Содержание
- Пророки
- Кто такие пророки и их роль в различных религиях
- Кто такой пророк и что означает это слово
- Сильнейшие пророки в Священных Писаниях
- Какая разница между пророками и посланниками
- Будущие времена
- Самые загадочные пророчества Библии: Приход пророка Илии перед днем Господним
- Как это объяснить:
- Чем важно это пророчество:
- Где еще можно встретиться с этим пророчеством:
- Пророческое служение в Ветхом Завете.
- О роли пророческой и священнической традиции в Ветхом Завете
- Список великих христианских святых
- Великие пророки
- Апостолы
- Великие святители
- Великомученики
- Великие преподобные
- См. также
- Ссылки
Пророки
- Пророки Библейский словарь Нюстрема
- Кто такой Пророк? Андрей Десницкий
- Пророки и пророчества Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина
- Исагогика. Том II Эпоха пророков прот. Александр Мень
- Пророчества об Иисусе Христе
- Внимая голосу пророков И. Я. Гриц
- Понятие о пророках и время их служения Киевская Духовная Семинария
- Пророки Ветхого Завета
- Хронологическая таблица пророков-писателей
- Пророк Исаия в Евангелиях
- Исполнение ветхозаветных пророчеств в Новом Завете
Проро́ки – святые ветхозаветных времен, предвидевшие по Божественному Откровению пришествие Христа Спасителя, предсказывавшие будущие события и возвещавшие израильскому народу волю Божию.
По пророческим книгам в Священном Писании пророки делятся на больших и малых. Большими называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньших пророков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.
Они называются меньшими потому, что оставили после себя книги меньшего объема сравнительно с книгами больших пророков. Особенный предмет предсказаний ветхозаветных пророков составлял Мессия – Христос и судьбы веры и Церкви Христовой и всего мира.
Пророки охватили в своих пророчествах все обстоятельства земной жизни Господа и главнейшие судьбы веры и Церкви: рождение Господа от Девы, место Его рождения, бегство Его в Египет, избиение вифлеемских младенцев, явление перед Ним Предтечи, Его общественное служение, святую жизнь и дела, предание Его одним из учеников за 30 сребреников, Его осуждение на крестную смерть, Его страдания, пронзение рук и ног, распятие между злодеями, разделение Его одежд, напоение оцетом, смерть и чудеса при смерти, прободение ребер, погребение между богатыми, Его воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, ниспослание Святого Духа, проповедь апостолов, просвещение язычников и распространение Церкви до пределов вселенной, последние времена мира, пришествие Антихриста, второе пришествие Господа, воскресение мертвых, Страшный суд и решение участи всех людей, добрых и злых, праведных и грешных, и, наконец, вечное царство Христово.
Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков говорил Святой Дух и что книги, составленные ими, писаны по вдохновению Духа Божьего. Так апостол Петр пишет: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет.1:21).
***
Три черты отличают пророков от обычных людей: Бог сам избирает себе пророков; пророки воспринимают и далее передают людям речения Божии; когда такое происходит, они пребывают в состоянии экстаза, вдохновения, «восхищения», то есть действуют под водительством Св. Духа (2Пет.1:21). От людей же ожидается, чтобы они верили словам пророков; так Христос обличал современников за то, что они не веруют пророкам (Лк.24:25). Он вообще глубоко почитал пророков и ставил пророческие книги наравне с Моисеевым Законом (Лк.16:16), да и его самого некоторые считали пророком.
Правда, веровать надо только истинным пророкам, и в Ветхом Завете приведены указания, как отличить «настоящего» пророка от самозванца (Втор.13:1-3, 18:22).
Воля Божия, по Танаху, имеет как бы два измерения.
Во-первых, Бог обращается к поколению современников пророка, наставляет и обличает их, руководит ими, таково презе́нтное (отнесенное к настоящему) измерение. Помните, у М.Ю. Лермонтова:
С тех пор как вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья;
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Именно соплеменников и современников обличает пророк, а тем, естественно, это не нравится.
Во-вторых, пророк от лица Бога предсказывает грядущие события, иногда близкие, иногда отдаленные. Таково футуральное (отнесенное к будущему) измерение. Исполнение пророчеств непреложно, и как раз у Исаии (Ис.46:10) Господь Бог говорит об этом: «Я возвещаю от начала что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю».
Между прочим, мотив именования в русском слове пророк (от прорекать, то есть «предсказывать будущее») не полностью покрывает все функции нави́, потому что иудейский пророк не только прорицатель, но еще и наставник-воспитатель-обличитель народа и его правителей, в том числе царей.
Е. М. Верещагин
Кто такие пророки и их роль в различных религиях
Слово пророк означает прорицатель — это человек, который устанавливает тесный контакт со сверхъестественными силами и божеством. Представители Творца на земле упоминаются в древних трудах разных религий. Задачей избранника является передача послания людям. Он может занимать любое общественное положение. Для священного представителя возраст не имеет значения. История человечества пестрит примерами заботы Бога, которому характерно неиссякаемое милосердие.
Кто такой пророк и что означает это слово
Смысл пророческого служения является глубоким и неиссякаемым. Посланник является не только глашатаем Бога, но и полноценной личностью. Избранник по своей воле принимает миссию. Посыл в общество выступает оценкой настоящих событий и призыва к переменам. Изменение образа жизни и подлинное покаяние за содеянные грехи являются основой деятельности пророка.
Предсказания всегда имеют исторический контекст. Взгляд Вечности на современные события позволяет откорректировать неправильные поступки. Религиозные люди всегда обращают внимание на священные тексты. Вдохновенная речь исторических личностей и пророков настраивает на путь истины и помогает разобраться в вопросах бытия.
Человеку свойственно иногда не видеть правду. Творец ищет в массах людей, которые способны вести откровения и провозглашения. Перед избранниками ставятся высокие цели и достижение стандартов. Фундаментальной задачей прорицателей выступает спасение народа.
Значение слова пророк раскрывается в качестве истолкователя Бога.
В Библии
По иудео-христианским канонам пророки представляют собой провозвестников божественной воли. В Новом Завете и манускриптах Селтуагинты содержится развернутая информация о представителях откровений Всевышнего. Исходя из постулатов Библии, различают ранних и поздних прорицателей. В исторических книгах имеется скудное количество информации об избранниках.
Пророческими считаются поздние произведения. Самой известной является книга Даниила.
Проведя анализ религиозных повествований, можно прийти к выводу, что морально-этическое начало играет важную роль в жизни человека. Механизм появления пророков обусловлен волей Творца. Либеральная точка зрения связывает формирование данного движения с глубоким обострением социально-политических противоречий.
В христианстве пророческая литература выполняет важную роль. Произведения влияют на идеологию людей. В иудаизме ключевой фигурой выступает Моисей. Основоположник религии и пророк организовал побег евреев из древнего Египта и объединил племена в единый народ. Зарождение течения было своевременным, в тот период велись междоусобные войны. Ситуация обострялась на фоне приказа фараона, который стремился убить всех рожденных мальчиков. Судьба распорядилась спасением Моисея. Малыша спустили в корзине по реке. Ребенок был спасен дочерью фараона.
Моисей в переводе означает «вытянутый» из воды. Пророк вывел израильский обетованный народ через Черное море и открыл людям 10 заповедей. После 40 лет скитаний в пустыне провидец умер.
Истинный пророк не ставит задачу узнать ближайшее будущее и потешить собственное любопытство. Прорицатель делает это, чтобы проинформировать людей о важных событиях для их спасения.
В Коране
В мусульманстве пророчество имеет сакральное значение. Аллах выбирал из людей наиболее достойных, чтобы передать свои откровения. Избранникам был указан истинный путь жизни. Данные мысли поручалось донести разным племенам. Главная задача просвещения масс – недопущение к многобожию и идолопоклонству.С целью укрепления священных слов прорицатели получали дар к сотворению чудес.
Аллах является первым пророком в мусульманстве.
Дарвинские идеи в религиозном течении не приветствуются. Исходя из текстов Священных Писаний, все провидцы ислама обладали следующими качествами:
- говорили исключительно правду;
- хранили верность и искреннюю преданность Творцу;
- передавали все запреты, ограничения и предписания, невзирая на жизненные трудности;
- имели мудрость, тонкий ум и понятливость;
- воспитывали в себе чистый нрав и безгрешность.
Изучив Священные Писания, среди пророков можно выделить Мухаммада, Ноя и Авраама. Нередко художественные и документальные фильмы напоминают современному обществу о данных избранниках. Внимания также заслуживает Энох, Салих и Худа.
Нуждаетесь в помощи магических сил? Получите ответ на волнующий вопрос от мага и целителя. Напишите о проблеме
прямо сейчас, и в онлайн-режиме эксперт подскажет решение!Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы
Полезными привычками Мухаммеда являлись:
- Раннее пробуждение. Пророк каждое утро вставал до начала намаза. Такой подъем благотворно влияет на общую продуктивность и нормальное психологическое состояние.
- Легкий прием пищи. Исходя из Суны, только 1/3 желудка должна быть заполнена едой. Чрезмерно плотное питание негативно влияет на здоровье человека.
- Неторопливая трапеза. Аллах советовал есть вместе с членами семьи.
- Сунна пития. Пророк употреблял напитки или воду без спешки. Таким образом из жидкости достигается максимальная польза.
- Систематическое употребление граната. Полезный фрукт богат на минералы и витамины. Вещества эффективно поддерживают клеточные функции. Антиоксиданты защищают от развития сердечных недугов.
- Пост. Пророк считал, что ограничения в еде касаются не только месяца Рамадана, но и каждого понедельника, четверга. Эта практика носит благотворное влияние.
- Употребление фиников. Сушеный фрукт нормализует уровень сахара в крови.
- Активный образ жизни. Намаз требует от верующего хорошей физической формы и выносливости. Аллах поощряет здоровый образ жизни.
Сильнейшие пророки в Священных Писаниях
В Христианстве Священные Писания выделяют 4 великих и 12 малых пророков. Каждый из них выполнял важную божественную задачу. Прорицатели пытались достучаться до людей и изменить их жизнь в лучшую сторону.
Наиболее известными избранниками в православии и католицизме являются:
- Исаия. Выходец из знатной семьи евреев священников начал в возрасте 20-и лет. По преданиям избранник исцелил больного царя Езекию и уничтожил войско ассирийского противника. Мессианские предсказания, видения о Египте и еврейском народе лежат в основе его послужного списка;
- Иеремия. Пророк Ветхого Завета запомнился «плачущими» убеждениями, которые припали на эпоху пленения Вавилоном. Главной задачей избранника выступало формирование непоколебимой любви в своему народу;
- Даниил. Пророк имел способность толкования снов. Известным эпизодом с участием избранника является его спасение во рву со львами;
- Иезекииль. Прорицатель упрекал древних евреев в нечистоплотности и корыстолюбии. Против язычников выдвигалось утверждение про их разорение. Предсказание по воскрешению мертвых символизирует зарождение и становление Израиля;
- Иоиль. Библейский пророк распространял в народе мудрость о сошествии Святого Духа на апостольский ряд;
- Иона. Древний ветхозаветный избранник Творца предвидел тяжелую судьбу еврейского народа и опустошенность Иерусалима. Прорицатель знал о смерти Иисуса и последующем воскрешении;
- Амос. Пророк утверждал, что человечность и правда является основой жизненной энергии. Ясновидец уделял пристальное внимание социальной несправедливости в древнем обществе;
- Осия был информирован о том, что Творец отвернется от Израильского дома и призовет языческие народы на службу;
- Михей стоял у истоков упрощения иудаизма до формирования новой этической сущности;
- Наум. Книга пророка подробно раскрывает особенности религиозно-этического устройства общества;
- Софония является потомком Изекии. О его биографии неизвестно;
- Авакуум. Предсказатель видел нашествие халдеев и описал правила богослужений в храмах;
- Авдий знаменит своей речью о предательстве иудеев перед израильтянами;
- Аггей является одним из последних избранников по Ветхому Завету. Речи избранника направлены на восстановление храма в Иерусалиме;
- Захарий. Предсказания о Мессии приведены в книгах ВЗ;
- Малахий обличал народы за недостаточные усердия в жертвах, уклонения в вере, пороки и богохульство предсказывался страшный Божий суд, знал будущее.
В исламе распространено деление пророков на Наби, Расуль и Улю-аль-азм. Первая группа избранников передала своему народу специальные предписания. Здесь указывались запреты Аллаха людям. Расули посылаются в знамении с целью назидания народности. Наиболее известными представителями этой категории являются Мухаммад, Ибрахим и Муса. Стойкость и непоколебимость избранников позволяет отнести их представителям твердым духом.
Какая разница между пророками и посланниками
Пророк отличается от посланника в исламе на основании полученного послания от Аллаха. Это определение четко регламентировано Кораном. Всевышний внушает избранником истинные откровения. Прорицатель, получивший Священное Писание автоматически становится посланником. Избранный выполняет функцию информирования общества о неправильных вещах. И лишь Расуль убежденно доносит до людей волю Творца. В мечетях по избранникам в праздники проводятся специальные служения.
Разница между пророком и посланником в христианстве также заключается в выполнении поставленных задач. Так, первые доносят до людей свет Истины. Миссией же посланников выступает распространение учения, писания в обновленном варианте. Структура информации может меняться для определенного народа под конкретное время. Молитва и вера здесь играет важную роль. Происхождение избранников описывается в Священном Писании.
Господь часто обращался к Израильскому народу через особо призванных людей – пророков. Они не были, как это теперь понимается, только предсказателями будущего. Бог, время от времени, посылал пророков, выбирая их среди Израильтян – Северного и Южного царств – чтобы они по Его откровению возвещали народу Его волю, предупреждали, предостерегали от греха и идолопоклонства и свидетельствовали о могущественных делах Божиих в прошлом и в будущем. Пророки выступали часто, когда цари, священники и народ заблуждались и отступали с пути Господа, когда царствам угрожали войны, голод и другие бедствия. Напоминая о делах Господа в прошлом, пророки пробуждали в людях сознание необходимости полного послушания Богу, а не только выполнения обрядов; они возвещали о грядущей каре – нападении языческих народов на непокорный Израиль; а также возмездие Господа, которое постигнет эти народы за зло, нанесенное Израилю; о рассеянии Израильского народа по всему миру и о его возвращении в землю обетованную, они предсказывали пришествие Мессии, т.е. Помазанника, Его смерть за спасение Израиля и всего мира, и Его воскресение; говорили о светлых будущих временах, когда Мессия вторично придет и будет царствовать…
Некоторые пророки писали пророческие книги. Библия насчитывает 17 пророческих книг. По количеству страниц – это почти пятая часть Библии. Их написали 16 пророков (из них Иеремия – две.) Вот имена этих пророков, в приблизительном хронологическом порядке:
Иоиль, Иона, Амос, Осия, Исаия, Михей, Софония, Наум, Иеремия, Аввакум, Авдий, Даниил, Иезекииль, Аггей, Захария и Малахия. В Библии порядок пророческих книг не соответствует хронологии их написания. Полезно запомнить имена всех пророков, чтобы легче находить их книги в Библии.
Будущие времена
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. 2Тим.4,3–4
Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. Мк.13,12
..ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. Мф.24,21
Не хвались завтрашним днём, потому что не знаешь, что родит тот день. Притч. 27,1
И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Мк.13,13
Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. Мк.13,19
И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. Мк.13,20
Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день. Притч.3,28
Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, – не верьте. Мк.13,21
Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Мк.13,22
Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. 2Тим. 3,13
Самые загадочные пророчества Библии: Приход пророка Илии перед днем Господним
Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
Почти все пророки, жившие в ветхозаветную эпоху, так или иначе говорили о времени, когда Бог Сам придет на землю и станет судить людей. Об этом говорили пророки Исаия, Иеремия, Иоиль, Амос… Об этом же пророчествовал и Малахия, живший на рубеже V и IV веков до Р. Х. Но в его пророчестве есть одна новая, дополнительная деталь: он говорит, что у Господа будет предшественник:
Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.
Книга пророка Малахии, глава 4, стихи 5, 6
Впоследствии Господь Иисус Христос напрямую отнесет эти слова пророка Малахии к Иоанну Предтече (Мф 17:10–13). И это часто вызывает у читателей Евангелия недоумение: ведь Иоанн Предтеча не Илия?
Как это объяснить:
В Библии вообще много параллелей: одни события оказываются предзнаменованиями других, которые случаются позже. Например, страдания и последовавшее за ними возвышение Иосифа, которого братья продали в рабство египтянам, во многом указывают на то, что случится много позже с Иисусом Христом; двенадцать «казней египетских» (наказания, посланные египтянам, которые не желали отпустить на волю еврейский народ) сильно напоминают те бедствия, что описаны в Откровении святого апостола Иоанна Богослова, и так далее. Господь говорит «лицом к лицу» с отдельными праведниками; народы же Он вразумляет событиями, некоторые из которых становятся предвестниками других.
На переднем плане указывающий на Христа – Иоанн Предтеча.
Явление Христа народу. Александр Иванов. 1837—1857
Иоанн Предтеча стал предшественником воплотившегося Бога — Господа Иисуса Христа. Он учил иудейский народ покаянию, без которого люди не могли бы узнать Спасителя, не поняли бы Его проповедь о Царствии Небесном. Иоанн, безусловно, не был Илией, но пришел в духе и силе Илии(Лк 1:17). Он выполнял ту же задачу, которую предстоит выполнить Илие в преддверии Второго пришествия Господа Иисуса Христа: напомнить людям, чьи мысли и интересы связаны только с земным, о Боге и о грядущем Страшном суде.
«Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого», — говорит святой Иоанн Златоуст.
Чем важно это пророчество:
Явление пророка Илии — один из основных признаков Второго пришествия Господа и Страшного суда.
Где еще можно встретиться с этим пророчеством:
К пророчеству Малахии несколько раз обращаются участники евангельских событий. Апостолы, видевшие Преображение Господа на горе Фавор (и пророка Илию, говорившего с Господом во время Преображения), на обратном пути интересуются: Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? И Господь им разъясняет: Правда, Илия прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; та́к и Сын Человеческий пострадает от них (Мф 17:10–12). А позже жители Иерусалима, проходившие мимо Голгофы в день распятия Господа и слышавшие Его вопль: Илú, Илú! ламá савахфанú? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», приостанавливались и говорили: Илию зовет Он; посмотрим, придет ли Илия спасти Его (Мф 27:46, 47, 49).
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.
Пророческое служение в Ветхом Завете.
Печальное событие разделения избранного народа на два враждебных
друг другу царства повлекло за собой не только ослабление политического
могущества народа, но и падение его в религиозно-нравственном
отношении; та склонность к нечестию и идолопоклонству, которая начала
проявляться в еврейском народе в последние годы правления Соломона, с
разделением царства получила государственное одобрение и открыто
поощрялась в царстве Израильском. Израильские цари, начиная с
Иеровоама, выставили идолопоклонство как знамя своей политической
независимости и всеми мерами отчуждали свой народ от Иерусалимского
храма. В те времена все лучшие надежды евреев сосредоточивались в
Иерусалиме, «который Бог избрал Себе для пребывания там имени Его».
Но «и Иуда также не соблюдал заповедей Господа Бога своего, и поступал
по обычаям израильтян». И вот, чем нечестивее становился избранный
народ, тем все сильнее раздавался голос Божий, будивший спящую совесть
народа. В это именно время в еврейском народе один за другим выступают
пламенные борцы за истинную веру, чистоту нравов. Это были пророки,
посланные Богом еврейскому народу для поддержания в его среде
истинной веры и благочестия. Воодушевленные Святым Духом, эти
избранники Божии безбоязненно шли к израильским и иудейским
правителям и обличали их в идолопоклонстве и безнравственной жизни.
Они призывали избранный народ к покаянию, учили людей истинной вере,
предсказывали грядущие события и совершали чудеса. Одни из них только
проповедовали, а другие, помимо устной проповеди, оставили свои
Писания.
Пророков, проповедовавших устно, было очень много. Из них
особенно известны и замечательны два великих пророка – Илия и Елисей.
Пророков, оставивших свои Писания, шестнадцать. По величине и
значимости написанных этими пророками книг они разделяются на
больших и малых. К числу больших пророков относятся: Исаия, Иеремия,
Иезекииль и Даниил, а к числу малых относятся: Осия, Иоиль, Амос,
Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.
Пророки Иезекииль и Даниил пророчествовали во время вавилонского
плена, а пророки Аггей, Захария и Малахия – после плена. Все же
остальные пророки жили до вавилонского плена.
Пророк Исаия.
Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия.
Он был потомком царя Давида и находился в родственных отношениях с
иудейскими царями. Исаия пророчествовал при царях Иоафаме, Ахазе и
Езекии. В год смерти царя Озия, в 740 году, Бог призвал Исаию к
пророческому служению особым явлением. Исаия видел Господа в
небесном храме на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестикрылые
серафимы и взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна
славы Его!» Пораженный видением, Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб
я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с
нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.
6:3:5). Один из серафимов взял клещами уголь с небесного жертвенника и
коснулся им уст Исаии со словами: «Вот, это коснулось уст твоих, и
беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». После этого Исаия
услышал вопрошающий голос Господа: «Кого Мне послать? И кто пойдет
для Нас?» Исаия ответил: «Вот я, пошли меня!» Тогда Господь повелевает
ему: «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и
очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего,
и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули…» (Ис. 6:7-10). Исаия
спросил: «Надолго ли, Господи?» Господь ответил ему: «Доколе не
опустеют города, и останутся без жителей, и дома без людей, и доколе
земля эта совсем не опустеет» (Ис. 6. 11).
Видение окончилось, и на святом пророке почил Дух Божий, Который
звал его на борьбу с пороками и религиозным заблуждением еврейского
народа. Исаия громко и пламенно призывал еврейский народ к покаянию,
обличал его нечестие. В словах, полных апокалипсического ужаса, он
призывал жителей Иудеи отказаться от чужих богов и обратиться к
Истинному Богу. Пророк клеймил ханжество богачей, которые строго
постились, совершали жертвоприношения в Иерусалиме и одновременно
угнетали бедняков, обижали вдов, сирот и маленьких детей. Впервые в
истории Израиля и Иудеи он проповедовал, что религиозные обряды не
имеют никакого значения, если их не совершать с чистой и справедливой
совестью. Но духовно оглохший и ослепший народ не мог слышать
спасительных призывов Божьего избранника. Видя окаменение сердец
еврейского народа, пророк Исаия возвещает своим соотечественникам
наказание Божие через ассирийцев и халдеев. Он говорит о грядущей
гибели Самарии, о разрушении Иерусалима и храма вавилонянами и о
плене вавилонском. Возвещая наказание Божие нечестивому народу,
пророк Исаия вместе с тем говорит, что Господь простит иудеев и
освободит их из плена, если они искренне раскаются в своих грехах.
Но особенно много пророчествовал Исаия о грядущем Спасителе
мира – Мессии. В своих пророчествах он называет Мессию Богом и
человеком, Учителем всех народов, Основателем царства мира и любви.
Пророк предсказывает, что Мессия родится от Девы, приимет Дух Божий,
будет совершать чудеса, пострадает и умрет за грехи людей, воскреснет на
небо. Основанная Им Церковь распространится по всей вселенной.
Будущие страдания Спасителя Исаия описывает так ясно, как будто он
видел их своими глазами (Ис. 53).
За ясность пророчества о Христе Исаию называют пророком-
евангелистом. Существует древнее предание, что святой пророк принял
мученическую смерть. За обличение царя Манассии в идолопоклонстве он
был перепилен деревянной пилой.
О роли пророческой и священнической традиции в Ветхом Завете
У древнегреческого поэта Эзопа есть басня о крепком дубе и гибком тростнике. Дуб и тростник поспорили, кто сильней: дуб стоял прямо, не прогибаясь под воздействиями внешней среды, и в результате при особенно сильном порыве ветра был с корнем вырван из земли. Тростник же гнулся по направлению ветра — и остался цел. Эту притчу можно трактовать по-разному. Согласно одному из толкований, дуб олицетворяет все традиционное, все, что строится на авторитете прошлого, уходит корнями в почитаемую древность и несет в себе силу проверенной временем и устоявшейся системы. С другой стороны, тростник, свободный в движении, подчиняется порывам ветра, взаимодействует с окружающим миром, адаптируется к изменениям и, не имея крепости дуба, оказывается более жизнеспособным. Примеров, подтверждающих это правило, очень много. Наука, искусство, политические и социальные институты — практически в любой области жизни мы находим устоявшуюся, консервативную систему, на которой все строится. Системы знаний и умений, системы ценностей, политические системы так же основательны и стабильны, как и столетний дуб, но так же, как и несгибаемое дерево, они тяжело адаптируются к новым условиям и чаще всего ломаются под ветром перемен, уступая место новым структурам.
Одним из наиболее консервативных институтов общества является религия. Любая религия консервативна по определению, так как она всегда основывается на древнем откровении — на явлении бога или его посланца, передавшего людям сокровенное знание о сотворении и устройстве мира. Помимо того, религия — это еще и свод законов и правил, которые остаются неизменными, так как обладают авторитетом того же самого откровения. Именно консерватизм и косность приводили к тому, что все религии древности рано или поздно вымирали, так как переставали соответствовать новым знаниям о мире, новым системам ценностей, новым видам общественных отношений. Эта участь не коснулась только религии Древнего Израиля. Что же позволило библейскому учению о Едином Творце не исчезнуть под натиском времени? Бого-словы находят ответ в уникальной способности этого вероучения сочетать авторитет древности со способностью адаптироваться к новым условиям, или, возвращаясь к нашей притче, совмещать в себе крепость дуба с жизненной силой тростника. Прежде всего это связано с сосуществованием в яхвизме двух одновременно конфликтующих и взаимодополняющих традиций: священнической и пророческой.
Оба эти служения зарождаются одновременно с возникновением ветхозаветной религии и с появлением первого пророка — Моисея и первого священника — Аарона. До исхода из Египта вера в Единого Бога была лишь личным опытом патриархов, который впоследствии передавался в виде предания поколениям евреев, живших в египетском рабстве. Религией народа этот личный опыт становится лишь тогда, когда в нем возникают необходимые структурные элементы — свод законов, ритуалы и священные атрибуты. Все это появляется лишь на Синае. Для сохранения и поддержания священной традиции, а также для посредничества между Богом и народом необходимы служители. И с самого начала служение идет в двух направлениях. Одно из них возлагает на себя ответственность за системные элементы религии и само становится частью этой системы. Это служение левитов и священников.
К левитам относятся потомки Левия, третьего сына Иакова. В древности было принято посвящать Богу первородных сыновей, но после того, как весь народ Израиля отвратился от Господа и поклонился золотому тельцу на горе Синай, Господь передал роль служения колену Левиину (см.: Исх 32:26–29), взяв «левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна, и провозгласив их Своим племенем (см.: Чис 3:11–13). Небольшая избранная часть левитов, относящихся к прямым потомкам Аарона, получила особый статус и называлась священниками, или коханим. Ни левиты, ни священники не занимались земледелием, их обеспечивали остальные колена, отдавая им десятину от своих урожаев. Для проживания левитам было выделено 48 городов, священники же в основном жили в Иерусалиме при храме. В обязанности левитов входило «носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его…» (Втор 10:8). В период Первого и Второго храмов роль избранных служителей скинии отошла исключительно коханим, только они могли совершать жертвоприношения, и только один из них — первосвященник — мог раз в год входить в святая святых. Помимо исполнения ритуалов левиты в целом отвечали за сохранение откровения и за просвещение.
Таким образом, служение у левитов и священников было жестко регламентировано: священником можно было стать только по праву рождения, жить — лишь в отведенных местах и иметь четко очерченный круг обязанностей. Именно благодаря такой жесткой структуре предания, традиции и законы могли сохраняться почти неизменно на протяжении столетий. Левитское служение было стержнем яхвизма, оно дало ему силу, столь необходимую в поддержании религиозного духа в среде своего народа и в противостоянии влияниям со стороны языческих верований окружающих наций.
Однако времена менялись, менялись обстоятельства, возникали новые духовные потребности, случались духовные и религиозные кризисы. Священническое служение не могло адаптироваться к новым условиям. Но отличительной особенностью яхвизма было то, что это была вера в живого Бога, поэтому кроме священников у Господа были еще и пророки, которые поддерживали с Богом живую связь.
Служение пророков принципиально отличается от священнического. Во-первых, в Израиле не было касты пророков, этот статус не передавался по наследству. Господь мог выбрать Себе в пророки человека из любого колена, любого района Израиля или Иудеи, любого социального происхождения. Елисей был пахарем, Амос — пастухом, Иезекииль — священником. Функции пророков также не были четко очерчены. Так как пророческое служение не было мастерством, связанным с определенным набором передаваемых по наследству знаний и умений, в пророческом служении не было никакой преемственности или системы. Основной задачей пророков было передавать живые слова Господа, которые обращались к конкретной исторической ситуации. Если левиты видели суть своего служения в сохранении буквы закона, то пророки наделяли его живительной силой, трактуя его по-новому в новых обстоятельствах. Они могли обращаться к конкретным проблемам, связанным с отдельными людьми (Нафан и Давид, Елисей и Нееман, Исаия и Езекия), с целым народом (раздел царства, ассирийские завоевания, вавилонский плен) или даже с судьбами всего человечества. И хотя пророчества в основном касались одних и тех же тем — идолопоклонства, несправедливости, мессианских ожиданий, — в каждой новой ситуации эти темы освещались по-разному.
Неудивительно, что эти две традиции периодически вступали в конфликт (Иеремия и Пасхор, см.: Иер 20:1–2). Однако только их сосуществование позволяло ветхозаветной религии оставаться живой верой и не превращаться в закостенелую систему догматов.
В христианскую эпоху функции левитов во многом перешли к священникам и пастырям в церкви. Именно они играют посредническую роль во всем, что касается ритуалов, таинств и обучения. Пророческое же служение прервалось еще задолго до пришествия Христа, с проповедью последнего иудейского пророка Малахии. Через четыре века после Малахии древняя традиция была ненадолго возобновлена Иоанном Крестителем и Самим Иисусом Христом, в чьем служении было много от пророческой миссии. Христос передал дар пророчества вместе с другими дарами Духа Своим последователям: «…каждому дается проявление Духа на пользу… иному чудотворение, иному пророчество, иному различение духов…» (1 Кор 12:7–10). Однако христианское пророчество не выросло до меры ветхозаветной традиции, мы не знаем в истории Церкви таких великих пророков, которые бы в момент кризиса вставали во весь рост со словами «Так говорит Господь» и обращались бы ко всей Церкви с обвинительными речами. И тем не менее христианство живо уже две тысячи лет. Выстаивая в периоды самых ожесточенных бурь и штормов, оно находит в себе жизненные силы, чтобы возрождаться заново. Основной причиной является то, что в новозаветный период изменились сами отношения между Богом и верующим. В библейские времена люди не общались с Богом напрямую, даже в молитвах, обращаясь к Господу, они не ожидали непосредственного ответа. Существовало мнение, что человек, увидевший Бога лицом к лицу, обязательно умрет, поэтому иудеи не стремились к личной встрече с Богом. Один из поздних пророков, Иеремия, предсказывал, что в скором времени эта ситуация изменится: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: „познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь…» (Иер 31:33–34). Тот крайне важный элемент пророческого служения, который был связан с посредничеством между человеком и Богом, в христианстве стал достоянием каждого верующего. Христианин не только не боится личной встречи, он стремится к ней, не видит себя вне постоянного предстояния перед Богом. И в этом каждый член христианской общины несет в себе черты ветхозаветного пророка.
В споре о том, какой должна быть вера, есть один камень преткновения, о котором нельзя не упомянуть. В вере как устоявшейся системе догм и законов каждая буква миллион раз выверена авторитетом, временем и практикой. Ни у кого не возникает сомнений в том, действительно ли Авраам говорил с Богом, правильно ли Моисей понял требования Господа и стоит ли следовать заповедям. Опыт живой веры, наоборот, принадлежит мгновению, он не подчиняется единым критериям, он может быть не похож ни на что, происходившее ранее. И хотя Второзаконие (см.: Втор 18) определяет черты, по которым можно узнать пророка, из библейской истории мы знаем, что почти каждый раз при появлении нового пророка возникали сомнения, стоит ли ему доверять. То же самое происходит и в личном общении христианина с Богом. Всегда встает вопрос: можем ли мы быть уверены, что слышим именно голос Божий? И тем не менее, несмотря на риск ошибиться, эта свобода личного общения — единственный залог жизненности наших отношений с Господом, так же как в древние времена свобода пророческого слова была единственным условием выживания ветхозаветной веры.
Список великих христианских святых
Сюда перенаправляется запрос «Великие христианские святые». На эту тему нужна отдельная статья.
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии. |
Это список прославленных Великих христианских святых, разделённый по ликам святости: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные. В списке в первую очередь находятся святые прославленные с приставкой «Великий». Но так же и самые почитаемые, в нескольких Христианских конфессиях (как в Восточном христианстве, так и в Западном христианстве), святые — по почитанию равные Великим святым.
Этот список может быть использован для развития статей: Христианство и Православие, а также для создания новых статей на эту тему, например таких как: Великие библейские пророки, Великие христианские святые.
В каждом разделе имена выстроены по алфавиту. Список пополняемый.
Великие пророки
Основная статья: Древние Великие пророки
- Пророк Илия;
- Пророк Моисей, Боговидец;
- Пророк Елисей;
- Пророк Даниил;
- Пророк Иезекииль;
- Пророк Иеремия;
- Пророк Исаия.
- Пророк Енох, сын Иареда;
Основная статья: Древние праведники
- Пророк Иов Многострадальный;
- Mелхисидек
Основная статья: Великие Патриархи
- Пророк Ной.
- Пророк Авраам;
Основная статья: Богоотцы
- Пророк Давид;
- праведные Иоаким и Анна,
- Пророк Иоанн Креститель;
Апостолы
Основная статья: Превысшая Апостолов
- Дева Мария, Богородица;
12-ть ближайших учеников Христа:
Основная статья: Двенадцать апостолов
- Апостол Андрей Первозванный;
- Апостол Варфоломей;
- Апостол Иаков Алфеев;
- Апостол Иаков Зеведеев;
- Апостол Иоанн Богослов и Евангелист;
- Апостол Матфей, Евангелист;
- Апостол Матфий;
- Апостол Пётр, Первоверховный;
- Апостол Симон Кананит;
- Апостол Фаддей;
- Апостол Филипп;
- Апостол Фома.
Равные по почитанию с 12-тью учениками Христа:
- Апостол Лука, Евангелист;
- Апостол Марк, Евангелист;
- Апостол Павел, Первоверховный.
Основная статья: Апостолы от семидесяти
Великие святители
- Святитель Василий Великий († 379 год).
- Святитель Григорий Богослов († 389 год);
- Святитель Иоанн Златоуст († 407 год);
- Святитель Афанасий Великий († 373 год);
Равные по почитанию с Великими святителями:
- Святитель Григорий Просветитель († 326 год);
- Святитель Николай Мирликийский († ок. 345 года);
- Святитель Спиридон Тримифунтский († 348 год).
Великомученики
I век
- Великомученица Ирина Македонская († конец I — начало II веков).
II век
- Великомученик Евстафий Плакида († 118 год).
III век
- Великомученица Маргарита Антиохийская († 275 год);
- Великомученик Меркурий Кесарийский († 252 год);
- Великомученик Мина Котуанский († 288 год);
- Великомученик Прокопий Кесарийский († 290 год).
IV век
- Великомученица Анастасия Узорешительница († 304 год);
- Великомученик Артемий Антиохийский († 362 год);
- Великомученица Варвара Илиопольская († 306 год);
- Великомученик Георгий Победоносец († 303 год);
- Великомученик Димитрий Солунский († 304 год);
- Великомученица Евфимия Всехвальная († 303 год);
- Великомученица Екатерина Александрийская († 305 год);
- Великомученик Никита Готский († 372 год);
- Великомученик Пантелеимон Целитель († ок. 305 года);
- Великомученица Параскева Пятница;
- Великомученик Феодор Стратилат († 320 год);
- Великомученик Феодор Тирон († 306 год).
V век
- Великомученик Иаков († 421 год).
Великие преподобные
IV век
- Преподобный Антоний Великий, Египетский († 356 год);
- Преподобный Иларион Великий († 371 год);
- Преподобный Макарий Великий, Египетский († 390 год);
- Преподобный Онуфрий Великий († 400 год);
- Преподобный Паисий Великий († 400 год);
- Преподобный Пахомий Великий, Египетский († 348 год).
V век
- Преподобный Арсений Великий († 449 год);
- Преподобный Евфимий Великий († 473 год);
- Преподобный Пимен Великий († 450 год);
- Преподобный Сисой Великий († 429 год).
VI век
- Преподобный Варсонофий Великий, Киновиарх († ок. 563 года);
- Преподобный Феодосий Великий, Киновиарх († 529 год).
IX век
- Преподобный Иоанникий Великий († 846 год).
Равные по почитанию с Великими преподобными:
IV век
- Преподобный Аммон, Египетский († 357 год);
- Преподобный Ефрем Сирин († 373 год);
- Преподобный Иоанн Прозорливый, Египетский († 394 год);
- Преподобный Макарий Александрийский, Египетский († 394 год);
- Преподобный Павел Фивейский († 341 год);
- Преподобный Памва Нитрийский, пустынник († 386 год).
V век
- Преподобный Виссарион Египетский, пустынник († конец V века);
- Преподобный Герасим Иорданский († 475 год);
- Преподобный Даниил Столпник († 490 год).
- Преподобный Симеон Столпник († 459 год).
VI век
- Преподобный Авва Дорофей († конец VI века);
- Преподобный Кириак Отшельник, Палестинский († 556 год);
- Преподобная Мария Египетская († 522 год);
- Преподобный Савва Освященный († 532 год).
VII век
- Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский († 649 год);
- Преподобный Исаак Сирин († ок. 700 года).
VIII век
- Преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 753 года);
- Преподобный Петр Афонский († 734 год).
IX век
- Преподобный Феодор Студит († 826 год).
XI век
- Преподобный Симеон Новый Богослов († 1022 год).
XIV век
- Преподобный Григорий Палама († 1359 год).
См. также
- Список православных миссионеров
Ссылки
- «Общий список православных святых». // Православие.Ru