Начало учебного года — огромный стресс для ребенка. Смена режима, серьезные нагрузки и проблемы психологического характера. Найти общий язык с одноклассниками — настоящее испытание. Особенно если это первоклашка или просто новичок, то есть тот, кому по тем или иным причинам школу пришлось поменять. Иногда, не сумев подружиться со сверстниками, дети могут попасть в настоящую беду.
Репортаж Екатерины Качур.
Он чувствует на себе десятки оценивающих взглядов, пытается запомнить имена одноклассников, старается, чтобы его рукопожатие было сильным. Но земля уходит из-под ног, и, кажется, этому дню никогда не придет конец. Сережа Лизяев из Ульяновска — новичок. В этом пятом классе ему придется заново находить друзей и завоевывать авторитет.
Юлия Лизяева, мать Сережи: «Вообще я очень переживаю по этому поводу, и мы с сыном много разговаривали на эту тему. Он расстраивался по поводу того, как его примут в новой школе, в новом коллективе».
Для одиннадцатиклассницы Маши из Москвы — это проблема давно позади. Но она никогда не забудет, как стиснув зубы дралась на переменах с девчонкой, которой не понравилось Машино появление в родном коллективе. Теперь они лучшие подруги, и трудно представить, сколько было пролито слез на парты третьего «А» класса.
Мария Ребане, ученица 11 класса: «Ну, она там лидером была, а я тоже была лидером в своем классе, и она меня почуяла. Ну, мы сначала решили ссорится, а потом решили дружить».
Класс лидеров — это ловушка для замкнутого человека, говорят психологи. Чтобы ужиться в таком коллективе, нужно самому быть яркой личностью. А вот скромника и тихоню класс может просто раздавить. Так случилось с одной девочкой, которая не захотела попадать в объектив камеры. Машин коллектив выдворил ее из своих рядов.
Мария Ребане, ученица 11 класса: «К ней отношение было пренебрежительное. Не такое, конечно: «Света уйди, Света, заткнись». Но такое, что она где-то сидела одна, и ничего не делала. А когда приходишь в новый класс, нужно обязательно обращать на себя внимание, подходить к людям, заявлять себя, как личность. Чтобы люди поняли, что ты человек, достойный их внимания».
Яркая личность тоже может оказаться чужой среди своих, если попадет в среду так называемых серых мышек. Именно они, безликие, собравшись в группу, испытывают невероятную потребность доказать свою власть. Они наделяют новичка всеми негативными качествами, навешивают на него ярлыки, обвиняют в предательстве и начинают настоящую травлю. Этот сюжет настолько типичен, что даже вошел в историю российского кинематографа.
В фильме Ролана Быкова «Чучело» героиню Кристины Орбакайте чуть ли не сжигают на костре. Подобная жестокость встречается и
14-летняя Наташа Суворова из Тюмени выбросилась с 8-го этажа, не выдержав издевательств и побоев одноклассниц.
Чудовищные пытки со стороны трех ее сверстниц вызваны завистью. Наташа была слишком хороша собой. Сейчас она — на больничной койке. А кадры побоев, хладнокровно снятые товарищами по классу, стали основным доказательством в заведенном уголовном деле.
А эту драку сняли на камеру мобильного телефона и разместили в Интернете. Так завистницы расправляются с новичками. Не редко подобные ситуации провоцируют сами учителя. Когда едкими замечаниями в адрес нового ученика, а когда просто равнодушием к страданиям отверженного.
Надежда Гарниш, завуч по воспитательной работе школы г Москвы: «Чем меньше дети, тем они более жестокие. Потому что они не совсем понимают, что делают, они основываются на своих чувствах и ощущениях. Понимание того, что они поступили жестоко и сделали кому-то больно, приходит потом. Но, тем не менее, этот процесс управляем, для этого мы, взрослые, здесь и есть».
Лия Пшеничникова, школьный психолог: «Родители не должны обесценивать его проблемы. Основная задача родителей с помощью вопросов уточнить, что происходит, и помочь подростку выразить свои чувства. И если наболело, то чтобы отплакалось, если обида накипела, чтобы она была выражена. И после этого выражения можно было строить какой-то план».
Единого плана нет. Психологи советуют лишь не кидаться в крайности не подчиняться классу, с одной стороны, и не противопоставлять себя с другой.
Борис Грачевский, художественный руководитель журнала «Ералаш»: «В коллективе обычно один хам, один дурак, один жадина, один добрый, один умный — это ведь на самом деле модель общества. Конечно, уходит энное количество времени, ибо коллектив сразу принимает в штыки любого чужака».
По словам известного знатока ученических проблем Бориса Грачевского, смена школы — колоссальный опыт в человеческих отношениях. Пятиклассник Сережа пока этого не знает. Он еще десятки раз в этой жизни будет новичком. Но первый экзамен на «свой — чужой» всегда останется самым сложным.
Ведущая: «Мне повезло. Все годы я проучилась в одной и той же школе, и в роли новичка могла почувствовать только однажды, придя в 1 класс. Но, я помню, как сложно приживались те, кто приходил к нам позже. О том, как же уменьшить нервное потрясение ребенка, который меняет школу и помочь ему быстро завести новых друзей, мы поговорим с психологом Ириной Поповой. Скажите, с чего нужно начать ребенку знакомство с новой школой. Попросить помочь педагогов, может быть, родители должны помочь. Или ему самому на переменке подойти к ребятам познакомится».
Гость: «Вы знаете, я бы, рекомендовала начать знакомство с новой школой немножко заранее, пройти дорогу до школы, новую дорогу до школы. Попросить администрацию, и, может быть, пройти по пустой школе, посмотреть, где находится буфет, раздевалка. Чтобы ребенок мог себе представить и самостоятельно потом найти во время перемены необходимые какие-то вещи. Чтобы не было такого дополнительного стресса, еще и с этим связанного».
Ведущая: «Ну, вот, первое вхождение в класс. Десятки глаз настороженных, ребята не знают, кто к ним пришел. Как этот контакт должен произойти».
Гость: «Над этим должны поработать, прежде всего, родители. Прежде всего, нужно детей наших хвалить, потому что если мы верим в них, если мы вселяем в них эту уверенность, если мы уверены в их успехе будущем, то и ребенок начинает верить в себя, и тогда он не окажется в ситуации изгоя, не окажется тогда замкнутым, потому что он знает, что я-то хороший. И тогда нет никаких препятствий для того, чтобы выстроить отношения с другими ребятами в классе».
Ведущая: «Ну, вот какой срок адаптации. Вот за сколько ребенок должен уже войти в коллектив уверенно».
Гость: «Ну, это очень индивидуально. Задача родителей также поддержать какое-то неформальное общение ребенка с одноклассниками вне стен школы, может быть. Пригласить домой ребенка, в кино. Вот, все, что угодно для того, чтобы ребенок почувствовал себя своим среди новых одноклассников».
Ведущая: «Вот, бытует такое мнение, что, если у ребенка не заладились отношения с учителями, они уже заранее уверены в том, что он среди неуспевающих, иногда советуют поменять школу. И, якобы, в новом коллективе у ребенка наоборот может появиться какой-то новый стимул. Новый такой потенциал открыться и он начнет учиться лучше, потому что другие учителя, другие ребята. И он может все, как с чистого листа начать. Согласны ли вы с таким мнением?»
Гость: «Вы знаете, нет, я не согласна с таким мнением, потому что бегать от сложностей бессмысленно. И нужно решать ситуации в данном, конкретном месте. Если не заладились отношения, то почему? И, прежде всего, в общем-то, отношения с учителями, это не отношения маленького ребенка и учителя. Это отношения его родителей и учителя. Поэтому, если что-то не ладится, это задача родителей. Лишний раз придти, поговорить, разрешить какие-то такие непонятные ситуации. То есть, попытаться нейтрализовать эту ситуацию. Сделать ее более комфортной для ребенка, прежде всего».
Содержание
- Что делать?
- Сверстники — Ролингс Марджори Киннан — Страница 1
- Читать онлайн «Весёлые школьные рассказы» автора Постников Валентин Юрьевич — RuLit — Страница 1
- Урок литературного чтения в 4 классе. Книги о сверстниках, о школе
- Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Мы идем в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе
Что делать?
Конечно, при переходе ребенка в новый класс ему необходима помощь и поддержка родителей, однако процесс адаптации можно существенно облегчить, если заранее подготовиться к этому волнующему событию.
1. Создайте интересный образ ребенку.
Чтобы привлечь интерес одноклассников к новичку, обеспечьте его особенными школьными «фишками»: интересной канцелярией, технологичным рюкзаком, модными часами и т.п. Обдумайте вместе с ребенком, какую жизненную историю можно предоставить классу и как ее рассказать так, чтобы привлечь внимание, но не перейти на хвастовство или противостояние. Возможно, это будут смешные случаи из жизни «на старом месте», увлекательные моменты из семейных путешествий или рассказы о хобби ребенка.
2. Научите не стремиться нравиться всем.
Объясните ребенку, что он не должен пытаться понравиться всем, поскольку это просто невозможно. Расскажите, что в классе могут существовать разные группы, придерживающиеся разных взглядов, а ему лишь надо определиться, кто из одноклассников ближе ему самому ближе «по духу», с кем ему интересно, и именно с ними стараться подружиться.
3. Научите «не быть выскочкой».
Дети не любят тех, кто слишком выделяется, пытается показать свое превосходство. Поэтому постарайтесь, чтобы одежда, гаджеты и другие аксессуары ребенка, по возможности, соответствовали среднему уровню класса. Кроме того, высокие умственные способности новичка тоже могут быть причиной неприятия. Поэтому объясните ребенку, как правильно показывать свои знания, не опережая и не подставляя одноклассников. Например, не стоит дополнять ответ ученика без просьбы учителя, а вот желание вызваться к доске на сложную для одноклассников тему, скорее всего, вызовет положительный отклик класса.
4. Будьте в курсе событий.
Постарайтесь заранее познакомиться и поговорить с учителями, рассказав им об особенностях вашего ребенка, его предпочтениях или проблемных моментах, а заодно выясните основные моменты нового места: какой дресс-код, как проходят перемены, какие правила существуют в классе и школе. Чем больше вы узнаете, тем лучше сможет подготовиться ребенок. Чтобы лучше понимать, как обстоят дела в классе, какая складывается атмосфера, вы можете войти в родительский комитет.
5. Научите доверию.
Побуждайте ребенка рассказывать вам о своих школьных делах, сами будьте с ним откровенны и искренни, с детьми младшего школьного возраста больше разговаривайте о похожих сюжетах сказок, фильмов, книг. Важно, чтобы общение было непринужденным, а ситуации понятны ребенку, но не связаны с ним напрямую.
Адаптация в новом коллективе – это сложный процесс для ребенка, но поддержка и участие родителей помогут школьнику справиться с ситуацией за короткое время. Если же вы замечаете, что ребенок слишком болезненно переживает переход в новый класс, а симптомы дезадаптации лишь усугубляются со временем, стоит обратиться к психологу, чтобы разобраться в причинах и как можно быстрее их устранить.
Вы переехали, и твоему ребенку предстоит идти в новую школу? Твои переживания по поводу того, как малыш приживется в новом классе и сможет ли быстро найти друзей, вполне естественны. Есть несколько несложных правил, которые помогут новенькому влиться в коллектив и быстрее адаптироваться.
Общение и еще раз общение
Посоветуй малышу быть доброжелательным и общительным. Даже если твой ребенок стеснительный и ему сложно первому завязать знакомство, наверняка найдется более смелый одноклассник, который начнет общение. Поводом может послужить красивый пенал или ранец с изображением мультипликационного героя. Естественное поведение, улыбка и умение слушать помогут быстрее наладить контакт.
Учительница – вторая мама
Пообщайся с классным руководителем и школьным психологом. Именно эти люди в первую очередь смогут сократить и облегчить для ребенка процесс адаптации. Педагоги хорошо знают класс, в который пришел твой ребенок, поэтому смогут тебе подробно рассказать об атмосфере и укладе жизни в коллективе. В свою очередь тебе стоит сообщить учителям об особенностях малыша (медлительность или чрезмерная обидчивость ребенка).
Познакомься с друзьями ребенка
Лучший способ узнать, с кем же общается твой ребенок – это познакомиться с ними. Попробуй устроить в классе праздник, позже можно пригласить новых одноклассников малыша и к себе в гости. Придумай развлечения, организуй вкусный «перекус», будь веселой и дружелюбной. Дети всегда чувствуют, когда с ними общаются на равных. А тот факт, что одноклассники твоего малыша будут считать его маму «прикольной», только добавит очков твоему чаду в новом коллективе.
Будь готова к тому, что не все может складываться гладко. Школа – репетиция взрослой жизни, поэтому дай ребенку шанс самому научиться улаживать конфликтные ситуации. Это качество ему очень пригодится во взрослой жизни. А твоя задача – быть рядом, прислушиваться и чувствовать своего ребенка, чтобы в случае необходимости прийти на помощь. Для маленького школьника любовь и поддержка родителей – главное средство от стресса.
Сверстники — Ролингс Марджори Киннан — Страница 1
Марджори Киннан Ролингс
Сверстники
Глава первая
Дымок тонкой струйкой поднимался из трубы прямо вверх. Голубой у её глиняно-красного среза, он уплывал в синеву апрельского неба и был уже не голубой, а серый. Джoди смотрел на него, раздумывая. Огонь в очаге угасал. Они только что отполдничали, мать прибирала посуду. Была пятница. Мать подметёт в доме метлой из веток ти-ти, а потом примется оттирать пол мочалкой из обвёрток кукурузных початков. В таком случае она не сразу хватится его, и он успеет добраться до Серебряного Дола.
Он постоял с минуту, держа на плече мотыгу.
Всем бы хороша была росчисть, если б только не эти непрополотые ряды молодых всходов кукурузы. Дикие пчёлы обнаружили мелию у калитки. Они жадно зарываются в нежные бледно-лиловые соцветия, словно и нет в зарослях других цветов, словно они забыли о жёлтом жасмине мартовской поры, о ждущем их в мае цветении магнолии и лавра. Если проследить за стремительным полётом их золотисто-чёрных тел, подумалось Джоди, то можно найти дерево с дуплом, полное янтарного мёда. Зимний запас сиропа из сахарного тростника подошёл к концу, и от ягодных варений тоже почти ничего не осталось. Найти дерево с дуплом куда достойнее, чем тяпать мотыгой; ничего с ней не сделается, с кукурузой, может и подождать денёк.
Полдень полон какого-то кропотливого копошенья. Это ощущение точит его, как пчела цветок: прочь отсюда, сначала через росчисть, потом сосняком, а там вниз по дороге к бегучему ручью. Пчелиное дерево должно быть где-то возле воды.
Он приткнул к изгороди мотыгу, прошёл по кукурузному полю, и вот уж его не видно из дому. Он на руках перемахнул через изгородь. Джулии, старой охотничьей собаки, нет дома; отец увёз её с собой в Грейaмсвилл, но бульдог Рвун и их новая дворняжка Резвуха заметили взметнувшуюся над изгородью тень и кинулись к ней. Рвун взлаял низким басом, голос Резвухи был пронзителен и высок. Узнав его, собаки заискивающе завиляли короткими хвостами. Он прогнал их обратно. Они равнодушно смотрели ему вслед. Жалкие, никчемные твари, подумалось Джоди, всё бы им гонять, хватать, убивать. Он их не интересовал, разве когда приносил им плошки с объедками по утрам и вечерам. Старая Джулия, та могла быть ласковой с людьми, но свою уже беззубую преданность дарила одному только его отцу, Пенни Бэкстеру. Джоди пробовал подольститься к ней, но она решительно не хотела иметь с ним дела.
– Вы оба были ещё щенками, – объяснял отец, – десять лет назад это было, тебе два года, а она совсем ещё крошка. Ты примял её, не нарочно, конечно. И вот теперь она не может довериться тебе. С собаками это часто бывает.
Джоди обогнул сараи и кукурузный амбар и пошёл через дубняк на юг. Ему бы такую собаку, как у бабушки Хyтто. Она такая беленькая, кудрявенькая и умеет делать разные штуки. Когда бабушка Хутто начинает смеяться так, что вся трясётся и не может остановиться, собака прыгает ей на колени, лижет её в лицо и машет своим перистым хвостом, словно смеётся с нею вместе. Он бы обрадовался любому зверьку, лишь бы тот был его собственный, лизал бы его в лицо и повсюду ходил за ним, как старая Джулия за отцом.
Джоди выбрался на песчаную дорогу и припустил бегом на восток. До Дола было две мили, но ему казалось, что он может бежать вечно. В его ногах не было боли, как на прополке кукурузы. Он замедлил бег – пусть подольше продлится дорога. Вот он миновал высокий сосновый лес и оставил его позади. Здесь скраб вплотную подступал к дороге, и она шла, с обеих сторон теснимая частоколом песчаных сосен, таких тонких, что каждая из них, казалось, могла служить лучиной для растопки.
Тут был подъём, и на его вершине он остановился. Апрельское небо, окаймленное ржавым песком и соснами, было синее, как его рубаха из домотканой холстины, окрашенной индиго бабушки Хутто. Маленькие облачка на нём стояли неподвижно, белые, словно хлопковые коробочки. Он смотрел и смотрел, как вдруг солнечный свет пригас на мгновение, облака посерели.
«Ещё до вечера брызнет дождичек», – подумал он.
Вниз под горку манило бежать вприпрыжку. А вот и дорога на Серебряный Дол, толсто подостланная песком. Беярия, пиерис и искрянка уже стояли в цвету. Он перестал бежать, замедлил шаг, – он проследит перемены в мире растений на каждом дереве, на каждом кусте, знакомом и неповторимом. Вот магнолия, на которой он вырезал морду дикой кошки. Вся растительность говорила о том, что где-то близко – вода. Странное дело, думалось ему, что поджарые сосны всегда растут в зарослях, тогда как при всяком ручье, при всяком озере или реке растут магнолии: ведь земля есть везде земля, а дождь – везде дождь. Собаки, например, повсюду одинаковы, и волы, и мулы, и лошади тоже. А вот деревья разные в разных местах.
«Наверное, это оттого, что они не могут сойти с места, – решил он. Им приходится питаться тем, что лежит в земле под ними».
Восточная кромка дороги вдруг отлого шла вниз и там, футах в двадцати у него под ногами, спускалась к ручью. Крутогор этот густо порос магнолиями, гордониями, камедными деревьями и сероствольным ясенем. В их прохладной тени он сошёл к ручью. Им овладела острая радость. Это было потайное, восхитительное местечко.
Прозрачный, как колодезная вода, родник бил из песка неведомо откуда. Казалось, берега, словно две зелёных облиственелых руки, сложились горстью и держат его. Там, где вода поднималась на поверхность, бурлил небольшой водоворот. В нём кружились крупинки песка. Чуть повыше над берегом бил из земли основной родник: он проточил себе русло в белом известняке и стремительно бежал вниз по склону, разрастаясь в ручей. Ручей вливался в озеро Джордж, а озеро Джордж было частью реки Сент-Джонс – крупной реки, которая текла на север и впадала в море. Это было волнующее зрелище – наблюдать начало океана. Конечно, существовали и другие начала, но это было его собственное. Приятно думать, что никто, кроме тебя, не бывает здесь. Только ты, дикие звери да томимые жаждой пчёлы.
Пробежка разгорячила его. Сумрачный дол словно прикоснулся к нему своими прохладными руками. Он подвернул свои синие бумажные штаны и стал голыми грязными ступнями в мелкую воду родника. Пальцы ног тотчас ушли в песок, он мягко просочился между ними и обволок его костлявые лодыжки. Вода была до того холодная, что в первое мгновение обожгла кожу. Потом с булькающим звуком быстро потекла между его тонкими ногами, и это было страшно приятно. Он стал ходить по воде взад и вперёд, подковыривая большим пальцем гладкие камни, попадавшиеся ему на глаза. Стайка гольянов прыснула от него вниз по ручью, и он погнался за ней по мелководью, но они скрылись из виду так внезапно, словно их и не было вовсе. Тогда он присел под голым, нависающим над водой корневищем живого дуба; ручей образовал тут глубокий прудок, и Джоди надеялся, что гольяны появятся вновь, но лишь зелёная лягушка, дёргаясь, всплыла из-под слоя грязи, вытаращилась на него и в паническом страхе нырнула под корневище. Джоди рассмеялся.
– Не бойсь, не трону! – крикнул он ей. – Я не енот!
Лёгкий ветерок всколыхнул сомкнутый шатёр веток над его головой. В просветы между ветками на его голову, плечи брызнул солнечный свет. Это было приятное ощущение: голове тепло, а загрубелым, мозолистым ступням студёно.
Ветерок спал, солнце снова закрылось. Джоди перебрался на противоположный берег: растительность там была не такая густая. Низенькая карликовая пальма тихонько тронула его на ходу. Это напомнило ему о том, что его нож тут, у него в кармане; что не далее как на рождестве он мечтал о том, чтобы смастерить себе мельницу-махалку. Джоди ещё ни разу не случалось сооружать мельницу-махалку самому. Оливер, сын бабушки Хутто, моряк, всегда делал их для него, когда приезжал домой на побывку. Джоди сосредоточенно нахмурился, вспоминая, под каким углом должны располагаться крылья махалки, чтобы она вращалась равномерно. Он срезал две ветки с развилкой и выстругал из них рогульки одинаковой величины. Оливер особенно заботился о том, чтобы поперечина была круглой и гладкой, вспомнилось Джоди. Примерно вполвысоты берегового ската росла дикая вишня. Он поднялся к ней, срезал веточку, ровную и гладкую, как полированный карандаш, затем выбрал пальмовую ветку и вырезал из её твёрдой волокнистой древесины две дощечки в дюйм шириной и четыре длиной. В каждой из них, ровно посерёдке, он прорезал щель, чтобы как раз проходила вишневая палочка. Пальмовые дощечки должны располагаться под тем же углом, что крылья ветряной мельницы. Он старательно примастачил их.
Читать онлайн «Весёлые школьные рассказы» автора Постников Валентин Юрьевич — RuLit — Страница 1
Валентин Постников
Веселые школьные рассказы
«Королевские уши»
Как-то раз, на уроке истории, мы с Петькой стали спорить, у кого из нас уши больше. Я говорил, что у него, а Петька уверял, что у меня. Спорили, спорили, а потом взяли обыкновенную школьную линейку и стали измерять уши.
Я – у него, он – у меня.
– У тебя, – сказал Петька, – уши, как у слона – ровно двенадцать сантиметров!
– А у тебя, – как у жирафа! – заливался я. – Ровно тринадцать сантиметров.
– Врёшь! – разозлился Петька. – Дай-ка я возьму свою линейку, она у меня поточнее любой другой будет. На ней даже миллиметры самые точные.
Петька схватил с парты линейку и, высунув язык, стал измерять мои уши по новой.
– А знаешь, я немного ошибся, – подмигнул он мне. – У тебя уши меньше чем у слона. У тебя уши, как у осла. Ты форменный осёл!
И Петька злорадно захохотал.
– А у тебя уши как у ишака, – не растерялся я. – Ты форменный ишак.
– Да ты на себя посмотри, – закатил глаза Петька. – Ослиная морда.
– Сейчас как дам линейкой, – рассердился я. – Жираф несчастный.
– А левое ухо у тебя вообще больше правого, – продолжал Петька. – Ты разноухий осёл.
Мы так раскричались, что не заметили, как к нам подошёл наш учитель истории Семён Семёнович.
– О чём спорите ребята? – спросил он.
– Спорим, у кого из нас уши больше, – первым отозвался я. – Он меня жирафом обозвал. А у самого уши длинные как у осла.
– Эх, вы, – засмеялся учитель. – Спорите, у кого уши больше и не знаете, что в древние времена, длинные уши ценились на вес золота.
– Как это? – удивились мы.
– А так, – ответил учитель. – У персидского царя Кира был в те далёкие времена телефон.
– Телефон? – в один голос ахнули мы с Петькой.
– Да, – кивнул учитель. – У царя на службе состояло тридцать тысяч человек; их называли «царские уши». Со всей страны на эту службу, отбирали людей только самых ушастых и с хорошим слухом. Они стояли на вершинах холмов и сторожевых башен в пределах слышимости друг от друга и таким образом передавали приказы царя по всей стране.
– Для чего? – не понял я.
– А для того, чтобы приказы царя разлетались по всей стране как можно быстрее, – ответил учитель. Царский указ моментально долетал до самых отдалённых уголков страны. Таких царских слухачей очень ценили, и платили им золотом.
– Вот это да! – удивились мы.
– Ладно, так уж и быть, – заулыбался Петька, – у меня уши длиннее…
– Фиг тебе, – рассердился я. – Ты же сам сказал, что у меня уши как у осла. Значит мои длиннее.
– А у меня – как у жирафа! – напомнил Петька.
– Если так, – засмеялся учитель. – У вас у обоих – «царские уши».
И я представил себе, как стою на высокой башне и слушаю, чего там Петька кричит мне с соседней горы. Эх, хорошо иметь длинные уши.
Ай, да Пушкин
Вообще-то я уроки обычно учу. Но сегодня решил – баста! Больше учить не буду. Если что, кто-нибудь выручит, да подскажет. Да хоть бы сегодня: Колька Громушкин не выучил – а ему подсказали, и он пять получил пять.
Лучше я буду слух тренировать – принял я твёрдое решение. Забросил учебники и отправился во двор. Весь день гонял мяч, запускал змея с Васькой, да смотрел, как старушка из третий квартиры голубей кормит.
И вот наступил новый день. На математике меня не спросили, и на уроке истории тоже. Мне даже обидно стало: не удалось слух проверить. Хороший он у меня или не очень.
Но на последнем уроке мне всё таки повезло – Марья Ивановна меня вызвала. Оказывается, нам вчера задали выучить наизусть: «Сказку о царе Салтане» Пушкина. Ну не всю конечно, а только отрывок, но я его не выучил. Вот и отлично, – обрадовался я, – сейчас я проверю, хороший у меня слух или нет.
– Выучил? – спросила Марья Ивановна.
– Конечно, – говорю, – выучил. – А как же иначе!
– Ну, тогда, рассказывай, – говорит Мария Ивановна. А сама очки с носа сняла и приготовилась слушать. Она у нас очень Пушкина любит.
Ну, начало то я помнил и потому смело выкрикнул:
– Три девицы под окном…
Сказал, а сам уши навострил и глазами стал страшно вращать, мол, давайте мол, подсказывайте.
– Ну, что же ты остановился? – спросила учительница. – Мы тебя внимательно слушаем.
И вдруг слышу, Петька со второй парты мне подсказывает:
«Три девицы под окном,Пили фанту под крыльцом».
Только я собрался повторить, как поперхнулся… Какая ещё фанта! Во времена Пушкина не было никакой фанты. Нет, Петька, что-то напутал. И тут Катька Иванова с первой парты прошептала:
«Три девицы под окном,Били кошку башмаком».
Тьфу ты, думаю. Какая ещё кошка! Никакой кошки под окном не было. А Федька Кукушкин с третьей парты тоже подал голос:
«Три девицы под окном,Съели лампу с потолком»
– То же мне, друг! Я в биде, а он издевается. Я даже взмок, так мне плохо стало. И вот тут Светка Пятёркина запищала на весь класс:
«Три девицы под окном,Сели в лужу голышом»
Все захохотали, как сумасшедшие. А Мария Ивановна взяла ручку и громко объявила:
«Три девицы под окном,Двойку съели с дневником»
И это была самая последняя подсказка. И такую пару мне влепила, будь здоров.
– Эх вы, – сказал я ребятам после урока. – Вы что, нормально подсказать не могли!?
– А мы и не собирались, – сказала Светка Пятёркина. – Мы решили с сегодняшнего дня бороться с подсказками.
– А с завтрашнего дня не могли! – вздохнул я и побрёл домой учить уроки.
Жених из «3б»
Вчера днём, на уроке математики, я твёрдо решил, что мне пора жениться. А что? Я уже в третий класс хожу, а невесты у меня до сих пор нет. Когда же, если не сейчас. Ещё пару лет и поезд ушёл. Вот папа мне часто говорит: В твои годы люди уже полком командовали. И это правда. Но сначала я должен жениться. Об этом я сообщил своему лучшему другу Петьке Амосову. Он со мной за одной партой сидит.
– Ты абсолютно прав, – решительно сказал Петька. – Будем тебе на большой перемене невесту выбирать. Из нашего класса.
На перемене мы с ним первым делом список невест составили и стали думать, на ком же мне из них жениться.
– Женись на Светке Федуловой, – говорит Петька.
– Почему на Светке? – удивился я.
– Чудак! Она же отличница, – говорит Петька. – Будешь у неё всю жизнь списывать.
– Нет, – говорю. – На Светке неохота. Она же зубрила. Будет меня уроки заставлять учить. Будет шнырять по квартире, как заводная и ныть противным голосом: – Учи уроки, учи уроки.
– Вычёркиваем! – решительно сказал Петька.
– А может мне на Соболевой жениться? – спрашиваю я.
– На Насте?
– Ну да. Она ведь живёт рядом со школой. Мне её провожать удобно, – говорю. – Не то, что Катька Меркулова – за железной дорогой живёт. Если я на ней женюсь, мне что же всю жизнь в такую даль таскаться? Мне мама вообще не разрешает в том районе гулять.
– Верно, – покачал головой Петька. – Но у Настиного папы машины даже нет. А вот у Машки Кругловой есть. Самый настоящий Мерседес, будете на нём в кино ездить.
– Но ведь Машка толстая.
– А ты видел когда-нибудь Мерседес? – спрашивает Петька. – Туда три Машки влезут.
– Да не в этом дело, – говорю. – Машка мне не нравится.
– Тогда давай на Ольге Бубликовой тебя женим. У неё бабушка готовит – пальчики оближешь. Помнишь, Бубликова нас бабушкиными пирожками угощала? Ох, и вкусные. С такой бабушкой не пропадёшь. Даже в старости.
Урок литературного чтения в 4 классе. Книги о сверстниках, о школе
Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Мы идем в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: показать многообразие детской литературы; воспитывать обучающихся на поступках героев — их сверстников; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей.
Подготовка к уроку: учащимся предлагается прочитать интересные истории об их сверстниках, о школе М. Зощенко, Л Кассиля, М. Лоскутова, Л. Пантелеева, Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина, И. Пивоваровой и других. К понравившимся отрывкам ученики приносят свои иллюстрации. По желанию могут инсценировать отрывки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Рассматривание выставки книг
— Наш урок мы посвящаем ребятам, вашим сверстникам. Рассмотрите выставку. Книги каких писателей вы прочитали и принесли?
III. Работа по теме урока
— Книг какого писателя больше всего на выставке? (Н. Носова.)
— Расскажите об этих книгах. Какие рассказы вам больше всего понравились? (Ответы учеников.)
(Учитель делает краткое сообщение о писателе. См. материал к уроку.)
— А сейчас викторина по книгам Виктора Драгунского.
1. На что Дениска обменял свой самосвал? Что это за рассказ? (На светлячка. «Он живой и светится…».)
2. Прочитайте отрывок.
И к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе…
— Что было на шляпе и как называется рассказ? (Манная каша. «Тайное становится явным».)
— Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с автором?
3. Какие слова песни повлияли на решение Дениски не быть сатириком? (Папа у Васи силен в математике, / Учится папа за Васю весь год. / Где это видано, где это слыхано, — / Папа решает, а Вася сдает?!»)
4. Чья новенькая шляпа превратилась в «блин», кто ее взял? («Шляпа гроссмейстера». Унес ее ветер.)
5. Какой способ мытья посуды придумал папа? В каком рассказе об этом говорится? (Мыть посуду будут папа и Денис. «Хитрый способ».)
6. При каком условии можно было получить премию: годовую подписку на журнал «Мурзилка»? (Если весишь 25 килограммов.)
— Как Дениска «добрал» 500 граммов недостающего веса? (Он пил ситро.)
7. В каком рассказе Дениска оказался под куполом цирка? («Не хуже вас, цирковых».)
— На нашей выставке есть книги Леонида Пантелеева.
(Учитель кратко рассказывает о писателе.)
Леонид Пантелеев (1908—1987) родился в Петербурге, в семье военного. В 1921 г., оказавшись беспризорником, определен в Школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского (ШКИД).
Первая книга — повесть «Республика ШКИД», написанная совместно с Г. Белых в 1927 г., стала литературным событием, имела большой успех у нас в стране и за рубежом. М. Горький восторженно отзывался о ней. Он первым заметил, что за художественным вымыслом кроется жизненная правда. Отмечая художественную оригинальность и гуманизм повести, М. Горький писал: «Для меня эта книга — праздник, она подтверждает мою веру в человека…»
В связи с этим Л. Пантелеев писал в автобиографии: «Одобрение этой моей работы М. Горьким, его внимание к 19-летнему сочинителю, его критика и наставления помогли мне определить жизненный путь и избрать литературу своей профессией. Большую, если не решающую роль в моей личной и творческой судьбе сыграли также встреча и близкое знакомство с С.Я. Маршаком. Маршак открыл во мне детского писателя».
В 30-х гг. Леонид Пантелеев определил для себя две важнейшие темы — «Рассказы о подвиге» и «Рассказы о детях». В его творчестве становится ведущим воспитательное начало.
Герои его рассказов сильно изменяются. Теперь тема детей-беспризорников в этом мире сменяется темой детского героизма. И самый пер
вый рассказ о детском героизме Леонид Пантелеев написал в 1940 г. Он называется «Ночка». Он написан в манере сказа, в интонациях устной повествовательной речи. Обаяние главного героя рассказа в простоте и естественности его героического поведения.
Сам Пантелеев считал, что смешное и героическое надо изображать как часть повседневной жизни, так это принято в устном народном творчестве. Примером может служить рассказ «Честное слово». Он создан автором в 1941 г. Очень интересна история создания этого рассказа. В 1941 г., когда началась Великая Отечественная война, редколлегия журнала «Костер» обратилась к нескольким писателям с просьбой ответить детям на важные вопросы, связанные с представлениями о долге, чести и другими этическими понятиями. Рассказ Пантелеева был опубликован в шестом номере журнала, который вышел в самые первые дни войны. И содержание рассказа оказалось очень созвучным суровому военному времени. «Честное слово» надолго вошло в школьную программу.
История маленького часового, забытого своими товарищами по игре, смешна и серьезна. Обычно в произведениях детских писателей взрослый поучает ребенка. А здесь ребенок показывает взрослому пример истинной стойкости.
Особенно примечательна тональность произведения. Уважение к малышу звучит в словах автора: «Еще неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». Писатель обращает игру в подлинную жизнь, возвращая честному слову его высокий смысл.
— Какие еще рассказы вы приготовили к сегодняшнему уроку?
(Затем следуют рассказы учеников о прочитанных произведениях.)
IV. Подведение итогов урока
— Сегодня прозвучали отрывки из многих рассказов разных писателей о детях. Давайте подведем итог: какие они, герои этих рассказов? Какими чертами характера обладают? Хотите ли вы быть похожими на кого-нибудь из них?
Кутявина С. В.
Рекомендуем посмотреть:
Урок литературного чтения в 4 классе. Библия
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былины
Урок литературного чтения в 4 классе. История книги
Урок литературного чтения в 4 классе. Пословицы разных народов
Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Былина «Исцеление Ильи Муромца»