Содержание
- ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО
- Церковь в Абрамцеве
- Удобно, как дома: 5 мыслей о том, каким должен быть современный храм
- О современном состоянии церковной архитектуры
- О русском модерне
- О роли Церкви
- О настоящих задачах архитектуры
- О том, каким должен быть современный храм
- 5 знаковых храмов русского модерна по версии Андрея Анисимова
ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО
Совершить ВИРТУАЛЬНУЮ ЭКСКУРСИЮ по Церкви Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного.
Западный фасад
По проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова. 1881–1882
«В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло, – вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Н. В. Поленова.
– В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов».
Первоначальный проект церкви создал В. Д. Поленов. Прообразом для него послужил храм Спаса на Нередице (XII в.) под Новгородом. В поленовском проекте уже прослеживались основные черты будущей постройки. Глава храма покоилась на массивном барабане, венчая высокую четырехскатную кровлю. Вход-портал в главном, западном фасаде с изображением Спаса Нерукотворного был выполнен в виде звонницы. С восточной, алтарной стороны располагались три Апсиды. В северном фасаде художник предусмотрел два окна: тройное и небольшое полуовальное. По краям стен находились мощные подпорки-контрфорсы. Поленовский проект храма производил суровое и несколько тяжеловесное впечатление.
Особую сложность представляло решение южного фасада, так как он просматривался от усадебного дома сквозь аллею парка и имел не меньшее значение, чем западный. Поленов оставил проект этого фасада незавершенным.
Работу над проектом церкви продолжил В. М. Васнецов. «Я был увлечен Кремлем и московскими церквами, впоследствии – ярославскими и ростовскими», – признавался он позднее в письме к В. В. Стасову. Васнецов изменил пропорции постройки, увеличив высоту стен за счет кровли. Северный фасад, разработанный Поленовым, он перенес на место южного. Тем самым художник добился большего освещения интерьера храма и придал южному фасаду парадный вид. Васнецов внес изменения и в остальные фасады, сделав их более декоративными и живописными. Васнецовский храм приобрел пропорциональный, гармоничный облик и лучше соответствовал своему предназначению – небольшой усадебной церкви, вписанной в пейзаж абрамцевского парка.
Церковь Спаса Нерукотворного.
Южный фасад
В конце мая 1881 г. начались строительные работы. Васнецов вспоминал: «Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши худо-жественные помощницы – Елизавета Григорьевна… Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню… Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…»
К концу июля стены церкви были подведены под крышу. Декоративная отделка фасадов и интерьера потребовала дополнительного изучения средневекового русского искусства, и участники кружка предприняли поездки в Ростов, Ярославль и другие города. В течение лета храм был украшен резным орнаментом. На валике, обрамляющем вход, в орнамент включены изображения, связанные с христианской символикой и евангельскими сюжетами: Агнец олицетворяет Христа; голова осла напоминает о торжественном входе Христа в Иерусалим; петух – об отречении апостола Петра; ангел, лев, орел и телец символизируют евангелистов и т. д.
Под главой церкви выложен фриз из разноцветных изразцов, придавший впечатление легкости мощному барабану. Позднее над входом было помещено изображение Спаса Нерукотворного (1882) работы Поленова, а печная труба в углу крыши покрыта изразцами (1890-е). В оформлении интерьера церкви ведущая роль принадлежала В. Д. Поленову. По его эскизам выполнены иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. Двухъярусный иконостас восходит к интерьерам деревянных сельских церквей русского Севера. Иконы традиционного письма, собранные участниками Мамонтовского кружка, соседствуют в нем с авторскими произведениями.
В иконостасе – «Спас Нерукотворный» (1881–1882) И. Е. Репина, «Николай Чудотворец» (1881) Н. В. Неврева, «Сергий Радонежский» (1881) и «Богоматерь» (1882) В. М. Васнецова, «Благовещение» (1882) В. Д. Поленова и другие произведения абрамцевских художников. Впервые в православном храме иконы были выполнены в реалистической манере, предвосхитившей работы Васнецова во Владимирском соборе (1885–1896) в Киеве. На северной стене – рельеф «Голова Иоанна Крестителя» (1880-е) работы М. М. Антокольского, на южной – икона «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» (1890-е) Е. Д. Поленовой. Клиросы расписаны изображениями цветов и бабочек Васнецовым. По его же рисункам выполнен мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства: 1881–1882 по-старославянски. В 1892 г. в церкви поставил печь М. А. Врубель. Оформление документов на храм заняло все лето 1881 г. Осенью, когда церковь уже была построена, состоялась ее официальная закладка, а летом следующего года – обряд освящения во имя Спаса Нерукотворного.
Церковь Спаса Нерукотворного.
Окно южного фасада
В отличие от построек эклектичного «русского стиля», абрамцевская церковь – тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры. Она считается первым произведением русского модерна, получившего развитие в беседке «Избушка на курьих ножках» (1883) и оформлении спектакля «Снегурочка» (1880-е), выполненных Васнецовым. В 1891 г., после смерти сына Мамонтовых – Андрея, ризницу церкви, где он был похоронен, перестроили в часовню (1891–1892) по проекту Васнецова. По сравнению с церковью, часовня, украшенная поясами многоцветных изразцов с цветочным орнаментом и прихотливой росписью главки, производит более изысканное и нарядное впечатление. Позднее у стен церкви были погребены дочь Мамонтовых Вера (1907), Елизавета Григорьевна Мамонтова (1908), внук Мамонтовых, сын Веры Сергей (1913) и Савва Иванович Мамонтов (1918). В настоящее время в церкви проходят богослужения по памятным для Абрамцева датам.
Далее уже идут воспоминания В.М. Васнецова.
«Идея соорудить церковь, вероятно, была Елизаветы Григорьевны, человека глубоко религиозного. В. Д. Поленов предложил взять за образец Новгородский храм Спаса Нередицкого. Он и я конкурировали в составлении проекта церкви. Мой рисунок вышел более в московском характере, чем в новгородском, но в семейном жюри к исполнению был принят мой эскиз с некоторыми изменениями.
Эскиз В.М. Васнецова.
Самый первый вариант церкви, выполненный В.Д. Поленовым.
Летом сделали закладку, и на другой год храм был уже готов. Все мы, художники Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, основавшая в Абрамцеве известную столярную художественную мастерскую, Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина — от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши шили, вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню. Своей работой он помогал нам только в свободное время, приезжал к нам к вечеру и по праздникам, т. к. вел в это время великое общественное и ответственное дело постройки Северной дороги. В наезды свои, конечно, всех воодушевлял.
Подъем энергии и художественного творчества был необычайным: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только Абрамцевская малая художественная дружеская семья и кружок. Но что за беда? — дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере.
Эскиз резьбы верхней части иконостаса абрамцевской церкви с объяснительными надписями, В. Д. Поленов.
Работа кипела. Поленов создал прекрасный иконостас строгого новгородского стиля и орнамента, можно сказать, образец своего рода.
Написал он также на вратах «Благовещение», одно из его прекраснейших произведений.
Репин написал образ «Нерукотворного Спаса».
Неврев Н. В. — «Николая Чудотворца».
Мои там работы: небольшой образ «Богоматери» в иконостасе, послуживший мне впоследствии во Владимирском соборе, «Преподобный Сергий» и несколько других малых образов.
Своей рукой я расписал клиросы,
даже пришлось самому набирать мозаику пола с рабочими бетонщиками.
И все спорилось и кипело, и во всем веял подъем духа и энергии самого Саввы Ивановича. Нужен кузнец ковать кресты, решетки — вот он, мастера камнетесы, позолотчики? — все живой рукой есть, по-щучьему велению. А сам везде, шуткой, веселым словом подбодрит, подкрепит уставшую руку…
Церковь в Абрамцеве
В Абрамцеве новость – усадебная церковь вновь открыта после реставрации.
Выстроена церковь Спаса Нерукотворного была в период, когда усадьбой владел Савва Мамонтов. Решено было ставить храм по типу старинных русских соборов. И представьте – в сложившемся вокруг Мамонтова художественном кружке прошел целый внутренний конкурс. В результате в окончательном варианте проект разработал Виктор Васнецов – используя также вклад Василия Поленова. Для разработки декоративной отделки фасадов участники кружка совершали поездки в Ростов и Ярославль. И хотя строилась церковь с оглядкой на старинные традиции, ее считают первым в России примером модерна в храмовой архитектуре.
Василий Поленов стал главным по интерьерам. Именно по его эскизам были выполнены иконостас и киоты.
Иконы писали художники абрамцевского кружка. Илья Репин.
Виктор Васнецов написал Богоматерь и Сергия Радонежского.
Поленов – Благовещение.
Николай Неврев написал Николая Чудотворца.
Елена Поленова написала икону «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом».
Среди этих небольших икон, в основном принадлежащих кисти Васнецова и Поленова, любопытна та, что слева – Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.
У нее несколько неожиданный автор – Вара Репина, жена художника. (Правда, злые языки утверждают, что и сам мастер эту работу поправил. Но не будем поддаваться сплетням. 🙂
Другая часть иконостаса – небольшие иконы старинного письма.
Рельеф головы Иоанна Крестителя – скульптор Марк Антокольский.
Роспись окон была сделана по эскизам сына Саввы Мамонтова, Андрея, которому было в то время 12 лет.
Рано умерший Андрей Мамонтов был похоронен в пристроенной к церкви Спаса часовне.
Михаил Врубель поставил в церкви изразцовую печь.
Обратим внимание и на мозаику пола. Она выполнена по рисункам Виктора Васнецова. А вот материал – разноцветные камешки – были собраны, как утверждается музейщиками, в местной речке.
А теперь о переменах. Есть новшества чисто технического характера – например, установленный для сохранности экспонатов климат-контроль. Но есть и возвращение к прежнему интерьеру, запечатленному на старых фотографиях. Например, вернулись в церковь некоторые резные киоты, исполненные мастерами абрамцевской студии – каким-то странным образом в 30-х годах они были перемещены в усадебный дом, где использовались как рамы для зеркал.
Среди новых экспонатов – пелена, вышитая руками абрамцевских дам. Кстати, принимала в этом участие и дочь Саввы Мамонтова Верочка – известная народу как «девочка с персиками».
Отреставрировано паникадило, уточнено расположение предметов интерьера.
Ну, и главное – те, кто бывал в Абрамцеве раньше или видел церковь Спаса на фотографиях, наверно, уже успели удивиться – а что это с ее цветом снаружи? Действительно, еще позапрошлым летом, до реставрации, она была совершенно белой (см. фотографии в моем блоге того времени).
А здесь тоже провели исследования. Размыли краску до самых нижних слоев – оказалось, при Мамонтове-то она была именно что кремовой! Теперь исконный цвет восстановлен и церковь в Абрамцеве предстает такой, какой ее видели современники строительства.
Удобно, как дома: 5 мыслей о том, каким должен быть современный храм
О современном состоянии церковной архитектуры
Андрей Анисимов. Фото Анна Гальперна
В конце 80-х — начале 90-х мы начали работать в области церковной архитектуры, не имея ни образования, ни представления о том, что это такое, обращались к разным стилям, экспериментировали. Но все поиски единого стиля современной церковной архитектуры могут быть перспективны, только если они основаны на каких-то исторических аналогах. Изучая огромное количество аналогов, мы найдем то, что впоследствии станет возможностью для движения вперед.
Сегодня же развития церковной архитектуры как такового нет, единый стиль не сформировался. Все конкурсы проектов, которые мы проводили, говорят о том, что авторы не ориентируются на традицию.
А развитие церковного зодчества в начале XX века закончилось на русском модерне. И абсолютно логично, что за основу проекта первого храма в СССР в 1988 году мой друг, архитектор Андрей Родыгин взял именно русский модерн и псковскую архитектуру. Введенский храм в селе Сухарево Белгородской епархии — это точное попадание в традицию.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Фото: sobory.ru
О русском модерне
Маленький храм в Абрамцеве — церковь Спаса Нерукотворного — стал началом целого направления искусства — русского модерна. Мастера обратились к корням русского искусства, и это стало интересным обществу, превратилось в социальный заказ и начало финансироваться. Очень важно, кто меценат и есть ли он.
В то время лидерство в поиске национального стиля взяли на себя старообрядцы. Когда в 1905 году им дали возможность служить и строить храмы, они встали во главе нового стиля, начали привлекать мастеров самого высшего уровня — замечательных Бондаренко, Шехтеля и других. И русский модерн произвел революцию: если в XIX веке русский стиль не был почитаемым, то мастера начала XX века сделали его уважаемым во всем мире.
Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Фото: mos.news
Для меня вершина русского модерна — храм Марфо-Мариинской обители. Почему его выделяют среди остальной массы великолепных храмов? Он обращен к истокам нашей архитектуры — очень деликатно декорированным псковским храмам, собору Спаса на Бору в Московском Кремле. И для себя я выбрал абсолютно тот же ход, мои работы начала 1990-х связаны с русским модерном и поиском его современных форм. Мне за эти работы не стыдно, но с точки зрения развития церковной архитектуры — это не прорыв.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Надовражино, Московская область. Архитектор Андрей Анисимов, 2001 год.
О роли Церкви
У любого архитектора есть заказчик, но нельзя сказать, что нам так везет, как великим архитекторам прошлого. Нет таких меценатов, нет помощи государства. По большому счету нет и глобального заказа Церкви на поиски нового. Стройное представление о том, что хочет Церковь, не сформулировано — мы все время встречаемся с отрывочными вкусовыми предпочтениями отдельных архиереев или настоятелей. И в основном идет заказ на реплики, повторения: заказчик хочет видеть еще один храм Покрова на Нерли, еще один собор Василия Блаженного. Но при этом мы понимаем, что и технологии другие, и такого финансирования нет, да и функционально задачи и требования другие.
Церковь Покрова на Нерли. Фото: Сергей Ершов / VK
К сожалению, пока любое продвижение чего-то интересного в церковной архитектуре связано только с движением снизу, встречного движения сверху нет.
О настоящих задачах архитектуры
Самое главное в архитектуре — это не поиск каких-то красивых форм, орнаментов и композиций. На самом деле все диктуется другими вещами. Архитектура вообще создается из утилитарных задач — нужно организовать пространство так, чтобы было удобно: в доме — жить, в храме — служить и выполнять другие функции церкви, например, крещение или отпевание. А ведь еще в храме должна быть иконная лавка и гардероб. И из этих элементов мы исходим.
Храм Александра Невского при МГИМО, Архитектор Андрей Анисимов, 2011 год. Фото: patriarchia.ru
Самая главная наша задача — организовать пространство так, чтобы в данный объем вместить все функции храма. И архитектура рождается именно из того, как грамотно соотносятся объем и функция, а не из красивого рисунка.
О том, каким должен быть современный храм
Современный храм отличается от храма прошлых веков тем, что у него становится больше функций — есть воскресная школа, центр реабилитации, семейный клуб, иногда даже театр. Сегодня храм — это большой комплекс с какой-либо социальной нагрузкой, такой многофункциональный центр.
Таким образом, возникают новые потребности, и начинает появляться новая архитектура. Стиль пока не формируется, но предпосылка для этого есть — это изменение социальной задачи Церкви, которая проявляется через архитектуру.
Церковь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» в Челябинске. Архитектор Андрей Анисимов, 2003 год. Фото: Татьяна Васильева / tavasa100.tourister.ru
Уже не надо строить громадные по высоте храмы, сейчас нужно быть очень экономичными. В этих проектах сводятся к минимуму декор и сложные конструкции. И это нас связывает с архитектурой начала XX века — храмы русского модерна очень просты и экономичны по сравнению с предшественниками. В основе архитектурного проекта Марфо-Мариинской обители лежит абсолютно утилитарный подход. Там нет шика и блеска, который существовал несколько десятилетий ранее. Но это и подкупает!
Храм Пресвятой Троицы на подворье Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря, Себеж. Проект. Архитектор Андрей Анисимов, 2003 год. Фото: www.tovrest.ru
ФОТО: Храм Пресвятой Троицы на подворье Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря, Себеж. Архитектор Андрей Анисимов, 2003 год.
Чем проще мы подходим к архитектуре, тем лучше. Конечно, центральный городской собор должен быть по-особому украшен, но в обычный приходской храм нужно приходить, как домой, где уютно и хорошо. А выделение храма от общей застройки — это задача архитектора. Мы должны показать, что там, в алтаре, — Царство Небесное.
5 знаковых храмов русского модерна по версии Андрея Анисимова
1. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, 1881-1883 гг.
Это первое сооружение русского модерна стало началом нового национального стиля, центром которого и была усадьба Абрамцево. Художники — участники «абрамцевского кружка» — стремились воплотить в храме древнерусское искусство. Автор проекта Виктор Васнецов взял за основу и переработал первоначальный эскиз Василия Поленова, архитектурным прототипом церкви стал новгородский храм Спаса на Нередице, построенный в 1198 году.
Церковь в Абрамцево. Фото: img-e.photosight.ru
В абрамцевской церкви находится одно из наиболее оригинальных для русского церковного искусства произведений — художественный иконостас, куда вошли иконы «Спас Нерукотворный» Ильи Репина, «Николай Чудотворец» Николая Неврева, «Сергий Радонежский» и «Богоматерь» Виктора Васнецова, «Благовещение» Василия Поленова.
Васнецов расписал клиросы храма, а печь храма с майоликовыми изразцами создал Михаил Врубель. Жены художников вышивали хоругви.
У стен храма похоронен хозяин усадьбы — меценат Савва Мамонтов и члены его семьи. Храм реставрировали дважды — к Олимпиаде 1980 года и в 2014 году. Сейчас богослужения в церкви проходят около десяти раз в год по памятным для Абрамцева датам.
2. Свято-Троицкий храм в Балакове, 1910-1914 гг.
В начале XX века в селе Балаково был Свято-Троицкий храм Русской Православной Церкви. И когда в 1905 году император Николай II подписал указ о веротерпимости и старообрядцам разрешили свободно исповедовать свою веру, купец Анисим Мальцев задумал построить в селе старообрядческий храм во имя Пресвятой Троицы. Для разработки проекта он обратился к академику архитектуры Федору Шехтелю.
Свято-Троицкий храм в Балаково. Фото: img-9.photosight.ru
Пока шло строительство, Анисим Мальцев приобрел несколько сот драгоценных дониконовских икон, которые потом были размещены в храме. Три наружные мозаики церкви — Рублевская Троица, икона Божией Матери «Знамение» и Нерукотворный Образ Спасителя — впоследствии были признаны памятниками монументального мозаичного искусства, а само здание — памятником архитектуры рубежа XIX-XX веков.
После закрытия храма здание переделали под драматический театр, потом в нем разместили зерносклад, а после — клуб завода имени Дзержинского. В 1989 году здание старообрядческого Троицкого храма было передано Русской Православной Церкви.
3. Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге, 1912 год
Православный храм в Лейпциге возведен в память «Битвы народов». Пожертвования на его строительство собирались с 1907 года и в России, и в Германии.
Свято-Алексиевский храм-памятник Русской Славы в Лейпциге. Фото: diman7777.livejournal.com
Автором проекта стал архитектор Владимир Покровский. За образец он взял Вознесенский храм в Коломенском — первую каменную шатровую церковь в России. Уникальная «достопримечательность» храма — семиярусный иконостас высотой в 18 метров. В нижний храм-усыпальницу с воинскими почестями были перенесены останки российских солдат и офицеров.
С началом Первой мировой войны храм-памятник закрыли, а вход замуровали. Церковь грабили, собственником здания стал местный житель и сдавал его в аренду. Во время бомбардировок Лейпцига в годы Второй мировой местные жители укрывались в нижних помещениях храма. Летом 1945 года церковь перешла в Западноевропейский Экзархат Русской Православной Церкви.
4. Старообрядческая Покровско-Успенская церковь в Малом Гавриковом переулке, 1909 год
Большой храм в северо-восточной части Москвы, недалеко от станции метро «Бауманская», построили старообрядцы разных согласий, которые были объединены в самостоятельную Покровско-Успенскую общину. Автором проекта стал архитектор Илья Бондаренко.
Старообрядческая Покровско-Успенская церковь в Малом Гавриковом переулке. Фото: temples.ru
Храм в древненовгородском стиле был двухэтажным: в нижнем храме (на 300 человек) проходили будничные службы, в верхнем — праздничные (вместимость — 1000 человек). Особенность конструкции — железобетонные своды.
Деньги на строительство и внутреннюю отделку памятника неорусского модерна собирали прихожане, колокольню изготовили на средства благотворителей. Впоследствии храм назвали музеем древнерусского искусства: там, например, был четырехъярусный иконостас с 50 древними иконами.
После закрытия храма в 1933 году самые ценные иконы попали на склад Музейного фонда, а затем в Третьяковскую галерею. В 1960-х в здании располагался спортклуб «Спартак», потом оно пустовало и в конце 1990-х оказалось в аварийном состоянии. Его частично отремонтировали, но в здании до сих пор располагается спортзал.
5. Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, 1908-1912 гг.
Покровский собор стал не только центром Марфо-Мариинской обители, но и едва ли не главным образцом неорусского стиля в храмовом зодчестве. Кубический одноглавый храм, вытянутая трапезная, «каплевидные» главки на звонницах — архитектор Алексей Щусев, ориентируясь на псковско-новгородские образцы, смело соединил разные элементы. Этот проект стал одним из знаковых в его творчестве.
Покровский собор в ММО. Фото: www.pravmir.ru
Рельефные клейма на фасадах, выполненные по проекту Сергея Конёнкова, изображают Распятие и Небесный Иерусалим. Основную часть храма изнутри расписал художник Михаил Нестеров. Самой знаковой композицией считается «Путь ко Христу». Нестеров стал автором и мозаичной иконы Спаса Нерукотворного на западном фасаде храма.
В 1920-х годах в Покровском соборе располагался дом санитарного просвещения, потом — государственные реставрационные мастерские. В 2008 году Патриарх Алексий II освятил храм в статусе собора, тогда там и возобновились богослужения.