Цвета богослужебных облачений 1
Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно) |
Голубой |
Крестовоздвижение (до отдания включительно) и другие праздники в честь Креста Господня |
Бордовый 2 или фиолетовый |
Св. ап. и ев. Иоанна Богослова |
Белый |
Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы (до отдания включительно) |
Голубой |
Навечерие Рождества Христова |
Белый |
Рождество Христово (до отдания включительно) |
Золотистый или белый |
Собор Пресвятой Богородицы |
Белый или голубой |
Обрезание Господне, Навечерие Богоявления, Богоявление Господне (до отдания включительно) |
Белый |
Сретение Господне (до отдания включительно) |
Голубой или белый |
Благовещение Пресвятой Богородицы |
Голубой |
Подготовительные Недели к Великому посту |
Фиолетовый или золотистый (жёлтый) |
Великий пост (седмичные дни) |
Тёмно-фиолетовый, багряный или чёрный 3 |
Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста |
Фиолетовый |
Литургия Преждеосвященных Даров |
Фиолетовый, багряный или чёрный |
Неделя Крестопоклонная |
Фиолетовый или бордовый |
Вход Господень в Иерусалим |
Зелёный или белый |
Страстная седмица |
Чёрный или тёмно-фиолетовый |
Великий Четверг |
Фиолетовый |
Великая суббота (на литургии, после чтения Апостола) и начало богослужения на Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно) |
Белый |
Пасха (до отдания включительно) |
Красный |
Вознесение Господне (до отдания включительно) |
Белый |
Пятидесятница (до отдания включительно) |
Зелёный |
Понедельник Святого Духа |
Зелёный или белый |
Рождество св. Иоанна Предтечи |
Белый |
Первоверх. апп. Петра и Павла |
Золотистый (жёлтый) или белый |
Преображение Господне (до отдания включительно) |
Белый |
Успение Пресвятой Богородицы (до отдания включительно) 4 |
Голубой |
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи |
Красный или бордовый |
Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста |
Золотистый (жёлтый) |
Богородичные праздники |
Голубой |
Памяти 5 Бесплотных Сил, свв. дев и девственников |
Белый |
Памяти пророков |
Золотистый (жёлтый) или белый |
Памяти апостолов |
Золотистый (жёлтый), белый или красный |
Памяти святителей |
Золотистый (жёлтый) |
Памяти мучеников |
Красный |
Памяти преподобных и Христа ради юродивых |
Зелёный |
Памяти благоверных князей |
Золотистый (жёлтый), зелёный или красный 6 |
Заупокойные богослужения (вне Великого поста) |
Белый |
Таинство Крещения |
Белый |
Таинство Венчания |
Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) |
1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) — «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».
2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.
3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.
4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.
5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.
6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.
Содержание
- Цвета облачения священников
- Почему облачения разного цвета?
- Зависимость цвета облачения от праздников
- Богослужебные цвета
- Богослужения
- 12 — Цвета богослужебных облачений
- Богослужебные цвета
- Богослужебное облачение
- Цвет облачений священников — что обозначает?
- Голубое облачение священника
- Белое облачение священника
- Фиолетовое облачение священника
- Красное облачение священника
- Зеленый цвет облачений
- Черный цвет облачений
- Желтое или золотистое облачение священника
- Облачения священников. Символика цвета
- Золотой
- Белый
- Красный
- Синий
- Фиолетовый
- Зеленый
- Черный
Цвета облачения священников
Люди, часто посещающие храм, заметили наверняка, что священники всегда служат в облачениях различного цвета. Почему такое бывает, и есть ли какие-то указания на этот счет?
Почему облачения разного цвета?
Священнослужители надевают облачения разного цвета не по своему желанию, а основываясь на указаниях Вселенских и Местных соборов, поучениях св. Иоанна Дамаскина, Ветхого и Нового Заветов.
Многие заметили, что и храм украшается соответственно под цвет облачения, который зависит от праздника. Например, в Великий пост храм одевается в черное, на Пасху – в красное, на Троицу – в зеленое. Некоторые женщины также стараются подбирать платки на голову и остальную одежду соответствующего цвета.
Что означают цвета:
- белый – цвет Божественного озарения;
- желтый – царский;
- голубой –непорочность и чистота;
- фиолетовый – страсти Христовы;
- красный – цвет крови мучеников и Христа;
- зеленый – цвет вечности, жизни;
- черный – покаяние, траур;
- темно-красный – цвет крови Христовой.
Теперь стоит рассказать в какие праздники и постные дни какой цвет используется.
Зависимость цвета облачения от праздников
В древней Церкви не было особых указаний насчет цвета облачений. Лишь во время похорон царя Петра Первого был издан указ священникам облачиться в черное. Отсюда и пошел обычай менять облачения в зависимости от события. Но во время других погребений священнослужители одеваются в белое — цвет Божественной Благодати, обещанной верующим.
Какого цвета облачения носят при различных событиях:
- Белый надевают в праздники Пасхи, Рождества, Крещения, Сретения, Преображения, Вознесения, всех Ангельских Сил, субботу Лазареву. Также в облачении этого цвета принято проводить Таинства Крещения, Венчания и при рукоположении священников.
- Желтый принято надевать в дни памяти пророков, царей, апостолов, равноапостольных святых.
- Облачение голубого цвета носят в праздники Богородицы.
- В красном служат на Пасху и праздники мучеников.
- Фиолетовый принято надевать в праздники Креста, в воскресенья во время Великого поста.
- В зеленом служат на Троицу, Вербное воскресенье, дни преподобных и юродивых.
- В черный цвет облачаются в будни Великого поста.
- Темно-красное облачение носят в Великий Четверг.
Ткани разных цветов приобретают в специальных магазинах и пошивают облачения.
Отец Стахий о цветах богослужебных облачений
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
☦ «Слепой» ☦ ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• ☦ ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• ☦ «Божий одуванчик». Первый раз Сашка просыпался от гула сепаратора и тихого разговора бабушкиных соседок. Они всегда по утрам собирались и молоко на сливки да «обрат» перегоняли. Что такое «обрат», Сашка знал точно, так как самолично его пробовал, и он ему не понравился. Было даже непонятно, как это теленок с таким удовольствием его пьет, а выпив, начинает ведро бодать, требуя добавки. Если «до ветру» бежать было не нужно, Сашка снова засыпал и вновь просыпался лишь тогда, когда скрипела калитка, расположенная как раз около окна, где стояла Сашкина кровать. Она, вообще-то, утром часто скрипела, но не будила до тех пор, пока через калитку не шел ОН. Сашка еще до скрипа слышал постукивание палочки по сухой утоптанной дорожке, затем палка стучала по самой калитке, та с особенным пугающим звуком открывалась. Сердце у Сашки замирало, но он все равно, сделав в накинутом на голову одеяле маленькую дырочку, приподнимался и осторожно выглядывал в окно у изголовья кровати. Высокая фигура слепого уже была видна только со спины, но Сашка все же боялся, что он возьмет и свернет к двери их хаты, а не пойдет, как обычно, через сад. Слепой не сворачивал, стук удалялся, страх уменьшался, а осмелевший Сашка шел в переднюю комнату, где на столе под темной иконой всегда стоял глиняный кувшин утреннего молока, большая кружка и отрезанная горбушка бабушкиного домашнего хлеба. Бабушки с утра в хате никогда не было, она ходила «управляться по хозяйству». Хозяйство заключалось в большом огороде с кукурузой, картошкой, кабачками, подсолнухом и прочими овощами, которые надобно было заготавливать на зиму. В хозяйство еще входила всякая живность, из которой Сашка уважительно относился лишь к корове и ее теленку. Гусей с индюками он не любил. Гуси вечно шипели и пытались ущипнуть его за ногу, а индюки, с грозным шорохом распустив хвост, клокотали что-то по-своему, всем видом показывая, что они Сашку за своего не признают. – Ба, – как-то вечером спросил Сашка, – а слепой, правда, страшный? – Чего он страшный, онучек? Ему просто Бог глаза не открыл. Но он по-своему все видит и все про всех знает, – ответила бабушка. Сашка такого объяснения понять никак не мог. Во-первых, было непонятно, почему Бог всем глаза открыл, а слепому нет, а, во-вторых, как это можно видеть с закрытыми глазами и все про всех знать? Сашка даже пытался сам с закрытыми глазами ходить, постукивая перед собой бабушкиной палкой. Как ни стучал, все равно через порог споткнулся и больно набил коленку. Почти каждое лето приезжал в деревню Сашка. Для бабушки он рос быстро, для себя – не сильно заметно, а вот деревенский слепой в своих серых брюках и таком же сером пиджаке, казалось, ничем не менялся. Как всегда, в одно и то же время по утрам все так же скрипела калитка, и раздавался знакомый стук его палочки. Сашка уже знал, что зовут его дядя Коля, но как ни старался, почти никогда первым поздороваться со слепым у него не получалось. Только соберётся сказать «Здрасьте, дядь Коль», а слепой уже говорит: – Здравствуй, Саша. И как он узнавал, что мимо Сашки проходит? Чудеса. Впрочем, его деревенские друзья-мальчишки рассказывали, что когда они на речку или на курган пойдут, то их матери всегда у слепого спрашивали: – Николай, ты не знаешь, где мой запропастился? И тот всегда отвечал: где, с кем и куда чадо искомое убежало. Прошли годы. После окончания школы Сашка собрался поступать в университет, да вот только силенок не хватило. По конкурсу не прошел. Огорчаться было некогда, так как вскоре вызвали в военкомат и вручили две бумажки с большими печатями. Первая – о призыве в армию, а вторая для прохождения медицинской комиссии, чтобы определить в какие войска неудачника абитуриента направить. Когда со сроками призыва определились, поехал Сашка к бабушке в деревню попрощаться. В те времена от армии не прятались, горя в двухгодичной службе не видели, даже поздравляли будущего солдата с тем, что он настоящим мужчиной станет. Бабушка же была грустной. Она часто присаживалась на древний табурет под иконой, перебирала сухонькими руками неизменный и всегда одеваемый фартук и все повторяла: – Ох, не дождусь, наверное, я тебя, онучек. В тот день к вечеру, когда Сашка приехал, он услышал знакомый стук палки. Дверь в хату отворилась, и вошел слепой. Дядь Коля был все такой же, может быть, лишь чуточку погрузнел. Все так же вверх смотрели его невидящие глаза, и по-прежнему на лице его была та же неизменная улыбка, любящая всех и вся. – Ну, здравствуй, Саша! – обратился слепой к будущему солдату, одновременно определив своим деревянным поводырём, где находится еще один свободный табурет. Дядь Коля присел и, еще не дождавшись ответа, продолжил: – Я тут тебе для армии очень полезную вещь принес. Сашка точно знал, что бабушка еще никому не успела рассказать о том, что ее внука в армию забирают, да и он сам никого из старых знакомых не встречал и о своей будущности не распространялся. – Дядь Коль, а ты как узнал, что я здесь и в армию меня забирают? – не удержался от вопроса Сашка. – Ну, что ты приехал, я услышал по шагам твоим, да и калитку ты так же открываешь, как и лет десять назад, а вот что в армию забирают, – тут слепой задумался, – наверное, Бог подсказал. У Сашки в те годы отношения с Богом были сложные. Он для него был интересен, но вот чтобы верить и как нынче говорят – исповедовать, такого не было. Вернее, когда Сашка на икону смотрел, то Бог становился реальностью, а без внешнего напоминания Он как-то в стороне находился. – И как же он тебе подсказал? – не удержался от вопроса Сашка. Дядь Коля от ответа не ушел и отговоркой не отделался, а как бы из своей слепой темноты на Сашку посмотрел и ответил: – У Бога свой язык. Он через сердце говорит. И затем, как бы понимая, что Сашка тут же задаст еще один вопрос по этому поводу, быстро добавил: – Так я же тебе вот что принес для армии. И слепой вытащил из внутреннего кармана своего серого пиджака маленькую, наклеенную на тонкую дощечку, иконку с изображением какого-то святого с мечом и в кольчуге. – Это кто? – спросил Сашка. Слепой удивился. – Неужто не знаешь? Святой это твой – Александр Невский. – Коль, так отберут же в армии, скажут не положено, – вмешалась в разговор бабушка. – Не отберут. Знаю, – уверенно сказал слепой. Так и произошло. Не отобрали, хотя покушений на образ святого было множество. И командир взвода в учебной части на Украине, и командир подразделения в Казахстане, да и сам замполит части пытались икону забрать. Не вышло. Так и осталась иконка у Сашки. ☦ ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• ☦ ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• ☦ Прошло много лет. Очень много. Ушла в мир иной, не дождавшись внука из армии, бабушка, а несколько лет назад похоронил Сашка отца. На годовщину смерти приехал уже поседевший Сашка домой к матери, а та попросила съездить в деревню, где родился отец, привезти на его могилку земли с Родины. Поехал Сашка. Бабушкиной хаты уже не было. Постарел сад. Заросли бурьяном тропинки детства. Дом же слепого дядь Коли так и стоял на том же месте. Сашка решился зайти, хотя и понимал, что вряд ли найдет там того, кого знал с тех, по человеческим меркам древних лет. Приоткрыл калитку. На скамейке у покосившегося от времени флигеля сидел в сереньком пиджаке старенький, седой слепой… Сашка долго не мог даже слово сказать. И лишь проглотив сжавший горло комок, пару раз вздохнув, произнес: – Здравствуй, дядь Коль! Слепой повернулся к Сашке. Глаза его, как и тогда, в далеком далеко, смотрели вверх. Слепой некоторое время молчал, как бы задумавшись, а, затем, на его лице появилась все та же добрая улыбка. – Ваня (так звали Сашкиного отца) уже помер, значит, это ты, Саша? ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР АВДЮГИН Источник: © 2013-2020 «Елицы» ☦ ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• ☦ ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• ☦
Богослужебные цвета
Богослужения
- Зачем нужны обряды? В. Легойда
- Зачем нужны обряды? В. Легойда
- Почему не принято сидеть при богослужениях?
- Почему не принято сидеть при богослужениях?
- Как справиться со временем митр. Сурожский Антоний
- Как справиться со временем митр. Сурожский Антоний
- Богослужебные цвета
- Богослужебные цвета
- О богослужении свящ. Сергий Мечев
- О богослужении свящ. Сергий Мечев
- Катехизация через богослужение диакон В. Чаплин
- Катехизация через богослужение диакон В. Чаплин
- Руководство к изучению Устава богослужения свящ. К. Субботин
- Руководство к изучению Устава богослужения свящ. К. Субботин
- Православное богослужение как школа богословия и богомыслия еп. Иларион
- Православное богослужение как школа богословия и богомыслия еп. Иларион
- О богослужении Православной Церкви митр. Вениамин (Федченков)
- О богослужении Православной Церкви митр. Вениамин (Федченков)
- Новая Скрижаль архиеп. Вениамин (Румовский)
- Новая Скрижаль архиеп. Вениамин (Румовский)
- Дни богослужения Православной Церкви прот. Григорий Дебольский
- Дни богослужения Православной Церкви прот. Григорий Дебольский
- Переводы Богослужебных текстов
- Переводы Богослужебных текстов
- Богослужебный язык
- Литургика — наука о богослужении
- Литургия – главная служба Церкви
- Церковное пение
12 — Цвета богослужебных облачений
Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно) |
голубой |
Крестовоздвижение (до отдания включительно) И другие праздники в честь Креста Господня. |
бордовый1 или фиолетовый |
Св. ап. и ев. Иоанна Богослова |
золотистый (желтый) или белый |
Покров Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы. (до отдания включительно) |
голубой |
Навечерие Рождества Христова |
белый |
Рождество Христово (до отдания включительно) |
золотистый или белый |
Собор Пресвятой Богородицы |
белый или голубой |
Обрезание Господне |
белый или золотистый |
Навечерие Богоявления Богоявление (Крещение Господне) (до отдания включительно) |
белый |
Сретение Господне (до отдания включительно) |
голубой или белый |
Благовещение Пресвятой Богородицы |
голубой |
Подготовительные Недели к Великому посту |
золотистый (желтый) или фиолетовый |
Великий пост (седмичные дни) |
Черный2, темно-фиолетовый или багряный |
Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста |
фиолетовый |
Литургия Преждеосвященных Даров |
черный, темно-фиолетовый или багряный |
Неделя Крестопоклонная |
фиолетовый или бордовый |
Суббота Акафиста |
голубой или фиолетовый |
Лазарева суббота |
белый |
Вход Господень в Иерусалим |
зеленый или белый |
Страстная седмица |
черный или темно-фиолетовый |
Великий Четверг |
фиолетовый или багряный (темно-бордовый) |
Великая Суббота (на Литургии после чтения Апостола) и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно) |
белый
|
ПАСХА (до отдания включительно) |
красный |
Вознесение Господне (до отдания включительно) |
белый |
Пятидесятница (День Святой Троицы) (до отдания включительно) |
зеленый |
Понедельник Святого Духа |
зеленый или белый |
Рождество св. Иоанна Предтечи |
золотистый(желтый) или белый |
Первоверховных апостолов Петра и Павла |
золотистый(желтый) или белый |
Преображение Господне (до отдания включительно) |
белый |
Успение Пресвятой Богородицы (до отдания включительно)3 |
голубой |
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи |
красный или бордовый |
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных |
белый или красный |
Господские средние праздники, седмичный и воскресные дни вне Великого поста |
золотистый (желтый) |
Богородичные праздники |
голубой |
Памяти4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников |
белый
|
Памяти пророков |
золотистый (желтый) или красный |
Памяти апостолов |
золотистый (желтый) |
Памяти святителей |
золотистый (желтый) |
Памяти мучеников |
красный |
Памяти преподобных и Христа ради юродивых |
зеленый |
Памяти благоверных князей |
золотистый (желтый), зеленый или красный5 |
Заупокойные богослужения (вне Великого поста) |
белый |
Таинство Крещения |
белый |
Таинство Венчания |
Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) |
1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.
2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.
3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.
4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.
5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.
Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)
Источник: Богослужебные указания на 2017 год.
Назад к списку
Богослужебные цвета
Все, кто присутствовали хотя бы один раз на православном богослужении, обязательно обращали внимание на красоту и торжественность одеяний. Цветовое разнообразие является частью церковно-литургической символики и является не только услаждением взора, но и определенными атрибутами церковных служб.
Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; их совокупность — белый цвет, и противоположность последнего — черный. Каждый цвет усвоен определенной группе праздничных или постных дней.
Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, образ Божественного нетварного света. Именно таким цветом, «белыми, как снег» стали одежды Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор во время Преображения . Это цвет абсолютной чистоты, который свойственен одному только Богу.
В белых облачениях служат в великие Господские праздники, например: Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения, Преображения, Благовещения; в них начинается Пасхальная утреня.
Кроме этого, белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.
Красный цвет — это цвет Пасхальных торжеств. Он, вслед за белым, продолжает богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это символ неизреченной, пламенной любви Божией к грешному человеческому роду. Кроме этого, красный цвет- это цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.
Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами в честь величия и достоинства Христа, Царя славы. Это цвета принадлежат воскресным дням, как дням торжества и сияния славы Господней, которая неизмеримо больше и ярче, чем солнечный цвет. Кроме того, в желтых одеяниях священники Церкви почитают особых Божиих избранников — пророков, апостолов и святителей.
Зеленый цвет образуется в результате слияния желтого и голубого. В Церкви он принят в дни преподобных отцов и указывает нам на то, что их монашеский подвиг освятил греховную человеческую природу соединением со Христом (желтый цвет), а житие подвижника по Божиим законам возводит его на небо (голубой) .
В зеленых цветах по древней традиции служат в Вербное Воскресение, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа.
Синий (голубой) — это небесный цвет и он принадлежит Богородичным праздникам. Этот цвет напоминает нам о том, что Пресвятая Дева вместила в себе, в Своей Пречистой утробе, Невместимого- небесного Господа Иисуса Христа. который через рождество от Нее пришел к людям для нашего спасения.
Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня и воскресений Великого поста. Он образуется в результате соединения двух цветов — красного и синего.
Красный цвет — это цвет крови Христовой и Его Воскресения, а синий показывает нам то, что Его страдания открыли нам путь в небо, путь к нашему спасению от грехов.
Что обозначает цвет облачения у священника? Почему цвет облачений меняется в зависимости ото дня? Какой цвет полагается священнику на службу в Рождество? На Пасху? В другие праздники? Цвета облачений: рассказываем главное, что нужно знать.
Богослужебное облачение
Богослужебное облачение разнообразно и зависит от сана священника, священник ли это вообще (может быть диакон, например, или пономарь), а также — от тех или иных моментов служб.
Подробно о том, из чего состоит богослужебное облачение священника, мы обязательно раскажем. Но если говорить сейчас в самых общих чертах, то его отличает внешняя торжественность, и без него — надетым частично или полностью — священник не может совершать богослужение или некоторые Таинства. Например, священник не может служить или исповедовать без епитрахили.
В зависимости ото дня, когда проходит служба, облачение свящнника может быть разных цветов: желтым, красным, голубым, фиолетовым, черным, белым или зеленым. Другие цвета не используются.
Цвет облачений священников — что обозначает?
Набор цветов, которые используются в храме, сложились в Церкви традиционно — за два тысячелетия. Причем облачаются в разные цвета не только священник, но и все, кто сослужат ему — диаконы, алтарники, пономари. Также в зависимости ото дня меняется цвет облачения престола и, по возможности иные, детали в устройстве храма (например, на Пасху в некоторых храмах лампады меняют на красные — в цвет этого Праздника).
фото: patriarchia.ru
Что означает цвет облачения священника? С одной стороны, каждый цвет действительно приобрел свое символическое значение в Церкви и с этой точки зрения установились некоторые негласные правила. Например, все Богородичные праздники священники служат в голубом, а Пасхальные дни — в красном.
С другой стороны, цвет облачений — это именно традиция, а не догмат, поэтому в тех или иных случаях, в зависимости от храма, принципы выбора цвета могут незначительно отличаться. Но в общих чертах правила формирования цвета облачений священника одинаковы всюду и выглядят так:
Голубое облачение священника
Здесь и далее фото облачений: pravmagazin.ru
Полагается для Богородичных праздников. Например: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) или Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Или в день празднования особо чтимых Богородичных икон.
(Кстати, если у храма купол голубого цвета, то он тоже, скорее всего, освящен в честь Богородичного праздника. Хотя в целом, для куполов в отношения цвета каких бы-то ни было правил нет вообще… См. текст: сколько куполов бывает у храмов и какие они бывают?)
Белое облачение священника
Предназначается для праздников Рождества Христова (7 января), Богоявления Господня (18 января), Вознесения Господня (дата зависит от дня Пасхи), Преображения Господня (19 августа) и Обрезания Господня (14 января).
В белое священники, диаконы и алтарники облачаются также в дни Рождества Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова, а кроме того в дни памяти бесплотных сил, дев и девственников.
Погребрение, как правило, также совершается в белых облачениях, а не черных — потому что смерть в христианстве — это не трагическое событие, а наоборот — светлое, ибо душа уходит в Вечность.
Белые ризы используются и во время совершения Таинств Крещения и Венчания.
Фиолетовое облачение священника
Предназначается для праздников Креста Господня. Например — Воздвижение Креста Господня (27 сентября).
Кроме того, в фиолетовое священники облачаются во врем Великого Поста в Воскресные дни и дни Больших Праздников. Например — в День Торжества Православия, который празднуется в первое воскресение Поста.
Красное облачение священника
В красное священнослужители облачаются в дни памяти мучеников. Кроме того — это цвет Пасхальной седмицы. Хотя в ходе самого пасхального богослужения принято, что священники попеременно надевают облачения разных цветов, а встречают само Воскресение Христово и первую весть «Христос воскресе!» провозглашают в белом.
В Великий Четверг — последний четверг перед Пасхой — священник тоже облачаются в красный (память о Крови, данной Христом своим ученикам на Тайной Вечери) — но в красной темного оттенка, чтобы он не был Пасхальным.
Зеленый цвет облачений
Зеленые облачения предназначаются для праздников Святого Духа (51-й день после Пасхи), Святой Троицы (50-й день после Пасхи), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и кроме того — в дни памяти юродивых, подвижников и преподобных.
Черный цвет облачений
Черный цвет облачений полагается для постов. Причем, в некоторые дни это может быть не только черный, но темно-синий или темно-зеленый. Однако в Великий пост — особенно в Страстную Седмицу — облачение исключительно черное.
Исключением для «постных» облачений являются Большие Праздники или Воскресные дни, когда священники тоже облачаются в фиолетовое облачение или в черное, но с золотой или цветной отделкой.
Желтое или золотистое облачение священника
Желтый цвет — апостолов, пророков, святителей и иных служителей Церкви.
Кроме того в этот цвет священник может облачаться в небогатых или сельских приходах в те дни, для которых у него нет облачений соответствующего цвета.
***
Про облачение священника можно сказать еще то, что шьется оно, как правило, из шелка или парчи.
При этом, облачение на узоре может быть самым разнообразным. Например, «минималистичным», как это:
Или наоборот — с изысканным узором, как вот это:
Однако выбор узора, в отличие от цвета облачения, совершенно не несет в себе правил и целиком и полностью зависит от вкусов тех, кто шьет и того, кто это облачение приобретает.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
И еще в Фейсбуке!
«Разные цвета священнических облачений (а одновременно и облачений св. престола, жертвенника и аналоев, которые должны облачаться в облачения такого же цвета, как и священнические ризы) имеют символическое значение, и разным дням и праздникам богослужебного года обычаем усвоены облачения соответствующих цветов.
Так: великопостные облачения должны быть черного цвета (в старину бывали и фиолетового), в воскресные дни Великого поста — облачения темно-красного (или тоже фиолетового) цвета; в Лазареву субботу — воскресное облачение золотистого или белого цвета; в Великий четверток — красного цвета; в Великую субботу — белого цвета, начиная с чтения Евангелия (после пения «Воскресни, Боже,» когда происходит переоблачение всего храма из черного цвета в белый); от первого дня Пасхи до Отдания Вознесения Господня — облачение белого цвета; в Неделю Пятидесятницы (Троицын день) — облачение зеленого, или тоже белого цвета; во весь Петров пост — красного цвета; во все праздники Св. Апостолов и Св. Мучеников — красного цвета; в праздники св. Пророков — зеленого цвета; во все Богородичные праздники — голубого цвета, как равно и в Успенский пост, исключая праздник Преображения до отдания, когда облачение белого цвета; в праздники св. Иоанна Предтечи — красного цвета; в праздник Воздвижения Креста Господня — красного цвета или фиолетового; в дни Рождественского поста — красного цвета; в период времени от Рождества Христова до отдания Богоявления — белого цвета. Во все воскресные дни, кроме периода постов, употребляются облачения золотые или золотистого цвета. Неправославным обычаем, навеянным нам в Запада, надлежит признать надевание облачений черного цвета при совершении отпевания усопших и панихид. Православная Церковь не представляет себе смерти чем-то мрачным, а наоборот рассматривает смерть, как радостный переход к лучшей жизни, к соединению со Христом, а потому более прилично употреблять в таких случаях облачения светлые, но никак не мрачные, траурные, черного цвета, что свойственно только «не имущим упования»» (Вопросы и Ответы, стр. 24).
В Московском Успенском соборе имеется собственный устав относительно цвета облачений. Предписывается следующий порядок:
- Во дни воскресные и праздники Господские — золотое, красное и другое, по рассуждению и назначению архиерея.
- В праздники Входа Господня в Иерусалим и Пятидесятницы — зеленое.
- Во дни выноса креста: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста, 1-го августа — Происхождение честных древ Честного и Животворящего Креста (за всенощным бдением) и в неделю Крестопоклонную — фиолетовое или синее.
- В дни Богородичные — голубое или белое.
- От Пасхи до отдания Вознесения — белое, хотя бы в это время случились заупокойные служения.
- Белые же употребляют: а) во дни крестных ходов на водоосвящение (в праздники: Богоявления, Преполовения Пятидесятницы и 1-го августа на литургии); б) Накануне Богоявления — на часах и литургии; в) в праздники Вознесения и Преображения, а так же на литургии, в четверток и субботу Страстной седмицы.
- В праздники Апостолов — красное.
- В Великий пост, а также в дни заупокойные и на панихидах — черное или темноватое.
- Успенский пост, кроме Преображения — голубое» (Моск. Руковод., стр. 244).
Здесь можно заметить, что священник и диакон должны придерживаться общепринятых правил о ношении облачения, соответственно совершаемому богослужению. В приходских храмах вечерню, повечерие, полунощницу и утреню священник совершает в рясе. Крест носится поверх облачения. Литургия всегда совершается в полном облачении, т.е. в подризнике, епитрахили, поясе, поручах и фелони, а имеющие на то благословение надевают также набедренник и палицу.
Цвета богослужебных облачений 1
Рождество Пресвятой Богородицы(до отдания включительно) | Голубой |
Крестовоздвижение(до отдания включительно)и другие праздники в честь Креста Господня | Бордовый2 или фиолетовый |
Св. ап. и ев. Иоанна Богослова | Белый |
Покров Пресвятой Богородицы,Введение во храм Пресвятой Богородицы(до отдания включительно) | Голубой |
Навечерие Рождества Христова | Белый |
Рождество Христово(до отдания включительно) | Золотистый или белый |
Собор Пресвятой Богородицы | Белый или голубой |
Обрезание Господне,Навечерие Богоявления,Богоявление Господне(до отдания включительно) | Белый |
Сретение Господне(до отдания включительно) | Голубой или белый |
Благовещение Пресвятой Богородицы | Голубой |
Подготовительные Недели к Великому посту | Фиолетовый или золотистый (жёлтый) |
Великий пост(седмичные дни) | Тёмно-фиолетовый, багряный или чёрный 3 |
Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста | Фиолетовый |
Литургия Преждеосвященных Даров | Фиолетовый, багряный или чёрный |
Неделя Крестопоклонная | Фиолетовый или бордовый |
Вход Господень в Иерусалим | Зелёный или белый |
Страстная седмица | Чёрный или тёмно-фиолетовый |
Великий Четверг | Фиолетовый |
Великая суббота(на литургии, после чтения Апостола)и начало богослужения на Пасху(до утрени 1-го дня Пасхи включительно) | Белый |
Пасха(до отдания включительно) | Красный |
Вознесение Господне(до отдания включительно) | Белый |
Пятидесятница(до отдания включительно) | Зелёный |
Понедельник Святого Духа | Зелёный или белый |
Рождество св. Иоанна Предтечи | Белый |
Первоверх. апп. Петра и Павла | Золотистый (жёлтый) или белый |
Преображение Господне(до отдания включительно) | Белый |
Успение Пресвятой Богородицы(до отдания включительно) 4 | Голубой |
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи | Красный или бордовый |
Господские средние праздники, седмичные и воскресные дни вне Великого поста | Золотистый (жёлтый) |
Богородичные праздники | Голубой |
Памяти 5 Бесплотных Сил, свв. дев и девственников | Белый |
Памяти пророков | Золотистый (жёлтый) или белый |
Памяти апостолов | Золотистый (жёлтый), белый или красный |
Памяти святителей | Золотистый (жёлтый) |
Памяти мучеников | Красный |
Памяти преподобных и Христа ради юродивых | Зелёный |
Памяти благоверных князей | Золотистый (жёлтый), зелёный или красный 6 |
Заупокойные богослужения(вне Великого поста) | Белый |
Таинство Крещения | Белый |
Таинство Венчания | Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) |
1 Указания на цвет облачений излагаются с учётом установившейся церковной практики, а также главы 4-го тома «Настольной книги священнослужителя» (М., 1983. С. 148) — «Цвета богослужебных облачений. Символика цветов».
2 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Христова в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более тёмного оттенка, чем пасхальные.
3 В древности в Православной церкви вовсе не было чёрных облачений, а в Великий пост служили в «багряных ризах», то есть в тёмно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совершаться и в фиолетовых облачениях, но более тёмного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.
4 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.
5 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остаётся золотистым.
6 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зелёных облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в мученических ризах.
Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики двета.
Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.
- Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений — золотой (желтый), всех оттенков.
- Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений — голубой и белый.
- Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений — фиолетовый или темно-красный.
- Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений — красный. (В Великий четверг цвет облачений — темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле — белая пелена.)
- Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений — зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Свя-таго Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
- В период постов цвет облачений — темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни — темный с золотой или цветной отделкой.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.
В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно — монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» — в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.
В каноне богослужебных облачений нет «своего места» у оранжевого цвета. Однако он присутствует в Церкви с древнейших времен. Этот цвет очень тонкий, и не всякий глаз воспринимает его правильно. Будучи соединением красного и желтого цветов, оранжевый цвет в тканях практически постоянно скользит:
с оттенком в сторону желтого он воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного — как красный. Такая неустойчивость оранжевого цвета: лишила его возможности занять определенное место в ряду общепринятых цветов для облачений. Но практически он часто встречается в церковных ризах, которые считаются либо желтыми, либо красными.
Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет, как символ света, все семь цветов спектра солнечного света и черный цвет.
Церковная литургическая литература хранит полное молчание о символике цветов. Иконописные «лицевые подлинники»указывают, какого цвета одеяния следует писать на иконах того илк иного святого лица, но не объясняют почему. В связи с этим «расшифровка» символического значения цветов в Церкви довольно-затруднительна. Однако некоторые указания Священного Писания. Ветхого и Нового Заветов, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, творения, которые связаны с именем Дионисия Ареопагита, некоторые замечания в деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки цветовой символики. Помогают этому и труды современных светских ученых. Много ценных указаний по данному предмету содержится в статье нашего отечественного ученого В. В. Бычкова «Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве» (Вопросы истории и теории эстетики». Изд. МГУ, 1975, с. 129 — 145.). Автор основывает свои выводы на данных истории, археологии и толкованиях вышеуказанных учителей Церкви. На иных источниках строит свою работу Н. Б. Бахилина (Н. Б. Бахилина. История цветообозначений в русском языке. М., «Наука», 1975.). Материалом для ее книги служит русский язык в памятниках письменности и фольклора от XI в. вплоть до современности. Замечания о символическом значении цветов у этого автора не противоречат суждениям Бычкова, а в ряде случаев прямо подтверждают их. Оба автора ссылаются на обширную научно-исследовательскую литературу.
Предлагаемая ниже трактовка основных значений цветов в церковной символике дается с учетом современных научных исследований в этой области.
В сложившемся каноне церковных богослужебных облачений-мы по существу имеем два явления — белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит (или на которые’ он разлагается), и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. (Н. Б. Бахилина в указанной книге отмечает, что в сознании русских людей с глубокой древности черный цвет имел два разных символических значения. Он, в противоположность белому, означал нечто принадлежащее к «темным силам», «сонмищу бесов», смерти в одном своем смысле и монашескую одежду как знак смирения и покаяния — в другом (с. 29-31).)
Спектр солнечного света-это цвета радуги. Семицветная радуга составляет и основу цветовой гаммы древних икон. Радуга, это поразительное по красоте своей явление, была представлена Богом Ною как знамение «завета вечного между Богом и между землею и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт. 9, 16). Радуга, подобно дуге или мосту, переброшенным между некими двумя берегами или краями, означает и связь между Ветхим и Новым Заветами и «мост» между жизнью временной и вечной в Царстве Небесном.:
Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе как Ходатае за весь род человеческий, дабы он более не был истребляем волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В Откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя, Сидящего на престоле, «и вокруг престола радуга» (Откр. 4, 3). В другом месте он видит «Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга» (Откр. 10, 1). Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9, 3). А снег при ярком блистании на солнце дает, как известно, именно радужные переливы.
Последнее особенно важно отметить, потому что в церковной символике белый цвет-не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета.
Внешний, вещественный, земной свет всегда рассматривался Церковью лишь как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определенных Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определенным духовным явлениям и лицам. Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. Святые и ангелы в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена «жена Агнца» — Церковь. Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветий радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит «Новый Иерусалим», духовно также означающий Церковь — «жену Агнца». Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Кровию Своей Церковь в таинстве Причащения. Ангелы опоясаны по персям золотыми поясами, на главах Христа и окружающих Его старцев-священников Тайнозритель видит золотые венцы.
Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый цвет. Оно имеет и особое смысловое значение — царственной славы, достоинства, богатства. Впрочем, это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа «Божественного света», «Солнца правды» и «Света миру». Господь Иисус Христос есть «Свет от Света» (Бога Отца), так что понятия царственного достоинства Небесного Царя и присущего Ему Божественного света объединяются на уровне представления о Едином в Троице Боге, Творце и Вседержителе.
В. В. Бычков в указанной статье пишет об этом так: «Свет играл важную роль практически на любом уровне восточнохри-стианской культуры. Весь мистический путь «познания» первопричины в той или иной форме был связан с созерцанием в себе «Божественного света». «Преображенный» человек мыслился как «просветленный». Свет, освещение, возжигание различных светильников и свечей в определенные моменты службы, светильнич-ные мотивы — все это имело большое значение в структуре богослужения — литургическом пути приобщения к высшему знанию. «Канон утрени» завершался восклицанием предстоятеля: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: «Я свет миру» (Ин. 9, 5). Поэтому и золото — устойчивый символ истины».
Тот же В. В. Бычков подмечает и подчеркивает, что в иконописи Божественный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, который означает сияние вечной жизни и чистоты (Аналогичное смысловое значение слова «белый» в древнерусском языке отмечает и Н. Б. Бахилина (с. 25).) в противоположность черному цвету ада, смерти, духовной тьмы. Поэтому в иконописи чернотой закрашивались только изображения пещеры, где в белых пеленах покоится Родившийся Богомладенец, гроба, из которого в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже-в белых пеленах). А когда на иконах нужно было изобразить нечто, имеющее в обыденной земной жизни черный цвет, то старались этот цвет заменить каким-нибудь другим. Например, черных коней рисовали синими;
Следует заметить, что по аналогичной причине в древней иконописи старались избегать и коричневого цвета, ибо он является по существу цветом «земли» и грязи. И когда на старинных иконах мы встречаем иной раз коричневый цвет, то можно думать, что живописец все же имел в виду темно-желтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, поврежденную грехом.
Что же касается чистого желтого цвета, то в иконописи и богослужебных облачениях он является преимущественно синонимом, образом золота, но сам по себе, непосредственно не заменяет белый цвет, как может заменять его золото.
В радуге красок есть три самостоятельных цвета, от которых обычно образуются остальные четыре. Это-красный, желтый и голубой (синий). Имеются в виду красители, которыми обыкновенно пользовались в старину при иконописании, а также красители, наиболее распространенные в обиходе современных живописцев, «обычные». Ибо многие современные химические красители могут давать при сочетании совсем другие, неожиданные эффекты. При наличии «старинных» или «обычных» красителей художник может, имея красную, желтую и голубую краски, получить путем их сочетания зеленую, фиолетовую, оранжевую, синюю. Если же у него нет красной, желтой и голубой красок, он не может получить их путем смешения красок других цветов. Подобные же цветовые эффекты получаются при смешении излучений различных цветов спектра с помощью современных приборов — колориметров.
Таким образом, семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, — шести дням творения мира и седьмому — дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию;
семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.
«Бог есть любовь», явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.
Сын Божий есть «сияние славы Отчей», «Царь мира», «Архиерей грядущих благ». Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) — цвет царского и архиерейского достоинства.
Ипостаси Духа Святого хорошо соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного — невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царем Небесным.
Лица Святой Троицы едины в Существе Своем, так что, по учению Православной Церкви, Сын — в Отце и Духе, Отец — в Сыне и Духе, Дух — в Отце и Сыне. Поэтому если принимать цвета в качестве символов Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но есть Божественные акты, в которых преимущественно прославляются или Бог Отец, или Бог Сын, или Бог Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Бога Отца — Творца и Промыслителя мира. В земной жизни и крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины.
Соответственно этому красный цвет может выражать преимущественно представления о Боге Отце, золотой (желтый) — о Боге Сыне, голубой (синий) — о Боге Духе Святом. Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.
Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.
Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.
Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность. Голубой цвет является также цветом высокой энергии, что соответствует представлению о силе Духа Святого и Его действии.
Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.
Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.
Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).
Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.
Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.
Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике-это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.
Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.
Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.
Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.
ЛИТЕРАТУРА
Облачения священников. Символика цвета
Если вы бываете на праздничных богослужениях в разных православных храмах, то могли заметить нечто, отличающее Сретение от всех прочих дней богослужебного года. А именно: в любой другой день и цвета изделий из ткани, украшающих храмы, бывают одинаковыми во всех приходах и монастырях. И только на Сретение в одних местах вы увидите белые облачения, а в других – голубые. Как такое может быть? Попробуем разобраться.
Цвет облачений в русской богослужебной традиции зависит от того, какой день богослужебного года отмечает Церковь. Эта традиция формировалась на протяжении столетий, и последние ее изменения произошли сравнительно недавно. Но – обо всем по порядку.
В большинство дней года службы совершаются в облачениях желтого (золотистого) цвета. Золото в храме – отнюдь не символ богатства земной Церкви. Это метафора богатства духовного – Божественной благодати, которую дает Бог верующим в Него.
Все меняется в дни Великого поста. Цвет облачений сменяется на глубокий фиолетовый. Он напоминает нам о молитвенной сосредоточенности, аскезе, покаянии.
Наступает Страстная Седмица, Церковь молитвенно предстоит Кресту Христову, вспоминая о том, как небо и земля ужасались, взирая на страждущего Творца. Облачения становятся траурными – черными.
В день Великой субботы Христос, умерший на Кресте, сходит во ад, чтобы вывести оттуда ветхозаветных праведников. Утром в храмах совершается удивительное богослужение, во время которого черные ризы вдруг сменяются на белоснежные. Храм преображается. Многие из прихожанок по старинной традиции, придя на службу в черных платках, захватывают с собой радостные белые, чтобы во мгновение ока переодеть их. Это происходит в знак того, что хотя Пасха на Земле еще не наступила, хотя ученики еще не получили дивную весть о Воскресении Учителя – смерть уже побеждена, ад разрушен, чудо спасения человеческого рода свершилось.
Но вот приходит Пасха – «Праздников праздник и торжество из торжеств». Ближе к полуночи верующие собираются в храмы, где духовенство совершает Пасхальную полуночницу. На батюшках белые ризы. У Царских врат лежит плащаница Спасителя. Еще раз читается канон утрени Великой субботы – тот самый, который читали вечером Великой пятницы, оплакивая отдавшего жизнь за людей Бога. Этот момент символизирует состояние учеников Христовых перед самым Его воскресением. Вот-вот пойдут мироносицы ко Гробу. Вот-вот получат они от Ангела ошеломительно-радостную весть. Но пока – загадочная молитвенная тишина покрывает вселенную…
Наконец духовенство выходит на крестный ход – все еще в белых облачениях. Верующие обходят вокруг храма. Звучит сдержанно-торжественное: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Колеблются в ночном воздухе огоньки свечей. Молящиеся подходят к закрытым дверям храма – сейчас они символизируют Гроб Господень.
И вот звучит первое торжествующее: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Православные входят в храм. Поется канон Пасхи. На каждой его песни священники и диаконы обходят церковь, совершая каждение и многократно восклицая «Христос воскресе!» «Воистину воскресе» – многоголосо несется им в ответ. Какие же облачения на батюшках? Красные? – Вовсе нет! Они – разные! Один священник выходит в алой ризе, другой – в зеленой, третий – в голубой. Это напоминает о том, как Воскресший Спаситель являлся ученикам – каждый раз в новом виде, до времени оставаясь неузнанным ими.
Но вот Пасхальную Литургию духовенство будет совершать в красных облачениях. Этот цвет, сегодня считающийся цветом Воскресения Христова, будет господствовать в храмах еще 40 дней, до самого отдания Пасхи. Интересно, что такая традиция сложилась недавно: еще в XIX столетии пасхальные службы совершались в белых облачениях, такой порядок до сих пор сохранился в Русской Православной Церкви за рубежом. Дело в том, что белый цвет облачений символизирует Нетварный свет Божества, а потому именно в таких ризах совершаются службы в Господские (посвященные Христу) праздники. Красный же – цвет мученичества, крови. В таких ризах совершаются службы в дни памяти страдальцев за веру – таких, как великомученик Георгий Победоносец, мученица Татиана и другие. Пасха – день победы Христа над смертью, которая свершилась пролитием крови Богочеловека… Красный цвет риз в этот день становится символом пламенной любви Бога к людям.
Как и почему цвет пасхальных облачений сменился с белоснежного на красный – существуют различные догадки. Но в Церкви все промыслительно. И то, что русские верующие стали встречать Пасху, как и дни святых мучеников, в красных одеяниях именно в то столетие, когда Русская Церковь просияла сонмом Новомучеников – не может не быть примечательно.
Завершается Пасхальный период. На Вознесение служат в белых ризах – в честь Господского праздника. Наступает Троица. В этот день храмы встречают богомольцев жизнеутверждающим зеленым цветом. Зеленые облачения духовенства перекликаются с цветом молодой листвы березок, которыми украсили храм к празднику. В некоторых приходах полы устилают свежей травой. В это время все в природе цветет. Распустились листья на деревьях, благоухают цветы в садах и лугах. Зеленый – цвет жизни, радостной и мирной. Такую жизнь дает верующей душе Святой Дух, и в Церкви зеленый цвет указывает на Третье Лицо Святой Троицы. Именно поэтому служат в зеленом на Троицу, когда огненные языки Духа снизошли на апостолов. В таких же ризах службы совершаются и в дни преподобных – людей, всю жизнь положивших на стяжание Святого Духа и преуспевших в этом.
В дни, посвященные Пресвятой Богородице, храмы украшаются девственным голубым цветом, говорящим о непорочности Пречистой.
Но что же праздник Сретения, с которого мы начинали свой рассказ? Этот день можно назвать посвященным и Господу, и Пресвятой Богородице. Пречистая принесла в храм Своего Божественного Сына и услышала грозное проречение старца Симеона: «Вот лежит Сей на падение и на восстание многих… Тебе же Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 34 – 35). Поэтому во многих храмах сретенские богослужения совершают в голубых ризах. В других же приходах и монастырях служат в этот день в белых облачениях – прославляя Самого Богомладенца Христа.
О духовной символике цвета – архимандрит Назарий (Омельяненко), преподаватель литургики КДАиС.
– Отче, объясните, пожалуйста, почему священник то в желтом, то в белом, то в голубом, а ещё – зеленом, красном?.. Имеет ли каждый цвет свое символическое значение? Сколько всего используется цветов в богослужебных облачениях?
– Согласно Церковному Уставу, во время богослужений в Православной Церкви используется 7 цветов. Каждый цвет имеет символическое значение. К примеру, в служениях Католической Церкви применяются 5 цветов, но их использование отличается от православной традиции.
Золотой
– Начнем с золотого или желтого. В каких случаях используют этот цвет в облачении?
– Золотистый, желтый цвет сопровождает великие Господские праздники, воскресенья. Также в облачении этих цветов совершаются будничные богослужения. Золотая или желтая цветовая гамма выражает сияние славы Божией.
Белый
– А белый цвет что символизирует?
– Это цвет торжества и радости. Он применяется на двунадесятые Господские праздники, Пасху (на утрене), на праздники бесплотных Сил и дни памяти святых-девственников, подчеркивая чистоту их подвига.
Красный
– А о чем нам говорит красный цвет? В какие дни используют красные облачения?
– Красный цвет в Русской Православной Церкви особенный. До патриарха Никона в червленом цвете совершались богослужения всех Господских праздников. Он считался самым торжественным. Сейчас красный цвет используется за богослужением Пасхи, в Пасхальный период попразднства, в дни памяти мучеников.
Синий
– Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал…
Вспомнились строки стихотворения в переводе Б. Пастернака.
Голубые одеяния должны означать что-то очень трогательное и нежное. По-моему, их надевают в Богородичные праздники. Так ли это?
– Да, действительно, голубой или синий цвет – цвет небесной чистоты. Именно поэтому его используют во время богослужений Богородичных праздников.
Фиолетовый
– Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а в какие особые дни еще применяют этот цвет?
– Кроме епископских мантий, фиолетовый цвет используется за богослужением в воскресные дни Великого поста. Также традиционно в фиолетовым служат на праздник Воздвижения Креста.
Зеленый
– Зеленый цвет используют на Троицу. С чем это связано? И в какие еще дни можно увидеть священников в зеленых облачениях?
– Совершать богослужение в День Святой Троицы и на Вход Господень в Иерусалим в зеленых облачения является практикой нашей Церкви, поскольку именно этот цвет символизирует благодать Святого Духа. Также в зеленом цвете облачений совершаются службы на праздники в честь преподобных и Христа ради юродивых.
Черный
– Черный цвет – цвет поста и покаяния?
– Черный цвет – будничный цвет Великого поста и Страстной седмицы. В черных облачениях совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в то время как полную Литургию в таком цвете служить не принято.
– Может быть, используются еще цвета, о которых я не упомянула?
– Иногда применяются определенные оттенки цветов: не строго желтый, а оранжевый, не красный, а багровый и т. д. Выбирая богослужебный цвет, священник всегда ориентируется на основную гамму из 7 цветов, при этом используя их оттенки или комбинации .
– Должны ли прихожане тоже стараться одеваться в соответствующие цвета?
– Иногда в приходах существует практика, когда благочестивые христиане, в основном женщины, пытаются подобрать часть своего гардероба под богослужебный цвет (хотя бы платок). Это является лишь благочестивой традицией, которая не противоречит Уставу, а значит, имеет право на существование.
Беседовала Наталья Горошкова