Детально: рцем вси перевод — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
-
1 рцем
ц.-сл.
let us say
“Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем” (возглас диакона в начале сугубой ектеньи) — “Let us say with all our soul and with all our mind, let us say”
Русско-английский словарь религиозной лексики
См. также в других словарях:
-
Рцем — будем говорить … Краткий церковнославянский словарь
-
рцем — скажем (повел. наклонение) … Cловарь архаизмов русского языка
-
рцем — скажімо … Толковый украинский словарь
-
рцем — (да) кажем (повел. наклонение) … Църковнославянски речник
-
серце — я, с. 1) Центральний орган кровоносної системи у вигляді м язового мішка, ритмічні скорочення якого забезпечують кровообіг. || Місце з лівого боку грудної порожнини, де розміщений цей орган. •• Пивне/ се/рце зміни в серці, які розвиваються при… … Український тлумачний словник
-
Ектения — (буквально по гречески распространение) название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба церковная совершается без диакона) и заключается… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Ектения — Диакон, читая ектению, держит в вытянутой правой руке орарь и после каждого прошения осеняет себя … Википедия
-
Пасхальное богослужение — Пасхальное богослужение богослужение, проводящееся на Пасху. Содержание 1 История 2 Православие 2.1 Общие замечания … Википедия
-
Ектения — (букв. по гречески распространение) название рядамолитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковныхбогослужений; возглашается диаконом (или священником, если службацерковная совершается без диакона) и заключается возгласом… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
-
Пасха (христ.) — главный христианский праздник, в честь воскресения И. Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвящен воспоминанию смерти И. Христа, почему сначала на всем Востоке совершался 14 го дня месяца нисана, в день приготовления… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Сугубая ектения — получила свое название как от двукратного, усугубленного обращения в начале ектении к милосердию Божию о помиловании, так и от троекратного пения молитвы Господи, помилуй . В греческих богослужебных книгах название ектения принадлежит одной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
- Ги-ги-и, Юрій Винничук. Цю книжку без перебільшення можна вважати взірцем творів, написаних у жанрі чорного гумору й абсурду. Жанр цей давно вже існує в розвинених літературах світу – досить згадати і Хорхе Луїса… Подробнее Купить за 142.5 руб электронная книга
- В.І. Н., Валентин Терлецкий. Детективно-містична історія про загадкове зникнення відомого митця, який зачаровував оточуючих своєю харизмою, став для багатьох сучасників взірцем і дороговказом у… Подробнее Купить за 119 грн (только Украина)
- Насолода, Ґабриеле Д’аннунціо. Поет, письменник, льотчик-ас, який у п’ятдесят два роки літав на бомбардувальнику, Ґабріеле Д’Аннунціо (справжнє прізвище Рапаньєтта; 1863–1938) був одним з найяскравіших і найвідоміших… Подробнее Купить за 118.75 руб электронная книга
Другие книги по запросу «рцем» >>
В сугубой ектении, усердно молясь Господу о всех своих нуждах, верующие прибегают с сердечным дерзновением к Его милости и человеколюбию.
Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего промышления нашего рцем.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Алексии, Патриархе Московском и всея Руси, о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (имя рек) и о всей во Христе братии нашей.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея).
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Чтец: Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими, Господи, милость Твоя во век; дел руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Оглавление
Ектенией называют общее моление во время богослужения. В это время священник обычно произносит молитвенные прошения, а хор подпевает ему, говорят вот такие слова – «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».
Заканчивается ектения обычно возгласом самого священника. Если в храме, церкви есть дьякон, то он ведет ектению. Если же дьякона нет, то службу такую проводит один из священников.
Виды ектении
Эта служба бывает нескольких видов. Поговорим более подробно о каждом из них. Великая (как ее называют) ектения начинается словами «Миром Господу помолимся». Усиленную же ектинию (как следующий вид данного моления Господу) начинают такими словами – «Рцем вси, от всея души…». Причем, слова «Господи, помилуй» говорят три раза после каждого прошения.
Есть также такой вид ектении, как просительная. Пения здесь заканчиваются следующей фразой – «Подай, Господи». Те, кто служит службу, кто молится, просят у Господа того, чего им не хватает.
Обычно Господь слышит все молитвы и помогает людям. Главное – верить в это. Последний, но не менее важный вид ектении, это малая. В этой службе три всего прошения, которые начинаются словами – «Паки и паки…». «Паки и паки…” переводится, как “снова и снова”.
В некоторых храмах служат такие ектении, как ектении об умерших родственниках. Они называются заупокойными. Многие служители церкви говорят, что ектения – это особая служба.
Приготовлений к ней нет, но она направлена не на успокоение внимания человека, раба Божьего, а на постоянное возбуждение внимания. Обычно ектению делят на несколько небольших прошений, но в каждом говорят слова – «Господи, помилуй», «Подай, Господи».
История появления молитвы
Ектения – греческое слово. Тогда, да и сейчас, это моление считалось глубоким, чувственным. Верующие служат усердно, очень сосредоточенно. Еще в Древние Времена еткении было разрешено проводить только дьяконам. Раньше их было больше, нежели сейчас.
Но в настоящее время допускается, чтобы ектению проводит обычный служитель церкви, священник. Он обязательно должен быть преклонного возраста, в годах. Считается, что именно взрослые, опытные священники знают, как лучше проводить ту или иную службу, чем помочь прихожанам после нее.
Ведь некоторые люди по окончании ектении не расходятся по домам, а желают поговорить с батюшкой лично. Могут это быть просто разговоры: о церкви, ее влиянии на человека, современное общество в целом. А кто-то обращается с конкретной просьбой о помощи, советом.
Кто такой дьякон
Как известно, дьякона нельзя в полной мере назвать священнослужителем. Но так как ектения – это не совсем молитва, а лишь призыв к ней, то допускается, чтобы дьякон (это даже желательно) проводил сие мероприятие.
В разных храмах различные каноны и устои, каждая церковь сама определяет и устанавливает правила. Но общее, всем известное, важное и необходимое всем прихожанам – везде неизменно.
Ектения способствует тому, чтобы люди правильно научились молиться, просить Бога и о том, чего они хотят. Ведь для того чтобы Бог помог, надо не просто ходить в церковь, а жить с Богом в душе. Перед тем как что-то просить, нужно обязательно благодарить Всевышнего за то, что вы имеете. Без этого никак!
Если вы часто бываете в церкви, именно на службах, то, наверное, слышали, как во время молитвы протяжно “что-то” поют. Эти молитвенные прошения обычно воспевает священник, дьякон, они идут как бы от лица всех присутствующих, молящихся.
После каждого такого прошения церковный хор запевает «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи». Вот эти фразы и будут ектениями. Будете в церкви, вслушайтесь.
Содержание
- Учимся понимать богослужение: 50 церковно-славянских слов с русским переводом
- Каких оправданий мы просим? Трудные места Всенощного бдения
- Библия — слово Бога
- Факты
- Откуда взялась Библия? (Ее смысл)
- Зачем она нам? (Ее назначение)
- Что нам с ней делать? (Ее применение)
- Слово Божье | Библейская энциклопедия Брокгауза
- Таинство исповеди: что это такое?
- Таинство исповеди
Учимся понимать богослужение: 50 церковно-славянских слов с русским переводом
Православие.фм представляет вниманию читателей 50 слов церковно-славянского языка с их переводом на современный русский язык.
Многие христиане жалуются, что им тяжело понимать богослужение из-за того, что многие слова церковно-славянского языка им непонятны. Мы решили помочь нашим читателям, пояснив им значение некоторых церковно-славянских слов.
В рамках этой заметки будут приведены 50 слов с переводом на современный русский язык, что оптимально для запоминания.
- лик – лицо
- чело – лоб
- очи, око – глаза, глаз
- вежды – веки
- ланиты – щеки
- уста – рот
- лобзание – поцелуй
- выя – шея
- рамена – плечи
- перси – грудь
- чрево – живот
- длань – рука, ладонь
- десница, одесную – правая рука, справа
- шуйца, ошуюю – левая рука, слева
- чресла – бедра
- перст – палец
- зрак – вид, образ
- живот – жизнь
- исконный, искони – изначальный, в начале
- глаголить – говорить
- речь, рцем – говорить, говорим
- зрить – смотреть, видеть
- ведеть – знать
- попрать – растоптать, нарушить, победить
- днесь – сегодня
- сущий – истинный, существующий
- блажен – счастлив
- во время оно – в давние времена
- паки – еще
- поганые – язычники
- трапеза – кушанье, еда, обед
- присно – всегда
- пожрать – принести жертву
- паче – более
- сиречь – то есть
- грядущий – идущий
- чаять – ожидать, надеяться на
- вкупе – вместе
- напрасно – внезапно, неожиданно
- нагльство – внезапность, неожиданность
- отонудуже – откуда, почему
- ничтоже – ничего
- вонми, вонмем – обрати внимание, будем внимательны
- одр – кровать, ложе
- стезя – путь, дорога, тропа
- елей – масло
- умастить – умаслить
- искренний – близкий, друг
- горний – вышний, небесный
- стяжать – собрать, приобрести, накопить
Каких оправданий мы просим? Трудные места Всенощного бдения
Диакон Михаил АСМУС, переводчик и преподаватель ПСТГУ, разбирает несколько фраз из начала Всенощного бдения. Некоторые из них кажутся совсем простыми, но дают повод затронуть различные вопросы церковной жизни – например, может ли самый обычный прихожанин подпевать клиросу на богослужении.
«Востаните!»
«Встаньте!» – с этих слов начинается Всенощное бдение, потому что обычно все приходили в храм заранее и ожидали начала богослужения сидя. Монашеским уставом предполагается, что у каждого человека есть в храме свое место. В греческих монастырях это «стасидии», специальные стулья с высокими спинками и подлокотниками. Уставное (т.е. полное, по всем правилам) богослужение достаточно длительное, и в определенные моменты человек в стасидии может стоять просто или с опорой на подлокотники; полусидеть на поднятом сиденье (там есть специальная полочка); наконец, полностью сидеть на опущенном сиденье (во время чтения кафизм, паремий, поучений и др.). Отсутствие сидений – отличительная черта русских храмов.
Язык ангельский и языки человеческие
То и дело во время службы можно услышать древнееврейское слово «Аллилуия». Оно означает в переводе «хвалите Бога»: «аллел – хвалить», «Йя – Бог». Это не слово на ангельском языке, как иногда говорят в воскресных школах, а вполне человеческий призыв хвалить Бога подобно тому, как хвалят ангелы. Этот призыв часто встречается в Псалтири. Для некоторых Псалмов, в основном хвалебного содержания, этот призыв стал припевом, ведь Псалмы – это песнопения. При переводе на древнегреческий язык припев «Аллилуия» был оставлен без перевода, а в христианском Богослужении он вообще распространился на всю Псалтирь. Чтение и пение любой группы Псалмов заканчивается славословием Святой Троице: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и припевом: «Аллилуия, Аллилуия, Алилуия: слава Тебе, Боже!» (трижды).
Поют все!
Какая молитва чаще всего звучит на богослужении? «Господи, помилуй!» Она входит в самый народный, если можно так выразиться, элемент богослужения – ектению («ектения» – череда кратких молитвенных прошений). Содержание ектенийных прошений затрагивает самые важные стороны жизни каждого христианина (мирная жизнь, прощение грехов, благодатная помощь Божия). Сугубая (т.е. усиленная) ектения начинается со слов «Рцем вси!» – «скажем все!». Это призыв ко всем молящимся. Диакон или священник произносят какое-то прошение, на которое певчие, а в идеале – все люди, отвечают самой простой молитвой: это или «Господи, помилуй!» единожды, или «Господи, помилуй!» трижды, или «Подай, Господи!». В ответ на призыв вручить себя Богу люди отвечают: «Тебе, Господи!»
В общественном богослужении все предназначено для произнесения вслух. То, что некоторые священнические молитвы стали «тайными», т. е. произносятся только священником и от них мы слышим только конечные фразы, «возгласы», – это особенность развития христианского богослужения, а отнюдь не закон жанра. Изначально эти молитвы не создавались для молчаливого произношения. Потому что молитва – это или хвала, или просьба. Когда люди собираются вместе для молитвы, то они вместе хвалят или вместе о чем-то просят. Во время общего богослужения просить о чем-то своем собственном, личном, о чем ты не хочешь, чтобы знал твой ближний, не совсем уместно. Конечно, когда мы на Литургии поминаем своих близких – то каждый поминает своих, близких ему людей и молится о каких-то своих нуждах, но это – моменты, специально оговоренные самим уставом Богослужения. Там, например, у священника в книге примечание: «…и поминает тех, кого хочет, по именам». Или в ответ на возглас священника «В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего Патриарха…» народ отвечает: «…и всех, и вся». Имеется в виду «и всех мужчин, и всех женщин-христиан», о которых в данный момент молится каждый из присутствующих. Это, наверное, единственный момент, когда мысли молящихся могут чуть-чуть разойтись в разные стороны, когда каждый вспоминает о своих частных нуждах.
Никакого запрета петь мирянам во время службы не существует. Константинопольское богослужение устраивалось так, чтобы максимально привлечь людей к пению. В частности, исполнение Псалмов антифонно, то есть с припевом, – это изобретение именно этого общественного, всенародного христианского богослужения.
Естественно, что чем более сложный музыкальный репертуар звучит в храме, тем труднее людям участвовать в совместном пении. Но исполнение ектений, как правило, по силам любому мало-мальски грамотному человеку. Если человеку, стоящему в храме, уж очень стыдно своего голоса или отсутствия слуха, то он может это петь совсем тихонечко, почти что про себя, чтобы не смущать стоящих рядом с ним.
Святейший Патриарх Алексий в своем обращении к московскому клиру несколько лет назад призывал к тому, чтобы в приходах насаждалось общенародное пение. И даже указал конкретно, что очень хорошо, если Евхаристический канон на Литургии будет петься всем народом.
Творец и тварь
Каждую субботу на воскресной вечерне мы слышим великий прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся… ибо утверди вселенную, яже не подвижится». «Прокимен» переводится как «выдающийся, стоящий впереди» и означает пение избранного стиха из какого-либо Псалма в качестве припева к одному или нескольким стихам того же Псалма. Мы знаем несколько видов прокимнов в богослужении, которые поются на разные мотивы – по-церковнославянски, «гласы».
«Воцарися, облечеся, утверди» – это прошедшее время славянского языка, которое обозначает действие, законченное в прошлом: «Он воцарился, Он облекся, Он утвердил». «Не подвижится» – это будущее время. «Яже не подвижится – которая не подвигнется, не изменится». Вселенная «не подвижится», так как она будет существовать по тому закону, который Господь для нее создал. В самой Вселенной нет той силы, которая бы изменила закон ее бытия. Это вообще смысл библейского отношения к миру как творению Божию. Основная антитеза «Творец и тварь» заключается в том, что тварь не имеет самостоятельности в определении своей участи. И в этом смысле человек отличается от всей прочей твари именно этой богоподобной способностью самостоятельно определять свою линию жизни, выбирать путь к Богу или путь к погибели.
Как можно научиться «оправданиям»?
В молитве «Сподоби, Господи», звучащей на Всенощной, есть такие слова: «Научи мя оправданием Твоим…» В современном языке слово «оправдание» приобрело сугубо юридический характер: когда есть какое-то подозрение и человек освобождается от этого подозрения, значит, он «оправдывается». Но в славянском языке слово «оправдание» соответствует греческому слову «дикеома», которое означает еще и «праведность», и «заповедь о праведности». Праведность – правда, правота. Дело в том, что ветхозаветные представления о праведности строго связаны с Законом Божиим, с исполнением Закона. Естественно, что человек, поступающий право, в соответствии с Законом Божиим, называется праведником. Вот эта укорененность в Законе Господнем и является в данном случае предметом молитвы – буквальное «научи меня Твоим заповедям о праведности» означает для нас: «научи меня укорененности в Твоем Законе, научи меня поступать правильно, как предписывает Твой Божественный Закон» – Закон, разумеется, не Ветхий, но Новый Евангельский Закон любви.
Рисунки Веры Маханьковой
Библия — слово Бога
- Как Вы думаете, что есть Библия?
- Слово «библия» происходит от греческого слова «biblion», что означает «книга» или «письмо».
Факты
1. Библия — наиболее распространенная книга на протяжении всей истории человечества. По данным книги рекордов Гиннеса, изданной в 1988 году, за период с 1815 по 1975 год было напечатано 2 500 000 000 экземпляров Библии.
2. Сейчас Библию можно читать — частично или полностью — более чем на 2 100 языках мира. То есть Библия доступна 98 % населения нашей планеты.
3. Ни одна другая книга в истории не становилась объектом такого жестокого преследования, и даже ненависти. Со времен средневековья и вплоть до XX века Библию сжигали на кострах. И даже в наше время за чтение и распространение Библии людей штрафовали и сажали в тюрьму, а в прошлые века — часто пытали и казнили.
4. В написании различных книг Библии участвовало 55 мужчин, среди которых были цари, пастухи, рыбаки, государственные служащие, священники, по меньшей мере, один полководец и один врач. Но все эти люди утверждали, что записывают не свои мысли, а мысли Бога.
5. Библия дает ответы на такие вопросы, на которые может ответить только Бог.
6. Библия состоит из 66 книг, в них содержатся законы, пророчества, исторические факты, стихи, советы и многое другое. Первые 39 книг написали верные израильтяне преимущественно на древнееврейском языке за сотни лет до Христа. Эта часть называется Ветхий Завет. Остальные 27 книг писали христиане на греческом языке, и называется вторая часть — Новый Завет. Эти 66 книг написаны приблизительно в течение 1 600 лет.
7. С точки зрения современной науки, Библии не устарела.
- Круговорот воды в природе учёные открыли только в 19 веке (Иов 26:8. 36:26-29; Екклесиаст 1:7; Псалом 103:6-11).
- Вселенная имеет начало. Астрофизики обосновали это в 20 веке (Бытие 1:1).
- Земля покоится в пространстве (Иов 26:7).
- Луи Пастер открыл существование микробов в 1884 году (Левит 15:1-2, 31). Карантин (Левит гл. 13 и 14), утилизация отходов (Второзаконие гл. 23), в средние века половина населения Европы умерло от эпидемий из-за несоблюдения этих норм.
- Люди научились определять величину светил около 200 лет назад. Солнце и луна имеют разную величину (Бытие 1:16).
- Современная археология подтверждает Библейские события.
Откуда взялась Библия? (Ее смысл)
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. (Евреям 1:1-2)
Библия — это записанное Слово Бога, Его послание людям. Через пророков — Ветхий завет, через Иисуса Христа — Новый Завет. (Слово «завет» означает «договор, соглашение между двумя сторонами».)
…зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (2-е Петра 1:20-21)
- Бог использовал определенных людей, чтобы записать Библию.
- Библия содержит мысли Бога, а не людей. (Например, люди записывают что-либо при помощи авторучки. Бог — при помощи пророков.)
Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. (1-е Коринфянам 4:6)
- Библия — это единственное Слово Бога.
- Она закончена и совершенна (Откровения 22:18-19).
Зачем она нам? (Ее назначение)
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2-е Тимофею 3:16—17)
Чтобы мы могли познать истину, исправиться и знать, что от нас требуется для того, чтобы исполнить волю Бога.
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. (Евреям 4:12—13)
- Чтобы отделить праведные чувства и помыслы от неправедных.
- Библия причиняет нам боль, удаляя грех, как хирург причиняет боль, скальпелем удаляя раковую опухоль.
Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. (1-е Тимофею 4:16)
Изучать слово Бога, чтобы спастись и помочь спастись другим.
Что нам с ней делать? (Ее применение)
Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало. (Деяния 17:10—12)
Пример для подражания: приняли всем сердцем и изучали Писание каждый день.
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. (Иакова 1:22-25)
Изучая Библию, сначала нужно определить, о чем говорит отрывок, а затем — как его практически применить в своей жизни.
Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (От Иоанна 8:31—32)
Не только верить, но и следовать учению Христа.
Начни изучать Библию каждый день!
Слово Божье | Библейская энциклопедия Брокгауза
1) в Евангелиях выражение «слово Божие» может употребляться в его в ветхозаветном значении, подразумевая откровение Бога отдельному человеку (Лк 3:2) и являясь обозначением Божьей воли, зафиксированной в Законе (Мк 7:13);
2) в остальных же случаях словосочетание «слово Божие» в НЗ получает совершенно новое, исключит. значение: оно стало означать то единств. Слово Божие, Которое есть Христос (Ин 1:14; Откр 19:13), или то, которое Бог сказал во Христе. Ключом к пониманию выражения «слово Божие» здесь является не «слово», а личность Иисуса и Его дело. В конечном итоге этим «словом Божиим» являются все события, связ. со смертью Иисуса и Его воскресением (→ Имена Иисуса Христа, III,В,2). Это не означает, что сказанное ранее слово Божье отменяется; речь не идет о «старом» и «новом» слове, как, например, в случае с → заветом и → сотворением мира. Это, скорее, слово Бога, исполн. в Иисусе Христе (Кол 1:25-27), Который Своими страданиями и смертью сказал последнее слово против греха, смерти и дьявола (Евр 1:1-4; Евр 2:14 и следующие). Поэтому если Церковь говорит о «слове Божием», то подразумевает Иисуса Христа и Его соверш. ради нас подвиг спасения, который должен быть проповедан и постигнут в вере. Это новозаветное слово Божье может называться и «словом о кресте» (1Кор 1:18), «словом истины» (2Кор 6:7), «словом жизни» (Флп 2:16), «словом примирения» (2Кор 5:9), «словом спасения» (Деян 13:26), «словом благодати» (Деян 14:3); или просто «словом» (2Тим 4:2), причем всегда подразумевается только одно «Слово Божие» – Христос, Его дело и Его жизнь. Евангелие потому является «словом Божьим», что сказавший это слово во Христе, есть Бог. На этом основана и его действенность. Оно возрастает Божьей силой (Деян 19:20), только через Бога оно достигает сердец слушателей (Кол 4:3), воздействует как благодать и жизнь (Деян 20:32; 1Пет 1:23) и, наконец, оно и есть сама сила Божья (1Кор 1:18), которая «острее всякого меча» (Еф 6:17; Евр 4:12). Если человек позволяет слову Божьему вселиться в себя (Кол 3:16), он встает на путь спасения, и Божье откровение в полной мере проникает в его жизнь.
Pr. lect. dr. Florin Botezan. Predica. (Глава «Проповедь» из книги «Божественная Литургия — Таинство таинств»).
Бог-Слово обращается к нам и приобщает нас к Себе через слово в первой части Божественной литургии, которая поэтому называется Литургией Слова. Однако это приобщение осуществляется не только через чтение слова Божьего, заключенного в Священном Писании, но и через его актуализацию в евхаристическом собрании посредством проповеди.
В ранней Церкви проповедь произносилась сразу после чтения Священного Писания
С самого начала литургическая проповедь произносилась непосредственно после чтения Священного Писания. Св. Иустин Мученик и Философ, в самом древнем из дошедших до нас описаний Божественной литургии, составленном в середине II века, пишет, что после того, как христиане собираются для совершения Божественной литургии, «читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов (Евангелия – прим. авт.) или писания пророков (Ветхий Завет – прим. авт.). Потом, когда чтец перестанет, предстоятель (епископ или священник – прим. авт.) посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам» («Первая апология», 65-67). Из Апостольских постановлений мы узнаем, что иногда произносилось даже несколько проповедей: «Затем пресвитеры, по одиночке, а не все вдруг, пусть увещевают народ, а после всех их – епископ» (Апостольские постановления, II, 57). В дальнейшем различные упоминания в трудах отцов и писателей Церкви (свт. Климент Александрийский, Ориген, свт. Иоанн Златоуст и др.) удостоверяют нас в том, что проповедь произносилась сразу после чтения Священного Писания.
Проповедь свидетельствует о том, что Слово Божье было услышано, принято и понято
Действительно, место проповеди после чтения Священного Писания в определенной степени объясняется тем, что в рамках Литургии Слова была перенята структура синагогального богослужения, состоящая из молитв, пения псалмов, чтения библейских текстов и проповеди. Однако эта структура получила совсем иную смысловую нагрузку, так что главные аргументы в пользу произнесения проповеди сразу после чтения Священного Писания связаны с сутью литургии. Поэтому, прежде всего, важно понять, каково значение проповеди в литургии.
Проповедь должна быть гомилией, т.е. основываться на библейских текстах (на Евангелии и/или Апостоле), прочитанных на данной литургии. Проповедь может принимать конкретную форму экзегетической (последовательное объяснение каждого стиха из перикопы) или тематической гомилии, развивающей ту или иную тему из прочитанного библейского текста. Однако гомилия – это не просто объяснение фрагмента из Священного Писания, но сакраментальный акт преподания Слова Отца Его прославленным Сыном евхаристическому собранию через Его рукоположенного проповедника «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор 2:4). Цель проповеди состоит в том, чтобы приобщить церковное собрание, в конкретном времени и месте, где совершается Божественная литургия, к уникальному слову, которое Отец возвестил миру через Своего Сына. Таким образом, проповедь свидетельствует о том, что Слово было услышано, принято и понято, а суть проповеди заключается как раз в живой связи с прочитанным Евангелием.
Поэтому проповедь является естественным продолжением чтения Священного Писания, образуя вместе с последним центральный момент Литургии Слова, приобщение к Богу-Слову через слово. Проповедь также созидает связь между Словом и Таинством, между Литургией Слова и Евхаристической Литургией, подготавливая верующих к причащению Тела и Крови Христовых.
Изменение места проповеди обусловлено упадком благочестия
С течением времени проповедь была перемещена на место запричастного стиха, после причащения священника или даже в самый конец литургии. Это было сделано на фоне упадка благочестия и рвения верующих, по причинам, которые не только не связаны с внутренней логикой Божественной литургии, но даже нередко ей противоречат. Таким способом пытались как можно дольше задержать верующих на богослужении, так как было известно, что еще со времен свт. Иоанна Златоуста некоторые из них уходили после проповеди. С другой стороны, было стремление помочь тем, кто позже приходил на богослужение, чтобы они не остались без проповеди.
Проповедь на запричастном стихе противоречит внутренней логике Божественной литургии
Исчезновение практики всеобщего причащения верных оставило пустоту, которую проповедь на запричастном стихе пытается заполнить, заменяя причащение Тела и Крови Христовых приобщением к Богу-Слову через проповедь. Однако это противоречит логике совершения литургического акта, так как приобщение через слово является центром Литургии Слова. Таким образом, эти два пути приобщения ко Христу – через слово и через причащение Его Телу и Крови – не исключают и не заменяют друг друга, но, напротив, предполагают взаимодополнение. В таком случае причащение через слово является приготовлением к причастию Святых Таин.
Даже тогда, когда верующие причащаются Святых Таин, проповедь на запричастном стихе не оправданна в качестве непосредственной подготовки к причастию. Как мы видим в чинопоследовании литургии, перед самым причащением мирян поется киноник (причастный стих), и читаются особые молитвы. Эти действия предназначены для того, чтобы помочь верующим внутренне собраться, испытать свою душу и таким образом подготовиться к встрече со Христом. Проповеди в качестве подготовки к причастию отведен другой контекст – в рамках Литургии Слова.
В пользу произнесения проповеди на запричастном стихе пытались приводить аргументы о том, что священник, который только что причастился, несет в себе полноту жизни во Христе, является христоносцем, носителем Евхаристического Христа. Однако священник является христоносцем и до того, как он причастился на этой литургии, так как он столько раз причащался до этого. И на той же литургии он приобщился к Богу-Слову через чтение Священного Писания. Поэтому сразу же после принятия слова Божьего через чтение Апостола и Евангелия наступает момент преподать это слово евхаристическому собранию как свидетельство о его принятии и усвоении Церковью. Можно также указать на параллелизм между двумя частями Божественной литургии и в этом отношении: священник, приобщившись на Литургии Слова к Богу-Слову через слово, приобщает к Нему и все евхаристическое собрание через проповедь, а на Евхаристической Литургии, после того, как он сам причастился Тела и Крови Христовых, он причащает и верных.
Проповедь в конце литургии перестает быть сакраментальным актом
Перемещение проповеди в конец литургии рассматривается как результат снижения ее качества. Слабая проповедь иногда даже нарушает ход богослужения, и потому было решено, что предпочтительнее произносить ее в самом конце. Однако эта причина не оправдывает перемещение проповеди. Когда проповедь вырвана из контекста Божественной литургии и звучит после причастия, она теряет качество сакраментального акта причащения слову Божьему, превращаясь в простое слово. Констатация существующего кризиса проповеди должна вести не к исключению проповеди из литургии, но к переосмыслению проповеднического акта, к поиску тех средств, благодаря которым проповедь может быть по-настоящему сакраментальным актом преподания слова Отца евхаристическому собранию Его прославленным Сыном Иисусом Христом через Его рукоположенного проповедника.
Перемещение проповеди в конец литургии приводит к негативным последствиям
По словам Спасителя, «всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк 6:44). Помимо всяких аргументов были замечены последствия перемещения проповеди в конец литургии: снижение интереса верующих к толкованию библейских перикоп, незнание Священного Писания, поощрение участия только в одной части службы, упадок рвения священнослужителей к проповеди, замена гомилии тематическими проповедями, которые в большинстве случаев не имеют никакой связи с библейскими чтениями и т.д. Все эти последствия негативно отражаются на совершении литургии и участии в ней.
Священный Синод постановил, что проповедь должна звучать сразу после чтения Евангелия
С учетом всего вышеизложенного, Священный Синод Румынской православной церкви постановил, что проповедь должна произноситься священником или диаконом сразу же после чтения Евангелия. К сожалению, это решение, принятое полвека назад, до сих пор применяется не везде. Его исполнение на каждом приходе приносило бы только пользу, отводя для проповеди ее естественное место и являясь еще одним шагом на пути к переживанию Божественной литургии в полноте.
Таинство исповеди: что это такое?
Статья рассматривает три варианта совершения Таинства исповеди священником: перед Литургией, во время Литургии и в конце Литургии на запричастном стихе. Каждый вариант по‑своему неудобен для верующих, и ни один не дает возможности полноценного участия в таинстве. Наоборот, второе крещение (как часто называют исповедь), или перерождение человека, вынужденно совершается в тесноте и спешке. О том, как можно священнодействовать, когда тебе в прямом смысле дышат в затылок, или как возможно исправить ситуацию, размышляет священник Андрей Кордочкин, настоятель прихода во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде. Мы продолжаем тему исповеди и причастия, развернувшейся после публикации статьи протоиерея Александра Шмемана в майском номере журнала.
Таинство исповеди
В Русской Православной Церкви сохранилось глубокое и чуткое понимание таинства покаяния и его роли в жизни человека. В то же время для меня очевиден разрыв между теорией и практикой исповеди, между тем, чему мы учим, и тем, что предлагаем на деле.
В современной русской практике исповедь обычно совершается в трех вариантах: перед Литургией, во время Литургии и в конце Литургии (на запричастном стихе).
Перед воскресной Литургией. В этом случае священник вынужден сопоставлять время, оставшееся до начала богослужения, с количеством исповедников, ускоряя исповедь пропорционально их числу. К примеру, за час, уделяя каждому пять минут, он сможет принять исповедь у двенадцати человек, но на практике исповедников, конечно, гораздо больше и пятиминутная исповедь уже вызывает ропот в их очереди.
Во время Литургии. В этом случае церковное собрание искусственно разделяется на молящихся и кающихся, лишая последних возможности полноценно участвовать в богослужении.
На запричастном стихе в конце Литургии. В этом случае наступает долгая и утомительная (особенно для детей) пауза, разрывающая богослужение.
Во всех этих случаях исповедь совершается в спешке, при скоплении людей. Очевидно, что ни один из этих «форматов» не дает возможности ни священнику, ни самому кающемуся человеку совершить таинство должным образом.
Забегая вперед, скажу: я вовсе не сторонник полной отмены исповеди перед причастием. Для страны, где большая часть «православных» людей знает о своем знаке зодиака гораздо больше, чем о том святом, чье имя они носят, подобная реформа была бы катастрофой. Для людей, которые фактически не принадлежат к Церкви или же отпали от нее через тяжелые грехи или лжеучения, исповедь может и должна стать той новой точкой отсчета, с которой начнется их подлинно христианская жизнь.
Сам я отнюдь не избегаю принимать исповедь. На нашем приходе Великим постом из-за наплыва исповедников она совершается в сумме около семи часов (в пятницу вечером, в субботу вечером и в воскресенье перед Литургией). Я всего лишь предлагаю читателю вместе со мной задать себе вопрос: допустимо ли совершать исповедь конвейерным методом? Можем ли мы предложить более живой и творческий подход к таинству, не боясь, что нас обвинят в модернизме и обновленчестве?
Я хорошо помню, как на многих приходах Сурожской епархии исповедь совершалась тогда, когда у кого-то из прихожан возникала реальная необходимость. Тогда священник или епископ приходил в храм среди недели и уделял человеку ровно столько времени, сколько было необходимо. Таким образом, с одной стороны, воскресная Литургия служила своему единственному предназначению — собиранию верных вокруг святой чаши. С другой стороны, исполнялось указание Требника: «Приводит духовный отец хотящаго исповедатися единаго, а не два, или многия», которое подчеркивает непременно личный характер таинства и, по всей видимости, не соблюдается в большинстве храмов или монастырей Русской Православной Церкви. Лично для меня такая форма исповеди является единственно приемлемой, всё остальное есть лишь попытка избежать профанации.
В Поместных Церквах, где таинства покаяния и причащения полностью разделены, исповедь зачастую вообще перестает быть частью христианской жизни. Вспомним наставления Паисия Святогорца, где он рекомендует своим соотечественникам чаще прибегать к таинству покаяния. В русском сознании исповедь и причащение неразрывно связаны. Нет ничего предосудительного в исповеди перед причастием, но мы уклонились в другую крайность: по словам протоиерея Димитрия Карпенко, «пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия, мы формализуем таинство исповеди, которое из таинства второго крещения становится одним из условий для причастия».
Без сомнения, человек непрестанно нуждается в покаянии, но не всегда он нуждается в сакраментальном воссоединении с Церковью перед участием в Литургии. Поэтому потребность в исповеди и потребность в причащении не есть одно и то же. В этом смысле человек, который совершает исповедь, не ощущая реальной потребности в ней, совершает вместе со священником вольную или невольную подмену, о которой протоиерей Георгий Митрофанов сказал: «Исповедующиеся имитируют исповедь, а исповедующий имитирует духовничество». Очевидно, что подобная ролевая игра устраивает лишь участников, а чаще участниц, с определенным психотипом и ничего, кроме вреда, не приносит. «Выраженная нерешительность, неуверенность в себе и склонность к сомнениям; они застенчивы, робки, конфузливы, малоактивны и плохо приспособлены к жизни; их особенности — симптом пониженной активности, наклонности к сомнениям и болезненному мудрствованию, недостаточное чувство реальности и полноты жизни; им трудно принять любое решение… он бесконечно анализирует свои поступки, склонен к пониженной самооценке» (О.Григорьев) — в этой характеристике психастенического психопата пастырю, имитирующему старчество, нетрудно увидеть своего идеального исповедника. Не потому ли ярким, волевым, самостоятельным, деятельным людям — прежде всего мужчинам — тяжело найти место в современной церковной культуре, что участие в подобных ролевых играх их не привлекает?
Протоиерей Владимир Воробьев писал: «Если человек живет нормальной церковной жизнью, то частая его исповедь не может быть той исповедью, которая называется вторым крещением. Не может быть соединения с Церковью, если человек не отделялся. Сам смысл этого таинства меняется, и возникает путаница. Таинство покаяния означает изменение жизни. Но невозможно менять свою жизнь каждые две недели! Это вовсе не отменяет покаянного настроя души. Христианин должен всегда пребывать в покаянии, но это не нужно путать с таинством покаяния. Думаю, что вопрос об обязательной исповеди перед причастием должен быть пересмотрен. Необходимо обязательно сохранить благословение на причастие. Священник, если у него есть община, знает, кого он может допустить к причастию, а кого нет».
Железная связка исповеди с причащением приводит к тому, что опасная духовная путаница, о которой говорит протоиерей Владимир, стала нормой, а дисциплина обязательной исповеди перед причащением зачастую доводится до закономерного абсурда. К примеру, в моем родном городе в храме недалеко от дома чаша на Пасху не выносилась вовсе — именно из-за большого числа потенциальных исповедников. Очевидно, исповедь, совершенная за несколько дней до праздника, была не в счет. Другой пример: во многих храмах дети, достигнув семилетнего возраста, непременно должны вставать со взрослыми в очередь к аналою; я знал случаи, когда подобная дисциплина заставляла детей отпадать от евхаристии и, как следствие, от Церкви. Рассказывают, что на удаленных приходах, где совершает служение один священник, его жена и дети, которые не могут исповедоваться мужу и отцу, фактически оказываются отлученными от Церкви.
«Благодарю Бога, что Он почти всегда дает мне переживать исповедь как катастрофу», — писал отец Александр Ельчанинов. Это глубокое и искреннее понимание, но едва ли психически здоровый человек может переживать исповедь подобным образом, совершая ее еженедельно. Исповедь должна созреть, она не может совершаться «по требованию», как условие для чего-либо, и человек должен ее совершать, не ощущая чьего-то дыхания в затылок. Защита привычного «конвейерного метода» есть унижение великого таинства перерождения души, необходимость в котором созревает в каждом христианине в свое время.
Если у меня за воскресное утро была одна исповедь, которая стала перерождением человека, я чувствую себя счастливым человеком.
У нас не принято отказывать в исповеди, однако я вообще не считаю, что исповедь сама по себе непременно служит духовной пользе. Любому священнику знакома категория людей, которые готовы занять место в очереди, едва увидев священника у аналоя. Если мы принимаем в воскресенье исповедь у человека, который был на исповеди в пятницу и в среду, делаем ли мы добро или потакаем эгоизму? Едва ли кто-то из этих людей думает о том, что, будучи увлеченным собой, он, возможно, отнимает исповедь у кого-то, кто стоит сзади и кто в ней действительно нуждается. Раз я вроде бы самый грешный, то моя исповедь, конечно, самая важная. В подобных случаях исповедь зачастую становится прикрытием для мнительности («что ни сделаю — всё грех»), а то и кокетства («ой, батюшка, я бы от аналоя не отходила»). Для таких людей важнее, скорее всего, деятельное доброделание, чем имитация «откровения помыслов». Об этом говорит митрополит Саратовский Лонгин: «Для современного человека, особенно рефлексирующего, склонного к углубленному даже не самоанализу, а самокопанию и самоедству, с которыми, к сожалению, мы часто сталкиваемся, такая активная деятельность ради людей будет очень полезна. Она поможет ему забыть о себе в хорошем смысле этого слова, забыть не о своем спасении и о своей душе, а об этом самокопании и комплексах». Без этих слов невозможно понять современного исповедника, который давно уже не в состоянии говорить о чем-либо, кроме как о самом себе, и который в подавляющем большинстве случаев строит исповедь как диалог со священником, а не как обращение ко Христу. Если же мы понуждаем человека совершать исповедь тогда, когда она ему не нужна, мы приближаем его к греховному состоянию, о котором пишет митрополит Лонгин.
«Лично я вообще бы отменил частную исповедь, кроме того случая, когда человек совершил очевидный и конкретный грех и исповедует его, а не свои настроения, сомнения, уныния и искушения. А что же делать со всеми этими обычными “состояниями”? Всё это “снимается” только Христом, знанием о Нем, встречей с Ним, послушанием Ему, любовью к Нему». Эти слова из дневника протоиерея Александра Шмемана ставят под вопрос не только дисциплину, но и психологию исповеди в ее современной практике. Очевидно, что сама постановка вопроса о возможности причащения без исповеди будет подвергнута обструкции многими представителями духовенства, воспитанными в эпоху, когда механизации подвергалась не только исповедь, но и вообще все области человеческой жизни. Им я задал бы последний вопрос.
Очевидно, что евхаристическая дисциплина не предполагает облегченного приготовления к причащению со стороны священнослужителей. Напротив, священник призван более глубоко и вдумчиво, чем мирянин, готовиться к участию в таинстве евхаристии. Если это так, почему даже среди самого консервативного духовенства не считается обязательным при возможности исповедоваться перед каждой совершенной Литургией? Не потому ли, что среди духовенства зачастую считается приемлемым возлагать на пасомых «бремена неудобоносимые» наподобие трехдневного поста, которые сами они и не думали соблюдать? Не потому ли, что слово «Церковь» потеряло связь с евхаристическим собранием и стало обозначать клан и сословие, в том числе в глазах тех, кто к этому сословию принадлежит?
Невозможность причастия без исповеди, которая для большей части читателей является чем-то самим собой разумеющимся, является локальным нововведением. По словам протоиерея Владимира Воробьева, «за две тысячи лет христианской истории таинство покаяния в его настоящем понимании никогда и нигде не совершалось». В этом смысле дисциплина исповеди должна стать предметом вдумчивого и глубокого рассмотрения на общецерковном уровне. Сложность вопроса в том, что не только дисциплина, но и психология исповеди подлежит переосмыслению. В то же время, будучи глубоко личным таинством, исповедь не может быть подчинена шаблонам и циркулярам, равно как из психастеника невозможно сделать нормального человека, вручив ему соответствующий указ. В любом случае речь должна идти не об «облегчении» и «упрощении», а, напротив, об остановке конвейера и о возрождении изначального смысла таинства покаяния, которое требует напряженного усилия, духовного и умственного труда как от священника, так и от самого кающегося человека.