Содержание
- Православие на Руси
- Как все начиналось
- Насаждение православной веры на Руси
- Патриаршество на Руси
- Первый патриарх — Иов
- Второй патриарх — Гермоген (Ермоген)
- Третий патриарх — Филарет
- Четвертый патриарх — Иоасаф I
- Пятый патриарх — Иосиф
- Шестой патриарх — Никон
- Седьмой патриарх — Иоасаф II
- Восьмой патриарх — Питирим
- Девятый патриарх — Иоаким
- Десятый патриарх — Адриан
- Одиннадцатый патриарх — Тихон
- Двенадцатый патриарх — Сергий
- Тринадцатый патриарх — Алексий I
- Четырнадцатый патриарх — Пимен
- Пятнадцатый патриарх — Алексий II
- Шестнадцатый патриарх — Кирилл
- Православие в годы Советской власти
- Православие в наши дни
- День святого Валентина: Именины без именинника
- День святого Валентина 14 февраля — ложь и истина
- Немного истории
- Рождение традиции
- Современное почитание и современный праздник
- День святого Валентина: Кем был этот святой и какое отношение имеет к влюблённым?
- Жития святых: новый формат
- Святые в истории. Жития святых в новом формате. IV VII века
- Ольга КлюкинаСвятые в истории. Жития святых в новом формате. IV–VII века
- От издательства
- Предисловие
Православие на Руси
Русь заслуженно называют «святой». Понятия «православная вера» и Россия – почти синонимы. Православные составляют наибольший процент населения этой страны. Сейчас даже трудно представить, что на Руси раньше была другая вера, а про православие даже не слышали.
Как все начиналось
До крещения Русь была языческой. Кругом можно было увидеть возвышающиеся идольские капища. Население Руси поклонялось разным языческим богам: Перуну, Яриле и т.д. Наши предки верили, что благополучие и хороший урожай зависит от благосклонности этих богов. Поэтому строили их идолов и поклонялись им.
Некоторые историки утверждают, что православие у нас появилось намного раньше крещения Руси. Еще князь Аскольд, правящий в Киеве, пытался насадить православную веру среди наших предков, но ему помешали убежденные язычники, которых на Руси тогда было большинство.
Позже святая Ольга приняла православную веру, но ей тоже не дано было обратить страну в православие. Зато это удалось ее внуку — князю Владимиру. По легенде князю сразу понравилась проповедь грека, но принимать православную веру он не торопился. Сначала выслушал приверженцев других вероисповеданий.
Послам князя понравилась греческая служба в храме, они утверждали, что были словно на небе. Но православную веру князь принял на политической основе. Он пошел войной на Корсунь, потому что император не выполнил условие договора – отдать свою сестру за Владимира. В конце концов, ему пришлось это сделать, но русский князь должен был принять православие.
Перед принятием Таинства крещения князь ослеп, как повествует предание. Но во время погружения в купель он снова прозрел. Поэтому он получил звание «второго Павла». По возвращении на родину он решил обратить в православную веру всех жителей Руси.
Князь приказал уничтожить всех идолов, выкинув их в реку. Крестили русский народ священнослужители из Греции. Все семьями спешили на реку Днепр, где принимали крещение. Однако не все смирились с волей князя. Некоторые удалились, не желая принять крещение. А другие бежали с плачем за идолами, плывущими по реке.
Православная вера не сразу прижилась на Руси. Приходилось заменять языческие праздники православными. Например, Ярила превратился в Илию пророка. А праздник Купала стал Рождеством Иоанна Предтечи. Некоторые языческие обычаи сохранились в церковной жизни, например, украшение березками храма.
Насаждение православной веры на Руси
Первыми святыми новопросвещенной Руси стали страстотерпцы братья Борис и Глеб. Они приняли мученическую кончину от рук своего брата, стремившегося к власти.
Киевский престол перешел к сыну Владимира – Ярославу. Он задался целью продолжить дело отца – укрепить православную веру на Руси. Он упрочил контакт с державами, имеющими богатый опыт в этой вере.
Ярослав распространял соответствующую литературу, вводил православные обычаи. С целью обучения он принимал христианских послов из разных стран.
Для того чтобы люди смогли читать православные книги, князь повелел везде улучшить обучение грамоте. Простые люди тоже смогли получить такую возможность. Он создал народную православную библиотеку, воскресные школы в разных местах Руси.
Сын Ярослава Святослав поклялся продолжить дело отца. Стали создаваться церковные митрополии. В крупных городах Руси появились епархии. Хотя сначала целый век Русь была под началом греческих митрополитов. А в начале одиннадцатого века князь сделал первым русским митрополитом Иллариона, мыслителя, философа и писателя.
В то время отмечался рост ученых, писателей, иконописцев. Появились первые летописи, самым известным автором такой книги стал монах Нестор. Византийские мастера строили храмы на Руси, расписывали их. Ярослав повелел выстроить в Киеве храм в честь святой Софии.
Патриаршество на Руси
В шестнадцатом веке на Руси появился первый Патриарх Московский и всея Руси.
Первый патриарх — Иов
Им стал Иов, архиепископ Ростовский. В патриархи его поставил константинопольский патриарх Иеремия Второй.
Его заслугами были:
- открытие новых епархий;
- основание новых монастырей;
- издание богослужебных книг.
Иов отказался присягать Лжедимитрию, за это был отлучен бунтовщиками.
Второй патриарх — Гермоген (Ермоген)
Следующим Патриархом стал по ходатайству князя Шуйского – Гермоген (Ермоген). Его служение было сопряжено со Смутным временем. Это было нелегкое время для Руси – войн, голода. Патриарх, как мог, боролся с захватчиками, не благословив занять русский престол польского королевича. При голоде он открыл монастырские хранилища для всех. Гермоген принял мученическую кончину – поляки заключили его в темницу, где он скончался от голода.
Третий патриарх — Филарет
Один из оставшихся в живых наследников на русский престол был Федор Романов-Юрский. Он был племянником царя Иоанна Грозного. Но при восшествии на престол Бориса Годунова, Федора заточили в монастырь и постригли с именем Филарет. Когда после эпохи междуцарствия на престол возвели сына его, Михаила, то Филарета стали называть Патриархом. Он помогать править своему сыну.
Четвертый патриарх — Иоасаф I
Филарет после себя назначил Патриархом Иоасафа, архиепископа Псковского. Он служил на Патриаршем престоле всего шесть лет, но многое успел за это время. Открылись новые монастыри, были напечатаны и исправлены богослужебные книги.
Пятый патриарх — Иосиф
Следующим был Патриарх Иосиф. Именно он предпринял первые шаги к воссоединению России с Украиной. В столице было открыто духовное училище.
Шестой патриарх — Никон
Потом Патриархом стал Никон, известный, как великий реформатор. Он полностью присоединил Украину к Руси, велел заменить двуперстное крестное знамение на трехперстное, исправил богослужебные книги. Именно поэтому появились раскольники – старообрядцы.
Седьмой патриарх — Иоасаф II
Затем на патриарший престол восшел Иоасаф Второй. Он продолжал дело, начатое Никоном. Основал Спасский монастырь.
Восьмой патриарх — Питирим
Патриарх Питирим служил меньше года, но успел совершить Таинство крещения над будущим царем Петром Первым. Он же основал в Твери женский монастырь.
Девятый патриарх — Иоаким
Патриарх Иоаким правил в трудное для страны время – смуты. Он принимал меры по остановке стрелецкого восстания.
Десятый патриарх — Адриан
Патриарх Адриан был последним перед синодальным периодом, который длился двести лет.
Одиннадцатый патриарх — Тихон
После перерыва первым был избран Патриарх Тихон, который стал мучеником. Его правление выпало на переворотное время на Руси. Тихон был канонизирован Православной Церковью.
Двенадцатый патриарх — Сергий
В 1925 году был избран Заместителем Патриаршего Местоблюстителя Сергий. Он правил и в тяжелое время Великой Отечественной, помогал собирать средства на вооружение, раненных и сирот. В 1943 году он стал Патриархом.
Тринадцатый патриарх — Алексий I
В 1945 году Патриархом стал Алексий Первый. Он помогал восстанавливать разрушенные большевиками храмы, устанавливал связи с зарубежными церквами.
Четырнадцатый патриарх — Пимен
В 1971 году Патриархом стал Пимен. Он возглавил торжества в честь тысячелетия Крещения Руси.
Пятнадцатый патриарх — Алексий II
В 1990 году на патриарший престол восшел Алексий Второй. Это было знаменательное время расцвета и восстановления православной веры на Руси. Наша родина возродилась после стольких лет безверия и отступничества, и Патриарх приложил немало усилий для этого. Он подписал акт о каноническом общении Русской и Зарубежной церквей.
Шестнадцатый патриарх — Кирилл
С 2009 года и по сей день правит нашей Церковью Патриарх Кирилл. Им за десять лет произведено уже немало перемен. Он добился воссоединения Зарубежной православной Церкви с Русской.
Православие в годы Советской власти
В 1917 году в нашей стране произошел огромный переворот – после Октябрьской революции монархия пала, власть перешла к большевикам. Начались нелегкие времена для Православной церкви на Руси. Кровавые вожди (Ленин и Сталин) гнали верующих, ссылали в лагеря, где те погибали, отдавали приказ расстреливать священнослужителей. Разрушались храмы, сжигались иконы.
Но, благодаря этим гонениям, было значительно пополнено число ангельское мучениками за веру. Тогда именно и стало понятно, кто же на самом деле истинно верит во Христа. Гонения, как лакмусовая бумажка, показали, чья вера истинная. Верующие без страха, мужественно исповедовали в эти тяжелые времена свою веру, радостно шли в заточения и на смерть.
Революция дала нашей церкви колоссальное число новомучеников, священномучеников (архиереев, священников, пострадавших за веру). В те трудные времена некоторые церкви не закрывались, там шли службы, которые иногда заканчивались расстрелом прихожан и священнослужителей.
Видимо, такое кровавое время нужно было нашему народу для очищения, прозрения.
В годы Великой Отечественной русский народ от порабощения немецких захватчиков спасла только вера и молитва. Сталин, доселе гнавший церковь, отдал приказ открыть храмы, вернуть священников с поля битвы. Народ воскрес, с верой все молились о победе, ходили крестным ходом с чудотворными иконами. И произошло чудо: несмотря на превосходство вооруженных сил захватчиков, русская армия одержала победу.
Многие приписывают это чудо заступничеству Царицы Небесной, к Которой в то время возносились горячие молитвы. Русь вспомнила о том, что она звалась «святой», и показала свое возрождение.
Однако, после победы в войне не произошло стабильного расцвета православной веры на Руси. Народ как бы расслабился снова, храмов было очень мало, разрушенные храмы не восстанавливались. Люди очень мало ходили в церковь, а участвовали в Таинствах еще меньше. В годы правления Хрущева люди боялись крестить ребенка в храме, опасаясь огласки и увольнения с работы.
Верующих во времена оттепели считали сумасшедшими. А во времена Брежневского «застоя» отношение к верующим было ни чем не лучше. Над ними часто смеялись, стыдили. По всей стране, в школах и на производствах производилась активная атеистическая пропаганда. А накануне больших церковных праздников верующих уговаривали не посещать храм, завлекали молодежь популярными концертами по телевидению на Пасху.
Но после того как Советская власть рухнула в нашей стране, вместе с ней пал и атеизм. Россия снова возродилась, начали строиться и реставрироваться храмы, открываться монастыри, которые были часто музеями. Церкви стали отдаваться обратно храмы и монастыри, превратившиеся за годы Советской власти в кинотеатры, клубы, автозаправки, магазины, книгохранилища, овощехранилища и даже жилые дома. Русский народ повалил в церковь толпами. Словно наша страна проснулась от тяжелого сна. И этот расцвет длится, и по сей день.
Православие в наши дни
Православная вера породила в нашей стране немало святых (мучеников, преподобных, праведных и т.д.). Русь славилась всегда своими блаженными, это святые, которые приняли юродство ради Христа и оставили этот грешный мир. Всегда в нашей стране были такие юродивые, которые предсказывали будущее, предостерегали, призывали к покаянию. Их уважал народ, почитали даже цари. Ксения Петербуржская, Матрона Московская, Василий Блаженный…Они были и остаются народными любимцами.
С давних пор и доныне народ стремится к святым местам, где покоятся мощи святых. Ласково православные называют любимых святых: «Матронушка», «Ксенюшка», «Серафимушка» и т.д.
После возрождения страны от Советской власти многие мощи святых были заново обретены. Они были спрятаны от осквернителей в музеях, больницах и т.д. Мощи преподобного Серафима были возращены в Серафимо-Дивеевскую обитель. Многие помнят этот знаменательный крестный ход в 90-е года. Русский народ любит своих святых. До сих пор жива с ними молитвенная связь. Пока она есть, пока жива вера русского народа, будет жить и наша страна.
И, несмотря на многочисленные достижения современной техники, нововеяния модных лжеучений, попытки внушить гибельные мысли и чувства нашему народу, православная вера крепко стоит в нашей земле.
Русь была и останется «святой», пока в ней будет жить хоть один православный верующий. За это борется наш народ, правящие церковные власти и каждый верующий человек в частности. А что будет впереди с нашей страной – только Господь знает.
Фильм митрополита Илариона (Алфеева) о православии на Руси
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
День святого Валентина: Именины без именинника
День святого Валентина, покровителя влюбленных, отмечают 14 февраля. Отмечать ли православным верующим этот день? Разве у нас нет «своего» праздника — дня Петра и Февронии? Ведь именно эти святые для нас — пример великой любви? Правда ли в католической Церкви святой Валентин тайно венчал влюбленных?
На самом деле традиция праздновать день святого Валентина имеет непростую историю, связанную с мученичеством, гибелью за веру, и современные традиции празднования «дня всех влюбленных» никак не связаны с событиями, происходившими в реальности. Важно помнить, что суть этого дня для христианина вовсе не сводится к тому, чтобы подарить кому-то открытку с сердечком — «валентинку» или белый шоколад. Знали ли вы, что три святых Валентина погибли за веру? Их трудная история жизни и мученической кончины не соответствует «глянцевой» истории о покровителе влюбленных. Говоря о святом Валентине, мы рассказываем историю христианского мученика?
Татьяна Федорова, автор нашей статьи, призывает задуматься об истории традиции праздновать Валентинов день как день покровителя влюбленных и не путать красивые легенды с реальностью. Прежде чем спешить дарить сладости, открытки и подарки любимым в этот день, стоит прочитать о том, что литература об истории Церкви пишет о почитании святых с именем Валентин.
Не стоит уличать молодых людей, которые обмениваются подарками, в следовании западным традициям или в том, что они отмечают языческий праздник, лучше дать почитать наш материал, в котором мы подробно расскажем, почему день святого Валентина — это не тот день, когда просто поздравляют влюбленных. А проявлять теплые чувства друг к другу можно в любой день, необязательно ждать несуществующего романтического праздника. Тем более, если праздник этот искусственно связан с христианским святым, который отдал свою жизнь за веру.
День святого Валентина 14 февраля — ложь и истина
Человеческое восприятие – удивительная штука. Очень часто мы склонны принимать некую информацию за истину только на том основании, что у нее, выражаясь современным языком, высокий индекс цитирования. Иными словами, один и тот же текст с небольшими вариациями кочует из издания в издание, из блога в блог. И чем чаще он воспроизводится, тем чаще мы готовы брать его на веру на том основании, что «все говорят».
Но увы, нередко бывает так, что копируемый друг у друга текст изначально ошибочен в той или иной степени и, распространяя его дальше, мы поневоле вводим в заблуждение все больший и больший круг людей.
Именно такая история и приключилась с жизнеописанием человека, чью память якобы предлагается праздновать 14 февраля. Если задать поиск по интернету, запрос «День святого Валентина» принесет десятки и сотни ссылок, пересказывающих с некоторыми вариациями одну и ту же легенду.
Сретение Господне vs. День св. Валентина
Немного истории
Мне стало любопытно, а как же все-таки обстояло дело в те далекие времена. К счастью, помимо «глянцевой» литературы сейчас доступно немало серьезных исторических исследований, позволяющих отделить факты от вымысла. Давайте попробуем все-таки разобраться, что же произошло на самом деле, а что является лишь романтической выдумкой. И давайте не будем забывать, что даже если некие события более-менее совпадают хронологически, это вовсе не означает, что между ними непременно существует взаимосвязь. Как говорится, «после этого не означает вследствие этого».
Что касается меня, то, принадлежа к миру науки, я предпочитаю опираться лишь на достоверные, документально подтвержденные факты, избегая домыслов и фантазий.
Первое, что подтверждается римскими мартирологами — это сам факт того, что на заре христианства по меньшей мере три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру.
Но при этом любопытно отметить то, что хотя все трое скончались не позднее 270 года, их имена отсутствуют в наиболее раннем из известных списков мучеников – Хронографе 354 года.
О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев, и его мы дальше упоминать не будем по причине полного отсутствия дополнительной информации. Второй Валентин был епископом Интерамны (современный город Терни). О нем известно то, что он был казнен во время гонений на христиан, но когда точно это произошло – в конце третьего века в эпоху императора Аврелиана или на сто лет раньше – источники говорят по-разному. Похоронен он при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима.
Дата смерти третьего мученика пресвитера Валентина – известна более точно. Он был обезглавлен между 268 и 270 годами и тоже похоронен при Фламиниевой дороге, но на немного ином расстоянии от Рима. В наше время мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа в Терни.
В самом конце пятого века папа Геласий принял решение прославить целый ряд мучеников, в том числе и Валентина (сейчас уже невозможно точно сказать, которого конкретно, а скорее, как раз всех разом). Как было сформулировано в соответствующем акте: «…как людей, чьи имена справедливо почитаются среди людей, но чьи деяния ведомы лишь Господу».
Рождение традиции
В том, что это празднование хронологически совпадало с местным римским языческим празднеством, кстати, полностью запрещенным тем же папой, ничего удивительного нет, это была обычная раннехристианская практика. Именно по этому принципу были выбраны и даты празднования Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи, приходящиеся на языческие фестивали в честь зимнего и летнего солнцеворотов.
Луперкалии
Ранняя Церковь старалась всемерно придавать древним празднествам новый христианский смысл. Но однозначно утверждать, что празднование памяти мученика Валентина установлено вместо Луперкалий, мы сейчас не можем, на сей счет не сохранилось никаких документальных записей. Более того, Луперкалии были всего-навсего местным городским фестивалем, тогда как празднование памяти святого Валентина устанавливалось в общецерковном масштабе, т.е. затрагивало всю тогдашнюю христианскую Церковь. А вот в общеимперском масштабе в ту эпоху праздновался как раз совсем иной античный обряд – так называемый фестиваль Юноны-очистительницы, постепенно вытесненный христианскими Богородичными обрядами.
Поздравления с Днем святого Валентина
Таким образом, празднование памяти святого Валентина было установлено исключительно как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. Немного позднее, при папе Юлии Первом, у Понте-Молле была выстроена церковь св.Валентина, а городские ворота надолго получили название «ворота Валентина».
Святой Валентин упомянут как славный мученик в Сакраментарии святого Григория, в Римском Миссале Томмази и в целом ряде британских житий святых. В Средние века изображали его обычно либо с мечом и пальмовой ветвью – символами его мученичества, либо в момент исцеления дочери судьи Астерия.
Джакопо Боссано. Св. Валентин крестит св. Люсиллу. 1575 г.
В последующие девять веков имя святого упоминается в Мученических актах, самый ранний из которых датируется шестым или седьмым веком, и в «Золотой Легенде» — житиях святых 1260 года, где впервые упоминается о встрече Валентина с «императором Клавдием», отказе предать Христа и об исцелении дочери тюремщика от слепоты и глухоты. По всей видимости, здесь уже сливаются воедино два жития абсолютно разных святых, как мы это увидим немного позже.
Что касается романтических легенд, тайно совершенных браков, записок «от твоего Валентина», ни о чем подобном не упоминается нигде вплоть до тех самых пор, пока английский поэт Джеффри Чосер в 1382 году в поэме «Птичий парламент» не упомянул, что птицы в Валентинов день начинают искать себе пару. Эта фраза не вполне, впрочем, точна – в британском климате птицы начинают обустраивать личную жизнь несколько позже, но романтическая литература, вступавшая в пору расцвета, подхватила ее, развила и растиражировала в множестве более поздних произведений. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, изданная более ста лет назад, утверждает, что «14 февраля в Англии и Шотландии в старину сопровождался своеобразным обычаем. Накануне дня, посвященного св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его «Валентиной», так же как и он ее «Валентином», что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его «дамой сердца». Обычай этот, о котором так трогательно говорит Офелия в своей знаменитой песне, по всей вероятности, происхождения языческого. Еще поныне Валентинов день в Шотландии и Англии дает молодежи повод к разнообразным шуткам и развлечениям».
Обычай посылать любимым открытки в день святого Валентина также возник в Средние века. Самой первой валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене.
Современное почитание и современный праздник
Что касается почитания святого, то в новейшие времена произошло вот что. Во время реформы Римско-Католического календаря святых, произведенной в 1969 году, празднование памяти св.Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. На сегодняшний день 14 февраля память святого Валентина совершается исключительно факультативно.
В Православной Церкви, напротив, святой Валентин почитается по-прежнему. Точнее, оба упомянутых ранее мученика – епископ и пресвитер – имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин – пресвитер – почитается 19 (6) июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, — 12 августа (30 июля). Если внимательно прочитать жития этих святых, то становится видно, что в распространенных ныне легендах смешались фрагменты, относящиеся к совсем разным людям, да еще средневековые сочинения дополнили их множеством романтичных, но совершенно нереалистичных эпизодов.
И если уж говорить о том, «чей» это праздник, то придется признать, что вот уже более сорока лет в католическом богослужебном календаре никакого Валентинова дня нет, вместо него 14 февраля празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Так что на сегодняшний день оба святых Валентина – «наши», на общецерковном уровне их память чтит только Православная Церковь.
Что же касается идеи о возможном возникновении праздника святого Валентина – покровителя влюбленных как христианизированной замены Луперкалий, то возникла она в XVIII веке в качестве гипотезы у антикваров Албана Батлера — составителя «Батлерова жития святых» — и Франсиса Дуса именно в связи с тем, что о реальном Валентине не было известно абсолютно ничего. Собственно, и у этой гипотезы нет никаких достоверных подтверждений, кроме попытки привязать сочинения XIV века к реалиям третьего. Здесь я только кратко излагаю хронологию событий, а всех интересующихся приглашаю познакомиться поближе с исследованиями историков Уильяма Френда и Джека Оруча, опубликованными в 1967–1981 годах.
С течением времени малоизвестный обычай посылать любимым 14 февраля небольшие сувениры и записочки, существовавший главным образом в Англии и Франции, вместе с эмигрантами попал в Новый Свет, где и был поставлен на широкую ногу. Начиналось все достаточно безобидно, с блокнотов стихов, напечатанных на отрывных страничках в помощь влюбленным, не одаренным поэтическим даром, но постепенно дух века нынешнего взял свое. В разных странах к нему относятся по-разному, где-то празднуют широко, где-то весьма скромно. И вот что я по этому поводу думаю.
День святого Валентина: Кем был этот святой и какое отношение имеет к влюблённым?
Священномученик Валентин Интерамнский
Прежде всего, стоит сказать, что святой Валентин, память которого столь чтят влюблённые, действительно существовал. Святой Валентин жил в III веке по Рождестве Христовом в Италии, где был епископом города Интерамны в Умбрии.
Согласно мученическим Актам V-VI веков, святитель обладал благодатью чудотворений и исцелений. Однажды в Риме он вылечил брата трибуна Фронтона, о чем тот рассказал философу Кратону. Позже Кратон попросил святого помочь его сыну Хоримону, который повредил себе спину и ходил согнувшись и изнемогая от боли в течение трёх лет.
Придя в Рим, святитель Валентин затворился с юношей в одной из комнат дома философа и усердно молился об его исцелении на протяжении ночи. Утром Кратон и его домочадцы увидели Хоримона совершенно исцелённым. После того, как молва о чудесном выздоровлении юноши распространилась по “вечному городу”, многие его жители стали обращаться ко Христу.
В числе принявших Святое Крещение была и вся семья знаменитого философа, его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний, а также Авундий, сын префекта Рима Плацида.
Язычник Плацид, узнав об обращении сына, пришёл в неистовство и приказал схватить святителя Валентина и бросить в темницу. Валентина стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Видя неуступчивость святого, префект Плацид приказал отрубить ему голову, а затем казни подверглись и ученики Кратона Прокул, Ефив и Аполлоний. Это произошло во времена правления императора Аврелиана.
Авундий не бросил тела учителя и братьев по вере без погребения. Мощи святых мучеников были тайно вывезены им из Рима и с честью преданы земле в гробнице на 63-й миле Фламиниевой дороги.
Сам философ Кратон и вся его семья тоже вскоре пострадали за исповедание Христа Спасителя. В VIII веке в Интерамне над могилой священномученика Валентина построили христианскую базилику. В средние века святому Валентину особенно молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии).
Другие Валентины – кандидаты на роль покровителя влюблённых
14 февраля память священномученика Валентина Интерамнского чтит Католическая церковь. В Православии этого святого чествуют совершенно в другой день, а именно – 30 июля (12 августа по новому стилю), а на 14 февраля приходится память мученика Трифона.
Также любопытно, что католики 14 февраля празднуют день памяти также святого мученика Валентина, пресвитера Римского и святого мученика Валентина Африканского. В сознании многих людей факты из житий всех трёх святых смешиваются в некий собирательный образ. Все три святых Валентина были мучениками, погибли за веру и любовь к Богу в первые века христианства и в древних житиях каждого из них нет никаких намёков на покровительство влюблённым.
В частности, святой Валентин, пресвитер Римский пострадал в конце III века при императоре Клавдии II. Он был казнён императором за публичное исповедание христианской веры и объявление ложными языческих богов. Перед казнью он исцелил слепую дочь префекта, после чего последний также уверовал во Христа.
Вот как о последнем чуде пресвитера Валентина повествует “Золотая легенда” Иакова Ворагинского: “Тогда по молитве святого слепая дочь префекта прозрела, и Валентин обратил в веру Христову всех, кто был в этом доме. Император же приказал обезглавить Валентина в лето Господне 280-е”.
О жизни же и страданиях африканского мученика Валентина не известно ничего, кроме самого факта его мученической смерти за Христа.
Как святой Валентин “стал” покровителем любящих сердец
Православная энциклопедия сообщает, что мученические акты V-VI веков не содержат никаких упоминаний об особой помощи святого Валентина влюблённым и первые намёки об этом в литературе Западной Европы (Джеффри Чосер и Джон Гауэр) относятся к XIV-XV векам.
Поэты говорят о том, что с 14 февраля “птицы начинают искать себе пару”, но более вероятно, что празднование дня святого Валентина в сознании людей эпохи Возрождения заменило собой древнеримские Луперкалии – праздник женского плодородия.
Древние Луперкалии также приходились на середину февраля и были запрещены при римском папе Геласии I (492-496). В их истории нет ничего романтического: после жертвоприношений Фавну из кожи жертвенных животных делали бичи и пороли женщин детородного возраста с целью повышения рождаемости.
Наконец, уже в XIX-XX столетиях, день памяти священномученика Валентина окончательно оброс красивыми легендами о “тайном венчании влюблённых” (чего не могло быть в III веке, так как само Таинство Венчания оформилось лишь в IV-V веках) и разнообразными коммерческими атрибутами – открытками “валентинками”, цветами, подарками и т.п.
Интересно, что святитель и чудотворец Мир Ликийских Николай (III-IV века) также окончательно превратился на Западе в коммерческий символ Рождества, Санта Клауса, и получил свои черты (олени, колпаки, эльфы и т.п.) в тех же XIX-XX веках, когда дельцы США и Европы поняли, сколько денег могут приносить разнообразные “тематические” празднования.
Ложная отсылка к “Золотой легенде” Иакова Ворагинского
Википедия основным кандидатом на роль святого Валентина считает священномученика пресвитера Римского. Она пытается навязать читателям ложную информацию о более ранних, нежели XIV-XV века, “легендах”, связанных с тайным венчанием влюблённых со стороны священномученика Валентина: “В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар”.
Ссылаясь на текст “Золотой легенды” Иакова Ворагинского, Википедия сообщает, что: “в те далёкие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу Цезаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником (!), который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин”.
“Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя — Юлией. Влюблённый священник (!) перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года”, – дополнительно сообщает издание.
Комментировать глупости об “обычном полевом враче – христианском священнике” в римской армии в разгар эпохи гонений на христиан или о “влюблённом священнике”, дававшем обет безбрачия, будет излишним. А вот в тексте “Золотой легенды” приводится вполне каноническое житие пресвитера Римского и никаких сведений о влюблённости святого мученика Валентина или его службе в армии в том или ином качестве текст “Легенды” не содержит.
День святого Валентина и Православие
Традиция отмечать День всех влюблённых или День святого Валентина пришла к нам с Запада в 90-е годы XX столетия и первоначально вызвала ряд критических статей в православных изданиях. Это было связано с тем, что отмечавшие праздник молодые люди от романтизма и восхищения дамами своего сердца склонялись более в сторону эротизма и похоти.
Однако, со временем многие неприличные аспекты праздника, как и другие перегибы лихих 90-х, ушли в прошлое. А вот сам праздник остался. И молодёжь продолжает справлять его.
В этой связи встаёт вопрос, как именно праздновать “День святого Валентина”. Да, у нас есть свой православный день влюблённых – “День семьи, любви и верности”, который мы отмечаем 8 июля, вспоминая преподобных супругов Петра и Февронию Муромских. Но, в связи с постоянной поддержкой “Дня святого Валентина” в прессе, многие околоцерковные или внецерковные молодые люди о последнем также не забудут. “День святого Валентина” останется их праздником.
Почему бы не позвать их в Церковь? Не устроить 14 февраля в храмах молебны об умножении любви святому Валентину Интерамнскому для молодых пар? Не рассказать им в проповедях и беседах в храме о том, что святой Валентин на самом деле предпочёл любой земной любви любовь к Спасителю и даже отдал за него жизнь? Не напомнить им о других православных святых – покровителях семьи и брака?
Андрей Сегеда
Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!
Жития святых: новый формат
– Книга «Святые в истории» имеет подзаголовок: «Жития святых в новом формате». Чем же вас старый формат не устраивает?
– Очень даже устраивает. Я люблю читать жития святителя Дмитрия Ростовского. И то, что я постаралась написать – может быть, даже не столько жития, сколько биографии святых, жизнеописания на фоне истории.
В ходе работы наткнулась на один интересный факт. В XIX веке малоизвестная сейчас исследовательница русской литературы Екатерина Степановна Некрасова подготовила для просветительского издательства «Посредник» переложение жития святой Иулиании Лазаревской. Работой этого издательства руководил Л.Н. Толстой – редактировал рукописи, писал предисловия, все через него проходило.
Ольга Клюкина
Так вот, Толстой остался недоволен переложением жития и в письме Черткову написал очень важное наблюдение: «Все жития, как только переводятся на простой язык, так сейчас поражают своей искусственностью. Только на славянском или древнем они читаются и этим обманывают». Ведь так и есть – многие современные переложения вроде бы делают жития понятнее, но что-то важное из них исчезает.
С другой стороны, жития Дмитрия Ростовского написаны свыше трехсот лет назад, за это время их восприятие не могло не измениться.
Как известно, жития писались по определенному канону: ребенок в детстве не любил играть со сверстниками, ходил в храм, читал Священное писание… Личная биография святого была как бы неким предисловием к его христианскому подвигу – у кого-то это мученичество за Христа, у кого-то апостольские труды по просвещению язычников или создание монастыря – вот здесь уже начинаются различия.
Но мы живем в XXI веке, когда огромное значение придается человеческой индивидуальности. Хотим мы этого или нет, но мы именно так воспринимаем окружающий мир – через его разность, непохожесть. Поэтому современного человека канон не слишком вдохновляет. Интересны как раз отличия, психология выбора, особенности социальной среды и даже характера, неповторимость каждого человеческого пути к Богу.
– Получается, что вам что-то пришлось допридумывать?
– Нет, на собственные фантазии в такой теме я бы точно никогда не решилась и не решусь. На самом деле, все это есть – в сохранившихся до наших дней мученических актах, житиях, письмах, сочинениях, в них рассыпано множество интересных и говорящих подробностей. Моя задача была их найти, разглядеть и вынести на поверхность. Просто сделать еще и такие акценты.
Ведь все мы сначала что-то о ком-то узнаем. Потом пытаемся это понять. И лишь поняв, можем полюбить, принять в свое сердце. И вот без этого второго звена – «понять» – как мне кажется, знание остается безжизненным и чисто информативным, по большому счету, и не нужным. Для меня очень важно, чтобы героев книги узнали, поняли и полюбили.
– Исторический фон тоже помогает многое уяснить?
– Конечно. Читая жития, я постоянно ловлю себя на мысли: а когда это было? Возвращаешься к началу и находишь упоминание: «при Траяне» или «при Диоклетиане» – и опять задумываешься, пытаешься вспомнить главные события того времени.
Мне изначально понравилась сама идея серии «Святые в истории» издательства «Никея» – показать еще и определенный исторический отрезок времени в биографиях. Первая книга – это I–III века, дальше пойдет ранняя Византия, поздняя Византия, Средние века…
Для нас очевидно, что именно люди, реальные личности формируют облик своего времени – знаменитые художники, поэты, императоры, полководцы. А святые – это были лучшие люди своего времени, великие каждый по-своему.
– Как вы выбирали своих «героев»?
– Первая книга содержит жития апостола Павла, апостола Иоанна Богослова, священномученика Игнатия Богоносца, мученика Иустина Философа, мученицы Перпетуи, священномученика Киприана Карфагенского, святителя Григория Неокесарийского, мучениц Агапии, Ирины и Хионии.
Икона 12 апостолов
Здесь есть имена всем известные и такие, о которых мало кто слышал, несколько историй о женщинах-христианках, представлена разная география – это и Рим, и Карфаген, и Малая Азия. А в других книгах географический обзор будет еще шире – Англия, Франция, Болгария, Чехия, Сербия, Венгрия, конечно же, Россия….
Одним из главных критериев выбора было наличие литературных источников, собственных сочинений – писем, проповедей, иногда дневников.
Почему, к примеру, в первую книгу вошел Григорий Чудотворец (Неокесарийский), а не горячо всеми любимый Николай Чудотворец? О каждом из них есть множество легенд и чудесных преданий. Это так, но с III века до наших дней сохранились сочинения и самого святителя Григория – его «Благодарственная речь Оригену», богословские творения.
Именно по ним я старалась ориентироваться, когда писала биографию, а не на легенды из жития. Важно и то, что в общине епископа Григория состояла святая Макрина – родная бабушка святителей Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского, этих великих учителей Каппадокийских. Во второй книге будет и о них тоже.
Такой подход помогает понять, что в истории христианства все между собой глубоко связано. Это потрясающе интересный мир даже для тех, кто относит себя к светским читателям.
– Вы много пишете на исторические темы: роман «Эсфирь», повести для детей на библейские сюжеты, теперь вот «Святые в истории». Кем вы себя ощущаете — писателем или историком?
– Конечно, писателем. Историком я себя вообще не считаю. Я просто человек, который интересуется и любит историю и надеется увлечь этим интересом другим. Ведь такие при этом открываются дали и глубины, просто дух захватывает!
И мне кажется, в этом интересе к прошлому есть что-то очень существенное для жизни и самосознания современного человека. В идеале каждый должен ощущать себя частью Всемирной истории, только это не так-то просто.
Ольга Клюкина
Святые в истории. Жития святых в новом формате. I–III века
© Ольга Клюкина, 2014
© Издательство «Никея», 2014
Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
От издательства
Святость – состояние, к которому призваны все христиане. Недаром в первые века святыми именовали не выдающихся подвижников, а сообщество христиан в целом. Одновременно с этим складывалось и особое почитание мучеников, из которого впоследствии выросло почитание святых – не только погибших за веру, но и достигших своей праведной жизнью особой близости к Богу. «Друзья Божии» – так называл святых преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке. Как бы ни были далеки от их подвига простые верующие, в Церкви Христовой все обретают единство, ведь святые – это люди Церкви, воплотившие призыв к святости, который обращен к каждому христианину.
Жизнь святого всегда воспринималась как пример. В житиях – жанре, достигшем наивысшего расцвета в Средние века, – слушателей и читателей интересовали в первую очередь не исторические подробности, а воплощение подвижником христианского идеала святости. Многие жития создавались по образцу других, более ранних текстов, спустя не только годы, но и столетия после смерти святого, о котором порой не имелось практически никакой информации. Неудивительно, что современному читателю нередко бывает сложно за житийным образом разглядеть реального человека из плоти и крови.
Книга, которую вы держите в руках, открывает серию «Святые в истории». Ее автор, писательница Ольга Клюкина, воссоздает биографии святых различных эпох. Подобная реконструкция возможна лишь отчасти, особенно когда речь идет о святых древности, а во многих случаях недоступна вовсе. Поэтому серия включает жизнеописания тех подвижников, о которых имеются достаточные исторические сведения: мученические акты; жития, максимально приближенные по времени к описываемым событиям; свидетельства современников; наконец, сочинения самих святых. Биографии помещены в широкий исторический контекст, позволяющий более ярко представить реальную жизнь подвижников веры. Несмотря на обилие исторических фактов, книга читается удивительно легко, на одном дыхании. Рассказывая о святых прошлых столетий живым современным языком, автор делает их близкими и понятными сегодняшнему читателю.
Серия выстроена по хронологическому принципу. Ключевые моменты истории Церкви и святости каждого периода раскрываются через жизнеописания девяти наиболее значимых святых.
Первая книга серии посвящена эпохе гонений I–III веков. Вплоть до Миланского эдикта 313 года, провозгласившего религиозную терпимость в Римской империи, периоды относительного спокойствия сменялись волнами жестоких преследований христиан. Поэтому большинство ранних святых – мученики, погибшие за Христа. Вопреки обычной человеческой логике для Церкви эпоха гонений стала временем становления и роста. В ответ на проповедь апостолов и их учеников христианские общины возникали по всему миру, а пример мучеников вдохновлял все большее число последователей новой веры. Биографии, вошедшие в книгу, повествуют о людях с различными жизненными историями, характерами, талантами, о тех, кто во времена гонений и преследований воплотили призыв к святости и стали друзьями Божиими.
Апостол Павел
(† 67)
Где Дух Господень, там свобода.
(2 Кор. 3: 17)
Апостол Павел. Фрагмент мозаики. Арианский баптистерий, Равенна, Италия. VI в.
…Ураган налетел внезапно – моряки называют этот разрушительный ветер эвраквилоном. Он пригоняет с востока черные тучи, а потом одним ударом гасит свет, обрушивает сверху потоки воды, меняет местами небо и море и всем кораблям, не успевшим укрыться в гавани, объявляет смертный приговор.
Судно из Александрии, перевозившее в Италию пшеницу, а заодно и узников на суд в Рим, тоже стало жертвой эвраквилона. Вот уже больше недели его, как скорлупку, болтало на огромных волнах. С тем лишь отличием, что корабль, сделанный руками людей, был менее прочным: скрипел, трещал и в любое мгновение мог развалиться на куски. Но каким-то чудом он все еще удерживался на поверхности воды.
Моряки давно сделали все что могли для спасения судна: убрали паруса и отпустили его плыть по ветру, подрубили мачту, выбросили за борт весь груз – сначала мешки с пшеницей, а потом уже и мебель. На борту оставались 276 насмерть перепуганных человек, включая пленных и конвоиров, и никто из них давно уже не ел, не пил и не спал – все ожидали неминуемой гибели.
Лишь один человек на корабле сохранял спокойствие. Он говорил, что, хотя судно и потерпит кораблекрушение, команда и пассажиры все до одного спасутся, а ему самому суждено скоро увидеть Рим. И хотя поверить в такое было невозможно, пленные в трюме, да и охранники, как дети, старались быть к нему поближе.
Этого узника звали Павлом Тарсянином, и всем было ясно, что он – не обычный арестант. Начать с того, что в пути его сопровождали несколько человек, не закованных в цепи, – ученики, которые по доброй воле делили с пленным все тяготы морского путешествия. К тому же приставленный к Павлу конвоир – центурион Юлий обращался с ним на удивление мягко и даже почтительно. Да и матросы на судне теперь старались к Павлу прислушиваться. Он ведь заранее предупреждал, что не надо сейчас отправляться в путь, предрекал большие беды в плавании. Капитан и сам понимал, насколько опасно в конце октября пытаться пересечь Средиземное море, но все же решил рискнуть, – и теперь все за это расплачивались.
На четырнадцатый день, когда ни у кого уже не оставалось никакой надежды, кто-то из пассажиров вдруг заметил за бортом полоску земли. Капитан приказал срочно бросить якоря, боясь, как бы судно не протащило ветром мимо суши. Матросы приободрились и даже попытались незаметно от всех спустить на воду шлюпку, чтобы на веслах добраться до берега. Но их задержали вооруженные охранники, не позволившие бросить корабль на произвол судьбы. На рассвете Павел велел всем подкрепиться перед последним испытанием и сам, первый, с молитвой, преломил хлеб – его примеру последовали остальные.
Утром подул попутный ветер. Матросы убрали якоря, поставили запасной парус, и судно понесло в сторону тихого залива. Но когда до берега оставалось совсем немного, корабль наскочил на мель и стал тонуть. Началась страшная паника: конвоиры испугались, как бы узники не сбежали вплавь, и хотели прямо здесь, на месте, всех перебить. Однако центурион Юлий не допустил такой жестокости. Он приказал всем плыть к берегу; не умеющих плавать стали переправлять на досках.
Как и предсказал Павел, ни один из пассажиров затонувшего судна не погиб – все нашли спасение на острове Мальта, который в то время был римской колонией.
Потерпевших кораблекрушение заметили местные жители. Они помогли разжечь костры, принесли еду и одежду. Вскоре на берег явился и римский наместник острова Публий и некоторых пригласил в свой дом. В их числе были центурион Юлий, Павел Тарсянин, его спутники Тимофей, Аристарх и Лука – тот самый евангелист Лука, кто впоследствии в «Деяниях святых апостолов» опишет эти и другие перипетии жизни апостола Павла.
На Мальте путешественники провели три холодных и самых опасных для навигации месяца – с середины ноября по середину февраля. И за это время многие смогли поближе познакомиться с необычным узником и узнать, почему его в оковах везут на суд в Рим.
Святые в истории. Жития святых в новом формате. IV VII века
В серии «Святые в истории» писательница Ольга Клюкина обращается к историческим свидетельствам, чтобы реконструировать биографии христианских подвижников различных эпох. О святых минувших столетий автор рассказывает живым современным языком, делая их близкими и понятными сегодняшнему читателю.
Вторая книга серии охватывает IV–VII века и посвящена эпохе Вселенских соборов, христианизации варварских народов и становлению монашества.
-
От издательства 1
-
Предисловие 1
-
Равноапостольный император Константин Великий — (273–337) 2
-
Преподобный Антоний Великий — (251–356) 6
-
Преподобная Эмилия Кесарийская (Каппадокийская) — (305–377) 10
-
Святитель Иоанн Златоуст — (347–407) 14
-
Блаженный Августин — (354–430) 19
-
Преподобный Бенедикт Нурсийский — (480–547) 24
-
Cвятитель Григорий Двоеслов — (540–604) 27
-
Преподобный Максим Исповедник — (580–662) 31
-
Преподобная Одри Элийская — († 679) 34
-
Список источников и литературы 36
-
Литература 37
-
Список иллюстраций 37
-
-
Об авторе 38
-
Об издательстве 38
Ольга Клюкина
Святые в истории. Жития святых в новом формате. IV–VII века
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви 13-320-2533
От издательства
Книга, которую вы держите в руках, продолжает серию «Святые в истории». Ее автор, писательница Ольга Клюкина, воссоздает биографии святых различных эпох. Подобная реконструкция возможна лишь отчасти, особенно когда речь идет о святых древности, а во многих случаях недоступна вовсе. Поэтому серия включает жизнеописания тех подвижников, о которых имеются достаточные исторические сведения: мученические акты; жития, максимально приближенные по времени к описываемым событиям; свидетельства современников; наконец, сочинения самих святых. Биографии помещены в широкий исторический контекст, позволяющий более ярко представить реальную жизнь подвижников веры. Несмотря на обилие исторических фактов, книга читается удивительно легко, на одном дыхании. Рассказывая о святых прошлых столетий живым современным языком, автор делает их близкими и понятными сегодняшнему читателю.
Серия выстроена по хронологическому принципу и состоит из шести книг, рассказывающих о двадцати веках христианства. Ключевые моменты истории Церкви и святости каждого периода раскрываются через жизнеописания девяти наиболее значимых святых.
Вторая книга серии охватывает период IV–VII веков. После прекращения гонений на христианство в начале IV века Церковь оказалась в новых исторических условиях и была вынуждена отвечать на вызовы времени. Это время известно как эпоха Вселенских Соборов, когда под натиском разнообразных ересей выкристаллизовывалось христианское вероучение, формулировались догматы и отстаивалась чистота веры. Получив официальный статус, Церковь должна была выстраивать взаимоотношения с государством, и политические деятели порой играли в церковной истории не меньшую роль, чем религиозные. Завершение эпохи мучеников поставило вопрос о путях к святости. Когда для того, чтобы быть христианином, уже не требовалось пожертвовать жизнью, монашество стало формой бескровного мученичества. Богатые всходы принесла в этот период и христианизация варварских народов, давших Вселенской Церкви немало самобытных святых.
Предисловие
Нужно ли сегодня по-новому писать о святых? Чем этот «новый формат» лучше старого и нужен ли он нам?
Возможно, мы не задавали бы себе эти вопросы, если бы не сонм новомучеников, прославленных Русской Православной Церковью. Именно благодаря им, мученикам и исповедникам XX века, стало ясно: жанр агиографии нуждается в переосмыслении.
Между XVIII веком, когда святитель Димитрий Ростовский составлял житийный сборник Четьи Минеи, и нашим временем пролегла эпоха, принципиально изменившая отношение к житийным текстам. У сегодняшних читателей есть опыт встречи со святыми – практически современниками, ровесниками наших бабушек и дедушек. У них тоже есть жития, составленные на основании протоколов допросов, воспоминаний очевидцев. Читая их истории, невольно задаешься вопросом: неужели эти документальные свидетельства имеют такое же отношение к жанру агиографии, как, скажем, житие целителя Пантелеймона?
О чем нам рассказывают жития древних подвижников? На их страницах в изобилии представлены чудесные истории. Мученика калечат, а на следующий день он предстает здоровым и полным сил; его терзают дикие львы, а он обращается к мучителям с обличительной речью; ему отсекают голову, а вместо крови истекает молоко, вдруг начинают расцветать деревья. Факт святости подтверждается многочисленными необычными явлениями.
А что мы находим в житиях новомучеников? Надругательства уголовников, страшные издевательства следователей, отречение семьи от «врага народа». Эти факты зафиксированы в документах, нередко имеются живые свидетели содеянного.
Как связать истинность подвига того, далекого, мученика с истинностью подвига сегодняшнего? Как увидеть в житии, изобилующем барочными декорациями, настоящего и реального человека, скажем, великомученика Пантелеимона, страдальца за Христа? Он для нас – великий святой, мы молимся ему об исцелении от болезней. А к новомученику и обращаться-то неловко с просьбами. Казалось бы, ну что можно просить у не сдавшегося, не отрекшегося от Бога, но растерзанного, изувеченного, искалеченного, униженного страдальца?
Серия «Святые в истории» дает нам возможность выйти из «прекрасного барокко» в настоящую жизнь и перекинуть мостик между древностью и современностью.
Сегодня переосмысление древних житий крайне актуально. Важно уметь отделять красоту стиля рассказчика и иконописную позолоту события от исторической реальности. Когда святые далеких веков вводятся в реальный контекст жизни, мы осознаем, что их страдания – такие же настоящие, как и страдания наших предков в XX столетии. И тогда полумифический персонаж становится истинно святым, живым и близким.
Святые в древней житийной литературе предстают перед нами как особые люди, специально рожденные по воле Божией. Стать святыми было их предназначением. Преподобный Сергий уже во чреве матери восклицал и молока материнского не вкушал в среду и пятницу. Он родился святым, у него и выбора-то иного не было!
Обычному человеку трудно подражать таким святым. Да и как тут подражать? Их путь предопределен. Но если познавать жизнь древнего святого в контексте той исторической реальности, которая его окружала, становится ясно: это простой человек. И он так же, как любой простой человек, мог дрогнуть, не выстоять, оказавшись перед выбором. И приходит мысль: «А ведь и я могу оказаться на этом месте». Ведь в действительности святые отличаются от нас только одним – они уже свой выбор сделали, а нам это еще предстоит.
Важно понимать – святыми не рождаются. Вот почему так важны для нас личные свидетельства самих святых и воспоминания очевидцев. Их сохранилось не очень много. У нас есть исповедь Блаженного Августина. Есть потрясающие «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. К этой книге никто не относится как к житию, а ведь она содержит очень яркие автобиографические зарисовки. Например, авва Дорофей пишет: «Когда я был маленьким мальчиком, я ужасно не любил учиться и смотрел на книгу как на некоего ядовитого зверя. Но в какой-то момент я себе сказал, что буду читать. И я заставлял себя читать. И я заставлял себя учиться. И приобрел такой навык чтения, что уже не мог оторваться и забывал, где день и где ночь, и меня специально кормили, потому что я забывал поесть. И когда я пришел в монастырь, я подумал: «Если я приобрел такой навык к обычным, светским предметам, почему бы мне не попробовать сделать то же самое в своей духовной жизни?»»
Из таких историй по крупицам собирается реальный контекст жизни реального человека. Полагаю, что именно так должны создаваться жития святых. Ведь чудеса – даже если они действительно происходили – не главное в жизненном пути святого.
Самое главное в подвиге мученика – это верность Христу. А мы, к сожалению, как правило, воспринимаем святого по количеству чудес, им совершенных. Есть чудеса – значит, настоящий святой, у него есть сила и власть.
Книги серии «Святые в истории» – не про чудеса. Они о том, что есть лишь одно чудо – совершенная верность Христу, совершенное следование за Богом. Как у новомучеников, читая о которых видишь Евангелие, любовь, прощение, молитву за врагов. И это главное.
Протоиерей Алексей Уминский,
настоятель храма Святой Троицы в Хохлах
(г. Москва)