Содержание
- Закон о запрете телефонов в школе с 1 сентября 2019 года – что нужно знать?
- Законодательное обоснование
- Ситуация с телефонами
- Плюсы и минусы запрета телефонов
- С глаз долой: к чему привел запрет смартфонов в школах
- Решение назрело
- Направления работы
- Не умеют общаться и писать шпаргалки
- Извлечь пользу
- Техническая база
- Запрет на гаджеты в школе – закон или произвол?
- Без звука
- Памятка для учеников, учителей и родителей — из опубликованных рекомендаций
- С 01.09.2019 в школах введен запрет мобильных телефонов и смартфонов — последние официальные новости
- Использование учениками мобильных телефонов в школах рекомендовано ограничить
- Почему в российских школах хотят ограничить использование смартфонов
- Правила пользования мобильными телефонами в школе
- ИНСТРУКЦИЯ«Правила пользования мобильными телефонами»
- Правила пользования сотовым телефоном в школе
Закон о запрете телефонов в школе с 1 сентября 2019 года – что нужно знать?
В российских школах планируют запретить пользоваться мобильными телефонами. С такой инициативой выступила председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко. Причем она четко обозначила сроки – запрет должен быть разработан уже к 1 сентября 2019 года. После чего Роспотребнадзор приступил к разработке новых правил использования телефонов в школах. По словам главы этого ведомства Анны Поповой, уже создана рабочая группа, которая за месяц подготовит предложения по введению запрета на использование гаджетов в учебных заведениях.
Поэтому, вполне возможно, что закон о запрете телефонов в школе в 2019 году с 1 сентября уже заработает. Рассмотрим подробнее, к чему готовиться в новом учебном году школьникам и их родителям.
Законодательное обоснование
Идея введения запрета на использование телефонов в школе появилась уже довольно давно. Считается, что абсолютное большинство учителей и родителей поддерживают такое нововведение. По данным ВЦИОМ, около 83% россиян готовы поддержать запрет на использование телефонов в учебных заведениях среднего образования. В современных школах дети большое внимание уделяют своим гаджетам. Пользуются ими не только на переменах, но даже на уроках. Запрет телефонов необходим, чтобы школьники сосредоточились на учебе хотя бы в то время, когда они находятся в здании школы.
Тем не менее, далеко не все поддерживают данную инициативу. Ещё год назад министр образования Ольга Васильева о запрете телефонов в школах высказывала совсем другое мнение. Она посчитала такую меру излишней. По мнению министра, наилучшим вариантом будет хранение телефонов в определённом месте. Однако, такую систему воплотить в жизнь очень сложно. Администрации школы необходимо будет организовать систему хранения для телефонов, а также отвечать за их сохранность. Нести ответственность за дорогие гаджеты никто не хочет. Поэтому самым простым оказался вариант – полностью запретить телефоны в школе.
Уже сейчас школы могут запретить приносить гаджеты на занятия. Запрет телефонов в школе Закон об образовании в 2019 году не предусматривает. Но в пункте 1 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» указано, что обучающиеся должны соблюдать требования устава школы. Соответственно, если в уставе образовательной организации указан запрет на использование телефонов, то ученики должны его выполнять.
С 1 сентября 2019 года такой запрет должен получить общероссийский характер. Законопроект ещё не опубликован, но так как разработкой новых правил занимается Роспотребнадзор, скорее всего, данное ведомство издаст приказ, который и будет регулировать вопрос телефонов в школах.
Комендантский час для несовершеннолетних в 2019 году – ограничения и штрафы
Ситуация с телефонами
Использование телефонов в школах вызывает тревогу у многих учителей и экспертов. Дети используют перемены вместо отдыха для игры в гаджеты. А это дополнительная нагрузка на нервную систему и на зрительные органы. При этом, дети позволяют себе пользоваться смартфонами и на уроках (переписываются, общаются в социальных сетях, играют в игры и даже смотрят мультики). Конечно, от этого страдает образовательный процесс.
В то же время, ситуация не столько однозначная. Если ребёнок играет в телефон на уроке, значит, учитель не смог его заинтересовать. Не надо забывать – в российских школах далеко не все преподаватели блестяще знают свою дисциплину. То же относится и к переменам. Годами в школах боролись за то, чтобы дети не играли в подвижные игры и не бегали по коридору. Когда же этого удалось добиться с помощью гаджетов, вдруг, появилась обратная реакция.
Вместе с тем, даже не все учителя выступают против запрета телефонов. Например, некоторые прогрессивные преподаватели, наоборот, используют гаджеты учеников себе во благо. Например, на уроке литературы просят открыть текст нужного произведения в электронном виде, или же разрешают пользоваться источниками из интернета для написания сочинения. Таким образом, сильные педагоги проблемы в телефонах не видят.
Плюсы и минусы запрета телефонов
Запрет использования телефонов в школе – инициатива неоднозначная. Такое решение имеет как ряд достоинств, так и недостатки. Несомненно, нововведения есть положительные стороны. Это:
- дети не отвлекаются на уроках;
- сокращение времени, которые дети тратят на компьютерные игры и социальные сети;
- устранение неравенства в классе по принципу «у кого телефон лучше»;
- отдых зрительных органов во время перемены;
- уроки не нарушают случайные звонки на телефоны учеников.
Но на каждый плюс запрета телефонов найдётся свой минус. Недостатков у данной идеи тоже предостаточно:
- отсутствует постоянная связь ребёнка с родителями. При необходимости передать срочную информацию необходимо будет связываться через учителя, который во время урока может просто не брать трубку;
- детей необходимо будет чем-то дополнительно занимать во время перемен и в группе продлённого дня;
- ребёнок не сможет использовать телефон как доказательство жестокого обращения (например, снять видео или записать на диктофон действия учителя или одноклассников);
- отсутствие доступа к информации, необходимой в учебных целях.
Данная инициатива вызвала неоднозначную реакцию среди граждан, как показывают последние новости. Запрет сотовых телефонов в школе имеет как сторонников, так и противников. Причем, опросы разных агентств приводят совершенно разные цифры. Поэтому сложно сказать, как в действительности будет воспринят новый закон родителями школьников. Нельзя исключать вероятность, что родители всё-таки захотят быть на связи со своими детьми, даже если они находятся в школе. Поэтому вполне возможны выступления против данного запрета, например, может быть создана петиция против запрета телефонов.
В какой форме будет создан запрет на использование телефонов, родители школьников узнают ближе к 1 сентября 2019 года. А как он будет работать на практике — покажет новый учебный год.
С глаз долой: к чему привел запрет смартфонов в школах
Каждая четвертая школа в России ограничила или запретила использование смартфонов во время уроков. Это следствие методических рекомендаций, разработанных еще летом сразу несколькими ведомствами. И хотя трактовать документ можно довольно широко, во многих образовательных организациях ограничились запретом гаджетов. Стали ли школы жить лучше — вместе с педагогами разбирались «Известия».
Решение назрело
О негативном влиянии смартфонов на организм, особенно растущий, говорят не первый год. В каких-то вопросах ученые до сих пор не могут прийти к согласию. Насколько телефон вреднее других устройств, которые нас окружают? Лучше ли использовать гарнитуру во время звонка? Споры продолжаются до сих пор, тем не менее с тем, что регулярное использование гаджета плохо сказывается на здоровье детей, как минимум на зрении и психике, согласно большинство. Это подтверждают исследования.
В сентябре 2019 года завершился эксперимент ученых из Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения. Специалисты в течение 14 лет изучали влияние электромагнитного излучения мобильных телефонов на показатели школьников, сравнивая их с показателями ребят, которые не пользуются смартфоном. Выяснилось, что у первой группы детей замедлились простые слухо- и зрительно-моторные реакции, у них были выше показатели утомляемости, недостаточно развита мелкая моторика рук.
К похожим выводам пришли и ученые за границей. Чтобы хоть немного оградить детей от вредного воздействия, в некоторых странах решили избавиться от гаджетов на уроках. Так, во Франции в 2018 году приняли закон, который запрещает использовать в школах и мобильные телефоны, и планшеты, и смарт-часы, и другие электронные устройства. За нарушение требований педагог может на время их забрать. Более подробные инструкции прописаны уже в правилах внутреннего распорядка учебных заведений.
Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который проводился этим летом, показал, что против смартфонов на уроках выступают и россияне. Следом профильные ведомства подготовили и методические рекомендации о порядке использования мобильных устройств в школе.
Фото: РИА Новости/Артем Житенев
Направления работы
Составители приводят примеры негативных последствий регулярного использования смартфонов и зарубежной практики отказа от гаджетов. «В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях», — говорится в рекомендациях.
В Великобритании такое решение уже дало положительный результат, уверяют составители. Успешность сдачи тестов у 16-летних школьников повысилась на 6,4%.
Рекомендации для отечественных школ фактически дублируют аналогичные документы за границей. Предлагается ограничить использование мобильных устройств связи школьниками, за исключением детей, которым это необходимо по состоянию здоровья. При входе в образовательную организацию детям рекомендуется переводить телефон в режим «без звука», а на переменах — общаться и заниматься активным отдыхом, обращаясь к телефону лишь по необходимости — позвонить или написать сообщение.
В определенных случаях школы могут предусмотреть места для хранения гаджетов на время занятия. Все ограничения, по задумке, должны сопровождаться просветительской работой. Уполномоченным сотрудникам рекомендуют рассказывать и взрослым, и ученикам о культуре безопасной эксплуатации устройств, о правилах поведения в современной цифровой среде и о профилактике неблагоприятных эффектов от смартфонов для здоровья детей.
Фото: РИА Новости/Денис Абрамов
Пока документ носит рекомендательный характер, значит, то, какие нормы взять на заметку и брать ли их вообще, школы решают сами. Как рассказала «Известиям» глава Роспотребнадзора Анна Попова, такая модель будет тестироваться в течение года, затем Роспотребнадзор изучит результаты в части здоровья, а Рособрнадзор — в успеваемости школ, где используются и не используются телефоны. «По итогам 2019/20 учебного года мы изучим промежуточные результаты, чтобы понять, насколько оправдана форма методических рекомендаций и нужно ли что-то менять», — объясняет Попова.
Не умеют общаться и писать шпаргалки
В лицее № 17 с согласия школьников, родителей, педагогического состава и администрации уже пятый год проводится комплекс мер, которые должны снизить негативное воздействие мобильных телефонов.
«Гаджетами пользуются только дома, в основном для просмотра домашних заданий в электронном журнале, — рассказывает «Известиям» Екатерина Сидоренко, чьи дети участвуют в этой программе. — В школе акцент делается только на живом общении и взаимодействии».
Убедить детей в необходимости такого решения, по словам Екатерины, было не так сложно: «Договориться помогли разумные доводы. Объяснили, что в интернете соблазнов и опасностей в плане мошенничества много, и проверять жизнь на прочность — риск. Как в лес мы ходим с проводником, так и в интернете нам не стоит блуждать одним».
Совсем без традиционных развлечений интернета дети не остались — есть выделенное время для игр по сети и общения. Больше им, как рассказывают родители, и не нужно, ведь есть много активностей и без гаджета: спорт, роботостроение, чтение.
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
В большинстве школ, которые приняли рекомендации к сведению, пошли по такому же пути. Телефоны перед занятиями или просто сдают, или убирают в сумки. «В нашей школе мы пришли к такому решению еще в начале года на родительском собрании. Родители не против, чтобы телефон у детей во время урока лежал в портфеле. Так у них куда меньше соблазн отвлекаться или списывать», — объясняет преподаватель истории и обществознания одной из московских школ Мария Ивановна.
По мнению педагога, смартфоны не только мешают ученикам сосредоточиться на занятии, но и плохо сказываются на их способности усваивать материал.
Автор цитаты
«Мы делали шпаргалки, и это всё равно была подготовка, потому что мы что-то запоминали, пока писали. Теперь у детей готовая информация в телефоне, они просто всё списывают. Когда их проверяют на ЕГЭ и ОГЭ, то результаты оказываются совсем другими», — рассуждает в беседе с «Известиями» Мария Ивановна.
Еще одну проблему, считает педагог, становится сразу видно на переменах, когда телефоны разрешены: «Если бы вы пришли в школу, то сразу бы поняли, что это поколение уже не умеет общаться. Они всю перемену — в телефоне, все в играх».
Извлечь пользу
С тем, что телефон — зло, согласны, тем не менее, не все педагоги. По мнению Кирилла Загустина, преподавателя одной из школ Санкт-Петербурга, совсем убирать смартфоны из школ — неэффективно и неправильно.
Автор цитаты
«Как любой инструмент, смартфоны могут нести и пользу, и вред. Почему некоторые учителя и школы стараются запретить? Потому что это самый простой способ вынести современные технологии за скобки образовательного процесса. С одной стороны, проблема, хоть и радикально, но решается, а с другой — появляется новая: образовательный процесс не эволюционирует. Живем мы, пользуясь смартфонами, а учимся, не пользуясь. Не совсем логично», — считает Загустин.
Сегодня разработано множество сервисов, которые могут облегчить жизнь учителю и сэкономить его время, например, онлайн-опросники. Кроме того, сложно отрицать и то, что интернет для нас превратился в основной источник информации.
«Иногда, когда старшие классы задают вопрос на смежную тему, я могу сказать: «Возьми прямо сейчас погугли, ответь на свой вопрос и расскажи остальным». Плюс все дополнительные задания, доклады, сообщения они тоже делают с помощью интернета, к письменным источникам дети перестали обращаться. Тут я просто требую список источников и понимание написанного. У кого-то может быть просто копипаста с «Вики», а у кого-то, даже при наличии одной ссылки, перелопачено всё содержание статьи, видно, что с ним поработали. Тогда почему нет?», — рассуждает педагог в беседе с «Известиями».
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид
Назвать смартфон главным отвлекающим фактором тоже неправильно, полагает специалист.
Автор цитаты
«Конечно, есть шанс, что вместо того, чтобы заниматься учебными делами, ребенок будет просто сидеть в «ТикТоке», Instagram — где угодно. Но в этом плане вред от телефонов принципиально не отличается от обмена записками или играми в морской бой. Дело же не в том, что телефон отвлекает, а в том, что у учителя или коммуникация с учениками не так построена, или сам ученик не мотивирован», — считает Кирилл Загустин.
Однако такой метод работы Кирилл Загустин использует только в старших классах. «В пятом классе мы учимся анализировать информацию, работать с текстом учебника. Его содержание подготовлено, и всем будет понятно, поэтому необходимости в телефонах просто нет», — объясняет учитель.
Техническая база
Порой одного желания учителя для внедрения технологий в образовательный процесс мало. Сложности возникают и на уровне материальной базы.
Автор цитаты
«У нас в начальной школе телефоны запрещены на уроках совсем, а в старшей — я разрешаю пользоваться приложениями, если перед диктантом слова повторяем, если какие-то задания обсуждаем, надо слово посмотреть, — рассказывает Екатерина Вершинина, преподаватель иностранного языка. — В будущем хочу попробовать использовать и игровые приложения иногда, но предварительно придется выяснить, если у ребят мобильный интернет. Потому что в прошлый раз, когда мы делали проект на уроке, я свой раздавала».
Кроме того, не у всех телефон поддерживает определенные приложения, у кого-то смартфона может не оказаться вовсе, у кого-то он разрядился. На решение всех этих проблем уходит уйма времени, поэтому часто от затеи действительно оказывается проще и вовсе отказаться. Но в таком случае возникает другая и более глобальная проблема — дети начинают воспринимать гаджет исключительно как средство для развлечения.
Автор цитаты
«Когда я пробую показать, что онлайн можно делать интересные вещи для учебы, мои восьмиклассники воют, и максимум, на что хватает некоторых — статья из «Википедии». Они не научены другому, в их понимании нет связи технологий с необходимыми им в будущем компетенциями», — объясняет Ксения Меленчук, преподаватель английского во Владивостоке.
Чтобы исправить ситуацию, полагают педагоги, необходимо искать компромисс.
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид
Научить детей грамотно пользоваться гаджетами действительно нелегко, но важно, уверена доктор педагогических наук и специалист корпорации «Российский учебник» Наталья Виноградова. «Основное правило пользования смартфонами — правило целесообразности. Необходимо бережно относиться к ребенку, не ущемлять его интересы, при этом помнить о его здоровье. В основном запрещают пользоваться мобильными устройствами в школах, в которых мало используют цифровые образовательные решения. Если цифровой контент всем знаком, то и со смартфонами проблем, как правило, возникает гораздо меньше», — считает эксперт.
Поэтому правильный выход многие видят в активном использовании той техники, которая есть в распоряжении школы.
Автор цитаты
«У нас телефоны сдают практически перед каждым уроком, но на занятие можно заказывать планшеты. Это удобно, чтобы быстро получить обратную связь, проверить знания. Не нужно таскать стопки листочков и тетрадей, — делится с «Известиями» Ярослава Каштанова, учитель русского языка и литературы в Ижевске. — Недавно мы проходили фонетику с 5-ми классами, я проводила тесты в таком формате, сэкономила время на проверку».
Регулярно применяют современные технологии, по словам учительницы, на уроках математики, информатики и на естественно-научных дисциплинах.
Конечно, совсем без сложностей и тут не обходится. «На школьные планшеты почти ничего не закачано, но зато камера есть. Этого достаточно, чтобы дети отвлекались. Недавно кто-то кого-то сфотографировал, и начали по AirDrop скидывать друг другу фотографии. И сами отвлекаются, и я», — вспоминает Ярослава Каштанова.
Но с этими проблемами, полагают педагоги, уже по крайней мере можно работать и двигаться дальше. Правда пока такие ресурсы есть далеко не у всех учебных заведений.
Запрет на гаджеты в школе – закон или произвол?
В связи с массовым распространением смартфонов, планшетов и «умных часов», школьников и родителей все чаще волнует вопрос: имеет ли право педагог или администрация учебного заведения запретить детям пользоваться гаджетами? Образовательные форумы буквально забиты вопросами вроде «правильно ли я поступил, забрав смартфон у 10-классника, игравшего на уроке» или «может ли ребенок ходить на занятия с умными часами». «Я ‒ родитель» разбирается в этой, сразу скажем, непростой проблеме.
К сожалению, однозначного универсального ответа на все эти вопросы не существует. Хотя гаджеты давно и плотно вошли в нашу жизнь, федеральное законодательство пока не отрегулировало правила их использования в образовательных учреждениях. Поэтому каждую отдельно взятую спорную историю приходится разбирать, используя Конституцию РФ, кодексы и общие положения Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации». При этом порою возникают определенные правовые коллизии. Итак, давайте обо всем по порядку.
Можно ли забирать у учащихся мобильные телефоны и другие гаджеты силой?
Конституция РФ и статья 209 Гражданского кодекса гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Поэтому отобрать у школьника силой телефон, отнести его домой и держать у себя до следующего родительского собрания, как делают некоторые педагоги, учитель однозначно не в праве. Состава преступлений вроде «грабежа» в действиях педагога даже в этом случае, конечно, нет (так как отсутствует корыстный мотив), но права ребенка будут нарушены. О том, при каких обстоятельствах телефон может оказаться у учителя на законных основаниях, мы поговорим чуть ниже.
Может ли учитель или администрация школы запретить школьнику пользоваться гаджетами на территории образовательного учреждения?
А вот здесь ответ – однозначно да.
Статья 43 ФЗ № 273, описывающая обязанности учащихся, говорит о том, что школьники должны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, и правила ее внутреннего распорядка, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учебного заведения, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.
Если в уставе или правилах внутреннего распорядка администрацией школы предусмотрен запрет на использование гаджетов, то родители учащегося автоматически соглашаются с ними с момента поступления ребенка в это образовательное учреждение. Отсюда совет: изучите документы, обратите внимание, что в них говорится об использовании телефонов, смарт-часов и т.д.
Более того, использование смартфона или планшета прямо на уроке явно препятствует осуществлению образовательной деятельности и, скорее всего, будет мешать другим детям усваивать учебный материал. Такое поведение определенно не вписывается в рамки уважительного отношения к педагогу и одноклассникам.
В этом случае учитель имеет право сделать замечание, объявить выговор или даже (если речь идет о старшекласснике, неоднократно нарушавшем порядок) поднять вопрос об отчислении учащегося из школы. Кроме того, есть меры, которые хоть и не прописаны прямо в «образовательном» законе, но морально устоялись и допустимы, исходя из других норм. Например, удаление ребенка из класса, беседа у директора, приглашение родителей, а если нарушение дисциплины сопряжено дополнительно с противоправными проявлениями – привлечение правоохранительных органов и социальных служб. Эти меры педагог также может принимать.
Компромиссной может быть ситуация, когда учитель спокойно предложит школьнику добровольно передать ему гаджет на хранение до конца урока. В данном случае право владения и пользования нарушено не будет, а учащийся избежит неприятностей, связанных с нарушением устава школы (если в нем предусмотрен запрет на гаджеты) и требований статьи 43 закона «Об образовании».
А как же быть с «умными часами»?
Это самый сложный вопрос. Многие родители хотят послушать, что именно говорят на уроках, и надевают детям устройства, позволяющие совершать звонок с так называемой «прослушкой», то есть позволяющий слышать все, что происходит вокруг ребенка. Педагогам это зачастую не нравится, и они требуют оставлять устройства дома. Кто же прав?
Это та ситуация, когда однозначного ответа, к сожалению, дать нельзя. Законодательство РФ использование «бытовых» гаджетов, не являющихся спецсредствами, не запрещает. Поэтому некоторые юристы советуют родителям «умные часы» использовать и не обращать внимания на позицию педагога.
Однако в этой ситуации есть несколько больших НО.
Во-первых, негласно подслушивать других людей нельзя. И если подобное всплывет, то учитель или родители одноклассников ребенка могут обратиться в связи с «тихим» использованием умных часов в суд.
Во-вторых, даже на «гласный» сбор личной информации нужно получать согласие у людей, интересы которых могут быть затронуты. В ходе использования «умных часов» вы можете, например, услышать, что у учительницы чем-то заболел муж, и она едет к нему в городскую больницу №2. Это – личная информация, которая вам адресована не была. Ну, или сидящие рядом с вашим ребенком дети могут обсуждать, где их родители держат дома деньги. Услышите нечто подобное – и при определенных обстоятельствах вас могут ожидать большие проблемы.
В-третьих, согласно трудовому законодательству, педагог может отказаться работать в условиях, не предусмотренных его трудовых договором. И не давать согласия вести уроки «под прослушкой», в принципе, является законным правом учителя.
Поэтому, если использование «умных часов» не запрещено уставом школы, гипотетически надеть их на ребенка является вашим законным правом. Но попытка реализовать на практике одну из их основных функций («радионяни», или «прослушки») может привести вас в суд. И не факт, что Фемида окажется на вашей стороне.
Отводя ребенка в школу, вы официально передаете его под ответственность образовательного учреждения, и формальных оснований контролировать его перемещение по учебному заведению у вас нет. Из соображений здравого смысла вы можете либо спокойно обсудить данный вопрос с педагогом, либо просить ребенка отключать часы при входе в школу и включать их после уроков.
В целом же, хотелось бы сказать, что, хотя правовые «рамки» всей нашей жизни задают законы, но и о вопросах морали и нормальных человеческих отношений забывать не стоит. Педагогика – это искусство, а учитель – живой человек, и в ситуации возникновения конфликта, реализовывать свои задачи, в результативности которых родители ребенка прямо заинтересованы, ему гораздо сложнее.
Олег Полевой
Звонки только на урок или перемену – и никаких телефонных. В нескольких российских регионах сейчас проходит эксперимент, в ходе которого школы ограничили или вовсе отказались от использования мобильных.
Телефоны на уроках – проблема, которая уже давно волнует учителей и родителей. Специалисты уверены, современные гаджеты не только отвлекают от занятий и мешают общению, но и вредят здоровью.
Абонент недоступен. Попробуйте перезвонить позднее, после урока. Теперь только так: телефон в ячейку, а сам за парту. И пусть все звонки подождут. Учителя таким отказом от мобильных очень довольны.
– Дети не прячут телефоны под учебниками. Теперь они сосредоточены на том, что происходит на уроке, – говорит Екатерина Гусева, заместитель директора школы, психолог.
Роспотребнадзор к началу учебного года разослал педагогам рекомендации, в которых эксперты, изучив научные работы, призвали пользоваться телефоном в школах как можно реже. Исследования канадского ученого Линды Пагани среди прочих стали основой этих рекомендаций: «Дети заходят в соцсети, постоянно перекидываются сообщениями, смотрят видео бесконтрольно. А ведь школа создана для коммуникации с учителем, а на переменах со сверстниками. Школа призвана научить выстраивать отношения с другими, это базовый необходимый навык для взрослой жизни».
На перемене шум и беготня. Девочки рисуют, мальчики играют в салки. Хотя еще недавно тут была тишина, дети замирали у телефонов. В этой школе в Ставрополе прочли рекомендации и решили вообще отказаться от мобильных. Хотя бы на время.
– День без сотового телефона — это акция. Могу сказать, что этот класс был в восторге, – делится Ирина Шатская, директор школы №1 г. Ставрополя.
Сдавать мобильные или нет — решали всем миром. Учителя и родители проголосовали «за». Дети помладше охотно следуют правилам взрослых, а вот подростки настроены по-другому.
– Нельзя так строго относиться к мобильным телефонам, нужно правильно ограничивать использование телефонов на территории школы. Полностью убрать их из жизни нельзя, – считает учащийся Андрей Самоханец.
– Большинство материалов, которые я готовлю к урокам, я храню в виде информации на своем телефоне. Мне не надо носить книги, брать их в библиотеке, я могу сфотографировать материал на телефон и перед уроком повторить, – говорит Никита Баромин.
Классика как по учебнику — отцы и дети не понимают друг друга. Да и как понять, если раньше и деревья были большими, и сотовых еще не было.
– Мы прекрасно учились, росли без телефонов, общались на переменах, – вспоминает Наталья Фесянова.
Зачастую родители и сами долго не отрывают глаза от экрана смартфона. Но ученые выяснили — электромагнитное излучение от сотового для ребенка гораздо опаснее, чем для взрослого.
Научные исследования проходят уже 14 лет. Детям предлагают задачки на моторику, внимание, память и скорость реакции.
Это уникальное исследование проводится всего в одной школе в нашей стране. Ученые работают с ребятами. А потом родителям выдают вот такие рекомендации. Например, строго ограничить работу с компьютером и просмотр телевизора до 30 минут в день.
– Те, кто прислушались к нашим рекомендациям и минимизировали время подноса этого гаджета непосредственно к голове, у них физиологические показатели в той или иной степени возвращаются в норму, – говорит Наталия Хорсева, старший научный сотрудник Института биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН.
Во многих странах, например, во Франции и Италии, телефоны в школах под запретом. А в США и Германии некоторые ученики даже судились за право быть всегда на связи. В России радикального решения пока нет.
В этом петербургском лицее поняли: нет смысла прятаться от гаджетов. Вместо старой доброй доски и мела — экран. Вместо дневника — телефон. Можно моментально получить всю информацию с доски по штрих-коду. Дети и взрослые здесь учатся сочетать технологии и знания. Неизбежный компромисс, за которым будущее.
Без звука
Так, абсолютно всем участникам образовательного процесса — то есть и детям, и учителям — предлагается переводить гаджеты в режим «без звука».
Кроме того, личные мобильники учеников могут «не пустить» на урок. В школах предусмотрят для этого специальные места хранения девайсов и продумают способы связи с родителями. К примеру, дежурный телефон — у учителя на столе.
И детям, и учителям при входе в школу рекомендуется переводить гаджеты в режим «без звука»
В документе подчеркивается: ограничение не будет распространяться на ребят, которым гаджеты нужны не для игр, а по состоянию здоровья (например, для мониторинга сахара крови при диабете).
В течение года после публикации рекомендаций Роспотребнадзор проведет мониторинг здоровья школьников.
А Рособрнадзор вместе с РАО проверят, повысилась ли эффективность образовательного процесса.
Как мобильные телефоны влияют на здоровье и психику ребенка? Стоит ли запрещать их на уроках и переменах? Кто будет принимать решение? Об этом «Российской газете» рассказал главный специалист минздрава по медицинской психологии, президент Российской академии образования Юрий Зинченко.
Юрий Петрович, почему об ограничении мобильных телефонов в школе заговорили именно сейчас? Ведь гаджеты в руках ученика появились не вчера…
Юрий Зинченко: На самом деле проблема достаточно новая. У нас пока нет масштабных многолетних исследований, которые бы однозначно ответили на вопрос: как именно гаджеты влияют на школьников. Однако кое-что мы можем сказать уже сегодня. На передний план выходят вопросы, связанные с физическим здоровьем детей.
Основные риски: сутулость, сниженная двигательная активность, близорукость, расстройства слухового восприятия из-за наушников… По данным исследований, старшие школьники проводят в гаджетах, в Сети до девяти часов в сутки. Все это не может не настораживать.
Кроме того, мы видим: развитие памяти и внимания у «цифрового» ребенка идет совсем по-другому.
Юрий Зинченко: Дети очень быстро осваивают «короткие» сетевые модели общения — чаты, лайки, репосты… И постепенно переносят их в реальную жизнь. Порой школьнику проще отправить другу какой-то мем или смайлик, чем выразить свои мысли и эмоции вслух.
Поэтому Франция год назад уже запретила мобильники в школе?
Юрий Зинченко: В том числе. Более того, за нарушение этого запрета предполагается наказание ученика или конфискация мобильного устройства до окончания занятий. Но вопрос не в том, чтобы слепо переписать законы других государств (тем более что непродуманные запреты часто имеют противоположный эффект), а в том, каким образом сделать гаджет эффективным и безопасным помощником в обучении и воспитании. С одной стороны, система образования должна быть современной: новые технологии — это мощный инструмент развития. С другой, нужно организовать работу так, чтобы гаджеты помогали ребенку в учебе, а не вредили. По поручению председателя Совфеда Валентины Матвиенко над этим работали специалисты из нескольких ведомств.
А если ребенку «позарез» нужно позвонить родителю?
Юрий Зинченко: У него совершенно точно должна быть такая возможность.
Были подготовлены расширенные, научно обоснованные рекомендации о том, как использовать гаджеты в школе. Мы считаем, что это ни в коем случае не должен быть тотальный запрет. Поэтому Российская академия образования предлагает такой вариант использования методических рекомендаций, при котором окончательное решение будет приниматься на уровне образовательной организации, по согласованию с родительским комитетом, а также учителями и учениками — то есть это будет коллективный, общественный договор.
В рамках федерального проекта «Растем с Россией» РАО проведет масштабное исследование, которое позволит выявить факторы риска и минимизировать негативные последствия влияния цифровых технологий на психическое и физиологическое развитие обучающихся.
Памятка для учеников, учителей и родителей — из опубликованных рекомендаций
1. Не носить мобильные устройства на шее, поясе, в карманах одежды.
2. Сократить время контакта с мобильными телефонами.
3. Удалять мобильный телефон от головы в момент соединения и разговора (использовать громкую связь и гарнитуру).
4. Ограничить звонки в условиях неустойчивого сигнала (в метро, поездах и т.д.).
5. Размещать мобильные телефоны на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.
Мнения
Сергей Рукшин, народный учитель России, замдиректора Президентского физико-математического лицея N 239 г. Санкт-Петербурга, профессор РГПУ им. А.И. Герцена:
— Гаджеты в школе нужно использовать очень осторожно. Современному ребенку с большим трудом удается удерживать внимание на уроках и во время подготовки к ним. Почему? В качестве психологической доминанты у него постоянно «висит» возможность отвлечься, достать гаджет и заняться более интересными делами. Качество усвоения материала в такой ситуации резко снижается. И это особенно критично для предметов, связанных с длительной концентрацией на решении задач — для математики, физики, химии.
По оценкам, старшие школьники проводят в сети около девяти часов в сутки
Поэтому я поддерживаю инициативу об ограничении продвинутых электронных устройств в школах. Максимум, что может быть у ребенка с собой, — это простой телефон — «звонилка» для экстренной связи с родителями. И при необходимости — диктофон (если вдруг школьник хочет записать слова учителя). Многие страны уже пошли по этому пути. В Китае, например, в классе могут сидеть 60-80 ребят — и ни у кого из них в руках не будет личных гаджетов. Если планшеты понадобятся на уроках информатики, школа выдаст им все необходимые устройства.
Обсуждается также ограничение гаджетов на перемене. Вместо того, чтобы отдыхать, дети уходят в соцсети и виртуальный мир с головой, опять напрягают зрение. То есть их мозг совсем не отдыхает. И здесь я тоже выступаю скорее за запрет.
Елена Постнова, доцент Пермского государственного института культуры, мама девятиклассника:
— В прошлом учебном году в гимназии, где учится мой сын, стартовал эксперимент по запрету смартфонов в школе. Перед началом уроков дети их сдавали, а в конце — забирали. Но в этом году от эксперимента решили отказаться. Объясню, почему.
Ребенок выходит к первому уроку, когда на улице совсем темно. Идет сам. Иногда опаздывает и в спешке забывает сообщить, что он уже в школе. Но, допустим, мне критично важно знать,что с ним все в порядке. Если он сдал телефон и не написал эсэмэску, — я начинаю звонить и писать классному руководителю. А у нее — урок, она не может сразу ответить. Представляете состояние, когда примерно час, до перемены, ты не знаешь, где и что с ребенком? Уверена, что среди родителей не одна я такая «тревожная» мама. В итоге вся эта огромная работа по сбору телефонов, по организации хранения и по оповещению родителей ложилась дополнительной нагрузкой на учителей. А они и так у нас очень загружены.
Поэтому телефоны собирать перестали — мой сын снова сам пишет мне «успокаивающие» эсэмэски. Но проблема, к сожалению, не решилась — дети постоянно сидят в телефонах, отвлекаются на уроках. Эта тема поднимается абсолютно на каждом родительском собрании.
С 01.09.2019 в школах введен запрет мобильных телефонов и смартфонов — последние официальные новости
20 августа 2019 года за подписями руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой и руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова вышел официальный документ, регламентирующий использование устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТРОЙСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Разработаны:
Роспотребнадзор (Шевкун И.Г., Кузьмин С.В., Яновская Г.В.); ФБУН
«Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (Новикова ИИ., Ерофеев Ю.В.);
Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области (Щербатов А.Ф.); ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии по Новосибирской области (Семенова Е.В.),
Управление Роспотребнадзора по Омской области (Крига А.С., Бойко М.Н.);
Минпросвещения России (Синюгина Т.Ю., Садовникова Ж.В.);
Рособрнадзор (Кравцов С.С., Музаев А.А., Семченко Е.Е., Смирнова П.П.);
ФГБУ Российская академия образования (Зинченко Ю.П., Цветкова Л.А.,
Малых С.Б.);
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет»
Минздрава России (Шпагина Л.А.);
ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Измерова Н.Ф. (Рубцова
Н.Б.).
Методические рекомендации
об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных
организациях
(далее — Методические рекомендации)
1. Общие положения
Целью настоящих Методических рекомендаций является определение порядка
использования устройств мобильной связи в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее-образовательные
организации, общеобразовательные программы) с целью профилактики нарушений
здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса.
2. Международный опыт регламентации требований к режиму использования
устройств мобильной связи в образовательных организациях
Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала
использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их
использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что
проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью,
снижением долговременной памяти и умственной работоспособности,
нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна.
.
Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования
электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние
психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.
Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили
негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в
образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не
использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде
ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной
реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности,
нарушений сна.
Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости
времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше
времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными
тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения
учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности.
Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом
многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества
приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую
постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в
процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению
успеваемости.
Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в
Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на
использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность
сдачи тестов на 6,4 %.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии,
Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны
рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в
том числе в образовательных учреждениях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды
мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы.
В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных
телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного
или запретительного правила не установлено.
С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах
провинции Онтарио (Канада) и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия)
Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии
и Нигерии, с 2013 года — в Уганде.
.
3. Рекомендации по упорядочению использования устройств мобильной
связи в образовательных организациях
В целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной
связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов в сфере образования, общеобразовательным организациям
рекомендуется:
— рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств
связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей,
нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья
(мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также
педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения
вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной
связи;
— проводить регулярную информационно-просветительскую и
разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций,
педагогическими работниками (в том числе через курсы повышения
квалификации с привлечением квалифицированных специалистов), родителями
(законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от
воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами
мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности
учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной
связи в образовательном процессе;
— включить в метапредметные результаты основных
образовательных программ школ вопросы формирования знаний и
навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде;
— разрабатывать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по
разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной связи в
образовательной организации для педагогических работников, родителей и
обучающихся;
— обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса,
связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в
образовательной организации;
— предусмотреть для всех участников образовательного процесса
целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при
входе в образовательную организацию (в том числе с исключением
использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);
— информировать родителей и обучающихся об их ответственности за
сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной
организации;
— предусмотреть места хранения во время образовательного процесса
устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и
необходимости);
— ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во
время учебного процесса;
учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов
образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой
формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для
использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в
школе на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной
связи обучающихся;
— проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры
использования устройств мобильной связи у всех участников образовательного
процесса, с использованием воспитательного потенциала совместной работы
(педагогического коллектива с детьми, старшеклассников с младшими детьми) в
части воспитания культуры использования устройств мобильной связи;
— обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей
с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации;
— определить лиц, организующих выполнение мероприятий с
обучающимися и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации
устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и
обучения детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение
устройств мобильной связи;
— использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся
между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности в
двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости —
использование на переменах устройств мобильной связи по прямому назначению
(для звонка, смс-сообщения);
— осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций
по упорядочению использования участниками образовательного процесса
устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья
и обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательного
процесса и воспитания;
— распространить Памятки для обучающихся, родителей и педагогических
работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей
эффектов от воздействия устройств мобильной связи.
Алихан Динаев, победитель конкурса «Учитель года России-2018», учитель обществознания, общественный советник Министра просвещения РФ:
— Ссылаться на международный опыт в этом вопросе бесполезно. В одних странах уже давно действует подобный запрет, в других — попытки лишить детей телефонов воспринимаются как посягательства на их права и свободы.
Интересно, что в Чеченской республике запрет на использование телефонов в школах действует уже много лет. Скажу честно, я всегда относился к этому скептически. Мне, как современному и молодому учителю, хочется использовать большое разнообразие приложений, обучающих игр, познавательных онлайн-ресурсов, которые есть в интернете.
Став «Учителем года России» и побывав в десятках школ по всей стране, я стал менять свою позицию. Что я видел, например, в московских школах? Дети на переменах не играют, не бегают, мало говорят друг с другом. Они стоят или ходят, уставившись в телефон. У большого числа учеников при этом еще и наушники. В результате перерыв, который должен дать детям время отдохнуть, прийти в себя, просто поболтать, поближе познакомиться друг с другом, превращается в минуты, когда ученики «сидят» в телефонах, нанося очередные удары по своему здоровью. В том числе поэтому у нас, по данным Роспотребнадзора, более половины школьников имеют хронические заболевания.
Дети, как и взрослые, сегодня зависимы от телефонов и интернета. Гаджеты так или иначе будут постоянно отвлекать их, что негативно сказывается на учебном процессе. Кроме того, они нередко провоцируют и обнажают социальную пропасть между учениками. Ученик с «десятым» айфоном за 75 тысяч, очевидно, вызывает зависть, а то и неприязнь у других. А появление телефона у одного ученика (особенно в начальных классах) вызывает у прочих желание иметь такой же, что приводит к бесконечным просьбам к родителям. «А что, мой ребенок хуже этого Виталия?» — скажет мама и нередко на последние деньги купит своему сыну новенькую модель смартфона.
Впрочем, у этой идеи есть и немало минусов. Многие говорят, что отсутствие телефонов позволит избежать случаев, когда ученики снимают на видео происходящее на уроках, в том числе не самые приятные случаи. Но, друзья, давайте вспомним последние скандалы, когда учителя били или оскорбляли учеников.
Мы узнали об этом только благодаря тому, что дети записали это на видео. Если бы не было этих роликов, то эти люди по-прежнему работали бы в школе и вряд ли бы сеяли разумное, доброе, вечное.
Мы не можем запретить детям в принципе приходить в школу с телефонами. Мы можем лишь запретить их использование во время занятий и перемен. Значит необходима какая-то система сбора, хранения и выдачи гаджетов. И здесь, пожалуй, кроется самый опасный момент — кто-то должен этим заниматься, следить, создать условия (ящики, шкафчики, замки, ключи) и отвечать, если телефон пропадет или сломается. И это, очевидно, станет большой головной болью для директоров и администрации школ.
Учителя часто говорят, что телефоны нужны на уроках, чтобы обращаться в интернет, использовать те самые образовательные ресурсы, программы и приложения. (Кстати, телефоны еще помогают тратить меньше бумаги на распечатку и экономить время). Но это, к счастью, хотя бы частично можно делать дома, с помощью школьных компьютеров или планшетов.
Что ж в итоге? Факт в том, что на 10 преимуществ телефонов в школе мы можем найти 10 недостатков. Проблема в том, что какого-то половинчатого решения здесь быть не может — или запрещаем, или разрешаем (предложения разрешать телефоны только на перерывах бесполезны, дети все равно будут использовать их на уроках). Что перевешивает? Сказать трудно. Я, пожалуй, склоняюсь к запрету, хотя это и создает немало проблем для меня как учителя и для моих учеников, рассказал педагог «Российской Газете».
ИТОГО, с 1 сентября 2019 года в школах всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО – будет введен запрет на использование мобильных телефонов и смартфонов.
Использование учениками мобильных телефонов в школах рекомендовано ограничить
«Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях» (утв. Роспотребнадзором N МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором N 01-230/13-01 14.08.2019) (вместе с «Результатами исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей», «Памяткой для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи»)
Такое положение содержится в методических рекомендациях, утвержденных Роспотребнадзором и Рособрнадзором, подготовленных на основе анализа международного опыта. Согласно документу, такой опыт показывает, что ранний возраст начала использования мобильных телефонов и длительное накопленное время их использования являются факторами, ведущими к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна.
Документом рекомендуется в том числе:
— ограничить использование учениками мобильных телефонов во время учебного процесса;
— предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода мобильных телефонов в режим «без звука» при входе в школу (в том числе с исключением использования режима вибрации);
— предусмотреть места хранения во время образовательного процесса мобильных телефонов учеников (при наличии такой возможности и необходимости);
— проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями школ, учителями (в том числе через курсы повышения квалификации), родителями и учениками о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого мобильными телефонами, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при их неупорядоченном использовании.
Предусматривается также распространение памятки для учеников, родителей и учителей по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия телефонов. Памятка напоминает о необходимости:
— исключения ношения мобильных телефонов на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье;
— максимального сокращения времени контакта с мобильных телефонов;
— максимального удаления мобильных телефонов от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры);
— максимального ограничения звонков с мобильных телефонов в условиях неустойчивого приема сигнала;
— размещения мобильных телефонов на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.
Почему в российских школах хотят ограничить использование смартфонов
Инициатива вызвала бурную дискуссию. Кто-то считает, что она поможет ученикам сконцентрироваться на занятиях, другие задаются вопросом: как ребенок сможет связаться с родителями в случае экстренной ситуации?
Позиция официального ведомства понятна. Все российские школы получили заключение экспертов Минпросвещения, Рособрнадзора, а также Роспотребнадзора. Документ из нескольких страниц с печатью объясняет, чем мобильники в школах опасны. Из доклада следует, что гаджеты на уроке отвлекают ученика и мешают учителю. А еще смартфоны часто воруют. Устройства, как выяснилось, становятся причиной драк на переменах и, по мнению медиков, вредят детскому здоровью.
В Минпросвещения решение объявить войну мобильникам в новом учебном году приняли не в одиночку. Помимо Минздрава, в создании документа участвовали специалисты Рособрнадзора, а также Роспотребнадзора. Был опрос на тему: стоит ли ограничить использование мобильных устройств в школах?! Итоги таковы: 61% учащихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение.
Но что значит ограничение? Забирать телефоны нельзя, запретить вовсе, как в грозненской школе, мера непопулярная. Самый простой и, так сказать, гуманный способ обязать ученика во время урока выключать смартфон. Но как проследить, чтобы ребенок тихонечко под партой его не включил большой вопрос. Заслуженный учитель, доктор педагогических наук Евгений Ямбург убежден, что запретный плод сладок, поэтому запрещать гаджеты в школах нельзя.
Впрочем, запрещать никто ничего и не планирует. Если внимательно прочитать до конца нашумевший документ Минпросвещения, становится ясно, что это лишь рекомендация для классных руководителей, которым в начале учебного года нужно будет собрать родителей и попросить принять решение, какие звонки должны звучать в классах только школьные или и телефонные тоже.
Правила пользования мобильными телефонами в школе
ИНСТРУКЦИЯ
«Правила пользования мобильными телефонами»
1. Общие положения инструкции
1.1. Данные правила пользования мобильными телефонами в школе обязательны для изучения соблюдения всеми учащимися общеобразовательного учреждения.
1.2. Настоящие Правила составлены в целях:
- увеличения качества и эффективности получаемых образовательных услуг в школе;
- создания психологически комфортных условий для педагогов в осуществлении обучающего процесса в общеобразовательном учреждении;
- защиты пространства школы от попыток пропаганды культа насилия, жестокости и порнографии;
- свести к минимуму вредное воздействие мобильных телефонов на здоровье учащихся;
- защиты гражданских прав школьников на использование мобильных телефонов;
- обеспечения сохранности личного имущества учеников;
- обеспечения личной безопасности учащихся общеобразовательного учреждения.
1.3. Ответственность за сохранность мобильного телефона лежит полностью на его владельце. Общеобразовательное учреждение не несёт ответственности за сохранность телефонов, принадлежащих ученикам, кроме случаев передачи их на хранение сотрудникам школы.
1.4. Все без исключения случаи кражи имущества рассматриваются в определенном законом порядке и преследуются согласно законодательству Российской Федерации.
1.5. Общеобразовательное учреждение не занимается поиском украденных или потерянных мобильных телефонов у учеников и сотрудников школы. Случаи кражи мобильных телефонов рассматриваются только по заявлению владельца телефона в местном отделении полиции.
1.6. Использование телефонов в общеобразовательном учреждении не ограничивается в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
1.7. Мобильный телефон является личной собственностью ученика.
1.8. При нарушении или неисполнении данной инструкции по правилам пользования мобильными телефонами в школе дети могут быть подвержены дисциплинарной ответственности в соответствии с Уставом школы и Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.
скачать: пакет Инструкций для Классного руководителя!
40 инструкций с учетом приказов на 14 августа 2019 г
2. Обязанности учащихся
2.1. Входя в школу, ученик обязан полностью выключить сигнал вызова абонента своего телефона (т.е. перевести его в режим «без звука»).
2.2. Перед началом уроков и мероприятий (построение, воспитательные часы, праздничные, спортивные и другие мероприятия), ученики обязаны выключить телефон и положить его в портфель, ранец и т.п.
2.3. Сообщить своим родителям, родственникам, руководителям внешкольных учреждений, в которых они занимаются, время перерывов (перемен) между занятиями, мероприятиями, для совершения ими звонков именно во время перерывов (перемен) между уроками и другими занятиями.
2.4. Во время перемен следует соблюдать культуру использования средств мобильной связи:
- громко не говорить;
- не включать громко музыку;
- во время разговора соблюдать правила общения.
2.5. Строго соблюдать настоящую инструкцию «Правила пользования мобильным телефоном» в школе, пояснять данные правила младшим школьникам.
3. Учащимся категорически запрещено
3.1. Вешать телефон на шею, класть его в нагрудные карманы, в карманы брюк и юбок, а также включать телефон в электрическую сеть школы для подзарядки.
3.2. Класть мобильный телефон на парту.
3.3. Устанавливать во время уроков мобильный телефон в нижеперечисленные режимы:
- аудио воспроизведение (прослушивание музыки, речи (режим «плеер»), в том числе через наушники);
- фото и видео воспроизведение (для игр, просмотра изображений, текстов, рисунков, видеозаписей, фотографий);
- режимы «калькулятор», «часы», «дата», «секундомер», «календарь», «блокнот», «записная книжка» и т. п.;
- звукозапись (режим «диктофон»).
3.4. Категорически запрещено разговаривать и отправлять SMS-, MMS- и иные виды сообщений, использовать услуги GPRS, Bluetooth, интернет и другие.
3.5. Ученикам строго запрещено нарушать данные правила пользования мобильными телефонами в школе, демонстрировать другим учащимся функциональные возможности своего мобильного телефона.
3.6. Категорически запрещается при помощи телефона показывать окружающим видео и фото, пропагандирующие насилие, жестокость и порнографию, а также способные нанести вред имиджу школы, в том числе посредством съемки с последующей демонстрацией окружающим сцен насилия и вандализма.
3.7. При помощи телефона причинять вред имиджу общеобразовательного учреждения, а именно: делать съемку в стенах школы отрежиссированные (постановочные) сцены насилия, вандализма, в том числе с целью последующего показа окружающим.
скачать: пакет Инструкций по Охране труда для Школы
232 инструкции с учетом законов на 14 августа 2019 г
4. Права учащихся
4.1. Во время перерывов между уроками ученик имеет полное право:
- включить свой мобильный телефон;
- проверить наличие и посмотреть номера пропущенных вызовов;
- прочесть входящие sms-сообщения и, если в этом есть необходимость, перезвонить вызывавшим его абонентам;
- позвонить или отправить sms-сообщение, если в это необходимо, при этом для разговора по телефону следует выйти из помещений в коридор или в холл и разговаривать тихо и кратко.
4.2. Использовать мобильные телефоны (звонить и отправлять sms-сообщения) только для быстрой связи учащегося:
- со своими родителями, родственниками, руководителями внешкольных учреждений, в которых они занимаются, и исключительно в случаях крайней необходимости;
- со специальными и экстренными службами города (пожарная служба – 101, полиция — 102, скорая медицинская помощь – 103, Единая служба спасения – 112 и т. п.);
- если позвонить по мобильному телефону можно после завершения занятий или мероприятий, так и следует сделать (позвонить после завершения занятий или мероприятий).
4.3. Школьники имеют полное право использовать средства сотовой (мобильной) связи на территории общеобразовательного учреждения.
5. Ответственность учащихся
За несоблюдение данных Правил предусмотрена следующая ответственность:
5.1. К учащимся, нарушившим какие-либо требования данных Правил пользования мобильным телефоном в школе, могут быть применены следующие меры воздействия – предупреждение, запись в дневнике, извещение или вызов родителей (или заменяющих их лиц) для проведения разъяснительных бесед.
5.2. В случае неоднократного нарушения правил пользования мобильным телефоном в школе педагогический работник общеобразовательного учреждения имеет право:
- сделать ученику замечания;
- сообщить о нарушении данных Правил в виде докладной директору общеобразовательного учреждения (с написанием объяснительной учащимся);
- вызвать в школу родителей этого ребенка для проведения беседы.
5.3. В случае систематического или грубого нарушения правил использования мобильного телефона в школе разрешается изъять телефон у школьника в присутствии комиссии в составе трех человек и составить акт изъятия в двух экземплярах (один экземпляр акта выдается родителю ученика).
Инструкцию разработал: __________ /________________/
СОГЛАСОВАНО
С инструкцией ознакомлены:
«___»_____20___г. __________ /_______________________/
Правила пользования сотовым телефоном в школе
В 2019 году в школах вводят ограничения на использование мобильных телефонов и сотовых устройств. Мобильные телефоны в школе должны использоваться согласно этикету.
1.Условия применения сотовых телефонов в школе
Любой Пользователь обязан знать и соблюдать следующие условия и правила пользования сотовыми телефонами в школе:
- В здании школы обязательно ставить телефон на беззвучный режим.
- Во время уроков и учебных занятий телефон необходимо выключить.
- Помнить, что ответственность за сохранность телефона лежит только на его владельце (родителях, законных представителях владельца). Все случаи хищения имущества рассматриваются по заявлению в ОМВД России по Тихвинскому району, в соответствии с действующим законодательством.
- В здании школы запрещена пропаганда культа насилия, жестокости или порнографии посредством сотового телефона.
2. Права пользователей
Вне уроков пользователь имеет право применять мобильный телефон в здании школы как современное средство коммуникации:
- осуществлять звонки;
- посылать SMS – сообщения;
- обмениваться информацией;
3. Обязанности пользователей
Пользователям запрещается:
5.1.Использовать сотовый телефон на уроке в любом режиме (в том числе как калькулятор, записную книжку).
5.2.Использовать громкий режим вызова и прослушивания мелодий во все время пребывания в школе.
5.3.Пропагандировать, хранить информацию, содержащую жестокость, насилие или порнографию посредством телефона.
5.4.Сознательно наносить вред образовательному процессу при использовании сотового телефона.
4.Ответственность за нарушение Правил
За нарушение настоящих Правил пользователем сотовой связью предусматривается сведущая ответственность:
6.1.За однократное нарушение, оформленное докладной на имя директора, объявляется замечание (с написанием объяснительной).
6.2.При повторных фактах нарушения собеседование администрации школы с родителями (законными представителями) обучающегося и передача им сотового телефона.