Содержание
- В Тверской области возведут мемориал «Я убит подо Ржевом» по проекту белгородского скульптора
- Выпускник губкинской художественной школы Андрей Коробцов создал лучший проект мемориала «Я убит подо Ржевом»
- Журавли вознесут Павшего Солдата в небеса…
- Мемориал советскому солдату
- Ржевско-Вяземская наступательная операция (8 января – 20 апреля 1942 года)
- Оборонительная операция Калининского фронта в районе г. Белый (2-20 июля 1942 года)
- Ржевско-Сычёвская наступательная операция (30 июля – 23 августа 1942 года)
- Вторая Ржевско-Сычёвская наступательная операция «Марс» (25 ноября – 20 декабря 1942 года)
- Ржевско-Вяземская наступательная операция (2-31 марта 1943 года)
- «Централизованная библиотечная система Тайгинского городского округа»
- Ржевский мемориал
В Тверской области возведут мемориал «Я убит подо Ржевом» по проекту белгородского скульптора
Всего на конкурс были представлены 19 проектов
В Российском военно-историческом обществе состоялось заседание оргкомитета, на котором подводились итоги международного конкурса по созданию в Тверской области Ржевского мемориала советскому солдату. Всего на конкурс были представлены 19 проектов из Москвы, Белгорода, Брянска, Иркутска, Клина, Новосибирска, Талдома и даже Беларуси.
Имена победителей объявил государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. «В результате детального обсуждения пришли к следующим выводам: третье место получает проект студии Грекова, скульптор Переяславец, второе место — председатель Союза художников России Андрей Ковальчук, а первое место получил Андрей Коробцов», — сказал он.
В конечном итоге было решено, что мемориал возведут на основе проекта «Я убит подо Ржевом» молодого скульптора Андрея Коробцова. Он был единогласно признан лучшим из 19 отобранных проектов и рекомендован к реализации.
«Это памятник жертвенности Солдату, который ценой своей жизни остановил немецко-фашистские войска. В этом великий смысл его подвига. Потери Красной армии были огромные, это люди разных национальностей. Из числа пропавших без вести подо Ржевом, многие погибли – и долгие годы не было известно где их могилы. Каждый год в Тверской области проходят поисковые экспедиции и захоронения останков солдат. В прошлом году из захороненных 1067 красноармейцев было идентифицировано десятка полтора. Долг нашего поколения – вернуть солдат из безвестия и напомнить об их жертвенном подвиге», — сказал Григорий Рапота.
Своим мнением поделился председатель РВИО, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.
«Мы бы хотели, чтобы посмотрев этот мемориал, дети спросили своих родителей: «Что там было?» И сами стремились узнать, ради чего наша страна потерпела такие огромные жертвы. Зачем, собственно, нужно было стремиться всеми силами, невзирая ни на какие потери, ликвидировать этот Ржевский выступ», — сказал он.
По словам самого скульптора, работая над проектом, он и архитектор Константин Формин отталкивались от стихотворения Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». Поэтому они и решили, что основой композиции должен стать солдат, который смотрит на нас сквозь время.
«Но это должен быть не просто солдат, а его дух, душа, и родилась идея, чтобы он собирался в единую фигуру из журавлиных клиньев, поскольку образ погибших солдат Великой Отечественной войны еще с советских времен символизируют журавли», — сказал ТАСС Коробцов.
По сведениям регионального правительства, строительство объекта планируют начать в 2018 году и завершить в 2020. Памятник будет установлен недалеко от деревни Хорошево и хорошо виден с федеральной трассы М-9 «Балтия». Проект будет финансироваться за счет бюджетных средств, а также при активном участии граждан.
В 1942-1943 годах за Ржев велись ожесточенные бои, город был почти полностью разрушен. Потери советских войск на Западном (московском) направлении в ходе четырех наступательных операций составили 1 324 823 человека, из них безвозвратные (убитыми, умершими от ран, пропавшими без вести и попавшими в плен) — 433 037 человек.
Эти сражения имели огромное значение для достижения Красной армией коренного перелома в Великой Отечественной войне и закончились победой советских войск.
Выпускник губкинской художественной школы Андрей Коробцов создал лучший проект мемориала «Я убит подо Ржевом»
В Российском военно-историческом обществе подвели итоги конкурса проектов Ржевского мемориала. Оргкомитет рассмотрел 19 работ, представленных скульпторами из Москвы, Белгорода, Брянска, Иркутска, Клина, Новосибирска, Талдома и Республики Беларусь.
Члены жюри отмечали, что Ржевский мемориал должен быть особенным, не похожим на остальные памятники советскому солдату:
— Это памятник жертвенности Солдату, который ценой свой жизни остановил немецко-фашистские войска. В этом великий смысл его подвига. Потери Красной Армии были огромны, это люди разных национальностей. Из числа пропавших без вести подо Ржевом, многие погибли – и долгие годы не было известно где их могилы. Каждый год в Тверской области проходят поисковые экспедиции и захоронения останков солдат. В прошлом году из захороненных 1067 красноармейцев было идентифицировано десятка полтора. Долг нашего поколения – вернуть солдат из безвестия и напомнить об их жертвенном подвиге.
Подведение итогов конкурса проходило в закрытом режиме. Для объективности голосования все композиции были анонимными, озвучивали лишь технические номера. Лучшим среди них признали проект нашего земляка Андрея Коробцова. Вторым стал проект председателя Союза художников России Андрея Ковальчука (раненый солдат, у которого плащ-палатка превращается в крылья), третьим – брянского скульптора Михаил Переяславец. Все члены жюри сошлись во мнении, что выбранные работы отражают идею «бессмертия духовного подвига».
Проект-победитель отличался от всех остальных работ нестандартностью и поэтичностью: это фигура солдата, растворяющегося в небе, парящего на крыльях журавлей.
Визуализация мемориального комплекса «Я убит подо Ржевом». Фото: с сайта ГТРК Тверь (www.vesti.ru) Справка
Андрей Коробцов – уроженец города Джезказган (Казахстан). В 1994 его семья переехала в Губкин, где в 2003 году Андрей окончил художественную школу. Затем он учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Андрей Коробцов − член Московского Союза Художников, лауреат многочисленных конкурсов. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях.
Андрей Коробцов – автор памятника первопроходцам Курской магнитной аномалии, установленного в Губкине. Среди его наиболее значительных работ также называют: памятник русской княгине Ольге Константиновне Романовой в греческом городе Салоники (2016), монумент Греческому легиону императора Николая I в Севастополе (2016), памятник фронтовой собаке на Поклонной горе в Москве (2013), памятник металлургам в Туле (2015). Андрей Сергеевич также является соавтором памятника Петру Аркадьевичу Столыпину в Москве. В 2017 году в Калуге был открыт памятник Ивану III, автором идеи которого был Андрей Кончаловский, а воплотил идею в бронзе Андрей Коробцов. А 9 мая в Грозном состоится открытие памятника герою Великой Отечественной Войны «Ханпаша Нурадилов»
Подобные проекты создаются совместно скульптором и архитектором, поскольку необходимо рассчитать пропорции здания мемориального комплекса, «вписать» его в местность. Андрей Коробцов работал над мемориалом совместно с Константином Форминым.
Скульптор рассказывал представителям СМИ, что идея нестандартной композиции пришла во многом случайно, вдохновением послужило стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом».
– Повествование идет от имени погибшего солдата, его духа. Стихотворение потрясающее, оно трогает за душу. Поэтому мы хотели сделать так, чтобы композиция отражала его суть и настроение. Чтобы солдат был не просто каким-то истуканом, но чтобы он смотрел на людей как бы вопрошая: чем закончилась это битва, чем закончилась эта война? Это должен быть не просто солдат, а его дух, душа, и родилась идея, чтобы он собирался в единую фигуру из журавлиных клиньев, поскольку образ погибших солдат Великой Отечественной войны ещё с советских времён символизируют журавли, — приводят СМИ слова скульптора.
По словам Андрея Коробцова, сложнее всего оказалось придумать проект, поиск идеи занял длительное время, а на саму проектировку ушло около полутора месяцев. Кроме скульптурной композиции, в мемориал войдёт и музейный комплекс, символизирующий четыре ржевских направления и город Ржев, до основания разрушенный в ходе военных действий.
– Нам не хотелось делать просто руины, поэтому что получилась бы антиформа, несущая много негатива. Мы хотели сделать здание символичным, но современным. Так появилась идея сквозных стен, — рассказал Андрей Коробков издательству «Союзное вече».
В тему
В Интернете уже появились отзывы на новый проект Андрея Коробцова. Вот один из них:
— Впечатляет! Цепляет — и замысел, и исполнение. В нём одновременно что-то воздушное и монументальное, и горечь потерь и сила духа, мужество воина, уходящего в небеса, но сохранившего Родину. Здесь слиты воедино важнейшие символы Войны и Победы, засевшие уже в геноме русского человека – «солдаты, превратившиеся в белых журавлей», «павшие как часовые», и, конечно, убитый подо Ржевом воин-брат, завещающий «беречь победу свято». Да, это то самое великое искусство, служащее народу. (Russianpulse.ru).
Мемориал планируется открыть в 2020 году (к 75-летию Великой Победы) у деревни Хорошево Ржевского района Тверской области. Предполагается, что он будет виден с федеральной трассы М9 «Москва-Рига», по которой ежедневно проезжают тысячи автомобилей. В нынешнем, 2018 году, на месте мемориала установят закладной камень.
Историческая справка
В 1942 — 1943 гг. в наступательных и оборонительных операциях в районе Ржевско-Вяземского выступа советские войска потеряли около 400 тысяч человек убитыми, пропавшими без вести и пленными. Общие же потери (включая раненых) составили 1 млн 160 тыс. человек. Сражения имели огромное значение для достижения Красной Армией коренного перелома в Великой Отечественной войне и закончились победой Советских войск. В 2007 году г. Ржев присвоено почетное наименование «Город воинской славы».
С предложением увековечить память бойцов, павших подо Ржевом, выступила инициативная группа ветеранов Великой Отечественной войны. Идея была поддержана руководителями Союзного Государства, а также Министерством культуры РФ и Российским военно-историческим обществом (РВИО).
Стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом» читает Юрий Владимирович Назаров. Видео канала «Современная русская поэзия».
К 75-летию Великой Победы на холме у деревни Хорошево подо Ржевом появится самый большой памятник советским солдатам в Европе. Корреспондент МЛЫН.BY побывала в мастерской и на месте установки мемориала.
Минск — Москва
Первой остановкой участников экспертно-медийного тура, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства, стала мастерская скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина. Здесь, в бывшем цехе одного из заводов на окраине Москвы, завершается первый этап создания грандиозной скульптуры для ржевского мемориала. Фигура солдата выполнена в глине и практически готова к отливке. Следующий этап — лепные работы, которые планируют завершить к середине лета. Дальше формы доставят в литейный цех Солнечногорска и изготовят восковые модели, с помощью которых солдат будет отлит из бронзы. Контрольная сборка запланирована на конец этого года. Пока же журналисты смогли увидеть три отдельных фрагмента. Целиком 25-метровая фигура не поместится ни в одной мастерской.
Масштаб скульптуры, которая по своим размерам превзойдет знаменитые памятники советским солдатам в берлинском Трептов-парке и болгарском Пловдиве, действительно поражает. А когда смотришь на макет, сразу вспоминаются строки Расула Гамзатова о солдатах, не вернувшихся с полей сражений и превратившихся в белых журавлей. Но больше всего притягивает взгляд другое — глаза юноши, большие, выразительные, в которых весь ужас войны.
Притягивают взгляд глаза солдата: большие, выразительные, в которых весь ужас войны
У памятника нет реального прототипа, это собирательный образ советского солдата. Чтобы его создать, Андрей Коробцов изучал хроникальные фотографии и воплощал в скульптуре черты, которые казались наиболее подходящими.
Скульптор Андрей Коробцов
— Я встречал несколько вариантов трактовки идеи с птицами, но лично в моем понимании это дух солдата, который распадается на журавлей. Когда готовился к конкурсу, прочитал много военной литературы, но на тот момент в полной мере не понимал, над чем предстоит трудиться. Поездки в военно-полевые лагеря произвели на меня колоссальное впечатление. Отчасти это повлияло на выражение лица воина. Я много времени уделил портрету, очень хотелось, чтобы солдат призывал задуматься: глядя ему в глаза, люди вспоминали о войне и не допускали такого снова, — признается скульптор.
Мемориал можно назвать по-настоящему народным, ведь большая часть денег — на середину мая сумма составляла порядка 264 млн рублей — была собрана благодаря пожертвованиям неравнодушных людей. Деньги на отливку памятника (это еще порядка 200 миллионов рублей) выделены из бюджета Союзного государства.
Вместе с журналистами мастерскую скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина посетил государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота
— Впечатления от увиденного сильные. Я человек суеверный, поэтому давайте подождем окончания работ и посмотрим, что получится в конечном счете. Я же не специалист и все воспринимаю эмоционально, но пока мне очень нравится, — рассказал журналистам государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. — Считаю символичным тот факт, что победителями конкурса, в котором участвовало порядка 27 работ, оказались молодые скульпторы. Это их прочтение того, как мы обязаны воздать должное погибшим солдатам. Работы по созданию памятника ведутся с опережением графика, с финансированием я проблем тоже не вижу. Деньги от Постоянного Комитета выделены, идет сбор народных средств. Откликнулось много людей и организаций.
Для госсекретаря и его семьи этот памятник очень важен еще и потому, что отец Григория Рапоты был военным летчиком, в 1942—43 годах сражался с немцами в небе над Ржевом. Он не раз рассказывал сыну о важности боев за Ржевско-Вяземский выступ и удивлялся тому, что подвиг советских солдат не увековечен в памятнике. Несколько лет назад Григорий Рапота посетил места сражений, пообщался с поисковиками и загорелся идеей построить памятник.
— Когда прозвучала идея создания памятника, белорусская сторона очень живо на нее откликнулась. Ведь в этой битве участвовали все народы, которые тогда входили в состав СССР. Много белорусов пало смертью храбрых. Поэтому предложение поддержали и в России, и в Беларуси, решение создать мемориал принято удивительно быстро, — рассказал Григорий Рапота. — Когда мы обсуждали идею, испытывали ревностные чувства по поводу того, что самые большие, самые монументальные памятники советскому солдату находятся не в Российской Федерации. И мы задумывали ржевский мемориал как самый большой памятник солдату. Не генералу, не офицеру, а именно солдату. Другое дело — к такому высокому званию можно причислить многих генералов и офицеров. Скажем, генерал Ефремов, за которым во время одного из боев прислали самолет. Но он отказался выходить из окружения. Отправил знамя части и документы, а сам остался с солдатами и погиб как солдат. Это памятник и ему тоже.
Москва — Ржев — Хорошево
Вторая остановка — строительная площадка у деревни Хорошево Ржевского района, где совсем скоро появится 10-метровый искусственный холм, а на нем — 25-метровый солдат. По словам генерального проектировщика мемориала, директора Центральных научно‑реставрационных проектных мастерских при Министерстве культуры Российской Федерации Вячеслава Фатина, работы начались, как только сошел снег, но строители столкнулись с определенными трудностями. По задумке авторов, издалека должно казаться, что памятник словно парит над землей на крыльях журавлей. На деле воплотить идею в жизнь оказалось непросто из-за сильных ветров. Усложняла задачу и парусность памятника. Чтобы рассчитать нагрузку, была изготовлена специальная модель, которую испытали в аэродинамической трубе.
Генеральный проектировщик мемориала, директор Центральных научно‑реставрационных проектных мастерских при Министерстве культуры Российской Федерации Вячеслав Фатин
— Территория эта представляет собой болото, поэтому есть определенные сложности и с восьмиугольным насыпным холмом. Нам, к примеру, придется вбить более тысячи свай. Больше половины уже вогнаны. На них и будет располагаться возвышенность, подпорные стены и сам памятник. Входная группа будет представлять собой стальные плиты, на которых будут выбиты имена более 60 тысяч погибших здесь солдат. В планах и создание музейного павильона, который появится в стороне от памятника, но останется частью общего ансамбля.
Основные строительные работы будут завершены уже к концу осени, после чего рабочие приступят к монтажу каркаса. Зимой начнется установка первых бронзовых элементов. Открытие памятника запланировано на 9 мая 2020 года.
Как для Григория Рапоты, так и для Вячеслава Фатина мемориал станет данью памяти родному дяде. Брат его отца был танкистом и участвовал в битвах подо Ржевом. Он получил ранение и ослеп, но все же вернулся домой.
Дополнительно
Ожесточенные бои подо Ржевом шли на протяжении 14 месяцев. За это время погибли по меньшей мере 400 тысяч бойцов и командиров Красной Армии. Общие потери Красной Армии в сражениях за Ржевско-Вяземский выступ в 1942—1943 годах составили более 1 миллиона человек пропавшими без вести, ранеными, убитыми и попавшими в плен. Многие из них были белорусами.
Для создания полномасштабного макета скульптуры понадобилось около 100 тонн кембрийской голубой глины. Ее добыли под Санкт-Петербургом. Уникальность материала в том, что он не крошится и сравнительно долго сохраняет влагу.
Юлия Гавриленко
Фото и видео автора
И о настоящих героях, память о подвиге которых мы бережно храним. В Тверской области приступили к завершающему этапу сборки центральной фигуры Ржевского мемориала в честь всех солдат Красной армии, не вернувшихся из боя. Торжественное открытие уже в мае, в 75-ю годовщину Великой Победы.
Это образ молодого бойца, попавшего в самое пекло войны. В глазах скорбь по погибшим друзьям и, в то же время, стойкость и решительность. Он не отступит и до последнего будет сжимать оружие в руках.
– Российское военно-историческое общество нам предоставило снимки солдат, воевавших в Ржевской битве, очень красивые лица, факутрные, от какого-то солдата глаза, от кого-то рот, форма лица, это в буквальном смысле собирательный образ, – рассказывает Андрей Коробцов, скульптор проекта.
Монумент неспроста появился именно на этом месте. Почти пятнадцать месяцев в этих краях шли ожесточенные бои. Красная армия наступала на хорошо укрепленные позиции немцев. Недалеко отсюда был ранен и Иван Кладкевич, сегодня он тоже здесь: «Нам было, три человека за пулеметом, два по 18 лет, два убиты наповал сразу, а мне перебило ноги, потерял сознание, истек кровью, поэтому частица крови моей и ребят осталась здесь, на Тверской земле».
Именно за ветеранами было последнее слово при выборе проекта монумента. Возможно, поэтому он вызывает такие щемящие чувства. Огромная 25-метровая фигура как будто парит в воздухе. По задумке авторов, это душа погибшего солдата. Если его верхняя, портретная часть, выглядит цельно, словно он еще жив, внизу образ распадается лохмотьями разорванной шинели и уносится стаей журавлей. Идея навеяна знаменитыми строчками Александра Твардовского, который под впечатлением от ужасов той битвы написал одни самых пронзительных своих стихов.
– Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом…
Проект, который взялось осуществить военно-историческое общество, стал поистине народным. Почти половина затрат – это около трехсот миллионов рублей, пожертвования граждан России и бывших союзных республик.
– Житель Тверской области, Борис Иванович Воробьев, ему 88 лет, он ушел на фронт в 12 лет, он сбежал просто из дома, в Ржевский гарнизон был зачислен Калининского фронта, в 15 лет он уже был награжден медалью за Победу над Германией, вся семья, все родственники собрались и перечислили 25 тысяч рублей на создание памятника, это большие деньги для простой семьи, – говорит Николай Овсиенко, заместитель министра культуры РФ.
Это завершающий этап монтажа центральной фигуры монумента. Вот сейчас краном аккуратно поднимают голову бойца. Ржевский мемориал станет первым столь крупным памятником подвигу наших воинов, созданном в современной России, самой большой скульптурой, где изображен простой советский солдат.
Частью мемориала станет музей, и внутри, и снаружи покрытый панелями с именами погибших в той битве. Сам памятник для окончательного монтажа с этого дня будет скрыт строительными лесами. Их снимут только накануне торжественного открытия в мае этого года к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Журавли вознесут Павшего Солдата в небеса…
В День народного единства 4 ноября президент РФ Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках выставки «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» в московском Манеже осмотрели макет возводимого ныне Ржевского мемориала Советскому солдату. Последний будет установлен в канун 75‑летия Победы на федеральной трассе М‑9 «Балтия» (Москва – Рига) у поворота в деревню Хорошево в Ржевском районе Тверской области. Памятник обещает стать самым величественным в истории новой России. Его уже сравнивают с известным во всем мире скульптурным комплексом «Родина‑мать», что в Волгограде, центральная 7900‑тонная железобетонная фигура которого взметнулась на 52 метра, а с мечом – так и вовсе на 85! И хотя заданная высота бронзового Воина, который утвердится под Ржевом, сравнительно скромнее – «всего» 25 метров, – создатели будущего 80‑тонного монолита убеждены, что он будет производить на зрителей не менее неизгладимое впечатление, чем уже десятки лет производит «Родина‑мать». В этом удостоверился и обозреватель «НВО», побывавший в октябре в литейном цехе в подмосковном Солнечногорске, где материализуется проект. Здесь же ему довелось пообщаться и с еще здравствующими ветеранами – непосредственными участниками жесточайших боев на многострадальной ржевской земле.
…А про Ржев умалчивали
Проект ржевского мемориала.
Иллюстрация с сайта www.rzhev.histrf.ru
Напрашиваются и другие сравнения. Судя по распространенным цифровым иллюстрациям, ржевский Советский солдат в отдельных проекциях будет напоминать и знаменитый памятник «Алеша» во втором по величине городе Болгарии Пловдиве. Более чем 11‑метровая скульптура из железобетона на 6‑метровом постаменте из гранитных блоков была установлена там на «Холме освободителей» в 1957 году и по сей день видна всему ныне 370‑тысячному городу. «Алеша» оказался столь удачным, что через девять лет даже появилась ставшая популярной посвященная ему песня: «Стоит над горою Алеша – Болгарии русский солдат». Плащ‑палатка поверх гимнастерки на возводимом под Ржевом Солдате и опущенный долу автомат однозначно вызывают аллюзии с болгарским монументом.
Впрочем, подобных частных решений множество. Тот же возвышающийся на искусственном холме 12‑метровый 70‑тонный «Воин‑освободитель» с девочкой на руках и с опущенным мечом в берлинском Трептов‑парке, где покоится прах более 7 тыс. «тех, кто брал Берлин», во многом решен подобным же образом. Плащ‑палатка развивается за спиной и у 10‑метрового бронзового «Солдата Победы» в «Зале Славы» Музея Великой Отечественной войны на Поклонке. Таков уж символ советского воина. Но в целом вновь возводимый «России русский Солдат» на Ржевщине будет достаточно своеобразен, разительно отличим от иных памятников на подобную тематику.
А еще схожесть будущего ржевского и болгарского изваяний в том, что инициатива их создания исходила «снизу». Но подробнее об этом – ниже.
Как пишет местная пресса, «сам памятник вместе с курганом – с двенадцатиэтажный дом – будет виден за десятки километров». Это сильное преувеличение, ибо Ржев – отнюдь не пловдивский вариант с холмистым ландшафтом. Но автор этих строк, уже не один раз бывавший в этом месте, может засвидетельствовать, что оно действительно выбрано очень удачно и хорошо просматривается как с упомянутой трассы, так и с прилегающей округи. Из самого Ржева, особенно с его правобережной части (город стоит на Волге в 200 км от ее истока) «новый Алеша» также будет заметен. Он станет «выше» благодаря 10‑метровому искусственному кургану, насыпка которого близ деревни Хорошево уже завершена.
Наступление Красной армии под Ржевом.
Фото © РИА Новости
Но дело, конечно, не в «мерянии масштабами» волгоградского (или еще какого‑то) и вновь возводимого монументов. Должно помнить, что и многомесячная Сталинградская битва, завершившаяся контрнаступлением советских войск и пленением 220‑тысячной 6‑й гитлеровской армии, и две подряд Ржевско‑Сычевские операции проходили примерно одновременно. Причем Ржев отвлек значительные силы германских войск от нижней Волги. Многие историки склоняются к тому, что атаки Красной армии под Ржевом были обеспечены и организованы из рук вон плохо, нежели то случилось под Сталинградом, и потому‑де привели к ужасающему кровопролитию и неоправданным жертвам. Дискуссии профессионалов по этому поводу продолжаются и, вероятно, не закончатся даже тогда, когда будет рассекречен последний документ по этой бойне. Главное же в том, что и в той, и в другой битве действительно полегло огромное число красноармейцев и их командиров, которые в массовости своей проявили стойкость, мужество и героизм в боях. Но столь же многодлительная «Ржевская мясорубка» долгие десятки лет замалчивалась. И до сей поры оставалось куда как несправедливым, что сражения на Ржевщине все это время не были столь же значимо отражены в монументальном искусстве, как Сталинградская виктория (а с ней и успех под Курском или форсирование Днепра, снятие блокады Ленинграда или освобождение Крыма, падение Берлина, наконец). Обозреватель «НВО» посетил многие военные памятники. В Ржевском районе около полусотни братских могил, в которых покоится прах от 7 до 12 тысяч бойцов. Плюс мемориальный погост советских воинов, где погребено порядка 15 тыс. убитых. Но нигде нет ни одной, что называется, эпохальной фигуры в бетоне или бронзе, которая значимо символизировала бы подвиг и непомерную цифру колоссальных «безвозвратных потерь», нашедших на этой земле последний приют.
В Манеже макет нового мемориального комплекса президенту страны и патриарху представлял министр культуры Владимир Мединский. Он оперировал посылом, что масштабная композиция увековечит память более чем 600 тыс. бойцов и офицеров Красной армии, павших в боях под Ржевом в 1942‑1943 годах. Цифра этих потерь тоже давно дискуссионная и в иных источниках доходит аж до 1, 3 млн человек (а то и «свыше 2 млн»!). Ведь сюда приплюсовывают и многочисленные утраты войск Калининского и Западного фронтов, проведших в январе – апреле 1942 года Ржевско‑Вяземскую операцию. В ней, по официальным данным, полегло более 272 тыс. солдат и офицеров при 505 тыс. санитарных потерь.
Но, к слову, и немцам досталось: только с 1 января по 30 марта 1942 года группа армий «Центр» потеряла здесь более 330 тыс. человек. Так что «неоправданные жертвы» советской стороны были отнюдь не напрасны!
Но тем только значимее вновь осуществляемый близ Ржева проект.
В рекордные сроки
И благостно то, что возводится «России русский Солдат» в рекордные для таких работ сроки (хотя это и не было самоцелью инициаторов и организаторов проекта).
«Родину‑мать» воздвигали с 1959 года в течение более восьми лет. Пловдивский «Алеша» у болгарских ваятелей как замысел возник в 1948 году, а устремил он свой «вечный» взгляд на восток – на Родину – только спустя девять лет. «Воин‑освободитель» скульптурно закрепил Победу над фашистской Германией довольно быстро – уже 8 мая 1949 года. Но тут надо учитывать, что это было важное политическое решение в условиях уже начавшейся холодной войны. Конкурс, в котором победил Евгений Вутетич, был объявлен в 1946‑м. А потом проект курировал сам Сталин, и возведение памятника солдату с девочкой на руках, что называется, потребовало много сил: одних только пленных немцев работало 1200 человек.
Идея достойного увековечения памяти павших под Ржевом впервые прозвучала из уст ветеранов Великой Отечественной – тех, кто непосредственно прошел через «Ржевскую мясорубку», – в 2017 году. Случилось это на фоне уже многолетних раскопок поисковиков в местах боев и ежегодных торжественных захоронений останков сотен погибших воинов. Только в мае этого года в ходе очередной поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт» в районе расположения поискового лагеря и пары близлежащих деревень, а также на Полунинских высотах, что в пяти километрах на север от районного центра, были подняты останки 366 солдат и офицеров, погибших в «Долине смерти», как именуется этот участок берега Волги. При них обнаружили 37 медальонов, благодаря чему сразу установили имена 14 красноармейцев.
Сказанное участниками тех боев было живо поддержано Постоянным комитетом Союзного государства Беларуси и России (тем более что отец госсекретаря организации Георгия Рапоты воевал в этих местах). При содействии Минкульта и Российского военно‑исторического общества (РВИО) был организован соответствующий творческий конкурс. Проходил он непросто. Заявки подали и маститые мастера. Но из 19 участвовавших в конкурсе работ «верх взяло» предложение ныне 32‑летнего скульптора Андрея Коробцова, выпускника Академии живописи, ваяния и зодчества им. Глазунова. Несмотря на относительную молодость, победитель ранее уже сумел зрело отличиться в ряде приметных работ как в России, так в некоторых зарубежных странах. Высокую оценку специалистов получали, например, такие разноплановые изваяния, как памятники Ивану III в Калуге (2017) и фронтовой собаке на Поклонной горе в Москве (2013), также он один из соавторов памятника великому отечественному реформатору П.А. Столыпину (2012, у столичного Дома правительства). Архитектором широкомасштабной композиции под Ржевом является 29‑летний Константин Фомин.
Самого советского солдата в его полную 25‑метровую величину лидеры конкурса вылепили весной из 100 тонн уникальной голубой кембрийской глины. Материал был «свой», добытый под Петербургом. А «выросла» богатырская фигура в одном из промышленных районов на окраине российской столицы. Там же была формована и разделена на 600 частей. Каждую их них теперь отливают по отдельности, чтобы затем – уже непосредственно на месте – собрать воедино. Техника отливки «подобных вещей», по словам литейщиков Сергея Яблокова и Максима Дронова, с веками не меняется. Обозреватель «НВО» наблюдал за «древним» процессом: вот слитки бронзы загружают в «примитивную» печь и плавят при 1200 градусах. Заполняют получившейся металлолавой небольшой специальный котел, который подводится к печи с помощью «потолочного» рельсового крана. Затем «в четыре руки» заливают формы. После застывания эти формы вывозят на улицу и буквально кувалдой и ломом расшибают, освобождая готовую деталь. Далее – шлифовка, спайка. Работа довольно «черная и пыльная», небезвредная. «Но – благородная! » – как отметил спец с многолетним стажем 54‑летний Яблоков.
В Солнечногорске Андрей Коробцов поведал, что «за последние 30 лет у нас в России ничего крупнее не ставилось»: «В моей практике это точно самый крупный проект. Отношусь к нему как к главному в своей жизни». Мысль сделать именно такого Солдата, отливка которого теперь осуществляется, пришла ему после того, как по завершении первого этапа конкурса, в котором не было выявлено победителей, жюри объявило, что в будущий монумент надо «добавить души». «И мы с архитектором думали долго над этим. В результате полностью отказались от первоначально предложенного проекта и сделали другой, совершенно новый, который теперь и воплощаем».
По словам лауреата конкурса, его, «как это обычно бывает, осенило внезапно – журавли!»: «Ведь журавль на Руси издавна – символ погибшего солдата». Это верно: всем памятна песня на стихи Расула Гамзатова в трогательном исполнении Марка Бернеса: «Летит, летит по небу клин усталый, летит в тумане на исходе дня…»
– Кроме того, – рассказал Коробцов, – мы не раз и не два перечитали известное проникновенное стихотворение Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом», в котором повествование ведется от лица убитого в бою солдата. Помните, там есть такие слова: «Я убит, и не знаю: / Наш ли Ржев, наконец? Я вам жить завещаю, – / Что я больше могу?» Вот и хотели в бронзе передать дух этой вещи. Наш Солдат – он не какой‑то привычный всем воин с решительным лицом, всегда готовый к подвигу. Хотя понятно, что такие фигуры тоже необходимы. Но наш боец свой подвиг уже совершил и погиб. И он смотрит не на посетителей памятника – живых людей, ради которых он отдал жизнь, а как бы внутрь себя. Поэтому мы сделали его лицо умиротворенным, задумчивым и даже отрешенным. И в этом его взгляде должен прочитываться вопрос: закончилась ли уже эта долгая кровопролитная битва? кончилась ли война? Чтобы люди, приходящие к мемориалу, тоже обращались внутрь себя и задумывались об этой страшной войне, протестовали против возможности новой… А вся фигура этого человека в шинели, с опущенным автоматом будет как бы парить над землей, поддерживаемая стаей белых журавлей…
Коробцов не раз выезжал к месту, где будет установлен «его» Воин. Не только ради рекогносцировки. Он побывал и в местах тех самых боев, в которых теперь поисковики год из года ведут раскопки, находя все новых и новых некогда без вести пропавших, не похороненных тогда защитников Отечества. Видел солдатские медальоны с извлеченными из них чудом сохранившимися данными. И был свидетелем одного редкого случая, когда удалось быстро установить имя павшего, тотчас же найти его родственников и вызвать их на «точку» гибели их предка (благо они жили под Смоленском). Это тоже впечатляло и творчески «подстегивало».
На одной из площадок, куда из «горячего» цеха доставляются отлитые детали памятника, довелось увидеть уже выплавленную и отшлифованную голову будущего «ржевского Алеши». Автор рассказал, что поначалу он хотел придать ему облик прошедшего всю войну своего деда. Но что‑то не заладилось с этим, и он взялся за просмотр сотен фотографий бойцов той эпохи. И выстроился данный образ – собирательный. И это, по словам Коробцова, «был, может быть, самый сложный момент в работе – придать лику павшего простые и в то же время душевные русские черты».
Уже готова и часть журавлей, которых всего будет 35 – целый клин, как в небезызвестной песне Гамзатова…
«А сын погиб в Афганистане»
Из района и области понаблюдать за процессом бронзовой отливки и посмотреть на уже сделанное в тот же день приехали несколько ветеранов. Большинство – непосредственные участники битв за Ржев. Все 1923–1926 годов рождения, так что им уже хорошо за 90. Все – легенды на своей малой родине. Разве что самый младший – Виктор Никитович Орлов – перешагнул за 90‑летний рубеж 22 апреля текущего года. Мальчик‑подросток, в Ржеве он попал под оккупацию, а в августе 1942‑го был угнан в концлагерь, расположенный в захваченной гитлеровцами Белоруссии. Удалось освободиться, и пять месяцев он воевал в одном из партизанских отрядов. В армию был призван лишь через четыре года после окончания войны и срочную службу проходил в белорусской же Лиде.
Все ветераны‑орденоносцы остались более чем довольны будущим монументом.
Участник Ржевских побоищ 95‑летний белорус Иван Евгеньевич Кладкевич до фронта с год отработал на легендарной Магнитке – ковал меч победы, как говорили и писали тогда. А воевал пулеметчиком. По комплекции щупленький, он таскал на себе по снегу аж целый «максим», весивший с четверть центнера! В одном из безуспешных наступлений под Ржевом был тяжело ранен в ноги разорвавшейся рядом миной, которая убила наводчика и заряжающего. В медсанбате и госпиталях перенес три операции на ступнях. Словами ветерана вполне можно выразить общее мнение участников войны: «Изумительный памятник – и по красоте, и по величию! Мне, рядовому солдату, это особенно дорого. Конечно, в войну воевали и командиры, но главным на ней был рядовой солдат…» Кладкевич тоже мог бы стать офицером. Война шла к своему логическому победному концу, и в апреле 1944‑го его, к тому времени вернувшегося в строй, комполка как одного из способных воинов направил в Киев учиться на артиллериста. «Не исключено, что тем самым он спас мне жизнь, – предполагает теперь ветеран. – Ведь больше погромить врага мне не довелось. А в 1952 году меня нашел и орден за участие в боях подо Ржевом, за то ранение». Но службу после окончания училища он продолжил и в 1960‑м майором уволился в запас, после чего долгие годы трудился на гражданском поприще.
А еще все ветераны хотят по возможности увидеть уже отлитого и установленного «ржевского солдата», как они его уже именуют. Подполковник в отставке Евгений Степанович Книга даже «дал себе слово дожить до открытия монумента у Хорошево – до 75‑летия Победы»: «Я видел всем известные памятники в Берлине, на Мамаевом кургане, но считаю, что наш – самый необыкновенный по своей задумке. Обязательно приду на праздник его открытия и выступлю с речью – уже сейчас думаю, что скажу молодежи в этот день». Фронтовик, к слову, тоже уроженец Белоруссии. Там партизанил, влился в действующую армию, форсировал Днепр. А потом в составе 128‑й зенитной артбригады был направлен на Ленинградский фронт, где был начальником прожекторного расчета, который ослеплял стервятников люфтваффе и подставлял вражеские самолеты под огонь расчетов зениток. После войны продолжил службу: сначала оказался в Баку, а в отставку вышел в 1976‑м в Грозном. Откуда в достопамятном 1994‑м, бросив все имущество, квартиру и машину, пришлось бежать – к одной из дочерей в Ржев, где она была замужем за летчиком‑испытателем 514‑го авиазавода. Так здесь и осел.
Автора этих строк, пожалуй, больше всего потрясла судьба почетного гражданина Твери и Тверской области полковника юстиции в отставке Спартака Андреевича Сычёва. На Калининском фронте он оказался в январе 1942 года, после окончания Ленинградского арттехучилища, освобождал Ржев. Медаль «За боевые заслуги», полученную за участие в тех боях, ценит больше всех других своих наград. В последующем участвовал в сражении на Курской дуге, где был тяжело ранен, в форсировании Днепра, изгнании оккупантов из Киева. Прошел через всю Украину и Польшу. Штурмовал Берлин, где на Рейхстаге осколком кирпича начертал: «Я, Спартак Сычёв, брал Берлин». А ровно через сорок лет – 9 мая 1985‑го – в Афганистане у него погиб сын‑лейтенант, командир разведвзвода. Как рассказал «НВО» отец‑долгожитель, Андрей написал рапорт о направлении его в Ограниченный контингент еще будучи курсантом Московского ВОКУ (а до этого он окончил Калининское СВУ, ныне Тверское): «Я отговаривал его, но он ни в какую!..» В рейды ходил с сентября 1983‑го. Погиб в 22 года. Два ордена Красной Звезды успел заслужить (второй – посмертно)… Остается только удивляться жизнестойкости его отца‑фронтовика!
Тем временем под Ржевом…
Тем временем на самой площадке установки мемориала работы кипят круглосуточно: бригады специалистов различных строительных профессий сменяют одна другую. 80‑тонную необычную махину возносимого журавлями Солдата, который встанет на 10‑метровом восьмигранном рукотворном холме, будет поддерживать еще более тяжелый 110‑тонный металлокаркас. Его изготовили в городе воинской славы Белгороде (Ржев носит столь же почетное наименование) и уже монтируют.
«Под» фигурой Воина расположится музей. Архитектурная его особенность в том, что он символически явит собой разрушенный гитлеровцами до основания Ржев. Но это, по задумке создателей, будут не собственно руины, в чем была бы «артиформа, много негатива, а понятная всем современная символика, должным образом воздействующая на сознание».
Имена документально подтвержденных 62 тысяч павших на Ржевско‑Вяземском выступе высекут на металлических плитах из устойчивой к коррозии кортеновской стали. Их вмонтируют в две подпорные стены 6‑метровой высоты.
Прилегающая территория пока сплошь засыпана песком, но позже на ней, по словам главы Ржевского района Валерия Румянцева, «будет уложено 4 тысячи квадратных метров гранитной брусчатки». А до того, как завезли песок, на четырех гектарах была проведена тщательная работа по разминированию. «И было найдено более полутысячи различного рода взрывоопасных предметов, – уведомил чиновник, который в прошлом руководил одним из местных совхозов и птицефабрикой. – Представляете, какая плотность! А ведь эти поля десятки лет на тракторах пахали!» Местные власти весьма деятельно помогают в возведении мемориала, который однозначно будет символизировать Ржев.
…И «меценат» двух лет от роду
Как сообщил в беседе с обозревателем «НВО» скульптор Коробцов, «все работы идут без проволочек, финансирование, можно сказать, безукоризненное». На официальном сайте РВИО сообщается, что полная стоимость проекта 650 млн руб. Из них 200 млн целевым траншем сразу выделил Постком Союзного государства. Остальные средства – народные пожертвования и вклады компаний. То есть участие государства – это только «моральная поддержка». Это, конечно, не может не вызывать вопроса, ну да ладно. На момент подготовки материала к печати коллективный вклад составлял более 271 млн руб., которые поступили из 1316 конкретных адресов. Из них 150 млн выделил некий меценат, который пожелал не афишировать свое имя. Значит, не перевелись еще на Руси Саввы Морозовы и Саввы Мамонтовы, Павлы Третьяковы и Степаны Рябушинские… Впрочем, пока такой только один. Итого собрано более 471 млн руб., что и позволяет осуществлять возведение не только без проволочек, но «по‑советски» ударными темпами.
Как рассказала официальный представитель РВИО Надежда Усманова, «пожертвования приходят со всей страны, причем участвуют и стар и млад»: «И вот что особенно трогает. В строке, где жертвователь указывает свое имя, многие вписывают имена своих отцов и дедов, воевавших на Калининском фронте. 94‑летняя жительница Тюменской области в память о своем отце, погибшем подо Ржевом в 1942 году, пожертвовала несколько тысяч рублей. А одному из самых маленьких «меценатов» по имени Фёдор всего два года. Понятно, это малыш не сам – благотворительный взнос от его имени сделали родители. И честь им и хвала за это! Ведь вот с каких младых ногтей растят патриота Отечества».
По словам Усмановой, «активно помогают и организации». Московская государственная академическая филармония провела благотворительный концерт «Героям Ржева посвящается», который прошел в октябре в Концертном зале им. Чайковского, и перечислила средства в размере 5 млн руб. Ранее Большой театр от одного из показов легендарного «Лебединого озера» направил 13 млн руб.
Солнечногорск – Ржев – Москва
Холодно. Очень холодно. Потому что сыро и ветрено. Сейчас минус один, но в продуваемом всеми ветрами поле у деревеньки Хорошево (сюда, кстати, единственный раз за всю войну выезжал на фронт Сталин) кажется — все минус десять.
На такой погоде 25-метровую скульптуру солдата — доминанту строящегося мемориального комплекса на лесах в чистом поле подо Ржевом собирает дюжина рабочих. Огромную голову на кране то снимают, то вновь пристыковывают к верхней части туловища- примериваются сварщики, чтоб начать работу.
В годы Великой Отечественной здесь в Ржевской битве погибло около 392 554 солдат и командиров. Всего же потери, включая санитарные и пленных, составили 1 млн. 374 тыс. 217 человек. У оккупантов потери не меньше. В общем, копни лопатой здесь землю и сейчас найдёшь артефакт той войны.
Это не ради красного словца. За двухнедельную вахту только поисковики Российского военно-исторического общества поднимают здесь до пятисот бойцов. Опознать удаётся с десяток — не у всех сохранились смертные медальоны.
Именно память о простом солдате и увековечит этот огромный бронзовый солдат, да и весь комплекс, который станет филиалом Музея Победы на Поклонной горе.
Основные работы на мемориале должны быть закончены к 15 марта. А накануне 9 мая будет торжественное открытие, оно станет одним из центральных мероприятий юбилея Победы в России, так что здесь ждут руководство страны и других высоких гостей.
Вот так будет выглядеть мемориал. Фигура солдата парит над землёй. Графика:РВИО
Ну а пока монтаж в динамике наблюдали многочисленные журналисты и высокие чиновники — замминистра культуры РФ Николай Овсиенко, исполнительный директор Российского военно-исторического общества Александр Барков.
Пока гости осматривали стройплощадку, журналисты фотографировали и снимали видео. В небо взлетели дроны, чтоб снять процесс монтажа с высоты, рабочие, занимавшиеся благоустройством территории, а тут уже и березки посажены — позировали на камеры.
Операторы взяли штурмом 10-метровый насыпной курган, где и установят скульптуру. По мысли скульптора монумента Андрея Коробцева, солдат будет парить над полем.
Монтаж идёт с помощью крана.Фото: Татьяна РУМЯНЦЕВА
25-метровая фигура воина на высоком насыпном холме будет хорошо видна с трассы «Балтия».
Этот проект реализуется Российским военно-историческим обществом при поддержке Союзного государства, Минкультуры России и Правительства Тверской области.
Представитель подрядной организации, занимающейся сборкой, заверил журналистов: все идёт по плану, никаких отставаний в графике, скульптуру, разделённую на 600 частей, привозят из мастерских в Солнечногорске. Монтаж идёт блоками по 2,4 метра. Готова уже треть. Собирать начали от пояса солдата.
Замминистра культуры с коллегами доволен увиденным, Николай Овсиенко рассказывает, что в России это будет первый памятник простому солдату, а то все за границей. «Алёша» — в Болгарии, в берлинском Трепетов-парке — советский солдат. Сейчас же этот пробел будет закрыт.
Момент монтажа.Фото: Татьяна РУМЯНЦЕВА
Журналистам рассказывают, что здесь, у подножья гигантской скульптуры, расположится филиал музея Победы, на стенах которого снаружи будут увековечены имена тысяч солдат, павших в боях под Ржевом. Внутри — тоже имена, только их будут выводить на стены с помощью проектора. Изюминкой музея станет огромная стеклянная витрина в полу — там разместят находки поисковиков.
Что до средств на возведение монумента — то их продолжают собирать. Музей Победы теперь будет перечислять на стройку все средства от продажи билетов.
Рабочие занимаются благоустройством территории.Фото: Татьяна РУМЯНЦЕВА
Для того, чтобы отлить огромную скульптуру, ее разделили на 600 частей. Сначала была отлита голова солдата.Фото: Татьяна РУМЯНЦЕВА
Работа над скульптурой велась в художественных мастерских в Солнечногорске. Фото: vk.com/Андрей Коробцев
Над скульптурой работало около восьмидесяти скульпторов. Фото: vk.com/Андрей Коробцев
Монтаж с высоты 10-метрового насыпного кургана.Фото: Татьяна РУМЯНЦЕВА
Мемориал советскому солдату
Хронология битвы
Ржевско-Вяземская наступательная операция (8 января – 20 апреля 1942 года)
Операция проводилась с целью завершения разгрома основных сил немецкой группы армии «Центр» после успешного контрнаступления советских войск под Москвой
Оборонительная операция Калининского фронта в районе г. Белый (2-20 июля 1942 года)
В ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции весной 1942 года войска 39-й армии генерал-лейтенанта И.И. Масленникова и 11-го кавалерийского корпуса полковника С.В. Соколова заняли обширный плацдарм на западном фасе Ржевско-Вяземского выступа в непосредственной близости от основных коммуникаций противника, игравших важную роль в снабжении группы армий «Центр».
Ржевско-Сычёвская наступательная операция (30 июля – 23 августа 1942 года)
Наступательная операция войск левого крыла Калининского и правого крыла Западного фронтов против сил немецкой группы армий «Центр». Замысел операции предусматривал ударами войск левого крыла Калининского фронта на ржевском направлении и правого крыла Западного фронта на сычевском направлении разгромить основные силы 9-й армии и ликвидировать Ржевский выступ.
Вторая Ржевско-Сычёвская наступательная операция «Марс» (25 ноября – 20 декабря 1942 года)
Проведена силами Западного (командующий – И.С.Конев) и Калининского (командующий – М.А.Пуркаев) фронтов с целью разгрома 9-й немецкой армии и предотвращения переброски германских сил с центрального участка фронта на юг — под Сталинград.
Ржевско-Вяземская наступательная операция (2-31 марта 1943 года)
В феврале 1943 года наступление войск Брянского и Центрального фронтов на орловском и севском направлениях принудило немецкое командование к выводу своих войск из Ржевско-Вяземского выступа. В связи с этим Ставка ВГК приказала Калининскому и Западному фронтам перейти в наступление, сорвать отход ржевско-вяземской группировки противника и разгромить ее.
«Централизованная библиотечная система Тайгинского городского округа»
Ржевский мемориал
Ветераны следят за возведением Мемориала Советскому солдату
В России начался завершающий этап монтажа центральной фигуры Ржевского мемориала Советскому солдату. Проект создания масштабного памятника всем солдатам Великой Отечественной войны реализуется Российским военно-историческим обществом.
Ржевский мемориал создается в Тверской области по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны и станет первым крупнейшим памятником подвигу советских солдат, созданным в современной России. По масштабу и значению он встанет в один ряд с такими мемориальными комплексами, как «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде, «Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» в Мурманской области, «Тыл — фронту» в Магнитогорске, «Памятник Матросу и Солдату» в Севастополе, «Поклонная гора» в Москве, Пискаревское мемориальное кладбище в Санкт-Петербурге и другим
За минувшие дни были установлены средняя и верхняя части 25-метровой бронзовой скульптуры солдата.
За ходом работ наблюдал: ветеран Великой Отечественной войны 95-летний Иван Кладкевич, Он родился в Гомельской области, в 16 лет уехал в Ленинград поступать на электромонтера. Из блокадного города его эвакуировали в Магнитогорск. Поработав на знаменитой Магнитке, поступил в военное училище. И вот 18-летнего командира пулеметного расчета Ивана Кладкевича отправили на Калининский фронт. В феврале 1943 года его расчет попал под минометный обстрел подо Ржевом.
— Нас было три человека за пулеметом. Всем по 18 лет. Двоих — наводчика и его заместителя — убило наповал сразу, а мне перебило стопы обеих ног. Потерял сознание, истек кровью, поэтому частица крови моей и ребят осталась здесь, на Тверской земле. Потом в архивах я нашёл, что за несколько часов в этом бою было убито семьдесят человек, а 450 было ранено. Где-то лежат здесь, на Ржевской земле, мои боевые товарищи. – поделился Иван Кладкевич — Ржевский мемориал – это величайшее достижение. Мне он очень понравился. Чем-то похож на одного моего однополчанина, такого же простого солдата!
Проект по строительству Ржевского мемориала Советскому солдату реализуется Российским военно-историческим обществом при поддержке Союзного государства, Министерства культуры РФ и Правительства Тверской области.
— Самое главное, что это памятник именно солдату. Это тот, кто своей жизнью заплатил за то, чтобы здесь задержать огромную армаду немцев, не дать им возможность пройти к Сталинграду, а были такие замыслы, не дать возможность прорваться к Москве, не дать возможности вывести им свои войска на Кавказ. Это памятник той жертве, которую заплатили солдатскими жизнями , — заявил Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. — Проект получил всестороннюю поддержку, сначала Высшего Государственного Совета Союзного государства, лидеров двух стран и всех ведомств. Потом проект поддержало РВИО, и начался сбор средств. Удивительно как горячо люди поддержали проект Ржевского мемориала.
Сейчас на территории мемориала продолжаются работы по созданию музейного филиала и входной группы, выполняется благоустройство территории и создание автодорожной инфраструктуры.
Созданный мемориал получит статус филиала Музея Победы. Проект реализуется без привлечения средств федерального бюджета, на народные пожертвования. Вклад в увековечение памяти Защитников Отечества может внести каждый.