ВЕРА В БОГА ТВОРИТ ЧУДЕСА.
Чудеса в жизни людей, которые возрастают в вере, происходят внезапно. Кто-то вдруг получает деньги или просто их находит, некоторые исцеляются от болезней, а многие женщины встречают свою любовь на всю жизнь.ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?
Не так давно ученые лаборатории нейро-и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического НИИ имени Бехтерева сообщили сенсационную новость. Им удалось открыть четвертое состояние сознания, которое возникает под действием… молитвы. До сих пор наука знала три — бодрствование, быстрый и медленный сон.Оказалось, что во время молитвы наш мозг погружается в «младенческое», «детское» состояние, когда нам кажется, что мы полностью защищены и счастливы. Помните это блаженное состояние? Вы лежите в кроватке и улыбаетесь, потому что просто настало утро и вы счастливы. Рядом мама и папа, они непременно позаботятся о вас, потому что любят больше всего на свете. Вы это точно знаете, а потому безмятежны, веселы и уверены в завтрашнем дне…
В такое же «младенческое» состояние, по словам ученых, впадают и верующие люди во время молитвы. Только уповают они не на маму и папу, а на Господа Бога. Благодаря этому у них уменьшается уровень стресса, нормализуется давление, исчезают боли в сердце. Результат — они меньше болеют и дольше живут.
Лечебный эффект молитвы связан с временным отходом от земных забот, признанием их незначительности в сравнении с вечными и незыблемыми ценностями. В качестве примера можно привести онкологических больных. Искренне и подолгу читая молитвы, они перестают бояться смерти, обретают оптимизм и уверенность в завтрашнем дне, преодолевают уныние. Все это приводит к вполне объективному росту иммунитета. И если сопротивляемость организма болезни растет, происходит самоизлечение.
Но не всякая молитва эффективна, а только та, что услышана Богом. Что это значит? Как ни странно, но ответ на этот вопрос есть у медиков. По их мнению, молитва, услышанная Богом, — та, что пусть и на короткое время, но полностью отстраняет нас от земной жизни. Это выражается в исчезновении или уменьшении быстрых корковых ритмов биотоков. И чем значительнее это уменьшение, тем глубже молитвенное погружение.
МОЛИТВА ИСЦЕЛЯЕТ.
Известно, что святые мученики благодаря молитвам и вере в Бога терпели страшные боли и жестокие мучения. Амвросий Оптинский страдал невероятно тяжелыми недугами, от которых, по мнению врачей, он бы умер через полчаса, будь он обычным человеком. Старец же прожил 79 лет. Да еще и умудрялся веселить приходящих к нему. Несмотря на постоянную боль, он был жизнерадостен и давал людям наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались. Толстой после беседы со старцем сказал: «Этот Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и легко стало у меня на душе, почувствовал близость Бога».
Схимонах Никита Валаамский в последние годы жизни тоже страдал от жутких болей. Уверившись в том, что приближается его кончина, он отказался от лекарств. Лишь молитва Иисусова не сходила с его уст и слова благодарности Богу. Тем и спасался, облегчал свои страдания.
Кембриджские ученые взялись изучить этот феномен. Каким образом молитва, медитация и вера в Бога облегчают страдания?
В Центре изучения мозга исследователи собрали двадцать глубоко верующих людей и столько же атеистов. Каждому из участников эксперимента с внешней стороны ладони закрепили электроды и пустили по ним небольшие разряды электрического тока. Во время испытания верующим предложили смотреть на икону Иисуса Христа, атеистам — на картину Гогена
«Мельница». За те 20 минут, что длился эксперимент, каждый испытуемый получил двадцать электрических разрядов. Но восприняли их все по-разному.
Те, кто смотрел на лик Христа, чувствовали себя в полной безопасности и не волновались, потому что были уверены, что о них позаботится Господь. При этом датчики показали, что они чувствовали боль на 15% меньше, чем те, кто лицезрел картину Гогена.
Прибор, сканирующий работу мозга, показал, что у верующих озарялась правая передняя часть мозга, что указывало на включение нейронной активности модуляции боли. Иными словами, они сами своим настроем подавляли и уменьшали боль. А вот у атеистов подобной мозговой реакции не было.
ВЕРУЮЩИЕ ЖИВУТ ДОЛЬШЕ!
Ученые из Торонто тоже зафиксировали различия в мозговой деятельности верующих и неверующих людей. Они провели тест, который позволяет при помощи электродов измерять мозговую деятельность.
Оказалось, что у религиозных людей значительно меньше активности в передней поясной коре — области мозга, изменяющей наше поведение под влиянием эмоциональных переживаний. Ученым удалось отследить четкую взаимосвязь: чем сильнее религиозное рвение, тем пассивнее эта область мозга и тем меньше ошибок совершает человек.
Канадские неврологи, подводя черту под своими исследованиями, заявили, что люди, умеющие искренне молиться, почти никогда не испытывают неопределенности и нервных расстройств. Они меньше переживают по поводу жизненных неудач, меньше злятся и расстраиваются и всегда чувствуют себя защищенными. А это, по мнению ученых, уже позволяет говорить об особых функциях, которые появляются у мозга верующего человека.
МОЛИТВА — ТА ЖЕ МЕДИТАЦИЯ.
Но почему молитва имеет непосредственное воздействие на мозг?
Да потому, что наша речь состоит из определенного спектрального состава, набора определенных частот, их комбинаций и амплитуд. На этом и построена молитва, имеющая много общего с музыкой и медитацией.
Кстати, сотрудники Уэйк-Форестского баптистского медицинского центра Северной Каролины (США) обещают, что скоро мы забудем про обезболивающие препараты, потому как медитация снимает боль гораздо лучше.
К таким выводам они пришли после небольшого исследования, в котором приняли участие десять добровольцев. Так как никто из них никогда до этого не занимался медитацией, все подопытные прошли экспресс-тренинг: их научили управлять дыханием и фокусировать внимание на отвлеченных мыслях.
Во время молитвы наш мозг погружается в «младенческое», «детское» состояние, когда нам кажется, что мы полностью защищены и счастливы
При этом к ноге каждого участника эксперимента был прикреплен специальный аппарат, нагревавший кожу до 32°C, что вызывало у испытуемых дискомфорт. Разобраться, как на все это реагировал мозг отчаянных добровольцев, специалистам помогла магнитно-резонансная томография.
Оказалось, что после часовой медитации активность в участке головного мозга, отвечающем за болевые ощущения, снизилась на 40%. В то время как морфий и другие болеутоляющие препараты дают в среднем 25-процентный эффект.
Татьяна Николаева
Поставьте оценку этой статье!
Господь совершает чудо только тогда, когда оно необходимо для спасения
иеромонах Иов (Гумеров)
Чудо – доступное внешнему наблюдению сверхъестественное действие или событие, производимое Божественною силою.
Производит чудо Бог. Совершает Он их в ответ на наши молитвы. Для совершения чуда нужна вера (Мф. 9:2; 9:28; 17:20; 21:21; Мк.9:23-24; Ин.14:12). Необходимо также жить по заповедям Божиим: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21). Очевидно, что неверующий не может совершить чудо. Не творит Господь чудо и через грешников: мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин. 9:31). Вера и исполнение заповедей – необходимые условия.
Однако это не значит, что человек может совершать чудо, когда пожелает. Когда Иисус Христос сказал: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его (Мк. 11:23), Он в образной речи показал великие возможности для верующего. Человеку не нужно передвигать земляные горы, когда вокруг столько громадных гор человеческого греха.
Господь установил законы видимого мира. Жизнь человека и дело его спасения совершается в пределах этого заданного порядка. Бог действует в мире, сохраняя естественный строй жизни. И только в определенных обстоятельствах, когда в этом есть особая необходимость, Он отменяет «естества чин». Потому чудес в жизни сравнительно немного. Господь подаёт чудесным образом помощь, когда все естественные возможности исчерпаны. И даже в этом случае Он совершает чудо только тогда, когда оно необходимо для спасения. В иных случаях полезно пройти через болезнь, чтобы в огне этих скорбей сгорели пагубные греховные страсти, являющиеся причиной серьёзного недуга, и сохранение которых может лишить человека вечной жизни.
Сам Господь определяет, через кого совершать чудеса. Одних Бог избрал святителями и пастырями, иных наделил разумом духовным, чтобы быть старцами, другим дал сугубую благодать творить в изобилии чудеса (свят. Николай, преп. Серафим Саровский, св. прав. Иоанн Кронштадтский и др.). В житиях некоторых великих святых мы не находим описания чудес.
Нужно сказать еще об одной стороне этого вопроса. Чудо всегда является духовным испытанием для того, через кого Бог его совершает. Прежде, чем творить чудеса, надо подняться на высокую и безопасную ступеньку смирения.
«Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что он сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань. Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. – Ученики спросили его: о чем плачешь, авва? – Старец отвечал им: сейчас пал великий столп Церкви! Это он говорил о молодом монахе. Но пойдите сами к нему, продолжал он, и посмотрите, что случилось! – Ученики идут, и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. – Увидев учеников Антония, монах говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, – и я надеюсь очистить грех свой и покаяться. Но по прошествии пяти дней он скончался» (Древний патерик).
Сейчас не мало совершается чудес. Сколько воскресает душ, которые казались совершенно умерщвленными грехом! Делает это Господь и через священников, но прикровенно, потому что смирения у людей сейчас мало.
В конце хочется рассказать об одном чуде, которое убеждает нас, что вера может, действительно, передвигать горы, когда это необходимо. Об исполнении слов Спасителя свидетельствует впечатляющее чудо, бывшее в 16 веке в Египте. Там свирепствовала чума. Один из врагов христианства, врач по профессии, распустил между турками молву, что вина постигшего их несчастия – христиане. «Ибо христиане, – объяснял он, – опускают в воду крест, что и явилось причиной настоящей смертной болезни». Эта клевета распространилась повсюду и стала известна и египетскому султану, который потребовал привести к нему патриарха Иоакима для личных объяснений. Патриарх явился. Султан сначала вёл с ним длинную беседу о вере, но, увидев, что он с глубоким убеждением и ясными доказательствами оправдал веру христианскую и опровергал ислам, приказал ему в оправдание Евангельских слов переставить гору, находящуюся по соседству с Каиром. Патриарх не поколебался в вере. Попросив несколько дней для молитвы, он с верными христианами постом, бдением и молитвами умилостивлял Господа и просил не посрамить их. В назначенное время при стечении множества народа патриарх сказал горе во Имя Христово, чтобы та двинулась со своего места и перешла на другое: гора сотряслась в основании и оставила своё место. Остановленная тем же Именем Христовым, она получила называние по-турецки дур-даго (стань гора).
Это чудо поразило врагов христианской веры. Не зная, чем поколебать их силу, они приготовили смертоносный яд и убедили султана, чтобы тот велел патриарху выпить его. «Ибо Христос, – говорили они, – сказал в Евангелии: если что смертоносное выпьют, не повредит им». Султан приказал подать патриарху яд. Полный веры в силу Креста Христова, патриарх осенил смертную чашу крестом и выпил. Он остался совершенно невредим. После этого, сполоснув стакан водой, патриарх просил, чтобы выпил её врач, приготовивший напиток. Отказаться было нельзя, потому что сам султан того требовал. Он выпил воду и тут же умер. Когда об этих дивных событиях узнал Константинопольский патриарх Нифонт, он послал в Александрию епископа Рандинийского Акакия и преподобного Феофила, чтобы они узнали подробно и удостоверились в том, что там произошло. Они подтвердили чудо. Сам преп. Феофил был дивный угодник Божий. Его святые мощи находятся в алтаре его келейной церкви святого Василия, расположенной в одной из живописных долин Афона близ Кареи. Когда проходишь мимо алтарной апсиды, то видишь отверстие в стене. Оно было проделано для того, чтобы миро, вытекавшее из св. мощей преп. Феофила Мироточивого, не переполнило алтарь.
Вопрос:
История христианства на земле – это история бесчисленных чудес, которые Господь посылает во укрепление исповедающим веру истинную. А известно ли что-либо доподлинно о чудесах в иных вероисповеданиях, и как относиться к данным фактам?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Приступая к решению этого вопроса, необходимо определить и разделить понятия: спасение, к которому ведет истинная вера, и милосердие Божие, которое простирается на всех, ибо Господь любит Свое создание: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Получение от Милосердного Бога помощи (иногда даже чудесным образом) еще не предполагает спасение.
В Священном Писании мы знаем примеры чудес, совершившихся над людьми, которые не исповедовали истинную религию. Во время голода в Палестине Господь Бог посылает пророка Илию в финикийский город Сарепту к вдове. Она была язычница. У нее чудесным образом не истощалась в течение некоторого времени мука и масло. Господь через пророка Илию воскресил сына вдовы (см.: 3Цар. 17: 9–24). Военачальника Немана, язычника, через пророка Елисея Бог исцелил от проказы (см.: 4Цар. 5: 1–19). Господь наш Иисус Христос избавил от демона дочь финикиянки-язычницы (см.: Мф. 15: 22–28; Мк. 7: 25–30). Евангелист Матфей также пишет: «И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф. 4:24). Во времена Спасителя Сирия была страной языческой.
Известен случай исцеления по молитве святого праведного Иоанна Кронштадтского татарина. «Приведу рассказ генерала от кавалерии Абациева, из которого видно будет, что отец Иоанн, пребывая в Ливадии во время болезни царя, исцелил силою своей молитвы заочно больного татарина. Генерал Абациев был флигель-адъютантом государя императора Александра III, когда царь умирал. Отец Иоанн жил в Ливадии. Одна дама просила генерала Абациева устроить ей свидание с отцом Иоанном. Генерал Абациев в 5 часов утра пошел к отцу Иоанну. У калитки садика дома, где жил отец Иоанн, уже была толпа, в том числе были и татары, которых полиция не пускала. На крыльце находилась плакавшая татарка. Полиция не понимала, что она говорила. Абациев же знал татарский язык, как уроженец Кавказа, и узнал от татарки, что она привезла больного мужа, который лежит в телеге на дороге, и умоляла допустить ее к мулле Иоанну. Абациев застал отца Иоанна за утренней молитвой, несмотря на 5 часов утра, и рассказал ему про татарку. Отец Иоанн сказал, чтобы татарку пустили. Через переводчика Абациева отец Иоанн спросил татарку, верует ли она в Бога? Получив утвердительный ответ, отец Иоанн сказал ей: «Будем молиться вместе, ты молись по-своему, а я буду молиться по-своему». Когда отец Иоанн кончил молитву, то благословил татарку, перекрестив ее. Затем Абациев с татаркой вместе вышел, и, к изумлению обоих, больной муж татарки уже шел навстречу совершенно здоровым. Из этого рассказа видно, что отец Иоанн силою молитвы своей исцелил даже больного магометанина» (И.К. Сурский Отец Иоанн Кронштадский. Гл. 23).
Обратим внимание, что все приведенные примеры свидетельствуют об одном: чудеса происходили тогда, когда стоявшие вне истинной веры обращались не к своей ложной религии, а к Господу Ииусу Христу или представителям истинной религии. Все обращавшиеся за помощью возвышались над своей религией. Вдова из Сарепты говорит пророку Илие: «Жив Господь Бог твой!» (3Цар. 17:12). Хананеянка пошла не к идолам, а к Спасителю и молила: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов» (Мф. 15:22). Татарка обратилась не к мулле, а православному священнику.
В 4-й книге царств есть очень ценное указание для решения нашего вопроса. Получив исцеления от проказы, Нееман говорит пророку Елисею: «Только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем» (4Цар. 5: 18). По своему служебному положению сирийский полководец должен будет сопровождать своего царя в капище. Царь будет опираться на руку своего вельможи, и тому придется поклониться Риммону – сирийскому «божеству» воздуха и бури. Нееман сознает, что это грех, и, по-видимому, боится, что проказа за это может вернуться к нему. Это библейское место дает ключ к решению вопроса, поставленного в письме: могут ли через молитвенно-обрядовые действия неистинной религии происходит чудеса. Священное Писание сурово обличает любое нарушение первой заповеди: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему служи» (Втор. 6:13). «Боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из-под небес» (Иер. 10:11). Сказано это было непосредственно о язычестве – религии народов, окружавших избранный народ. Но заповеди Божии не являются исторически преходящими. Они универсальны и относятся ко всем людям, даны человечеству на весь период его истории. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Поэтому и истинная религия может быть только одна. Не может быть несколько истинных религий. Христианство основано на Божественном Откровении. Без этого источника люди своими естественными силами познать Бога не могут. Степень отклонения от истины может быть разной, но любое отклонение ведет к лжедуховности. Поэтому совершенно очевидно, что чудес в этих религиях быть не может. Заблуждения и укоренившиеся ошибки не совместимы с Божественной правдой. Примеры, которые приводят представители этих религий, являются в действительности лжечудесами. Они совершаются демоническими силами. О ложных чудесах говорится в Священном Писании (см.: Исх. 7: 11–12; 8: 7; Деян. 8: 9–11; 13: 8). Духовная слепота и неведение не дает заблуждающимся возможности различать духов и понять источник подмен. Епископ Евсевий Памфил описывает, как мученик Астирий положил конец одному из таких «чудес»: «Около Кесарии Филипповой, которую финикияне называют Панеадой, показывают у подошвы горы Панейон источники, откуда берет начало Иордан; в эти воды в какой-то праздник бросают жертвенное животное, а демон силой своей делает его невидимым. Присутствующие провозглашают это удивительным чудом. Как-то Астирий оказался свидетелем всего происходящего; видя, как потрясена вся толпа, он сжалился над их заблуждением: возведя глаза к небу, он стал через Христа умолять Всевышнего изобличить демона-обольстителя и прекратить этот обман. Говорят, что, пока он молился, жертва всплыла наверх; чудо исчезло, и ничего диковинного в этом месте больше не происходило» (Церковная история. Кн. 7. 17). Отец Серафим (Роуз) в книге «Православие и религия будущего» приводит рассказ архимандрита Николая (Дробязгина), который на Цейлоне присутствовал на сеансе колдуна-факира. «Ошеломленные, мы не могли отвести глаз от этой поразительной картины». Далее отец Николай рассказал: «Я совершенно забыл о том, что я священник и монах, что мне вряд ли приличествует принимать участие в подобных зрелищах. Наваждение было так необоримо, что сердце и ум молчали. Но мое сердце было тревожно и больно забилось. Все мое существо охватил страх. Мои губы сами собой зашевелились и стали произносить слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!». Я почувствовал немедленное облегчение. Казалось, что какие-то невидимые цепи, которыми я был опутан, начинали спадать с меня. Молитва стала более сосредоточенной, и с ней вернулся мой душевный покой. Я продолжал смотреть на дерево, как вдруг, будто подхваченная ветром, картина затуманилась и рассеялась… Но вот что-то как будто стало твориться и с самим факиром. Он свалился набок. Встревоженный юноша подбежал к нему. Сеанс неожиданно прервался… Уже уходя, я невольно в последний раз обернулся, чтобы запечатлеть в памяти всю сцену, и вдруг – я содрогнулся от неприятного ощущения. Мой взгляд встретился со взглядом факира, полным ненависти. Это произошло в кратчайший миг, и он снова принял свою прежнюю позу, но этот взгляд раз и навсегда открыл мне глаза на то, чьей силой в действительности произведено это «чудо»». Случаются в этих религиях и исцеления, но они бывают оплачены дорогой ценой: душа попадает в плен к падшим духам.
Чем отличаются подлинные чудеса от ложных? По источнику и последствиям. Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Истинное чудо всегда духовно благотворно действует на человека. Вдова из Сарепты после возвращения к жизни ее сына исповедала: «Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3Цар. 17:24). Избавившийся от проказы Нееман говорит замечательные слова, обратившись к пророку Божию Елисею: «Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля» (4Цар. 5:15). Мы не знаем судьбу татарки, у которой святой праведный Иоанн Кронштадтский исцелил мужа. Однако чудо это в любом случае было впечатляющим событием, располагающим ее к Православию.
«У кого есть искренняя любовь к истине, того она изведет из тьмы заблуждения и приведет к свету истины. Пример – святой апостол Павел. Он искренне любил истину, всей душой был предан тому, что считал истинным, без всякой корысти. Потому, как только была ему указана истина не в том, что он считал истинным, он в ту же минуту бросил это ветхое, оказавшееся не истинным, и всем сердцем прилепился к новому, зримо явленному истинным… Истина о Христе ясна как день: взыщи и обрящешь. Помощь же свыше всегда готова искреннему искателю. «Неверующий уже осужден» (Ин. 3:18). За что же? За то, что, когда кругом свет, он остается во тьме» (Феофан Затворник, святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия).