«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Задаваясь вопросом, что такое заговенье, в православной религии имеется объяснение — оно означает завершающий день пред начинанием длительного поста, то бишь это время, когда последний раз разрешается употреблять скромную еду (к примеру, молочные продукты, животные жиры, мясо, яйца и не только).
Содержание
- Что значит заговенье на мясо и когда происходит
- Обряд на Великий пост
- Обряд на Петров пост
- Обряд на Успенский пост
- Обряд на Рождество
- Рождественский пост
- Когда заговенье на мясо в 2019 году?
- В славянской традиции
- 27 ноября 2018 года – Филиппов день (Куделица, Заговенье): что это за праздник, как его отмечают, традиции, обычаи, обряды, приметы этого дня, его история
- Заговенье на Великий пост 2019
- Заговенье 2019 года. Обряды и истоки
- История Рождественского поста
- Значение
- Что можно делать и что нельзя?
- Устав трапезы
- Народные традиции
- Петровское заговенье
- История
- Традиции и обряды
- Приметы
- История и значение праздника
- Традиции и приметы в день прощания с весной
- Что сделать на Петровское заговенье огородникам
- Итог
Что значит заговенье на мясо и когда происходит
Такого рода событие происходит перед одним из четырех наиболее главных постов в православной религии.
Заговенье перед Великим постом бывает всего двух видов, то есть сначала на мясо в воскресение мясопустное, перед началом сырной седмицей или как ее еще называют масленица, а затем в Прощенное воскресенье и на прочие скромные продукты питания.
В полном смысле слова, завершение подготовительной недели приходится как раз в преддверии Великого поста (сырная седмица), во время которой согласно Уставу православной христианской церкви позволительно есть исключительно рыбу, молочные продукты и яйца. Целью же этой старой традиции, отмечаемой еще до нашей эры в V веке, заключается в великопостном длительном воздержании и постепенном отказе от вкусного излюбленного кушанья и с отсутствием грусти примеряться с великопостным воздержанием.
Обряд на Великий пост
Заговенье на Великий пост завершается, как правило, в воскресенье, именуемое прощенным, когда верующим христианам еще разрешается употребление скромной пищи, то бишь наслаждаться продуктами животного происхождения, к тому же разрешается отвлечься от выполнения служебных обязанностей, а также можно веселиться в преддверии ограничений.
В этот день родные и близкие обязательно должны попросить у друг друга прощения за все принесенные на протяжении всего года тяготы и огорчения. К тому же в прощенное воскресенье разрешено проводить поминание и ходить на кладбище чтоб проститься с усопшими.
Обряд на Петров пост
Проведение этого обряда приходится и на Петров пост, который обычно начинается после праздника Троицы в первое воскресенье (или же первая неделя по Пятидесятнице). Православных верующих церковь зазывается придерживаться такого поста на примере праведных апостолов, принявших в день Пятидесятницы Святого Духа в период поста и в произнесении молебни готовясь к всемирному Евангелийскому наставлению.
Стоит заметить, что подвиг поста Петрова является не таким строгим по сравнению с Четыредесятницей, то есть во время воздержания согласно предписаниям церковного устава каждодневно по трое суток (понедельник, среда, пятница) необходимо отказаться от употребления:
- рыбных блюд,
- масла,
- вина.
А также после вечерни сухоясти где-то в девятом часу, в другие же дни можно отказаться лишь от блюд с рыбой. Во время проведения поста субботне-воскресные дни (в том числе и в дни памяти великих святых или же в период храмовых празднований) разрешено употребление рыбы.
Обряд на Успенский пост
Обряд проводится и на Успенский пост ежегодно 13 августа и длится он всего 14 дней, однако по своей строгости его приравнивают к Великому. В соответствии с монастырскими строгими уставами в период его проведения разрешается есть лишь растительную пищу, но без добавления растительного масла, которое разрешено вкушать, но только в субботу и воскресенье.
Обряд на Рождество
Также есть заговенье на Рождество, приходящееся на 27 ноября во время которого верующим людям еще разрешено вкушать молочные продукты, яйца и мясо, т.к. во время поста дабы очиститься духовно христианину следует строго ограничивать себя в еде.
Однако в случаи если дни заговенья на Рождественский пост, Великий, Успенский и Петров приходятся на пятницу или же среду, которые считаются постными днями, то в этом случае обряд переносят на предыдущий день.
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет интересно так же посмотреть видео проповеди на заговенье на Великий пост:
Рождественский пост
Рождество Христово. Фреска храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Сретенский монастырь. Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост… соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Существует пять степеней строгости поста:
1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Как приучить себя к посту
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
Когда заговенье на мясо в 2019 году?
Вопрос читателя:
Когда заговенье на мясо в 2019 году?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
В 2019 году заговенье на мясо – 3 марта. Заговение на мясо – это последний день, в который до Великого поста едят мясо.
3 марта 2019 года – это третья подготовительная неделя Великого поста, Неделя о Страшном суде.
В это воскресение на Литургии читается отрывок Мф 25:31—46, в котором верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.
На утрене уже поются некоторые сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.
Дальше – на Масленице, или сыропустной неделе, мяса уже не едят, но можно есть молочные продукты, откуда и ее название. Масленица в этом году начинается 4 марта и заканчивается 10 марта, а 11-го марта уже начинается Великий пост.
Подробнее о традициях Масленицы можно прочитать в материалах
Масленица 2019
Масленица: смысл, история и традиции.
В славянской традиции
Важнейшим элементом любого заговенья является пища; она же определяет семантическое поле многих славянских хрононимов, обозначающих заговенье, ср. рус. Яичное заговенье, Мясное заговенье, Рыбное заговенье, Молочное заговенье, укр. Нижкове пущання, словацк. Žerný den и под. Преобладание пищевых мотивов заметно не только в реальном обжорстве, угощениях и пр., практикуемых в дни заговенья, но и в том, что пища занимает существенное место в обрядах и верованиях, относящихся к дням заговенья. Белорусы считали, например, что на заговенье первыми должны есть женщины, чтобы и приплод скота был женского пола; жители Витебщины полагали, что волколаки, которые обычно не едят мяса, делают это в виде исключения в дни заговений, когда они питаются мясом, добытым хищничеством; у македонцев на любое заговенье совершалось раздавање, когда хозяйки раздавали в соседние дома сыр, хлеб и вина «за Бог да прости»; в Костромском крае в Петровское заговенье теща возила зятю сыр, дарила 101 яйцо и другие продукты в виде подарка (если бы она этого не сделала, односельчане приволокли бы её зятю на бороне кучу хлама). На заговенье у русских принято было относить на чердак кусок мяса и немного молока — домовому заговеться. Пища преобладала и в подарках, которыми обменивались на заговенье молодые люди и девушки. Так, если на масленичное заговенье парень дарил девушке гостинец, то в Яичное заговенье (накануне Петрова поста) она отдаривала ему вареными яйцами (калуж.). В магии и хозяйственной обрядности нашли широкое использование остатки скоромной пищи, собранные вечером на заговенье. В частности, в Поволжье в канун рождественского поста девушки клали эти остатки под подушку в надежде увидеть во сне суженого и т. д. К заговенью могло быть приурочено и ритуальное уничтожение пищи, преобладавшей в мясоед (ср. русский обычай сжигать в масленичном костре остатки блинов, молока и др.).
См. также:
- Мясопустное воскресенье (мясное) — воскресенье перед Масленицей, последний день, когда употребляются в пищу мясные продукты;
- Прощёное воскресенье (Заговины масленые) — последний день Масленицы, когда ещё допускается употребление молочных продуктов;
- Петровское заговенье (Русальское, Крапивное) — первое воскресенье после Троицы (см. Русальная неделя);
- Спасовское заговенье (Евдокимово) — 31 июля (13 августа) — заговины на Успенский пост, канун Медового Спаса;
- Филипповское заговенье (Филиппов день) — 14 (27) ноября — заговины на Рождественский (Филиппов) пост. Если заговенье выпадает на однодневные посты — среду или пятницу, — то оно перемещается на 13 (26) ноября.
27 ноября 2018 года – Филиппов день (Куделица, Заговенье): что это за праздник, как его отмечают, традиции, обычаи, обряды, приметы этого дня, его история
27 ноября 2018 года отмечается народный праздник Филиппов день. Православная церковь в этот день почитает память святого апостола Филиппа. В народе праздник носит также название Заговенье – мясоед, так как в этот день принято подавать на стол большое количество мясных блюд. Также у праздника есть еще одно название – Куделица. Кудели – это специально подготовленные для прядения пучки льна или пеньки. Именно это было основным занятием женщин в старину в этот праздник.
Как гласит история, апостол Филипп был одним из немногих, кого сам Господь Бог попросил последовать за ним. Много стран посетил Филипп, проповедуя Слово Божие. Особо прославился тем, что сумел обратить в христианство целую страну язычников (Эфиопию).
За свою веру Филипп подвергся жестоким пыткам. Но его ничто не смогло сломить. В конечном итоге он был казнен путем распятия на кресте вниз головой.
Филиппов день, который отмечается каждый год 27 ноября, в народе всегда имел большую популярность и праздновался очень широко. Народ накрывал богатые столы, хозяйки готовили много разных блюд, особенно мясных, ведь со следующего дня уже начинается Рождественский пост, который длится 40 дней.
По традиции в Филиппов день 27 ноября 2018 года нужно обязательно задобрить домового. Для этого наши предки в праздничный день перед ужином обязательно выходили во двор, кланялись и звали домового отужинать вместе с ними. Еду, которая оставалась после трапезы, не убирали со стола. Согласно обычаю, это служило угощением для домового. Народное поверье гласит, что если домовой останется доволен угощением, то он наносит много снега и укроет посевы, не дав им замерзнуть, а также защитит скот и домашнюю птицу.
27 ноября 2018 года Филиппов день – это последний день веселья и гуляний перед началом поста. Девушки во все времена в этот праздник любили гадать. Популярно в старину было гадание при помощи куска говядины. Для этого во время вечерней трапезы они тайком оставляли мясо, которое потом убирали на ночь под подушку. Перед сном нужно было произнести специальные слова и тогда во сне можно увидеть своего суженого. Хотя, стоит отметить, что церковь никаких гаданий не одобряет.
Народные приметы на Филиппов день 27 ноября 2018 года.
Если в этот праздник утром будет иней, то уродится овес.
Если же дождь пошел, то можно ждать хорошего урожая пшеницы.
Если же погода в этот праздник стоит теплая, то будущий год будет неурожайным.
Снег в Филиппов день сулит ненастный май.
Если в Филиппов день сильно раскаркались вороны, то будет оттепель.
27 ноября — День памяти святого апостола Филиппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост.
28 ноября — начало Рождественского поста.
Святой апостол Филипп был одним из двенадцати учеников Иисуса Христа. Уроженец города Вифсаиды (Галилея), он был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1, 43) он пошел за Ним.
Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1, 46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5 тысячам человек (Ин. 6, 7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12, 21 – 22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14, 8).
После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).
Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством.
Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, – раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания.
Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.
Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея.
По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа.
Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.
Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 июня). Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля).
Как был установлен Рождественский пост
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Смысл постов заключается в установлении и воспитании в христианине устремления к духовным достижениям и ценностям, очищению человеческой души. В общем количестве дней в году православные посты занимают около двухсот дней.
В православии посты делятся на однодневные и многодневные. Существует четыре многодневных поста. Один из них — Рождественский пост, который длится сорок дней. Рождественский пост имеет начало 28 ноября и заканчивается 7 января – великим днем Рождества Христова. Также Рождественский пост имеет второе название – Филипповский пост, так как накануне, 27 ноября празднуется день памяти святого апостола Филиппа. И этот день служит началом Рождественского поста – заговенье Рождественского поста.
Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред Великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».
Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.
Рождественский пост — зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий».
По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Когда начали праздновать Рождество Христово
Начало этого праздника относится ко временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца» (desembri). Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».
Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.
В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.
Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова.
С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.
Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.
В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.
Как питаться в Рождественский пост
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен , не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег, пост не тема для разговора. Напомним слово Оптинских старцев: «Не хотят поститься добровольно — будут поститься недобровольно…»
Также есть заговенье на Рождество, приходящееся на 27 ноября во время которого верующим людям еще разрешено вкушать молочные продукты, яйца и мясо, т.к. во время поста дабы очиститься духовно христианину следует строго ограничивать себя в еде.
Однако в случаи если дни заговенья на Рождественский пост, Великий, Успенский и Петров приходятся на пятницу или же среду, которые считаются постными днями, то в этом случае обряд переносят на предыдущий день.
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет интересно так же посмотреть видео проповеди на заговенье на Великий пост:
ЭКЗАМЕН С АНГЕЛОМ ХРАНИТЕЛЕМ. Мне хотелось бы рассказать одну историю. Случилась она с одним, хорошо мне знакомым студентом. Учился он неплохо, но ему особо не давалась высшая математика. И вот в конце второго курса ему никак не удавалось сдать «вышку». Он заваливал экзамен за экзаменом. Когда ему был прÐ… Мир Перевернулся… ДРУЗЬЯ, НАЖМИТЕ «ПОДЕЛИТЬСЯ», ПУСТЬ ПОБОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ узнают об этом!Одна женщина забеременела во второй раз. В принципе, один взрослый ребенок у нее уже был, карьера шла в гору, да и возраст не молодёжный… В итоге решила она прервать беременность. Записалась к врачу на прием … «АЛЁША — ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ» Очередь волновалась — всем надо ехать, а в автобусе всё меньше и меньше мест. Поглядывали на молоденькую беременную русскую. Пропустить, что ли, её вперёд? А если самим не хватит билетов? Нет уж, пусть дома сидит, а не разъезжает со своим животом! И когда, наконец, очередь дошл… Знакомство в супермаркете Один священник отправился в супермаркет. Когда он разложил продукты на кассе, то услышал за спиной фырканье следующего содержания: «О, смотрите, поп сколько себе понабрал… Учит народ нищете, а сам себе понабрал, чтобы обожраться! Пузо какое отъел…».Это был голос 50-летне…
Заговенье на Великий пост 2019
Заговенье на Великий пост 2019 по традициям православной церкви — это последний день перед многодневным, длительным Великим постом. В этот день православным христианам ещё разрешается употреблять скоромную пищу, то есть питаться продуктами животного происхождения, а также избегать работы и веселиться в ожидании ограничений. В обрядах славян заговенье на Великий пост встречается чаще всего, поскольку этот пост выделен среди остальных, хотя бывает перед каждым из четырех знаменательных постов.
Самое важное значение в любом заговенье имеет пища. В день перед многодневным воздержанием допускаются очень обильные трапезы, различные увеселения и обильные угощения гостей при застольях. Именно с пищей связано много обрядов и традиций у православных славян.
Например, в Белоруссии на заговенье первыми к столу подходят женщины. Это, по поверью, способствовало размножению скота женского пола. В Македонии на любое заговенье хозяйки бесплатно раздают сыр, вина и хлеб.
В России же в день перед самым длинным постом принято задабривать домового. Считалось, что капризный дух останется доволен, если на чердаке для него оставить немного свежего молока и хороший кусок мяса. После этого хранители жилья более рьяно занимаются своими обязанностями и берегут дом от злых сил. Несмотря на то, что это связано с народными поверьями больше, чем с религиозными традициями, люди до сих пор стараются защитить свой дом всеми возможными способами. И это помогает благодаря человеческой вере.
Помимо этого, в веселый день молодые люди обменивались подарками, в которых также преобладали продукты питания.
Заговенье 2019 года. Обряды и истоки
Масленичное заговенье на Великий пост 2019 года, или Прощеное воскресенье, пройдет 10 марта. В этот день, следуя традициям предков, остаткам скоромной пищи можно найти применение в народной хозяйственной магии, например: сжечь блины, молоко и мясные блюда на ритуальном масленичном костре. День заговенья обязательно нужно встретить как следует и съесть как можно больше вкусных блюд.
Сложилось так, что в нашей православной культуре народные поверья тесно переплелись с церковными праздниками и традициями. Заговены – значимая дата в Православной церкви совпадает со славянским праздником весны, семьи и благополучия. В это время можно угадать, каким выдадутся грядущие весна и лето. Так, если крышу покрывает снег, то и Пасха обещает быть снежной, а вот непогода и сырость обещали хороший урожай яровых. Солнечный же день обязывал раньше начинать посевную.
На заговенье можно было способствовать увеличению урожая. С этой целью молодежь собирала весёлый «поезд». Все садились в сани и объезжали поля, на которых уже посеяли озимые. Проделанный с лёгкой душой ритуал обязательно помогал зерновым расти. А если кому-то во время поездки удавалось упасть из кортежа в сугроб, то и лён уродится высоким и не поддастся ветру, когда его разложат на поле. Сегодня подобные поверья в некоторой степени устарели. Но можно их немного переиначить: урожай означает денежный доход, а проезжать по полям – совершить путешествие, например, в памяти.
Соприкосновение с землей, по поверьям литовцев, обеспечивало невероятный прилив сил. Ведь человек и планета пребывают в связи. Их непосредственный контакт помогает как людям, так и земле, которая успела ослабеть к концу зимы. В этот период внимание и помощь человека ей очень нужны. Если передать земле-матушке силы, то она расцветет, зазеленеет и отблагодарит вас небывалым урожаем.
Сегодня заговенье больше именно «пищевой» день, но обряды с солнцем, домовым и другими «языческими» вещами, могут иметь свою силу. Иисус воскресает тогда, когда близится весеннее равноденствие, он – Солнце. Вся природа – помощник ему и человеку. И если обряды несут хорошее настроение, веру в светлое будущее и совершаются во имя Господа, — это самый лучший способ заговеть.
Славянский термин “мясопуст” (греч. апокрэос, лат. carnis privium – лишение мяса) означает прекращение вкушения мяса. Так в православном календаре именуется воскресенье за 56 дней до Пасхи. У наших братьев католиков этому церковному богослужебному термину соответствует хорошо всем нам знакомое «веселое» слово карнавал (от средневекового латинского carne и vale, буквально – “прощай, мясо!”). Продолжительность карнавального периода в разных странах неодинакова, но завершается он в “Пепельную среду”, с которой и начинается западный Великий пост. Пеплом, окропленным святой водой, священник проставляет на лбу верующего крест или просто посыпает главу пеплом со словами: “Помни, человек: ты – прах и в прах обратишься!” Лишь в этом мы равны в нашем несправедливом мире.
В православном календаре всё сложнее. Здесь за мясопустом следует еще одна неделя (седмица) – “сырная”, или, по народному, – “масленица”. Строго соблюдающие диетическую сторону поста уже отказались от мяса и едят только яйца и молочные продукты (откуда и название этой недели). В этом – последняя ступень подготовительного воздержания.
Образованный христианин должен знать, что масленица – праздник совсем не христианский! Напротив – это древний языческий праздник проводов зимы; согласно пословице: «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Это – своеобразный «северный карнавал», вакханалия, сопровождающаяся необузданным весельем, драками, играми и хмельными пирами (а дохристианские времена – даже человеческими жертвоприношениями). Поэтому суровый голос Святой Церкви, возвещая о Страшном Суде, зовет к покаянию и предостерегает от языческой ментальности, до сих пор присутствующей в народном сознании.
После крещения Руси “отменить” масленицу так и не смогли, а потому постарались хотя бы отчасти “христианизировать”: вынужденно включили в богослужебный календарь и совместили с последней подготовительной неделей перед Великим постом. При этом обычай поминать на тризне предков блинами был переосмыслен как заговенье – праздничную трапезу накануне поста.
Рождественский пост — один из четырёх многодневных постов церковного года и служит сорокадневным приготовлением к празднованию Рождества Христова. Соблюдается с 28 ноября по 6 января включительно. Заговенье (канун поста) — 27 ноября — приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым. Если заговенье выпадает на однодневные посты, среду или пятницу, то оно перемещается на 26 ноября.
История Рождественского поста
Впервые о Рождественском посте написал Амвросий Медиоланский
Установление Рождественского поста относится ко времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Впервые о нём написал Амвросий Медиоланский. Первоначально длился семь дней, после чего реформой 1166 года по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным.
По словам преподобного Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Значение
Рождественский пост отличается особым настроением
Рождественский пост отличается особым настроением. Рождество — это праздник предшествия в мир Бога.
В Евангелии говорится не о силе, а о слабости новорожденного Младенца. Бог приходит в мир не как всемогущий тиран, а как беспомощный и беззащитный ребёнок, который полностью зависит только от любви. Мы видим спеленатого младенца в яслях, в Вифлееме. Мы должны не подчиниться Богу как рабы, а полюбить Его как сын и как дочь, принять Его в своё сердце.
Рожественский пост — это пост Матери Божией. Она готовится родить. Под её сердцем — Богочеловек. Начинается её крестный путь. Мы, ожидая Рождество, сострадаем и стареемся помочь нести Ей этот крест. И всё делает нас особенно восприимчивыми к делам любви. К тем, кому нужна наша помощь.
В Рождественский пост Матерь Божия сорок дней готовится к родам, и то же значение имеют сорок дней Великого поста, когда Господь готовится стать Голгофской жертвой. Крестношение Матери Божией — это путь, предвосхищающий Голгофский путь за сорок дней до распятия Христа. Матерь Божия родила Богомладенца, и это созвучно Пасхе.
Что можно делать и что нельзя?
Рождественский пост — это время покаяния и молитвы
Рождественский пост — это время покаяния и молитвы. Поэтому нежелательны:
- посещение развлекательных мест;
- праздное времяпровождение за гаджетами, компьютером, телевизором;
- интимная близость;
- шумные вечеринки и обильные застолья;
- ссоры, обиды, интриги, сплетни, злословие.
Что пойдёт на пользу душе в Рождественский пост:
- ежедневные молитвы;
- регулярное посещение храма;
- благотворительность;
- чтение духовной литературы;
- сдержанность в эмоциях, одежде, мыслях, поступках;
- смирение.
Рождественский пост, как и другие периоды отказа от скоромной пищи и подготовки тела и души к истинной вере, имеет значение, если человек не только соблюдает правила питания в пост, но и ежедневно совершает молитву, приходит в храм с покаянием, пересматривает свое отношение к жизни и стремится делать только благие дела. Если нет возможности в соблюдении поста в плане еды, главное — очистить свою душу и постараться вести себя согласно Священному Писанию.
Более подробно о том, как правильно поститься, можно прочитать в отдельной статье.
Устав трапезы
По правилам воздержания Рождественский пост близок к Петрову посту
По правилам воздержания Рождественский пост близок к Петрову посту. Согласно церковному уставу, во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца.
От начала поста и по 19 декабря включительно предписывается:
- по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение;
- по вторникам, четвергам — горячая пища с растительным маслом;
- по субботам и воскресеньям — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;
- 4 декабря (в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы) и 19 декабря (в день святителя Николая) — горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино.
С 20 декабря по 1 января пост в эти дни становится более строгим. Отменяется рыба в любые будние дни. Теперь её можно кушать только по субботам и воскресеньям. Кроме среды и пятницы разрешено пользоваться растительным любым маслом и кушать горячие блюда.
Самое опасное время для постящегося — новогодние праздники, которые по новому стилю всегда выпадают на Рождественский пост. Именно этот факт нередко ограничивает желание поститься. Но, если вера сильна, приготовьте для себя несколько постных, но праздничных блюд (рецепты смотрите ). Поверьте, вашим родным они тоже придутся по душе. Ведь встреча Нового года — это не повод объедаться. Но и не стоит укорять собравшихся: как отмечать праздник и придерживаться ли поста — личное дело каждого. Ведь самое главное — доброжелательность и понимание.
Внимание! В те дни, когда разрешается вино, подразумевается его умеренное употребление.
Со 2 января по 5 января включительно (период предпразднства Рождества Христова) предписывается:
- по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение;
- по вторникам и четвергам, по субботам и воскресеньям — горячая пища с растительным маслом.
Это самый строгий период поста. В эти дни полностью запрещена рыба.
6 января, в Рождественский сочельник — горячая пища с растительным маслом (по Уставу). Кроме того, по обычаю едят сочиво (коливо) — сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы, обычно только после вечерни. До появления «первой звезды» кушать не положено. На праздничный стол выставляют 12 постных блюд — начинается празднование Сочельника, последнего дня Рождественского поста.
Народные традиции
В народе особыми днями Рождественского поста были заговенье 27 ноября и сочельник 6 января.
Филиппов день
27 ноября — Филиппов день, заговенье перед постом
Главные традиции 27 ноября — заговенье перед постом и заготовка куделей.
Традиционно этот день праздновался на «широкую ногу». Закончился сбор урожая, и закрома ломились от зерна, с полей был собран урожай картошки, капусты и других овощей, забита часть скота. Всё это ставили на стол. Со следующего дня начинался Рождественский (Филипповский) пост длиною в 40 дней, поэтому народ наедался накануне.
С этого дня заканчивались свадьбы и прочие шумные праздники. Все время полагалось посвящать работе и благочестивым занятиям. С Филипповок начинались «бабьи засидки»: женщины собирались в одной избе, пряли лён и шерсть. При этом пели тихие песни или беседовали.
Сочельник
Сочельник — последний день Рождественского поста
Главные традиции 6 января — приготовление 12 постных блюд, основное из которых — сочиво; ходят в гости с угощениями.
С самого утра хозяйки проводят тщательную уборку, выкидывают хлам, после чего приступают к приготовлению праздничного ужина. Традиционно к столу подают 12 постных блюд и ждут, пока на небе загорится первая звезда, чтобы начать трапезу с молитвы, в которой прославляют Христа, просят благополучия и счастья для всех присутствующих. В первую очередь отведывают сочиво, после чего приступают к остальным блюдам. В Сочельник следует попросить прощения у людей, которых обидели, простить всех своих врагов.
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Петровское заговенье
Народный праздник Петровское заговенье отмечается на 56-й день после Пасхи – в воскресенье, следующее за Троицей. В 2020 году он приходится на 14 июня. Православная церковь в этот день справляет Неделю всех святых.
Свое название народный праздник получил за то, что отмечается накануне Петрова поста.
История
Петровское заговенье – день, которым заканчивается весна и открывается дорога лету. Он представляет собой некий рубеж в жизни природы и человечества. Это старообрядческий праздник. Он возник много веков назад во времена, когда на Руси еще не было христианства. Затем тесно переплелся с православным праздником Неделя всех святых.
Традиции и обряды
В Петровское заговенье люди провожают весну и встречают лето. В этот день они не работают. Молодежь и люди постарше устраивают гулянья на свежем воздухе, на берегах рек или озер. Разводят костры и накрывают столы. В некоторых областях праздник отмечают с раннего утра, в других местах – не раньше обеда. Гулянья обычно заканчиваются поздним вечером, ночью или только с рассветом.
Девушки и парни проводят обряды похорон-проводов весны, которая уже в этом году не вернется (что можно воспринимать как смерть). Для этого они заранее изготавливают чучело, которое потом топят в реке или разрывают на кусочки. Также популярны обряды воскрешения в честь наступления лета.
Вечером после заката начинаются купания без одежды. После этого старшие мужчины и женщины возвращаются домой, а молодые продолжают гулять.
В Вологодской губернии в этот день хозяйки готовили на завтрак пироги с яйцами. Отсюда название праздника «Яишное заговенье». Днем молодежь каталась на качелях, которые устанавливали крестьяне специально к торжеству. В качестве платы за катание выступали яйца.
В Тюменской губернии в этот день люди варили яйца на костре во время гуляний на берегу и красили их с помощью луковой шелухи в коричневый цвет.
Приметы
Пасмурное небо – к хорошему урожаю в этом году.
На ужин нужно обязательно пригласить старших родственников. Если этого не сделать, в будущем не будет уважения от младшего поколения.
В этот день сбываются гадания на суженого.
На Петровское заговенье принято прощаться с весной и встречать лето кострами у реки
История и значение праздника
Традиционное название праздника Петровское заговенье, поскольку он отмечается перед началом Петровского поста (в 2019 году с 24 июня по 11 июля), и всегда начинается через неделю после Троицы. В 2018 году канун поста и дата празднования выпадает на 23 июня.
Проводы весны — большой славянский праздник
Несмотря на то, что торжество связано с великим христианским праздником, оно имеет более глубокую историю. Еще в древние времена отмечали первый летний день, который считался неким рубежом в жизни человечества, символизирующий конец весны. Наши предки называли его Русальным и Ярилиным заговеньем из-за своеобразных ритуалов: имитации похорон и воскрешения русалок, Бога Ярилы, Костромы.
В некоторых поселениях день называли Яишное заговенье из-за традиции выпекать в этот день пироги с яйцами. А неделю после этого дня называли Водяной, что связано с традиционными гуляниями и обрядами, проводимыми на берегах рек и озер.
Пироги с яйцом — традиционное блюдо перед летним постом
Со временем языческий праздник был забыт, а традиции смешались. Пост верующие начинали с понедельника, потому Петровское заговенье всегда отмечают в воскресение.
Традиции и приметы в день прощания с весной
В Петровское заговенье по всей Руси проходили массовые гуляния. Традиции праздника тесно переплетались с язычеством, поскольку посвящены поклонению природе, солнцу. Основные обряды символизировали принятие природного круговорота: жизнь — смерть.
Молодежь собиралась на берегах рек, парни разводили костры, а девушки готовили трапезу. На закате люди собирали цветы и травы, прогуливались по околице и выходили в поле для проведения обряда прощания с весной. Когда солнце уходило за горизонт, было принято кланяться земле и говорить: «Прощай весна, возвращайся снова»!
Прощаясь с весной на закате, её благодарили за будущий урожай, и просили вернуться в будущем году
В этот день, как и на Масленицу, мастерили из соломы чучело, символизирующее Ярилу, Чехонь, Горюна, или Русалку. Затем с наигранным плачем и причитаниями несли его в поле, где разрывали на мелки куски, или же топили в реке. Такой ритуал обозначал смерть весны.
Считалось, что необходимо к ужину позвать старших родственников, иначе самим не видать уважения от детей. Как правило, народные гуляния длились сутки.
Старшее поколение после захода солнца расходилось по домам, а парни и девушки веселились всю ночь. Люди устраивались компаниями на берегах, разводили костры, отпугивая русалок, и ходили друг к другу за угощениями.
Что сделать на Петровское заговенье огородникам
До сих пор существует предание, что в день первого летнего заговенья огонь не только отпугивает русалок и злых духов, но и имеет очищающую силу. Поэтому в этот день рекомендуется не только готовить на углях, но и сжигать на костре заболевшие растения, ветки деревьев, а также вещи, с которыми связаны плохие воспоминания.
Чтобы растения и деревья не болели сожгите зараженные ветки и кусты на Петровское заговенье
День перед постом не благоприятен для выполнения каких-либо работ на участке. Поэтому, в этот день рекомендуется отдыхать и проводить время с родными и близкими. Приготовьте блюда на мангале или барбекю, сожгите подальше от посадок и посевов зараженные растения. Чтобы развлечь детей — из соломы и сухих веток сделайте чучело, и сожгите его, попрощавшись с весной.
Сажать овощи и деревья в этот день не следует, но можно выполнить подготовительные работы. Так как в начале и середине июня можно высаживать в грунт белокочанную и цветную капусту, лук-порей, а также рассаду сладкого перца, томатов, баклажанов.
С понедельника также можно заняться окучиванием подросшего картофеля, рыхлением междурядий гряд. Посадите еще одну партию картошки — для сбора осенью молодого урожая.
Не стоит забывать об уходе за садом и огородом. В июне нужно следить за сорняками и прополкой грядок, окучиванием и прореживанием всходов. Если забыть о последней процедуре, корнеплоды будут мелкими и невкусными.
Итог
Петровское заговенье — древний славянский праздник прощания с весной, отмечаемый многими христианами в наши дни, как день перед началом поста. Старайтесь избегать работ в этот день — съездите на природу к водоему, или на дачу, отдохните, проведите время с друзьями и близкими.
Яи́чное загове́ние — название дня, приходящегося на воскресенье накануне Петровского поста, через неделю после Троицы, когда ещё можно употреблять скоромную пищу (животного происхождения).
Петров пост или Апостольский пост (в просторечии Петровки, Петрово говение) — пост в Православных церквях, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для проповеди Евангелия (Деян. 13:3). Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в День Петра и Павла — 29 июня (12 июля).
Особая роль отводилась в этот день неженатой молодежи. Парни с утра обходили с корзинами дома, где есть девушки и собирали яйца. «В Заговенье яйца собирали парни. Ходили в дома, особо, где девки, дак уж: «Наталья, давай два. Два яйца с тебя — две девки»
Парни за это отдаривали девок в Кузьмодемьянскую ярмарку и катали на лошадях в Масленицу. Яйца нужно было парням обязательно дать, иначе не будут приглашать на беседах.
Собрав яйца, парни шли в лес, где девушки на костре готовили яичницу из яиц, принесенных парнями, и все вместе съедали ее. В это время все взрослое население деревни собирается у костров, где обедают тем, что собрали во время обхода домов.
В народной культуре яйцо — символ зарождающейся жизни. Можно предположить, что одаривание парней яйцами имело аграрно-хозяйственное значение: парни будут главными участниками посевных работ, сила зарождающейся жизни должна через них передаться земле. К тому же яйца — это поминальная еда, люди верили, что предки каким-то образом могут повлиять на будущий урожай. Нужно сказать и о семейно-бытовом магическом значении этого действия. Оно могло символизировать будущую супружескую жизнь. Яичницу съедали тоже девки и парни, возможно совместная трапеза символизировала объединение неженатой молодежи. Яичница была обязательным блюдом во время весенних гуляний от Пасхи до яичного заговенья.
Еще одно действие, связанное с яйцами, катание яиц на лужайках. Оно так же имеет аграрно-магическое значение.
«Катать яйца» — так называлась массовая игра, в которой могло участвовать в основном взрослое мужское население. Для этого случая еще с вечера приготовлялась специальная яма, вокруг которой и шло это ритуальное действо.
Яма вырубалась в дерне глубиной сантиметров десять-пятнадцать, кромки которой имели некоторый уклон. Если края прямыми вырубить, то яйца, ударяясь о них, кувыркались, перевертывались. А это плохо! Надо, чтобы яйцо, пущенное с желобка, катилось. Главная задача заключалась в выбивании яиц, находящихся в самой яме, по которой каталось яйцо. Сказывали старики, что в давние времена некоторые умелые игроки выигрывали… по целой корзине яиц. Даже поговорка существовала по этому поводу «Без шуму, без гаму очистил всю яму».
А начинается игра с того, что желающие играть, это может быть пять, шесть и больше человек, выставляют на кон, т.е. в яму, каждый по одному яйцу. Потом определялась очередность. Следующий приходящий обязательно выставлял яйцо и только потом начинал играть.
Самые заядлые игроки готовились к этому катанию еще зимой. На трубу русской печи ставили сырые яйца острым концом вверх. Месяц, а то и больше оно сушилось, потом варилось и красилось. При катании такое яйцо можно было поставить на желобок так, что оно катилось туда, где больше стояло яиц других игроков-неудачников.
Кульминация праздника приходилась на вечер, когда начинали водить хороводы. Для этого собирались в определенном месте, в основном на холмах, где водили хороводы каждое воскресенье от Пасхи до петровского Заговенья. Хороводы водили, держась за платочки или веточки деревьев. Хоровод, по описаниям информаторов, двигался к реке или на восход солнца: «Караводом ходили. С обеда уж, ну, может часов с пяти или как. Друг за дружку захватятся — каравод большой, так вот так и идут, и идут, вперед идут, продвигаются — кружатся. Рука за руку вот так держались.
«Хороводы водили только женщины, они объединяли женское населения деревни или даже нескольких деревень. «И маленькие захватывались, и со старушками, и с бабушками, и с мамами идут. Девки, которые большие, так передом идут — поют. Только женщины, даже мальчишки не ходили».
Заканчивались хороводы у реки. По сведениям, полученным от наших информаторов, дойдя до реки, девушки умывались, смывая с лица «бурь». Омовением в реке заканчивались проводы весны в Яичное заговенье.