Содержание
- Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого
- Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого. Картинка к рассказу
- Сейчас читают
- Краткое жизнеописание Стефана Пермского
- Видео «Житие Стефана Пермского»
- Миссия святителя в православии
- Почитание и наследие святого
- Молитвы Стефану Пермскому
- Святитель Стефа́н (Великопермский), епископ Пермский
- Молебны
- История первого Мотовилихинского храма
- Житие Стефана Пермского
- Стефан Пермский
- Святитель Стефан Пермский. Икона с житием, 1-я половина XVII века
- Святитель Стефан Пермский увлекает за собой в огонь зырянского волхва Пама. Оригинальный рисунок К. В. Лебедева
- «Зырянская Троица» — икона Святой Троицы XIV века, согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на коми-зырянском языке, сделанную древнепермским письмом.
- Почитание и наследие
- Примечания
- Молитва святителю Стефану Великопермскому:
- Акафист святителю Стефану Великопермскому:
- Канон святителю Стефану Великопермскому:
- Житийная и научно-историческая литература о святителе Стефане Великопермском:
- Детство и юность Стефана Пермского
- Любовь к зырянам и изобретение азбуки
- Борьба с идолопоклонством
- Житие Стефана, епископа Пермского
- СТЕФАН ПЕРМСКИЙ
Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого
Здесь рассказывается о том, что родители его были честными людьми, и не было ни разу такого, чтобы они кого-то обманули. А вот родился Епифаний в Великом Устюге. Его отец проводил время в церкви и во всем помогал священнику. А вот о матери его практически ничего не рассказывается.
С детства родители практически каждый день разучивали с ним новую молитву и постоянно заставляли его креститься. Кроме этого они воспитывали своего сына таким образом, чтобы всегда и во всем их не только слушался, но и всегда и во всем им помогал. Немного попозже его отдали в церковь, где начали обучать. Парень прекрасно все схватывал и делал превосходные успехи. А вот когда оставалось время для того чтобы не только расслабиться, но и отдохнуть парень читал священное писание. А уже через год начал читать молитвы всем кто приходит в церковь.
Наверное, в те времена Великий Устюг был практически самым богатым городом. А вокруг города располагался густой и очень большой лес, в котором также жили западные пермяки и зыряне. Зыряне старались самостоятельно прокормить своих жителей, именно поэтому практически каждое утро они выходили на охоту и без добычи не возвращались. Немного попозже они стали поставлять и менять товар, который распространялся в разные страны и города по всему миру. Когда Стефан начал общаться с ними, то постепенно стал не только понимать их язык, но и разговаривать на нем. Вот тогда он и решил, что отдаст себя всецело церкви и родители такому выбору были очень рады.
В церкви он изучал греческий, а также и другие языки, а также писал книги, которые рассказывали про любовь к богу.
Постепенно у зырян появился не только алфавит, но и они научились писать и даже читать. В алфавите всего было двадцать четыре буквы. А немного попозже Стефан отправился в Москву, чтобы его кандидатуру рассматривали на высшем уровне.
Теперь ему нужно было отыскать себе нескольких учеников, вместе с которыми он отправиться в дальнее путешествие по всему миру. Заезжая в каждый город он рассказывал, что вера в бога всего лишь одна. Также он многих жителей крестил, а также крестил и все что связано с ними.
Дальше ему нужно было отправляться в город Усть-Гам. Вот только жители города встретили его совсем не так как он ожидал. Но ему удалось переубедить их и успокоить.
Еще одной его заслугой стало и то, что с его помощью было построено огромное количество монастырей и храмов. Храмы и монастыри были построены в тех местах, где раньше находились священные идолы.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Стивенсон Похититель трупов
В произведении «Похититель трупов», созданном шотландским писателем Робертом Льюисом Стивенсоном, повествуется о людях, которые занимались продажей трупов.
- Краткое содержание Лонг Дафнис и Хлоя
Во введении автор рассказывает о том, как нашёл в пещере картину. Восхищённый изображёнными на ней сценами, он решил написать эту историю.
- Краткое содержание Сухово-Кобылин Свадьба Кречинского
Помещик по имени Петр Константинович Муромский уже несколько живет в Москве вместе с дочерью Лидой в доме у тети Анны. Муромский был состоятельным человеком и владел большими землями в Ярославле.
- Краткое содержание Лесков Левша
На Венском совете обсуждается окончание войны с Наполеоном. После этого правитель Александр Павлович уезжает путешествовать в Европу. Там он увидел много интересного и необычного. Он много восхищается работой иностранцев
- Краткое содержание Шиллер Разбойники
События, происходящие в пьесе, длятся в течение двух лет. Место действия – Франкония, замок Мооров. В замке с бароном фон Моор живёт его младший сын Франц и молодая девушка, которая является невестой старшего сына.
Святитель был сподвижником великого богослова Епифана Премудрого. Для того чтобы проповедовать учение Божье коми-пермякам, он даже выучил их язык. Больше о житие Стефана Пермского вы узнаете из нашей статьи.
Краткое жизнеописание Стефана Пермского
Чтобы подробнее узнать об этом святом, кратко ознакомимся с его житием и сделаем небольшой анализ деятельности преподобного.
Родился будущий святой в Великом Устюге Вологодской области на 1345 год после рождения Христа. На севере страны тогда было мало русских поселений, а у реки Камы и вовсе о них почти ничего не знали. Здесь начиналась Великая Пермь.
Мальчик был родом из семьи церковного певчего. Отец самостоятельно занимался обучением сына и радовался, когда видел, что тому нравится познавать грамоту. Маленький Стефан много читал, уделяя особое внимание Священному Писанию. Так сформировалась его цель стать монахом и служить Господу.
Повзрослев, юноша пошел на служение в Ростовский монастырь Св. Григория Богослова, где со временем принял постриг. Настоятель Парфений, проникшись к юному иноку, принялся обучать его греческому и пермяцкому языку.
Осознав, что только он может понести Слово Божье местным язычникам, Стефан усердно изучал монастырскую библиотеку, перечитывая православные труды и работы греческих философов. Житие инока говорит, что он зачитывался Платоном, Софоклом, Аристотилем, Эсхилом.
Видео «Житие Стефана Пермского»
Из этого видео вы узнаете о житие святителя Стефана Пермского.
Миссия святителя в православии
В биографии святого указывается, что он был близким другом Сергия Радонежского. Именно с ним он делился своими мыслями и сокровенными мечтами. Одной из них было несение учения Христова народу коми.
Чтобы донести до язычников Слово Божье, святитель отрывок за отрывком перевел Евангелие на зырянский язык. Однако ему необходимо было благословение, которое поначалу не хотел давать ни один иерарх. Все они аргументировали свой отказ близким концом света, который предсказывали на 1492 год. Единственным, кто согласился благословить миссию Стефана, был епископ Коломенский.
Общаясь с уже обращенными местными жителями, святитель заметил, что на их беседы приходят другие язычники. Многие из них заинтересованно слушали, размышляли, а позже также принимали христианскую веру. Однако были и противники его учения. На Стефана несколько раз совершали нападения, а однажды даже пытались предать огню.
Бесстрашный монах, уверенный в Божьем заступничестве, продолжал уничтожать капища и разрушать символы идолопоклонничества. Как бы ни были разгневаны язычники, по традиции они не имели права нападать первыми, а потому вскоре вынуждены были отступить. Со временем Стефан построил в Усть-Выме церковь Благовещения.
Житие святителя приводит много примеров того, как вера преподобного сметала все преграды на его пути. Так, однажды к нему пришел местный волхв Пама, чтобы переубедить, что много богов лучше, чем один. Видя беспристрастность на лице собеседника, он потребовал пройти испытание водой и пламенем. Однако после согласия святого, испугавшись проверки верой, ушел со своей земли.
Скончался Стефан Пермский 26 апреля 1396 года в Москве, куда годом ранее вернулся по церковным делам. Погребен святой там же, за стенами Кремлевского монастыря.
Автором первого жития Стефана был его друг Епифаний Премудрый
Почитание и наследие святого
Святитель сыграл огромную роль в становлении православного христианства на пермской земле. Он даровал народу коми азбуку, которой те пользовались еще два века, чтобы делать надписи и пометки.
Автором первого жития Стефана был его друг Епифаний Премудрый. Позже, в XV веке, иеромонах Пахомий Серб написал акафист во имя святого. Далее биография преподобного постоянно пополнялась новыми фактами из его жизни.
Почитают святителя несколько раз:
- 9 мая;
- 5 июня;
- 7 и 19 июля;
- 1 сентября;
- 16 февраля.
Молитвы Стефану Пермскому
Молитву преподобному можно читать на церковнославянском или русском языке. Для удобства мы приведем современный перевод.
Стефан Пермский пользуется непререкаемым авторитетом в русском православии. Почтить его память приходит множество верующих, вознося молитву ему во славу и прося его поддержки.
Молитва святителю Стефану, епископу Великопермскому
О богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих, людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего, аз окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими благоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.
Тропарь святителя Стефана, епископа Великопермского
Божественным желанием,/ от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ ярем Христов взял еси/ и людей оляденевшая древле неверием сердца,/ Божественное семя в них сеяв,/ евангельски духовне породил еси./ Темже преславную твою память почитающе, молим тя:/ моли, Егоже проповедал еси,/ да спасет души наша.
Кондак святителя Стефана, епископа Великопермского
Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/ люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси/ и волхва пансотника посрамил еси,/ темже и первый епископ и учитель Перми был еси./ Сего ради духовная твоя чада,/ яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/ радуйся, Стефане, учителю премудрый.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Святитель Стефа́н (Великопермский), епископ Пермский
Кондак 1
Возбранный святителю, учителю премудрый, равноапостольный Стефане, всем верою к тебе прибегающим источаяй многоцелебныя дары, похвальная восписуем ти любовию творящии память твою; ты же, имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих:
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Икос 1
Ангельское твое во плоти житие провидев всея твари Создатель, от юности твоея уготова тя в сосуд честен, темже научи вопити тебе сице:
Радуйся, трехлетней сущей матери твоей, блаженным Прокопием святитель возвещенный;
Радуйся, прежде рождения твоего великим прореченный.
Радуйся, рождением своим родителей удививый;
Радуйся, благочестивых родителей богоприятное испрошение.
Радуйся, от благочестиваго корене отрасль святейшая;
Радуйся, в научении книжнем паче сверстник просвещенный.
Радуйся, в юности разум совершенный явивый;
Радуйся, измлада Христа возлюбивший.
Радуйся, ярем Его носивый;
Радуйся, мир и благая его презревый.
Радуйся, плоть свою духови покоривый;
Радуйся, изрядное благодати жилище.
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Кондак 2
Видя тщету мирских попечений, блаженне Стефане, отшел еси от дому родителей твоих, водворяяся с работающими Богу во иночестем житии; тем же жизнь твою не мирови, но Богу посвятил еси, благоприятно Ему вопия: Аллилуиа.
Икос 2
Разум, плотскому человеку неуразуменный, от юности твоея стяжав, богомудре Стефане, удивил еси талантами любомудрия души твоея. Темже взываем ти сице:
Радуйся, образе кротости духовныя;
Радуйся, вместо временных благих вечная стяжавый.
Радуйся, чистоты усердный хранителю;
Радуйся, терпения богомудрый учителю.
Радуйся, братолюбия зерцало;
Радуйся, постников первостоятелю.
Радуйся, молитвами твоими дивная сотворивый;
Радуйся, иноком правило благочестия.
Радуйся, святителей собеседниче;
Радуйся, терпением видимых и невидимых врагов победивый.
Радуйся, веры поборниче;
Радуйся, апостолов подражателю.
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Кондак 3
Сила Вышняго, в душеспасительных подвизех чудно укрепившая тя, угодниче Христов Стефане, показа пермяном перваго проповедника Евангелия, потом перваго епископа и молитвенника, да вси, просвещаеми светом добродетелей твоих, дивному во святых Своих Богу взываем: Аллилуиа.
Икос 3
Имея данную ти от Бога благодать недуги отгоняти, был еси пастырь добрый, по горам нечестия заблуждающих обретаяй и на путь истинный направляяй. Сего ради, молитвами твоими врачуеми, взываем ти:
Радуйся, богомерзкаго идолослужения искоренителю;
Радуйся, ересей истребителю.
Радуйся, правоверия насадителю;
Радуйся, заблуждающих наставниче.
Радуйся, миролюбцев обличителю;
Радуйся, сластолюбцев наказателю.
Радуйся, враждебных примирителю;
Радуйся, малодушных утешителю.
Радуйся, злобы и зависти исторгателю;
Радуйся, к воздержанию путеводителю.
Радуйся, к трезвенному житию наставниче;
Радуйся, во унынии закосневающих исправителю.
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Кондак 4
Бурю злых помыслов прилежно от себе постом и молитвами отражая, явился еси храм Духа Святаго, о Немже непрестанно от юности твоея во всяком благочестии и чистоте пребывая, обвыкл еси воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав архиерей Ростовский Арсений целомудренное житие твое и тщание во славословии и воспевании дивных дел Божиих, действующу и наставляющу Святому Духу, призва тя и клир и града Устюга в соборнем храме проглагола тя чтецем; потом во иночестем житии паче иных потрудившася Коломенский архиерей Герасим, приосенением тогожде Святаго Духа, постави тя диакона и пресвитера, и в сем священнем достоинстве действием Божественныя благодати показался еси мирови добрый наставник монахов и мирских, да славяще Бога, в Троице покланяемаго, взываем и тебе:
Радуйся, мудрости небесныя жилище;
Радуйся, радости истинныя причастниче.
Радуйся, миром небесным приосененный;
Радуйся, долготерпения искус стяжавый.
Радуйся, веры христианския правило;
Радуйся, благости Божественныя струя.
Радуйся, кротости духовныя доблий хранителю;
Радуйся, воздержания учителю.
Радуйся, соль мира;
Радуйся, светильниче всесветлый.
Радуйся, на свещнице нетления всем светити поставленный;
Радуйся, граде, верху горы стояй.
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Кондак 5
Боготечная звезда северо-восточная явился еси, егда просвещения ради светом богопознания в идольския земли текл еси, да вси, познавше Творца вселенныя, с нами единеми усты и единем сердцем Ему вопиют: Аллилуиа.
Икос 5
Видев доброту души твоея, многими даровании свидетельствуему, архиерей Герасим, по твоему желанию снабдив для крещения людей и освящения церквей потребными с радостию отпусти тя в Великую Пермь. Мы же апостольство твое чествуем приветствии сими:
Радуйся, апостолов единоревнителю;
Радуйся, мудрости сосуде.
Радуйся, разумное светило;
Радуйся, таин Божиих вещателю.
Радуйся, кротости Евангельския образе,
Радуйся, боговедения рачителю.
Радуйся, благочестия столпе;
Радуйся, страха Божия приятелище.
Радуйся, духовная труба Евангелия;
Радуйся, органе псалмопения и славословия.
Радуйся, премудрый наставниче;
Радуйся, ко блаженству вечному путеводителю.
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Кондак 6
Проповедник боговедения неленостен был еси в неведущей Бога земли, и благим своим житием любовь и благоверие к вещанием твоим приобрел еси толикое, яко и невернии, чтуще добрая дела твоя, научишася тобою взывати Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия христианское благочестие в земли, растленней идолослужением, егда начал еси Божественное семя в безбожных сеяти, и утверждая их в вере истинней примером своим, всего себе посвятил еси Богу; мы же похвальная восписуем ти:
Радуйся, волю, ищущую нетления, стяжавый;
Радуйся, главу горния мудрости исполнивый.
Радуйся, земная мудрования презревый;
Радуйся, очи от мирския прелести отвративый.
Радуйся, уста на хваление Господа употребивый;
Радуйся, язык к божественней проповеди устроивый.
Радуйся, руце прострый на молитву и подаяние милостыни;
Радуйся, теми же множество книг душеспасительных написавый.
Радуйся, сердце твое постом и молитвою в жилище Духа Святаго уготовавый;
Радуйся, нозе ко бдению и благовествованию мира направивый.
Радуйся, все твое тело воздержанием удручивый;
Радуйся, непрестанным богомыслием душу и тело освятивый.
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Кондак 7
Хотя тайну вечнаго спасения пермяном поведати, потщался еси первее навыкнути несведомому их словеси и близкий к ним быти беседник; таже составив письмена и ими к назиданию их и службе Божественней потребная изобразив многая писания, даровал еси пособне пети: Аллилуиа.
Икос 7
Новое и спасительное слышавше учение пермстии людие, овии ругахуся, овии же крещения просяху, и чудящеся дивному житию твоему, с учением, из уст исходящим, согласному, прославиша Бога; ты же потщался ее крещением просвещати люди и к славословии Божию освящати храмы. Сего ради воспеваем тебе:
Радуйся, пастырю добрый;
Радуйся, Христов новый исповедниче.
Радуйся, учителю премудрый;
Радуйся, апостольство твое свято совершивый.
Радуйся, идольскую лесть упразднивый;
Радуйся, луче света Евангельскаго.
Радуйся, тьмы заблуждения истребителю;
Радуйся, неверных учением своим удививый.
Радуйся, кротостию своею гордость мирскую поправый;
Радуйся, овцы Христовы во едино стадо совокупивый.
Радуйся, духовную паству твоими к Богу благоприятными молитвами оградивый;
Радуйся, всем призывающим тя скорый помощниче.
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Кондак 8
Странное чудо показал еси, богомудре Стефане, предав огню скверную идольскую божницу, егда с разными орудии обступиша тя бесовстии чтителе, убити тя хотяще; ты же, моляся о обращении заблуждающих, молчаливою кротостию сих победил еси, воспевая Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Весь, Стефане пречудне, телом и душею посвятился еси Богу, пребывая в непрестанных трудех Божественнаго богословия и презирая угрожения нечестивых, претящих ти проповедати славу Божию. Сего ради вопием ти:
Радуйся, земный Ангеле;
Радуйся, небесный человече.
Радуйся, вития непобедимый;
Радуйся, воине Христов неустрашимый.
Радуйся, христианскаго благочестия истинный ревнителю;
Радуйся, врагов Церкве Христовы обличителю.
Радуйся, нечестивых витий посрамителю;
Радуйся, столпе, от нощи неведения к Солнцу Правды приводяй.
Радуйся, уста божественная, миру спасение возвещающая;
Радуйся, гласе небесныя истины, буих умудряяй.
Радуйся, неверных светом Евангелия Христова просветивый;
Радуйся, подобно теплоте солнечней, оляденевшая сердца их согреявый и тем плод мног Церкви Божией принесый.
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Кондак 9
Все естество ангельское возвеселися о твоем благочестии и чистоте, о твоем мужестве, терпении, бдении в молитвах, пощении и по Бозе ревности; во онех бо претерпевая, яко безплотен явился еси. Мы же прославляющемуся чрез тебе Богу взываем: Аллилуиа.
Икос 9
Ветии многовещаннии безбожных, чары творящии, онемеша, сила бо крестная превозмогаше всем их волхвованием. Мы же, видевше на видимых и невидимых врагов победительная, усердно вопием ти:
Радуйся, несумненною верою дивная сотворивый;
Радуйся, живым на Бога Живаго упованием чтителей бесовских посрамивый.
Радуйся, за любовь к Богу и ближнему душу твою положивый;
Радуйся, крепости божественный приятелище.
Радуйся, органе, возвещаяй славу Божию;
Радуйся, громе, устрашаяй соблажняющия.
Радуйся, идольския лести истребителю;
Радуйся, диавольских козней обличителю.
Радуйся, гордости его сокрушителю;
Радуйся, плоды трудов твоих во сто уплодоносивый.
Радуйся, неверных умудривый твоими нравы;
Радуйся, погибающих руководствуяй ко приятию вечныя славы.
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Кондак 10
Спасти хотя Пермскую землю, всемерно потщался еси просветити ю святым Крещением; потом своима рукама идолов раздробляя и сокрушая богомерзкая капища, на развалинах их церкви христианския, монастыри и училища довольная воздвигл и научил еси Единому Триипостасному Богу пети: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и укрепление в нечестии пермяном, пансотник волхв с велиею дерзостию в сонмищи глагол безумный утверди: кто пройдет в зимнее время невредим водою и кто огня не устрашится, того вера есть истинная и жертвоприношение Творцу неба и земли есть приятное. Ты же, смиренномудрия вещая глаголы, ко Всевышнему о помощи взывал еси, и верою, вся возмощи о имени Его, стяжав упование, повлекл еси суемудраго волхва в пламень огненный. Он же, силою Божиею устрашенный, исповеда пред всеми свое безсилие и малодушных обольщение. И тако всея Пермския страны в веру истинную сверится обращение. Сего ради блажим тя, премудре Стефане, сими:
Радуйся, щите Православия;
Радуйся, смиренномудрия зерцало.
Радуйся, великаго упования образе;
Радуйся, ковчеже чудес, Богом устроенный.
Радуйся, злочестиваго волхва славно препревый и из земли тоя изгнавый;
Радуйся, последователи его на путь истинный обративый.
Радуйся, князя мира сего посрамивый;
Радуйся, жертвоприношения идольская упразднивый.
Радуйся, труды пермян от лова зверей им в пользу сотворивый;
Радуйся, благая их, вместо душевреднаго пред идолы сожжения, в потребу им и на службу человеком показавый, и тако страну их умудривый.
Радуйся, пределы российския проповедию слова Божия разширивый;
Радуйся, не токмо временная, но и вечная благая пермяном открывый.
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Кондак 11
Пение молебное приносим ти, святителю Стефане, егоже, на возвратном из Перми пути молящася Святей Троице и благословляюща обитель, преподобный Сергий Радонежский умныма очима за несколько поприщ провидев, благодарным со братиею на трапезе почтил есть поклонением. Мы же, всегдашняго тя о душах наших стяжавше молитвенника и щедроты твоя изчести не могуще, благодарными сердцем и усты Богу, тобою действующему всем исцеления, взываем: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательный светильник сущим во тьме идолослужения, отче Стефане, явился еси, и до конца паству твою бодренно упасл еси, ограждая новопросвещенныя люди своими к Богу молитвами и поставляя из них самих пастырей и учителей Перми; посем, скончавая течение твое, о немже пророчески предсказал еси, мощи твоя многоцелебныя царствующему граду Москве в залог молитв твоих и теплаго ходатайства даровал еси, духом же со ангельскими чинми ликуеши. Сего ради восхваляюще тя, глаголем:
Радуйся, духом везде верныя посещаяй;
Радуйся, от адския погибели изымаяй.
Радуйся, от сетей льстиваго избавляяй;
Радуйся, вместо временных вечная блага нам подаваяй.
Радуйся, врачу, раны греховныя исцеляяй;
Радуйся, вместо смерти живота вечнаго ходатаю.
Радуйся, недужных целителю;
Радуйся, особенный России хранителю.
Радуйся, всем прибегающим к тебе крепкое забрало;
Радуйся, царствующаго града украшение.
Радуйся, светило всероссийское;
Радуйся, Ангелов собеседниче.
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Кондак 12
Благодать цельбы стяжавшаго, великаго во святителех Стефана почтим сердцем и усты; и да вящшее благим его подвигом воздадим чествование, потщимся всемерно подражати его добродетелем, да благоприятно Богу вопием: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твое, Стефане святителю, о призывающих тя в помощь теплое предстательство и от врагов видимых и невидимых скорое заступление, хвалим тя вси, равноапостольный богопроповедниче, и веруем, яко Господь и Бог, проповеданный тобою в Перми и прославляемый в телеси твоем, молитвами твоими вся нам дарствует. Темже вопием ти:
Радуйся, нищетою духовною Царство Небесное получивый;
Радуйся, покаяния и умиления слезами утешение вечное приявый.
Радуйся, кротостию земли новыя наследие приявый;
Радуйся, алкая и жаждая правды, ныне насыщаяйся.
Радуйся, милостынями обретый помилование;
Радуйся, чистотою сердца сподобивыйся зрети Бога.
Радуйся, миротвореньми Богу усыновивыйся;
Радуйся, терпением правды ради Царство Небесное стяжавый.
Радуйся, поношеньми и претерпением всех зол Христа ради ублаживыйся;
Радуйся, твоим примером нам путь ко спасению открывый.
Радуйся, молитвами твоими труды и подвиги облегчаяй;
Радуйся, предстательством твоим у Христа Бога вечное спасение нам подаваяй.
Радуйся, Стефане, великий чудотворче.
Кондак 13
О, великий святителю, равноапостольный Стефане, малое сие моление наше приемь, умоли Подвигоположника и Совершителя Иисуса, да избавит царствующий град и всякий град и страну христианскую от нахождения иноплеменных, от ересей и расколов и от всякия напасти, и да измет грядущия муки всех, Ему вопиющих: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва 1-ая
О, Богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю Крещением святым великопермских во идолопоклонстве живущих людей, ко истинному Евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении души и сокрушении сердца моего, аз окаянный и грешный (имярек) благонадежно притекаю и пред чудотворным твоим гробом, в немже святыя мощи твоя почивают, вопию, прося смиренно помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими богоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением; и, яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, и да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.
Молитва 2-я
О, равноапостольный святителю Христов Стефане! К тебе мы, окаяннии, благонадежно притекаем и пред святым твоим образом вопием, просяще помощи твоея и к Богу ходатайства, да твоими молитвами испросиши нам, рабам Божиим (имена), от Него милость: оставление многих наших согрешений, душам и телесем здравие со спасением; да благоволит же Господь твоими молитвами безбедно в мире сем ходити нам до скончания жития нашего, во время же разлучения нашего от жизни сея дух наш ангелы Своими в покаянии и мире милостивно да приимет, яко да от мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе прошедше невозбранно, к Нему непостыдно предстанем и поклонимся, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобимся, со всеми святыми, во веки веков.
Молебны
История первого Мотовилихинского храма
В 1790 году Мотовилихинский казённый завод был отделён от прихода Петро-Павловского собора и по грамоте, данной Преосвященным Лаврентием, Епископом Вятским и Велико-Пермским, от 18 декабря 1789 года за №2025, с архиерейской печатью, в самом центре Мотовилихи началось строительство деревянной церкви во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Новая церковь была освящена 20 (31) декабря 1790 года. Первым священником Свято-Троицкой церкви стал определённый из Петро-Павловского собора дьячок Филипп Сапожников.
В 1816 году по грамоте, данной Преосвященным Иустином, Епископом Пермским и Екатеринбургским, от 22 декабря 1816 года, с архиерейской печатью, взамен обветшалой деревянной церкви в Мотовилихе была начата постройка каменной церкви во имя Живоначальной Троицы. План и фасад новой церкви был составлен и подписан губернским архитектором Петром Тимофеевым Васильевым (ум. 13 апреля 1835 года) 11 мая 1817 года; на плане этом имелось благословение Преосвященного Иустина, Епископа Пермского и Екатеринбургского.
Каменная церковь была построена в 1828 году, строительство было произведено в основном на средства, пожертвованные мастеровыми от своих заработков. Строителем церкви был избранный прихожанами отставной мастеровой Иван Ильин Васильев (ум. 18 ноября 1835 года). Колокольню по проекту губернского архитектора Васильева (нижний ярус в классическом стиле) возводил мастер Никанор Белоногов.
15 (27) марта 1836 года состоялось освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы.
Облик Свято-Троицкого храма был необычен в сравнении с другими храмами Перми начала XIX в. Украшенный кокошниками и резьбой, четверик с пятью куполами напоминал Московские и Соликамские храмы XVI-XVII вв., сочетал в себе элементы древнерусского и класических стилей. Позже были построены боковые приделы. Южный (правый) посвятили празднику Сретения Господня. Северный теплый придел был освящен 26 мая 1863 г. в честь Успения Божией Матери.
В 1824 году в Мотовилихинском заводе по указу было учреждено новое кладбище. С 1826 года стали совершатся погребения при Свято-Троицкой церкви, заалтарная часть которого стала местом упокоения мотовилихинского духовенства, прежде всего местных священнослужителей и членов их семей. Кроме могил духовенства на церковном кладбище был представлен и ряд других захоронений – благотворителей и общественных деятелей Мотовилихи того времени, в т.ч. известного изобретателя Николая Гавриловича Славянова. Церковное кладбище было ликвидировано (срыто с землёй) после перезахоронения останков Славянова Н.Г. в 1948 году.
В 1901 году под наблюдением архитектора А.И. Ожегова была проведена реконструкция Свято-Троицкой церкви, в частности был надстроен верхний ярус колокольни (в древнерусском стиле).
14 октября 1928 года Его Высокопреосвященством Епископом Пермским Священномучеником Павлином (Крошечкиным) и его викарием Епископом Соликамским Хрисанфом (Клементьевым) Мотовилихинская Свято-Троицкая церковь в год своего 100-летия была возведена в ранг Собора.
Наиболее выдающимися священниками и настоятелями Свято-Троицкой церкви за всю её историю были: иерей Евфимий Андреев Конюхов, основатель священнической династии, служивший с 1827 по 1857 годы; протоиерей Василий Степанов Земляницын, прежде настоятель Петро-Павловского Собора; протоиерей Александр Яковлевич Попов, бывший настоятелем 34 года, с 1864 по 1900 годы; протоиерей Иоанн Алексеевич Никитин; иерей Василий Георгиевич Морозов; протоиерей Павел Васильевич Конюхов (внук Евфимия Конюхова), последний настоятель Свято-Троицкого Собора Мотовилихи.
В советскую эпоху гонений на церковь и веру 15 мая 1936 года Свято-Троицкий собор был закрыт. Последний настоятель храма и все священники были арестованы и погибли в лагерях. Многие десятилетия здание церкви занимал хлебозавод №3.
Компания по закрытию храмов в конце 20-х — начале 30-х гг. проходила по четко разработанному сценарию. Отчетно-проверочная комиссия горсовета опиралась на инициативу рабочего класса, выражавшего протест против «опиума для народа». Из решения горисполкома 1947 г. и справки узнаем, что Свято-Троицкий храм был закрыт в 1936 г., а здание полностью, «капитально» переоборудовано под хлебокомбинат.
Активное сопротивление прихожан повлияло на затягивание срока закрытия храма. Богослужения в нем продолжались до 1935 г. когда был арестован настоятель — о. Павел (Конюхов). Формально поводом для ареста послужил донос, где говорилось, что священник помянул за литургией убиенного Императора Николая с супругой. Одновременно с о. Павлом в тюрьму отвезли трех священников и двух мирян.
Все они впоследствии были расстреляны. Теперь, лишив храм церковнослужителей, решено было окончательно его закрыть. Трагедией для верующих Мотовилихи стали 1938-1939 гг. когда церковь была почти полностью разрушена. От прежнего великолепия осталось только одноэтажное основание храма, в алтаре которого установили агрегат для замешивания теста.
Больше чем полвека понадобилось, чтобы вместо баранок из храма стали приносить просфоры. Немало сил было потрачено, пока наконец Постановлением администрации г. Перми № 2039 от 15 ноября 1994 г. Приходскому совету Свято-Троицкой церкви «под существующий комплекс» предоставлено в бессрочное пользование 0,612 га земли. Той самой, которая и принадлежала ранее храму. Здание церкви, вернее, то, что от него осталось, представляло из себя развалины: из обветшалых стен вываливались кирпичи, кое-где сохранившаяся штукатурка свисала грязными клочьями, выбитые окна зияли черной пустотой или были заколочены досками. Многим восстановление прежнего облика храма представлялось неподъемным…
3 декабря 1994 г., в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, открывается новая страница в многострадальной истории Свято-Троицкой церкви. В расчищенном от мусора побеленном Успенском приделе воздвигнут временный иконостас, начинаются службы. Часы богослужения пишутся пока мелом на железном заборе, но храм с каждым днем все больше заполняется людьми.
3 февраля 1995 года был официально зарегистрирован Cвято-Троице Стефанов мужской монастырь, 2 февраля 1996 года принят устав монастыря. Наместником с 1995 по 2004 годы был Архимандрит Стефан (Сексяев), с 2004 года Игумен Варфоломей (Сибиряков).
Вместе с реконструкцией Свято-Троицкого храма создаются монастырские скиты на базе открывающихся или строящихся церквей. В них по возможности почти сразу же, параллельно восстановлению начинается богослужение.
В 1995 г. возводится новый храм Божией Матери «Скоропослушницы» в п.Верхняя Курья.
На Северном кладбище освящается место под храм-часовню «Всех святых в земле Российской просиявших»
В 1996 г. образуются скиты в д. Воробьи – Крестовоздвиженский и в с. Красная Слудка – Вознесенский, а в центре Перми организуется подворье в только что возвращенной часовне свт. Стефана Великопермского.
В 1997 г. в воинской части поселка Звездный освящен храм, который поручено окормлять монастырю.
Открывается скит в д. Успенка, где подвизался преп. Трифон Вятский.
В 1999 г. прибавляется еще два скита – в д. Висим строится небольшая церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», и на севере, в с. Искор восстанавливается храм Рождества Христова.
4 декабря 1999 г. заблестел центральный купол монастырского храма, над ним водрузили крест. Был также установлен и главный колокол звонницы весом 1300 кг – крупнейший в Перми. Еще ранее, 9 мая 1999 г., к престольному празднику, устроен нижний храм святителя Стефана Великопермского.
26 апреля 2000 г., в Великую Среду, законченый вид приобрела колокольня – ее увенчал шатер. Свято-Троицкий собор предстал такой, какой он был до 1938 года. 14 февраля 2001 г. накануне престольного праздника освящен восстановленный Сретенский придел. На Пасху открыт главный храм – Троицкий. К концу года завершены работы по воссозданию Успенского придела.
При содействии городской и районной администрации проведено благоустройство прилегающей к церкви территории. Начато строительство монастырской стены, в которой предусмотрены подсобные помещения, заложен братский корпус.
В настоящее время Свято-Троицкий храм монастыря восстановлен полностью. Территория рядом с обителью благоустроена. Автор проекта восстановления Свято-Троицкой церкви А.А. Метелев совместно со священником Валерием Жеховым разработали генеральный план архитектурного развития монастыря. Программа развития монастыря рассчитана на 25 лет и предполагает создание комплекса, включающего кельи, библиотеку, мастерские, воскресную школу и другие необходимые помещения.
С апреля 2004 до 2011 года наместником монастыря являлся игумен Варфоломей (Сибиряков).
С 24 августа 2011 года игумен Серафим (Даниленко) назначен и.о. наместника Свято-Троице Стефанова мужского монастыря. Решением Священного Синода от 15 июля 2016 года игумен Серафим утвержден в должности наместника монастыря (журнал № 73.1).
20 июля 2012 года утвержден Устав Религиозной организации Пермского Свято-Троице Стефанова мужского монастыря с изменением и дополнением в новой редакции с новым наименованием: Религиозная организация «Пермский Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь Пермской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».
Настоятелем (священноархимандритом) Пермского Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря является Высокопреосвященнейший Мефодий, Митрополит Пермский и Кунгурский (Немцов Николай Федорович).
😉 Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Стефан Пермский: житие, интересные факты и видео»- краткое повествование о жизни епископа Русской православной церкви.
Святитель Стефан (1345 -1396), отказавшись от жизни в Ростовском монастыре, в одиночку решился идти в леса, населенные отнюдь не дружественными коми-пермяками.
Он шел к этим людям, выучив их язык, для того чтобы дать им не только новую веру, но и письменность. Он не рассчитывал получить за это благодарность, наоборот, был готов даже к мученической смерти.
Житие Стефана Пермского
Стефан родился в городе Великий Устюг. Это город в Вологодской области на севере России. В XIV веке русские города здесь были островками в коми-зырянском окружении. На эти земли претендовали, с одной стороны, Новгород, с другой — Москва.
Дальше к востоку, у реки Камы, начиналась Пермь Великая. Жившие там лишь по слухам знали о русских людях. Это была чужая сторона.
Стефан был сыном певчего в церкви Симеона. Возможно, отец и обучил сына грамоте, и тот весьма преуспел в учении. Много времени мальчик посвящал чтению Священного Писания, чем и сформировал свой аскетический образ жизни. Родителям стало понятно, что сыну одна дорога — в монахи.
Юноша отправился в Ростов, где постригся в монастыре Святого Григория Богослова, настоятелем которого был грек Парфений. У него Стефан научился греческому языку. Вряд ли в Северо-Восточной Руси в то время были другие люди, владевшие греческим и пермяцким языками.
Только Стефан мог всю греческую ученую премудрость передать язычникам коми. Причем в библиотеке он читал не только богословскую литературу, но и труды философов Платона и Аристотеля, трагедии Эсхила и Софокла.
Миссия святителя
Стефан часто бывал у своего друга Сергия Радонежского и подолгу беседовал с ним. Возможно, только ему поведал Стефан о своей сокровенной мечте — просвещении народа коми. Стефан не только мечтал, но и активно действовал. На основе рунических знаков он составил азбуку и перевел на зырянский язык часть Библии.
Он и не думал об обрусении зырян — он нес им Священное Писание на их национальном языке. Оставалось получить благословение иерархов церкви и начать миссионерскую деятельность.
Стефан Пермский. Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец XIX-го века
Как только стало известно об идее Стефана, так сразу же у нее появилось множество противников. Основной их довод состоял в том, что незачем обращать в веру Христову новый народ, когда все равно не за горами конец света.
Светопреставления ожидали в 1492 году от Рождества Христова. Все же епископ Коломенский, бывший к тому же и заместителем митрополита всей Руси, дал свое благословение Стефану на его миссионерскую деятельность.
Поначалу миссионер оказался в кругу недавно обращенных коми. Они приходили к проповеднику, садились вокруг него и задавали вопросы. Приходили и их некрещеные друзья, тоже спрашивали, слушали, думали.
Не все были настроены столь добродушно. Некоторые приходили с дубинами и кольями, грозили святителя убить. А один раз даже попытались его сжечь. Но чего бояться христианину, с ним Божья сила и Его заступничество.
Стефан же начал уничтожать кумирни, которые представляли собой нежилые избы, где были лишь звериные шкуры. Ударом топора разбивал в прах и трухлявых идолов. Зыряне собрались большой толпой и готовы были растерзать миссионера, но… согласно древнему обычаю, они не начинали бой первыми. Язычники отступили.
Церковь Благовещения
А стараниями святителя и его немногочисленных друзей в «столице» зырян, селении Усть-Выме, была возведена церковь Благовещения. Церковь была очень красивой. А раз есть церковь, то и миссионерская деятельность пошла успешнее.
Церковь, основанная Стефаном Пермским в Усть-Выме
Взрослые, а еще больше дети, приходили не только для того, чтобы полюбоваться красотой храма, им интересно было, чем в нем занимается святитель Стефан Пермский. Деятельность миссионера привлекла внимание местного волхва по имени Пама.
Пама говорил, что у христиан Бог один, а у коми — много. Мол, каждый должен понимать: чем больше богов, тем лучше. Потом, увидев, что его не слушают, он потребовал, чтобы Стефан прошел с ним через огонь и воду.
А когда тот согласился, Пама испугался испытания веры. Зыряне хотели предать смерти обманщика, но по заступничеству святителя всего лишь выгнали Паму из своей земли.
Видео
В этой подборке видео дополнительная информация «Стефан Пермский: житие святителя»
😉 Если вам понравилась статья «Стефан Пермский: житие святителя», поделитесь с друзьями в социальных сетях. До новых встреч! Заходите, впереди много историй.
Понравилась статья? Поделись с другом
МирТесен
Стефан Пермский
Стефан Пермский (ок. 1340 — 1396), епископ Великопермский, святитель, просветитель Перми, апостол зырян
Родился около 1340 года в городе Устюг в семье причетника Симеона. Когда будущей матери святого, Марии, было еще три года, устюжанин святой Прокопий юродивый предсказал ей рождение святого сына . Под влиянием своей благочестивой матери, обладая большими способностями, Стефан с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать и помогал отцу в церкви при богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.
Святитель Стефан Пермский. Икона с житием, 1-я половина XVII века
В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.
Для просвещения зырян будущий святитель составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. Для составления зырянской азбуки он воспользовался денежными значками зырян, которые они вырезывали на тонких четырехугольных палочках (пасы). Ростовский епископ Арсений (1374-1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву в 1379 году к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую — Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.
Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Его встретили крайне враждебно: наметали костер дров, его самого окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажженной лучиной. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили зырян, и они сами стали просить его проповедовать им. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью».
Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью:
«Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне».
На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.
Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.
Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Пама , который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. «У вас, христиан, — говорил Пам, — один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам». Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог — один; Всемогущество — одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пам в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, — смиренно отвечал святой Стефан, — но Христианский Бог велик: иду с тобой». Пам затрепетал и молил избавить его от верной смерти. «Вы свидетели, — сказал святой Стефан собравшемуся народу, — сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Пама? Что с ним делать?» «Обманщика предать смерти, — ответил народ, — если отпустить Пама, он наделает тебе пакостей». «Нет, — ответил святой, — Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пам не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я». Пам был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.
Святитель Стефан Пермский увлекает за собой в огонь зырянского волхва Пама. Оригинальный рисунок К. В. Лебедева
В 1383 году святой Стефан был поставлен митрополитом Пименом во епископа Пермского. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где священные книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел богослужение на зырянском языке. Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.
Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к Христианству — сам он крестил население Малой Перми (позже — Коми край, т.е. бассейн реки Вычегда) , а далее Веру распространили его ученики и последователи. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя — это победа веры над неверием, любви и кротости — над злобой и нечестием.
Умилительно «заочное свидание» святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!». Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!». О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.
Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую — в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренскую Арханхельскую.
«Зырянская Троица» — икона Святой Троицы XIV века, согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на коми-зырянском языке, сделанную древнепермским письмом.
Святителю Стефану приписывают также написание нескольких икон. Самая известная из них — «Зырянская Троица» с обширной надписью стефановской азбукой на коми языке .
В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался 26 апреля 1396 года.
Почитание и наследие
Тело святителя Стефана было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.
Благодаря трудам святителя Православие твердо укрепилсь в пермяцком краю, а стефановской азбукой образованные писцы пользовались в XV-XVI веках, для написания отдельных надписей и пометок на полях книг.
Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Первое его житие было написано в конце XIV-начале XV века Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского жившим ранее в одном монастыре со святителем и любившим с ним беседовать. Акафист святому Стефану на основе жития Епифания составил иеромонах Пахомий Серб пришедший на Русь в первой половине XV века . Впоследствии жизнеописание святителя обогатилось деталями из других преданий о нем — так, в первом житии Епифания не говорится об охранной грамоте князя Дмития, о чудесах святителя и о случае с «прокудливой березой».
Древо
Примечания
1. Так в Житии св. Прокопия, согласно сообщению исследователя жития святого Стефана Александра Котылева. В статье http://www.jmp.ru/svyat/apr26.htm указано, что святой Прокопий предсказал в раннем детстве Стефану, что тот станет просветителем перми.
2. Или ель.
3. В Житии он именуется «Пам-Сотник».
4. по Житию — 700 человек
5. Ныне хранится в Вологодском заповеднике
6. http://www.jmp.ru/svyat/apr26.htm датирует первое житие 1472 годом — возможно, это дата составления труда Пахомия.
Молитва святителю Стефану Великопермскому:
- Молитва святителю Стефану Великопермскому. Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, один из величайших миссионеров Русского Православия. Небесный покровитель Пермского края, храмоздателей, миссионеров и учителей. К нему обращаются за молитвенной помощью для вразумления язычников, иноверцев и сектантов
Акафист святителю Стефану Великопермскому:
- Акафист святителю Стефану Великопермскому
Канон святителю Стефану Великопермскому:
- Канон первый святителю Стефану Великопермскому
- Канон второй святителю Стефану Великопермскому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Стефане Великопермском:
- Святитель Стефан Пермский — Православие.Ru
- Стефан Пермский — Древо
- Апостольский подвиг святителя Стефана Пермского — А. Крашенинников
Житие Стефана Пермского — яркий пример служения Богу, несения Слова Господнего жителям Пермского края, ценой жизни и любви к людям.
О жизни святителя Стефана оставил самые достоверные и полные сведения Епифаний Премудрый, а еще сцены жизни святого изображены на его посохе, оставленного в дар потомкам.
Детство и юность Стефана Пермского
О благодати Божьей на приход в этот мир помазанника Господнего, подвязавшегося в подвиге апостольского служения, впервые было сказано устами юродивого более шести веков назад. Праведный Прокопий Устюжский, стоя на паперти храма, поклонился маленькой Марии, которой исполнилось только 3 года, и сказал, что она будет матерью архиепископа и учителя веры.
Статьи о других святых:
- Житие святителя Иоанна Златоуста Константинопольского
- Житие святителя Митрофана Воронежского, Чудотворца
- Житие святителя Тихона Воронежского, Задонского
В начале XIV века город Устюг был торговым центром, здесь проживал Симеон, славившийся своим благочестием, и его жена Мария, та самая девочка, которой было пророчество о рождении святителя. Любящие родители воспитали прекрасного сына, который с малых лет тяготел к науке, познанию христианских канонов, с юношества служил чтецом при храме, в нем нес службу и Симеон.
Святитель Стефан Пермский
Сын Симеона прекрасно знал Священное Писание и отличался от сверстников жизнью в добродетели.
С детства ему были привиты такие понятия, как:
- чистота;
- целомудрие;
- трудолюбие.
Юноша никогда не был замечен в пустых забавах и играх, все свободное время он посвящал изучению Библии. Монастырская библиотека стала настоящим подарком для жаждущего знаний инока.
Его подвиги смирения, терпения, послушания, постоянное пребывание в постах и молитвах не остались незамеченными. Вскоре Стефан был рукоположен епископом Арсением в дьяконы, а через несколько лет епископ Герасим благословил его пресвитера того же монастыря.
Любовь к зырянам и изобретение азбуки
Новопоставленному иеромонаху не давала покоя мысль о том, что в Московском государстве, стране христианской, есть целые поселения, где главенствует идолопоклонство. Приезжавшие по делам зыряне из Пермского края часто беседовали со Стефаном, который интересовался их жизнью, обычаями и старался выучить язык пермяков.
Вскоре священник не только стал понимать язык зырян, но и мог изъясняться с ними. Так как коми в ту пору не имели своей письменности, монах решил помочь им. Изучив русский, пермский и греческий языки, по благодати, дарованной Богом, святитель стал служить зырянам.
Важно! Посланник Божий изобрел для них азбуку, в нее входило 24 буквы, как в греческом алфавите, благодаря которой стало возможным сделать перевод нескольких богословских книг для чтения народом коми.
По благословению Коломенского епископа Герасима иеромонах осенью 1379 года отправляется по реке Северная Двина, получив охранные грамоты, чтобы начать там проповедовать, останавливаясь в самых глухих селениях зырян.
Борьба с идолопоклонством
Жители окрестных местностей приходили к огромной березе и проводили ритуальное служение ей, принося в дар лучшие шкуры убитых животных. Трудно было стерпеть поклоннику Бога Живого такого святотатства, однажды он взял топор и стал рубить дерево, из которого вместо сока потекла смрадная жидкость, и послышались жалобные голоса, просящие не изгонять из веками насиженного места.
Житийная икона святителя Стефана Пермского
Не смог иеромонах за один день срубить березу, пошел почивать и молиться вечером в свою келью. Каково же было удивление святителя, когда береза стояла, как ни в чем не бывало, на своем месте, и второй день провел в уничтожении идола Стефан, всю ночь рубил, только на третьи сутки сумел повалить березу.
Вскоре к поваленной березе собралось около тысячи разъяренных зырян, со стрелами и топорами, готовых отомстить за своего идола-бога. В окружении варваров Божий посланник взмолился к Господу, прося о защите и милости к не ведающему, что творит, народу. Господь не замедлил с ответом, в тот же миг все нападающие ослепли. Испуганные зыряне просили Стефана о снисхождении, обещая богатые дары и послушание.
Святитель приказал им вырубить рощу вокруг его кельи, что и было сделано слепыми идолопоклонниками на ощупь. Прозревшие местные жители сразу забыли о своих обещаниях, снова стали угрожать иеромонаху и снова ослепли. На этот раз несущий Слово Божье служитель приказал окопать гору вокруг его жилища, сделав насыпь и ров.
На заметку! Так, руками варваров было приготовлено место для строительства первой христианской обители на Пермской земле, посвященной Благовещенью Пречистой Богородицы.
Святой Стефан открывал местным жителям тайны Царства Небесного, ежедневно умножая число христиан. Пермяне часто приходили к нововозведенной церкви просто полюбоваться ее красотой, ибо ранее не видели ничего подобного. Жители края разделились на два лагеря, поклонников Христа и идолов.
Местный волхв Пама не мог стерпеть такого унижения своих богов, он вызвал святого служителя на состязание, предложив пройти испытание водой и огнем, и сам же испугался, когда Стефан предложил пройти из проруби в прорубь по дну реки 100 метров, а затем зайти в горящую избу. Отказавшегося от состязаний волхва изгнали из края, а с ним ушли и злые духи.
Видя любовь и терпение иеромонаха, его смиренную жизнь в стесненных условиях, доверчивые зыряне приняли его и доверились. Идолы уничтожались в лесах и селах, капища разрушались, церкви стали расти, как грибы.
Житие Стефана, епископа Пермского
Святитель отправился в Москву с прошением прислать епископа в этот край. Не нашли священники лучшей кандидатуры, чем сам Стефан, которого зыряне встретили по возвращении из Москвы с умилением, как отца родного.
Икона епископа Стефана Пермского
При храме Архангела Михаила был основан первый монастырь на пермской земле, добрые и открытые зыряне, принявшие христианство, страдали от волхвов, которые продолжали убивать поклонников Христа, и жгли их поместья.
По велению епископа Пермского зыряне принесли ко рву монастыря все свое имущество, затем все глубоко молились и совершили крестный ход вокруг своих владений, после чего набеги прекратились.
В 1390 году митрополит Киприан призвал Пермского святителя в Москву. Во время путешествия епископ не успел посетить Троицкий монастырь, в котором жил его друг Сергий Радонежский. Остановившись на дороге, он прочитал молитву и мысленного благословил духовного брата. Преподобный Сергий в тот момент сидел в трапезной, встал и пожелал мира в пути епископу, который был в этот момент по дороге в Москву.
Уезжая очередной раз в престольную, епископ Пермский, святитель Стефан знал, что больше не вернется сюда, мысленно попрощался с кафедральным собором и архангельским монастырем благословил служителей и насельников. Остающихся на земле Коми.
Скончался епископ Пермский в Москве 9 мая 1396 года и был похоронен в Кремлевской церкви Спаса на Бору. В 1933 году храм Спаса на Бору был снесен, а мощи святителя оказались утраченными.
Прошло шесть столетий, но Пермский край не забывает подвиг святого, который сродни подвига апостола Андрея Первозванного и Владимира Великого и сегодня православные взывают: «Отче, Стефан, моли Бога о нас!».
На заметку! 9 мая православный мир воздает почести преподобному Пермскому святителю Стефану, который всю свою жизнь положил на дело благовествования Слова Божьего. Житие святителя Стефана Пермского, епископа
СТЕФАН ПЕРМСКИЙ
Святитель, проповедник христианства среди коми-зырян, первый епископ Пермский (1383-1396).
Стефан Пермский стоит в одном ряду с главными деятелями русской церкви XIV века – Сергием Радонежским и митрополитом Алексеем.
Детство и юность
Стефан родился около 1340 года в Устюге, находившемся под властью ростовских князей. Здесь также было сильно новгородское влияние. Рядом с Устюгом начинались земли, населенные северными языческими народами «пермичей» (коми) и «вогуличей» (манси).
Отец будущего проповедника был клириком Успенского собора в Устюге. Выучившись грамоте, маленький Стефан читал на клиросе во время богослужений, пел в церковном хоре. Мальчик очень полюбил чтение.
Отправившись в Ростов, Стефан был пострижен в монахи в Григорьевском монастыре. Там он начал осваивать книжное собрание обители, изучил греческий язык, стал настоящим знатоком Священного Писания и трудов Отцов церкви.
Миссионерская деятельность
Желая послужить церкви, Стефан избрал для себя миссионерское поприще. С юности зная язык пермичей, чьи земли начинались за Устюгом, проповедник составил для этого бесписьменного народа азбуку. С ее помощью он перевел на местное наречие важнейшие части Священного Писания. Но это была только часть дела – Стефан мечтал привести к вере всех пермичей-язычников.
Для этого ему нужна была поддержка московского князя Дмитрия Ивановича Донского (в 1360-е годы Устюг, а также «пермские места» перешли под власть Москвы). В начале 1379 года он приехал в Москву и сумел убедить князя и митрополита в серьезности намеченного им дела. Коломенский епископ Герасим поставил его в сан священника, также Стефан был снабжен всем необходимым для освещения церквей.
Он начал свою проповедь в низовьях Вычегды, продвигаясь выше по ее течению, вглубь Пермской земли. Центром его деятельности стало село Усть-Вымь. Здесь Стефан сжег языческую кумирню и построил Благовещенскую церковь.
Проповедник вызвал ненависть языческих жрецов, боявшихся однако его убить, опасаясь реакции московского князя. Главным противником Стефана был старейшина Пам. В борьбе с ним миссионер решил прибегнуть к крайнему средству – «Божьему суду», испытанию огнем и водой. Оба они должны были войти в горящую клеть, а затем, нырнув в воду, вынырнуть в другой клети. Этот поединок должен был показать, чья вера истинна. Но когда Стефан решительно направился в огненную клеть, Пам испугался, за что чуть не был убит местными жителями. Стефан защитил его, взяв клятву более не хулить православную веру.
После этого эпизода проповедническая деятельность Стефана пошла успешнее. Он крестил зырян, учил их основам веры, уничтожал кумирни. Кроме того, он устроил школу, в которой готовил священников из числа местных. Ему приписывали даже написание икон для зырян. Одна из них, получившая название «Зырянской Троицы», имела надпись на древнем варианте коми-зырянского языка, которая была выполнена стефановским письмом. Достоверно авторство Стефана не установлено, однако вряд ли кто-то другой в то время мог сделать перевод на пермский язык.
В 1383 году миссионер отправился в Москву с просьбой об открытии новой – Пермской – епархии. Князь Дмитрий Иванович и митрополит Пимен решили сделать первым пермским епископом самого Стефана. Вернувшись в Усть-Вымь, тот основал Михайловский монастырь, ставший его епископской резиденцией.
В 1386 году Стефан Пермский ездил в Новгород, чтобы добиться прекращения набегов ушкуйников на земли зырян. В этом и не только проявлялось его внимание к своей пастве. Он стремился защитить пермичей не только от ушкуйников, но и соседей-язычников – вогуличей. Он доставлял в Пермь хлеб в голодные годы, старался уменьшить налоги. При этом Стефан был суров и абсолютно нетерпим к тем, кто тайно придерживался языческой веры (современники даже наградили его прозвищем Храп, что означало «яростный», «неистовый»).
Интересно, что крестя пермичей, Стефан не стремился к их русификации и к отказу ими от родного языка.
Весной 1396 года епископ в очередной раз отправился в Москву. Здесь он занемог и вскоре скончался. По распоряжению князя Василия Дмитриевича его похоронили в пределе церкви Спаса на Бору, рядом с могилами членов Московского княжеского дома.
Во второй половине XV века на основе «Жития Стефана Пермского», написанного Епифанием Премудрым, который лично знал епископа, была создана Служба святителю (ее автор – Пахомий Логофет). В XVII веке почитание святителя Стефана стало общерусским.
Память святителя совершается 26 апреля (9 мая).