Содержание
«Почаевской лаврой правит не Минкульт и не заповедник, а Матерь Божия»
Восход над Почаевом
События вокруг Почаевской лавры разворачивались стремительно и, как говорится, «на всех фронтах». 19 ноября в Почаевском горсовете проходила депутатская сессия, на которой было принято решение отменить передачу земельных участков у братских корпусов лавры; затем 23 ноября Минюст Украины отменяет решение о государственной регистрации права пользования комплексом сооружений; и еще через 5 дней, 28 ноября, Кабинет Министров отменяет свое же решение № 438 от 17 июля 2003 года «Об исключении из состава Кременец-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника сооружения Почаевской Свято-Успенской лавры». По сути, Почаевская лавра передается в распоряжение музея. Об этом – наш разговор с ее наместником, митрополитом Почаевским Владимиром (Морозом).
Наместник Свято-Успенской Почаевской лавры митрополит Владимир (Мороз)
Идет планомерное наступление на Православную Церковь на Украине
– Ваше Высокопреосвященство, расскажите, как братия лавры реагирует на происходящее?
– Мнение братии Почаевской лавры выражено в наших воззваниях и заявлениях, они размещены на официальных сайтах Украинской Православной Церкви и нашей обители. Прежде всего, замечу, что в лавре нет никакой паники и никаких эксцессов. Службы идут своим чередом, лавра молится, трудится, принимает паломников. По поводу решений Минюста и Кабинета Министров скажу следующее: идет планомерное наступление на каноническую Православную Церковь на Украине. Чиновники отрабатывают программу, спущенную им сверху определенными политическими силами. На всех украинских телеканалах, в Интернет-сети звучат выступления лидера раскольников, который заявляет, что все наши храмы и монастыри должны быть переданы так называемой ЕПЦ. Фактически это новая форма гонений. Подобная риторика звучит и с высоких политических трибун, средства массовой информации соревнуются в перекручивании фактов и всевозможных инсинуациях в адрес канонической Украинской Православной Церкви.
Вид на Почаевскую лавру с северо-восточной стороны
Получилось так, что все люди – госслужащие, юристы, принимавшие участие в оформлении документов по земельным вопросам в Почаеве – сейчас презираемы и преследуемы. К каждому из них уже приходили представители спецслужб, производили обыски, изымали архивные и другие документы, касающиеся Почаевской лавры. Против них открыты уголовные дела! Для чего это делается? Для того, чтобы дать понять всем и каждому, что всякое содействие Украинской Православной Церкви уголовно наказуемо…
Наместник лавры в рабочем кабинете Однако, как засвидетельствовал и Синодальный юридический отдел Украинской Православной Церкви, Почаевская лавра продолжает находиться в законном и правомерном пользовании братией монастыря УПЦ, несмотря на решение Минюста и Кабмина. На сегодня договор от 2003 года о пользовании сооружениями (храмами, колокольней, кельями и др.) Свято-Успенской Почаевской лавры мужским монастырем УПЦ является действующим и не отменен. Но мы не знаем, какие решения последуют завтра и что нас ожидает.
– Владыка, ведь это не первая попытка госчиновников отобрать лавру у Церкви?
– Призывы неоднократно звучали на сессиях Тернопольского облсовета и с других политических трибун. И все же в 2003-м году решением Кабинета Министров Украины Почаевскую лавру изъяли из ведения Кременецкого исторического заповедника, и шесть объектов были переданы в пользование Украинской Православной Церкви. У нас заключен долгосрочный договор с Госстроем при Кабинете министров. Министерство культуры, несмотря на то, что у нас заключен договор, ходатайствовало о том, чтобы эти объекты были снова переданы заповеднику. Кременецкий заповедник, в свою очередь, по разнарядке Минкульта обратился к Почаевскому регистратору, чтобы зарегистрировать за ним эти сооружения, но получил отказ, поскольку объекты пребывают на балансе лавры. И тогда подключилась прокуратура…
Почаевская лавра сегодня
Власти не хотят защищать права святыни, а действующее законодательство не выполняется
Органы местного самоуправления также не хотят передавать землю под здания, которые всегда принадлежали лавре и теперь находятся в аварийном состоянии, и которые мы, по мере своих возможностей, стараемся, с Божией помощью, привести в надлежащее состояние. Власти не хотят защищать права святыни, а действующее законодательство, предусматривающее вернуть землю пользователю, не выполняется. Городской совет уже в 13-й раз отказывает в принятии решения, «благодаря» активистам «Свободы», которые срывают проведение сессий и угрожают местным депутатам.
Следует отметить также, что из государственного бюджета никогда не выделялись деньги на реконструкцию и содержание храмов и зданий Свято-Успенской Почаевской лавры, которые являются памятниками архитектуры. Посмотрите фотографии лавры, скажем, 30-летней давности, когда в советский период нам было запрещено что-либо ремонтировать и реставрировать, и сравните с современным видом лавры. Как расцвела и украсилась обитель за это время! И вот, монахов снова хотят лишить права быть хозяевами в их монастыре!
Почаевская лавра сегодня
События сегодняшних дней напоминают 1920-е и 30-е годы, когда большевики лишали Церковь ее имущества, когда передавали храмы обновленцам. А сейчас в роли «обновленцев» – так называемая «единая поместная церковь». Но радетели ее создания забыли перелистать страницы истории и убедиться, что искусственно создаваемая карманная церковь обновленцев не получила поддержки у верующих, миллионы людей шли в лагеря, ссылки, в места мучений и казней, но оставались верными Церкви Христовой. Через несколько десятилетий обновленческая церковь исчезла с лица земли, а наша Церковь, пройдя через горнило испытаний, остается и поныне, и мы верим, что по слову Христа, врата ада не одолеют ее (ср. Мф. 16, 18).
– Почаев не случайно именуют форпостом Православия, поскольку лавра находится на границе с католическим миром, который во все века стремился подчинить себе святыню, и был период, когда униатам это удалось осуществить. Но с помощью Божией обитель снова и снова сбрасывала с себя оковы иноверцев и атеистов.
– Прежде всего, следует понимать, что место для создания обители здесь указала Сама Богородица, явившись в огненном столпе в 1240-м году на горе Почаевской, оставив на камне, как в воске, след Свой Стопы, откуда проистек источник, текущий по сей день. И Лаврой правит не Минкульт и не краеведческий заповедник, а Матерь Божия. Достаточно вспомнить несколько эпизодов.
В 1620-м году внук Анны Гойской, протестант-лютеранин Андрей Фирлей, задумал прогнать иноков с Почаевской горы, для чего отобрал у них земельные угодья и, ворвавшись со слугами в монастырь, унес чудотворную икону. После этого дом Фирлея постигли бедствия и болезни, не прекращавшиеся до тех пор, пока икона не была возвращена.
Избавление Почаевской обители от нашествия турок в 1675 г., рисунок 1791 года Жигмунта Вогеля (1764‒1826).
В летопись лавры навеки вошло событие 1675 года, когда во время Збаражской войны пятидесятитысячный отряд турок и татар под предводительством Нуреддина напал на обитель. Она была буквально беззащитна перед огромным войском. Но вот над Свято-Троицкой церковью явилась Сама Царица Небесная с распростертым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом. И стрелы, пущенные в сторону обители, развернулись и стали поражать захватчиков. И те в страхе бежали. Лавра терпела бедствия и от Речи Посполитой, и во время Первой мировой войны.
Но наиболее тяжелым испытаниям лавра была подвергнута в XX веке, в хрущевский период. Еще живы последние монахи, которые были свидетелями тех страшных гонений. Большинство из них уже перешло в мир иной. Но и там они вместе с нашим преподобным игуменом Иовом Почаевским молятся о своей обители. В те времена их отправляли в тюрьмы и психиатрические лечебницы, вывозили за много километров, лишали прописки, но ничто не могло заставить их покинуть стены родной обители, они готовы были умереть, защищая ее. И ныне братия лавры настроена точно так же. Ни один монах не пойдет на компромисс с совестью, никогда не покинет обитель и не одобрит новых лукавых веяний с созданием так называемой ЕПЦ.
– Монашество называют индикатором реакции на происходящее в мире и в церковной среде, почему?
– Потому что на монаха не найдешь компромат. Монах имеет маленькую келлию, он не имеет недвижимости, каких-то сбережений в банках, он служит Богу верой и правдой. Молитвенный дух царит в его душе, и он дает знать, как реагировать на происходящее в мире. Дух Божий выводит его на ту тропу, которая ведет в Царство Небесное, и поэтому монаха трудно обмануть или прельстить чем-то. Он много молится, правильно верует, и, смотрите, после раскола Филарета в 1992-м году ни один монастырь не поддержал его!
Христианство и в былые времена, и в ХХІ веке – это исповедничество, потому что мир нас не понимает
Христианство и в былые времена, и в ХХІ веке – это исповедничество, потому что мир нас не понимает и не воспринимает. Как сказал Господь: «Если меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15, 17). Неслучайно светлой памяти Святейший Патриарх Алексий ІІ напоминал, что этот современный секулярный мир никогда не примет учение Церкви Христовой, и мы видим, как в развитых европейских странах и во всем мире христианство отвергается, нивелируется, преследуется и уничтожается. Или подменяется каким-то суррогатом.
Суд Божий совершается здесь, на земле. Там будет приговор. Нужно иметь определенное сознание, нужно иметь веру. И все пропускать через призму Священного Писания. Мы должны понимать, к чему нас призывает Господь. К совершенству, к святости, к Царству Небесному, к правильному, богоугодному провождению христианской жизни. И какие бы обстоятельства ни складывались, мы должны оставаться верными чадами Церкви Христовой.
– Владыка, Блаженнейший Митрополит Онуфрий является священноархимандритом Почаевской лавры, он в свое время несколько лет был её наместником. Как он реагирует на происходящее?
– Господь привел Блаженнейшего Онуфрия на Киевскую кафедру в самое тяжелое для Украины время, когда страну постигли огромные испытания военного противостояния на востоке. Политический и экономический кризис повлек за собой и испытания для Церкви, возникла угроза нового раскола, теперь уже в лице Константинопольского Патриархата. И все это время Блаженнейший остается для всех нас, архиереев, духовенства, монашествующих и мирян примером настоящего подвижничества, молитвенности, несгибаемой воли и оптимизма. Мы все радуемся, что у нас есть такой Предстоятель, что в таких трудных и тяжелых ситуациях он не падает духом и подает всем нам пример правильного стояния в вере, пример исповедничества. В его лице мы видим истинного пастыря, стойкого и мужественного служителя Церкви Христовой.
Митрополит Онуфрий в Почаевской лавре, 5 августа 2018 г.
Православные христиане будут ревностными и стойкими, и они себя в обиду не дадут
– Владыка, что бы вы пожелали нашим читателям, нашей боголюбивой православной пастве в эти дни начала Рождественского поста?
– В первую очередь поздравить всех с началом этого прекрасного времени – подготовки ко встрече с Богомладенцем Христом. Это благоприятное время для очищения наших душ, для духовного совершенствования. И хочу пожелать, чтобы все мы удостоились этой спасительной встречи с нашим Рождающимся Господом. А также – стойкости в вере, и всегда помнить, что Всесильный Бог всегда с нами. Православные христиане были и будут ревностными и стойкими, и они себя в обиду не дадут. Просим у святых отцов, братьев и сестер святых молитв за Святую Православную Церковь, за нашу древнюю обитель, за украинскую державу и её многострадальный народ. Чтобы, наконец, в нашей стране царствовали любовь, мир и взаимопонимание.
Наместник Почаевской лавры просит Президента Украины остановить давление на обитель
Наместник Свято-Успенской Почаевской лавры митрополит Почаевский Владимир направил письмо Президенту Украины Петру Порошенко, в котором призвал главу государства остановить давление госорганов на обитель.
«Прошу Вас, проявите к нам взаимопонимание, а к святыне любовь и уважение, потому что Она много пережила от чужих, а теперь обидно, что и от своих», – в частности, сказано в письме, передает Информационно-просветительский отдел Украинской Церкви.
Владыка Владимир просит личного вмешательства главы Украины «относительно тех событий, которые происходят вокруг Украинской Православной Церкви, ее верных, Почаевской Лавры и ее насельников, чтобы прекратилось давление со стороны органов государственной власти и воцарились любовь и взаимопонимание».
Материал по теме
Почаев – Дом Пресвятой Богородицы
В 1831 году униаты были воссоединены с Русской Православной Церковью. Мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь стал Лаврой.
«В 50-х, 60-х годах прошлого века братию Лавры выгоняли из монастыря, сажали в тюрьмы, презирали, обвиняли, наводили клевету, конфисковывали храмы, имущество и землю», – напомнил митрополит Почаевский.
Теперь же, как отметил владыка Владимир, после того, как не сложилась встреча Президента с епископатом Украинской Церкви, «наша украинская святыня, Почаевская Свято-Успенская Лавра, начала переживать давление со стороны различных властных структур».
Наместник Лавры также отметил, что некогда глава государства был иподьяконом Украинской Православной Церкви, приезжал в Почаевскую обитель поклониться ее святыням, рассказывал о посещении Иерусалима, чтении Евангелия и Закона Божия.
«А теперь мы удивляемся и спрашиваем: «Что случилось, господин Президент, что Вы так изменили свое отношение к Украинской Православной Церкви, к своим землякам – к Вашим избирателям, и к нашей Почаевской Лавре?»», – задает вопрос митрополит Владимир.
«Пожалуйста, не обижайтесь, и заметим для себя – все пройдет и наступит конец нашей жизни, ничем мы не поправим свое положение в Вечности, если здесь допустим ошибки и не изменим свое отношение к Святой Церкви», – заключил свое письмо наместник обители.
Отмечается, что ранее братия Почаевской лавры направила обращение в связи с решением комиссии Минюста Украины передать помещения обители Кременецко-Почавскому заповеднику. Кроме того, свою обеспокоенность попытками государства отобрать Почаевскую лавру выразил митрополит Кишиневский Владимир.
В заповеднике заявили, что якобы «не будут превращать Лавру в музей», однако подчеркнули, что «заповедник будет осуществлять юридический и технический контроль» и может передать ее т.н. «единой Поместной Церкви». 5 декабря сотрудники заповедника проверили состояние полученных помещений на территории Почаевской лавры.
Наместник Почаевской лавры митрополит Владимир сделал заявление
Братия Свято-Успенской Почаевской лавры никуда не уйдут из монастыря, потому что считают ее своим домом и святыней, подчеркнул наместник обители митрополит Почаевский Владимир.
Его Высокопреосвященство напомнил, что монахи обители – православные украинцы, которые отстаивают чистоту православной веры. Об этом он сказал 1 декабря в ходе брифинга, который транслировал в прямом эфире телеканал «NewsOne».
По его словам, сейчас в лавре всё мирно и монастырь живет по своему обычному распорядку – его могут посещать паломники как и всегда.
«Однако мир не хочет понимать нашего образа жизни, – говорит владыка. – Такое время нам попущено Богом пережить, и мы постараемся его пережить достойно. История оценит, кто был прав, а кто – неправ».
Иерарх сказал, что верующие звонят в Почаевскую лавру и высказывают озабоченность из-за того, что Кабмин передал обитель в состав Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника.
Наместник прокомментировал информацию, которую опубликовал ряд телеканалов, о том, что «монахи не собирают сумки»: «Мы никуда не собираемся уходить. Это наш дом. Это наша святыня. Мы на этой земле родились, ходили в украинские школы. Наши родители здесь похоронены. У меня нет дома».
«А тем, кто хочет показать свой «героизм», я скажу: надо было показывать свой героизм в советское время, в 1980-е годы», – добавил архипастырь.
«Мы говорили и еще раз напоминаем: мы украинцы, мы не прибыли из другой страны. Мы православные и отстаиваем чистоту нашей православной веры», – резюмировал владыка.
Ранее юрист Кременецко-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника Игорь Деревинский сообщил о вероятных сценариях развития ситуации вокруг Почаевского монастыря. По его словам, лавру не станут превращать в музей, но могут передать в пользование Единой Поместной Церкви.