Содержание
- Об участии верных в Евхаристии
- Документ «Об участии верных в Евхаристии», 2015
- Документ «Об участии верных в Евхаристии» — вековой и заботливо-отеческий
- Идеал теократии. Для церкви одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти
- «Об участии верных в Евхаристии». Краткий обзор
- Документ «Об участии верных в Евхаристии» — вековой и заботливо-отеческий
Об участии верных в Евхаристии
Практика причащения и подготовки к нему в истории Церкви менялась и приобретала различные формы.
Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности – и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1Кор. 10, 16–17; Деян. 2, 46; Деян. 20, 7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований подвергался порицанию: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного» (правило святых Апостол 9). Первохристианская практика причащения за каждой Божественной литургией остается идеалом и в настоящее время, являясь частью Предания Церкви.
Вместе с тем, количественный рост Церкви в III и особенно IV веках привел к переменам, в том числе в литургической жизни. С увеличением числа дней памяти мучеников и праздников евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них каждого христианина стало считаться многими желательным, но необязательным – равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное» (2-е правило Антиохийского Собора).
Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме: «Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой – хорошо и полезно, поскольку Сам ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную. <…> Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 ). Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие – в том числе монашествующие – стали причащаться один-два раза в году: «Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные – несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, – потому что те причащаются однажды в год, а нередко – и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые однажды , или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие и один раз » (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).
В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте – полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). Однако уже на рубеже IV–V веков некоторые христиане связывали причащение не только с соблюдением евхаристического воздержания перед литургией, но и, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста, со временем Великого поста. Сам святитель призывает к более частому причащению: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое , то тем более – нравственное. <…> сорок – а часто и не сорок – дней ты посвящаешь здоровью души – и полагаешь, что умилостивил Бога? <…> Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Таинам» (Беседы на Послание к Евреям 17. 4).
В Византии к XI–XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (глава 32), который, в отличие от греческого, говорит об обязательном семидневном посте перед причащением.
В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко святому причащению – в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Аще убо кроме постов четырех обычных приступити ко святому причащению восхотят, седмь дний прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающе (сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да постятся точию)».
На практике крайне строгий подход к подготовке ко святому причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против такой практики редкого причащения была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте»1: «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении… Того ради, аще который христианин покажется, что он весьма от святаго причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви».
В XIX – начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре многодневных поста. Многие святые того времени, среди которых – святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие – призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. По словам святителя Феофана, «мера в месяц однажды или два раза – самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении2. Каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче – со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» 3.
Исповеднический подвиг Церкви в годы гонений ХХ века побудил многих священнослужителей и чад церковных переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения. В частности, в 1931 году Временный Патриарший Синод в своем постановлении от 13 мая указал: «Пожелание касательно возможного частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них – и ежевоскресного признать приемлемым».
В настоящее время многие православные люди причащаются значительно чаще, чем большинство христиан в дореволюционной России. Однако практика частого причащения не может быть автоматически распространена на всех без исключения верующих, поскольку частота причащения напрямую зависит от духовно-нравственного состояния человека дабы, по слову Златоуста, верующие приступали ко причащению Святых Таин «с чистою совестью, насколько нам это возможно» (Против иудеев. Слово III. 4).
Документ «Об участии верных в Евхаристии», 2015
«От того, как мы относимся и правильно подходим к таинству Святой Евхаристии, зависит, в том числе, наше спасение». На этой неделе в Москве завершило свою работу Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви. В первый день работы на нем единогласно был принят очень важный и долгожданный документ «Об участии верных в Евхаристии» (о подготовке ко Святому Причащению).
Этот документ, безусловно, касается самого существа жизни Церкви, т.к. духовная жизнь православного христианина немыслима без Причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом и друг с другом, составляя единое Тело Христово.
***
Документ «Об участии верных в Евхаристии» письменно фиксирует все аспекты таинства Причащения и это очень важно, т.к. до настоящего дня в Русской Православной Церкви не существовало единообразного текста, а действовали только различные правила, пояснения и устные предания.
На Страшном суде Господь не будет искать, как осудить, а наоборот – как оправдать людей В утвержденном документе четко прописаны рекомендации относительно:
1) Продолжительности приуготовительного поста перед Причастием и его практики, в том числе для больных, при беременности, для лиц постоянно прибывающих в условиях светского общежития (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения);
2) Причастия на главные праздники – Пасхи и Рождества Христова, дополнительно прописано разъяснение о возможности Причащения на Светлую седмицу, и на период от Рождества Христова до Богоявления;
3) Отличия Евхаристического поста (полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого Причащения) от приуготовительного поста, и тех, для кого он может послабляться (младенцы, больные, умирающие, беременные и кормящие женщины);
4) Супружеского воздержания;
5) Вредной привычки табакокурения;
6) Домашней молитвенной подготовки перед Святым Причащением;
7) Присутствия на предваряющих Литургию богослужениях, как важной части подготовки к
принятию Святых Христовых Таин (вечерня и утреня, или Всенощное бдение);
8) Времени прихода и опоздания христианина на Божественную литургию;
9) Раскаяния в совершенных грехах и открытия их перед священником в таинстве Покаяния, с пожеланием проводить исповедь по возможности вне Божественной литургии;
10) Причащения в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид;
11) Практики отлучения от Причастия на длительные сроки (более чем на один год);
12) Запрещения Причащения в состоянии женской нечистоты;
13) Причащения Святых Христовых Таин супругов, состоящих в церковном браке, брачном союзе и в греховном сожительстве;
14) Подготовки детей к Святому Причащению.
***
Как провести Успенский пост Свою положительную оценку по поводу принятого документа, дает игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий, который принимал непосредственное участие в Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви: «Этот документ готовился и обсуждался несколько лет, и был очень хорошо продуман и выверен. В ходе подготовки некоторые положения вызывали много споров и обсуждений. В нем дано толкование ряда вопросов, в которых имелись разночтения.
Смысл документа не в том, чтобы ввести что-то новое, а в том, чтобы еще раз напомнить всем верным, для чего существует Евхаристия, для чего мы причащаемся, как часто это должно происходить в жизни любого верующего христианина.
На мой взгляд, этот документ является сбалансированным и полностью отражает все разнообразие подходов к таинству Евхаристии. Теперь очень важным является признание в официальном церковном документе возможности более частого Причащения и соответственно более краткого приуготовительного поста, например, в дни Светлой Седмицы и в период от Рождества Христова до Богоявления, что ранее некоторыми чересчур ревностными батюшками считалось, чуть ли не грехом. Верные прихожане теперь могут в эти дни, чаще приступать к Святой Евхаристии, и не с тем постом, который традиционно предполагается в другие дни. Должна быть определенная степень свободы в этом важнейшем вопросе. Сейчас не то время, чтобы существовал один шаблон: причащаться или исповедоваться столько-то раз во столько-то дней — есть разные практики, разные обычаи.
Принятие этого церковного документа говорит о том, что епископат всегда прислушивается к своим прихожанам, а Русская Православная Церковь – это тело Христово, по-настоящему живой организм, который основан на вековых учениях святых отцов.
От того, как мы относимся и правильно подходим к таинству Святой Евхаристии, зависит, в том числе, наше спасение».
Документ «Об участии верных в Евхаристии» по ссылке: www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html.
Документ «Об участии верных в Евхаристии» — вековой и заботливо-отеческий
Друзья мои, я хочу поделиться с вами большой радостью. На Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии». Эту тему обсудили при Межсоборном присутствии, и она имеет самое прямое отношение к каждому из нас. Этот документ вызвал у меня восторг! Во-первых, он основан на Священном Писании, на правилах Вселенских и Поместных соборов, на словах святых отцов. Значит, он — вековой. Значит, он — наш. Во-вторых, язык этого документа — заботливо-отеческий — чтобы чьи-нибудь чувства ненароком не задеть и никого не обидеть. И это очень радостно для православных.
А теперь по существу. Давайте поговорим о тех неправославных традициях, которые многими считаются православными, но которые искажают суть Таинства Святого Причастия. Я отмечу только несколько пунктов, имеющих наиболее важное значение. Первое: первохристианская практика причащения была за каждой Литургией. Сегодня, например, была Литургия, на которой мы слышали: «Со страхом Божиим и верою приступите…». Это к кому обращение? К лисам в лесу? Или к улетевшим журавлям? Нет, это к нам. Но мы, пока другие причащаются, иногда рассказываем сны своим знакомым. Это своего рода сектантство. Все ко Христу, а мы в сторону. Заставит ли нас этот документ причащаться за каждой Литургией? Готовы ли мы к этому? Я думаю, что не все. Но это наш идеал и наша цель! Раз Господу это угодно, значит, нам нужно дойти до Него, а не только до порога Его дома. Войти в дом и причаститься.
Вы знаете, есть такая антиправославная и суеверная точка зрения, что, мол, мы недостойны часто причащаться. И, к сожалению, даже некоторые священники ее придерживаются. Дорогие мои, но Таинство Причастия Тела и Крови Христа и установлено Господом для недостойных! Ведь достойные, как Илия, живыми на небо взяты. А это для недостойных дано. Чтобы свое недостоинство они могли восполнить полнотой Христа. Оно для этого и предназначено. Я почему причащаюсь? Потому что недостойный, потому что сам не могу жить по-Божьему, потому что сам не могу обрести спасение. Поэтому и принимаю в себя Христа Спасителя, чтоб Он спас меня. Это и есть Таинство для недостойных. Это насколько нужно быть неправославным, чтобы сказать, что буду причащаться, когда буду достоин? Тогда у меня вопрос: когда мы с тобой достойны будем? Никогда. Тогда нам совсем, что ли, не причащаться? Ведь так получается. Я испытал искренний восторг, когда об этом в обращении прочитал. Потому что это слово архиереев Русской Церкви развеет заблуждение о том, что православные недостойны часто причащаться. Потому как Причастие — оно для недостойных и есть. А достойные живыми на небо идут. Мы же — через помощь Божию, через Таинство Причастия. Поэтому вывод такой: мы должны причащаться регулярно. Это первое.
Второе, о чем мне хотелось бы сказать, — это о подготовке к Причастию. Мы готовимся через молитву, пост, воздержание, исповедь. Но подготовка заключается не только в выполнении каких-то формальных условий, нет! Она заключается в обретении покаянного состояния души, в прощении обид, в примирении с ближними, в желании соединиться с Господом. Приготовление — это не цель, а средство. Вот ты, скажем, молился, но не постился, или примирился со всеми, но не молился, и идешь причащаться. Можешь ты причаститься? Нет. Препятствием к Причастию являются отсутствие покаянного состояния души, наличие обид, вражды с ближними и нежелание соединиться с Господом. Вот это все является стеной между нами и Богом. А если есть желание соединиться с Господом, есть покаяние в душе, если идем с прощением и примирившись с ближними, то выполнение формальных условий отходит на второй план. Зацикливаться на этом — значит, забывать смысл Причастия. Очень хорошо, что об этом было сказано на самом высоком уровне.
Третий момент. Сказано: «приемлемой признать практику, когда причащающиеся еженедельно или несколько раз в месяц и при этом соблюдающие указанные уставом многодневные, однодневные посты приступают к Чаше без дополнительного специального поста». Некоторые люди постятся в среду и в пятницу, соблюдают Великий пост и другие посты, а духовные лжеучителя говорят им, что нужно еще и перед Причастием попоститься. Но это неправильно. Тем, кто соблюдает посты, не нужно дополнительно поститься перед Причастием. Если, конечно, кто-то сам этого хочет, то тогда, пожалуйста! Если ты говоришь, что будешь поститься всю жизнь, то постись. В этом нет ничего плохого, это спасительно. Но если ты говоришь, что все обязаны делать по-твоему, то это уже неправда. Хочешь поститься перед Причастием — постись, пусть Господь тебе поможет. Но не принуждай к этому других. Тебе никто ничего не должен, как и мне. Это мы с тобой должны, а нам никто не должен. Тому, кто соблюдает все посты и регулярно причащается, нет нужды дополнительно поститься перед Причастием. Если человек, находящийся в Церкви, говорит, что большинство ошибается, а прав только он, то это симптом внутренней духовной болезни. Это слишком высокое мнение о себе — гордость, прелестное состояние. Что такое Церковь, родные мои? Это единство, прежде всего. Почему мы причащаемся? Чтобы быть с Господом. А если причащаетесь ты, ты и ты? Значит, мы друг с другом соединяемся через это. Смысл причащения — в обретении единства. А этим странным самочинным поступком перед Причастием я себя от всех отделяю. И других, возможно, учу. То есть творю разделение. Это внутреннее противоречие, бессмыслица. Выходит, что человек не понимает, что он делает и почему он это делает.
Другой разговор, если человек вообще никогда не причащался. Или, например, лет десять не причащался, посты не соблюдал и не молился. Но по какой-то причине он решил пойти и причаститься. Да, вот тут верно. Тут надо сказать человеку: «Подготовься, мой золотой. Попостись, соберись внутренне. Это все серьезно». Здесь соглашусь полностью. Но тому, кто регулярно причащается и соблюдает многодневные и однодневные посты, Церковью установленные, нет нужды специально поститься перед Причастием. И соборный голос нашей Церкви говорит нам об этом.
Есть еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Следованная Псалтирь — это богослужебная книга, в которой есть часть церковных правил. Там написано: «Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов перед причастием Иисусовой молитвой и поклонами. Может быть заменено иными молитвословиями». Значит, чтобы причаститься, нужно прочитать именно вот эти молитвы? Нет. Целью является не выполнение тех или иных формальностей, не чтение определенных молитв, а обретение покаянного состояния души, прощение обид, примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Тайнах. Поэтому давайте вместе думать. Правила ко Святому Причащению, одна из последних молитв: «Пред дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю…». Автор кто? Иоанн Дамаскин. Когда жил? Во время арабского завоевания, в VII веке. А до VII века его не было? Не было. А раз его не было, то и его молитвы, выходит, не было? Конечно, не было. А в те времена, когда причащались, эту молитву не читали? Нет, не читали. Как же они причащались? Просто молились, но по-другому. Это правило когда появилось? У святых отцов очень много молитв, мы их уважаем и любим, для нас их молитвы — это сокровище. Но только факт остаётся фактом: эти молитвы вошли в правило тогда, когда они нам их оставили. А до того их не было. Поэтому, если говорить о молитвенном правиле, то нужно понимать, что тут важна не форма, а внутренняя суть, молитвенно-духовный настрой. И поэтому нам приводится эта вещь вековая — мнение Церкви в лице всех архиереев и Следованная Псалтирь. Не возлагайте на людей бремена неудобоносимые.
Читаем далее: «В отдельных случаях духовник может благословить мирянина причащаться Тела и Крови Христовых без предварительной Исповеди». Это очень важно. Традиция, что есть в Русской Православной Церкви — обязательно с исповедью причащаться. В Греческой Церкви не знают такого, и не знали. Там люди исповедуются регулярно, но это Таинство само по себе. А причащаются с другой регулярностью. Скажем, каждый праздник, каждое воскресенье. Причем в Греческой Церкви не все священники исповедуют. В тяжелом случае, в смертном любой может исповедовать. А вообще, епископ благословляет некоторых священников исповедовать. Кого? Обычно в возрасте, духовно опытных, не имеющих явных нареканий от верных. Такие могут что-то подсказать, посоветовать. Вот, мои золотые. Не сказано, что всех подряд, без исповеди. В России это сейчас невозможно. У нас много людей как от ветра — в Церкви. Это понятно. Но из тех, кто воцерковился и причащается регулярно, таковым хорошо бы вот так. Причащаюсь, а исповедуюсь по мере необходимости. Это не значит, что я буду причащаться каждое воскресенье, а исповедоваться раз в 6-7 лет. Понятно, что это ненормально. Так когда нужно исповедоваться? С какой регулярностью? Ну, уж в Великий пост каждый должен генеральную уборку сделать, и поскоблить свою душу как следует. Серьезно к исповеди подготовлюсь: не только за последнее время, но за весь год перешебуршу себя. Это необходимо — по опыту знаем, как это важно и ценно. Или, например, когда совершили явный грех, смертный грех. Или не смертный, но потеряли мир в душе, и появились обида и злоба. А бывают и другие вещи. Бывает, что независимо от человека какое-нибудь бесовское искушение перебаламутит всю его душу. Тут хоть и не от него зависит, но, видно, в душе что-то есть… Поэтому лучше исповедоваться и покаяться. Бывают ситуации, когда человеку необходимо исповедоваться, даже если он и не причащается. Нужно отмыться от грязи — не допустить, чтобы корни проросли. А что касается покаяния, то оно ведь не только на исповеди бывает. Вечерние молитвы в третьей и последней — перечисление грехов. То есть мы каемся минимум раз в день, перед сном. У нас это целожизненное явление. Мы не расслабляемся ни на секунду, и покаяние длится всю жизнь.
Еще один очень важный момент. Священники внушают людям, что невенчанный брак — это блуд. Это ложь. Читаем: «Церковь, настаивая на необходимости Церковного брака, всё же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в браке, но невенчанных». Тем более, в браке часто бывает, что один желает повенчаться, а другой — нет. Бывают и другие причины. Конечно, духовник должен напомнить невенчанным супругам, что им желательно повенчаться, но требовать венчания и отказывать в Причастии невенчанным — это нарушение Церковной традиции и правил. Почему так Церковь рассуждает? Потому что так Слово Божие гласит. Первое послание апостола Павла к Коринфянам: 7-я глава, 14-й стих. И 72-е правило Трулльского собора. Там, кстати, обговаривается, что если имеет место так называемое сожительство, и нет юридического брака, то это не брак, а блудное сожительство. Такого человека нельзя причащать, это верно. Сожительство — это одна из форм блуда, а блуд — смертный грех. В состоянии блудного греха человек не может причащаться. Он должен покаяться, понести епитимью и исправить положение, только после этого он может причаститься. Я пропустил очень много интересного, но вот эти основные, практические вещи, с которыми постоянно приходится сталкиваться, я постарался до вас донести.
Теги: Архиерейское Совещание Русская Православная Церковь документ Евхаристия Причащение Таинство литургия
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
Идеал теократии. Для церкви одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти
⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 156
Для церкви одним из важнейших был вопрос об отношении к мирской власти. От его решения зависела ее дальнейшая судьба, та роль, которую ей предстояло сыграть в жизни западноевропейской цивилизации. Ответ был дан незадолго до гибели Рима, когда у современников стала исчезать вера в незыблемость и силу государства. В 413 г., после того как Рим был взят вестготами, Аврелий Августин (354—430), один из самых выдающихся отцов церкви, начал писать свое знаменитое произведение «О Граде Божьем».
Догматы— основные положения вероучения, принятые для всех верующих и не подвергающиеся сомнению.
Отцы церкви— христианские писатели, которых церковь признала наиболее авторитетными толкователями Священного Писания.
История человечества для Августина — это постоянная борьба сообщества праведников, составляющих Град Божий, и грешников — себялюбцев, забывающих в своем ослеплении о Боге, которые образуют Град Земной. В земной жизни, где оба «града» существуют вместе и праведники смешаны с грешниками, только церковь в какой-то степени близка к воплощению Града Божьего. Поэтому именно ей Августин отводил роль высшего арбитра не только в делах веры, но и в управлении государством. Хотя земная власть, по его теории, тоже исходит от Бога, но стоит гораздо ниже церкви, ибо слишком эгоистична и ненасытна в своем стремлении к господству и обогащению. Следовательно, светская власть должна беспрекословно подчиняться духовному руководству церкви. Такой тип управления государством называется теократией. Идеи Августина получили признание в западном мире, в то время как восточная церковь избрала иной путь во взаимоотношениях с государством.
По мере того как росли разногласия в догматике и обрядах западной и восточной церквей, Рим превращался в центр западного христианства. «Вечный город», несмотря на все пережитые катастрофы, сохранил славу столицы некогда могущественной империи. Кроме того, Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Уже в конце IV — начале V в. римские епископы присвоили себе право называться папами, т. е. главами церкви, и воспринимались как преемники апостола Петра, первого епископа Рима. Земли, находившиеся в руках папы, становились вотчиной Святого Петра, а сам папа — их светским правителем. В результате несколько позже, в VIII в., образовалось Папское государство, в которое
Теократия— в переводе с греческого «правление Бога». Тип правления, при котором высшая политическая власть принадлежит духовенству.
входили земли Римской области и Равеннского экзархата.
Экономическая мощь церкви возрастала: до XV в. духовенство владело третью всей обрабатываемой земли в «большинстве стран Западной Европы. При Карле Великом была узаконена церковная десятина — налог, которым облагалось все европейское население.
Появление папства сплотило церковь; теперь она окончательно оформилась как иерархическая, жестко централизованная организация во главе со своим «государем» — папой.
Date: 2015-08-24; view: 227; Нарушение авторских прав
Понравилась страница? Лайкни для друзей:
«Об участии верных в Евхаристии». Краткий обзор
2 и 3 февраля проходившее в Москве Архиерейское совещание утвердило документ «Об участии верных в Евхаристии». Этот документ несомненно является одним из важнейших церковных постановлений за последние годы. Он касается самого главного содержания духовной жизни, имеет отношение ко всем без исключения членам Церкви и окажет огромное влияние на дальнейшее формирование современной церковной жизни. Советская эпоха оставила в наследство множество проблем, среди которых были и проблемы, связанные с не всегда адекватным устроением церковной евхаристической жизни. В документе эти проблемы названы и указаны пути их решения. Даны самые главные ответы на наиболее проблемные вопросы, возникающие в контексте практики исповеди и причащения мирян в условиях современной жизни.
Предлагаем читателям сайта журнала «Фома» обзор основных положений этого текста.
Документ открывается тезисом, задающим тональность всему тексту: «Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин».
В первой части рассказывается о разных практиках причастия мирян и монахов в древней Церкви. Одни, по свидетельству святителя Василия Великого, причащались четыре раза в неделю, другие, о чем говорит святитель Иоанн Златоуст, лишь раз или два раза в год во время Великого поста.
Здесь же рассказывается о разных сроках поста перед причастием – от недели до одного дня в особых случаях.
В тексте упоминается распространенная практика XIX начала ХХ века, когда миряне причащались 4 раза в год во время длительных постов, а также приводятся свидетельства святых отцов и новомучеников, призывающих к более частому принятию Святых Христовых Тайн мирянами (до еженедельного и даже чаще).
Вторая часть документа посвящена срокам поста перед причастием.
В тексте говорится о существовании двух параллельных традиций. Трехдневного поста перед принятием таинства для тех, кто причащается несколько раз в году, и 6 -8 часовым постом для тех, кто причащается раз в неделю и чаще и соблюдает многодневные и однодневные посты, принятые в Православной Церкви.
Создатели документа напоминают о необходимости соблюдать евхаристический пост в день причастия. После полуночи и до принятия таинства взрослые и дети с 7 летнего возраста не должны пить воду или принимать пищу. В тексте говорится о том, что евхаристический пост могут не соблюдать младенцы, «лица, страдающие тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим», а также беременные и кормящие женщины.
Евхаристический пост также предполагает воздержание от курения с вечера накануне причастия.
В документе говорится о необходимости чтения последования ко Святому Причащению, которое состоит из «канонов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и других молитвословий». Молитвенное правило может меняться по благословению духовника и должно учитывать возраст, род занятий и степень воцерковленности мирянина, готовящегося к причастию.
Перед причастием мирянину необходимо быть на вечернем богослужении и не опаздывать на литургию. Исключение делается для инвалидов и родителей с маленькими детьми.
В документе строго запрещается существовавшая в советское время практика, когда не причащали мирян в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.
Третий раздел документа рассказывает о связи таинств Покаяния и Евхаристии.
В особых случаях (например, на Страстной или Светлой седмице) духовник может разрешить мирянам причащаться несколько раз в неделю без обязательной исповеди. При этом человек может сам подойти к священнику и принести покаяние, если испытывает в этом потребность.
Рекомендовано также исповедовать мирян на Всенощном бдении или утром до начала литургии, чтобы не лишать исповедующегося молитвенного присутствия на литургии.
Документ запрещает мирянам причащаться «в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид».
Священник без благословения своего епископа не может отлучить от причастия мирянина сроком больше чем на год.
В тексте документа также подтверждается традиция недопустимости причащаться во время месячных и сразу после родов, но специально оговариваются особые случаи: «смертной опасности, а также, когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».
Отдельный пятый раздел документа посвящен причащению мирян, живущих в невенчанном браке.
Документ разрешает причащать людей, расписанных в ЗАГСе и вступивших в брак до начала сознательной церковной жизни, но при этом священник должен напоминать о желательности церковного венчания.
Христиане, живущие в невенчанном и незарегистрированном браке, по правилам не допускаются до причастия, но в виде исключения священник может допустить к таинствам того, кто давно живет в таком союзе, нередко имея при этом детей, и понимает греховность такого сожительства, но не может его разрешить из-за несогласия второго супруга.
Последний VI раздел документа посвящен исповеди и причастию маленьких детей.
В документе говорится о том, что отношение детей к Таинствам зависит от родительского примера, поэтому папам и мамам рекомендуется причащаться вместе с детьми.
Дети с 7 до 10 лет дети начинают учиться исповеди, но еще могут причащаться и без нее. При этом духовники и родители должны вместе решать вопросы, связанные с частотой детского покаяния.
Для младенцев младше 3 лет евхаристический пост не нужен. Дети с 3 до 7 лет должны постепенно учиться причащаться натощак.
Молитвенное правило для ребенка подбирают родители и духовник «в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка».
Документ «Об участии верных в Евхаристии» — вековой и заботливо-отеческий
Друзья мои, я хочу поделиться с вами большой радостью. На Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии». Эту тему обсудили при Межсоборном присутствии, и она имеет самое прямое отношение к каждому из нас. Этот документ вызвал у меня восторг! Во-первых, он основан на Священном Писании, на правилах Вселенских и Поместных соборов, на словах святых отцов. Значит, он — вековой. Значит, он — наш. Во-вторых, язык этого документа — заботливо-отеческий — чтобы чьи-нибудь чувства ненароком не задеть и никого не обидеть. И это очень радостно для православных.
А теперь по существу. Давайте поговорим о тех неправославных традициях, которые многими считаются православными, но которые искажают суть Таинства Святого Причастия. Я отмечу только несколько пунктов, имеющих наиболее важное значение. Первое: первохристианская практика причащения была за каждой Литургией. Сегодня, например, была Литургия, на которой мы слышали: «Со страхом Божиим и верою приступите…». Это к кому обращение? К лисам в лесу? Или к улетевшим журавлям? Нет, это к нам. Но мы, пока другие причащаются, иногда рассказываем сны своим знакомым. Это своего рода сектантство. Все ко Христу, а мы в сторону. Заставит ли нас этот документ причащаться за каждой Литургией? Готовы ли мы к этому? Я думаю, что не все. Но это наш идеал и наша цель! Раз Господу это угодно, значит, нам нужно дойти до Него, а не только до порога Его дома. Войти в дом и причаститься.
Вы знаете, есть такая антиправославная и суеверная точка зрения, что, мол, мы недостойны часто причащаться. И, к сожалению, даже некоторые священники ее придерживаются. Дорогие мои, но Таинство Причастия Тела и Крови Христа и установлено Господом для недостойных! Ведь достойные, как Илия, живыми на небо взяты. А это для недостойных дано. Чтобы свое недостоинство они могли восполнить полнотой Христа. Оно для этого и предназначено. Я почему причащаюсь? Потому что недостойный, потому что сам не могу жить по-Божьему, потому что сам не могу обрести спасение. Поэтому и принимаю в себя Христа Спасителя, чтоб Он спас меня. Это и есть Таинство для недостойных. Это насколько нужно быть неправославным, чтобы сказать, что буду причащаться, когда буду достоин? Тогда у меня вопрос: когда мы с тобой достойны будем? Никогда. Тогда нам совсем, что ли, не причащаться? Ведь так получается. Я испытал искренний восторг, когда об этом в обращении прочитал. Потому что это слово архиереев Русской Церкви развеет заблуждение о том, что православные недостойны часто причащаться. Потому как Причастие — оно для недостойных и есть. А достойные живыми на небо идут. Мы же — через помощь Божию, через Таинство Причастия. Поэтому вывод такой: мы должны причащаться регулярно. Это первое.
Второе, о чем мне хотелось бы сказать, — это о подготовке к Причастию. Мы готовимся через молитву, пост, воздержание, исповедь. Но подготовка заключается не только в выполнении каких-то формальных условий, нет! Она заключается в обретении покаянного состояния души, в прощении обид, в примирении с ближними, в желании соединиться с Господом. Приготовление — это не цель, а средство. Вот ты, скажем, молился, но не постился, или примирился со всеми, но не молился, и идешь причащаться. Можешь ты причаститься? Нет. Препятствием к Причастию являются отсутствие покаянного состояния души, наличие обид, вражды с ближними и нежелание соединиться с Господом. Вот это все является стеной между нами и Богом. А если есть желание соединиться с Господом, есть покаяние в душе, если идем с прощением и примирившись с ближними, то выполнение формальных условий отходит на второй план. Зацикливаться на этом — значит, забывать смысл Причастия. Очень хорошо, что об этом было сказано на самом высоком уровне.
Третий момент. Сказано: «приемлемой признать практику, когда причащающиеся еженедельно или несколько раз в месяц и при этом соблюдающие указанные уставом многодневные, однодневные посты приступают к Чаше без дополнительного специального поста». Некоторые люди постятся в среду и в пятницу, соблюдают Великий пост и другие посты, а духовные лжеучителя говорят им, что нужно еще и перед Причастием попоститься. Но это неправильно. Тем, кто соблюдает посты, не нужно дополнительно поститься перед Причастием. Если, конечно, кто-то сам этого хочет, то тогда, пожалуйста! Если ты говоришь, что будешь поститься всю жизнь, то постись. В этом нет ничего плохого, это спасительно. Но если ты говоришь, что все обязаны делать по-твоему, то это уже неправда. Хочешь поститься перед Причастием — постись, пусть Господь тебе поможет. Но не принуждай к этому других. Тебе никто ничего не должен, как и мне. Это мы с тобой должны, а нам никто не должен. Тому, кто соблюдает все посты и регулярно причащается, нет нужды дополнительно поститься перед Причастием. Если человек, находящийся в Церкви, говорит, что большинство ошибается, а прав только он, то это симптом внутренней духовной болезни. Это слишком высокое мнение о себе — гордость, прелестное состояние. Что такое Церковь, родные мои? Это единство, прежде всего. Почему мы причащаемся? Чтобы быть с Господом. А если причащаетесь ты, ты и ты? Значит, мы друг с другом соединяемся через это. Смысл причащения — в обретении единства. А этим странным самочинным поступком перед Причастием я себя от всех отделяю. И других, возможно, учу. То есть творю разделение. Это внутреннее противоречие, бессмыслица. Выходит, что человек не понимает, что он делает и почему он это делает.
Другой разговор, если человек вообще никогда не причащался. Или, например, лет десять не причащался, посты не соблюдал и не молился. Но по какой-то причине он решил пойти и причаститься. Да, вот тут верно. Тут надо сказать человеку: «Подготовься, мой золотой. Попостись, соберись внутренне. Это все серьезно». Здесь соглашусь полностью. Но тому, кто регулярно причащается и соблюдает многодневные и однодневные посты, Церковью установленные, нет нужды специально поститься перед Причастием. И соборный голос нашей Церкви говорит нам об этом.
Есть еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Следованная Псалтирь — это богослужебная книга, в которой есть часть церковных правил. Там написано: «Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов перед причастием Иисусовой молитвой и поклонами. Может быть заменено иными молитвословиями». Значит, чтобы причаститься, нужно прочитать именно вот эти молитвы? Нет. Целью является не выполнение тех или иных формальностей, не чтение определенных молитв, а обретение покаянного состояния души, прощение обид, примирение с ближними, соединение со Христом в Святых Тайнах. Поэтому давайте вместе думать. Правила ко Святому Причащению, одна из последних молитв: «Пред дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю…». Автор кто? Иоанн Дамаскин. Когда жил? Во время арабского завоевания, в VII веке. А до VII века его не было? Не было. А раз его не было, то и его молитвы, выходит, не было? Конечно, не было. А в те времена, когда причащались, эту молитву не читали? Нет, не читали. Как же они причащались? Просто молились, но по-другому. Это правило когда появилось? У святых отцов очень много молитв, мы их уважаем и любим, для нас их молитвы — это сокровище. Но только факт остаётся фактом: эти молитвы вошли в правило тогда, когда они нам их оставили. А до того их не было. Поэтому, если говорить о молитвенном правиле, то нужно понимать, что тут важна не форма, а внутренняя суть, молитвенно-духовный настрой. И поэтому нам приводится эта вещь вековая — мнение Церкви в лице всех архиереев и Следованная Псалтирь. Не возлагайте на людей бремена неудобоносимые.
Читаем далее: «В отдельных случаях духовник может благословить мирянина причащаться Тела и Крови Христовых без предварительной Исповеди». Это очень важно. Традиция, что есть в Русской Православной Церкви — обязательно с исповедью причащаться. В Греческой Церкви не знают такого, и не знали. Там люди исповедуются регулярно, но это Таинство само по себе. А причащаются с другой регулярностью. Скажем, каждый праздник, каждое воскресенье. Причем в Греческой Церкви не все священники исповедуют. В тяжелом случае, в смертном любой может исповедовать. А вообще, епископ благословляет некоторых священников исповедовать. Кого? Обычно в возрасте, духовно опытных, не имеющих явных нареканий от верных. Такие могут что-то подсказать, посоветовать. Вот, мои золотые. Не сказано, что всех подряд, без исповеди. В России это сейчас невозможно. У нас много людей как от ветра — в Церкви. Это понятно. Но из тех, кто воцерковился и причащается регулярно, таковым хорошо бы вот так. Причащаюсь, а исповедуюсь по мере необходимости. Это не значит, что я буду причащаться каждое воскресенье, а исповедоваться раз в 6-7 лет. Понятно, что это ненормально. Так когда нужно исповедоваться? С какой регулярностью? Ну, уж в Великий пост каждый должен генеральную уборку сделать, и поскоблить свою душу как следует. Серьезно к исповеди подготовлюсь: не только за последнее время, но за весь год перешебуршу себя. Это необходимо — по опыту знаем, как это важно и ценно. Или, например, когда совершили явный грех, смертный грех. Или не смертный, но потеряли мир в душе, и появились обида и злоба. А бывают и другие вещи. Бывает, что независимо от человека какое-нибудь бесовское искушение перебаламутит всю его душу. Тут хоть и не от него зависит, но, видно, в душе что-то есть… Поэтому лучше исповедоваться и покаяться. Бывают ситуации, когда человеку необходимо исповедоваться, даже если он и не причащается. Нужно отмыться от грязи — не допустить, чтобы корни проросли. А что касается покаяния, то оно ведь не только на исповеди бывает. Вечерние молитвы в третьей и последней — перечисление грехов. То есть мы каемся минимум раз в день, перед сном. У нас это целожизненное явление. Мы не расслабляемся ни на секунду, и покаяние длится всю жизнь.
Еще один очень важный момент. Священники внушают людям, что невенчанный брак — это блуд. Это ложь. Читаем: «Церковь, настаивая на необходимости Церковного брака, всё же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в браке, но невенчанных». Тем более, в браке часто бывает, что один желает повенчаться, а другой — нет. Бывают и другие причины. Конечно, духовник должен напомнить невенчанным супругам, что им желательно повенчаться, но требовать венчания и отказывать в Причастии невенчанным — это нарушение Церковной традиции и правил. Почему так Церковь рассуждает? Потому что так Слово Божие гласит. Первое послание апостола Павла к Коринфянам: 7-я глава, 14-й стих. И 72-е правило Трулльского собора. Там, кстати, обговаривается, что если имеет место так называемое сожительство, и нет юридического брака, то это не брак, а блудное сожительство. Такого человека нельзя причащать, это верно. Сожительство — это одна из форм блуда, а блуд — смертный грех. В состоянии блудного греха человек не может причащаться. Он должен покаяться, понести епитимью и исправить положение, только после этого он может причаститься. Я пропустил очень много интересного, но вот эти основные, практические вещи, с которыми постоянно приходится сталкиваться, я постарался до вас донести.
Теги: Архиерейское Совещание Русская Православная Церковь документ Евхаристия Причащение Таинство литургия
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
2 и 3 января проходившее в Москве Архиерейское совещание утвердило документ «Об участии верных в Евхаристии». Этот документ несомненно является одним из важнейших церковных постановлений за последние годы. Он касается самого главного содержания духовной жизни, имеет отношение ко всем без исключения членам Церкви и окажет огромное влияние на дальнейшее формирование современной церковной жизни. Советская эпоха оставила в наследство множество проблем, среди которых были и проблемы, связанные с не всегда адекватным устроением церковной евхаристической жизни. В документе эти проблемы названы и указаны пути их решения. Даны самые главные ответы на наиболее проблемные вопросы, возникающие в контексте практики исповеди и причащения мирян в условиях современной жизни. Обзор основных положений этого текста. Документ открывается тезисом, задающим тональность всему тексту: «Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин». В первой части рассказывается о разных практиках причастия мирян и монахов в древней Церкви. Одни, по свидетельству святителя Василия Великого, причащались четыре раза в неделю, другие, о чем говорит святитель Иоанн Златоуст, лишь раз или два раза в год во время Великого поста. Здесь же рассказывается о разных сроках поста перед причастием – от недели до одного дня в особых случаях. В тексте упоминается распространенная практика XIX начала ХХ века, когда миряне причащались 4 раза в год во время длительных постов, а также приводятся свидетельства святых отцов и новомучеников, призывающих к более частому принятию Святых Христовых Тайн мирянами (до еженедельного и даже чаще). Вторая часть документа посвящена срокам поста перед причастием. В тексте говорится о существовании двух параллельных традиций. Трехдневного поста перед принятием таинства для тех, кто причащается несколько раз в году, и 6 -8 часовым постом для тех, кто причащается раз в неделю и чаще и соблюдает многодневные и однодневные посты, принятые в Православной Церкви. Создатели документа напоминают о необходимости соблюдать евхаристический пост в день причастия. После полуночи и до принятия таинства взрослые и дети с 7 летнего возраста не должны пить воду или принимать пищу. В тексте говорится о том, что евхаристический пост могут не соблюдать младенцы, «лица, страдающие тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим», а также беременные и кормящие женщины. Евхаристический пост также предполагает воздержание от курения с вечера накануне причастия. В документе говорится о необходимости чтения последования ко Святому Причащению, которое состоит из «канонов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и других молитвословий». Молитвенное правило может меняться по благословению духовника и должно учитывать возраст, род занятий и степень воцерковленности мирянина, готовящегося к причастию. Перед причастием мирянину необходимо быть на Всенощном бдении и не опаздывать на литургию. Исключение делается для инвалидов и родителей с маленькими детьми. В документе строго запрещается существовавшая в советское время практика, когда не причащали мирян в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу. Третий раздел документа рассказывает о связи таинств Покаяния и Евхаристии. В особых случаях (например, на Страстной или Светлой седмице) духовник может разрешить мирянам причащаться несколько раз в неделю без обязательной исповеди. При этом человек может сам подойти к священнику и принести покаяние, если испытывает в этом потребность. Рекомендовано также исповедовать мирян на Всенощном бдении или утром до начала литургии, чтобы не лишать исповедующегося молитвенного присутствия на литургии. Документ запрещает мирянам причащаться «в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид». Священник без благословения своего епископа не может отлучить от причастия мирянина сроком больше чем на год. В тексте документа также подтверждается традиция недопустимости причащаться во время месячных и сразу после родов, но специально оговариваются особые случаи: «смертной опасности, а также, когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием». Отдельный пятый раздел документа посвящен причащению мирян, живущих в невенчанном браке. Документ разрешает причащать людей, расписанных в ЗАГСе и вступивших в брак до начала сознательной церковной жизни, но при этом священник должен напоминать о желательности церковного венчания. Христиане, живущие в невенчанном и незарегистрированном браке, по правилам не допускаются до причастия, но в виде исключения священник может допустить к таинствам того, кто давно живет в таком союзе, нередко имея при этом детей, и понимает греховность такого сожительства, но не может его разрешить из-за несогласия второго супруга. Последний VI раздел документа посвящен исповеди и причастию маленьких детей. В документе говорится о том, что отношение детей к Таинствам зависит от родительского примера, поэтому папам и мамам рекомендуется причащаться вместе с детьми. Дети с 7 до 10 лет дети начинают учиться исповеди, но еще могут причащаться и без нее. При этом духовники и родители должны вместе решать вопросы, связанные с частотой детского покаяния. Для младенцев младше 3 лет евхаристический пост не нужен. Дети с 3 до 7 лет должны постепенно учиться причащаться натощак. Молитвенное правило для ребенка подбирают родители и духовник «в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка». Православный журнал «Фома»