Содержание
- Ныне Силы Небесныя
- Ныне Силы Небесныя – текст:
- Словарь сложных слов:
- Перевод:
- “Ныне Силы Небесныя” – смысл и история песнопения:
- “Ныне Силы Небесныя” – слушать:
- Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат…
- A01.024_03_Песнопения триоди постной.
- Песнопения триоди постной.
- Слово в среду недели 3-й Великого поста
Ныне Силы Небесныя
Ныне Силы Небесныя – текст:
Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Словарь сложных слов:
Се бо – ибо вот;
дориносится – торжественно сопровождается;
совершена – т.е. уже совершенная;
причастницы – соучастники, причастные чему-то;
аллилуйя – в церковном богослужении: возглас, выражающий хвалу, хвалебное обращение к Богу.
Перевод:
Ныне Силы Небесные с нами незримо служат, ибо вот входит Царь Славы, вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается. С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни. Аллилуйя, аллилуия, аллилуия.
“Ныне Силы Небесныя” – смысл и история песнопения:
“Ныне Силы Небесныя” – песнопение Литургии Преждеосвященных даров. Она поется на Великом входе, когда освященные на “полной” литургии в воскресенье Святые Дары переносятся священником с жертвенника на престол. На Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого в это время исполняется Херувимская песнь (за исключением служб Великого четверга и Великой субботы).
Подробнее о литургии и ее четырех основных чинопоследованиях читайте .
Литургия Преждеосвященных Даров – это особенное богослужение Великого поста, вечерня с причастием Святых Даров, освященных на Литургии в предшествующие воскресенье.
В Великий пост в буднии дни не совершается полная Литургия (т.е. такая Литургия, на которой происходит освящение Святых даров) из-за особенной праздничности и торжественности этого богослужения. Вместо нее служится Литургия Преждеосвященных Даров, чтобы прихожане имели возможность причащаться Христовых Тайн не только в субботу и воскресенье.
Служба совершается в будние дни – по средам, пятницам и в определенные праздники.
Подробнее о последовании и происхождении Литургии Преждеосвященных Даров читайте
Текст песнопения говорит нам о том, что Ангельские чины сослужат нам незримо, а мы смиренно наблюдаем над свершившейся Евхаристией:
«Се Жертва тайная совершена дориносится» (“вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается”).
В таком смиренном наблюдении проявляется особое покаянное состояние, сокрушение в грехах, это песнопение предваряет настрой Страстной седмицы:
«Что еще оставалось… <Спасителю> сделать для нас, и Он не сделал? Не видели мы разве Бога-Слово смирившимся во образе раба, чтобы и мы сделались смиренными?» (прп. Ефрем Сирин, 30, 227).
Вторая строфа «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем» (“С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни”) – призыв к самому причастию, так как после песнопения уже не следует Евхаристический канон (часть литургии, на которой совершается чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа). Эти слова молитвы напоминают нам текст Евангелия от Иоанна: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6:54).
“Ныне Силы Небесныя” – слушать:
Обиходный распев, исполняет смешанный клиросный хор Иоанно-Предтеченского монастыря в городе Астрахань:
Древний напев, гармонизация Г. Львовского, исполняет Хор Сретенского монастыря:
Григорий Федорович Львовский (1830-1894) – выдающийся духовный композитор и регент, автор множества обработок древних распевов.
Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат…
— Алексей Сергееевич, а откуда пошла столь интересная традиция — Великим постом причащать народ заранее освященными Дарами? Почему именно в среду и пятницу?
— Традиция эта восходит к древнему обычаю самопричащения — в эпоху гонений христиане заготавливали для Евхаристии Агнец больше, чем требовало причащение собравшихся; и по завершении собрания уносили частицы с собой, чтобы приобщиться дома — в случае, если следующее собрание просто не состоится. А позже этот обычай переняли отшельники — они брали Святые Дары с собой, уходя в пустыню. Но лишь в VI веке частное самопричащение превратилось в общее церковное причащение заранее заготовленными Дарами. Чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров впервые появилось в Антиохии. Позже эта традиция прижилась в Константинополе. Долгое время Преждеосвященную Литургию совершали только в Великую Пятницу, а потом стали распространять на седмичные дни Великого поста. Напомню, что полная Литургия в Великую Пятницу не совершается и поныне — бескровная жертва невозможна в день, когда воспоминается кровавая жертва на Голгофе; но теперь и Преждеосвященная Литургия в Великую Пятницу не совершается также.
Почему из седмичных дней поста выбраны именно среда и пятница? Правильнее было бы сказать, что выбраны четверг и суббота. По древней традиции, которая сегодня соблюдается далеко не везде, Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, в соединении с вечерней и относится к следующему, наступающему дню. Суббота — особый, уже предпраздничный день, а четверг выбран — либо просто как середина недели, либо исходя из монастырского устава, запрещающего вкушение пищи в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста; поесть можно было только в среду вечером. Потому и Литургия могла быть совершена не ранее среды.
— Если в начале полной Литургии предложение Святых Даров находится на жертвеннике, то где находятся Преждеосвященные Дары перед началом этой, особой великопостной Литургии?
— Там, где должен находиться Агнец, принесший Себя в жертву: на престоле. Дары уже освящены, поэтому проскомидия — подготовительная часть Литургии — отсутствует. После возгласа «Благословенно Царство», предначинательного 103-го псалма и великой, или мирной, ектении («Миром Господу помолимся…») в храме читается рядовая кафизма вечерни. Следует подчеркнуть, что Преждеосвященная Литургия неразрывно соединена с вечерней, содержит в себе ее части, вот почему на ней читаются и кафизма, и паремии, которые за полной Божественной литургией никогда не читаются: это элемент именно вечернего богослужения. Во время чтения первой части (первой «славы») кафизмы священник извлекает Агнец из дарохранительницы на престоле, полагает его на дискос и ставит дискос на антиминс. Во время второй «славы» совершается каждение Агнца на престоле; во время третьей священник, предваряемый диаконом, кадящим Святые Дары, переносит Агнец через горнее место (то есть не выходя из алтаря) на жертвенник. Царские врата при этом закрыты. Когда мы слышим «Господи воззвах к Тебе…» (140‑й, 141‑й, 129‑й, 116‑й псалмы), Дары уже находятся на жертвеннике. Диакон, взяв у священника благословение, наливает в Чашу вино и воду. Священник ставит на дискос с Агнцем звездицу, покрывает чашу и дискос покровцами, и все вместе — воздУхом. При каждом из этих священнодействий иерей говорит: «Господу помолимся», а диакон отвечает: «Господи, помилуй». Обратим внимание: проскомидия (подготовительная часть) обычной, полной Литургии сопровождается гораздо большим количеством текстов, чтением фрагментов из Исаии, из Евангелия от Иоанна. Немногословие священнослужителей в рассматриваемом нами случае объясняется тем, что они имеют дело уже не просто с земным веществом, а со святыней.
— За Преждеосвященной Литургией не бывает ведь малого входа, или входа с Евангелием?
— Бывает, но — только на Страстной Седмице или в случае полиелейного праздника (Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи — 9 марта, память сорока святых мучеников Севастийских — 22 марта), когда за Преждеосвященной Литургией читается Евангелие. По седмичным дням Святой Четыредесятницы (напомним, Страстная в Четыредесятницу не входит) Евангелие не читается. Однако совершается вход с кадилом — по тому же чину, что и знакомый нам вход на вечерне. Далее мы слышим любимое многими «Свете тихий» — это тоже элемент вечерни.
— Остановимся на чтении паремии — ветхозаветного текста…
— Паремии в храме читаются каждым седмичным днем Великого поста: на Литургии, если она совершается, или на вечерне. Это древняя практика: пост в древней Церкви (начиная с IV века) был периодом катехизации, подготовки ко крещению оглашенных. Святитель Иоанн Златоуст в своей беседе на книгу Бытия говорит: началась Четыредесятница, и мы будем читать книгу Бытия. Но вот особенность чтения паремий именно на Литургии: между ними диакон с горящей свечой в руках возглашает «Свет Христов просвещает всех». Это один из древнейших элементов Литургии Преждеосвященных Даров, он связан с обычаем внесения светильника в богослужебное собрание.
— Еще одна волнующая особенность этой великопостной Литургии: коленопреклоненное пение «Да исправится молитва моя», когда хор спускается с клироса на середину храма…
— »Да исправится…» — это одно из древнейших песнопений Литургии Преждеосвященных Даров, по сути, великий прокимен, составленный из стихов 140‑го псалма. Традиция издревле предписывала канонарху петь его посреди храма. Духовенство в это время совершает каждение, что соответствует словам «яко кадило пред Тобою». Об этом обычае упоминал еще Феодорит Кирский в V веке. Коленопреклонение, требуемое Типиконом, говорит об особой, усиленной молитве. Здесь же мы слышим слова «Положи, Господи, хранение устом моим», столь важные для нас, если мы хотим достигнуть духовного состояния, соответствующего Великому посту: «…не уклони сердце мое в словеса лукавствия…».
После «Да исправится…» перед уже освященными Дарами совершаются три земных поклона, при этом читается великопостная молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».
— Великий вход (перемещение Святых Даров с жертвенника на престол) на Литургии Преждеосвященных Даров отличается от Великого входа на «обычной», или полной, Литургии: в данном случае в алтарь вносится не предложение, т.е. не просто земное вещество, которому только предстоит стать Плотью и Кровью Господа, а именно Его Плоть, можно сказать — Он Сам. Поэтому «Херувимская», о которой мы говорили в прошлой беседе, заменяется песнопением «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат»?
— Да, и об этом мы читаем уже в богослужебных рукописях VII века. «Се бо входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится» — жертва не в будущем совершится, а уже совершена. Совершенная жертва торжественно вносится в алтарь (на значении глагола «дориносить» — носить на копьях — мы останавливались в прошлой беседе). Все присутствующие в храме при этом кладут земной поклон. После «Отче наш…» и возгласа «Преждеосвященная Святая святым» в алтаре совершается раздробление Агнца, причащение духовенства. Затем причащение мирян.
Кстати, есть очень интересное действие, которое Уставом не предусмотрено, но совершается на практике: после Великого входа диакон закрывает завесу лишь наполовину. Подумать только: из всех богослужений суточного (да и годичного) круга такое неполное закрытие завесы бывает только на Литургии Преждеосвященных Даров! Литургисты так объясняют смысл этого действия: с одной стороны, после Великого входа алтарь символизирует запечатанный гроб Христа, потому завеса должна быть закрыта. С другой стороны, необходимо, чтобы верующие имели возможность видеть Дары на престоле, для чего завеса должна быть открыта. На полной Литургии завеса после Великого входа сначала закрыта до «Верую…», а затем отверзается и остается открытой до причащения духовенства. На Литургии Преждеосвященных Даров промежуток от Великого входа до причащения духовенства — очень короткий, потому в итоге выбран компромиссный вариант: завеса и частично закрыта, и частично открыта.
— Все знают, что за Литургией Преждеосвященных Даров не причащают младенцев, неспособных еще принять частицу Тела, но лишь каплю Крови — потому, что вино с водой в Чаше не есть Кровь Господа, оно не прелагается, частицы Агнца — Плоти Христовой — опускаются просто в вино с водой…
— Да, именно такое убеждение нашло выражение в современной литургической практике Русской Церкви. Именно поэтому священнослужитель, потребляющий Святые Дары в алтаре, не испивает из Чаши сразу по причащении. Но есть и другая точка зрения: греки считали, что преложение вина в Кровь совершается посредством вложения в Чашу частиц Агнца. Потому на греческом Востоке из Чаши на Литургии Преждеосвященных Даров причащаются священнослужители, и есть практика причащения детей.
После причащения мирян вместо более привычного нам песнопения «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную…» мы слышим «Хлеб небесный и чашу жизни». Примечательно также и то, что меняется заамвонная молитва: вместо «Благословляяй благословящия Тя…» священник читает «Владыко Вседержителю…», в которой есть такие слова: «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению…».
A01.024_03_Песнопения триоди постной.
Песнопения триоди постной.
Третий выпуск «учебного обихода» — «песнопения триоди постной». Его востребованность обусловлена тем, что песнопения Великого Поста исполняются несколько раз в год и сложнее впеваются в сравнении со службами годичного круга.
Сборник традиционно ориентирован на малый клирос с ограниченными возможностями, подборка песнопений в основном «в терцию», что позволяет исполнение неполным составом. Если на вашем клиросе нет мужских голосов, все предлагаемые песнопения могут петь женщины по верхней строчке. Партию тенора могут исполнять низкие женские голоса. Однако некоторые песнопения содержат в верхних голосах сексты (широкое расположение), которые также при необходимости можно исполнять без мужских голосов.
Нотный сборник укомплектован аудиокассетой, что позволяет певчим без музыкального образования разучивать песнопения на слух, запоминая движение мелодии по нотам.
Что касается исполнения прокимна «Да исправится молитва моя» на литургии преждеосвященных Даров, согласно уставу он поется одноголосно чтецом с припевом хора. Однако в современной традиции это песнопение исполняет трио напротив центрального аналоя, а припевает основной хор. Поэтому, если есть возможность выделить из хора крепкое трио и оставить певчих на припевы, мы приводим примеры более сложных вариантов этого песнопения. Если такой возможности нет, то обиходное «да исправится» исполняется сольно, либо регентом, либо чтецом по второму голосу без повышения (запись этого песнопения в одноголосном варианте есть в исполнении хора Валаамского монастыря под управлением иером. Германа, альбом «Се Жених грядет»).
1. Покаяния отверзи ми двери (обиходный напев)
2. Покаяния отверзи ми двери (сокращенный знаменный распев)
3. На реках вавилонских (по С. Трубачеву)
4. Великий прокимен «Не отврати лица Твоего» (сокращенного знаменного распева)
5. Великий прокимен «Дал еси достояние» (Сокращенного знаменного распева)
6. Ектении (постовой напев)
7. Пение на кафизмах (постовой напев)
8. Ирмосы Великого Канона (Д. Бортнянский)
9. Кондак «Душе моя» (Е. Азеев)
10. С нами Бог (Киевский распев)
11. С нами Бог (напев Валаамского монастыря)
12. День прешед (напев Валаамского монастыря)
13. Пресвятая Владычице (Обиходный напев)
14. Помилуй нас Господи (напев Валаамского монастыря)
15. Господи сил (Киевский распев)
16. Тропари на часах
17. Взбранной Воеводе (постовой напев)
18. Последование изобразительных
19. Да исправится молитва моя (обиход знаменного распева)
20. Да исправится молитва моя (Д. Бортнянский)
21. Да исправится молитва моя (Гальтисон)
22. Ныне силы небесныя (по Бортнянскому)
23. Ныне силы небесныя (обиходное)
24. Причастный стих (обиходное)
25. По явлении Святых Даров (глас 8)
26. Во время причащения (болгарский распев)
27. По «Спаси Боже»
28. Отпустительны тропари вечерни
Слово в среду недели 3-й Великого поста
Ныне силы небесный с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы; се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем!
О каком земном торжестве, как бы велико и славно ни было оно, можно сказать таким образом? В земных торжествах, если есть что-либо важное и великое, то оно бывает обыкновенно снаружи, перед глазами всех и каждого; а то, чего не видно, бывает нередко мало, даже низко. А в Таинствах Церкви напротив: видимое часто мало и как будто слишком просто и обыкновенно; а незримое и разумеваемое всегда высоко, свято, Божественно. Так и при настоящем богослужении, по видимости, происходит немного: после пения сего священного гимна, во многих храмах исходит из алтаря один смиренный священнослужитель со святым сосудом в руке и с дискосом на главе. Но сила совершаемого Таинства всегда одна и та же: первый в мире святитель ничего не прибавил бы к важности происходящего, равно как и последний из служителей алтаря ничего не может убавить из его величия. Каждый раз, в каждом храме, вместе с человеками самые силы небесные служат, довершают своим невидимым содействием то, чего недостает в видимых служителях тайны. Кто мог бы поверить сему, представляя себе величие существ премирных? Ибо сказать – силы небесные служат, значит более, нежели как если бы кто сказал: все цари и владыки земные служат. Но с другой стороны, когда слышишь, что во время сего священнодействия входит Сам Царь славы, то всякое недоумение исчезает тотчас. Ибо где Царь неба, там должны быть и небесные слуги Его, как бы высоки и важны они ни были. Как в человеческом быту, царь, где ни явится, – хотя бы в самой последней хижине, хотя бы в темнице, – самый первый вельможа почтет себе за особенную честь сопровождать его, и показывает еще большее внимание и усердие, нежели в самом дворце царском. Так и здесь. С радостью и благоговением чины ангельские предстоят Престолу Божию на небе; но еще с большею (если возможна для них большая) радостью и благоговением являются они на служение Господу своему на земле, в храмах наших, ибо здесь видят они в Нем то, чего не видят на небе; то есть, не только крайнюю Его любовь к нам бедным тварям, но и Его вся превосходящее смирение, по коему Он, будучи Царь славы, является на алтарях наших яко жертва, приносимая за грехи человеческие. Ввиду такого смирения Самого Царя, можно ли думать о своем величии Его слугам? И се, ныне они и с нами, недостойными, служат, и без сомнения, со стократ большею чистотой, благоговением и любовью, нежели мы, нечистые и грешные.
Судите после сего, братие мои, как необходимо и справедливо то, чего требует от нас Святая Церковь, то есть, чтобы мы приступали с верой и любовью к тому, что предлагается ныне на Святой Трапезе. Надобно приступать с верою, ибо если приступить без веры, то, можно сказать, ни к чему и приступать. Ибо, что в это время на Святой Трапезе для человека без веры? Малый по виду, преждеосвященный хлеб, или точнее сказать, часть хлеба, которая приготовлена руками человеческими и, по видимости, мало чем отличается от хлеба обыкновенного. Только для веры этот малый хлеб важнее всего в мире; только она созерцает в нем животворящее Тело и Кровь Христову, в коих заключена для нас жизнь вечная. Посему-то и должно приступать с верою, и притом живою, пред коею невидимое, как видимое. Ибо есть и вера слабая, колеблющаяся, которая мало чем отлична от сомнения, потому и мало приносит плода для человека. Такой слабой верой веровал некогда Петр – и утопал. Ибо не сказано ему: неверный, а «маловере» (Мф. 14:31)! Вера была у него, только слабая; потому и не могла спасти от потопления. При такой вере обыкновенно раздается множество вопросов: что, как, почему, для чего? Между тем как вера полная и живая не знает никаких недоумений: она, по замечанию апостола, «всему веру емлет» (1Кор. 13:7). Нет нужды, что апостол сказал это о любви, а мы прилагаем это к вере; ибо истинная вера и любовь неразлучны друг от друга. Посему-то и в настоящем случае требуется с верою и любовь: «верою и любовию приступим!»
И мне кажется, что если делить неразделимое, то без веры еще приступить можно, ибо для веры в настоящем случае потребно со стороны души нашей даже некое усилие, так как надобно признавать за истину то, что незримо для очей телесных; а без любви, коль скоро есть вера, кажется, нельзя и приступить, то есть, нельзя подойти к сему Таинству и тотчас не исполниться любовью к Спасителю, подобно как нельзя приблизиться к великому огню, и тотчас не почувствовать теплоты и жара. В самом деле, если подобное производит подобное же: то где более места для любви, как не при Таинстве Евхаристии? Что она есть иное, как не выражение величайшей любви к нам нашего Спасителя? Кто, кроме Его, питает тебя Телом и Кровию Своею? Не говори, что это для Него не стоит теперь труда: ибо если теперь нетрудно Ему делать это чудо, то подумай, чего стоило сделать его вначале? Для сего надлежало взойти на Крест, умереть в муках, быть вместе со злодеями, лечь во гроб. Кто сделает для тебя это? Как же после сего приступить к такой любви без любви? «Верою убо и любовью приступим», – как внушает Церковь: приступим верою, прозревая в то, что сокрыто от очей телесных; приступим любовью, предал себя всецело Тому, Кто предал Себя за нас до смерти крестной.
Но, Боже мой, как противны расположение и действия некоторых людей тому, что в настоящем случае быть должно! Не замечаете ли вы, братие мои, как в то самое время, когда Церковь возглашает: «Ныне силы Небесные с нами невидимо служат; се бо входит Царь славы!» – и когда истинно верующие или, что в сем случае одно и то же, все истинно разумные повергаются с благоговением долу, не смея возвесть очей на Святые Тайны, несомые священником, как, говорю, в это самое время иные не только видимо продолжают вращать мирские помыслы в душе своей, но не стыдятся выставлять своего бесчувствия и рассеяния даже наружу – пред вами, так что, когда другие лежат в смирении долу, они стоят бесчинно, заводят разговоры, показывают на лице смех, в движениях неблагопристойность? Вот до чего может простираться, не скажу, безверие, – ибо его часто у таковых людей нет, – а неразумие, безрассудство и бесстрашие! Зачем в таком разе уже и ходить в церковь? Лучше сидеть дома и заниматься каким-либо делом; ибо такое поведение в церкви сопряжено с ужасным грехом для души. В таких людях – на этот, по крайней мере, раз – не только нет никакой любви к своему Спасителю, а напротив, какая-то как бы ненависть и вражда. Ибо как же не вражда, когда ты не только сам не оказываешь уважения к Таинству Господню, а еще возмущаешь собою чувства тех, кои стоят во храме, и не даешь им помолиться с благоговением? Не так ли точно поступают со своими врагами, стараясь отнимать у них уважение, им оказываемое? Вероятно, таковые люди не представляют себе этого, но поступок их оттого не лучше; и если Церковь о верных чадах своих говорит, что с ними находятся в храме силы небесные, то о сих несчастных должно сказать противное, что с ними и в храме – силы преисподние, научая их глумиться, когда должно плакать; заводить разговоры, когда от благоговения надлежало бы в молчании пасть на землю. Не возмущайтесь, братие мои, таковым бесчинством: оно попущается Господом для нашего испытания! Ибо Он мог бы тотчас послать на таковых гром и молнию. Самые силы небесные, в храме находящиеся, не замедлили бы стать за честь своего Владыки, и обратили бы в прах безумных презрителей дома Божия; но милосердие Божие терпит их, давая время на покаяние, а с другой стороны испытывая сим нашу веру и терпение в молитве. Посему, говорю, не смущайтесь много сим несчастным примером; но тем паче не увлекайтесь им к подражанию. Ибо, чему тут подражать? Кто бы ни были такие люди, чем бы ни отличались в мире, поступая таким образом, они глупее малолетних детей. Ибо дитя, когда видит, что перед ним происходит что-либо важное и священное, стоит внимательно, устремив взоры на происходящее. Посему тут место не подражанию, а сожалению, ибо как не пожалеть о таком бесчувствии и забвении не только святости места, но и всякого приличия? Чтобы, однако же, подобный пример не оказал какого-либо вредного действия на малолетних, кои еще не могут судить о лицах и вещах правильно; то не оставляйте внушать детям вашим, как худо поступают те, кои ведут себя в церкви таким образом, как это глупо, бесчестно и богопротивно, как все этим недовольны, дабы заранее поселить таким образом в них уважение к храму Божию. Ибо и сии несчастные своевольцы поступают бесчинно в храмах, по всей вероятности, потому, что с младых лет не было кому наставить их и внушить, что значит храм, и что здесь, во время совершения Таинств, сами силы небесные с нами невидимо служат. Аминь.
Греческий:
Νῦν αἱ Δυνάμεις τῶν οὐρανῶν
σὺν ἡμῖν ἀοράτως λατρεύουσιν.
Ἰδοὺ γὰρ εἰσπορεύεται ὁ Βασιλεὺς τῆς δόξης.
Ἰδοὺ θυσία μυστική, τετελειωμένη, δορυφορεῖται.
Πίστει καὶ πόθῳ προσέλθωμεν,
ἵνα μέτοχοι ζωῆς αἰωνίου γενώμεθα.
Ἀλληλούϊα.
Церковнославянский:
Ныне Силы Небесныя
с нами невидимо служат,
се бо входит Царь Славы,
се жертва тайная совершена дориносится.
Верою и любовию приступим,
да причастницы жизни вечныя будем.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Перевод Ольги Седаковой:
Ныне Силы небесные
с нами невидимо служат,
ибо вот, входит Царь Славы,
вот Жертва таинственная, принесенная (1), (ими) сопровождается (2).
С верою и любовию (3) приступим (к Ней),
чтобы причастниками вечной жизни стать.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Песнь Ныне Силы Небесныя звучит на Литургии Преждеосвященных Даров и поется на великом входе, когда священник переносит уже освященные на воскресной литургии Святые Дары с жертвенника на престол. На «полных» литургиях (на которых совершается приношение и освящение Даров) во время великого входа поется песнопение, которое называется песнью приношения. На Литургии свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого это «Херувимская» (Иже Херувимы), за исключением литургии Великого Четверга, когда ее заменяет пение молитвы Вечери Твоея тайныя, а в Великую Субботу звучит песнопение Да молчит всякая плоть человеча. Двум последним песнопениям будут посвящены отдельные комментарии.
(1) Совершeна (τετελειωμένη) – уже принесенная, освященная.
(2) Дориносится (δορυφορεῖται) – здесь нас встречает тот же, что и в «Херувимской», труднопереводимый глагол δορυφορεῖται – буквально «копьеносится». Как известно, в церковнославянских словах дориносимый, дориносится первая часть греческого глагола – δορυ – осталась без перевода; в дониконовском варианте здесь было дароносится, дароносимый. Но и целиком переведенный, этот глагол не становится понятнее: копьеносится, копьеносимый; копьеношение имеет в виду древний обряд триумфального входа цесаря-победителя, которого несет на щите и окружает почетный эскорт копьеносцев. Этот образ римского победного шествия появляется в разных Литургиях в связи с великим входом: как победитель и царь входит Христос в окружении ангельских Сил. Здесь мы предлагаем упрощенный перевод: «сопровождается».
(3) Верою и любовию. Нужно заметить, что слово любовь здесь передает не греческое ἀγάπη (как обычно), а πόθoς – сильное желание, влечение. Слово πόθoς в церковнославянском чаще передается как желание: Иисусе, желание мое (Акафист Господу нашему Иисусу Христу).
Начнем с того, о чем мы говорили в наших первых комментариях: значение и значимость отдельного литургического песнопения зависят от того места, которое ему отводится в целом: в целом данного богослужения, в целом всего литургического года. Мы вспоминали в связи с этим образ мозаики. Можно вспомнить и другой образ: калейдоскопа. Одни и те же частицы, перемещаясь в зеркальной призме, складываются в разные узоры. Мы говорили о том, как меняется смысл «Песни Симеона», Ныне отпущаеши, когда его поют на обычной вечерне – или же в праздничном чине Сретения.
Описать поэтику литургических песнопений не получится без выхода за пределы собственно словесного текста. Словесная композиция входит в сложное целое храмового богослужения, которое составляют и пространственные движения, жесты, и музыкальное интонирование, и свет, и запах. Те или другие модуляции смысла отдельных слов зависят и от совсем не словесных моментов – таких, как характер исполнения: быстро или протяжно исполняется песнопение, читаются его слова или поются, и если поются, то на какой глас. Где их поют: на клиросе, или у Царских врат, или в центре храма… Как их слушают молящиеся: стоя, или коленопреклоненно, или даже простершись. Как освещен в это время храм: в полутьме и при полном торжественном свете слова звучат иначе.
Великопостная Литургия Преждеосвященных Даров во всех этих отношениях отличается от «полных» литургий. В ней есть особая тихая торжественность «жертвы вечерней». В этом пространстве внутренне изменяются некоторые из хорошо знакомых и часто исполняемых стихов: можно сказать, что Преждеосвященная придвигает их ближе, чем обычно, к центру богослужения – или «выдвигает вперед», или «приподнимает». По своей весомости они как будто приближаются к тайносовершительным словам. Речь идет, прежде всего, о двух песнопениях, которые так величественно звучат (и, соответственно, так много значат) только на Преждеосвященной: Свете тихий и Да исправится молитва моя. Избранные стихи 140-го псалма Да исправится молитва моя наполняются здесь необычайной значительностью. Они поются перед Царскими вратами, их слушают коленопреклоненно. В образе кадильного дыма, восходящего от земли к небу, мы переживаем всю реальность этой исходно вечерней Литургии с ее покаянным, углубленно молитвенным настроением. Огромной весомостью наполняется и молитва Свете тихий: здесь, в великопостной службе, она отчетливо связывается с темой света, центрального образа Преждеосвященной: ср. возглас Свет Христов просвещает всех, благословение стоящих на коленях молящихся свечой и кадилом. Свет и восходящий вверх благовонный дым: два вечерних образа великопостной Литургии.
И, конечно, песнопение, которое мы комментируем принадлежит к самым сильным впечатлениям Великого поста. Оно не звучит в другое время. Мы не можем не чувствовать его «чрезвычайности»: оно появляется там, где все привыкли ожидать Иже Херувимы. Слова «Херувимской» при этом не могут не вспоминаться.
Иже херувимы тайно образующе,
и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе,
всякое ныне житейское отложим попечение.
Яко да Царя всех подымем
ангельскими невидимо дориносима чинми.
Аллилуиа.
Таинственно изображая Херувимов
и Животворящей Троице трисвятую песнь с ними вместе воспевая,
оставим теперь все житейские заботы.
Примем же Царя вселенной,
невидимо сопровождаемого Ангельским воинством.
Аллилуиа.
Ныне Силы Небесныя (точнее, первые четыре стиха песнопения) говорит о том же: о сослужении людей и ангелов при триумфальном царском входе Христа. Больше того – оно включает в себя те же слова: тайно, невидимо, дориносится, Царь. Наше песнопение так же, как «Херувимская», начинает с ангелов (именуя их иначе: не Херувимы, а Силы Небесныя). Но его общее звучание (и фонетическое в том числе) иное. В этом песнопении больше молчания – одной из главных тем Великого поста.
Отметим некоторые различия двух этих песнопений великого входа. Ангелы и люди не сближены здесь так, как в «Херувимской»: ангелы «с нами служат», но мы не «изображаем их», не принимаем на себя их образ и не поем с ними их песнь, известную из пророческого откровения (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6:3)). Еще дальше разведет людей и ангелов песнопение входа Великой Субботы:
Да молчит всякая плоть человеча,
и да стоит со страхом и трепетом,
и ничтоже земное в себе да помышляет.
Здесь уже речь идет не только не о совместном пении трисвятой песни, но о полном молчании всякой плоти (плоть на библейском языке означает человека; плоть человеча – собственно, удвоение: пусть молчит все человеческое в человеке). Служение людей здесь выражается в молчании.
Ангелы названы в нашем песнопении Силами (Силами Небесными). Можно понимать это и как общее именование всех бесплотных Сил, можно – как один из ангельских чинов, то есть собственно Силы, пятый чин, занимающий срединное место в срединной триаде ангелов. С образом Сил как пятого чина в особенности связаны темы военной славы и чудес (силы по-славянски значит и чудеса: И не сотвори ту сил многих – и не совершил там многих чудес (Мф. 13:58)). Одно из самых запоминающихся песнопений Великого поста, Господи Сил с нами буди усиливает присутствие темы Сил, воинства Небесного в общем воздухе Великого поста, долгой духовной брани.
Царю всех (Царю вселенной) из «Херувимской» в нашем песнопении отвечает Царь Славы. Это довольно значительная модуляция. Царь Славы – именование Господа, взятое из псалма: «Возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы; Господь крепок и силен, Господь силен в брани Господь сил сей есть Царь Славы» (Пс. 23:7–10). Этот псалом, истолкованный как пророчество о Христе, включен в молитвенное последование к Причастию. Но важно то, что в именовании Царь Славы очень сильна связь с Крестной мукой. На месте современного надписания на Кресте «И.Н.Ц.И.» (Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19)) в дониконовское время традиционной была надпись Царь Славы. В иконописи Царем Славы именуется и образ Христа, восседающего на престоле Судии, и другой образ – Христа Распятого. Крест – царский престол Царя Небесного.
Вторая часть песнопения «Ныне Силы Небесныя» уже не соотносится с «Херувимской». Эти два стиха – приглашение к Причастию. Это приглашение к Причастию – «верою и любовию» – отличается от формулы «полных» литургий: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». Само соединение слов «верою и любовию» иногда встречается и в других литургических песнопениях (в некоторых акафистах и поздних тропарях иконам Богородицы).
Песнопение Ныне Силы Небесныя отличает удивительная красота фонетических отношений, спокойное движение фразы. Но мы вновь отложим разговор о звуковом строении литургической поэзии на будущее.