Для православных иконы, находящиеся в доме – это особый оберег. У всех верующих обязательно в доме висят образы Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, Его Пречистой Матери.
Для домашнего иконостаса рекомендуется приобрести еще несколько особенных икон.
Содержание
- Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Николай Чудотворец
- Троица
- Матрона Московская
- Спиридон Тримифунтский
- Сергий Радонежский
- Древние иконы Богородицы
- Иконография Богородицы
- Древние иконы Богородицы в нашем салоне
- 10. Святой Николай (Угрешская икона) | неизвестен
- 9. Казанская икона Божьей Матери | неизвестен
- 8. Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) | Дионисий
- 7. Донская икона Божьей Матери | Феофан Грек
- 6. Ангел Златые власы | Симон Ушаков
- 5. Покров Святой Сергий Радонежский | неизвестен
- 4. Спас Нерукотворный | Симон Ушаков
- 3. Владимирская икона Божией Матери | Лука
- 2. Звенигородский чин | неизвестен
- 1. Святая Троица | Андрей Рублев
- 20 самых знаменитых российских икон
- Икона Владимирской Божией матери
- Икона Пресвятой Богородицы Смоленской
- Икона Богоматери Боголюбская
- Икона Иверской Богоматери
- Икона Пресвятой Богородицы Знамение
- Икона Богоматери Феодоровской
- Резная Икона Николая Чудотворца «Можайского»
- Икона Богоматери Курской Коренной
- Икона Спас Елеазаровский
- Икона Святителя Николая (Угрешская)
- Икона Тихвинской Божией матери
- Икона Богоматери Донской
- Икона Преображения Господнего
- Троица
- Икона Умиление Псковско-Печерская
- Икона Богоматери Почаевская
- Икона Казанской Божией матери
- Икона Богоматери Семистрельной
- Икона Ксении Петербургской блаженной
- Икона Святой Матроны Московской
- 7 самых известных в России православных икон
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Особенная икона для дома, в котором живут дети.
На иконе изображен образ трехлетней Марии, ее родителей Анны и Иоакима, которые привели свое любимое, единственное, долгожданное чадо в храм. Анна и Иоаким отдали малютку туда на воспитание, чтобы сохранить ее чистоту и укрепить духовную силу.
Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы вызывает особые, теплые чувства в сердцах у родителей. Перед ней нужно молиться за детей. Также святой лик Марии настойчиво напоминает родителям об их обязанностях, а детей тянет к Богу и почитанию Закона Божьего.
Николай Чудотворец
Лик святого для одиноких, больных и семей заключенных.
О Николае Чудотворце ходят невероятные легенды – лик святого творит истинные чудеса. Молитва от чистого сердца и светлой души перед Николаем Чудотворцем позволяет избавиться даже от тяжелых, смертельных болезней.
Согласно многочисленным отзывам, молитва Николаю Чудотворцу помогает одиноким найти свое счастье, удачно выйти замуж, жениться, родить детей. Поэтому лик этого святого особенно почитается в доме одиноких и бездетных.
Икона Николая Чудотворца помогает несправедливо осужденным найти успокоение, добиться правды и обрести свободу. Также лик святого в виде маленькой иконки хранят при себе многие заключенные, чья вина перед законом была доказана. Лик святого должен быть и дома у родственников осужденного. Молитвы Николаю Чудотворцу от близких направлены на просьбу о заступничестве перед Господом для обвиняемого.
Троица
Икона, олицетворяющая любовь и единение.
Животворящая Троица – одна из важнейших икон, которую желательно иметь дома. Образ трех Ангелов, сидящих за трапезой, символизирует единение душ, сердец, бесконечную любовь. Троица станет святым оберегом для семьи, сохранит мир и любовь в доме. Перед иконой должен молиться каждый из членов семьи.
Матрона Московская
Лик святой, помощницы женщин.
Святая Матрона Московская является одной из главных помощниц и заступниц женщин. Искренние молитвы Матроне помогут женщине найти личное счастье.
Ходит множество поверий о чудодейственной силе иконы Матроны Московской. Искренние молитвы помогают отчаявшимся, бездетным семьям зачать долгожданное чадо. Лик святой в доме поможет укрепить семью, защитить от ссор, сохранить счастье.
Также к Матроне Московской нужно обращаться при любых житейских проблемах. Молитва поможет найти выход даже из самой сложной ситуации.
Спиридон Тримифунтский
Лик святого для мольбы о финансовом благополучии семьи.
Лик святого Спиридона Тримифунтского является особенным для каждой семьи, поскольку молитвы помогут обрести финансовое благополучие.
Очень важно иметь в доме икону Спиридона Тримифунтского тем, кто занимается бизнесом. Лик святого станет помощником в удачном ведение дел.
Сергий Радонежский
Лик святого для молитвы о здравии всех членов семьи.
Святому Сергию Радонежскому молятся с просьбой о крепком здоровье всех членов семьи, а также в минуты отчаяния, когда одолела тяжелая болезнь.
Древние иконы Богородицы
Богородица – женщина, которая явила миру Спасителя всего человечества, Господа Вседержателя. В переводе с еврейского Богородица означает возвышенная. Мария – обычная смертная, которая только в старости забеременела и родила Иисуса. В детстве Богородица трудилась в Иерусалимском храме, где ее и воспитали.
Неспроста образу покорной и смиренной Богородицы посвящено множество древних икон. Некоторые из них вы можете купить в нашем антикварном салоне.
Иконография Богородицы
Тема Божией Матери Иисуса прослеживается в католической, православной иконографии и жития Богородицы. Иконы отражают периоды жизни Богоматери. Древние иконы Богородицы найдены в катакомбах Рима, датируются они 2 и 3 веками. Старинный иконостас показывает Божью Матерь, которая держит на руках маленького Иисуса. Также популярно изображение Марии в позе Оранты.
Изображение Божьей Матери на троне присутствует на редких иконах с высокой ценностью. Разновидности иконостаса Всемилостивая характерно изображение Богородицы с младенцем на коленях. В нашем антикварном салоне есть уникальная икона, датированный 1880–1890 годами. Называется она Вратарница.
Первое, что впечатляет при взгляде на древнюю икону Вратарницу – внушительный размер 107*69*3,5 см. В 1917 году после разрушения православного монастыря, удалось сохранить до наших времен всего 2 древние иконы. Одна из них – Вратарница. Купить икону Богоматери в нашем антикварном салоне можно за 2150000 рублей.
Считается, что икона Вратарницы наделена небывалой целительной силой и помогает излечить душевные раны.
Такой же необычной со сложной историей можно назвать Казанскую Икону Пресвятой Богородицы, украшенную Купольным навершием. Написана икона в период с 1640 по 1660 годы. Линии, очерчивающие лик Богоматери, плавные, а черты лица пропорциональны. Купить икону Богоматери в нашем салоне можно по цене 354000 рублей.
Если вы хотите приобрести икону, которая не испортится в путешествиях, стоит обратить внимание на древний Складень с двумя створками с Образами Божией Матери Нечаянная Радость и Святителя Николая. В Москве в нашем салоне его реально купить за 224000 рублей. Складень хорошо сохранился и может заинтересовать даже искушенного коллекционера. Написан складень с учетом старообрядческих особенностей.
Тем, кто желает защитить от бед и напастей маленькое дитя, пригодится Икона Тихвинской Божией Матери. В православии она покровительствует маленьким детям. Беспокойность, баловство, непослушание, склонность к истерикам – все это уйдет, если родители ребенка станут молиться у святого образа. Помогает изображение Тихвинской Богородицы при тяжелых родах и женщинам, у которых не получается выносить ребенка. Древние иконы Богородицы Тихвинской на нашем сайте стоят 221000 рублей.
Еще одна икона с ликом Богородицы заслуживает особого внимания. Речь идет о Неопалимой Купине, оформленной в окладе, украшенном бисером (ручная работа). Икона поможет военным и сотрудникам МСЧ, полиции избежать ранений и победить противника в бою. Стоимость древней иконы, не требующей реставрации, 164000 рублей.
Древние иконы Богородицы в нашем салоне
Все иконы, собранные в нашем антикварном салоне, получили высокую оценку от экспертов искусствоведов и специалистов с большим опытом оценки культурных ценностей и нематериальных активов. Результаты оценки специалистов подтверждены сертификатами, где указан «возраст» иконы. Иконы древние и старинные, с уникальными изображениями Богоматери, по могут исцелить и направить в трудном положении. Выбрать икону легче, прочитав краткое описание лота. Оформите заявку на понравившуюся икону прямо сейчас, пока раритетный старинный лот еще у нас.
Знаменитые русские иконы веками оберегали русскую землю от вражеских завоеваний, исцеляли, помогали верующим. Русская православная икона – одно из высочайших общепризнанных достижений человеческого духа. В доме православного человека иконы всегда занимают видное место. На Руси человек рождался и умирал, вступал в брак или начинал любое важное дело – его всегда сопровождал иконописный образ.
“Божья матерь Владимирская”. Фрагмент
Россия, восприняв некогда крещение от греков (Византия), вошла в великую историю христианского мира. Икона предназначена быть посредником между миром Божественным и земным во время молитвы или в ходе богослужений.
Образ по-гречески звучит “ейкон”, отсюда происходит русское слово “икона”, поэтому в русском просторечии сохранилось название иконы как “образа” Божьего. В статье собраны 10 знаменитых святынь России, начать необходимо с двух великих образов – Владимирской Богоматери и Святой Троицы. Разделение по значимости в статье конечно условны.
1. Богоматерь Владимирская
Богоматерь Владимирская была привезена из Византии. Икона создана в первой половине XII века. Сейчас хранится в ее Храме Святителя Николая в Толмачах (Москва), который является филиалом Третьяковской галереи. По преданию икона переписана с несохранившегося образа, написанного евангелистом Лукой.
Икона Богоматери Владимирской – редчайший по глубине замысла и совершенству живописи памятник византийского искусства. Долгое время находилась в главном храме Владимира – Успенском соборе, отсюда происходит ее название. С момента переноса ее из Византии на Русь она признана символом, оберегающим князей Владимиро-Суздальских.
В момент нашествия Тамерлана икона была принесена в Москву для защиты города от завоевания. На месте встречи (сретения) москвичами Владимирской иконы, при въезде в Москву, был основан Сретенский монастырь, существующий по сей день.
Факт, что войска Тамерлана, не дойдя до Москвы, без видимых причин повернули от Ельца обратно, был расценен как заступничество Богородицы. Позднее икона неоднократно переносилась во Владимир и в иные города. Богоматерь Владимирская оберегала русское войско во время знаменитого Стояния на Угре и в других важнейших противостояниях русских войск захватчикам. В Третьяковской галерее икона находится с 1930 года.
2. Икона “Троица” Андрея Рублева
Икона Троица была написана Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в начале XV века. В настоящее время знаменитая икона находится в Третьяковской галерее (г. Москва). Икона Святой Троицы является несомненным шедевром древнерусской живописи и величайшей ценностью русской культуры. С именем Андрея Рублева связан период великого расцвета русской духовной живописи. Какое чудо, что до нас дошла не просто безымянная икона, а икона, соединенная с именем мастера, написавшего ее.
Андрей Рублев в одноименном фильме Андрея Тарковского
Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В то время, когда Московское княжество стало центром объединения русского народа для борьбы с игом, средоточием русской культуры стали монастыри. Искусство Рублева стало противовесом не только борьбе с завоеванием Руси, но и способствовало окончанию междоусобным розням русских князей между собой.
Художник написал “Троицу” уже будучи зрелым мастером. Практически всегда до Рублева “Троицу” писали по-другому, здесь же минимум деталей. Рублев переосмыслил философское содержание иконы, сосредоточил все внимание только на изображении Троицы, ибо само понятие Святая Троица есть единство, неделимость.
“Святая Троица” Андрея Рублева. Фрагмент
На иконе изображены три ангела, которые, согласно Библии, явились праотцу Аврааму, приняв вид странников. Ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — жертвенная чаша, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.
Образ чаши в композиции “Святой Троицы” Андрея Рублева
Очертания фигур ангелов “Святой Троицы” между собой образовывают чашу, которая находится в центре композиции иконы. Чаша знаменует жертву. Лишь одна фигура ангела оказывается внутри этой чаши, это центральная фигура Христа, Сына Божьего.
Икона поступила в Третьяковскую галерею в 1929 году и покидала ее стены только в 1941 году во время эвакуации в Новосибирск.
Иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек в фильме Андрея Тарковского “Андрей Рублев”
Начиная с 1997 года ежегодно на праздник Троицы икона очень бережно, на руках, переносится в храм-музей при Третьяковской галерее, где ей обеспечен надлежащий музейный температурно-влажностный режим. Там икона находится в специальной витрине.
Звенигородский чин
3. Звенигородский чин
Чин называется Звенигородским по месту своего открытия — все три иконы найдены реставраторами в 1918 году в сарае при Успенском соборе на Городке в Звенигороде под грудой дров. После обнаружения Звенигородского чина были предприняты поиски недостающих икон, но поиски успехом не увенчались.
Звенигородский чин был создан в начале XV века, сейчас хранится в Третьяковской галерее (Москва).
Архангел Михаил в Звенигородском чине. Фрагмент
Звенигородский чин состоит из трех икон большого размера с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Кроткий, совершенный в своем человечестве Спас, исполненный тонкого лиризма архангел Михаил, углубленный в себя апостол Павел – все они образы глубокие, одухотворенные, возвышенные, изящные, безупречные по пропорциям и ритму.
Спас Звенигородского чина. Фрагмент
В начале XX века иконы были приписаны кисти Андрея Рублева, однако в июне 2017 года произошел скандал. Экспертный совет Третьяковской галереи объявил, что атрибуция этих икон кисти Андрея Рублева отведена, их автором является другой неизвестный мастер.
Андрей Рублев в одноименном фильме Андрея Тарковского
Специалисты отмечают, исходя из размера икон Звенигородского чина, он предназначался для весьма большой неизвестной церкви и, это ни Успенский собор на Городке, ни собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, близ которых иконы были обнаружены. Однако, согласно описи Успенского собора на Городке 1693 года, в местном ряду иконостаса XVII века и по столпам находилась часть икон некого древнего деисусного чина.
Икона “Спас Нерукотворный”
4. Икона “Спас Нерукотворный”
“Спас Нерукотворный” – новгородская икона XII века из собрания Третьяковской галереи. Это — двусторонняя выносная икона, на лицевой стороне которой написан образ Иисуса в виде Спаса, а на обороте — сцена Прославление креста. Произведение написано для деревянной церкви Святого Образа в Великом Новгороде, возведённой в 1191 году! посадником (руководителем) города с удивительным именем Внезд Нездинич.
Софийский собор в Великом Новгороде. Древнейших храм старинного Новгорода
Почитание иконы “Спас Нерукотворный” было особо учреждено и во Владимиро-Суздальской земле Андреем Боголюбским (XII век) в подражание обычаю, установленному при дворе византийского императора. “Спас Нерукотворный” олицетворял союз между императором Византии и князем Владимирской земли.
Лик Христа с Туринской плащаницы
Существует предание, которое объясняет, как возник образ Спаса. Благочестивая еврейка по имени Вероника сопровождала Христа в крестном пути на Голгофу. Она подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая “плат Вероники”, хранится в соборе Святого Петра (Рим, Ватикан). Попытки исследовать изображение установили, что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.
Битва новгородцев с суздальцами
5. “Битва новгородцев с суздальцами”
Разглядывая древние иконы, можно с интересом заглядывать в историю средневековой Руси, созданную одновременно с событиями. Необычная “Битва новгородцев с суздальцами” произошла в 1170 году под стенами Великого Новгорода. Суздальский князь Мстислав Андреевич напал на Великий Новгород. Он руководил войсками, в которые входили не только суздальцы, но и силы владимирской, смоленской, муромской, рязанской и полоцких земель. Они осадили Великий Новгород.
Битва суздальцев с новгородцами. Фрагмент иконы
Композиционно икона состоит из трёх расположенных одна под другой частей. В верхней части изображение новгородцев, молящихся перед образом Богоматерь “Знамение” у церкви Спаса Преображения и затем переносящих его. В средней части послы новгородцев и суздальцев, съехавшиеся перед битвой, ведут переговоры о мире и затем начинаются боевые действия, суздальцы мечут стрелы в икону Богоматерь “Знамение”. В нижней, заключительной части изображено выступающее из крепостных ворот новгородское войско (слева) и разбитое смятенное войско суздальцев (справа).
Актер Юрий Назаров в роли князя, приведшего на Русь монгол для решения междоусобных вопросов. Фильм “Андрей Рублев” Андрея Тарковского
“Битва новгородцев с суздальцами” – рассказывает о войне – событии, которое должны были запечатлеть историки, а не иконописцы. Мы видим изображение высоких крепостных стен Новгорода и развевающиеся флаги, враждующие войска и летящие стрелы, скачущих коней и острые копья. Кажется, как же этот раздор мог изображаться на иконе? Но древнерусская история переплетена с духовностью: осажденные новгородцы взмолились к образу Пресвятой Богородицы “Знамение”, и им было даровано чудо. Рассказ, изображенный на иконе, посвящался не битве, а чуду образа Богоматери, спасшего Новгород от неминуемого поражения.
В память о чудесном избавлении Новгорода, установлен праздник Знамения Божией Матери 10 декабря (27 ноября).
Кремль Великого Новгорода в наши дни. Вид со стороны реки Волхов
Данная икона создана в середине XV века мастером Новгородской школы. Икона большая по размерам – 121 х 126 см. хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.
В настоящее время существует три похожие большие иконы XV века на данный сюжет. Они находятся в музее Великого Новгорода, в Третьяковской галерее, в Русском музее Санкт-Петербурга.
6. Икона “Ангел Златые власы”
“Ангел Златые власы” – древнейшая икона из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. Большинство специалистов относят её к новгородской иконописной школе 1220-х годов. Икона была найдена в 1864 году на складе старых икон колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, ее сразу передали в Румянцевский музей (располагался в Доме Пашкова) в качестве работы XVII века Симона Ушакова “Архангел Гавриил”.
Икона “Ангел Златые власы – “лицо” Русского музея в Санкт-Петербурге
Это одно из прекраснейших произведений древнерусской живописи, работа выдающегося неизвестного мастера, который использовал в рисунке волос золотые пряди. Со времен античности золотые волосы служили символом божественной власти. Такой прием русские мастера усвоили от своих наставников – придворных художников Константинополя. Золотые волосы выполнены с использованием сусального золота. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото также символизирует на иконе неземное, божественное начало. В 1934 году икона была направлена в Русский музей.
Это самая древняя икона собрания музея. Она выглядит монументально, хоть и невелика по размеру 48х39 см. Голова ангела с широко раскрытыми глазами занимает все пространство изображения.
Икона “Ангел Златые власы”. Фрагмент
В 2017 году образ оказался в центре скандала, связанного с просьбами православного бизнесмена Шмакова передать икону в церковь Михайловского замка, на что петербургский Русский музей ответил в итоге отказом. Бизнесмен предлагал на время религиозных праздников перемещать икону возрастом 800 лет в церковь замка.
В начале октября 2017 года сотрудник древнерусского отдела Русского музея Ирина Шалина рассказала нескольким СМИ, что бизнесмен Сергей Шмаков хочет за свои деньги отреставрировать церковь в Михайловском замке (филиал Русского музея) и за это просит на время церковных праздников привозить туда икону “Ангел Златые власы”. Эта инициатива вызвала возмущение у сотрудников музея, так как в 2009 году данный бизнесмен при поддержке министерства культуры из музея уже вывез другую древнюю икону – “Торопецкую икону Божьей Матери” XIV века.
Икона “Ангел Златые власы” в зале Русского музея
Формально министерство распорядилось отдать ее на хранение в Реставрационный центр имени Грабаря в Москве, но фактически икона до сих пор содержится в церкви Александра Невского в элитном подмосковном поселке “Княжье озеро” на Новой Риге.
Будем надеяться, что “Ангел Златые власы” останется в Русском музее. Будем следить за развитием событий.
Донская икона Божией Матери
7. Донская икона Божией Матери
“Донская икона Божьей Матери” – двусторонняя по своему типу, на ее обороте изображено “Успение Богоматери”. Автором иконы считают Феофана Грека. С данной святыней связана легенда о том, что икона была принесена в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.
Еще одна легенда гласит, что перед Донской иконой в 1552 году молился Иван Грозный до своего знаменитого похода на Казань. Царь и Великий князь взял её с собой в поход, а после победы поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Донская икона Божией Матери
Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы Гирея II в 1591 году. Когда его войско стояло на высотах Воробьевых гор, москвичи совершили крестный ход с иконой вокруг городских стен. На следующий день 19 августа русскими войсками была одержана победа. В память об этом был основан знаменитый Донской монастырь, а также установлено празднование в честь иконы.
К вопросу о просвещенности европейских людей, которую нам часто ставят в пример, во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с оклада. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее и покидает музейные залы раз в год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.
8. Икона Дионисия “Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)”
Икона кисти Дионисия “Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)” была написана в 1482 году. Долгое время образ хранился в Вознесенском монастыре Московского кремля. Сейчас икона – часть коллекции Третьяковской Галереи.
Дионисия “Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)”. Фрагмент.
Она происходит из собора Вознесения Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Летописец времен Ивана III Великого сообщает, что при пожаре 1482 года знаменитая икона греческого письма утратила свой красочный слой и оклад, и лишь доска ее сохранилась. Тогда иконописцу Дионисию было поручено написать на той же доске икону “в тот же образ“.
Московский Кремль. Вознесенский монастырь
Восстановленная Дионисием икона уцелела во время страшного пожара 1547 года во времена правления Ивана Грозного: “Вознесенский монастырь… весь выгоре, 10 стариц в нем згореша, и церковь Вознесение выгоре, образы и посуды церковные и животы людцкие многие, токъмо един образ Пречистые протопоп вынес”. Спасибо протопопу, что сохранил этот образ.
Икона “Святой Георгий” из Успенского собора Московского Кремля
9. Икона “Святой Георгий” из Успенского собора Московского Кремля
Одна из старейших домонгольских икон России “Святой Георгий” как и многие древнейшие иконы из нашего списка двусторонняя. Необходимо отметить большие размеры произведения – 174х122 см. Написана икона была в 1220-ые годы, а значит возраст ее приближается к 800 годам!
Успенский собор Московского Кремля
Уже в начале XIV века московские князья, в борьбе за верховенство в политической власти на Руси, начали планомерно вывозить из Владимира в соборы Москвы все значимые иконы. Таким образом московские князья почитали иконы святынями, подтверждающими преемственность московских правителей, как единственно законных наследников власти великих князей Владимирских. Одной из первых увезли в Москву большую икону с образом “Святого Георгия” – изображение святого патрона московского князя Юрия Даниловича. Икона из Владимира (есть мнения, что ее вывезли из Великого Новгорода) вскоре стала почитаемой святыней в Москве.
Интерьер Успенского собора Московского Кремля. Слева внизу виден большой образ “Святого Георгия”
Она обрела свое новое место в главном, Успенском соборе Московского Кремля. Со второй стороны – на иконе находится образ “Богоматери Одигитрии (Путеводительницы)”. Византийские императоры чтили икону “Богоматери Одигитрии” как сопутствующую успеху в военных походах. Святой Георгий же предстает в образе отважного воина, он- триумфатор, и потому его плечи покрыты алым плащом с золотым узором, золочением поблескивает панцирь.
Интерьер Успенского собора Московского Кремля. Икона “Богоматери Одигитрии” со второй стороны образа “Святого Георгия”
Георгий выставляет напоказ рукоять опущенного в знак мира меча. Святой считался на Руси верным помощником всем несправедливо обиженным и борющимся со злом. На иконе его голову окружает нимб, граница которого выявлена мелким жемчугом на черном фоне. Глаза святого изображены большими и пристально смотрят на зрителя.
Икона Богородицы “Умиление” кисти Симона Ушакова
10. Икона Богородицы “Умиление” кисти Симона Ушакова
Иконописец Симон Ушаков был любимым художником царя Алексея Михайловича (отца Петра I). Он был непревзойденным мастером рисунка и цвета. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон. В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков подписывал свои иконы как художник, чего не было до XVII века в изобразительном искусстве на Руси.
“Богоматерь Умиление” Симона Ушакова. Фрагмент
На первый взгляд ничтожная деталь в сущности обозначает серьезнейший перелом в общественном сознании того времени – если раньше считалось, что рукой иконописца водит сам Господь – и хотя бы поэтому мастер не имеет морального права подписывать свою работу – то теперь ситуация меняется на полностью противоположную и даже религиозное искусство приобретает светские черты.
Однако общий замысел иконописи сохранился сквозь века до нашего времени ведь икона направляет наше внимание к Первообразу. Почитание иконы есть поклонение Первообразу, молитва перед иконой есть предстояние Непостижимому и Живому Богу. Икона только знак Его присутствия. Великий ученый Павел Флоренский назвал “православное богослужение синтезом искусств; здесь все – архитектура, живопись, пение, проповедь, театральность действа, – работает на создание единого образа иного мира, преображенного, в котором царствует Бог”.
Русская иконопись начала развиваться на Древней Руси после крещения. Она составляла основное ядро древнерусской культуры до конца 17 века, лишь в эпоху Петра I была вытеснена иными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Тем не менее, Русь всегда славилась своими иконами, призванием и назначением которых было служить оберегом русских земель от нападения вражеских войск, болезней, неурожаев и других бедствий.
Иконы всегда были и есть в доме верующего человека, они стоят на видном месте, обеспечивая защиту их владельцу. Какие из них пользуются наибольшей популярностью? В нашей статье можно ознакомиться с самыми знаменитыми иконами в России.
10. Святой Николай (Угрешская икона) | неизвестен
Николай Чудотворец был на Руси одним из самых почитаемых святых, упоминания о нем встречаются в летописных источниках, датированных 11 веком.
История создания Свято-Никольского Угрешского монастыря и Угрешской иконы святого Николая восходят к 1380-м годам.
В этот период князь Дмитрий Иоаннович Донской отправился в поход на Мамая. Когда он со своими соратниками отошел от Москвы, то ему предстал образ Чудотворца, украшенный вапой, окруженный звездами и сиянием. Увидевший это явление Дмитрий Донской приободрился, так как посчитал знак добрым.
В честь этого события был воздвигнут Свято-Никольский Угрешский монастырь. Бесценной его реликвией стала чудотворная икона Святой Николай (Угрешская икона). Она является образцом древнерусской иконографии.
9. Казанская икона Божьей Матери | неизвестен
Русские князья желали установить господство над Казанью с 1160-х гг. Военный поход Иоанна IV закончился успехом в 1552 году.
Но отношения между жителями этого города и русским народом были натянутые, так как вероисповедание было различным. Государь стал думать как объединить людей. В 1579 году в городе случился пожар, он сгорел полностью.
В это же время девочке девяти лет во сне пришла Богородица и велела найти на пепелище ее икону. Ребенку никто не поверил, поэтому девочка отыскала священный образ самостоятельно. Найденную реликвию было принято перенести в первый казанский православный храм.
Интересный факт: при перенесении в храм образа прозрели два слепца. Это чудо стало предвестником распространению христианства на землях ранее принадлежащих татарам.
Казанская икона Божьей Матери известна тем, что благодаря молитвам перед ней произошло множество чудес, люди исцелялись, страна избегала войн. До 1904 года она находилась в России, но потом исчезла.
8. Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) | Дионисий
Образ был написан иконописцем Дионисием примерно в 1480-х гг. В течение долгого времени он пребывал в Вознесенском монастыре Московского кремля. Является одной из самых ранних работ художника.
Икона играла главную роль в интерьере собора, для которого была написана. На ней изображена Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) и ее сын, восседающий на руках, лица святых торжественны и строги. Одежды и лики излучают свет, на иконе присутствует немалое количество золотого цвета.
Для справки: Подобное цветовое решение для русской иконографии тех времен было несвойственно. Оно стало актуально в 17 веке и получило название «Одигитрия Седмиезерская».
7. Донская икона Божьей Матери | Феофан Грек
Данный образ был написан в 14 веке Феофаном Греком. Получил широкую славу благодаря совершаемым чудесам. Молитва перед ним помогла русским воинам в сражениях с Золотой Ордой.
Также икона Донской Божьей Матери способствовала победе русских воинов в Куликовской битве. Князь Дмитрий Донской, руководивший этой битвой, переименовал Успенский собор, находящийся в Коломне в Донской, а икона Пресвятой Богородицы, пребывавшая в нем, стала называться также Донской.
Образ еще не раз приносил победы русским воинам, например, благодаря ему они одержали победу против казанских ханов, а также совершили удачный поход на Полоцк.
Интересный факт: одним из главных чудес, совершенных благодаря молитвам данной иконе, считается спасение столицы Руси от нападок крымских татар.
6. Ангел Златые власы | Симон Ушаков
Икона Ангел Златые власы считается одной из древнейших из собрания Русского музея, расположенного в северной столице России. Исследователи предполагают, что она была написана в 1220-х гг.
Интересный факт: образ был найден в 1860-х гг. на складе Московского кремля. Обнаружившие его люди предполагали, что нашли икону 17 века «Архангел Гавриил», которую написал Симон Ушаков.
Этот образ был написан неизвестным мастером, но является одним из прекраснейших образцов древнерусской живописи. При создании своего произведения автор использовал прием известный с античности, ведь золотые волосы считались символом божественной власти.
5. Покров Святой Сергий Радонежский | неизвестен
Согласно летописным источникам, Сергий Радонежский жил в 14 веке, он славился своим милосердием, добротой и любовью по отношению к русскому народу. О чудесах, творимых им, ходит много легенд.
К этому святому обращаются с молитвами в следующих случаях:
- при боли душевной и телесной;
- при финансовом неблагополучии и голоде;
- чтобы усмирить гордыню;
- при нападении нечистой силы;
- при скандалах, неурядицах, семейных ссорах
и в некоторых других ситуациях.
Первый образ иконы Покров Святой Сергий Радонежский был вышит на покрове вскоре после его смерти. Он датируется первой четвертью 15 века. Есть предположение, что он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое свершилось в 1422 году.
4. Спас Нерукотворный | Симон Ушаков
Согласно легенде, икона «Спас Нерукотворный» была первой увековечившей образ Господа Бога.
Существует две версии происхождения образа:
- на полотенце (Мандилиона);
- на камне (Керамион).
Исследователи нашли одно из первых упоминаний о нем в письменных источниках 4 века. На Руси подлинника святыни полотенца не было обнаружено, но во многих монастырях хранились и хранятся его копии, обладающие чудесной силой.
3. Владимирская икона Божией Матери | Лука
По одной из версий о происхождении, Владимирская икона Божией Матери писалась с натуры евангелистом Лукой, он писал ее на доске от стола, за которым когда-то сидел сам Спаситель.
В 12 веке образ попал к князю Киевскому, он разместил его в одном из соборов в городе Владимире, бывшем в то время столицей Руси.
Икона обладает чудодейственной силой, молитвы ей не раз спасали русский народ от иноземных завоевателей.
Для справки: с 1999 года образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.
2. Звенигородский чин | неизвестен
Образ состоит из трех икон, был обнаружен в 1910-х гг. в сарае Успенского собора в городе под названием Звенигород. Исследователи предполагают, что он писался примерно в 15 веке.
На нем изображены Спаситель, архангел Михаил и апостол Павел. Все образы святых представлены возвышенными и одухотворенными, их пропорции безупречны.
Сначала эксперты считали, что найденная реликвия Звенигородский чин принадлежит кисти известного русского святого иконописца Андрея Рублева, но позже сошлись во мнении, что автор ее неизвестен.
1. Святая Троица | Андрей Рублев
Образ был написан для Троицкого собора в 15 веке Андреем Рублевым. Специалисты относят к одному из ценнейших образцов русской культуры. Иконописец писал образ, будучи уже зрелым мастером.
На иконе Святая Троица можно увидеть изображения трех ангелов, которые, по Библии, явились Аврааму в виде странников.
Хотя образ не имеет чудесных свойств или истории о необычном возникновении, но мастерство художника, живая энергия и одухотворенность, исходящая от иконы сделали ее прекрасным и ценным предметом искусства.
20 самых знаменитых российских икон
В истории России немало выдающихся икон. Они столетиями оберегали страну от нашествия врагов, исцеляли страждущих, берегли от пожаров и стихийных бедствий. Самые значимые из них представлены ниже.
N | Икона | Место нахождения | Дата |
1 | Владимирской Божией матери | храм Николая Святителя | V век |
2 | Одигитрия Смоленская | утеряна в 1943 г. | 1046 |
3 | Боголюбская Божией матери | Владимиро-Суздальский монастырь | 1155 |
4 | Привратница (Вратарница) | Афонский Иверский монастырь | XI-XII вв. |
5 | Знамение Пресвятой Богоридицы | Софийский Собор Великого Новгорода | XII век |
6 | Федоровская Божией матери | Богоявленско-Анастасиин собор | XII век |
7 | Никола Можайский | Третьяковская галерея | XII-XIII век |
8 | Курская Коренная Божией матери | синодальный Знаменский собор Нью-Йорка | 1295 |
9 | Спас Елеазаровский | Елеазаров монастырь | 1352 |
10 | Святителя Николая (угрешская) | Третьяковская галерея | 1380 |
11 | Тихвинская Божией матери | Тихвинский Успенский монастырь | 1383 |
12 | Донская Божией матери | Третьяковская галерея | 1382-1395 |
13 | Преображение | Третьяковская галерея | 1403 |
14 | Троица | Третьяковская галерея | 1411-1427 |
15 | Псково-печорской Божией матери | Псково-Печорский монастырь | 1520 |
16 | Почаевская Божией матери | Почаевская лавра | 1559 |
17 | Казанская Божией матери | утрачена | 1579 |
18 | Самистрельная | утрачена в 1917 году | XVII век |
19 |
Ксении Петербургской Блаженной |
Смоленский храм Санкт-Петербурга | XX век |
20 | святой Матроны Московской | Покровский монастырь | XXI век |
Икона Владимирской Божией матери
Согласно летописным источникам написал икону сам евангелист Лука в V веке. В нашу страну она была завезена в начале XII века и преподнесена в дар князю Мстиславу. Славу чудотворной обрела после того, как три раза отводила захватчиков от российской столицы. Считается, что это происходило 3 июня 1521 года (избавление от Махмет-Гирея), 6 июля 1480 года (избавление от Ахмата) и 8 сентября 1395 года (избавление от Тамерлана). Все эти даты ныне отмечаются православной церковью как Великие праздники в её честь. Икона Владимирской Божьей матери – самая известная из ныне существующих. Размещена в музее-храме Николая Святителя, что в Толмачах.
Икона Пресвятой Богородицы Смоленской
В Россию эта икона была привезена в XI веке. Она признана чудотворной, защищающей и ограждающей западные границы страны. Празднование иконы совершается 10 августа. В Россию она была доставлена из Греции, однако, по сей день неизвестно, кем это было сделано. Среди самых известных чудес, приписываемых этой иконе Пресвятой Богородицы, значится ограждение Смоленска от нашествия армии хана Батыя в 1239 году. Ей прообраз считается безвозвратно утраченным при оккупации Смоленска гитлеровскими войсками в 1941 году. Осталось только несколько списков.
Икона Богоматери Боголюбская
Создание иконы относится к 1155 году, она почитается как чудотворная и считается одной из самых древних в христианстве. В 1946 году была проведена реставрация, которая частично восстановила сильно повреждённый образ. Уже в нынешнем веке она снова пострадала – из-за неправильного хранения была поражена грибком. Сегодня икона Богоматери Боголюбской находится в специальном помещении Владимиро-Суздальского монастыря. По мнению специалистов новая реставрация может нанести ей непоправимый вред.
Икона Иверской Богоматери
В IX веке икона находилась на хранении в доме одной благоверной вдовы, которая спасла её тем, что прятала в море. Спустя два века икона Иверской Богоматери явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон. С ней связано множество преданий. Якобы однажды некий разбойник ударил икону мечом и из неё полилась кровь. Впоследствии разбойник раскаялся и принял постриг в монастыре, где и окончил свои дни в молитве и посте. Икона находится в Иверском монастыре в греческом Афоне. В Москву был торжественно доставлен ее список, в 1648 году.
Икона Пресвятой Богородицы Знамение
Датируется XII веком. В 1170 году дружины князя Дмитрия Боголюбского осадили Великий Новгород. Когда его жители осуществляли крёстный ход по стенам, икона была пробита случайно выпущенной стрелой и заплакала на глазах у тысяч воинов. При виде этого чуда суеверные дружинники в ужасе бежали от стен города. Сегодня образ святой чудотворной иконы находится на хранении в Софийском Соборе Великого Новгорода.
Икона Богоматери Феодоровской
Неизвестно доподлинно, когда именно была написан этот образ. Считается, что впервые икона Богоматери Феодоровской упоминается в летописях, датируемых XII веком от Р.Х. За всю свою историю она несколько раз чудесным образом спасалась от огня. В 1613 году именно ею был благословлён на царствование Михаил Романов. Благословляла его мать — инокиня Марфа. Сегодня икона находится на хранении в Костроме, в собрании женского Богоявленского монастыря. Специалисты из области иконографики относят её к типу Елеус (Умиление).
Резная Икона Николая Чудотворца «Можайского»
Известна, как «Никола Можайский». Впервые упоминается в 1495 году. Представляет собой резную скульптуру Николая Чудотворца с мечом в руке. Послужила прообразом для огромного количества икон более позднего периода. До последнего времени хранилась в Можайском Кремле, но ввиду особой исторической значимости была перенесена в Третьяковскую галерею.
Икона Богоматери Курской Коренной
Нашли это произведение церковного искусства в 1295 году при сборе грибов в лесу под Курском. Когда икону подняли, на месте, где она лежала из земли сразу же начал бить родник с чистой водой. Существует предание, по которому она была разбита пополам во время монголо-татарского нашествия. Как только две части были приставлены одна к другой, они срослись чудесным образом, да так, что не осталось даже следа разлома. В 1920 году, в разгар гражданской войны в России, икона была вывезена из страны войсками барона Врангеля. В 1957-ом была помещена на хранение в Знаменский Собор Архиерейского Синода города Нью-Йорк, где она и находится по сей день.
Икона Спас Елеазаровский
Икона датируется XIV веком, ныне размещена в собрании музея-заповедника города Псков. В 2010 году была передана на постоянное хранение в собрание Спасо-Елеазаровского монастыря, где по сей день находится в соборе Трёх Святителей. Почитается как чудотворная. По преданию была обретена в 1352 году на пепелище храма. Предполагается, что первоначально использовалась как келейная, по причине своих небольших размеров. Стиль иконописи считается переходным от домонгольского периода к стилю второй половины XIV века.
Икона Святителя Николая (Угрешская)
Согласно преданию явилась в 1380 году Дмитрию Донскому во время его перехода к Куликову полю. Как свидетельствует история, впоследствии, на том месте был построен монастырь, а сам образ хранился в нём, вплоть до закрытия в 1925 году. В наше время икона Святого Николая (Угрешская) находится в Москве и входит в собрание Третьяковской галереи.
Икона Тихвинской Божией матери
Считается, что эта икона была обретена в 1383 году, произошло это в городе Тихвин. Почитается как чудотворная. Есть предание, согласно которому именно эта икона помогла своим заступничеством спасти монастырь Успения Пресвятой Богородицы от нашествия шведских захватчиков в 1613 году. Каноны иконографии относят это произведение искусства к типу икон Одигитрия. Для этого типа характерно письмо с изображением общения Богородицы с младенцем Христом. Ныне это творение находится в Успенском монастыре города Тихвин.
Икона Богоматери Донской
Эта икона двусторонняя — на её обратной стороне изображено Успение Пресвятой Богородицы. Авторство произведения доподлинно неизвестно — по одной из версий её писал монах Феофан Грек. Существует легенда, по которой икона Донской Богоматери была поднесена казаками в дар Дмитрию Донскому перед Мамаевым побоищем (8 сентября 1380 года). Сегодня она хранится в Третьяковской Галерее. Один раз в год, 1 сентября образ вручную переносится в Донской монастырь, где икона принимает участие в праздничной церковной службе.
Икона Преображения Господнего
Написана в 1403 году. Авторство приписывается Феофану Греку, хотя никаких документальных подтверждений этому факту не найдено. Более того, согласно результатам последних исследований, икона Преображения Господнего принадлежит кисти другого живописца XV века. Ее создание связывается с реконструкцией, воссозданием утраченного облика и освящением, Собора Преображения Спаса в Переяславле Залесском. В прошлом столетии знаменитая икона была перенесена в хранилище Третьяковской Галереи в Москве, где и храниться по сей день.
Троица
Андрей Рублёв писал эту Троицу в первой половине XV века, она считается самым знаменитым его творением – за шесть веков её существования, обновлялась пять раз. Тем не менее, когда в 1919 году проводились реставрационные работы, был обнаружен новый авторский слой. Изображает икона трёх ангелов, сидящих за столом с чашей, на которой находится голова Тельца. Все фигуры в неподвижном созерцании с устремлёнными в вечность взглядами. В нынешнее время Троица хранится в Москве, в собрании Третьяковской галереи.
Икона Умиление Псковско-Печерская
Представляет собой воспроизведение иконы Богоматери Владимирской, выполненное в 1521 году. Согласно преданию именно она спасла Псков от гибели при осаде войсками Польского короля Стефана в 1581 году. День памяти празднуется 7 октября – в этот день в 1812 году икона Умиление Псковско-Печерская находилась в войсках I корпуса русской армии при осаде города Полоцка армией Наполеона. Город тогда выстоял. Икона считается чудотворной — не раз при молитвах получали исцеление слепые. Ныне она находится в иконостасе Успенского собора Псковско-Печерского монастыря.
Икона Богоматери Почаевская
Первые летописные упоминания о ней относятся к 1559 году. Именно тогда дворянка Анна Гойская преподнесла образ в дар монахам Почаевской Успенской Лавры. Чудотворной «Богоматерь Почаевская» была признана в 1675 году. Именно тогда, в период с 20 по 23 июля, лавра была осажена турками. Считается, что заступничество чудотворной иконы стало причиной спасения. Помимо этого случая, было отмечено ещё много случаев ее чудесного заступничества. Согласно церковным архивам за период с 1721 по 1832 гг. произошло 539 чудотворений. Сегодня образ по прежнему находится на хранении в Успенской Почаевской лавре на Украине.
Икона Казанской Божией матери
В 1579 году Божья матерь три раза являлась во сне девочке Матрёне. Именно она призвала откопать икону на пепелище пожара в Казани, который стал причиной гибели большей части города. После раскопок икона была найдена на глубине одного метра, 8 июля 1579 года. Теперь на этом месте стоит девичий монастырь.
Сегодня эта икона одна из самых известных в стране. Считается, что её покровительство помогло дружинникам Дмитрия Пожарского изгнать полчища поляков из страны. 12 июля 1904 года «Казанская Божья матерь» была похищена из Богородицкого монастыря и позже уничтожена.
Икона Богоматери Семистрельной
Обретение явленного образа имело место на колокольне храма в городе Вологда. Долгое время никто не замечал икону Богоматери Семистрельной, принимая её за одну из досок пола. Согласно преданию она была обретена крестьянином уезда города Кадников, который первым заметил её. Чудотворной была признана в 1830 году, во время одной из эпидемий холеры. Сегодня считается утраченным. Одна из самых известных копий находится в Москве, в церкви Архангела Михаила. Это икона «Семистрельная», которая считается мироточивой.
Икона Ксении Петербургской блаженной
Почитать святую начали при жизни, несмотря на то, что официально она была канонизирована в 1988 году. Её рукописных образов достаточно много, самый известный находится в Санкт-Петербурге, в Смоленском храме. День памяти святой празднуется 6 февраля, день прославления — 6 июня. Сегодня прихожане просят святую помочь в рождении детей, их воспитании и учёбе.
Икона Святой Матроны Московской
Святая Матрона Московская – произведение иконописи новейших времен. Была написана в XXI веке, однако это не помешало признать её чудотворной. Святая Матрона Московская была официально канонизирована церковью только в 1999 году. В иконе есть частица мощей святой и её покрова. Сейчас эта чудотворный образ находится в Москве, в иконостасе Покровского монастыря. Всего их там две. Одна, побольше, находится в главном храме, на его стене. Другая, поменьше, размещена во внутреннем приделе. Около икон всегда много прихожан и живых цветов.
12 243
Самые ранние моленные иконы, дошедшие до наших дней, относятся к периоду не ранее VI века. Они изготовлялись в технике энкаустики (гр. ἐγκαυστική – выжигание), когда краска замешивалась на разогретом воске. Нужно отметить, что все краски состоят из красочного порошка (пигмента) и связующего материала – масла, яичной эмульсии либо, как в данном случае, воска.
Энкаустика была самой распространенной живописной техникой античного мира. Именно из античной эллинистической культуры эта живопись пришла в христианство.
Для энкаустических икон характерен определенный «реализм» в трактовке образа. Стремление к документальному отражению реальности. Это не просто культовый предмет, это, своего рода, «фотография» — живое свидетельство реального существования Христа, Богородицы, святых и ангелов. Ведь оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт истинного вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.
Но если Христос был действительно воплощен, если Его плоть была реальна, значит она была изобразима. Как позднее писал прп. Иоанн Дамаскин: «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога». Именно этим свидетельством, своего рода «документалистикой», пронизаны первые иконы. Если Евангелие, в буквальном смысле, благая весть – своего рода репортаж о воплотившемся Господе, распятом за наши грехи, то икона – иллюстрация этого репортажа. Здесь нет ничего удивительного, ведь само слово икона – εἰκών – означает «образ, изображение, портрет».
Но икона передает не только и не столько телесный облик изображаемого. Как пишет тот же прп. Иоанн: «Всякий образ — есть обнаружение и показание скрытого». И на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, мы видим также знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества (свт. Симеон Солунский). Точно так же на иконах изображаются и символические образы бестелесных духов – ангелов.
Самой известной энкаустической иконой сейчас, наверное, можно назвать образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре святой Екатерины на Синае (стоит отметить, что коллекция икон Синайского монастыря совершенно уникальна, там сохранились древнейшие иконы, поскольку монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества).
Синайский Христос написан в свободной живописной манере, присущей эллинистическому портрету. Для эллинизма характерна и определенная асимметрия лика, которая уже в наше время вызвала много споров и подвигла некоторых на поиск скрытых смыслов. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения.
Христос Вседержитель. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай
К этому же кругу, скорее всего, относятся также иконы апостола Петра и Богоматери на троне, в сопровождении святых и ангелов.
Апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай
Богородица с предстоящими святыми Феодором и Георгием. VI век. Монастырь св. Екатерины. Синай
Богородица изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, в сопровождении святых, облаченных в придворные одеяния, и ангелов. Интересно продемонстрированы одновременно царственность и смирение Марии: на первый взгляд она облачена в простой темный хитон и мафорий, но его темно-фиолетовый цвет говорит нам, что это – пурпур, а пурпурные одеяния в византийской традиции могли носить только Император и Императрица.
Подобный образ, но писаный позднее в Риме, представляет Богоматерь – уже без всяких намеков – в полном императорском облачении и венце.
Богоматерь — Царица Небесная. Ранний VIII век. Рим. Базилика Санта Мария ин Траставере
Икона имеет парадный характер. Она следует стилю церемониальных императорских изображений. При этом лики изображенных персонажей наполнены мягкостью и лиричностью.
Богоматерь — Царица Небесная. Ангел. Фрагмент
Изображение святых в придворных одеждах должно было символизировать их славу в Царстве Небесном, а для передачи этой высоты византийские мастера прибегали к привычным, понятным для своего времени формам. В таком же стиле исполнен образ святых Сергия и Вакха, ныне хранящийся в Киеве в музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.
Свв. Сергий и Вакх. VI век. Киев. Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко
Но, помимо утонченного искусства культурных центров Империи, ранняя иконопись представлена и более аскетичным стилем, который отличается большей резкостью, нарушением пропорций изображенных персонажей, подчеркнутым размером голов, глаз, рук.
Христос и св.Мина. VI век. Париж. Лувр
Такие иконы характерны для монашеской среды Востока Империи — Египта, Палестины и Сирии. Суровая, резкая выразительность этих образов объясняется не только уровнем провинциальных мастеров, несомненно отличным о столичного, но и местными этническими традициями и общей аскетической направленностью данного стиля.
Епископ авраам. VI век. Гос.музеи Далема. Берлин.
Без всякого сомнения, можно убедиться, что еще задолго до иконоборческой эпохи и 7-го Вселенского Собора, осудившего иконоборчество, существовала богатая и разнообразная традиция иконной живописи. И энкаустическая икона – только часть этой традиции.
Размышляя на досуге, которого у меня много, об истории христианства на Руси, задумался об иконах, а именно: а какая же икона в России считается самой древней.
Полез перелопачивать Интернет.
И вот что там нашёл.
Самые древние русские иконы датированы XI веком. Их две. Обе новгородские. Обе огромные по размерам – два с половиной на полтора метра.
Икона «Апостолы Пётр и Павел», середина XI в.
Дерево, паволока, левкас. Яичная темпера. 236×147 см
Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород.
«Апостолы Пётр и Павел» — икона середины XI века и вообще самое раннее из известных русских произведений станковой живописи. Икона происходит из новгородского Софийского собора, хранится в собрании Новгородского музея-заповедника.
По преданию эту икону привёз из Корсуни великий князь Владимир Мономах и поэтому икона получила название «Корсунская».
Однако по мнению академика В. Н. Лазарева значительные размеры иконы свидетельствуют, что она скорее всего была написана на месте, то есть в Новгороде, неизвестным мастером (византийским, киевским или местным новгородским). Её стиль навеян фресковыми изображениями.
Вскоре после написания икону покрыли окладом из позолоченного серебра.
Икона трижды вывозилась из Новгорода (в XVI веке Иваном Грозным, в XX веке немецкими оккупантами и в 2002 году реставраторами), но всегда возвращалась в город.
Во время послевоенной реставрации 1951 года икону покрыли воском с мастикой, что было ошибкой. В 2002 году ошибки предыдущей реставрации были исправлены, доски освобождены от оклада, который при снятии был разобран на 600 фрагментов, очищен от окиси и сернистой пленки, затем вновь собран, было открыто оригинальное золочение. Однако для лучшей сохранности учеными было принято решение икону более окладом не закрывать.
Увы, сейчас от изначальной живописи XI века сохранились только фрагменты фона, одежды, исполненные в сочетаниях синих, белых, нежно-розовых и золотисто-желтых тонов, и фрагмент зеленовато-коричневой охры на шее апостола Павла. Вся остальная оригинальная живопись — лица, руки и стопы ног апостолов — полностью утрачена. На этих фрагментах не обнаружено живописного слоя древнее XV века.
Вторая древнейшая русская икона тоже новгородская.
Икона «Спас Златая риза», середина XI в.
Дерево, паволока, левкас. Яичная темпера. 242×148 см
Успенский собор Московского Кремля, Москва.
Своё название «Златая риза» икона получила от ныне утраченного сплошного серебряного позолоченного оклада, который украшал её. «Спас Златая риза» датируется XI веком. Однако в 1700 году икона была полностью переписана царским изографом Кириллом Улановым. Он при этом детально расписал золотом одежды, чтобы они отвечали названию образа.
Эта икона тоже происходит из новгородского Софийского собора. Была вывезена (а конкретнее – нагло отобрана у новгородцев и увезена) в Москву в 1570 году Иваном Грозным, собиравшим в столицу древние образы. Правда, через два года в Новгород была прислана её копия.
В настоящее время икона находится в иконостасе Успенского собора Кремля, справа от царских врат.
Ученые отмечают, что иконы «Апостолы Пётр и Павел» и «Спас Златая риза» скорее всего были написаны около 1050 года, когда было завершено строительство Софийского собора в Новгороде.
Таким образом, старше этих икон в России нет.
Хотя вообще-то на Руси…
Вообще-то на Руси в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым в центре Киева был построен Собор Святой Софии. И внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века. Но фрески и мозаики с точки зрения искусствоведения нельзя в полной мере назвать иконами***. Да и Киевская Русь теперь совсем не Россия…
Ну а самая древняя русская и не переписанная икона — какая?
Всезнающий интернет с удовольствием отвечает на этот вопрос.
Это «Святой Георгий» — икона Успенского собора Московского Кремля.
«Святой Георгий», к. XI-XII вв.
Дерево, паволока, левкас. Яичная темпера. 174×122 см
Успенский собор Московского Кремля, Москва.
Указание «к. XI-XII вв.» говорит о том, что икона если даже и не относится к концу XI века, то безусловно относится к самому началу XII. То есть принадлежит к числу древнейших в России. Такая датировка иконы основана на стилистической близости её живописи к мозаикам и фрескам Софии Киевской.
Икона, по мнению академика В. Н. Лазарева, имеет новгородское происхождение и была вывезена (повторюсь: нагло эспроприирована) в Москву Иваном Грозным. При этом ученый считает, что возможным заказчиком иконы мог быть князь Георгий Андреевич, младший сын Андрея Боголюбского, изгнанный в 1175 году из Новгорода и переселившийся в Грузию, где стал первым мужем царицы Тамары… Но это лишь предположение. Другие специалисты относят икону к концу XI века. И вот почему.
Самая большая отличительная особенность иконы в том, что её живопись имеет уникально хорошую сохранность. Есть лишь небольшие утраты на лице, на фоне и на одежде в нижней части иконы.
Такую сохранность обеспечил неизвесный «варвар от иконописи», который покрыл образ Георгия сплошным слоем тёмно-коричневой краски, что было обнаружено лишь в 1930-е годах.
При этом у иконы появилась ещё одна уникальная особенность, а именно: многие века лицевой стороной иконы была ее оборотная сторона!
И там было выполненное греческим мастером, работавшим в Москве, изображение Богородицы с младенцем, датируемое серединой XIV века.
Столь древнее изображение само по себе является большой ценностью в иконографии.
Однако и этого мало: под изображением Богородицы обнаружена ещё более ранняя живопись. Но реставраторы полностью очищать изображение XIV века не стали, расчищены были только фрагменты…
СПРАВКА
*** В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом (то есть алебастром, развёденным с жидким клеем).
Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание. Wikipedia
Нет ничего похожего на старинные русские иконы. Написанные яичной темперой на деревянной доске вручную, часто с золотым или серебряным покрытием прямо поверх композиции, они являются настоящими шедеврами религиозного иконописного искусства, почитаемыми верующими христианами по всему миру. Хорошей новостью является то, что, хотя некоторые экземпляры старинных русских икон Иисуса Христа, Божией Матери и святых хранятся в частных коллекциях, самые важные из них по-прежнему доступны для общественности. На самом деле их можно найти практически в любой церкви и монастыре, что дает каждому прекрасную возможность ознакомиться с этими исключительными произведениями русского иконописного искусства. Более того, некоторые из древнейших известных русских икон также можно увидеть сегодня собственными глазами, и в этом блоге мы хотим рассказать вам о нескольких из них.
Самые важные старинные русские иконы
- Икона «Спас Золотая риза»
«Спас Золотая риза» (см. фото выше) является одной из самых важных старинных русских икон, сохранившихся до наших дней. Она получила свое название благодаря красивой серебряной позолоченной ризе, которая, к сожалению, была утрачена. Первоначальный образ Спаса был написан в середине XI века, однако в 1699 году икона была полностью переписана царским живописцем Кириллом Улановым. В настоящее время она находится в Успенском соборе Московского Кремля.
- Икона святых Петра и Павла
Еще один замечательный экземпляр старинных русских икон XI века – икона святых Петра и Павла, которая хранится в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике. На ней изображены святые апостолы Петр и Павел во весь рост, с образом Христа за ними. Эта старинная икона была также частично переписана в XVI веке.
- Икона святого Георгия и Богородицы Одигитрии
Эта удивительная двухсторонняя старинная икона была написана около 1100 года, и она все еще в довольно хорошем состоянии. Как и икона «Спас Золотая риза», она находится в Успенском соборе Московского Кремля.
- Владимирская икона Божией Матери
Нельзя не упомянуть знаменитую Владимирскую икону Божией Матери, написание которой приписывается самому святому апостолу и евангелисту Луке. Согласно легенде, этот великолепный памятник старинных русских икон был привезен из Константинополя во Владимир в начале XII века. В настоящее время данная икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Это были самые важные старинные русские иконы, сохранившиеся до наших дней. Каждая из них – настоящий шедевр религиозного иконописного искусства, который также имеет большое духовное значение для верующих христиан во всем мире.
7 самых известных в России православных икон
Икон на Руси – великое множество. И за некоторыми из них издревле закрепилась слава «чудотворных». Часто это связано с необычными обстоятельствами появления иконы, порой – с чудесами и исцелениями, случившимися по молитвам перед ней. Каждый верующий выбирает икону для себя, именно ту, что дает ему поддержку и вдохновение. Порой мы даже не можем объяснить, почему именно этот образ находит отклик в нашем сердце. Однако православный мир знает несколько икон, которые заслужили безусловную всенародную любовь.
Казанская икона Пресвятой Богородицы
Начиная с 1164 года, русские князья пытались установить господство над Волгой и расположенной на ней Казанью. Столетия изнурительной войны, победы и поражения и, наконец, завоевательный поход Иоанна IV в 1552 году, окончившийся триумфом… Казалось бы, что цель достигнута! Но разное вероисповедание препятствовало духовному единению народов, необходим был стимул, который смог бы объединить русских и татар.
И такое знамение было дано свыше в 1579 году. Во время очередного волнения татар в городе случился пожар, Казань выгорела практически дотла. Но как раз тогда, когда дух горожан поник, девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая найти на пепелище ее икону. Поначалу ребёнку никто не верил, в итоге Матрона начала поиски самостоятельно и нашла в указанном месте образ. Когда его переносили в Благовещенский собор (первый православный храм Казани), два слепца – Иосиф и Никита – внезапно прозрели. Так было положено начало возвышению Православия в татарских землях.
Впоследствии по молитвам перед этой иконой случилось множество чудес: люди получали исцеление и помощь, страна не единожды была спасена от вторжения неприятеля. Вплоть до 1904 года образ пребывал в России, пока его след не оборвался. Сегодня существует много теорий о том, где находится чудотворная икона: кто-то утверждает, что она попала в частные коллекции, кто-то говорит, что погибла в огне. Однако есть и те, кто верят, что образ просто временно скрыт от человеческих глаз, но если случится в нашей стране беда – то вновь явит Пречистая Дева свою чудотворную икону русскому народу.
Владимирская икона Божьей Матери
Владимирская икона Божьей Матери — одна из главных святынь русской православной церкви. По одной из версий Святая Дева была написана с натуры евангелистом Лукой, использовавшим в качестве материала доску от стола, за которым трапезовал Спаситель. В 12 веке образ был передан в дар Киевскому князю: икона переезжает во Владимир (в то время столицу Руси) и размещается Андреем Боголюбским в Успенском соборе. С того времени она получила имя «Владимирская».
В дальнейшем молитва перед иконой не раз спасала Русь от походов иноверцев. Так, в 1395 году, когда безжалостный завоеватель хан Тамерлан приблизился с грозной армией к Москве, святыню срочно доставили из Владимира. Все горожане сутками молились перед ней о спасении: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!». И чудо случилось: внезапно орда «Железного Хромца» развернулась и ушла восвояси. Легенда гласит, что пока русский народ молился Пресвятой Деве, Тамерлан увидел во сне видение. С вершины горы сошла к нему Пресвятая Богородица и повелела прекратить военный поход. Проснувшись и посоветовавшись с толкователями, Тамерлан повернул войска вспять.
С 1999 года икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»
Эта икона Божией Матери стала называться «знамением» после чудодейственного спасения Новгорода в 1170 году, когда удельные князья пытались захватить город. Архиепископ Илия, понимая, что военной мощи новгородцев не хватит, чтобы защитить город, удалился для молитвы. По прошествии 3-х дней ему было дано знамение: голос с неба повелел вынести на городскую стену образ Пресвятой Богородицы, который хранился в одном из храмов Новгорода.
При переносе икона попала под обстрел, и одна из стрел попала прямо в лик Девы. Горю горожан не было предела, но вскоре оно сменилось восторженными возгласами: из глаз Богородицы полились самые настоящие слезы. Увидев это, захватчики обезумели от страха и бросились в бегство, а ободренные поддержкой Бога новгородцы кинулись в бой и отстояли город.
В честь чудесного вмешательства Царицы Небесной архиепископ установил праздник Знамения, который отмечается и в наши дни. Икона сменила несколько храмов, побывала в Третьяковской галерее, а сегодня хранится в Кафедральном Софийском соборе. Любопытно, что при передаче образа из музея в обитель над собором появилась кольцевая радуга, которая потом растворилась в ясном небе.
«Троица» Андрея Рублева
Троица в православной церкви знаменует один из главных христианских догматов о Единстве Бога в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Среди всех икон Троицы существует одна, выполненная не рукой простого художника, но святым Андреем Рублевым. Она передает не догмат, а живого Бога. Этот образ, невероятно важный для истории иконописи, не имеет чудодейственных свойств и легенды необычного появления. Но мастерство, живая энергия, одухотворенность иконы сделали её всемирно ценным предметом искусства.
Андрей Рублев расписывал многие церкви и создал множество икон. Но «Троица» считается его самым гениальным произведение. В 16 веке образ был по достоинству оценен Иваном Грозным и подарен Троице-Сергиевской лавре. Сегодня икону можно увидеть в Третьяковской галерее.
Донская икона Божией Матери
Донская икона Божией Матери была написана еще в 14 веке Феофаном Греком. Этот образ повсеместно прославился чудесами. Молитва перед ним помогала нашим воинам в сражениях против Золотой Орды, а также в Куликовской битве 1380 года. Победивший в этом бою московский князь Дмитрий Донской переименовал Успенский собор в Коломне в Донской, а хранимую там икону Пресвятой Богородицы – в Донскую. Прославленный образ участвовал в битвах Ивана Грозного против казанских ханов в 1552 году, а после – и в походе на Полоцк в 1563 году.
Одним из известных чудес, случившихся по молитвам перед этой иконой, считается спасение Москвы от набега крымских татар под предводительством хана Казы-Гирея. После громкой победы над захватчиками в столице был отстроен Донской монастырь. Правда, оригинал иконы туда не попал. Для монастыря была сделана лишь точная копия. В наше время оригинал хранится в Третьяковской галерее в Москве, но каждый год 1 сентября его переносят на сутки в храм для совершения молебнов.
Иверская икона Божией Матери
Иверская икона почитается как одно из древнейших изображений Богородицы. Предание гласит, что образ был создан самой Божией Матерью, когда Она прислонилась лицом к доске, на которой обычно пишутся иконы.
В VIII веке образ оказался в домашней церкви некой вдовы, которая проживала в Иерусалиме. Когда в городе начались иконоборческие волнения, разрушители ворвались в дом к этой женщине и ударили лик Божией Матери мечом. Из него начала струиться кровь и злоумышленники, напуганные до безумия, обернулись в бегство. А вдова с молитвой обратилась к Пречистой Деве, прося Её дать знак о том, как уберечь икону. Знак свыше был послан – женщина вышла на морской берег, положила образ на воду, и тот, приподнимаясь, медленно уплыл вдаль …
Прошли годы, и икона явилась рядом со Святой Горой Афон. Однажды иноки обители увидели огненный столп над морем и бросились к воде. Зарево уже погасло, зато на волнах покачивалась икона… Монахи попытались достать её из воды, но икона как будто специально уплывала от них. И только позже, по желанию Самой Богородицы образ сошел в руки Гавриила Святогорца. Икону перенесли в Иверский монастырь на Афоне.
Множество чудес свершилось по молитвам перед этим образом: от голодной смерти не единожды спасались монахи Афона, люди получали исцеления, а грешники не могли войти в стены храма. Точный список этой иконы есть и в России, в Новодевичьем монастыре. Оригинал же до сих пор находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции.
Тихвинская икона Божией Матери
По одной из версий, эта икона была написана еще в I веке апостолом и евангелистом Лукой. В Константинополь она попала из Иерусалима в V веке, а в 1383 году таинственным образом исчезла из города. Но спустя какое-то время появилась вновь, правда уже на русских землях, недалеко от Тихвина.
Первые народные упоминания об этом образе противоречивы. Очевидцы несколько раз видели икону в разных местах – она то появлялась в нескольких километрах от Тихвина, то снова исчезала. Наконец, явившись в самом городе, образ повис над рекой, а затем сошёл в руки русским христианам. Видимо, Богородица сама избрала это место постоянной обителью иконы. Специально для неё отстроили церковь, которая позже вошла в состав Большого Богородице-Успенского мужского монастыря.
По молитвам перед иконой случилось множество чудес. Так, в 1615-1617 годах молитва перед святыней спасла Новгородские земли от наступления шведов. А в 1858 по усердным мольбам перед образом излечился 2-хлетний малыш Анатолий, который не мог ни сидеть, ни ходить с самого рождения. Наконец, глубоко чтила Тихвинскую и царская семья. Представители дома Романовых неоднократно посещали Богородице-Успенскую обитель, чтобы преклонить колени перед иконой. Там же ей могут сегодня помолиться и все верующие.