Содержание
- Молодежь и старшее поколение (стр. 1 из 4)
- Что понимают под словами разрыв поколений, конфликт поколений и почему он возникает?
- Типы поколений и факторы, приводящие к конфликту поколений
- Как понимать выражение потерянное поколение?
- Конфликт поколений — почему старшему поколению трудно понимать молодежь?
- Как преодолеть конфликт поколений?
- «Время и дети»: гаджеты и их влияние на младшее поколение
Молодежь и старшее поколение (стр. 1 из 4)
Введение
1. Проблемы взаимоотношения молодежи и старшего поколения
2. Конфликт поколений: стабильность и изменчивость
3. Конструктивная функция конфликта поколений
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Проблема взаимоотношений между молодежью и старшим поколением, была всегда. Однако в каждый конкретный период времени содержание данной проблемы имело конкретно-исторический характер и формировало свои социальные нормы отношений между поколениями.
Нынешнее время требует от молодого поколения формирования нового типа личности, соответствующего условиям современного мира и переходным состоянием основных социальных институтов (формирование рыночных стандартов поведения: экономическая свобода действий, предприимчивость, гибкость, способность к риску).
Проблема взаимопонимания старшего поколения и молодежи никогда себя не изживет, поскольку та культура, на которой воспитано одно поколение, будет пусть и не диаметрально противоположной, но покажется иной и отчасти непонятной другому поколению. Новые поколения действуют, исходя из результатов, доставшихся в наследство от всех предшествующих поколений, однако отношение к этому наследству весьма избирательно. Они принимают и развивают в нем только то, без чего невозможны дальнейшее их собственное существование и развитие, и отрицают то, что, с их точки зрения, уже устарело и утратило всякий смысл. А потому следует говорить не только о конфликте, но и о преемственности поколений.
1. Проблемы взаимоотношения молодежи и старшего поколения
Выделим причины конфликта между молодежью и старшим поколением. Как правило, таких причин несколько, они могут накапливаться годами, зависеть от особенностей личности членов семьи или от специфики семьи и даже ситуации в обществе. Например, это могут быть несовместимость интересов сторон, материальные проблемы, аморальное поведение членов семьи, жилищно-бытовые неурядицы, разница в социальном положении поколений, удаленность проживания «отцов» и «детей», особенности культуры поведения, взросление детей, разные ценности молодого и старшего поколений, борьба за власть и влияние в семье и т.д.
Очень часто конфликты происходят из-за того, что родители не хотят признать, что их ребенок повзрослел. Представители взрослого поколения полагают, что возраст и опыт позволяют им диктовать более молодому манеру поведения, делать замечания, требовать следовать их советам. По их мнению, среди молодежи наблюдается падение нравов (например, неуважение к возрасту). Молодежь в свою очередь считает, что они обладают достаточным багажом знаний, и возраст в данном случае не играет особой роли. Из-за подобного разногласия между сторонами возникает напряжение, и они не могут добраться до самой сути проблемы, возникшей в их отношениях. Вместо этого список взаимных претензий и разногласий пополняется, а пути их разрешения не находятся. Для того чтобы свести конфликты к минимуму, необходимо учесть личные психологические особенности каждого из участников конфликта.
Есть несколько факторов, из-за которых порой молодежь не желает перенимать опыт старшего поколения. Во-первых, положение старшего поколение усугубляется наличием прошлого опыта и моделированием жизни по советскому образцу, тогда как молодежь отдает предпочтение навязанному западному образу жизни, обществу массового потребления. Во-вторых, критериями социального становления молодежи все более являются обретение и повышение собственного социального статуса, достижение социальной зрелости.
В индивидуально-психологическом плане для молодого поколения характерно не всегда осознанное желание избавиться от внешнего контроля, увеличенная эмоциональность, возбудимость, идеализация отдельных жизненных представлений, максимализм, а также зыбкость нравственных позиций, которая нередко сформирована на восприятии негативных явлений общества. Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, которые складываются не только из деятельности общественных институтов и целенаправленного воспитательного процесса, но и под влиянием таких, как правило, неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, бытующие в обществе.
Нельзя сказать, что молодое поколение отказывается от опыта предыдущего, скорее напротив, оно зависит от влияния семейных традиций, преемственности, фамильных ценностей. Также прослеживается зависимость от родителей в процессе построения карьеры, создания семьи и т.п. Жизненные цели молодежи и планируемые средства их осуществления, проявляемая при этом общественная активность стали важными факторами ее социализации.
Интерес к данной проблеме связан с отечественной историей последних лет: с оценкой роли прежних поколений, проложивших путь к современным трансформациям, но, как это чаще всего бывает, не нашедших в них своего места. Отличие вхождения нынешней молодежи в общественную жизнь заключается в том, что ей необходимо не только адаптироваться к существующей действительности, но и принципиально изменять эту действительность. Это и порождает конфликтные ситуации между поколениями, но стоит отметить, что молодое поколение не торопится полностью отказаться от традиций, норм и ценностей своих родителей.
Межпоколенный конфликт — часть человеческих конфликтов, зарождающихся в процессе развития и упадка института семьи, а также функционирования семьи как малой группы. Проблему взаимопонимания «отцов» и «детей» можно смело отнести к вечным проблемам, поэтому до тех пока будет существовать общество, будет существовать и данная проблема.
В России за последние 15 лет произошли глубокие ценностные изменения. Можно сказать, что произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.
В России практически каждая семья имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны, голод, государственный террор. А потому молодое поколение все больше ставилось в ситуацию неопределенности как своего места в роду, так и в обществе. Оно было вынуждено или вырабатывать свои представления о мире и протестовать или приспосабливаться к сильным мира сего.
Реформы в России и дестабилизация в стране, вынуждают человека выживать, что формирует в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возраста из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, а также периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста. Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных детей и внуков.
В общественном сознании сравнительно недавно появилось такое понятие, как «частная собственность». Люди в СССР частной собственности не имели, а потому сознание и психология собственника в России только начинают формироваться. А поскольку в семейных отношениях все большее значение приобретает наличие собственности и факт передачи ее по наследству, то старики, которым нечего оставить своим детям в наследство, оказываются никому ненужными.
Но и у богатых людей, занимающихся бизнесом, появляются свои, специфические конфликты и проблемы по поводу передачи собственности. Одна из проблем – это как передать бизнес своим детям, которые не желают продолжать дело родителей, а хотят истратить капитал по своему усмотрению.
Поэтому специфика конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в следующих фактах:
· обесценивание старости в глазах молодого поколения;
· поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных;
· передача собственности по наследству;
· вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни;
· дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей.
· увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.
В России пожилые люди всю свою жизнь отдавали обществу, и оно их оставило на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики стали обузой для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить его неустанное развитие. Именно деятельность людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование и профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования общества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся. В России произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как «старческая преступность», проявляющаяся в антисоциальном поведении, толчок, которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им почувствовать и осознать свою ненужность, что приводит к распространению суицида среди них. В последние годы развития российского общества мы имеем дело с трансформацией отношений молодого поколения к старшему: из традиционно почтительного в нетрадиционное осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютно безразличное. Эта проблема особенно актуальна сегодня в России
Наверное, каждому из нас при общении с людьми младшего или старшего возраста порой приходится сталкиваться с взаимным непониманием. О конфликте поколений написано немало книг, психологи называют данную проблему вечной.
Изучение проблемы началось достаточно давно и продолжается до сих пор. Ведь часто конфликт поколений создает недоразумения между родителями и детьми и становится причиной разрыва родственных связей.
Что понимают под словами разрыв поколений, конфликт поколений и почему он возникает?
- Под словами «конфликт поколений» принято понимать культурно-социальное явление, когда ценности младшего поколения значительно отличаются от ценностей поколения старшего.
- Молодежь прекращает отождествлять себя со своими отцами и дедами, полностью отвергая их авторитет и опыт. Дети и родители в такой ситуации воспринимают друг друга как представителей абсолютно иной культуры и мировоззрения.
Непонимание детей и родителей
- В прошлом проблема конфликта поколений не была столь ощутимой. На протяжении многих веков два-три поколения вели схожий образ жизни, так как общество развивалось медленно. Дети, как правило, учились ремеслу отца и в процессе такого обучения перенимали его мировоззрение. Слова старшего поколения были истиной и не подвергались сомнению.
- Старший человек всегда означало «мудрый человек», так как источником знаний был только жизненный опыт. Поэтому дети никогда не состязались с родителями в знаниях и мудрости. И у молодых людей не было возможности заявить о своей индивидуальности.
- Развитие общества дало детям возможность учиться. И если раньше существовал лишь один способ узнать что-либо – это спросить у старшего поколения, то в дальнейшем у молодежи появились другие источники обретения знаний. Постепенно отношение молодого поколения к старшим людям трансформировалось в менее почтительное.
Исследователи определили главные факторы, которые являются причиной конфликта поколений и возникновения социокультурной дистанции между старшими и младшими:
- Изменение социальных условий.
- Несовпадение жизненных приоритетов.
- Снижение в обществе социального статуса пожилого человека.
- Изменения условий труда в результате научно-технического прогресса.
- Психологические особенности людей разного возраста.
- Снижение значимости опыта предыдущих поколений из-за новых возможностей получения информации.
Конфликт поколений не дает понять друг друга
В наши дни разрыв поколений представляется более острым. Данная проблема – результат быстрого развития общества. Мир совершенствуется каждый день, и ближайшее прошлое представляется уже слишком устаревшим.
- Для современного общества характерно непрерывное внедрение инноваций, которые периодически перестраивают сложившиеся традиции и нормы. И многие вещи, которые были раньше под запретом, сейчас являются социальной и культурной нормой.
- Психологи уверены, что проблема взаимопонимания старшего и младшего поколений будет всегда. Ведь культура, на которой было воспитано одно поколение, не будет до конца понятной другому. Каждое новое поколение живет, опираясь на результаты и опыт всех предшествующих. При этом люди используют и развивают лишь то, без чего их существование не представляется возможным, и категорически отвергают то, что, по их мнению, устарело.
Типы поколений и факторы, приводящие к конфликту поколений
Почему разные поколения так часто не могут найти общий язык? Согласно теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува интересы и ценности людей во многом определяются периодом, в котором они родились. Мировоззрение людей, родившихся в один временной отрезок, во многом будет схожим, так как в детстве и юности они пережили одинаковый социальный опыт, при этом изменения в мировоззрении происходит, в среднем, каждые 20 лет.
Выделяют пять типов поколений, каждому из которых присущи определенные основополагающие качества:
- «Молчуны» (период рождения 1923 – 1942). Большая часть их жизни пришлась на время, когда стремительно развивалась наука и техника. Таких людей отличает скромность, а также строгое соблюдение этических норм, правил и традиций. Они предпочитают экономить и склонны «запасаться впрок», ценят нравственность и уважение. Экспериментировать «молчуны» не любят.
- «Бэби-бумеры» (период рождения 1942 – 1962). Родившиеся в тяжелые военные и послевоенные годы, многие из них рано потеряли родителей и поэтому не получили в нужном количестве ласки и любви. Данное обстоятельство обусловило их некоторую агрессивность. В целом, это оптимистичные, активные и созидательные люди. Именно они отстраивали новый мир. «Бэби-бумеры» ориентированы на командную работу. Их главное качество – рационализм. Из зоны комфорта выходить они не любят, а еще предпочитают работать на одном предприятии всю жизнь. Ценят материальные блага и финансовую стабильность, считая данные факторы показателем успеха.
- «Поколение Х» (период рождения 1963 – 1982). Это люди, чье раннее детство прошло в детских садах, что у многих из них спровоцировало наличие детских психологических травм. Поэтому «иксы», как правило, не говорят о своих проблемах и о том, что доставляет им неудобства. Они готовы к экспериментам и всему новому. Одним из главных приоритетов для этих людей является высшее образование, которое, по их мнению, есть залог успешной и состоятельной жизни. «Иксы» не склонны к тратам и предпочитают откладывать деньги на значительные, крупные покупки. Любят состязаться, но при этом часто не уверены в себе. Склонны все контролировать, поэтому редко делегируют задачи.
- «Поколение Y» (период рождения 1983 – 2000). Оптимистичные, открытые и готовые к любым переменам, люди. Образование не является для них чем-то важным. Они больше ценят хорошую работу. Причем уверены, что профессия должна не только приносить деньги, но и доставлять радость. Это активные пользователи и потребители. Данный тип людей делает только то, что нравится. «Игреки» не станут терпеть какое-либо давление и грубое отношение к себе. Покупки они осуществляют, в основном, по интернету. Любят самостоятельные путешествия без турфирм и дорогих отелей. Свобода передвижения и яркие впечатления – вот что им нужно. Для «игреков» главное – это личные ощущения и чувства. Они живут так, как хочется им самим, не зависят от чужого мнения и не признают авторитетов.
- «Поколение Z» (период рождения с 2000). Свободолюбивые, мечтательные, но несколько инфантильные люди. Они привыкли, что их любят безусловной любовью. Поэтому им не нужно кому-то что-то доказывать или заслуживать чье-либо расположение. Как правило, общаться вживую представители этого типа не очень любят, предпочитая переписку в соцсетях. Из-за чего плохо разбираются в людях. Зато любые современные гаджеты «зеты» осваивают чрезвычайно легко и быстро.
Разделение поколений
Кроме описанных различий, существует еще ряд факторов, из-за которых происходит конфликт поколений:
- Неодинаковые жизненные ценности. То, что представлялось важным в предыдущие годы, может совершенно не интересовать современных людей. К тому же, старшее поколение привыкло откладывать жизнь «на потом». А современные люди уверены, что жить нужно сегодня, сейчас.
- Разное воспитание. Современные методы воспитания абсолютно не схожи с теми, которые использовались раньше. Сейчас дети получают гораздо больше заботы и внимания со стороны родителей. Поэтому они более счастливы, добры и открыты.
- Стремительное развитие техники и науки. Каждый день появляются новые вещи, облегчающие быт или производственные процессы. Прогресс ускоряется, и старшее поколение просто не успевает обучиться новым технологиям.
Нужно понимать, что каждое поколение выполняет свои задачи. Если игнорировать различия между мировоззрением разных возрастных групп, мы можем превратиться в общество, где люди не понимают друг друга. Поэтому надо ценить и уважать людей всех возрастов и взглядов.
Как понимать выражение потерянное поколение?
- Потерянным поколением называют людей, которые оторвались от религиозных или культурных традиций, утратили свои идеалы. Данное выражение вошло в употребление после Первой мировой войны. Эту формулировку приписывают Гертруде Стайн – представительнице американского модернизма. А ее близкий друг Эрнест Хемингуэй употребил ее выражение в эпиграфе своего произведения «Фиеста».
Потерянным поколением стали называть молодых людей, которых призвали на войну, когда они были совсем юными. Эти парни не успели получить должного образования, но рано обучились искусству убивать. Вернувшись после окончания войны домой, многие из них не сумели приспособиться к мирной жизни, так как привыкли к иным условиям и порядкам, молодые мужчины возвратились морально покалеченными, и у них не получилось жить новой, мирной жизнью.
- А после всего того ужаса, который они пережили, окружающие вещи казались им слишком ничтожными и не достойными внимания. Молодые фронтовики ощущали жестокость и бессмысленность бытия, чувствовали себя ненужными в стране, за которую проливали кровь. Не видя для себя будущего, они разочаровались и отказались от прежних ценностей.
- От того, что не смогли обрести новый смысл жизни, молодые люди спивались и вели разгульную жизнь. Из-за неспособности адаптироваться в новом обществе многие из них покончили с собой, либо сошли с ума.
После войны не могут найти себя
Сейчас выражение «потерянное поколение» применяют к людям, у которых период взросления пришелся на переломный для страны период. Например, в нашей стране так называют поколение 90-х — это люди, чья юность выпала на годы перестройки.
- Все менялось, привычный мир рушился. Огромная страна распалась, и старые ценности утратили свое значение. Честные и порядочные люди стали нищими, а жулики и спекулянты пришли к власти. Работать честно стало чуть ли не позором.
- Жизнью начали управлять деньги, а преступность превратилась в норму. Культ потребления стал главным в обществе, духовность отошла на второй план.
- В сознании наступил кризис представлений о справедливости и моральных нормах. То есть все то, что прививалось детям в школе и семье, оказалось пережитком, и в новом обществе было не востребовано. Многие молодые люди очутились на жизненном распутье.
- Идеалы родителей были отвергнуты, но свои собственные не сложились. Здесь также ярко проявлялся конфликт поколений. Сложные условия жизни привели к тому, что люди стали циничными и эгоистичными. А главными ценностями стали индивидуализм и принцип «каждый сам за себя».
Конфликт поколений — почему старшему поколению трудно понимать молодежь?
- Нередко старшее поколение считает, что их опыт позволяет навязывать молодежи свои взгляды и правила поведения. А молодые люди, в свою очередь, уверены, что обладают достаточными знаниями, чтобы самим решать, как им жить.
- И возраст не является для них признаком мудрости. К тому же для молодежи характерно неосознанное стремление избавиться от контроля и чрезмерной опеки.
- На этой почве между людьми разных возрастов возникают разногласия и взаимные претензии, конфликт поколений.
Перечислим основные причины, почему старшему поколению трудно понимать молодежь и возникает конфликт поколений:
- Внутренние ограничения и запреты. С возрастом люди становятся более консервативными и им трудно отказаться от своих убеждений. Старшее поколение часто не способно воспринимать действительность из-за отсутствия гибкости. Они не понимают, что мир меняется с невероятной скоростью, и новое время требует формирования иного мышления и стандартов.
- Чрезмерная забота. Родители всегда волнуются за своих детей и не могут признать, что их ребенок повзрослел. Поэтому старшие стремятся уберечь младших от ошибок. Им кажется, что тот образ жизни, который ведут дети, может привести к неудачам и жизненным проблемам. По этой причине родители склонны навязывать отпрыскам свои взгляды, чтобы тем было «как лучше».
- Невостребованность в обществе. Известно, что наша эпоха характеризуется культом молодости. Личность оценивается по ее способности эффективно действовать и легко приспосабливаться к новым условиям жизни. Но пожилые люди не могут выполнять те задачи, которые диктует им современная жизнь. К сожалению, в массовом сознании все чаще преобладает отношение к пожилым людям, как к бесполезным членам общества.
- Неспособность успевать за современными темпами жизни. Старшее поколение теряется от огромного количества новой информации, которая выливается на них каждый день. Им непросто освоить новые гаджеты, электроприборы, компьютерные программы. Поэтому они предпочитают жить и работать «по старинке» и не понимают стремление молодежи к новым технологиям.
- Неудовлетворенная потребность в общении. Не секрет, что старики часто чувствуют себя ненужными своим близким. Поэтому обижаются на молодежь, упрекая их в недостаточном внимании и уважении. Получается замкнутый круг, с одной стороны, старшее поколение хочет общаться и быть полезным, с другой стороны – такое общение изобилует упреками и обвинениями и перерастает в ссору.
Непонимание
Как преодолеть конфликт поколений?
- Из-за конфликта поколений нередко между близкими людьми возникают непримиримые противоречия, приводящие к ссорам и обидам. Не желая идти на компромисс, родители и дети могут подолгу не общаться, и между ними возникает пропасть.
- Конечно, восприятие мира родных людей разного возраста существенно отличается. Но взгляды на общие понятия, такие как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо», у стариков и молодых могут быть одинаковыми, так как формируются в процессе общения и воспитания. Убеждения и ценности родителей прививаются детям посредством личных примеров. Но во время собственной жизни все это используется детьми в новых условиях и поэтому интерпретируется по-своему. Можно сказать, что конфликт в семье основан не на разнице возрастов, а на личностных отношениях.
- Является ли непонимание между старшим и младшим поколениями неразрешимым конфликтом? И что может стать условием для гармоничных отношений между ними?
Можно ли разрешить конфликт?
Для того чтобы наладить отношения с близкими людьми другого поколения и максимально сгладить «острые углы» при общении с ними, прислушайтесь к следующим рекомендациям:
- Разговаривая, не перебивайте собеседника. Дайте ему возможность договорить до конца. И неважно, сколько ему лет, младше он вас или старше. С уважением выслушивайте точку зрения человека.
- Никогда не переходите на повышенные тона. Свои взгляды излагайте спокойно и аргументировано.
- Не пытайтесь настоять на своем. Всегда ищите компромиссное решение, которое устроит и вас, и оппонента.
- Не грубите и не уходите от ответа, думая, что вас все равно никто не поймет. Всегда отвечайте на заданный вопрос.
- Постарайтесь понять точку зрения другого человека. Вы можете с ней не согласиться, но попробуйте взглянуть на проблему глазами вашего старшего или младшего родственника. Уясните, что каждый человек имеет право на собственное мнение.
А нужно просто поговорить
Помните, что проблемы взаимопонимания «отцов» и «детей» случаются в каждой семье. Главное – решать конфликты поколений, основываясь на своей любви к детям и уважении к старикам.
«Время и дети»: гаджеты и их влияние на младшее поколение
Жизнь современного человека без гаджетов представить сложно, практически невозможно. Дети, во всем подражая нам, взрослым, стараются не отставать в освоении всевозможных смартфонов, планшетов. Стоит ли их ограничивать в стремлении проводить свое время с гаджетами?
Гаджеты – польза или вред для детей? И специалисты, и родители делятся в этом вопросе на два «лагеря». Одни говорят, что гаджеты – это здорово, они развивают. Другие настаивают, что от них много вреда и детей нужно ограничивать в их использовании. Какого мнения придерживаться? С какого возраста можно давать ребенку в руки телефон, планшет? Все «за» и «против» обсудили в программе «Время и дети» на «Пилот-радио» Артём Фёдоров, сооснователь среды образовательных возможностей СОВУМ, Мила Шурухина, представитель родительского сообщества и ведущая Марина Семенова.
– Сфера, действительно, очень большая. В ней много моментов, аспектов и много мифов, – говорит Артем Федоров. – Первый из них – о том, что есть исследования, которые подтверждают либо пользу, либо вред. По факту, таких исследований нет. Ни одного исследования с участием детей, в котором бы рассматривалась связь гаджетов с когнитивными, коммуникативными процессами, нет. Есть просто мнения. Офтальмологи, например, не приходят к однозначному выводу. Они говорят, что связь есть, но она не прямая. В основном, негативное влияние прослеживается, только если есть генетическая предрасположенность к заболеваниям глаз. Потеря сна, психические заболевания, увеличение веса – по этим аспектам тоже прямой связи нет.
– Когда ребенок играет в гаджет, у него активно работает голова. Мозговая деятельность требует немало энергии, поэтому прямой связи между пользованием гаджетами и нарастанием веса нет, – добавляет Мила Шурухина. – Да, не нарастает мышечная масса, но родителям этому надо уделить особое внимание. Сходите на тренировки с ребенком, в бассейн, пойдите погуляйте. Просто любите своих детей!
– По вопросу о возрасте, когда можно начинать давать ребенку гаджеты, однозначного мнения не существует, – говорит Артем Федоров. – Все индивидуально. Каждый родитель определяет для себя сам, насколько его ребенок готов, насколько возможно в его семье, в его обстоятельствах это сделать. У нас в семье пользование гаджетами разрешено с самого маленького возраста.
– У меня двое детей: 6 лет и 2 года, – рассказывает Мила Шурухина. – Для старшего сейчас ограничений нет, а младшей телефон сам по себе оказался не интересен. У нее он вызывает любопытство, только если с ним сидит брат. У них между собой, таким образом, происходит взаимодействие, игра. По времени пользования мы ограничений никаких не делаем. Старший сам понимает, когда хватит, а младшая повторяет за ним.
– Серьезные минусы от пользования гаджетами, наверное, могут наблюдаться, если родители вообще не обращают внимания, что ребенок целыми сутками «сидит» в телефоне или планшете, – подводит итог разговора Марина Семенова. – В таком случае могут начать проявляться негативные моменты в плане развития ребенка. Во всем нужна мера. Понятие это во многом индивидуальное. Если разумную грань не переходить, гаджет может стать неплохим помощником в развитии ребенка.
Следующая программа «Время и дети» на «Пилот-радио» (12 февраля, 17:00) будет о том, как научить ребенка учиться. Слушатели «Пилот-радио» и читатели Tverigrad.ru могут высказать мнение, задать вопрос по теме программы, а также предложить свои варианты для обсуждения в следующих программах, обратиться к специалистам за советом по поводу касающихся детей ситуаций. Пишите на WhatsApp, номер: +7-920-693-54-82.
Свое веское «Я» могут сказать и дети. Для них вопрос: «Откуда вы чаще всего получаете свои знания, узнаете что-то новое?». Принимаются аудио-ответы (20-25 сек.). Ждем записи на WhatsApp, номер тот же: +7-920-693-54-82. Они обязательно прозвучат в эфире. Свои вопросы, мнения, а также рассуждения детей отправлять можно уже сейчас.
Возрастная категория: 0+
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.