Содержание
- Как женщине уйти в монастырь и стать монахиней
- Необходимые качества
- Как начать подготовку к монашеству
- Поездка в монастырь
- Что ждёт в монастыре
- Отзывы
- Как происходит постриг в монахини русской православной церкви?
- Ступени монашеского делания
- Особенности чинопоследования монашеского пострига
- Монастыри и монашество. Традиции и современность
- «Мы только монахи»
- Трудник, послушник, рясофорный инок
- Как выбрать игумена?
- Послушание превыше поста и молитвы?
- Монахи в миру?
- Монашество невозможно без старчества
- Чурбан вместо старца
- Терпеть корову
- Нужен ли телефон монахине?
- Наказание раздеванием
- Демократичное монашество
- Главная страница
- 5 известных русских монахов, подвизавшихся на Афоне
- Степени православного монашества
- Послушник (послушница)
- Рясофор
- Инок (инокиня)
- Малая схима, или мантийное монашество
- Великая схима или схимничество
- Примечания
- Ссылки
Как женщине уйти в монастырь и стать монахиней
Бывает, от женщин всех возрастов можно услышать, что вот, мол, приняли они решение уйти в монастырь. Кто-то говорит это в шутку, кто-то серьёзно задумывается, как попасть в женский монастырь жить, а некоторые, особенно девушки, расставшись с любимым человеком и считая, что жизнь на этом кончилась, решают уйти в монастырь как бы назло всем. А также в околоцерковных кругах можно услышать истории о какой-либо нерадивой матери, ведущей аморальный образ жизни, которая бросила детей и ушла в монастырь, поживая там теперь в своё удовольствие на всём готовеньком.
Оглавление:
- Необходимые качества
- Как начать подготовку к монашеству
- Поездка в монастырь
- Что ждёт в монастыре
- Отзывы
Но так ли просто попасть в обитель, и так ли беззаботна жизнь «на всём готовом»? Конечно же нет. Попасть в монастырь довольно сложно, ведь необходимо будет доказать не только себе, но и другим монахиням, что решение принято не спонтанно, что взвешены все доводы «за» и «против», что женщина готова к столь жизненно важному поступку. Лишь в старое время в монастырь можно было заточить без воли самого человека, а сейчас ему самостоятельно придётся пройти долгий трудный путь для того, чтобы принять монашеский постриг.
Пожалуй, всем полезно знать, во сколько начинаются службы в церкви.
Необходимые качества
Уйти в монастырь — что для этого нужно? Нужно многое, в первую очередь необходимо обладать рядом качеств, а именно:
- Искренне верить в Бога.
- Иметь смирение и большое терпение.
- Постоянно трудиться над собой, борясь с собственными страстями, греховными мыслями и пороками.
- Отказ от любых вредных привычек.
- Отказ от любых проявлений мирской суеты.
- Любовь к молитве.
- Любовь к ближнему и всему живому.
Кроме того, следует учитывать, что монахини постоянно заняты тяжёлым физическим трудом, зарабатывая себе на жизнь, поэтому очень желательно иметь крепкое физическое здоровье и выносливость. А ещё придётся соблюдать посты и стоять на службах, которые в монастыре длятся несколько часов подряд. Поэтому кроме физической, нужно обладать и духовной силой. Каждый человек предварительно должен решить для себя, сможет ли он выдержать такую жизнь, ведь снять с себя монашеский чин очень проблематично.
Как начать подготовку к монашеству
Итак, как уйти в монастырь женщине? Если решение принято твёрдо, можно начинать готовиться к монастырской жизни. Сначала необходимо начать жизнь воцерковлённого человека — регулярно бывать на службах в храме, исповедоваться, причащаться, соблюдать посты, стараться следовать заповедям. Можно, с благословения священника, прислуживать в храме — чистить подсвечники, мыть полы и окна, помогать в трапезной и исполнять любую другую порученную работу.
Необходимо будет решить все вопросы, связанные с мирскими делами — определить, кто будет смотреть за квартирой или домом (часто будущие монахини просто продают свою недвижимость и вкладывают средства в обустройство монастыря), решить любые юридические вопросы, пристроить домашних питомцев, если они есть, в надёжные руки. Далее необходимо поговорить со своим духовным наставником, рассказать о своём намерении. Священник поможет выбрать обитель и подготовиться к монашеской жизни. В обязательном порядке нужно получить благословение духовника на уход от жизни в миру.
Поездка в монастырь
Итак, подготовка завершена, благословение получено, обитель выбрана. Теперь следует поехать туда, чтобы поговорить с матушкой-настоятельницей. Она расскажет об особенностях жизни в выбранном монастыре, о традициях и условиях проживания. При себе следует иметь необходимые документы:
- Паспорт.
- Краткую автобиографию.
- Свидетельство о браке или справку о смерти супруга (при наличии).
- Прошение о принятии в обитель.
Следует знать, что постриг разрешается только лицам, достигшим тридцати лет. Если у женщины есть несовершеннолетние дети, необходимо будет предъявить свидетельство об установлении опеки над ними ответственных лиц (иногда могут потребовать и характеристики на опекунов). Необходимо знать, что в этом случае духовник может не дать благословения на монастырскую жизнь и настоятельница посоветует оставаться в миру и воспитывать своих детей. Остаться в обители, имея в миру несовершеннолетнего ребёнка, можно лишь в исключительных случаях. Это же касается и ситуации, когда у женщины есть престарелые родители, нуждающиеся в уходе.
Обязательного внесения денежных средств не потребуется, но можно принести добровольное пожертвование.
Что ждёт в монастыре
Сразу по приходу в обитель принять постриг невозможно. Обычно устанавливается испытательный срок от трёх до пяти лет. В это время женщина присмотрится к монастырской жизни и сможет понять, готова ли она окончательно оставить мир и остаться в обители. Перед тем как принять постриг, женщина проходит несколько этапов монастырской жизни.
- Трудница. На этом этапе женщина выполняет любую физическую работу, которую ей поручают. Это довольно сложный период, ведь придётся и мыть помещения, и стирать, и готовить, и работать на огороде или скотном дворе — работы в монастырях всегда предостаточно. Время, свободное от работы, посвящается молитвам. Трудницей женщина будет оставаться примерно три года. Обычно в этот период человек определяется, сможет ли до конца своих дней жить в монастыре.
- Послушница. Если первый период пройден успешно, трудности женщину не сломали и она по-прежнему намерена оставаться в монастыре, необходимо написать прошение игуменье. Если трудница зарекомендовала себя хорошо, её переведут в послушницы — лицо, которое готовится к принятию пострига. Послушница надевает чёрный подрясник -это говорит о том, что она на шаг ближе к своей цели. В этот период послушница постоянным трудом и смирением подтверждает готовность окончательно отказаться от мирской суеты. Срок пребывания в послушницах определяется индивидуально для каждого человека. На этом этапе ещё можно уйти из монастыря, если пришло понимание о неверности своего выбора.
- Монахиня. Когда обе начальные стадии пройдены, а желание стать монахиней укрепилось, настоятельница подаёт прошение архиерею, после чего женщина принимает постриг. При этом необходимо принять несколько серьёзных обетов, полностью отказаться от мирской жизни и принять новое имя. В православной обители принимаются следующие аскетические обеты:
- Послушание. Монахиня не имеет воли собственной, она полностью подчиняется настоятельнице, духовнику и даже другим монахиням. Женщине навсегда следует забыть о собственном мнении, желаниях, своеволии.
- Безбрачие (девство). Монахини не ведут половую жизнь, не заводят семью и детей.
- Нестяжание. У монахини не должно быть частной собственности.
- Молитва. Монахиня молится беспрерывно, вслух или в мыслях.
Вот и все ответы на вопросы, как уйти в монастырь, что для этого нужно. Если женщину не напугали предстоящие трудности, желание служить Богу и ближнему по-прежнему сильно, а уход в монастырь — дело решённое, возможно, это и есть её путь, ведь, как говорят опытные священники, в монастырь принимают не люди, а сам Господь.
Отзывы
Вот некоторые отзывы, опубликованные в газете «Православная вера».
Я принята трудницей в эту обитель и весьма довольна своим положением. Пусть приходится много трудиться (мне дано послушание в прачечной) и молиться, но мне нравится такая жизнь. Здесь спокойно, тихо, благостно. Я начинаю совсем забывать о жизни, которая была у меня в миру. Если будет воля Господа, хотела бы принять постриг и остаться здесь навсегда.
Елизавета, 57 лет, Пермский Успенский женский монастырь
Моя кузина приняла постриг около трёх лет назад. С этого времени я её не видела, она постоянно проживает в монастыре в городе Гороховец и никуда не отлучается. Правда, было от неё письмо, где она коротко написала, что молится о всех нас, здорова. Я не очень понимаю, почему она приняла такое решение, ведь всё было у неё в жизни хорошо — достаток, детки выросли, помогали ей. Думаю, не очень-то в обители сладко, эта жизнь точно не для меня. Но это её выбор и его надо уважать, уходить или нет — личное дело каждого.
Людмила Николаевна, г. Нефтеюганск
Мне было 19 лет, когда я поссорилась с мамой и сбежала в Екатеринбург, Ново-Тихвинский женский монастырь. Мне предложили поработать в качестве трудницы. Я не выдержала и неделю! В монастыре ужасный график — подъем в 5 утра, молитва, потом работа в огороде и на кухне, снова служба, я с ног валилась к вечеру. Через пять дней вернулась домой и помирилась с мамой. Девушки, в монастыре очень сложно, не предпрнимайте необдуманных шагов, жизнь в обители — далеко не для всех.
Нина, г. Алапаевск
Как происходит постриг в монахини русской православной церкви?
Монашество — это определённый образ жизни, посвящённый всецело Богу. Своеобразное второе крещение, перерождающее и обновляющее душу. Человек при совершении пострига отрекается от мира и облекается в святой ангельский образ. Учитывая последовательность того, как происходит постриг в монахини, можно сказать, что данное священнодействие глубоко символично. Инок даёт пожизненные обеты Богу и взамен получает дар благодати в помощь на борьбу с греховными наклонностями.
Ступени монашеского делания
Чтобы стать монахиней необходимо пройти длительный период испытательного срока. До предполагаемого пострига условно можно выделить три пути монашеского делания:
Трудником может стать любой верующий христианин, испытывающий потребность и желание поработать в монастыре во Славу Божию при наличии свободного времени. Такие люди не обязательно становятся монахами, могут иметь семью, детей. Возможно и заключение трудового договора с монастырём с получением зарплаты. Трудник, который проживает при монастыре, обязан жить по его уставу, соблюдать принятый распорядок дня, не иметь вредных привычек.
Женщина, желающая стать монахиней, поступая в монастырь, именуется кандидаткой в послушницы. Знакомится с уставом, сама решает подходит ли ей такая жизнь, испытывает свою совесть. Период пребывания определяют настоятельница с духовником и старшими сёстрами. Если по окончанию испытательного срока женщина изъявляет желание остаться в обители и не имеет внешних препятствий, то её зачисляют в послушницы. Пишется прошение на имя правящего архиерея от настоятельницы и самой кандидатки. После благословения епархиального начальства сестру одевают в подрясник и полуапостольник, и она законно становится насельницей обители.
На современном этапе в Русской православной церкви (РПЦ) существуют три типа монашеского пострига:
- рясофор;
- малая схима (мантия);
- великая схима.
Постригаемая в рясофор должна прожить в обители минимум три года. Исключение составляет смертельная болезнь кандидатки, когда настоятельница может ходатайствовать о постриге и раньше положенных трёх лет. Священнодействие производится:
- с чтением специальных молитв;
- пострижением волос крестом;
- переменой или оставлением старого имени;
- отсутствием обетов;
- облачением в рясу и клобук.
Несмотря на то, что обеты не произносятся, само свободное вступление на иноческий путь является обязательством перед Богом чистого жития. Рясофор можно назвать подготовительным этапом монашеского пострига, как обручение в браке. Насельница может называться инокиней, рясофорной монахиней или рясофорной послушницей. В помощь ей преподаётся благодать Божия и заступничество святого, имя которого получено в священнодействии.
Существуют различные практики пострижения в монахини. В некоторых монастырях пропускается рясофор и сразу производят в малую схиму. На святой горе Афон есть случаи, когда верующий принимает великую схиму без предшествующих званий. Каждый человек неповторим, и в православной традиции, несмотря на каноны, любовь к ближнему превыше всего и сохраняется индивидуальный подход к верующему, желающему отдать себя на служение Богу и людям.
Пострижение в малую схиму или мантию собственно и есть начало монашества, так как кандидат даёт обеты Богу, полностью отрекается от мира, получает новое имя, монашеские одежды. Чинопоследование в великую схиму характеризуется значительной торжественностью, длительностью молитв и наставлений игумена. Снова даётся новое имя и к одеждам добавляется великий параман, куколь с аналавом, а монахиня именуется схимницей. Сложилась практика в РПЦ постригать в великую схиму престарелых, тяжелобольных людей.
Таинство может совершать как сам правящий архиерей, так и с его благословения другие высшие чины духовенства (иеромонахи, игумены, архимандриты) либо настоятели монастырей.
Особенности чинопоследования монашеского пострига
Официально церковь не включает монашество в перечень основных семи таинств, но многие святые отцы и современные священники считают его таинством или вторым крещением. Пострижение есть символ послушания и жертва Христу.
Самое настоящее монашество зарождается с пострига в малую схиму или мантию. В отличие от рясофора, данное священнодействие производится более продолжительно и торжественно во время литургии, после малого входа, или во внебогослужебный период. Символично начинается исполнением тропаря из недели о блудном сыне. В это время кандидатка в белой длинной рубахе ползёт на животе из притвора в центр храма, где остаётся лежать лицом вниз с распростёртыми крестом руками, её сопровождают по сторонам две инокини, прикрывающие своими мантиями. Начало пострига напоминает о монашестве как о пути плача и сердечного покаяния. Обращаясь с речью, игумен подаёт знак встать, задаёт вопросы о свободе решения стать монахиней, предупреждает, что её обеты принимает Сам Христос с Божией Матерью, Ангелами и всеми святыми. Далее послушница даёт обеты:
- пребывать в монастыре, в котором принимает постриг или другом, куда могут отправить по послушанию;
- постничества и целомудрия;
- готовности соблюдать монашеские уставы;
- терпеть скорби иноческой жизни;
- безбрачия;
- послушания (настоятелю монастыря и сёстрам);
- бедности (нестяжания).
После этого игумен изрекает поучение о сути монашеской жизни, кладёт книгу на голову постригаемой и молится Богу о наставлении, вразумлении и охранении Благодатью Святого Духа. А также производящий постриг становится сам духовником монахини либо поручает её кому-то из опытных монахинь. Затем послушница должна трижды подать игумену ножницы, намеренно брошенные на пол, подчёркивая добровольность своего выбора. Подстригая крестообразно волосы, инокиня впервые слышит своё новое имя. Обычно даётся имя святого дня или какое-то другое. Кандидатка в монахини заранее не знает, в честь кого её нарекут, советоваться не принято.
Следующим этапом происходит облачение в монашеские одежды со специальными словами. Инокиня, принимая одежду, целует её и руку игумена. Далее вручаются чётки, крест и горящая свеча. Затем читается Апостол (Еф. 6: 10-17), два отрывка из Евангелия (Мф. 10: 37-38, 11: 28-30) о смысле иноческой жизни.
В завершение чина сёстры со свечами в руках трижды обнимаются с новопостриженной, узнают её новое имя, желают спасения в Господе. Потом монахиня остаётся несколько дней в храме, участвуя во всех богослужениях, пребывает в молитве, чтении святоотеческого наследия.
Всё вышесказанное относится к внешней стороне монашества, а гораздо выше стоит внутренняя цель иночества — соединение с Господом через молитву и деятельное покаяние.
В Евангелии есть рассказ о Марфе и Марии (Лук. 10: 38-42): на примере их жизни Господь показывает два пути спасения — мирской и монашеский. Оба благословенны Богом. Спастись можно в миру и в монастыре погибнуть. Рассмотрев вопрос, как происходит постриг в монахини, нужно заметить, что это одна из дорог, ведущая к Богу. Жизнь инока полна блаженной радости, утешения от Господа, но и скорбей хватает. Главное, каждому человеку найти своё место в этом мире и обрести Бога.
При слове «монастырь» многие до сих пор представляют каменную келью, угрюмые лица, непрерывные молитвы и полное отрешение от мира. Или же личную трагедию, которая лишила человека смысла жить дальше, и он «ушёл в монастырь».
Как живут монахини в XXI веке, почему выбирают этот путь, я попыталась узнать у своей школьной подруги, которая живёт в монастыре уже более 10 лет.
Я с удивлением обнаружила, что моя школьная подруга практически не изменилась, несмотря на то, что мы не виделись четырнадцать лет! Такими же остались мимика и жесты, интонации, стиль речи. И характер. Сестра Александра (так зовут Юлию после пострига) охотно рассказала мне о своей жизни в монастыре, о том, что привело её сюда, и что она обрела здесь на самом деле.
В чужой монастырь
– Как ты решила уйти в монастырь? Ты с детства ходила в церковь?
– В церковь меня водила бабушка, а в старших классах начали ходить вместе с подружками, но мы и на тусовки успевали ходить, и даже в ночные клубы, хотя мама была против. Когда окончили школу, все решили поступать в духовное училище. Каждая из нас собиралась выйти замуж за батюшку, чтобы остаться в духовной сфере. Мы познакомились с учителями, начали готовиться к поступлению на следующий год. Я периодически ездила в этот монастырь, как-то раз осталась пожить на неделю, мне тут очень понравилось. Я даже хотела остаться, но нужно было вернуться домой, завершить дела. Нельзя быть чему-то обязанным и явиться сюда.
В общем, вместо замужества я выбрала жизнь в монастыре. Цель у нас была одна, а сложилось всё по-разному. Я не собиралась в монастырь, но я знаю девушек, кто собирался, но у них семьи сейчас. На всё есть воля Божья, никто ни от чего не застрахован.
– Существует мнение, что в монастырь в основном уходят люди, у которых случилось несчастье, и они больше не видят смысла в жизни. Или это какие-то «забитые» девушки, которые не смогли найти себя в обычном мире. Так ли это?
– От горя тут не скрыться. Нигде нельзя спрятаться от себя. В основном в монастырь приходят те, кому здесь нравится. Все люди разные: грустные и весёлые, спокойные и активные. Не согласна, что сюда приходят только «забитые».
(Мимо нас проходят две монахини, девушки лет 25: румяные лица, улыбки; что лишь подтверждает слова Юли.)
– Как принимают в монастырь желающих? Есть ли какие-то этапы?
– Люди просто остаются, подходят к матушке настоятельнице или благочинной. На новенькую смотрят, как она молится, работает. Главный критерий – послушание. Сначала девушка надевает платочек и длинную юбку. До пострига послушница может жить в монастыре от года до трёх, но это в среднем. Кто-то может прожить десять лет и уходит, так и не приняв пострига.
«Невольник – не богомольник»
– Чем занимаются монахини? Как обычно проходит день?
– У каждой есть свои обязанности – работа. Когда приходишь в монастырь, подаёшь документы – какое у тебя образование, какие навыки и опыт. Обычно стараются распределить работу по образованию: с медицинским – идут в медсёстры или становятся врачами, с экономическим – занимаются бухгалтерией, кто хорошо поёт – в хор. Хотя могут с двумя высшими и на коровник отправить. День начинается и закачивается молитвой. Встаем мы к 5.30 на первую службу, в течение дня трудимся, на трапезе читают жития святых. После обеда снова за работу, потом вечерняя служба, вечернее правило (молитва на сон грядущий), а спать ложимся около 11 вечера.
– А зарплату за свой труд вы получаете? На что вообще существуют монахини?
– В нашем монастыре зарплаты нет, хотя такая практика существует – в некоторых монастырях точно знаю, по праздникам выдают денежки. Где-то монастырь не может обеспечить монахинь полностью. У нас есть жильё, мы питаемся тут, нам выдают «рабочую» одежду. Но всё остальное… Кому-то помогают родители, родственники, знакомые.
– В каких условиях живут монахини?
– Условия у нас нормальные, живем по два-три человека в комнате, на этаже душ и туалет. Но в некоторых монастырях живут очень бедно, топят дровами. А если монастырь часто посещаемый, монахини устроены гораздо лучше: у каждой сестры свой домик, в котором есть кухня, спальня, зал. К ним приезжают гости, которых можно пригласить к себе, напоить чаем.
– Вы можете покидать монастырь и навещать родственников?
– Да, в каждом монастыре существует «отпуск», но везде разные условия. Где-то монахини могут уезжать каждый год, где-то чаще, где-то реже, в зависимости от обстоятельств. В некоторых монастырях установлены определенные дни, когда можно отлучиться. Все мы люди, хоть и живем в монастыре. Я считаю, что отпуск обязательно должен быть. Невольник – не богомольник.
Миру – мир
– Кстати, а как отреагировали твои родственники и друзья, когда узнали, что ты ушла в монастырь?
– А я никому не сообщила. Знали только самые близкие, и для них было тяжело меня отпустить. Остальным мы сказали, что я уехала в другое место. Просто появляется много вопросов и толков, когда люди сразу узнают. А когда это происходит через какое-то время – проще воспринять. Но многие готовятся уйти открыто.
– Были ли у тебя сомнения насчет правильности пути? Что должна делать монахиня в таком случае? И как реагирует начальство, если кто-то собирается уйти из монастыря?
– Как отреагируют – сложно сказать, конечно, печально, когда уходят из монастыря. Кто-то обсуждает сомнения с сёстрами, кто-то идет к настоятельнице. Иногда бывает очень тяжело… Но я могу рассказать о проблемах только близкому человеку. Мы живем как большая семья. Бывают и ссоры, и примирения. Но если человек решает уйти из-за чего-то – значит, изменилось его внутреннее состояние. Почему он не может принять какие-то вещи? Жизнь в монастыре, как и замужество – нужно искать компромиссы, чтобы остаться.
– Отмечаете ли вы праздники, дни рождения? Можно ли монахиням пить вино?
– Мы отмечаем православные праздники. Сначала Рождество, самый весёлый праздник: мы поём колядки, ходим по кельям. Потом Пасха… В некоторых монастырях можно выпить немного вина. Мы вместе празднуем, вместе постимся, это совсем не скучно, как кажется. Некоторые отмечают день рождения, но чаще день ангела.
– Много ли новых людей приходит в монастыри сейчас? И есть ли для них всех место и работа?
– В каждом монастыре нуждаются в новых людях. Сейчас не так много приходит, человек пять в год. Бум пришёлся на середину 90-х, и примерно до 2005-го много людей уходило в монастыри. Наверное, это было связано с тем, что в начале 90-х церковь начала возрождаться.
– Возможно ли в монастыре продвижение по службе, так сказать, карьерный рост?
– Это актуально для мужских монастырей. В женском можно стать игуменьей, но я никуда не стремлюсь, мне и так хорошо.
Марьяна Макарова,
«Новое дело»
Монастыри и монашество. Традиции и современность
Проект положения о монастырях и монашестве, предложенный в числе прочих документов Межсоборным присутствием в прошлом году для общественной дискуссии, как ни странно, стал одним из самых обсуждаемых. Казалось бы, монашество сегодня является далеко не самым многочисленным церковным сословием. Тем не менее, обсуждение «Положения о монастырях и монашестве» стало актуальной темой в православных СМИ, социальных сетях и блогах.
Промежуточным результатом работы явилось изменение многих пунктов «Положения», которому еще предстоит обсуждаться, а также проведение международной конференции «Монастыри и монашество. Традиции и современность». Мероприятие прошло 23 и 24 сентября в Московской духовной академии. В стены Троице-Сергиевой Лавры съехались не только десятки насельников и насельниц российских обителей, но и представители греческого монашества, включая подвизающихся на Святой Горе Афон.
«Мы только монахи»
Председатель конференции, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Феогност в ходе обсуждения напомнил, что «Положение о монастырях и монашестве» не учитывает всех особенностей каждой обители – это общий документ, касающийся основных принципов жизни монашествующих. А монах — он от рядового насельника монастыря до архиерея остается монахом. «Мы только монахи, — подчеркнул владыка Феогност. – Пока мы это помним, все хорошо».
Архиепископ Феогност выразил надежду на то, что проведение таких мероприятий станет доброй традицией. «Если мы будем собираться для того, чтобы поделиться опытом и нашими переживаниями, чтобы выработать совместные принципы для преодоления сложностей, имеющихся в жизни монастырей и монашествующих, собираться есть смысл. Если же наши конференции превратятся в формальность – наверное, и смысла в них особого не будет», — заметил он.
Пока шансы на продолжение традиции велики. Формальным мероприятие не было, причем тон ему задал первый же доклад – митрополита Волоколамского Илариона. Постоянный член Священного Синода, лицо вполне официальное, в своем докладе – по большой части историко-богословского характера – подверг ряд пунктов обсуждаемого документа критике. Да и сам доклад вызвал оживленную дискуссию.
Трудник, послушник, рясофорный инок
В частности, возник спор по вопросу о трудниках.
Митрополит Иларион отметил, что трудник – это мирянин, который на добровольной основе помогает монастырю. Трудничество – не первый этап подготовки к монашеской жизни (таким этапом является послушничество), как его пытается представить «Положение». Во время обсуждения доклада на это прозвучали возражения чисто формального характера: послушник – уже член общины, он живет в монастыре постоянно, получает там прописку… Не разумно ли поменять термин, оставив сам смысл – кандидат в члены общины?
Владыка на это ответил, что совсем не обязательно послушнику получать прописку в монастыре. Действительно, фактически послушник является тем же кандидатом в члены общины. Уже на второй день работы конференции архимандрит Антипа, настоятель скита святой Анны на Афоне, также отметил, что такого состояния подготовки к монашеству, как трудничество, греческие монастыри не знают. Правда, по его мнению, монастырям вообще лучше обходиться без помощи мирских людей – смешение монахов с мирянами может навредить духовной жизни.
Близко к теме трудничества стоит тема рясофорного послушничества. Является ли постриг в рясофор собственно постригом? Владыка Иларион убежден – не является. Инок (в русской традиции рясофорное послушничество называется иночеством) не дает монашеских обетов.
Владыка оппонирует авторам «Положения», согласно которому уход из обители для рясофорного инока является преступлением – не «тяжким преступлением против Бога», как для мантийного монаха, но каноническим. «Уход из монастыря мантийных монахов действительно является каноническим преступлением, тогда как в отношении ухода из монастыря рясофорного инока можно было бы, мне думается, найти иную, более милосердную формулировку», — считает митрополит Иларион.
Судя по всему, традиции отношения к рясофорному послушничеству в разных Церквах и в разные периоды истории различны. Так, архимандрит Антипа в своем докладе отметил, что рясофорный послушник уже не может нарушать обетов, потому что, хотя он сам и не произносил обетов, внешний признак посвящения Богу у него уже есть: пострижение влас.
Стоит отметить, что помимо пострига в рясофор, в русской традиции существует чин надевания рясы и камилавки, который сам по себе пострижения влас не предполагает.
Как выбрать игумена?
Вопрос об избрании настоятеля или настоятельницы был одним из самых дискуссионных в период обсуждения «Положения о монастырях и монашестве», согласно которому игумен и игуменья назначаются архиереем. Митрополит Иларион напомнил: игумен и игуменья, глава монашеской общины-семьи, на протяжении истории Церкви избирались братией – так же, как и сейчас избирается на Афоне.
Владыка Иларион предлагает внести в «Положение» «промежуточный вариант»: «при выборе игумена (игумении) Священноначалию следует учитывать мнение иноков (инокинь), выраженное путем письменного или устного опроса, а может быть и тайного голосования. Такие опросы или голосования на практике уже применяются в некоторых обителях, где архиерей считает нужным узнать мнение монашествующих о предполагаемом кандидате на должность игумена (игумении). Они дают возможность монашествующим выразить свое доверие или недоверие тем или иным потенциальным кандидатам, а архиерею, в ведении которого находится обитель, почувствовать настроение братии (сестер). При этом окончательное решение остается за Священноначалием, но, по крайней мере, мнение братства (сестричества) в таком случае может быть учтено».
На вопрос о допустимости для настоятеля назначения себе преемника, владыка ответил отрицательно: «Игуменство – одноразовое служение». Впрочем, он не оспаривает права настоятеля воспитывать человека или группу людей, которые в дальнейшем могли бы его заменить. «Если еще при жизни игумена, в монастыре возникает фигура номер два, это может вызвать соблазн и стать риском в том числе и для самого этого человека, — предостерег владыка. – Мне думается, мудро поступают те, кто воспитывают себе преемника, но это не афишируют, и только после их смерти или ухода для братства или сестричества, становится ясно, кто станет следующим настоятелем».
Митрополит Лимассольский Афанасий, несмотря на то, что в Церквах греческой традиции принято избрание настоятелей братией (игуменьи – сестрами), не считает недопустимым назначение главы общины архиереем. По его мнению, это вполне легитимный и для Русской Церкви – традиционный способ, тем более, что все назначения в любом случае утверждаются епископом, как предстоятелем местной Церкви. Тем более, что избрание игумена тоже может быть не единогласным: «Что, тем, кто желал видеть другого игумена, надо уйти из монастыря? Или стать революционерами?» — недоумевает владыка Афанасий.
Отец Антипа (скит святой Анны) в свою очередь заметил, что на Афоне, согласно афонской конституции, игумена никогда не назначает священноначалие – если мнения братии разделяются, она ищет игумена в другой обители.
Послушание превыше поста и молитвы?
В одной из записок владыке Илариону поступил крик души: загруженность послушаниями просто не позволяет вести духовную жизнь.
Митрополит Иларион справедливо заметил, что послушание само по себе являются частью духовной жизни, но в то же время признал, что в некоторых монастырях труды лишают монаха или послушника возможности не только посещать богослужения, но даже читать келейное правило и тем более Святых Отцов. «Эту постоянную жалобу, что все силы съедаются послушаниями, которые часто носят механический характер, приходится слышать постоянно. В первую очередь, задача игумена и игуменьи состоит в том, чтобы у насельника оставалось время на духовное делание», — подчеркнул он.
Смыслу монастырских послушаний был посвящен доклад иеромонаха Хризостома из монастыря Кутлумуш (Афон): «Литургическая жизнь в монастырях и смысл монастырских послушаний». Отец Хризостом подчеркнул: послушание – не работа, послушание – служение в духе братолюбия, поэтому к послушанию следует относиться как к молитве. Тем более, что дух послушания и молитвы один – дух единения.
Монахи в миру?
Отдельного интереса представляет тема «монашество в миру», также затронутая в докладе митрополита Илариона. В «Положении» сказано, что подобное явление является исключением из правила. Между тем, напомнил митрополит Иларион, монахи, не живущие в монастыре, часто служат на благо Церкви – это и преподаватели духовных учебных заведений, и ученые монахи, и, разумеется, архиереи.
Игуменья София (Силина), настоятельница Новодевичьего Воскресенского монастыря в Санкт-Петербурге, согласилась с владыкой, сославшись на мнение сщмч. Илариона (Верейского) о преподавателях духовных школ в монашеском чине: он считал, что они просвещают обучающихся. Также игуменья София отметила, что предложенное в «Положении» решение – всех без исключения монахов приписывать к обителям – «абсурдно с точки зрения монашеской жизни и никак не связано с налаживанием внутрицерковной дисциплины». Матушка подчеркнула, что формализм тут неуместен – монах должен жить в монастыре, нет смысла приписывать его туда просто потому, что так положено.
Епископ Феогност не согласился с этим утверждением: «Многие монашествующие несут послушание в миру, и то, что они должны быть приписаны к монастырю, по-моему, очевидно – должен быть какой-то контроль. «Блуждающие монахи», которые нигде не числятся – это проблема, которая со временем может стать крупной».
Монашество невозможно без старчества
Архиепископ Лимассольский Афанасий (Кипрская Церковь) выступал с докладом «Монашеская традиция и современные монастыри» — он был посвящен институту духовничества.
Православное монашество в принципе является институтом, основанном на духовном водительстве – старчестве, и без него не существует, категорически утверждает владыка Афанасий: «Мы можем построить здание, сообразовать свою жизнь с уставами, можем написать еще тысячи новых правил и канонов, но жизнь внутри тела монашеской традиции возможна, только если присутствует духовный отец».
Владыка исходит из своего опыта: он пожил на Афоне, когда Святая гора переживала кризис – монахов было мало. «Затем, Промыслом Божьим и по молитвам Пресвятой Богородицы, Святая гора наполнилась большим количеством молодых новых монахов, — вспоминает владыка. – С человеческой точки зрения, возрождение Афона стало возможным только благодаря тому (помимо промысла Божьего и забот Пресвятой Богородицы), что на Афоне были богодухновенные и опытные старцы – наставники монашеской жизни».
Отношения между старцем и учеником составляют таинство, ибо между ними рождается особая духовная связь – отец духовно рождает чадо. Архиепископ Афанасий привел пример из Библии: в 11 главе книге Чисел Моисей обращается к Богу – он не может больше терпеть бунтов еврейского народа. Бог же отвечает: возьми семьдесят человек, расположи их вокруг скинии, а Я сойду с тобой, возьму твой дух от тебя и передам им. Старец Ефрем Кантунакский, у которого долгое время окормлялся владыка, объяснял этот фрагмент так: Бог мог бы Сам передать соответствующую благодать этим семидесяти, без участия Моисея, но сделал так, как описано в Писании, чтобы показать нам значение рождения от духовного отца.
Чурбан вместо старца
Естественным образом возник вопрос: что делать, когда старцев нет? Как слушать духовного наставника, не являющегося таким опытным духовником?
«Христос дает жизнь всей Церкви, — напомнил владыка Афанасий. – Господь даже из камней может произвести чад Авраамовых. Только давайте будьте внимательны – как бы такими помыслами не оскорбить Духа Святого. В Церкви и монашестве послушание – это таинство. Когда мы говорим «Таинство», мы подразумеваем, что это нечто, в чем непосредственно проявляется Христос. Если ты спрашиваешь своего духовного отца с верой, ты получишь требуемый ответ. Если вопрошать духовного отца без веры, даже если пророк Исаия будет твоим старцем, ты никогда не узнаешь воли Божией».
Из своего опыта жизни простым монахом на Афоне владыка привел примеры как пришедших к духовной катастрофе послушников великих старцев, так и духовно возрастающих послушников старцев нерадивых. «Роль играет не только святость самого старца, сколько искреннее, нелицемерное послушание ученика. Христос никогда не оставляет Свою Церковь и тех, кто ради любви к Нему принесли себя в жертву», — пояснил он.
Владыка Афанасий привел слова своего старца, блаженной памяти Ефрема Катунакского: «Если у тебя нет старца, сделай себе старцем деревянный чурбан и с верой спроси его: «Ради Христа скажи мне, делать ли мне то или иное или нет?» — он тебе именем Бога даст верный совет».
«Сказать, что старцев нет – это то же самое , что сказать, что Дух Святой покинул нашу Церковь – то есть Церковь наша умерла. Это – хула. Везде и всегда есть избранные Божьи люди», — решительно не согласен с самим вопросом архиепископ Афанасий.
Терпеть корову
Насельница одного из женских монастырей прислала владыке Афанасию записку с вопросом: является ли достаточным основанием для перехода в другую обитель наличие в монастыре приюта для детей, если общение с ними для нее является соблазном?
Владыка в ответ привел пример из «Отечника»: лик некоего послушника просиял перед смертью, за то что он тридцать лет терпел в своей келье корову, которую привел ему игумен. «И он ни разу не возроптал ни на игумена, ни на корову».
Вызвалась ответить и игуменья Николая (Николаевский Черноостровский монастырь, Малоярославец). По ее словам, приют для ее обители оказался полезен – во-первых, сестры ведут себя строже, чтобы не искушать детей, а во-вторых, все паломники умиляются на детей, а потом обращают внимание на монастырь. «Поэтому у нас много друзей, — с улыбкой призналась матушка. – Если правильно выстроить жизнь, приют монастырю не мешает. Таковых Царствие Небесное».
Нужен ли телефон монахине?
Тема духовного руководства была продолжена в обстоятельном докладе настоятельницы монастыря иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (о. Крит) монахини Феоксении: «Игумен как духовный руководитель монастыря: канонические принципы и значение в контексте литургической жизни».
В русских монастырях практика духовного окормления насельников и насельниц обителей может различаться, тогда как для традиционного греческого монастыря настоятель (настоятельница) руководит не просто общей жизнью монастыря, но и духовной жизнью каждого члена общины. Игуменья является духовной матерью вверенных ей сестер – ей они открывают свои помыслы, ради них, в широком смысле, она и живет.
Вопросы к матери Феоксении чаще всего выглядели просьбой о совете, а ответы были краткими и по существу: «Как часто вы общаетесь с каждой сестрой?» («По потребностям»), «Как оказывать послушание игумену, если он выполняет функции в основном администратора?» (игумен их и должен выполнять), «Как справляться с конфликтами в женском коллективе?» («Страсти везде одинаковы; преодоление этих трудностей состоит в том, чтобы не создавать чрезмерного напряжения – если настоятель мирен, постепенно его миролюбие передастся и нраву братии»).
Некоторые вопросы мирянам могли бы показаться странными: «Разрешено ли в вашем монастыре пользоваться мобильными телефонами?» — ответ был не менее неожиданным:
-Мобильный телефон – это искушение современной эпохи. Молодежь, поступающая в монастырь сегодня, привыкла к его использованию. В нашем монастыре сестры мобильных телефонов не имеют. Но существуют несколько телефонов, которые сестры используют по необходимости на том или ином послушании вне монастыря.
Телефоны – не единственная проблема, считает матушка.
-Я считаю, что совершенно запрещено монахам и монахиням иметь в кельях компьютеры. Мы не можем ограничить использование этих средств, но мы должны ограничить их использование территориями библиотеки, специальных кабинетов.
Наказание раздеванием
Второй день работы конференции начался с выступления архимандрита Антипы об афонском монашестве. Вопросы отцу Антипе также задавали максимально практические. Например, существует ли на Афоне такая форма наказания монаха, как снятие с него монашеских одежд.
— В некоторых случаях с него могут снять куколь, и то, на малое время. И на Афоне, и в Греции тот, кто собирается стать монахом, некоторое время остается без рясы и потом, обращаясь в монастырский собор, чтобы стать полноценным членом братства, носит подрясник (женщины – специальное одеяние темного цвета).
С послушника подобное облачение может быть снято, но для монаха снятие рясы недопустимо – из слов отца Антипы выходит, что чтобы монаха наказать снятием рясы, его надо «расстричь». Что невозможно.
-Преподобный Федор Студит говорит, что схиму снять не может даже Собор или Синод, потому что монах дал клятвы, и никто не может у него их забрать. А снятие схимы – это все равно, что снятие крещения.
Отец Антипа призывает к бдительности постригающих – так, на вопрос , что делать с душевнобольными сестрами в женских обителях, он ответил:
-Мы должны избегать постригать людей с тяжелыми душевными болезнями. Если хотят, пусть они остаются в монастыре, но только как послушники. Психических болезней в настоящее время очень много, к таким людям игумен и игуменья должны относиться с большим вниманием и давать то послушание, которое они могут подъять.
Демократичное монашество
После доклада игумена Дионисия (Шленова), посвященного трем монашеским обетам, началась итоговая дискуссия по поводу «Положения о монастырях и монашестве». Началась с призыва владыки Феогноста не бояться проговаривать все замечания, сомнения и пожелания.
Прошли краткие и доброжелательные прения по вопросам перевода монашествующих из обители в обитель. Аргумент против – насельницы женских монастырей при переводе без их на то расположения испытывают стресс и в результате рискуют оказаться в миру. Аргумент за – игуменья и архиерей должны подходить к данному вопросу с рассуждением, выбирать сестер, готовых к переходу в другую обитель, но отказавшись от этой практики вовсе, мы рискуем потерять возможность открытия новых монастырей.
-Прописать отказ от этого в «Положении» невозможно. У игуменьи и архиерея есть власть, а как они воспользуются – вопрос другой, — заметил владыка Феогност.
Спор вызвало утверждение, что совершение таинств Крещения и Венчания, отпевание и панихиды и молебны нарушают внутренний распорядок обители. За окормляющихся в монастырях мирян вступились игуменьи.
-Венчание – еще понятно. Но в монастырях всегда крестили! И вообще, это же наши прихожане – давайте тогда их и не причащать.
Решили Крещения и Венчания совершать в приписных монастырских храмах, а молебны, панихиды и отпевания вообще не упоминать.
Вообще обсуждение наглядно и неожиданно продемонстрировало наличие демократических тенденций в среде монашества. Активно обсуждалась проблема: выносить ли вопрос о пострижении послушника в рясофор или мантию либо удалении из обители на духовный собор монастыря. Владыка Афанасий подтвердил, что в Греции так и происходит, но только для рясофорного послушника: постригать ли брата в мантию, обсуждается на духовном соборе обители. «Без решения духовного собора игумен не может ни совершить постриг рясофорного послушника, ни изгнать его из монастыря». Оказывается, в Троице-Сергиевой Лавре вопрос решается так же.
Забавный казус. Дольше получаса длилась дискуссия о необходимости вносить в «Положение о монашествующих» пункт о допустимости ношения мирской одежды.
К общему знаменателю конкретно по этому вопросу не пришли.
Фото пресс-службы Троице-Сергиевой лавры
Словарь Правмира — Монастырь, монашество
Главная страница
ПРАВОСЛАВНОЕ ЦЕРКОВНОЕ МОНАШЕСТВО
Преосвященный Иерофей,
митрополит Навпактский и св. Власия
ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΟΣ ΜΟΝΑΧΙΣΜΟΣ
Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιεροθέου
Православное монашество есть хвала и слава нашей Церкви. Из него вышли святые епископы, святые мученики, преподобные подвижники. Я неоднократно писал, что монашество в его православном измерении является пророческой интуицией, апостольским житием, мученическим житием, то есть хранит связующее апостольской, мученической и отеческой харизмы.
Действительно, мы говорим о церковном православном монашестве. Это означает, что мы связуем монашество с «православностью» и «церковностью». Кроме того, все, что является православным должно быть и церковным, а всякое церковное должно быть православным. Невозможно, чтобы в имени «православность» ликвидировалось церковное сознание и образ жития, и в имени «церковность» ликвидировалось Православие. В качестве примера: IV Вселенский собор учил о двух природах во Христе, осуждая монофизитство и несторианство, но, в тоже время, он установил священные каноны для того, чтобы они лучшим образом послужили монашеству. Тем самым не может какой-то монах преступать догмата Халкидонского собора и преступать священные каноны, которые установил тот же Вселенский собор для монашества. Во всяком случае, добрые монахи являются свидетелями Православного Предания, но обладают церковным сознанием, почитают епископов Церкви.
Я чту и уважаю православное монашество. Так, согласно Иоанну Синаиту (Лествичнику), «Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, кто, скорбя и болезнуя душою, всегда памятует и размышляет о смерти и во сне, и во бдении». (Лествица, 1, 4) Кто может не чтить монаха, который понуждает тело, имеет очищенные уста и просвещенный ум?
Я был, несмотря на мое недостоинство, удостоин от Бога того, чтобы узнать многих святых монахов на Святой Горе, которые вдохнули в меня любовь к монашеству, такие как о. Гавриил Дионисиатский, о. Феоклитос Дионисиатсткий, о. Ефрем Катунакский, о. Паисий Святогорец, множество птиц пустыни Святой Горы, в скитах, где я провел много времени возле них и видел святую жизнь пустынников. Я также узнал великого старца с изумительным духовным опытом, то есть старца Софрония из Эссекса в Англии, и в течение семнадцати лет летом я приезжал в его монастырь, чтобы ощутить благоухание духа который внезапно явился в этом освященном бытии.
Блаженнопочивший старец архимандрит Софроний (Сахаров)
Я даже прочел много книг о подвижничестве, но в особенности изучил учение свт. Григория Паламы, Предводителя отцов исихастов, и воспрославил Бога за этот великий дар. По этой причине я не могу представить себе православное богословие вне освященного жития этих боговидцев и настоящих богословов Церкви. Я даже Богом был удостоин на протяжении пяти лет жить подле одного епископа подвижника, блаженного моего старца приснопамятного митрополита Эдесского, Пеллы и Алмопии господина Каллиника.
Итогом этого общения со святыми старцами монахами, которые явились выразителями православного монашества, явилась книга, в которой описывается это освященное житие, в особенности книга «Одна ночь в пустыне Святой Горы», неоднократно изданная на греческом языке. Она, как мне сказал один игумен Святой Горы, вдохновила многих стать монахами. Она была переведена более чем на десять языков. Книга «Святитель Григорий Палама как святогорец», а также и книги, которые говорят о Православной Церкви как лечебной науке и воспитании.
Выражением моей любви к монашеству, между прочим, является и то, что мной было сказано во время официальной моей интронизации на священную митрополию Навпакта и св. Власия:
«Монахи не являются некоторыми особенными людьми, которые беспорядочно вышли из городов и весей и пришли в монастыри, но суть «ангелы Божии», согласно свт. Иоанну Златоусту, «живущие по-евангельски», согласно Евагрию Понтийскому, «мученики в свободном выборе», согласно свт. Афанасию Великому, продолжатели мученической Церкви, согласно прп. Симеону Богослову, власы, которые украшают главу Церкви, согласно свт. Григорию Нисскому, поскольку они умерли в миру и прославляют главу Церкви. Не должно существовать дистанции между монашеской жизнью и жизнью в браке, потому что тогда ни истинное монашество не совершает своего служения, не совершает его ни истинная жизнь в браке. Также не должно существовать дистанции между монастырями и приходами. Приходы питают пищей монастыри и монастыри разнообразными способами оказывают помощь приходам. Известно, что монашеская жизнь выражается исихастским духом Православного Предания. Мы достаточно хорошо знаем, что сегодня люди встревожены мыслями и существенными вопросами, и они ищут безмолвного образа жизни, который хранится в православных монастырях. Поэтому православное святоотеческое монашество с помощью исихастской традиции и человеколюбивой деятельности является сегодня востребованным почти что в каждом случае».
Все эти предположения дают мне право представить в весьма сжатом виде некоторые из характеристических признаков настоящих православных монахов.
- Покаяние. Ἡ μετάνοια. Если преимущественным делом христиан является покаяние, то есть возвращение души из состояния неестественного в состояние естественное (прп. Иоанн Дамаскин), и если всем христианам необходимо применять к своей жизни слова Христа «покайтесь, приблизилось царствие небесное» (Мф. 3, 2)., то в большей степени это слово необходимо применять к своей жизни монахам. Безусловно, для того, чтобы покаяние было истинным, для этого необходимо создавать соответствующий здоровый климат, поскольку «покаяние случайное подобно пробитому кувшину» (прп. Исаак Сирин). Покаяние неразрывно связано со смирением и самоукорением. Тот, кто обладает настоящим монашеским духом, считает себя «ниже всей твари». Прп. Исаак Сирин говорит: «Смиренный не смущается безчестием, никогда не говорит в свою защиту о том, в чем он обижен, но принимает клеветы, как истину, и не старается уверить людей в том, что он оклеветан, но просит прощения». (Слово 58)
- Молитва. Ἡ προσευχή. Тот, кто избирает монашескую жизнь, ему необходимо совершать молитвенный подвиг, поскольку молитва является выражением любви человека к Богу. И поскольку чистая молитва создает основу для подходящей атмосферы, атмосферы исихии, главным образом чувств, то поэтому человек избирает места безмолвные для осуществления в своей жизни стремления соединиться со Христом. И действительно, когда мы говорим о молитве, то мы под ней подразумеваем не только богослужебную молитву, но главным образом умную, сердечную молитву, которая является признаком того, что монах — это выразитель той цели, ради которой он стал монахом. Авва Варсонофий Великий говорит: «Совершенная душа это та, которая в безмолвии беседует с Богом, в безмолвии собирает свои помыслы и чувства, и отсюда это ведет человека умиранию для людей и миру и ко всему, яже в нем». Плоды этой чистой молитвы таковы, как говорит свт. Григорий Нисский, «простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие и тому подобное».
- Исихия. Ἡ ησυχία. Для того чтобы молитва совершалась православно, но чтобы она была плодотворной, необходимо, чтобы она самым тесным образом была связана с исихией, которая согласно православной традиции является безмолвием-исихией чувств, помыслов и сердца, то есть телесная и душевная исихия. Это безмолвие, которое является фундаментом для пророческого, апостольского и мученического жития, была тем, чем жили Святые Отцы Церкви. Свт. Григорий Богослов с любовью воспринял это безмолвие. В одном из своих трудов он пишет: «в то время я возжелал жизни же во всем умершему, и жить сокровенной во Христе жизнью и стать великим торговцем, всему предпочитая купить жемчужину, устремиться и востечь вперед к небесному».
Но и избранным воеводой священного безмолвия является свт. Григорий Палама, учение которого закреплено соборно и, тем самым, подлинная православная исихия является основанием догматов и веры, сущностью монашеского жития. Очень важными являются творения свт. Григория Паламы, в которых говорится о священном безмолвии, такие как его беседа о прп. Петре Афонском, беседа на Введение во храм Богоматери, где представлен православный исихаст, который подражает жизни Богоматери. Изумительным является его творение «О священно-безмолвствующих», а также его послание «К достопочтенной в монашестве Ксении», где им описывается образ православного монаха.
- Послушание. Ἡ υπακοή. Речь идет о вводной добродетели после отречения (ἀποταγή). Во всяком случае отречение самым тесным образом связано с послушанием, поскольку первое (отречение) происходит для того, чтобы за ним последовало и второе (послушание). Святые Отцы воспели достоинство послушания. Авва Исайя пишет: » мы, совершающие послушание по Богу нашим Отцам во всем, пресекая во всем свои желания, так чтобы им не подчиняться, да пребудет между нами их благословение, как на Елисее».
Известно слово апостола Павла: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся (бдят) о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они это делали с радостью, а не воздыхая; ибо это для вас неполезно». (Евр.13,17) Страшным является то, чтобы игумена возмущали свои же монахи, или епископ своими игуменами с монахами. Это имеет очень большие и серьезные последствия. Тот кто не упражняется в подвиге послушания, но привносит свою собственную волю в монашеские труды, тот называется и является прелюбодеем. «Тот, кто украдкой примешивает к повиновению свою собственную волю, есть прелюбодей» (прп. Марк Подвижник). И, конечно же, когда мы говорим о послушании, то мы подразумеваем послушание монаха своему духовному отцу, епископу и Преданию Церкви. В случае, когда этих трех основных стрежней нет, то не существует и послушания. Послушание игумену без послушания епископу в вопросах, которые не относятся к нарушению закона Божия, преступления священных канонов Церкви и Предания Церкви не является подлинным послушанием, но ложным, которое не отличается от послушания совершаемого восточных религиях людьми своим собственным гуру.
В этих рамках действуют и священные каноны, которые говорят о послушании монахов и игуменов епископу, как 8 правило IV Вселенского собора, на которое мы сошлемся несколько ниже.
- Постоянное совершенствование. Η διαρκής τελείωση. Хорошие монахи, которые начинают с послушания и других вводных добродетелей, постоянно преуспевают, совершают последовательное духовное восхождение, как это описывается в Добротолюбии пребывающих в священном трезвении. Такого рода характеристический духовный климат божественной благодати представлен монахом Феофаном. От совершаемой им чистой молитвы, свободной от воображений и сладострастных движений имеет своим происхождением сердечная теплота, святая энергия, сердечные слезы, мир помыслов, чистота ума, созерцание тайн, божественное озарение, просвещение сердца, совершенство.
Все прежде сказанное свидетельствует о том, что монахи знают свое положение в Церкви, поскольку церковное устройство имеет иерархию, то есть в церковном организме существует иерархические дары и служения. В этом вопросе, как я полагаю, лучше всего сослаться на слова, которые пишет свмч. Дионисий Ареопагит о церковном устройстве и о положении монахов в Церкви.
В его посланиях, которые излагают жизнь первой Церкви становиться ясным, что монахи составляют высший чин между иерархией мирян (лаиков). «Из совершаемых же чинов высочайшим является священный чин монахов, достигший всякой преочищенной чистоты… в умственном созерцании и приобщении пребыващий… и к священным этим знаниям аналогично в совершеннейшее совершенство возводимый». (О церковной иерархии, гл. 6. О совершаемых чинах, 3).
Слева свмч. Дионисий Ареопагит, фреска 16в. Феофан Критский монастырь Ставроникита, Святая Гора.
По причине такой жизни монахов руководители Церкви им дали множество имен, между которыми есть имя «терапевты» и «монахи», «по причине их чистого служения Богу и терапии, а также неделимой и цельной жизни». Итак, вполне ясным становится то, что монахи принадлежат к чину совершенных (лаиков-мирян), они стоят выше очищенных и просвещенных, поскольку они достигли умной исихии и созерцания, завершают ведомых иерархическими чинами, в особенности епископом, и ведутся к совершенству. Характерным является слово свмч. Дионисия: «монашеский чин не является предваряющим другие, но пребывает сам по себе в одиночном и священном состоянии, следуя за священническими чинами, или как спутник благопослушно возводимый к божественному знанию, свойственного ему священного». (О церковной иерархии. гл. 6) То есть монахи находятся ниже власти и компетентности епископов.
Теперь необходимо нам привести 8 правило IV Вселенского собора, которое касается положения иеромонахов в церковной структуре.: «Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических, да пребывают, по преданию святых отец, под властью епископов каждого града, и да не исторгаются, по дерзости, из-под управления своего епископа. А дерзающие нарушати сие постановление, каким бы оно ни было образом, и не подчиняющиеся своему епископу, аще будут клирики, да подлежат наказаниям по правилам; аще же монашествующие, или миряне, да будут отлучены от общения церковного».
Ценным является толкование этого канона, которое делает прп. Никодим Святогорец: «определение данного правила является таковым. Что если клирики, или иеромонахи, которые находятся в храмах богаделен, приютов, то есть для престарелых и больницах, и в монастырях и в храмах Мучеников, то им необходимо во всем пребывать в подчинении епископу того города, согласно преданию святых Отцов, и не уходить дерзко из-под власти собственного епископа. Те же, которые дерзают преступать каким бы то ни было образом данный канон, и не подчиняются своим собственным епископам, те, или иеромонахи, или клирики да будут под епитимией согласно канонам, те же, которые возжелали находиться под благословением епископа, не имеющего отношения к данному месту, если же они монахи или миряне, да будут отлучены. То, что выше говорится в отношении только о клириках и монахах, далее он говорит и о мирянах: о том, что появляются такие миряне, о их дерзости, и о защите ими поддерживаемых клириков и монахов, переходящих к другому архиерею и не подчиняющихся своему».
Прп. Никодим Святогорец
Из этого правила становится ясно то, что церковное предание хочет, чтобы иеромонахи проявляли почтение епископу, которому они подчиняются и не выходили за рамки установленного, переходя к другому епископу. Те же, которые не соблюдают это правило, что в действительности является церковным преступлением, подлежат церковной епитимие. Характерным также является то, что и те миряне, которые поддерживают, заступаются и поощряют своими способами разного рода «анархические» протесты иеромонахов против их епископов, подлежат епитимие, лишению права общения, то есть отлучению, евхаристического и церковного. И это естественно, потому что это не является церковным обычаем, чтобы использовать иеромонахами мирян в качестве щита для оправдания всякого канонического своего ухода от епископа. Конечно прп. Никодим предлагает постановление другого соборного деяния согласно которому: «мирянин же, даже если он исполнен всякого рода мудрости и уважения, но все же мирянин является и овцой, а не пастырем, и не архиерем, и если он проявляет всякое непочтение к нему, но однако таковой является пастырем, поскольку он находится на архиерейском месте; так что не подобает овцам восставать на своих пастырей».
Монах главным образом обладает славой и честью, когда он живет в рамках православного предания, как пишется в Священном Писании, правилах Вселенских и Поместных соборов и творениях Святых Отцов Церкви. Здесь же мне бы хотелось привести тексты, которые были написаны свт. Василием Великим, который считается устроителем общежительного монашества. И это сделало его таким потому, что в его эпоху наблюдалось удивительное явление, как и другие Отцы (свт. Григорий Палама, свт. Симеон Фессалоникийский), он локализовал бунт некоторых монахов в отношении церковных установлений и в отношении привилегий и степени епископа. В подвижнических словах свт. Василия Великого, в сжатых постановлениях, которые написал сам святитель, сохраняется подлинное православное, церковное монашество, которое созидает мир, тишину и спасение и для тех, кто им следует и тем, которые приумножают число этих благословенных монахов.
В последнее время пишется и распространяется мнение и мысль о том, что епископы гонят монашество, что монахи гонимы со стороны церковного начальства и др. Конечно же никто не станет отрицать того, что в истории наблюдался феномен гонения добрых и православных монахов. Однако это является одной из сторон закона. С другой же стороны некоторые современные монахи хотят изменить монашеский образ жизни, изменяют и живут монашеством, которое не ассоциируется с православным преданием, неким монашеством, которое антитрадиционно, является франкским и западным. В этом случае нет епископов, которые бы гнали монашество, но и сами монахи являются гонителями православного монашеского жития, того, которое передали Святые Отцы.
Мы наблюдаем, что в нашем Отечестве существуют превосходные и освященные монастыри, «священные в Боге училища», как их называет свт. Григорий Палама, и другие монастыри, которые подверглись франкскому влиянию. Существуют монахи, которые живут в священном безмолвии, а другие живут совершенно непонятно, в беспокойном и неправославном активизме. Есть монахи, которые живут в подвиге, живущие в Церкви, чтобы спастись, а другие, которые стремятся «спасти» Церковь, словно Церковь имеет нужду в спасении. Есть монахи, которые упражняются в подвиге молитвы и безмолвия и доставляют своим трудом пропитание на жизнь трудясь в благословенном рукоделии (агиография, вышивание, ладан, свечи, четки и др.), а другие монахи, которые докатились до того, что стали дельцами, с предприятиями, гражданскими компаниями, объединениями, с помощью которых они возревновали многим мирским предпринимателям, и в действительности такие живут как «антицерковные объединения и организации», которые борются с епископами, усердствуют в том, чтобы оказывать давление на них различными способами.
Несколько месяцев назад одна из газет представила материал о предпринимательской деятельности современных монастырей в статье под названием «Молитвами наших предпринимаемых дел» (“Δι’ ευχών των επιχειρήσεων ημών”). Я не встречал более подходящей фразы для характеристики современных франкских монастырей, которой они характеризуются со стороны тех, которые сами «желали бы» восхвалять такой тип монастырей. Православные монастыри живут и трудятся «мотивами Святых Отец наших», в то время как франкские «еретические» монастыри существуют «молитвами предпринимаемых дел наших». К сожалению, Святые Отцы противоположны этим менеджерам.
Одним из наиважнейших вопросов, которым должна заниматься Церковь сегодня, является определение самосознания монашества, определение вновь цели монашеского жития, противодействие смешению между православным и еретическим монашеством, поскольку благодаря привнесению всего лишь некого одного чуждого явления в монашескую традицию произошло обмирщение духовной жизни, создаются «безначальные чины и командиры» в Церкви. Если монастыри вместо того, чтобы быть духовными лечебницами, которые лечат людей, становятся местами, которые лишь несут заболевания людям и приводят к фанатизму и делают их источником беспорядка, поскольку кроме серьезных духовных ошибок, которые совершаются на уровне личностном, они создают проблемы экклезиологического и социального характера, тогда мы имеем дело с неудачей православного монашества.
Православное церковное монашество является славой Церкви. «Монашеское же житие является похвалой Христовой Церкви» (прп. Исаак Сирин. Слово 63). Монах отличается вне мира и всегда молит Бога, чтобы получить ему будущие блага». (прп. Исаак Сирин. Слово 58, с. 373). «Монах есть непрестанный свет в очах сердца. Монах есть бездна смирения, в которую он низринул и в которой потопил всякого злого духа». (прп. Иоанн Лествичник. Слово.23: 26, 27)
Если я обрету такого монаха, то я смиренно припаду к нему, я облобызаю стопы и испрошу его благословения.
5 известных русских монахов, подвизавшихся на Афоне
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»
(Мф. 16:24)
Почему мы взяли цитату из евангелия от Матфея в качестве эпиграфа? Потому что в этой статье речь пойдет о монахах. И не о простых монахах, а о настоящих подвижниках, которые прославили Христа всей своей жизнью. Всех их обьединяет одно – Святая Гора Афон.
Стоит отметить тот факт, что Православный мир в 2016 году отмечает тысячелетнее присутствие монашества из Руси на Святой Горе. Впервые присутствие таких монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году.
В одном из святогорских актов среди 22 подписей настоятелей монастырей стоит подпись некого Герасима, монаха, пресвитера и игумена русской обители. Речь шла о монастыре Ксилургу (Древодела), которой ныне существует как скит Богородицы. Примечательным есть то, что первой Покровительницей русcких афонитов стала именно Богородица, которая считается игуменьей Святой Горы.
Полуостров Афон – это 60 километров береговой линии, посередине – гора высотой до двух километров. На сегодняшний день – это место, где спасаются миллионы людей. Одни обретают веру, живя там. Другие – глядя на великих подвижников современности.
Мы подготовили Вашему вниманию подборку из жизнеописаний нескольких афонских старцев – выходцев из территории исторической Руси, которые оставили свой след в истории Православия.
Иоанн Вишенский (между 1545—1550 — после 1620)
По происхождению галичанин, родился в городе Судовая Вишня (современная Львовская область). Биографические данные о Вишенском весьма скудны. Известно, что он был высокообразованным человеком и в молодости проживал некоторое время в Луцке.
Приблизительно в 70-х годах XVI века, из-за несогласия с феодальным строем Речи Посполитой, стал монахом на Афоне, который был в те времена центром православного монашества на Востоке. Поддерживал тесные отношения с Львовским братством. Литературную деятельность начал одновременно с острожской группой полемистов, в частности, Василием Суражским.
В 1621 года Киевский Собор постановил вызвать Иоанна, в числе прочих, в южную Русь. О том, посетил ли Иоанн Русь, ничего не известно. Умер около 1630 года, оставив после себя добрую память среди афонитов.
Преподобный Силуан Афонский (1866–1938)
Родился в Тамбовской губернии в крестьянской семье. С детства желал стать монахом, но по настоянию отца поступил на военную службу. Уволившись с нее, отправился в 1892 году на Афон, где был пострижен в русском монастыре св. Пантелеимона. В 1911 году принял схиму с именем Силуан.
Согласно его биографии, составленной его учеником архим. Софронием (Сахаровым), с самого начала послушничества стяжал дар молитвы. В то же время испытал и многочисленные искушения. Его воспоминания, размышления были заботливо сохранены о. Софронием и изданы им. Скончался старец в 1939 году, прославлен в 1988 году Константинопольским Патриархатом.
Архминдрит Софроний (Сахаров) (1896 – 1993)
Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но постепенно, под влиянием прогулок с няней и молитв, здоровье его стало поправляться.
В 1921 г. Сергей Сахаров эмигрировал из России; несколько месяцев провел в Италии, затем – Берлин и Париж. В этот период он получает приглашение на крупные художественные выставки. Но душа Сергея устремляется к Богу. В 1924 г. на Пасху он пережил благодатное посещение – видение Нетварного Света.
Он почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь, где люди отдают весь день и всю ночь только служению Богу. Через некоторое время он принимает монашеский постриг с именем Софроний в русском монастыре святого великомученика Пантелеимона.
Архимандрит Софроний тихо скончался 11 июля 1993 г. в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе, вдали от Святой Горы Афон.
Книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всем мире через них обретают веру. Русскому читателю хорошо знакома книга «Старец Силуан», которую многие имели возможность прочесть еще в «самиздате». Среди других наиболее важных творений отца Софрония можно упомянуть книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть». Относительно последней он свидетельствует: «…я там писал целую мою исповедь за всю мою жизнь. Там приведено все самое важное из моей жизни в Боге…».
Преподобный Паисий Величковский (1722 — 1794)
Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.
Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г., в возрасте 36 лет, был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.
На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского.
Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился в 1794 г., 15 ноября, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.
Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.
Афонский Казак Пантелеимон
На завершение этого обзора мы хотели бы оставить для Вас что-то интересное. В нашем понимании, «Афонский Козак Пантелеимон» – это такой себе собирательный образ, в котором сочетались все известные и неизвестные монахи, пришедшие с территории исторической Руси.
Совсем недавно украинскими исследователями на Афоне был обнаружен старинный скит «Черный Выр». Как показывают документы, эта община была основана запорожскими казаками (!) в 1747 году.
На сегодняшний день ведутся исследования этого воистину сакрального для наших соотечественников места. Это память, это история, этот монастырь – настоящий свидетель духовности запорожских казаков. Верим, что в скором времени этот скит будет восстановлен и наполнен историческими потомками первых жителей этой святой обители.
Степени православного монашества
Степени православного монашества — это те этапы, которые проходят православные монахи или монахини в течение своей жизни.
В православной церкви монашеские обеты, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность исполнения их перед Богом и не могут быть даны легкомысленно, поэтому от степени к степени они возрастают от простого к более сложному. В традициях Русской православной церкви после успешного прохождения послушнического искуса (испытания) начинаются четыре степени монашества, которые различаются количеством даваемых перед Богом обетов, разными аскетическими правилами поведения, послушаниями и внешними монашескими одеждами.
Послушник (послушница)
Основная статья: Послушник
Послушник, (послушница) — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники ещё не дают монашеских обетов и не принадлежат к монашескому братству, не носят монашеской одежды — рясы, послушникам разрешают носить подрясник.
Послушники исполняют разные послушания при монастыре, привыкают к монастырской жизни, распорядку дня и правилам.
По правилам, существовавшим в Российской империи, послушник должен был провести не менее 6 лет до принятия монашеского пострига и вступления в 1-ю степень монашества.
Рясофор
Рясофор (рясофорная послушница) — носящий рясу. В Греции принято называть эту степень «рясофорный послушник» («рясофорная послушница»), и греки не считают рясофор степенью монашества, относя его к послушничеству (подготовке к монашеству).
При пострижении в рясофоры послушник изменяет свое мирское имя и даёт единственный обет — послушания.
Облачение монаха-рясофора состоит из рясы, клобука и чёток.
В современной практике РПЦ в мужских монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц, принадлежащих к первой степени монашества.
Рясофорный послушник (рясофорная послушница) сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней, мирской жизни, что для монаха, по православным канонам, уже невозможно. Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему дается новое имя.
Так как в православной Церкви принят обычай рукополагать во епископа только безбрачных священников, принявших монашеский чин, то если перед рукоположением во священники человек принял целибат, дав обет безбрачия, иногда ему достаточно принять первую степень монашеского пострига — рясофор.
Инок (инокиня)
Инок (инокиня) (словообразовательная калька, аналогичная др.-греч. μοναχός, образованная от др. русск. «инъ» — иной) — древнерусское название монаха, иначе чернеца.
В современных православных мужских монастырях иноком называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного (греч. «носящего рясу») монаха — до пострижения его в «малую схиму» (обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени). Инок — как бы «новоначальный монах».
В современных русских женских монастырях сохраняется традиция Российской империи, в которой иноческий постриг принципиально отличается от рясофорного пострига тем, что принимающая иноческий постриг монахиня получает новое имя. Монашеские обеты Господу во время чина пострижения не произносятся, поскольку иночество — это подготовительная стадия перед мантийным пострижением. Монашеские обеты пока лишь подразумеваются, поскольку готовность к их принятию и исполнению требует особого внутреннего устроения, определенной духовной зрелости. Согласно правилам и уставам православной церкви иноческий постриг совершается при наличии на то благословения от архиерея. В женских монастырях иноческое аскетическое правило, послушание и внешние иноческие одежды сильно отличаются от рясофорных. Рясофорная послушница обладает правом ношения подрясника, рясы, апостольника, скуфьи. Форма одежды инокини отличается от одежд рясофорной послушницы наличием клобука.
Многие монахини, приняв иночество, не принимают следующих монашеских степеней и всю жизнь проводят в монастыре в данной степени монашества.
В старообрядчестве сохраняется древняя русская традиция наименования всех степеней монашества иночеством — см. статьи: Инок Павел (Великодворский), Инок Онуфрий (Парусов).
Малая схима, или мантийное монашество
Основные статьи: Монах, Малая схима
Разделение на малую и великую схиму сегодня на деле существует не во всех Православных церквях. Например, в современной Греции остались только две степени монашеского пострига — рясофорный постриг и следующий за ним монашеский постриг, при принятии которого человек сразу даёт обеты великой схимы.
Малую схиму еще называют мантийным монашеством — принимая постриг и обеты малой схимы, человек полностью отрекается от мирской жизни и становится монахом (от греческого слова μοναχός — одиночный).
Он получает новое имя (как бы рождаясь заново) и даёт четыре монашеских (аскетических) обета:
- Послушания (отказ от своей личной воли и послушание духовнику);
- Безбрачия (или девства);
- Нестяжания (нищета, или отказа от владения личной собственностью);
- Непрестанной молитвы.
Часто пострижение в малую схиму совершается на литургии, после которой монаха торжественно облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию (она ещё называется паллий), клобук, сандалии и дают в руку чётки.
В соответствии с обетом послушания, монашествующий должен избрать руководителя своей духовной жизни, называемого старцем, и отсекая своеволие во всех своих делах, следовать его совету и его воле. В конечном итоге через отсечение своей воли и послушание монах учится следовать воле Божией.
Принимая монашество, кроме соблюдения пяти обетов: первого, данного еще при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырёх аскетических обетов, монах обычно должен ежедневно совершать положенное молитвенное правило (различаются в зависимости от монастыря и духовника) и нести монастырское послушание (трудиться).
Великая схима или схимничество
Основная статья: СхимаПравославный схимонах (Преподобный Иона Киевский, † 1902).
Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Христом. Монах, принявший великую схиму, иначе — великий ангельский образ, называется схимона́хом, или схи́мником. Пострижение инока в великую схиму совершается торжественно и дольше, чем в малую.
Великосхимник даёт особые обеты, при этом ему снова изменяют имя. Притом, следует отметить, инок получает ещё одного святого покровителя (то есть после каждой перемены имени за него перед Богом ходатайствует всё больше святых). В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от другой братии и не занимаются никакими послушаниями, кроме непрестанной молитвы.
Обеты великой схимы в сущности являются повторением обетов малосхимника, но, вслед за повторением, обязывают и к ещё более строгому их соблюдению. В древности великосхимники давали дополнительный обет — вселиться в затвор, закрыться в одинокой пещере как в гробу и тем самым полностью умереть для мира, оставшись с единым Богом.
Великосхимничество происходит от стремления совершать высшие монашеские подвиги, которыми являются отшельническое или пустынножительное житие.
Не имея возможности поселиться в настоящей пустынной местности вдали от людей, чтобы посвящать все помыслы единому Богу, монахи, живущие в обычном общежительном монастыре, уходили в затвор, тем самым заменяя отшельничество — они и стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным обетом для схимонахов.
Примечания
- Настольная книга священнослужителя: ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО — Последование одеяния рясы и камилавки. В 8 томах. -М.: Издательство Московской Патриархии, 1993—1994.
- [http://rpczmoskva.org.ru/wp-content/uploads/taushev_monashestvo.htm Архиепископ Аверкий (Таушев) О МОНАШЕСТВЕ, 1941
- Настольная книга священнослужителя: ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА (РУКОПОЛОЖЕНИЕ) — Степени церковной иерархии. В 8 томах. -М.: Издательство Московской Патриархии, 1993—1994.
- Настольная книга священнослужителя: ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО — Последование малой схимы, или мантии. В 8 томах. -М.: Издательство Московской Патриархии, 1993—1994.
- Настольная книга священнослужителя: ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО — Монашеские обеты. В 8 томах. -М.: Издательство Московской Патриархии, 1993—1994.
- Настольная книга священнослужителя: ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСТВО — Чин пострижения в великую схиму. В 8 томах. -М.: Издательство Московской Патриархии, 1993—1994.
Ссылки
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).