Содержание
Логос в философии. Что это такое?
Логос (от греч. λόγος) означает слово, мысль, смысл, понятие, т. е. это слово и в то же время высказывание, скрытое и явное, форма и содержание, а, точнее, сказать то, что связывает два противоположных начала. Впервые это понятие было введено древнегреческим философом Гераклитом, который родился в городе Эфесе, в Малой Азии, в 540 г. до н. э.
У него Логос ассоциировался со стихией огня. По его представлению огонь — это первостепенная, творящая сила, а другие элементы — это только одно из его проявлений. Он считал, что огонь может превратиться в воздух, воздух в воду, а вода в землю. Сама же земля была частью огня, а затем остыла и превратилась в планету. Изменения и равновесия между землёй, огнём и водой устанавливает эфирный огонь, который является главной составляющей и играет главную роль.
Примечательно то, что современные учёные считают, что Солнечная система образовалась путём термоядерных реакций из газа и пылевых облаков, т. е. с помощью огня.
Логос в древнегреческой философии
Гераклит утверждал, что Бог — это некое единство или связующее звено двух противоположных начал и ему не стоит поклоняться. В древнегреческой философии стоики считали Логосом эфирно-огненную душу космоса, могущую создавать различные формы-потенции. От них образуются вещи в материальном мире. Неоплатоники понимали Логос как трансформацию умопостигаемого мира в чувственный осязаемый мир.
Для сегодняшнего дня понятие логоса интересно, как нечто практичное и способствующее нашему развитию сознания, а не просто средство для красивых умозаключений, поэтому давайте посмотрим, как это понятие рассматривалось в христианстве.
Религиозный взгляд на понятие Логоса
- Ф. Александрийский о Логосе
- понятие Логоса в христианстве
Интересное рассуждение о Логосе можно найти у Филона Александрийского, который был богословом и религиозным деятелем, жившим в Александрии (Древний Рим) в I веке н. э.
Он считает Логосом Божий высший разум, некое Божество, идею всех идей. Он говорит, что раз человек создан по образу и подобию божьему, то есть некий образ Божий, являющийся типом или образцом всего сущего. Логос — это только тень от Бога, очертание Бога, но не сам ослепляющий свет божий. Логос — это некое существо, наделённое божественными силами. Следуя Логосу посредством экстаза, человек должен уподобиться Богу. Войти в состояние экстаза можно через молитву, обращённую к Богу.
В христианстве под Логосом подразумевается Сын Божий, который рождается богочеловеком Иисусом Христом, чтобы спасти мир от греха. В Евангелие от Иоанна написано, что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Таким образом, до появления Слова, т. е. Иисуса Христа, Логос слит с самим Богом, а после рождения разумного существа появляется Слово-логос, символизирующее какой-то Высший Разум.
Восточное понятие Логоса
- сходство учения Лао Цзы с философией Гераклита
- Дао Дэ Цзин в китайской философии
Учение древнекитайского философа и мыслителя Лао Цзы тесно переплетается с понятием Логоса у Гераклита. Гераклит понимал Логос как нечто связующее и творящее противоположные вещи и явления (борьбу и единство противоположностей), так и Лао Цзы выдвигал теорию, что Дао — это некий путь или движение двух полярностей Инь и Ян, которые рождаются Дао и следуют сообразно ему. Таким образом, как только два противоположных начала разъединяются и движутся обособленно, то они в итоге подвержены распаду и умиранию, но только они соединяются и начинают двигаться по пути, то сразу приходят к гармонии.
Вследствие разъединения, перехода и движения этих начал появляется мир в его разнообразии. Однако возникновение мира не имеет и не имело начала, как в библии или мифологии. Мир, как и вся вселенная, существовал всегда. Нужно осознавать не само время зарождения, а сам принцип существования и движения, т. е. процесс развития чего-либо от начала и до конца.
В китайской философии Дао — это высшая форма бытия, космическая пустота, которая не является пустой, а просто её содержание невидимо для нашего разума и следовательно нераспознаваемо им. Это может быть гравитационная, электромагнитная, ультрафиолетовая энергия, которые мы не видим, но они постоянно на нас воздействуют и являются объектом изучения учёных.
Согласно философии Лао Цзы, Дао — это ноль, круг, пустота, космос, вакуум. Дао порождает единицу (предел). Отсюда появляется выражение: «Беспредельность Великого предела». Предел — это китайский символ круга с двумя энергиями Инь и Ян. Двигаясь в соответствии и посредством Дао, эти энергии зарождают множество разнообразных форм во Вселенной.
Если Дао — это энергия, то мы не сможем никогда дать ей определение начала, конца, единичности или множественности.
Лао Цзы основатель философии даосизма в своём трактате «Дао Дэ Цзин» так описывает понятие Дао: «Дао не нападает, но достигает успеха», «Дао следует естественности», «Дао вечно и не имеет имени». Итак, в философии Лао Цзы Дао — это источник, из которого берёт все начало, а Дэ — это метод или способ, с помощью которого нужно стремиться слиться с всемогущим Дао. С Дэ сходен принцип У-вей, т. е. недеяния.
Мудрец много не говорит и ничего не доказывает. Он показывает правильный путь своими поступками и делает добро согласно закону Дао. В его поступках нет борьбы, а только справедливое деяние.
Понятие Цзин в китайской философии связано с внутренней потенцией, так называемой энергией Ци. Таким образом, с помощью У-вей нужно накапливать в себе Ци, чтобы потом слиться с великим Дао. Такого пути совершенствования, по мнению китайских философов, должен был придерживаться человек Поднебесной.
Что означает слово Логос в философии нашего времени?
- Логос в философии Канта и Гегеля
- Логос в практической философии
В современном обществе понятие логоса утрачивает своё первоначальное глобальное значение и заменяется логикой и стремлением познать все процессы бытия логическим рациональным путём. Таким образом, познание действительности с помощью разума, математики и опытным путём ставится на первое место. По мнению И. Канта природа вещей, т. е. Логос или «вещи в себе» недопустима нашему познанию. Познать можно только явление (способ), посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Таким образом, мы можем познать только следствие, а глубочайшая причина будет все время скрыта от нас.
Венцом философской мысли стало творение Ф. Гегеля «Феноменология духа», в котором он объединил важнейшие законы и категории философского знания и опыта, обосновал тезис о единстве логики и теории познания и создал на основе этого новое учение диалектику.
По словам Гегеля, в основе всех процессов в природе и Вселенной лежит Абсолют, духовное и разумное начало, т. е. мировой дух, разум, идея. Идея зарождается в разуме (мышлении), потом переходит в форму «инобытия», т. е. в природу и в итоге возвращается в дух (развитие идеи в мышлении и истории). Таким образом, идея возвращается к самой себе, только уже обогащённая приобретённым в реальности опытом. Так, по Гегелю в качестве Логоса перед нами является Высший Разум или Дух, из которого зарождаются идеи, проходящие через реальность, и снова в него возвращающиеся.
В современной философии у Рерихов в трактате «Агни йога», которая основана на индийских Ведах, говорится об Абсолюте, т. е. Логосе, как об огне все порождающем и очищающем всю сотворённую им материю. Огонь называется АУМ, т. е. Высший Разум, который встречается в Ведах и носит название ОМ.
В книге «Тайная доктрина» Блаватской упоминается об астрале, астральных энергиях и оболочках, которыми наделены все тела во Вселенной. Астральный — это значит имеющий в своём составе звёздный свет, а астрал — это звёздная энергия.
Давайте обратимся к представлению современных учёных о развитии и возникновении Вселенной. Наша Солнечная система образовалась вокруг Солнца примерно 4,5 млрд лет назад. Жизнь звёзд примерно 9 млрд лет. Под действием всемирного тяготения газ и космическая пыль сгущались и образовалось газопылевое облако. Плотность вещества в ядре Солнца постепенно увеличивалась и когда температура достигла 15 млрд градусов водород загорелся и начал превращаться в гелий. Произошла термоядерная реакция, ядро загорелось и вспыхнуло и появилась звезда — светящееся космическое тело. Из остатков вещества появились планеты и другие объекты Солнечной системы.
Получается прав был древнегреческий философ Гераклит, говоривший об огне, как о первоисточнике и творении всех объектов и всего сущего во Вселенной.
«В сравнении»: Запад и Восток. Логос и Дао
«Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». У этой киплинговской строчки, помимо культурных, есть метафизические основания. Concepture сравнивает Логос и Дао, как два первоначала, характеризующих Запад и Восток.
Трансцедентное и имманетное
В VI веке до н.э. древнкитайский философ Лао-Цзы написал: «Дао – глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения – корень неба и земли. Дао существует вечно, подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо». Примерно в это же время древнегреческий философ Гераклит пишет: «Все сущее питается единым божественным законом, ибо последний господствует насколько ему угодно, довлеет всему и все побеждает. Этот правящий миром закон есть Логос».
Дао и Логос – два метафизических принципа, определяющих природу и сущность Востока и Запада. Попробуем разобраться, в чем состоит их отличие друг от друга.
Все древние учения утверждают, что в самом начале всего было некое Одно, которое каждое конкретное учение именует по-разному. В данном случае Дао и Логос. Если внимательно прочитать «Дао Дэ Цзинь» и фрагменты Гераклита, мы интуитивно ощутим разницу в характере первоначал о которых пророчествует философы. Дао – это естественный ход самих вещей; нечто имманентное сущему. Логос – это скорее некий принцип, в соответствии с которым вещи бытийствуют, которому подчиняется все сущее. Итак, разница между Дао и Логосом изначально онтологическая: Дао – имманентно, растворено в самих вещах и проявляется через них; Логос – трансцендентен, он находится над вещами, организуя порядок их существования извне. Поэтому условно можно заключить, что Логос – это то, к чему устремлено сущее, это конечная цель бытия. А Дао – это способ, которым сущее идет к конечной цели.
Потенциальная форма вещей и предустановленная гармония
Еще одно отличие состоит в том, что Логос – рационален, сознателен, Дао же – интуитивно, бессознательно. В пользу последнего свидтельствует Лао-Цзы, когда пишет, что постижение Дао подобно состоянию младенца. Младенец не владеет логикой, но обладает первоначальной мудростью, которая и есть Дао. Дао – бесформенно, Лао-Цзы часто назывет его Великой Пустотой. Логос напротив есть чистая форма и условие всякой формы. Логос – это форма ума, речи, действий, тел и вещей. Дао наоборот безмолствует («говорящий не знает, знающий не говорит»). Дао есть то, что предшествует всякой явленности, поэтому оно не требует усилия. Оно легко и просто как природа, как вода. И подобно природе оно содержит в себе согласованные противоположности. Нет ничего мягче, потдатливей воды, но эта же вода точит неподъмные камни. Дао – это всё и ничто конкретно. Ничто из сущего, ни одно из предметов мира, на которое можно показать пальцем и сказать: «вот оно». Дао есть то, что дает вещам быть. На вопрос Лейбница «почему есть сущее, а не ничто?», Лао-Цзы вполне мог бы ответить «потому что так устроено Дао». Другими словами Дао есть первичная и наличествующая предпосылка, предданность всякой данности. Поэтому изменение на уровне сущего никак не влияет на Дао («Дао одинаково относится как к добрым, так и к злым»). Логос же присутствует в мире как закон, который можно нарушить, и тогда его не станет. Логос потенциален. Он актуализируется в самом бытии только посредством усилия людей и богов.
Согласно воззрениям греков, в начале был Хаос, величина крайне негативная, потому что она означала отсутствие всякого порядка, всякой формы. Титаны, появившиеся позднее, символизировали Хаос на предметном уровне, своего рода воплощенный Хаос. Поэтому Титаны суть неуправляемое буйство стихий, столь же далекое от порядка, как и первоначальный Хаос. Теми, кто впервые актуализирует Логос, то есть вносят порядок в устройство вещей, оформляют Хаос в Космос, становятся Олимпийцы. Они укрощают Титанов, устанавливают границы между мирами (подземным, земным и надземным) и распределяют властные полномочия между с собой для поддержания однажды установленного порядка. То есть, Логос в отличие от Дао, не есть сама по себе наличиствующая предустановленная гармония. Логос – это потенциальная форма вещей, которая актуализируется через разумную деятельность. Прекращение этой деятельности будет означать разрушение установленной гармонии и возвращение Хаоса. Логос относится к тому же порядку бытия, что и любой закон. Закон существует лишь до тех пор, пока его соблюдают. Повальное нарушение закона элиминирует закон из ткани бытия. Вспомним Мамардашвили, который говорил, что «демократию извне дать никому нельзя; для демократии нужны субъекты демократии, из которых она и вырастала бы». Демократия – это пример логического устроения социальных взаимоотношений. Именно так и действует Логос. Он не есть что-то конкретное в плане явленности, он есть единый принцип всех логически организованных явлений.
Логическое начало и онтологическое начало
Если говорить образно-метафорически, можно сказать, что Логос – это Разум мира, а Дао – это Путь мира. Мир может идти по Пути и без Разума. А Путь может существовать и без того, кто по нему идет, без мира.
О различии между Дао и Логосом можно судить из прямых текстуальных сопоставлений. Если Логос «нечто явленное», то, по Лао-цзы, «явленное Дао не есть истинное дао». Если Логос есть противоположность всему стихийному, то Дао – самоестественно (цзыжань), то есть, следует своей природе: «Человек следует земле, земля – небу, небо – дао, а дао самому себе (цзыжань)». Также в отличие от Логоса Дао не «созидает сущее из противоположных стремлений», а следует спонтанному ритму мира, «где одно чередуется с другим».
Еще раз: Логос есть смысловая упорядоченность Бытия. Бытие может быть и неупорядоченным. Дао есть условие существования Бытия. В Бытии нет ничего, что совершается вне и помимо Дао. Таким образом, формулируя итоговое различение Дао и Логоса, можно сказать, что Логос – это логическое первоначало, которое присутствует в мире поначалу лишь потенциально, и не существует само по себе, а осуществляется в свободной деятельности разумных существ. А Дао – это онтологическое первоначало, которое дает возможность вещам вообще быть и быть именно тем или иным образом.