Святейший Патриарх Кирилл о духовно-нравственном воспитании молодежи
Вопросы духовно-нравственного формирования подрастающего поколения неизменно составляют важнейшую сферу пастырского попечения Святейшего Патриарха Кирилла. В первые полгода Первосвятительского служения Святейший Патриарх неоднократно проводил встречи с многотысячной молодежной студенческой аудиторией в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде. Особенно знаменательными в этом ряду стали патриаршее богослужение и проповедь в Татианинском храме при МГУ им. М. В. Ломоносова 23 марта 2009 г. В целом ряде выступлений Предстоятель указал на необходимость уяснения молодыми людьми значимых с христианской точки зрения приоритетов их жизни, а также очертил контуры той молодежной политики Русской Православной Церкви, которая сегодня в значительной степени находится в стадии активного формирования.
14 февраля 2009 г. Патриарх Кирилл обратился с приветственным словом к участникам III Сретенских встреч православной молодежи, которые представляли около сорока православных молодежных организаций России.
«Линия борьбы между Светом и тьмой, между Богом и диаволом особым образом проходит по сердцам молодых людей. Мы живем в такой культуре, в которой была изгнана идея греха и вместо нее возникла идея свободы. Свобода является величайшим Божиим даром, ради нее люди шли на баррикады, жертвовали свои жизни, умирали. Спросите любого человека — ни один не скажет, что он против свободы, но в истории получилось так, что это Божие благословение было использовано во вред человеку, свобода раскрепостила человека, и что самое главное — вытеснила идею греха», — такими словами начал свое выступление Святейший Патриарх.
Далее он подчеркнул, что Церковь всегда настаивала на том, что в центре человеческой жизни должно быть покаяние. Но, по мысли Святейшего Патриарха, призыв раскрепостить себя воспринимается человеком гораздо легче, чем призыв к покаянию. «Покаяние всегда требует некоей остановки, а призывы к нему в молодежной среде и в масштабах страны и в масштабах цивилизации, к сожалению, остаются не очень понятными, — заметил Патриарх Кирилл. — Вот и получилось, что ценность свободы была использована, чтобы вытеснить другую ценность — ценность покаяния, и таким образом свобода опустошила саму себя».
Святейший Патриарх Кирилл коснулся вопроса понимания свободы в обществе и напомнил, что Русская Православная Церковь начиная с 1990-х гг. призывала к тому, чтобы общество переосмыслило понимание свободы, но если раньше слово Церкви многими игнорировалось, то сегодня происходит нечто очень важное и в стране, и в мире.
«Кризис стал очень сильным доказательством того тезиса, который всегда предлагала Церковь. Тезиса о том, что свобода должна сопровождаться нравственной ответственностью. Но люди спрашивают, что такое нравственность, не хочет ли Церковь взять на себя роль судии, не попахивает ли это клерикализмом, попыткой оккупировать человеческое сознание? И тогда мы отвечаем — нет, Церковь не воспринимает на себя роль судьи, Церковь — не карательная институция, а любящая Мать; Церковь призвана свидетельствовать людям о том, что любая сфера бытия человечества связана с нравственной ответственностью и осознанием греха, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — А судит Бог не только на Страшном суде и после смерти, Он судит нас и во время нашей земной жизни, и самым важным инструментом этого Божьего суда является человеческая совесть».
Далее Святейший Патриарх обратился к той ответственности, которая лежит на молодых: «Борьба света и тьмы проходит по вам, молодым. У вас сейчас время, когда человек способен учиться, а когда человек теряет желание учиться, то он становится старым. Но здесь есть и некая опасность. С возрастом у человека вырабатывается своя жизненная позиция. И у людей зрелых хватает опыта переоценить ту информацию, которую они получают, а молодежь, хотя в силу своих качеств она настроена на восприятие, такого внутреннего критерия не имеет. И именно поэтому молодежь не только воспринимает новое, но и менее критично воспринимает то, что говорит им старшее поколение».
Святейший Патриарх предостерег молодых людей от опасности не увидеть подмены, поскольку к ним информация поступает через колоссальный поток средств массовой информации. И у молодого человека возникает опасность оказаться в плену у этого напора информации. «Если проанализировать все то, что происходит в области воздействия на человеческое сознание, то увидим, что воздействие оказывается не только на духовную составляющую, но и на инстинктивное начало человека, которое в современной системе является очень важным приемником информации», — подчеркнул Патриарх Кирилл, также отметив, что современная секулярная культура работает на то, чтобы оторвать образ плотской чистоты от человеческой личности.
«Вот почему молодежь — это передняя линия борьбы не только за будущее, но и за самого человека. Если мы вырываем из лап греха молодые души, то мы совершаем великое дело. Церковь не может не иметь молодежной темы в своих приоритетах именно в современных условиях. Мы делаем и будем делать все для того, чтобы изменилась жизнь человеческого общества. Чтобы такие понятие, как доброта и сила духа, стали бы притягательными для молодежи», — сказал в своем слове Святейший Патриарх.
Далее Святейший Патриарх обратился к тем задачам, которые стоят перед церковной молодежью. По мысли Предстоятеля, молодежь должна обеспечивать будущее. То, о чем говорят и что создают сегодня, ляжет на плечи молодых людей, поскольку у общества, вместе с ожиданием от Церкви проповеди и миссии, есть также и опасение того, сможет ли Церковь справиться с возложенными на нее задачами: «Для того, чтобы мы оказались достойными нашего призвания, и чтобы современная проповедь привела бы к действительным изменениям жизни людей, нужна очень серьезная работа на стыке Церкви и общества. И работать на этом стыке человеку молодому сподручнее, чем человеку старшего возраста. Ведь вы во многом являетесь частью этого общества за исключением того, что вы имеете как христиане».
Миссионерские задачи, по словам Его Святейшества, представляются очень масштабными. И именно в этом заключается общая задача церковного руководства и молодых людей Церкви. «Вот почему ваши встречи должны быть наполненными и мировоззренческими дискуссиями, и вопросами организации молодежного и миссионерского служения, — призвал Святейший Патриарх. — Сретенские встречи должны стать важными форумами, где ставились бы вопросы и предлагались бы формы, пути и средства миссии».
«Я очень надеюсь на вас как Патриарх, вы мои союзники, я бы очень хотел вместе с вами делать то, что мы все должны сегодня сделать, возрождая жизнь нашего народа. Мы боремся за каждого человека, за его душу, за будущее нашей страны и за будущее всего мира. И я хотел бы, чтобы вы очень серьезно восприняли нашу очень важную миссию в жизни Церкви», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.
В ходе ответов на вопросы Святейший Патриарх с сожалением констатировал, что в целом система духовного образования в настоящее время не готовит, но должна готовить священников-миссионеров, чтобы семинаристы, наряду с общебогословским, получали и специальное образование для работы с молодежью.
На открытии ХVII Рождественских чтений Святейший Патриарх остановился на одном из ключевых инструментов духовно-нравственного формирования молодежи, состоящем в деятельном присутствии Церкви в современном образовательном пространстве. По мнению Патриарха, сегодня представители Церкви могут и должны через диалог с Министерством образования и науки и всеми заинтересованными кругами и структурами прийти к решениям, которые были бы приняты и Церковью, и государством, и всем российским обществом.
«Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире».
Он также напомнил, что Россия и другие страны канонического пространства Русской Православной Церкви — это светские государства, где религиозные институты отделены от органов государственного управления. Церковь уважает конституционные основы сложившегося государственного строя, сказал Патриарх Кирилл, но в то же самое время она не может не уважать права и свободы граждан, в том числе их право получать образование и давать образование своим детям именно в духе того мировоззрения, которого придерживаются в семье.
Святейший Патриарх Кирилл констатировал, что сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры — православной, исламской и некоторых других. Эта практика, востребованная учащимися и их родителями, по словам Предстоятеля Русской Церкви, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит.
«Полагаю, что практика преподавания основ религиозной культуры не должна быть разрушена, — отметил Патриарх. — Накопленный опыт преподавания основ православной культуры (а этот опыт обобщался Министерством образования и науки, а также Общественной палатой), не может быть выброшен за борт».
Усилия государства и Церкви в образовательной сфере, по мнению Святейшего Патриарха, должны способствовать консолидации, а не разделению общества.
«В процессе диалога мы должны выступать как партнеры, использующие не язык спора, но язык взаимной поддержки и общего дела. Ведь у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству», — обобщил Предстоятель Русской Церкви.
23 мая в Универсальном спортивно-зрелищном комплексе Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с молодежью и студенчеством Москвы.
Святейший Патриарх выступил с речью, в которой поделился своими размышлениями о вызовах и проблемах современности. Предстоятель призвал также к серьезному и ответственному диалогу Церкви с молодежью: «Когда мы специально выделяем молодежь, то в этом есть некий патерналистский подход, есть какой-то взгляд сверху вниз. Молодежь — это зрелая часть нашего общества. Я думаю, что и ошибки нашей педагогики сводятся к постоянному патернализму: мы очень любим критиковать молодежь, очень любим поправлять, очень любим требовать, чтобы молодежь непременно жила так, как мы жили, или так, как мы живем. На самом деле молодежь — это органическая часть всего общества, и говорить с молодежью надо тем же языком, каким мы говорим с людьми старшего поколения».
В беседе с молодежью Святейший Патриарх подчеркнул, что Церковь, находясь вне политики и не отдавая никаких политических предпочтений тем или другим силам, утверждает, что сегодняшний курс страны соответствует нашим национальным интересам.
«Не дай Бог, чтобы спекуляция на экономических трудностях, которые сегодня реально возникли в нашем обществе не по вине нашей страны, а были привнесены извне, вернула нас снова в реальность 1990-х гг., когда мы с легкостью могли потерять Россию. Вот здесь мы все должны быть очень бдительны. И вот здесь богословская рефлексия тоже очень важна. И голос совести должен работать, чтобы уметь отличать правду от лжи, добро от зла», — отметил Предстоятель.
Отвечая на вопрос, как сочетаются современные молодежные увлечения и Православие, Его Святейшество предложил провести разграничение между увлечениями, к которым может относиться, например, спорт, и особой молодежной субкультурой.
«В рамках этой субкультуры, как в рамках любой культуры, есть нечто такое, что очень важно поддерживать и всячески развивать, а есть что то, что представляет опасность для целостности человеческой жизни», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. Он напомнил, что слово «культура» происходит от латинского корня, который имеет два смысла: с одной стороны — богослужение, почитание Божественного, с другой стороны — возделывание земли.
«Эти два значения очень важны для понимания того, что есть культура. Если культура есть возделывание, то возделывание чего? Человеческой личности. И в результате возделывания должно происходить возрастание — возрастание интеллектуальное, эстетическое, нравственное, духовное. Человек должен расти. Значит, если культура обеспечивает такое возделывание человеческой природы, в результате которого появляются добрые плоды, то такая культура, несомненно, имеет очень большое значение для жизни человека и общества. Ну, а если в рамках этой культуры раскрепощаются инстинкты, человек ведет себя как зверь, если в результате этого распространяются алкоголизм и наркомания, разрушаются семьи, разрушается священное понятие любви, то это не культура и даже не псевдокультура — это антикультура», — подчеркнул Его Святейшество.
По глубокому убеждению Предстоятеля, превалирование антикультуры в молодежной среде над культурой разрушает человеческую личность: «В молодежных увлечениях есть нечто такое, что всячески нужно поддерживать и поощрять, но не должно быть неразумного пиетета перед любыми проявлениями молодежной культуры».
23 июля 2009 г., отвечая в преддверии Первосвятительского визита на Украину на вопросы украинских журналистов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл охарактеризовал современный подход Русской Церкви к делу миссии в молодежной среде.
«Церковь ничего не делает нового» — с этого тезиса начал свой ответ на тему о миссионерской линии Церкви в нынешних условиях Святейший Патриарх. «Если обратиться к святоотеческому периоду, можно увидеть, что Церковь воцерковляла языческую культуру, пошла навстречу языческой античной науке, искусству. И мы знаем о таком замечательном явлении, как патристический синтез, святоотеческий синтез. Это способность синтезировать Божественное Откровение, которое содержится в учении Церкви, с культурной реальностью своего времени. Это фундаментальный принцип — Церковь не должна замыкаться от светской культуры, она не должна от нее шарахаться. Но это не значит, что она должна принимать все, что присутствует в этой культуре», — подчеркнул Предстоятель.
Особое внимание Святейший Владыка уделил ошибочным представлениям о том, что Церковь должна обращать слово проповеди лишь к узкому кругу традиционалистски настроенных людей: «Сегодня речь идет о том, что в любом обществе находятся несколько субкультур. И некоторым кажется, что проповедь Церкви должна обращаться только к носителям определенной субкультуры — допустим, к людям, склонным считать себя включенными в традиционную православную субкультуру. Это достаточно комфортная аудитория Тогда чувствуешь себя спокойно Но ведь огромное количество людей не принадлежит этой субкультуре. И возникает вопрос: а что, этим как-то должна ограничиваться церковная проповедь?». «Я глубоко убежден в том, что это очень опасный и ошибочный тезис», — заявил Святейший Патриарх.
«Это задача Церкви — обращаться даже к тем, кто в духовном смысле является глухонемым, уповать на волю Божию, помнить, что ни красноречием, никакой миссионерской технологией не достичь человеческого сердца. Человеческого сердца достигает Божия благодать. Но она достигает этого сердца через людей, через религиозный опыт, который часто возникает в контакте с носителями религиозных знаний», — подчеркнул Патриарх Кирилл. «У нас нет альтернативы — мы должны идти к молодежи», — убежден Предстоятель Русской Церкви.
По словам Его Святейшества, «Церковь должна находить возможность обращаться к носителям любой субкультуры, даже опасной субкультуры, даже той субкультуры, которая раскрепощает инстинкт и является антикультурой».
Вместе с тем Предстоятель особо остановился на необходимости блюсти трезвость в деле адаптации церковного слова и миссионерского дела к уровню молодой светской аудитории. «Не надо мимикрировать под молодежную субкультуру, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Если сейчас у нас священнослужители начнут в шортах проповедовать на молодежных дискотеках, это будет огромной ошибкой и даже грехом, потому что здесь будут ложь и лицемерие». «Но это не значит, что священник не может прийти туда, где собралась молодежь», — заключил Предстоятель Русской Церкви.
Таким образом, Святейшим Патриархом Кириллом обозначены важнейшие принципы миссионерского служения Церкви. Это активизация церковной проповеди и миссии в молодежной среде, преодоление малопродуктивного патерналистского подхода, излишне критического настроя в отношении нового поколения. При недопустимости мимикрии под молодежную субкультуру духовенство должно иметь дерзновение обращать православную проповедь самой различной молодежной аудитории, даже весьма удаленной пока от церковной ограды. Среди первостепенных задач Его Святейшеством выделены также организация миссионерского служения самой молодежи, расширение диапазона системы духовного образования, практической пастырской подготовки за счет привнесения миссионерской, просветительской направленности, а также активная интеграция Церкви в современную образовательную среду, соработничество со светской педагогикой в деле воспитания одухотворенной личности.
Митрополит Тихон. «Воспитание молодежи»
XVII Новосибирские Рождественские Образовательные Чтения посвящены Преподобному Сергию Радонежскому, так как грядущий 2014 год Указом Президента России объявлен Годом культуры и Годом празднования 700-летия со дня рождения этого Светильника Русской земли. Тема настоящих Чтений — «Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее».
Василий Осипович Ключевский писал:
«Имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая нравственная черта нашего народа.
Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.
Проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник — вера. Человек, вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не видело, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными обычные средства народной жизни.
При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило — самые драгоценные вклады Преподобного Сергия, положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество».
Говоря о великом значении жизни и подвигов Преподобного Сергия для Русской Истории, мы должны серьезно задуматься о сохранении культурно-исторического наследия России, о современном нравственном состоянии нашего общества и о будущем нашего любимого Отечества.
Одна из самых актуальных современных проблем России — воспитание молодежи. Как недавно сказал Святейший Патриарх Кирилл, от воспитания молодежи зависит само существование России.
«От того как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. От того как будут воспитываться сегодня молодые люди, зависит также и их счастье, счастье их семей».
Вспомним слова A.C. Макаренко о воспитании: «Сделать человека счастливым нельзя. Но воспитать его можно так, чтобы он стал счастливым». Т.е. правильное воспитание делает человека счастливым.
Проблемы молодежи беспокоили общество во все времена. Но социальные «разрывы» XX века разрушили систему базовых традиционных российских нравственных ценностей. Старшему поколению, помнящему устои прошлого, трудно привыкнуть к тому, что агрессивная безнравственность упорно стремится стать нормой жизни, войти в законодательство страны. А подрастающему поколению еще сложнее, так как у него нет своей нравственной системы ценностей. А то, что ему предлагает забывшая о традициях современность, чаще всего оказывается небезобидными приманками и ложными кумирами.
Кто в настоящее время фактически воспитывает молодежь?
Псевдокультура, проникшая в социальные сети, телевидение, реклама, секты, мистические культы, радикальные псевдорелигии, преступный мир с его псевдоромантикой и ложными удовольствиями: играми, алкоголем, наркотиками и другими «прелестями жизни». Самое опасное в нынешнем состоянии молодежи — это ощущение духовной пустоты, бессмысленности и бесперспективности всего происходящего вокруг. Вместе с нарастанием разочарованности в будущем, распространяется нигилизм, и снижаются нравственные критерии. Бездуховность воспитания снижает социальный статус молодежи, в результате сокращаются возможности получения молодыми людьми должного образования, работы, активного участия в решении социальных проблем.
Почему современное российское общество не справляется с воспитанием молодежи?
Псевдокультура и субкультуры формируют ложный образ для подражания. К нам везут не только героин, гашиш и кокаин. Зайдите в общеобразовательную школу: вы не найдете молодых людей, называющих себя именами наших былинных героев. Вы встретите готов, эмо, панков и другую не чисть, а теперь и ваххабитов. В воспитании старших школьников и студентов отсутствует философское осмысление жизни, размыты духовно-нравственные ценностные ориентиры. А это приводит к тому, что при решении таких важнейших жизненных вопросов: «Кто я?», «для чего живу?», «кто меня окружает?» современный молодой человек обычно выбирает самое простое: жить для себя, получать удовольствие от жизни, ибо все умрем. Все победит смерть. Вера в смерть — основа всех пороков.
Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Нерелигиозные идеологии являются временными, ибо говорят о временном. Религия говорит о вечном и она вечна». Религия призывает верить в жизнь. Общество потребления разделяет народ на индивидуумы, и он становится недееспособным — зависимым от импорта, от кредитов, от недобросовестных перекупщиков лекарств, продуктов питания, других необходимых предметов и продуктов потребления. А молодежь, видя неправду современного общества, становится агрессивной, начинает воспроизводить хищнический образ взаимоотношений между согражданами.
Постоянное навязывание бездуховности и культивирование порочных сиюминутных удовольствий приводят многих молодых людей к цинизму. Чувство ответственности утрачивается, уходят сострадание и прощение. Милосердие заменяется жестокостью и беспричинной злобностью и бессовестным поведением. Первыми от этого страдают сами учителя и родители.
Почему так происходит?
С детского возраста родители и школа культивируют у детей эгоизм. Ты сам можешь определять — что такое добро и что такое зло. Посмотрите учебник по Светской этике. 80 % школьников это учат в Новосибирской области.
Настоящий же педагог должен иметь смелость сказать словами академика Д. С. Лихачева: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? — Выбирай достойное, а не легкое!»
В прежние времена воспитание молодого человека проходило в Церкви, в учебном заведении и в семье. Семья как малая Церковь (Дом) означает храм, она содействовала развитию личности в традициях христианского благочестия. Советская власть разрушила христианскую семью и создала бездуховную — советскую. В настоящее время семья, лишенная фундамента, переживает кризис. Духовно-нравственное оскудение общества, алкоголизация и наркотизация приводят к ослаблению традиционных семейных связей. Освободившись от семьи, молодые люди получают огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебой и каким-либо полезным трудом. И их свободное время все чаще переходит под контроль асоциальных структур, они проходят воспитание в подворотнях и подъездах. По статистике, 100 тысяч человек умирает в год от наркотиков, а от алкоголя — от 500 до 800 тысяч.
Так называемые «социальные сети» Интернета на практике оказываются асоциальными, потому что широко пропагандируют насилие, цинизм, вседозволенность. В таком безумном времяпрепровождении легко обезличить человека, унизить в нем божественный образ и сделать рабом греха — зависимым от пороков.
Многие слишком поздно понимают, что проявленное к ним внимание со стороны так называемых деятелей массовой культуры имеет единственную цель — наживу.
Бездумное времяпровождение, преподносимое молодежи как главное удовольствие, разрушает личность молодого человека, и он оказывается на краю пропасти. Волна суицидов и криминализация — это плата за неправильное решение обществом духовно-нравственных запросов и потребностей молодежи.
Сейчас наблюдается новое явление — массовое обращение славян в радикальный ислам.
Православная Церковь небезразлична к судьбе российских юношей и девушек и предлагает наполнить жизнь молодых людей подлинным смыслом. Церковь предлагает молодому человеку осознать себя русским и православным. Пережившая долгие десятилетия гонений, Церковь постепенно восстанавливает свои структуры. Одним из важнейших направлений церковно-общественной деятельности Русской Православной Церкви в настоящее время является ПРАВОСЛАВНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Ежегодно в Новосибирской Митрополии проводится молодежный летний лагерь на базе епархиального лагеря «Радонеж». Новосибирская молодежь принимала самое активное участие в проведении таких церковно-государственных праздников, как «День славянской письменности и культуры», «День семьи, любви и верности», «День Крещения Руси» и других памятных церковно-государственных дат. Несколько тысяч молодых людей, целые семьи участвовали в Молодежном крестном ходе в день памяти святых Петра и Февронии.
В прошедшее десятилетие немало было сделано в вопросах сотрудничества Церкви и государства в сфере работы с молодежью. Большая работа была проведена в области патриотического — воспитания молодого поколения, в социально-благотворительной сфере, в спортивной жизни молодежи. В ходе организации церковного взаимодействия с органами государственной власти в сфере молодежной политики Церковь опирается на такие документы, как «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации» на 2006—2016 годы, принятая Правительством Российской Федерации, а также Решение Государственного Совета «О молодежной политике в Российской Федерации» от 17 июля 2009 года.
Русская Православная Церковь разделяет заботу государственной власти России о подрастающем поколении, обращая особое внимание на развитие православного молодежного служения. Православное молодежное движение и служение — это наиболее ясный путь к нравственному оздоровлению современной молодежи.
В следующем 2014 году мы планируем, открытие специального молодежного лагеря на берегу Обского моря вместимостью до 300 человек, что позволит улучшить эту работу.
Православное молодежное движение направлено на воспитание нравственно здорового молодого поколения, на формирование в детях и молодых людях чувств патриотизма, любви к Родине, к отечественной истории и культуре. Успешно развиваться может только нравственно здоровое общество.
Хотелось бы выразить надежду на то, что все полезные церковные инициативы в сфере молодежной политики будут находить должную поддержку в органах государственной власти.
Одной из причин некоторого недопонимания роли Церкви в деле совместного формирования принципов молодежной политики в нашем государстве является ложно понимаемый принцип светскости государства. С одной стороны, здесь сказывается идеология советского периода отечественной истории, когда Церковь хотели полностью вытеснить из сферы воспитания детей и молодежи. С другой стороны, в жизни современной российской молодежи сильно сказывается влияние Запада — того Запада, который стремится вычеркнуть из своей жизни христианские духовно-нравственные принципы и ценности.
Но теперь все большему числу наших соотечественников становится понятным бесперспективность как атеистического, так и ультра-либерального направлений жизни. Понятно и то, что без сохранения своего духовно-нравственного и культурно-исторического наследия невозможно создать государственно-общественное благополучие и нормально растить молодое поколение граждан. Без сохранения отечественных традиций не уберечь нашу молодежь от пагубного влияния массовой псевдокультуры.
Важнейшая задача, стоящая ныне перед обществом и государством, заключается в том, чтобы объединить все молодежные инициативы в целостную многоуровневую программу молодежного движения. При этом взрослым необходимо идти навстречу молодежи: надо предлагать им интересные программы, проекты — и не только предлагать, но и помогать реализовать эти проекты.
«Молодежи нужнее всего живое дело. А в Церкви такое дело всегда есть. Ей нужны помощники, молодые, горячие сердца», — говорил Святейший Патриарх Алексий II.
Пришла пора объединить усилия всех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Будем помнить, что нравственность — это ключ к небу, нравственность — это путь к жизни. Будем помнить, что только правильное воспитание делает человека счастливым.
Желаю всем участникам Рождественских Чтений здоровья, благословенных успехов в воспитательной и просветительной деятельности! Давайте поддержим наше Российское правительство и будем все вместе праздновать новые церковно-государственные праздники и на этом основании воспитывать нашу молодежь счастливой.
Желаю всем хорошо подготовиться к Году 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского и достойно провести это всенародное празднование! С февраля 2014 года по всей России будут возить икону преподобного Сергия из Троицкой Лавры с частицей его мощей, а в мае она побывает в Новосибирске.
Пусть Год Сергия Радонежского поможет нам начать совместную активную и целенаправленную работу по воспитанию подрастающего поколения граждан России, по утверждению в молодежной среде традиционной культуры и нравственности.
Поддержите наш сайт
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.