Содержание
- Мамы ангелов или куда попадают не рожденные дети после смерти
- Наследство Адама
- Как ангелы
- Болезнь во спасение
- Лишены ли некрещеные младенцы Царствия Небесного?
- Надеяться на милосердие
- Переосмыслить
- Ад или рай: куда попадают души младенцев, которых не успели покрестить
- Все некрещеные попадают в ад
- Участь некрещеных младенцев
- Как за них молиться?
Мамы ангелов или куда попадают не рожденные дети после смерти
О, этот вопрос волновал меня очень сильно. Какое-то время я даже думала, что я встречу своих детей когда-то там, на небе. Но проведя исследование темы, я нашла ответ, которого не ожидала.
Может ли кто-то дать достоверную информацию о том, куда попадают дети после выкидыша или внутриутробной смерти. К сожалению, наука не может дать ответ на этот вопрос, поскольку она аккумулирует знания о том, что можно исследовать и измерить. Ученые не могут брать за основание своих исследований в этой сфере свидетельства очевидцев, потому что мнения людей и их взгляд на мир субъективен. Даже если это взгляд человека побывавшего на том свете, по ту сторону – т.е люди пережившие клиническую смерть или обладающие сверхъестественными способностями. Таким образом, у научного мира нет достаточных оснований, чтобы утверждать что-либо в этом направлении.
Как же нам тогда узнать, кто говорит правду, кто действительно знает ответ на этот вопрос, кому можно верить? Здесь, конечно же, поднимается вопрос веры. Поэтому религия во многом определит какому источнику каждый из нас поверит. Самых распространенных религий насчитывается 20. В каждой из них есть свое видение ситуации, подтвержденное только учениями основателей или лидеров этих направлений.
Последователи восточных религий будут утверждать, что происходит реинкарнация. В этом случае они также скажут, что у нерожденного ребенка было сознание, и он выбирал, у кого родиться, а потом передумал. И, наверное, он переродился в кого-то другого или родился у другой пары. На этом веровании построено множество курсов, вебинаров и консультаций, где знающие люди зарабатывают деньги, помогая наладить контакт с этими детьми, чтобы уговорить их остаться J или научить привлечь другого ребенка и пригласить в свою семью, или очистить карму и тому подобное. Готовы ли Вы верить этому? Я – нет.
Последователи Ислама скажут, что умершие дети будут перенесены в Рай сразу после смерти, райские птицы будут их переносить в своих клювах, куда те захотят до судного дня, на котором они увидят своих родителей. Короче в мусульманском рае дети становятся ангелами. И об этом говорится в Коране.
Многие последователи христианства также утверждают, что нерожденные дети попадают в рай. И там они становятся ангелами. Но вот что интересно – откуда берется эта информация? Библия? – я в этом сомневаюсь. Больше похоже на домыслы людей. И, вот почему я так думаю.
Рассмотрим несколько фактов и постараемся разобраться в том, о чем они нам сообщают в отношении нашего вопроса.
Становится ли нерожденный ребенок ангелом?
В Библии есть всего 128 мест, где упоминается слово Ангел. Все эти отрывки относятся к тем Ангелам, которых Бог посылал на землю передавать определенные послания людям или которые на небе выполняли поручения Бога. Эти ангелы не были детьми. В Библии есть описание Ангелов, где говорится, что они выглядят как люди высокого роста.
Когда батюшки в церкви утешают женщину пережившую выкидыш говоря ей, что ребенок стал ангелом.. скорее всего они хотят вселить надежду в женщину. Или используют это слово как метафору, символизирующую то, что у этого ребенка было предназначение. Так как слово ангел означает «посланный» – тот у кого есть задание. Другими словами ребенок был послан для определенной цели.
Неродженные дети не превращаются в ангелов в нашем традиционном представлении, не летают с маленькими крылышками. Если дети не становятся ангелами, то возникает следующий вопрос.
Попадают ли нерожденные дети на небо?
Ни один отрывок в Библии, который содержит слова «дети», «детей», «ребенок», не говорит о детях на небе или в раю. Как Вы думаете, если все время существования человеческого рода женщины переживали выкидыш, был ли у них вопрос о том, попадают ли их нерожденные дети на небо? Конечно же такой вопрос был. И если бы ответ был положительным, то мы бы об этом узнали от людей на чьих словах основывается наша вера: от Моисея, от Иисуса, от учеников Иисуса, и из пророческих книг Библии. Но это конечно же только мое предположение.
Давайте рассмотрим следующий отрывок из Библии, единственный в котором говориться о выкидыше, как о ситуации. Этот отрывок взять из закона Ветхого завета, которому следовали Израилитяне. Закон был написан Моисеем, и считается вдохновленным Богом. А значит Моисей представляет этот закон как то, что говорит Бог. Я пишу эти детали, чтобы подготовить к следующим строкам, потому что многим из нас эти слова покажутся очень жестокими. Однако, стоит заметить, что Иисус говорил об этом законе, как о законе данном отцами. Что значит людьми. Его задача была в регулировании взаимоотношений того общества и учитывались особенности того времени. Однако мы можем извлечь некоторые уроки из этого древнего закона, потому что задача закона была защищать одну из сторон определенного происшествия.
«Если двое подерутся и ударят беременную женщину, и это вызовет у неё роды, и другого вреда ей не было нанесено, то тот, кто виноват, должен заплатить штраф, и муж той женщины пусть решает, какой должен быть штраф, и пусть ему в этом помогут судьи.
Если же женщине причинили большой вред, то повредивший ей должен быть наказан: отдай жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, ожог за ожог, ушиб за ушиб, рану за рану»
Теперь давайте проанализируем этот закон.
Кого он защищает? Женщину и ее мужа, которые являются пострадавшей стороной.
Является выкидыш ущербом? Да, является, потому что он называется нанесенным вредом.
Насколько весомый этот вред? Если женщина теряет беременность, то ценность этой беременности оценивается пострадавшей стороной. Ущерб в этом случае нанесен именно женщине.
Далее говорится о том, что за потерянную жизнь, должна быть заплачена жизнь. То есть человека должны были казнить, если погибнет женщина. Но не нерожденный ребенок.
Другими словами, закон не требовал расплаты жизнью вредителя за жизнь ребенка, потому что эти жизни не равноценны. Ценность человека, нанесшего вред, была выше, чем жизнь нерожденного ребенка. Не то, чтобы ребенок был вообще не имеющий значения, ведь за нанесенный ущерб виновный мог заплатить всем, что у него есть, если такую пеню определял муж пострадавшей женщины.
Да, мне тоже было неприятно это узнать. Видите ли, для многих беременных женщин нерожденный ребенок имеет ту же ценность, что и рожденный. Именно поэтому создан этот сайт, ведь выкидыш – это трагедия для многих и в этом блоге я помогаю пройти этот сложный период в жизни. Но если мы хотим докопаться до истины и понять, куда же уходят наши дети, нам нужно понять кто же эти дети для Бога.
Следующий вопрос, который я задавала изучая эту тему:
На каком этапе ребенок становится человеком или личностью. Тем, за чью жизнь будет причитаться жизнь? Или как говорится в Библии – «душею живою».
Есть один отрывок, который говорит о том, как первый человек стал человеком: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Здесь говорится о том, когда в человека входит дыхание жизни. Я предполагаю, что речь идет о том, что в человек может самостоятельно жить. Это утверждение поднимает другие дискуссии, которые меньше относятся к этой теме, поэтому я их опущу в этой статье. Сделаю заключение последнего утверждения: есть момент в который человек становится живой душей и предположительно это момент рождения.
До рождения развивающийся в утробе ребенок является плодом женщины, ее частью. Возможно, поэтому многие женщины перенесшие срыв беременности ощущают, что погибла их часть. Ведь это так и есть.
Подводя итог этой статьи, мы ответим на вопрос, куда же идут нерожденные дети. Как мы увидели, если ориентироваться на Библию как на источник истины, нерожденный ребенок не является живою душою, поэтому эта душа не идет никуда. Она остается в Боге, так как и все мы были в Боге до нашего рождения.
Но это не значит, что она находится возле Бога как отдельное существо. Нет необходимости ставить свечи за нерожденного ребенка, читать Акафисты «о помиловании чад в утробе убиенных» и заказывать молебни. Это не уменьшает необходимости в восстановлении после утраты. Сам Бог считает, что Вы можете взять на это столько времени и средств, сколько требуется. Вы, конечно же, можете совершать мемориальные ритуалы, если это помогает Вам придать значимость событию и вполне пережить горе и исцелиться. Вы можете использовать символику ангелочков и крылышек, чтобы передать Ваши переживания миру и получить поддержку и понимание. Но зная при этом, что это только символика ребенка, который когда-то был частью Вас, но она не отражает настоящего положения дел.
Пожалуйста, простите меня за то, что я должна была сказать Вам правду. Ведь лучше это знать, чем жить в догадках и иллюзиях по поводу дальнейшей судьбы малыша, надеясь на встречу с ним где-то там, в загробной жизни. Лучше здесь и сейчас подружиться с тем, в ком находится Ваш ребенок – это в Боге, который дает дыхание жизни.
За что посылаются детям болезни?
Наследство Адама
— Большинство будущих мам заранее заботятся о здоровье малыша, который скоро появится на свет. Однако нередко случается так, что ребенок рождается не вполне здоровым. У него находят патологии, позднее возникают задержки в развитии. Что это: судьба, Божье наказание за какие-то грехи папы и мамы или просто бессмысленное «совпадение»?
— Согласно учению Церкви, любой человек приходит в этот мир уже болезненным. Мы, как дети Адама и Евы, рождаемся, отягощенные немощами. Как в духовном, так и в телесном отношении. В этом смысле удел человека — болеть. Как говорили отцы Церкви, рождаясь, человек вместе с даром бытия получает и семя тления — то, что в дальнейшем приведет к разрушению тела.
Об этой участи — участи человека, подвергшегося грехопадению, Бог предупреждал еще Адама: «из земли родился, в землю возвратишься». К сожалению, болезни — это неотъемлемое, присущее всем нам состояние нашей природы. А уже степень болезней определяется Промыслом Божьим, равно как и человеку дано родиться мужчиной или женщиной.
Но Промысл Божий включает в себя и активное участие человека в своей собственной жизни и жизни других людей. Отчасти сами родители повинны в том, что дети рождаются с теми или иными болезнями. Если брать крайние примеры — у наркоманов рождается ребеночек с поврежденной природой, уже отравленный ядом. То же самое у алкоголиков и курильщиков. В данном случае вполне можно говорить, это — последствия поведения мам и пап.
— А если родители берегли себя, заботились о своем здоровье, а ребеночек все равно родился больной, как это можно объяснить? Разве это справедливо?
— В советское время нас учили, что дети не отвечают за родителей. Но это глупость, мы все друг с другом связаны. По закону любви, все друг за друга отвечают и влияют друг на друга. И когда у здоровых родителей ребенок рождается вопреки ожиданиям больным, случается родовая травма или еще что-то подобное, это тоже можно расценивать как Промысл Божий. Действительно, Господь допускает рождение глухих, слепых, глухонемых детей. Людям, у которых есть такие малыши, я бы советовал посмотреть православный документальный фильм «Форпост». В нем показан детский приют для больных детей при одном из украинских монастырей. Этот фильм о христианской любви в ее наивысшем проявлении и направлена эта любовь на малышей с недугами. В фильме очень хорошо и достоверно показано, как эта любовь привлекает благодать Божью и исцеляет болезни детей. И это не выдумка, это — правда.
Сам Христос говорит, что ни один волос не упадет с головы нашей без воли Отца Небесного. И совершенно естественно, что во всем, что случается с человеком, в том числе и с детьми, проявляется воля Божья. И утешение в этих страданиях мы находим только в христианском учении (по той простой причине, что больше этого утешения найти невозможно нигде, его попросту не существует). В нем страдания малышей часто мыслятся как искупительные, то есть дети страдают ради взрослых, необязательно за родителей.
В Евангелии есть пример, когда Христа спрашивают о слепом человеке, почему он таким родился. Кто согрешил: он или его родители? Как известно, Христос ответил, что не он и не его родители. Эти страдания служат высшей цели — содействию спасению человека. В будущей жизни, согласно Писанию, во всей полноте раскроется их высший смысл и та высшая слава, которую получат дети, сподобившиеся в своей земной жизни нести на себе этот крест.
Как ангелы
— Некоторые дети не доживают до года. Несчастные случаи, болезни, ошибки врачей… Как родителям пережить утрату или тяжелую болезнь малыша?
— Есть очень хороший библейский пример из жизни величайшего царя и пророка Давида. Его житие весьма поучительно. Как известно, в его жизни был тяжкий грех, когда он прельстился красотой Вирсавии и, чтобы ею завладеть, косвенным образом убил ее мужа, отправив его на самый опасный военный участок. Безусловно, тот погиб. После этого Вирсавия стала формально свободной. Давид на ней женился. У них рождается первенец. Чуть позже ребеночек оказывается в предсмертном состоянии. К Давиду приходит пророк Нафан и говорит, что Господь не даст, чтобы ребенок жил. Давид каялся, молился и просил Бога оставить ему ребенка, но его молитва не была услышана, младенец умер…
Давид провел много времени в слезах, посте и молитвах и впоследствии принял смерть малыша как наказание. И если Господь не дает ребеночку жить на этой земле, это может происходить по разным причинам, одна из которых — грех родителей. В чине отпевания младенцев есть даже такой показательный момент: в нем нет прошения о прощении грехов, поскольку у детей не было возможности за свою короткую жизнь согрешить. Исходя из такого отношения к ребенку как к безгрешному созданию, можно сделать вывод, что Господь просто забрал его к Себе. Почему он не дал ему дальше жить, нам не дано до конца постичь.
В народе бытует уверенность, что дети после смерти становятся ангелами. И это на самом деле так. Умершие дети становятся ангелами не в буквальном смысле, но имеют в вечности ангелоподобную жизнь. Возможно, они даже станут молитвенниками за своих родителей, чем будут содействовать и их спасению тоже. Для родителей, чья вера крепка, это может стать большим утешением.
— Бывает, что тяжелая болезнь или гибель малыша обращает родителей к вере. А случается, наоборот, ожесточает, заставляя впасть в тяжелую депрессию или даже богохульство. Почему одно и то же событие рождает в разных людях столь разную реакцию?
— Все зависит от веры человека и того, насколько он может довериться Богу сам и доверить Ему судьбу своего ребенка. Показательный случай описан в книге одного православного автора. Он пишет, что встречался с некой женщиной, у которой было двое детей. Младший был очень набожным мальчиком, но он умер в возрасте 4 — 5 лет. Женщина ужасно скорбела. По ее воспоминаниям, она даже впала в ропот на Бога. А когда заканчивалось отпевание, священник отошел и оставил Евангелие. Все ее естество потянулось к тому, чтобы взять Евангелие. И взяв его, она открыла как раз на той странице, где Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне» (Мф. 19:14, Мк. 10:14, Лк. 18:16.)…
Конечно же, смерть детей или другого близкого человека — это тяжелая скорбь. Сам Христос плакал, когда видел похоронную процессию и сжалился над одной вдовой. Для родителей здесь может быть только одно утешение, что Господь забирает детей именно к Себе.
Болезнь во спасение
— В жизни есть много примеров, когда в так называемых неблагополучных семьях рождаются вполне здоровые дети. И, наоборот, у здоровых и зачастую верующих родителей появляются на свет дети с тяжелыми заболеваниями. Как Церковь объясняет этот парадокс?
— В подобных случаях, как и во многих других, нельзя забывать о тайне Промысла Божьего. Каждому дается своя природа, у каждого свой крест. Кому-то посылаются тяжелые болезни, кто-то живет практически без них. В любом случае, здоров человек или болен, это состояние для него временно, поскольку и в том, и в другом случае живет он лишь временную жизнь, которая имеет своей целью жизнь вечную. Если нет вечной жизни, то и эта наша короткая временная жизнь не имеет никакого смысла.
Но на самом деле смысл в жизни есть и, исходя из него, временное пребывание человека на земле содействует его дальнейшему спасению. Более того, в христианской традиции мы знаем множество примеров, когда для спасения человека Церковь молилась, чтобы ему послались болезни.
В древней Церкви по этому поводу даже существовали специальные чины, которые применялись в «особо тяжелых» случаях. Например, для христиан, которые вначале вели благочестивый образ жизни, а впоследствии ударились в тяжкие грехи. За них молились, чтобы Господь дал им тяжелую болезнь, и чтобы она стала хотя бы малым воздаянием за совершенные грехи, но не в вечной жизни, что было бы гораздо страшнее, а в жизни земной, временной. И чтобы люди, сподобившиеся такого наказания, вернулись к своей прежней жизни.
Больной человек не может грешить, как прежде. Болезнь заставляет переосмыслить свою жизнь и взглянуть на нее по-новому. Многие святые сами просили Господа послать им болезни, которые приводили их дух в состояние смирения.
— А как же популярная поговорка «в здоровом теле — здоровый дух»? Получается, она не состоятельна?
— По сути, это антихристианская поговорка. Чаще всего бывает наоборот — в здоровом теле может обитать совсем не здоровый дух. Конечно, если толковать выражение «здоровое тело» исключительно как здоровый образ жизни, тогда еще можно с ней согласиться. Но все равно с большими натяжками: христианство знает массу примеров, когда в нездоровом теле находился здоровый дух.
— Какой должна быть духовная жизнь пап и мам, чтобы их дети не страдали от их же ошибок?
— Безусловно, родителям необходимо молиться за своих детей. Чаще всего именно мамы молятся за своих малышей. Материнская молитва имеет перед Богом огромнейший вес и значение. Но и отец как глава семейства должен молиться за всю свою семью и, в первую очередь, за своих детей. Также необходима и регулярная искренняя исповедь, чтобы нераскаянный грех родителей не отягощал своим грузом судьбы детей, не стал причиной их болезней и тяжелых испытаний.
Воцерковление.Ru
Что нам известно из Священного Писания и Священного Предания об участи умерших некрещеных младенцев? Сам Господь в беседе с Никодимом сказал об этом так: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).
Рождение от воды и Духа согласно учению Церкви — это второе, духовное рождение человека, т. е. крещение в водной купели, вследствие которого на крещаемого нисходит Дух Святой. Некрещеные младенцы, как не сподобившиеся такого духовного рождения, по словам Спасителя не могут войти в Царствие Небесное, т. е. в рай.
Косвенно это подтверждается другим местом Св. Писания, кстати, опровергающим мнение, что души некрещеных младенцев, как не совершивших личных грехов, нравственно чистые и возвышенные, якобы поэтому должны идти в рай. Господь сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11). Итак, в нравственном отношении Предтеча Господень выше всех рожденных женами, в том числе и младенцев, но куда по мученической смерти за истину идет его душа? Во ад, как мы и воспеваем в тропаре Крестителю: «Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога», — идет во ад, ибо искупление еще не содеяно Христом, и христианского крещения еще нет. Тем более такова участь и всех рожденных женами некрещеных младенцев, которые в нравственном отношении, согласно словам Спасителя, ниже Предтечи Господня.
Обратимся теперь ко второму источнику Божественного Откровения — Св. Преданию.
Вышеприведенная догматическая истина о невозможности попасть в рай без крещения во оставление грехов подтверждается в 10-ом члене Символа веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». То есть, согласно Символу веры, который здесь исходит из вышеприведенных слов Спасителя (Ин.3:5), без крещения нет оставления грехов, в том числе и первородного, который имеют и младенцы. Поэтому, если они не крещены, их души по смерти идут в ад.
Эта догматическая истина еще раз подтверждается и изъясняется 124-м правилом Карфагенского собора, которое гласит: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть Крещением (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема».
Обратимся теперь к другому источнику Св. Предания — святым отцам и учителям Церкви.
Так, преподобный Макарий Великий говорит об участи некрещеных младенцев следующее: «Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь — какой никогда не видала; и тотчас друзья и родные с весёлым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определённым на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, ИЗ ТЬМЫ ВО ТЬМУ» (Святой Макарий Великий. Добротолюбие. Избранные поучения. М. 2002, с.45).
Здесь последние, подчеркнутые нами слова («из тьмы во тьму») совершено определено указывают, что душа некрещеного младенца идет во ад. Ибо рай — это место особого присутствия Бога. Но согласно слову Богослова «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5), нет ее, соответственно, и в раю, она в аду. Туда и идут, согласно вышеприведенным словам преп. Макария души извергнутых из чрева младенцев, идут, понятно, по той причине, что они не крещены.
Cвт. Григорий Богослов также говорит (цитирую здесь со слов о. Андрея Спиридонова), что некрещеные младенцы, по причине факта своей непросвещенности Святым Крещением, хотя и не будут претерпевать вечных мучений и получат некую «ослабу», в Царстве Небесном прославлены все же не будут и лица Божьего не узрят. Подобное же говорится в синаксаре мясопустной субботы (Триодь Постная): «Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут».
Поскольку обе эти цитаты определено говорят, что души некрещеных младенцев по смерти не идут в рай, то они идут в ад, т.к. православие, как уже говорилось, не знает какого-то «третьего места»; итак, если не в рай, то в ад.
Еще одним источником Св. Предание является повсеместная общепринятая церковная практика. А что она говорит о крещении? Например, в «Известии учительном», наставляющем священника в том, как совершать Божественную литургию и как правильно поступать при неожиданных случаях во время ее? А вот что: «Аще иерей начнет литургисати и в проскомидии будет действе, или уже в литургии до входа великаго, позовется смертныя ради каковыя приключаемыя нужды, аще крестити, или исповедати да оставит на том месте служение и идет борзо тамо, и сотворив болезненному в самой смерти надежно спасение, и возвратився, докончает божественную службу».
Итак, крещение доставляет крещаемому «в самой смерти надежно спасение», и, учитывая, что ради него священник должен оставить даже служение Божественной литургии, очевидно: дело здесь идет о жизни и смерти (духовной) человека. Если бы была твердая надежда на то, что душа некрещеного пойдет в рай, то зачем было бы так спешить? Об этом, впрочем, говорит вообще вся практика крещения Православной Церкви именно и по преимуществу младенцев, за что нас ругают баптисты, на что мы им обычно отвечаем: а вдруг младенец умрет, подразумевая, что страшно ему умереть без крещения! Правда, конкретно в «Известии» не сказано, что умирающий — это обязательно младенец. Но, во-первых, это древняя книга, а тогда в Русской Православной Церкви некрещеными были, как правило, только младенцы. Во-вторых, оно же и не говорит, что к младенцу можно не спешить, что само по себе достаточно красноречиво. А в Требнике даже есть специальный очень сокращенный чин «святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго».
Вот и спешат на практике батюшки к умирающим некрещеным младенцам в больницы (что и мне, грешному, приходилось по своим священническим обязанностям исполнять), подтверждая этим вышеприведенную догматическую истину о печальной участи их в случае отсутствия крещения.
В какое место ада попадают некрещёные младенцы?
Теперь на основе Св. Писания и Св. Предания показав догматическое учение Православной Церкви о том, что души некрещеных младенцев идут в ад, попытаемся выяснить: в какое же конкретное место или места ада они идут? Ибо, как говорит по этому поводу преп. Макарий Великий: «некоторые утверждают, что и Царство одно, и геенна одна; мы же говорим, что много степеней, различий, и мер в одном и том же Царстве и в одной и той же геенне и Божество объемлет все твари, и небесные, и те, которые ниже бездны, и повсюду всецело пребывает в твари, хотя по своей неизмеримости и необъятности оно и вне тварей. Посему само Божество внемлет людям и во всём домостроительствует премудро. И поскольку некоторые молятся, не зная, чего просят, другие постятся, иные пребывают в служении, то Бог, праведный Судия, каждого награждает по мере веры. Ибо что делают они, делают по страху Божию, но не все они — сыны, цари, наследники. Есть меры избыточествующие, и есть меры малые. В самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А КОТОРЫЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ОДНО ЦАРСТВО, ОДНА ГЕЕННА, И СТЕПЕНЕЙ НЕТ, ТЕ ГОВОРЯТ ХУДО» (Добротолюбие. Избранные поучения. М., 2002, с. 51−52).
Итак, для того, чтобы понять, что это за место в аду (куда идут души некрещеных младенцев), обратим внимание на вышеприведенные слова свт. Григория Богослова и поучение Триоди Постной, которые указуют, что, хотя эти младенцы и идут в ад, но не в места мучений:
«Ведати же и сие подобает, яко крещении младенцы пищи насладятся, непросвещеннии же и язычестии, ниже в пищу, ниже в геенну пойдут». Об этом же говорит и св. Григорий Богослов, замечая, что эти младенцы не будут претерпевать вечных мучений. Однако может ли быть в аду такое место, где нет оных вечных мучений? Может. Для того, чтобы понять это, внимательно исследуем евангельскую притчу о богаче и Лазаре (Лк.16,19-31). Она имеет глубочайшее таинственное значение и повествует о последних судьбах миробытия, которое, впрочем, мы изъяснять в данной работе не будем. Обратимся к прямому, буквальному смыслу этой притчи.
Описанное в ней событие происходит еще до искупления, содеянного крестной смертью Спасителя. Поэтому душа праведного Лазаря по смерти была отнесена Ангелами не в рай, а на лоно Авраамово (Лк.16:22). Что это за лоно Авраамово? По учению Православной Церкви — это место в аду, куда до Воскресения Христова шли души ветхозаветных праведников. В этом месте не было адских мучений, но там не было и райской радости. На состояние человека в этом месте указует сам Авраам, когда говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь УТЕШАЕТСЯ» (Лк.16:25). Видишь, не сказал «наслаждается» или «радуется», как в раю, потому что этого, как и было сказано, на том лоне не было, но лишь «утешается». Чем же утешается? Во-первых, тем, что в отличие от немилосердного богача, мучающегося в аду (Лк.16,23) избежал адских мук. Во-вторых, тем, что обрел в этом месте общение со всеми своими прародителями и праотцами еврейского народа, первый из которых — сам Авраам. Наконец, в-третьих, тем, что из уст оных еще раз получил вернейшее подтверждение древнего обетования о будущем пришествии в мир Мессии. Который спасет род человеческий, и, в частности, изведет из ада в рай души ветхозаветных праведников (среди которых, как уже говорилось, находилась душа и самого Лазаря), что в действительности и произошло по Воскресении Христовом.
Итак, из всего вышесказанного, для нас важно то, что, согласно словам Спасителя (Лк.16:19-31), в аду есть места или, по крайней мере, одно место, где нет мучений, хотя там нет и райской радости. Если мы теперь припомним вышеприведенные свидетельства свт. Григория Богослова и Постной Триоди о том, что некрещеные младенцы по смерти не будут испытывать адских мучений, хотя и не вкусят райской радости, то увидим, что они в точности соответствуют описанию именно этого места ада, т. е. лону Авраамову или, скорее, места, подобного этому лону.
Но какое же утешение (ср. Лк.16:25) могут иметь души некрещеных младенцев в таком месте?
Этим утешением являются в первую очередь молитвы их родителей и добрые дела оных, содеянные за этих деток. Как для Лазаря, общение со своими праотцами было одним из утешений, так и для этих детей утешением служит уже одно общение с их родителями через молитву. И как для Лазаря еще одним, важнейшим утешением было то, что он через такое общение утверждался в обетовании о своем будущем спасении, так и для этих детей. Тут можно высказать мнение, что молитвы и добрые дела родителей за этих деток могут вывести их души из ада в рай.
Правда, это лишь частное мнение (т.е. мнение, что этих младенцев можно вымолить), однако, в любом случае молитва родителей, особенно матери, за этих деток не может быть не услышана Богом и будет весьма полезна для них.
Протоиерей Георгий Городенцев,
кандидат богословия, преподаватель Одесской Духовной семинарии
МОЛИТВА МУЧЕНИКУ УАРУ
об умерших некрещеными (читается только келейно, т.е. дома)
О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси и о Нём усердно пострадал еси. И ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения. И ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако вспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещёными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвали Премилостиваго творца во веки веков. Аминь.
Лишены ли некрещеные младенцы Царствия Небесного?
Об участи некрещеных младенцев, умерших уже после рождения или погибших во чреве матери размышляет протоиерей Алексий Уминский.
Про посмертную участь некрещеных младенцев нам ничего не известно. Также неизвестно про посмертную участь крещеных людей. Есть в Евангелии слова о том, что тот, кто будет веровать и креститься, спасен будет. А кто будет неверным, осужден (Мк. 16, 16). Это, без всякого сомнения, слова, указывающие на необходимость крещения как принятия веры. Именно спасется не просто тот, кто будет креститься, но и уверует. А дальше сказано: кто не будет веровать, тот будет осужден.
Но факт крещения не избавляет человека от Суда.
Поэтому вопрос об участи некрещеных младенцев, которые за свою веру не отвечают, всегда в Церкви был открыт. Существовала достаточно категорическая точка зрения, пришедшая к нам от богословия Блаженного Августина с его учением о первородном грехе, которая не давала возможности думать о спасении некрещеных младенцев. И такой точки зрения до сих пор придерживаются многие не только на Западе, но и в православии: некрещеный младенец не удостаивается Царствия Небесного.
Но и в ранней Церкви существовали иные точки зрения на этот вопрос.
Это тайна для Церкви, но ведь и очень многое, что касается загробной участи человека, остается для нас тайной.
У нас в Церкви нет ни одного богослужения, которое было бы посвящено молитве за некрещеных младенцев. Несколько лет назад на одном из епархиальных собраний вопрос о молитве за некрещеных младенцев был задан Святейшему Патриарху Кириллу. И тогда Святейший Патриарх сказал, что молитвенный чин о некрещеных умерших младенцах необходимо разработать. Но на сегодняшний день эти очень мудрые и важные слова Патриарха словно повисли в воздухе. По крайней мере, не известно, идет ли работа в этой области.
Надеяться на милосердие
Нужно надеяться на милосердие Божие. Мы знаем, что в золотое время патристики, скажем, в IV веке, V веке, VI веке в семьях христиан было множество некрещеных детей: крещение принималось в достаточно зрелом возрасте, все великие святители крестились после тридцати лет. Помнится случай из жизни Святителя Амвросия Медиоланского, как его родной брат Сатир (кстати, канонизированный на Западе), потерпевши кораблекрушение, будучи некрещеным, привязал себе к шее Святые Дары как знак свидетельства его веры. Он не утонул, но мог спокойно утонуть некрещеным.
Я не думаю, что Церковь могла тогда спокойно принять для себя, что множество людей, живущих по христианским законам, в своей жизни уже исполняющих Евангелие, готовящихся принять крещение как свидетельство своей непоколебимой веры, никакого отношения ко Христу не имеют, и в загробной участи их ждет только мрак и скрежет зубовный.
Переосмыслить
Младенцы умирают некрещеными и в материнской утробе не по вине матерей (замершая беременность, выкидыш), бывают внематочные беременности, которые никогда не кончаются родами. Не говоря уже о том, что имеют место и случаи, когда рождение ребенка несовместимо с жизнью ребенка и жизнью матери, и когда женщина вынуждена сделать операцию. Об этих случаях говорится и в Основах Социальной концепции нашей Церкви. Бывают случаи, когда дети не доживают до крещения. Но мы не можем забыть о том, что их родители — члены нашей Церкви и общаются с живым Богом. Христос в жизни этих родителей, в жизни этой семьи всегда присутствует. Это христианский брак, который мы называем Церковью, малой Церковью. А раз это малая Церковь, то там — жизнь Святого Духа.
Это значит, что младенец, который в этой семье зачинается, находится в материнской утробе, уже причастен к церковной жизни через родителей — христиан, которые молятся, исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин. Это значит, что жизнь ребенка уже наполнена благодатью Святого Духа, уже приобщена ко Христу. Игнорировать это, не думать об этом, не принимать это в расчет мне кажется нелепым, это грубая ошибка.
Мы высоко превозносим понимание христианской семьи, но только забываем, что даже тот ребенок, который находится в утробе матери – уже член этой малой Церкви. Он уже живой человек, если мы говорим о том, что душа начинается вместе с зачатием. Каким образом тогда эта душа вдруг оказывается исключенной из общей жизни Церкви? Не может такого быть. Или тогда надо пересмотреть учение о семье и учение о внутриутробном развитии младенца. И не считать тогда этих младенцев людьми.
Неправильно, что настоящая церковная семья лишена молитвы утешения, церковной молитвы за усопшего ребенка, не сподобившегося по каким-то обстоятельствам крещения.
Это должно быть каким-то образом восполнено. Нельзя отсылать таких родителей просто к частной молитве, словно говоря: «Церковь к вам отношения не имеет, в Церкви вы никто, молитесь себе дома, а там как Бог даст». Мне кажется, на сегодняшний день это должно быть переосмыслено.
Сказать об участи кого-то после смерти мы просто не можем. Отправлять кого в Рай, а кого в преисподнюю – не наше дело, и вообще занятие глупое.
А давать утешение и надежду — это дело Церкви сегодня. Раскрывать дорогу для молитвы и возможность для родителей через эту молитву, через Церковь в том числе, как общество любви, общество семьи Христовой, пробивать путь ко Христу своему усопшему чаду.
Ад или рай: куда попадают души младенцев, которых не успели покрестить
Согласно православному учению, все праведники попадут в рай, а грешники будут пребывать в адских муках. А что говорит церковь о людях, не прошедших таинство крещения? Они тоже окажутся в аду? И касается ли это невинных по сути младенцев, которые умерли, так и не успев покреститься?
Все некрещеные попадают в ад
Об участи некрещеных людей рассуждали многие богословы и старцы. Нередко в качестве вступления к своим размышлениям они приводили цитату из Евангелия: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Как говорил блаженный Феофилакт Болгарский веровать недостаточно, необходимо еще и креститься, «ибо кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не спасен еще».
К аналогичному мнению склонялись и другие священники. Они также были уверены в том, что тем, кто не испытал таинство крещения, путь в рай закрыт. Так святитель Кирилл Иерусалимский утверждал, что тот, «кто не принимает крещения, тот спасения не имеет». Однако святитель отмечал, что это не относится к так называемым мученикам. Амвросий Медиоланский тоже говорил о том, что никто не может войти в царствие небесное иначе как через таинство крещения.
Однако современные толкователи не столь категоричны. Например, богослов Сергей Худиев пишет, что по упомянутой выше цитате из Евангелия трудно судить о загробной жизни. «Мы просто не знаем» — подводит итог Худиев.
Участь некрещеных младенцев
Но если взрослые люди, отошедшие в мир иной, имели время и волю не только для совершения грехов, но и покаяния и крещения, то беспомощные младенцы всего этого были лишены. Так неужели и они тоже попадут в ад? Протоиерей Георгий Городенцев, основываясь на трудах Григория Богослова, предположил, что души некрещеных детей будут пребывать в особом месте, в лоне Авраамовом. Там они не будут чувствовать адских мучений, но и райского счастья они не испытают.
Протоиерей Алексий Уминский отмечал, что мнение богословов прошлого о незавидной участи душ малолетних некрещеных детей основывалось на измышлениях Блаженного Августина. Учение Августина о первородном грехе не давало малышам не единого шанса на спасение. Сейчас, как утверждает Уминский, этот вопрос считается тайной, как, впрочем, и все остальное, касающиеся загробной жизни человека.
Священник Дмитрий Смирнов считает, что судьбы душ некрещеных младенцев нам не ведомы. «Мы надеемся, что, так как человек не согрешил ничем, а уже пострадал от болезни, то Господь причтет его к лику святых мучеников» — сказал Смирнов.
Как за них молиться?
Тот же Дмитрий Смирнов порекомендовал поминать некрещеных младенцев в домашних молитвах, потому как делать в церкви это «никак невозможно». Протоиерей Георгий Городенцев уверен в том, что искренние молитвы родителей вполне могут помочь душе ребенка переместиться в настоящий рай.
Протоиерей Алексий Уминский утверждает, что «в Церкви нет ни одного богослужения, которое было бы посвящено молитве за некрещеных младенцев». По словам Уминского, этот вопрос как-то задали патриарху Кириллу, и тот ответил, что необходимо разработать специальный молитвенный чин. Однако о том, ведется ли какая-либо работа в данном направлении, протоиерею неизвестно.