Содержание
Анафема — что это? Как действует отлучение от церкви?
Отлучение от церкви, пожалуй, самое тяжёлое из наказаний для верующего человека. А самое радикальное из отлучений — анафема. Отступник полностью исключается из жизни духовной общины и теряет всякую надежду на Спасение. Так кого и за что подвергали столь жёсткой каре? И что же такое анафема: возмездие, остракизм или попытка наставить грешника на путь истинный и вернуть в лоно церкви?
Термин «анафема» восходит к греческому глаголу «анатифими», означающему «возлагать, передавать кому-либо что-либо». Сначала он использовался в качестве определения приношения в храм или жертвы богам, однако позже значение его начало меняться, приобретая оттенок проклятия или отторжения.
— Salik.biz
Защитники веры
Понятие «анафема» вошло в употребление с IV века и прочно укрепилось в церковной практике начиная с 451 года. Самый ранний текст анафемы относится к XI веку. Его центральная часть звучит так: «Да будет проклят он солнцем, и луною, и звёздами небесными, и птицами, и рыбами морскими, и четвероногими, и травами, и деревьями, и всеми Христовыми творениями! Да будет труп его оставлен на пожрание псам, и да не будет он погребён! Да ниспошлёт Господь на него глад и жажду, и гнев, и муки, и напасти злых ангелов, пока не попадёт он в глубины ада, где вечный мрак, неистощимый огонь, вечный дым, печаль без утоления и где изо дня в день растёт всяческое зло!… Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою! Пусть сыновья его в содрогании нищенствуют, будучи изгнанными из жилищ своих!».
Разногласия между Римом и Константинополем по вопросам догматического, канонического, литургического и дисциплинарного характера, начавшие углубляться ещё в IX веке, привели к серьёзным расхождениям в правилах и принципах отлучения. В 842 году, за 200 лет до окончательного раскола, разделившего верующих на католиков и православных, был впервые совершён праздник «Торжества Православия в знак победы над всеми ересями, осуждёнными на Вселенских Соборах». Богослужебный чин праздника включал в себя провозглашение вечной памяти подвижникам веры, провозглашение многолетия царям, патриархам и иным ныне сущим защитникам веры и, наконец, объявление анафемы главнейшим ересям и их носителям.
Бич для врагов
Различия в способах католического и православного отлучения от церкви тоже росли и углублялись, что, впрочем, не мешало отцам и той и другой конфессии периодически предавать друг друга взаимным анафемам. В 878 году папа Иоанн VIII ана-фематствовал патриарха Константинопольского Фотия, а в 1054 году патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и легат папы Льва IX, кардинал Гумберт, обменялись взаимными анафемами. Собственно, этот год и считается датой окончательного раскола между католицизмом и православием.
Столь серьёзное средство влияния, как анафема, было обречено превратиться в инструмент борьбы с разного рода отступниками, духовными конкурентами, а то и просто с противниками политическими и экономическими. Ведь вопрос стоял не только и не столько в «спасении» и «вечной жизни», сколько в определении нормальности и соответствия общепринятым канонам, а церковь играла в средневековом обществе роль не менее, а то и более значимую, чем государство. Для человека, живущего пятьсот лет назад, предание анафеме означало примерно то же самое, что для нас сегодня означала бы безвозвратная утеря паспорта или блокировка банковских счетов.
Кого же предавала проклятию средневековая церковь? Попробуем разобраться и разделить объекты отлучения по типам.
Самыми честными с точки зрения охраны канонических ценностей христианства выглядят анафемы различных религиозных и философских течений: таких, как арианство, монофелитство, иконоборчество, нигилизм или масонство.
Вторым типом анафемы можно считать отлучение «классовых» противников. Среди примеров можно назвать проповедника Яна Гуса, отца лютеранства Мартина Лютера, итальянского философа Джордано Бруно, писателя Льва Толстого…
Третий тип — государственные преступники, бунтовщики, предатели, самозванцы: Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I), Степан Разин, Емельян Пугачёв, Иван Мазепа…
Четвёртым и самым меркантильным типом анафемы можно назвать отлучения, которым предавались политические и экономические конкуренты. Примеров хватает и в католицизме, и в православии. В разное время иерархи католической церкви отлучали английскую королеву Елизавету I и её отца Генриха VIII. Король Чехии Йиржи (Георгий) был предан анафеме и низложен, а император Генрих IV отлучён вместе со всеми подданными. Чтобы выпросить папское прощение (тогда снятие анафемы ещё считалось возможным), он три дня простоял босиком у ворот замка в Каноссе. Папы вообще не любили мелочиться: Григорий XII анафематствовал ни много ни мало город Жатец.
В православной практике тоже случались массовые анафемы. Так, по наущению Ивана Калиты митрополит Феогност отлучил от церкви Александра Михайловича Тверского и всех жителей города Пскова, давшего защиту опальному князю, до тех пор, пока отлученного не выдадут на суд в Орду.
Рекламное видео:
Казнить нельзя помиловать
И всё же между католической и православной анафемой лежит огромная смысловая пропасть. Если католицизм с определённого момента начал рассматривать анафему исключительно как орудие необратимого наказания, то православие старалось не злоупотреблять этим аспектом. Более того, если отлученный от церкви грешник приносил публичное покаяние и отказывался от заблуждений, то «великое отлучение» с него могли и снять, ибо церковь не рассматривала анафему как карающий меч. Другими словами, актом предания анафеме православная церковь официально самоустранялась от спасения особо радикальных грешников, предоставляя их исключительно суду Божьему. Согрешившего лишали доступа к священным таинствам не потому, что желали наказать, а потому, что ему давали понять: по собственной инициативе, отказавшись от посредника между собой и небом, отныне он действует на свой страх и риск, представляет себя исключительно сам. Ситуация похожа на то, что происходит в суде, когда подсудимый отказывается от услуг адвоката и защищается своими силами. Вместе с тем, если согрешивший признавал ошибки и раскаивался, церковь была готова вновь принять его в своё лоно, допустить к исповедям, причастию, гарантировать последнее покаяние и погребение по православным канонам.
У католиков же анафема превратилась в особого рода проклятье, она перестала быть мечом идеологическим и стала мечом разящим, а если меч занесён, то он должен нанести удар. И это вовсе не метафора. Католическая анафема запросто могла означать и смертный приговор. Так был обвинён в ереси и сожжён монах и философ Джордано Бруно. Так попала на костёр ставшая помехой королю Карлу VII Орлеанская дева, Жанна д’Арк. И это лишь два имени из огромного списка.
Неугодный Фидель
Именно потому, что католические иерархи были менее разборчивы в использовании анафемы, некоторые отлучения носят оттенок курьезности. Так, в XVII веке был предан анафеме меч с волнистой формой клинка, именовавшийся «фламберг». Его лезвие легче прорубало доспехи и наносило ужасные незаживающие раны. Пятью столетиями раньше папа Иннокентий II заклеймил как оружие дьявола и предал анафеме арбалет. К сожалению, подобные анафемы не имели отношения к гуманизму и налагались большей частью в интересах дворян. Для того ли благородный сэр с детских лет учился военному делу и покупал дорогие доспехи, чтоб умереть от арбалетного болта, пущенного вшивым подмастерьем какого-нибудь сапожника? Проще было объявить опасное для аристократии оружие дьявольским и отлучить его от церкви. Впрочем, действенность отлучений оставляла желать лучшего. И арбалет, и фламберг были слишком эффективны, чтобы отказаться от них из-за церковных запретов.
Ровно то же самое можно сказать и про анафемы папы Пия IX, наложенные на пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, библейские общества и даже на принципы свободы совести. Собор Русской православной церкви за границей в 1970-х годах отлучил от церкви Ленина и Сталина, а папа Иоанн XXIII анафематствовал Фиделя Кастро.
Сегодня «великое отлучение» стало анахронизмом. Анафема играет какую-то роль лишь для людей глубоко верующих, для всех остальных она совершенно утратила всякий смысл, как увольнение с работы, на которую вы никогда и не устраивались.
Журнал: Загадки истории №45. Виктор Штерн
Отлучение от церкви, проклятие
Примеры употребления слова анафема в литературе.
На улицах и площадях бесприходные священники, затаившиеся схизматики и монофизисты, несториане, яковиты, манихеи и другие возглашали анафему Юстиниану и призывали верующих низвергнуть базилевса-демона.
Такая предосторожность связана, видимо, с тем, что Бранкович здесь, в частности, рассматривает и различные ереси, не только христианские, но и еврейские, и магометанские, и наш патриарх из Печской патриархии, который каждый август на день успения святой Анны перечисляет все анафемы, безусловно, одну из них предназначил бы киру Авраму, знай он, что тот задумал.
Анафема же, полагавшая, что иногда она способна мыслить, как Агнесса, лично для себя решила, что причиной этому было то, что Агнесса была просто врединой с отвратительным чувством юмора.
Пелевинский шарж соответствует не православию, а именно этой его чисто формальной, знаковой, языческой версии, где главное место занимает не духовная жизнь личности, а анафемы растленному Западу и выстаивание со свечкой.
Потом же, после многих заушений болвану, везут подобие убийцы пророка в поле и сожигают всенародно, — уже не подобно ли сие анафеме?
Источник: библиотека Максима Мошкова
(греческое anathema — проклятие) церковное проклятие, отлучение от церкви.
Также слово является ответом на вопросы:
- Проклятие неродного батюшки.
- Церковная «мера пресечения».
- Скажите по-гречески «проклятие».
- Какому проклятию был подвергнут Лев Толстой?
- Одна из высших церковных наград, предназначенная для не совсем угодных.
- Проклятие, отлучение от церкви.
- Рассказ Александра Куприна.
- Рассказ А. Куприна.
- То, чем наградила церковь Льва Толстого.
- Церковное проклятие, осуждение на вечную гибель, произносимое в храме против еретиков и грешников, изгнание из церкви.
- Повесть Куприна.
- Отлучение от церкви.
- «прочь» из церкви.
- Изгнание попа.
- Изгнание из церкви.
- Отлучение христианина.
- «проклятие» по-гречески.
- Церковный «импичмент».
- Проклятие за грехи против церкви.
- Проклятие на Льва Толстого.
- Гнев церкви на Льва Толстого.
- Церковное забвение для грешника.
- «награда», ждущая еретика.
- Церковь и Лев Толстой.
- Бранное слово церковников.
- Церковная опала.
- Наложена на гетмана Мазепу.
- Высшая мера церковного наказания.
- Высшая церковная кара.
- Немилость церкви.
- Решение синода по еретику.
- Проклятие церкви.
- Отлучение от церкви, проклятие.
- Рассказ А. Куприна (1913).
- «Награда», ждущая еретика.
- «Проклятие» по-гречески.
- ‘Прочь’ из церкви.
- Ж. греч. церковное проклятие, отлучение от церкви, отвержение обществом верующих; об. брань, проклятие. Анафемствовать кого предавать анафеме; анафемить, ругать, проклинать, желать зла и гибели. Анафемщик м. анафемщица ж. ругатель, проклинатель, сквернослов.
- Какому проклятию был подвергнут Лев Толстой.
- Проклятье.
- Скажите по-гречески «проклятие».
- Церковный «импичмент».
- В христианстве церковное проклятье, отлучение от церкви.
- В христианстве церковное проклятье.
- (греческое anathema — проклятие) церковное проклятие, отлучение от церкви
- Рассказ А. Куприна
- То, чем наградила церковь Льва Толстого
- Церковное проклятие, осуждение на вечную гибель, произносимое в храме против еретиков и грешников, изгнание из церкви
- Повесть Куприна
- Скажите по-гречески «проклятие»
- Одна из высших церковных наград, предназначенная для не совсем угодных
- Проклятие, отлучение от церкви
- Отлучение от церкви
- «прочь» из церкви
- Изгнание попа
- Изгнание из церкви
- Отлучение христианина
- «проклятие» по-гречески
- Церковный «импичмент»
- Проклятие за грехи против церкви
- Проклятие на Льва Толстого
- Гнев церкви на Льва Толстого
- Церковное забвение для грешника
- «награда», ждущая еретика
- Церковь и Лев Толстой
- Бранное слово церковников
- Церковная опала
- Наложена на гетмана Мазепу
- Высшая мера церковного наказания
- Высшая церковная кара
- Немилость церкви
- Решение синода по еретику
- Проклятие церкви
- Церковная «мера пресечения»
Смысл анафемы
В беседе с корреспондентом «Труда» смысл анафемы как высшей меры церковного наказания человека раскрывает священник Максим Козлов, настоятель Татианинской церкви МГУ, доцент Московской духовной академии, кандидат богословия.
Торжество Православия
– Видимо, отец Максим, разговор естественно начать с выяснения значения самого термина «анафема». Большая советская энциклопедия утверждает, что в христианстве это «церковное проклятие, отлучение от церкви». Так ли?
– «Анафема» – слово греческое, восходит к глаголу «анатифими», означающему «возлагать, предавать кому-либо что-либо». Анафема – то, что отдано, вручено в абсолютную волю, в абсолютное владение кому бы то ни было. В церковном же значении анафема – то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, таков, что своим мировоззрением и поступками сам удостоверил – к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения.
Так что анафема – это никакое не «проклятие церковное», как вслед за Большой советской энциклопедией считают иные люди или безграмотно трактуют мирские СМИ; это и не отлучение от Церкви в светском понимании этого термина. Конечно, преданный анафеме уже не вправе участвовать в жизни Церкви: исповедоваться, причащаться, быть на богослужениях. Но отлучение от церковного общения, как таковое, бывает и без анафемы. По нашим канонам, тяжко согрешивший может на известный срок отстраняться от участия в церковных Таинствах… Поэтому анафема означает не просто отлучение, а свидетельствование Церкви о том, о чем виновный, со своей стороны, давно сам знал и был в том утвержден: его мироощущение, позиции и взгляды с церковными никак не совпадают, никак не соотносятся.
– Верно ли, что впервые все вероотступники были преданы анафеме в IX веке, после победы Церкви над ересью иконоборчества?
– Это не совсем так. Уже в апостольских посланиях говорится о предании анафеме тех, кто не исповедует Христа Сыном Божиим, считая Его всего лишь мудрым учителем нравственности или неким идеальным пророком. Святой апостол Павел писал: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема». Анафемы объявлялись, конечно, и на Вселенских Соборах. Так, в IV веке был осужден пресвитер Александрийской церкви Арий, отрицавший, что Сын Божий во всем равен Отцу. В V веке такая же участь постигла константинопольского патриарха Нестория, ложно учившего о соединении Божественной и человеческой природы во Христе. Такие церковные суды были вплоть до VII Вселенского Собора, на котором были преданы анафеме иконоборцы.
В 842 году в Греческой Церкви в первое воскресенье Великого поста был впервые совершен праздник Торжества Православия в знак победы над всеми ересями, осужденными на Вселенских Соборах, и вообще над всеми нечестивыми антихристианскими учениями. Богослужебный чин этого праздника включал в себя, во-первых, провозглашение вечной памяти подвижникам благочестия, защитникам веры, во-вторых, провозглашение многолетия царям, патриархам и иным ныне сущим защитникам веры и, наконец, объявление анафемы главнейшим ересям и их носителям.
– Этот праздничный чин и сейчас совершается в нашей Церкви?
– В Неделю Торжества Православия («неделя» на славянском означает «воскресенье») этот чин полностью совершался у нас до большевистской революции 1917 года. И хотя никакого специального церковного постановления на сей счет не было, анафему перестали объявлять, чтобы не усугублять и без того враждебное отношение новой власти к Церкви. Данный чин в качестве общецерковного на сегодня не восстановлен, что представляется разумным, поскольку он конечно же нуждается в уточнении – применительно к нынешней церковной ситуации. Какой резон предавать анафеме несуществующих ариан или во многом отошедших от давних заблуждений преемников тех же несториан, если сегодня россияне буквально стонут от вакханалии враждебных Православию тоталитарных сект, псевдохристианских «учений» и лжехристов?
– К вопросу восстановления чина анафематствования мы позже обязательно вернемся, а пока хотелось бы поговорить об особо громких осуждениях в нашей церковной истории. Некоторые люди и сейчас задаются вопросом: не переборщила ли в свое время Церковь с отлучением Льва Николаевича Толстого?
– Признавая его одним из величайших русских писателей, Церковь вместе с тем не могла умолчать о религиозных заблуждениях писателя, ибо «молчанием предается Бог». Только не нужно представлять то событие по известному рассказу Куприна, с амвонов русских церквей анафема «боярину Льву» никогда не провозглашалась – это художественный домысел автора. В действительности же очень выдержанное Синодальное определение от 22 февраля 1901 года было свидетельствованием собственных взглядов писателя. Он к тому времени в своих религиозно-философских исканиях сам пришел и к отрицанию необходимости Церкви и ее Таинств – Крещения, Исповеди, Причастия, и к отрицанию основного постулата христианства – что Христос является действительно Сыном Божиим. Наконец, писатель дерзнул составить «Евангелие, изложенное Львом Толстым», в гордыне своей считая, что он лучше всех из живших на протяжении девятнадцати веков до него, лучше всех понял, чему учил Христос… «…Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею…» – говорилось в церковном определении. Напомню, что Лев Николаевич незадолго до смерти был в Оптиной пустыни, но войти в келью старца так и не решился, а в дальнейшем уже оптинского старца не допустили к умиравшему писателю. Так что окончательным для него был суд Божий.
– А чем объясняется предание анафеме такой личности, как гетман Мазепа?
– Не только он, изменник Отечества, но и Гришка Отрепьев, и Степашка Разин были отлучены от Церкви не по вероучительным основаниям, а как враги государства. В те времена существовало принципиальное понимание «симфонии властей» – церковной и светской. Первая заботилась о нравственном здоровье народа, вторая – о безопасности государства и защите самой Церкви. Всякий, кто восставал против государства, восставал не только против монархии, но против Державы, на протяжении веков являвшейся оплотом вселенского Православия. В силу этого антигосударственные действия одновременно расценивались и как антицерковные, поэтому виновные в них подвергались и церковному осуждению через анафематствование.
– В последние годы за антицерковную деятельность были преданы анафеме бывший митрополит Филарет (Денисенко), бывший священник Глеб Якунин… Скажите, у них и у других столь же сурово осужденных Церковью людей в принципе сохраняется возможность возвращения в Дом Божий?
– Анафема – это не только свидетельство церковному миру о виновных, но и свидетельство, обращенное к ним самим, к этим несчастным, впавшим в прелесть, в гордое самоослепление людям: «Одумайтесь! Предельный возможный суд на земле о вас вынесен. Покайтесь в содеянном и вернитесь в отчий дом, в родную Церковь». Как ни странным это кому-то покажется, но анафема есть и свидетельство христианской любви к уже, казалось бы, окончательно заблудшим людям, анафема все-таки не лишает их путей к покаянию.
Чин анафемы с людей, глубоко раскаявшихся, отказавшихся от своих заблуждений, снимается, восстанавливается полнота их пребывания в Церкви, они могут вновь приступить к Таинствам, а самое главное – они опять получают возможность спасения. Единственное, что не может быть им возвращено, – это прежний сан.
– Интересно, а существует ли анафематствование в Римско-католической церкви?
– В Ватикане есть Конгрегация по вопросам вероучения, которая является правопреемницей печально знаменитой священной инквизиции, бросавшей в Средние века в костры еретиков по всей Европе. Хотел бы здесь же подчеркнуть, что Русская Церковь никогда не занималась насильственным искоренением ереси… Так вот, в нынешней ватиканской Конгрегации по вопросам вероучения периодически выносятся суждения и о конкретных лицах, и о конкретных направлениях религиозной мысли. Можно назвать ряд бывших католических богословов и религиозных воззрений (к примеру, «теология освобождения» в Латинской Америке), которые в новейший период были осуждены Ватиканом, что равнозначно преданию анафеме.
– В заключение просил бы вас, отец Максим, вернуться к проблеме восстановления общецерковного чина анафематствования в Неделю Торжества Православия…
– Думаю, что при обстоятельном и широком разъяснении православному народу, что же являет собой анафема, что такое свидетельство Церкви о заблуждающихся, восстановление этого чина имело бы серьезное значение для многих наших современников. В первую очередь для тех, кто под воздействием сектантской велеречивости стал считать, будто и впрямь допустимо быть одновременно православным и, скажем, саентологом. Или быть православным и состоять в какой-то одиозной протестантской секте, лидеры которой обманно говорят о себе – «мы вообще христиане».
Полагаю, что «перспектива» быть анафематствованным может удержать неразборчивого в духовном плане человека от опасного увлечения лжеучителями, а это в конечном счете окажется небесполезным и в целом для духовного здоровья народа. Насколько я знаю, такого мнения придерживаются многие священники и миряне.
Беседовал Александр Королев
Опубликовано: Татьянин День
Церковное проклятие
(Лев Толстой, Николо Паганини, Гюстав Флобер и Сергей Миронов)
Современная вера представлена шестью основными мировыми религиями, десятками религий менее многочисленных групп, мистическими направлениями внутри всех религий, орденами, сектами и околорелигиозными течениями. Каждая из этих организаций имеет свои обряды, в том числе церковное проклятие и другие культовые наказания.
В христианской традиции служители церкви предают анафеме еретиков, то есть тех, кто нарушает религиозные догмы. При анафеме накладывается проклятие отлучения от церкви на нарушителя церковных законов, а иногда и потомков до седьмого колена. Анафема иногда приравнивается к мысленному сожжению человека. Считается, что тем самым еретик лишается возможности попасть после смерти в Царствие Небесное. Иногда верующий сам накладывает на себя церковное проклятие за совершение греха.
К числу религиозных проклятий относятся и проклятия, совершенные в церкви вопреки ее установлениям. К ним относятся совершение заупокойных обрядов в отношении живых людей: заказ заупокойных служб, возжжение свечей «за упокой» и других обрядов с фотографиями и вещами. Такие действия приравниваются к смертельному проклятию и обязательно возвращаются к тому, кто использует церковь для сведения счетов.
Проклятие церкви совершается священником с помощью Высших сил за преступления против церкви и человечности с целью заставить виновного через страдания и неудачи осознать грех, раскаяться в вине и искупить ее самому или через потомков. Множественные проклятия посылались гонимыми православными священниками в революционные годы, когда разрушались церкви, глумились над верой и священниками.
Из официальных ритуалов широко известны обряды отлучения от церкви Льва Толстого, Николо Паганини и Гюстава Флобера. Великий русский писатель был признан Святейшим Синодом отпавшим от Православной Церкви и предан анафеме за богоискательство и неудовлетворенность состоянием традиционного российского православия. Лев Толстой был изгнан из общества верующих, но не покаялся. Интересно, что его многочисленные потомки не пострадали. Скорее всего, проклятие церкви не имело силы, потому что совершается оно с привлечением Высших сил. Возможно, они не сочли греховными духовные поиски писателя, которые привели его к выводу о человеческой сущности Христа. Лев Толстой, будучи отреченным от церкви, не перестал быть глубоко верующим человеком, пытливый ум которого пытался найти ответы на самые сложные вопросы православной религии.
Христианская Католическая церковь отлучила от церкви скрипача Николо Паганини на основании доносов. Известен факт, что на одном из концертов завистники повредили все струны его скрипки, кроме одной, на которой он с блеском и исполнил «Пляску ведьм». Но были и другие причины – в частности, отказ скрипача бесплатно исполнять музыку в Сикстинской капелле, чем он навлек на себя гнев церковников. Проклятие имело одно неприятное последствие – прах Паганини долго не мог найти места успокоения на земле.
Проклятие отлучения от церкви Гюставу Флоберу было произведено после предъявления судом обвинения в растлении нравов романами «Искушения святого Антония» «Госпожа Бовари». Книги были запрещены католической церковью, а писатель отлучен от церкви.
Проклятие церкви отказывает отреченному в причастии и других таинствах до церковного покаяния, но она не может лишить человека любви всепрощающего Господа.
Религиозным проклятием объясняют злой рок, преследовавший премьер-министра Индии Индиру Ганди. Она нарушила законы Индуизма, вступив, принадлежа к высшей касте жрецов, в брак с представителем одной из низших каст. Такие браки караются по их религиозным законом кармическим проклятием, которое преследовало ее и близких, пока Индира Ганди не погибла от рук собственных телохранителей.
Грешит проклятиями «черная церковь» или «церковь наоборот», поклоняющаяся Сатане. Чаще всего они прибегают к таким трюкам в борьбе со служителями и прихожанами церквей традиционных религий. Проклятие сатанистов может наводиться через предметы, например печатные издания, которые раскладываются по почтовым ящикам, или с помощью ритуалов, призывающих Темные силы для совершения безжалостных призывов. Сатанинские проклятия бывают особенно жестокими, а нередко и смертельными. Дело в том, что «черная церковь» часто привлекает вседозволенностью и сексуальной распущенностью в сектантские ряды совсем юных людей, у которых еще не сформировались понятия добра и зла. Такие молодые люди находят там возможность расправляться со своими врагами путем проведения магических ритуалов от манипуляций со свечами и пентаграммами до обрядов, проводимых в моргах и на кладбищах.
Представители древней негритянской религии Вуду насылают проклятие через вольт – куклу для специального обряда, в результате которого устанавливается связь с объектом нанесения вреда. Для изготовления куклы используется частичка одежды, волос или ноготь жертвы. После установления мистической связи с объектом, маг Вуду наносит ей побои и уколы иглой, произнося проклятия, после чего вольт закапываю неподалеку от жилища жертвы. Похожие религиозные практики используются для наказания врагов некоторые индейские племена Перу. Если церковная анафема совершается открыто, то определить наличие сатанинского проклятия или проклятия Вуду может только специалист.
Известен псевдорелигиозный обряд нанесения проклятия после соблюдения черного поста. В России, изобилующей различными религиями и верами, хорошо известна и сила проклятия представителей шаманских религиозных систем. Недавно шаманского проклятия удостоился Сергей Миронов за недобросовестный PR-ход во время выборов в Ханты-мансийском округе. «Справедливая Россия» выдвинула по одномандатному округу однофамильцев бывшего губернатора и Сталина, что жители восприняли как жест неуважения и нечестный прием. На Пушкинской площади был установлен чум, в котором шаманы и совершили обряд проклятия. Можно отнести это событие к ряду курьезов, а можно проследить дальнейшую судьбу лидера и его партии. Время покажет.