Содержание
- Святое дело
- За Христа пострадавшие от безбожной власти в СССР и в Болгарии. Часть 1
- Следственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?
- Дело №327
- Говорят, что новомучеников убивали не за веру, а за контрреволюцию. А как на самом деле?
- Понятие и виды следственных действий
- Осмотр
- Освидетельствование
- Следственный эксперимент
- Обыск
- Выемка
- Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления
- Контроль и запись переговоров
- Получение данных о соединениях между абонентами и/либо абонентскими устройствами
- Допрос
- Очная ставка
- Предъявление для опознания
- Проверка показаний на месте
- Производство судебной экспертизы
Святое дело
Смотреть что такое «Святое дело» в других словарях:
-
Святое дело — Жанр кинокомедия Режиссёр Дмитрий Корявов … Википедия
-
Святое дело — Разг. О чём л. важном, почетном. Ф 1, 153 … Большой словарь русских поговорок
-
Святое дело (фильм) — Содержание 1 Святое дело (фильм) 2 Сюжет 3 В ролях 4 Интересные факты … Википедия
-
Запор да замок — святое дело. — Запор да замок святое дело. См. БЕРЕЖЬ МОТОВСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа
-
Бедность — святое дело. У голыша та же душа. — Бедность святое дело. У голыша та же душа. См. ДОСТАТОК УБОЖЕСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа
-
Уговорец — святое дело. — Уговор не спор. Уговорец святое дело. См. УСЛОВИЕ ОБМАН … В.И. Даль. Пословицы русского народа
-
на святое дело все методы сгодятся — нареч, кол во синонимов: 1 • с волками жить по волчьи выть (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
-
Запор святое дело — Запоръ святое дѣло. Изба крѣпка запоромъ, а дворъ заборомъ Поясн. (на томъ основано усиленное наказаніе за воровство со взломомъ) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
-
запор святое дело — Изба крепка запором, а двор забором. (На том основано усиленное наказание за воровство со взломом) … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
-
Межа — святое дело. — см. Межа и твоя и моя … В.И. Даль. Пословицы русского народа
За Христа пострадавшие от безбожной власти в СССР и в Болгарии. Часть 1
Убиение праведников в Бутове. Клеймо иконы «Новомученики и исповедники Российские»
«Гонение окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства». Эти слова сказал в 1937 году, незадолго до своего расстрела, митрополит Серафим (Чичагов), и они были пророческими.
Действительно, после освобождения от коммунистического ига Православная Церковь канонизировала многих мучеников, и в их числе самого митрополита Серафима. Прославление новомучеников, пострадавших за Христа во время безбожной власти, было совершено в Русской, Грузинской, Сербской и Польской Поместных Церквях.
В Болгарской Православной Церкви до настоящего времени не прославлен ни один новомученик, хотя репрессии коммунистической власти были и здесь: известны имена репрессированных священнослужителей и монахов, из которых одни претерпели тюремное заключение, а другие были убиты. Среди болгарских верующих сохраняется благоговейная память об этих страдальцах, изучаются обстоятельства их жизни и смерти, обсуждается вопрос о необходимости их канонизации.
Мы решили внести свою скромную лепту в дискуссию по этому важному вопросу и рассказать о подвиге уже прославленных новомучеников, сопоставив с ним известные сведения о пострадавших болгарских священнослужителях, а также в целом осветить некоторые обстоятельства мученического подвига при коммунистических гонениях. Стоит отметить, что в сонме новомучеников и исповедников Российских есть люди разного этнического происхождения, и в том числе один этнический болгарин – священномученик Виктор (Киранов; † 1942).
I
Существуют некоторые стереотипы о мученичестве, которые мешают должным образом осознать и оценить подвиг новомучеников. Так, некоторые считают, что мучеником можно назвать лишь того, кто погиб от руки гонителей, прямо декларирующих, что они убивают именно за христианские убеждения. А если же убийцы объявляют, что убили по каким-либо другим причинам, например за преступления против государства, то это уже и не мученичество.
При поверхностном взгляде это может показаться убедительным, однако здесь кроется существенная подмена. Ведь такая постановка вопроса предполагает, что мученика делают мучеником не его собственные слова и дела и состояние духа перед лицом смерти, не мужество и верность Христу, а намерения его убийцы, и что судить об этих намерениях будто бы следует по словам самих убийц.
Подобный подход несостоятелен и сам по себе – потому что нигде в церковном предании мы не найдем, чтобы Церковь при определении мученического подвига прерогативу в этом отдавала бы свидетельству мучителей; но также он несостоятелен и исторически. Да, в древности бывало, что сами убийцы и гонители прямо декларировали, что они преследуют человека не за что иное, как за то, что он христианин, – как гласил один из эдиктов Диоклетиана: «Да погибнет имя христиан». Но даже во времена язычников такая принципиальность была свойственна далеко не всем гонителям, и многие из них убивали христиан не за их веру, а просто за то, что те отказывались принести жертву богам или идолу императора, что рассматривалось как государственное преступление, близкое к измене.
Если вспомнить, как объясняли свои действия вдохновители убийства Христа, то в их словах мы услышим ту же самую риторику о политической неблагонадежности и преступлении против государственной власти: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин. 19: 12).
Подобным образом поступали и коммунистические гонители ХХ века. Они сознательно старались оформить свое черное дело так, чтобы оно не выглядело как гонение за религиозные убеждения, для чего обвинения новомученикам оформлялись как преследования за государственные преступления. Поэтому, например, в делах российских новомучеников самые часто повторяемые словосочетания – «враг народа», «контрреволюционная деятельность», «противодействие мероприятиям советской власти» и т.п.
О том, как именно коммунисты умудрялись инкриминировать христианам разнообразные «государственные преступления», можно получить представление, обратившись к житиям российских новомучеников. Приведем несколько примеров из реальных дел, закончившихся тюремными сроками, а иногда и расстрелами.
Священномученик Матфей (Александров) был бессребреником, за требы денег не брал и вообще о деньгах говорил пренебрежительно. Арестовав его, ему предъявили обвинение в том, что он «в церкви ведет контрреволюционную пропаганду против советских денег и отказывается их брать».
Священномученика Михаила (Самсонова) обвинили в том, что он колокольным звоном хотел «отвлечь избирателей от участия в выборах» и что он «отдельных активистов села вовлекал в Церковь через опаивание водкой».
Священномученика Петра (Рождествина) обвинили в том, что он подолгу служил и тем самым будто бы «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе».
При аресте священномученика Илии (Бенеманского) ничего компрометирующего не обнаружили, но нашли 45 рублей мелкой серебряной монетой и на основании этого обвинили священника в том, что «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения».
Священномученику Константину (Некрасову) поставили в вину то, что он, отмечая в календаре числа по старому стилю, случайно поставил цифру «8» на фотографию Сталина, что было расценено как «враждебное отношение к советской власти и руководителям партии».
Узнав, что священномученик Димитрий (Остроумов) давал некоторым прихожанам лекарства, его обвинили в том, что он «занимался нелегальным лечением больных».
Про священномученика Иоанна (Покровского) сказали, что его дом посещают странствующие священники и что будто бы в результате этого была занесена заразная болезнь на колхозных лошадей и свиней.
Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко), говоря на проповеди о жизни святого Иоанна Дамаскина при дворе халифа, сказал, что «мы не можем представить себе той восточной древней роскоши, которой окружали себя… восточные правители». И эта фраза была поставлена ему в вину, ибо следователь заявил: «В этой своей проповеди вы, сравнивая жизнь Иоанна с советской действительностью, высказывали клеветнические измышления на материальное благосостояние трудящихся в СССР».
Как нетрудно увидеть, обвинения эти носят явно надуманный характер и являются лишь прикрытием подлинного стремления коммунистов – уничтожить Церковь, лишить ее священства и монашества под любым предлогом. Мы намеренно привели столь много примеров, чтобы стало очевидным: речь идет не об исключениях, а о систематическом явлении. Реальность заключалась в том, что подвергались репрессиям именно глубоко верующие православные люди; карательные органы их выбирали по признаку религиозной принадлежности, а обвинения нередко составляли уже после ареста – на основании поведения при аресте, или сказанного на допросах, или сказанного в камере предварительного заключения. Выбирался человек, а под него уже потом находили «дело». Как указывал священномученик Григорий (Раевский), «если нас задумают посадить, то посадят и найдут материалы для обвинения, несмотря ни на какие законы».
А в Болгарии имели место случаи, когда коммунисты устраивали суды и выносили приговоры уже после того, как обвиняемые были убиты. Так, например, священник Иоанн Тодоров был арестован 13 октября 1944 года и забит до смерти, а 16 апреля 1945 года в Плевене состоялся суд, который post factum вынес ему обвинение, осудил и приговорил к смертной казни. Также было и со священником Рафаилом Раевым. 9 сентября 1944 года партизаны схватили его, когда он шел домой, и закопали живьем в землю, а 2 марта 1945 года Плевенский народный суд заочно осудил его на смерть. Разумеется, в подобных примерах «социалистической законности» нет ничего, что позволяло бы серьезно относиться к такому судопроизводству и к выдвигаемым против новомучеников обвинениям – это лишь попытка оправдать совершенные беззакония, придав им вид законности.
Относиться всерьез к этим трафаретным, тенденциозным, наспех составленным обвинениям против новомучеников – значит верить сознательно возводимой на них лжи. А если, приняв эти обвинения за чистую монету, начать сомневаться в мученическом венце пострадавших, то цель, ради которой эта ложь возводилась, будет достигнута. Священномученику Николаю (Кобранову) во время допроса следователь прямо сказал об этом, заметив с усмешкой: «Не беспокойтесь, святым вас не сделаем».
А священномученику Варсонофию (Лебедеву), когда его вели на расстрел, конвоиры-красноармейцы говорили, издеваясь: «Не торопись, успеешь попасть в Царство Небесное!» А когда возвращались после расстрела, сказали бегущим навстречу прихожанам: «Бегите, бегите! Через три года мощами объявится!»
В отличие от древних гонителей-иноверцев, коммунистические гонители ХХ века в России и Болгарии получили воспитание в православной среде, и они знали, что такое для Церкви мученик. И знали это не только рядовые палачи, конвоиры и следователи, но и те, кто задумывал репрессии, давал им ход и надлежащее оформление. Данное обстоятельство нельзя не учитывать при рассмотрении вопроса о канонизации новомучеников коммунистического режима.
Возвращаясь к теме обвинений, стоит указать и совсем циничные случаи, подобные тому, что сотворили со священномучеником Василием (Преображенским), который был арестован и осужден на десять лет лагерей за «клевету на политику советского правительства». В качестве «клеветы» ему инкриминировали сказанные прихожанам слова: «Советская власть арестовывает виновных и невиновных и сажает в тюрьму ни за что; вот и меня задержат тоже, осудят и посадят».
Нередко следователи даже и не трудились выискать нечто предосудительное в действиях подсудимых, а сами выдумывали для них преступления. Так, священномученика Виктора (Киранова) вместе с другими священниками обвинили в подготовке теракта: будто бы они собирались в день выборов отравить колодцы. Священномученика Сергия (Покровского) в 1937 году обвиняли в том, что он, «проводя систематически контрреволюционную агитацию, в беседах с гражданами восхвалял Гитлера и фашистскую Германию», а священномученика Николая (Запольского) – в том, что он будто бы говорил: «Скоро из Италии придет папа Римский, он установит свою власть и всех коммунистов в ад загонит… Скоро придет папа Римский, он покажет, как крестьян мучить».
Отношение новомучеников к обвинениям, выдвигаемым против них коммунистической властью, хорошо выражают строки, написанные священномучеником Сергием (Гортинским) на листе допроса: «Обвинение предъявленное я не признаю, ибо это явная ложь». «За собой вины против советской власти никакой не знаю», – свидетельствовал перед следователем священномученик Сергий (Бажанов). А священномученик Сергий (Флоринский) в конце допросного листа написал: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь».
«Виновным себя не признаю» – эти слова встречаются во всех протоколах допросов русских новомучеников.
Так же не признавали своей вины и болгарские священники, репрессированные коммунистами. Свидетельствовал о своей невиновности в суде отец Александр Дянков, а отец Ангел Хубанчев за день до расстрела написал родным красноречивые строки: «Остаюсь невинным перед законом, по которому меня судят; виновен только пред Богом. Господи, прости меня!»
Мученики не соглашались признаваться в тех преступлениях, которые им приписывали гонители, потому что такое согласие было бы формой лжесвидетельства. И этот отказ от признаний требовал большого мужества, поскольку, как правило, в процессе следствия у подсудимых пытались выбить признание побоями и пытками, так что некоторые мученики даже не доживали до приговора, скончавшись от травм, полученных в кабинете следователя, как, например, священномученик Василий (Канделябров).
К твердым и непреклонным заявлениям новомучеников об их невиновности советские суды и следственные органы относились без особого внимания, но для Церкви свидетельство самих мучеников о себе приобретает решающее значение и не может быть проигнорировано или поставлено по значимости после или даже хотя бы наравне со свидетельством репрессивной машины атеистического государства.
II
О коммунистической эпохе могут заметить: ведь тогда репрессиям подвергалось не только духовенство. Точно так же арестовывали тех, кто при прежнем режиме имел офицерские чины в полиции и армии, тех, кто публично критиковал марксизм, и вообще всех, кого подозревали в политической неблагонадежности. Их тоже пытали, бросали в тюрьмы, казнили, и некоторые из них проявляли при этом большое мужество и выдержку. Разве означает это, что всех их тоже нужно канонизировать?
Не означает, потому что мучеником в православном понимании становится не всякий, кто пострадал и был несправедливо убит, но только тот, кто был взят на этот путь страдания именно из-за своей веры и своего служения Христу.
Святые отцы говорят, что «Бог ценит дела по намерениям их» (Марк Подвижник, преподобный. Слова. 1. 184) и что «во всех наших делах Бог смотрит на намерение – делаем ли мы это ради Него или ради какой-либо иной причины» (Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви. 2: 36).
То есть нравственное и духовное достоинство поступка определяется по тому намерению, с которым он совершается. Так христианская милостыня отличается от гуманистической филантропии именно тем, что творится во имя Христа и ради Христа, хотя внешне может выглядеть одинаково: люди и в том, и в другом случае дают свои деньги нуждающимся. Так христианское целомудрие отличается от полового воздержания, совершаемого в силу психологических или физиологических причин, именно тем, что творится ради Христа, то есть ради исполнения Его заповедей, хотя формально мы видим одно и то же уклонение человека от блуда. Так пост отличается от вегетарианства именно тем, что совершается ради Христа, в память о Нем и в подражание Его посту. Вегетарианец, воздерживаясь от животной пищи, не посвящает это воздержание Христу, не ожидает от Него награды и, соответственно, не получает никакой духовной пользы от своего воздержания ни в этой жизни, ни в будущей, хотя, конечно, может получить временную телесную и душевную пользу.
Так и мученичество именно посвящением Христу отличается от всякой мужественной и героической смерти: «Ибо кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 35).
Была определенная логика в том, кого коммунистическая власть выбирала на роль жертв. Бывших полицейских и армейских хватали отчасти в порядке мести – как врагов, с которыми еще недавно было вооруженное противостояние, а отчасти для того, чтобы обезопасить свою власть от людей, которые в силу своей подготовки могли бы возглавить восстание. Интеллигенцию преследовали из-за того, чтобы обезопасить себя от умных критиков, которые могли бы дать идеологическое обоснование свержению коммунистической власти. Сказанное выше в той или иной степени относится и к другим категориям репрессированных, за исключением случайных жертв.
Но это не относится к духовенству. Как известно, Церковь, следуя заповеди «повиноваться и покоряться начальству и властям» (Тит. 3: 1), сохраняла лояльность к коммунистической власти (как и к любому другому режиму, в котором ей приходилось существовать) и своих чад призывала к повиновению, а не к мятежу. Да, имели место случаи открытой критики действий властей со стороны тех или иных священнослужителей, но не это было подлинной причиной арестов, потому что репрессии затрагивали не только тех, кто критиковал: весьма многие из пострадавших ни слова против власти не говорили. Так было и в Советском Союзе, и в Болгарии.
Можно привести пример священномученика Петра (Петрикова), свидетельствовавшего на допросе: «Я всегда исполнял все касавшиеся меня законоположения, не знаю ни одного случая нарушения мною таковых. Пользуюсь свободой верить, во что мне угодно, по основному закону страны – конституции… Церковь – “не от мира сего”. Мои интересы – интересы чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, которыми обладает Бог, в Которого верю. Вопросами политики никогда не занимался и в политических вопросах не разбираюсь. Власти подчиняюсь по совести и готов пожертвовать для нее всем, чем только могу, если это будет нужно. Только верой в Бога не могу пожертвовать никому».
То, что таких людей хватали, сажали в тюрьмы и расстреливали, означает, что делали это именно из-за того единственного, чем они не могли пожертвовать.
В своих антирелигиозных гонениях коммунисты преследовали даже тех, кто совершенно не мог представлять для них угрозы. Так, священномученик митрополит Серафим (Чичагов) к моменту ареста был уже давно на покое, ему шел 85-й год, он был прикован к постели; при аресте его вынесли на носилках и в машине «скорой помощи» доставили в Таганскую тюрьму, а затем осудили и расстреляли. Также и священномученик архиепископ Алексий (Бельковский) по болезни не мог самостоятельно передвигаться; ему было 95 лет, когда за ним пришли сотрудники НКВД; вынесли его на простыне. В тюрьме он не дожил даже до окончания следствия.
Разве есть какая-либо рациональная необходимость в том, чтобы разыскивать и тащить в тюрьму давно отошедших от дел и доживающих последние дни больных стариков? Они не были правящими архиереями, нигде не выступали, ничего не издавали, не вели никакой публичной деятельности, а по причине телесной немощи даже не совершали богослужений. Какую угрозу они представляли для советской власти? Чем могли повредить ей? Очевидно, что единственной причиной их преследования было то, что они принадлежали к числу служителей Церкви Христовой.
Коммунисты воспринимали религию как соперничающую идеологию, существование которой препятствует поголовному распространению их безбожного учения. Именно потому они с ней боролись разными способами, один из которых – репрессии и убийства наиболее видных священнослужителей, монахов и мирян. Таким образом, их преследовали именно за веру, хотя и пытались замаскировать это обвинениями политического, а то и уголовного характера.
Впрочем, сохранились свидетельства о том, что иногда гонители и не скрывали, что преследуют именно за веру. Священноисповедник Зиновий (Мажуга) рассказывал: «В 1936 году меня арестовали и, не предъявив никакого обвинения, несколько месяцев продержали в ростовском распределителе. Однажды я спросил следователя: “В чем же состоит моя вина, какое предъявляют мне обвинение?” Следователь молча указал на мою рясу».
Еще один пример. Когда благочестивый крестьянин Дмитрий Клевцов в 1929 году попал под суд, на суде спросили, знает ли он, за что его судят. Дмитрий ответил, что, мол, кому-то не понравился. Тогда судья сказал откровенно: за веру и прежнюю зажиточность. «Откажись от веры, вступи в колхоз, и мы судить тебя не будем. Дадим работу, даже сделаем начальником небольшой коммуны, будешь руководить». На это Дмитрий ответил: «За веру судите? Я всегда готов к суду».
III
Если мы посмотрим на обвинения, выдвигаемые против священников, пострадавших от коммунистического режима в Болгарии, то увидим, что они типологически те же, что выдвигала советская власть и против русских, сербских и польских новомучеников.
В Болгарии наиболее характерным для первых послевоенных лет было обвинение в сотрудничестве с полицией при прежнем режиме. Священника Бориса Вълканова приговорили к смерти как «предателя» и «полицейского доносчика». Священника Александра Дянкова обвинили в сотрудничестве с фашистским режимом. В том же обвиняли и священника Рафаила Раева, утверждая, будто бы он в числе других людей «добровольно следил и доносил о передвижениях партизан».
Те же самые обвинения в то же самое время коммунисты выдвигали и против сербских новомучеников, например против священномученика Иоанникия (Липоваца) и священномученика Луки (Вукашевича), а также против Холмских и Подляшских мучеников, прославленных Польской Православной Церковью. Выдвигались эти обвинения и против русских новомучеников. Так, например, священномученик Василий (Смоленский) был приговорен к расстрелу в 1942 году по обвинению в «предательстве» и «пособничестве немцам», временно занявшим его село, хотя святой эту клевету категорически отверг. И священномученик Матфей (Крицук) в 1950 году был арестован по обвинению в том, что он будто бы сотрудничал с немцами в годы войны.
Думается, наиболее исчерпывающим ответом на такие обвинения являются слова из объяснительной записки священноисповедника Николая (Лебедева): «Мне предъявляется обвинение в том, что я будто имел связи с царской охранкой, был ее агентом, служил у нее на службе, узнавал, где устраивались митинги, выслеживал ораторов и потом выдавал их правительству. Обвинение слишком для меня тяжелое, чудовищное и до глубины души меня возмущающее как несправедливое и совершенно не соответствующее действительности. Я решительно заявляю, что никогда связей с царской охранкой не имел, в услужении у нее не был никогда и шпионажем никогда не занимался и не мог заниматься, так как это противоречило и моим убеждениям, и моей деятельности, и тем взаимоотношениям, которые у меня установились с самого начала моего служения в приходе вплоть до самой революции с гражданской властью».
IV
Звучали в Болгарии, конечно, и другие обвинения. Архимандрита Каллистрата (Накова) обвиняли в том, что он совершал панихиды на могиле царя Бориса III; иеромонаха Макария (Апостолова) – в том, что он препятствует проведению мероприятий «народной власти» и что организовывал экскурсии в Рыльский монастырь «с целью насаждения религиозного чувства в людях»; священника Григория Попалександрова – в том, что он будто бы проповедовал империалистическую идеологию и агитировал народ за то, чтобы выходить из кооператива; священника Цветана Диковски – в том, что он якобы входил в состав «фашистской организации, намеревавшейся уничтожить партийных руководителей в Бяла Слатина»; священника Ангела Хубанчева – в том, что будто бы он «в разное время с 1941 по 1944 год распространял на молебнах, в проповедях и выступлениях фашистские идеи».
Все перечисленное находит параллели в житиях уже прославленных Церковью новомучеников. Священномученика Владимира (Лозина-Лозинского) осудили на десять лет за служение панихид с поминовением царя-страстотерпца Николая II и его семьи. Мученика Иоанна (Емельянова) обвиняли в том, что он «в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия, организовывал на нее паломничества». Священномученику Димитрию (Плышевскому) инкриминировали участие в «повстанческой шпионский организации». Преподобномученицу Ирину (Фролову) арестовали по обвинению в сопротивлении мероприятиям советской власти на селе. Мученика Иоанна (Малышева) обвинили в «систематическом ведении контрреволюционной фашистской агитации». Мученику Никифору (Зайцеву), как и многим другим, предъявили трафаретное обвинение в агитации против колхозов как якобы «антихристова предприятия», даже не обратив внимания на то, что сам мученик был колхозником.
Нужно сказать, что существовала одна категория обвинений, по которой мученики свою «вину» признавали – это когда их обвиняли в несогласии с коммунистической идеологией и критике антирелигиозных и антицерковных действий власти. Например, мученица Ольга (Кошелева) на вопрос следователя: «О том, что советская власть безвинно арестовывает духовенство, закрывает церкви без согласия на то верующих, вы говорили?» – смело ответила: «Да, я это говорила; и сейчас, видя, как безвинно арестовали меня, еще раз говорю, что советская власть безвинно арестовывает духовенство и верующих». А преподобномученику Варфоломею (Ратных) следователь зачитал показания свидетеля, который слышал от святого Варфоломея слова: «Да, все плачет, плачет мир и будет еще плакать», и поинтересовался: «Отчего же плачет мир?» Святой отец сказал: «От скорби, приключенной ему советской властью», но не признал это контрреволюционной агитацией: «Ведь это же сущая правда; говорю, что есть, что вижу».
Можно привести еще примеры из допросов новомучеников: «Врагом советской власти я не являюсь… но являюсь противником антихристианской политики советской власти, а равно и материализма как отрицающего идею религии» (священномученик Владимир (Пищулин); «учение материалистическое не признаю в корне и считаю его своему мировоззрению враждебным. Поэтому я не согласен с действиями коммунистической партии в нашей стране, когда она навязывает свое мировоззрение другим гражданам, мыслящим по-другому» (священномученик Владимир (Сперанский); «на все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей… нужно молиться Богу, а также жить в любви – только тогда мы от этого избавимся» (преподобноисповедник Севастиан (Фомин).
То же можно видеть и в протоколах допросов священников, пострадавших в Болгарии. Так, отец Григорий Попалександров сказал: «Я признаю, что делал высказывания, которые не согласуются с мнением властей… Марксизм я воспринимаю как цельное мировоззрение, нацеленное на то, чтобы истреблять веру в человеке. Тогда как капитализм дозволяет человеческой личности держаться христианского учения; таким образом, человек живет уже не только с проблемами экономики, а с потребностями духа, а именно с верой в Господа». Можно вспомнить и архимандрита Каллистрата (Накова), арестованного, помимо прочего, за публичное обличение несправедливых смертных приговоров, выносимых коммунистической властью, и выступления против национализации монастырского имущества.
Окончание следует
Следственное дело святого, пострадавшего за веру. Из чего оно состояло?
Преподобноисповедник Рафаил — в миру Родион, родился в семье сапожника в Курской области. В армии будущий святой окончил военно-ветеринарную фельдшерскую школу. В 1918 году Родион стал послушником в Оптиной пустыне, которую закрыли уже через пять лет. С 1930 года отца Рафаила два раза ссылали в лагеря по 58-й статье за «контрреволюционную деятельность». В общей сложности отец Рафаил провел в лагерях 19 лет и вышел на свободу только в 1955 году, когда началось массовое освобождение из лагерей по нарушающим закон приговорам. Умер святой через два года после освобождения.
Мученики и исповедники: в чем разница?
Исповедник — святой, который пострадал за веру, но умер своей смертью.
Мученик — святой, которого убили за исповедание веры.
Дело №327
Следственное дело №327 завели в 1949 году во время второго ареста отца Рафаила. Приговор — 10 лет лагерей.
Перечень документов:
- фотография,
- паспорт,
- ордер на производство ареста и обыска,
- анкета арестованного,
- протокол допроса 1949 года,
- обвинительное заключение,
- выписка из протокола.
Фотография из следственного дела
Зачастую, фотографии из следственных дел новомучеников и исповедников — единственные прижизненные изображения святых.
Паспорт СССР
Редкий документ в делах мучеников XX века. Интересная деталь в пункте 5: «Социальное положение — служитель культа».
Ордер на арест и обыск
На основании этого ордера отец Рафаил был арестован.
Анкета арестованного
Анкету заполнял сотрудник со слов арестованного — самим это делать запрещалось. Данные проверялись по документам.
Протокол допроса
Прочитать:
Из протокола ясно, что святой отрицает вменяемую ему антисоветскую агитацию и не признает обвинение в проведении «вражеской работы», которое ему пытаются предъявить. Допрос проводили ночью: с 20:10 по 00:45, итого — 3 часа 35 минут.
Обвинительное заключение
Процессуальный документ, завершающий предварительное следствие. Содержит сформулированное по делу обвинение, систему и анализ доказательств. После окончания следствия уголовное дело направлялось в суд или другой государственный орган, уполномоченный выносить решения. Из обвинительного заключения отца Рафаила можно узнать, что в прошлом святого уже приговаривали к заключению на 10 лет как «организатора и активного участника контрреволюционной монашеско-монархической группы».
Выписка из протокола Особого Совещания при МГБ СССР
Особое совещание — внесудебный орган по административному рассмотрению уголовных дел по преступлениям, посягающим на интересы государства. Он выносил меру пресечения. В данном случае — 10 лет исправительно-трудового лагеря.
Это важно знать
Нажмите чтобы перевернуть
Говорят, что новомучеников убивали не за веру, а за контрреволюцию. А как на самом деле?
Отвечает архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской
В России в начале ХХ века государство, преследуя Церковь на деле, публично — декларировало свободу религии. Такая позиция не оставляла возможности открыто арестовывать и расстреливать за веру в Христа — для этого подыскивались другие формы обвинений для исполнения планов по уничтожению Церкви. Чаще всего христиан обвиняли в контрреволюционной или антисоветской агитации (статья 58-10 Уголовного кодекса). Если представители власти в первые века христианства, выступая в качестве гонителей, спрашивали о вере, то в советских застенках вопрос о вере если и задавался во время допроса, то в официальные следственные документы не вносился, как противоречащий основному закону — Конституции. Это подвигало следователей заниматься интерпретацией событий, излагая их через призму соответствующей статьи Уголовного кодекса.
В сталинские годы многие верующие люди, не говоря уже о священнослужителях, были плотно окружены осведомителями. Преподобноисповедник иеромонах Рафаил (Шейченко) жил под надзором целой группы осведомителей, включая и того, с кем он служил в храме как со священником, хотя в действительности тот не был таковым. Эти люди присматривали за отцом Рафаилом, слушали его проповеди и обо всем увиденном и услышанном доносили в МГБ. Так продолжалось до тех пор, пока не набралось достаточно материала для его ареста. Прежде всего, иеромонах Рафаил не устраивал власти нежеланием сотрудничать и доносить о деятельности собратьев и верующих. Также он занимался ремонтом храма, собирал в нем христианскую общину, проповедовал — этого уже было достаточно для ареста. Но официально за проповеди и стройку невозможно было арестовать и приговорить к десяти годам заключения в концлагерь. Не все можно было предъявить и на следствии, не раскрывая ценных осведомителей, таких как «собратья-священнослужители». И у следователей МГБ не оставалось иного варианта, как только интерпретировать публично сказанные священником проповеди в духе 58-й статьи Уголовного кодекса — антисоветской агитации.
Понятие и виды следственных действий
Следственные действия могут состоять из:
- осмотра;
- освидетельствования;
- следственного эксперимента;
- обыска;
- выемки;
- наложения ареста на почтово-телеграфные отправления;
- контроля и записи переговоров;
- допроса;
- очной ставки;
- предъявления для опознания;
- проверки показаний на месте;
- производства судебной экспертизы.
Осмотр
В Законе различается несколько видов осмотра:
- осмотр мест происшествия;
- местностей;
- жилья;
- предметов и документации;
- трупов.
Осмотр производится с целью обнаружения следов преступления, установления иных обстоятельств, которые имеют значимость для уголовного дела.
Замечание 1
В некоторых случаях, которые не терпят отлагательства, осмотр места происшествия, трупа и освидетельствование осуществляется до возбуждения уголовного дела.
Осмотр проводится при участии понятых, кроме случаев, когда он осуществляется в труднодоступной местности, где отсутствуют надлежащие средства сообщения, а также если проведение следственных действий небезопасно для жизни людей. Следы преступления и иные обнаруженные предметы на месте прохождения следственного действия.
В случае если для осуществления подобного осмотра требуется много времени или же осмотр на месте затруднен, тогда предметы изымаются, упаковываются, опечатываются, заверяются подписями следователя и понятых на изучаемом месте. Изымаются лишь те предметы, которые имеют отношение к уголовному делу. Причем в протоколе осмотра хорошо бы указать индивидуальные признаки с особенностями изымаемых предметов.
Замечание 2
Все найденное и изъятое в процессе осмотра предъявляется понятым и иным участникам осмотра.
Осмотр жилья осуществляется лишь с согласия проживающих в нем людей либо на основании решения суда. В случае если проживающие в жилище люди возражают против осмотра, тогда следователем возбуждается перед судебным органом ходатайство о производстве осмотра согласно статьи 165 Уголовно-процессуального Кодекса. Помещения организации осматриваются при представителе администрации проверяемой организации. Если нет возможности обеспечить участие представителя организации в осмотре, о данном факте делается соответствующая запись в протоколе.
Осмотр трупа осуществляется на месте обнаружения в присутствии понятых, судебно медицинского эксперта или врача. Трупы, которые не удалось опознать, обязательно фотографируют и дактилоскопируют. Необходимо отметить, что кремирование неопознанных трупов недопустимо. В случае извлечения трупа из места захоронения следователем выносится постановление об эксгумации, а также отправляется уведомление для близких родственников либо родственников покойного. Постановление является обязательным для администрации конкретного места захоронения. Если родственники покойного не дают положительного ответа на проведение эксгумации, в таком случае разрешение на нее выдает суд. Эксгумация и осматривание трупа осуществляется при понятых и судебном эксперте.
Освидетельствование
Определение 1
Согласно статье 180 УПК под освидетельствованием подразумевается осмотр человеческого тела для того, чтобы найти на нем особые приметы, следы преступления, телесные повреждения, выявить состояние опьянения либо другие свойства и признаки, имеющие значение для уголовного дела в случае, если для этого не нужно производить судебную экспертизу.
Освидетельствованию может подлежать подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, а также свидетель при его согласии, кроме ситуаций, когда освидетельствование нужно для оценки достоверности его показания. В случаях, которые не терпят отлагательства, освидетельствование производится до возбуждения уголовного дела.
Замечание 3
О проведении освидетельствования следователем выносится постановление, обязательное для освидетельствуемого.
Освидетельствование осуществляет следователь. Если существует необходимость, следователь привлекает к участию в следственных действиях врача или еще какого-то специалиста. В случае освидетельствования лица другого пола, которое требуется осмотреть в обнаженном виде, следователь не присутствует. В данной ситуации освидетельствование производит врач. Фото-, видеозапись и киносъемка при обнажении освидетельствуемого проводятся только с его согласия.
Следственный эксперимент
Определение 2
В соответствии со статьей 181 УПК под следственным экспериментом подразумевается следственное действие, суть которого заключается в осуществлении специальных опытов для получения новых либо проверки имеющихся доказательств, а также с целью проверки следственных версий о механизмах совершения преступного деяния, происхождении каких-то фактов и следственных предположений о механизмах совершенного преступного деяния.
С целью проверки и уточнения информации, значимой для уголовного дела, следователь имеет право осуществить следственный эксперимент посредством воспроизведения действий и обстановки либо других обстоятельств конкретного события. Причем необходимо проверить восприятие каких-то фактов, совершение конкретных действий, наступление какого-то события, а также выявить последовательность произошедшего события с механизмом образования следов.
Замечание 4
Следственный эксперимент допустим, если отсутствует опасность для здоровья лиц, принимающих в нем участие.
Обыск
Определение 3
Согласно статье 182 УПК под обыском понимается следственное действие, суть которого состоит в принудительном обследовании помещений, местности и других объектов или отдельных граждан, чтобы отыскать и изъять следы, орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным способом, а также обнаружить разыскиваемых лиц и документацию, имеющую значение для изучаемого уголовного дела.
Основанием для обыска выступает наличие достаточной информации полагать, что в каком-то месте либо у какого-то лица могут быть орудия преступления, предметы, документация и ценности, имеющие отношение к уголовному делу.
Замечание 5
Обыск осуществляется на основе постановления следователя. Обыск в жилище допускается на основе решения суда согласно статье 165 УПК.
Перед тем, как начать обыск, следователь предъявляет постановление о его производстве либо решение суда с согласием на его производство и предлагает в добровольном порядке передать подлежащие изъятию предметы, документацию и ценности, имеющие значимость для уголовного дела. Если все предметы были переданы в добровольном порядке, и отсутствуют основания опасаться за их сокрытие, тогда следователь имеет право не осуществлять обыск. Изъятые предметы, документацию и ценности следователь предъявляет понятым и иным лицам, которые присутствовали при обыске, и при необходимости пакует и опечатывает на месте обыска, что потом удостоверяется подписями перечисленных лиц. Если следователь не против, то при обыске может находиться защитник и адвокат того человека, в помещении которого осуществляется обыск.
Замечание 6
При обыске обязательно должны присутствовать понятые, а также неотъемлемой частью данных следственных действий является составление протокола.
Выемка
Определение 4
В соответствии со статьей 183 УПК под выемкой понимается следственное действие, сущность которого заключается в изъятии у конкретного лица предметов и документации, что имеет значимость для уголовного дела, когда на 100% установлено, у кого и в каком месте они находятся.
Выемка осуществляется на основе мотивированного постановления следователя. Выемка предметов и документации, содержащей государственную либо другую охраняемую федеральным законодательством тайну, а также предметов и документации, содержащей сведения о вкладах и счетах граждан в банковских структурах и других кредитных организациях, выемка заложенных либо сданных на хранение в ломбард вещей осуществляется на основе решения суда согласно статьи 165 УПК. Перед тем, как начать выемку, следователь предлагает передать предметы и документацию, подлежащую изъятию, а при получении отказа осуществляет выемку в принудительном порядке.
Замечание 7
Выемка осуществляется при понятых и заканчивается составлением протокола.
Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления
В соответствии со статьей 185 УПК наложение ареста на почтово телеграфные отправления допустимо лишь на основании решения суда. В случае принятия судебным органом решения о наложении ареста на почтово телеграфные отправления копия документа отправляется в отделение связи. Осмотр, выемку и снятие копий с отправлений производит следователь в присутствии понятых, которые являются работниками почтового отделения.
Замечание 8
Арест на почтово телеграфные отправления следователь отменяет не позднее завершения предварительного расследования с уведомлением судебного органа, который принял решение о проведении данного следственного действия.
Контроль и запись переговоров
Если достаточно оснований предполагать, что телефонные и прочие переговоры подозреваемых, обвиняемых или иных лиц могут содержать информацию, значимую для уголовного дела, их контролирование и запись допустимы при возбуждении уголовных дел о преступных деяниях средней тяжести, о тяжких и особо тяжких преступных деяниях лишь на основе решения суда согласно статье 165 УПК.
Замечание 9
Если существует угроза совершения насилия, вымогательства и иных преступлений по отношению к потерпевшему, свидетелю или их родственникам, близким лицам контроль и запись телефонных и других переговоров возможны с письменного заявления перечисленных лиц, а в случае отсутствия подобного заявления – на основе решения суда.
Следователь направляет постановление о проведении контроля и записи телефонных и прочих переговоров с целью исполнения в специальный орган на срок до 6 месяцев. Контроль оканчивается не позднее завершения предварительного расследования. Необходимо отметить, что следователь в любой момент имеет право потребовать от органа, производящего контроль и запись переговоров, фонограмму с целью осмотра и прослушки. Фонограмму передают следователю в опечатанной форме. Об итогах осмотра и прослушки фонограммы следователем в присутствии понятых (и возможно специалиста), а также людей, чьи телефонные и другие виды переговоров записаны, составляется протокол, где излагается важная для уголовного дела часть фонограммы. Фонограмма целиком приобщается к материалу уголовного дела в качестве вещественного доказательства и хранится в таких условиях, которые исключают ознакомление с ней посторонних лиц.
Получение данных о соединениях между абонентами и/либо абонентскими устройствами
Согласно 186.1 УПК при уголовном делопроизводстве для наиболее быстрого установления лица, совершившего преступное деяние, и отыскания похищенных предметов преступного посягательства появляется необходимость получить у операторов мобильной связи данные о входящих/исходящих звонках, совершенных по мобильному телефону.
Замечание 10
Летом 2010-го г. Уголовно-процессуальный Кодекс дополнил новый вид следственного действия – получение данных о соединениях между абонентами и/либо абонентскими устройствами.
Определение 5
Под получением данных о соединениях между абонентами и/либо абонентскими устройствами подразумевают детализацию входящих/исходящих звонков, информацию об абонентах и их телефонных устройствах и определение при помощи биллинговой системы адреса базовой станции, посредством которой осуществлялось данное соединение, и сведений о местонахождении звонившего.
Суть детализации телефонных разговоров состоит в документальном фиксировании оператором связи в конкретный временной период телефонных контактов определенного абонента с другими абонентами мобильных сетей (без их персонификации) с установлением дат и времени разговоров этих контактов и их длительностью.
Замечание 11
Если у следователя достаточно оснований предполагать, что данные о соединениях между абонентами и/либо абонентскими устройствами имеют значимость для уголовного дела, тогда он имеет право на получение таких сведений на основании решения суда.
Копию судебного решения о получении данных о соединениях между абонентами и/либо абонентскими устройствами направляет в определенную организацию связи, управляющий которой должен предоставить указанные данные, зафиксированные на любом информационном носителе. Указанные данные предоставляют в опечатанном виде вместе с сопроводительным письмом, где указывают период, за который они предоставлены, и номера абонентов и/либо абонентских аппаратов.
Получение следователем данных о соединениях между абонентами и/либо абонентскими аппаратами может устанавливаться на срок до полугода. Учреждение, осуществляющее услуги связи, на протяжении целого срока производства проводимого следственного действия обязано предоставлять следователю указанные данные по мере их поступления, однако не реже, чем 1 раз за неделю.
Следователем изучается представленная документация, содержащая данные о соединениях между абонентами и/либо абонентскими аппаратами, в присутствии понятых и (если это необходимо) специалиста, о чем составляется протокол, в котором указывается та часть данных, которая, с позиции следователя, имеет значение для уголовного дела (дата, время, длительность соединений между абонентами и/либо абонентскими аппаратами, номера абонентов и другая информация). Лица, которые присутствовали при составлении протокола, имеют право в том же протоколе либо отдельно от него зафиксировать собственные замечания.
Представленная документация, содержащая данные о соединениях между абонентами и/либо абонентскими аппаратами, приобщается к материалу уголовного дела полностью на основе постановления следователя в качестве вещественного доказательства и хранится в опечатанной форме в условиях, которые исключают возможность доступа к ним посторонних лиц и обеспечивают их надежную сохранность.
Замечание 12
В случае если нет необходимости проводить данное следственное действие, тогда его производство приостанавливается по постановлению следователя, но не позже завершения предварительного расследования уголовного дела.
Допрос
Определение 6
В соответствии с УПК в статьях 187-191 говорится, что допрос выступает следственным действием в уголовном процессе, суть которого состоит в получении показаний от человека, обладающего информацией, значимой для рассматриваемого уголовного дела.
Допрос бывает следующих видов:
- в зависимости от возраста допрашиваемого (допрос несовершеннолетних, малолетних, взрослых);
- в зависимости от процессуального положения допрашиваемого (допрос подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетеля, эксперта, специалиста);
- зависимо от последовательности проведения допроса и объема данных (допрос дополнительный, первоначальный либо повторный);
- в зависимости от характера следственного случая (допрос при конфликте, без конфликта);
- в зависимости от состава участвующих в допросе (без участия либо с участием 3-их лиц);
- зависимо от места проведения допроса (в кабинете следователя, дознавателя в или в другом месте).
Лицо вызывают на допрос с помощью повестки, в которой должно быть указано следующее: кто и в качестве кого вызывается, к кому и по какому адресу, день и время явки на допрос, а также последствия в случае неявки без уважительной причины. Повестку вручают лицу, которого вызывают на допрос, под расписку или передают при помощи средств связи.
Человек, вызванный на допрос, обязан явиться в установленный срок или заблаговременно известить следователя о причинах неявки. При неявке без уважительной причины человек, вызванный на допрос, подвергается приводу или к нему применяются какие-то другие меры процессуального принуждения, определенные в статье 111 УПК.
Замечание 13
Перед началом допроса следователь должен предупредить потерпевшего со свидетелем, что они несут ответственность за дачу заведомо неверных показаний и отказ от дачи показаний в соответствии со статьей 307 и 308 Уголовного Кодекса. При этом задавать наводящие вопросы запрещено. В другом следователь свободен, выбирая тактику допроса.
Допрашиваемый имеет право воспользоваться документацией и записями. В случае если свидетель пришел на допрос вместе с адвокатом, приглашенным им с целью оказания юридической поддержки, тогда адвокат присутствует в процессе допроса, имеет право давать свидетелю при следователе небольшие консультации, задавать по разрешению следователя вопросы, которые последний вправе отвести, однако обязан отметить в протоколе допроса. По завершении допроса адвокат имеет право сделать заявление о нарушениях прав, а также законных интересов свидетеля. Указанное заявление также подлежит занесению в протокол.
Допрос проводит следователь по месту осуществления предварительного следствия. Он имеет право, если считает необходимым, произвести допрос в месте нахождения допрашиваемого. Длительность допроса не более 4-х часов без перерыва. Продолжить допрос можно после часового перерыва, в течение которого участники отдыхают и принимают пищу, при этом общая длительность допроса в течение суток не превышает 8 часов. Если имеются медицинские показания, то продолжительность допроса устанавливают на основе врачебного заключения.
Замечание 14
Подозреваемого допрашивают не позднее суток от момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, кроме ситуаций, при которых место нахождения подозреваемого не установлено, либо от момента фактического его задержания. Подозреваемый может воспользоваться помощью защитника на допросе, а также у него есть право на свидание с защитником до проведения первого допроса.
Очная ставка
Определение 7
Согласно статье 192 УПК очная ставка является следственным действием, суть которого состоит в одновременном допросе 2-х ранее уже допрашиваемых лиц по значимым для дела обстоятельствам, по поводу которых они предоставляют противоречивые сведения.
Следователь желает выяснить у лиц, между которыми проводится очная ставка, знакомы ли они друг с другом, и какие взаимоотношения между ними. Допрашиваемые лица по очереди дают показания по тем обстоятельствам, для установления которых осуществляется очная ставка. После дачи каждым показаний следователь вправе дополнительно задавать вопросы допрашиваемым лицам. При этом лица, между которыми назначена очная ставка, вправе по разрешению следователя задавать вопросы друг другу.
В процессе очной ставки следователь может предъявить вещественные доказательства и документацию. Разглашение показаний допрашиваемых лиц, которые содержатся в протоколах предыдущих допросов, и воспроизведение аудио- и видеозаписей, киносъемок данных показаний допустимо только после дачи показаний этими лицами либо их отказа от дачи показаний в условиях очной ставки.
Замечание 15
В протокол очной ставки показания допрошенных лиц заносятся в той очередности, в какой они оглашались. Каждый из допрашиваемых подписывается под собственными показаниями, каждой страницей протокола и протоколом в целом.
Предъявление для опознания
Определение 8
В статье 193 УПК под предъявлением для опознания понимается вид следственного действия, суть которого состоит в показе потерпевшим, свидетелям, подозреваемым или обвиняемым какого-то объекта для установления тождества либо отличия с объектом, который в прошлом был предметом наблюдения опознающего.
Следователем может предъявляться для опознания лицо либо предмет свидетелям, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым. К опознанию может также быть предъявлен труп. Опознающих лиц сначала допрашивают об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные к опознанию предметы либо людей, а также спрашивают про приметы и особенности, по которым они смогут что-либо или кого-либо опознать. Не проводится повторное опознание лиц либо предметов тем же опознающим и по тем же самым признакам.
Лицо предъявляется к опознанию вместе с остальными лицами, однако внешне похожими на него. Общая численность лиц, предъявляемых к опознанию, должно быть не меньше 3-х. Это правило не действует при опознании трупа.
Перед опознанием опознаваемый может занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем в протокол опознания вносится соответствующая запись. В случае невозможности предъявления лица опознание проводится по его фото, предъявляемом вместе с фото иных лиц, внешне похожих на опознаваемое лицо. Число фото должно быть не меньше 3-х.
Замечание 16
Предмет предъявляется к опознанию в группе однотипных предметов в числе не меньше 3-х. В случае если опознающий указывает на 1 из предъявленных ему лиц либо 1 из предметов, тогда опознающий должен пояснить, по каким приметам либо особенностям он узнал лицо либо предмет. Причем наводящие вопросы не допускаются. Предъявление к опознанию проводится в присутствии понятых.
Проверка показаний на месте
Определение 9
Согласно статье 194 УПК под проверкой показаний на месте подразумевается комплексное следственное действие, сущность которого состоит в том, чтобы ранее допрошенное лицо показало место и объекты, связанные с расследуемым делом, дачей показаний касаемо произошедшего события и демонстрацией отдельных действий с целью проверки имеющихся и нахождения новых доказательств по данному событию.
В задачи проверки показаний на месте входит:
- установить место и объекты, с которыми связано случившееся событие;
- определить ранее неизвестных лиц (свидетели, потерпевшие, подозреваемые);
- подтвердить показания с помощью имеющихся доказательств на месте случившегося события.
Замечание 17
Показания проверяются с целью определения новых обстоятельств, которые имеют значимость для уголовного дела.
Замечание 18
Показания, предоставленные ранее подозреваемым либо обвиняемым, потерпевшим либо свидетелем, проверяются либо уточняются на месте, которое связано с изучаемым событием.
Суть проверки показаний на месте состоит в том, что ранее допрошенное лицо должно воспроизвести на месте обстановку с обстоятельствами расследуемого дела, указать на предметы, документацию, следы, которые имеют значимость для уголовного дела, продемонстрировать конкретные действия. Какое-то постороннее вмешательство в проверку и наводящие вопросы не допускаются. Невозможна также одновременная проверка на месте показаний нескольких лиц. Проверку показаний начинают с того, что лицу предлагают указать место, в котором его показания будут подвергнуты проверке. Также лицу, чьи показания проверяются, после своего рассказа и демонстрации действий задаются дополнительные вопросы.
Производство судебной экспертизы
Определение 10
В соответствии с главой 27 УПК судебной экспертизой называется процессуальное действие, суть которого состоит в производстве по поручению дознавателя, предварительного следствия и суда в определенной законодательством процессуальной форме конкретных исследований объектов в отдельных сферах науки, искусства либо ремесла и выдаче заключений по вопросам касаемо расследуемого дела.
Для проведения судебной экспертизы следователем выносится постановление, а в некоторых ситуациях возбуждается перед судебным органом ходатайство с:
- основаниями назначения судебной экспертизы;
- ФИО эксперта либо наименованием экспертного учреждения, в котором будет проводиться судебная экспертиза;
- вопросами, поставленными перед экспертом;
- материалами, предоставляемыми в распоряжение эксперта.
Судебную экспертизу производят государственные судебные эксперты и иные эксперты из числа лиц, которые обладают специальными знаниями. Следователь должен ознакомить с постановлением о назначении судебной экспертизы подозреваемых, обвиняемых, защитника и объяснить каждому его права. О том составляется протокол, который подписывает следователь и лица, ознакомленные с постановлением.
Назначение и производство судебной экспертизы необходимо (согласно статье 196 УПК), чтобы определить:
- причины смерти;
- характер и степень вреда, причиненного здоровью;
- психическое либо физическое состояние подозреваемого либо обвиняемого при возникновении сомнений в его вменяемости;
- психическое либо физическое состояние потерпевшего при возникновении сомнений в его способности адекватно воспринимать обстоятельства, которые имеют значимость для дела, и давать по поводу них показания;
- психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении в совершеннолетнем возрасте деяния против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, который еще не достиг 14 лет, для разрешения вопроса о наличии либо отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения/педофилии;
- возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, если это важно для рассматриваемого уголовного дела, а документация о возрасте отсутствует либо вызывает сомнение.
Замечание 19
Следователь должен познакомить подозреваемого, обвиняемого, а также его защитника с постановлением о назначении судебной экспертизы и растолковать права, предусматриваемые статьей 198 УПК.
Если необходимо, следователь берет образцы для сравнительной характеристики. Постановление о назначении судебной экспертизы с материалами, необходимыми для ее производства, следователем направляются руководителю экспертного учреждения, который должен поручить проведение экспертизы определенному эксперту и объяснить ему права, обязанности и ответственность за дачу ложного заключения.
Замечание 20
После получения заключения от эксперта следователь представляет его подозреваемому, обвиняемому и защитнику, разъясняя им право ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы.