Содержание
Как понять, что Бог есть любовь?
Вопрос от Виталия. Слава Богу за ваше стремление познать Истину и узнать, что Бог есть любовь.
Для ответа на вопрос предлагаю посмотреть контекст послания, где встречается указанная мысль. И далее мы изучим материал в рамках отрывка послания Иоанна.
Посмотрим контекст 1-е Иоанна 4 главы:
7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
1-е Иоанна 4
Как понять, что Бог есть любовь?
Любовь в Евангелие
Не один Апостол не говорил так часто о любви, как Иоанн. Все его послания наполнены призывом любить.
Сохранилось повествование, что когда Иоанн был стар и очень слаб, то его приносили в церковь, и он, проповедуя, всегда говорил:
«Дети, любите друг друга.
Это Господня заповедь».
Статья по теме: Истинная любовь
В приведенном отрывке Иоанн возвращается к своей любимой теме о любви как ведущей теме послания.
Он настойчиво утверждает, что спасение благодатью Христовой не освобождает нас от обязанности повиноваться Христовым заповедям.
Основная заповедь
Основная заповедь Христа — это любовь.
Человеческая и Божественная любовь
Этот отрывок ( 1-е Иоанна 4 глава) как бы сплетен из одного куска и, потому, лучше рассмотреть его сперва весь целиком, а потом постепенно извлекать из него учение. Сперва рассмотрим изложенное в нем учение о любви.[
Любовь — от Бога.
Вся любовь исходит от Бога, Который Сам есть любовь.
Видео: Любовь и творение. В начале… История искупления.
Как выразился английский комментатор А. Е. Брук: «Человеческая любовь есть отражение некоей Божественной сущности». Всего ближе к Богу мы находимся тогда, когда любим.
Климент Александрийский сказал однажды поразительную вещь, что истинный христианин «упражняется в том, чтобы стать Богом».
- Пребывающий в любви пребывает в Боге (4,16).
- Человек сотворен по образу и подобию Бога (Быт. 1,26).
Бог есть любовь и, потому, чтобы быть подобным Богу, и чтобы быть тем, кем он, собственно, должен быть, человек тоже должен любить.
Любовь двояко связана с Богом.
Лишь познав Бога, можно научиться любить, и лишь тот, кто любит, может познать Бога (4,7.8).
Любовь исходит от Бога и любовь ведет к Богу.
Бог познается любовью.
Бога мы не можем видеть, потому что Он есть Дух, но можем видеть то, что Он делает.
Мы не можем видеть ветер, но можем видеть, что он может сделать. Мы не можем видеть электричество, но видим его действие.
Воздействие, оказываемое Богом, есть любовь. Когда Бог пребывает в человеке, человек обличен любовью Божией и любовью людей. Бог познается через Его воздействие на этого человека.
Кто-то сказал: «Святой — это человек, в котором Христос живет вновь», и лучшая демонстрация бытия Бога — это не ряд доказательств, а жизнь, полная любви.
Любовь Божия открылась нам в Иисусе Христе.
В Иисусе мы видим два аспекта любви Божией.
- а) Это любовь безоговорочная. Бог в любви Своей мог Своего единственного Сына принести в жертву, с которой не может сравнить ничто.
- б) Это любовь совершенно незаслуженная. Нет ничего удивительного в том, что любим Бога, если вспомним все Его дары нам, даже до Иисуса Христа; удивительно, что Он любит такие бедные и непослушные создания, как мы.[
Человеческая любовь — это ответ на любовь Божию.
Мы любим потому, что Бог возлюбил нас.
Его любовь побуждает в нас желание любить Его так, как Он прежде возлюбил нас, и наших собратьев, как Он любит их.
В любви нет страха; когда приходит любовь — страх уходит.
Страх — это чувство того, кто ждет наказания.
До тех пор, пока мы видим в Боге Судью, Царя, Законодателя — в нашем сердце есть место только для страха, ибо от такого Бога мы можем ждать только наказания. Но когда мы узнали подлинную природу Бога, любовь поглотила страх.
Остается только страх разочаровать Его любовь к нам.
Любовь Божия неразрывно связана с любовью человека.
Как это прекрасно выразил английский комментатор Додд: «Силы любви составляют треугольник, вершинами которого являются Бог, я, и сосед».
Если Бог любит нас, то мы обязаны любить друг друга. Иоанн прямо заявляет, что человек утверждающий, что любит Бога, но ненавидящий брата своего — лжец.
Есть только один способ доказать свою любовь к Богу — любить людей, которых Он любит. Есть только один способ доказать, что в нашем сердце пребывает Бог — постоянно проявлять любовь к людям.
Бог — это любовь
В этом отрывке мы встречаем, может быть, величайшую во всей Библии характеристику Бога — Бог есть любовь. Просто поразительно, сколько новых путей открывает эта фраза и на сколько вопросов она отвечает.
Она дает объяснение акту творения.
Иногда мы просто начинаем дивиться, почему же Бог создал этот мир. Неповиновение и полное отсутствие взаимности со стороны человека постоянно разочаровывает и угнетает Его.
Зачем нужно было Ему создавать мир, который не приносит ничего, кроме неприятностей и забот?
На это есть только один ответ — творение было неотъемлемой частью Самой Его природы. Если Бог есть любовь, то Он не может существовать в полном одиночестве.
Для любви нужен кто-то, чтобы любить и чтобы быть любимым.
Она дает объяснение свободе воли.
Истинная любовь есть свободное взаимное чувство.
Если бы Бог был только закон, Он мог бы создать мир, в котором люди двигались бы, как автоматы, не имея никакого выбора. Но, если бы Бог создал людей такими, Он не мог бы иметь с ними никаких личных отношений.
Любовь обязательно должна быть свободной взаимностью сердца, и потому Бог, в сознательном акте самоограничения, наделил людей свободой воли.
Она дает объяснение такому феномену, как провидение.
Если бы Бог был просто разум, порядок и закон, Он мог бы, так сказать, сотворить вселенную, «завести ее, пустить в ход и оставить».
Есть такие вещи и приборы, которые мы покупаем только для того, чтобы поставить их где-нибудь и забыть о них; самое привлекательное в них заключается в том, что их можно оставить и они будут работать сами. Но именно потому, что Бог — это любовь, за Его актом творения стояла любовь.
Она дает объяснение феномену искупления.
Если бы Бог был только закон и справедливость, Он попросту оставил бы людей с последствиями их греха.
Вступает в действие нравственный закон — душа согрешившая умрет, а вечная справедливость будет неумолимо воздавать наказания. Но уже само то, что Бог — это любовь, значило, что Он хотел найти и спасти то, что было утеряно. Он должен был найти средство против греха.
Она дает объяснение загробной жизни.
Если бы Бог был просто Создателем, люди могли бы прожить положенный им короткий промежуток времени и умереть навсегда.
Рано угасшая жизнь была бы похожа на цветок, слишком рано увядший от холодного дыхания смерти. Но сам факт, что Бог — это любовь, служит доказательством того, что случайности и проблемы жизни — это еще не последнее слово, и что любовь уравновесит эту жизнь.
Сын Божий и Спаситель человеков
Прежде чем перейти от этого отрывка к следующему, отметим, что в нем сказано об Иисусе Христе.
Он принес жизнь.
Бог послал Его, чтобы мы получили жизнь через Него (4,9).
Между существованием и жизнью лежит большая разница. Существование дано всем людям, но жизнь дана не всем. Само упорство, с которым люди ищут наслаждений, доказывает, что в их жизни чего-то недостает.
Один известный врач сказал, что люди скорее найдут лекарство от рака, чем лекарство от скуки.
Иисус дает человеку цель жизни и силу жить. Христос обращает человеческое существование в полноту жизни.
Иисус восстановил отношения человека с Богом.
Бог послал Его в умилостивление за грехи наши (4,10).
Мы уже не живем в мире, в котором приносятся в жертву животные, но вполне можем понять, что такое жертва. Когда человек грешит, нарушаются отношения его с Богом. В представлении древних жертва была выражением раскаяния; она должна была восстановить нарушенные отношения. Своей жизнью и смертью Иисус дал человеку возможность вступить с Богом в новые отношения мира и дружбы.
Он навел мост через страшную пропасть между человеком и Богом.
Иисус — Спаситель мира.
Когда Иисус пришел в этот мир, люди острее всего ощущали, как сказал Сенека, «свою слабость в самых необходимых вещах». Они ждали «руки, протянутой вниз, которая подняла бы их».
Было бы неверно думать о спасении лишь как об избавлении от адских мук. Людей нужно спасти от них самих, от привычек, ставших для них узами, от искушений, страхов и тревог, от безрассудности и ошибок.
И каждый раз Иисус предлагает людям спасение. Он приносит то, что позволяет им выстоять в жизни и приготовиться к вечности.
Иисус — Сын Божий.
Эта фраза значит, что Иисус Христос находится в совершенно исключительных отношениях с Богом. Только Иисус Христос может показать людям, каков Бог; только Он может принести людям благодать, любовь, прощение и силу Бога.
Но в этом отрывке есть еще один момент.
Он учит нас о Боге, и он учит нас об Иисусе и о Духе. В 4,13 Иоанн говорит, что мы знаем, что пребываем в Боге, именно потому, что Он дал нам от Духа Своего.
В самом начале нас толкает на поиски Бога именно воздействие Духа внутри нас, и именно Дух дает нам уверенность в том, что мы обрели подлинно мирные отношения с Ним. Именно Дух в сердцах наших дает нам смелость обратиться к Богу, как к Отцу.
Дух — это наш внутренний свидетель, дающий нам внезапное, спонтанное, не поддающееся анализу сознание присутствия Божественного в нашей жизни.
Пребываешь ли ты в Боге?
Бог есть любовь
Вот Бог твой
«Бог есть любовь»
Подготовила Вера Изотова
Почему так важно правильное понимание того, Каков Бог? Потому что знание Бога составляет основу жизни с избытком. Потому что мы должны любить так, как любит Бог.
Трудно дать определение любви, но все же попытаемся сделать это.
Любовь – это наивысшая добродетель, потому что она отражает суть Бога. «Бог есть любовь» -1Ин.4:8. Любовь – это внутреннее расположение души, которое приводит нас к смиренному исполнению всех обязанностей в отношении Бога и людей.
Библия говорит о том, какова Божия любовь к нам.
Божия любовь не зависит от того, что мы сделали или что собираемся делать. Божия любовь – безусловная. То есть несомненная, не ограниченная условиями, безоговорочная, полная («Словарь русского языка» Сергея И. Ожегова).
«Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего; тебя
избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его
народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее, всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов. Но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою, и освободил тебя из дома рабства»- Вт.7:6-8.
Бог «избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» — Еф. 1:4.
Божия любовь не зависит ни от чьих мнений о нас. Бог возжелал любить нас, и с этого момента мы стали предметом Его любви, «зеницей Его ока» – Пс.16:8. «Касающийся вас, касается зеницы ока Его» – Зах.2:8.
Божия любовь неизменная. Она никогда не изменяется, не колеблется, не ослабевает. Потому что в Боге нет «изменения и ни тени перемен» – Иак.1:17. «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простёр к тебе благоволение» — Иер. 31:3. Бог любит нас сейчас также сильно, как когда Он отдал Сына Своего единородного за нас.
Бог жаждет открывать нам Свою любовь в личных взаимоотношениях. Любовь не существует в пустоте, она должна выражать себя. Наши взаимоотношения с Богом стали возможными благодаря смерти и воскресения Иисуса Христа.
Божия любовь всегда свята и чиста; она глубоко эмоциональна.
Богословы говорят, что, если бы была известна только притча о Блудном сыне, этого было бы достаточно, чтобы понять Божью любовь и прийти к Нему.
Блудный сын «встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его» — Лк.15:20.
Божия любовь лишена сентиментальности. Любя нас, Бог не боится проявлять к нам строгость, когда надо что-то изменить в нас и в нашей жизни для нашего блага. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» — Евр.12:6.
Божия любовь освобождающая. Когда мы постепенно приходим к познанию и вере в любовь, которую Бог нам дарует, возрастают наш духовный опыт и наша свобода во Христе. Любовь освобождает нас и нашу жизнь.
От греха, который соблазняет и преследует нас. Христос освобождает нас от прошлых, настоящих и будущих грехов.
От чувства вины от совершенных грехов. Мы получили прощение грехов через покаяние. Бог дает нам спасение даром: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» – Еф.2:8-9.
От страхов. Сколько всевозможных страхов владеют людьми в современном мире! Правомерный вопрос: должны ли мы бояться Бога или тех событий, которым Он позволит в Своей любви произойти с нами?
Библия отвечает на этот вопрос через страдание и крест Христа:
«Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»- Рим.8:32. Бог любит нас. Он обладает всеведением и знает, что нам лучше всего, и позволяет проникать в нашу жизнь, в конечном итоге, только добру. Подумаем об этом!
Боимся ли мы того, что Бог уготовал для нас? Природа Божией любви такова, что Он всегда желает Своим детям только добра. Если мы в это верим, то «совершенная любовь изгоняет страх» — 1 Ин.4:18.
Божия любовь удовлетворяет нашу потребность в чувстве собственного достоинства. У каждого человека есть, по крайней мере, две основные нужды в жизни: знать, что мы любимы и знать, что нас ценят и уважают.
Как личность мы представляем безусловную ценность, потому что любимы Богом. Бог доказал Свою любовь к нам. Он любит нас настолько, что отдал Своего Сына, чтобы мы были вместе с Ним. Поэтому не будем слишком беспокоиться о том, что о нас подумают люди. Бог любит нас! Он – за нас! «Если Бог за нас, кто против нас?» — Рим.8:31.
Божия любовь пронизывает всю нашу жизнь удивительным образом, изливаясь в наши сердца Духом Святым.
«Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» — Рим.5:5. Бог нисходит в нас, чтобы жить в нас и давать нам силу любить друг друга.
Личное применение
Однако важно не только знать качества Божией любви, но увидеть их на деле и применить в своей жизни.
Библейское основание. «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» — 1 Ин.4:11. Когда мы осознаем, что Бог любит нас, то начинаем жить по Его заповедям – Ин.13,36.
Выбор действий. У каждой из нас есть различные способы показать, что мы любим друг друга.
Урок святого Франциска Ассизского
Сострадание
Очень часто люди говорят, что они любят Бога. Но кажется, что им не достаем хотя бы малейшей любви к ближним.
Сострадание — это уникальная способность чувствовать то, что чувствует другой человек. Словно ты входишь и живешь в чьей-то шкуре.
«В каждой личности он видел образ Христа и настаивал на том, чтобы этим людям оказывалось все то, что мы оказываем Богу.
Одно из самых ясных окошек человеческой души – это то, каким образом мы относимся к отверженным.
Будет ли бездомны, спящий на пороге дома колоть наш глаз и вызывать у нас раздражение или он будет человеческой личностью, заслуживающей доброты и заботы?
Будет ли уличный бродяга, от которого несет алкоголем, и который просит деньги, отбросом для нас, или мы относимся к нему с уважением, происходящим от осознания что, что только благодатью Божией я живу, и » есмь то, что есмь».
Умение слушать. Один из способов показать любовь к другому — выработать дисциплину слушания. Вместо того чтобы сосредоточиться на себе и своих проблемах, старайтесь поставить себя на место другого, войти в его «шкуру», выслушав его внимательно, с любовью.
Любовь не в том, одобряете или не одобряете вы то, что делает другой человек, но в понимании его. Невозможно почувствовать, что чувствует другой человек, если не выслушать его.
Шаги к действию
Первый шаг. Научитесь выслушивать одну-двух женщин, которые находятся рядом с вами. Постарайтесь расширить круг вашего общения и ваше посвящение.
Второй шаг. Прощение – это второй способ, как можно выразить нашу любовь к людям. Возможно, нам необходимо начать с прощения кого-то, кто причинил нам боль в недалеком прошлом: вчера, позавчера.
Дух непрощения заслоняет поток Божьей любви в нашей жизни. Мы прощаем потому, что прощены Иисусом Христом, потому что хотим, чтобы Бог простил нас самих.
Просить означает сойти с судейского трона и освободить от нашей враждебности и гнева того, кто обидел нас. Прощение освободит нас для того, чтобы мы стали каналом благословения в нашем нуждающемся в любви мире.
Третий шаг. Проявление любви в действии. Иисус Христос делом явил, что возлюбил своих, сущих в мире, до конца возлюбил их – Ин.13:1.1) Сделайте небольшой подарок той женщине, которую вы выслушали и пытались понять. Это углубит ваше общение.
2) Помогите в домашних делах пожилой сестре или вашей соседке.
3) Спросите у мужа, что помогает ему чувствовать себя любимым вами. И сделайте для него этот подарок.
Помните: Мы не можем делать все это своей любовью, но любовью Божией, которая изливается в сердце наше Духом Святым.
Молитва: «Господи! Благодарим Тебя за Твою любовь! Просим: даруй нам Твою любовь, чтобы мы могли применять ее в нашей жизни и служении. Помоги нам жить в соответствии с тем, чему мы научились через Твою совершенную любовь Аминь!»
shabdua
Один из занесенных к нам с Запада и довольно странных «праздников» — День всех влюбленных, «отмечаемый» с размахом 14 февраля. Этот «праздник» странен не только потому, что его атрибуты — ярко-розовые сердечки и цветочки — почему-то оказались привязанными к имени мученика Валентина, обезглавленного язычниками, но прежде всего потому, что, прославляя как будто бы любовь, культивирует чувства, весьма далекие от истинной любви. Увы, современные люди часто не понимают, что такое любовь, заменяют ее взвинченными эмоциями и похотью. Любовь стали даже использовать для оправдания греха, мотивируя ею легализацию однополых браков, эвтаназию, аборты и т.д.
Так что же такое любовь? Об этом нам говорит через Священное Писание Сам Господь, названный в нем Любовью, а также отцы Церкви, подвижники и святые, опытно, а не умозрительно возлюбившие ближних своих.
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ЛЮБВИ
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 4–8).
***
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 1–3).
***
«Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16: 14).
***
«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Прит. 10: 12).
***
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43–45).
***
«Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12: 29–31).
***
«Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4: 8).
***
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3: 16).
***
«Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3: 18).
***
«Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8).
***
«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4: 9–10).
***
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18).
***
«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13: 10).
***
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25).
***
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14).
***
«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1: 5).
***
«Нет больше той любви, как если кто положит душу (т.е. жизнь — Ред.) свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ЛЮБВИ
«Имеющий любовь далек от всякого греха» (священномученик Поликарп Смирнский).
***
«Любовь есть союз братства, основание мира, крепость и утверждение единства, она больше веры и надежды, она предшествует благотворению и мученичеству, она вечно пребудет вместе с нами у Бога в Царстве Небесном» (священномученик Киприан Карфагенский).
***
«Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя» (святитель Василий Великий).
***
«У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его» (святитель Василий Великий)
***
«Все совершенства, которые заключаются в понятии добродетели, произрастают от корня любви, так что имеющий ее и в прочих добродетелях не имеет недостатка» (святитель Григорий Нисский).
***
«Любовь заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в явлении и совершении дел, например в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Любовь плотская — вина, а духовная — похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта — радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой — великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Не говори мне о любви вульгарной и низкой, которая скорее болезнь, нежели любовь, но разумей любовь, которой требует Павел, которая имеет целью пользу любимых, и ты увидишь, что такие люди нежнее в любви самих отцов… Тот, кто питает к другому любовь, согласится лучше потерпеть тысячи бедствий, нежели видеть, чтобы любимый им потерпел вред» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто — ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью, никогда не оставит ее» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Любовь есть корень, источник и матерь всего доброго. Всякое доброе дело есть плод любви» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Любовь не делает зла ближнему; где господствует любовь, там не бывает Каина, убивающего брата» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Кто любит, тот не разбирает внешнего вида; любовь не смотрит на безобразие, потому она и называется любовию, что часто любит и безобразное» (святитель Иоанн Златоуст).
***
«Любовь представляет тебе ближнего как тебя самого и научает тебя радоваться его благополучию как твоему собственному и чувствовать его несчастья как твои собственные. Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но в соединенных по душе может обитать Дух мира. Любовь делает общими для всех блага каждого» (святитель Иоанн Златоуст).
***
Мы собрали некоторые цитаты из «Нового завета», где рассказывается о Боге, о том, какой Он есть. А также о Его отношении к людям и человечеству.
Словами самого Христа
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28-30).
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45).
Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. (Лк.4:17-19).
Словами апостолов
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16).
«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4:7-12).
«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин.4:16-18).
«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней» (2Ин.4:16-18).
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8).
«чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:18-19).
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14).
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8).