Желя — Богиня, которую наши предки славяне любили за то, что она своими горестными возрыданиями умела помочь излить горе утраты близких. Благодаря этому «искусству» люди могли быстрее наполнить чашу страданий, излить ее и освобожденными, очищенными горнилом несчастья далее продолжать жить. Кроме этого, обращение к такой Богине гарантировало умершим быстрый и безопасный переход их душ в мир предков через Навь.
Содержание
Кем является Богиня Желя?
Желя для славян – это Богиня-плакальщица, носительница Рока, но, в то же время, она добросердечный проводник по миру Нави для умерших душ либо душ, которым надлежит идти в Явь. Она покровительствует всем людям и самому времени, когда наступает пора проводить обряды поминовения усопших недавно людей. Такой обряд у славян зовётся тризна. Он предназначен для облегчения перехода душ умерших из Явного Мира (мира живых) в Навный Мир (царство мёртвых).
Вместе со своей сестрой – Карной, Желя является дочерью Морене (Маре – Богине Зимы и Смерти), а также – Кощею (Богу подземного Царства). По некоторым версиям отцом сестер мог бы стать Чернобог либо Велес. Так особенно могли полагать те славяне, которые верили, что Кощный Бог – это всего лишь форма Чернобога (либо Велеса). Источники разных славянских родовых традиций умалчивают точные сведения о том, кто был отцом Жели и Карны.
Что сегодня славяне знают про Богиню Желю?
Славянская мифология упоминает Желю совместно с её сестрой – Карной. Корень «жаль» является производным от имени Желя, если он употребляется в словах, по смыслу и значению сходных с характеристиками самой Богини. Так, в русском языке мы встречаем слова:
Жаление – испытывание скорбящего чувства по утрате близкого, а также сотворение погребальных обрядов.
Жаль – сожаление о чем-либо.
Жалость – проявление сочувствия или сожаления по отношению к кому-либо (может двоякий смысл).
Жалюгидный (укр.) – жалкий, незначительный.
Жало – нечто, больно ранящее.
Жалеть кого-то (разг. – «желеть»).
Жальник – могила и другие словоформы.
Некоторые считают, что поклонение такой Богине у славян приводило их до крайностей – жёны погибших мужей входили в живой огонь, погибали путем самосожжения. В памятниках древней литературы дословно говорится в «Слове св. Дионисия о жалеющих»:
Дьявол желению учит и иным бо творит резатися по мертвых, а иных в воде топитися нудит и давитися учит.
Правильно ли были поняты действия древних славян? Относилось ли это ко всем родам наших пращуров и их ведическим представлениям о жизни и обрядах? Не известно. Но запись о подобном явлении осталась в истории – «Слово некоего кристолюбца» (XVII в.), где описываются парные обряды, названные «жалением и каранием».
Наши предки в периоды великой скорби и трудных годин вполне могли на время заменить радостное почитание Солнца и светлых богов Жизни на почитание богов Смерти. Поэтому такие ученые, как Рыбаков и другие историки, копающие глубже в древность, осознают, что древние русы и славяне шли на крайности лишь в темные времена. Не всегда вступали в огонь живые вместе с мертвыми! Почитание Богини Жели – временно, совершалось лишь по случаю.
Желя, как славянская Богиня похорон, плача и скорби, имеет еще и другие имена. Её в разных источниках могут называть по-разному: Жля, Жаля и даже Зелу (идол Zelu, о котором пишется в чешских «Хрониках Неплахи», «Хрониках Дилимила» XIV в. и исследовательских работах академика Рыбакова). Узнаем по тем же характеристикам, функциям и описаниям, приведенным в источниках, которые совпадают с описанием славянской Богини скорби. Под именем «Желя» она указывается в сказе «О Финисте Ясном Соколе». Также еще ее мы находим в летописи «Слово о полку Игореве»:
… за ним кликну Карна и Жля, поскачи по Русской земли.
…Не воскреснет она, соколиным разбужена взглядом. Бродят Карна и Жля по Руси с поминальным обрядом.
Еще предки славян верили в то, что Желя вовремя может предупреждать о смертельной опасности, угрожающей кому-либо из живых. Она может являться родственникам человека, подвергающегося риску, либо самому этому человеку. Она проживает между мирами – Явным и Навным, поэтому иногда еще ее называют Богиней-кромешницей, обитающей у кромки, границы. Но в целостном воззрении славян на Богиню Желю она всегда предстает в их глазах доброй вестницей, дающей гарантию, что сама доведёт душу умершего до обители его предков.
В какие даты и какими атрибутами почитается Желя у славян?
День Богини Жели может быть 10 сентября. В этот день ей приносили поминальные дары, которые называют – «милодары» — милые, добрые дары. Музыка не игралась, а если и допускалось нечто подобное – то обязательно печальное, успокаивающее. Важно было помянуть и ушедших в Иномирье предков своего рода, рода своего супруга.
Также и все остальные дни почитают Желю, когда проводится тризна по усопшему. Это необходимо сделать волхвам, чтобы человек, чтущий родных богов и оставивший бренное тело, мог получить наставление от Богини, как правильно двигаться и куда идти по миру Нави. Никакие кровные жертвы не приносились – об этом нет ни единого источника об обычаях славянских родов! Крайне важно в такой день (равно, как и во все дни жизни) жить в ладу с Природой, если кто-то намеревается встретить Желю и получить ее благословение.
Каждый пращур славян и русичей понимал важность любых Богов, а тем более если речь заходила о таких серьезных вещах, как переход из одного мира в другой души человеческой. Оставшиеся в живых родственники, нуждающиеся в сострадании, получали от Жели силы, чтобы перенести скорбь. Исследователи славянской мифологии полагают, что славяне свято верили, что сама Желя вместе с ними оплакивает тех, кто покинул мир живых! Она никогда не представала пред ними в виде устрашающей старухи Смерти с косой!
Одинокий демон. Тетралогия (СИ) (3 стр.)
– Позвольте представиться! Бассо эль Эгардо, младший сын князя д’Эгардо из дома Изменчивых! – И я ловлю себя на том, что снова совершенно автоматически делаю церемониальный поклон. Мда, крепко же папочка вколотил в меня придворный этикет!
– Дом Изменчивых? Где это?
– Мир Эсферато, богиня!
– Никогда не слышала о таком.
Да? Если богиня смерти не слышала о Эсферато, то куда же меня занесло? Неприятное предчувствие кольнуло мое сердце. Молча таращусь на Хель, пытаясь понять, как такое может быть.
– Откуда ты здесь?
– Меня подло завлекли в пентаграмму призыва… – начинаю было я.
– О, эту часть я знаю, – сделав отрицательный жест кистью руки, перебивает меня Хель. – Меня интересует, откуда тебя в нее призвали? С Эсферато?
– Нет, богиня… – Я торопливо прикидываю, о чем можно трепаться, а о чем нужно держать язык за зубами. Не рассказывать же первой встречной богине все тайны дома! – Я путешествовал… Я был в другом мире… – осторожно отвечаю я.
– Как интересно! Твой дом известен как дом великих путешественников?
– Нет, великая! Мы знамениты в основном другим… – Сихот, как бы это объяснить?!
– И чем же?
– Мы… мы известны в Эсферато своими шутками, богиня!
– Чем? – с изумлением в голосе переспросила та.
– Шутками… – повторяю я, ощущая себя слегка кретином. Понимая, что, услышав столь неожиданное признание, Хель от меня без подробностей не отстанет, начинаю объяснять ей нюансы нашей жизни, тщательно подбирая слова. Про то, что у нашего повелителя порой бывают приступы черной ипохондрии, и тогда входить к нему осмеливается только мой отец – темный князь д’Эгардо, личный шут его высочества. Что в Эсферато живут долго, некоторые до нескольких тысяч лет, и все, что может вызвать эмоции в тысячелетней душе, ценится дороже кристаллов душ. Потом, ведь шутки тоже бывают разными… Прожить несколько тысяч лет для того, чтобы твоя жизнь закончилась шуткой? Большего позора в Эсферато, пожалуй, не было. Некоторые просто из чешуи вон лезли, пытаясь не сдохнуть, когда до них доходило, что их смерть будет смешной… Некоторым это порой удавалось. Однако шутки нашего дома всегда славились оригинальностью.
Поэтому дом Изменчивых был одним из могущественных в Эсферато. С нами конкурировали всего несколько домов – Разрушителей, Темных клинков, да и, пожалуй, дом Золотых. Но они обладали чистой силой и мощью. Никакого изящества. Все это я, как мог, постарался объяснить богине.
– Смерть – шутка? Однако…
– Дело в том, что у нас… – снова начал я.
– Не продолжай… Я тебя прекрасно поняла. Скажу, что в твоем доме – знатные умельцы, – усмехнулась Хель.
– Благодарю, богиня. – Делаю благодарственно уважительный поклон.
– Только мне никогда и в голову не приходило, что существуют демоны, основной доблестью которых является удачная шутка.
– О нет! Это не единственная наша доблесть. Скажем так – она одна из многих! – ответил я снова с полупоклоном, невольно копируя интонации отца.
– Не сомневаюсь, что подробности твоей жизни окажутся весьма занимательными, но, к сожалению, у нас с тобой сейчас мало времени. Впрочем, я рассчитываю услышать их при нашей следующей встрече! – после небольшой паузы с легкой улыбкой сказала Хель.
– Непременно, – кланяясь, ответил я, – но, наверное, это будет не скоро?
– Кто знает… – снова улыбнулась Хель.
Оптимистичненько…
– Видишь ли, Бассо, имеет место быть одна проблема… – Богиня пристально посмотрела на меня своими прозрачными глазами. – И проблема эта в том, что ты убил призвавшего тебя мага, а у него был долг…
Я молча смотрел на нее, ожидая продолжения.
– Не хочешь узнать какой?
– О нет! Это ведь не мой долг, а многие знания прибавляют печалей…
– Весьма разумный подход. Однако дело в том, что убитый тобой Эриадор должен был исполнить пророчество, от которого зависит судьба этого мира.
– Я только защищался. Он вынудил меня прибегнуть к крайним мерам! – быстро произнес я.
– Собственно, по поводу смерти Эри у меня к тебе претензий нет. Это ваши смертные дела…
– Эри?
– Да, Эри – это сокращение от Эриадор. Честно говоря, Эри мне не нравился. Я долго откладывала разговор с ним, надеясь, что его неуравновешенность пройдет… Но благодаря тебе наш с ним разговор так и не состоялся.
Неуравновешенность? Да он был откровенной шизой, подумал я, но вслух сказал совершенно другое:
– Я весь внимание, богиня, – и поклонился.
Богиня не отрывала от меня своих прозрачнохолодных глаз.
– Видишь ли, Бассо, – после паузы снова начала Хель, – устройство нашего мира таково, что в нем существуют пророчества. Пророчества появляются, когда возникает необходимость перемен. Они могут и не исполняться, если течение мировых потоков возвращается к норме. Однако существуют пророчества особого вида – Великие пророчества. Это несколько иное. Великие пророчества вплетены в структуру мира и являются, собственно, его путем движения. Такие пророчества исполняются всегда! Эри был избранным Великого пророчества…
Я склонил голову, выражая почтительное внимание.
– Великое пророчество не может не осуществиться. Для своего свершения оно выбирает себе избранного, и если таковой погибает, то оно находит себе другого… – Хель, не отрываясь, пристально смотрела на меня.
– Я весь внимание, богиня! – внутренне напрягаясь, снова сказал я.
– В этот раз оно выбрало тебя… – спокойно произнесла богиня.
Сихот меня побери! Похоже, у меня началась полоса неудач!
– И что теперь со мной будет? – стараясь оставаться спокойным, спросил я.
– Тебе придется исполнить пророчество. Ты теперь избранный. Поздравляю! – широко улыбнувшись, произнесла Хель.
– Благодарю, богиня. – Я шаркнул ногой. – А нет ли когонибудь более достойного быть избранным? Из этого мира?
– К твоему сожалению… нет!
– Это очень печально, богиня. У меня были другие планы…
– Я понимаю тебя, но Великое пророчество есть Великое пророчество и ничего с этим не поделать… Даже мне.
– Я понял, богиня. Могу ли я узнать, о чем оно?
– Суть его проста. Это пророчество о конце света.
– Вау! – от неожиданности выдал я.
– Я вижу, ты впечатлился, – усмехнулась богиня.
– Прошу прощения, – поклонился я, – но судьба целого мира?
– Рассчитывал сходить куданибудь, убить какуюнибудь тварь и развязаться с этим? – снова усмехнулась Хель.
– Такой размах!
– О да! Размах у нас любят. Но это к слову… Общий смысл пророчества понятен. Однако его текст, как и положено, маловразумителен…
– А уточнить у пророка нельзя? – внес я предложение.
Хель несколько секунд молча буравила меня своими прозрачными глазами.
– Не стоит казаться умнее, чем ты есть, Бассо, – наконец произнесла она. – Это было сделано первым делом.
Чего это она рассердилась, подумал я, делая с виноватым видом поклон.
А кто ее знает! Сихот этих богов разберет. Никогда не угадаешь, что придется им по нраву, а за что они пообрывают тебе крылья. Лучше помалкивать. Как бы Хель не вспылила. Наши боги вообще пылят по любому поводу… Я снова поклонился, изображая глубокое раскаяние.
– Так вот, когда стало известно о пророчестве, мы, конечно, попытались найти пророка, дабы узнать подробности. Однако монахиня, которая его сделала, к этому времени уже успела умереть. Я призвала ее к себе, но узнать мне ничего не удалось…
– А почему? – снова влез я и тут же принялся ругать себя за свой длинный язык.
– Почему? – Прозрачный взгляд богини был тяжел. – Потому, что она «погасла»! Души людей, проходя через завесу, предстают передо мной разными, Бассо… Некоторые сохраняют свою сущность и память о прошлой жизни. Однако большинство забывают, кем они были, или проще говоря – «гаснут». У них не остается ничего, кроме желания пить свет и тепло покинутой ими жизни. С прорицательницей произошла такая же история – она «погасла». Поэтому подробностей выяснить не удалось… Еще вопросы? – резко спросила Хель.
– Нет, богиня, – кланяюсь я.
– Это хорошо… Значит, идем дальше. В общем, в пророчестве говорится об избранном, который разрушит преграду между моим миром и миром живых. Снимет завесу, что неизбежно приведет к концу света. Зачем он это сделает и как – остается загадкой. Завеса является частью мирового устройства, и снять ее в этом мире не по силам никому, в том числе и мне. Поэтому пророчество для меня казалось невыполнимым, и я особо не волновалась. Но с появлением тебя – демона, пришедшего из другого мира, ситуация становится неопределенной. Похоже, мы заблуждались насчет Эри. Возможно, он был отнюдь не избранным, а только открывал путь к истинному избраннику. И мне это совсем не нравится! Проще всего было бы избавиться от тебя, но, к сожалению, я на это не могу пойти. Боги не имеют права изменять судьбу мира. Это могут делать только смертные. Мы слишком сильны, и наша борьба за «правильный» путь неизбежно приведет к потере равновесия и соответственно к всеобщей гибели. Поэтому мы вынуждены действовать через смертных. Такое мироустройство заставляет нас нуждаться в смертных, а они нуждаются в нас. В итоге все уравновешено, и все сохраняется. Если же ктото из богов напрямую попытается исказить пророчество с выгодой для себя, тем самым изменив мировой путь, то будет наказан за это самим миром. Он потеряет большую часть своей силы. Если же этот бог окажется слабым, то дело может дойти и до развоплощения. Он просто исчезнет! Поэтому заниматься пророчеством приходится мне – самой сильной богине этого мира! Ты осознаешь это? – Голос Хель неожиданно приобрел силу и мощь и стал подобен раскатам грома.