Содержание
Русская Православная Церковь
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Дата создания: 1337 г. Описание:
История
Обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. на холме Маковец в 70 км к северо-востоку от Москвы.
На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. Владимир (Богоявленский; †1918).
В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч).
С 1688 г. монастырь является ставропигиальным. В 1744 г. обитель получила статус Лавры.
С 1814 г. на территории Лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве. Переведенная после пожара 1812 г. в Лавру, академия разместилась в бывших Царских чертогах XVII в.
В 1920 г. Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В 1949 г. в стенах Лавры возобновила свою деятельность Московская духовная академия. В 1971, 1988, 1990 гг. в Троице-Сергиевой обители проходили Поместные Соборы.
В 1993 г. архитектурный ансамбль Лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Храмы и часовни
Подворья и скиты
- подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, храм Троицы Живоначальной в Троицкой Слободе и храм прп. Сергия в Сергиевском подворье;
- храм свв. апп. Петра и Павла (г. Сергиев-Посад);
- Пятницкое подворье на Подоле, храм в честь св. мц. Параскевы Пятницы, расположенный с юго-восточной стороны Лавры;
- храм Преображения Господня в с. Радонеж Московской обл.;
- Троицкое подворье в Санкт-Петербурге;
- Варницкое подворье в Ростове Великом;
- храм в честь св. Марии Магдалины в Сергиевом Посаде;
- храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому на территории ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Министерства труда и социальной защиты РФ (г. Сергиев Посад);
- Всехсвятское подворье в Сергиевом Посаде;
- Владимирское подворье (Владимирская обл., с. Тучково);
- Покровский скит (Московская обл., с. Сабурово);
- Благовещенское подворье (Московская обл., с. Благовещение);
- Богородское подворье (Московская обл., п. Богородское);
- Деулинское подворье, храм Нерукотворного Спаса в с. Деулино Московской обл.;
- Пересветское подворье в г. Пересвет Московской обл.;
- подворье «Куликово Поле» (Тульская обл., д. Иваново);
- Спасо-Вифанское подворье (г. Сергиев Посад);
- Черниговский скит (г. Сергиев Посад);
- скит Параклит (г. Сергиев Посад);
- Успенский женский скит-подворье (Тульская обл., п. Епифань);
- храм Корсунской иконы Божией Матери (с. Глинково Сергиево-Посадского района Московской области; подворье открыто Патриаршим указом от 16 августа 2018 г.).
Святыни
Раки с мощами прп. Сергия Радонежского и Никона Радонежского (Троицкий собор); прп. Максима Грека и прп. Антония Радонежского (храм Сошествия Святого Духа); свт. Иоасафа, митрополита Московского, прп. Дионисия Радонежского и свт. Серапиона, архиепископа Новгородского, частицы мощей свт. Николая Чудотворца, первомученика архидиакона Стефана, вмч. Пантелеимона, часть пояса Пресвятой Богородицы и др. святыни (Серапионова палата); Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (Троицкий собор), икона свт. Николая (в храме прп. Сергия) и др.
Богослужение
Утреннее богослужение ежедневно, начиная с 5.30. Вечернее богослужение в 16.45 по будням, в воскресные и праздничные дни в 17.00.
Наместники
- с 30 ноября 1988 г. по 26 февраля 2019 г. — архиепископ Сергиево-Посадский Феогност
- с 26 февраля 2019 г. — епископ Сергиево-Посадский Парамон
Страна: Россия Город: Сергиев Посад Адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра Телефон: +7 (496) 540-53-34 Web-сайт: www.stsl.ru E-mail: office@lavra.ru Дочерняя организация: Храм Живоначальной Троицы в Москве (подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры) Наместник: Парамон, епископ Сергиево-Посадский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Голубка Федор Михайлович)
Троице-Сергиева Лавра
Видео: Троице-Сергиева Лавра
История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Эрнест Лисснер. «Троице-Сергиева лавра»
Судьба Лавры тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в 3 часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре к мужчинам присоединились другие верующие, а импровизированное поселение быстро обзавелось деревянным храмом Святой Троицы и хозяйственными службами. Впоследствии, когда Варфоломей стал монахом Сергием и занял пост игумена, вокруг монастыря образовался городок, ставший основой современного Сергиева Посада. Деревянные храмы были разрушены во время нашествия Едигея, в XV веке появились первые каменные сооружения. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная деятельность была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию.
Панорама Троице-Сергиевой ЛаврыТроицкий собор
Достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры
На территории монастыря расположено около 50 объектов, построенных в разное время. Чтобы осмотреть их, а тем более посетить церковные службы, одного скоротечного визита явно недостаточно. Туристам рекомендуется остановиться в гостиницах и хостелах в окрестностях обители и уделить знакомству с достопримечательностями монастыря несколько дней.
Троицкий собор
В старейшем культовом сооружении комплекса, возведенном в XV веке, хранится главная святыня монастыря, предмет поклонения православных паломников со всей страны – чудотворные мощи преподобного Сергия. Белокаменный храм с золотыми куполами был расписан Андреем Рублевым, но подлинники фресок не сохранились. О былой красоте изображения можно судить только по более поздним копиям. Одноглавая белая церковь, скромно замершая по соседству с собором, построена над могилой Никона Радонежского, верного ученика и преемника Сергия.
Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Успенский собор
По замыслу крестившегося в Лавре Иоанна Грозного представительный Успенский собор должен был повторять очертания одноименного храма из ансамбля Московского Кремля. Однако новое здание стало не просто копией уже существующего, но самобытным произведением искусства: над оформлением иконостаса трудился знаменитый мастер Симон Ушаков, фрески выполнили выдающиеся представители московской иконописной школы. И здесь не обошлось без исторических захоронений: у стен Успенского собора сохранилась могила Бориса Годунова.
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
Ажурная пятиярусная колокольня, спроектированная архитектором Дмитрием Ухтомским в середине XVIII века, по праву считается самой красивой в России. Когда-то здесь звучали десятки колоколов, но после революции они были безжалостно уничтожены и восстановлены только в XXI веке. Самый крупный из них, Царь-колокол, весит более 70 тонн.
Малые церкви и другие сооружения
Миниатюрную Духовскую церковь возвели в XV веке заезжие мастера из Пскова. Ее звонница расположена прямо под куполом, что совершенно нетипично для московской архитектуры. Богато декорированный надвратный Предтеченский храм построен над восточным входом в монастырь по инициативе купцов Строгановых. Праздничное красно-белое здание стало выдающимся образцом барочной русской архитектуры. Самая миниатюрная церковь комплекса, Михеевская, появилась в XVIII веке на том месте, где Сергию Радонежскому когда-то явилась Богородица. Рядом с Успенским собором с 8 утра до 8 вечера открыта нарядная часовня: ее возвели над источником целебной воды.
Троице-Сергиева Лавра с высотыБелокаменные стены ЛаврыУсыпальница Годуновых План территории лавры с достопримечательностями
Информация для туристов
Благодаря удачному расположению ансамбль Лавры хорошо просматривается из разных точек Сергиева Посада. Добраться в город проще всего из Москвы на электричке, идущей с Ярославского вокзала, или на автобусе от Щелковского автовокзала. От сергиево-посадского железнодорожного вокзала до восточного входа в монастырь 15 минут пешком в северо-западном направлении, от автовокзала, расположенного на той же линии, путь еще короче. Вход на территорию комплекса бесплатный, но при посещении принято оставлять небольшие пожертвования.
Уточья башня
Правила поведения в Лавре
Поскольку Троице-Сергиева Лавра прежде всего действующий монастырь, к поведению и внешнему виду посетителей предъявляются строгие требования. Женщины должны быть одеты в юбки или платья без декольте, закрывающие колени. В этот день лучше обойтись без макияжа и повязать платок на голову. Мужчинам не следует появляться в храмах в шортах и бриджах. На территории Лавры, в ее ресторанах, кафе и гостиницах запрещено курить и употреблять алкоголь. Фотосъемка разрешена с некоторыми ограничениями: нельзя снимать службу и монахов, даже просто проходящих по двору, внутри зданий не используют фотовспышку, чтобы не повредить настенным росписям.
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери
Где остановиться
Лавре принадлежит несколько недорогих гостиниц для паломников на территории Сергиева Посада. Гостиница «Вознесенская» с 4-8-местными номерами и удобствами на этаже открыта в 10 минутах ходьбы к юго-востоку от Лавры в заметном издалека ярко-красном здании на одноименной улице. Поток желающих поселиться в этом хостеле всего за 300-350 рублей в сутки всегда велик, поэтому места бронируют минимум за месяц. Примерно на таком же расстоянии к северо-востоку от Лавры, на проспекте Красной Армии, расположена гостиница «Старая Монастырская», построенная почти 200 лет назад на живописном берегу Белого пруда. Это классический отель со всеми удобствами с номерами от эконом-класса до люксов. В обоих корпусах можно полноценно пообедать, утолить легкий голод свежей монастырской выпечкой можно в кафе прямо в Лавре, во время экскурсий.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Религиозные службы
Православный канон запрещает монастырям проводить обряды отпевания, венчания, крещения, но в Лавре можно заказать заупокойные и заздравные молитвы за родных и близких. Ежедневные службы для паломников проходят в Троицком соборе: заутреня в 5-6 часов, затем каждые 2 часа акафисты преподобному Сергию. Дополнительную нагрузку в праздничные дни принимает на себя Успенский собор: в 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя, а в 8:30 – Поздняя Литургия. На Пасху и во время Великого Поста расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуется предварительно уточнять информацию в телефонной справочной монастыря.
Дублирую текст со стенда: Житие Преподобного Сергия Радонежского
Игуменом всея Руси — часто называют в народе Преподобного Сергия. Смиренного отшельника, чуждого не только гордыни, но и раздражения, злобы, уныния…
Обитель Святой Троицы
Он родился в 1314 г. в семье благочестивых бояр ростовских Кирилла и Марии. Во святом крещении ему нарекли имя Варфоломей.
Рождению Варфоломея предшествовало одно чудесное событие: в храме во время литургии, в утробе Марии троекратно прокричал младенец, так заявил о себе один из величайших русских святых.
Когда исполнилось Варфоломею семь лет, его вместе с братьями отдали в обучение к дьячку. Но учился Преподобный плохо. Как ни старался, ни молился не мог сложить буквы в слова. И тогда произошло еще одно чудо. Как-то в поле встретил Варфоломей монаха-схимника, рассказал ему о своём горе и просил помолиться Богу, чтобы помог в учении. Старец протянул отроку частицу просфоры: «То тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного писания. О грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников».
Взыскание места пустынного
В Варфоломее чрезвычайно рано проявилось стремление к подвижничеству. Двадцати трех лет от роду Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном удалился в лесное урочище в окрестностях Радонежа. На небольшой поросшей лесом возвышенности — горе Маковец, братья срубили малую церковь, впоследствии освященную в честь Живоначальнои Троицы.
Не выдержав тяжелой, полной лишений жизни в пустыни Стефан ушел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей остался в пустыни один, где проводил дни в трудах, подвигах воздержания и молитве. Спустя некоторое время он принял постриг в ангельский образ и дано ему имя в монашестве Сергий.
Да будет всем слугою
Одиночество Сергия длилось не более двух лет, по прошествии которых к нему стали обращаться люди, нуждающиеся в духовной помощи. Слава о подвижнике разнеслась по округе. Появились и желающие разделить с ним подвиг пустынножительства. Любопытный факт: долгое время иноков — учеников Сергия, было числом ровно 12, как апостолов у Христа. Обитель стала разрастаться, братия занялась её дальнейшим обустройством, застучали топоры…Преподобный трудился наравне со всеми монахами.
К Сергию начали приходить крестьяне за советом и благословением, некоторые из них селились неподалеку. Скорбные обстоятельства монголо-татарского ига вынуждали людей искать покровительства под стенами образовавшегося монастыря.
Чудотворец Земли Русской
Чудеса в обители не прекращались. Сколько их сотворил Сергий — не счесть! Бывало, из мертвых воскрешал. Во многом благодаря ему к моменту Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. А тот накануне сражения отправился за благословением не куда-нибудь — в Свято-Троицкий монастырь. Игумен предрёк нашему воинству победу и дал в помощь двух иноков княжеского рода — Пересвета и Ослябю.
Прежде имейте страх Божий
О грядущей своей кончине Преподобный Сергий конечно знал и в день 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года обратился к монахам с такими словами: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» Через 30 лет, 18 июля 1422 его мощи были обретены нетленными.
yakaev
Самый лучший вид на Троице-Сергиеву лавру открывается со смотровой площадки на пересечении Вознесенской и Сергиевской улиц. В ясный день отсюда видны многочисленные строения лавры — крупнейшего православного мужского монастыря России. Он был основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. А в 1742 году императорским указом Елизаветы Петровны монастырю как раз и был присвоен статус и наименование лавры. В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Проследим за историей лавры, прогулявшись по ее территории.
Чтобы попасть в лавру необходимо пройти через Святые ворота — это главный вход в монастырь, расположенный в его восточной стене и выходящий на Красногорскую площадь. Башня над вратами называется Красной и была построена в середине XVI века.
Сферическая кровля над башней, увенчанная куполом и крестом, была сооружена в 1856 году.
Внутри Святые врата украшены фресковой росписью на темы Жития преподобного Сергия.
Сразу жу над входом в лавру располагается надвратная церковь Рождества святого Иоанна Предтечи, построенная в 1692-1699 годах на средства знаменитого купца и промышленника Г.Д.Строганова.
Церковь заслуженно относится к числу лучших построек строгановского направления стиля московского барокко.
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой была сооружена по указанию царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686-1692 годах. Трапезная палата, являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX века здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви.
В конце апреля на территории лавры было уже достаточно красиво и зелено.
Практически около самих стен церкви преподобного Сергия находится Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 году над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского. Орнаментальная роспись стен церкви относится к XIX веку.
Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов была построена псковскими мастерами в 1476 году и представляет собой уникальный для московской архитектуры XV века пример церкви с подкупольной звонницей.
Висевший на звоннице церкви особый — «всполошной» — колокол во время польско-литовской осады монастыря в 1608-1610 годах возвещал защитникам обители об опасности.
На территории лавры по-моему всегда очень много паломников. Очень часто слышится иностранная речь.
Митрополичьи (ныне — Патриаршие) покои являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Здание Митрополичьих покоев, примыкающее к Трапезной палате церкви преподобного Сергия, было построено одновременно с ней, в 1687-1692 годах. Парадный фасад покоев был выполнен в 1778 году в стиле барокко.
Древнейшим из сохранившихся сооружений лавры является Троицкий собор. Он был воздвигнут в 1422 году преподобным Никоном в честь основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому, умершему в 1392 году. В Троицком соборе покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. К Троицкому собору вплотную примыкает Никоновская церковь, воздвигнутая в 1623 году.
Чтобы поклониться святым мощам, необходимо отстоять немаленькую очередь.
Казначейский корпус братских келлий (1743 – 1745). Трехэтажное здание Казначейского корпуса братских келий, построенное в 1743-1745 годах, замыкает собой с запада соборную монастырскую площадь. Фасад Казначейского корпуса получил свой нынешний вид в 1858-1859 годах и объединяет собой разновременные служебные постройки XVII-XIX веков.
Ныне первый этаж здания отведен под административные помещения, а второй и третий — под братские кельи.
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 год, замыкает собой северную сторону соборной площади.
Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м — колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
Окончательный архитектурный облик, благодаря которому лаврская колокольня получила заслуженную славу красивейшей на Руси, придал ей замечательный русский архитектор Д.В.Ухтомский.
К началу XX века звонница лавры насчитывала 42 колокола, но большая их часть была разбита в 1929-1930 годах. В 2002-2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 тонны.
Памятный обелиск посреди соборной площади рядом с колокольней был установлен в 1792 году по распоряжению митрополита Платона.
Сужающийся кверху четырехгранник обелиска поднят на высокий постамент, украшенный четырьмя овальными досками с памятными надписями, прославляющими исторические заслуги обители перед Отечеством. Вершина обелиска увенчана позолоченным шаром.
У юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды в 1644 году был устроен Успенский кладезь.
Возведение Кладезной часовни над источником относится к концу XVII века.
Бассейн для освящения воды, с сенью над ним в виде изящного шатра с куполом и крестом, был сооружен в 1872 году между Кладезной часовней и обелиском.
В центре бассейна установлен крест, из горизонтальной перекладины которого в бассейн стекает целебная вода, поступающая из Успенского кладезя.
Соборная площадь лавры общим планом:
Центральным и выдающимся сооружением на площади лавры является Успенский собор, построенный по велению царя Ивана Грозного.
Строительство продолжалось с 1559 по 1585 год.
По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам.
Роспись собора была выполнена в 1684 году ярославскими и троицкими иконописцами, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым.
Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.
Слева от парадного крыльца Успенского собора находится усыпальница Годуновых. Она была поставлена в 1782 году над гробницами царя Бориса Годунова, его супруги, царицы Марии, и сына, царевича Феодора, тела которых были перенесены из Москвы в лавру в 1606 году, а также дочери — царевны Ксении, умершей в 1622 году.
Немного в стороне от соборной площади за колокольней расположена церковь Смоленской иконы Божией Матери. Она сооружена в 1746 году по проекту архитектора Д.В.Ухтомского и освящена в 1753 году.
На заднем плане можно разглядеть церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, которая была построена в 1635-1637 годах. В настоящее время в этом комплексе зданий, примыкающих к церкви, располагаются Соборные палаты и покои Наместника Лавры. Церковь преподобных Зосимы и Савватия является домовым храмом Наместничьих покоев.
Последнее строение, которое мне удалось увидеть внутри лавры — это Каличья башня, сооруженная в 1759-1772 годах по плану архитектора И.Яковлева. Возводившаяся одновременно с колокольней, башня имеет много общего с ней в архитектурных формах и особенностях отделки ярусов.
Северная часть лавры отгорожена от простых посетителей изгородью с небольшими калитками.
Территория потихоньку приходит в ухоженный вид после зимы.
Бросаем последний взгляд на колокольню.
И направляемся… нет, не в магазин…
…а на выход, так как нас ждет дальнейшая прогулка по городу.
Официальный сайт Троице-Сергиевой лавры: www.stsl.ru
Продолжение следует…
Читайте также в этом цикле репортажей:
Сергиев Посад, ч.1 — От вокзала до лавры
Сергиев Посад, ч.2 — Троице-Сергиева лавра
Сергиев Посад, ч.3 — Вокруг лавры
Читайте о других монастырях в моем журнале:
Спасо-Андроников монастырь в Москве
Новодевичий монастырь в Москве
Борисоглебский монастырь в ДмитровеTags: Московская область, Сергиев Посад, ЮНЕСКО, монастыри, православие
Святыни Троице-Сергиевой Лавры
Обитель преподобного Сергия Радонежского называют «сердцем России», «центром Православия». Действительно, сюда стремились многие поколения паломников самого разного социального происхождения, чтобы поклониться святым мощам преподобного Сергия, прикоснуться к святыне, испить воды из источника Преподобного. Не оскудевает этот поток и в наши дни. Здесь каждая пядь земли свидетельствует о святости, проникнута духом славной русской истории, каждое здание – замечательный памятник церковной архитектуры. Подчеркивая святость своей обители, троицкие иноки писали царю Иоанну Грозному в XVI веке: «…якоже в древнем Пречиста възлюбила на въстоце Святую гору и телесне тамо походила своими святыми стопами, тако и ныне, и паче милосердием и милостию и изволением всемилостиваго Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Богородица услышав своего угодника молящася великаго в чюдесех преподобнаго Сергиа, и сниде духом не по земли от места на место плотию ходяща, но от страшнаго и трепетнаго и неисповедимаго престола Сына и Бога своего с святыми Его ученикы, прииде от небес на землю в Богоименитую и в свою великую обитель к своему угоднику великому Сергию и чюдное обещание дарующе, еже неотступне ей пребыти от своеа обители, и прославити свою обитель, и всех благых изообильствовати, якоже отци глаголют вторую сию Святую гору быти и не погрешиша…» .
Величайшей святыней Лавры является рака с мощами преподобного Сергия в древнейшем белокаменном Троицком соборе. В высоком иконостасе собора, одном из самых ранних на Руси, находится храмовая икона – точная копия Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева (XV в.; память 4 / 17 июля). Именно «взиранием на Святую Троицу побеждался страх розни мира сего» в сердцах русских людей, которые, сплотившись, вышли и победили грозного врага на Куликовом поле.
Во время Куликовской битвы преподобный Сергий усердно молился о даровании победы русскому оружию и об упокоении душ павших воинов. В его келлии в то время находились сохранившиеся до наших дней две «моленные» иконы святого старца – Богоматери Одигитрии и святителя Николая. Ныне эти иконы возвращены Лавре Сергиево-Посадским историко-художественным музеем, где хранились в годы советской власти. Отец Павел Флоренский пишет: «Среди многих древнейших и более поздних изображений святителя Николая я не могу припомнить ни одного, которое хотя бы подходило к келейному по степени художественной энергии, которое хотя бы приблизительно равнялось этому по силе духовного направления» .
В XVII веке обе «моленные» иконы находились в Троицком соборе, и в дни осады Лавры поляками защитники ее молитвенно взывали пред ними о помощи и заступлении. Перед гробницей Преподобного находятся древние южные врата Троицкого собора, которые сохраняют отметину Смутного времени – отверстие, пробитое ядром поляков, осаждавших Лавру, но не сломивших духа ее защитников. Троицкий келарь Авраамий (Палицын; † 1626) в своем Сказании пишет об этом: «В то же время другое ядро пробило железные двери с южной стороны у церкви Живоначальной Троицы и пробило доску местного образа великого Чудотворца Николы выше левого плеча подле венца» .
Свидетельством молитвенного обращения защитников обители к святителю Николаю во время осады является такой важный факт, как устроение в 1609 году в Успенском соборе обители придела во имя святителя Николая Троицкий келарь Авраамий сообщает, что от поразившей в то время защитников Лавры смертоносной цинги ежедневно умирало столько людей, что некому стало ухаживать за больными. И тогда 8 мая, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, архимандрит Иоасаф и воеводы решили в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы освятить престол во имя святителя Николая Чудотворца. В день памяти святителя, 9 мая, престол был освящен. И с того дня даровал Господь Бог православным христианам Свою милость: действие болезни заметно сократилось .
И позже, в 1619 году, когда у стен Лавры находились войска польского королевича Владислава, святитель Николай оказывал свое особое покровительство защитникам обители. В это время находившийся в Лавре «некий человек по имени Василий», немой, чуть не замерзший от лютой стужи, не только остался жив по молитвам к Преподобному, но и получил исцеление, за что «дал обет отслужить молебен». Но затем он забыл об этом, однако явившийся ему святитель Николай напомнил о данном обете .
Одно из событий осады Троицкой обители произошло в день памяти мученика Димитрия. В Сказании старца Авраамия (Палицына) читаем: «Когда же настал день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, в первом часу ночи архимандрит Иоасаф со всем священным собором, и иноки, и весь народ, взяв честные кресты и чудотворные иконы, обходя по стенам город, творили литию и моление воссылали ко Всемогущему в Троице славимому Богу и Пресвятой Богоматери. Когда же литовские люди из рвов увидели ходящих по стенам города во множестве людей, напал на них страх великий, и испугались, и побежали они из рвов и из ям в свои таборы» .
В связи с этим следует назвать еще одну ратную святыню Лавры – образ святого великомученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер затонул во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу. Позднее, в 1948 году, владыка Нестор (Анисимов; † 1962), приехав из Китая в Москву, вручил военную реликвию Святейшему Патриарху Алексию I († 1970), а тот передал ее в Троице-Сергиеву Лавру. Этот Патриарший дар очень знаменателен для Троице-Сергиевой Лавры. Святой великомученик Димитрий Солунский – небесный покровитель московского князя Димитрия Донского († 1389; память 19 мая / 1 июня), и его икона попала в обитель, где князь в XIV веке брал благословение на битву с Мамаем, где с тех времен установлена и поныне совершается Димитриевская родительская суббота, где благоверный князь был канонизирован в год празднования 1000-летия Крещения Руси.
Знаменитый русский историк В.О. Ключевский писал о преподобном Сергии: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело Преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими» . И сейчас эта традиция жива в Троицкой Лавре. Идут люди к мощам Преподобного, берут воду в надкладезной часовне, получая благодать Божию. Древним святым иконам, полагаемым ныне на аналое в дни памяти святых, на них изображенных, благоговейно поклоняются насельники Лавры, ее паломники и все молящиеся. Почитая святыни – памятники нашей ратной славы, они прикасаются к Вечности. Икона – это окно в иной, небесный, мир. Намоленная икона – это окно, омытое горячими благоговейными слезами и молитвами, через которое ярко светит благодать Божия. Если перед святым образом из поколения в поколение возносились молитвы, изливались скорби, то и Господь подает через него Свою особую и богатую милость.
Источник: Макарий (Веретенников), архим. Обитель преподобного Сергия: Страницы истории. – СТСЛ. Сергиев Посад, 2004. С. 114-118.
ПРИМЕЧАНИЯ
ЖМП. 1969. № 9. С. 89.
Сказание Авраамия Палицына… С. 247.
Житие и чудеса Преподобного Сергия, игумена Радонежского. — М., 1997. С. 147.
Сказание Авраамия Палицына… С. 191.