Православная вера говорит нам о том, что Господь есть любовь. Народная мудрость гласит, что нет греха непрощенного, но есть нераскаянный. Вся суть христианства сводится к тому, чтоб человек пришел к покаянию. Грешным является каждый человек, но все же тяжесть проступков бывает разная. Что же делать, если человек совершил совсем уже тяжкое падение — убийство? Шестая заповедь христианства говорит нам «Не убий». Прощает ли Бог убийц?
Содержание
Как каяться в грехе убийства
Человеку может быть прощен любое злодеяние, если он в нем кается. Пока человек живет на земле, он имеет шанс спасти свою душу и наследовать вечную жизнь. Давайте вспомним, что первым в рай за Христом вошел разбойник, висящий справа на кресте.
Мы не знаем, какие конкретно преступления совершил этот человек, но понятно, что это были злые дела. Вполне вероятно, что он был и убийцей. И этому человеку хватило буквально несколько секунд, чтобы покаяться, исповедать Христа и спастись.
Христос и разбойники
Каждый человек, который совершил грех убийства или любой другой тяжкий проступок, должен брать пример с этого разбойника. Но для этого надо понимать, что такое истинное покаяние. Покаяться — это не значит только лишь назвать или обозначить свой плохой поступок. Раскаяние предполагает, прежде всего, осознание всей пагубы содеянного и низости падения. Человеку может стать очень страшно от понимания того, что он совершил, но без этого страха невозможно покаяние.
О грехах в православии:
- Восемь смертных грехов и борьба с ними
- Грех чревоугодия
- Грех гордыни
Второй этап — твердо решить никогда в жизни больше не повторять совершенного. Человек должен дать слово и себе, и Богу, что он скорее умрет, но никогда больше не совершит того злодеяния, в котором кается.
Интересно! Иногда великим грешникам, совершившим тяжкие грехи, такие как убийство, покаяться бывает легче, чем обычным людям, утонувшим во множестве мелких прегрешений.
Тяжелый грех ложится огромным камнем на душу человеческую, лишает покоя. Это смятение в душе способно пробудить совесть даже у самого закоренелого злодея. И тогда очень важно со своими переживаниями прийти к Богу и раскаяться. Господь пришел в мир ради того, чтоб грешники могли спасать свои души, поэтому никогда нельзя отчаиваться и думать, что Христос не простит.
Третий этап покаяния — принести плоды. О необходимости плодов покаяния говорит нам через Евангелие святой пророк Иоан Креститель. В реальной жизни это означает, что человек должен искупить содеянное им зло какими-либо добрыми делами.
Покаяние в грехах
Что в православии считается убийством
Для того чтобы раскаяться в убийстве, нужно четко понимать, как его определяет православие. Явное физическое лишение жизни кого-либо — далеко не полное определение. Убийством считается и неоказание помощи страждущему, безразличие к страданиям другого.
С духовной точки зрения, убийством можно считать совращение кого-либо с истинного и доброго пути, втягивание в греховную жизнь. Далеко не всегда это явные и понятные действия, и человеку нужно внимательно переосмыслить свою жизнь, чтобы увидеть такой грех.
Отдельно надо остановиться на очень распространенном виде греха, который совершается каждый день многими людьми и все еще разрешено законом. Речь идет об абортах. Аборт — это убийство в самом чистом виде, совершаемое по доброй воле родителями ребенка.
Ответственность за такое решение несут и мама, и папа малыша, хотя окончательное решение всегда остается за женщиной. Тем не менее, если мужчина не поддержал женщину и из-за его действий (или наоборот, бездействия) и женщина совершила аборт — такой мужчина должен принести покаяние в убийстве собственного ребенка.
Памятник нерождённым детям. Словения Важно! Несмотря на то, что убийство — тягчайший грех, иногда приходится внимательно пересматривать всю свою жизнь, чтобы понять, где человек мог согрешить против шестой заповеди.
О духовной жизни:
- Русская православная церковь в период гонений
- Как правильно прикладываться к иконе
- Как использовать масло Матроны Московской
Как принести покаяние
Человек, который решил принести покаяние в грехе убийства, должен прийти в храм к священнику и рассказать ему обо всем на исповеди. Нужно знать, что любой священник связан обетом хранить тайну исповеди и не имеет права разглашать информацию, которую узнал во время этого таинства.
За нарушение шестой заповеди, как и за совершение другого смертного греха, священник может наложить на кающегося епитимью — специальное обязательство, целью которого является труд для искупления содеянного. Труд может быть молитвенным в виде чтения определенного молитвенного правила, а может быть и другим, к примеру, помощь немощным или уход за больными.
Кающийся человек должен смириться и принять назначенную епитимью как из рук Божиих и нести этот труд безропотно. По завершении епитимьи священник разрешат кающегося от греха и допускает до святого Причастия.
Самое главное, что должен помнить человек в любой ситуации — даже самое страшное зло не способен превысить Божью любовь к нам.
Видео о том, прощает ли Бог убийство? Мнение священника
Простить непростимое
Война страшна не только внешними разрушениями, но и теми, которые происходят в человеческих душах. Ненависть, злость, отчаяние, отвращение, страх, уныние ломают, коверкают изнутри. Какими мы будем после войны? Как будем строить отношения с людьми?
Война научила нас молиться о мире и об усопших. Но как молиться о тех, кто убивал наших близких, соседей, друзей? Как быть, если относиться к ним по-христиански не получается? В преддверии Димитриевской поминальной субботы мы обратились с этим вопросом к священникам, которые не понаслышке знают, что такое война.
Фото: Reuters
Мы должны стараться быть выше зла
Протоиерей Александр Подшивалов, клирик храма в честь св. Иоанна Воина, г. Дружковка:
— Православный христианин в такой ситуации, конечно же, должен опираться на заповеди Христа. Убийство — это самый ужасный и тяжкий грех, неприемлемый для нормального человека даже в мыслях. Лишить человека жизни — это лишить его того, чего ты ему не давал. Человек в этом случае превышает свои полномочия и присваивает себе Божьи.
Духовных причин совершения убийства очень много. По словам апостола, если люди не будут иметь Бога в разуме, то Господь предаёт их превратному уму (Рим. 1:28). То есть они будут делать разные непотребства. Человек становится сосудом самых разнообразных грехов, которые с особой силой в нём проявляются. Но не нужно думать, что это относится только к каким-то преступникам, недостойным людям. Вообще, каждый из нас имеет отношение к смерти, убийству. Ведь сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:5).
В Церкви убийство определяется как противоположность любви. Но разделяют убийство как результат превратного ума и убийство на войне, которое в определённой степени оправдывается. Но только в определённой, поскольку заповедь однозначна: «Не убий!»
Оправдывается, когда солдаты защищают свою землю, свою веру и убивают не по ненависти или жажде крови. У нас есть примеры святых, ставших образцом воинов: Георгий Победоносец, Александр Невский и многие другие, которые исполнили заповедь «нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 13:15). В этом случае Церковь благословляет воинов — как это было с преподобным Сергием Радонежским и Дмитрием Донским.
Как относиться к врагам своим? — Я думаю, так, как сказано в Писании: «…во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Господь возводит человека ещё выше естественных для него сценариев поведения, когда на добро отвечают добром, — Он говорит нам любить врагов наших. Как это возможно? — Сохранять незлобие, чтобы ненависти не было в наших сердцах.
Если человек не может стать другом, простить совершённое против него преступление, — то пусть хотя бы не желает отомстить, чтобы ненависть не переходила из рода в род. Ведь в таком случае целые поколения вырываются из истории, как это было в Средние века на Руси: она не успела креститься, как сразу же начались междоусобные войны, длившиеся столетиями. Так что есть два пути: христианство, созидающий путь — и путь разрушения.
Ещё раз повторю: главное — не озлобляться. По крайней мере, стараться, стремиться к этому. Сложно давать такой совет людям, которые побывали непосредственно под бомбёжкой, выжили каким-то чудом, или даже видели, как гибли их близкие, соседи, друзья. Но православный человек должен помнить и держать в своём сердце следующее: да, совершается беззаконие, никаких оправданий ему нет. Зло есть зло, это факт. И то, что идёт война — это тоже факт. Но Господь возводит нас выше, и мы должны стараться быть выше.
Как лечиться? — обращаться к нашей истории, к истории нашей земли, нашего государства, где много примеров тому, как поступали святые, когда убивали их близких или их самих. Второе — воспитывать в себе незлобие. Защищать близких надо, стоять за веру надо, но и преступать грань нельзя. Когда человек убивает ради убийства, когда преследуют, пытают — это недопустимо. Казалось бы, куда страшнее — идёт война, убивают с обеих сторон. Но оказывается, можно и на этом фоне быть хуже: убивать с удовольствием, издеваться…
Третье — это вспомнить о жизни Христа. Его с рождения хотели убить. За что? — Да ни за что, за то, что Он родился, что Он пришёл в этот мир. Он не занимался политикой, Он духовно просвещал людей, научал Божественной премудрости. И когда Его распинали, Он просил помиловать Своих убийц. Христос даёт нам высшее понятие о человеке — нам, может быть, пока недоступное ввиду нашей приземлённости. Это высшая степень христианства, высшая степень незлобия.
Чтобы человек не вышел за рамки и не стал рабом своих чувств, можно вспоминать о том, что христианин служит Богу. А воинство служит людям… Междоусобицы — это как драка: зачинщики есть, но чем дольше она длится, тем меньше помнят, кто они. Страдают обе стороны, и чем дальше, тем больше.
А в плане ненависти — что бы ни произошло, нужно удержать её в себе. В случае столкновения со смертью чувства обостряются, это стресс для любого человека — православного ли, нет. И в этом случае нужно попытаться удержать свои чувства в тех рамках, которые показывает христианство. Нужно остаться человеком. Ведь ненависть порождает ненависть, убийство порождает убийство. Это искушение. Человек подвергается искушению, но он должен управлять чувствами, раз уж он не может любить людей так, как то заповедал Господь.
В православии точек невозврата нет
Протоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма, г. Артёмово, Дзержинский округ:
— Конечно, тяжело перенести боль, а тем более смерть близких. Но если мы не будем относиться по-христиански друг к другу, то это приведёт к умножению ненависти, умножению вражды. Нынешняя братоубийственная война — следствие нехристианских отношений между людьми, когда мы не можем прощать, относиться по-доброму к окружающим, и эта ненависть, злоба дошли до какой-то черты. Сейчас часто говорят о «точке невозврата». Но в православии точек невозврата нет, скорее всего, это отдалённость от Бога, когда человек сознательно отходит от Него и не хочет возвращаться.
Человек задаётся вопросом: «Как я могу простить?» А как бы ты хотел, чтобы тебя простили? Мы столько совершаем грехов, столько проступков, что за это давно нужно было бы наказать, но мы хотим, чтобы лично нас Господь помиловал. Это как в детстве. Как бы ребёнок ни нашкодил, он всегда думает: всё, я так больше никогда не буду! Никогда не буду обманывать маму, баловаться. Прошло время, успокоился — и опять началось. Студент не подготовился к экзамену — просит: «Господи, хоть бы пронесло!» Экзамен прошёл успешно — снова всё по-прежнему. Ведь пронесло же! А поблагодарить Бога мы забываем.
И навредить другому мы можем запросто, а вот прощать не хотим. Примеров тому множество. Например, в жизни семейной. Ведь когда Господь говорит: «Возлюби ближнего своего как самого себя», — Он не говорит о голодающих Нигерии или вымирающих уссурийских тиграх, а имеет в виду семью каждого из нас. Ближний — это жена, отец, мать, дети, брат, сестра. Но любовь к ближнему и дальше должна пойти. А если ты даже родного человека не можешь прощать? Естественно, что это неумение выливается и на чужих.
Господь сказал: простите, и Я вас прощу. Когда мы прощаем обидчиков наших близких, наших друзей, не мстим, мы этим убиваем месть, убираем её из своей жизни. И тогда будет мир. Пока мы не сможем в себе месть и ненависть убить, они никуда от нас не уйдут. Мы их зовём к себе своими поступками.
Как быть, если простить не получается?..
Здесь можно провести параллель со спортом. Спортсмен говорит: как я добегу до финиша первым? Если он не будет заниматься, тренироваться, соблюдать диету, он не добежит. Так и христианин должен молиться, поститься в меру своих сил и просить Бога о помощи. Когда мы сами не можем справиться, нужно обратиться к Нему. Святое Писание учит нас: что невозможно человеку, возможно Богу. Мы должны просить Его об этой помощи! Как ребёнок, который бегает за матерью — сто раз просит, двести, и мама уже не может отказать ему. Так и Господь. Мы должны быть наивными как дети и просить Его о помощи неустанно. А Господь даст нам силу перебороть ненависть, отвращение и боль.
А мера человеческих сил у каждого разная. Мы, например, находимся на границе между Артёмово и Гагарина. Здесь стоят боевые позиции. У нас сегодня танки разгулялись не на шутку. Бахало страшно. Если бы не вера и не надежда на Бога — очень тяжело было бы психологически. Один осколок долетел до нас… Это повод постоянно помнить, что есть временное, а что — вечное. Дай Бог всем нам пережить это — и остаться людьми, не озлобиться!
Надо жить дальше
Священник Роман Бондаренко, клирик Богоявленского кафедрального собора, г. Горловка:
— Ещё в прошлом году мы и представить себе не могли, что выражение «мирное небо над головой» станет для нас таким важным — чуть ли не одной мечтой на всех. Многое пришлось нам увидеть и пережить за время братоубийственной смуты на Донбассе: и погибших ни в чём не повинных детей, и стариков, и разбитые дома, и сгоревшие храмы. Скольким пришлось уехать? А надо жить дальше, общаться с теми, кто пострадал в дни бомбёжек — и с теми, кто стрелял. Господь говорит нам, что нет особой заслуги в том, чтобы любить любящих нас, потому что так живёт большинство. Надо любить обижающих нас, молиться о безумцах, творящих всё окружающее нас беззаконие.
Сказать проще, чем сделать, особенно в этом случае. Как мать, похоронившая своего ребёнка, или ребёнок, оставшийся сиротой, простит убийцу? Или строитель храма, вложивший всю свою душу в строительство, будет любить тех, кто его сжёг? Сложно больной бабушке не обидеться на тех, кто одним выстрелом оставил её без крова.
Человеку это невозможно, но всё возможно Богу. Господь лечит тех больных, которых оставили врачи, и исцеляет раны, которые кажутся неизлечимыми. Нам нужно благодарить Бога за всё, надеяться на Него больше, чем мы это делаем, любить Его и молиться Ему, и тогда научимся любить и ближних, и своих обидчиков.
Для преодоления ненависти нужно время
Священник Олег Сухов, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи, г. Краматорск:
— С одной стороны — мы все люди, состоящие из тела и души. Душа нам одно говорит, тело — другое. Что главное для человека? Он должен выбрать. Если для него главное Царствие Небесное — он должен стать на путь христианства, если же главное отмщение — он станет на этот путь. В столь сложном вопросе, как прощение убивающих, нужно найти некий компромисс в отношении их, главная цель которого — не навредить себе и не навредить другому человеку, тому, кого мы пытаемся простить.
Как прийти к прощению? — Путём долгого времени. Как не сразу строится город, как не приносит сразу свой плод дерево, так и человеку нужно время для преодоления ненависти, боли, обиды.
Чтобы дерево принесло плод, нужно сначала вскопать землю, посадить саженец, поливать его, и тогда лет через пять оно начнёт плодоносить. Так и с человеческим сердцем.
Время всё врачует, и душевные раны тоже. Сразу простить очень сложно, и редко у кого это получается. Человек после исповеди говорит: «я всех прощаю!», но такого не может быть. Все мы люди, у каждого свои чувства, и у каждого своя дорога в Царствие Небесное. Бог каждому определил свой путь, и мы идём по нему — но в одном направлении. Мы идём ко Христу. Но на всё нужно время. Святые отцы совершали подвиг в течение всей своей жизни, а не одним днём. Так и мы: нужно время, спустя которое духовная рана залечится.
Для того чтобы получить любой плод, нужно приложить труд. Труд христианина в чём заключается? В том, чтобы мы меньше согрешали и больше исповедовали свои грехи. Чтобы причащались Тела и Крови Христовых. Когда мы всё это сделаем, Господь откроет нам тот путь, который для каждого человека полезен и спасителен. Чем больше мы исповедуемся, чем больше времени посвящаем Христу через молитву и покаяние, тем ближе приближаемся к Нему, тем ближе мы к той высоте, которая неподвластна людям, живущим другими интересами.
Справка
Димитриевская родительская суббота — ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днём заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.