Содержание
- Искусство
- Романовы и костромской край
- Село Домнино и домнинская вотчина
- Домнино
- По следам Сусанина – однодневная поездка из Костромы
- Поселок Сусанино
- В деревню Деревеньки
- Домнино и Исуповское болото
- «Смутные» монастыри
- Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь
- История
- Современное состояние
- Храмы
- Святыни
- Престольные праздники
- Фото
- Видео
- Как добраться
- Паломнику
- О монастыре
- Ипатьевский монастырь Святой Троицы в Костроме.
Искусство
Ипатьевский монастырь. Воздвигнут 27 марта 1330 г.
Ипатьевский монастырь расположен там, где река Кострома впадает в Волгу. Он знаменит тем, что в нем был благословлен на царство Михаил Федорович – первый царь из династии Романовых. С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей. В 1613 году здесь, в Троицком соборе, был совершен торжественный обряд избрания на царство Михаила Романова; монастырь занял особое положение
как «колыбель дома Романовых».
История родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. По указу Михаила Федоровича был отстроен Новый город. Он был обнесен высокими стенами с тремя башнями.
Ипатьевский монастырь, Юго-западная башня.
После Октябрьской революции, в 1918 году, монастырь был упразднен, а его материальные ценности национализировали. Часть храмов была разрушена. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей — заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.
Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря
Ипатьевский монастырь Святой Троицы – древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Поволжья. В 1958 году комплекс зданий и сооружений отнесен к числу республиканских историко-архивных музеев-заповедников. Впервые упоминается в летописи в 1432 году, но по преданию, был основан гораздо раньше.
Вход в Троицкий собор
До наших дней дошли великолепные храмовые двери от первого каменного «годуновского» Троицкого собора. Они были выполнены в конце 16 века по заказу Д. И. Годунова в мастерских Московского Кремля в редчайшей технике золотой наводки на меди. Заказ этот не был случайным. Дмитрий Иванович распорядился использовать для него в качестве образца двери царского Благовещенского собора Московского Кремля, тем самым он еще раз подчеркнул особый статус Троицкого собора как царского храма.
Пороховая башня
Колокол «Царь Михаил»
Монастырская легенда, записанная в 16 веке, рассказывает о том, что Ипатьевский монастырь был основан выходцем из Золотой Орды, знатным татарским мурзой Четом в 1330 году.
Тихвинская Богоматерь
Интерьер Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря
Чет будто бы он добровольно перешел на службу к великому князю Ивану Калите. Легенда гласит, что когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и сделал стоянку на месте, где ныне стоит монастырь. Во сне Чету явилась Богоматерь и обещала исцелить его, если он построит обитель в честь святителя Ипатия.
Интерьер Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря: Царское место.
Фрагмент интерьера Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря: Царское место.
Каменное строительство на территории монастыря началось с возведения Троицкого собора. В 16 веке выросли каменные постройки монашеских келий, настоятельских и келарских покоев, трапезная с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. А в 1605 году была возведена звонница – одна из лучших построек ансамбля.
Фрагмент интерьера Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря: Царское место.
До наших дней в монастыре сохранилось три храма: Свято-Троицкий собор (1650-1652 гг) — в настоящее время совместно используется монастырем и музеем-заповедником; надвратная церковь в честь святых мучеников Хрисанфа и Дарии, в которой сейчас размещена экспозиция отдела новейшей истории музея-заповедника; церковь во имя святого праведного Лазаря Четверодневного (с 1993 года в ведении монастыря).
Фрагмент интерьера Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря: Царское место.
Троицкий собор — главный храм Ипатьевского монастыря. Он построен в конце 17 века на месте разрушенного храма. Росписи храма представляют из себя цельное воплощение знаменитого костромского стиля, тем более, что фрески дошли до нас почти без изменений местами роспись утрачена, и заменена поновлением в 1912 году.
Фрагмент интерьера Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря: Царское место.
на переднем плане — Звонница Троицкого Ипатьевского монастыря
В глубине монастырского двора находятся палаты бояр Романовых.
музейная экспозиция палат бояр Романовых
музейная экспозиция палат бояр Романовых. Печь.
музейная экспозиция палат бояр Романовых
Архиерейский корпус с Святыми воротами с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии. Архиерейский корпус знаменит тем, что 15 мая 1767 года, посетившая Кострому императрица Екатерина II, пожаловала Костроме герб, которого до этого город не имел: «В память сию по реке Волге путешествия представляется в сем гербе в голубом поле галера под императорским штандартом».
Неизвестно, каким образом попала в библиотеку Ипатьевского монастыря драгоценнейшая рукопись, названная по месту ее нахождения Ипатьевской летописью. Здесь она хранилась до 1814 года, когда была найдена Н.М. Карамзиным. Ипатьевская летопись написана в начале XV века, как полагают, в Пскове и состоит из трех частей. Первая часть — «Повесть временных лет» в редакции 1118 года; вторая часть охватывает 1118-1199 годы — это свод, составленный в 1200 году в Киевском Выдубицком монастыре; третья — галицко-волынская летопись с привлечением некоторых ростово-суздальских летописных сказаний, она доводит повествование до 1292 года.
Цитата сообщения -Juliana- Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
«Колыбель династии Романовых». Ипатьевский монастырь. Кострома.
Романовы и костромской край
История сусанинского подвига неотделима от темы “Романовы и костромской край”, поэтому рассмотрим вопрос о связи царя Михаила Федоровича Романова, его отца Федора Никитича (в иночестве Филарета) и его матери Ксении Ивановны Шестовой (в иночестве Марфы) с костромской землёй.
Шестовы – предки Михаила Федоровича по матери – издавна владели вотчинами в Костромском и Галичском уездах. Дед Ксении Ивановны, Василий Михайлович, а затем и её отец, Иван Васильевич, приходившиеся Михаилу Федоровичу, соответственно, прадедом и дедом, владели в северной части Костромского уезда довольно большой вотчиной с центром в селе Домнине. а Им же, по-видимому, принадлежала находившаяся неподалёку вотчина с центром в селе Зогзине, б а также довольно крупные владения в соседнем Галичском уезде.2 В костромском кремле Шестовы, подобно многим боярским и дворянским родам, имели свой так называемый осадный двор.3 Будучи, судя по всему, единственным ребёнком у своих родителей, Ксения Ивановна унаследовала все их костромские владения.
Село Домнино. Церковь Успения Божией Матери, построенная на месте двора Марфы Ивановны. Фото Г.П. Белякова. 1995 г.
Год рождения Ксении Ивановны нам неизвестен, не знаем мы, и где она родилась. В литературе иногда говорится о незнатности матери первого царя из рода Романовых, однако это не так. Ксения Ивановна принадлежала к весьма знатному роду – своим предком Шестовы считали приехавшего в начале XIII века в Новгород из Пруссии некоего Мишу Прушанина (сын которого, Терентий Михайлович, отличился в знаменитой Невской битве), бывшего, в свою очередь, общим предком нескольких родов старинной русской знати – Салтыковых, Морозовых, Шеиных и др., приходившихся, таким образом, Шестовым роднёй.4
Около 1590 года Ксения Шестова была выдана замуж за Федора Никитича Романова, представителя старомосковского боярского рода. Федор Никитич родился около 1555 года, следовательно, женился он примерно в 35 лет. Отец Федора Никитича, Никита Романович, был известным деятелем эпохи Ивана Грозного, а его сестра, Анастасия Романовна, была, как известно, первой супругой Ивана Грозного и матерью царя Федора Ивановича, занявшего трон после смерти отца в 1584 году, – таким образом, муж Ксении Ивановны приходился царю Федору Ивановичу двоюродным братом.
Романовы также были издавна связаны с костромским краем – и по службе, и как вотчинники. Крупными земельными владениями в Костромском и Галичском уездах располагали братья Федора Никитича – Михаил Никитич и Иван Никитич. Михаил Никитич владел обширными именьями возле Нерехты (“в Костромском уезде, в волости в Нерехте”5). Ещё большие владения имел Иван Никитич, вообще бывший одним из наиболее крупных костромских вотчинников, – его собственностью была почти вся Верховская волость Унженской осады Галичского уезда, занимавшая правый берег реки Унжи от г. Унжи в до нынешнего Кологрива. В состав его “княжества” – как называл эту необычайно крупную для того времени вотчину историк Н.Н. Виноградов – входило 140 селений, в которых проживали около 3500 душ крестьян обоего пола.6 Федор Никитич, конечно, также имел земельные владения в костромском крае, но данных об этом не сохранилось, так как после годуновской опалы все владения были конфискованы.
Считается, что вотчина Шестовых с центром в селе Домнине была отдана Ксении Ивановне в приданое, когда она вышла замуж, и владельцем вотчины стал Федор Никитич, но для местных жителей хозяйкой, по-видимому, оставалась Ксения Ивановна. Так как домнинская вотчина и стала местом сусанинского подвига, расскажем о ней подробнее.
Село Домнино и домнинская вотчина
Центром костромской вотчины Романовых было – и поныне находящееся более чем в пятидесяти километрах к северо-востоку от Костромы – село Домнино. На начало XVII века Домнино с округой относилось к Шачебольскому стану Костромского уезда. г
Когда на возвышенности над низиной, по которой протекает река Шача, – левый приток реки Костромы – возникло это село, нам неизвестно, но, по-видимому, оно весьма древнее. Название “Домнино” происходит, конечно, от женского имени “Домна” (”госпожа” по латыни) – вероятнее всего, это было имя вдовы или дочери кого-то из первых владельцев села (или Шестовых, или же тех, кому село принадлежало раньше). С какого времени Домнино стало вотчиной Шестовых, мы не знаем; выше уже писалось, что, по крайней мере, большую часть XVI века Шестовы – дед Марфы Ивановны Василий Михайлович и его сын, отец Марфы Ивановны, Иван Васильевич – владели Домниным ( не зря Марфа Ивановна называла Домнино “своей старинной и прародительской вотчиной”).
Мемориальная доска внутри Успенской церкви,
установленная в средине XIX века.
Фото Г.П. Белякова. 1977г.
Судя по всему, в вотчину получил Домнино дед Марфы Ивановны, Василий Михайлович Шестов (так как в XVI веке правительство очень редко давало населённые земли в вотчину,8 то можно предположить, что Василий Михайлович был награждён Домниным на правах вотчины за какие-то особые заслуги). Известно, что в 1577 году его дети, Иван и Пётр Васильевичи Шестовы, продали Домнино Т.К. Яковлеву,9 но, по-видимому, в очень скором времени оно было выкуплено обратно, и при выходе Ксении Ивановны замуж дано ей в приданое.
В Домнине, как в центре домнинской вотчины, находился боярский двор – предание указывает, что он был на месте ныне существующей Успенской церкви, и нет никаких оснований сомневаться в этом. д К сожалению, до нас не дошло описание этого двора, но усадьбы вотчинников в то время, как и более позднее, представляли собой целый комплекс жилых и хозяйственных построек, включавший хоромы хозяев, людскую избу, амбары, житницы, клети, сенник, конюшенный и скотный дворы и т.д. Конечно, не был в этом отношении исключением и двор Шестовых.
Возле хором возвышалась деревянная шатровая церковь в честь Воскресения Христова. Впервые в письменных источниках она упоминается в писцовой книге 1628 года, где сказано: “…а в селе церковь Воскресение Христово, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение прежних вотчинников и мирское…” 11 Если жилые хоромы Шестовых действительно находились на месте нынешней Успенской церкви, то – поскольку известно, где была Воскресенская церковь, – получается, что церковь в селе Домнине стояла в самой непосредственной близости от хором. Судя по всему, Воскресенская церковь была усадебной, подобно тем церквам при дворянских усадьбах XVIII-XIX веков, каких из вестно немало. В пользу этого предположения говорит то, что церковь в Домнине состояла из одного храма, в то время как подавляющее большинство деревянных церквей в ту эпоху состояли из двух храмов: летнего и зимнего. Из грамоты Марфы Ивановны 1631 года мы знаем, что Воскресенская церковь в Домнине была шатровой – вероятно, это был монументальный храм, гордо возносящийся над шачинской долиной. Поскольку шатровые деревянные храмы, как правило, были летние (т.е. не отапливались, и в них служили только в тёплое время года), то, возможно, что при церкви в начале XVII века был отапливаемый придел.
Велико ли было Домнино на 1612 – 1613 гг., нам неизвестно. Местный краевед священник А.Д. Домнинский е полагал, что в начале XVII века в Домнине крестьяне не жили и что здесь стояла лишь барская усадьба с церковью и жили дворовые и церковный причт. Однако, из грамоты Марфы Ивановны от 1631 года (подробнее об этой грамоте мы будем говорить ниже) нам известно, что на этот год в Домнине, кроме боярского двора, было четыре двора церковного причта и семь крестьянских дворов. ж Маловероятно, чтобы за 18 лет после 1612 – 1613 гг. число жителей села сильно увеличилось, и, скорее всего, примерно столько же дворов ( т.е. не меньше четырёх десятков жителей) было в Домнине и в рассматриваемое время.
Церковь в Исупово. Село Исупово.
Сразу за домами начинается бескрайнее болото
Домнино было центром довольно крупной вотчины, включавшей в себя также сельцо Спас-Хрипели ( о нём подробнее ниже) и несколько деревень и починков. з Большинство из этих деревень являлись типичными для того времени небольшими селениями в несколько крестьянских дворов (редкое исключение – находившаяся близ села Домнина деревня Перевоз, в которой на 1631 год было 13 крестьянских дворов).
Возле Домнина проходила так называемая большая Вологодская дорога, соединявшая Кострому с находящимися севернее городами – Галичем, Чухломой, Солью Галицкой и Вологдой.17
В непосредственной близости от Домнина, к югу, начиналось раскинувшееся на много вёрст в огромной котловине болото, которое местные жители с незапамятных времён называют “Исуповским” (по селу Исупову, находящемуся за болотом) или “Чистым”. и
В Домнине, судя по всему в самой усадьбе, и жил главный герой нашего исследования – Иван Сусанин.
Домнино
Смотреть что такое «Домнино» в других словарях:
-
Домнино — с. Костромской г., Буйского у.; принадлежало роду Шестовых и перешло в дом Романовых как приданое Ксении, впоследствии инокини Марфы Ивановны, матери царя Михаила Феодоровича. Село стало известно благодаря тому, что тут родился и жил Иван Сусанин … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Домнино (Вологодская область) — У этого топонима есть и другие значения, см. Домнино. Деревня Домнино Страна РоссияРоссия … Википедия
-
Домнино (Куньинский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Домнино. Деревня Домнино Страна РоссияРоссия … Википедия
-
ДОМНИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ ЦАРСТВЕННЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ, ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ВЕЛИКИХ КНЯЖОН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 2007 г. Храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. 2007 г. (Костромской и Галичской епархии), в с. Домнине Сусанинского р на Костромской обл. Основан при храме в честь Успения Пресв.… … Православная энциклопедия
-
Сусанин, Иван Осипович — У этого термина существуют и другие значения, см. Иван Сусанин (значения). Сусанин, Иван Осипович … Википедия
-
Фиденца — Город Фиденца Fidenza Страна ИталияИталия … Википедия
-
Романова-Юрьева, Ксения Ивановна — (в иночестве Марфа) дочь Костромского дворянина Ивана Васильевича Шестова и жены его, Марии, мать царя Михаила Феодоровича. Около 1590 г. она вышла замуж за Феодора Никитича Романова, двоюродного брата царя Феодора Иоанновича; на свадьбе ее… … Большая биографическая энциклопедия
-
Сусанин Иван — (умер 1613), герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале 17 в. Крестьянин с. Деревеньки, близ с. Домнино Костромского уезда. Зимой 1612 13 С. был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с.… … Большая советская энциклопедия
-
Сусанин — Иван (умер 1613), герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале 17 в. Крестьянин с. Деревеньки, близ с. Домнино Костромского уезда. Зимой 1612 13 С. был взят в качестве проводника отрядом польской… … Большая советская энциклопедия
-
СУСАНИН — Иван Осипович (? 1613), крестьянин Костромского уезда. Зимой 1613 был взят проводником в отряд польской шляхты, направлявшейся в с. Домнино, где находился избранный на престол царь Михаил Фёдорович Романов. Намеренно завёл отряд интервентов в… … Русская история
По следам Сусанина – однодневная поездка из Костромы
Предложение проехаться «по маршруту Сусанина» настораживает: ведь из истории известно, что для польского отряда этот маршрут стал дорогой в один конец. Но в Костромской области никуда не деться от героических легенд Смутного времени, и любому, кто интересуется историей, наверняка, захочется отправиться на экскурсию «по сусанинским местам». Тем более что места эти очень живописные!
Историческая справка
Несмотря на обилие легенд о подвиге Сусанина, исторических свидетельств о связанных с ним событиях сохранилось очень мало. Достоверно известно, что Иван Сусанин был старостой в Домнино — родовом имении боярыни Марфы, матери Михаила Романова, а в 1619 году зять крестьянина Богдан Собинин получил царскую грамоту, по которой ему переходила половина деревни Деревеньки, а он сам и все его потомки освобождались от податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина». В грамоте говорилось, что литовские люди пытали крестьянина о местонахождении Михаила Романова, но тот, хоть и знал нужную информацию, ее не выдал и был замучен до смерти. О деталях происшествия известно от потомков рода Сусаниных, и рассказы эти со временем обросли массой сомнительных подробностей. Классическая версия предания гласит, что зимой 1613 года Марфа с сыном — уже избранным царем Михаилом Романовым — находилась в Домнино. Поскольку на русский престол претендовал также Сигизмунд III и его сын Владислав, польский отряд был послан в Домнино «убрать конкурента». В селе Деревеньки у дочери находился Иван Сусанин, согласившийся проводить поляков в Домнино. Но вместо этого крестьянин завел врагов в леса и непроходимое болото, где и был убит.
Исследователи справедливо указывают на недочеты этой истории. Во-первых, полякам очень трудно было бы оказаться в Деревеньках, не попав предварительно в Домнино. Во-вторых, зимой непроходимое болото обычно замерзает. В-третьих, непонятно, кто и как узнал о героической гибели Сусанина, если он вместе с польским отрядом сгинул в окрестных лесах.
У историков есть другие версии: вероятно, поляки прибыли сюда не зимой 1613, а поздней осенью 1612 года, до избрания Михаила на царство. В Домнино они нашли старосту и пытались узнать у него о местонахождении Марфы и Михаила, которые в этот момент были на богомолье в Макарьево-Унженском монастыре. Сусанин правды не сказал и, чтобы потянуть время, повел отряд через болото в расположенное на другой стороне село Исупово. Уже там, поняв обман, поляки убили его на глазах односельчан. Кстати, именно в этом селе, на погосте, были в 2003 году найдены предположительные останки Ивана Сусанина (в чем, впрочем, историки тоже сомневаются).
Поселок Сусанино
Чтобы попасть в Сусанинский район, вам нужно покинуть Кострому по центральной улице — проспекту Мира, который постепенно переходит в Костромскую улицу, а потом в шоссе «Кострома — Буй». По этой дороге вам предстоит проехать примерно 60 километров до поселка Сусанино, причем рассчитывайте на долгую поездку — эта дорога имеет недобрую славу из-за своего плохого состояния, обилия заплаток и выбоин, ехать по ней с большой скоростью не получится.
В Сусанино стоит сделать первую остановку. К Ивану Сусанину этот населенный пункт не имеет прямого отношения и в прошлом назывался Молвитино. Зато здесь находится Музей подвига Сусанина, где рассказывается не только о самом герое, но и о других исторических личностях, совершивших в разное время похожие подвиги. Еще в музее можно увидеть саблю XVII века, найденную неподалеку от Исуповского болота, — считается, что она принадлежала кому-то из того самого польского отряда.
Размещается музей в здании церкви Воскресения Христова, изображенной на картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели», так что пропустить такой интересный объект, разумеется, нельзя. Только учтите, что у этого музея немного нестандартный режим работы: он открыт в понедельник, зато закрыт в пятницу. А попасть сюда просто — после автостанции нужно свернуть с трассы влево, на улицу Карла Маркса, и проехать по ней до центра поселка.
По следам Сусанина — без машины
По «сусанинским местам» можно путешествовать самостоятельно, если вы готовы проехать на машине по скверным дорогам и не боитесь прогулки через болото. Впрочем, можно приехать сюда и без машины: например, междугородним автобусом «Кострома — Буй» до поворота на Домнино, а далее несколько километров пешком по Сусанинским местам. Если вы сомневаетесь в своей способности ориентироваться не местности, можно присоединиться к экскурсии в Сусанино — такие маршруты регулярно предлагают местные турфирмы. Экскурсии обычно включают театрализованное представление «Тропой И.Сусанина», так что вы наглядно сможете представить, что творилось в этих краях 400 лет назад.
В деревню Деревеньки
Как мы помним, согласно официальной версии событий, Ивана Сусанина поляки перехватили в деревне с тавтологическим называнием Деревеньки неподалеку от Домнино. Возможно, там находился родовой дом Сусаниных, где жила с семьей дочь Ивана Антонида. Во всяком случае, в этом селе в 1913 году появилась памятная часовня, освященная в честь Иоанна Предтечи.
Села теперь уже нет — оно обезлюдело, заброшено и заросло лесами. Но часовня сохранилась и до нее можно добраться. Для этого выезжайте из Сусанина и двигайтесь дальше по трассе примерно 5 километров, мимо поворота на Шипилово и Домнино. Вам нужен следующий поворот (в сторону Сумароково). До часовни около 2-х километров, по дороге будет указатель.
Часовенка из красного кирпича с одной главкой высится посреди леса. Она обычно заперта, но можно увидеть роспись на ее внешней стене и мемориальную табличку «Часовня сооружена в 1913 г. на средства местных крестьян в память 300-летия подвига Ивана Сусанина. По преданию в этом месте в д.Деревеньки стоял дом И.О. Сусанина».
Кстати, не думайте, что часовня — совсем уж незначительный объект! В 2006 году вышла серия марок «Россия. Регионы», где марку Костромской области украшали памятник Сусанину, вид Волги и эта самая часовенка.
Как правильно выбрать время для поездки
Посетить сусанинские места можно в разное время года, но идеальное время: сухая осень, когда на болотах уже нет комаров, а леса в желто-красной листве смотрятся особенно живописно. Но если вы хотите осмотреть все достопримечательности, включая и легендарную тропу через топи, захватите с собой резиновые сапоги: вам предстоит идти по подгнившим и затопленным в болотной грязи доскам, так что любая обувь вымокнет и испачкается.
Домнино и Исуповское болото
Постояв у часовни, нужно вернуться на трассу и по ней до предыдущего поворота — теперь вас ждет деревня Домнино, родовая вотчина бояр Шестовых (именно к этому семейству принадлежала боярыня Марфа, в миру Ксения, пока не вышла замуж Федора Романова). Повернув налево, проезжайте еще 4 километра до Домнино. Эта деревня, в отличие от Деревеньки, вполне себе обитаема и может похвастаться весьма живописными деревянными домами с резными наличниками, а также монастырем во имя святых Царственных страстотерпцев — Николая II и его семьи. Монастырь этот основан недавно — в 2004 году. А вот монастырский храм Успения был построен значительно раньше — в 1809-1817 годах на месте, где когда-то стоял дом бояр Шестовых (об этом сообщает табличка на стене храма). Считается, что рядом находилась и деревянная Воскресенская церковь, разрушенная со временем — есть даже версия, что именно в подклете этой старой церкви был похоронен Иван Сусанин.
Найти монастырь легко: нужно ехать по главной улице села, церковь за оградой вы увидите по правой стороне. Попасть на территорию бывает сложнее: порой она закрыта, да и о разрешении на фотосъемку следует спросить у монахинь.
Рядом с храмом можно увидеть белокаменное двухэтажное здание церковно-приходской школы, построенное в конце XIX века на средства Александровского православного братства — опять-таки в память о спасении Михаила Федоровича.
Из Домнино дорога идет дальше, мимо деревни Перевоз — к знаменитому Исуповскому болоту. Второе его название — Чистое болото (что вряд ли сильно вас утешит, если вы в него провалитесь). Болото — не только историческое место, но и памятник природы федерального значения. На краю болота, слева от трассы (ориентируйтесь на указатель «Место подвига И.Сусанина») лежит большой валун с именем крестьянина-героя. Этот внушительный монумент весом под 60 тонн установлен здесь еще в 1988 году. От камня открывается живописный вид на лежащее ниже болото и леса. Отсюда можно разглядеть и одинокую сосну посреди болота — именно она почему-то считается местом гибели Ивана Сусанина.
Чтобы добраться до сосны, нужно от валуна спуститься к болоту и двинуться в путь по дощатому настилу. Гать тянется на 2,5 километра, доски довольно скользкие, местами прогнившие и полузатопленные в жиже, но пройти по ним можно, только осторожно. Сперва тропа ведет через лесок, потом выводит на открытую местность с редкими березками. Через несколько метров от начала тропы будет развилка с ответвлением в сторону колодца.
Возле сосны находится объект, который часто именуют часовней, хотя на самом деле это всего лишь небольшой ящичек-подсвечник с иконами. Здесь можно зажечь свечу в память об Иване Сусанине, где бы он ни погиб на самом деле.
«Смутные» монастыри
Сусанино, Домнино и тропа по болоту — классический сусанинский маршрут, после которого большинству туристов хочется уже вернуться домой или в гостиницу. Но если вы не слишком устали и полны желания продолжать путешествие по местам, связанным с историей Смутного времени, у вас масса вариантов! Например, можете проехать еще 24 километра по дороге в сторону Буя — до деревни Борок. Здесь, в центре деревни, на улице Колхозной, находится Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь, где был пострижен в монахи Григорий Отрепьев, тот самый будущий Лжедмитрий I, с которого вся Смута и началась.
Можно, впрочем, вернуться в Кострому и посетить Ипатьевский монастырь, где после событий, погубивших Ивана Сусанина, скрывались Марфа и Михаил Романовы. В Костроме стоит зайти и в Романовский музей, где вам расскажут об истории древних боярских родов, связанных с этой местностью.
Но есть в Костромской области и третий монастырь, без упоминания которого история об истоках династии Романовых будет неполной. Речь о том самом Макарьево-Унженском монастыре, куда в весьма опасное время отправился на богомолье будущий русский царь с матерью. Место для паломничества было выбрано не случайно: в монастыре хранились мощи его основателя, святого Макария Унженского, который побывал в плену у казанских татар. Ему Михаил и Марфа молились об освобождении своего отца и мужа Филарета (в миру — боярина Федора Романова), который в тот момент находился в плену у поляков. Вероятно, будущий царь молился и об освобождении Руси от иноземцев — и, как известно из истории, обе просьбы по молитвам к Макарию были исполнены. Позже, уже став царем, Михаил Федорович вновь по обету совершил паломничество в этот монастырь. Именно во время второй поездки он узнал о подвиге Ивана Сусанина и даровал его потомкам землю и освобождение от податей.
Дорога в Макарьев неблизкая — ехать нужно через Судиславль, вернее, через Кострому и Судиславль, поскольку дорога между трассой «Кострома — Буй» и Судиславлем почти непреодолима. От Костромы до Макарьева более 180 километров, так что не стоит совмещать это путешествие с поездкой в Сусанино. Но если у вас есть еще свободные дни в Костроме, можно расширить «географию Смутного времени», посетив этот старинный монастырь.
Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь
Россия Костромская область Макарьев
Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь — православная женская обитель, основанная в 1439 году. Монастырь был закрыт советской властью в 1919 году, возвращен Церкви в 1994 году.
История
Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь был основан преподобным Макарием Унженским и Желтоводским в 1439 году на правом берегу реки Унжи в 20 верстах вниз по течению от одноименного города (ныне — село Унжа Макарьевского района Костромской области).
Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в купеческой семье. Еще в юности приняв иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском мужском монастыре, он впоследствии основал Богоявленскую обитель на северной границе Нижегородского княжества, при реке Лух, и Троицкий Желтоводский монастырь на Волге (именовавшийся так по расположенному вблизи обители озеру Желтые Воды). В 1439 году Улу Мухамед, властитель Казанского ханства (одного из «осколков» Золотой Орды), выступил в поход на Москву, захватив Нижний Новгород и разорив Троицкую обитель. Преподобный Макарий вынужден был покинуть желтоводские пределы и, уйдя на север, основал на горе в унженских лесах монастырь во Имя Святой Троицы. По молитве преподобного у подножия горы возник святой источник; в 1442 году при совершении утреннего правила святому старцу явилась чудотворная икона Божией Матери — поставленная им в келье и впоследствии названная Макарьевской. 25 июля (по старому стилю) 1444 года в возрасте 95 лет преподобный Макарий мирно преставился ко Господу. Его прославление в лике всероссийски чтимых святых состоялось в 1619 году.
Монастырь, основанный преподобным Макарием, с течением лет расширялся и благоустраивался. Особое покровительство, которое оказывали обители первый государь из дома Романовых царь Михаил Феодорович (вместе со своей матерью великой инокиней Марфой Иоанновной дважды — в 1612 и 1619 годах — совершавший сюда паломнические поездки) и его преемники, привело к тому, что в XVII веке небольшой монастырь на Унже стал одной из известнейших российских обителей и даже именовался иногда «лаврой преподобного Макария». В 1664-1670 годах здесь был возведен каменный Троицкий собор. В 1670-1674 годах над местом погребения преподобного Макария построили каменную Макарьевскую церковь, при этом состоялось обретение святых мощей унженского старца. Позднее в обители были воздвигнуты еще три каменных храма — Благовещенский (в 1680 году), Никольский над Святыми вратами (в 1685 году) и Успенский (в 1735 году). В 1675-1682 годах монастырем управлял игумен Митрофан, в 1682 году ставший первым епископом Воронежским и прославленный Церковью в лике святых. Чтимыми святынями обители являлись мощи преподобного Макария и чудотворная Макарьевская икона Божией Матери — список с образа Царицы Небесной, явившегося подвижнику в 1442 году. Эта икона чудесно сохранилась невредимой в огне пожаров 1626 и 1690 годов и прославилась многими благодатными знамениями.
В 1778 году из подмонастырской слободы и находившегося рядом села Коврово был образован город, получивший название Макарьев и ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское Духовное училище. В 1854 году Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь был возведен в ранг первоклассного (в Костромской епархии к тому времени в первом классе числился только Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь).
Во время Первой мировой войны в стенах обители располагался лазарет для раненых воинов. Гонения ХХ столетия разрушили иноческую жизнь древней макарьевской святыни. Монастырь в 1919 году закрыли, братию выселили; однако богослужения в храмах обители продолжались — их совершали бывшие монастырские насельники, оставшиеся в городе. В 1926 году был упразднен первый из храмов обители, Никольская церковь, где разместился «клуб физкультуры», а в декабре 1929 года состоялось окончательное закрытие монастыря. При этом святые мощи преподобного Макария были кощунственно вскрыты и переданы в краеведческий музей, а в стенах обители разместились машиннотракторная станция и склады зерна; чудотворная Макарьевская икона Божией Матери бесследно исчезла.
Возрождение обители преподобного Макария началось в девяностых годах ХХ века. 14 мая 1990 года святые мощи унженского старца, сохранившиеся в запасниках краеведческого музея г. Юрьевца Ивановской области, были возвращены Костромской епархии и перенесены в Кострому, в Воскресенский собор на Нижней Дебре, а затем — в приходскую церковь г. Макарьева. 16 июля 1993 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви Макариево-Унженский монастырь возобновлен как женский. В январе 1994 года монастырские здания были полностью возвращены епархии, и уже 7 августа 1994 года — в день памяти преподобного Макария — архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил освящение первого возрожденного храма обители, Макарьевской церкви. В 1995 году в монастырь вернулась и его главная святыня, мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского, вновь пребывающие сейчас в Макарьевском храме.
В 1999 году Костромская епархия торжественно отметила 555-летие преставления ко Господу преподобного Макария; центром юбилейного празднования стал Макариево-Унженский монастырь. В послании по случаю знаменательного юбилея архиепископ Костромской и Галичский Александр указывал: «История свидетельствует, что этому месту по молитвам преподобного сопутствовало особое Божие благословение. СвятоТ роицкий Макариево-Унженский монастырь стал со временем великой обителью, одной из первых по значению в России после Троице-Сергиевой Лавры… Времена воинствующего безбожия исказили облик обители. Многое здесь было предано разрушению. Но милость Божия не оставила сего святого места». 25 марта 2004 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря назначена игумения Вера (Морева).
Современное состояние
В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельниц обители.
Совершенствуются формы социального служения.
Храмы
- Церковь Успения Пресвятой Богородицы
- Собор Троицы Живоначальной
- Церковь Макария Унженского и Желтоводского
- Церковь Николая Чудотворца
- Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Святыни
- Святые мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского
- Список с чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери
- Святой источник преподобного Макария
Престольные праздники
День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи
Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа
Церковь Макария Унженского и Желтоводского — 7 августа
Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря
Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
Фото
Видео
Как добраться
Адрес: Костромская обл., Макарьевский р-н, г. Макарьев, пл. Революции, 14 А
Проезд (от г. Костромы): междугородным автобусом до города Макарьева.
Паломнику
Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.
Телефон: (49445) 5-54-00
О монастыре
Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь находится в городе Макарьеве Костромской области, на реке Унже, в шестидесяти километрах от её впадения в Волгу. Небесный покровитель монастыря – преподобный Макарий Желтоводский и Унженский.
Преподобный Макарий пришёл сюда в 1439 году. Он прожил в этих местах пять лет, и после кончины старца в 1444 году жители города Унжи похоронили его здесь же, возле его кельи.
Потом сюда стали приходить люди, стремившиеся к монашеской жизни, и таким образом на месте подвигов преподобного Макария появилась новая обитель. У гроба святого Макария исцелялось множество страждущих.
Преподобный Макарий очень почитался в народе. Он был известен не только как помощник и защитник тех, кто обратился к нему за помощью, но и как покровитель находящихся в плену.
Когда митрополит Филарет, отец будущего царя Михаила Романова, в начале XVII века попал в польский плен, юный Михаил и его мать инокиня Марфа особенно горячо молили о заступничестве перед Богом именно святого Макария.
После освобождения Филарета в 1619 году Михаил торжественно посетил обитель на Унже, чтобы поблагодарить святого за его помощь семье Романовых и всей Русской земле.
Царь Михаил Романов и его преемники покровительствовали монастырю, с течением времени обитель расширялась и благоустраивалась, возводились соборы – Троицкий, Макарьевский, Благовещенский, Никольский.
В монастырь стекались пожертвования, он пользовался многочисленными льготами, владел огромными территориями. В 1778 году указом Екатерины II возле обители был образован город Макарьев.
И духовное значение обители для русских людей, и покровительство государей привели к тому, что Макариево-Унженский монастырь приобрёл огромную известность – иногда его даже называли «лаврой преподобного Макария».
В 1837 году монастырь посетил наследник престола, будущий император Александр II. С середины XIX века Макариево-Унженский монастырь считался одной из самых почитаемых обителей в России, к мощам преподобного Макария шло множество паломников.
После революции братия была выселена, мощи святого Макария вывезли из обители, а на её территории разместились хозяйственные и гражданские учреждения.
Но уже во второй половине ХХ века ситуация изменилась: в 1970-х и 1980-х годах проводилась научная реставрация монастырского комплекса, а в 1993 году монастырь был возвращён Церкви.
До 2016 года обитель была женской, а затем указом Синода была преобразована в мужской монастырь.
Мощи преподобного Макария были вновь обретены верующими и хранятся частью в Макариево-Унженском монастыре, частью в Желтоводской обители.
Костромская епархияСтраница епархииРусская Православная Церковь, Костромская митрополия
Контактная информация
info@kostromaeparhia.ru (4942) 31-64-73 http://www.kostromamitropolia.ru/ https://vk.com/kostromamitropolia https://plus.google.com/u/0/101799240309521720083 http://www.youtube.com/user/kostromaeparhia Адрес: г. Кострома, ул. Симановского, 26/37.
- правящий архиерей — Mитрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт
- Дата образования:16 июля 1744 г. был подписан указ об учреждении в Костроме епископской кафедры.
- Границы епархии:В настоящее время Костромская митрополия объединяет приходы и монастыри Русской Православной Церкви на территории Костромской области.
- Дополнительная информация:Статистические сведения:
Храмов и иных молитвенных помещений (молитвенных домов и комнат, часовен и т.п.) — 265.
Приписных храмов — 112.
Приходов, имеющих юридическую регистрацию — 120.
Приходов, не имеющих юридическую регистрацию — 102.
Священников — 173, в том числе монашествующих — 20.
Диаконов —26, в том числе монашествующих — 7.
Средства массовой информации:
— официальный сайт Костромской епархии
— «Православное слово» (ежемесячное издание Православного просветительского братства при храме во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при Костромской государственной сельскохозяйственной академии)
— «Александровский листок» (еженедельное издание Александровского православного братства Костромской епархии)
Ипатьевский монастырь Святой Троицы в Костроме.
Ипатьевский монастырь Святой Троицы стоит при впадении реки Костромы в Волгу. Это древнейший архитектурный ансамбль города. Монастырь навсегда вошел в историю России в 1613 году, когда здесь был совершен чин избрания Михаила Федоровича Романова на царство. Но обо всем по порядку.
Самый красивый вид на Ипатьевский монастырь открывается с противоположного берега реки Костромы, широко разливающейся перед обителью.
Сам берег не очень красивый. Тут расположены старые заводы, бетонные плиты, закрывающие теплотрассу…
Но на все это не обращаешь внимания когда перед тобой отражается в воде белоснежный монастырь с золотыми куполами и изумрудными крышами.
Путь к Ипатьевскому монастырю лежит через автомобильно-пешеходный мост.
С моста можно разглядеть дальние берега Волги.
И сам архитектурный комплекс монастыря — как на ладони!
Мы приехали в Кострому очень рано и, пройдя через весь город от вокзала до монастыря пешком, уже к восьми утра подходили к стенам Ипатьевского монастыря.
Вход для посетителей в него открывается в 9-00.
В итоге у нас был целый час, и мы решили обойти монастырь и рассмотреть его с разных сторон.
Ипатьевский монастырь Святой Троицы в Костроме впервые упоминается на страницах летописей в 1432 году. Однако, считается что основан он был гораздо раньше. По одной из версий это произошло ещё в 13 веке. При этом монастырская легенда относит время создания его ко второй четверти 14 века (1330 году) и гласит, что основан он был выходцем из Золотой Орды, знатным татарским мурзой Четом.
Когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и сделал стоянку на месте, где ныне стоит монастырь. Во сне ему явилась Богоматерь и пообещала исцеление, если он построит обитель в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия.
Чету действительно стало лучше. Приехав в Москву, он принял православную веру, крестившись под именем Захария. Также он испросил у великого князя разрешения на строительство монастыря во имя св. Ипатия на месте «чудесного» исцеления.
Захарий стал родоначальником костромских вотчинников Зерновых, Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых и Годуновых — знатных боярских фамилий, покровителей монастыря.
С возвышением Годуновых связан и расцвет монастыря. На средства Годуновых, и в частности фактически правящего с 1585 страной Бориса Годунова к 1605 году было проведено полное переустройство монастыря. Было выполнено много каменных построек. Так что Ипатьевский монастырь стал называться «преименитой лаврой».
В Смутное время монастырь захватили поляки. Для того чтобы выбить их из крепости пришлось взорвать одну из стен монастыря. Эту задачу в ночь с 24 на 25 сентября 1609 года ценой собственных жизней выполнили костромские служивые люди Константин Мезенцев и Николай Косыгин. Монастырь был освобожден от интервентов.
Неподалеку от монастыря совершил свой знаменитый подвиг Иван Сусанин, который завел в непроходимые костромские леса польских диверсантов, желавших захватить избранного царя Михаила Федоровича Романова, находившегося в тот момент в селе Домнине.
Михаил бежал из села в Ипатьевский монастырь и именно здесь в 1613 году совершилось принятие им Всероссийского престола.
Между тем час прошёл и вход в монастырь был открыт…
Других посетителей ещё не было, потому можно было сделать редкий кадр без людей на монастырской площади. Буквально через несколько минут здесь уже стало многолюдно.
Центральным храмом монастыря является Собор Троицы Живоначальной, построенный в 1650-1652 годах на месте одноименного деревянного собора, открытого в 1560 году и разрушившегося в 1649-м.
К счастью, после закрытия монастыря после револиции собор не постигла участь костромского кремля и его не разрушили. Сначала здесь размещался рабочий поселок, а на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов в монастыре разместился историко-художественный музей-заповедник и началось его восстановление, пусть и как музея. В 1991 году в соборе была впервые за многие десятилетия проведена Божественная литургия а вскоре, в феврале 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден .
Возле Троицкого собора расположена монастырская звонница.
Считается что звонница построена в 1603 г.
Секция с башней была пристроена к звоннице чуть позднее — в середине 17 века.
Исторические колокола звонницы не сохранились. Потому сегодня на монастырской звоннице расположены колокола, которые были доставлены сюда в 1956 г. из села Малое Анфимово.
А в пристройке к звоннице распологается небольшое монастырское кафе.
В 2013 году к празднованию 400-летия дома Романовых в монастыре была освящена восстановленная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Первая церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в Ипатьевском монастыре ещё в 1564 году и была деревянной. К 1767 она была перестроена в камне. А после революции в 1932 году храм был разрушен. И лишь в 2008 году по инициативе Дмитрия Медведева, бывшего в те годы президентом России, началось восстановление церкви.
Ещё одна церковь монастыря — это церковь Хрисанфа и Дарии, строившаяся с 1840 по 1859 годы.
С инициативой стрительства данного храма выступил император Николай I, посетивший Ипатьевский монастырь в 1834 году. Автором проекта храма Хрисанфа и Дарии был известный архитектор К.А. Тон.
Как и весь монастырь, после революции храм был закрыт и приспособлен под жилье рабочих текстильной промышленности. После передан музею. Лишь в 2004 году он был возвращен церкви и в 2008 году здесь вновь стали проводить богослужения.
Церковь Хрисанфа и Дарии пристроена к Архиерейскому корпусу
Между Архиерейском и Братским корпусом находится вход в монастырь. Святые врата.
Братский корпус прилегает к Палатам бояр Романовых
Здесь при Борисе Годунове жили в ссылке Романовы, а в годы Смутного времени они получили монастырь в вотчинное владение как вознаграждение за их опалу при Годуновых. В 1613 году именно тут скрывался от польских диверсантов Михаил Федорович.
На земском соборе в феврале 1613 года Михаила Романова избрали царем, и в монастырь явилось посольство из духовенства и бояр. Здесь, в Троицком соборе, был совершен чин избрания Михаила Федоровича на царство, поэтому Ипатьевский монастырь неизменно величали «колыбелью дома Романовых».
Сейчас в палатах бояр Романовых размещена выставка реликвий, связанных с призванием Михаила Федоровича на царство.
Территорию монастыря делят на 2 части Внутренние ворота XVI века постройки. Слева от них корпус над монастырскими погребами
В корпусе свечного завода также находится музейная экспозиция.
Тут есть сразу несколько изображений Николы Можайского. Правда меч и град, которые должны быть в руках у святого, утрачены.
У второго Николы также нет меча и города.
Иные экспонаты сохранились гораздо лучше и выглядят — будто из сказки.
В центре монастыря находится памятник-колонна 19 века по сторонам которого размещены таблички с описанием славной истории обители.
За воротами монастыря также есть несколько примечательных объектов. Самый новый из них — часовня «Царская Голгофа» освященная в 2013 году.
Часовня построена в честь Святых Царственных мучеников с их верными слугами и стоит прямо на пути к Ипатьевскому монастырю около моста через реку Кострома.
Рядом — поклонный крест
На фасаде изображены сами Святые Царственные Страстотерпцы.
Часовня открыта к празднованию 400-летия дома Романовых.
В нескольких десятках метров от часовни древняя церковь Иоанна Богослова 1681 — 1687 годов постройки.
Она была построена на месте двух деревянных церквей, устроенных в 1562 г. по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 г.
Придельный храм с престолами во имя святого Николая и в честь Феодоровской иконы Божией Матери устроен в 1901 г.
Храм обнесен оградой, в периметре которой находится церковное кладбище.
По соседству находится деревянная церковь Собора Пресвятой Богородицы. Это экспонат Музея деревянного зодчества, перевезенный сюда из села Холм.
Считается, что храм построен в 1552 г. мастерами Карпом и Папилой.
Первоначально, возможно, он имел шатровое завершение, а существующие венчающий восьмерик и пятиглавие сделаны в ХVIII в., когда основной восьмерик был понижен. Некоторые специалисты, однако, считают, что церковь изначально имела нынешнюю композицию.
В начале ХХ в. под сруб был подведен фундамент и сделан цоколь высотой около двух метров . Церковь была обшита с фасадов тесом, кровля покрыта железом. В 1944-1945 гг. обрушился верхний ярус храма и потолок нижнего восьмерика. В 1960 г. церковь была перевезена из Галичского района, где она стояла на погосте в полутора километрах от с. Холм.
Реставрационные работы выполнены в 1960-1962 гг. по проекту арх. А.В. Ополовникова и при участии арх. И.Ш. Шевелева.
Основная экспозиция музея деревянного зодчества находится по другую сторону от Ипатьевского монастыря.
Правда в отсутствии понятной навигации мы так и не поняли где в него вход.
Так что рассмотреть его удалось лишь с вала плотины вдоль берега реки Костромы.
Ипатьевский монастырь в Костроме посещали многие русские правители из династии Романовых. Президенты современной России продолжили эту традицию.
Приезжайте и Вы в Кострому и обязательно посетите Ипатьевский монастырь Святой Троицы.
Кострома для меня совсем не чужой город. Там родились и выросли мои родители, там всю жизнь прожили мои бабушки и дедушки, и именно туда, к ним, я приезжал практически каждое лето не каникулы. Признаюсь, я, в общем-то, неплохо знаком как с самим городом, так и с его древней историей. Но некоторое время назад, систематизируя свой фотоархив, я к своему удивлению обнаружил, что практически его не снимал. Так ведь оно обычно и получается — чем чаще бываешь в каком-либо месте, тем реже его фотографируешь. А рассказать о таком красивом и родном мне городе хотелось уже давно.
Поэтому, будучи вновь прошлым летом в Костроме, я уже знал, что без снимков оттуда не вернусь.
Однако свою серию постов о Костроме я бы хотел начать не с рассказов об историческом центре (как это обычно принято), а с его окраинной жемчужины — Ипатьевском монастыре, который находится в небольшом отдалении, на берегу реки Костромы, где та впадает в и без того широкую Волгу. По моему личному мнению, это самое важное и сакральное место всей Костромской земли. Именно отсюда я бы советовал начинать знакомство с городом всем прибывающим сюда.
Добраться до монастыря не сложно: как от железнодорожного, так и от автовокзала идут прямые автобусные маршруты 14 и 38 (стоимость проезда — 20 руб.). Нужная остановка сразу после того, как вы пересечете мост через реку. Но я бы советовал выйти на одну остановку раньше, до моста. Так как именно с другого берега реки можно наблюдать тот самый «открыточный» вид, которым любовался ещё Прокудин-Горский в 1911 году:
Всегда нравилось, как выглядят стены русских крепостей и монастырей на берегах рек:
Кстати, здесь же можно по ходу дела заглянуть в относительно недавно открывшийся музей «Лес-чудодей», где рассказывается, главным образом, о богатстве костромских лесов и его обитателях (зачастую довольно мифических). Стоимость билета: взрослый — 150 руб., детский — 100 руб., с экскурсией — 200 руб.:
Но сегодня рассказ об Ипатьевском монастыре, а потому идём на мост, откуда открывается ещё один потрясающий вид на древнюю обитель:
У стен монастыря кипит уже традиционная для туристических мест бойкая торговля:
Особенно ценятся сувениры из бересты и одежда из льна. И то, и другое — бренд Костромы:
При сходе с моста обращает на себя внимание небольшая часовня с чёрно-желтым имперским флагом на флагштоке. Это новодельная Часовня Царственных Страстотерпцев, поставленная здесь в память о расстрелянной в 1918 году царской семье Романовых. Почему именно рядом с Ипатьевским монастырём — расскажу позже:
Тут же, практически у самых стен древнего монастыря — узкие улочки с жилыми деревянными домами, школами и детскими садами. Ещё студентом, приезжая на каникулы и гуляя по этим местам, всегда удивлялся каково это — соседствовать с подобными историческими гигантами: «…А теперь, дети, посмотрите в окно. Вот по той дороге холодным мартовским днём 1613 года шла торжественная процессия из Москвы, чтобы пригласить нашего Михаила Фёдоровича на царствие Российское…»:
Наконец, подходим к самим стенам Ипатьевского монастыря. И тут пришло время рассказать о том, почему же это место считается настоящим символом города Кострома, и не только его, а по сути и всей нашей страны. Об его истории.
Считается, что обитель заложил татарский вельможа Чет в 1330 году — родоначальник знатной русской фамилии Годуновых. Согласно монастырской легенде, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите, Чет серьезно заболел. Когда он остановился передохнуть в месте впадения реки Костромы в Волгу, ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий — и Чет чудесным образом исцелился. Вельможа принял православие и крестился под именем Захария, а на том судьбоносном для него месте основал иноческую обитель. С тех пор Ипатьевский монастырь считался родовой вотчиной Годуновых, которые не жалели на него ни сил, ни средств:
Впрочем, это предание. По мнению же современных ученых, основание монастыря произошло лет на сто раньше. Дело в том, что ещё новгородцы издавна почитали Ипатия, бывшего покровителем посадников их города, а реку Кострому они использовали для выхода к Волге. Поэтому историки полагают, что именно жители Новгорода и заложили Ипатьевский монастырь:
Однако, и участие в судьбе обители татарина Чета также не подлежит сомнению – род Годуновых всегда оказывал монастырю большое внимание. Тоже, думается, неспроста:
Они жертвовали монастырю огромные суммы денег, отдавали деревни. Ещё задолго до Бориса Годунова во владении Ипатьевского монастыря уже находилось более 400 сёл, что делало его одним из четырёх крупнейших в стране монастырей-землевладельцев.
С середины XVI века на их средства здесь развернулось обширное каменное строительство; окруженный стенами и башнями, Ипатьевский монастырь превратился в настоящую крепость:
Вход на территорию осуществляется через Северные (Екатерининские) ворота, построенные лишь в 1767 году, к приезду сюда самой императрицы:
Над аркой ворот можно видеть живописное панно — композиция «Гостеприимство Авраама». Чуть ниже — вензель императрицы Екатерины II:
Здесь же располагаются кассы. Входной билет — 150 руб., студенты и пенсионеры — 70 руб., школьники — 50 руб. Фото-видеосъёмка оплачивается отдельно — 100 руб. (однако даже при наличии билета на съёмку фотографировать в Троицком соборе запрещают строго-настрого):
Наконец, попадаем вовнутрь. И первое, что открывается перед глазами — грандиозный Троицкий собор, и стоящая рядом с ним такая же монументальная звонница. Тот храм, что стоит сейчас — постройки 1652 года. До этого, на том же самом месте существовали ещё 2 храма с тем же названием: первый деревянный заменили каменным ещё в царствие Ивана IV Грозного; а второй был сильно повреждён во время штурма крепости, где в то время держал оборону Лжедмитрий II:
Штурм Ипатьевского монастыря в 1609 году вообще тяжко отразился на сохранении памятников древнего зодчества. Кроме собора пострадали ещё два надвратных храма. Кроме того, пришлось полностью снести одну из разрушенных стен монастыря.
Но именно эти смутные годы и принесли Ипатьевской обители всемирную известность. А дело всё вот в чём: в начале XVII века страна погибала под внешними ударами интервентов и внутренними разборками боярских родов.
Следует череда переворотов. Власть переходит из рук в руки. Друг друга сменяют Лжедмитрий I, Шуйский, Лжедмитрий II, которого в итоге тоже свергают, и вскоре к власти приходят семеро бояр — начинается недолгое время семибоярщины. Недовольный таким поворотом, народ организует ополчение и в итоге свергает бояр, за чем следуют выборы нового царя.
Всё это время (за исключением вышеупомянутых событий, связанных с Лжедмитрием II) Ипатьевский монастырь остаётся в стороне от больших политических дел, но вновь выходит на первый план в самый нужный момент. На выборах царя патриарх Филарет предлагает в качестве лучшей кандидатуры ни кого иного, как своего сына Михаила Фёдоровича, который укрывается как раз в Ипатьевском монастыре:
После долгих споров церковь всё же сдаётся, и решает признать новым царём именно сына Филарета.
14 марта 1613 года здесь свершилось событие, знаменательное для всей русской истории: сюда – к пребывавшему в обители Михаилу Феодоровичу Романову и его матери инокине Марфе — из Москвы прибыло посольство Земского собора, избравшего юного Михаила на российский престол. Вместе с послами в монастырь пришел и крестный ход из Костромы с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Перед ликом костромской святыни Михаил Феодорович принял соборное избрание, а Кострома получила именование «колыбели дома Романовых»:
С воцарением новой династии на мысу у впадения Костромы в Волгу все завертелось: стройки, ремонты, вклады, пожертвования, визиты государей и великих князей, митрополитов и патриархов. Началось возрождение монастыря: были восстановлены монастырские стены и здания, которые пострадали во время осады. В середине XVII века монастырскую площадь увеличили почти вдвое, эту территорию стали называть «Новым городом»:
В конце 1652 года воздвигли новый пятиглавый Троицкий собор (тот, что на фото снизу). Его во второй половине XVII века расписывала артель иконописцев во главе с Гурием Никитиным — крупнейшим мастером фрески и иконописи того времени. Но, к сожалению, как я уже писал, фотографировать там строго запрещено, поэтому показать всю красоту внутреннего убранства не могу… Бабушки-смотрительницы следили за мной почище конвоиров в застенках ГУЛАГа 🙂
В заново отстроенный монастырь присылали дорогие иконы, церковную утварь, рукописи, книги и колокола. До XVIII века в его стенах хранилась Ипатьевская летопись — один из древнейших списков Повести временных лет. К концу XVII века Ипатьевский монастырь стал одним из самых богатых на Руси:
На протяжении всего времени, пока страной управляла династия Романовых, более 300 лет, Ипатьевский монастырь находился на привилегированном положении. В мае 1913 года обитель стала средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители:
Однако, процветание не может длиться вечно. Наступает 1917 год…
После Октябрьской революции Ипатьевский монастырь был закрыт, а монахи изгнаны из обители. На территории монастыря организуется детский дом, военные казармы. Чуть позже появляется стадион и танцевальная площадка. Все ценности вывозятся в Москву и местный краеведческий музей.
Не пощадили коммунисты и один из храмов. Богородице-Рождественский собор в 30-е годы ХХ века был полностью разрушен. И вот только совсем недавно его заново отстроили, хотя, насколько я знаю, он ещё до сих пор официально не открыт:
И лишь после Великой Отечественной Войны, в 1958 году, была признана историческая и архитектурная ценность обители. Ипатьевский монастырь получил статус музея-заповедника:
А 18 февраля 1992 года в соответствии с решением Священного синода Русской православной церкви Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден. В мае 1993 года костромская епархия и музей-заповедник подписали соглашение о совместном использовании монастырского ансамбля, и спустя год в обители появились первые монахи:
Сегодня «колыбель Романовых» вновь начинает своё очередное возрождение. Сюда снова стекаются власть имущие (здесь были с визитом все без исключения президенты России: Борис Ельцин посетил монастырь летом 1998 года; Владимир Путин — весной 2005 года; Дмитрий Медведев — в мае 2008 года, на восьмой день после вступления в должность президента). Здесь вновь много паломников и прихожан:
А иногда сюда заезжают и «заморские гости», как, например, принц Майкл Кентский, связанный, помимо прочего, с этим местом ещё и кровной родственной связью с династией Романовых. Во время своего визита в 2006 году он подарил монастырю огромный колокол весом 8 тонн (то есть 500 пудов), называется «Царь Михаил» (отлит в Тутаеве по самой что ни на есть старинной технологии). Подарок принца можно увидеть: он висит на звоннице, построенной в последний год эпохи Годунова:
Я практически каждый год бываю в Костроме, и вижу как монастырь преображается. Видно, что за ним следят, облагораживают. Многим не нравится, что за входной билет с недавних пор стали брать деньги (раньше вход на территорию был бесплатным). Но на содержание тоже нужны средства. Пусть уж лучше так, чем как в 90-е, когда всё рушилось буквально на глазах:
Совсем ещё недавно, всего несколько лет назад был здесь с братом. Гуляли, смотрели как всё меняется… Смотрю — рядом с Троицким собором ограждение, и информационный стенд о том, что скоро здесь будет воссоздан взорванный большевиками Богородице-Рождественский собор. Даже как-то не поверилось) Область небогатая, денег крайне не хватает, а тут собор обещают заново возвести… Думал будет долгострой.
А тут приезжаю, смотрю — стоит! Внешне как на фотографиях Прокудина-Горского. Один-в-один! Приятно, конечно:
Единственное, что вспоминается с небольшим знаком «-«, так это то, что закрыли большую часть монастыря от посетителей. До сих пор в памяти та деревянная церковь «без единого гвоздя», где можно было вдоволь налазаться (сгорела уже, кстати, в 2002 г.), и возможность там же подняться на крепостные стены…
Теперь там монахи:
Ещё, что сразу бросается в глаза — это относительно скудная растительность на территории и вокруг монастыря в сравнение с тем, как было раньше. Деревья зачем то спиливают под корень, оставляя огромные пеньки. Честно говоря, смысл этого не очень не понимаю:
Понятно, что листва, наверное, слишком загораживает старинные каменные наличники XVII века, и вообще всю красоту и труды древних зодчих… Но деревья всё равно жалко:
И напоследок хочу ещё один совет дать. Оставьте немного сил и времени, чтобы походить вокруг монастыря. Теперь тут сделали некую прогулочную зону для туристов, и получилось действительно неплохо:
Можно погулять вдоль стен и башен:
А можно и просто посидеть, отдохнуть, глядя на волжские просторы:
В общем, провёл тут практически целый день (хотя и бывал уже здесь неоднократно). Заняло на всё-про-всё часов 6-7. И это при том, что не посещал музейные экспозиции, которые здесь очень и очень занимательные (одни палаты Романовых чего стоят!). Неспешно, конечно ходил. Снимал, наблюдал за жизнью иноческой… Поэтому приезжать, всё же, лучше с самого утра: