «Карантин», где расположено несколько памятников армянской архитектуры: церкви Иоанна Предтечи, Св. Ованеса, Св. Григория, Св. Стефана.
Мы проводим общие мероприятия со всеми народами Крыма: участвуем в их мероприятиях, они с удовольствием приходят на наши праздники. Это означает, что мы все в первую очередь крымчане и россияне. В Российской Федерации мы почувствовали по-настоящему, что мы имеем право развивать свою культуру, так как наши общины уже стали национально-культурными автономиями, которые имеют очень много прав и большую поддержку от государства.
Ваган Вермищян, заместитель председателя Региональной армянской национально-культурной автономии РК.
Церковь Св. Рипсиме в Ялте, построенная в 1905-1917 годах, считается одним из красивейших зданий города. Храм воздвигнут на средства нефтепромышленника Тер-Гукасяна в память о его дочери Рипсиме.
Но, пожалуй, самым значительным памятником армянской архитектуры в Крыму является монастырь Сурб Хач (Святой крест), который основан в 1358 году в лесу, недалеко от Старого Крыма.
Много веков каменный монастырь с дозорной башней был не только религиозным центром, но и местом созидания армянской культуры и науки. Сурб Хач для каждого армянина Крыма – предмет гордости и островок Родины на крымской земле.
Их знает весь мир
Педагог, историк, переводчик, церковный деятель Габриел Айвазовский и его младший брат, великий русский художник Иван Айвазовский, совсем не нуждаются в представлении. Айвазовские родились и выросли в Феодосии, учились в армянской приходской школе.
Памятник братьям Айвазовским в Симферополе.
Выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель, основоположник армянской классической музыки Александр Спендиаров вырос в Симферополе. Ученик Н. А. Римского-Корсакова, он, по его же словам, черпал вдохновение из народных напевов, армянской поэзии, литературы и истории. Спендиаров создал такие выдающиеся произведения, как «Ереванские этюды» для оркестра (1925) и оперу «Алмаст» – одно из лучших творений армянского музыкального театра.
Стараниями армянской общины Крыма Сурб Хач восстанавливает своё значение
национально-культурного и религиозного центра. Национальная кухня Армянская долма (толма)
Долма, или толма, – это виноградные листья, начинённые мясом. В Армении готовят долму не из фарша, пропущенного через мясорубку, а из филе, очень мелко и тонко порезанного – до размера продолговатого риса. А подают блюдо с топлёным маслом, кислым молоком с толчёным чесноком.
Ингредиенты:
Главный компонент – виноградные листья. Рекомендуется их для начала поварить в чуть подсоленной воде 5 минут, чтобы они стали мягче. Мелко нарезанный лук и зелень добавляем в фарш. На 500 г фарша рекомендуется 1 чайную ложку соли и половину чайной ложки свежемолотого перца. Добавляем воду, тщательно перемешиваем. Аккуратно выкладываем фарш на виноградный лист и заворачиваем конвертом, как блины. Выкладываем долму в глубокую кастрюлю плотно, так, чтобы наши конверты не раскрылись во время приготовления. Заливаем холодной водой (чтобы вода немного покрывала долму). Для того чтобы конверты не всплывали, сверху кладём чистую тарелку. На среднем огне долма варится приблизительно час.
Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и Феодосии, он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.
- Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?
- История становления обители
- Чем интересен Армянский монастырь для туристов?
- Как добраться до Сурб-Хач?
Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?
Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить Парк антилоп.
Монастырь на карте Крыма
История становления обители
В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).
Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.
Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.
Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.
Чем интересен Армянский монастырь для туристов?
Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.
Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале). У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.
Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа Судак. При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.
На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.
Как добраться до Сурб-Хач?
Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».
Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.
На машине доехать до монастыря из Судака можно так:
Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:
Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.