Содержание
- Крестное знамение
- Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
- Смысл православного креста
- Как правильно креститься православным крестианам
- Немного истории
- Сила креста
- Как правильно налагать на себя Крестное Знамение
- Как правильно накладывать Крестное знамение ?
- Православие
- Католицизм
- Примечания
- Ссылки
- Литература
Крестное знамение
- Крестное знамение Богословско-литургический словарь
- Крестное знамение Святые отцы и учителя Церкви
- Крестное знамение преп. Оптинские старцы
- Крестное знамение прав. Иоанн Кронштадтский
- О крестном знамении прот. Серафим Слободской
- Крестное знамение игумен Марк (Лозинский)
- О крестном знамении и его силе прот. Николай Успенский
- Крестное знамение преп. Амвросий Оптинский (Гренков)
- Крестное знамение прот. Димитрий Владыков
- Крестное знамение преп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
- О крестном знамении мученик Николай Варжанский
- О Крестном знамении мученик Николай Варжанский
- «Воцерковление для начинающих» свящ. Александр Торик
- О перстосложении для крестного знамения проф. Н.И. Субботин
- Крестное знамение еп. Виссарион (Нечаев)
- Крестное знамение архим. Макарий (Веретенников)
- Перстосложение
Кре́стное зна́мение – осенение знамением Креста, внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос; при этом осеняющий выражает внутреннюю веру во Святую Троицу; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к Богу, надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на спасение.
Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.
Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.
«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485).Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.
Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.
Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).
Преподобный Антоний Великий говорит о силе крестного знамения против демонов: «Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: “Мы – ангелы”, не внимайте им – потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь. Тогда увидите, что они сделаются невидимыми, потому что боязливы и особенно страшатся знамения креста Господня. Ибо, крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель» (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах. 35).
В «Лавсаике» рассказывается о том, как авва Дорофей, сотворив крестное знамение, выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид: «Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: “Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны”».
Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста» (Димитрий Ростовский, святитель. Житие преподобного отца нашего Венедикта. 14 марта).
Протоиерей Василий Шустин (1886–1968) вспоминает о старце Нектарии Оптинском: «Батюшка говорит мне: “Вытряси прежде самовар, затем налей воды, а ведь часто воду забывают налить и начинают разжигать самовар, а в результате самовар испортят и без чаю остаются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кувшине; возьми его и налей”. Я подошел к кувшину, а тот был очень большой, ведра на два, и сам по себе массивный. Попробовал его подвинуть, нет – силы нету, тогда я хотел поднести к нему самовар и налить воды. Батюшка заметил мое намерение и опять мне повторяет: “Ты возьми кувшин и налей воду в самовар”. – “Да ведь, батюшка, он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть”. Тогда батюшка подошел к кувшину, перекрестил его и говорит: “Возьми”, – и я поднял и с удивлением смотрел на батюшку: кувшин мне почувствовался совершенно легким, как бы ничего не весящим. Я налил воду в самовар и поставил кувшин обратно с выражением удивления на лице. А батюшка меня спрашивает: “Ну, что, тяжелый кувшин?” – “Нет, батюшка. Я удивляюсь: он совсем легкий”. – “Так вот и возьми урок, что всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что это делается как послушание”. Но я был прямо поражен: как он уничтожил силу тяжести одним крестным знамением!» (См.: Шустин Василий, протоиерей. Запись об Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. М., 1991).
***
Вначале христиане крестились одним перстом, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. После Никейского вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились еще двумя перстами, каковой обычай перешел и на Русь. Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было положено креститься тремя перстами (символ троичности). Но, в силу отрыва Руси от Византии, этот обычай не был введен на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.
С.А. Левицкий
Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. В воскресенье на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.
Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).
Поклонение Кресту. Оборотная сторона иконы «Спас нерукотворный». XII век
– Владыко, как и что можно крестить в быту?
– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».
Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего это – действенное духовное оружие. Совершение крестного знамения требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той духовной силе, которой обладает образ Креста.
«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.
– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?
– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.
Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».
В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.
Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.
Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки – Можно ли креститься в перчатках?
– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.
– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.
— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».
Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».
Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.
При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.
– Что делать, если найдешь крест?
– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.
– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?
– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.
Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.
– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?
– Можно, конечно, и мысленно крестить. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Вместо щита ограждай себя честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение… Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен».
Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.
Книжная миниатюра. Византия. XI век. Афонские библиотеки – Нужно ли креститься, видя храм?
– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.
– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?
– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
Ходить без нательного креста считалось на Руси большим грехом. Слову и клятве человека без креста не доверяли, а о бессовестных и злых людях говорили, что «креста на них нет». В народе понимали, что нельзя спать без креста, снимать его во время купанья – человек остается тогда без защиты против злых сил. Даже для бани изготавливались специальные «банные» деревянные кресты, которые надевались вместо металлических, чтобы не обжечься. Тем более в храм нужно приходить с нательным крестиком, который дан нам при Крещении и является символом нашего спасения и духовным оружием.
– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?
– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез… Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.
Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.
В настоящее время все православные, посещающие храм регулярно, знают, что такое крестное знамение, и как его совершать. Но что именно оно означает, для чего это надо делать, знают не все. Стоит поговорить об этом подробнее.
Смысл православного креста
Крест – это исповедание веры православных христиан. Оно напоминает о крестных страданиях Спасителя, которые Он претерпел для спасения грешников из ада и возвращения в Царство Небесное. Вообще смерть на кресте считалась самой страшной и позорной смертью. Ей предавались мужчины, совершившие особо тяжкое преступление. На кресте руки и ноги прибивались гвоздями. Смерть наступала от удушья, разрыва сердца и потери крови. Умирали на кресте мучительно в течение долгих часов, а иногда и суток.
фильм М.Гибсона «Страсти Христовы»
Христос избрал самую мучительную смерть для того, чтобы взять на Себя грехи всего человечества. Теперь грешники могут покаяться Ему и получить прощение тут же, благодаря такой страшной жертве Христа. Люди до конца не осознают всю важность и величие подвига Спасителя ради них. Как и то, что мучения на кресте выглядели намного страшнее, чем это показано на иконах, картинах и даже голливудских фильмах.
Всем известен фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», который смотреть просто невозможно из-за обилия кровавых сцен и мучений. Но даже он не смог передать весь ужас страданий Христа. На кресте люди находились совершенно нагими, и все смотрели на них. Христос перед этим претерпел жестокие избиения, бичевание, поэтому тело Его превратилось в кровавую массу. Потом Он нёс перекладину от креста до Голгофы.
Для того, чтобы руки держались на перекладине, их растягивали, в результате, суставы рук были вывихнуты. Кроме боли от гвоздей и вывиха, Он испытывал страшное удушье и жажду. Ему приходилось постоянно двигаться, чтобы глотнуть воздуха, Он не висел неподвижно, как в фильме. У Него было обезвоживание, пульс поднялся до 200, давление упало до 70 на 40. Христос испытывал сосудистый коллапс и сильную сердечную недостаточность. У него были сильные судороги. Кроме того Он испытывал Богооставленность, Отец Небесный отвернулся от Него. Это, пожалуй, было самым страшным мучением для Него.
Все это Христос испытал для того, чтобы взять на Себя грехи всего человечества, чтобы мы смогли попасть в Царство Небесное. В таких страданиях за людей видно не только огромное терпение, но несказанная любовь. Ведь все это Он принял на Себя добровольно!
Именно поэтому крест как символ говорит верующим о многом. Православные относятся к нему очень благоговейно. Нельзя изображать, например, кресты на полу, чтобы не наступить на них нечаянно. В каждом доме у верующих есть распятие, которому они кланяются и лобызают его.
Поэтому верующие осеняют себя как можно чаще крестным знамением в знак почитания крестных мук Спасителя. Апостол Павел писал: «крест для иудеев – соблазн, для эллинов – безумие, а для нас – Божия сила и премудрость», также: «мертвость Господа в теле моем ношу».
Как правильно креститься православным крестианам
Православные для совершения крестного знамения складывают пальцы правой руки в щепотку. Три пальца, сложенные воедино, означают Святую Троицу: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Остальные два пальца, прижатые к ладони, означают двойственную природу Христа (Бога и Человека), сошедшего на землю.
Такими сложенными пальцами надо осенять сначала лоб (для освещения мыслей), потом грудь (во освящения чувств), потом правое плечо и левое (для освещения дел).
Многие старообрядцы ратуют за правильность своего, двуперстного знамения, ссылаясь на то, что священники и святые на иконах благословляют именно двумя перстами. Но священник при благословении складывает пальцы особым образом, чтобы получились буквы имени Христа: IC XC. И таким образом он не сам крестится, а благословляет народ. Тоже самое касается и икон.
Немного истории
Первые христиане уже изображали на себе знамение креста. Но они это делали сначала одним перстом, изображая его на челе или груди, или осеняя пищу и жилье. Потом в четвёртом веке появилось широкое крестное знамение, похожее на современное, но опять же, его изображали на себе одним пальцем.
Святой Ефрем Сирин, живший в четвертом веке, призывал всех христиан осенять себя и всё вокруг крестным знамением. В шестом веке появилось первое упоминание о триперстном крестном знамении.
В девятом веке триперстное знамение сменилось двуперстным. Это произошло при появлении ереси монофизитов, которые говорили о том, что у Христа была лишь одна природа. В опровержение этой ереси верующие стали креститься двумя перстами, доказывая двоякую природу Спасителя.
Триперстное знамение вернул патриарх Никон в двенадцатом веке. Тогда случился самый обширный раскол в истории Церкви. Старообрядцы отстаивали правильность двуперстного знамения, за что были отвержены.
Сила креста
Зная о силе спасительных мук Христа, бесы боятся крестного знамения как огня. Поэтому святые отцы советовали как можно чаще осенять себя крестным знамением, а также пищу, воду для питья, мебель, кровать, стол, жилище и т.д. Таким образом, отгоняется лукавство врагов и освящается естество.
Много раз крестное знамение спасало людей даже от смерти. Перекрестив отравленную пищу, верующие оставались живы. Есть описанные многочисленные случаи.
В Древнем Патерике рассказан случай о том, как одному монаху явились бесы в образе ангелов света и уговаривали его сесть в огненную колесницу, чтобы унестись на Небо, подобно пророку Илии. Но монах, который уже занёс ногу на колесницу, осенил себя крестным знамением. В результате бесовское искушение разрушилось, колесница исчезла, а сам монах увидел себя на краю пропасти. Если б он послушал бесов и сел в колесницу, то упал бы с обрыва и разбился насмерть.
Другой случай рассказывает, как один святой запер беса в сосуде с помощью крестного знамения.
Мы всегда должны осенять все вокруг и себя крестным знамением, чтобы избежать стрел лукавого и смертельной опасности. Но делать это надо с особым благоговением и внимательностью, медленно и не торопясь.
О том, как правильно креститься православным христианам
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
Как правильно налагать на себя Крестное Знамение
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы Божескую и человеческую.
Неправильный Крест — |
Правильный Крест |
Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших сил телесных.
Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу — грешим, грех этот называется кощунством. Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т.д. Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.
К сожалению, некоторые неправильно наносят на себя Крестное знамение, опрокидывая на себя Крест Христов, — это победное знамение Христово над диаволом. Тому бесы радуются. Приведенный здесь рисунок дает полное наглядное объяснение.
Да сохранит нас Господь от всяких, даже самых малейших, отклонений от исконно-православной веры Христовой.
Григорий Тельнов
Тайна крестного знамения
Ученые экспериментально доказали, что крестное знамение убивает микробы и изменяет оптические свойства воды.
Мы подтвердили, что идущий с древности обычай крестить пищу и питье перед трапезой имеет глубокий мистический смысл, — рассказывает физик Ангелина Малаховская. — За ним скрыта и практическая польза: еда очищается буквально за мгновение. Это великое чудо, которое происходит буквально каждый день. Свои исследования силы крестного знамения Ангелина Малаховская проводила по благословению церкви почти десять лет. Была проведена большая серия экспериментов, которые многократно перепроверяли, перед тем как обнародовать результаты.
Они феноменальны: выявлены уникальные бактерицидные свойства, появляющиеся в воде от ее освящения православной молитвой и крестным знамением. Открыто новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего преобразовывать структуру воды, значительно повышая ее оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра.
Сама возможность этих исследований для Ангелины Малаховской и ее коллег-петербуржцев стала чудом — они не финансировались, не входили в тематику НИИ. Но православные ученые выполнили огромнейший объем работ безвозмездно — лишь для того, чтобы дать людям возможность ощутить и увидеть целительную силу Бога.
Эксперимент
Ученые проверили действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы воды из различных водоемов — колодцев, рек, озер. Во всех пробах содержались кишечная палочка, золотистый стафилококк. Но оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить пробы крестным знамением, то количество вредных бактерий может уменьшиться в 7, 10, 100 и даже более, чем в 1000 раз!
По условию эксперимента — для исключения влияния возможного мысленного внушения — молитву читали и верующие, и неверующие люди, однако число патогенных бактерий в разных средах (с различным набором бактерий) все равно уменьшалось по сравнению с контрольным образцом.
Благотворно влияние молитвы и крестного знамения на человека — у всех испытуемых стабилизировалось давление, улучшались показатели крови. Удивителен тот факт, что показатели менялись в точно требуемом для исцеления направлении: у гипотоников давление повышалось, у гипертоников — снижалось.
Было замечено, что если крестное знамение человек накладывал на себя небрежно, нечетко сложив троеперстие пальцев, или не касался необходимых точек (середины лба, центра солнечного сплетения, углублений правого и левого плеча), то положительный результат воздействия был намного ниже или вообще отсутствовал.
Знамение
Ученые измерили оптическую плотность воды до и после наложения на нее крестного знамения и освящения. — Выяснилось, что оптическая плотность по сравнению со своим исходным значением до освящения повышается, — объясняет Ангелина Малаховская. — Это означает, что вода как бы РАЗЛИЧАЕТ смысл произносимых над ней молитв, запоминает это воздействие и хранит его сколь угодно долго — в виде увеличения значения оптической плотности. Она как бы насыщается светом. Человеческий глаз уловить эти целительные изменения структуры воды, конечно, не может. Но прибор спектрограф дает объективную оценку этого явления.
Крестное знамение изменяет оптическую плотность воды практически мгновенно. Оптическая плотность водопроводной воды, освящаемой совершением над ней крестного знамения обычным верующим, мирянином, в православном сложении пальцев правой руки, повышается почти в 1,5 раза! А при освящении священником — почти в 2,5 раза! То есть получается, что вода «различает» степень освящения — мирянином или священником, у которого пальцы правой руки сложены для благословения так, что изображают первые буквы имени Христа.
Интересен результат освящения воды крещеным, но неверующим человеком, не носящим нательный крест. Оказалось, что вода «различает» даже степень веры — оптическая плотность изменилась только на десять процентов! Воистину — «по вере вашей — да будет вам!»
Поскольку человеческий организм состоит более чем на две трети из воды, это означает, что в нас Богом была заложена при сотворении такая система физических каналов, регулирующих все биохимические процессы в организме, которая четко «узнает» имя Иисуса Христа!
Можно сказать, что крестное знамение — это генератор света. Ни при каких других сложениях пальцев рук (ладонью, или при небрежном сложении пальцев, быстром неблагоговейном махании руками) никаких изменений (увеличения) оптической плотности водопроводной воды нами не выявлено.
Как правильно накладывать Крестное знамение ?
Как правильно креститься православным?
Как правильно креститься, должен знать каждый христианин. Крестное знамение имеет большую силу, и потому его надо совершать с благоговением и молитвой. Креститься нужно тремя перстами. Это значит, что складывают вместе кончики трех пальцев правой руки – большого, указательного и среднего. Две других пальца прижимают к ладони. Три пальца, сложенных вместе означают три Лица Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. А два пальца, прижатых к ладони, символизируют две природы Господа Иисуса Христа – божественную и человеческую. Крестное знамение наносят на себя следующим образом: сначала касаются тремя сложенными пальцами лба, затем живота, затем правого плеча и наконец левого. При этом произносят слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Таким образом получается, что при нанесении на себя крестного знамения мы крестимся правой рукой и наносим его справа налево. То, как крестятся православные, отличается от того, как наносят на себя крестное знамение католики. Одним из отличий является то, какой рукой крестятся православные: они крестятся правой рукой. Другим отличием является то, что православные крестятся справа налево, а католики – слева направо. Как нужно правильно креститься следует объяснять детям с раннего детства. Кроме необходимого внешнего запоминания правильного нанесения крестного знамения детям нужно объяснять смысл производимых действий. Верующие люди осеняют себя крестным знамением очень часто и в разные моменты своей жизни: и в радости, и в горести, перед началом всякого доброго дела и по его завершении, перед отхождением ко сну и после его пробуждения, в момент опасности и после того, как опасность миновала, во время молитвы и богослужения. Неспроста в народе бытует такая поговорка: когда кажется, креститься надо. Она связана с тем, что бывают ситуации, когда человек что-то видит, но не уверен в своем верном понимании увиденного. Он тогда говорит, что ему это кажется, так как он не уверен. В христианских духовных текстах есть много случаев описания действия лукавых сил на зрение и воображение человека. Если человек осенит себя крестным знамением, то тогда эти наваждения проходят, и он видит верное состояние вещей.
Как правильно креститься в церкви?
То, как правильно креститься в церкви, соответствует тому, как нужно креститься христианам. В церкви надо внимательно наблюдать за тем, в какие моменты наносят на себя крестное знамение все верующие люди. Во определенные моменты и слова, произносимые священником при богослужении, молящиеся осеняют себя крестным знамением. Конечно, в этот момент они не произносят слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Это они делают мысленно или молятся словами той молитвы, которую слышат в данный момент. В церкви есть свои обычаи, правила и установления. Та поговорка, которая относится к монастырю – в чужой монастырь со своим уставом не лезут – можно сказать, что относится и к церкви. Когда мы заходим в храм, то должны выполнять требования ради уважения к другим верующим людям. Это относится не только к правильному нанесению крестного знамения и в нужные моменты, но также и в форме одежды. Женщинам нужно заходить в церковь с покрытой головой, в закрытой, не вызывающей одежде, не в брюках, а в юбке или платье. В летнее время, даже если очень жарко, нужно стараться выбирать закрытую одежду из легких тканей. Мужчинам летом не стоит заходить в храм в шортах, а лучше одеть брюки и рубашку с длинным рукавом. Как надо правильно креститься, христианин должен привыкать с момента своего Крещения. В молитве «Символ веры» есть такие слова: исповедую едино Крещение во оставление грехов. Это значит, что человек раз в жизни принимает Таинство святого Крещения, во время которого священник его крестит во имя Пресвятой Троицы, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. С этого момента и на протяжении всей своей жизни он должен творить добрые дела во славу Божию, а не для удовлетворения собственной гордыни и самолюбия. При нанесении крестного знамения мы должны каждый раз вспоминать о цели наших действий, поступков, мыслей и всего направления жизненного пути.
Кре́стное зна́мение (церковнослав. «знак креста») в христианстве — молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение», «налагать на себя крестное знамение», «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова́ть(ся)». Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.
Стоглавый собор Русской православной церкви повелел совершать крестное знамение следующим образом:
А тако есть правѣ креститися, первѣе полагати рукою на челѣ своем, потомъ на персехъ, таже на правомъ плечѣ, потомъ на лѣвом, тоесть истинное воображенiе крестному знаменiю. |
Православие
В современном православии общепризнаны два варианта перстосложения: троеперстие и именословное перстосложение, которое используют священники (и архиереи) при благословении. Старообрядцы, а также единоверцы используют двоеперстие.
Троеперстие
Основная статья: Троеперстное сложениеРука, сложенная в троеперстии
Троеперстие — для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Если крестное знамение совершается вне общественного богослужения, принято произносить «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь», или иную молитву.
Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).
Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны как места спасённых и левой как места погибающих (см. Мф., 25, 31-46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.
Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы IC XC, то есть, инициалы имени Иисус Христос в греко-византийском написании. При благословении руку при начертании поперечной линии креста ведут сначала налево (относительно преподающего благословение), потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, сначала благословляется правое плечо, потом левое. Архиерей имеет право преподавать благословение сразу 2-мя руками.
Двоеперстие
Основная статья: ДвоеперстиеОдна из древнейших икон Христа (VI век, монастырь Святой Екатерины)
Двоеперстие (также двуперстие) преобладало до реформ патриарха Никона в средине XVII века и было официально признано в Московской Руси Стоглавым Собором. Практиковалось оно до XIII века и на греческом Востоке (Константинополе), быв позже вытеснено троеперстием.
Двуперстие было официально осуждено в Русской Церкви на Соборах в 1660-е. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны легитимными и анафемы на них принято считать, «яко не бывшие».
При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает Божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота, правого и левого плеча. Также подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку (впрочем, этого же правила придерживаются и в новом обряде, хотя и не так строго).
Старообрядцы не признают троеперстия, считая, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы обозначает ересь, согласно которой на Кресте страдала вся Троица, а не только Сын. По этой же причине не принято произносить при совершении крестного знамения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», вместо этого обычно произносят молитву Иисусову.
Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же двоеперстие.
Иконография
В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является достаточно распространённым элементом. Обычно так изображают священнослужителей, с рукой, поднятой для благословения, но иногда крестное знамение, как символ исповедания своей веры, изображают и на иконах святых без священного сана. Обычно святые изображаются с двоеперстием или с именословным перстосложением, крайне редко — с троеперстием.
Католицизм
На Западе, в отличие от православной Церкви, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и поныне существуют различные его варианты. Так, католические молитвословы, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты, обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов. В польской католической общине принято совершать крестное знамение пятью пальцами, открытой ладонью, в память о пяти ранах на теле Христа.
Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.
Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведёт так же, как и православный священник, то есть, слева направо.
Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.
Примечания
Ссылки
- Крестное знамение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Игумен Кирилл (Сахаров): «Пора бы возвращаться к нашему исконному двоеперстному крестному знамению» // Портал Кредо.ру, 30 апреля 2009