После чтения акафиста 40 дней все сложилось!
Подробности Категория: Истории помощи Спиридона 02.06.2018
Здравствуйте, хочу поделиться своей историей помощи святого Спиридона.
У меня была трудная и ответственная работа, в связи с этим возникали частые проблемы со здоровьем. Поменять ее возможности не было. Город маленький, выбор в моей специальности не велик, надеяться особо не на что. И я начала читать акафист святому Спиридону. После 38 дней, меня перевели в этой организации на другое место. Я так рада!
После 38 дней меня перевели в этой организации на другое место. Я так рада!
Святой Спиридон всегда помогал мне и моим близким в разных ситуациях. Моя тетя 3 года не могла продать дом, пока не собралась читать Акафист 40 дней — и сразу все сложилось благополучно!
По молитвам святого Спиридона получилось срочно отдать половину долга, хотя и не надеялись собрать такую сумму за короткий срок. Я так ему благодарна за помощь! Я точно знаю, нужно верить, молиться, ходить в Храм и все получится!
Автор истории Надежда
- ←Святой помог в тот же вечер!
Святитель Спиридон Тримифунтский чудотворец, родился в конце III века на острове Кипр. С детских лет он пас овец, чистой и богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам. В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.
После смерти жены, в царствование Константина Великого (324-337), святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора в Никее, где посрамил ересь арианства и отстоял чистоту Православной веры, доказав истинность догмата о Пресвятой Троице. На Соборе произошло чудо, совершенное святым Спиридоном: взяв в руки кирпич (плинфу), он сжал его и из плинфы вверх вышел огонь, вниз потекла вода, а в руках осталась глина. «Вот три стихии, а плинфа одна; так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество едино», — разъяснял святитель.
Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия. Он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Святитель строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других Богодухновенных книг.
По окончании Собора в Никее, где святитель Спиридон наглядно показал собравшимся силу Божию, его стали превозносить и почитать во всем Православном мире. Однако, скромный и смиренный, он вернулся на Кипр, чтобы продолжить исполнение своих пастырских обязанностей. В родном городе Святителя ожидало печальное известие — умерла его любимая дочь Ирина. Святитель Спиридон был очень к ней привязан. С юных лет она наследовала набожность своего отца и усвоила правила христианского благочестия, которые ей внушали родители. Незадолго до внезапной кончины девушки одна женщина дала ей на хранение ценные золотые украшения, которые Ирина надежно спрятала в доме и не успела вернуть владелице. Святитель был в то время на Соборе в Никее и ничего об этом не знал. Когда к нему пришла хозяйка драгоценностей и со слезами стала просить вернуть золото, Владыка, искренне желая помочь ей, тщательно обыскал весь дом, но не нашел чужого сокровища. Епископ Спиридон посчитал эту утрату собственным несчастьем. Он вместе со своими домашними пошел на могилу дочери. Святой прочитал молитву и, наклонившись над могилой, обратился к мертвой Ирине, как к живой: «Дочь моя! Где находятся украшения, отданные тебе на хранение?» В ту же минуту голос из глубины могилы ответил: «Господин мой! Я спрятала их в нашем доме». И она указала место, где было укрыто сокровище. Тогда святой сказал ей: «А теперь спи, дочь моя, пока не разбудит тебя Господь во время всеобщего воскресения». Благоговейный ужас и изумление охватили всех присутствовавших при столь удивительном событии. Вернувшись домой святитель нашел в указанном месте спрятанные драгоценности и отдал их владелице.
Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого было о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте.
Великую святыню представляют нетленные мощи святителя Спиридона. В Тримифунте мощи святителя покоились до половины VII в., после падения византийской столицы мощи святителя Спиридона были перевезены сначала в Сербию, а затем на Керкиру (Корфу). Здесь, в столице острова, одноименном городе Керкира, в специально воздвигнутом в 1590 году в честь святителя Спиридона храме и поныне сохраняются, как многоценное сокровище, нетленные мощи святого. Десница (правая рука) святого, неизвестно когда и по каким причинам была отделена от тела. Известно лишь, что после разрушения турками константинопольского храма десница была доставлена в Рим и более пяти столетий хранилась в католической церкви Святой Девы Марии, и только в ноябре 1984 года была возвращена Ватиканом на остров Керкиру и положена в раку вместе с телом святителя Спиридона.
Честные мощи святителя Спиридона, благодатию Божией, сохранились нетленными, и, что особенно удивительно — они весят как тело взрослого мужчины, а кожа плоти его имеет обычную человеческим телам мягкость. Ученые естествоведы разных стран и вероисповеданий по временам являются на о. Керкиру с целью рассмотреть и подвергнуть исследованию нетленные мощи святителя и после тщательного рассмотрения их единогласно решают, что никакими законами и силами природы нельзя изъяснить нетление этих мощей, полторы тысячи с лишним лет пребывающих в неповрежденном виде, и что здесь действует всемогущая сила Божия. Один из ученых свидетельствует, что тело святого Спиридона и доселе составляет для физиологов предмет справедливого удивления: оно мягко и растяжимо и как бы живо, но вместе и плотно, не разложилось и не подверглось тлению; выдающиеся части лица его расширяются и опять принимают свое прежнее положение, когда вынимают и полагают тело в ковчег, где оно стоит прямо для торжественного несения по городу.
Чудом является и то, что покровитель странников святитель Спиридон и по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. Бархатные сапожки, надетые на его ступни, изнашиваются и несколько раз в год их заменяют новыми, а изношенные сапожки разрезают на части и раздают верующим. Рака с мощами святого запирается на ключ, но бывают случаи, когда ключ просто не поворачивается в замке, и тогда местные священнослужители знают — святителя Спиридона в раке нет, он ходит по земле, гостит у тех, кому нужна его помощь. Рака вся увешана золотыми и серебряными украшениями — дарами тех, кому помог святитель.
По молитвам святителя Спиридона на Керкире после перенесения туда его святых мощей совершались многие чудеса, в благодарение и воспоминание о которых 4 раза в год православные на острове Керкира особо чтят память святителя Спиридона: Вербное Воскресенье, Страстная Суббота, 11 августа и первое воскресенье ноября. В эти праздничные дни керкиряне украшают дома флагами, а улицы усыпают цветами. Православные идут крестным ходом по улицам Керкиры, а священнослужители ставят стеклянную раку с мощами в вертикальное положение и торжественно несут на плечах нетленные мощи святителя, как действующего иерарха на епископском троне. Множество верующих выстраиваются вдоль тротуаров в ожидании крестного хода. Болящие и увечные садятся на мостовую с молитвой святителю, прося его благословения и помощи, и раку с нетленными мощами проносят над их головой. За мощами идут представители церковных и светских властей, за ними — солдаты, ветераны, школьники, маршируют оркестры. Все участники крестного хода ощущают великую силу молитв святого Спиридона.
Свидетелем одного из посмертных чудес святителя Спиридона был, как известно, писатель-классик Н.В. Гоголь. Во дни почитания Спиридона Тримифунтского, во время совершения крестного хода по городу, когда тысячи жителей и паломников благоговейно прикладывались к мощам святителя, некий английский путешественник, скептик и атеист, усомнился в святыне, сказав, что, видимо, в спине святого сделаны специальные надрезы и тело набальзамировано. Каково же было его изумление, когда нетленные мощи святого Спиридона на глазах у тысяч людей приподнялись из раки и повернулись спиной к этому человеку, как бы предлагая посмотреть, есть ли там надрезы, о которых он говорил. Гоголя это знамение потрясло до глубины души.
Святитель Спиридон почитается как великий заступник и избавитель от разных бед и напастей. Святой укрепляет людей в мужестве стояния за веру, подает больным исцеление, живущим в грехах — исправление и прощение, заботится о вдовах и сиротах, избавляет от засухи, голода и нужды. Особую помощь Чудотворец оказывает в благополучном устроении семейных, имущественных и земельных дел. Он помогает людям во всем мире, исполняя прошения тех, кто с верой молит его о помощи.
Краткое житие святителя Питирима, епископа Тамбовского
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. С юных лет Господь готовил Прокопия к высокому духовному служению, которое ему предстояло выполнить. Еще в детстве его обучили грамоте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения. Высокая духовная настроенность рано вывела Прокопия на путь иноческих подвигов. Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.
Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита. 15 февраля 1685 года патриарх Иоаким (1674–1690) вызвал его в Москву и рукоположил во епископа Тамбовского.
Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.
Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Святитель Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Большое внимание святитель уделял духовному просвещению. Он устроил для священнослужителей специальную школу, где под его руководством воспитывались достойные пастыри Церкви. При архиерейском доме трудами святителя собиралась библиотека духовной литературы (в описи московского Успенского собора значатся «две книги Дионисия Ареопагита, оболочены кожами, одна в красной, а другая в черной, по обрезу золочены», принадлежавшие святителю Питириму). Святитель неустанно поучал свою паству, проповедуя Слово Божие. Он часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды общин.
Святой архипастырь постоянно заботился о примирении с православной церковью отпавших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев. Глубокое благочестие, деятельное сострадание к ближним и мудрое терпение святителя в беседах с раскольниками и иноверцами располагали их к полному доверию его словам. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова святитель многих привел к истинной вере. Родная сестра святителя Екатерина стала первой настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.
Будучи дерзновенным молитвенником и ходатаем пред Богом, святитель Питирим никогда не забывал о христианском смирении. Не полагаясь на собственные человеческие силы, архипастырь осенил вверенный ему Богом город Тамбов иконами Спасителя и Казанской Божией Матери, поместив их на двух главных воротах.
Святитель Питирим много молился и учил молитве своих пасомых. Он ежедневно присутствовал на богослужении и часто сам совершал священнодействия. В тех же случаях, когда святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков правильному церковному пению и чтению. В своей келлии святитель особенно часто молился перед иконами Девпетерувской Божией Матери и святителя Николая.
Святитель Питирим тонко ощущал красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира. Любимым местом его прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев монастырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября и 7 августа). Святитель поставил большой деревянный крест с изображением Спасителя.
Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками святителя на месте своих молитвенных подвигов.
Преставился святитель Питирим в 1698 году в возрасте 53 лет.
Тело святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая. После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С каждым годом все более возрастало число богомольцев, собиравшихся в день кончины святителя, 28 июля, на богослужение в Тамбовский собор. Каждое новое знамение милости Божией, являемое по молитвам к святителю Питириму, внушало народу уверенность в том, что почитаемый ими епископ – воистину избранник Божий. С 1819 года при соборе стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии. В 1914 году 28 июля святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.
Полное житие святителя Питирима, епископа Тамбовского
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме в Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили своим детям любовь к Богу и Святой Церкви. Они научили Прокопия с благоговением чтить святые иконы, хранить православные обряды и предания. Изучив грамоту, святой Прокопий особенно полюбил чтение Слова Божия и житий святых отцов и подвижников Церкви Христовой. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Частое посещение храма развило в нем любовь к богослужению и церковному пению. Одаренный тонким художественным восприятием, святой Прокопий был искусным певцом, а также живописцем. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме чудотворных икон. Святой Прокопий строго соблюдал посты, любил молиться и избегал праздных развлечений, детских шалостей и забав, что показывало его высокую аскетическую настроенность. Благоговея перед всеми святыми, Прокопий особенно чтил своего небесного покровителя – преподобного Прокопия Декаполита (VIII в.; память 27 февраля/11 марта), в день памяти которого он родился.
Достигнув совершеннолетия и решив всецело посвятить себя Богу, святой Прокопий попросил благословение родителей и поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским ((† 1554; память 1/14 мая). Этот монастырь, расположенный вблизи Вязьмы, отличался строгостью устава, введенного его святым основателем. Вступив на путь монашеских подвигов, святой Прокопий стал с усердием подвизаться в посте, бдении и молитве. Неленостно исполняя возложенные на него монастырские послушания, он к обязательным трудам прилагал добровольные, стараясь никогда не быть праздным, читал наставления и жития святых отцов, стремясь в своей жизни подражать их подвигам.
На двадцать первом году жизни святой Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим. Через некоторое время он был рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха.
Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран игуменом. Опытный в духовной жизни, святой игумен умело управлял братией, милосердием и кротостью исправляя заблудших, примером своей жизни побуждал иноков к большему подвигу. В 1684 году он был возведен в сан архимандрита. Заботясь об укреплении в иноках духа строгого подвижничества, святой Питирим в своем служении проявил особую любовь к благолепию храмов. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета.
Несмотря на всеобщее уважение, святой Питирим отличался глубоким смирением и кротостью. В своих трудах он все упование возлагал на помощь Божию. С 1681 года, когда Вязьма отошла к Смоленской епархии, в Предтеченском монастыре поселился викарный епископ Смоленского митрополита.
1 сентября 1684 года святой Питирим по благословению патриарха Иоакима (1674–1690) получил новое церковное послушание – был назначен на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 года в Неделю блудного сына в Успенском соборе в Москве святейший патриарх Иоаким рукоположил его во епископа. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, в большинстве составлявших население того края.
Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима – в 1682 году. Поэтому епархию населяли в основном люди, не просвещенные светом Христовой веры: язычники (мордва, черемисы, мещера), магометане (татары), а также раскольники. Среди населения было много ссыльных из центральной России и беглых преступников. Святителю Питириму предстояло бороться с язычеством, сектантством и грубостью нравов. Укрепив себя на предстоящий подвиг постом и молитвой и испросив благословение у мощей московских святителей и чудотворцев и преподобного Сергия, святитель Питирим в начале 1686 года выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября/6 декабря и 7/20 августа). Торжественная встреча в первом городе епархии – Козлове – смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал с сопровождавшими его несколькими монахами и келейником Василием еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые христиане встретили его в храме за ранним богослужением.
Из сохранившихся в записях дел святителя Питирима первым его делом по прибытии на Тамбовскую кафедру значится выдача во дни Святой Пасхи 1686 года грамоты Козловскому монастырю на построение каменного соборного храма во имя Святой Троицы. Повсюду стали строиться храмы, благолепному украшению которых святитель Питирим придавал особое значение. Дело это было особенно трудным из-за крайней нищеты населения. Умелое руководство и личная нестяжательность святителя позволили ему при малочисленных средствах достигнуть в этом деле значительных результатов. Только в Тамбове было построено несколько храмов – свой для каждой слободы города. После кончины святителя в епархии было 168 храмов.
Особую пастырскую заботу проявил святитель о монастырях. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1692 г.), игуменией которой стала сестра святителя Екатерина, и мужская Трегуляевская во имя Крестителя Господня Иоанна (1691 г.) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте. Название эта обитель получила с связи с тем, что святитель Питирим любил уединение. Тонко ощущая красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира, он при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1688 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места для построения обители. Все трое пришли в уединенное место, которое и благословили для основания обители.
Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населенные пункты имели вид христианских поселений. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах, около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привез с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие. Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, были родительским благословением святителя.
Много трудов приложил святитель для обращения в христианство язычников и магометан и для вразумления раскольников. Край, где прежде процветали грабежи и разбой, благодаря трудам и молитве святителя Питирима стал краем религиозным. Обращение святителя к пастве отличались кротостью и доступностью. Объезжая свою епархию с проповедью слова Божия, святитель словом искренней любви к пастве, кротостью и смирением сеял в душах семена веры и благочестия. Святитель отличался удивительным снисхождением даже к нравственно падшим людям. Со всеми он обращался одинаково, ровно и кротко, как истинный друг и брат. В то же время он был по-отечески требователен. Его двери были открыты для всех приходивших за советом и помощью. Нетребовательный в личной жизни, он все свои средства тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Избегая всяких удобств, святитель совершал поездки по епархии в простой повозке.
Вновь открытые храмы требовали новых пастырей. Одной из забот святителя Питирима было избрание и подготовка кандидатов в священники. Он неукоснительно требовал, чтобы прихожане избирали кандидатами только грамотных людей. В своем доме он устроил специальную школу, где сам готовил избранного к принятию священного сана.
В 1694 году святитель Питирим приступил к строительству каменного кафедрального собора. Он не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Закончен он был уже после его кончины. При святителе был освящен только южный придел в нижнем этаже собора – во имя святителя и чудотворца Николая. Новый собор святитель снабдил за свой счет необходимой утварью, ризами (одна из риз святителя Питирима была передана позднее святителю Иннокентию Иркутскому).
Святитель Питирим с детства любил богослужение. Он часто служил и заботился о благоговейном исполнении служб, внятном пении и чтении. Нередко он сам становился на клирос, чтобы научить певцов правильному пению. Святитель учил свою паству с благоговением относиться к священным предметам. Заботясь о торжественности богослужений, он установил в праздничные дни крестные ходы из соборного храма в тот храм, где были престольные торжества.
Слава о святительских трудах Тамбовского архипастыря распространилась за пределами епархии. О нем было хорошо известно при дворе московских государей Иоанна и Петра Алексеевичей, которые неоднократно удовлетворяли прошения святителя Питирима о нуждах епархии. В 1690 году святитель Питирим участвовал в Соборе Русской Церкви, избравшим святейшего патриарха Адриана (1690–1700).
На архиерейской кафедре святитель Питирим не только не ослабил подвижнические труды, но еще более усилил монашеские подвиги. Среди благочестивых душевных занятий он не оставлял и физический труд. Около архиерейского дома святитель своими руками ископал колодец, над которым позднее была построена часовня, а с 1868 года к нему стал совершаться крестный ход для освещения воды. Однажды во время тяжелой болезни святителя Питирима Господь утешил его дивным видением. Во время молитвы святитель просил не здравия и продления жизни, но с любовью и надеждой испрашивал оставления грехов и дарования вечной жизни в Царстве Небесном. Он обратился с просьбой ходатайствовать о нем к своему покровителю, которому молился всю жизнь, – святому Прокопию Декаполиту. Во время этой молитвы ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. По молитве преподобного в облаке явился Спаситель и благословил святителя Питирима. После кончины святителя это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.
После болезни, во время которой святителю явился Господь и преподобный Прокопий, святитель Питирим прожил еще около трех лет. Но силы не вернулись к нему полностью и он постоянно недомогал, поэтому он не смог закончить многие из своих начинаний, в частности, достроить кафедральный собор. Кончина святого последовала 28 июля 1698 года в возрасте 53 лет. Он был с честью погребен в освященном им Никольском приделе нового кафедрального собора, над могилой его была устроена деревянная резная гробница.
После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Сначала память святителя совершалась в Тамбовской епархии местно. От его гробницы совершались исцеления больных. В начале XIX века в тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя. Эти записи свидетельствуют, что к святителю Питириму с просьбой обращались не только православные, но и иноверцы. Божественные откровения побуждали людей со всех концов России ехать в Тамбов за благодатной помощью, истекавшей от гробницы еще не прославленного святого. В 1914 году 28 июля святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Церкви.