Содержание
Женщина в мужском монастыре
Как вести себя женщине в мужском монастыре, кто такие трудники и почему здесь можно пропасть
Всему миру известен Бермудский треугольник (район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов). Но немногие знают, что в Самаре есть свой мистический треугольник, угодив в который, тоже можно зачароваться и пропасть. Правда, не навсегда. А например, на выходные или на все лето. Расположен он на правом берегу Волги на территории Национального парка Самарская Лука между селами Винновка – Осиновка – Ермаково.
«Самарский треугольник» богат достопримечательностями: современный монастырский комплекс в Винновке, древнейший каменный храм в честь святого Николая Чудотворца в Осиновке и часовня с крестом в Ермаково, где захоронен герой обороны Порт-Артура и талантливый изобретатель Алексей Николаевич Люпов. Думаю, эти памятники интересны не только паломникам, но и светским туристам. Не говоря уже о том, какое удовольствие получаешь, соприкоснувшись с природой Самарской Луки. Пейзажи навевают воспоминания о творчестве Есенина. Кажется, вокруг лишь два цвета – зеленый и голубой. А еще – расплавленное золото, щедро льющееся с небес.
«Благодатные места», – так говорят даже те, кто весьма далек от церковной жизни.
Женщина в мужском монастыре
Свято-Богородичный мужской монастырь Казанской иконы Божьей Матери в селе Винновка построен несколько лет назад. Ранее на этом месте был только центральный Казанский храм. Сейчас комплекс включает в себя три храма, корпус братьев, гостиницу, колокольню, причал и многое другое. Наместник монастыря – игумен Аристарх. Ему 41 год. «Только борода – а глаза молодые», – так с почтительной любовью описывает его паства. Наместник ведет активный образ жизни, сам управляет техникой, садится на самосвал.
В церковной лавке знакомлюсь с Евгенией, которая представляется как «педагог тире продавец». Приятная женщина в белом платочке. Добрые и грустные глаза. Евгения живет в Самаре, а сюда второй год приезжает помогать. Про причины говорит скупо: «Так получилось…»
– Многие здесь с переломанными судьбами. Вообще как к вере приходят? Или с рождения воспитываешься, или уже в зрелом возрасте – через свои тернии.
Накануне был такой случай.
– Пришел мужчина. Грязный, побитый, пахнущий… Спрашивает батюшку Аристарха. А я же из мира, педагогическое образование – мне надо всех учить. Говорю: «Как же вы в таком виде к наместнику?» На службе стою, и тут озарение: «Кто ты такая, чтобы судить? Человек пришел, значит, Господь его прислал. А ты – нос воротишь. Легко любить чистеньких да аккуратненьких…» Я выбежала из храма – нет его. Как я переживала! Еле службу достояла. Иду по дорожке за забором, и он навстречу. Уже чистый и хорошо одетый. Наместник, конечно, его принял. Мне так стыдно было. Говорю: «Простите меня».
В женском монастыре Евгения не прижилась: тяжелый труд и не очень хорошее отношение. А здесь, по ее словам, «ждут, радуются, встречают как дорогих гостей». Женские руки всегда нужны.
Есть нехитрые правила, как вести себя женщине в мужском монастыре.
– Очень скромно, – учит Евгения. – В глаза не смотреть. Не улыбаться, не заигрывать, даже намека такого не подавать. Все с благословения настоятеля. Не надо их смущать, особенно трудников…
Трудник – от слова «труд». Им может стать любой мирянин, попросивший в монастыре приюта. Следующая ступень – послушник, а потом уже в монахи стригут. Монахов сейчас девять человек. Старшему – 54 года, младшему – лет 40. Послушников и трудников – около тридцати, и они самых разных возрастов. Их Евгения и просит особенно беречь от искушения.
– Не поддаваться такому: «Девчонки, а пошли…» Отвечаешь: «Батюшка благословит – пойду». Инициативы никакой. Конечно, тем, кто в советское время воспитывался, трудно перестроиться.
По словам Евгении, паломники бывают периодами. Летом больше – добраться легче. На выходные и праздники тоже много.
– От Самары есть два пути: на машине через Тольятти и Жигулевск (до села ведет асфальтированная дорога) или по Волге, без пробок и пыли (ходит специальный паром). Если кто-то хочет отдохнуть от суеты, то лучше места не найти. Ягоды, травы лечебные, рыбалка для мужчин. Воздух, красота природы, душевный покой – что еще надо человеку?
Хронический трудник
Идем мимо огорода. Евгения спрашивает у копающегося в земле мужчины: «Володь, не знаешь, где батюшка Аристарх?» – «Отдыхает», – отвечает тот, опершись на черенок лопаты и со спокойным любопытством разглядывая нас. Вокруг – ни одного лица в монашеском облачении. Может, тоже отдыхают?
Вместо отца Аристарха выходит иеромонах Мисаил. На вид лет тридцать. Приветливый и совершенно естественный в общении человек. Если бы не черная шапочка и ряса, ни за что не догадаешься, что перед тобой – священнослужитель. Но это пока не заглянешь в глаза. Про таких говорят: «Лучистый взгляд».
В монастыре отец Мисаил живет шестой год. Учится в семинарии – пятый курс, заключительный. Между прочим, он объясняет мне, что монахи трудятся в рабочей одежде, и я могла просто не обратить на них внимания.
Иеромонах отпирает двери Казанского храма, и мы заходим внутрь. Голос отца Мисаила гулко раздается под расписными сводами. Храм построили в 19 веке по инициативе графини Анны Орловой. В советское время его передали в местный колхоз. Чего здесь только не было: мастерские, амбары… В 2001 году с благословения архиепископа Самарского и Сызранского Сергия начинается его восстановление. А несколько лет назад совместно с прежним губернатором было принято решение – основать здесь монастырь. Владыка Сергий не так часто здесь появляется, но у него есть своя келья. А для паломников и туристов – гостиница.
– А если человек придет к вам без денег?
– Половина из тех, кто здесь проживает, оказались именно в такой ситуации. Они работают во славу Божию и начинают ходить в Храм. Многие святые ведь не заканчивали никаких семинарий. А есть такие смешные мальчишки, которые говорят: «Ну, какой из меня монах? Я – хронический трудник» (улыбается). У кого есть права – сажают на машину, на трактор. У меня высшее авиационное образование – как оно здесь пригодится? Господь дал мне послушание – рыбалку. В монастырях мясо не едят, хотя в виде исключения дают тем, кто трудится на тяжелых работах.
– Наверное, не в каждый монастырь могут попасть мирские. Получается, у вас изначально туристическая ориентация?
Этот вопрос задевает отца Мисаила.
– «Туристический монастырь»?.. – в его голосе ирония.
Иеромонах объясняет, что представления о замкнутости монастырей устарели. И в том, что женщины на территории, тоже ничего страшного нет.
– Конечно, существуют разумные ограничения. На братскую половину не то что женщин – даже мужчин посторонних не пустят. Кроме того, есть места, где монах может уединиться, если что-то вводит его в искушение.
– А мирская может с ним заговорить? Например, если я обращусь, он не ответит, пройдет мимо?
Оказывается, такой вариант возможен.
– Не из-за того, что плохо к вам относится, а что-то личное в душе, – объясняет отец Мисаил.
Интересуюсь, знает ли он о монахе-отшельнике на Лысой горе.
– Я о нем не слышал, – отвечает отец Мисаил. – Но такие люди были и есть. Это подвиг, на который должен благословить старший.
Своя Дорога
Поднимаемся по крутой винтовой лестнице. Первый раз в жизни я на колокольне. Внизу – декорация к сказке. Плывет белый теплоход. Счастливой «подковой» изгибается речушка – приток Волги. Золотятся под солнцем купола храмов и купели. Колокола оживают и начинают петь. Стоя в центре гулкого звона, испытываешь удивительные ощущения. На мой вопрос: «Где вы научились?» отец Мисаил шутит: «Так и родился с этим уменьем».
Справа – братский корпус и башенка монастырской библиотеки. За оградой – хозяйственные постройки. Скот и живность используется для нужд монастыря. Волга щедро делится рыбой. Словом, есть все для питания тела и духа.
– Мне очень нравится осенью, – говорит отец Мисаил. – Деревья такие ярко-желтые, золотом горят, вода спокойная, гладкая… Есть такая поговорка: «С Богом и на каторге рай». Мы сами придумываем себе ценности, привязываемся к ним и начинаем от них зависеть. А если правильно расставить приоритеты, понимаешь, что хватает малого.
– А вы следите за мирскими новостями или стараетесь жить так, чтобы ничто не смущало?
Отец Мисаил отвечает, что обычно он в курсе событий.
– Братоубийственная война на Украине – опять-таки в силу ложных ценностей. Молодежь не знает истории. Ею очень легко управлять. Сильный вожак – и все. Погибают за какой-то красивый флажок или лозунг… А человеческая жизнь – она же бесценна. Как можно так легко ее отбирать? Совесть – это то, что осталось в нас от Бога. У каждого своя Дорога. У одних короче, у других – длиннее. Но ширину этой Дороги выбираем мы сами…
Опубликовано: Самарские известия от 30.05.2014
Окончание статьи здесь: http://www.proza.ru/2017/02/25/1125
Роман Анны Штомпель «ДЕВОЧКА ИЗ ГРОЗНОГО, или ИГРА В ПАЗЛЫ» опубликован в журнале «Русское эхо», №5 (124) и №6 (125) за 2017 г. (литературно-художественный журнал самарского отделения Союза писателей России).
Начало можно почитать здесь: http://www.proza.ru/2017/05/29/1640
С иллюстрациями к сказке Анны Штомпель «МАСТЕР МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ» художница Светлана Сапсай вышла в финал международного конкурса «Открытая Евразия 2017».
Скачать сказку единым файлом для удобного прочтения можно на официальном сайте Самарской писательской организации, на главной странице в заметке от 15 апреля 2017 г. http://litsamara.com/
Читать сказку онлайн: http://www.proza.ru/2017/02/08/1280
Могут ли женщины работать в мужских монастырях?
Аудио
– Можно только отрицательно относиться. Это беда, которая может погубить мужское монашество: какая может молитва быть, какая нерассеянность, какое умное делание молитвы, – неужели не понимают этого? Каждый мужчина понимает, что его поведение изменяется, как только он соприкасается с молодой симпатичной женщиной, просто соприкасается, даже без всяких фривольных вещей. Неужели нельзя понять, что монах из того же теста сделан, что все мы? Это «оранжерейный цветок», как называет его Игнатий (Брянчанинов). И если его вывести из оранжереи на ветер, тут же он погибнет. Поэтому в монастырях мужских из первейших правил одно было – женщинам запрещен туда вход вообще. Я помню, в Палестине мы ездили в монастырь Саввы Освященного, нас сопровождала монахиня, доехали до стен монастыря – она осталась нас ждать, ее туда не допустили. А то сейчас мы все восторгаемся, ездим на Афон, а сами свои монастыри наполняем кем угодно, девчонками, молодыми женщинами, и из-за этого происходят подчас настоящие трагедии.
Требования и правила для трудников
Требования к трудникам
- Прием трудников, для проживания в монастыре, желающих потрудится во славу Божию (безвозмездно), в монастырь производится не постоянно, а только при насущной необходимости, и только на определённый монастырским начальством срок, при усливии выполнения трудниками возлагаемых на них послушаний.
- В качестве трудников, в монастырь принимаются только православные люди, для которых первостепенной и самой насущной задачей является церковная жизнь, а именно желание человека укрепится в христианском образе жизни, продолжить процесс своего воцерковления посредством участия в Святых Таинствах и всего уклада монастырской жизни; люди, которые в свою очередь, восходя путем смирения, послушания и молитвы, конечной своей целью имеют стяжание с Божией помощью христианских добродетелей и Евангельского совершенсва.
- Трудник должен быть воцерковлен или до приезда в монастырь, регулярно посещая церковные службы, исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Тайн, начать процесс своего воцерковления.
- Перед тем, как обратится в монастырь за благословением на свое трудничество, человек должен прежде получить устное благословение на эту поездку у своего духовника или священника, у которого он постоянно исповедуется. Однако благословение своего духовника или священника, не является правом сразу приехать в монастырь, поскольку такое право может дать только руководство монастыря.
- Необходимо привести письменное благословение своего священника или духовника или положительная характеристика из другой обители, где человек ранее трудничал, если таковая имеется.
- Возраст трудника должен быть не менее 18 лет и не превышать 55 лет.
- Поскольку в монастыре отсутствует стационарная больница с соответствующим медицинским персоналом, оборудованием и медикаментами, монастырь не может принимать желающих трудничать с тяжелыми хроническими заболеваниями, которым может понадобится стационарная медицинская помощь. Дабы избежать заражения других, люди с инфекционными заболеваниями не принимаются. Поэтому монастырь принимает трудников, у которых отсутствуют физические ограничения, препятствующие исполнению монастырских послушаний.
- У трудника должен быть с собой действующий гражданский паспорт, постоянная регистрация по месту жительства, действующий на территории РФ полис обязательного медицинского страхования. У трудника, не являющегося гражданином РФ, кроме его паспорта, должна быть надлежащим образом оформлена действующая виза или миграционная карта.
- Лицам желающие пребыть в качестве трудников и расчитывающих трудничать в обители более 1 месяца, необходимо заранее сделать следующие медицинские документ: справки из психоневрологического, кожно-венерического, туберкулёзного, наркологического и «справку госпитальную». Подробное содержание госпитальной справки можно узнать в канцелярии Епархиального управления. Лица не желающие или не озаботившиеся заранее сделать эти справки, будут вынуждены покинуть обитель по истечении одного месяца.
- Ни монастырь, ни местная администрация не располагают помещениями, персоналом, оборудованием и медикаментами для лечения или реабилитации лиц, страдающих наркотической, алкогольной зависимостью или психическими отклонениями или заболеваниями. Поэтому лиц, страдающих отмеченными недугами, в качестве трудников монастырь принять не может. В случае сокрытия факта какой-либо серьезной зависимости, как только о ней станет известно, данный человек вынужден будет покинуть стены обители.
- Монастырь не принимает лиц нетрадиционной половой ориентации, лиц негативно высказывающихся в адрес руководства православной церкви, лиц негативно настроенных против других наций или народов.
- Монастырь так же не принимает лиц, по какой-либо причине укрывающихся от закона, правоохранительных и иных органов власти, или уклоняющиеся от срочной службы в армии, налогов и т. п. В случае, если такой факт будет обнаружен, то руководство вынужденно будет незамедлительно поставить в известность соответствующие органы власти.
- Так как в монастыре нет вещевого склада, то он не может обеспечить трудников спецодеждой, поэтому трудник должен привезти с собой полный комплект рабочей и личной одежды и обуви для работы в помещении и на улице, при любых погодных условиях и для соответствующего времени года, а так же необходимые ему средства гигиены и лекарства. В монастыре есть только медицинский кабинет с самыми простыми медикаментами.
- У трудника с собой обязательно должна быть достаточная сумма денег (не менее 1000 рублей) для оплаты проезда до монастыря и обратно. Монастырь денег на дорогу не выдает.
- Труднику, однажды досрочно покинувшему монастырь (самочинно или по инициативе), из-за нарушений монастырского режима, возникшей конфликтной ситуации и иной негативной причины (алкогольное опьянение и т. п.), может быть отказано в повторном приеме его как трудника. Данный человек, при наличии вышеперечисленных причин, может быть повторно принять, только после предъявления письменной рекомендации из другого монастыря о безукоризненном прохождении в нем трудничества в течении не менее полугода (при грубых нарушениях — более продолжительное время). При этом со дня выдачи такой рекомендации до дня прибытия в монастырь должно пройти не более двух недель.
- Мужчинам и женщинам, желающим получить благословение на приезд и узнать дату возможного приезда в монастырь, при наличии всех соответствующих документов, необходимо подать заявку.
Правила для трудников
Ниже изложенные правила всеми трудниками должны неукоснительно соблюдаться. Трудник грубо нарушивший правила поведения или внутреннего распорядка, а также отрицательно влияющий на общую атмосферу, вынужден будет покинуть монастырь в течение суток. Если лица нарушившие эти правила, ослушались и не покинули монастырь в течении суток, к воздействию на таковых привлекается полиция.
- Не благословляется и запрещено:
- любой вид насилия или издевательства, как физическое так и словесное;
- недопустимы грубость и использование нецензурной лексики;
- употребление любого рода наркотических средств и иных химических веществ, смесей и лекарств, вызывающих галлюцинации, одурманивание и дезориентацию;
- винопитие (любые даже легко-спиртные алкогольные напитки);
- курение, на территории обители;
- хранить любое, в том числе легально оформленное, холодное и/или огнестрельное оружие (на время пребывания в монастыре оружие должно быть сдано на хранение в отделение милиции), в том числе взрывчатые и легко-воспламеняемые вещества;
- перемещать мебель или любые вещи, принадлежащие монастырю из помещения в помещени или вообще выносить их из здания, без конкретного на то благословения благочинного монастыря. Бережно обращаться с любым имуществом монастыря. Восполнение за причинённый монастырю ущерб взыскивается с трудника его причинившего;
- сильные крики, нарушающие атмосферу спокойствия и умиротворения остальным насельникам обители (даже во время выполнения послушания);
- без благословения покидать обитель;
- вести пропаганду дригих верований или любых отклонений от православия;
- жителям деревни, без благословения благочинного, находится в помещениях монастыря — запрещено.
- Неукоснительно соблюдать указания «старшего над трудниками», поставленного на это послушание благочинным монастыря.
- Точно соблюдать распорядок дня для трудников, учавствовать в духовной жизни монастыря:
- посещать праздничные всенощные бдения, Божественную литургию в воскресенье, а так же в большие праздники;
- посещать ежедневное утреннее правило и молебен прп. Александру Свирскому (начало в 6:00, в субботу — 7:00);
- регулярно исповедоваться и причащаться (обязательная общая исповедь — каждую субботу в 16:30).
- В случае возникновения какой-либо проблемной ситуации необходимо незамедлительно поставить в известность благочинного монастыря.
- При выезде из монастыря необходимо сдать постельное белье — рухольному, инструмент — старшему над трудниками, а ключи от кельи — благочинному.
Надеемся, что перечисленные ограничения не повлияют на ваше душевное спокойствие, а, напротив, помогут в достижении той цели, к которой обязывает нас сие Святое Место.
Трудничество
ОПЫТ ОДУХОТВОРЕННОГО ТРУДА
Трудничество — это особый вид паломничества, когда человек не только молится, но и работает в монастыре наравне с насельниками во славу Божию. Трудом во святых обителях приносят покаяние, вымаливают просимое, благодарят Бога.
О трудничестве рассказывает игумения Введенского женского монастыря г.Иваново игумения Мария (Перепеча):
Ваш свободный выбор
Обычно паломники приезжают в обитель на два-три дня, чтобы вместе с монашествующими помолиться на богослужении, исповедоваться и причаститься. Если кто-то остается в монастыре дольше, то, по правилам Святых Отцов, ему дают послушание.
Но заставлять при этом никого нельзя. На Афоне, например, когда паломник приезжает на остров ему сразу говорят, что есть возможность помочь монахам в храме или по хозяйству. Скажут только один раз и больше никто напоминать не будет. А у нас в монастырях иногда «предлагают» поработать так, что не откажешься. Выбора не оставляют. Думаю, это скорее советская традиция, чем христианская. Трудничество – дело сугубо добровольное.
До того, как стать монахиней, мне довелось побывать трудницей в различных монастырях. В Пюхтицкой обители несла послушание в гладильной. В Жировицкой — трудилась на кухне. Да и в других монастырях доставалась непростая работа: мыла посуду, чугуны, полы, ночью дежурила на вахте. Но чаще всего убирала в храме — чистила подсвечники, ковры вытряхивала. Физически, бывало, устанешь, но на душе так легко, так радостно и благодатно.
Саму возможность поработать в святой обители человек должен воспринимать как Божию милость. Одно дело убирать клуб, другое — храм. Работа вроде бы одна и та же, но пользу для души не сравнить.
Сначала молитва
Помощь монастырям, особенно женским, — дело богоугодное и душеспасительное. Можно прочитать в «Отечнике» святителя Игнатия Брянчанинова о том, как один святой отец говорит послушнику, что подающий милостыню монахиням получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным.
.
Как-то к нам приехал священник из Белоруссии, и я его попросила помочь нам на сенокосе. Он с радостью согласился, а позже, когда вернулся с сенокоса, подошел ко мне и рассказал историю: «Как-то ездил я по святым местам и остановился в одном женском монастыре. Настроение было молитвенное, не хотелось выходить из храма. Вдруг ко мне подошли сестры и попросили помочь им в хозяйственных работах. Тогда я им отказал, но от этого на душе стало настолько тяжело, что теперь я никогда не отказываюсь, если меня просят потрудиться».
Некоторые трудники, наоборот, говорят, что они из-за своей занятости не успевают молиться, перед причастием Правило почитать. Обязательно нужно молиться. Прежде всего молитва, а уже потом труд.
Монахи обязаны посещать все службы. Трудники молятся на Литургии, но по желанию могут приходить и на полунощницу. Я всем послушания даю так, чтобы их можно было выполнить после службы. Очень редко приходится нарушать это правило ради какой-то неотложной работы, но потом весь день на душе бывает тяжело.
Как правило, все послушания в монастырях даются по силам и по личным склонностям трудников. У одних есть желание помочь на сенокосе, у других – ухаживать за больными и немощными.
По благословению духовника
Многие трудники приезжают в монастырь на время своего отпуска, чтобы оторваться от городской суеты, поработать на свежем воздухе, поэтому трудничество, хоть и с натяжкой, но все же можно можно назвать отдыхом, который подразумевает смену деятельности.
Но здесь возникает вопрос: а не против ли такого отпуска домашние? Нужно так объяснить свое желание жене или мужу, чтобы не вызвать у них недовольства. Господу наши ссоры не угодны. Как же тогда «Отче наш» читать? Как причащаться? Ведь в ссоре нельзя! Я считаю, что трудником можно ехать в монастырь только по благословению духовника. Не такому благословению, как перед паломничеством берут, а настоящему: сначала посоветоваться, взвесить вместе все за и против, а уж потом строить планы на отпуск.
Трудники, будут ли они монахами или не будут, всегда получат опыт молитвы и опыт одухотворенного труда ради Христа. Такой труд начинается с молитвы, кончается молитвой и осуществляется под руководством священноначалия.
Вернувшись в мир, паломник научится послушанию Промыслу Божию, который для мирских людей проявляется через различные обстоятельства жизни.
НА ПОЛЯХ:
Нет паче послушания, как послушание Церкви! И если токмо тряпочкою притереть пол в дому Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога… И где же и возрадуемся духом, сердцем и всем помышлением нашим, как не в ней, где Сам Владыка Господь наш с нами всегда соприсутствует! (Прп. Серафим Саровский)
Трудник обители Небесной
7 июля, в день славного Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна матушка игумения молилась на отпевании в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутово. Два дня назад, 5 июля, на 78-м году жизни отошел ко Господу раб Божий Владимир — Владимир Сергеевич Астафьев, более 20 лет самоотверженно трудившийся в Зачатьевской обители. Владимир Сергеевич был родителем рабы Божией Марии (Марии Владимировны Цех), художницы-иконописца, духовной дочери протоиерея Глеба (Каледы), вместе с матушкой игуменией со времен Сестринства служившей делу благоукрашения обители. Раб Божий Владимир очень почитал отца Глеба и с глубоким уважением относился к матушке игумении.
Владимир Сергеевич был в числе первых добровольных помощников монастыря, которые бескорыстно, по велению сердца, не жалея здоровья и сил, не требуя ни удобств, ни наград, «поднимали целину» монастырской земли в начале 1990- х годов, когда территория обители представляла собой запущенный и захламленный городской квартал. Владимир Сергеевич многие годы был и плотником, и слесарем, прорабом, и сметчиком, и инженером. Вместе со своим другом, тоже уже почившим, Алексеем Хумоменом, раб Божий Владимир был незаменимым и надежным трудником, оставившим после себя плоды благих дел по воссозданию монастыря. Владимир Сергеевич, будучи трудником Зачатьевского монастыря, по благословению настоятельницы, помогал не только Зачатьевской обители: храм в Бутырской тюрьме, храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском также были предметами его заботы. После ухода на пенсию в 2014 году Владимиру Сергеевичу посчастливилось потрудиться и над восстановления комплекса Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Перед кончиной Господь послал рабу Божию Владимиру трудную, но непродолжительную болезнь, и сподобил его тихой , мирной христианской кончины.
Царство Небесное и вечная память рабу Божию Владимиру!
Просмотры (328)