При рождении ребенка многие родители сталкиваются с проблемой выбора имени для него. Одни предпочитают именовать сына в честь деда или прадеда, другие в память о каком-либо всемирно известном человеке, а третьим просто нравится сочетание определенного имени с отчеством.
Но для Таинства Крещения такой вариант выбора имени непозволителен. В православной церкви принято ориентироваться на православные имена для Крещения, которые написаны в Святцах.
Содержание
- Особенности выбора православного имени
- Небесный покровитель и Ангел-хранитель: в чем отличие
- Выбор имени в соответствии с православными традициями
- Список женских и мужских православных имен
- Именины. Христианские имена
- Как определить день именин
- Именины и День Ангела
- Почитание и подражание своему святому покровителю
- Имена в честь Ангелов
- Если имени нет в святцах
- Как встретить именины
- Что дарить на именины
- Молитва своему святому
- Святоотеческие высказывания о именинах
- История и символика празднования именин
Особенности выбора православного имени
Святцы — это церковный месяцеслов, в который включены имена людей, прославившихся в Лике святых. Их имена, они подразделяются на мужские и женские, расположены в календарном порядке дней почитания их памяти.
Перед каждым именем указан чин человека:
- Пророк.
- Апостол.
- Блаженный.
- Священномученик.
- Юродивый.
- Преподобный.
Важно! Имя имеет огромное значение для человека. Это ведь не просто персонализация, оно дает хоть и краткую, но информацию о его обладателе.
Например, Адам — первый человек, прародитель всего человечества, а Ева — женщина, дающая жизнь.
По мере распространения христианства огромную популярность получили израильские имена.
Взяв в пример Новый Завет, можно проследить, что Бог нарекал людей именами и давал каждому из них обозначение. Например, имя Симон означает «Бог услышал». Бог назвал Симона Кифом, что означает камень (Петр). Таким образом апостол Петр получил свое имя.
С тех пор повелось брать при крещении имя православное, ведь после совершения Таинства новокрещенный начинает новое житие в Боге.
Таинство Крещения
Небесный покровитель и Ангел-хранитель: в чем отличие
Следует различать понятия о Небесном покровителе человека и его Ангеле-хранителе.
- Небесный покровитель — это святой, чье имя дается человеку при Крещении. Днем именин является день памяти того святого, который наиболее близок дате рождения крещаемого (плюс/минус неделя). Рекомендуется обратиться к календарю — Святцам. Но это, конечно, необязательное условие.
- Ангел-хранитель — бесплотный ангел. Он дается каждому человеку при совершении Таинства Крещения. Именно Ангел-хранитель сопровождает человека на протяжении всей его земной жизни и по разлучении души с телом встречает ее в Царствие Небесном, помогает пройти воздушные мытарства.
Важно! Необходимо возносить к нему ежедневные молитвы, он же направит человека на путь истинный, поддержит добрые начинания и подскажет верные решения.
Выбор имени в соответствии с православными традициями
Имя человека должно быть не просто красивым. Его имя — это небесный покровитель, ходатай пред Всевышним о новоявленной грешной душе. За образом покровителя стоит судьба человека, проживавшего ранее на земле, и именно его судьба окажет влияние на жизнь ребенка.
Например, день памяти святого Антона приходится на 2 января. Таким образом, мальчику, появившемуся на свет в этот день или несколько ближайших, дают имя в его честь.
Но в Святцах не всегда есть желаемые имена. В этом случае следует выбрать созвучное. К примеру: Юрий, Георгий и Егор имеют одного Небесного покровителя. Это Георгий Победоносец. Он покровительствует воинам, земледельцам. Особо почитается в православии и католичестве.
Выбор или смена имени во взрослом возрасте
Удивительно, но мода на имена тоже существует. Некоторые родители называют детей редкими именами, желая выделить своего ребенка среди других, даже не задумываясь о его сочетании с отчеством и фамилией.
Поэтому даже если рождение или крещение приходится на день памяти святого с редким или по нашим временам замысловатым именем, не стоит давать его новорожденному или новокрещенному.
К примеру, 20 мая празднуется память святых Исидора, Стефана, Фаддея, Михаила, Иосифа. Эти имена особо предпочтительны для малыша. Но наиболее привычными из них являются имя Михаил и Иосиф.
Иногда взрослый человек желает принять Святое Крещение и поменять имя. В этом случае следует обратиться к священнику. Он поможет перевести выбранное старинное имя в церковно-славянскую форму, например: Марта — Марфа, Леон — Лев.
Крещение ребенка в церкви
Двойные имена
В православии не принято при Крещении нарекать человека двойным именем. Даже несмотря на причудливое современное увлечение и веяние западной культуры, церковный клирик не будет проводить Таинство.
В этом случае предпочтителен единственный вариант: использование в мирской жизни имени, вписанного в паспорте и применение в церковных таинствах другого имени, данного при Крещении.
Важно! Именно со вторым именем христианин предстанет пред Небесным Судьей на Божьем Судилище.
Список женских и мужских православных имен
При выборе имени священнослужители рекомендуют следовать информации в справочных изданиях РПЦ, особенно церковным календарям.
Широкий список наиболее известных святителей указан в ежегодно издаваемом Церковном Календаре Московской Патриархии.
Январь
1 января Аглаида, Арис, Вонифатий, Григорий, Евтихий, Илья (Илья Муромец), Полиевкт, Пров, Тимофей, Трифон, Фессалоникия.
2 января Гаспар, Даниил, Иван, Игнатий, Филогоний.
3 января Альфред, Пётр, Прокопий, Фемистокл, Феофан, Юлиания.
4 января Анастасия, Евод, Евтихиан, Зоил, Феодотия, Хрисогон.
7 января Валтасар.
8 января Еварест, Ефим, Константин, Констанций.
9 января Лука, Степан (Стефан), Федор, Ферапонт.
11 января Афинодор, Вениамин, Георгий, Гортензия, Иван, Марк, Маркелл, Фаддей, Феофил.
12 января Анисья, Антон, Ариан, Вир, Зотик (Изот), Ирина, Лев, Макар, Тимон, Феодора, Феодосия, Филетер.
13 января Вусирис, Гавдентий, Гай, Геласий, Ириний, Мартина, Мелания, Олимпиодор, Олимпиодора, Саламин.
14 января Василий, Григорий, Пётр, Федот, Феодосий, Эмилия.
15 января Закхей, Кузьма, Марк, Модест, Пётр, Серафим, Сергей, Сильвестр, Феоген, Феодотия, Феопент, Феопист, Юлиания.
16 января Гордей, Ирина, Малахий, Павла.
19 января Генрих.
20 января Афанасий, Иван (Иоанн Креститель).
22 января Антонина, Евстрат, Захар, Никандр, Пантелеймон, Пётр, Полиевкт, Самей, Филипп.
23 января Аммоний, Григорий, Дометиан, Макар, Маркиан, Павел, Феозва, Феофан.
24 января Агап, Майор, Михаил, Ромил, Степан, Терентий, Федор, Феодосий.
25 января Галактион, Евпраксия, Леандр, Макар, Мартиниан, Мертий, Пётр, Савва, Сильван, Татьяна.
28 января Варлаам, Гавриил, Елена, Елпидий, Иван, Карл, Павел, Пансофий, Прохор.
30 января Антон, Антонина, Ахилл, Георгий, Иван, Мартирий, Феодосий.
31 января Афанасий, Дмитрий, Емельян, Ефрем, Иларион, Кириак, Кирилл, Ксения, Максим, Маркиан, Феодосия.
Февраль
1 февраля Арсений, Генрих, Григорий, Евфрасия, Луиза, Макар, Марк, Мелетий, Савва, Федор, Феодосия, Януарий.
2 февраля Василид, Васс, Евсевий, Евтихий, Ефим, Захар, Инна, Лаврентий, Лев, Пинна, Римма.
3 февраля Агния, Акила, Анастасий, Валериан, Евгений, Иван, Кандид, Максим, Неофит, Феодосий.
4 февраля Агафон, Ананий, Анастасий, Гавриил, Георгий, Иван, Иосиф, Леонт, Леонтий, Макар, Мануил, Парод, Пётр, Сионий, Тимофей.
5 февраля Агафангел, Геннадий, Евсевий, Климент, Мавсима (Максим), Павлин, Саламан (Соломон), Федор, Феоктист.
8 февраля Аммоний, Ананий, Аркадий, Берта, Гавриил, Давид, Иван, Иосиф, Ирма, Климент, Ксенофонт, Мария, Павла, Пётр, Семён, Федор.
9 февраля Гермоген, Дмитрий, Иван, Пётр, Полихроний.
10 февраля Георгий, Домна, Ефрем, Исаакий, Маркиана, Палладий, Плутодор, Феодосий, Хариса.
15 февраля Агафодор, Гавриил, Иордан.
17 февраля Авраамий, Георгий, Иадор, Иасим, Иван, Иосиф, Исидор, Кирилл, Констанция, Коприй, Николай, Фалалей, Феоктист, Юрий.
18 февраля Агафья, Антон, Василиса, Евагрий, Макар, Полиевкт, Феодосий, Феодулия, Элладий.
20 февраля Лука, Парфен, Пётр.
21 февраля Захар, Макар, Никифор, Пергет, Поликарп, Савва, Степан, Федор, Филадельф.
22 февраля Геннадий, Изабелла, Иннокентий, Маркелл, Никифор, Панкрат, Пётр, Филагрий.
24 февраля Влас (Власий), Всеволод, Гавриил, Дмитрий, Захар, Порфирий, Феодора.
25 февраля Алексей, Антон, Вассиан, Евгений, Констанция, Марин, Мария, Мелетий, Плутин, Сатурнил, Урван.
27 февраля Авксентий, Авраамий, Георгий, Исаакий, Кирилл, Марон, Мефодий, Михаил, Федор, Филимон.
28 февраля Арсений, Афанасий, Анисим, Евсевий, Ефросиния, Майор, Онисим, Пафнутий.
29 февраля Илья, Порфирий (если год невисокосный, то переходят сейчас на 1 Марта).
Март
1 марта Альбин, Валент, Даниил, Еремей, Исай, Маруф, Никон, Павел, Памфил, Самуил, Селевкий, Феодул, Флавиан, Юлиан.
3 марта Агапит, Агриппа, Василий, Виктор, Дорофей, Кузьма (Косма), Лев, Паригорий, Пиулий, Феодул, Флавиан.
5 марта Агафон, Аммия, Амфил, Евтропий, Исидор, Киндей, Корнилий (Корней), Лев, Плотин, Садок (Садоф).
6 марта Георгий, Евстафий, Захар, Иван, Телесоф, Тимофей.
9 марта Иван, Иларион, Софрон, Эразм.
10 марта Антон, Евгений, Пафнутий, Тарас, Федор.
11 марта Асфея, Иван, Николай, Порфирий, Севастьян, Тереза.
12 марта Виктория, Геласий, Макар, Маркиан, Прокопий, Степан, Тимофей, Тит, Фалалей, Юлиан, Яков.
13 марта Василий, Доминика, Евагрий, Киприан, Кира, Марина, Мелетий, Нестор, Николай, Нифонт, Протерий.
13 марта (Високосного года) Аверкий, Варвар, Варсонофий, Вениамин, Иван, Касьян (в Невисокосный год его именины переносятся на 12 Марта), Лев, Паисий, Феоктирист.
16 марта Бенедикта, Василиск, Евтропий, Зенон, Зоил, Клеоник, Пиама, Савин, Севастьян.
20 марта Агафодор, Василий, Евгений, Елпидий, Емельян, Еферий, Ефрем, Капитолина, Капитон, Лаврентий, Нестор, Павел.
21 марта Афанасий, Дементий, Дион, Ерм, Лазарь, Феодорит, Феодосий, Феофилакт.
24 марта Асклипиад, Берта, Георгий, Епимах, Ефим, Иван, Лин, Македон, Патрикий, Пионий, Сабина, Саторин, Софрон.
25 марта Григорий, Мария, Семён, Феофан, Финеес (Финес).
26 марта Александр, Анин, Африкан, Никифор, Поплий (Публий), Савин, Терентий, Христина.
27 марта Венедикт, Евсхимон, Михаил, Ростислав, Феогност, Феодосий, Фронтина.
28 марта Агап, Александр, Денис, Еварест, Мануил, Мария, Никандр, Поплий (Пуплий), Ромил, Тимолай.
29 марта Александр, Аристовул, Денис, Емельян, Иван, Павел, Папий (Папа), Роман, Савин, Серапион, Трофим, Фал, Юлиан.
30 марта Алексей, Макар, Марин, Павел.
31 марта Анин, Гвидон, Даниил, Евкарпий, Кирилл, Корнелия, Трофим.
Апрель
3 апреля Домнин, Кирилл, Филимон, Фома, Яков.
4 апреля Аглаида, Аполлинария, Василий, Василиса, Дарья, Дросида, Исаакий, Каллиникия, Мамант, Таисия.
5 апреля Амфилохий, Василий, Вассиан, Георгий, Евсевий, Кронид, Лидия, Лука, Македон, Никон, Пахом, Феопрепий, Филит.
6 апреля Артамон, Артемий, Захар, Мартин, Парфен, Пётр, Север, Степан, Яков.
7 апреля Генрих, Тихон.
9 апреля Александр, Евтихий, Ефрем, Иван, Кирик, Кондратий, Макар, Мануил, Матрона, Павел, Феодосий.
10 апреля Авив, Боян, Варахисий, Евстрат, Занифа, Иларион, Илья, Иона, Лазарь, Маруф, Маресий, Наркисса, Савва, Степан.
11 апреля Евстафий, Иван, Иона, Исаакий, Кирилл, Леонард, Маркиан, Марк, Патапий, Станислав, Филипп.
12 апреля Аполлос, Еввула, Епафродит, Захар, Зосима, Иван, Иоад, Кесарь (Цезарь), Кифа, Савва, Сосфен, Софрон.
14 апреля Авраамий, Ахаз, Василид, Геронтий, Евлогий, Ефим, Иоанн, Макар, Мария.
15 апреля Амфиан, Анастасий, Григорий, Едесий, Ефим, Поликарп, Савва, Тит.
16 апреля Антиох, Вифоний, Галик, Дей, Елпидифор, Иллирик, Марин, Нектарий, Никита, Феодосия.
17 апреля Адриан, Амвросий, Георгий, Зосима, Иосиф, Каллиник, Никита, Пафнутий, Федор, Феона, Фервуфа, Яков.
18 апреля Агафопод, Георгий, Дидим, Зенон, Клавдиан, Марк, Платон, Поплий, Семён, Феодора, Феодул, Феона, Ферм, Форвин.
19 апреля Архилий (Архелай), Евтихий, Еремей, Мефодий, Павел, Платонида, Серапион.
20 апреля Акилина, Георгий, Даниил, Каллиопий, Левкий, Леонтина, Нил, Пётр, Прокопий, Руфин, Серапион.
21 апреля Агав, Асинкрит, Ерм, Иван, Иродион, Келестин, Лука, Нифонт, Павсилип, Руф, Флегонт, Яков.
22 апреля Авдиес, Вадим, Дисан, Евпсихий, Мариав.
23 апреля Авдикий, Азадан, Александр, Африкан, Григорий, Дим, Зенон, Максим, Олдама, Помпей (Помпий), Терентий, Федор, Яков.
24 апреля Антип, Варсонофий, Ефим, Иван, Мартиниан, Прокесс, Тихон, Фармуфий, Харитон, Яков.
25 апреля Акакий, Анфиса (Анфуса), Афанасия, Василий, Геронтий, Давид, Дим, Зенон, Иван, Исаакий, Матвей, Мина, Сергей.
26 апреля Артамон (Артемон), Георгий, Дмитрий, Елеферий, Зоил, Крискент, Мартирий, Сисиний, Феодосий, Фомаида.
27 апреля Азат, Антон, Ардалион, Валентин, Евстафий, Епифан, Иван, Марианна, Мартин, Христофор.
Май
1 мая Авксентий (Аксён), Акиндин, Антон, Виктор, Ефим, Зенон, Иван, Зотик (Изот), Кесарь, Кузьма, Северьян, Феликс.
2 мая Агафангел, Антонин, Георгий, Иван, Никифор, Пафнутий, Семён, Трифон, Феона, Христофор.
5 мая Виталий, Всеволод, Гавриил, Климент, Лука, Нафанаил, Федор.
6 мая Александра, Анатолий, Афанасий, Бенедикта, Валерия, Георгий (Георгий Победоносец), Гликерий, Лазарь, Протолеон.
8 мая Ида, Македон, Марк, Ника, Сильвестр.
9 мая Аникий (Иоанникий), Василий, Георгий, Глафира, Нестор, Степан (Стефан), Феофил, Юст.
10 мая Георгий, Дасий, Евлогий, Иван, Семён, Степан (Стефан).
13 мая Василий, Донат, Ефрем, Игнатий, Климент, Максим, Никита, Яков.
14 мая Акакий, Ват (Вата), Герасим, Еремей (Иеремия), Ефим (Евфимий), Игнатий, Макар, Пафнутий, Тамара.
15 мая Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Еспер, Зоя, Кириак, Михаил, Роман, Торкват, Феодул.
16 мая Мавра, Павел, Пётр, Тимофей, Феодосий.
18 мая Адриан, Варлаам, Иван, Иеракс, Ирина, Михей, Яков.
19 мая Вакх, Варвар, Василий, Данакт, Денис, Дим, Димитриан, Донат, Иван, Иларион, Иов, Каллимах, Касьян, Мамант, Михей, Пахом.
20 мая Авив, Акакий, Антон, Давид, Иван, Иосиф (Осип), Исидор (Сидор), Каролина, Михаил, Нил, Пахом, Пирр, Степан, Фадей (Фаддей).
21 мая Адриан, Арсений, Зосима, Иван (Иоанн Богослов), Милий, Пимен.
22 мая Акилина, Гавриил, Гордиан, Епимах, Исай, Каллиник, Николай, Пров, Стратоник, Христофор.
24 мая Диоскор, Иосиф, Кирилл, Мефодий, Мокей (Мокий), Никодим, Ростислав, Софрон.
25 мая Герман, Гермоген (Ермоген), Денис, Епифан, Иван, Магдалина, Панкрат, Полувий, Протерий, Савин, Федор, Филипп.
26 мая Александр, Георгий, Гликерия (Лукерья), Ефим, Ирина, Лаодикий, Макар, МариАнна, Никифор, Павсикакий.
27 мая Александр, Варвар, Иван, Исидор, Леонтий, Макар, Максим, Марк, Никита, Серапион, Тихон, Яков.
28 мая Анастасия, Ахилл (Ахиллий), Дмитрий, Ефросин, Исай, Пахом, Серапион.
29 мая Авдиес, Александр, Аркадий, Вит, Георгий, Ефим, Ефрем, Касьян, Крискентия, Лаврентий, Модест, Муза, Николай, Пётр, Федор.
Июнь
3 июня Агапит, Елена, Карл, Касьян, Кирилл, Константин, Михаил, Федор, Ярослав.
4 июня Василиск, Владимир, Даниил, Донат, Захар, Иван, Кодр, Макар, Маркелл, Павел, Паисий, Софья, Фаддей, Федор, Эмма, Яков.
7 июня Иван, Келестин, Коронат, Ольвиан (Олвиан), Роберт, Созон (Созонт), Федор, Ферапонт.
8 июня Аверкий, Александр, Алфей, Георгий, Елена, Иван, Карп, Макар, Маркиан.
9 июня Алипий, Анастасия, Диана, Дидим, Евсевиот, Иван, Иона, Киприан, Леонид, Леонтий, Нил, Пётр, Феодора, Ферапонт, Фотий.
11 июня Александр, Андрей, Варлаам, Иван, Константин, Мария, Фаина, Федот, Феодосия.
12 июня Гвидон, Евпл, Иларион (Иларий), Исаакий, Исай, Наталий, Никанор, Салон, Яков.
13 июня Евсевий, Евстафий, Ерм, Ермий, Маг, Пётронилла, Поликарп, Роман, Телетий, Филик, Философ, Харлампий, Христина.
14 июня Агапит, Валериан, Денис, Евелпист, Иеракс, Метрий, Неон, Пеон, Пирр, Феспесий, Фирм (Фирмин), Харита, Харитон, Юст, Юстин.
15 июня Александр, Андрей, Дмитрий, Иван, Константин, Марин, Мария, Никифор, Юлиания.
19 июня Архелая, Виссарион, Геласий, Георгий, Иларион, Иона, Паисий, Ростислав, Софья, Сусанна (Сосанна), Фёкла, Фотий, Юлиана.
21 июня Афра, Василий, Ефрем, Зосима, Иона, Константин, Маркиан, Мелания, Навкратий, Никандр, Павел, Федор, Феодосий, Феофан.
23 июня Александр, Алексей, Антонина, Аполлос, Василий, Вассиан, Иван, Никон, Пансемна (Пансема), Сильван, Тимофей, Феофан.
24 июня Варнава, Варфоломей, Вассиан, Ефрем, Киндей, Мария, Феопент.
26 июня Акилина, Андроник, Анна, Антипатр, Антонина, Диодор, Евстрат, Иван, Савва, Трифилий, Яков.
27 июня Георгий, Елисей, Иулитта, Мефодий, Мстислав, Нифонт.
29 июня Алексина, Евтропий, Кайхосро, Никифор, Тигрий, Тихон.
30 июня Ананий, Аэтий, Измаил, Иосиф, Исаакий, Кирилл, Климент, Мануил, Никита, Никифор, Пиор, Савелий, Филонид.
Июль
1 июля Еферий, Ипатий, Леонтий, Феодул, Эразм.
2 июля Асинкрит, Варлаам, Зенон, Зосима, Иван, Иов, Иуда (Юда), Мария, Паисий, Роза, Тимофей.
5 июля Василий, Галактион, Евсевий, Ефросиния, Зенон, Зина, Помпиан, Сатурнин, Юлиания.
6 июля Агриппина, Аникий (Иоанникий), Антон, Артемий, Васса, Гай, Герман, Евстохий, Иосиф, Лоллий, Пров (Провий), Урван, Федор.
7 июля Антон, Иван (Иоанн Креститель), Кириак, Лонгин (Логин), Никита, Орентий, Панагиот, Фарнакий, Фирмин, Фирмос, Эрос (Ерос), Яков.
9 июля Анфион, Галликан, Давид, Денис, Иван, Павел, Пётр, Тихон, Ферапонт.
10 июля Анект, Георгий, Иван, Иванна, Игнатий, Лука, Маркей, Маркеллин, Мартин (Мартын), Самсон, Север (Севир), Серапион.
11 июля Герман, Иван, Иона, Иосиф, Кир, Ксенофонт, Магн, Македон (Македоний), Павел, Папий (Паппий), Сеия, Сергей, Улкиан, Элеонора.
12 июля Андрей, Мелитон, Михаил, Павел, Пётр.
14 июля Ангелина, Василий, Демьян, Иван, Константин, Кузьма, Лев, Никодим, Павел, Перпетуя, Пётр, Потит.
15 июля Арсений, Генрих, Фотий, Ювеналий.
18 июля Анна, Арнольд, Афанасий, Камилла, Киприан, Кирилл, Кирилла, Лампад, Сергей, Степан.
21 июля Анастасий, Антиох, Никострат, Прокопий, Савва, Феофил.
22 июля Александр, Андрей, Кирилл, Коприй, Панкрат, Патермуфий, Пров, Федор.
24 июля Аркадий, Генриетта, Елена, Ефимия, Киндей, Констанция, Мартирокл, Нектарий, Никодим, Ольга.
26 июля Антон, Гавриил, Маркиан (Мартьян), Сарра, Серапион, Степан, Юлиан.
27 июля Акила, Анисим (Онисим), Гелий (Еллий), Иларион, Ираклий, Пётр, Прискилла, Степан, Федор, Юст.
28 июля Авда, Авудим, Василий, Владимир, Иулитта (Улита), Кирик (Кириак, Кирьяк), Юстиниан.
29 июля Алевтина, Антиох, Афиноген, Валентина, Виатор, Домината, Кассиодор, Павел, Сенатор, Фауст, Хиония, Юлия.
30 июля Иринарх, Лазарь, Леонид, Маргарита, Марина.
31 июля Афанасий, Дасий, Емельян, Иакинф, Иван, Леонтий, Маркелл, Марон, Памва (Памво), Степан.
Август
1 августа Варлаам, Григорий, Дей, Макрина, Милица, Панхарий, Паисий, Роман, Серафим, Степан.
2 августа Аарон, Авраамий, Афанасий, Илья (Илия Пророк), Касьян, Леонтий, Савва.
3 августа Анисим (Онисим), Анна, Георгий, Евгений, Иван, Иезекииль, Онуфрий, Ревокат, Семён (Симеон), Федор.
4 августа Агап, Зина, Киприан, Корнилий, Мария, Фока.
5 августа Анна, Аполлинарий, Аполлон, Виталий, Стелла, Трофим, Феофил.
9 августа Амур, Ангеляр, Анфиса, Герман, Горазд, Иосаф, Климент, Мануил, Наум, Николай, Пантелеймон, Савва, Христодул.
13 августа Антон, Геласий, Георгий, Евдоким, Иван, Иосиф, Иулитта (Улита), Степан, Тимон.
16 августа Антон, Далмат, Иван, Исаакий, Кузьма, Ражден, Саломея, Фауст.
19 августа Спас, Спасий, Феоктист (или только 18 августа).
20 августа Астерий, Дементий, Иперехий, Марин, Меркурий, Митрофан, Мокей, Наркисс, Никанор, Ор, Пимен, Потамий, Созон, Феодосий.
23 августа Агапит, Лаврентий, Роза, Роман, Сикст, Феликиссим.
25 августа Александр, Аникита, Капитон, Кастор, Паламон, Памфил (Панфил), Сергей, Степан, Фотий.
26 августа Авундий, Евдокия, Ипполит, Ирина, Ириний (Ириней), Конкордия, Ксения, Максим, Парамон, Тихон.
27 августа Аркадий, Лукий, Маркелл, Михей, Моника, Урсикий, Феодосий.
28 августа Левкий.
29 августа Алкивиад, Демид (Диомид), Еглон, Иоаким, Лаврентий, Мемсамбий, Никодим, Нил, Сабина, Спас, Спасий, Стаматий, Херимон.
30 августа Алипий, Евтихиан, Киприан (Куприан), Коронат, Левкий, Мирон, Павел, Патрокл, Роза, Стратон, Филипп, Фирс, Юлиания.
Сентябрь
1 сентября Август, Агап, Андрей, Каллистрат, Питирим, Тимофей, Фёкла (Тэкла), Феофан.
5 сентября Евтихий, Елизавета, Ириний, Каллиник, Лупп (Луп), Флорентий.
6 сентября Арсений, Георгий, Евтихий, Мартирий, Пётр, Серапион, Сира, Татион.
7 сентября Варсис, Варфоломей, Евлогий, Епифан, Иван, Мина, Минна, Протоген, Регина, Ренат, Синклитикия, Тит.
8 сентября Адриан, Аттик, Наталия, Сисиний.
9 сентября Анфиса, Кукша, Ливерий, Людина, Осия (Осий), Пимен, Савва, Фанурий, Феоклит.
11 сентября Анастасий, Иван (Иоанн Креститель).
13 сентября Василиск, Геннадий, Диадох, Киприан.
14 сентября Аифал, Аммоний, Ангел, Гермоген, Еванфия, Евод, Иисус (Иисус Навин), Каллиста, Маргарита, Марфа, Мелетий, Семён.
20 сентября Евод, Евпсихий, Евтихий, Иван, Лука, Макар, Онисифор, Савва, Серапион, Созон (Созонт).
21 сентября Мария (Рождество Пресвятой Богородицы).
23 сентября Андрей, Апеллий, Иоасаф, Каллиник, Касьян, Климент, Лукий, Минодора, Митродора, Нимфодора, Павел, Пётр, Пульхерия.
25 сентября Автоном, Альберт, Афанасий, Вассиан, Даниил, Корнут, Македон, Никодим, Семён, Татион, Федор, Феодул, Юлиан.
27 сентября Иван.
30 сентября Агафоклия, Вера, Зенон, Илья, Лукия, Любовь, Мирон, Надежда, Нил, Патермуфий, Пелей, Софья, Том, Феодотия.
Октябрь
1 октября Ариадна, Аркадий, Евмений, Ефросиния, Ирина, Кастор, Софья, Тереза.
2 октября Давид, Дей, Доримедонт, Зосима, Игорь, Константин, Макар, Савватий, Трофим, Федор.
3 октября Агап, Анастасий, Евпрепий, Евстафий, Иван, Иларион, Михаил, Олег, Татион, Татьяна, Фал, Федор, Феопист, Феопистия.
5 октября Александр, Иона, Исаакий, Кузьма, Макар, Мартин, Николай, Пётр, Федор, Феофан, Фока.
6 октября Андрей, Антонин, Иван, Иннокентий, Ираида, Ксантиппа (Ксанфиппа), Николай, Пётр, Поликсения, Ревекка.
7 октября Авраамий, Антон, Владислав, Галактион, Давид, Дмитрий, Евсевий, Коприй, Никандр, Симон, Степан, Фёкла.
9 октября Гедеон, Ефрем, Иван, Хира.
10 октября Акилина, Ариста, Аристарх , Игнатий , Марк
11 октября Вячеслав, Харитон
13 октября Григорий, Михаил
14 октября Роман, Савва
15 октября Андрей, Анна, Куприян, Устинья
16 октября Денис
17 октября Вероника, Виринея, Владимир, Гурий
18 октября Алексей, Григорий, Матвей, Петр, Филипп
20 октября Сергей, Юлиан
21 октября Пелагея, Таисия, Трифон
22 октября Авраам(Абрам), Петр, Яков
23 октября Андрей
24 октября Зинаида, Филипп
25 октября Пров
26 октября Вениамин, Никита
27 октября Назар, Никола, Прасковья
28 октября Ефим, Иван, Лукьян
30 октября Андрей, Антон, Демьян, Кузьма, Лазарь
31 октября Иосиф
Ноябрь
1 ноября Иван, Клеопатра
2 ноября Артем
3 ноября Илларион, Яков
4 ноября Александр, Анна, Гликерия, Елизавета, Ираклий, Максимилиан
5 ноября Игнатий, Яков
8 ноября Дмитрий
9 ноября Капитолина, Марк, Нестор
10 ноября Арсений, Дмитрий, Неонилла, Прасковья, Стефан, Терентий
11 ноября Анастасия, Анна, Мария
12 ноября Артем, Зиновий, Марк
13 ноября Мавра, Никодим, Спиридон
14 ноября Демьян, Кузьма, Ульяна
16 ноября Георгий, Иосиф
18 ноября Галактион, Григорий
19 ноября АлександрА, Герман, Евфросиния, Клавдия, Матрена, Павел
20 ноября Валерий, Кирилл, Лазарь, Федот, Богдан
21 ноября Гавриил, Михаил, Рафаил
22 ноября Матрена
23 ноября Родион
24 ноября Викентий, Виктор, Максим, Степанида, Федор
25 ноября Иван, Нил
26 ноября Герман, Иван, Никифор
27 ноября Григорий, Филипп
28 ноября Гурий, Дмитрий
29 ноября Матвей
30 ноября Григорий, Лазарь
Декабрь
1 декабря Платон, Роман
2 декабря Адриан
3 декабря Анатолий, Анна, Григорий, Прокл
5 декабря Архип, Михаил, Петр, Прокопий, Цецилия, Ярополк
6 декабря Александр, Алексей, Григорий, Макар
7 декабря Августа, Екатерина
8 декабря Климент, Петр
9 декабря Георгий (Егор, Юрий), Иннокентий, Яков
10 декабря Всеволод, Гавриил, Роман
11 декабря Стефан, Федор
13 декабря Андрей
14 декабря Наум
15 декабря Андрей, Афанасий, Иван, Стефан
16 декабря Савва
17 декабря Варвара, Иван, Ульяна
18 декабря Гурий, Савва
19 декабря НиколаЙ
20 декабря Антон, Иван, Нил, Павел
21 декабря Анфиса, Кирилл
22 декабря Анна, Софрон
23 декабря Ангелина, Иван, Стефан
Именины. Христианские имена
Христианские мужские имена:
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я
Христианские женские имена:
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х
- Азы православия. Именины
- Как правильно дать имя ребенку?
- Какое имя выбрать новорожденному
- Именины игумен Силуан (Туманов)
- Книги об именах
- Поиск имён
Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.
Как определить день именин
В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».
Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.
Именины и День Ангела
Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
Почитание и подражание своему святому покровителю
О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».
Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.
Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:
- Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
- Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
- В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.
По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.
Имена в честь Ангелов
Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Христиане, названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст. стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Если имени нет в святцах
Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.
Как встретить именины
Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Именинный пирог Наталья Сухинина
Что дарить на именины
В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком имениннику будет то, что сможет способствовать его духовному росту: икона; сосуд для святой воды, ёмкость для освящённого хлеба и молитва на их принятие; чётки; качественные восковые свечи или лампада для домашней молитвы; книги, аудио и видеозаписи духовного содержания; платок и косынку (это головной убор замужних женщин); путёвка в паломническую поездку.
Молитва своему святому
О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.
Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Рекомендуем молитвы ко святым.
Святоотеческие высказывания о именинах
«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский
«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
святитель Филарет, митрополит Московский
«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».
«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»
Антоний, митрополит Сурожский
История и символика празднования именин
Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.
Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.
После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».
Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.
Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.
В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!
Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.
У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.
Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».
Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».
Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.
Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».
Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».
Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).
иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
В Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.
См. также: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ