Содержание
- Грех строителей Вавилонской башни
- Притча о Вавилонской башне. Чем Богу помешала башня до самых небес
- Притча о Вавилонской башне встречается на страницах святой Библии
- Строительство башни прекратилось, потому что люди перестали понимать друг друга
- Строители согрешили гордостью, захотев быть выше самих небес и пойти против Бога
- В книге Юбилеев есть описание строительства вавилонской башни
- В наше время останки Вавилонской башни не найдены
- Притча о Вавилонской башне кратко написана для детей в виде рассказа
- Падение вавилонской цивилизации
- Почему погиб Вавилон?
- Череда жестоких испытаний
- По совету царевны
- Вавилонская башня и другие древние легенды. Под ред. К. Чуковского. Ил. Л. Фейнберга. М.: Дом. 1990
- Глава 11
- На каком языке говорили строители Вавилонской башни?
Грех строителей Вавилонской башни
В Торе рассказывается о попытке людей построить город с башней до небес и о том, как Всевышний смешал их речь и рассеял их по земле. В этой статье мы попробуем разобраться, в чем именно заключался грех строителей Вавилонской башни.
Писание сообщает о строительстве: «На всей земле был один язык, одно наречие. Когда двигались с востока, они нашли в земле Шинар долину и поселились там. “Давайте сделаем кирпичи и обожжем их в огне”, — сказали они друг другу. Кирпичи у них были вместо камня, а асфальт — вместо глины. “Давайте выстроим себе город с башней до небес, — сказали они. — Так мы прославим себя, чтобы не рассеяться нам по всей земле”. Г-сподь сошел посмотреть на город с башней, который построили люди. И сказал Г-сподь: “Один народ, и один язык у всех, а это только начало их деяний! Теперь не будет им преград ни в чем, что бы они ни задумали совершить! Давайте же сойдем и смешаем их речь, чтобы они перестали понимать речь друг друга”. Г-сподь рассеял их оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Поэтому назвали его Вавилон, ибо там Г-сподь смешал речь всех земли — и оттуда рассеял их Г-сподь по всей земле» (Берешит, 11:1-9).
Мудрецы Талмуда обвиняли строителей города и башни в гордыне и идолопоклонстве. В мидраше «Берешит раба» (38:6) они приводят такие слова от имени строителей: «Давайте построим нам башню, сделаем на ее вершине идола, дадим ему в руки меч, и это будет выглядеть , как будто он воюет со Всевышним». Таким образом, основным грехом послепотопного поколения была попытка противопоставить себя Творцу мира. Еврейская традиция сохранила много преданий, иллюстрирующих целеустремленность и одержимость этой идеей, которую и сделало невозможной смешение языков.
Однако значительно менее известно, что некоторые средневековые комментаторы Писания видели в действиях этих людей в первую очередь нарушение повеления Всевышнего «Плодитесь, размножайтесь и заполняйте землю!» (см. Берешит, 1:28; 9:1). Впрочем, из комментария рабби Авраама Ибн-Эзры (1089–1164) можно понять, что он считал, что речь идет не столько о грехе и наказании, хотя он и не спорил с мнением мудрецов, сколько об ошибке строителей. По его мнению, люди решили, что им будет полезней и целесообразней жить в одном месте, не считаясь с тем, что это не соответствует планам Творца. И когда Он рассеял их по всей земле, это было в первую очередь для их же блага. Рабби Давид Кимхи (Радак; ок. 1160 – ок. 1235) принимал идею Ибн-Эзры о том, что действия людей противоречили указанию Всевышнего о заселении всей земли, но подчеркивал, что речь идет не об ошибке, а о преднамеренном нарушении указания Свыше: «…Ведь Он хотел заселения земли от востока до запада, а они думали заселить только одно место на земле и упразднить желание Б-га».
Но вернемся к мнению мудрецов Талмуда, считавших, что главный грех строителей Вавилонской башни заключался не в том, что они хотели жить все вместе и не рассеиваться по миру, а в гордыне и идолопоклонстве. Следует обратить внимание на исторический и географический фон рассказа о Вавилонской башне. Как мы помним, в тексте Торы сообщается о конкретной местности — долине в земле Шинар и о том, что город был назван Вавилоном. Исследователь Танаха рав Эльханан Самет отмечает, что мудрецы Талмуда жили в то время, когда в самом Вавилоне еще можно было увидеть развалины башен храмовых комплексов и самого города. Подтверждение этому можно найти, например, в таких высказываниях мудрецов: «Сказал рабби Хия бар Аба: “Та башня, которую построили: треть ее сгорела, треть — погрузилась под землю, а треть — существует. И если ты скажешь, что небольшая, сказал рав Гуна от имени рава Иди: „Каждый, кто поднимается на ее вершину, видит перед собой пальмы, как будто они саранча“”» (Берешит раба, 38:8). Наглядность руин грандиозных строений язычников лишь добавляла остроты в отношении мудрецов к библейскому рассказу. Мидраши свидетельствуют о том, что развалины воспринимались как наглядная его иллюстрация.
Таким образом, слова мудрецов о том, что грехом строителей Вавилонской башни была попытка противопоставить себя Творцу мира, основаны, среди прочего, на понимании исторического и географического фона событий, описанных в Торе. Идеи мудрецов получили развитие в следующих поколениях благодаря результатам археологических раскопок. Ниже мы приведем мнения некоторых близких нам по времени исследователей, которые также считали, что грехом строителей Вавилонской башни были гордыня и идолопоклонство, и Тора высмеивает этих строителей-идолопоклонников, противопоставляя им праотцев еврейского народа.
Обнаруженные месопотамские рассказы о сотворении мира и потопе дают нам возможность узнать, что рассказывали об этих событиях древние народы. Некоторые еврейские комментаторы — в первую очередь профессор р. Моше-Давид Кассуто (1883–1951) — обратили внимание на глубокие различия между преданиями тех народов и словами Торы. Те, кто читает о Сотворении мира и начале человечества в Торе, не только получают достоверную информацию об этих событиях, отличную от мифологии окружающих народов, но и учатся вере в Единого Б-га и моральным принципам. Кассуто приводил примеры того, как в истории о Вавилонской башне высмеиваются идолопоклонники. Сказано: «Г-сподь сошел посмотреть на город с башней, который построили люди» (Берешит, 11:5). Строители башни думали, что башня достигнет небес, но, с точки зрения Всевышнего, это строение было очень низким во всех смыслах, и поэтому используются слова «сошел посмотреть». А слова «который построили люди» подчеркивают, что отнюдь не «боги», как в вавилонской мифологии, а обычные люди строили и город, и башню.
Происхождение самого названия «Вавилон» (на иврите Бавель) в истории о Вавилонской башне объясняется так: «Поэтому назвали его Вавилон, ибо там Г-сподь смешал речь всех земли». Здесь вновь можно увидеть скрытую насмешку над месопотамскими идолопоклонниками, которые считали, что название города происходит от аккадского Bâb-ili («Врата бога»).
Профессор Йеуда Элицур (1911–1997) проводил параллель между идеями, которые можно выучить из истории о Вавилонской башне, и идеями, выраженными в историях о праотцах еврейского народа. Строители города и башни хотели прославить себя, но в следующей главе книги Берешит Всевышний сообщает о том, кто на самом деле прославится, обращаясь к праотцу Аврааму: «Я сделаю тебя великим народом, благословлю тебя, возвеличу твое имя, и ты станешь благословением» (Берешит, 12:2). Строители города и башни волевым решением выбрали местом своего жительства долину в земле Шинар, тогда как только Всевышний решает, какая страна является избранной, и говорит Аврааму, находящемуся в Месопотамии: «Уходи из своей земли, от твоей родни, из дома твоего отца — в страну, которую Я укажу тебе» (там же, 12:1).
О праотце Яакове рассказывается, что по пути из Беэр-Шевы в Харан он остановился в некоем месте и заночевал там: «И увидел он во сне: лестница стоит на земле, а ее вершина достигает небес, и ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней. И вот, Г-сподь стоит над ним и говорит: “Я Г-сподь, Б-г Авраама, твоего праотца, и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, Я отдам тебе и твоим потомкам. Твои потомки будут , как прах земной, и ты раздвинешь на запад и на восток, на север и на юг. Ты и твое потомство станете благословением всем племенам земли. Я — с тобою. Я буду хранить тебя везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу тебя на эту землю. Ибо Я не оставлю тебя, пока не исполню , что обещал тебе”. Яаков пробудился от сна и сказал: “Воистину, Г-сподь пребывает на этом месте, а я и не знал!” Ужаснулся он и добавил: “Как страшно это место! Это и есть Дом Б-га, это — врата небес!”» (там же, 28:12-17).
Строители Вавилонской башни хотели построить город с башней до небес, но в результате остались на земле и были рассеяны по ней. Праотец Яаков был тем, кому было дано увидеть лестницу, чья вершина достигает небес, В отличие от Вавилонской башни, уходящей в пустоту, по этой лестнице поднимались и спускались ангелы Б-га, и над ним стоял Всевышний. Настоящие врата небес — это не Вавилон, а место в Стране Израиля, где Всевышний открылся Яакову, а увиденная им лестница символизирует постоянную связь между Всевышним и страной, избранной Им.
Притча о Вавилонской башне. Чем Богу помешала башня до самых небес
В 11 главе Библии мы находим библейское предание, которое посвящено строительству Вавилонской башни. Рассказ о башне состоит всего из 9 коротких стихов, и больше о ней нигде не упоминается. Но, тем не менее, это один из наиболее ярких образов в Библии.
«…И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого…».
( Отрывок из Библии о Вавилонской башне)
В Библии о Вавилонской башне написано всего девять стихов. Больше о ней нигде не упоминается. На изображении мы видим картину Лукаса ван Валькенборха, 1595. Фото: swatb.ru
Притча о Вавилонской башне встречается на страницах святой Библии
Еще с детства всем знакома — притча о вавилонской башне. О чем же гласит эта библейская история? Библия рассказывает нам о том, что после великого потопа удалось спастись Ною и некоторым членам его семьи. Именно поэтому человечество после потопа составляло только один народ, который говорил на одном языке.
Это человечество расселилась по всей земле, и язык у них был один — общий. Когда Ной покинул потоп, Господь сказал им: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».
После потопа из ковчега вышел Ной и его семейство, которое говорило на одном языке. Все человечество разошлось по земле и составляло один единый народ. Фото: sunhome.ru
Но потом люди решили построить свой город, который назвали Вавилон. Это своеобразная башня, которую хотели построить до самых небес. Именно этой башней люди хотели возвысить себя, и как было сказано в Библии — «сделать себе имя».
Удивительно еще и то, что словосочетание «вавилонская башня» не встречается в Библии. В Библии упоминается лишь слово «город и башня».
По Библии город Вавилон получил название «Бабель» от еврейского слова «бала», то есть «перемешивать и путать». Эта башня должна была возвысить человека, именно поэтому Господь разгневался на людей.
Строительство башни прекратилось, потому что люди перестали понимать друг друга
Каким же образом Бог прервал строительство башни? Строительство башни Господь прервал так, что создал разные языки для людей, чтобы строители не смогли общаться между собой. Таким образом, люди перестали понимать друг друга. Они ушли из Вавилона, и расселись по земле. Именно эта история гласит о появлении разных языков.
Рассмотрим, что же написано в Библии о Вавилонской башне:
«1 На всей земле был один язык и одно наречие. 2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. 3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. 4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. 5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. 6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; 7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. 8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город . 9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
На иллюстрации мы видим, как Господь наказывает людей за строительство Вавилонской башни. Он создал разные языки для людей, чтобы строители не смогли общаться между собой, таким образом, люди перестали понимать друг друга. Фото: earth-chronicles.ru
Строители согрешили гордостью, захотев быть выше самих небес и пойти против Бога
Против какой заповеди все-таки согрешили строители при строительстве башни? Почему же произошло падение вавилонской башни? Почему же именно это потребовало божественного вмешательства?
Если мы посмотрим, то увидим, что Господь Бог не наказывал, а спасал человечество от того, к чему вела его деятельность. Именно это вавилонское строительство показало, что человек способен до полного самозабвения и самоотдачи предаваться внешней совокупной деятельности, а в таком состоянии никакая внутренняя работа невозможна. Да и эта внешняя деятельность свидетельствуют о духовном оскудении человека.
Господь уничтожил строение людей, так как увидел, что они духовно полностью истощены. Они совершенно стали забывать о Боге. Впереди они видели только гордость и собственное «я». Фото: wikireading.ru
Когда человек слабеет духовно, то он стремится активизировать себя во всякого рода общественной деятельности. Когда же произошло увяданье языка, человек стал замыкаться и возвращаться к самому себе.
Это заставило его сконцентрироваться на своей внутренней жизни, осознать и решить, что, прежде всего, нужно заставить трудиться свою душу. Возможно, также, что Господь увидел зло и не хотел, чтобы оно дальше стало носителем и заражением других душ.
В книге Юбилеев есть описание строительства вавилонской башни
А как же выглядела вавилонская башня?
Удивительно, что в книге Юбилеев дается подробное описание этого строительства:
«Вот сыны человеческие сделались дурными через гнусный замысел, что они построят себе город и башню в земле Синаар, ибо они переселились от Арарата к востоку в Синаар”. Ибо в его дни они построили город и башню, говоря: «Мы поднимемся по ней на небо». И они начали строить в четвертую седмину, и обжигали огнем (кирпичи), и кирпичи служили им вместо камня, и цементом, которым они укрепляли промежутки, был асфальт из моря и из водных источников в стране Синаар. И они строили это в продолжение сорока трех лет. И Господь Бог наш сказал нам: «Вот, это один народ, и он начал делать это! И ныне Я не отступлю от них! Вот, мы сойдем и смешаем языки их, чтобы они не понимали друг друга и рассеялись в страны и народы, и да не осуществится никогда их замысел до дня суда!» И Господь сошел, и мы сошли с Ним, видеть город и башню, которую строили сыны человеческие; и Он расторг каждое слово их языка, и никто уже не понимал слово другого. И вот они отказались строить город и башню. Ради сего вся страна Синаар была названа Бабель (Вавилон). Ибо так расторг Бог все языки сынов человеческих; и оттуда они рассеялись в свои города по их языкам и народам. И Бог послал сильный ветер на их башню и поверг ее на землю. И вот она стояла между страной Ассур и Вавилоном в земле Синаар; и нарекли ей имя развалины».
Люди при строительстве вавилонской башни использовали не природные материалы, которые дал им Бог, а рукотворные, те, которые они создали сами. Фото: ys.in.ua
Как мы видим по Библии, что именно библейская башня могла стать грандиозным строительством проекта человека. По Библии мы видим, что для строительства люди стали использовать кирпич, вместо камня, и смолу вместо известкового раствора. То есть это говорит о том, что люди использовали «рукотворные» материалы, а не природные, которые были даны Богом.
Также стоит обратить внимание и на то, что люди не уповали на Господа во время строительства, поэтому они и потерпели неудачу. Башню люди строили для того, чтобы привлечь внимание к своим способностям и достижениям, а не для того, чтобы воздать славу Господа. Но, тем не менее, именно притча о Вавилонской башне учит людей тому, что в единстве — наша сила. Но, к сожалению, эта сила не всегда полезна для человека.
В книги бытия есть такая строчка: «…И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать…». Именно так Господь показывает, что когда люди едины в своих целях, они могут выполнять невозможные подвиги. Именно по той причине, что человек стал высокомерным, сюда и вмешался Бог, чтобы предотвратить это.
Бог расстраивает планы людей тогда, когда они переступают пределы Божии.
Также данная притча интересна еще тем, что Господь впервые говорит о себе во множественном числе, ссылаясь на Троицу: «… сойдем же и смешаем там язык их …».
В следующем видео, можно увидеть, как священник рассказывает детально о строительстве вавилонской башни, и почему люди не смогли ее построить до конца. Также он комментирует, как и за что Господь наказал людей.
В наше время останки Вавилонской башни не найдены
В наше время, конечно же, многих интересует вопрос, как сейчас выглядит вавилонская башня? Если вавилонская башня исторический факт, то должны остаться какие-то остатки или какие то развалины.
Но, к сожалению, останки башни не были найдены археологами. Фото вавилонской башни, как она выглядела, можно увидеть только на страницах иллюстрации из Библии.
Многие ученые пытаются сравнить вавилонскую башню с древними строениями в Месопотамии.
Как выглядела вавилонская башня можно увидеть и на многих картинах. Первая картина была создана после посещения Брейгелем Рима и представляла она собой некую картину-миниатюру на слоновой кости. К сожалению, эта картина не дошла до наших времен.
Другие две картины сохранились, и они были написаны в 1563 году. Эти полотна носят название «вавилонская башня» и «малая вавилонская башня». Как мы понимаем, что многие изображали вавилонскую башню по своему, но у всех она была одинакова. Она показывала то, что люди проявили гордость и хотели добраться до самых небес. Это отражено практически на всех полотнах известных художников.
На данном изображении мы видим картину Питера Брейгеля Старшего под названием «Малая Вавилонская Башня» 1563 год (Роттердам). Фото: bibliya-online.ru
Картина под названием «Вавилонская башня». Автор — Питер Брейгель Старший, 1563 (Вена). Фото: bibliya-online.ru
Также стоит сказать о том, что сюжет о вавилонской башне распространен и в христианской иконографии. Множество икон, на которых видна башня, можно увидеть в музеях.
В иконографии также можно встретить сюжет о вавилонской башне. Фото: bibliya-online.ru
Притча о Вавилонской башне кратко написана для детей в виде рассказа
Рассказ о библейской башне кратко написан и для детей. В рассказе идет описание событий более понятное для детей. Такие легкие для детского восприятия рассказы собраны в детскую библию.
На детской сайте «кладовая развлечений» можно прочитать рассказ для детей о вавилонской башне.
Падение вавилонской цивилизации
О том, что прежде всего должен преобразовывать человек – окружающий мир или себя самого, за что Господь наказал вавилонян, о кровавых звездных богах Вавилона и их «влиянии» на современную жизнь, о единстве богопротивном и единстве в Боге рассказывает историк и сектовед Андрей Иванович Солодков, с которым мы продолжаем читать Книгу Бытия.
Человек, измени себя!
Несмотря на то, что Бог уничтожил развращенную допотопную цивилизацию (об этом мы говорили в прошлой беседе), грех продолжал существовать. Это ответ тем, кто спрашивает: если Бог есть, то почему Он не наведет порядок? Как видим, Он наводил порядок с позиции справедливости и силы, но внешние перемены не сделали человека благороднее. Деградировавшая человеческая природа нуждается в исцелении изнутри. И потому все внешние перемены политического мироустройства, благодаря которым человечество якобы достигнет полного счастья и благоденствия на земле, – обман и иллюзия. Есть более удачное государственное устройство, есть худшее, есть совсем никудышнее. Но причина неустройства – в нас. У нас все шиворот-навыворот. Мы требуем любви, уважения, вежливости, терпения от других, а Христос учит требовать этого от себя. И не только словами, но Сам Своею жизнью учит жертвенной любви. Нет такой заповеди – требовать любви от других, а есть «Возлюби ближнего твоего…» (Мф. 22: 39). Пока не будет веры, доверия и любви к Богу, так и будем бегать по кругу.
Впрочем, полного порядка на земле все равно не будет. Но у человека есть это стремление к абсолютной чистоте. Оно заложено в него при сотворении. «Душа по природе своей христианка» (Тертуллиан), а закон в душе – совесть. Совесть, по учению аввы Дорофея, есть «нечто Божественное и никогда не погибнет», и «нет человека, не имеющего совести». «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, – поучает преподобный, – как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое; сие называется совестью, и она есть естественный закон».
Но абсолютная чистота возможна только в Царствии Божием, а стремление к нему в этой жизни преображает человека, делает его чище через покаяние. Таким образом, в этом стремлении к Небесной чистоте христианин распространяет свой свет на людей и весь окружающий мир. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Если бы каждый стремился с Божией помощью изменить себя, то не требовалось бы внешних мнимо благополучных политических мироустройств, на которые мы так тщетно надеемся. Люди стали бы проще, а где просто, там, по выражению преподобного Амвросия Оптинского, «ангелов со сто, а где мудро, там ни одного». Да и государственное устройство стало бы получше.
Итак, внешние послепотопные перемены окружающего мира не упраздняют греха, который глубоко коренится в сердце человека. Казалось бы, уничтожены все злодеи, жизнь на земле начинается с чистого листа. Праведный Ной выходит из ковчега с тремя своими сыновьями. Всё, наконец-то справедливость и добро восторжествовали, но…
Грех хамства не замедлил себя проявить. Грех порабощает человека, и мы впервые в Библии встречаем это выражение – «раб греха», которым становится один из сыновей Ноя – Хам. Блаженный Августин пишет по этому поводу следующее: «Состояние рабства по праву назначено грешнику. В Писании мы не встречаем раба прежде, чем праведный Ной покарал этим именем грех сына. Таким образом, не природа, а грех заслужил это имя». «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6: 16).
Обратим внимание: в 10-й главе Книги Бытия сказано, что начальником грандиозной вавилонской стройки был потомок Хама – Нимрод (см.: Быт. 10: 6–10).
«Всё выше, и выше, и выше…»
Вавилонская башня
И мы читаем далее Книгу Бытия –11-ю главу:
«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11: 1–4).
Как видим, был один язык и одно наречие. Люди понимали друг друга без переводчика. Стерты границы – космополитизм состоялся! Но такое единство не принесло людям счастья. Почему? Стимулом для сооружения Вавилонской башни была идея «единства ради единства», а еще желание «сделать себе имя». Люди начали создавать свою цивилизацию без Бога, свой политический строй, основанный на идеологии самовозвышения. Одним из поводов строительства башни было не что иное, как увековечивание «своего имени» в грядущих потомках, чтобы потешить свою гордость и тщеславие: «Смотри, как человеческая природа не любит оставаться в своих границах… Это-то особенно губит людей… Пристрастившись к мирским благам, даже и тогда, когда обладают великим богатством и властью… усиливаются подняться всё выше и выше», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Вспомним, что Бог заключает Завет с Ноем и дает повеление и благословение распространяться по всему лицу земли, обещая, что потопа не будет. Но человеки поступают по-своему. Они строят башню высотою до небес, рассуждая примерно так: мало ли что Бог сказал, что не будет потопа… а вдруг будет? надо перестраховаться. Наказание потопом их не вразумило, они не собирались меняться, они решили и дальше поступать по-своему – грешить, а если и будет потоп, то для того, чтобы спастись, достаточно изменить окружающий мир, к примеру – построить башню повыше, «до небес», забраться туда и продолжать жить по своему хотению.
Недалеко современный человек ушел от строителей Вавилона. Сегодня рассуждают примерно так же: «Что там написано в Библии? Ой, да ладно!.. Что говорят в Церкви? Грех порождает смерть? Ну, это понятно: работа у церковников такая – народ стращать, а мы сделаем так, как нам кажется лучшим». Церковь предупреждает об опасности экспериментов по производству суррогатного человека, пытается остановить детоубийство не родившихся детей, но человек поступает по принципу «пока гром не грянет…»
Но, казалось бы, и гром грянул, еще живы воспоминания о потопе у вавилонян, но человек продолжает упорствовать. Бог говорит распространяться по всему лицу земли. Но человек создает огромный мегаполис. Как прежде, так и сегодня. Вот он теснится, толкается в очередях, стоит в автомобильных пробках и, пробравшись сквозь джунгли цивилизации, изможденный своим искусственным миром, своим представлением о мнимой свободе и мнимом смысле жизни, забивается в железобетонную пещеру с газовой горелкой, сидит у «заменившего природу» телевизора, ища отдыха и утешения, но попадает всё в ту же ловушку суеты и толкотни, только теперь информационной, опустошающей человеческую душу.
С миссионерскими целями я бываю на Сахалине. Летишь девять часов без посадки. Под крылом самолета леса, реки, озера, поля… И невольно возникает мысль: кому это надо – расширять Москву, а не государство?
По такому же принципу поступали и строители Вавилонской башни. Башня все выше, и выше, и выше…
70-летний опыт строителей призрачного коммунизма, к сожалению, нас мало чему научил. Конечно, сейчас нет гонений на Церковь, но желание угодить и Богу, и мамоне просматривается в попытках построить консолидированное общество. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью… а вместо сердца – пламенный мотор». 70-летнее строительство показало всю, мягко говоря, нелепость такого сооружения. Всё рухнуло. И всё подобным образом строящееся – обречено на разрушение. «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7: 24–27). А все потому, что объектом поклонения вместо Бога стал человек, вот и обнаружилось все безумие такого предприятия. Безумен человек, который в сердце своем сказал: «Нет Бога» (ср.: Пс. 13: 1).
Кровавые звезды
Но читаем далее Книгу Бытия:
«И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать» (Быт. 11: 5–6).
Что же вавилоняне делали? Создавая свой мир и не доверяя Богу, они создали и свою религию – астрологию. «Если человек перестает верить в Бога, он начинает верить во всё остальное», – говорил Ф.М. Достоевский.
Люди стали изобретать самодельную религию. Конечно, не обошлось и без подсказки диавола.
В долине Междуречья во времена расцвета халдейско-вавилонской цивилизации были выстроены огромные ступенчатые башни – зиккураты. «Халдейские жрецы наблюдали с этих башен звездное небо и вычерчивали карты расположения небесных светил. Они верили, что Солнце, Луна, планеты и звезды – божества, способные магически повлиять на судьбу мира и каждого человека в отдельности, и считали, что если им удастся понять и предсказать движение небесных светил, они смогут предсказывать будущее. Астрологию такого рода называют вульгарной, или примитивной, астрологией. Главный принцип вульгарной астрологии в том, что положение вещей на земле и тенденции развития событий соответствуют конфигурации небесных тел. Астрологические воззрения религии Ханаана, представлявшей собой ответвление религии Междуречья, были тесно связаны с поклонением таким божествам, как Ваал (Бел, Молох), Астарта (Иштар) и Ремфан, отождествлявшимся соответственно с Солнцем, Луной и Сатурном» (Библейская энциклопедия).
Были обнаружены тысячи черепов младенцев, которых в Вавилоне приносили в жертву звездным божествам
Археологи проводили раскопки в тех местах. И ими были обнаружены тысячи черепов младенцев, которых приносили в жертву этим звездным божествам. В религии вавилонян был такой принцип: высчитывать по звездам, кто из детей угоден богам и кто им не угоден. Одних приносили в жертву как неугодных и бесполезных для общества, других – чтобы задобрить богов и отвести их гнев.
Как и что совершать и в какое время, зависело от расположения звезд. И, как свидетельствуют таблички вавилонян, при этом убиении творились оргии по принципу «кто кого поймает».
О причине такого безумия пишет апостол Павел в Послании к Римлянам: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1: 21–32).
Почему в соцсетях каждому автоматически «лепят» знак зодиака – символ языческой религии?!
Интересно, что современные люди почему-то эту древнюю языческую религию Вавилона, по сути сатанинскую, связанную с человеческими жертвоприношениями, возвели в степень невинной забавы. Астрология не наука. Астрономия – наука, а астрология – языческая религия. Так почему же в светском государстве она в ранге некоей религиозной доминанты?! Например, зарегистрировался человек в соцсети на Майл.ру, и ему сразу лепят знак зодиака, причем без его согласия. А если бы по этому же принципу, но следуя церковному календарю, человеку, зарегистрировавшемуся в тех же соцсетях, напоминали бы, причем не только ему, но и его друзьям, в честь какого святого ему наречено имя и когда у него именины, представляю, какой бы шум поднялся в СМИ! Кричали бы о свободе совести, об «оскорблении чувств неверующих». А тут – тишина. Прилепили мне языческий знак, за меня решили, а ведь это все равно, как если бы без меня меня женили. Но ты молчи, это, мол, наука. Что же, выходит, мы живем в стране, где астрология – древняя человеконенавистническая языческая религия – победила?
А чему удивляться? Мы же тоже убиваем детей – в утробе матери, нерожденных! Ничего не изменилось с тех далеких времен, просто вместо Ваала и Астарты люди стали поклоняться доллару и евро. А вместо звезды Ремфана – комфорту. Так и говорят: «А зачем рожать? Хочется и для себя пожить» Ради временного благополучия убиваются дети!..
Бог наставляет людей сторониться подобного рода псевдорелигиозных экспериментов: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им… Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 4: 19; 18: 10–12). И еще: «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: “Не будете служить царю Вавилонскому”. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер. 27: 9–10).
Насколько достоверны в предсказаниях гороскопы, в которые так жадно уверовали любопытствующие о своем будущем?
Старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ В.Г. Сурдин пишет в одном из своих трудов: «…положение знаков зодиака смещено относительно созвездий примерно на 30 градусов или на одно созвездие. Связано это с тем, что канонические правила астрологии установлены два тысячелетия назад в трудах древнегреческих ученых. С тех пор в результате перемещения земной оси относительно плоскости Солнечной системы (явление прецессии) система небесных координат сместилась относительно звезд. Поэтому сейчас, когда Солнце находится в созвездии Тельца, астрологи считают, что оно в знаке Близнецов».
В 1981 году римская газета «Паэзе сера» печатала дискуссию между астрологами и астрономами, в ходе которой ученые поставили перед предсказателями еще один любопытный вопрос: «Как составить гороскоп для людей, родившихся на севере, у Полярного круга?» Дело в том, что в течение многих месяцев небо над головой «полярников» лишено традиционных астрологических планет (они находятся ниже линии горизонта). Получается, что родившиеся в северных районах оказываются лишенными как черт характера, так и судьбы! Подобная дилемма так и осталась без вразумительного ответа астрологов.
«Смешал Господь язык всей земли»
Но вернемся к Книге Бытия. И читаем далее:
» сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли…» (Быт. 11: 7–9).
Божие наказание – это всегда помощь человеку вернуться от смерти к жизни
Господь рассеивает вавилонян по всему лицу земли. Было ли рассеяние наказанием? Да, но Божие наказание – это всегда желание помочь человеку вернуться от смерти к жизни. Из этой истории мы видим происхождение языков народов мира. О происхождении национальностей мы говорили в предыдущей беседе.
«Смешение» всегда слово негативное. Слово «Вавилон» еще переводится как «помешательство, безумие, противление, безумное противление». То есть из-за безумного противления людей и искания ими единства вне Бога произошло это рассеяние.
Существует множество теорий происхождения языков народов мира: теория языка жестов, теория звукоподражания, теория создания языка силой человеческого разума – но при этом не говорится об источнике, давшем силу разуму. Но ни одна из них не в состоянии объяснить наличие и богатство речи, которой, в отличие от всего живого мира, обладает только человек. Приверженцы эволюции говорят о постепенном развитии языка. Некоторые рассуждают о внезапном изменении в ДНК человека, что и породило якобы языки. Когда исследуешь все эти теории, не имеющие под собой научного обоснования, просто поражаешься, насколько надо быть верующим в случайности и совпадения, чтобы утверждать, что теории, гипотезы и мифы – наука.
Единство, подобное единству вавилонян, неугодно Богу – потому что оно душепагубно для человека. А есть ли альтернатива, иное единство? Да. В день Пятидесятницы – в день рождения Церкви – апостолы заговорили на языках народов мира (см: Деян. 2: 3–4), благовествуя единство во Христе. «Ибо при смешении языков (в Вавилоне. – А.С.) было разрушение замысла, так как замысел был богопротивным, здесь же утверждение и соединение мыслей, так как помысел был благочестивым. Через что отпадение, через то же и восстановление», – говорит святитель Кирилл Иерусалимский.
***
А далее в 11-й главе Книги Бытия приводится родословие Сима. Его род простирается до Аврама. И мы читаем:
«И Сара была неплодна и бездетна. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране» (Быт. 11: 30–32).
Более подробно об этих событиях мы поговорим в следующей беседе. Сейчас же замечу: Бог вызволяет Аврама и его семью из этого наполненного страстями места – вавилонского столпотворения (само слово «Ур» переводится как «огонь, горячность, страстность») – и ведет его в землю Ханаанскую – прообраз Церкви и Царствия Божия.
Почему погиб Вавилон?
Многие думают, что Вавилонской башни в действительности никогда не существовало, и что это всего лишь библейская легенда, основной посыл которой заключается в том, что люди должны знать свое место и не стремиться сравняться с богами.
На самом же деле то, что в Библии называется Вавилонской башней, — это зиккурат, храм бога Мардука, семиступенчатая пирамида высотой 90 метров, построенная в Вавилоне. Известно, что её развалины видел Александр Македонский, завоевавший Вавилон. Он приказал снести остатки «башни», чтобы отстроить на этом месте главное святилище империи, которую он неутомимо создавал на протяжении всей своей короткой жизни.
Существует легенда о том, что все завоеватели, разрушавшие Вавилон и похищавшие их храма золотую статую Мардука, умирали насильственной смертью.
Не избежал этой участи и величайший полководец античности. Хотя статую Мардука похитили задолго до Александра, но смерть настигла его вскоре после того, как по его приказу были разобраны остатки зиккурата.
К подобным преданиям можно относиться по-разному, но не слишком ли много совпадений? Вот хотя бы два примера из относительно недавнего прошлого.
Пример первый: «Проклятие фараонов»
26 ноября 1922 года британский археолог Говард Картер при вскрытии знаменитой гробницы Тутанхамона обнаружил дощечку с надписью, гласившей: «Смерть распластает крылья над тем, кто потревожит покой фараона». В век рационализма на эту табличку и содержащееся в ней предупреждение никто не обратил особого внимания.
Вспомнили о них только тогда, когда в последующие годы один за другим начали умирать все, причастные к вскрытию гробницы и изучению обнаруженной в ней мумии.
Пример второй: «Проклятие Железного Хромца»
Еще с XV века в Средней Азии была широко известна легенда, что если кто-нибудь когда-нибудь потревожит покой, наверное, самого кровожадного завоевателя в истории всего средневековья Тимура, более известного под его искаженным в Европе прозвищем — Тамерлан, то начнется самая страшная война, какой человечество ещё никогда не видело.
Но советские ученые на подобные «сказки», конечно же, внимания не обращали, и в Самарканде была вскрыта гробница Тимура. Знаменитый советский антрополог М.М. Герасимов хотел по черепу восстановить облик Тамерлана по своей методике, которая уже доказала свою эффективность.
На массивной каменной плите, прикрывавшей саркофаг, на арабском языке было написано: «Не вскрывать! А то снова прольется людская кровь — больше, чем во времена Тимура». Тем не менее саркофаг был вскрыт. Это произошло 22 июня 1941 года.
Из воспоминаний самого М.М. Герасимова:
«Когда мы получили разрешение вскрыть могилу Тамерлана, то наткнулись на массивную каменную плиту, которая закрывала сверху его саркофаг. Поднять или сдвинуть её мы не могли, и я, хотя было воскресенье, пошел искать подъемный кран. Вернулся с краном, сдвинули плиту. Я сразу бросился к ногам скелета. Ведь известно, что Тамерлан был хромым, и я хотел в этом убедиться. Вижу, действительно одна нога у него короче другой. А в этот момент мне сверху кричат: «Михал Михалыч! Вылезайте! Молотов по радио выступает, война!».
Но вернемся к ВАВИЛОНУ
До сих пор спорным является вопрос о том, что же было причиной гибели этого города, бывшего в течение полутора тысяч лет культурной и экономической столицей Ближнего Востока. Основная вина, как правило возлагается на завоевателей. Конечно же, их роль весьма существенна, но все-таки, не является основной.
Вавилон был основан амореями в XIX веке до н.э. В начале VII века до н.э. его завоевали ассирийцы, а через некоторое время — в 612 г. до н.э., разгромив Ассирию, хозяевами Вавилона стали халдеи. К этому времени население города достигало около миллиона жителей, хотя среди них было уже очень мало потомков древних вавилонян. И несмотря на все завоевания, культура и экономика величайшего мегаполиса древности продолжали функционировать так, как это было задумано много столетий назад.
Однако в VI веке до н. э. все изменилось. О том, как это произошло пишет Л.Н. Гумилев:
«Хозяйство Вавилонии базировалось на системе ирригации междуречья Тигра и Евфрата, причем избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. Это было разумно, так как воды Евфрата и Тигра во время половодий несут много взвеси с Армянского нагорья, а засорение плодородной почвы гравием и песком нецелесообразно. Но в 582 году до н. э. Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис, впоследствии перешедшей к его преемнику Набониду. Вместе с царевной в Вавилон прибыла её свита из образованных египтян. Никторис предложила своему мужу, очевидно, не без консультации со своими приближенными, построить новый канал и увеличить орошаемую площадь. Царь-халдей принял проект царицы-египтянки, и в 60-х годах VI века был сооружен канал Паллукат, начинавшийся выше Вавилона и оросивший крупные массивы земель за пределами речных пойм. Что же из этого вышло?
Евфрат стал течь медленнее, и аллювий оседал в оросительных каналах. Это увеличило трудовые затраты на поддержание оросительной системы в прежнем состоянии. Вода из Паллуката, проходившего через сухие территории, вызвала засоление почв. Земледелие перестало быть рентабельным, но процесс этот тянулся долго. В 324 году до н. э. Вавилон еще был столь крупным городом, что романтичный Александр Великий хотел сделать его столицей. Но более трезвый Селевк Никатор, овладевший Вавилоном в 312 глду до н. э., предпочел Селевкию — на Тигре и Антиохию — на Оронте. Вавилон пустел и в 129 г. до н. э. стал добычей парфян. К началу нашей эры от него остались руины, в которых ютилось небольшое поселение иудеев. Потом исчезло и оно».
Было бы не совсем справедливо винить в гибели огромного города и процветающей страны одну лишь капризную царицу. Скорее всего, её роль была далеко не решающей. Ведь от её предложения можно было отказаться, и, наверное, будь царем в Вавилоне местный житель, разбирающийся в столь важной для страны системы мелиорации, так бы и произошло.
Однако, как пишет Л.Н. Гумилев:
«…царь был халдей, его войско составляли арабы, советники были евреи, и все они даже не задумывались над вопросами географии покоренной и обескровленной страны. Египетские же инженеры перенесли свои приемы мелиорации с Нила на Евфрат механически. Ведь Нил несет в половодье плодородный ил, а песок Ливийской пустыни дренирует любое количество воды, так что в Египте опасности засоления почв нет. Самое опасное — это даже не ошибка, а отсутствие постановки вопроса там, где его необходимо поставить. Жителям Вавилона, сменивших убитых и разогнанных вавилонян, все казалось столь ясным, что и думать-то не хотелось. Но последствия очередной «победы над природой» погубили их потомков, которые тоже не сооружали город, а просто поселились в нем».
Возможно, весьма уважаемый мною Л. Н. Гумилев, как это часто бывает в его трудах, слишком категоричен в своих выводах. Недаром историка и географа Л.Н. Гумилева современные ему ученые историки считали прежде всего географом, а географы соответственно — историком (Эту фразу не я придумал, а услышал ещё в 1988 году от одного из моих Учителей — В.Б. Кобрина).
Чем больше я прочел трудов Л. Н. Гумилева, тем больше убеждался, что это — правда. Специализируясь на истории нашей страны в самые сложные для нее времена — XIII — XIV вв., я никак не могу не согласиться с общей концепцией Гумилева о «симбиозе Руси и Орды», уж слишком многие достоверные факты ради концепции игнорируются, зато другие необоснованно вдруг становятся главными для аргументации этого пресловутого «симбиоза».
История учит смирению. Один из примеров, подтверждающих это, — Вавилон. От города, который в течение 1500 лет был столицей Ближнего Востока, не осталось и следа. Что же стало причиной его гибели?
«Ворота богов» разрушила «неправильная» мелиорация?
Главная причина могущества Вавилона (в переводе «Врата богов») заключалась в его географическом положении. Город, построенный кочевниками-амореями (ещё одна загадка — зачем кочевникам понадобился город?), располагался в Междуречье — в долине, где Тигр сближается с Евфратом. Эти реки часто разливались, и речные отложения, остающиеся после того, как вода уходила, были прекрасной почвой. И город на Евфрате стал самым богатым в Месопотамии.
Череда жестоких испытаний
Дальнейшему возвышению города послужило множество других обстоятельств, которые вавилоняне использовали с умом.
Известно, что Москва не сразу строилась. И далеко не сразу строился Вавилон. И город, и царство в течение столетия с момента возникновения существовали в весьма скромных размерах — в него входили несколько городов на расстоянии до 80 километров. А при шестом царе Хаммурапи, правившем с 1793 года до нашей эры, начался расцвет. Хаммурапи завоевал весь Шумер и часть Северного Двуречья. Но самое главное — он заложил основы будущего могущества своей державы. После его смерти почти тысячу лет Вавилонское царство определяло политику и течение жизни всего Ближнего Востока.
У Вавилона были и тяжёлые времена. Например, когда его покоряли другие народа — те же касситы или Элам. Но со временем государство снова возрождалось, а его столица на протяжении почти всего полуторатысячного периода была на виду всего Древнего мира.
К VI веку до нашей эры Вавилонское царство было на пике своего могущества. Оно, наконец, получило достойного для своего величия царя Навуходоносора II. Он разгромил Иудею, разрушил Иерусалим, пленил иудеев, захватил Заречье, Сирию, Палестину, вёл победоносные войны с Египтом. Казалось, ещё немного — и Вавилон станет владыкой и Ближнего Востока, и всего Средиземноморья.
Но этого не случилось. Навуходоносор умер в 562 году до нашей эры. В 556 году до нашей эры, то есть через шесть лет после смерти самого могущественного царя Вавилонии, оставившего царство во всём блеске величия, страну возглавил царь по имени Набонид. Он правил 17 лет, и за эти годы все достижения Навуходоносора были утрачены, могущество рассыпалось в пыль, а в 539 году до нашей эры Вавилонией овладел персидский царь Кир II.
Прошло несколько веков, и от великого города, чьё население в лучшие времена насчитывало около полумиллиона жителей, осталось одно имя.
Почему город, возрождавшийся каждый раз как феникс из пепла, не смог пережить последнего завоевания? Неужели персы, как и последующие завоеватели, были так жестоки и слепы, что не смогли оценить выгоды его дальнейшего существования?
По совету царевны
Города, как и люди, без причин не умирают. Тем более такие великие, как Вавилон. «Ворота богов» начали свой путь в небытиё ещё до того, как город захватили персы.
Всё началось с того, как царь Набонид женился на египетской принцессе Нитокрис, которая до него была женой Навуходоносора II. Она прибыла в столицу Месопотамии в сопровождении египетских специалистов по ирригационным сооружениям. Египет к этому времени достиг высочайших успехов в ирригации, и вавилоняне хотели получить консультацию на тему «Как добиться повышения урожаев?». Осмотрев сооружения, египтяне порекомендовали прорыть ещё один канал, который питал бы засушливые земли, находящиеся выше Вавилона.
Сказано — сделано! Вавилоняне вырыли канал Паллукат и ряд ответвлений от него. В чем-то это напоминало нашу эпопею с поднятой целиной. В оборот были введены новые площади, и урожаи и в самом деле стали намного выше. Но ненадолго: так как большая часть воды Евфрата забиралась большими и малыми каналами, река стал течь медленнее и мелеть. Ил, песок, гравий (или как их ещё называют, аллювий) начали оседать на дне, а не уноситься в море, как это было раньше. В результате засорение воды привело к засолению почвы. Урожаи стали снижаться, и местные жители, разочарованные этими нововведениями, начали уходить в другие места. Город стал беднеть с каждым годом.
А окончательный удар по экономике нанесло развитие мореходных путей. Торговые караваны, которые раньше, как правило, проходили через Вавилон, стали появляться всё реже и реже. В 312 году до нашей эры Селевк Никатор, один из диадохов Александра Македонского, овладевший Вавилоном, решил переселить его жителей в новый город — Селевкию на Тигре.
В 129 году до нашей эры уже почти опустевшим городом овладели парфяне. Они довершили его уничтожение. В нашу эру Вавилон вошёл призраком — полуразрушенным и опустевшим.
И время, сжалившись над бывшим властителем и исполином, навсегда укрыло его своим саваном.
Журнал: Загадки истории №48, ноябрь 2019 года
Рубрика: Версия
Игорь Родионов
Вавилонская башня и другие древние легенды. Под ред. К. Чуковского. Ил. Л. Фейнберга. М.: Дом. 1990
Вавилонская башня и другие древние легенды. Под ред. К. Чуковского. Иллюстрации и оформление Леонида Фейнберга. М.: Дом. 1990 г. Переплет: ламинированный тверд.; 168 страниц; ISBN: 5-85201-006-5; формат: увеличенный
В середине шестидесятых годов коллектив авторов подготовил пересказ для детей некоторых библейских сюжетов. Однако многие участники этой работы не дожили до выхода книги в свет. В 1968 году готовый тираж книги был уничтожен. И только теперь древние библейские легенды в ясном, простом и увлекательном изложении пришли к детям. Это очень важно, так как нельзя стать культурным человеком, не зная этих сказаний и их духовного смысла. Цветные и черно-белые иллюстрации и оформление Леонида Фейнберга, которые были подготовлены для издания 1968 года.
С о д е р ж а н и е. Корней Чуковский. Про эту книгу. — Адам и Ева. Пересказал Г. Снегирев — Каин и Авель. Пересказала Н. Гребнева — Всемирный Потоп. Пересказал. Г. Снегирев — Вавилонская Башня. Пересказала Т. Литвинова — Иосиф и его братья. Пересказала В. Смирнова — Моисей. Пересказала В. Смирнова. — Валаам и его верная ослица. Пересказала Н. Роскина — Могучий Самсон. Пересказала Т. Литвинова — Юность Давида. Пересказал В. Берестов — Суд Соломона — Виноградник Навуфея. Пересказал М. Агурский. — Даниил. Пересказала Т. Литвинова — Предсказатель Иона. Пересказал В. Берестов — Блудный сын. Пересказала Т. Литвинова. — В. Берестов. Вместо послесловия.
Купить
Глава 11
Быт.11:5. И сошел Господь посмотреть город и башню,
Всеведующему не нужно воочию видимое нисхождение, так как Ему открыты все, даже самые сокровенные помышления человеческого сердца (Иер. 11:20, 17:10; Пс. 7:10; 1Пар. 29:17), следовательно, это выражение – антропоморфическое, указывающее на производство божественного суда над человеческими предприятиями (Быт. 18:21; Пс. 143:5). «Господь снисходит на землю, когда, не предоставляя последующих событий воле людей, Он готовится чудесным образом расстроить их планы. Господь снисходит видеть город и башню, потому что создание их доказывало глубокую порчу души, и этим выражением указывается на то, что Господь обратил особое внимание на грешников и решил предпринять меры к разъединению их» (Властов).
которые строили сыны человеческие.
«В обширном смысле это название принадлежит всем людям, благочестивым и нечестивым, и указывает на их естественное ничтожество перед Всемогущим (сыны человеческие, или Адамовы, значит «сыны персти»); но здесь идет речь, вероятно, о членах нечестивого Хамова племени, которые были главными виновниками предприятия и обманом вовлекли в оное членов благочестивого племени» (еп. Виссарион). Это подтверждается и библейским контекстом, из которого видно, что и в предыдущее время главным строителем городов выступает потомок Хама же – кушитянин Нимрод (Быт. 10:10–11).
Быт.11:6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
«Бог, – говорит святой Иоанн Златоуст, – обыкновенно поступает так: когда намеревается послать наказание, то прежде показывает великость грехов и как бы представляет оправдание, а потом уж и наказывает» (Быт. 3:11, 22–23, 6:5–7). Так и в данном случае, единый язык – этот величайший дар божественной любви и лучшее средство для развития в людях высших гуманных чувств всеобщего братства и равенства – был обращен людьми в зло, на содействие к развитию бурных и низших инстинктов их природы. Видя, что человечество твердо стало на этот гибельный путь нечестия и не обнаруживает намерения сойти с него и раскаяться, милосердый Господь и решил сам, чрезвычайным действием Своего всемогущества, свести с него людей и тем самым спасти их от полной нравственной погибели.
Быт.11:7. сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
Слова этого библейского места, представляющие, по мнению святого Иоанна Златоуста, обращение Бога «к равночестным Себе», т. е. к Лицам Пресвятой Троицы, свидетельствуют об особенной важности того творческого акта, который имел за ним последовать. Как акт новотворения, он по содержанию и форме сближается здесь с созданием первых людей, которое предварялось подобным же божественным советом (Быт. 1:26). Полную новозаветную антитезу этому событию представляет чудо сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, возвратившее им некогда утраченную способность полного взаимного понимания (Деян. 2:4–6).
Быт.11:8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город .
Собственно Бог только смешал их языки, т. е. заставил их говорить на разных языках и тем самым уничтожил средство взаимного обмена мыслей. Рассеяние же строителей было естественным следствием разделения их интересов: язык служит внешним выражением мыслей и всего духовного содержания людей; отсюда поскольку единство языка связывает людей и заставляет их сплотиться, постольку различие языка, наоборот, разобщает их между собою и создает различные и нередко даже враждебные друг другу группы. «Смешением языка и рассеянием племен само собой разрушалось богопротивное дело, имевшее целью политическое объединение племен под властью одного из них и притом нечестивого… Этим полагались преграды всеобщему разливу нечестия и разврата из одного средоточия… Если бы существовала всемирная столица, как средоточие нечестия и разврата и если бы существовал повсюду один язык, тогда бы весь мир сделался тем, чем впоследствии сделалась Ханаанская земля, мерзостями своими истощавшая долготерпение Господа» (еп. Виссарион).
Быт.11:9. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Этот стих представляет собой заключение ко всей истории вавилонского столпотворения. По смыслу данного места, происшедшее здесь чудо смешения языков сообщило свое имя и самой местности, которая получила имя «Вавилон»; такого же толкования относительно этого имени держится и И. Флавий. Очевидно, как Библия, так и И. Флавий производят слово «Вавилон» от еврейского глагола «balal» что значит «смешивать». Но новейшие ориенталисты разлагают это имя на составные его части – Bab-Bel, т. е. «двор, или ворота Бела», древне-вавилонского божества. Однако если и можно признать некоторое значение за последним производством, то его во всяком случае должно отнести уже к позднейшей эпохе, к тому времени, когда в Вавилоне утвердилось почитание бога Бела, а событие вавилонского смешения успело уже несколько изгладиться из памяти народа.
Знаменательный факт вавилонского столпотворения и последовавшего за ним рассеяния народов произошел в эпоху Фалека, или Пелега, представителя четвертой послепотопной генерации, жившего приблизительно в половине VI-го века после потопа (Быт. 10:25, 11:16–17). В истории божественного домостроительства о спасении человеческого рода он образует своего рода эру, заканчивающую собою одну эпоху – эпоху универсальной истории всего человечества и начинающую другую – историю одного богоизбранного потомства Симова, из которого через Авраама и Давида имел родиться и сам обетованный Мессия.
Историческая достоверность этого события подтверждается многими согласными преданиями древности и результатами современных научных раскопок на Востоке. В ряду древних традиций особенного внимания заслуживает рассказ Абидена, приведенный Евсевием в его «Приготовлении к Евангелию», где, между прочим, мы читаем следующие замечательные строки: «вскоре после потопа произошли на земле люди, гордые своею силою и ростом, презрители богов, которые задумали построить высоченную башню на том месте, где теперь Вавилон, намереваясь через нее подняться на самое небо. И вот, когда их постройка уже приближалась к небу, боги послали сильные ветры, которые и разнесли эту башню. Развалины ее доселе стоят и называются Бабель, потому что до этого времени все люди говорили одним языком, а теперь на них было наведено смешение многих и различных языков».
Краткие, но еще более близкие к Библии, отрывки этой истории найдены были англ. уч. Георгом Смитом и в клинообразных текстах, вошедших в состав так называемого «халдейского генезиса». Тот же самый ученый, производя свои знаменитые раскопки, открыл и развалины этой башни вблизи развалин др. Вавилона. Судя по описанию Геродота и Плиния, эта знаменитая башня неоднократно достраивалась и перестраивалась, имея в цветущую пору своей истории значение главного храма или пантеона вавилонских божеств, именно – семи планетных божеств, причем каждому из этих божеств посвящался особый этаж башни, окрашенный в свой отличительный цвет.
- Вавилонское пленение — насильственное переселение Навуходоносором II населения Иудейского царства в Вавилонию … Исторический словарь
- Вавилонское столпотворение — в Библии предание о том, как Бог, разгневанный дерзостью людей, вознамеривавшихся соорудить башню до небес смешал их языки и рассеял человечество по всей земле… Исторический словарь
- Смешение языков — См. Скрещивание… Словарь социолингвистических терминов
- ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП — см. Авиньонское пленение пап … Советская историческая энциклопедия
- ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ — библейская легенда, согласно к-рой люди, возгордившись, решили построить в Вавилоне гигантскую башню , чтобы добраться до неба. Бог Яхве, чтобы помешать их предприятию, смешал их языки… Советская историческая энциклопедия
- Вавилонское пленение — Так называется тот период библейской истории, когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность, уведен был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605 по 536 год до Р. X. Плен… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- Вавилонское пленение пап — встречающееся в литературе другое название Авиньонского пленения пап )… Большая Советская энциклопедия
- ветвь языков (группа языков) — Группировка внутри семьи языков. Например, внутри индоевропейской семьи выделяются индоиранская, славянская и др. ветви. Кавказская семья включает картвельскую, абхазо-адыгскую и нахско-дагестанскую ветви… Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
- смешение языков — иноск.: бестолковый, шумный разговор Ср. Туш грянул вторично… Карачаев еще неистовее захлопал в ладоши и затопал ногами. В зале воцарилось совершенное . Григорович. Проселочные дороги. 1, 7… Толково-фразеологический словарь Михельсона
- смешение языков французского с нижегородским — коверканный французский язык французящих русских Ср. На съездах на больших, по праздникам приходским, Господствует еще смешенье языков Французского с нижегородским? Грибоедов. Горе от ума. 1, 7. Чацкий… Толково-фразеологический словарь Михельсона
- Смешение языков — Смѣшеніе языковъ иноск. безтолковый, шумный разговоръ . Ср. Тушъ грянулъ вторично… Карачаевъ еще неистовѣе захлопалъ въ ладоши и затопалъ ногами. Въ залѣ воцарилось совершенное смѣшеніе языковъ. Григоровичъ… Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
- Смешение языков французского с Нижегородским — Смѣшеніе языковъ французскаго съ Нижегородскимъ коверканный французскій языкъ французящихъ русскихъ… Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
- Вавилонское смешение языков. — Вавилонское смешение языков … В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Вавилонское пленение — Книжн. То же, что египетский плен . /em> Восходит к Библии. БМС 1998, 450… Большой словарь русских поговорок
- Смешение французского с нижегородским — Разг. Шутл. О путаной, неправильной речи. /em> Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . БМС 1998, 534… Большой словарь русских поговорок
- вавилонское — столпотворение 1) библейское сказание о попытке построить в Вавилоне башню до небес; разгневанный бог якобы смешал язык строителей, которые перестали друг друга понимать и строить; 2) * суматоха; бестолочь; шум… Словарь иностранных слов русского языка
На каком языке говорили строители Вавилонской башни?
Вопрос, на который вы прочитаете ответ, задал 10-летний ребенок. Но точно также он регулярно возникает и у взрослых людей, читающих Священное Писание. Отвечает протоиерей Димитрий Юревич, зав. кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель храма
святителя Николая Чудотворца в Павловске.
В этом вопросе, если приглядеться, содержатся два вопроса. Первый — это о чем, собственно, говорится в 11-й главе книги Бытия, в чем главный смысл истории про Вавилонскую башню. А второй — это как современное языкознание представляет себе развитие языков.
Вавилонская башня, Питер Брейгель Старший.
Начнем с того, что же, собственно, случилось в те древние времена в городе Вавилон, в долине Сеннаар, в Месопотамии. Об этом мы читаем в первых девяти стихах 11-й главы книги Бытия. А как нам понять, что именно в этих девяти стихах самое главное? Оказывается, вовсе не смешение языков. Самое главное — то, что стоит в центре повествования. Это слова
«И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие».
Почему же именно эти слова мы должны считать самыми главными? А потому, что в этих девяти стихах использован прием, очень характерный и для Библии, и вообще для литературы Ближнего востока. Прием этот называется хиазм, и заключается он в том, что самое главное говорится в середине текста, а то, что идет раньше и позже, только поясняет это самое главное. Причем поясняет как бы параллельно, то есть начало текста и его конец похожи, чуть по-разному они говорят об одном и том же.
Так вот, попробуем понять смысл всей этой истории. Во- первых, что же такое они, вавилоняне, строили? Что это за башня до небес? Сейчас, благодаря археологическим открытиям, мы понимаем, что речь идет о зиккурате. Зиккураты — это ступенчатые пирамиды, которые строились в городах Месопотамии начиная с V тысячелетия до Рождества Христова. На сегодняшний день найдено 30 зиккуратов, самому древнему более шести тысяч лет, а самому «молодому» около 2300 лет.
Во-вторых, зачем древние обитатели Месопотамии строили эти зиккураты? С самого начала историки понимали, что у зиккуратов было какое-то религиозное назначение. А какое именно — узнали уже в XX веке, когда смогли прочитать вавилонские тексты, относящиеся к более позднему времени, чем Вавилонская башня, а именно — к первому тысячелетию до Рождества Христова. Оказалось, что каждый зиккурат имел свое название, и судя по этим названиям, считался лестницей от земли до неба, по этой лестнице должны были сходить вниз языческие боги. Один зиккурат так и назывался «Лестница от земли до неба», другой назывался «Основание неба и земли».
Говоря современным языком, зиккурат считался порталом для перехода из нашего мира в иной мир, где обитают боги. Вот этот иной мир и назывался «небом», а вовсе не обычное небо, где плывут облака. И вот жители Вавилона (а кстати, само название Вавилон переводится как «врата богов») решили построить портал к языческим богам. И это было бы очень плохо, потому что если бы они такой портал построили, это привело бы к тому, что язычество в Месопотамии восторжествовало. А торжество язычества в тот момент помешает распространению истинного знания о Боге, которое сохранилось от Адама. Но результат оказался совершенно неожиданным для вавилонян.
Они-то думали, что через построенную ими башню-зиккурат к ним сойдут языческие боги (то есть, как мы, христиане, понимаем, демоны, которые притворяются богами), а вместо этого к ним сходит истинный Бог. И сходит именно для того, чтобы воспрепятствовать их попыткам установить контакт с демонами. Вот что главное.
А смешение языков — это лишь конкретный способ им воспрепятствовать. Вавилоняне перестали друг друга понимать, поэтому строительство башни и города прекратилось. А теперь разберемся с тем, чем было это «смешение языков», и для этого воспользуемся таким разделом науки, как историческое языкознание. Оно изучает, как меняются разные языки со временем и как влияют друг на друга. Так вот, все современные языки группируются по так называемым языковым семьям. Их несколько. Например, все славянские языки, романские, германские относятся к индоевропейской семье. А есть еще афро-азиатская языковая семья, есть китайско- тибетская, и другие. Встает вопрос: а может, все языки внутри той или иной языковой семьи имеют общего предка? Этот общий предок называется праязык. И действительно, для индоевропейской языковой семьи такой праязык удалось реконструировать, сравнивая между собой разные языки внутри семьи и зная закономерности, по которым любой язык меняется с течением времени.
Но тут возникает вопрос: если такие праязыки возможны внутри языковых семей, то, может быть, существовал такой праязык вообще для всей Земли?
Сразу скажу: окончательного ответа на этот вопрос нет. Одни ученые считают, что такой праязык был, другие в этом сомневаются. Вроде бы что-то общее есть и между разными языковыми семьями, но вдруг такое сходство объясняется другими причинами? Могут же быть и случайные совпадения. Например, в таких очень непохожих друг на друга языках, как английский и персидский, слово «плохой» звучит одинаково: «бэд». Так вот, зная все это, задумаемся, что же именно случилось тогда в Вавилоне? Если тогда люди на всей Земле говорили на одном и том же языке (как об этом говорится в начале 11 главы книги Бытия: «На всей земле был один язык и одно наречие»), то «смешение языков» — это разделение на разные языковые семьи? Или просто возникли разные диалекты одного и того же языка? То есть из единого языка образовалась одна языковая семья? Скорее всего, дело было именно так. То, что случилось в Вавилоне, было локальным событием, оно не затрагивало все континенты земного шара. Потому что задача-то какая была? Воспрепятствовать развитию данного города, Вавилона. Для этого вовсе не обязательно влиять на языки жителей Америки или Австралии. То есть общий для всех вавилонян язык распался на разные диалекты, в чем-то похожие, но все-таки понять друг друга стало уже очень трудно. Представьте группу людей, где кто-то владеет только русским языком, кто-то украинским, кто-то сербским, кто-то болгарским. Это всё славянские языки, в них много общего, но если люди и будут друг друга понимать, то едва- едва. И все-таки вопрос остается: а на каком же именно языке говорили вавилоняне до того, как Господь сошел с неба? И более того, на каком языке говорили Адам и Ева? Ведь они же говорили на каком-то конкретном языке…
Некоторые христианские и иудейские богословы утверждают, будто этим языком был древнееврейский. Обосновывают свою мысль тем, что сами слова «Адам» и «Ева» — это слова древнееврейского языка. Но с точки зрения современной науки это совершенно невозможно. Дело в том, что любой язык развивается и меняется, не существует застывших языков (если, конечно, не брать «мертвые» языки, то есть те, на которых уже вообще давно никто не говорит). И тот язык, на котором говорили Адам и Ева, тоже должен был развиваться, и в своем развитии он никак не мог совпасть ни с одним из современных языков, да и с древнееврейским тоже. Между прочим, древнееврейский язык тоже менялся со временем, что видно и по книгам Ветхого Завета. Самые ранние его книги, то есть Пятикнижие Моисеево, написанное в XV-XIV веках до Рождества Христова, по лексике и грамматике очень заметно отличается от, например, пророческих книг, написанных в первом тысячелетии до Рождества Христова. Отсюда вывод: ни один из древних и тем более современных языков не мог быть тем языком, на котором говорили Адам и Ева. Может быть, они говорили на праязыке, родоначальнике всех более поздних языков. Но доказать, что праязык действительно существовал, наука пока не в состоянии.