Содержание
- Сколько лучей было у Вифлеемской звезды?
- За Вифлеемской звездой: там, где родился спаситель мира
- Вифлеемская звезда: таинство рождественской звезды
- Вифлеемская звезда — как она выглядит и где она находится?
- Что такое Вифлеемская звезда?
- Как выглядит Вифлеемская звезда?
- Где находится Вифлеемская звезда?
- Вифлеемская звезда — можно ли носить православным?
- Вифлеемская звезда
- История появления звезды с восемью концами
- Разные народы, разные символы
- Мнение Святых Отцов церкви
- Значение Вифлеемской звезды в России
- Традиции христиан и Вифлеемская звезда
- Что это было? Вифлеемская звезда глазами астрономов
- Слияние планет
- Хвостатая звезда
- «Хороший кандидат»
Сколько лучей было у Вифлеемской звезды?
Зашел у нас тут с френдом leonovvaleri разговор о символах, и зашла в связи с этим речь о Вифлеемской звезде и числе ее лучей.
Заинтересовавшись этим вопросом, просмотрел свои фотографии, сделанные в храме Рождества в Вифлееме в октябре 2014 года — как мне и запомнилось, в самом храме попадались и шестилучевые звёзды:
… и восьмилучевые:
Розетка же в мраморной плите, покрывающей пол рождественского вертепа над местом, на котором, по преданию, и родился младенец Христос, была и вовсе с 14 лучами.
Моя фотография этой розетки по сути является техническим браком — не надеясь на результат, щелкнул кнопкой висевшей на пузе камеры, когда пригнувшись, заглянул под сень, покрывающую это священное для христиан место, а получилось весьма символично — мне, безбожнику, была явлена сила шевеленки при низкой освещенности сего святого места — а посему удалить сей шедевр рука не поднялась ;):
Сайт www.pro-israel.ru пишет про эту розетку, отождествляемую многими с Вифлеемской звездой, следующее:
В четвертом веке нашей эры над Пещерой был построен Храм Рождества Христова – один из наиболее древних Храмов в Израиле. В 1717 году монахами-францисканцами католического ордена в Пещере Рождества была установлена серебряная Звезда Вифлеема.
Вифлеемская серебряная Звезда, установленная в Пещере, имеет 14 лучей, символизирующих 14 остановок Крестного Пути Иисуса в Иерусалиме – Виа Долороса (лат. Via Dolorosa, букв. «Путь Скорби») .
Надпись на латыни «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est — 1717» переводится как «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» и указывает на год установки серебряной звезды францисканцами. В 1847 году турки похитили серебряную Звезду Вифлеема.
Позже турецким султаном была подарена монахам Звезда, изготовленная заново.
Насколько вновь изготовленная звезда по количеству лучей, весу и цене соответствовала первоначальной — остаётся только догадываться.
Если полагать, что Вифлеемская звезда как событие представляла собой реально существовавшее астрономическое явление — например, взрыв Новой или Сверхновой звёзд, сияние которых настолько мощное, что видно даже днём (или, как гласит Писание, «на восходе»), то в этом случае говорить о числе лучей реальной звезды бессмысленно — даже в случае преломления в атмосфере и появления гало лучей могло быть 2, максимум — 4.
Знакомые многим по фотографиям 5, 6, 8 или более лучей в гало вокруг ярких объектов — не более чем оптический эффект рассеяния в оптической системе фотокамеры и/или светофильтрах, и при неинструментальном наблюдении невооруженным глазом (а о каких оптических инструментах могла идти речь в конце I в до н.э.?) столько лучей реально не наблюдается.
Если же вифлеемская звезда представляла из себя комету, у которых иногда наблюдается по несколько хвостов, то и тут о 6, 8 или 14 хвостах, да еще центральносимметрично расположенных, речи не идёт.
Таким образом, число лучей на изображениях вифлеемской звезды — число переменное, зависящее только от прихоти изображающего её художника и исповедуемой последним символики ;).
Впрочем, о том, что число лучей звезды варьировалось, можно судить по остаткам мозаичного пола, оставшегося от первого храма Рождества, построенного в IV веке — тут мы видим орнамент с 4 или 8, кому как покажется, лучами:
Не могу не отметить также интересный оптический эффект, который возникает, если смотреть на крест на одной из часовен храма Рождества — при определенных ракурсах кажется, что это — шестилучевая звезда:
Хотя на самом деле на куполе — два кованых из проволоки креста, расположенных в перпендикулярных плоскостях:
Впервые такую необычную конструкцию креста я увидел на творении Антонио Гауди в парке Гюэль в Барселоне — как оказалось позднее, идея такого креста принадлежала Гауди не полностью, а была аллюзией на крест храма Рождества в Вифлееме:
Впрочем, Вифлеемский храм порадует исследователей символизма даже пятиконечными звёздами:
Какой же из всего сказанного следует вывод?
Элементарный — единого канона изображения Вифлеемской звезды не существует, и всякая звезда на христианских храмах вполне может быть отсылкой к звезде Вифлеемской, будь она о 4, 6, 7, 8 или 14 лучах.
За Вифлеемской звездой: там, где родился спаситель мира
На родине Христа мне посчастливилось побывать дважды: в 2010 году — в составе делегации, сопровождающей предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Владимира, и в 2011 году.
Когда же рассказать об этих путешествиях, как не в преддверии Рождества…
ТАМ, ГДЕ РОДИЛСЯ СПАСИТЕЛЬ МИРА
Сами израильтяне в Вифлеем не ездят. Многие хотели бы побывать там хотя бы из любопытства, но на Палестинские территории обладателей израильских паспортов не пускает заботливое правительство.
Надо сказать, израильтяне любили посещать палестинские города, пока их там не стали убивать средь бела дня их же арабские сограждане.
Храм Рождества Христового в Вифлееме.
Результатом многолетних мирных переговоров стала современная Палестина — автономия на Западном берегу Иордана и Сектора Газа с крупными арабскими городами Вифлеем, Рамалла, Шхем, Дженин и Хеврон. Сегодня Израиль и арабские территории разделяет восьмиметровая бетонная стена.
Израильская власть переживает за еврейский народ и не желает отвечать за любителей острых впечатлений на арабских территориях.
При этом туристов и паломников в Вифлеем пропускают без проблем. Трезубцы на поднятых вверх украинских паспортах обычно развеивают у военных на КПП всякий интерес. Израиль контролирует лишь внешние границы автономии.
С момента пересечения кордона де-юре безопасность паломников переходит к палестинским силам. За пребывание граждан Украины на родине Христа Израиль ответственности не несет.
Рынок на одной из центральных улиц Вифлеема.
ВИФЛЕЕМ НА ИВРИТЕ – «ГОРОД ХЛЕБА»
На иврите Вифлеем звучит как «Бейт-Лехем» — «Город хлеба», так как рождение Христа стало для мира Хлебом жизни. Над главной святыней города — пещерой, в которой родился младенец Иисус, — находится древнейший храм Палестины – храм Рождества Христова. Подъезжая к нему по узким улочкам, невольно наблюдаешь на стенах множество унылых граффити на военную тематику. Бойцов палестинского сопротивления на улицах Вифлеема я не видела.
Родина царя Давида, улочки, где ходила Богородица, и где провел первые годы земной жизни Богомладенец, сегодня замусорены. Арабы, в большинстве своем, не особенно чистоплотны. Наверное, поэтому в Вифлееме не хочется задерживаться надолго.
Рождественский вертеп в одной из сувенирных лавок.
Обычно паломники, выйдя из храма Рождества, спешат к автобусам, их везут в лавки по договоренностям гида, а затем — обратно в Иерусалим.
Местным арабам повезло – пребывание на родине Спасителя мира отлично располагает приезжих к покупкам сувениров.
Правда, говорят, производство этой продукции сегодня приносит небольшие деньги. Лавки завалены китайским ширпотребом, который вытесняет изделия ручной работы местных жителей.
Тем не менее, деньги, которые оставляют паломники — существенный источник доходов палестинцев. К счастью, палестинские власти осознали это в полной мере и объявили о полной реставрации церкви Рождества Христова — впервые со времени ее строительства в IV веке.
Храм Рождества ежегодно его посещают около 2 миллионов человек.
Из-за частых конфликтов в регионе и из-за споров за право владения храмом — между католической, греческой православной и армянской церквями, за состоянием святыни не следили. Влага уничтожила бесценные фрески и мозаики на своде храма. Говорят, что прогнившие балки могут в любой момент обрушиться на паломников, ведь крышу не ремонтировали уже более 500 лет.
Церковь Рождества Христова отреставрируют впервые со времен ее строительства в IV веке.
Реставрация храма обойдется в 10-15 миллионов долларов, которые обещает выделить палестинское руководство и международные доноры. В первую очередь будет отремонтирована протекающая деревянная кровля.
Первая базилика Рождества в Вифлееме была построена св. Еленой, матерью императора Константина Великого, в 333 году над пещерой, где, по преданию, родился Христос. В VI веке храм был сожжен, а в 565 году отстроен заново по указу императора Юстиниана. Храм был достроен крестоносцами, короновавшими здесь своего первого короля Иерусалима. Базилика неоднократно перестраивалась и расширялась, и сегодня ее площадь составляет около 12 тыс. кв. м.
Влага уничтожила бесценные фрески и мозаики на своде храма.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ХРИСТА
Рождество в Вифлееме – праздник абсолютно для всех. На родине Христа его отмечают трижды, причем даже мусульмане. Они почитают Иисуса как Ису — одного из пророков, и по-своему чтят Его рождение.
Первыми чудо рождения Спасителя отмечают католики — 25 декабря, затем – православные — 7 января, потом – представители Армянской церкви. Последние отмечают Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления — 19 января.
25 декабря — день Рождества Христова утвердил в 337 г. папа римский Юлий I. Православная церковь также празднует Рождество 25 декабря, но по юлианскому календарю, который отстает от западного католического на 13 дней. Церковь не приняла реформу папы Григория XIII. Но светский мир живет по новому, григорианскому стилю, поэтому «наше» Рождество наступает 7 января.
Право служить Божественные литургии в храме Рождества Христова есть у православных греков, армян-монофизитов и у католиков.
По словам нашего гида из Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные рождественские торжества в Вифлееме начинаются утром 6 января. Из Иерусалимской патриархии к месту рождения Христа отправляется крестный ход, который возглавляет Иерусалимский патриарх Феофил III. Из Иерусалима до Вифлеема 2 часа ходьбы.
В ночь на 7 января в базилике Рождества собираются представители палестинской администрации, гости Иерусалимской патриархии, православные христиане, которым посчастливилось встретить Рождество в Вифлееме. Патриарх служит утреню, переходящую в литургию.
От Вифлеемской звезды исходит 14 лучей, согласно родословной Иисуса Христа.
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЧУДУ
В храм Рождества Христова ведет низкий вход, который называют «вратами смирения»: все, кто переступает порог, вынуждены низко наклониться. Когда-то мусульмане, желая надругаться над святыней, заезжали в храм на ослах. Тогда ворота в базилику заложили, вход стал низким, с тех пор пройти в него можно лишь склонив голову. В базилику, к месту рождения Христа ведут тридцать ступенек. Сама пещера длиной около 12 метров, ее ширина – метра 4, и высота — около 3 метров.
Вифлеемская звезда находится в небольшой на вид мраморной нише. Чтобы приложиться к великой святыне, нужно преклонить колени перед Звездой, отмечающей место рождения Спасителя, и податься немного вперед. На серебряном обрамлении надпись на латыни: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» — «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». До места рождения Христа можно дотронуться, пробравшись рукой в круглое отверстие в центре Звезды.
От Вифлеемской звезды исходит 14 лучей, согласно родословной Иисуса Христа: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». (Матф.1:17).
15 лампад, которые горят вокруг ниши, принадлежат разным конфессиям: из них 6 — православным грекам, 5 — армянам, 4 — католикам. Всего в пещере горят 32 лампады. Место рождения Христа находится под опекой православного Греческого патриархата.
Если предварительно взять с собой маленькую бутылочку и шприц, можно спросить благословение, чтобы набрать масло прямо из лампады над местом рождения Христа. Разрешают не всем и не всегда, но если предложить новое лампадное масло взамен, шансы получить просимое увеличиваются.
Справа от Звезды находятся ясли, где лежит восковое изображение Младенца Христа, здесь же находится престол поклонения волхвов – все это под присмотром католиков.
Чудотворная икона Вифлеемской Божией Матери.
В храме Рождества Христова пребывает еще одна великая святыня православия — чудотворная икона Вифлеемской Божией Матери — единственный образ, где Пресвятая Богородица изображена улыбающейся.
Ведь именно здесь, в Вифлееме, она была по-настоящему счастлива. Здесь она привела в мир Спасителя. Состоялась великая тайна воплощения — соединение с человеческим родом, для примирения своих теперь уже сродников через Сына с Отцом.
Поле пастушков.
Покупаю на память дудочку на Поле пастушков — где ангелы возвестили о рождении Богомладенца, пытаюсь изобразить на ней: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..». Каждый раз по-настоящему счастливой уезжаю из Вифлеема и я.
Анна Горпинченко, «УНИАН-Религии».
Фото автора.
Вифлеемская звезда: таинство рождественской звезды
Вифлеемская звезда — что это? Какое отношение она имеет к Таинству Рождества Христова? Обо всём этом Вы сможете узнать, когда прочитаете нашу статью!
«Я есмь корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя».
(Откр. 22:16)
Вифлеемская звезда
В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она — первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.
Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» — Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» — Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)
Было ли это соединением планет? Впервые такая идея возникла у римского богослова Тертуллиана (II-III вв.). В XVII веке ее доказывает известный немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630гг.), в 1604 г . он наблюдал сближение Марса, Сатурна и Юпитера, вследствие которого возникла новая яркая звезда, свет которой был виден даже днем, вычисления показали, что в конце 7 – начале 6г. до нашей эры трижды происходило соединение Юпитера Сатурна в знаке Рыб. Одной яркой звездой могли показаться и сами совпавшие планеты. Интересно, что Юпитер считается «царской звездой», а Сатурн – иудейской, рыба же символизирует Христа (имя «Христос» в сокращении похоже на греческое слово «рыба»). Следовательно, волхвы могли истолковать совмещение этих планет как знамение рождения Царя Иудейского.
А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.
Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, — пишет он в сочинении «Против Цельса», — которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».
Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» — пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).
С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда — не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».
Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI — нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».
Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те , которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то , служила кому-то и появлялась ради кого-то» — говорит свт. Василий.
В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в своем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».
Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).
Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, — призывает нас святитель Григорий Богослов, — принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»).
Вифлеемская звезда — как она выглядит и где она находится?
К небесным явлениям человек может относиться по-разному, но среди них есть то, которое имеет особое мистическое значение для населения большинства стран. Им считается Вифлеемская звезда – не только дар космоса, но и один из важнейших христианских символов существования бога.
Что такое Вифлеемская звезда?
Символ религиозного поклонения, согласно библейским текстам, был замечен волхвами на востоке и побудил их отправиться в путь. Вифлеемская звезда – это знак рождения Христа, благодаря которому все узнали, что родился царь Иудейский. Волхвы пришли в Иерусалим, но младенца там не нашли. Знаки направили их дальше – в Вифлееме Иудейском путеводная звезда остановилась над Марией и позволила преподнести дары Иисусу. За это она попала в множество жизнеописаний святых, художественную литературу, была воплощена на картинах и иконах.
Вифлеемская звезда в православии
Звезда пришла в русское православие из Византии как символ Богоматери и ее сына Христа. Эта религия признает восьмиконечный знак Бога, излучающий свет Вифлеемской звезды. Она пронизывает религию с древних времен в нескольких направлениях:
- Звезда устанавливалась на куполах первых православных церквей.
- Ее можно увидеть практически на любой иконе с Богородицей.
- В царской России высшей государственной наградой был орден Андрея Первозванного в виде восьмиконечной звезды.
- Символ Вифлеема украшает церковную посуду.
Вифлеемская звезда — эзотерика
Этот эзотерический знак выражает истинный закон родовой кармы человека. Считается, что на жизнь каждого оказывает влияние тайна Вифлеемской звезды. Семь поколений, живущих до человека, оказывают сильное воздействие на его жизнь. Его мысли по той же причине скажутся на тех, кто будет жить после него. Звезда – олицетворение преемственности и взаимной ответственности поколений. Вифлеемская звезда подтвердила особенность Иисуса, его отличие от обычных людей. Между рождением иудейского царя Давида и сына Божьего прошло 14 поколений.
Как выглядит Вифлеемская звезда?
У ученых свое представление о внешнем виде культового символа. Под маяком, указавшим путь волхвам к младенцу Иисусу, они подразумевают соединение Юпитера и Сатурна или комету Галлея. Они не пытаются опровергнуть то, что утверждается в Священном Писании – лишь хотят найти разумное тому объяснение. У них нет ответа на вопрос, почему Вифлеемская звезда восьмиконечная, потому что считают, что с Земли волхвы могли увидеть серию из нескольких космических тел, наблюдаемую в 12 году до н.э. на протяжении двух месяцев.
Впервые теорию о том, что Вифлеемская звезда символизирует реальное небесное явление заговорил профессор Дэвид Хьюз из Университете Шеффилда в 1970-е годы. Он пришел к выводу, что:
- «Три царя», пришедших поздравить родителей с появлением Иисуса, были астрологами, изучавшими космические события.
- Указание в Библии на то, что рождению предшествовало некое событие, подтверждает, что они заметили нестандартное движение небесных тел.
- Волхвы поклонялись «параду планет» — Юпитер не просто соединился с Сатурном, они выстроились в одну линию с Землей.
Где находится Вифлеемская звезда?
Всемирно известный символ, по древней легенде, хранится на Святой Земле. Располагается Вифлеемская звезда в Храме Рождества Христова в Вифлееме. В центре церкви находится грот, построенный вокруг старого колодца и названный Пещерой Рождества. По словам верующих, на его дно и упало небесное тело, которое можно увидеть и сегодня, если долго вглядываться вглубь колодезного отверстия. Помещение церкви было выстроено монахами нищенствующего ордена францискианцев в 1717 году. Пещеру украшает звезда из серебра с 14 лучами.
Вифлеемская звезда — можно ли носить православным?
Во время туристического посещения Иерусалима можно приобрести Вифлеемскую звезду на цепочке или ниточке, которую предварительно освящают. Такой аксессуар массово привозят в подарок друзьям и знакомым, не задумываясь о том, можно ли носить Вифлеемскую звезду на шее. Мнения священнослужителей разделяются: часть из них вообще считает, что звезда была зажжена Сатаной, чтобы привести Ирода к Иисусу. Большинство же священников высказывает свое мнение, исходя из формы украшения:
- 8-конечная звезда является символом ислама, что выказывает привязанность ее владельца к другой религии.
- 5-конечная подвеска олицетворяет сатанизм, который признан греховным культом.
- 6-конечная «звезда Давида» может сочетаться с крестиком и даже носиться поверх одежды. Учитывая, что сейчас она считается признаком иудаизма, изначально символ Вифлеемской звезды сигнализировал о принадлежности ее владельца к христианству.
Вифлеемская звезда
Просто повторю свой старый пост из Вифлеема:
Сегодня не только Рождество, но день славы волхвов по именам Каспар , Мельхиор и Валтасар. Их дары впервые вчера прибыли на Русь! А за год — Пояс Богородицы, Крест апостола Андрея Первозванного, ковчег с частицами Покрова и Платка Божией Матери и многое другое, и не только из-за границы. В Москву свозят сотни уникальных святых предметов… Что-то будет!..Увидите.
Волхвов стали почитать , как царей — основателей человеческих рас Азии , Европы и Африки и как святых , особенно у католиков. Но мы отчего-то вспоминаем про них, когда Дары привозят в Москву. Волхвам посвящен у католиков праздник Трех Царей. Его отмечают 6 го января карнавальными шествиями , обильной «царской трапезой» и подарками детям. А они были персами, то есть из Ирана, который злейший враг Израиля, и они были астрономами по профессии!
Когда посетил Вифлеем и Храм Рождества Христова, меня многое удивило — и действительно очень низкий вход, и толкучка разных христианских церквей — они с трудом терпят друг друга! Кто бывал на Святой земле, знает об извечной борьбе христианских конфессий за право контролировать здешние святыни. И сейчас, например, в Иерусалимском храме Гроба Господня один уголок принадлежит греко-православным, другой – католикам, эта часть лестницы – например, коптам, та – эфиопской церкви и т.д.
Но главное — меня поразила знаменитая Вифлеемская звезда, которая впечатана в мрамор пещеры Рождества.
И местная экскурсоводиха нам радостно прощебетала — Видите, что Вифлеемская звезда имеет 14 лучей! По числу царских еврейских родов. Таки Христос был царских еврейских кровей! Ну она была еврейка, ей положено так думать и говорить. Они не только Христа себе присвоили. Даже Чарли Чаплина!
Вот такое мощное доказательство! А когда сия серебряная звезда появилась в Храме? С 14 лучами. А поздновато! Тысячелетие минуло с рождества…
Последний вариант узнать просто когда установлен — Древняя серебряная с позолотой звезда была похищена в 1847 году (неизвестно кем, но скорее всего турками). Эта кража стала новым поводом для взаимных обид православных греков и католиков и даже отчасти пробудила в 1848 году «вопрос о Святых местах» (см. Крымская война). Звезда, которую можно видеть теперь, была изготовлена по точному образцу древней и укреплена в 1847 году по приказанию султана Абдул-Меджида I и на его средства. Точная ли?!
А до этого? Вот такое мнение есть:
Место рождения Иисуса обозначено серебряной Вифлеемской Звездой с 14 лучами, которые символизируют 14 остановок Виа Долороса -Крестного пути Христа в Иерусалиме. Надпись по латыни -«Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est — 1717» — «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» указывает на место, где родился Сын Божий и на дату установки Вифлеемской Звезды в Храме Рождества Христова монахами ордена францискианцев. http://духовные-адаптанты.рф/index.php/p2/khristianskie/36-vifleemskaya-zvezda-simvol-rozhdeniya-iisusa-khrista
Правда францисканцы в своём соседнем приделе таки имеют свою собственную звезду! Вот —
Самое удивительное, что надписи ранее на звезде не было. Копию установил султан Турции. И кругом символизм! Казалось бы надпись зачем появилась? А пояснили всем — значит францисканцы тут главные! И ключи тоже им? Католикам! Между прочим, эта мелочь послужила поводом для Крымской войны. Вот какая сила у символов! Эзотерика…
Про еврейские царские роды ни слова…
Вот потому же число 14 не отсюда —
По преданию, от мечей иродовых убийц пало 14 тысяч младенцев, но Иисуса так и не нашли: после ухода волхвов Ангел Господень явился во сне Иосифу, приказав ему взять Младенца, Его Мать и бежать в Египет, где находиться до особого его (Ангела) распоряжения.
А на Руси Вифлеемская звезда имела только восемь лучей. И в Храме Рождества множество именно восьмиконечных звёзд.
В России Вифлеемскую Звезду изображали восьмилучевой. Вифлеемской Звездой с восемью лучами украшали купола христианских церквей и церковные иконы. Форму Вифлеемской Звезды использовали для изготовления главных государственных наград например , орден Андрея Первозванного , в честь одного из апостолов Христа , который первым принес христианское учение на русскую землю.
Таки колены израелевы уменьшились у глупых русских! Нарисовали же им — четырнадцать лучей должно быть!
А почему не шесть лучей? Как у звезды Давида? Таки очень часто так говорят и рисуют. Самое интересное вот это фото:
Пятиконечная… Привычная нам советская….
Самое интересное что есть источники, которые опровергают символическое значение Вифлеемской звезды как шестиконечной. На севере России в одном из монастырей, есть редкая и древняя икона, на которой изображён Христос приходящий в наш мир. И выходит он как бы из семиконечной звезды.
Пять, шесть, семь, четырнадцать… Думаете это не важно? Таки нет! Великий символизм…
Есть даже Моравская вифлеемская звезда. Объёмная и лучей множество —
И советские Новогодние ёлки обязательно венчала Звезда. Пятиконечная, конечно!
Пониже ветки советской ёлки украшали, вместо фигурок ангелов, пастухов, волхвов, картонные или стеклянные рыбы, фрукты и овощи… Только колокольчики сохранились! Тоже символ…
Экскурсоводиха сказала ещё, что символом Храма Рождества является вход. Чтобы войти, надо обязательно поклониться!
Экскурсанты толкутся перед входом… Это символ чего?
Но для меня важнейшим символом Храма Рождества является Улыбающаяся Богоматерь! Говорят, что русские цари её подарили храму. Нигде в мире и ни на одной иконе вы не увидите Богоматерь с улыбкой на устах… Круто!
***
Немножко официальной информации.
Согласно Евангелию от Матфея волхвы видели «звезду» два раза: в первый раз на востоке (точнее: на восходе), а во второй после того как она «остановилась» над домом, в котором находились «Младенец с Марией»:
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
(Мф.2:1-2)
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
(Мф.2:9-11)
Император Константин и его мать царица Елена , открыли для всего человечества путь к истокам христианской веры. В 4 веке н.э. над Гротом Рождества в Вифлееме был сооружен Храм Рождества Христова. Грот Рождества стал известен всему христианскому миру Вифлеемской Звездой. Серебряная Вифлеемская Звезда установлена , как знак обозначающий место рождения Спасителя человечества , Иисуса Христа.
Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.
Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII века игумен Даниил, в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:
И там, к востоку, есть место, напротив которого справа — Ясли Христовы. С западной стороны под каменной скалой находятся Ясли Христовы святые, в которые положен был Христос Бог, в рубища повит. Нашего ради спасения все претерпел. Близко друг от друга находятся места те — Рождество и Ясли: примерно три сажени расстояние между ними; в одной пещере оба места эти. Украшена же пещера та мозаикой и вымощена красиво. Под церковью же все выдолблено, и мощи святых тут лежат.
***
Писатель-фантаст Артур Кларк использовал факт разгадки Вифлеемской звезды в будущем в фабуле рассказа «Звезда». По сюжету священник-иезуит в качестве геофизика входит в состав астрографической экспедиции, открывшей богатое и прекрасное наследие цивилизации, погибшей в результате взрыва сверхновой. По данным экспедиции священник-учёный вычисляет точное время, когда сверхновая была видна с Земли и её положение над горизонтом:
И все же, о Всевышний, в твоем распоряжении было столько звезд! Так нужно ли было именно этот народ предавать огню лишь затем, чтобы символ его бренности сиял над Вифлеемом?
***
И на прощание —
Кондак 13
О пресладкий и всещедрый Иисусе, Спасителю наш, Творче и Владыко!
Приими ныне малое сие молебное благодарение и славословие наше, якоже приял еси от волхвов поклонение и дары; и сохрани нас, Твоих рабов, от всякия напасти; и грехов прощение даруй; и вечныя муки избави верно славящих Твое, от чистыя Девы, Рождество и вопиющих Ти: Аллилуиа.
***
27.12.2016 года свершилось —
На верхушке главной Ёлки России теперь вместо пятиконечной звезды стала красоваться восьмиконечная звезда, которая символизирует собой Вифлеемскую библейскую звезду.
Почему нужно было менять привычную гражданам пятиконечную звезду на главной новогодней ёлке страны, остаётся загадкой — спрашивают либерасты в ЖЖ….
Крест, Вифлеемская звезда являются знаками христианства, которые не вызывают вопросов.
Восьмиконечная звезда — символ, часто встречающийся в православии, появление которого интересует не только христиан по поводу ее значения.
История появления звезды с восемью концами
Моисей, написавший первые пять книг в Старом завете, передал пророческое послание пророка Валаама о том, что с востока взойдет звезда, и она станет Светом для всех живущих (Числ. 24:17).
О приходе Миссии возвестит появление на небе яркого света в виде новой звезды. Иисус Христос — наш Свет и Путеводитель, рожденный на Востоке, о Нем говорили пророки с начала сотворения мира.
Восьмиконечная звезда означает рождение Иисуса Христа
Многие церковные служители склоняются к мнению, что свет, видимый волхвами, пастухами и многими людьми того времени, не был небесным телом, а скорее всего, чудесным временным явлением, дарованным Богом Отцом, как знамение Рождения Христа.
На заметку! В православии принято изображать Вифлеемскую звезду с восемью концами, ибо согласно Новому Завету о рождении Иисуса возвестила звездочка, появившаяся в небе на рассвете нового дня. Ее восемь лучей светили очень ярко, выделяя это небесное светило среди других. Именно она двигалась с мудрецами, указывая им место рождения Царя царей.
Этот знак Рождества Христового имеет восемь лучей, хотя над местом рождения Иисуса находится лучеподобное изображение, имеющее 14 концов, ибо именно столько остановок было сделано Спасителем по дороге на Голгофу. Изначально Вифлеемский символ Рождества Христова изображали с пятью концами, ибо именно пять глубоких ран было на израненном теле Иисуса.
Эпоха возрождения привязала число пять к природе человека, пять пальцев и столько же органов чувствования, потом стали считать пятиконечный знак в перевернутом виде символом оккультизма и сатаны. Христиане и даже святой Константин Великий, император Рима в перевернутой пятиконечной фигуре видели измененную, перевернутую сущность Иисуса, человека и Бога.
Разные народы, разные символы
В качестве картинки времени, календаря изображали фигуру с 8 лучами в древности, это знак встречается в латышской культовой религии и у удмуртов.
Финны и карелы изображали этот знак в виде креста, у которого раздвоены концы. Это символ путеводителя и возрождения, торжество света над тьмой. Возможно, именно по этой причине Великобритания и Филиппины имеют на своих флагах восьмиконечную символику.
Египтяне в звезде с восемью лучами видели божественный знак, символизирующий семь этапов в развитии общества, после чего наступить восьмой, последний — вечная жизнь, а для христиан это приход Иисуса Христа.
Восьмиконечная подразумевала символ появления на свет Мессии
В период с XIV по XVI век для русской иконописи и православной символики это был знак Бога Отца, Саваофа. Его изображения можно найти не только на святых ликах Божьей Матери, и на иконах святых, где он заменял нимбы.
Святые Отцы XIX века отнесли этот символ к еретическим знакам, ибо в Египте богини Изида, Сешат, Маат, они изображались под этой фигурой. Повелителем числа восемь был бог Тот.
Астрологи связывают фигуру с восемью лучами с Сириусом, который имеет семь концов и хвост. По их мнению, радуга — символ восьмерки. Ее семь цветов преобразованы из восьмого — белого, который получается при смешении всех семи.
Эта фигура используется гадателями в картах Таро.
Мнение Святых Отцов церкви
По мнению преподобного Иоанна Дамаскина, в небе в момент рождения на свет Иисуса появилась комета, ее яркий хвост был направлен на святое место в Вифлееме.
Особое мнение Тертуллиана и Мануила Первого, которые в соединении планет увидели яркий свет.
Из записок святого Иоанна Златоуста и блаженного Феофилакта Болгарского узнаем, что они считали, что в виде яркого света явилась сила Всевышнего Бога. Этот свет был ведомым Ангелами, ибо по законам астрологии звездные тела не перемещаются с северной стороны в южную, ведь мудрецы шли с Персии в Вифлеем.
Значение Вифлеемской звезды в России
В российском православии пятиконечную звезду отождествляли с масонами и евреями, хотя позже — это знак государственной власти.
В XV веке на смену пяти лучам пришла звезда с шестью концами, каждый из них обозначал сторону света, хотя каждый ученик знает, что в природе существует всего четыре.
Прошло некоторое время, и в России начали изготавливать семиконечный Вифлеемский знак, жители Древней Руси издавна поклонялись фигуре с восемью лучами, изображая символ своего верховного идола. Этот знак был украшением воинских стягов, одежды, предметов быта.
На заметку! На сегодняшний день восьмиконечная звезда — символ России, который можно увидеть на святых образах Богородицы, являющейся покровительницей русского края.
Святой образ «Неопалимая Купина» обрамлен октограммой, наложенными друг на друга и повернутыми на 45 градусов один относительно другого квадратами.
Еще о почитаемых иконах:
- «Нерушимая стена»
- «Касперовская»
- «Праворучича»
«Неопалимая Купина» икона Божией Матери
Православная Церковь принимает восьмиконечную звездочку, как знак тайны Богородицы, родившей Спасителя, который есть гарантом вечной жизни для поверивших в него людей. (Иоан. 14:6).
Восьмиконечная фигура с лучами, присутствующая на челе или плече Божьей Матери на Ее иконах, символизирует обетование вечности. Три восьмиконечных фигуры с лучами можно видеть на иконе Богородицы «Знамение», они символизируют Ее вечное Девство.
Рай, Небесный Иерусалим заключен в этом символе, ибо число восемь в повернутом на 90 градусов положении означает бесконечность нашего пути, любви Бога и существования мира.
Традиции христиан и Вифлеемская звезда
Если в советском союзе на верхушках новогодних елей красовалась пятиконечная фигура, истинные христиане старались самостоятельно изготовить и украсить праздничное дерево Рождественским символом — Вифлеемской звездочкой, ее выпекали в виде пряников и дарили детям, чтоб в их жизни царило счастье.
По легенде символ Рождества в русскую землю принесен Андреем Первозванным, возможно, именно в связи с этим высшая награда России имени этого апостола изготовлена в виде звезды восемью лучами.
Для истинных христиан не имеет значения, сколько лучей в символе Рождества, главное, чтобы путеводной звездой по жизни оставалась:
- доброта;
- любовь к ближнему;
- взаимопонимание;
- прощение.
Совет! Христианин, наполненный любовью Творца, творящий добрые дела, может стать для кого-то светом, путеводным знаком, ведущим к познанию Христа, как Вифлеемская звезда вела мудрецов к колыбели Спасителя. Вифлеемская звезда: что это было?
Вифлеемская звезда — это основной сувенир, который туристы привозят с собой из Иерусалима или Вифлеема. Особенно популярна звезда у женщин, которые носят ее в виде нательного украшения. Причина этого заключается в том, что Вифлеемская нательная звездочка считается чисто женским символом материнства.
Уважаемые туристы! На частных экскурсиях по Вифлеему и Иерусалиму я покажу вам торговые точки, где реализуется действительно оригинальные украшения. Вы так же собственноручно освятите Вифлеемскую звезду, приложив её к оригиналу,находящимуся в Храме Рождества Христова ( в подземной пещере где Дева Мария родила ребёнка Иисуса). Если вы по какой либо причине не можете приехать в Израиль, то просто напишите мне и я попрошу продавца связаться с Вами, чтобы обсудить покупку и пересылку. Соответственно любая купленная вами Вифлеемская звезда, будет освещена на оригинале перед отправкой (можете попросить у прадовца, фотографию или короткий ролик освещения в качестве доказательства 🙂 )
Важнно!!! Уважаемые туристы, я не торгую звездами 🙂 любые вопросы по ценам, качеству и т.п вы уже задаете напрямую продавцу ( на русском ) который свяжется с Вами. Я же могу вас только познакомить (физически если приедите и виртуально если напишите:))
О Вифлеемской звезде написано немало книг. Все знают, что она является символом рождения Иисуса Христа, который показывал дорогу волхвам, идущим поклониться новому Иудейскому царю. До сих пор астрономы и историки изучают различные материалы, пытаясь выяснить, существовала ли на самом деле звезда или она была выдумана.
Однако как бы там ни было, на протяжении двух тысячелетий этот символ изображают многоконечной звездой. В частности, в традиции православной церкви количество лучей — 14. Ее изображение можно встретить на различных иконах, в качестве декорирования иконостасов и прочей церковной утвари. Кроме этого, Вифлеемскую звезду используют в качестве нательного украшения.
Среди туристов и паломников, приезжающих в Израиль, существует традиция покупать различные украшения или изделия в виде Вифлеемской звезды. Это может быть ювелирное украшение, кулон или другой предмет. Местные мастера изготавливают подобные украшения на любой вкус и в различных ценовых категориях. В частности, как из дорогостоящих (в том числе драгоценных), так и бюджетных материалов. Поэтому у вас будет отличная возможность выбрать для себя украшение по душе на Индивидуальных экскурсиях по Вифлеему. Где лучше это сделать — спросите у гида.
На территории Израиля существует много мест, где можно купить подобные украшения. В том числе непосредственно в Вифлееме, где расположено главное изображение Вифлеемской звезды в Пещере Рождества Христова. Дело в том, что паломников пускают в обозначенную Пещеру небольшими группами. А ждут люди в специальном помещении. Когда вы будете заказывать частные экскурсии в Вифлеем, обязательно попросите экскурсовода составить программу таким образом, чтобы побывать в этом священном месте.
Однако учтите, что подобная экскурсия будет не совсем обычной. Она подразумевает некое таинство, после которого человеку лучше некоторое время побыть в уединении, подумать о собственной душе и жизни. Поэтому лучше уделить этой поездке отдельное время, после которого хотя бы один вечер посвятить себе.
Купить украшения в виде Вифлеемской звезды можно лишь в Иерусалиме или Вифлееме. В других уголках Израиля ее, к сожалению, не продают. Цены на них значительно разняться в зависимости от размера украшения, материала изготовления и других факторов. Дополнительную информацию о местах, где лучше купить то или иное украшение вы можете узнать у русскоязычного гида в Израиле.
Кроме непосредственной покупки у вас также будет возможность освятить купленную ценность. Это можно сделать в двух местах — на Вифлеемской звезде в городе Вифлееме либо на камне Помазания в иерусалимском Храме гроба господня. Эти места известны во всем мире. Гид покажет их расположение, а также расскажет о проведении процедуры освящения.
Учтите еще одну вещь. Если украшение дорогое, то вам лучше сохранить квитанцию о ее приобретении в местном магазине. Дело в том, что израильская таможня славится своей добросовестностью, а местные законы очень строги на предмет ввоза и вывоза ювелирных и исторических артефактов. Советуем вам уточнить эту информацию перед покупкой у персонального гида по Израилю.
Что это было? Вифлеемская звезда глазами астрономов
Image caption По мнению ученых, Вифлеемской звездой могло быть редкое соединение планет
Попытка подвергнуть научному анализу такой издревле известный христианский символ, как Вифлеемская звезда, может показаться кому-то несколько неучтивой. Однако тихий диспут среди астрономов по поводу того, что же это могло быть, продолжается много десятилетий.
Могла ли звезда, побудившая трех «мудрецов с Востока» отправиться на поиски новорожденного Царя, быть реальным астрономическим явлением?
Подобные дебаты требуют одного серьезного допущения — что история о звезде и путешествии волхвов подлинная.
Профессор Дэвид Хьюз, астроном из Университета Шеффилда, впервые опубликовал обзор теорий, объясняющих возникновение «звезды волхвов», еще в 1970-е годы.
Последующие десятилетия он провел, изучая астрономические объяснения этого явления, а также связанных с ним библейских рассказов, так что теперь Хьюз является признанным экспертом в этой области.
Но есть здесь и кое-какие интригующие исторические параллели.
«Три царя», пришедшие поклониться младенцу Иисусу, сами были учеными своего времени, знатоками оккультных наук, известными как «волхвы» или маги — почитавшиеся в Вавилоне астрономы и астрологи. Они изучали звезды и планеты, истолковывая значение тех или иных космических событий.
Слияние планет
Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.
Все это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие.
«Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране , — говорит профессор Хьюз. — Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом».
Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.
Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет — когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени.
«Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн», — объясняет Хьюз.
По мнению ряда исследователей, серия из трех таких «парадов планет», произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.
Image caption Нередко кометы словно «зависают» или «останавливаются» над горизонтом
Тим О’Брайан, помощник директора обсерватории «Джодрелл Бэнк» в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. «Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе», — говорит он.
«После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы «обгонять» их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе», — объясняет О’Брайан.
По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет.
Еще большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созведии Рыб — то есть в одном из знаков Зодиака.
«Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, — подчеркивает О’Брайан. — Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному».
Хвостатая звезда
Вторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.
Несмотря на то что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они — «большие грязные комки снега», летящие через космическое пространство.
«Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять — солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает «хвост» из кометного материала», — рассказывает О’Брайан.
По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, — один из факторов, который делает версию кометы столь популярной.
«Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы «останавливаются» над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела», — говорит Хьюз.
Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами.
Менее вероятный, но более знаменитый кандидат — комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э.
Те, кто склоняются в пользу версии «пятого года», указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх.
«Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках», — говорит Хьюз.
«Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями — чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, — рассуждает профессор астрономии. — Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием».
Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.
«Хороший кандидат»
Image caption Ряд астрономов полагает, что дорогу волхвам могла указать новая звезда
Существуют записи — опять-таки, сделанные звездочетами на Дальнем Востоке — о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.
Хьюз говорит: «Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом».
По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является «хорошим кандидатом» на звание Вифлеемской звезды.
«Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, — объясняет он. — Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире». По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.
В то время как другие «знамения» нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, — говорит он, — прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев.
«К этому времени созведие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли «следовать» за этой звездой, направляясь в Вифлеем».
За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.
Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.
Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году.
«Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались «замять» свое открытие», — говорит Хьюз.