Содержание
- Правда ли, что мусульманин может зайти в храм, а православный в мечеть – нет
- Зачем пришел в Дом Божий?
- Запреты все-таки есть
- Можно ли заходить в церковь?
- Можно ли делать намаз в церкви?
- Можно ли ставить свечку в церкви?
- Можно ли мусульманину заходить в церковь?
- Мнение первое
- Мнение второе
- Мнение третье
- Можно ли мусульманину заходить в церковь и ставить свечи
- Можно ли совершить намаз в церкви?
- Можно ли мусульманам заходить в церковь или синагогу?
- Заключение:
- Я, Мусульманка, но тянет в церковь
Правда ли, что мусульманин может зайти в храм, а православный в мечеть – нет
Иногда спрашивают: правда ли, что мусульмане могут посещать православные храмы, а православным в мечети вход воспрещен?
Зачем пришел в Дом Божий?
Запреты на посещение религиозных сооружений других конфессий не действуют, если речь идет об осмотре достопримечательностей в ходе экскурсий. Туристов не спрашивают, какой веры они придерживаются, лишь просят соблюдать определенные правила: прикрывать руки и ноги, а женщинам покрывать голову. При входе в мечеть также следует снимать обувь. Но если в православном храме нехристианин может стоять среди верующих, то в мечетях иноверцы располагаются на специальных ярусах.
Правила касаются не только дресс-кода, но и поведения, и они одинаковы при посещении любого дома Божьего: нельзя громко разговаривать, в том числе принимать звонки по мобильному телефону; устраивать себе перекус, есть, например, бургеры или бананы; нежелательно входить во время молитвы, и тем более отвлекать молящихся своими вопросами. Проявление уважения к другой религии снимает запреты на посещение религиозного объекта. Более того, батюшка или мулла не откажут никому в беседе – и неважно, в кого верует пришедший — в Аллаха или Христа, является он сомневающимся или атеистом.
Запреты все-таки есть
Одним из грехов и в православии, и в исламе считается идолопоклонничество, поэтому мусульманам не стоит креститься или прикладываться к иконам. Аналогичный запрет действует и для православных – им в намазе участвовать нельзя. Однако мусульманин может поставить свечку в храме, а православный оставить при выходе из мечети садаку – такие добровольные пожертвования рассматриваются как дань уважения.
Стереотип о том, что православным нельзя заходить в мечети, сохраняется из-за того, что существует место, куда закрыт вход для всех, кроме правоверных мусульман. Имеется в виду Заповедная мечеть в Мекке. К примеру, в Коране (9:28) говорится только о многобожниках — нечистых, которым не должно «приближаться к Заповедной мечети». В Коране также указывается, что «не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха» (9:17). Некоторые полагают, что здесь речь идёт обо всех мечетях, но согласно трактовке одной из наиболее распространенных школ ислама — ханафитского мазхаба, табу связано лишь с Заповедной мечетью, а не со всеми домами Аллаха.
Сторонники ханафитского мазхаба выступают за то, чтобы иноверцам не препятствовали входить в мечети, но только после разрешения муллы. По мнению исламского богослова ан-Навави, немусульмане имеют право посещать мечети вне Мекки, но при условии, что мусульмане-прихожане относятся к этому одобрительно. Согласен с такой точкой зрения и другой авторитетный богослов – Али аль-Мардави.
Можно ли мусульманину заходить в церковь? Если да, то с какой целью? Можно ли ставить свечки за друзей христиан? Дозволено ли совершать в ней намаз? Отвечает главный имам Исторической мечети Москвы Рамиль-хазрат Садеков.
Можно ли заходить в церковь?
Согласно мнению большинства улямов — богослов суннитских школ, мусульманин может заходить в церковь. На то, что церковь является божьим домом указывают аяты Священного Корана, в которых запрещается уничтожение имущества, строений виде церкви, синагог, также, как и мечети, они идут на одном уровне почти, ибо, действительно, иудеи и христиане являются обладателями Писаний. Поэтому в их молитвах есть, альхамдулиллях, истина, но в каких именно молитвах, мы сейчас уже не можем сказать, ибо мы не отвергаем и не считаем Последнюю истину то, что есть в их молитвах. Так, как мы считаем, что единственное Писание, которое не изменено — это Священный Коран.
Но в тех же догматах церковных, которые противоречат Корану и Сунне, мы видим то, что не является ниспосланным от Бога, а введено людьми, но, бесспорно, это в современном мире, это поклонение кресту, когда считают, что крест является божественным символом, то мы не считаем это божественным символом. Более того, есть предание от пророка (салляллаху алейхи уа саллям), что это не хороший символ и также молитвы, обращенные к ликам определенных, как православные говорят, «писанных икон».
Мы считаем, что это образы и не считаем, что этим образам надо поклоняться, и не видим в них никакой сути ибо даже исторически так сложилось, что мы можем проследить, когда они появились в раннем христианстве тем более, в более раннем у последователей Единобожия, от Исы (алейхи ссалям)не было никаких таких знаков, даже христианские-богословы говорят, что там были другие знаки: голубь, рыба и другие. Вот поэтому мусульманин должен знать, что в христианской церкви есть вот эти символы, которым поклоняются крестьяне, мы им не поклоняемся, а исходя из этого, основном мнение, что туда заходить именно для молитвы нежелательно не желательно – макрух.
Можно ли делать намаз в церкви?
В своей практике мне пришлось на одной из военных баз помолиться в молитвенной комнате христианской так, как и мусульманской не было и условия не позволили молиться в других местах. База такая была серьезная и мне пришлось молиться именно вот в этом кремле, как они называли его. В вагончике много образов не было, я выбрал направление Киблы, без образов и совершил молитву, место было чистое. Более того, местный священник сказал мне что, многие мусульмане к счастье совершает молитву здесь.
В таких условиях форс-мажорных, военных, как говорится, в условиях путешествия, тем более военного, наверное, можно так молиться, но именно вот в условиях города для оседлого жителя зайти просто и помолиться в церкви, ученые говорят, что это делать не нужно – макрух.
Можно ли ставить свечку в церкви?
Для мусульманина невежественного, который даже не знает, что такое Шахада, если он услышат свидетельство веры, а не может объяснить, то пусть знает, что он невежественный в вопросах религии. Это надо признать без гордыни, не знают сути своей религии, просто этнические мусульмане заходить в церковь и участвовать тем более в обрядах, крайне нежелательно.
Некоторые по неведению участвуют в обрядах, держут там свечки, потом хотят поставить свечки своим друзьям, соседям. Приходят у нас спрашивают, можем или это делать, мы говорим нет нельзя потому, что эти обряды не ниспосланы так, как ниспослан священный Коран. Откуда пришли эти обряды, мы не знаем, какова доля истины мы также не знаем.
У нас есть Шариат — божественный закон, Корана и Сунны мусульмане должны придерживаться в вопросах поклонения. С учетом того, что в христианстве есть эти вопросы, которые я озвучил, сомнительные очень с точки зрения Единобожия, мусульманин в этих обрядах участвовать не должен. Если же кого-то хоронят, близкого человека другого вероисповедания, в частности, христианина, то он может быть рядом с церковью и ждать, когда унесут тело.
Но именно участвовать в обряде, как в поклонении христианском, он не должен, по мусульманской традиции — это неправильно. То же самое относится определенных обрядов со свечками, которые надо купить, видимо. Так же мусульмане как-то становятся крестными, непонятно, как, это свидетели определенного обряда с ребенком. Напомню хадис пророка (саллялляаху алейхи уа саллям): «Дети рождаются в истинной вере, в истинной своей природе — Единобожии и только их родители делают их христианами, представителям других религий». Ислам — это религия естественной природы – фитра.
Мы признаем, что Бог есть, Он не такой как мы, какой мы не знаем и не подобен никому и ничему. Он обладатель мельчайших сыфатов – атрибутов, все принадлежит Ему и с Его повеления все происходит. Что касается обрядов, которые ниспосланы другими религиями, мы в них участие не принимаем — это мусульманин должен знать.
Можно ли мусульманину заходить в церковь?
По поводу того, можно ли мусульманину заходить в церковь, у мусульманских ученых нет единогласного мнения, есть ряд мнений от харама до дозволенности заходить в церковь без каких-либо условий.
Мнение первое
Часть ученых придерживаются точки зрения, что посещение православных храмов для мусульманина – это харам. К числу сторонников этой точки зрения относятся шафииты и ханафиты. Шафииты объясняют это тем, что в православных храмах присутствуют изображения. Ханафиты же являются сторонниками абсолютного запрета на посещение мусульманами церкви, поскольку, по их мнению, православный храм является местом собрания шайтанов.
Мнение второе
Еще одна часть ученых придерживается мнения, что заходить в православные храмы мусульманину – это макрух, то есть действие нежелательное. Такого мнения придерживаются ханбалиты, которые объясняют разными причинами. Одной из таких причин является наличие там изображений. Как пояснял в «Фатва аль-Кубра» Шейх аль-Ислам ибн Таймия, в том, что в православные храмы нежелательно заходить мусульманам именно по причине присутствия в нмх изображений, сходится большинство ученых ханбалитского мазхаба, и признавал это мнение правильным и не сомневался в его правильности.
Ханбалитами приводились еще ряд доказательств. Упоминалось о том, что, как сообщал ибн Аббас, Пророк Мухаммад ﷺ «видел изображения в доме, поэтому он не входил». Упоминается также сообщение от имама Бухари от ибн Аббаса, в котором рассказывается, как Пророк Аллаха ﷺ, однажды увидев в Каабе изображение, не вошел в Дом до тех пор, пока по его приказу не были смыты все изображения.
Есть также сообщение от ибн Умара, который рассказал, как ангелом Джибрилем было обещано Пророку Аллаха Мухаммаду ﷺ, что он посетит его, но ангел задерживался, и Пророк Мухаммад ﷺ, не дождавшись его, вышел на улицу, где и встретил Джибриля. И тогда ангел Джибриль сообщил ему, что ангелы не заходят в такие дома, где есть собаки или изображения.
Если же для правоверного нет нужды заходить в церковь или дом с изображениями, то делать этого не следует – в данном случае надо знать, что это действие будет нежелательное. На то, что такое действие будет являться макрухом, указывает тот факт, что и ангелы, и Пророк ﷺ не пожелали войти в дом, в котором были изображения.
Если действие нежелательно, оно может стать запретным, если посещение мусульманином или мусульманкой церкви повлечет за собой какой-либо вред. Правоверный не может согласиться с христианами в их молитвах к сыну Бога или супруге Бога, в их многобожии.
О том, что мусульманам лучше не стоит заходить в православные храмы, поскольку там имеются изображения, упоминал и вольноотпущенник Умара Аслям, рассказывая случай, когда по прибытии Умара ибн аль-Хаттаба в Шам, было приготовлено угощение для него одним из местных христиан, и он пригласил прибывших к себе, но Умар отказался, пояснив, что «…мы не входим в ваши церкви из-за имеющихся там изображений».
Мнение третье
Существует еще одно мнение, по которому посещать храмы христиан правоверным можно без каких-либо условий – такого мнения придерживаются некоторые ханбалиты, которых поддерживает и ибн Хазм. Сторонники такого мнения приводят ряд доводов в пользу своей точки зрения. Умаром было поставлено условие иудеям и христианам, то есть людям договора, расширить свои храмы таким образом, чтобы мусульмане, а также путники могли останавливаться там на ночлег со своими верховыми животными. Упоминают и отказ войти в христианский храм и отведать угощение в Шаме, приготовленное для него христианами, сказав Али, который все-таки вошел в церковь и принял угощение христиан.
Представленные доводы не являются достаточно убедительными для того, чтобы установить запрет на посещение мусульманами церквей, поскольку вся тяжесть греха перед Аллахом ложится на тех, кто рисует данные изображения и создает статуи, установленные в церквях. Тем же людям, которые будут посещать такие места, следует разъяснять положение статуй и изображений в Исламе, но мусульманин не обязан немедленно покидать такое место.
Приводится высказывание ибн Кудама, который утверждал, что не является запретным вхождение в дом, где есть изображение, но мусульманам можно отказаться от предложения входить в такой дом — это разрешено. Покидать такой дом, увидев в нем изображения или статуи, как считает имам Ахмад, не следует, мусульманин не обязан это делать, но он может сделать порицание хозяину дома и указать, что такого делать не следует.
Возможно вам будет интересно узнать: Можно ли христианам заходить в мечеть?
Можно ли мусульманину заходить в церковь и ставить свечи
В своих фетвах Постоянный Комитет указывает, что недопустимым действием будет со стороны мусульманина заходить в христианский храм, чтобы продемонстрировать свою снисходительность по отношению к христианству.
Но если он собирается сходить в христианский храм для того, чтобы совершить призыв к исламу христиан, но не собирается молиться, принимать участие ни в поклонении христиан, ни в их религиозных обрядах, и тем более ставить свечи, отпевать или креститься, и нет опасений того, что он может оказаться под влиянием вероубеждения христиан, их традиций и обычаев, то в таком случае заходить туда будет дозволено.
Можно ли совершить намаз в церкви?
В связи с вопросом, можно ли мусульманам зайти в православную церковь, чтобы совершить намаз, часто приводится в пример известный хадис о том, что для мусульманина возможно совершить молитву везде, поскольку мечетью является вся земля, за исключением бань и кладбищ. Хадис этот является обобщенным, но суть его заключается в том, что можно заходить и совершать молитву в любом месте, исключая те места, где это запретил делать Шариат. К таким запретным для молитв местам относятся бани, кладбища, места для загона верблюдов, те места, где наказанию Всевышнего были подвергнуты какие-либо народы, и те места, где имеют место нечистоты. Если в мечети есть могила, то в ней тоже запрещено совершать намаз.
Среди ученых есть разногласия относительно того, можно ли мусульманам заходить и молиться в немусульманских храмах — синагогах и церквях. Приводятся слова имама ибн Кудама, который говорил, что «Нет проблем совершить намаз в чистой церкви». Такой позиции придерживались Са‘ид ибн Абдуль-Азиз, Умар ибн Абдуль-Азиз, Хасан аль-Басри, аль-Ауза‘и и аш-Ша‘би, но категорически не соглашались с этим мнением Малик и ибн Аббас, которые утверждали, что совершать намаз и заходить в церковь мусульманам нельзя из-за наличия в церкви изображений.
Ряд же ученых придерживаются мнения, что заходить и совершать намаз в христианском храме или синагоге дозволяется, поскольку даже Пророк Мухаммад ﷺ совершал молитву в Каабе, хотя там изображения были. Пророку Аллаха ﷺ также принадлежат такие слова: «Где бы тебя не застала молитва, то совершай ее, поистине это место будет мечетью».
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что мусульманам не следует ходить в церковь и находиться в ней без особой нужды.
Можно ли мусульманам заходить в церковь или синагогу?
Вопрос: По роду своей работы мне приходится бывать в разных регионах и странах. Не обходится и без посещения местных культовых сооружений. И здесь возникает вопрос дозволенности подобных действий. Скажите, пожалуйста, можно ли мусульманам заходить в церковь?
Ответ:
Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтаж» пишет следующее:
ويمتنع علينا دخولها — (أي في الكنيسة وهي.. متعبد اليهود والبيعة وهي .. متعبد النصارى) — عند منعهم لنا منه وكذا إن كان فيها صور معظمة.
«Мусульманам можно заходить в церковь, синагогу и т.д., если:
1) они нам разрешают заходить,
2) там нет изображений (изваяний и т. д.), которые они возвеличивают». (См.: Нихаят аль-мухтадж, т. 2, с. 64).
Авторитетный учёный мазхаба Ахмад ибн Ханбаля имам ибн Кудама в своей книге «Аль-му’гни» пишет:
فأما دخول منزل فيه صورة ، فليس بمحرم … وهذا مذهب مالك فإنه كان يكرهها تنزها ، ولا يراها محرمة … دخول الكنائس والبيع غير محرم.
«Не запрещено заходить в помещение, в которых есть изображения (запретные), и это мнение маликитского мазхаба, так как имам Малик считал это нежелательным действием, близким к дозволенному (карахат ат-танзих), но не считал запретным. Также не запрещено заходить в церкви и в синагоги». (См.: Аль-муг’ни, т. 7, с. 217).
Заключение:
1. Мусульманам разрешено заходить в церковь или в синагогу, если:
– они не запрещают заходить,
– если там нет запрещённых изображений.
2. Согласно мазхабу имама Ахмада и имама Малика, разрешено заходить в церковь или в синагогу, даже если там есть изображения и т. д.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Я, Мусульманка, но тянет в церковь
Здравствуйте Динара.<o:p></o:p>
Вот смотрите ваш отец татарин а мама башкирка может и одна вера, а есть еще разные национальности и разные вероисповедания. А есть еще БОГ имя которому ЛЮБОВЬ и он ЕДИН во всех не зависимо от веры<o:p></o:p>
и национальности. Вот смотрите бывает когда молодые встречаются то между ними бывает ЛЮБОВЬ а что сказано БОГ ЭТО ЕСТЬ ЛЮБОВЬ И КТО НАХОДИТЬСЯ В ЛЮБВИ ТОТ НАХОДИТЬСЯ В БОГЕ И БОГ В НЕМ. И вот смотрите другая ситуация встречаются двое и один мусульманин а другой христианин берут и ВЛЮБЛЯЮТСЯ друг в друга. Видите вот она ЛЮБОВЬ в сердце каждого а ЛЮБОВЬ это есть ДАР БОЖИЙ а в ЛЮБВИ сам БОГ. И вот она семейная церковь заработала со всеми таинствами внутри семьи, да возможно каждый ходит в свою церковь но видите получается что вот она главная где церковь то в ЛЮБВИ между двумя вот он где БОГ ЕДИН не зависимо от веры и в какую церковь ходишь. Видите и таких браков много и они много бывают на всю жизнь и счастливые. Вы же себя называете мусульманкой наверное это не просто слова наверное и ваш папа и ваша мама благословили вас на эту веру. Вы же ни чего не пишите об отношениях своих с родителями. Но видите вот оно есть в вас тайное ваше желание сходить в церковь наверное родители еще не знают об этом и вот они ваши родители они наверное мусульмане, они тоже вас ЛЮБЯТ и вы своих родителей ЛЮБИТЕ видите вот она где есть ЛЮБОВЬ а значит и в их сердцах есть БОГ который находиться в ЛЮБВИ к вам и в вашем сердце есть БОГ который находиться в ЛЮБВИ к маме и к папе видите вот она церковь семейная. Вот они ваши взаимоотношения вот сюда надо поглядеть вам… Надо вам на эту семейную церковь поглядеть потому до сегодня вы ведь тут находясь в семье больше получали утешение подкрепление, мир в сердце радость на каждый день и все это вам дает БОГ через ЛЮБОВЬ ваших родителей. Дело в реакции ваших родителей если вы окажитесь в православной церкви то как к этому отнесутся родители вы их расстроите или они обрадуются. Если вы их расстроите значит могут появиться обиды и другой негатив, то вы в общем в своей семье потеряете ЛЮБОВЬ а значит и БОГА в сердцах. А вот представьте пошли в христианскую церковь найти БОГА ЛЮБОВЬ как бы прибавить в сердце как бы поискать путь в царствие небесное, как бы наладить свои сердечные дела, а в то же время произошла потеря БОГА из той церкви где жили, в семье, в том числе и ваше сердце оно тоже понесет потери БОГА из сердца если появятся какие либо недовольства обиды. Видите на что вам надо обратить внимание потому мысль, намерение, без благословения родителей она не угодна БОГУ потому потеряете БОГА ЛЮБОВЬ тут в семье, а в поиски БОГА пойдете в другое место. Хотя это правильно вроде но видите это БОГУ не угодно. Потому смотрите как отнесутся к этому священники вы ведь хотите знать мнение. А священники они знают хорошо ЗАКОНЫ И ЗАПОВЕДИ БОЖИИ потому если вы им все выложите и если обнаружится что вы обидели родителей, они вам скажут так, ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ ЧТО БЫ ДНИ ТВОИ ПРОДЛИЛИСЬ КОТОРЫЕ ДАЕТ ТЕБЕ ТВОЙ ГОСПОДЬ БОГ. Да еще пошлют вас делать мир с родителями скажут примирись потом придешь, и все это по повелению БОЖИЮ, а если родители не смиряться, не простят, то видите получается что БОГ который в христианской церкви он не принял… Видите вот она одна из заповедей которая сейчас на вас смотрит по почитанию родителей, потому от этой заповеди зависит сколько проживешь, если почитаешь уважаешь ЛЮБИШЬ даришь своим поведением родителям радость находишься в послушании то проживешь много а вот если что не так расстраиваешь не слушаешь не уважаешь и другое плохо то видите дни они могут укоротиться. Потому и сны такие да про покойников да еще про родню и все это одновременно с желанием идти в церковь. Видите родители и дети они ведь родня. Наверное те кто вам снился наверное у них тоже были родители кто туда попал они точно знают что за это есть спрос на суде. Можно это проверить если вы измените свое желание и добавите другую свою свободную волю, что да пойду в православную церковь, если на то есть ВОЛЯ БОЖИЯ. А раз родители вас ЛЮБЯТ по ним можно узнать угодно это БОГУ или нет, как бы оттуда получите письмо от БОГА ЛЮБВИ. Как бы надо это желание свою свободную волю отдать в руки БОЖИИ как бы КАК БОГ положит. И смотрите что будет с вами, будут идти сны такие или нет, уйдут беспокойства из сердца или нет. Вы же видите что на сердце не спокойно, у христиан оно еще так, что наказание в виде беспокойств на сердце, оно можно получить за помыслы не угодные БОГУ. Ни чего ни сделал всего лишь возжелал а видите и уже тормоза включаются, нарываешься на неприятности, значит что то не так подумал. Видите на каком уровне идет общение с БОГОМ. Вот так БОГ ЛЮБОВЬ он с вами поговорил. Поменяете помысел, свое намерение, настроите себя не расстраивать родителей, то и увидите оно ведь с вами расстройство, то уйдет оно от вас или нет, а так же и другое что вас расстраивает в том числе и сны, вы это знаете. Потому получается что если узнаете мнение родителей их отношение их реакцию к вашему желанию сходить в церковь или их отношение если вы хотите стать христианкой то знайте что это и ответ на сегодня вам от самого БОГА имя которому ЛЮБОВЬ и который ЕДИН для всех. Потому ответ он рядом с вами и если родители они вам дадут зеленый свет то и в церкви вас примут с распростертыми руками. А тянет вас в церковь потому есть на сердце нечто что вас терзает но видите ответ можно найти именно в христианстве то вам БОГ ЛЮБОВЬ дорогу положил что бы вы нечто поняли, потому надо проверить что вам подсказывают если измените себя свои мысли если полегчает на этом и все и опять быть при родителях в ЛЮБВИ. Враг он всегда из хорошего старается смастерить плохое и всегда старается украсть ЛЮБОВЬ и украсть ЛЮБОВЬ старается из сердца потому надо быть внимательным. А желание сходить в церковь, видите оно закончилось СЛАВА БОГУ хорошей консультацией много вам посоветовали кое чего для вашего спасения. <o:p></o:p>
Простите.<o:p></o:p>
БОГ ВАМ В ПОМОЩЬ. <o:p></o:p>