С Лався — Отечество наше свободное!
Жители села Лався прежде Меленковского уезда, а ныне Касимовского района Рязанской области, с особенным чувством слушают первую строку государственного гимна: «Славься Отечество наше свободное…» Им невольно кажется, что слова Сергея Михалкова — это про их село. Так во время застолья и поют: «Лався — Отечество наше свободное».
Лався находится на самой границе нынешних Владимирской и Рязанской областей, в бескрайних лесах. Там сохранился уникальный образец деревянной архитектуры XVIII столетия, церковь, выстроенная местными умельцами-плотниками еще в 1777 году.
Этот памятник находится в плачевном состоянии, несмотря на статус охраняемого государством объекта, поэтому любители отечественной истории и просто экзотики спешат побывать в этом затерянном среди пограничного бездорожья уголке. К тому же места там очень живописные — настоящий рай для туристов, охотников и грибников.
Колыбель и полка
В течение более чем полутора веков погост Лався, затерянный среди мещерских дебрей, с двух сторон окруженный сплошными болотами, считался одним из самых удаленных селений как Меленковского уезда, так и всей Владимирской губернии. Само по себе название Лався по всей видимости имеет мордовское происхождение. Во всяком случае, в мордовском языке есть слова «лавсь» — колыбель и «лався» — полка.
В старину через этот погост проходила торная дорога из Владимира на город Касимов — крупный торговый центр на реке Оке в пределах соседнего Рязанского края, а также на расположенное на речке Гусь село Веркуц с большим металлургическим заводом Баташевых, ныне известное как Гусь-Железный.
Каждый день по зыбучим пескам скрипели купеческие обозы, пылили барские кареты, топали пешие путники. В погосте на невеликой речке с ласковым названием Лавсинка, притоке Колпи, с давних пор на высоком месте стоял деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на купол которого, покрытый серебристым лемехом и увенчанный осьмиконечным крестом, привычно крестились проезжавшие и проходившие мимо.
В дореформенную пору Лався входила в состав обширного Владимирского уезда, а после учреждения императрицей Екатериной II Владимирского наместничества погост оказался включен в новообразованный Меленковский уезд. В XVIII — первой половине XIX веков Лався принадлежала помещикам Чихачевым — известному владимирскому дворянскому роду, представители которого прославились своей благотворительностью и меценатством, открыв первую в истории Владимирской губернии сельскую общественную библиотеку, построив несколько храмов и даже восстановив целый монастырь.
В пору строительства деревянной Покровской церкви в Лавсе ее помещиком являлся отставной полковник Николай Федорович Чихачев, которому наследовал его племянник корнет Петр Александрович Чихачев, а потом сын последнего майор и кавалер Павел Петрович Чихачев. Им в селе принадлежало более 240 крепостных «душ», то есть крестьян мужского пола, так как крестьянки тогда считались почти бесплатным приложением, и цена населенных имений измерялась числом работников. Всего же в Лавсе при Чихачевых проживало более 500 человек.
Через Чаур
Во второй половине XIX века значение Лавси в связи с увеличением интенсивности движения по владимирско-касимовскому тракту еще более возросло. В составе Меленковского уезда была учреждена отдельная Лавсинская волость, а в самом селе появилось волостное правление — аналог сельской администрации.
В начале 1900-х годов в Лавсе насчитывалось 98 крестьянских дворов, а численность населения достигало 720 человек. В 1936 году во время очередных административно-территориальных преобразований село Лався оказалось перечисленной из Меленковского района Ивановской области (тогда самостоятельной Владимирской области не существовало) в Бельковский район соседнего Рязанского региона.
Путь от Чаура к Лавсе. До 2010-го там росли вековые сосновые боры
В августе 1944 года, когда была образована Владимирская область, граница между ней и Рязанской областью прошла всего в двух километрах севернее Лавси. Всего четырьмя километрами севернее от села находится маленькая деревенька Кочетки — еще владимирская.
Между этими селениями почти непроезжая лесная дорога, напрочь «убитая» лесовозами. Поэтому попасть в Лавсю напрямую из Владимирской области (со стороны поселка Колпь) практически невозможно. Единственный путь — из окрестностей Гуся-Железного через сельцо Чаур (тоже прежде меленковского селения) по грунтовой дороге длиной почти в 16 км в направлении строго на север вдоль линии электропередачи.
До Чаура дорога идет через сосновый бор, проехать там достаточно легко. Чаур на речке Чаурке — центр местной лесной «цивилизации»: там находятся магазин в старом купеческом доме, ФАП в новом здании, почта, клуб и даже библиотека.
Забытый храм
Далее, согласно карте, путь на Лавсю проходит через сплошной лес, однако теперь там почти безлесая пустыня с редкой порослью и штабелями бревен. Летом аномально жаркого 2010 года как на юге 33-го региона, так и на севере 62-го вовсю бушевали лесные пожары. Тогда огонь дошел почти до самой Лавси, его удалось остановить лишь за несколько сотен метров от крайних с южной стороны сельских домов.
Теперь на протяжении нескольких километров по пути в Лавсю можно видеть лишь обгорелые пеньки и отдельные, чудом уцелевшие стволы, а также бесконечные делянки вынужденного лесоповала. Зрелище грустное и унылое.
Грунтовая дорога по зыбучим пескам там сильно разъезжена лесовозами, а зимой ее то и дело заносит снегом, однако движение там достаточно интенсивное, так как ныне Лався — не просто дальнее село, но одновременно и дачный поселок. Асфальтированных или хотя бы щебеночных дорог туда нет.
Неглубокая речка Лавсинка, с быстрым течением, петляющая в глубокой низине, разделяет село на две почти равные половины. Чуть ниже по течению речка запружена и разливается почти как Колпь. Слева от дороги в южной части, недалеко от моста с дощатыми перилами, находится уникальная Покровская деревянная церковь.
Сегодня ее здание — традиционный восьмерик на четверике, окруженный кустарником, — наполовину разрушено и обветшало, ощутимо накренилось в северную сторону и лишь только чудом еще не рухнуло окончательно. На окнах остались старые кованые решетки. Завершение здания утрачено.
Звонница уничтожена полностью, трапезная — более чем наполовину, причем сквозь ее развалины проросли молодые березки. Сравнительно целым остался лишь алтарь. Вокруг церкви — полуразрушенная ограда из красного кирпича с уцелевшей аркой ворот.
Рядом с храмом стоит недавно сооруженная небольшая деревянная входная часовня с небольшим окошком, увенчанная массивным металлическим крестом с ранее рухнувшего церковного купола.
Назад, к Меленкам!
Судьба Покровской церкви в селе Лався бывшего Меленковского уезда очень схожа с историей деревянного Преображенского храма в селе Языково Судогодского уезда — ныне Судогодского района нашей Владимирской области. И там, и тут оба памятника как бы охраняются и числятся в соответствующих реестрах, но на практике в течение нескольких десятков лет абсолютно ничего не сделано для сохранения уникальных объектов.
Примечательно, что в 1905 году далеко не все грамотные и образованные лавсинцы, зная историю своего храма, которому тогда уже исполнилось 128 лет, своими силами провели его реставрацию: разобрали, заменили подгнившие элементы и бережно собрали заново. Теперь же постаревший еще на 110 лет памятник оказался никому не нужен на фоне бесконечных разговоров на различном уровне о необходимости сохранения культурного наследия.
Местные жители до сих пор хорошо помнят, что их село на протяжении нескольких столетий подряд, еще со средневековья, входило во Владимирский уезд, а потом еще почти 160 лет — в Меленковский. 79-летнее пребывание в Рязанской области — всего лишь временной период, сравнимый с жизнью одного поколения.
Лавсинка летом
На охоту и за грибами-ягодами лавсинцы ходят преимущественно во Владимирскую область, благо что границы между двумя регионами на местности там никак не обозначены, а вокруг — сплошные леса да болота. Кстати, среди собак в Лавсе по большей части охотничьи лайки.
Николай Фролов
Село Ласицы. Загадка топонима
Деревня Ласицы, расположенная на севере Сасовского района Рязанской области, в непосредственной близости от крутого берега реки Мокша, привлекает ласковостью своего названия и определенной загадочностью, легкой непонятностью его.
Русская деревня, образованная не менее четырех сотен лет назад, расположена в окружении не менее интересных сел Поляки Майдан и Шевали Майдан, является также ярким образцом многочисленных загадочных топонимов Рязанской области, сформированных круговертью народов и племен, населяющих ее на протяжении веков.
Название деревни, некогда села, звучит достаточно по славянски, и в тоже время непривычно.
По словарям, да и в обиходной речи, ласица это пушной зверек, ласка, родственник норки, горностая, куницы и так далее.
Но в современном русском языке срединной России оно не используется, являясь субъектом южнославянских словарей.
Местные краеведы в большинстве случаев воспроизводят народную версию происхождения топонима.
Якобы в местных лесах водилось много лосей, и село вначале писалось как Лосицы, став впоследствии Ласицами.
Но долгое изучение доступных архивных источников показало, что Лосицами село никогда не было.
В качестве авторитета могу сослаться на Сасовского краеведа Сергея Пичугина, проделавшего огромный труд в преддверии 400-летия города Сасово и выложившего бесценную подборку архивных выкопировок в одноименной группе социальной сети «Однокласники».
Село упоминается в писцовых книгах мордовских сел Кадомского уезда в Замокшенском стане 1629-30 годов под названием ЛАВСИЦЫ как бортный участок.
И вот эта неизвестно каким образом вклинившаяся буква В в привычное славянскому уху слово Ласица отмела напрочь все легко объяснимые версии.
Топоним Лавсицы присутствует в документах весь 17 и 18 век.
В конце 18-го века село на картах Тамбовской губернии указано как Власицы, что вполне может быть ошибкой писаря, а с 19-го века село именуется Ласицами.
Как видно теперь, лосиное подтверждение происхождения топонима испытания не выдерживает.
Но в Рязанской области, а именно в Касимовском районе есть повторение данного топонима.
Это село Лався, расположенное на речке Лавсинка.
Значит, существовал в районе расположения рассматриваемых сел и речек некий диалект, в пределах использования которого топонимы и гидронимы с общей основой Лався были понятны.
Ряд авторов делает ссылку на существование слова ЛАВСЯ у мордвы Эрьзя, представители которой, мордва Шокша, живут неподалеку, в нынешнем Теньгушевском районе Мордовии.
В языке Эрьзя слово ЛАВСЯ трактуется как Колыбель или Полочка.
Данное объяснение тоже дает мало оснований для выяснения смысла топонимов с основой Лався.
Но в поисках истины было найдено и такое толкование мордовского слова: МОСТКИ.
Чем оно далеко от Полочки?
Полочка, доска, переброшенная через ручей…..
Кстати, подобные аналогии словообразования есть и в русском языке.
Река Мостья в той же Рязанской области, и еще много рек под названием с основой МОСТ.
Старая женщина из Брянско глухой деревни называла мостами длинные доски, брошенные в грязь и играющие роль тротуаров…..
Корень ЛАВ, кстати, ведет свою историю из Санскрита и имеет свои однокоренные аналоги в балтских языках и других.
Та же всем известная лавка в русском языке представляет собой длинную доску, закрепленную определенным образом.
И в то же смысле во многом употребляется в мордовской языке.
И поскольку других толкований слова ЛАВСЯ в плане топонимика нет, то вполне реально выдвинуть версию:
ЛАВСИНКА, ЛАВСИЦА — речка с мостками.
ЛАВСЯ, ЛАВСИЦЫ – населенный пункт на одноименном ручье.
И последний вопрос.
Кто же был носителем данного топонима?
Регионы, имеющие данные топонимы и гидронимы, объединял загадочный народ МЕЩЕРА.
Он не оставил письменных памятников и растворился как таковой где -то в 10 веке.
Его пытаются примерить к себе и русские, и мордва эрьзя, и татары мишари….
Да и был ли он?
Но, наверняка, тот народ имел свой язык, либо диалект, либо сленг, оставивший память о себе в реках и ручьях.
Вымирают названные деревни… вместе с ними исчезнет память….
И вполне возможно, что мы те из последних, кто пытается найти ответы на оставленные нам загадки….
Лався. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
До 1777 года Лався была деревней, а приходская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы находилась в сельце Щербакове, которое при образовании губерний отошло к Рязанской губернии, а прежде значилось в Русской десятине патриаршей, а потом Синодальной области. В патриарших окладных книгах эта церковь писалась так: „церковь Покров Пречистые Богородицы в Русской волости на лесу» существовала она с самого начала XVII столетия. В 1777 году помещик Зыбин перенес церковь в село Лавсю, а вместе с церковью был переведен сюда и причт.
Церковь эта деревянная, сохранилась без существенных изменений и до настоящего времени (кон. XIX века); престолов в ней три: главный — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезе — во имя Архистратига Михаила и св. бессребреников Космы и Дамиана.
Утварью, ризницей и Святыми иконами церковь не богата. Из Святых икон особенно чтима прихожанами икона св. пророка Илии, украшенная серебро-позлащенной ризой; икона эта почитается «явленной»; явилась она, по преданию, в глухой лесистой местности в 8-х верстах от села Веркуц и затем поступила в Лавсинскую церковь. На месте явления иконы существует деревянная часовня, в которую 20-го июля бывает крестный ход из села Веркуц. В этот день около часовни благодаря многочисленному стечению народа устраивалась ярмарка, но заводчик Баташев воспретил её, опасаясь что его рабочие, будут здесь продавать изделия завода; а чтобы более не было и повода к собранию здесь народа, самую икону прор. Илии Баташев передал в церковь села Лавси.
Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается: от службы и требоисправлений, от хлебного сбора и земли церковной до 660 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 83 кв. саж., пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес.; из 30 дес. пахотной земли 15 дес. совсем негодны для земледелия; как сыпучий песок; плана на эту землю не имеется. По недостатку этой земли и взамен церковной земли, бывшей в сельце Щербакове, в 1850 году из дач наследников Баташева отведено еще в пользу причта 30 дес. пахотной и 3 дес. сенокосной земли; план и межевая книга на эту землю имеются.
Приход состоит из села Лавси и деревень: Таланова (10 вер. от церкви) и Руднева (5 вер.) и из Колпского выселка, где проживают безземельные мастеровые с завода М. Баташева (10 вер. от церкви); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 873 души мужского пола и 978 женского.
В Лавсинском приходе имелись четыре народных школы: в селе Лавсе земская мужская школа и церковно-приходская женская; в первой учащихся в 1896 году было 31 мальч., а во второй 11 дев., в Колпском выселке земская школа, в дер. Таланове школа грамоты, в первой в 1896 г. было учащихся 37, а во второй 16.
В деревне Лався Касимовского района полностью сгорел древний деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы. В ночь на 12 октября 2018 перед храмовым праздником случился пожар, уничтоживший всё, что осталось от старинного деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. История храма недостаточно исследована, но реставраторами при осмотре были зафиксированы следы неоднократных перестроек, а с XIX века сохранились сообщения о переносе церкви начала XVII в. в Лавсю из другого села. В таком случае, к моменту своей гибели утраченной святыне было более 400 лет.
Как сообщает на своей странице в социальной сети «Вконтакте» настоятель Троицкого храма п. Гусь-Железный Касимовского района протоиерей Серафим Правдолюбов, к приходу которого относится с. Лався, «сгорела вся купольная часть древнего храма. Жители увидели стремительно охватываемое пламенем здание — слишком скоро огонь охватил все стены по окружности строения. Строящийся рядом маленький храм не пострадал. Предположение — намеренный поджог». По факту пожара правоохранительными органами ведется следствие.
С 2011 г. церковь была зафиксирована в статусе выявленного объекта культурного наследия (приказ комитета по культуре и туризму Рязанской области от 14.04.2011 № 269). Концепция сохранения памятников деревянного зодчества и включения их в культурный оборот до 2025 года, которая планируется к утверждению Министерством культуры Российской Федерации, предусматривала отнесение данной церкви к группе особо ценных памятников деревянного зодчества с присвоением статуса федерального памятника истории и культуры. Благотворительным фондом «Белый ирис» в рамках проекта «Культурный код» (реализуется за счет средств президентского гранта в нескольких регионах, в Рязанской области партнером является Касимовская епархия) в сентябре 2018 года было проведено обследование, обмеры и осуществлена фотофиксация, планировалась разработка проекта консервационных и первоочередных противоаварийных работ. Теперь архитекторы, задействованные в проекте, будут помогать при переборке сгоревшего храма, что позволит изучить и собрать сохранившиеся металлические элементы, а также исследовать остатки венцов и определить характерные особенности конструкции.
Православная Мещера