Содержание
Обязательно ли ходить на Всенощное бдение?
Обязательно ли присутствовать на вечерней службе? Исповедаться ведь можно прямо во время литургии. Или все-таки присутствие на всенощном бдении должно стать для верующих таким же обязательным, как и присутствие на литургии?
Наша жертва Богу
Протоиерей Игорь Фомин
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):
Литургический день – совокупность всех богослужений суточного круга, венцом которого становится литургия.
Почему так трудно молиться на всенощном бдении и так легко на литургии? Потому что всенощное бдение – это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем, какими-то внешними обстоятельствами. А литургия – жертва Бога нам. И принимать ее часто бывает намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему.
Всенощное бдение в формальном плане – обязательное богослужение перед причастием.
Весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, он должен сделать нас лучше, настроить нас на жертву, которую Христос уготавливает нам при святом причащении.
Но бывают разные обстоятельства, при которых человек не может попасть на всенощную: сварливая жена, ревнивый муж, срочная работа и так далее. И это причины, которые могут оправдывать человека. Но если он не присутствует на всенощном бдении из-за того, что смотрит чемпионат по футболу или любимый сериал (обратите внимание, я не говорю здесь про гостей – все-таки это немного другое), тогда, наверное, человек внутренне грешит. Причем не перед церковным уставом, даже не перед Богом. Он просто обкрадывает сам себя.
Вообще обокрасть Церковь, храм – невозможно, даже если вынесешь оттуда все иконы и какие-то материальные ценности. Духовный мир – это не банк и не магазин. Ты не нанесешь Церкви ущерба своим недостойным поведением. А вот для тебя внутренние последствия этого – бедственны.
Каждый должен сам задумываться. Если у него есть возможность посетить всенощное бдение, то нужно это сделать. Если нет такой возможности, то стоит задуматься: а как я могу достойно провести этот вечер перед причастием, чтобы подготовиться к принятию святых Христовых Тайн. Может быть, не надо смотреть телевизор, а следует сосредоточиться на духовном размышлении?
Если человек хочет причащаться каждое воскресенье и переживает, если он еще и каждую субботу будет в храме и останется без выходных, без отдыха, возникает вопрос – а для чего ему причащаться каждое воскресенье?
Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Если твое сокровище в кинотеатре, у телевизора, на стадионе – отложи причастие до лучших времен: на недельку, на месяц, на год.
Здесь очень важна мотивация, которая движет человеком. Если ты привык причащаться каждое воскресенье, и это тебя духовно никак не изменяет, не преображает, тогда зачем тебе это?
Может быть, тогда взять меру частоты, которая есть в церковном уставе: причастие – раз в три недели. Время подготовки к причастию в уставе определено так: неделю – готовишься, постишься сухоядением, читаешь молитвы. Потом – причащаешься, неделю внутренне хранишь полученное, неделю отдыхаешь и опять готовишься. Есть вариант, когда форму подготовки ко причастию каждый обговаривает со своим духовником.
Если человек устанавливает себе определенный график причастия, – это хорошо. Только тогда он должен к этому таинству относиться соответственно.
Не только долг…
Протоиерей Александр Ильяшенко
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):
Прежде всего нужно сказать о красоте всенощной, содержательности, духовной и фактической ее насыщенности: в богослужении раскрывается и история праздника, и его значение, и смысл.
Но поскольку, как правило, люди не понимают, что читается и поется в церкви, то они многого просто не воспринимают.
Удивительно, что Русская Православная Церковь сохранила в полноте очень сложное, продуманное богослужение. Например, в Греции на приходах подобного уже нет. Там подстроились под современную жизнь, и это по-своему оправданно. Там вечерней службы нет, вечерня не служится, утро начинается с утрени.
Мы служим и вечерню, и утреню вечером. Это некая условность, но она продумана, и те, кто принимали решение именно о таком ходе богослужения, лучше нас понимали устав и решили, что так будет правильнее для сохранения верности традиции.
В Греции приняли другое решение. Утреня там служится, как правило, по одному типу. У нас есть всенощное бдение – торжественное, яркое, красочное, во время него поется много песнопений. В Греции – более однообразно, зато быстро. Вся служба, вместе с литургией занимает часа два. Но это именно в приходских храмах.
В монастырях, а тем более на Афоне, устав сохраняется во всей строгости. Всенощное бдение у них идет действительно всю ночь.
У нас – нет, и в этом тоже некая условность, некое сокращение. Но те, кто разрабатывали это, принимали решение о сокращении исходя из тех или иных обстоятельств, все-таки хотели сохранить для мирян красоту православного богослужения.
Но тут возникает трудность – живем мы в XXI веке: заняты, расстояния большие, люди утомляются, экология ужасная, здоровье, а лучше сказать, нездоровье, ей соответствует. Хотя думаю, что крестьяне, которые работали летом с утра до вечера не покладая рук, физически утомлялись побольше нашего. Но все-таки у них хватало сил для того, чтобы в субботу рабочий день закончить раньше, помыться в бане и пойти в храм на всенощную, а утром на литургию.
Нам, может быть, в чем-то и труднее, чем нашим недавним предкам, физически мы гораздо слабее. Но, тем не менее, мы призываем не прятаться за свои слабости, а находить силы и ходить на всенощное бдение, особенно тех, кто хочет причаститься. Чтобы они могли накануне литургии поисповедоваться, не занимая время воскресной службы.
Но если у людей маленькие дети, которых не с кем оставить, или есть какие-то другие объективные причины, не скажешь им: «Если вы не были на всенощном бдении, то причащаться не будете». Хотя кому-то так сказать и можно: если человек проявил именно разгильдяйство, леность, расслабленность…
Здесь нельзя быть категоричными, налагать на людей бремена неудобоносимые, но призывать их все-таки нужно. Человек должен понимать, что потрудиться стоит, и быть на всенощном бдении.
Важно стремиться к тому, чтобы наши прихожане полюбили богослужение нашей Церкви и считали не только долгом, но и радостью присутствовать в храме.
Без «социальной защиты»
Протоиерей Алексий Уминский
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):
Есть определенный круг богослужений, и всенощное бдение является необходимой частью воскресной службы. Но существуют жизненные обстоятельства определенного уровня, когда человек не в состоянии пойти на всенощную. Но он может пойти на литургию и причаститься святых Христовых Тайн.
Совершенно обычная практика богослужений в наших русских православных храмах за границей такова, что большинство прихожан, живущих в разных городах, приезжают только на воскресное богослужение. Поэтому в большинстве случаев в храмах существует только воскресная литургия.
Это связано и с тем, что если священник будет служить не только литургию, но и прибавлять к ней, скажем, утреню, то богослужение будет совершаться около четырех часов. Это не просто тяжело для восприятия, но и связано с расписанием транспорта, платой за парковку…
Но то обстоятельство, что служится только литургия, не является для прихожан, которые приезжают причащаться, преградой для принятия святых Христовых Тайн.
Но если у человека есть возможность посетить всенощное бдение, и он просто по лени, по нерадению идти не хочет, то тогда это может стать препятствием к причастию.
Да, получается, что храм «занимает» оба выходных обычного работающего пять дней в неделю человека. Но только живущие в XX, XXI веках привыкли к таким вещам, как два выходных. Раньше люди не имели такой «социальной защиты». Они шесть дней работали, а седьмой посвящали Господу Богу.
Вопрос не в том, можно ли вместо всенощной поваляться на диване. Тут ответ однозначный. Другое дело, что у людей могут быть вполне оправданные семейные заботы. В конце концов, именно на это время должны привезти заказанную мебель из магазина. Или – пригласили на юбилей дорогого для всей семьи человека. Если мы провели этот юбилей благочестиво, почему он может стать препятствием для причащения?
Но все это происходит не каждую субботу. А просто решить, что всенощное бдение – вещь необязательная, и я на нее ходить не буду, – неправильно.
Словарь «Правмира» — Богослужение, служба, Литургия
Как подготовиться к Исповеди и Причастию
О подготовке к Причастию
1. Накануне Причастия надо постараться быть на вечернем богослужении, которое состоит обычно из соединения вечерни и утрени. В суточном богослужебном круге Православной Церкви существует еще одна служба — малое повечерие, которая в приходских храмах обычно не служится, и поэтому существует благочестивый обычай накануне Причастия читать дома три канона из этого повечерия: покаянный канон, каноны Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю (обычно в молитвословах они есть). Утром или накануне вечером в день причастия читается «Последование ко Святому Причащению». К Причастию по словам православного богослова протоиерея Александра Шмемана можно готовиться в течение нескольких дней и даже целой недели, разделив молитвы и каноны на несколько дней. По его словам, жизнь христианина тогда будет сосредоточена правильно — вокруг главного таинства Церкви — святого Причащения. С практической точки зрения это также обоснованно: слишком много приходится читать в один день молитв рядовому рабочему христианину и это помимо вечернего богослужения. Есть опасность — молитву превратить в вычитывание текстов.
2. Подготовка к Причастию в церковной практике обычно соединяется с воздержанием в пище (постом). В современной традиции перед причастием принято поститься не менее трёх дней. О мере поста для болящих нет строгих правил. Этот вопрос можно решить, посоветовавшись с приходским священником.
3. В день Причастия, из благоговения к этому Таинству, принято ничего не есть и не пить и не курить до причащения. Евхаристический пост — так называется время, когда готовящийся к Причастию воздерживается от приёма пищи и питья по православной традиции длится не менее 6-ти часов. Это важно знать для готовящихся к Причащению за ночной литургией (например, на Рождество и на Пасху) или за литургией Преждеосвященных Даров (в некоторых храмах служится в дни Великого поста), совершаемой вечером.
4. Накануне Причастия супруги должны воздержаться от супружеских отношений. Не принято приступать к Св. Таинствам женщинам во время месячных циклов. Исключения составляют тяжёлая болезнь и некоторые другие ситуации, когда исповедь и Причастие необходимо.
Расписание служб
5. В нашем храме пророка Илии Божественная Литургия — служба, на которой происходит освящение Святых Даров и Причастие — служится по воскресеньям и праздничным дням в 8 часов утра.
6. Перед Причастием совершается таинство Исповеди. Исповедаться можно накануне на вечерней службе, которая начинается в 15 часов. При необходимости можно исповедаться утром на Божественной Литургии, в день Причастия.
Коротко о таинстве Исповеди
7. К исповеди мы должны подготовиться: постараться понять свой грех, чтобы потом в храме исповедать его.
8. Не надо пытаться объяснить что-либо священнику, думать о том, какое мы производим на него впечатление, упоминать оправдывающие обстоятельства, рассказывать о грехах других людей или подробности своих грехов. Мы должны, со страхом Божиим, помнить, что предстоим пред Богом, Которому не нужно ничего рассказывать или объяснять, ибо Он знает всё, что было, есть, и что будет.
9. Перед Богом не может оправдаться ни один человек: мы можем только покаяться и исповедать свои грехи. Но грехи надо исповедать твердо, ничего не утаивая.
10. Если человек намеренно умалчивает о каком-либо своем грехе на исповеди, то делает свое духовное состояние еще более тягостным и безысходным. Если мы не находим в себе сил раскаяться во всех своих грехах, то нужно постараться молитвой из сокрушенного и смиренного сердца просить у Бога благодатной помощи в нашем душевном бессилии.
11. «Внемлите, — обращается священник к кающимся перед таинством исповеди, — ибо Вы пришли в больницу (где можете получить исцеление от своих страданий), да не уйдете не исцеленными»
О том, в чем мы согрешаем
(для тех, кто впервые приходит в храм на исповедь)
12. В первый раз приступая к таинству исповеди, мы каемся в своих грехах перед Богом:
13. Неверии, кощунстве, богохульстве, отрицании существования Бога.
14. Тяжелым грехом являются попытки общения с падшими духами (бесами): гадание, волшебство, медитация, обращение к экстрасенсам, заговоры, кодирование, вера в приметы (суеверие); вступление в секты, принятие ложных философских и религиозных систем; богохульные, антицерковные, нелепые дела и слова, связанные с этим.
15. Согрешаем: чревоугодием, не хранением постов, пьянством.
16. Тяжелым грехом является употребление наркотиков с целью вызвать галлюцинации или иные изменения в своей психике.
17. Согрешаем: блудными грехами, внебрачным сожительством, изменой мужу, жене; противоестественными плотскими грехами; принятием блудных помыслов и мечтаний, чтением, просматриванием соблазнительных журналов, фотографий, газет, телепередач и проч. Бесстыдными словами, жестами, прикосновениями.
18. Грехом является использование противозачаточных средств и другое уклонение от деторождения в супружеской жизни.
19. Тяжелым грехом детоубийства является аборт.
20. Развод, с одной стороны, всегда является следствием грубого нарушения заповедей; с другой стороны, это нарушение заповеди само по себе. Последствия развода, как правило, уже трудно исправить, но мы должны хотя бы глубоко и искренне во всем раскаяться
21. Согрешаем: сребролюбием, пристрастием к деньгам и вещам, скупостью, отказом в помощи нуждающимся. Присвоением чужого или казенного имущества (воровством); не отданием или затягиванием долгов.
22. Бессмысленное расточительство — тоже грех.
23. Надо также знать, что грехом является небрежное обращение с вещами или небрежное исполнение служебных обязанностей, своих обязанностей в семье, и других.
24. Грех работать в воскресные дни и большие праздники.
25. Согрешаем: злобой на людей, памятозлобием, враждой. Оскорблением действием или словом. Намеренным причинением мучений и увечий; убийством, или покушением не убийство, грабежом. Проклинанием ближнего. Жестоким обращением с животными.
26. Завистью.
27. Согрешаем: унынием, малодушием, отчаянием, тоской. Покушением на самоубийство.
28. Сквернословием, празднословием, смехом циничным, унижающим и пр. Поступками низкими, стыдными (подслушиванием, подсматриванием, шантажом и пр.). Поступками бессовестными, циничными, соблазняющими.
29. Согрешаем: высокомерием, тщеславием, исканием известности, особых знакомств и расположения начальства, карьеризмом. Стремлением обладать вещами, вызывающими зависть у других. Поведением, унижающим и оскорбляющим окружающих. Внутренним превозношением над людьми, гордостью, осуждением.
30. Непочтением к родителям и вообще старшим, грубостью или панибратством с ними. Пренебрежением ими, отказом во внимании и помощи. Ненавистью, гордостным неподчинением всякому начальству, злословием его.
31. Жены согрешают непризнанием мужа главой семьи, мужья — вольным или невольным уклонением от ответственности за семью (вследствие пьянства, слабохарактерности и пр.).
32. Согрешаем: ложью, обманом, клеветой, лжесвидетельством. Изменой клятве, присяге; предательством.
33. Содействие греху других или втягивание в грех, особенно молодых или слабовольных людей, является тяжелым грехом.
Исповедь
Исповедь (Покаяние) — есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом получении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.
Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал Крещение покаяния во отпущение грехов; (и они) исповедовали грехи своя (Мк. 1,4-5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: «Елика аще свяжете (что вы свяжете) на земли, будут связана на Небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех» (Мф. 18, 18). По Воскресении же Своем действительно дал им эту власть, когда сказал: «Приимите Дух Свят: имже (кому) отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (на ком оставите, на том останутся)» (Ин. 20,22—23). Крещение омывает грехи, но не устраняет их в последующей жизни христианина. Именно для очищения человека от грехов существует Таинство Покаяния. Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов. Исповедь — это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведет к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет порочные наклонности и страсти, удерживает от новых грехов. Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении.
Когда и как совершается исповедь?
Исповедь обычно происходит после вечерней службы накануне литургии, или же начинается непосредственно в начале литургии возле одного из аналоев. Священник, принимающий исповедь, обычно бывает в одной епитрахили.
Батюшка полагает на аналой Крест и Евангелие, после чего начинает вычитывать чинопослежование к таинству для исповедников. После вычитывания молтв чинопоследования начинается собеседование священника отдельно с каждым исповедником.
Во время собеседования священник и исповедник стоят у аналоя. Кающийся стоит, преклонив голову перед лежащим на аналое святым Крестом и Евангелием. Исповедники, ожидающие своей очереди, должны стоять на некотором расстоянии от кающегося, чтобы перечисляемые ими грехи не были слышны.
По окончании собеседования с исповедником священник покрывает его голову епитрахилью и читает разрешительную молитву над кающимся. Произнося последние слова разрешения, священник осеняет голову исповедника крестным знамением. После этого исповедник целует святой Крест и Евангелие, лежащие на аналое, в знак любви и благоговения перед Господом и подтверждения твердости своего желания более не грешить.
Как подготовиться к первой Исповеди?
Подготовиться к Исповеди — значит посмотреть на свою жизнь и свою душу покаянным взглядом, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих, помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. При необходимости следует записать грехи (все свои нехорошие мысли, чувства и дела) для памяти, чтобы не упустить чего-либо во время совершения Таинства. Исповедь должна быть своя, а не переписанные из книги «подходящие» грехи и прочитанные священнику.
Желающему очистить свою совесть на Исповеди нужно:
— иметь твердую веру и надежду на Бога;
— иметь сокрушение о том, что прогневали Бога;
— простить всем своим врагам и оскорбителям все обиды;
— без всякой утайки объявить перед священником все грехи;
— положить твердое намерение впредь жить по заповедям Божиим.
Что должен знать желающий приступить к Исповеди?
При наличии законного таиносовершителя — православного священника — к Исповеди можно приступать в любое время и как можно чаще. Общепринятой является Исповедь перед Причастием (в наше время верующие люди, как правило, причащаются 1-2 раза в месяц, начинающим желательно причащаться не реже 4-5 раз в год). Исповедь — это не беседа. Если надо посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого другое время.
На Исповеди надо говорить только о своих грехах (ни в коем случае не стараясь обелить себя и судить окружающих) и просить у Господа прощения за свои прегрешения. К Исповеди можно приступать, только предварительно
со всеми примирившись. Исповедоваться, не примирившись — бесполезно, а причащаться так — смертный грех. Если по каким-либо причинам священник не имеет возможности выслушать подробно, то не надо смущаться краткостью Исповеди — Таинство совершилось во всей полноте. Но если какой-то грех лежит на совести камнем, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно. Никогда не надо смущаться тяжестью своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных.
Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?
Если снова согрешили или вспомнили забытый грех, то надо еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению.
Обязательно ли после Исповеди причащаться? Можно ли исповедоваться и уйти?
Причащаться после Исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для Исповеди. Для тех, кто хочет причаститься, исповедоваться обязательно.
Когда бывает Исповедь — до или после службы?
Обычное время совершения Исповеди — перед Литургией или во время нее, перед Причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда (при большом количестве народа) назначают особое время. Узнать о времени Исповеди желательно заранее.
С какого возраста надо исповедоваться ребенку?
Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но бывают и исключения: в зависимости от развития ребенка священник вправе немного изменить возраст в ту или другую сторону.
Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?
Церковь запрещает священникам открывать то, что им сказано на Исповеди снисходя к немощной совести кающихся грешников. Есть люди, которые стыдятся раскрывать раны своей души перед посторонними свидетелями.
А есть и такие люди, которые способны посмеяться над чужими грехопадениями. Ввиду этого, щадя немощных детей своих, Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила, священнослужитель может быть лишен сана.
Нередко батюшки отказывают в причастии людям, которые не были накануне на вечерней службе. Насколько это правомерно? Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов.
— Действительно ли Господь может простить любое преступление, даже самое ужасное?
— Мы об этом неоднократно говорили. Хоть мы и используем термин «простить», но нам надо глубоко почувствовать, что прощение Божие — это совсем не то, что бывает, когда один человек прощает другого. Просто в отношении человека и Бога нужно использовать совершенно другую терминологию — к сожалению, таковой нет. Первое, что пришло в голову — это музыка. Вот мы иногда говорим: музыка веселая или музыка грустная. Но на самом деле музыка не подразделяется на веселую и грустную. Просто одна музыка у большинства людей рождает впечатления грусти, а другая — радости, но это очень условно, потому что музыкальный язык-это не язык человеческой речи. Какие — то сходства есть. Вот, например, музыкант создает пьесу и называет ее «Капель», и каждый человек может услышать в этой музыке весеннюю капель, но если зачеркнуть название и написать «Колокольчик», то человек будет слышать перезвон колоколов у той же самой пьесы. Так же и здесь, мы говорим: Бог простил, но в это вкладываются совершенно другие понятия. Вот, например, мы поссорились, а потом решили помириться — что это значит? Это значит, что тот грех, который каждый из нас совершил друг против друга, становится небывшим, то есть мы переходим к отношениям, которые были до ссоры, то есть все забыли и простили друг друга. И также в отношениях с Богом. Вот человек согрешил тяжкий грех. Что значит «Бог простил»? Грех стал не бывшим, это не значит, что исторически он исчез, но исчезли последствия, и человек стал другим. Что значит «стал другим»? То есть в похожей ситуации он уже больше никогда такого не сделает — вот это и значит, что грех прощен. Самый распространенный грех у нас в стране — пьянство. Пьяницы царствия Божия не наследуют. Вот человек перестал пить — и ему даже не хочется, и он не стремится к этому и не покупает вино, и даже в гостях ему предлагают — он отказывается, не потому, что он зашился, а просто не хочет — это значит, Бог простил ему этот грех.
— Но к этому был долгий путь…
— Может, долгий, а бывает, что сразу. Вот у нас один мужик в деревне, Илья, он враз бросил пить, ему уже скоро 90, а 5 лет назад бросил курить, а курил с 12 лет.
Я говорю: «Ты что, бросил курить?»
— «Да»
— «А почему?»
— «Да что — то кашлять стал».
Взял и отрубил — вот такая воля у мужика. Вот он решил бросить и все. Что это значит? Это значит, что Бог ему простил грех. Конечно, Бог помог потому, что без помощи Божьей это не возможно. Я уж не знаю, молился он или нет, но это факт. Это прощение Божие. Это не значит «прости меня, пожалуйста», а завтра делают то же самое.
— Вот многие женщины каются в грехе аборта, совершенного много лет назад. Конечно, она его не совершает и других отговаривает, но грех мучает и давит. И что же? Бог не простил, раз давит?
— Нет, почему? Вот я у старца спрашивал, когда был молодым, как быть, если грехи помнятся и давят? Он говорил — это как епитимья, это чтобы ты не возгордился, не взялся бы кого — нибудь учить. Ты всегда помни, что ты убил свое дитя. Гитлер — и то лучше, он же своих детей не убивал — он был бездетный.
— Здравствуйте. Как определить, что является для конкретного человека крестоношением, и как научиться не уклоняться от этого?
— Ну, крест-это вся наша жизнь. Крестом является: наш климат, наша глиняная земля, наша история, наша судейская коллегия, наше правительство, наш чиновничий аппарат, наши хронические или вновь приобретенные болезни. Все крест. Пошел дождь — это крест, если мы зонтик не взяли, а солнце печет, жарко — это крест, в метро давка — крест, характер жены — крест, непослушание детей — крест, курящие вокруг люди — крест. Вот для меня являются крестом заплеванные наши мостовые. Вроде живем в столице нашего государства, а посмотришь — в хлеву и то чище. Вот это тоже крест, а как его нести- только с терпением.
— Отец Димитрий, объясните, пожалуйста, смысл изречения «кто унизит себя- тот возвысится, кто возвысит себя — тот унизится». Как это правильно понимать, и если можно, то на конкретном примере.
— Речь идет о земной и небесной жизни. На древних иконах изображаются всякие объекты в обратной перспективе потому, что наша земная жизнь — это есть небесная, только вверх ногами. То, что у людей считается высоко — перед Богом мерзость. Когда человек сам себя возвышает, тем самым он удаляется от Бога. Поэтому видим, что самые ярые безбожники – Ленин, например, при жизни в честь себя называли города и улицы, тем самым возвышали себя и удалялись от Бога. А тот человек, который смиряет себя, скромный человек — он перед Богом очень высок. Чем человек скромнее, чем смиреннее — тем в глазах Бога он выше.
— Александр из Петербурга спрашивает, кто такие книжники, и почему о них говорится как противниках Иисуса Христа наряду с фарисеями.
— Ну, книжники, они в большинстве своем принадлежали партии фарисеев, это такие пересекающиеся множества, если говорить математическим языком, поэтому мы, говоря о книжниках, можем спокойно говорить, что они фарисеи. В чем ущерб той религии, которая возникла на наследии святого пророка Божия Фарисея? В том, что, не видя духовной составляющей Ветхого Завета, Богом данного человеку, они ставили во главу угла исполнение моральных предписаний. А Господь наш Иисус Христос хотел добиться того, чтобы человек очистил внутренний склянец своей души, то — есть энергию души, ума и тела тратил не на исполнение внешнего правила, а увидел за правилами внутреннее духовное содержание — вот это большая проблема. Книжник изучал слово Божье с целью извлечь из него какое — то правило, какую — то инструкцию. Вот, например: три часа ночи, абсолютно пустынная улица и там красный светофор, подъезжаем к светофору и встаем — почему? Правило говорит: «красный свет-хода нет». С точки зрения здравого смысла это же полный абсурд: никого нет, и колеса не шуршат, ночь — если машина едет, то фары видно. Выскакивает человек в форме и говорит: вы нарушили правила. Не безопасность движения, никому нет никакой угрозы-а правило как таковое, то есть оно превращается в абсурд. Вот нечто подобное происходило и тогда. Книжники извлекали некие правила, потому что они были специалисты по тексту закона Божия из Священного Писания. И вообще каждый книжник заучивал какую — то часть Священного Писания наизусть. Это с такой целью было сделано, что если утрачен будет текст, то тут же книжники собираются и по памяти его восстанавливают, потому что писалось на таких носителях, которые подвержены опасности от огня или сырости. Они были большие специалисты в тексте, но, читая текст формально, не видели в нем глубины.
— Многие люди, начиная воцерковляться, ужасаются обилию правил в нашей церковной жизни и нередко задают вопрос: а действительно ли все это нужно и важно, или можно чем то пренебречь?
— Дело не в этом. Надо понять главный алгоритм — что такое христианство? И в свете этого увидеть правила, а у нас наоборот-человек начинает: правило-правило-правило, и от него ускользает христианство. Он превращается в современного книжника и фарисея.
Пришел человек на исповедь. К нему подходит к человеку батюшка и спрашивает: каноны читал?
Он говорит: не успел, вчера допоздна работал.
А ему в ответ: причащаться нельзя. И человек уходит в недоумении: неужели канон-это все?
Да нет. Дело в том, что до 18 века в нашей стране никто, кроме, может, монахов, никаких канонов никогда не читал. Эти правила возникли только в 18 веке, а так кто Иисусову молитву читал, кто «Отче наш». А что, священники не бывают фарисеи? Да сколько хочешь! Про таких в Писании сказано: сами не входят и для другим препятствуют. Они даже не смотрят на возраст, а может человек не видит? Такой формальный поход.
— И что, человеку смиренно уйти или можно пренебречь правилами?
— Каждый найдет свой собственный выход.
— Добрый вечер. Меня зовут Владимир. Скажите, пожалуйста, вот у святителя Игнатия читал, что чтобы стяжать искреннее покаяние, нужно иметь решимость оставить все свои грехи. Как найти эту решимость если ничего не получается, тем более, что по своему нерадению, гордыне и крайней греховности поставлен в такие условия, что если не молиться, то недалеко и до отчаяния дойти?
— Правильно вы все описали. Просто надо начать с малого, а потом переходить к более серьезному. Ну а какое — то самое минимальное усилие можно всегда сделать. А если человек не в силах сказать: «Господи, помилуй», то пусть скажет: «Господи!», так что дерзай, чадо, вера твоя спасет тебя.
— Письменная исповедь насколько соответствует устной исповеди, и может ли заменять одна другую?
— Ведь исповедь-это есть только орудие, а совсем не само покаяние, поэтому не важно, костыль у нас из алюминия или из дуба, важно чтобы было покаяние.
— Многие говорят: не могу сказать, стыдно, батюшка, прочитайте.
— Ну и что же, нормально. Так бывает.
— Если священник не принимает письменную исповедь. Пойти к другому?
— Ну не знаю, по — разному. Человек должен искать. Ищите и обрящете. Вот когда я был молодым, на Рождество, в Пасху, нигде не причащали в московских храмах, и мы находили священника, который соглашался нас причастить.
— Скажите, вам известно что-нибудь о том, что Госдумой были приняты поправки к Закону о среднем образовании, что теперь оно будет платным? Хотелось, чтобы вы прокомментировали.
— Миленький мой, я, к сожалению, не знаю. Как я могу прокомментировать то, что мне неведомо? Тут и так все ясно.
— Нередко батюшки отказывают в причастии людям, которые не были накануне на вечерней службе. Насколько это правомерно?
— Это абсолютно неправомерно! Вот, приведу пример. Когда я служил в Алтуфьевском храме, у нас была прихожанка Олимпиада, у нее была одна нога, и протез был деревянный. Она приходила в храм каждое воскресение, и только зимой, когда уже был лед, она не ходила. Я тогда причащал ее дома. И как с нее требовать, чтобы она две службы отстояла?! Это надо быть просто садистом. Священник должен быть человеком, который открывает людям вход в храм, а не закрывает перед их носом Царские врата. Но таких священников все — таки немного у нас в Москве. Я не знаю, как там дальше. Очень хорошо, когда человек присутствовал полный круг Богослужения, а так же хорошо, если у мирянина есть полный круг Миней, и когда он не может- он возьмет и почитает. Ну, понятно, что для большинства это невозможно. Апостол Павел никогда в жизни не причащался, отстояв всенощную, потому что ее тогда в природе не было, и Василий Великий также, поэтому требовать от человека того, чего не делал даже Василий Великий — это просто абсурд.
— Можно ли общаться с баптистами?
— Мы даже общаемся часто и с жуликами. А что баптисты? Это наши меньшие братья, почему с ними нельзя общаться? Если ты, конечно, не утвержден в православной вере, то они тебя забьют каскадом определенных цитат из Священного Писания, с определенным баптистским толкованием. А если ты ориентируешься в священном Писании, то наоборот, их можно очень легко поставить в тупик. А если общение просто дружеское, то у нас много общего — мы любим одного и того же Бога. Правда, они не любят святых, они себя считают святыми. А мы считаем, что мы спасены в надежде. Как Апостол Павел говорит: у них есть ряд заблуждений, которые противоречат церкви. Ну, если баптист-человек трезвый и способен слушать, что бывает нечасто, то ему можно легко показать его несуразности.
— Батюшка, а может лучше вообще обходить религиозные темы с такими людьми?
— Ну, если возникает спор, то, конечно, не надо. Немощного в вере, а баптиста можно воспринимать только как то принимать без споров об истине, с отеческой любовью и теплотой. Я лично очень хорошо к баптистам отношусь, у них много достоинств. Большинству православных я бы посоветовал у баптистов кое — чему поучиться.
— Может ли механическое упражнение йоги, без медитации для укрепления мышц, повредить духовному состоянию?
— Думаю, нет. Но с другой стороны, это все зависит от человека. Я думаю, если бы я занимался, что затруднительно с моим животом, то мне бы не повредило. Все от человека зависит -один рюмочку выпьет, и ничего, а другой выпьет рюмку — и буянит. Все мы разные.
— Как правильно использовать земельку освященную с могилки преподобного? Некоторые говорят — возьми, помогает.
— А не бывает освященной земельки. На память приносят. А так я не знаю. У нас в церковном обиходе не написано, что с этим делать. Я не в курсе. Вот у меня есть, например, кусочек штукатурки я храню, осыпалась от часовни Ксении Петербуржской. Тогда она еще не была прославлена, я как съездил в Петербург и взял себе на память, и вот храню. Или у меня еще хранится кусочек керамики, которой выстлан пол храма, где мой прадед служил, в селе Знаменское. Вошел в этот храм-выбиты окна, нет купола, и пол такой частично утраченный. Я и взял себе этот камушек. Вот как приятно, что мой прадед ходил по этому полу! Ну, для меня это святыня, а он сейчас прославленный человек, но это не значит, что его надо грызть и глотать.
— Дорогой отец Димитрий, по срокам кончины можно ли канонизировать Патриарха Алексея I? Можем ли мы, миряне, помочь приблизить это?
— Я думаю, нет. Это со временем выявится. У нас сейчас вокруг канонизации возникает какой — то ажиотаж. Что такое канонизация? Это прославление. Патриарх Алексей I прославлен на весь мир. Придет время — будут чудеса на его могиле. Это процесс естественный. Сходу этого не бывает.
— Батюшка, как не впасть в нерадение и преодолеть охлаждение к молитве после поста, если в пасхальные дни ощущаешь радость и некую расслабленность?
— Многих смущает, что в воскресные или в пасхальные дни нельзя поклоны делать, псалтырь читать…
— Опять нельзя! Ну, кто запретит? Ну, хочешь, я сейчас земной поклон сделаю? В храме — да, в храме определенный порядок, а дома в келье кто тебе хозяин? Ну, вот у нас в храме алтарники паникадило не зажгли — я им дал епитимью, покланялись, правда, не в храме, а дома — а чего такого? Чего в поклоне плохого, хорошая вещь — поклон.
— Боятся Бога этим обидеть.
— Иван Грозный все — таки душегуб или нет, и что можно почитать по этой теме?
— Ну, любую книгу по истории, и ясно, что душегуб. Причем государственная власть в отдельных случаях вынуждена прибегать к душегубству. У нас, слава Богу, смертная казнь запрещена, но все равно же боевиков гасят в джунглях Кавказа — вещь необходимая, иначе будут взрывать города. Элемент душегубства всегда присутствует, но Иван Васильевич это делал со сладострастием и иногда совершенно несправедливо. От него пострадало большое количество ни в чем неповинных людей.
— Что делать если ребенок 2.5 лет начал проявлять злость?
— Нужно его больше любить, и нужно, чтобы злость при нем никак не проявлялась. Изъять из дома всякие современные мультфильмы, где все время злость, драки, насмешки, хотя каждый человек, даже маленький, он грешный. Надо создать атмосферу неприятия зла, и тогда он увидит, что когда он проявляет зло — то все от него отворачиваются, и он будет чувствовать, что это неправда и начнет этому сопротивляться внутри себя.
— Любить и отворачиваться — это как?
— С педагогической целью. Когда человек любит…Влюбленный говорит своей возлюбленной- знаешь, я все время о тебе думаю. Очень даже часто бывает, что люди, любящие друг друга, звонят друг другу, так же и мы, если любим ребеночка, мы ни на минутку от него не отвлекаемся. Мы все время думаем о его душевном здоровье. Каждое наше слово и действие при нем должно нести воспитательный заряд.
— Нам заповедано непрестанно молиться. Как это возможно в современных условиях?
— Очень даже возможно. Молиться это же не значит все время произносить слова. Молиться — это значит иметь все время в уме и сердце Бога и никогда от него не отвлекаться.
— То есть мотив к поступку — это порадовать Бога?
— По идее — вся жизнь должна быть такова: едим ли, пьем ли – все делаем во славу Божию. Детей воспитываем для Бога. Все для Бога.
— Не намеренно сказала неправду батюшке на исповеди, и сразу признаться в этом не хватило духа. Причастилась с решимостью в ближайшее время все рассказать, но так потом и не получилось. Вот теперь мучаюсь. Может, в осуждение причастилась, коль обманула? И как быть теперь?
— Ну, всегда можно начать с начала, всегда покаяться.
— Батюшка, когда не хватает духа в чем-то на исповеди признаться…
— Ну, ты же сам сказал — написать тогда.
— Ну, написать стыдно.
— Ну что значит стыдно?! Стыд — он, конечно, жжет, но лечит как горчичник. Если человек не испытывает стыда — то это очень тяжелое духовное заболевание
— Многие люди говорят — вру для того, чтобы не было хуже потому что, сказав правду, можно сильно осложнить отношения. И как быть-перестать врать? Но тогда возникнут сложности, или же такая ложь возможна?
— Это надо конкретную ситуацию разбирать.
— Они возникают сплошь и рядом.
— Тут видно не конкретный ответ нужен, а какое то рассуждение.
— Мы уже говорили на эту тему. Бежит человек. Забегает в подъезд, звонит – откройте, спрячьте меня. За этим человеком бежит бандит с топором и звонит в дверь: к вам такой — то забегал?
Что нужно: правду сказать или «нет, не забегал»? Ну, ясное дело — соврать. Опять же, какой мотив — мы хотим этим спасти человека или соблюсти свою корысть? А потом же всегда можно промолчать.
— Нередко люди просят соврать, чтобы покрыть их грех содеянный.
— Ну, в каждой ситуации бывает по — разному. Если действовать не сгоряча, а разумно, можно в 99% случаев избежать дурной ситуации. Просто люди привыкли врать — самый простой путь с детства.
— Как правильно общаться с сестрами по вере и просто знакомыми, чтобы избежать празднословия и пересудов?
— Как говорил древний преподобный — бегай людей и спасешься. Как избежать? — Избежать общения. Чем меньше общаешься — тем меньше празднословия. В особенности с сестрами. С которыми сидишь в одной комнате бок о бок 5 дней в неделю и 8 часов в день. Трудная задача, но вполне выполнима.
— В таких коллективах достаточно жесткие принципы, и если ты им не подчиняешься — то тогда уходи. А куда уйдешь, если возраст предпенсионный? Из любой ситуации есть выход. Например, каждому сидящему в этой комнате на день рождения, на именины, на Рождество, на Пасху, на день рождения сына, мужа дарить коробку конфет и этим самым компенсировать недостатки своей молчаливости. Скажут – ну, это характер такой, зато конфеты дали. Если стоит задача, то надо ее решать. Готовых ответов все равно нет, потому что я посоветовал, а вдруг у них у всех диабет-они конфет не едят, значит надо чего -то другое.
— Родственница отказывается носить крестик. Как быть-уговаривать или отступится?
— Сжечь на костре. Зачем уговаривать? Апостол Павел креста не носил, апостол Петр тоже, Иоанн Богослов любил очень Христа, тоже креста не носил. Зачем уговаривать, если человек не хочет- я не понимаю. Можно уговаривать ребенка, чтобы он надел пальто, если на улице ветер- он как бы еще не понимает.
— У многих до паники, до трагедии доходит, если сынок или дочка снял крест, и всеми силами пытаются одеть обратно.
— Потому что относятся к кресту как к магическому амулету-это не правильно и греховно. Трагедия не в том, что он снял крест, который на веревочке висит на шее. Трагедия в другом, что он не христианин — вот это трагедия для верующего сердца. Но ведь полно людей, которые носят крест и не являются христианами. Что лучше — формально носить крест? По по — моему в этом больше кощунства.
— Ну, может, какая — то надежда теплится в душе, что раз крест носит — может, образумится. Или некоторые говорят — не причащается, но хоть святую водичку пьет.
— Ну значит, какая то связь с церковью сохраняется, но все равно этим же не спасается человек, а спасается только покаянием. То есть люди по — фарисейски требуют внешних признаков проявления религиозности, но это же в глазах Божьих ничто. А для некоторых вообще паника бывает-вы знаете, мы похоронили усопшего, а забыли крест надеть — что теперь делать? Ну чего-разрывать могилу, вскрывать гроб и надевать крест? На могиле стоит, и этого достаточно. Просто люди придают значение тому, что не имеет такого большого значения.
-Некоторые отцы даже не причащают, если человек без креста пришел.
— А откуда им известно, что без креста? Что, рентген делают? У меня деревянный крест, его рентген не показывает. Как можно определить?
— Скажем, человек сам признался.
— А- а – а, ну и нечего причащать. Если для него это такую формальную сущность имеет, ну вот и получай — лечись от магии.
— Ребенок ходил в церковь, причащался, молился, исповедовался, а в 14 лет стал сопротивляться, в 16 вообще перестал ходить в храм,и никакими силами его туда не затащишь. Что теперь делать?
— Ничего. Человек вырос. Что успели посеять — то будет потихонечку прорастать. Будет борьба идти в душе. Как говорил Ф.М.Достоевский — дьявол будет бороться с Богом. Апостасия детская переходит в апостасию мужескую, и он сам решает, в кого ему веровать, куда ему ходить, как ему жить.
— Но то, что ребенок перестал в церковь ходить-это что? Недостаток воспитания?
— Это недостаток примера отца. Он в своем отце не видел примера христианской жизни — вот в чем дело. Значит, эта семья не была домашней церковью — абсолютно точно в 99% случаев.
— Батюшка я знаю семью, мать, отец и дети ходили всегда в церковь. Потом один из детей говорит: я не хочу такой семьи, и все делает наперекор тому, что было в его семье.
— Вполне возможно. Дух противоречия. Что такое христианство? Это когда люди становятся в нравственном отношении самые лучшие. Когда сынок может сказать — мой папа самый лучший, потому что он никогда не от кого не видел большей любви, чем та, которую отец к нему направляет из своего сердца. И он будет как папа. Я хочу быть милиционером, как мой папа. Папа христианин и я христианин. А тут что — то не так. Значит, кто — то на улице, в классе, в школе, на экране оказался лучше папы — более привлекательным.
— Современный папа, если он заботится о семье, он работает, и ребенок с ним проводит времени гораздо меньше .
— Дело совершенно не во времени. Дело в том, что любит. Вот мой покойный отец оказал на меня и на других моих братьев колоссальное влияние. Он никогда нас ничему не учил. Он больше одной фразы в два дня не произносил, он всегда молчал. Он просто был. Вот его реакция — как он отвечает, как он ходил, как он смотрел, как он улыбался — вот это воспитывало. А совсем не время какое — то. Он тоже работал, все работают. А как, если отец не работает, то что же это за воспитание? Не работающий отец-кого он может воспитать? Настоящих уродов. У всех пап, которые не работают, дети — уроды.
— Уже почти 10 лет в браке, а Господь детей не дает. Скорбим и молимся, ездим к святыням, просим-но не дает Господь. Что это? Может, какой — то нераскаянный грех в жизни или какая — то другая причина?
— Ну, это надо у медиков спросить. В стране 1 миллион сирот-можно выбрать.
— Хочется своего.
— Да будет свой. Я вижу, у нас в приходе кто усыновили — через 2 месяца забывают напрочь, что он не свой. Кота купят на рынке и любят, а тут ребеночек.
— Смиряться надо, а смирения не хватает.
— Сочувствую — без смирения нет спасения.
— Ну а в этой ситуации, какие — то другие способы родить ребенка приемлемы?
— Смотря какие. Инсеминация приемлема.
— Или лучше подождать, как Бог ссудит, и проявить заботу о ком — то?
— Это, конечно, предпочтительней, потому, что, взяв сироту из детдома, ты спасаешь человека от тюрьмы — это большое благо. Ты, может, этим спасешь жизнь чью нибудь — не только его, а того, кому бы он в подъезде мог бы голову проломить, чтобы сумку отобрать. Потому что наша современная система обихаживания сирот — она не учит детей. Вот в наш детский дом прокуратура недавно пришла, спрашивают: что это детские трусики висят? Ну, отвечаем: дети постирали. Ка – а – ак??!!! Вы заставляете детей стирать? Представляешь, оказывается, по закону прокуратура против того, чтобы дети стирали за собой трусики, маечки. И что же тогда из них вырастет?
Вот на этом наша передача и подошла к концу. Помоги вам Господи.