Содержание
- Как жили и о чём мечтали дети во время Великой Отечественной войны
- Мария Павловна Злобина, работник тыла, ветеран труда
- Рита Ушеровна Островская, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки России, главный научный сотрудник лаборатории психофармакологии, НИИ фармакологии им. В.В. Закусова РАМН, Москва
- Ирина Георгиевна Булина, автор книги «Блокадная зима моего детства»
- ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 10 кл. Горинов ◄
- Каковы были особенности быта жителей России в годы Гражданской войны?
- Какова была цель кампании по борьбе с неграмотностью? Какими мерами предполагалось ликвидировать неграмотность?
- Охарактеризуйте отношение Русской православной церкви к советской власти.
- 1. Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности?
- 2. Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?
- 3. Почему значительная часть российской интеллигенции не приняла большевистский режим? Каковы аргументы тех, кто признал советскую власть?
- 4. Как складывались взаимоотношения советской власти и Русской православной церкви в годы Гражданской войны?
- 5. Охарактеризуйте особенности быта времён Гражданской войны.
- 6. Как изменялась позиция крестьянства в ходе Гражданской войны? Какие факторы влияли на это?
- 7. Какие отношения сложились у новой власти с представителями интеллигенции?
- Какие примеры из воспоминаний современников дополняют или изменяют ваши знания о повседневной жизни и быте людей в годы Гражданской войны?
- 1. Каким образом позиция народных масс влияла на итоги войны?
- 2. Создайте презентацию на тему «Роль искусства плаката в годы Гражданской войны». Представьте её в классе.
- 4. «Гражданская война в России была и подвигом, и трагедией как для победителей, так и для побеждённых» (В. Бортневский). Обсудите в классе мнение историка, аргументируйте свою позицию по отношению к событиям и итогам Гражданской войны.
- Ответ
- История России
- § 8. ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА ПЕРИОДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
- Комментарии 2
- LiveInternetLiveInternet
- Интересные факты о «непобедимой и легендарной» Красной Армии
- Разгром белых
- Наша гордость и краса
- Золото Колчака
- Шапка для богатырей
- Петлицы вместо погон
- Женщины на фронте
- Самый дорогой
- Великий полководец
- Возрождение
- Бойкот Олимпиады
- Легендарный АК-47
Как жили и о чём мечтали дети во время Великой Отечественной войны
Мария Павловна Злобина, работник тыла, ветеран труда
Мария Злобина (справа) с подругой, 1946 год
«Когда началась Великая Отечественная война, мне было 15 лет. Война застала меня дома в родной деревне Непрядва в Тульской области Воловского района. Вместе со сверстниками копала окопы и трудилась в колхозе до осени 1941 года.
В деревне хлеба и крупы не было. Мы ели в основном картошку, пекли из неё блины или оладьи. Варили щи из верхних листьев капусты и из свекольной ботвы. Из оставшихся на полях снопов ржи по ночам воровали колоски, молотили их подручными средствами и варили что-то типа похлёбки. А лучший десерт того времени – варёная сахарная свекла.
Потом была оккупация. Немцы ходили по деревне и собирали с каждого двора кур. Моя мама один раз отдала им четыре курицы и больше они к нам не заходили. Корову прятали в снопах сена в сарае, она была нашей кормилицей. Давали ей много воды и сена, чтобы она не мычала и не выдала себя.
В начале 1942 нашу деревню освободили. Когда немцы отступали, было холодно и морозно. Их лошади скользили по льду реки и они их не щадили, застреливали. Меня домашние отправили за водой. И только немцы ушли, буквально за ними следом – широкой линией наши идут. Мне так это хорошо запомнилась: как будто целая армия идёт боевым строем, шириной полкилометра точно. Деревенские встречали Красную армию кто вареной в мундире картошкой, кто самогонкой. А я – вёдрами воды.
6 мая 1942 года сотрудник железнодорожного училища меня и ещё двух девушек и одного юношу из нашей деревни забрал в железнодорожное училище №8 в г. Узловая, где я стала учиться по специальности слесарь паровоза. Училась и одновременно проходила практику – была заготовителем в цехе города Кашира: сверлила, точила, изготовляя шайбочки, гайки. Была ловкая и умелая работница. В цехе холодно, ничего не отапливалось, руки мёрзли без варежек и я ходила греться в кузницу. Проработала в Кашире до 1948 года и после мне вручили медаль за доблестный труд.
Когда училась, жила в общежитии, а раз в месяц можно было съездить домой к маме, но не всегда это получалось – важнее было работать для фронта и победы. Кормили в училище хорошо, три раза в день. Всегда были суп и каша, на день выдавали 650 г хлеба: в завтрак – 200 г, в обед – 250 г, на ужин – 200 г. Обеденный хлеб я продавала, на вырученные деньги покупала маме домой стакан соли и спички, а себе гребешок, зеркальце или заколки.
Мечтала о простой домашней еде, что ела до войны. Разносолов и деликатесов у нас в деревне не было никогда, а хлеб, кусок варёного мяса с картошкой или каша – всегда были на столе. Хотелось обычной еды. На Узловой в мае 1945 года я встретила Победу».
Мария Злобина, начало 50-х годов
Безграничная любовь, доброта и труд — это тоже о Марии Павловне. В свои 92 года она не сидит на месте. Всегда занята чем-то полезным и нужным: поливает цветы, моет посуду, шьёт, подшивает, вяжет, а если не понравится, распустит и снова свяжет. Она умело и ловко готовит домашнюю лапшу и чемпион по котлетам, как уверяет её внучка Екатерина. Вместе они иногда устраивают пир: жарят сало и едят шкварки с чёрным хлебом и «до трясучки» любят жареную, а потом тушёную — до разделения на волокна — свиную пашину.
Рита Ушеровна Островская, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки России, главный научный сотрудник лаборатории психофармакологии, НИИ фармакологии им. В.В. Закусова РАМН, Москва
Риточка Островская с родителями и братом Осей
«Война застала меня в Анапе в детском лагере. Мне было 10 лет. В начале июля 1941 через Ростов возвратилась в Москву, а потом эвакуировалась с мамой и старшим братом в город Березовский, Свердловская область. Местные нас не взлюбили, во-первых, москвичи, во-вторых, они считали нас ярыми коммунистами. Мы дико тогда голодали. И я мечтала, что хозяева дома, где мы жили, выбросили бы свекольную ботву, чтобы можно было её подобрать и что-нибудь из неё сварить.
Однажды со мной произошла ужасная история. Моему брату, студенту свердловского института, достался кофе в зёрнах. Это была часть его пайка. А мы даже представления не имели, что такое кофе: до войны пили только цикорий. И я съела эти зерна, полкилограмма. И попала в больницу с тяжелым отравлением, чуть не умерла. Уже позже, когда мы немного обжились в эвакуации, люди пожалели мою маму, взяли работать на молочную кухню, и это меня спасло. Она стала приносить оттуда какие-то остатки, так и выжили.
Когда вернулись в Москву, здесь уже стало немного получше. Можно было записаться на «суфле» – это было густая и сладкая жидкость, которую продавали в бидонах, как сейчас квас. Норма на человека – 1 литр. Это было нечто! Был ещё один кулинарный шедевр военных лет. Если удавалось купить дрожжи и найти хлопковое масло, жарили эти дрожжи с луком – аромат был будто бы паштет печёночный. Уже в 1944 году, в московской школе иногда давали по пирожку, почему-то с яблоками.
До войны папа покупал за 7 копеек французские сдобные булки, и делал бутерброды с тонко нарезанной колбасой. Мечтала, что бы папа вернулся с войны и вот об этих булках тоже мечтала. Мечты осуществились: папа вернулся и снова покупал мне сдобу, но не долго – он умер вскоре после победы. А вот моя подруга мечтала о «сырковой массе» с изюмом, этот сырок в корзиночке из бересты продавался в довоенное время.
Я хорошо училась, часто ездила в Ленинскую библиотеку и окончила школу с золотой медалью уже в послевоенные годы. В родном городе встретила и победу. Люди выходили на улицу и обнимали друг друга. Это было так, как в кино показывают – в «Летят журавли». Это была незабываемая ночь!
Когда я вспоминаю военное время, видятся мне котелки, в которых давали что-то типа лапши с кусочками картошки. Помню однажды шла, упала и пролила этот суп. До сих пор у меня остался шрам на ноге и шрам души: я так переживала, что оставила всех без еды.
До сих пор рука не поднимается выбросить продукты. Всегда стараюсь даже остатки заморозить или ещё как-то переработать, или доесть. С военных лет осталось уважение к еде.
Рита Островская, (вторая справа) 1949 год, 2 МГМИ, группа 16, лечебный факультет, 2-ой курс
Рита Ушеровна — глава большой семьи. У нее два внука и два правнука. Чрезвычайно активная, милая, умная и проницательная, у нее хватает времени и сил еще и на работу. Она по-прежнему врач — психофармаколог, изучает ноотропные препараты. Не отстаёт от времени, «зависает» в компьютере вообще, и в фейсбуке, в частности.
Ирина Георгиевна Булина, автор книги «Блокадная зима моего детства»
Ирочка Булина, фото 40-х годов
«Я встретила начало войны под Ленинградом, в родном Колпино – небольшом городке, который стоит на реке Ижоре, притоке Невы. Мне было 8 лет. Дети моего поколения всегда играли в войну. Воспитанные на книгах Аркадия Гайдара, смотревшие много раз фильмы «Чапаев» и «Истребители», мы завидовали тем замечательным людям, которые совершали настоящие подвиги и в тайне мечтали: «Вот бы и вправду была война! Мы бы, конечно, очень быстро разбили всех врагов!» К сожалению, скоро война началась взаправду.
22 июня 1941 года мы поехали на катере до Ям на Ижоре, где было хорошее купание. И провели там потрясающий день. А когда вернулись домой, все уже говорили о войне. Правда, многие восприняли это как какое-то недоразумение и были уверены – это на пару недель.
Война подбиралась к нам постепенно и в начале сентября родители приняли решение переехать в Ленинград. Квартиры у нас там не было и первое время мы жили у папы на Металлургическом заводе. 4 сентября блокадное кольцо закрылось, но затруднения с продуктами были еще минимальные: исчез белый хлеб и молоко подорожало, но его можно было достать за 5 руб/литр. Это было недешево, но папа был высокооплачиваемым специалистом и мы могли себе это позволить. Даже работали рестораны, мы с мамой обедали там за 15 рублей. В середине сентября трудности с продуктами уже появились, но голод ещё не ощущался. Никто и не думал, что вскоре наступят времена, когда и за деньги нельзя будет ничего купить.
Помню страшный пожар на Бадаевских продовольственных складах во второй декаде сентября. Казалось, всё небо над городом заволокло чёрным дымом. В воздухе горьковато пахло жжёным сахаром. Сахар горел, плавился и тёк по улице, как лава, вбирая уличный мусор, а потом застывал коричневой карамелью. Люди отковыривали и собирали эти потёки. Было уже понятно, что грянет голод. Продуктовые нормы после этого пожара резко сократились.
Зима в тот год выдалась невероятно морозная. Но вечерами долго не давал заснуть не холод, а невыносимое чувство голода. После скудной еды оно не проходило совсем, а лишь немного приглушалось. А со временем притупилось и стало просто частью существования. Нам ещё повезло, мы могли долгое время понемногу пить чай и кофе из бабушкиной коллекции, которую к счастью вывезли из Колпина в Ленинград – она была страстной любительницей чаепития. Мы растянули её до конца декабря. Использованную заварку и кофейную гущу не выбрасывали – из них потом жарили лепёшки, маленькие как печеньица, на олифе или касторовом масле, которое мы случайно нашли в аптечке. Пищевых отходов, в нашем нынешним понимании этого слова, вообще, не стало. Например, очистки от картошки мы натирали на тёрке и пекли из них какое-то подобие лепёшек.
В середине декабря 1941 года выдачи продуктов (жиров, круп, сладкого) не было по нескольку дней. Давали только «хлеб», но то, что называлось хлебом, было невесть чем, с небольшим добавлением муки. И нормы этого «хлеба» были мизерными. На иждивенца с ноября на сутки полагалось 125 г, на работающего – 250 г! Даже спустя много месяцев после эвакуации папа не мог избавиться от привычки после еды сгребать в ладонь хлебные крошки и отправлять их в рот. Это происходило помимо воли.
Помню, как безумно хотелось сладкого. Однажды я нашла фантик от довоенной конфеты «Чио-чио-сан» и сосала эту обёртку два дня. Потом как карамельку сосала янтарные бусины из бабушкиного украшения. Один раз мы с маминым братом затеяли мазохистскую словесную игру: вспоминали, что из вкусного ели до войны. И понятно, почему на нас ворчала бабушка. Все искали способы хоть как-то отвлечься от еды, поэтому с куклами я тоже играла мало. Ведь они должны были ходить друг к другу в гости, а гостей нужно угощать. Играть в это было просто невозможно.
Я до сих пор не люблю перебирать крупу. Однажды в январе 1942 года мама выменяла на рынке что-то из своих вещей на 1 кг ободранного овса и кусок жмыха (комбикорма). Мне давали задание перебирать и шелушить руками по зёрнышку, пока не наберётся моя порция – кофейная чашечка. Я чистила и загадывала: «Если я за полтора часа начищу полную чашку, мама вернётся живая после похода за продовольствием и водой». Очень хотелось грызть даже сырой и нечищеный овёс, но меня останавливала необходимость выполнить зарок.
31 марта 1942 года нас эвакуировали из Ленинграда. 15 апреля мы оказались в Тюмени. В Тюмени продукты продавали, но менять нам было уже нечего – чемодан у нас украли в санпропускнике города. Мешок картошки стоил 1200 рублей – вся папина зарплата инженера на фанерном заводе. Мама устроилась бухгалтером в заводскую столовую – место «хлебное», но вынести она ничего не могла. Правда, ей иногда удавалось пронести для меня половину бублика в лифчике.
В школе меня приняли во «фронтовую тимуровскую бригаду», которая состояла из эвакуированных ленинградских детей из разных школ. В 7 часов утра мы приходили на завод и сколачивали деревянные ящики, которые служили корпусами для немагнитных мин – их нельзя было обнаружить металлоискателем. Ещё мы ходили в госпиталь и выступали перед ранеными: пели и читали стихи. Они радовались нашему приходу и угощали нас белым хлебом. Это было большое лакомство – в магазинах по карточкам был только чёрный. Батонов тогда не было, только формовой в буханках. На нём сверху была такая замечательная коричневая корочка, а про вкуснейшую «горбушку» и говорить нечего.
Как же все ждали Дня победы – и дождались! И такое чувство единения народа я помню только 12 апреля 1961 года, когда Гагарин полетел в космос».
Друзья Ирочки Булиной (первая слева), Колпино, накануне 22.06.41 года
В этом году Ирине Георгиевне исполнится 85 лет. Ее активности можно только позавидовать! Застать дома Ирину Георгиевну непросто – то она в Совете Ветеранов, то на очередном мероприятии, посвященном Великой Отечественной войне. Ирина Георгиевна считает своей миссией рассказать сегодняшним школьникам правду о войне и сохранить важную часть истории нашей страны, поэтому она – частый гость открытых уроков в московских школах. Да ещё и помогает внучке с правнуками – двумя непоседами пяти и трёх лет.
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 10 кл. Горинов ◄
§ 8. Идеология и культура периода Гражданской войны
Каковы были особенности быта жителей России в годы Гражданской войны?
В годы Гражданской войны жители России испытывали значительные трудности и лишения: нехватка продовольствия, топлива, предметов первой необходимости, одежды и прочее.
Какова была цель кампании по борьбе с неграмотностью? Какими мерами предполагалось ликвидировать неграмотность?
Ликвидация неграмотности рассматривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни страны. Наркомату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.
Декрет предусматривал также организацию обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Эта задача решалась посредством создания школ для переростков, а также — в условиях борьбы с беспризорностью — путем школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях.
В ликвидацию неграмотности включались массовые общественные организации. 19 июля 1920 года СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности (ВЧК л/б), которая была подчинена Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы
Охарактеризуйте отношение Русской православной церкви к советской власти.
Отношение Русской православной церкви к советской власти было сложным, особенно после декрета от отделении церкви от государства и начавшегося наступления на права и имущество церкви, а также жизнь и свободу священнослужителей.
1. Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности?
Советская власть предавала особое значение ликвидации безграмотности. Молодому государству требовались подготовленные и обученные кадры. Поэтому даже в условиях Гражданской войны уделялось особое внимание обучению красноармейцев и ликвидации безграмотности среди рабочих и крестьян. Это было необходимо для распространения идей коммунизма, которые были непонятны неграмотным людям.
2. Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа?
В основе новой советской школы лежали передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребёнка, внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения. Впрочем, были и издержки: из школы изгонялись парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.
3. Почему значительная часть российской интеллигенции не приняла большевистский режим? Каковы аргументы тех, кто признал советскую власть?
Некоторые из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов
4. Как складывались взаимоотношения советской власти и Русской православной церкви в годы Гражданской войны?
Взаимоотношения советской власти и Русской православной церкви в годы Гражданской войны складывались непросто: большевики изымали церковные ценности и имущество, закрывали храмы и монастыри, репрессировали священнослужителей, вели антирелигиозную пропаганду.
Церковь с одной стороны пыталась найти компромисс с новой властью, с другой стороны стала оплотом духовной оппозиции. Патриарху Тихону даже приписывали анафему против большевиков.
5. Охарактеризуйте особенности быта времён Гражданской войны.
Революция и Гражданская война внесли свои суровые коррективы в жизнь людей. Смыслом существования стало выживание. А словами-символами повседневности как в городе, так и в деревне — «голод» и «еда». Продовольствия катастрофически не хватало. С начала 1918 г. большевики вернулись к карточной системе распределения продуктов, но придали ей идеологическую, классовую направленность.
Население разделили на две группы: трудовое и нетрудовое («бывшие эксплуататоры» и лица свободных профессий). Самые большие пайки, если не считать партийных деятелей, получали военные и медики в районах эпидемий. Следующими шли рабочие наиболее важных промышленных предприятий, нефтяники и шахтёры, железнодорожники и водники. Распределение продуктов было крайне неравномерным.
Рабочим военных заводов выдавали в месяц 24 фунта муки, 1—4 фунта крупы, 1—2 фунта сахара, 6 фунтов мяса. Нетрудовые элементы получали продукты после удовлетворения нужд трудящихся — от 50 до 250 г хлеба в день. Множество людей голодало и умирало от истощения. Постоянное недоедание гнало людей на поиски хоть чего-нибудь съестного
6. Как изменялась позиция крестьянства в ходе Гражданской войны? Какие факторы влияли на это?
Позиция крестьян была очень важная для большевиков, поэтому они отказались от продовольственной диктатуры и перешли к продразверстке, и в целом в ходе войны проявили готовность идти на компромисс в аграрных вопросах, что в итоге склонило крестьян к поддержке большевиков.
7. Какие отношения сложились у новой власти с представителями интеллигенции?
Многие представители интеллигенции считали, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидательные силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры. С 1918 г. в интеллигентской среде был выдвинут целый спектр объяснений, почему необходимо служить новой власти.
Среди них представления о том, что большевики предотвратили анархию, ибо совладали с массами, насадили дисциплину, заставили считаться с собой крестьянство, сумели всё централизовать, наконец, создали из ничего армию. Заметен и фактор иного порядка: лучше большевистская деспотия, чем возврат к старому или генеральская диктатура и распад России.
Но чаще всего интеллигенция говорила о большевизме как силе, очищающей Россию и всю европейскую цивилизацию от скверны прошлого.
Какие примеры из воспоминаний современников дополняют или изменяют ваши знания о повседневной жизни и быте людей в годы Гражданской войны?
Примеры того, как и чем приходилось питаться современникам.
1. Каким образом позиция народных масс влияла на итоги войны?
Именно позиция народных масс, а точнее крестьянства, которое в ходе войны поддержало большевиков, определило итог войны – победу красных и поражение белых. Ясные и четкие лозунги и идеи красных оказались более понятны и близки, чем туманные и плохо осознаваемые цели белого движения.
2. Создайте презентацию на тему «Роль искусства плаката в годы Гражданской войны». Представьте её в классе.
Презентацию можно скачать ►здесь
4. «Гражданская война в России была и подвигом, и трагедией как для победителей, так и для побеждённых» (В. Бортневский). Обсудите в классе мнение историка, аргументируйте свою позицию по отношению к событиям и итогам Гражданской войны.
Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон».
В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой русским царям, сражались за них и за державу. Семьи их жили своим трудом, в достатке и уважении. Веселую, радостную, полную труда и приятных забот жизнь казаков прерывает революция.
И перед людьми встала незнакомая доселе проблема выбора: чью сторону принять, кому верить – красным, обещающим во всем равенство, но отрицающим веру в Господа Бога; или белым, тем, кому служили верой и правдой еще их деды и прадеды. Но нужна ли народу эта революция и война? Зная, какие жертвы нужно будет принести, какие трудности преодолеть, народ, наверное, ответил бы отрицательно. Мне кажется, никакая революционная необходимость не оправдывает всех жертв, сломанных жизней, разрушенных семей.
И вот, как пишет Шолохов, «в смертной драке брат идет на брата, сын на отца». Даже Григорий Мелехов, главный герой романа, ранее противившийся кровопролитию, сам легко решает чужую участь. Конечно, первое убийство человека глубоко и больно поражает его, заставляет провести немало бессонных ночей, но война делает его жестоким. «Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе», – признается Григорий.
Жестокими стали все, даже женщины. Вспомнить хотя бы сцену, когда Дарья Мелехова без раздумий убивает Котлярова, считая его убийцей своего мужа Петра. Однако не все задумываются над тем, ради чего проливается кровь, каков смысл войны. Неужели «на потребу богатым гонят на смерть»? Или же отстаивать права, общие для всех, смысл которых не очень – то понятен народу.
Простой казак может только видеть, что война эта становится бессмысленной, ведь нельзя же воевать за тех, кто грабит и убивает, насилует женщин и поджигает дома. А такие случаи были как со стороны белых, так и со стороны красных. «Все они одинаковы… все они – ярмо на шее казачества», – говорит главный герой.
На мой взгляд, главную причину трагедии русского народа, затронувшей буквально каждого в те времена, Шолохов видит в драматизме перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Сталкиваются два мира: все, что было раньше неотъемлемой частью жизни людей, основой их существования, внезапно рушится, а новое еще нужно принять и привыкнуть к нему.
§ 8. Идеология и культура периода Гражданской войны
◄Революция и Гражданская война на национальных окраинах.
§ 9. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу ►
Охарактеризуйте особенности быта времен Гражданской войны.
Ответ
Революция и Гражданская война внесли свои суровые коррективы в жизнь людей. Смыслом существования стало выживание. А словами-символами повседневности как в городе, так и в деревне — «голод» и «еда».
Продовольствия катастрофически не хватало. С начала 1918 г. большевики вернулись к карточной системе распределения продуктов, но придали ей идеологическую, классовую направленность. Население разделили на две группы: трудовое и нетрудовое («бывшие эксплуататоры» и лица свободных профессий).
Самые большие пайки, если не считать партийных деятелей, получали военные и медики в районах эпидемий. Следующими шли рабочие наиболее важных промышленных предприятий, нефтяники и шахтеры, железнодорожники и водники.
Распределение продуктов было крайне неравномерным. Рабочим военных заводов выдавали в месяц 24 фунта муки, 1-4 фунта крупы, 1-2 фунта сахара, 6 фунтов мяса. Нетрудовые элементы получали продукты после удовлетворения нужд трудящихся — от 50 до 250 г хлеба в день.
Множество людей голодало и умирало от истощения. Постоянное недоедание гнало людей на поиски хоть чего-нибудь съестного.
История России
§ 8. ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА ПЕРИОДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Каковы были особенности быта жителей России в годы Гражданской войны?
1. Политика новой власти в области образования и науки. Среди врагов социалистической революции В. И. Ленин называл неграмотность.
ИЗ ДЕКРЕТА СОВНАРКОМА. 26 ДЕКАБРЯ 1919 г.
В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет народных комиссаров постановил: 1. Всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию… 3. Народному Комиссариату Просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска… 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.
Занятие красноармейцев в школе ликбеза. 1921 г.
Какова была цель кампании по борьбе с неграмотностью? Какими мерами предполагалось ликвидировать неграмотность?
30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В его основе лежали передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребёнка, внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного обучения. Впрочем, были и издержки: из школы изгонялись парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.
Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учёбу по партийным и комсомольским путёвкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось формирование советской интеллигенции.
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел мировое признание.
Им обеспечивали сносные по сравнению с другими слоями населения условия жизни и работы. Многие известные учёные считали своим долгом работать на благо Родины, хотя и не разделяли идей большевиков. Плодотворно работали основоположник теории самолётостроения Н. Е. Жуковский, создатель геохимии и биохимии В. И. Вернадский, химик Н. Д. Зелинский, биохимик А. Н. Бах, отец космонавтики К. Э. Циолковский, лауреат Нобелевской премии физиолог И. П. Павлов, агроном И. В. Мичурин, биолог К. А. Тимирязев и др.
2. Власть и интеллигенция. В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию многие деятели культуры Серебряного века. Некоторые из них считали, что отечественные культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 1920-х гг. за границей оказались многие писатели, поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники: И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е. Репин, В. В. Кандинский, М. З. Шагал и др. Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился в Италии.
Многие считали, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну, разбудит созидательные силы. Они шли навстречу новой жизни, считая себя продолжателями революционных традиций русской культуры. Революция уже в первые годы была воспета в стихах В. В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. С. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б. М. Кустодиева («Большевик»), в первом советском спектакле «Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в постановке В. Э. Мейерхольда и с оформлением К. С. Малевича.
Оборона Петрограда. Художник А. А. Дейнека. 1928 г.
Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Всё громче заявлял о себе Пролеткульт — литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», её руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев.
Значительные изменения произошли в области изобразительного искусства. Новому времени и новым людям, стоящим у власти, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, зовущие на борьбу, агитирующие за коммунистическое будущее. Поэтому расцветает искусство плаката, появляются талантливые мастера этого жанра — В. Дени («Банда Деникина», «Кулак-мироед»), Д. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помоги!»).
Особое место в искусстве жанра плаката тех лет занимала новая форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством и газетами. Активная роль в создании «Окон РОСТА» принадлежала Маяковскому, который проявил здесь не только свой талант поэта и публициста, но и самобытного художника.
Большое значение новая власть придавала монументальному искусству, считая, что оно способно на века запечатлеть нужные революции образы. В апреле 1918 г. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Был составлен список революционных деятелей, монументы которым должны быть установлены в первоочередном порядке. Первым был сооружён памятник А. Н. Радищеву в Петрограде (скульптор Л. В. Шервуд). Открытие состоялось в сентябре 1918 г.
3. Отношение новой власти к Русской православной церкви. Большевики ставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Борьба с религией была обусловлена не только их атеистическими воззрениями, но и стремлением устранить опасного конкурента в духовной жизни страны.
В декабре 1917 г. был издан декрет о передаче всех церковных учебных заведений в ведение Комиссариата просвещения, а также декрет о гражданском браке, в котором церковный брак объявлялся частным делом граждан.
В январе 1918 г. было принято решение о реквизиции помещений Александро-Невской лавры в Петрограде для нужд Комиссариата государственного призрения. Это вызвало возмущение духовенства и прихожан. Пролилась кровь. В январе 1918 г. был ограблен и убит один из самых авторитетных иерархов митрополит Киевский Владимир. Патриарх Тихон ответил на подобные деяния посланием, в котором предал большевиков анафеме.
ИЗ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА. 19 ЯНВАРЯ 1918 г.
Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле… всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани… Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это — поистине дело сатанинское…
Властию, данной нам от Бога… анафематствуем вас… Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение…
Охарактеризуйте отношение Русской православной церкви к советской власти.
Ответом стал декрет 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Он послужил основой для повсеместного закрытия храмов и монастырей. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». Священнослужителей арестовывали, отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование.
7 ноября 1918 г. к годовщине Октябрьской революции патриарх обращается к Совнаркому с посланием, в котором упрекает новую власть в том, что она ввергла народ «в небывалое по жестокости братоубийство».
Противостояние между советской властью и православной церковью развивалось на фоне разгоравшегося пожара Гражданской войны. Патриарх Тихон старался оставаться над схваткой, ни разу не выступив с безусловной поддержкой Белого движения. В 1919 г. в своём послании православному духовенству он подчеркнул, что «Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления», и призывал духовенство не участвовать в политической борьбе, подчиняться советской власти, поскольку она «не противоречит вере и благочестию».
В то же время большевики продолжили наступление на православную церковь, сосредоточив внимание на разоблачении «народных предрассудков» и «церковного обмана». Набирала обороты начавшаяся в 1918 г. кампания по вскрытию почитаемых верующими мощей святых.
Вскрытию подверглись, в частности, мощи Сергия Радонежского и Александра Невского. 29 июля 1920 г. СНК РСФСР принял решение «о ликвидации мощей во всероссийском масштабе», согласно которому все вскрытые мощи подлежали передаче в музеи или захоронению.
Продолжилась и практика закрытия монастырей. В апреле 1920 г. по специальному распоряжению В. И. Ленина была закрыта Троице-Сергиева лавра.
4. Повседневная жизнь. Революция и Гражданская война внесли свои суровые коррективы в жизнь людей. Смыслом существования стало выживание. А словами-символами повседневности как в городе, так и в деревне — «голод» и «еда». Продовольствия катастрофически не хватало. Чтобы не умереть с голоду, люди употребляли в пищу самые простые, нередко плохого качества, а то и вовсе испорченные продукты. «Мысли о еде приобретали навязчивый характер», — писал современник.
С начала 1918 г. большевики вернулись к карточной системе распределения продуктов, но придали ей идеологическую, классовую направленность. Население разделили на две группы: трудовое и нетрудовое («бывшие эксплуататоры» и лица свободных профессий). Самые большие пайки, если не считать партийных деятелей, получали военные и медики в районах эпидемий. Следующими шли рабочие наиболее важных промышленных предприятий, нефтяники и шахтёры, железнодорожники и водники. Распределение продуктов было крайне неравномерным. Рабочим военных заводов выдавали в месяц 24 фунта муки, 1—4 фунта крупы, 1—2 фунта сахара, 3—6 фунтов мяса. Нетрудовые элементы получали продукты после удовлетворения нужд трудящихся — от 50 до 250 г хлеба в день. Множество людей голодало и умирало от истощения. Постоянное недоедание гнало людей на поиски хоть чего-нибудь съестного. Тысячи горожан, с мешками за плечами, невзирая на запреты и суровые наказания, устремлялись в хлебопроизводящие регионы в надежде обменять отрез материи, сапоги, нитки и прочее подобное на продовольствие. Таких людей называли мешочниками. Скрываясь от преследований, они перемещались на крышах вагонов, тормозных площадках и буферах под вагонами. По оценкам того времени, мешочничеством занималось до четверти всего взрослого населения страны.
Очередь за керосином. Начало 1920-х гг.
Дома в городах не отапливались. Чтобы обогреть промёрзшие комнаты, применялись небольшие железные печки, которые из-за необходимости высокого расхода дров называли буржуйками.
5. Общественные настроения. Крестьянство в результате Октябрьской революции смогло осуществить свои вековые чаяния о земле, которой, по его представлениям, имели право пользоваться только те, кто обрабатывает её собственным трудом. Большевики, поглощённые политической борьбой и разрухой в городе, не имели сил для какого-либо существенного влияния на деревню. Большинство крестьян были довольны, сторонились политической борьбы и пользовались возможностью нажиться на продовольственном кризисе.
Однако введение большевиками чрезвычайной политики в деревне и массовая мобилизация в Красную Армию волей-неволей втягивали крестьян в орбиту политической жизни. Чрезвычайный налог, насильственное изъятие продовольствия, продразвёрстка, мобилизация лошадей, сопровождавшиеся бесчинствами продотрядов и злоупотреблениями местных властей, вызвали резкое недовольство. Масла в огонь подливала антирелигиозная политика большевиков. Советскую Россию захлестнула волна крестьянских волнений. В ряде районов крестьянство превратилось в главную опору антибольшевистских движений. Колокольным звоном и хлебом-солью встречали в деревнях белых.
Но эйфория обычно длилась недолго. Буквально через несколько месяцев крестьяне обращали свой гнев на белых правителей. Виной тому стала земельная политика белых, а также их реквизиции, грабежи и насилие. Недовольство вызывала и мобилизация в белые армии, от которой крестьяне массово уклонялись. В ответ следовали самые жестокие репрессии — расстрелы, повешения. Негодование крестьян быстро росло. Насилия белых воспринимались людьми более болезненно, чем насилия красных, — ведь исходили они как бы от прежних бар.
В 1919 г. под влиянием побед Красной Армии и разочарования белыми режимами происходит перелом в сознании крестьянства. Большинство его поддержало советскую власть.
Опорой большевиков были рабочие крупных промышленных центров, прежде всего Петрограда и Москвы. Однако часть из них достаточно скоро стала разочаровываться в большевистской власти. Причиной этого стало снижение уровня жизни, вызванное резким сокращением производства и массовой безработицей. Весной 1918 г. в ходе новых выборов в Советы почти по всем губерниям России большевики проиграли меньшевикам и эсерам. Очень скоро новоизбранные Советы были разогнаны. Тем не менее массовых выступлений против большевиков не произошло. Исключением стало восстание рабочих Воткинска и Ижевска в августе—ноябре 1918 г., проходившее под лозунгом «За Советы без большевиков». Повстанческие власти создали народную армию, которая вступила в боевые действия против Красной Армии. После подавления восстания эта армия воевала с большевиками в составе Ижевской и Боткинской дивизий Русской армии адмирала А. В. Колчака.
Митинг, собранный большевиками в деревне. Художник И. А. Владимиров. 1922 г.
В целом отношение белых к рабочим было негативным. Когда ими был занят Урал, вместо налаживания производства и установления нормальных отношений с рабочими они развернули там жесточайший террор. Каждый рабочий был под подозрением. Даже профсоюзы, руководимые меньшевиками и эсерами, которые ранее боролись против большевиков, существовали на нелегальном положении.
Любая попытка завязать переговоры о зарплате, о правах рабочих воспринималась как неповиновение, которое нужно немедленно пресечь. От работников предприятий требовали железной дисциплины и беспрекословного подчинения. Это быстро развеяло то чувство симпатии, которое ощущалось к Колчаку на уральских заводах весной 1919 г.
Деникинское правительство отменило все законодательные акты Временного правительства по рабочему вопросу, как и узаконенный большевиками 8-часовой рабочий день. Владельцы были восстановлены в своих правах. Любая попытка рабочих выступить в защиту своих экономических интересов, даже в самой мирной форме, воспринималась как большевистская вылазка, которая должна быть подавлена жёстко и незамедлительно.
Всё это происходило на фоне сознательно разжигаемого антисемитизма. Этим пользовались оставшиеся в подполье большевики для агитации среди рабочих.
Непростые отношения складывались у советской власти с интеллигенцией. Часть политически активной либеральной интеллигенции бежала на юг и примкнула к Белому движению. Оставшиеся, включая основную массу школьных учителей, ответила большевистскому правительству волной забастовок и враждебных выступлений.
Особенно чувствительным оказался саботаж государственных чиновников в конце 1917 — начале 1918 г. Но вскоре многие работники умственного труда, как и бывшие офицеры, активно пошли на службу новой власти. Были среди этих людей и искренне верившие в правильность действий большевиков. Однако большинство руководствовалось иными причинами.
Громадное воздействие оказывало ощущение бытовой незащищённости.
Люди были поглощены задачей простого выживания. А эта задача была настолько непростой, что становилось не до политики. Порой большевикам достаточно было выдать интеллигенции продуктовый паёк, чтобы она начинала верить, что власти «идут ей навстречу».
С 1918 г. в интеллигентской среде был выдвинут целый спектр объяснений, почему необходимо служить новой власти. Среди них представления о том, что большевики предотвратили анархию, ибо совладали с массами, насадили дисциплину, заставили считаться с собой крестьянство, сумели всё централизовать, наконец, создали из ничего армию. Заметен и фактор иного порядка: лучше большевистская деспотия, чем возврат к старому или генеральская диктатура и распад России. Но чаще всего интеллигенция говорила о большевизме как силе, очищающей Россию и всю европейскую цивилизацию от скверны прошлого.
В такой ситуации многие интеллигенты испытывали острейший внутренний конфликт.
«Жизнь их проходила между реальностью, подлежащей осуждению, и принципом, требующим оправдания существующего, — писала Н. Я. Мандельштам. — Они то закрывали глаза на действительность, чтобы беспрепятственно подбирать для неё оправдания, то, снова открыв их, познавали существующее. Многие из них всю жизнь ждали революцию, но, увидев её будни, испугались и отвернулись».
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Важнейшим фактором в Гражданской войне являлась позиция народных масс. Поставленные перед жёстким выбором, которого они безуспешно пытались избежать, люди после мучительных колебаний поддержали большевиков.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какое значение придавала советская власть ликвидации неграмотности? 2. Какие отрицательные и положительные стороны имела новая советская школа? 3. Почему значительная часть российской интеллигенции не приняла большевистский режим? Каковы аргументы тех, кто признал советскую власть? 4. Как складывались взаимоотношения советской власти и Русской православной церкви в годы Гражданской войны? 5. Охарактеризуйте особенности быта времён Гражданской войны. 6. Как изменялась позиция крестьянства в ходе Гражданской войны? Какие факторы влияли на это? 7. Какие отношения сложились у новой власти с представителями интеллигенции?
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ М. Д. ВРАНГЕЛЬ
В 7 часов утра бежала в чайную за кипятком. Напившись ржаного кофе без сахара, конечно, и без молока с кусочком ужасного чёрного хлеба, мчалась на службу, в стужу и непогоду, в разных башмаках, без чулок, ноги обматывала тряпкой… Питалась я в общественной столовой… ела тёмную бурду с нечищеной гнилой картофелью, сухую, как камень, воблу или селёдку, иногда табачного вида чечевицу или прежуткую пшеничную бурду, хлеба 1 фунт в день, ужасного, из опилок, высевок, дуранды и только 15 процентов ржаной муки.
Что за сцены потрясающие видела я в этой столовой — до сих пор они стоят у меня перед глазами! Сидя за крашеными чёрными столами, липкими от грязи, все ели эту тошнотворную отраву из оловянной чашки оловянными ложками. С улицы прибегали в лохмотьях синие от холода, ещё более голодные женщины и дети. Они облипали наш стол и, глядя помертвелыми, белыми глазами жадно вам в рот, шептали: «Тётенька, тётенька, оставьте ложечку», и только вы отодвигали тарелку, они, как шакалы, набрасывались на неё, вырывая друг у друга, и вылизывали её дочиста.
В 5 часов я возвращалась домой, убирала комнаты, топила печь, зимой через два дня, варила на дымящей печурке, выедавшей глаза, ежедневно на ужин один и тот же картофель (стоил в то время один фунт — 6 штук — 250 руб.), ела с солью, а в дни кутежа с редькой и луком.
Какие примеры из воспоминаний современников дополняют или изменяют ваши знания о повседневной жизни и быте людей в годы Гражданской войны?
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Каким образом позиция народных масс влияла на итоги войны? 2. Создайте презентацию на тему «Роль искусства плаката в годы Гражданской войны». Представьте её в классе. 3. Писатель Борис Васильев призывал «понять, что Гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей… Пусть над красным и белым обелисками вознесёт Россия венок скорби и уважения. Тогда придёт покаяние. И только тогда закончится Гражданская война». Придумайте макет памятника или создайте коллаж, призывающий к примирению противоборствующих сторон Гражданской войны. 4. «Гражданская война в России была и подвигом, и трагедией как для победителей, так и для побеждённых» (В. Бортневский). Обсудите в классе мнение историка, аргументируйте свою позицию по отношению к событиям и итогам Гражданской войны.
ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
1. Приведите примеры революций и гражданских войн из курса Всеобщей истории. Выделите общее и различное с Великой российской революцией.
2. Какие вопросы общественного развития стали главными в годы Великой российской революции? Насколько успешным было их решение?
3. Составьте хронологическую таблицу «Этапы, события и итоги Гражданской войны в России». Каковы политические итоги Гражданской войны? Дайте оценку её итогов с моральной точки зрения.
4. Посмотрите какой-либо художественный фильм о революции, Гражданской войне в России. Изложите свои впечатления в рецензии, отзыве или сочинении (при анализе обязательно опирайтесь на исторические факты).
5. Подготовьте и представьте в классе проекты: «Крестьянское движение в Гражданской войне», «Победители» и «побеждённые» в Гражданской войне…», «Фотофакт: по страницам истории революции и Гражданской войны в России».
Комментарии 2
Гражданская война в России — один из самых жестоких и трагических конфликтов в мировой истории, сопровождавшийся политическими, идеологическими, социальными, этническими столкновениями, массовым террором всех участников войны, кризисом всех сфер жизни. Важной особенностью Гражданской войны является масштабность ее территории, количества жертв, материальных и моральных потерь, что выделяет ее в истории. Сегодня мы приведем для вас 9 самых важных фактов, касающихся Гражданской войны в России .
1. Как ни странно, но у Гражданской войны до сих пор нет точной датировки, а существуют только разные подходы. Одни историки считают началом конфликта Октябрьскую революцию, другие — Московское восстание, третьи — разгон Учредительного собрания, четвертые — мятеж Чехословацкого корпуса. Также нет и точной даты окончания войны. Более-менее общепринятой считается период с 1918 (начало постоянных столкновений противоборствующих сторон) по 1922 гг. (Изгнание «белых» из Приморья и образование СССР).
2. Общеизвестно, что ведущими противоборствующими силами были «красные» (большевики, пришедшие к власти в России в октябре 1917 г., и их сторонники) и «белые» (бывшие царские офицеры и солдаты и сторонники старого строя). Однако помимо них существовали объединения, сотрудничавшие и с «белыми», и с «красными», либо боровшиеся с обеими силами. Например, анархистские отряды Нестора Махно на Украине, басмачи в Азии, эсеровские и меньшевистские группы, сторонники Александра Антонова на Тамбовщине, кронштадтские мятежники. Всех вышеперечисленных принято называть «зелеными».
3. Интересно, что разделение в обществе было нечетким, т.е. не все крестьяне и рабочие были за большевиков и не все офицеры были за «белых». Так, знаменитый генерал А. Брусилов в 1920 году присоединился к «красным» и был одним из инспекторов РККА, а первым генералом, перешедшим к большевикам, стал М. Бонч-Бруевич, брат знаменитого соратника В. Ленина.
Японцы во Владивостоке
4. Еще одной важной особенностью была интервенция — вмешательство иностранных государств в российскую Гражданскую войну. Причем они проводили свою интервенцию в качестве помощи «белым», на стороне которых находились. Всего в Россию вторглись силы более 10 стран. В северных, южных и дальневосточных портах высаживались солдаты и офицеры из Великобритании, США, Японии, Германии, Греции, Франции и даже из Австралии, Индии и Канады.
5. За весь ход Гражданской войны на территории бывшей Российской империи был создан (временно или постоянно) не один десяток государственных образований, например, Дальневосточная республика, Уфимская директория, Украинская народная республика, Финляндия, Польша, а также целый ряд советских республик (Крымская, Донская, Амурская, Кубанская, Закавказская и др.). Везде были свои законы, свои финансы и даже свои армии.
6. Война сопровождалась террором с обеих воюющих сторон, который отличался не методами или количеством жертв, а подходом. Если «красный террор» имел целью истребление целых классов (буржуазии, духовенства и др.), то «белый террор» был индивидуальным и направлялся против сторонников «красной» власти.
7. Жертвами этой войны стало около 13 миллионов человек, из которых было убито более 2 миллионов, столько же погибло от террора; умерло от голода и эпидемий более 6 миллионов человек. Порядка 2 миллионов граждан были вынуждены эмигрировать. На 40 % было сокращено сельскохозяйственное производство, на 15 % упал уровень промышленности, а российский рубль очень сильно обесценился. Около 6 миллионов детей оказались беспризорниками.
«Белая» эмиграция
8. Самыми известными жертвами войны были: император Николай II с супругой и детьми, его брат Михаил, ряд других Романовых; министры и чиновники империи Александр Протопопов, Николай Голицын, Александр Булыгин; генералы и адмиралы Михаил Алексеев, Лавр Корнилов, Александр Колчак, Николай Рузский, Николай Духонин, Алексей Щастный. От рук «красных» погиб знаменитый поэт Николай Гумилев.
Кадр из фильма «Неуловимые мстители»
В.И. Чапаев
Гражданская война окончательно разрушила Российскую империю и привела к уничтожению старого строя, традиций, культуры и целых сословий (от священников до казаков), но ее итогом стало образование новой империи — СССР — со своей неповторимой культурой, жизнью, порядками и классами в обществе. Правда, сложно говорить о полном окончании Гражданской войны, потому что не было примирительного акта между противоборствующими сторонами, последователи которых продолжают словесные бои со своими идеологическими противниками…
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Лантра
То, что от нас скрывают и будут отрицать
Не оскудевает поток статей и заметочек о «добром Царе-батюшке», благородном белом движении и противостоящих им красных упырях- душегубах. Я не собираюсь выступать ни за одну, ни за другую сторону. Просто приведу факты. Просто голые факты, взятые из открытых источников, и ничего более. Отрекшегося от престола Царя Николая II арестовал 2 марта 1917 года генерал Михаил Алексеев – начальник его штаба. Царицу и семью Николая II арестовал 7 марта генерал Лавр Корнилов – командующий Петроградским ВО. Да-да, те самые будущие герои-основатели белого движения… Правительство Ленина, принявшее на себя ответственность за страну в ноябре-17, предложило семье Романовых выехать к родственникам – в Лондон, но английская королевская семья ОТКАЗАЛА им в разрешении переехать в Англию.
Свержение царя приветствовала вся Россия. «Даже близкие родственники Николая нацепили на грудь красные банты», – пишет историк Генрих Иоффе. Великий князь Михаил, которому Николай намеревался передать корону, от престола отказался. Русская Православная Церковь, совершив клятвопреступление церковной присяге на верноподданство, приветствовала известие об отречении царя. Офицерство России. 57% его поддержало белое движение, из них 14 тысяч позже перешли к красным. 43% (75 тысяч человек) – сразу пошли за красных, то есть, в конечном счете – более половины офицерства поддержали Советскую власть.
Великий князь Михаил Александрович
Первые несколько месяцев после Октябрьского восстания в Петрограде и Москве не зря были названы «триумфальным шествием советской власти». Из 84 губернских и других крупных городов только в 15 она установилась в результате вооруженной борьбы. «В конце ноября во всех городах Поволжья, Урала и Сибири власти Временного правительства уже не существовало. Она перешла почти без всякого сопротивления в руки большевиков, всюду образовались Советы», – свидетельствует генерал-майор Иван Акулинин в своих воспоминаниях «Оренбургское казачье войско в борьбе с большевиками 1917-1920». «Как раз в это время, – пишет он далее, – в Войско стали прибывать с Австро-Венгерского и Кавказского фронтов строевые части – полки и батареи, но рассчитывать на их помощь оказалось совершенно невозможно: они и слышать не хотели о вооруженной борьбе с большевиками».
Как же при таких обстоятельствах Советская Россия вдруг оказалась в кольце фронтов? А вот как: с конца февраля – начала марта 1918 года империалистические державы обеих воюющих в мировой войне коалиций начали масштабное вооруженное вторжение на нашу территорию.
18 февраля 1918 года германские и австро-венгерские войска (около 50 дивизий) перешли в наступление от Балтики до Черного моря. За две недели они оккупировали огромные пространства.
3 марта 1918 года был подписан Брестский мир, но немцы не остановились. Воспользовавшись договором с Центральной радой (к тому времени уже прочно обосновавшейся в Германии), они продолжили свое наступление на Украине, 1 марта свергли в Киеве советскую власть и продвигались дальше в восточном и южном направлениях на Харьков, Полтаву, Екатеринослав, Николаев, Херсон и Одессу.
Генерал-фельдмаршал фон дер Гольц
5 марта немецкие войска под командованием генерал-майора фон дер Гольца вторглись в Финляндию, где вскоре свергли финское советское правительство. 18 апреля германские войска вторглись в Крым, а 30 апреля захватили Севастополь.
К середине июня более 15 тыс. германских войск с авиацией и артиллерией находилось в Закавказье, в том числе 10 тыс. человек в Поти и 5 тыс. в Тифлисе (Тбилиси).
Турецкие войска оперировали в Закавказье с середины февраля.
9 марта 1918 года английский десант вошел в Мурманск под предлогом… необходимости защиты складов военного имущества от немцев.
5 апреля японский десант высадился во Владивостоке, но уже под предлогом… защиты японских граждан «от бандитизма» в этом городе.
25 мая – выступление Чехословацкого корпуса, эшелоны которого находились между Пензой и Владивостоком.
Необходимо учитывать, что «белые» (генералы Алексеев, Корнилов, Антон Деникин, Петр Врангель, адмирал Александр Колчак), сыгравшие свою роль в свержении царя, отреклись от присяги Российской империи, но и не приняли новую власть, начав борьбу за собственное правление в России.
Генерал Петр Врангель
Генерал Михаил Алексеев
На юге России, где действовали в основном «Русские освободительные силы», ситуация была завуалирована русской формой «Белого движения». Атаман «Войска донского» Петр Краснов, когда ему указали на «немецкую ориентацию» и поставили в пример «добровольцев» Деникина, ответил: «Да, да, господа! Добровольческая армия чиста и непогрешима. Но ведь это я, донской атаман, своими грязными руками беру немецкие снаряды и патроны, омываю их в волнах тихого Дона и чистенькими передаю Добровольческой армии! Весь позор этого дела лежит на мне!».
Колчак Александр Васильевич, столь любимый «романтический герой» современной «интеллигенции», нарушив присягу Российской империи, первым на Черноморском флоте присягнул на верность Временному правительству. Узнав об Октябрьской революции, вручил британскому послу просьбу о приеме в английскую армию. Посол, после консультаций с Лондоном, вручил Колчаку направление на Месопотамский фронт. По дороге туда, в Сингапуре, его настигла телеграмма русского посланника в Китае Николая Кудашева, приглашавшего его в Маньчжурию для формирования русских воинских частей.
Итак, к августу 1918 года вооруженным силам РСФСР полностью или почти полностью противостояли иностранные войска. «Было бы ошибочно думать, что в течение всего этого года мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив того, русские белогвардейцы сражались за НАШЕ дело», – написал позже Уинстон Черчилль.
Белые освободители или убийцы и грабители? Доктор исторических наук Генрих Иоффе в журнале «Наука и жизнь» №12 за 2004 год – а этот журнал успел за последние годы отметиться ярым антисоветизмом – в статье о Деникине пишет: «На освобожденных от красных территориях шел настоящий реваншистский шабаш. Возвращались старые хозяева, царили произвол, грабежи, страшные еврейские погромы…».
Адмирал Колчак Генерал Юденич
О зверствах войск Колчака ходят легенды. Число убитых и замученных в колчаковских застенках не поддавалось учету. Только в Екатеринбургской губернии было расстреляно около 25 тысяч человек.
«В Восточной Сибири совершались ужасные убийства, но совершались они не большевиками, как это обычно думали Я не ошибусь, если скажу, – признавался позднее очевидец тех событий американский генерал Уильям Сидней Гревс, – что на каждого человека, убитого большевиками, приходилось 100 человек, убитых антибольшевистскими элементами».
Генерал Лавр Корнилов
«Идеологию» белых в этом вопросе четко выразил генерал Корнилов: «Мы шли к власти, чтобы вешать, а надо было вешать, чтобы прийти к власти»…
«Союзники» белого движения – англичане, французы и прочие японцы –вывозили все: металл, уголь, хлеб, станки и оборудование, двигатели и меха. Угоняли гражданские пароходы и паровозы. Только из Украины немцы вывезли до октября 1918 года 52 тыс. тонн зерна и фуража, 34 тыс. тонн сахара, 45 млн. яиц, 53 тыс. лошадей и 39 тыс. голов крупного рогатого скота. Шло масштабное разграбление России.
На фото в заголовке — американцы и шотландцы охраняют пленных красноармейцев в Березнике.
«Белый террор в России» – так называется книга известного историка, доктора исторических наук Павла Голуба. Собранные в ней документы и материалы камня на камне не оставляют от широко циркулирующих в средствах массовой информации и публикациях на историческую тему выдумках и мифах.
Начнем с утверждений о жестокости и кровожадности большевиков, которые, дескать, при малейшей возможности уничтожали своих политических противников. На самом деле руководители большевистской партии стали твердо и непримиримо относиться к ним по мере того, как на собственном горьком опыте убеждались в необходимости решительных мер. А вначале проявлялась определенная доверчивость и даже беспечность. Ведь всего за четыре месяца Октябрь триумфально прошествовал из края в край огромной страны, что стало возможным благодаря поддержке власти Советов подавляющим большинством народа. Отсюда и надежды на то, что ее противники сами осознают очевидное. Многие лидеры контрреволюции, как это видно из документальных материалов, – генералы Краснов, Владимир Марушевский, Василий Болдырев, видный политический деятель Владимир Пуришкевич, министры Временного правительства Алексей Никитин, Кузьма Гвоздев, Семен Маслов, да и многие другие – были отпущены на свободу под честное слово, хотя их враждебность новой власти не вызывала сомнений.
Генерал Петр Краснов
Слово свое эти господа нарушили, приняв активное участие в вооруженной борьбе, в организации провокаций и диверсий против своего народа. Великодушие, проявленное по отношению к явным врагам Советской власти, обернулось тысячами и тысячами дополнительных жертв, страданиями и мучениями сотен тысяч людей, поддержавших революционные перемены. И тогда руководители российских коммунистов сделали неизбежные выводы – они умели учиться на своих ошибках…
Придя к власти, большевики отнюдь не запретили деятельность своих политических противников. Их не подвергали арестам, позволяли выпускать свои газеты и журналы, проводить митинги и шествия и т.п. Народные социалисты, эсеры и меньшевики продолжали свою легальную деятельность в органах новой власти, начиная с местных Советов и кончая ЦИК. И опять-таки только после перехода этих партий к открытой вооруженной борьбе против нового строя их фракции декретом ЦИК от 14 июня 1918 года были исключены из Советов. Но даже после этого оппозиционные партии продолжали легально действовать. Наказанию подвергались лишь те организации или лица, кто был уличен в конкретных подрывных действиях.
Генерал Антон Деникин
Как показано в книге, инициаторами гражданской войны стали именно белогвардейцы, представлявшие интересы свергнутых эксплуататорских классов. А толчком к ней, как признавал один из лидеров белого движения Деникин, был мятеж чехословацкого корпуса, во многом вызванный и поддержанный западными “друзьями” России. Без помощи этих “друзей” главари белочехов, а затем белогвардейские генералы никогда бы не достигли серьезных успехов. Да и сами интервенты активно участвовали как в операциях против Красной Армии, так и в терроре против восставшего народа.
«Цивилизованные” чехословацкие каратели расправлялись со своими “братьями-славянами” огнем и штыком, буквально стирая с лица земли целые поселки и деревни. В одном Енисейске, например, за симпатии к большевикам было расстреляно более 700 человек – почти десятая часть проживавших там. При подавлении восстания узников Александровской пересыльной тюрьмы в сентябре 1919 года чехи расстреливали их в упор из пулеметов и пушек. Расправа продолжалась трое суток, от рук палачей погибло около 600 человек. И таких примеров – великое множество.
Кстати, иностранные интервенты активно способствовали и развертыванию на российской территории новых концлагерей для тех, кто выступал против оккупации или сочувствовал большевикам. Начали же создаваться концлагеря еще Временным правительством. Это – бесспорный факт, о котором также умалчивают разоблачители “кровавых злодеяний” коммунистов. Когда в Архангельске и Мурманске высадились французские и английские войска, один из их руководителей – генерал Пуль от имени союзников торжественно обещал северянам обеспечить на захваченной территории “торжество права и справедливости”. Однако почти сразу же после этих слов на захваченном интервентами острове Мудьюг был организован концлагерь. Вот свидетельства тех, кому там довелось побывать: «Каждую ночь умирало по нескольку человек, и трупы их оставались в бараке до утра. А утром появлялся французский сержант и злорадно вопрошал: “Сколько большевиков сегодня капут?”. Из заточенных на Мудьюге более 50 процентов расстались с жизнью, многие сошли с ума…».
После ухода англо-французских интервентов власть на Севере России перешла в руки белогвардейского генерала Евгения Миллера. Он не только продолжил, но и усилил репрессии и террор, пытаясь остановить быстро развивавшийся процесс “большевизации масс”. Самым бесчеловечным их олицетворением стала ссыльно-каторжная тюрьма в Иоканьга, которую один из узников охарактеризовал как “наиболее зверский, изощренный метод истребления людей медленной, мучительной смертью”. Вот выдержки из воспоминаний тех, кому чудом удалось выжить в этом аду: «Умершие лежали на нарах вместе с живыми, причем живые были не лучше мертвых: грязные, покрытые струпьями, в рваном тряпье, заживо разлагающиеся, они представляли кошмарную картину».
К моменту освобождения Иоканьги от белых там из полутора тысяч заключенных остались 576 человек, из которых 205 уже не могли передвигаться.
Система подобных концлагерей, как показано в книге, была развернута в Сибири и на Дальнем Востоке адмиралом Колчаком – наиболее, пожалуй, жестоким из всех белогвардейских правителей. Они создавались как на базе тюрем, так и в тех лагерях военнопленных, которые были построены еще Временным правительством. Более чем в 40 концлагерей режим загнал почти миллион (914178) человек, отвергавших реставрацию дореволюционных порядков. К этому надо приплюсовать еще около 75 тысяч человек, томившихся в белой Сибири. Более 520 тысяч узников режим угнал на рабский, почти не оплачиваемый труд на предприятиях и в сельском хозяйстве.
Однако ни в солженицынском “Архипелаге ГУЛАГ”, ни в писаниях его последователей Александра Яковлева, Дмитрия Волкогонова и других об этом чудовищном архипелаге – ни слова. Хотя тот же Солженицын начинает свой “Архипелаг” с гражданской войны, живописуя “красный террор”. Классический пример лжи путем простого умолчания!
Интересные факты о «непобедимой и легендарной» Красной Армии
Это сейчас 23 февраля в России чествуют защитников Отечества. А во времена СССР праздник назывался Днём Советской Армии
Именно этот день 1918 года принято считать датой ее рождения. Тогда в войска большевиков стали массово вступать добровольцы. В этом году исполняется ровно 100 лет с момента создания «непобедимой и легендарной» Красной Армии. Вспомним основные этапы ее истории.
- 14 марта 1918 года армию возглавил Лев Троцкий.
- Октябрь 1919 года — разгром Северо-западной армии Николая Юденича под Петроградом.
- Осенью 1919 года армия большевиков под командованием Михаила Тухачевского разбила силы белогвардейцев адмирала Колчака.
- 16 января 1920 года войска под командованием Сталина и Буденного громят на юге армию Антона Деникина.
- В мае 1920 года Красная Армия начала наступать в Польше. Войска под командованием Михаила Тухачевского чуть не взяли Варшаву.
- В ноябре 1920 года красноармейцы взяли Крым. Остатки Белой армии навсегда покинули Родину.
- 2 июля 1939 года начались бои советских войск с японцами в Монголии возле реки Халхин-Гол. При участии Георгия Жукова Красная Армия наголову разгромила японцев.
- 30 ноября 1939 года — 13 марта 1940 года — советско-финская война. Красноармейцы ценой больших жертв прорвали «линию Маннергейма» — самый мощный на тот момент в мире комплекс оборонительных сооружений. Современные исследователи пишут, что этот рубеж обороны невозможно было взять без ядерного удара. А красноармейцы смогли!
- 31 марта 1940 года подписан приказ о внедрении в серийное производство легендарного танка Т-34. «Тридцатьчетверка» — самый массовый танк в мире. В СССР только в 1940 — 1946 годах выпустили 58 000 таких машин. В 2007 году английские журналисты провели рейтинг десяти самых удачных танков XX века. Т-34 оказался на первом месте.
- 22 июня 1941 года фашистская Германия без предупреждения напала на Советский Союз.
- 10 июля — 10 сентября 1941 года — Смоленское сражение. Солдатам Красной Армии ценой огромных потерь удалось задержать наступление фашистов на Москву.
- 7 января 1942 года войска Третьего рейха были отброшены от столицы СССР. Командовал операцией лично Сталин.
- 8 января — 20 апреля 1942 года под руководством Конева и Жукова проведена Ржевско-Вяземская операция. Враг был отброшен еще на 200 км.
- 10 июля 1941 года — 9 августа 1944 года — блокада Ленинграда. Бои за северную столицу длились более трех лет.
- С 17 июля 1942 года — по 2 февраля 1943 года длилась Сталинградская битва. Она стала переломным моментом войны. Гитлеровцы были разбиты в пух и прах и стали отступать.
- 5 июля — 23 августа 1943 года — Курская битва. Она стала самым масштабным танковым сражением в мировой истории. В ней приняли участие около двух миллионов человек, шесть тысяч танков и четыре тысячи самолетов.
- 23 июня — 29 августа 1944 года. В результате операции «Багратион» были освобождены Белоруссия, Прибалтика и Восточная Польша.
- 12 января — 3 февраля 1945 года. Во время Висло-Одерской операции разгромлены 35 дивизий немцев. Советские войска подошли к Берлину.
- 8 мая 1945 года был взят Берлин! Командовал штурмом города лично товарищ Сталин.
- 9 мая 1945 года — День Победы!
- 9 августа 1945 года. После разгрома Гитлера Советский Союз вступил в войну с Японией. Красная Армия разгромила войска самураев и освободила Южный Сахалин, Курильские острова, Северную Корею и территорию Северо-Восточного Китая.
- В 1947 году летчики и танкисты помогали китайским коммунистам и Мао Цзэдуну в гражданской войне. Советские специалисты разработали для его войск план победного наступления.
- В 1950 — 1953 годах СССР негласно участвовал в войне в Корее на стороне Севера. Там военные инструкторы находились при штабах под видом корреспондентов газеты «Правда».
- 14 мая 1955 года был подписан Варшавский Договор — военный союз европейских социалистических государств, где СССР играл ведущую роль. Его организовали спустя 6 лет после создания НАТО.
- С 1965 года наши советники помогали Северному Вьетнаму победить США во вьетнамской войне. В апреле 1975 года правительственные войска взяли Сайгон. Для американцев это поражение стало национальным позором.
- В 1975 году начинается гражданская война в Анголе. СССР направил на помощь местным коммунистам около 200 военных специалистов и огромное количество оружия. В результате марксистской партии Народное движение за освобождение Анголы удалось одержать победу.
- 25 декабря 1979 года советские войска вошли в Афганистан. Американцы хоть и не участвовали открыто в конфликте, но оказывали моджахедам финансовую и военную поддержку. Они открыли лагеря подготовки террористов, которые должны были сражаться с советскими войсками. Вывели наших солдат оттуда только 15 февраля 1989 года.
- 31 августа 1994 года — позорный вывод Западной группы войск из Германии. Немецкую территорию покинули 338 тысяч российских военных и 115 тысяч единиц боевой техники, в том числе четыре тысячи танков, 11,5 тысячи бронемашин, 4 тысячи орудий. При Ельцине армия России просто разваливалась.
- 11 — 12 июня 1999 года — марш-бросок российских десантников на Приштину во время конфликта в Косово и Метохии между сербами и албанцами. Наши солдаты преодолели 600 км и захватить аэродром «Слатина» до прихода войск НАТО. Все сербское население города вышло встречать российских солдат как освободителей с цветами. Командовал операцией Юнус-бек Евкуров.
- Февраль — март 2014 года — «вежливые люди» взяли под контроль стратегические объекты в Крыму во время присоединения полуострова к Российской Федерации. Их грамотные действия позволили обеспечить безопасность во время проведения Крымского референдума 16 марта 2014 года и предотвратить межнациональный конфликт.
Фото: © «ИТАР-ТАСС»
- В 2015 — 2017 годах во время операции в Сирии постсоветская Россия впервые участвовала в военных действиях за пределами страны. Наши войска отправились туда по просьбе президента Башара Асада. Военной целью операции стала воздушная поддержка правительственных сил в их противостоянии с террористами. Проверено множество новейших видов техники и оружия. Боевой опыт получили 90 процентов летчиков ВКС. Территория Сирия был освобождена от террористических организаций.
- 3 февраля 2018 года российский штурмовик Су-25СМ под управлением майора Романа Филипова был сбит выстрелом из переносного зенитного ракетного комплекса в районе сирийского города Серакиб. Летчик сумел катапультироваться. На земле он попал в окружение боевиков. Отстреливаясь от нападавших из пистолета, пилот подорвал себя гранатой со словами «Это вам за пацанов!»
Фото: © Reuters
Разгром белых
Белая армия Юденича была разбита из-за предательства эстонских войск, которые неожиданно бросили фронт. Когда русские солдаты подошли к эстонской границе, власти их не пустили. Эстонцы прямо на морозе отбирали у людей теплые вещи. Их поместили за колючую проволоку. Сотни вагонов с имуществом и продовольствием армии было присвоено эстонскими властями.
Наша гордость и краса
Тачанка — символ Гражданской войны. Первыми тяжелые пулеметы на повозку поставили солдаты батьки Махно. Во время атаки они заходили на фланги и расстреливали врага перекрестным огнем. Самое большое достоинство тачанки — мобильность.
Золото Колчака
К началу XX века золотой запас Российской империи был одним из самых крупных в мире. В 1918 году он попал в руки Колчака. Когда началось отступление колчаковских войск из Омска, золото погрузили в 40 вагонов и отправили на восток по Транссибу. После его поражения в войне золото пропало. Поиски продолжаются до сих пор. Золотые слитки находили и в самарских огородах, и на дне Байкала. Говорят, у станции Тайга на 3565-м километре Транссиба в 1919 году местные видели обоз с 26 ящиками золота. Но есть и более прозаическая версия — оно было передано западным странам. В обмен на золотой запас Колчаку предоставлялись кредиты и оружие.
Шапка для богатырей
Для красноармейцев ввели новый головной убор — буденновку. Ее придумали еще в 1915 году по заказу Двора его Императорского Величества. Разработана она была для будущего парада победы, который должен был пройти в Константинополе. В ее создании принимал участие художник Васнецов. Внешне она напоминала шлем древнерусского богатыря. В царское время за ненадобностью шапки валялись на складах. Их захватили большевики и раздали красноармейцам.
Петлицы вместо погон
В Красную Армию активно переходили генералы и офицеры бывшей Русской императорской армии. Около 30 процентов дореволюционного офицерства пошли служить большевикам.
Вместо ненавистных царских погон вводились ромбовидные петлицы на шинелях и воротниках гимнастерок. Красные треугольники обозначали младший командный состав, квадраты — средний, а прямоугольники — старший комсостав. Погоны вернули только в 1943 году.
Женщины на фронте
Вместе с мужчинами воевали против фашистских захватчиков и женщины. Почти 80 тысяч офицеров Красной Армии во время Великой Отечественной были прекрасного пола. Всего на фронте находился один миллион женщин. Из них сформировали стрелковую бригаду, три авиационных полка и запасной стрелковый полк. Также создали школу снайперш и отдельную роту морячек. Звание Героя Советского Союза получили в военные годы 87 женщин.
Самый дорогой
Орден «Победа» — самый дорогой орден в мире. Им наградили одиннадцать советских военачальников. Жукова, Василевского и Сталина — дважды. Эту награду получили и пять представителей стран-союзников. Советским законодательством было сразу обозначено, что после смерти обладателя награда не может остаться на хранении у родственников и должна быть возвращена государству.
Великий полководец
Генералиссимус в СССР был только один — Сталин. Ему присвоили это звание 27 июня 1945 года за «выдающееся руководство боевыми операциями Действующей армии и Военно-Морского флота» и «в ознаменование исключительных заслуг в Великой Отечественной войне».
Возрождение
Россия приняла госпрограмму вооружения до 2025 года. На нее будет потрачено 22 триллиона рублей! Создадут мощную защитную сеть, которая способна обнаруживать самолеты, беспилотники и даже спутники. Можно будет выводить их из строя на расстоянии. Модернизируют Военно-морской флот, сухопутные войска и авиацию. Но основной упор сделают на военно-космические силы. Будут проведены испытания межконтинентальной ракеты «Сармат», испытают ракету «Циркон», которую американцы называют «убийцей авианосцев». Это сделает Российскую армию самой мощной в мире!
Бойкот Олимпиады
Ввод ограниченного контингента войск в Афганистан активно использовали американцы в пропаганде против СССР. США из-за этого «вторжения» бойкотировала Олимпидаду-80 в Москве. Их действия не остались без ответа. Наши спортсмены в полном составе не поехали на Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе.
Легендарный АК-47
В 1947 году конструктором стрелкового оружия Михаилом Калашниковым был создан автомат АК-47. Этот автомат входит в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространенное в мире оружие. В Зимбабве, Мозамбике, Восточном Тиморе, Буркина-Фасо, Конго он изображен на государственном гербе. В некоторых африканских странах Калаш — теперь популярное имя у мальчиков.