Содержание
- Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина
- Жизнеописание
- Духовный путь
- О чем молятся святому Моисею Мурину
- Преподобный Моисей Мурин
- Преподобный Моисе́й Мурин, Эфиопский, иеромонах
- Значение иконы Святого Моисея Мурина
- В чем помогает образ
- Молитва от пьянства преподобному Моисею Мурину
- Преподобный Моисей Мурин: святой негр
- Посмотрел на небо и вдруг бросил все
- Авва Моисей ныне весь бел
- Смерть преподобного – пример священникам
- «Мы делаем шаг, а Господь бросается со всех ног»
- Преподобный Моисей Мурин. Православный календарь на 10 сентября
- Преподобный Моисей Мурин
- Преподобный Моисей Мурин
Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина
Память 28 августа
В странах египетских проживал некий разбойник, по имени Моисей, родом мурин5283, лицом мрачный; первоначально он был рабом некоего славного господина, но по причине убийства, совершенного Моисеем, был прогнан тем господином и присоединился к разбойникам; сии же последние, видя, что он был силен и обладал суровым характером, избрали его своим атаманом (вождем). Сие повествуется о святом Моисее ради того, чтобы было видно его исправление и чтобы было известно, каким образом Моисей от такой дурной жизни пришел к раскаянию и богоугождению; ибо грехи святых (ранее бывшие) не утаиваются, ради прославления милосердия Божия, которое отделяет честное от недостойного и из грешников творит праведников.
Совершая разбой, Моисей вместе с товарищами производил много хищений, кровопролитий, творил много иных мерзких беззаконий и преступлений; своею жестокостью Моисей прославился среди всех, ибо все боялись его. Из числа дел его разбойнических следует упомянуть о сем:
Моисей питал злобу на одного пастуха, пасшего овец, за то, что сей пастух со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда Моисею совершить злодеяние; увидав однажды, что тот пастух пас овец по ту сторону реки Нила, Моисей замыслил его убить. Река Нил была переполнена водой (по случаю разлива); Моисей, связавши свою одежду, привязал ее к голове, взял в уста меч и отправился в плавание по этой великой реке. Упомянутый пастух, увидав Моисея еще издали, когда он переплывал реку, оставил овец и убежал с того места: Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырех крупнейших ягнят, потом связал веревкою сих ягнят и затем обратно переплыл реку Нил, взяв с собою ягнят; очистив сих ягнят от шкуры, Моисей съел мясо их (бывшее очень вкусным), а шкуру продал и на вырученные деньги выпил вина.
Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах; но однажды случайно он пришел в сознание, ибо Бог умилосердился над ним и призвал его к покаянию, так как Преблагий и Человеколюбивый Владыка не ищет погибели грешников, но ожидает их обращения ко спасению. Сей грешник умилился сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и братиям, более же всего Самому Богу; Моисей пролил много слез и днем и ночью, каясь о содеянных ранее грехах своих; все, поручаемые ему, работы и послушания, он исполнял неленостно, и был славным иноком.
Спустя некоторое время Моисей ушел в отшельническую келлию; здесь он жил один, помышляя о Боге и очищая теплым покаянием свои беззакония, совершенные прежде.
Когда Моисей проводил такую покаянную жизнь, на него, находившегося в келлии, напали четыре разбойника, не знавшие, что то был Моисей. Он же, будучи только один, поборол их, связал и, взяв их на плечи как связки снопов, принес в монастырь к церкви, сказав братиям:
– Что посоветуете вы сделать мне с ними? Я не должен никого обижать, но они пришли ко мне, и я взял их.
Отцы приказали ему развязать тех разбойников и отпустить их на свободу, сказав:
– Мы никого не должны убивать.
Разбойники же, поняв, что то был Моисей, ранее бывший их начальником, удивились такой перемене жизни его и прославили Бога, сами же умилились, пришли в страх Божий и, покаявшись, стали славными иноками.
И не только эти четыре, но и другие разбойники, услышав о своем вожде Моисее, – что он покаялся и стал иноком, – также оставили разбой и все греховные дела и стали добродетельными иноками.
Итак Моисей пребывал в трудах покаяния. Первоначально его обуревали греховными помышлениями бесы блудодеяния, разжигая похоть его и увлекая его к прежней блудодейственной жизни, как он сам потом рассказывал братиям, говоря так:
– Я претерпел столь великие неприятности, борясь с вожделениями плотскими, что едва не нарушил обета иноческого.
Отправившись к авве Исидору пресвитеру, в скит, он поведал ему о своих страданиях от похоти плотской. И сказал ему святой Исидор:
– Не смущайся, брат! Ты еще новоначален (т.е. только лишь начал подвизаться), и потому бесы с ожесточением нападают на тебя, думая найти в тебе прежний нрав; для отогнания их советую тебе соблюдать повседневный пост и воздержание и не насыщать вполне чрева своего. Подобно тому, как пес, привыкший грызть кости, выбрасываемые мясоторговцем, – не уходит до тех пор, пока место торговли не закроется; но когда торговля прекращена и нет уже никого, кто мог бы бросить псу что-либо для съедения, тогда он, истомившись голодом, отходит от места того; так и бес блудодеяния находится вблизи человека, питающегося до пресыщения. Но если ты будешь постоянно соблюдать пост и воздержание, умерщвляя члены свои земные и заграждая дверь пресыщения пощением, не допуская войти в себя пресыщению, разжигающему греховные вожделения, тогда бес, как бы истомившись от голода, отойдет от тебя с печалию.
Раб Божий Моисей, отправившись в келлию свою, затворился в ней и пробыл в повседневном пощении, вкушая очень немного хлеба вечером после захода солнца; весьма много Моисей трудился в рукоделании, пятьдесят раз в течении дня вставал на молитву, совершая ее с коленопреклонением.
Однако несмотря на то, что Моисей томил тело свое трудами и пощением, плотское вожделение, влекущее ко греху, не исчезало в нем. Тогда он опять пошел к авве Исидору и сказал ему:
– Отче! Я не могу быть в келлии моей, ибо меня обуревают страсти плотские.
Блаженный же Исидор, взяв его, повел в верхнее отделение своей келлии и сказал ему:
– Посмотри на запад!
Моисей посмотрел и увидал множество страшных демонов, суетившихся и приготовлявшихся к борьбе.
Потом авва Исидор сказал:
– Теперь обратись к востоку и посмотри.
Посмотрев на восток, Моисей увидел бесчисленное множество святых светоносных ангелов, также приготовлявшихся к борьбе.
И сказал святой Исидор Моисею:
– Те, кто на западе, поднимают брань на святых Божиих, а те, кто на востоке, посылаются от Господа на помощь благим подвижникам. Знай же, что помогающих нам больше, нежели тех, кто восстает на нас.
Моисей, будучи укреплен таким видением и словами старца, возвратился в келлию свою и снова начал упражняться в обычном пощении и трудах молитвенных.
Однако и после этого брань не оставляла его; напротив, Моисей начал страдать еще более от врага, будучи разжигаем мечтаниями сонными. Посему, встав, он пошел к иному святому старцу, весьма опытному, и сказал ему:
– Что делать мне, авва? Сонные видения помрачают ум мой, разжигая мою плоть, услаждая страсть и возбуждая меня к первоначальному греховному образу жизни, смущая меня привидениями?
Старец отвечал ему:
– Ты потому страдаешь, перенося то мерзкое наваждение, что не соблюдаешь ума своего от сладострастных мечтаний. Сделай же так, как я говорю тебе: посвяти себя бдению, мало-помалу привыкни к нему и молись с бодростью; тогда ты освободишься от той брани.
Моисей принял такой добрый совет от опытного святого наставника, возвратился в келлию и начал обучаться всенощному бдению (т.е. бодрствованию молитвенному в течение всей ночи); он стоял посреди келлии всю ночь и не преклонял колен в молитве, дабы не предаться сну, но стоял прямо, не смыкая очей своих.
Святой пробыл в таком подвиге шесть лет; но и таким способом он не мог избавиться от плотского вожделения, воюющего на дух; ибо Бог попустил так для того, чтобы преподобный, быв искушен как золото в горниле, получил бы славный венец с прочими страдальцами.
Спустя некоторое время мужественный инок измыслил новый тяжелый подвиг: выходя ночью из келлии своей, он обходил отшельнические келлии старцев пустынных и, взяв водоносы, оказывавшиеся свободными при келлиях, приносил воду, причем старцы не знали об этом (вода находилась в отдалении от места того). Некоторые из старцев имели свои келлии за два поприща5284 от воды, другие за три, четыре и даже более; были и такие, которые совершенно не могли сами приносить себе воду за глубокою старостью; таковым Моисей каждую ночь наполнял водою сосуды. Таковой подвиг святого Моисея был ненавистен диаволу. По попущению Божию, диавол причинил святому Моисею такую неприятность:
Однажды ночью блаженный тот трудолюбец наклонился в колодезь с сосудом некоего старца, намереваясь почерпнуть воду; в это время диавол ударил его с большою силою некоторым древом по спине; старец упал без чувств и лежал как мертвый.
Утром следующего дня, к тому колодцу пришли монахи, дабы взять здесь воды, и увидели Моисея, лежавшего полумертвым. Монахи пошли к великому скитскому авве Исидору и рассказали ему обо всём; он же, придя с братиею, взял Моисея и принес к храму. И был недужен Моисей, как расслабленный, и страдал так, что едва выздоровел через год.
Потом сказал ему авва Исидор:
– Брат Моисей! Не увеличивай своей брани с бесами сверх сил, ибо в дерзновении необходимо хранить меру.
Непобедимый воин Христов Моисей отвечал на это:
– Я не окончу борьбы до тех пор, пока мерзкие мечтания сонные не оставят меня.
Тогда авва Исидор сказал ему:
– Во имя Господа нашего Иисуса Христа, вот уже ныне оставляют тебя эти вожделения плотские; теперь ты будешь в мире; приступи же с дерзновением и причастись Божественных Таин Тела и Крови Христовых. Знай, что такая тяжелая брань плотская была попущена тебе ради того, чтобы ты не возгордился в уме своем, будто бы ты своими пощениями и подвигами преодолел страсти, и дабы ты, возгордившись, не погиб.
Услышав эти слова, Моисей причастился Таин Божественных, ушел в келлию свою и подвизался уже в мире, будучи свободен от ранее бывших обуреваний и проводя строгое постническое безмолвное житие.
Спустя некоторое время Моисей был спрошен о том: беспокоят ли его страсти? Моисей отвечал:
– С того времени как служитель Христов Исидор помолился обо мне, я уже не страдаю от плотского вожделения.
После столь великих искушений блаженный Моисей получил мир (душевный), по милосердию Божию и проводил с того времени уже без искушений плотских жизнь свою; вместе с тем он получил от Бога великую власть над бесами, так что презирал их, как насекомых; и исполнился святой благодати Духа Святого, и был славен среди подвижников.
Так как святой Моисей прославился своим добродетельным житием, то о нем узнал и князь (правитель) страны той; сей последний отправился в скит, желая видеть авву Моисея. Старец был извещен о том, что князь намеревался прийти к нему, дабы видеть его (Моисея); но Моисей, выйдя из келлии, замыслил убежать в болото и тростник; слуги же, бывшие вместе с князем, встретили его и спросили:
– Где находится келлия аввы Моисея?
Он сказал им:
– Что вам нужно от него? Старец тот неразумен, весьма лжив и проводит жизнь греховную.
Они же, услышав эти слова, изумились и прошли мимо. И когда пришли к храму, то князь сказал клирикам:
– Я слышал об авве Моисее и пришел принять благословение от него; но нас встретил некий монах, шедший в Египет, и когда мы спросили его о том, где живет авва Моисей, то он охулил Моисея, назвав его старцем неразумным, лживым и проводящим греховную жизнь.
Услышав это, клирики весьма опечалились и спросили:
– Каков из себя был тот старец, который произнес сии хуления на святого мужа?
Они ответили:
– Это был старец высокий, мрачный лицом, в худой одежде.
Клирики сказали:
– Поистине тот и был аввою Моисеем; но так как он не пожелал показать вам себя, не пожелал также и принимать почестей от вас, то сказал вам о себе дурное, как бы о ком другом.
Получив многую пользу (душевную), князь ушел, прославив Бога.
Так избегал преподобный Моисей славы и почестей людских и чуждался беседы с приходившими к нему мирянами, хотя был гостеприимен, ибо принимал с любовью всех, приходивших к нему, странствующих братий, как о страннолюбии его записано в Отечнике.
Однажды всем отцам пустынножительным было дано в скиту такое повеление:
– Поститесь всю неделю эту и учините Пасху.
Случайно некоторые странствующие братья пришли к Моисею из Египта; старец приготовил для них немного вареной пищи; но когда его соседи увидали дым, то сказали клирикам:
– Моисей нарушил повеление и варит себе пищу.
Но клирики сказали:
– Обличим его тогда, когда он придет в собрание (ибо все знали о постнических подвигах Моисея).
Когда наступила суббота, Моисей пришел в храм к пению соборному; и сказали ему в присутствии всех клириков:
– Отче Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую, но исполнил заповедь Божию.
Повествуется также в житии преподобного Арсения:
Некоторый брат пришел издалека в скит для того, чтобы видеть преподобного Арсения; будучи приведен к Арсению, брат тот видел его, но не сподобился слышать слов его; ибо старец (Арсений) сидел молча, глядя на землю.
После того странствующий инок начал упрашивать брата привести его к Моисею, бывшему разбойником до пострижения в иночество. Брат согласился исполнить его просьбу и повел его к преподобному Моисею.
Когда они пришли к Моисею, то сей последний принял их с радостью, предложил им отдохнуть и подкрепиться пищею и, оказав им большую любовь, отпустил их от себя.
Дорогою скитский брат сказал пришельцу:
– Вот ты видал и отца Арсения, и отца Моисея. Кто из них лучше, по твоему мнению?
Брат отвечал на это:
– Лучший из них тот, кто принял нас с любовью.
– Один инок, узнав об этом, стал молиться к Богу, говоря так:
– Господи! Скажи мне, кто из них более совершен и заслуживает большей благодати Твоей: тот ли кто скрывается от людей, ради Тебя, или тот, кто принимает всех, также ради Тебя?
Этот инок в ответ на молитву свою имел следующее видение: ему представились два корабля, плывшие по какой-то очень большой реке; в одном корабле находился преподобный Арсений, и Дух Божий управлял кораблем его, соблюдая его в великой тишине; в другом был преподобный Моисей; кораблем же его управляли ангелы Божии, влагавшие мед в уста Моисея.
Проведя долгое время в трудах постнических, преподобный Моисей был сподоблен сана пресвитерского, по некоему откровению Божию; и когда был произведен в первую степень священническую, то был облечен в стихарь; при этом епископ сказал ему:
– Вот авва Моисей ныне весь бел.
Моисей же сказал епископу:
– Владыко! Что делает священником: внешнее или внутреннее (т.е. как бы сказал так: «Одежда ли, покрывающая извне человека, делает его достойным священства или внутренние добродетели?»).
Епископ же, желая искусить Моисея, дабы увериться в том, действительно ли он – раб Христов, имеющий добродетели внутри души своей, сказал клирикам:
– Когда Моисей войдет в алтарь, изгоните его; потом идите за ним и слушайте, что он будет говорить.
Клирики так и сделали: изгнали Моисея из алтаря, сказав:
– Выйди вон, мурин!
Он же, выйдя и став в отдельном месте, начал укорять себя, говоря:
– Хорошо поступили с тобою, пес, хорошо поступили с тобою, мракообразный эфиоп; ибо ты недостоин, и как ты осмеливаешься войти в святое место; ты не человек: как же осмеливаешься ты подходить к людям и служителям Божиим?
Услышав эти слова святого, клирики возвестили о них епископу; тогда епископ приказал снова позвать Моисея в алтарь и хиротонисал его в сан пресвитера. Потом спросил его, сказав:
– Что думал ты, отче, тогда, когда, быв изгнан, ты был возвращен снова?
Моисей отвечал:
– Я сравнивал себя со псом, который, будучи изгнан, бежит, будучи же призываем обратно, возвращается быстро.
И сказал епископ:
– Поистине этот человек достоин божественной благодати; ибо Бог дает благодать смиренным.
Подобное же испытание было с сим отцом и ранее, когда он был еще новоначальным; ибо когда братия были все в сборе в скиту, отцы пожелали искусить смирение Моисея и начали уничижать его, говоря:
– Для чего этот эфиоп ходит посреди нас?
Он же, слышав это, молчал.
Когда братия думали расходиться, то спросили его, сказав:
– Отец Моисей! Смутился ты или нет?
Он отвечал им словом псалма: «Я потрясен и не могу говорить» (Пс.76:5) (т.е. я переношу уничижение молча).
Приняв на себя сан пресвитера, преподобный Моисей подвизался еще пятнадцать лет, имея от рождения семьдесят пять лет; собрав кругом себя семьдесят пять учеников, он скончался мученически5285 таким образом:
Однажды, находясь среди братий, он сказал:
– Вот варвары придут в скит, дабы посечь монахов; встаньте и бегите отсюда.
Братия же сказали ему:
– Почему же ты, отче, не бежишь отсюда?
Но он сказал им:
– Я уже много лет ожидаю того времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: «все, взявшие меч, от меча и погибнут» (Мф.26:52).
На это братия сказали ему:
– И мы не побежим, но умрем с тобою!
Но он ответил им:
– Я в этом не нуждаюсь; пусть каждый поступает так, как находит лучшим.
Тогда братия убежали с места того, и только семь иноков остались при преподобном. Спустя некоторое время старец сказал им:
– Варвары уже близко!
Один из упомянутых семи иноков, испугавшись, убежал из келлии и скрылся в некоем месте. Варвары, войдя в келлию, умертвили святого Моисея и находившихся с ним шесть иноков. Спасшийся же от смерти инок, находясь в потаенном месте, видел небо отверстым и семь пресветлых венцов нисходивших с неба.
После того, как варвары ушли, инок сей возвратился в келлию и нашел Моисея и прочих иноков умерщвленными; тела их оказались лежавшими в крови; увидав сие, инок тот начал плакать; потом пришли остальные братия и с плачем похоронили умерщвленных иноков.
Так окончилась жизнь преподобного отца нашего Моисея Мурина, из разбойников сделавшегося иноком и искренним раскаянием угодившего Богу, так что ему, как мученику, отверзен был не только рай, но и самое небо, и он был украшен венцом славы. По молитвам его да наставит и нас на истинный путь покаяния и да сподобит и нас Царствия небесного Человеколюбный Владыка Христос, Бог наш, Коему со Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава, ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь.
Тропарь, глас 1:
Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец явился еси богоносе отче наш Моисее: постом, бдением, молитвою, небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. Слава давшему тебе крепость: слава венчавшему тя: слава действующему тобою всем исцеления.
Кондак, глас 4:
Мурины заушив, и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси якоже солнце светло, светом жития твоего и учением наставляя души наша.
У каждого человека есть право на исправление. Господа называют отцом людей, а значит, он может и простить. Об этом говорят многие догматы и каноны православной церкви. На той же исповеди человеку прощаются грехи, в которых он раскаялся.
Люди исправляются, они признают свои ошибки и приходят к Господу. Самым оптимальным примером может послужить история Моисея Мурина и его духовный путь.
Жизнеописание
В древние века на территории современной Эфиопии жил Моисей Мурин. Он был чернокожим и в силу окружения с детства нарушал заповеди Божьи. Воровал, занимался разбоем, мог даже убить за понравившуюся вещь или женщину. Его прозвище «Мурин» означает «черный», это происходит из цвета кожи.
Преподобный Моисей Мурин
Родился Моисей в 330 году нашей эры. Молодость его прошла в грехе. Известно, что какое-то время он был рабом в Египте. Там хозяин терпел его выходки исключительно из-за огромной физической силы Моисей. Он имел рост более чем 2 метра. Только после убийства хозяин прогнал своего раба. Тот же предался разбою.
Духовный путь
Монашеский постриг Моисей принял внезапно в один день. Самого Моисея далеко не сразу приняли в монастырь. Когда он пришел к воротам одной святой обители, монахи испугались. Они закрыли ворота и окна, спрятались в кельях. Их страх был понятен. Сам настоятель монастыря стал молить о быстрой и безболезненной смерти.
Моисей стоял на коленях пред монастырем и просил его впустить. Так он и оставался под стенами, пока не потерял сознание. Моисея решено было принять в монастырь, но мало кто доверял бывшему разбойнику. Ему давали самые сложные и грязные послушания. Вскоре он ушел в свою келью и провел там 6 лет в полном одиночестве.
Никто не подходил к заветной двери, а сам монах держал строгий пост. Так Моисей стал скитальцем. История говорит, что после этого на самого Моисея, который раньше был атаманом бандитской шайки, напали его же разбойники. Монах быстро их обезвредил и отвел в храм. Позже они также стали священнослужителями.
До принятия монашества Моисей был разбойником
Несмотря на подвиг, бесы не оставляли тела монаха. Его одолевали страсти, и тогда он предался усердным молитвам и тяжелым работам по совету настоятеля Исидора. Он нес новые послушания, но никак не мог справиться с бесами.
Тогда Моисей стал навещать старых отшельников, которые не могли сами приносить себе воды из-за возраста и телесной слабости. Тогда монах стал им помогать. Он ходил к колодцу за водой, который находился в нескольких километрах.
Говорится, что однажды, когда Моисей наклонился к колодцу в очередной раз, со спины его будто ударили дубинкой по пояснице. Он потерял сознание, а проснулся уже в своей кельи. Там настоятель Исидор рассказал, что Моисея нашли у колодца. Он посчитал, что так бесы наказывают монаха за то, что он обрел Господа.
Целый год Моисей набирал силы, лечился. После выздоровления он вновь решил нести тяжелую службу, но настоятель уверил его, что в этом нет необходимости. Ведь монах уже очистился от старых грехов и, наконец, получил милость Бога.
Важно! Долгие годы монах не поддавался страстям. Он вел скромную и праведную жизнь. Уклонялся от похвал и не давал тщеславию проникнуть в душу. Такие его заслуги были вознаграждены. Настоятель монастыря принял решение о даровании Моисею сана иеродьякона.
15 лет монах служил в новом сане. Он собрал вокруг себя 75 учеников. Кстати в последний год его жизни, Моисею исполнилось 75 лет. Однажды он предрек, что на обитель скоро нападут разбойники из берберского племени. Монахи решили бежать из монастыря.
Сам же Моисей остался. «Я жду этого дня уже столько лет, чтобы исполнилось слово Господа нашего Иисуса Христа: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» — такие слова он произнес про себя.
Вместе с учителем осталось еще 7 учеников. Как и предрек монах, разбойники напали на монастырь. Моисея и других монахов они убили. Один же спрятался и потом всем рассказал, как небесные венцы спустились к телам святых. Есть исторические источники, которые говорят, что это печальное событие произошло примерно в 400 году нашей эры.
Икона святого Моисея Мурина, Эфиопского
Святому был сложен акафист. Его почитают 28 августа в Православной церкви по юлианскому календарю. Часть мощей находится в Египте.
О чем молятся святому Моисею Мурину
К святому Моисею обращаются люди, которые желают искупить свои грехи перед Господом. Ведь именно этот монах прекрасно знает обо всех сложностях этого пути.
Так у святого просят:
- об избавлении от пьянства;
- об укреплении веры;
- об искуплении грехов;
- о силе бороться со своими страстями;
- о силе пред бесами.
Есть немало свидетельств о том, что святой Моисей Мурин слышал молитвы и помогал. Он стал для всех людей примером и доказательством того, что Господь всегда прощает своих детей.
Житие Преподобного Моисея Мурина, Эфиопского, иеромонаха
Преподобный Моисей Мурин
Память преподобного Моисея Мурина совершается в Православной Церкви 10 сентября по новому стилю.
Жизнеописание преподобного Моисея Мурина
Преподобный Моисей является раннехристианским святым, жившим в Эфиопии в IV веке. Известно, что в юные годы он вел весьма грешную жизнь, промышляя разбоем и грабежом. Моисей был предводителем разбойничьей шайки и наводил на жителей Эфиопии страх своей жестокостью.
Житие умалчивает о том, как совершилось обращение будущего преподобного к Богу, однако известно, что в какой-то момент благодать коснулась его души и он увидел весь ужас своей греховной жизни. Оставив своих товарищей, Моисей поспешил в монастырь, где в трудах и покаянии проводил все время. Его жизнь в обители отличалась большим аскетизмом. Так, он целые ночи проводил в молитве и носил воду для монастыря. Дьявол, желая погубить душу подвижника, искушал его блудными помыслами, но Моисей мужественно отражал все вражеские нападения, еще больше предаваясь молитве и посту.
Спустя много лет такой подвижнической жизни, Моисея рукоположили в дьякона, а после он принял и священнический сан.
Когда святой Моисей Мурин был в преклонном возрасте, то ему было откровение о том, что на обитель нападут разбойники, которые не оставят никого из монахов в живых. Преподобный предупредил братию, чтобы они покинули монастырь, но когда его стали просить последовать вместе с ними, он отказался. Моисей сказал, что на нем должно исполниться слово Господа о том, что взявший меч, от меча погибнет. Таким образом, преподобный до конца своей жизни оплакивал грехи своей юности и готов был понести за них наказание. Он принял смерть от разбойников в возрасте 75 лет.
В каких случаях молятся святому Моисею Мурину
Пример преподобного Моисея Мурина еще раз напоминает о том, что нет такого греха, который не мог бы быть прощен Господом. Главное, чтобы человек сам был готов оставить свои грехи и страсти и желал бы начать новую жизнь. Святой Моисей, прошедший тяжелый путь от разбойника до иеромонаха, знает все сложности, с которыми сталкивается раскаявшийся грешник на пути к Богу, и потому помогает каждому, обращающемуся к нему с молитвой.
Существует благочестивая традиция молиться преподобному Моисею Мурину, прося у него избавления от недуга пьянства.
Житие преподобного Моисея Мурина ярким образом иллюстрирует значение слова «покаяние», которое с греческого языка переводится на русский как перемена. Постоянно нося в сердце и оплакивая совершенные злодеяния, святой с горячей любовью молился ко Господу о спасении душ тех людей, которым он причинил вред в прошлом. Некоторые люди с трудом вспоминают во время подготовки к Таинству Исповеди о своих злых поступках, что происходит от невнимательной и рассеянной духовной жизни. Существует притча о том, как один старец велел своему духовному чаду собрать большое количество мелких камней с берега водоема в мешок, а когда задание было выполнено, предложил положить камни обратно, то есть именно на те места, где лежал каждый камушек. Выполнявший задание сказал, что не сможет вспомнить место каждого из мелких камней. Тогда старец отметил, что также тяжело видеть свои грехи и каяться в них. Но без искреннего покаяния, которое называют вторым Крещением, не может быть очищения души. Поэтому очень важно молиться таким святым угодникам как преподобный Моисей Мурин о даровании истинного покаяния и духовной мудрости, а также всеми силами стремиться подражать примеру их благочестивой жизни во Христе, решительно борясь со своими греховными наклонностями.
Тропарь, глас 8:
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Моисее, дух твой.
Кондак, глас 4:
Мурины заушив, и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси, якоже солнце светло, светом жития твоего и учением наставляя души наша.
Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Моисее, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче Ангелов.
Молитва:
О, великая сила покаяния! О, неизмеримая глубина милосердия Божия! Ты, преподобне Моисей, был прежде разбойником, но потом ужаснулся своих грехов, возскорбел о них, и в раскаянии пришел в монастырь, и там в великом плаче о своих бывших беззакониих и в трудных подвигах проводил дни свои до кончины, и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения. О, преподобне, ты от тяжких грехов достиг пречудных добродетелей! Помози и молящимся тебе рабом Божиим (имена), влекомым в погибель от того, что предаются безмерному, вредному для души и тела употреблению вина. Склони на них свой милостивый взор и не презри их, но внемли им, прибегающим к тебе. Моли, святе Моисей, Владыку Христа, чтобы не отверг их Он, Милосердный, и да не возрадуется диавол их погибели, но да пощадит Господь этих безсильных и несчастных (имена), которыми овладела пагубная страсть пьянства, ведь мы все Божии создания и искуплены Пречистой Кровию Сына Его. Услышь же, преподобный Моисей, их молитву, отгони от них диавола, даруй им силу победить их страсть, помоги им, простри твою руку, выведи их на путь добра, освободи от рабства страстей и избавь от их от винопития, чтобы они, обновленные, в трезвении и светлом уме, возлюбили воздержание и благочестие, вечно прославляли Всеблагого Бога, всегда спасающего Свои создания. Аминь.
Преподобный Моисе́й Мурин, Эфиопский, иеромонах
Жил в IV веке. Родом из Эфиопии, раб одного знатного человека, изгнанный им за худое поведение, он не захотел в честном труде проводить жизнь свою, а сделался предводителем разбойников. Несколько лет пробыл в такой греховной жизни разбойник Моисей, но по великой милости Божией раскаялся, оставил шайку разбойников и ушел в одну из пустынных обителей и здесь ревностно исполнял все иноческие послушания.
Но не скоро оставили бывшего разбойника воспоминания прежней развращенной жизни. Особенно сильно борола его блудная страсть. По совету одного старца преподобный Моисей изнурял плоть свою усиленным постом, непрестанным подвигом молитвы; целые ночи в продолжении шести лет простаивал он на молитве, почти не смыкая очей. Но и столь усиленные моления не могли смирить его плотских вожделений. Наконец, преподобный Моисей нашел средство к победе над вражескими искушениями. По-прежнему смиряя плоть свою подвигами, он по ночам обходил пустынников, собирал пустые водоносы и, наполняя их водой, ставил у входа в келлии. С этого времени в душе преподобного Моисея водворилось спокойствие, трезвенность мыслей и совершенное отчуждение плотских вожделений.
Проводя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона, затем в пресвитера, в сане которого подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников. Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Вси, приемшии нож, ножом погибнут» (Мф.26,52)». Напавшие разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков († 400 г.).
См. также: «Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Преподобный Моисей Мурин жил в IV веке в Египте. По происхождению он был эфиопом, лицо его было черным и поэтому люди называли его «мурин». В молодости мужчина был рабом одного знатного человека, но после того, как совершил убийство, господин прогнал его, и он пристал к шайке разбойников.
За буйный нрав и большую физическую силу его выбрали главным в банде. Моисей вместе со своими подельниками сотворил много злодеяний, таких как, убийства, грабежи, и поэтому их все боялись. Несколько лет Моисей провел в греховной разбойной жизни, но благодаря милости Божией он покаялся в своих деяниях, бросил банду и отправился в одну из пустынных обителей.
Житие Моисея Мурина было сложным и наполненным испытаниями. Он не скоро освободился от страстей, часто приходил к игумену монастыря Авве Исидору, прося совета, как избавиться от блудной страсти. Мудрый старец советовал мужчине никогда не пресыщаться пищей, пребывать впроголодь, соблюдая строжайшее воздержание от всего мирского.
Прожив много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был посвящен в сан диакона. Епископ облек его в белую одежду и сказал: «Авва Моисей ныне весь бел». Святой ответил: «Владыко, что делает чистым — внешнее или внутреннее?» По смирению преподобный считал себя недостойным принять сан диакона.
Однажды, епископ решил испытать мужчину, и велел клирикам гнать диакона из алтаря, ругая его недостойным мурином, преподобный принял бесчестите с полным смирением. Испытав Моисея, епископ посвятил его во пресвитера. В этом сане преподобный Моисей прослужил 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников. Мурин провел много времени в молитвах о вразумлении и покаянии, так как хотел искупить все свои грехи.
Когда Мурину исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на их скит нападут разбойники и убьют всех, кто в нем живет. Святой благословил учеников покинуть скит, чтобы избежать насильственной смерти.
Ученики уговаривали своего учителя уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Вси, приимшии нож, ножом погибнут»» (Мф. 26, 52).
После того, как ученики выслушали ответ учителя, с ним вместе осталось 7 братьев, из которых один, при приближении разбойников, спрятался неподалеку. Бандиты убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть учеников, смерть их настала около 400 года.
Значение иконы Святого Моисея Мурина
Образ Моисея Мурина — это помощник и надежда всех верующих, особенно он, помогает людям склонным к алкоголизму и блуду. На иконе
праведник изображен, как мужчина с лицом темного цвета и праведным взглядом. В своих руках он держит сверток, всем своим видом мужчина излучает благодать и доброту.
В чем помогает образ
И так, в чем помогает икона Моисея Мурина верующим во всей Земле? В основном к лику Святого приходят за помощью для победы над влечением к пьянству и разврату. Прочитанная молитва перед иконой поможет излечить души людей, согрешивших тяжкими преступлениями.
Чаще всего люди обращаются в молитвах к Святому в таких просьбах:
- при алкоголизме и наркомании;
- о прощении блудного греха и помыслов;
- при постоянных спорах с соседями.
Молитва от пьянства преподобному Моисею Мурину
Преподобный Моисей Мурин
О, великая сила покаяния! О, неизмеримая глубина милосердия Божия! Ты, преподобный Моисей, был прежде разбойником, но потом ужаснулся своих грехов, воскорбел о них и в раскаянии пришел в монастырь и там в великом плаче о своих беззакониях и в трудных подвигах проводил свои дни до кончины и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения.
О, преподобный, ты от тяжких грехов достиг пречудных добродетелей, помоги и молящимся тебе рабам (имена), влекомым в погибель от того, что предаются безмерному, вредному для души и тела употреблению вина. Склони на них свой милостивый взор, не отклони и не презри их, но внемли им, прибегающим к тебе.
Моли, святой Моисей, Владыку Христа, чтобы не отверг их Он, Милосердный, и да не возрадуется диавол их погибели, но да пощадит Господь этих бессильных и несчастных (имена), которыми овладела пагубная страсть пьянства, ведь мы все Божьи создания и искуплены Пречистой Кровью Сына Его.
Услышь же, преподобный Моисей, их молитву, отгони от них диавола, даруй им силу победить их страсть, помоги им, простри твою руку, выведи их на путь добра, освободи их от рабства страстей и избавь их от винопития, чтобы они обновленные, в трезвении и светлом уме возлюбили воздержание и благочестие и вечно прославляли Всеблагого Бога, всегда спасающего свои создания.
Аминь.
Наполните свое сердце верой и искренностью, и тогда все ваши молитвы будут услышаны, а просьбы исполнены.
Преподобный Моисей Мурин: святой негр
Бандит, сын бандита, с молоком матери узнавший вкус крови, стал преподобным. Память Моисея Мурина – 10 сентября
Преподобный Моисей Мурин; фрагмент иконы, 20 в. Изображение с сайта pinterest.com
Преподобного Моисея особенно любят в Америке, причем не только темнокожие христиане. Особенное отношение к Моисею Мурину в доме трудолюбия в Бруклине, где бездомные наркоманы и алкоголики из числа русских эмигрантов получают шанс начать новую жизнь. Священник Вадим Арефьев, руководитель дома трудолюбия имени святого праведного Иоанна Кронштадтского в Бруклине, рассказал нам, почему история Моисея Мурина для его общины особенная.
Посмотрел на небо и вдруг бросил все
Мы поминаем этого святого не только на каждой проскомидии, но и на каждом освящении хлебов, каждом молебне, везде и всюду. Что нас особенно привлекает в его личности? По житию этот человек вырос, скорее всего, в бандитской среде. Вероятно его родители тоже были какими-то бандитами и жили в шайке, и он буквально с молоком матери впитал весь ужас кровопролития, беззаконий, грабежей и насилия (это уже по моим предположениям, мы не находим в житии описания его детства). Переломным в его жизни стал один единственный вздох ко Творцу. Среди ночи, как описывает житие, он посмотрел на небо, глубоко вздохнул о Боге, почувствовал Его близость, и бросил все, чем жил до этого, бросил свою огромную непобедимую банду и ушел к стенам монастыря и встал перед входом на колени.
Монахи, увидев Моисея, стали готовиться к смерти. Дело в том, что фигура Моисея была знаменательной в восточных странах того времени. У Моисея банда была размером с небольшую армию. И когда он со своей бандой подходил к небольшим городам, то люди предпочитали все бросить и уйти. Сам Моисей был абсолютно бесстрашным и свирепым воином. Судя по описаниям, он был огромного роста, около 2 метров, и очень крепко сложен – сплошная гора мышц. При этом он обладал фантастическими, практически звериными, реакцией и скоростью. Как говорит житие, Моисей мог голыми руками расправиться с несколькими вооруженными людьми.
Насколько любит нас Господь, что такой человек, живущий практически в единении с силами бесовскими, сросшийся с этим злом, вдруг за одну секунду может полностью переломиться и стать по сути преподобным. Еще не по форме, еще он близко не подошел к святости, но за этот один единственный вздох он уже стал другим человеком и не может больше мыслить как бандиты и даже как миряне, его душа уже зовет к уединению и молитве.
Этот момент перелома, о котором мы редко молимся. Мы как-то спасаемся потихонечку. Что-то доброе сделали, не забыли кому-то руку протянуть и все, мы вроде бы уже на пути ко спасению. А на самом деле этот вздох, этот вопль ко Господу так важен! Пока мы не прокричим в душе «Господи, спаси, погибаю!» Господь не Спаситель для нас, а просто какой-то абстрактный Бог. Как только мы вопием, действительно «тонем, погибаем, спаси!» вот тут Он бросается к нам и протягивает руку помощи. Очевидно, именно это и происходит с бандитом, и он становится преподобным.
Авва Моисей ныне весь бел
Современный вид одного из древнейших коптских монастырей. Изображение с сайта wikipedia.org
Но монахи этого еще не знали. Привратник, увидев, кто стоит перед воротами, решил, что братию ждет смерть. Всем монахам в обители вместе взятым было не справиться с этим бандитом, а может быть и его армия была где-то неподалеку. Братия монастыря идет готовиться к смерти: монахи закрываются на все замки и во главе с игуменом спокойно причащаются перед смертью, обнимаются, и готовятся отойти в мир иной. А Моисей стоит, стоит часами, пока не падает без сознания под палящим солнцем. Игумен понимает что происходит, и просит открыть ворота и внести Моисея. Моисей приходит в себя и говорит, что хочет только одного: «Исповедуй меня, отче святый». Моисей исповедовался несколько часов, и бедный игумен был потрясен потоком зла, который человек вылил перед Господом, и тем, насколько глубоко раскаялся этот бандит и убийца.
Моисею долго не верили, давали самые тяжелые послушания – чистить отхожие места, носить днем воду из колодца и тому подобное. Вдруг братия стала замечать, что кто-то им помогает, пока они спят, и по ночам исполняет их самые тяжелые послушания. Но однажды утром братья увидели Моисея лежащим без сознания у колодца. Ночью, когда он носил воду для других монахов, он так устал, что упал от изнеможения. Его отнесли в монастырь, и так братия поняла, кто все это время втайне помогал им.
Спустя много лет епископ посчитал, что Моисей достоин священнослужения. Моисей, будучи мантийным монахом, становится иеродиаконом. По этому случаю епископ облек его в белую одежду и сказал: «Авва Моисей ныне весь бел». По описаниям, более благоговейного иеродиакона сложно было найти. Но епископ никак не мог решиться рукоположить его во священники, помня о его страшных преступлениях. Тогда епископ решил Моисея смирить и проверить. Он попросил маленьких мальчиков, прислуживающих в алтаре, пойти и искусить Моисея. Они пошли и стали кричать ему в лицо что-то очень обидное, вспоминали ему цвет его кожи и кричали «вон отсюда, и чтобы твоя нога не переступала порога Божиего алтаря». А епископ издали наблюдал за этой сценой, никак не обнаруживая себя. И был поражен, увидев, как этот огромный черный великан встал на колени перед детками, приложил голову к земле и сказал: «Вы даже не подозреваете, насколько вы правы. Я – окаянный грешник, и не только у алтаря не достоин служить, но даже и переступить порог святой церкви». И Моисей горько заплакал и вышел из алтаря. Тогда епископ призвал Моисея и рукоположил в священники, и Моисей стал иеромонахом.
Смерть преподобного – пример священникам
Преподобный Моисей Мурин, икона. Изображение с сайта azbyka.ru
Однажды на монастырь напали бывшие товарищи Моисея по банде. По благословению игумена Моисей, помолившись ко Господу, обезоружил нападавших, перевязал веревками и отнес к ногам игумена. Когда бандиты узнали в монахе легендарного Моисея, то многие, не все, раскаялись и многие остались в монастыре.
О чем это нам говорит? Человек смог настолько проникнуться любовью к Богу, что даже при нападении на его монастырь не берет в руки оружия, не наказывает бандитов, а обнимает их своими огромными ручищами и несет в монастырь. Это пример того, как мы, священники, могли бы служить страждущим, даже если они бандиты. Не пытаться их прогнать палкой, а привлечь их своей любовью. Господь пришел, чтобы нам показать путь через Голгофу ко спасению, а не просто поругать нас за грехи наши, наказать, и уйти, правда?
Послужив достаточно, и почувствовав, что Господь исполнил дни его, хотя прп. Моисей был еще достаточно молодым, он при очередном нападении бандитов просит всю братию оставить монастырь, а сам остается охранять церковь. Моисей не сопротивляется банде, когда та врывается в монастырь и, по одной из версий жития, убивает преподобного Моисея прямо в Церкви.
«Мы делаем шаг, а Господь бросается со всех ног»
Литургия в одном из эфиопских храмов. Фото с сайта thepinsta.com
Мы в нашей общине особенно чувствуем поддержку нескольких святых: нашего покровителя св. прав. Иоанна Кронштадтского, Марии Египетской, покровителя трезвости св. Вонифатия, и прп. Моисея Мурина. Потому что именно эти святые показывают нам, грешникам окаянным, насколько Господь близок, и насколько Он готов обнять душу кающегося. И мы чувствуем на их примере, что человек делает один шаг ко Господу, а Господь бросается со всех ног, обнимает его, одевает благодатью Своей и дает ему перстень наследия.
Для современных христиан, живущих в Москве или в Нью-Йорке, о чем говорит это житие? Самое главное, о чем оно буквально кричит, это что каждому из грешников открыты врата ко спасению. И не надо смущаться, не надо поддаваться на бесовские уговоры сначала согрешить, а потом «все, тебе прощения нет, давай залезай в петлю и уходи из этого мира, все равно не простит тебя ни Христос ни люди». А житие Моисея как раз говорит нам об обратном! Какие бы страшные и безумные грехи ни сотворил человек, Господь все их покрывает Своей любовью, если только человек искренне кается. Все житие преподобного Моисея, на мой взгляд, это просто вопль покаяния к небу.
У каждого свой путь, над каждым свой промысел. Мы можем спасаться и маленькими подвигами. Бабушку перевел через дорогу, сказал пару добрых слов бездомному, помолился о нем, направил в нужную сторону, купил ему булочку вместо того, чтобы дать ему рубь на бутылку – уже доброе дело сделал. Просто нельзя останавливаться, нельзя думать, что ты чего-то достиг.
Преподобный Моисей Мурин. Православный календарь на 10 сентября
10 сентября (28 августа по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Вторник 13-й седмицы по Пятидесятнице (тринадцатой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих, а также память ещё 19 известных нам поимённо угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.
***
Преподобный Моисей Мурин: разбойник, обретший святость
Преподобный Моисей Мурин. Святой IV столетия от Рождества Христова, своим примером показавший, что с верой во Христа можно преодолеть любую страсть. Сам святой Моисей (как гласит Житие, «родом мурин, ликом чёрен») в юности был главарём разбойников, блудником и пьяницей. Но, по великой милости Божией, глубоко раскаялся, после чего ушёл в уединённый монастырь и стал там иеродиаконом.
Чтобы избавиться от своих страстей, святой Моисей Мурин простаивал ночи в молитве и практически отказался от пищи. И после многолетних молитвенных трудов получил от Господа власть над бесами. С тех пор к преподобному Моисею стали обращаться за помощью в избавлении от страстей, которые он смог победить в себе самом, в первую очередь от пьянства.
***
Преподобный Савва Крыпецкий, Псковский. Русский святой XV века от Рождества Христова, постриженик Святой горы Афон, откуда прибыл в Псковские пределы в поисках монашеского уединения. Он поселился близ Крыпецкого монастыря и взял на себя подвиг безмолвия. Старца очень почитали монахи, но отец Савва отказался стать их игуменом.
Однажды Псковский князь Ярослав Оболенский прибыл к святому Савве, когда тот жил уже в ограде монастыря, с больной супругой. Преподобный передал князю:
Грешный Савва говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило: жёны не должны входить в обитель. Если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления…
Князь раскаялся, объяснив, что хотел нарушить устав лишь по незнанию. После чего старец Савва вместе с монахами вышел за монастырские ворота и отслужил молебен, после чего княгиня исцелилась. Благодарный князь передал монастырю земли и построил к обители через мхи и болота мост длиною в 1400 сажен.
Святой старец Савва мирно отошёл ко Господу в 1495 году от Рождества Христова.
Преподобный Савва Крыпецкий. Фото: www.pravoslavie.ru
Праведная Анна Пророчица. Святая I столетия от Рождества Христова, которая вместе со святым праведным Симеоном Богоприимцем встретила Младенца Христа в Иерусалимском храме. Это событие стало переломным, встречей ветхозаветной эпохи и новозаветной эры. В Православной Церкви оно является великим двунадесятым праздником и именуется Сретением Господним. Подробнее об этом событии вы можете прочесть в нашем материале «Главное событие для души нашей», опубликованном на страницах Царьграда.
***
Великомученица Шушаника (Сусанна) Ранская, княгиня. Святая страдалица за Христа V столетия от Рождества Христова, особо почитаемая в Грузинской Православной Церкви. Сама святая Шушаника была из армянского княжеского рода. В юности она вышла замуж за грузинского правителя Варскена, который оказался вероотступником. Узнав о том, что супруг предал Христа и стал огнепоклонником, чтобы угодить шаху, Шушаника обличила его, за что была подвергнута страшным мучениям и заключению. Как свидетельствует Житие великомученицы:
Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу.
Великомученица Шушаника отошла ко Господу в 475 году от Рождества Христова.
Великомученица Шушаника (Сусанна) Ранская, княгиня. Фото: www.pravoslavie.ru
Священномученики Алексий Будрин, пресвитер (1918), Александр Медведев, диакон, Николай Георгиевский, пресвитер (1931), преподобномученики Казанские Сергий (Зайцев), Лаврентий (Никитин), Серафим (Кузьмин), Феодосий Александров, Леонтий Карягин, Стефан, Георгий (Тимофеев), Иларион (Правдин), Иоанн (Сретиенский) и Сергий (Галин) (1918), священномученик Василий Сокольский, пресвитер (1937). Священнослужители, монахи и послушники разных храмов и монастырей Русской Православной Церкви, святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Все эти подвижники были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
***
Поздравляем всех православных христиан с днём всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!
Преподобный Моисей Мурин
День памяти: 28 августа
Моисей Черный
Преподобный Моисей Мурин жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп, лицом был черен и поэтому назван «мурин». В молодости он был рабом знатного человека, но после того как совершил убийство, господин прогнал его, и он пристал к шайке разбойников. За суровый нрав и большую физическую силу его выбрали главарем. Моисей вместе с шайкой совершил много злодеяний — убийств, грабежей, так что все боялись даже его имени. Несколько лет пробыл в такой греховной жизни разбойник Моисей, но по великой милости Божией раскаялся, оставил шайку разбойников и ушел в одну из пустынных обителей. Здесь он долго плакал, прося принять его в число братии. Монахи не поверили его искреннему покаянию, но бывший разбойник до тех пор умолял не отгонять его, пока братия не приняла его. В монастыре преподобный Моисей находился в полном послушании у игумена и братии, он проливал много слез, оплакивая свою греховную жизнь. Через некоторое время преподобный Моисей ушел в уединенную келлию, где проводил в молитве и строжайшем посте суровую жизнь. Однажды на келлию преподобного Моисея напали 4 разбойника из его бывшей шайки, но он, не утративший огромной физической силы, связал их всех и, подняв на плечи, принес в монастырь, спрашивая у старцев, как поступить с пленниками. Старцы велели отпустить их. Разбойники, узнав, что попали к своему бывшему предводителю, а он их пощадил, последовали его примеру, покаялись и стали монахами. Когда остальные разбойники услышали о покаянии преподобного Моисея, то оставили разбой и стали усердными иноками.
Преподобный Моисей не скоро освободился от страстей. Он часто приходил к игумену монастыря авве Исидору, прося совета, как избавиться от блудной страсти. Опытный в духовной брани старец учил его никогда не пресыщаться пищей, пребывать впроголодь, соблюдая строжайшее воздержание. Страсть не оставляла преподобного Моисея в сонных видениях. Тогда авва Исидор научил его всенощным бдениям. Преподобный простаивал все ночи на молитве, не преклоняя колен, чтобы не заснуть. От длительной борьбы преподобный Моисей пришел в уныние и, когда у него возник помысл оставить пустынную келлию, авва Исидор подкрепил дух ученика. Он показал ему в видении много демонов на западе, готовящихся к борьбе, а на востоке еще большее количество святых Ангелов, также приготовлявшихся к битве. Авва Исидор обнадежил преподобного Моисея, что сила Ангелов превосходит силу бесов, а долгая борьба со страстями нужна ему, чтобы совершенно очиститься от прежних грехов.
Преподобный Моисей предпринял новый подвиг. Обходя по ночам пустынные келлии, он приносил каждому брату воду из колодца. Особенно он старался для старцев, которые жили далеко от колодца и были не в силах принести себе воды. Однажды, наклонясь над колодцем, преподобный Моисей почувствовал сильный удар в спину и замертво упал у колодца, пролежав в таком положении до рассвета. Так бесы мстили преподобному за победу над ними. Утром братия принесла его в келлию, и он пролежал целый год в расслаблении. Поправившись, преподобный с твердой решимостью исповедал игумену, что он будет продолжать подвизаться, Но Господь Сам положил предел этой многолетней борьбе: авва Исидор благословил ученика и сказал ему, что блудная страсть уже оставила его. Старец велел ему причаститься Святых Таин и с миром идти в свою келлию. С тех пор преподобный Моисей получил от Господа власть над бесами.
Слава о его подвигах распространилась среди иноков и за пределами пустыни. Правитель страны захотел увидеть святого. Узнав об этом, преподобный Моисей решил скрыться от посетителей и ушел из своей келлии. По дороге он встретил слуг правителя, которые спросили его, как пройти к келлии пустынника Моисея. Преподобный ответил им: «Не стоит ходить к этому лживому, недостойному монаху». Слуги возвратились в монастырь, где их ждал правитель, и передали ему слова повстречавшегося старца. Братия, по описанию наружности старца, единодушно признали в нем самого преподобного Моисея.
Проведя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона. Епископ облек его в белую одежду и сказал: «Авва Моисей ныне весь бел». Святой ответил: «Владыко, что делает чистым — внешнее или внутреннее?» По смирению преподобный считал себя внутренне недостойным принять сан диакона. Однажды епископ решил испытать его и велел клирикам гнать диакона из алтаря, ругая его недостойным мурином. С полным смирением преподобный принимал бесчестие. Испытав его, епископ посвятил преподобного во пресвитера. В этом сане преподобный Моисей подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников.
Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Вси, приимшии нож, ножом погибнут»» (Мф. 26, 52). Тогда с преподобным остались 7 братьев, из которых один, при приближении разбойников, спрятался неподалеку. Разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков. Кончина их последовала около 400 года.
Преподобный Моисей Мурин
Преподобный Моисей Мурин жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп, темнокожий, поэтому и назван — «мурин». В молодости он был рабом знатного человека, но совершил убийство, и господин прогнал его. Он пристал к шайке разбойников. За суровый нрав и огромную физическую силу его выбрали главарем. Моисей вместе с шайкой совершил много преступлений — убийств, грабежей, так что люди в округе боялись одного его имени. Так, в бандитских «подвигах», Моисей провел несколько лет. Но все же не одно только зло было в душе у этого темнокожего силача. Наступил момент, когда Моисей решил, что не может дальше творить зло. Он оставил свою банду и ушел в одну из пустынных обителей. Здесь он долго плакал, прося принять его в число братии. Монахи не верили искренности его покаяния, но бывший разбойник умолял не отгонять его до тех пор, пока братия, наконец, не приняла его. В монастыре преподобный Моисей находился в полном послушании у игумена и братии, проливал много слез, оплакивая свою греховную жизнь. Через некоторое время преподобный Моисей ушел в уединенную келлию, где проводил жизнь в молитве и строжайшем посте.
Рисунок Елены Поповской.
Однажды на келлию преподобного Моисея напали четверо разбойников из его бывшей шайки. Но оказалось, что пост и иноческая жизнь не лишили Моисея его удивительной физической силы. Он легко справился с нападавшими, связал всех четверых, и, подняв на плечи, разом принес в монастырь, спрашивая у старцев, как нужно поступить с пленниками. Старцы велели отпустить их. Пораженные разбойники, узнав, что попали к своему бывшему предводителю, а он их пощадил, последовали его примеру, покаялись и тоже стали монахами.
Моисей не сразу освободился от страстей. Он часто приходил к игумену монастыря авве Исидору, прося совета, как избавиться от блудной страсти. Опытный в духовной брани старец учил его никогда не пресыщаться пищей, пребывать впроголодь, соблюдая строжайшее воздержание. Но страсть не оставляла Моисея в сонных видениях. Тогда авва Исидор научил его всенощным бдениям. Преподобный простаивал все ночи на молитве, чтобы не заснуть. В придачу к этому он придумал себе еще одно занятие. Обходя по ночам пустынные келлии, он приносил каждому брату воду из колодца. Особенно он старался для старцев, которые жили далеко от источника и были не в силах принести себе воды. Однажды, склонившись над колодцем, Моисей почувствовал сильный удар в спину и без сознания упал у колодца, пролежав в таком положении до рассвета. Так бесы мстили преподобному за победу над ними. Утром иноки нашли его и принесли в келию, где он пролежал целый год полностью парализованным.
Поправившись, Моисей сказал игумену, что он будет продолжать подвизаться, но авва Исидор благословил ученика и сказал ему, что блудная страсть уже оставила его. Старец велел ему причаститься Святых Таин и с миром идти в свою келию. С тех пор преподобный Моисей получил от Господа власть над бесами.
О его подвигах вскоре узнали даже за пределами пустыни. Правитель страны захотел увидеть святого. Когда Моисей услышал об этом, то решил скрыться от посетителей и ушел из своей келлии. По дороге он встретил слуг правителя, которые спросили его, как пройти к пустыннику Моисею. Преподобный ответил им: «Не стоит ходить к этому лживому, недостойному монаху». Слуги возвратились в монастырь, где их ждал правитель, и передали ему слова повстречавшегося старца. Братия по описанию единодушно признали в нем самогó преподобного Моисея.
Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих учеников, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: …все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф 26:52). Тогда монахи послушались его и ушли все, кроме семерых. Один из них при приближении разбойников спрятался неподалеку и видел, как те убили преподобного Моисея и его учеников. Кончина их последовала около 400 года.