Содержание
- Вера в Бога в современном мире
- Вера в Бога и смысл человеческой жизни
- 100 вопросов атеиста
- 10 вопросов о вере от современного человека
- Наука точно доказала — Бога нет. Почему же до сих пор столько верующих людей в современном мире?
- Христианство — религия, проповедующая рабство, потому что каждый верующий должен считать себя рабом божьим, а это унизительно для свободного человека. Как может человек XXI века считать себя чьим-то рабом?
- Правда ли, что обилие знаний мешают чистой вере?
- Можно ли быть нравственным вне религии? И если да, то зачем тогда нужна религия вообще?
- Если человек живет праведно, но неверующий, он для Бога по определению хуже любого верующего?
- Правда ли, что психология и христианство несовместимы?
- Почему у верующих есть страх перед Богом, если, как они утверждают, Бог есть Любовь?
- Если человек — образ Божий, значит ли это, что он может пренебрежительно относиться к животным?
- Почему в Церкви нет единой позиции по каждому из общественно важных вопросов?
Вера в Бога в современном мире
События последней недели поставили передо мной вопрос: «Чем является вера в Бога в современном мире?»
В прошлую субботу мама попросила меня сходить с ней в церковь поставить свечку в память ее дяди, так как родные дети не захотели делать поминки. Я согласилась больше из любопытства побывать в отреставрированной церкви. Последний раз была в ней — старенькой избушке со вздутыми деревянными полами и покосившемся иконостасом — лет шесть назад. Теперь же церковь представляет собой целое произведение искусства –кованые ворота по периметру, золотые купола, ровный паркетный пол… и остальное на высоком уровне. Толька вся эта обстановка подействовала на меня несколько угнетающе, к тому же одна из прихожанок оказалась с ярким макияжем пьяная женщина, попытавшаяся указать мне и маме, что мы не так молимся, не так крестимся…
Весь оставшийся день я сожалела о своей попытке ощутить смысл веры…
Вспомнилась история о том, как один православный священник за немалые деньги благословлял «на долгий срок службы и избавление от аварий» джип местного политика. Через неделю на этой машине разбилась женщина с ребенком…
Зайдя в книжный магазин, обратила внимание на то, как много православной литературы появилось на прилавках. Ну а сколько «Иконных» и «Монастырских лавок» открылось в городе за последние несколько лет. Складывается впечатление, что вера людей для кого-то является всего-навсего прибыльным бизнесом. К тому же появились православные каналы и передачи на телевидении, радио. А вчера в звонок моей квартиры позвонили две старушки и пригласили придти на «Памятный вечер Иисуса Христа»…
Неужели вера и православие так нуждается в пропаганде и рекламе?
Конечно, многие поддаются влиянию, внушению, воздействию на психику. И это грустно…
Сейчас передо мной встала еще одна проблема – «Свадьба в пост». Заявление уже подано на важный для нас двоих летний день, все продумано и обговорено, но мама жениха, узнав о дате свадьбы, закатила целый скандал, настаивает на другом дне – аргументы самые разные. Мы ничего не хотим менять, зная, что это всего-навсего прихоть мамы. Любовь ведь не укладывается в религию!
Так что такое вера в Бога в современном мире?
Зов души и сердца?
Желание стать чище и добрее?
Традиция?
Дань моде?
Внушенная «рекламой» необходимость?
Или же это попытка человека оправдать себя и свои поступки?
Вера в Бога и смысл человеческой жизни
- Основы Православия
- Введение. Человек и его вера
- Начальные понятия о Боге и духовной жизни
- Бог — Отец наш Небесный
- Без Бога ни до порога
- Откуда мы знаем о Боге
- Свойства Божии
- Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
- Храм — дом Божий
- О Божией Матери
- Человек — образ Божий
- Семья — малая Церковь
- Православные — право славящие Бога
- Молитва — дыхание души
- тест 3
- test 5
- test 5
- Молитва — дыхание души
- test2
- Молитвенное правило
- Детская молитва
- Первые молитвы и объяснение их
- тест 3
- Священная и церковная история
- Божественное Откровение
- Священное Писание
- Библейские рукописи
- Священная история Ветхого Завета
- Сотворение мира
- Сотворение мира и наука
- Земной рай и грехопадение
- Первое обетование о Мессии
- Падшие прародители изгоняются из рая
- Дети Адама
- Всемирный потоп
- Возобновление Завета. Божественное благословение
- Вавилонское столпотворение
- Появление идолопоклонства
- Призвание патриарха Авраама
- Патриарх Исаак
- Патриарх Иаков (Израиль)
- Патриарх Иосиф
- Праведный Иов: тайна страдания праведника
- Пророк Моисей
- Исход из Египта. Первая Пасха
- Бог дал народу закон
- Скиния — походный храм
- Ветхозаветное священство
- Сорок лет странствия в пустыне
- На Моавитских равнинах
- Перепись народа
- Смерть пророка Моисея
- Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
- Господь посылает судей
- Пророк Самуил
- Царь Саул — первый царь Израиля
- Давид избирается на царство
- Гонимый помазанник
- Давид — царь над всем Израилем
- Моровая язва — последняя скорбь царя
- 90-й псалом
- «Вот, я отхожу в путь всей земли»
- Псалмы царя Давида
- Царствование Соломона
- Иерусалимский храм
- Книга Екклесиаст
- Два царства
- «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
- Новая столица Израильского царства
- Ахав вводит культ Ваала
- «И восстал Илия пророк, как огонь…»
- Наказание за нечестие — засуха
- Благочестивая вдовица
- Испытание веры
- Пророк Божий Елисей
- Пророк Иона
- Конец Израильского царства
- Иудейское царство
- Царь Иосафат
- Царь Езекия
- «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
- Царь Манассия: нечестие и покаяние
- Благочестивый царь Иосия
- Последние иудейские цари
- Пророк Иеремия
- Вавилонский плен
- Пророк Иезекииль
- Пророк Даниил
- Конец плена
- Второй Иерусалимский храм
- Неемия: восстановление стен Иерусалима
- Малахия — последний пророк
- Религия в жизни избранного народа
- Между двумя Заветами: ожидание Мессии
- Языческий мир в ожидании Спасителя
- Евангельская история
- Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
- Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
- Богородица спешит к Елисавете
- Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
- Рождение Иоанна Предтечи
- Рождество Христово. Поклонение пастухов
- Обрезание Христово. Сретение Господне
- Поклонение волхвов и бегство в Египет
- Отрок Иисус в Иерусалимском храме
- Проповедь Иоанна Крестителя
- Крещение Господа Иисуса Христа
- Сорокадневный пост и искушения Господа
- Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
- Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
- Беседа с самарянкой
- Взятие под стражу Иоанна Крестителя
- Нагорная проповедь
- Чудеса Христовы
- Убиение Иоанна Крестителя
- Послание на проповедь двенадцати апостолов
- Учение о Царствии Небесном в притчах
- Чудо насыщения пятью хлебами
- Христос идет по водам за Своими учениками
- Христос беседует о хлебе жизни
- Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
- Преображение Господне
- Исцеление бесноватого отрока
- Господь покидает Галилею и идет в Иудею
- Притча о добром самарянине
- Исцеление десяти прокаженных
- Притчи и поучения о молитве
- Обращение мытаря Закхея
- Притчи и поучения о покаянии
- Беседа с богатым юношей
- Господь благословляет детей
- Притча о богаче и Лазаре
- Воскрешение Лазаря
- Вифанское помазание
- Вход Господень в Иерусалим
- Господь обличает иудеев
- Иудеи задают Господу искусительные вопросы
- Беседа Господа на горе Елеонской
- Иуда решается предать Господа
- Тайная Вечеря
- Предсказание отречения Петра
- Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
- Суд над Иисусом Христом
- Суд у первосвященника Каиафы
- Распятие. Смерть и погребение Господа
- Погребение. Стража у гроба
- Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
- Явления воскресшего Господа
- Вознесение Господне
- История Церкви
- История Церкви
- Рождение Церкви Христовой
- Церковь Христова в апостольское время
- Распространение Церкви Христовой
- Мученики и исповедники Христовы
- Святители — домостроители тайн Божиих
- Монашество. Преподобные и подвижники
- Спасение в миру. Святые праведники
- Вера христианская
- Вера в Бога и смысл человеческой жизни
- Символ веры
- Кратко о церковных Соборах
- Иноверие и инославие
- Мысли святителя Феофана Затворника
- Вера и наука
- Духовная жизнь
- Грех и борьба с ним
- Почему добрые дела творить сложнее
- Что такое страсти
- Посты и их духовный смысл
- Заповеди Божии
- Евангельские заповеди блаженства
- О храме и богослужении
- Почему мы молимся в храме?
- Храм и его устройство
- Внутреннее устройство храма
- Колокольный звон
- Степени священства
- Монашество и монастыри
- Богослужения суточного круга
- Всенощное бдение
- Божественная литургия
- Семь Таинств Церкви
- Молебен
- Освящение жилища
- Загробная участь души и поминовение усопших
- Церковные праздники
- Праздник в жизни православного христианина
- Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
- Праздники месяцеслова (непереходящие)
- Дни памяти святых. Чины святости
- Икона — образ невидимого горнего мира
- Духовный мир
- Мир ангельский
- Духовность истинная и темная
- Православные чудеса
- Схождение Благодатного огня
- Облако на горе Фавор
- Чудо крещенской воды
- Мироточивые иконы и святые мощи
- Туринская плащаница
100 вопросов атеиста
Есть ли у христианина ангел-хранитель?
Да. В Евангелии есть слова Христа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих ; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10). Вообще, христианин живет во вселенной, которая полна других сотворенных существ, в том числе и ангелов. Вот апостол Павел говорит в послании к Евреям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14), то есть духовные существа, которые о нас помнят, заботятся.
Но если Бог всесилен, зачем Ему кого-то использовать для заботы о людях?
Потому что Бог пожелал разделить благо Своего существования с тварным миром. Ну, можно тоже поставить вопрос: «зачем Богу вообще было творить мир, ведь Он ни в чем не нуждается? К примеру, Он мог бы Сам возвещать Евангелие, правда? Но нет, Он пожелал, чтобы мы были Его соучастниками в этом деле. Представьте, взрослый человек строит себе дом. Он дает своему ребенку положить один кирпич, но не потому что нуждается в его помощи, а потому что бы ребенок не был чужим в этом деле. Поэтому и Бог дает своему творению возможность участия в деле спасения.
Как узнать настоящего христианина?
Смотря как мы используем это слово. Мы не в состоянии заглянуть в душу человека и точно определить, принадлежит ли он Богу. Другое дело, что человек может поставить этот вопрос относительно себя. Мы узнаем о том, что мы христиане, когда читаем Св. Писание, стараясь жить по нему.
Почему люди обращаются друг к другу «господин»? Ведь у нас один «Господин — Бог»?
Я думаю, что мы используем просто уважительную форму обращения. Иногда говорят: «ваш покорный слуга такой-то», это же не значит, что человек действительно является слугой у кого-то. Просто, опять же, такая форма обращения.
Зачем Бог создал тех людей, о которых заранее знал, что они погибнут?
Нужно понять, что является причиной гибели людей. Люди гибнут по причине собственного упорства. Знал ли Бог, что они так поступят? Несомненно, знал. Зачем тогда творил? Потому что Бог желал сотворить мир, где будет действовать свободная воля человека. Если заранее выбросить всех тех, кто сделает неправильный выбор, то это значило бы, что у нас нет никакого выбора.
Существует исповедь. Получается, греши, сколько влезет, а потом на смертном одре покаешься, и все будет хорошо?
Покаяние не означает того, что я пришел и выбросил какой-то мусор на кого-то. Вот о. Георгий Чистяков в одной из проповедей однажды сказал, что люди часто думают, что начать жить церковной жизнью, значит поселиться возле мусоропровода. Прежде у меня его не было, а теперь есть и я туда все выбрасываю. На самом деле покаяние состоит в том, что отныне я решительно буду вести борьбу с грехом с Божией помощью. Если же человек приходит на исповедь с намерением грешить дальше, то понятно, что его покаяние недействительно.
Будет ли осуждены индейцы, которые жили еще до приезда к ним Колумба и ничего не слышали о Христе?
Не будут. Поскольку у них не было возможности отвергнуть Христа, то в этом грехе они совершенно не виноваты. Однако все остальные их грехи при них. При этом человек, руководствуясь своей совестью или нет, опять же, делает выбор между спасением или гибелью.
Сатана – личность или дух?
Сатана личностный дух, конечно. Библия говорит о том, что у него есть помыслы, есть воля, что он действует как личность.
Может Христос воскрес душой, а не телом? Иначе как физическое тело может пребывать в космосе?
Св. Писание принципиально подчеркивает, что Христос воскрес телесно. При этом Его тело приобрело необычные свойства: Он мог проходить сквозь стены, быстро перемещаться и так далее. Предвестием нашего будущего воскресения явилось воскресение Христово.
Небеса, на которые вознесся Господь, это не космическое пространство. Господь находится в другом измерении реальности, которое не может быть воспринято нашими органами чувств. Поэтому законы нашего физического мира не применимы к иной реальности.
После Второго Пришествия Христа и уничтожения зла необходимость в свободе выбора между добром и злом отпадет?
Вы знаете, у святых в Раю есть свобода выбора, но они всегда выбирают добро. Теоретически они могли бы грешить, но не делают этого сознательно.
Кто угоднее Богу, честный атеист или тот, кто поверил в Него из-за страха смерти или ища утешение?
Угоднее Богу тот, кто поверил. Понимаете в чем проблема. Мы никогда не бываем честными. Я не могу про себя сказать, что я честный верующий. Я стараюсь быть таковым, но у меня есть свои страсти, желание себя оправдать и так далее. Я недавно читал один атеистический блог, и там автор-атеист хорошо пишет, что мы действуем в жизни не как ученые, которые оценивают имеющиеся данные, а как адвокаты, которые используют данные для защиты своего дела. И это мысль верна по отношению к любому человеку. Подлинная честность – признать, что Я не честен. Когда читаешь писания атеистов, всегда видна потрясающая нечестность.
Вы говорите, что атеисты безнравственны, а они помогают бедным, бездомным и голодным.
Я не говорю, что атеисты безнравственны, поскольку это было бы полной глупостью. Атеист может творить добрые дела. Библия приводит множество примеров, где утверждается, что какой-то человек, не исповедуя веру в истинного Бога, творит добро. Другое дело, что в рамках атеизма совершенно бессмысленно говорить о нравственности. Чтобы сказать о ком-то нравственный он человек или нет, нужно аппелировать к какому-то стандарту, общему для всех критерию добра и зла. Если Бога нет, то бессмысленно говорить о нравственности, поскольку нет это критерия. К примеру, известный атеист-философ Питер Сингер, считает, что можно убивать младенцев, в том числе здоровых. Кто-то из атеистов с ним соглашается, а кто-то нет. Но в атеистической вселенной бессмысленно рассуждать о том, кто прав, ибо единственными судьями в этом вопросе выступают только люди и никто больше, никакого высшего судьи нет. Итак, если атеист говорит о своей нравственности, то это имеет смысл только при условии присутствия Бога в этом мире.
10 вопросов о вере от современного человека
Правда ли, что наука и религия противоречат друг другу? Могут ли ученые доказать несуществование Бога? Существуют ли нравственные, но нерелигиозные люди? 10 ответов на «неудобные» вопросы в этом материале.
Наука точно доказала — Бога нет. Почему же до сих пор столько верующих людей в современном мире?
Наука никогда не ставила перед собой подобной задачи, поскольку занимается исследованием фактов и явлений, наблюдаемых в этом мире. Все трансцендентное (т. е. выходящее за его пределы) не является объектом научного исследования. Поэтому основная религиозная истина — существование Бога — в принципе не может оказаться предметом научного опровержения.
Христианство — религия, проповедующая рабство, потому что каждый верующий должен считать себя рабом божьим, а это унизительно для свободного человека. Как может человек XXI века считать себя чьим-то рабом?
Рабами (работниками) Божьими становятся люди, добровольно решившие строить свою жизнь по заповедям Евангелия, в которых нет ничего, что противоречило бы законам человеческой природы, что было бы для человека унизительно или противоестественно. И напротив — тот, кто не желает жить по этим заповедям, неизбежно становится рабом греха и страстей: Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим 6:20—22).
Правда ли, что обилие знаний мешают чистой вере?
Гносеомахия (отрицание познавательных усилий человека) в Церкви считается ложным учением, ересью: «Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в Божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию», — так передает преподобный Иоанн Дамаскин учение ереси гносеомахов.
Можно ли быть нравственным вне религии? И если да, то зачем тогда нужна религия вообще?
Нравственным человеком вне религии быть, конечно же, можно. Но цели и задачи у нравственности и религии совершенно различные. Дело в том, что нравственность упорядочивает отношения между людьми в обществе, а религия — приводит человека к Богу. Хотя заповеди Евангелия, например, вполне могут регулировать и общественные отношения (о чем свидетельствует вся история христианской цивилизации). Но все же установление нравственных норм является в религии не главной целью, а лишь условием, при котором становится возможным соединение духа человеческого — с Духом Божиим.
Если человек живет праведно, но неверующий, он для Бога по определению хуже любого верующего?
Бог есть Любовь, поэтому Он абсолютно одинаково любит всех людей, не отдавая предпочтения верующим. Но вот принять эту божественную любовь и ответить на нее способны только уверовавшие в Бога. Для неверующих же все действия Божией любви представляются лишь стечением обстоятельств и слепой игрой случая.
Правда ли, что психология и христианство несовместимы?
Психология — одна из самых молодых наук и находится еще в стадии своего формирования. Поэтому очень трудно говорить о ней как о каком-то едином, цельном явлении, совместимом или не совместимом с христианством. Просто психология изучает жизнь человеческой души научными методами — на то она и наука. А христианство говорит о душе на основании Божественного откровения, данного нам в Священном Писании и в опыте святых людей, которые сделали исполнение заповедей Евангелия смыслом своей жизни. Но это вовсе не означает, будто психология и христианство обязательно должны противоречить друг другу. Так, один из классиков психологической науки Уильям Джемс, прочитав творения преподобного Исаака Сирина, воскликнул: «Так это же величайший психолог!»
Почему у верующих есть страх перед Богом, если, как они утверждают, Бог есть Любовь?
Понятие страха Божьего напрямую связано с понятием Любви. Страх Божий — это боязнь Бога оскорбить, совершить что-то против любви к Богу и ближнему. В христианской традиции принято считать, что страх Божий проявляет себя различным образом в трех условных группах верующих людей, которые находятся на разных уровнях духовной жизни. Первая группа — люди с «рабским» сознанием. Это самый низкий уровень религиозного мировоззрения, когда единственным мотивом жизни по заповедям для человека является страх перед наказанием в посмертном мире. Следующий уровень — сознание «наемника», человек не нарушает заповеди из страха потерять награду за добродетельную жизнь. И, наконец, тот уровень, к которому мы все призваны, — «сыновнее» сознание. Христиане, видящие в Боге любящего Отца, боятся ответить на эту Любовь холодным равнодушием. Все эти три состояния души — страх перед Богом. Но первые два являются лишь промежуточными ступенями, пройдя которые, христианин должен наконец осознать себя сыном Божьим. А сын боится лишь одного — через грехи отпасть от Отца и от Его Любви.
Если человек — образ Божий, значит ли это, что он может пренебрежительно относиться к животным?
Это означает ровно обратное. Человек создан Богом как владыка тварного мира, поэтому он несет за него всю полноту ответственности. Старец Паисий Святогорец прямо говорил, что для животных человек — это бог. Как люди просят помощи у Бога, так животные просят помощи у человека. Поэтому, если мы хотим уподобиться Богу, следует относиться с любовью и состраданием не только к людям, но и к братьям нашим меньшим. Пренебрежение ожесточает душу. Начав с него, человек незаметно для себя может дойти и до злобы на животных, а это уже настоящий грех. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «…Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим. Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует».
В христианском понимании разлучение души и тела является катастрофой. «Человеком в самом истинном смысле относительно природы называется не душа без тела и не тело без души, но то, что составилось в один прекрасный образ из соединения души и тела», — еще во II веке писал святитель Мефодий Патарский. Последняя же и главная цель жизни христианина заключается в грядущем воссоединении души и тела, как об этом и говорится в Символе веры: «…чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
Почему в Церкви нет единой позиции по каждому из общественно важных вопросов?
Важные вопросы в обществе возникают постоянно, сменяют друг друга, теряют свою важность или обретают новые смыслы сообразно жизни и потребностям этого общества. Но большинство из них целиком относятся к этой, земной жизни. Христос же ясно сказал — Царство Моё не от мира сего (Ин 18:36). И задача Церкви — готовить человека к вхождению в это Царство. Поэтому Церковь озвучивает свою позицию лишь по тем общественно-важным вопросам современности, которые могут повлиять на участь человека в Вечности.