«Морской Эверест» покорен – Федор Конюхов уже на суше. Россиянин прошел одно из самых опасных мест на планете – печально известный мыс Горн .
И это похоже на чудо: на веслах, наперекор бушующим штормам и коварным течениям путешественнику удалось взять этот тяжелейший океанский рубеж. Страшно даже представить, что было бы, если бы лодку отнесло в Антарктиду. Сам Федор Конюхов признался, это было испытание самым тяжелым в его судьбе.
Так торжественно мореплавателя не встречали, пожалуй, со времен первой кругосветки Магеллана. Чилийские военные моряки строятся перед Федором Конюховым. Даже им не по себе от плавания в этих широтах Тихого океана – неистовых пятидесятых, а путешественник прошел их на веслах, это испытание называет самым сложным в своей жизни: «Такую экспедицию не надо делать – это на грани. Всего я совершил в своей жизни за 68 лет пятьдесят экспедиций, если взять их все вместе – этого еще не хватит».
Лодка успела обрасти ракушками после пути в одиннадцать тысяч километров. Из-за постоянных штормов перестало работать почти все оборудование, и во время финального отрезка Конюхов оказался между жизнью и смертью.
Команда Федора Конюхова сейчас прорывается сквозь девятибалльный шторм навстречу к путешественнику. Он должен финишировать здесь, в этом бушующем проливе Дрейка. Как раскачивается яхта – волны пять-шесть метров, ураганный ветер. Тот самый мыс Горн – печально известное место.
«Его называют «морской Эверест», в этом районе затонуло около пятисот кораблей», – рассказывает Бенджамин Уоллес, капитан яхты.
Мощные потоки воды разбиваются об острова Диего-Рамирес, здесь заканчивается Южный Тихий океан. Рекорд официально будет засчитан, как только Конюхов пересечет этот рубеж, но сразу за ним смертельно опасное течение, маленькая лодка может затеряться в нем словно песчинка.
В момент встречи будто вмешались высшие силы: в одночасье стихает ветер, выходит солнце, а стая чаек на горизонте словно указывает курс.
После пяти месяцев выживания в океане Федор Конюхов счастлив, что может просто увидеть родных и близких и слышать их голоса. Сейчас экипаж пытается взять на буксир лодку, для этого Конюхову нужно поймать канат, сделать это, конечно, очень сложно.
Остаться в лодке, чтобы не терять драгоценные минуты, встречная волна в проливе Дрейка бьет все сильнее. К вечеру шторм усилился. Качка такая, что можно выпасть за борту в ледяную воду, а это неминуемая гибель.
Сын Оскар отправляется в эту пучину за отцом на резиновой лодке. Двигаются на ощупь, по веревке – и вот путешественник, наконец, в безопасности. Он пожмет руки всем, кто помог ему вырваться из лап ледяного океана, крепко обнимет сына и что-то скажет только ему.
«Из ста пятидесяти дней сто дней шторма. Примерно 70% я не греб, а 30% – и то там, в начале», – рассказывает Федор Конюхов.
Видеокамера стала единственным свидетелем этой уникальной экспедиции. Редкий случай – Конюхову удается закинуть рыболовные снасти. Но вот океанская зыбь не дает даже выйти из каюты, четыре раза лодка переворачивалась на волнах размером с многоэтажный дом. Почти каждый день в серых тонах, наедине с океаном и самим Господом Богом: «Дедушка Николай Чудотворец мне помог, не было бы его, я бы не смог. Тянул, берег, тащил. Я жив, сейчас вместе с вами».
В своем плавании Конюхов вел дневники и делал наброски для своих будущих картин о тяжелых испытаниях, среди которых – «ворота в пролив Дрейка».
Содержание
- «Господи, неужели это конец?» — Федор Конюхов о том, как он однажды не умер
- Федор Конюхов, биография, новости, фото
- Биография Федора Конюхова
- Образование и служба Федора Конюхова
- Арктические экспедиции Федора Конюхова
- Антарктическая экспедиция
- Восхождения
- Сухопутные экспедиции
- Морские экспедиции и кругосветные путешествия
- Творчество
- Религиозный сан
- Семья Федора Конюхова
- Федор Конюхов — биография, информация, личная жизнь
- Федор Конюхов
«Господи, неужели это конец?» — Федор Конюхов о том, как он однажды не умер
Запись из дневника протоиерея Федора Конюхова, сделанная во время его одиночного плавания вокруг Антарктики в 2008 году.
15 февраля 2008 года, 20:09 Тихий океан.
До мыса Горн — около 4000 миль.
Пришло время передать координаты в штаб экспедиции, а я не могу — компьютер не отправляет письма. Антенна не получает сигнал. И я закричал в туман: «Господи! Я грешен во сто крат, чем остальные люди». Но вокруг был непролазный туман. Туман, туман.
Мне 57 лет, к старости я исхудал, но пока Господь отводит от меня хворь смертную. Тело мое чувствует все двести сорок восемь костей. Пока они слышны и не слышны.
Я стараюсь больше поститься, хочу, чтобы моим друзьям и любимым сыновьям было легко нести мое тело на кладбище в выдолбленном мной гробе из липы. Он похож обводами на мою весельную лодку, на которой я перегреб Атлантический океан.
Стрелки часов уже показывают два часа ночи. Слышу, как холодный ветер начал разворачиваться и треплет паруса. Мне невыносимо хочется спать, но придется выйти на палубу и настроить паруса по ветру и по курсу яхты, в кромешной темноте зарифить грот на одну полку — это трудная работа. Устал ужасно. Заползаю в штурманскую рубку и, не снимая мокрой одежды, падаю камнем и тут же засыпаю.
Как бы я ни уставал, замены у меня нет. Меня спасает мой характер: как бы ни было тяжело, я всегда верю в лучшее. Не поставил ли я себе слишком тяжелую задачу, выбрав маршрут вокруг Антарктиды не на выходе из Ревущих Сороковых и Неистовых Пятидесятых широт?
Вспоминается путь к Северному полюсу. Первый мой путь в одиночку.
3 марта 1990 года я стартовал с мыса Локоть Северной Земли к Северному полюсу. Помню, как улетел вертолет, на котором я прилетел к старту. И стало тихо-тихо. Я постоял, подумал, дойду ли до полюса, перекрестился и пошел. В этот день я шел недолго, часа два. Потом стал лагерем, чтобы собраться с мыслями и настроиться на длительный путь.
А путь был с марта по май, и, когда идешь в одиночку по прогибающемуся тонкому льду, то невольно думаешь о том, что будешь делать, если твои лыжи проломят его соленую серую корку, и ты вместе с рюкзаком и нартами начнешь опускаться в холодную воду Северного Ледовитого океана…
К вечеру 30 апреля я сошел с гряды торосов вниз и внезапно почувствовал под собой пустоту. Мои рукавицы наполнились снежной кашей, за которую невозможно держаться, ноги опустились под воду. Рюкзак на спине, словно надутый баллон, держал пока меня на плаву, да застрявшие в торосах нарты не дали окончательно уйти на дно Северного Ледовитого океана. Из моей груди вырывался тихий, не узнаваемый мною голос: «Господи, за что? Неужели это конец?»
А полюс был так близок! Вода проступила через комбинезон и нательное белье, жгучим холодом охватила тело до самой груди.
Взмолился: «Святой апостол Петр, покровитель путешественников, рыбаков и охотников! В рай ли ты мне уготовил дорогу?» Но не успел апостол Петр дотянуться до своих ключей, чтобы открыть двери рая, как я уцепился левой рукой за край льдины, а правой за ремень, связывающий меня с нартами. И я, чуя за спиной неминуемую гибель, изо всех сил вытянул свое тело на прочную льдину…
И вот 9 мая 1990 года я стоял в точке Северного полюса и радовался.
***
P.S. Протоиерей Федор Конюхов в 2008 году стал рекордсменом парусного похода Antarctica Cup Race Track вокруг Антарктиды в классе яхтсмен-одиночка. Сектор номер 12 в Южной Атлантике, проходящий по нулевому меридиану (Гринвич), назван его именем как первого чемпиона гонки Antarctica Cup 2008 — Сектор Конюхова. Сектор «Конюхов» находится восточнее сектора в честь первооткрывателя Антарктиды Фаддея Беллинсгаузена в Южном Атлантическом океане.
Таким образом, столь значимый сектор по «Нулевому Меридиану» на границе Западного и Восточного полушарий у берегов Антарктиды Фаддеем Беллинсгаузеном и Федором Конюховым навсегда закреплен за Россией.
Этот текст – фрагмент новой книги знаменитого путешественника, писателя и священника Федора Конюхова – «На грани возможностей» (издательство “Эксмо”), где автор рассказывает о самых драматических днях своего легендарного путешествия на яхте вокруг Антарктиды.
Эта книга о путешествии, которое продлилось 102 дня 1 час 35 минут и 50 секунд, зарегистрировано Всемирным парусным советом как мировой рекорд в рамках гонки Antarctica Cup Race Track. На протяжении 15 тысяч морских миль Федор Конюхов вел путевые заметки, которые и стали основой книги «На грани возможностей».
Федор Конюхов, биография, новости, фото
Биография Федора Конюхова
Федор Филиппович Конюхов родился на берегу Азовского моря в украинском селе Чкалово Запорожской области в обычной крестьянской семье. Отец будущего путешественника, Филипп Михайлович, происходил из рода архангельских рыбаков-поморов, а мать, Мария Ефремовна – уроженка Бессарабии.
Семья была многодетной – трое сыновей и две дочери. С раннего детства Федор привык к нелегкому сельскому труду в поле, на огороде. Отец рыбачил в Азовском море и часто брал сына с собой. Федор с удовольствием нес вахту рулевого, помогал вытаскивать сети. Отец Конюхова воевал в Великой Отечественной войне, дошел с советскими войсками до Будапешта и часто делился с детьми историями, связанными с военной частью своей биографии. Федор Конюхов родился в большой семье Много интересного рассказывал Конюхову и его дед Михаил, подполковник царской армии. Михаил Конюхов служил в одном гарнизоне со старшим лейтенантом Георгием Седовым, знаменитым русским полярным исследователем. Незадолго до своей последней экспедиции на Северный полюс, закончившейся трагедией, Георгий Седов оставил Михаилу Конюхову нательный крест с просьбой подарить его самому крепкому и смелому из детей, который сможет добраться до полюса. Завещание Седова довелось выполнить Федору Конюхову – он побывал на Северном полюсе трижды, один раз из которых достиг крайней точки планеты в одиночку, с крестиком Седова на шее.
Тяга к путешествиям, особенно морским, жила в Федоре с раннего детства. Стоя у руля рыбацкого суденышка, Федор всматривался в азовскую даль и мечтал побывать на противоположном берегу Азова. В пятнадцать лет он совершил свою первую экспедицию – пересек Азовское море на весельной лодке в одиночку. Готовился к этому несколько лет – практически все свободное время посвящал гребле, хождению под парусом и плаванию. Активно занимался также футболом и легкой атлетикой, а спал практически всесезонно на сеновале. А еще Федор любил читать и запоем «проглатывал» книжки Жюля Верна, Станюковича, Гончарова и других писателей-маринистов и путешественников. Федор Конюхов установил новый рекорд
Образование и служба Федора Конюхова
Уже в выпускных классах Конюхов понял, что море – его призвание. По окончании школы вопросов, куда поступать, не возникало – Конюхов пошел в Одесское мореходное училище (специальность судовой механик). Останавливаться на этом Федор не стал и поступил в Ленинградское полярное училище, получив по окончании вторую специальность – штурман-навигатор. Срочную военную службу Федор проходил на Балтийском флоте в Калининградской области. Во время службы в результате одного из конфликтных инцидентов со старослужащими Федор попадает на гауптвахту, откуда капитан третьего ранга, отбиравший самых отважных матросов в спецотряды, забирает его во Вьетнам. Два с половиной года Федор служит матросом на катере в спецотряде, задачей которого была поставка боеприпасов вьетконговцам.
После службы Федор оканчивает ПТУ №15 города Бобруйска в Беларуси по специальности резчик-инкрустатор.
Арктические экспедиции Федора Конюхова
Начало экспедиционно-исследовательской деятельности приходится на 1977 год. В этом году Федор организовывает переход на парусной яхте по маршруту Витуса Беринга в северной части Тихого океана. Будучи патриотом, следопыт стремился воспроизвести все условия, в которых наши соотечественники более трехсот лет назад плавали на утлых суденышках, открывали острова и заливы, исследовали Америку и основывали там поселения. Смелость Федора Конюхова удивляет Далее были экспедиции, преследовавшие подобные цели – Камчатка, остров Сахалин, Командоры. Долгое время Федор провел на Чукотке, осваивая науку езды на собачьих упряжках, строительства хижин из льда и выживания в экстремальных полярных условиях. К этому времени была поставлена цель – достичь в одиночку Северного полюса. Подготовка к экспедиции заняла несколько лет. Предшествовали беспрецедентному путешествию лыжный поход к Полюсу относительной недоступности во время полярной ночи, участие в канадской экспедиции по Баффиновой земле, трансантарктическая советско-канадская лыжная экспедиция СССР – полюс – Канада, первая автономная экспедиция к Северному полюсу «Арктика» в составе группы В. Чукова. Таким образом, к моменту начала собственного одиночного марш-броска Конюхов уже дважды побывал на Северном полюсе.
В 1990 году, получив достаточный опыт полярных исследований, Федор отправился к заветной цели на лыжах. Помимо тяжелого рюкзака, путешественник тащил на буксире нарты с провиантом и снаряжением. Спал Федор прямо на льду в палатке и спальнике. Путь был сложным – постоянно приходилось преодолевать торосы и полыньи, но Конюхов неуклонно приближался к полюсу. За 200 км до заветной цели Федор чуть не повторил судьбу Георгия Седова – во время торошения льда путешественник едва не погиб. Однако на 72 день путешествия Федор все-таки достиг Северного полюса, став первым в мире человеком, совершившим такое путешествие в одиночку. Именно тогда Конюхов выполнил завещание Седова. Конюхов путешествует по суше, по морю и по воздуху
Антарктическая экспедиция
Следующей целью Конюхова стал Южный полюс. В 1995 году отважный исследователь отправился в одиночную экспедицию в Антарктиду, достигнув в итоге крайней южной точки планеты на 59-й день похода и водрузив там флаг России. Во время продвижения к полюсу Конюхов вел целый ряд исследований: измерение естественного радиационного поля Антарктиды, физическое состояние организма в экстремальных условиях большой высоты (выше 5 тыс. м), недостатка кислорода, сильных ветров и низких температур.
По итогам экспедиции Конюховым было написано несколько научных работ, внесших неоценимый вклад в развитие полярной науки. За научно-исследовательскую деятельность и научные труды после этой экспедиции Конюхов был принят в почетные члены Русского географического общества.
Восхождения
Не только приполярные районы привлекают внимание отважного исследователя. Посетив Южный полюс, Федор завершил выполнение программы «Большой шлем» — посещение Северного, Южного полюса и горы Эверест. Конюхов стал первым россиянином, выполнившим «Большой шлем». Путешественник Федор Конюхов покорил много вершин История восхождений Конюхова по программе «Семь вершин мира» начинается в 1992 году, когда путешественник в одиночку покорил высочайшую точку Европы – гору Эльбрус. В том же году совместно с Евгением Виноградским Федор совершает восхождение на Эверест, высочайшую точку Азии и планеты. В рамках своей антарктической экспедиции исследователь 19 января 1996 года покоряет высочайшую точку южного континента – массив Вильсон. В марте того же года альпинист восходит в одиночку на Аконкагуа в Южной Америке, а в 1997 году завершает программу одиночным восхождением на вулкан Килиманджаро в Африке, австралийский пик Косцюшко и совместно с Владимиром Яночкиным покоряет сложнейшую вершину – североамериканскую гору Мак-Кинли.
В 2012 году Конюхов еще раз поднимается на Эверест в составе российской команды, восходившей на Джомолунгму в ознаменование тридцатилетнего юбилея первого покорения Эвереста советской альпинистской командой.
Сухопутные экспедиции
В 1981 году Федор Конюхов пересек Чукотку на собачьей упряжке в рамках подготовки к покорению Северного полюса. Готовясь к полярному марш-броску, Федор выбирал между двумя вариантами передвижения – лыжами и собачьей упряжкой. В итоге более перспективным он признал лыжное передвижение. В 1985 году Федор организовал пешеходную экспедицию по маршруту знаменитых исследователей тайги В. Арсеньева и Дерсу Узала.
Летом-осенью 1989 года Конюхов курировал совместный советско-американский велопробег по СССР Находка – Москва – Ленинград. Второй пробег из Находки в столицу России, на этот раз на внедорожниках, российско-австралийский, прошел летом 1991 года. В 2002 году Федор Конюхов организовал первую в истории России караванную экспедицию на верблюдах по следам Великого Шелкового пути на территории Калмыкии, Дагестана, Астраханской, Волгоградской областей и Ставропольского края. В 2009 году экспедиция получила продолжение – второй этап исследования прошел по маршруту Калмыкия – Монголия. Федор Конюхов не только путешественник, но и священник
Морские экспедиции и кругосветные путешествия
Морские путешествия занимают самую большую часть исследовательской деятельности Конюхова. Федор совершил более сорока уникальных морских экспедиций, 17 раз пересек Атлантический океан в одиночку, причем один раз – на весельной лодке в автономном режиме за 46 суток, поставив абсолютный мировой рекорд. Шесть раз Федор совершал кругосветные путешествия. Одно из этих путешествий на яхте прошло без остановок, в режиме «нон-стоп». Были и «серьезные», по словам путешественника, приключения – во время одной из кругосветок Федор серьезно заболел и попал в больницу на Филиппинах, В это время пираты угнали его яхту на соседний остров. Чтобы вернуть судно, Конюхову пришлось самому на время стать морским разбойником – он угнал катер у пьяных пиратов, чтобы вернуть свою яхту. Федор – постоянный участник и призер морских экстремальных гонок на парусных и гребных судах.
Творчество
В своих путешествиях Федор занимается не только исследовательской деятельностью. Он рисует и пишет книги. Всего из-под его кисти вышло более 3 тысяч картин. С 1983 года Конюхов – член Союза художников СССР. На момент принятия в Союз художников был самым молодым членом СХ СССР. Также Федор состоит в Московском союзе художников и скульпторов, является почетным академиком Российской Академии художеств. По итогам своих экспедиций Федором написано девять книг. Конюхов – член Союза писателей и Союза журналистов Российской Федерации. Федор Конюхов. Арктика 2013. Прелюдия
Религиозный сан
22 мая 2010 года Федор Конюхов принял сан иподиакона Русской Православной Церкви Московского патриархата. Рукополагал в иподиаконы Конюхова митрополит Киевский и всея Украины Владимир. После принятия сана Федор стал меньше времени посвящать путешествиям и экспедициям, однако не прекратил эту деятельность окончательно. В декабре 2010 года в Запорожье Конюхов, окончивший к тому времени Санкт-Петербургскую духовную семинарию, был рукоположен в священники и отправлен на служение в Запорожскую епархию.
Семья Федора Конюхова
Федор Конюхов женат на Ирине Анатольевне Конюховой, профессоре, докторе юридических наук. У них трое детей – общий сын Николай, старший сын Федора Оскар и дочь Татьяна – дети от первого брака. Оскар Конюхов также путешествует, занимается парусным спортом, является исполнительным директором федерации парусного спорта Российской Федерации.
У Федора шесть внуков – Полина, Филипп, Аркадий, Итэн, Блейк и Кейт.
Федор Конюхов — биография, информация, личная жизнь
Федор Конюхов
Фёдор Филиппович Конюхов. Родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалово Запорожской области. Российский путешественник, писатель, художник, священник Украинской православной церкви Московского патриархата.
Фёдор Конюхов родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалово (позже — Троицкое) Запорожской области.
Отец — Филипп Михайлович Конюхов, потомок архангельских рыбаков-поморов.
Мать — Мария Ефремовна, родом из Бессарабии.
Кроме Федора в семье было еще двое сыновей и две дочери.
С ранних лет собирался стать путешественником. И готовился к осуществлению своей мечты, в частности, научился плавать, нырять, купался в холодной воде, ходил на шлюпке с парусом и веслами. Часто Федор бывал на путине в Азовском море вместе с отцом.
Окончил профессионально-техническое училище № 15 города Бобруйска (ныне Бобруйский государственный профессионально-технический художественный колледж) по специальности резчик-инкрустатор. Затем — Одесское мореходное училище (судоводитель) и Ленинградское арктическое училище (судовой механик).
Обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии.
Первую экспедицию осуществил в 15 лет — пересёк Азовское море на вёсельной лодке.
В 1977 году организовал яхтенный поход в северной части Тихого океана — по маршруту Витуса Беринга и других мореходов. Путешествуя, Конюхов узнавал, как его соотечественники несколько веков назад открывали земли и заливы и основывали там поселения.
В 1989 году принял участие вместе с младшим братом Павлом в советско-американском велопробеге Находка-Ленинград. В 1991-м — советско-австралийский автопробег — Находка — Брест.
Федор Конюхов в молодости
Совершил в полярную ночь лыжный переход к Полюсу относительной недоступности, а также с канадскими путешественниками прошел по Баффиновой земле.
Затем добрался до Северного полюса в составе группы Д. Шпаро.
Также осуществил трансарктический лыжный переход СССР — Северный полюс — Канада. Далее было участие в первой автономной экспедиции «Арктика» к Северному полюсу во главе с В. Чуковым.
Многие из экспедиций Конюхов совершает в одиночку, но участвует и в группах. Главный лейтмотив путешествий яхтенного капитана — это море и океан.
В 1990-м, набравшись к тому периоду опыта лыжных полярных походов, Федор отправился в самостоятельный вояж к Северному полюсу, которого достиг через 72 суток, тем самым осуществив свою мечту и выполнив завет Георгия Седова.
В 1995-м Конюхов в одиночку форсирует ледовую пустыню Антарктиды и на 59-й день весьма нелегкого пути выходит в точку Южного полюса, впервые водружая там российский триколор. При этом в рамках похода он выполняет поручение Минатома, замеряя по пути к полюсу естественное радиационное поле Антарктиды, и просьбу медиков — оценивает свое физическое и психологическое состояние, выполняет прочие наблюдения.
В 1998 году Федор Конюхов стал заведующим лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Московской Современной гуманитарной академии.
В одиночку совершил три кругосветки:
1. В 1990-1991 годах: мореход стартовал из Сиднея, куда вернулся через 224 дня.
2. В 1992 году: он прошел на большой двухмачтовой яхте по маршруту Тайвань — Сингапур — Индийский океан — Красное и Средиземное моря — Гибралтар — Атлантика — Гавайские острова — Тайвань, заходя на все континенты и управившись за 508 дней.
3. В сентябре-мае 1999 года: обогнул весь Мировой океан (50 тысяч км) и прошел по маршруту порт Чарлстон — Кейптаун — Окленд — Пунта-дель-Эсте — Чарлстон.
19 мая 2012 года, в составе российской команды «7 Вершин» Фёдор Конюхов совершил своё второе восхождение на вершину Эвереста, на этот раз по Северному хребту (со стороны Тибета).
На 2013 год была запланирована «экспедиция» Конюхова и Виктора Симонова из Карелии до южной оконечности острова Гренландия через Северный полюс. Данный маршрут является самым протяжённым в Арктике (более 4000 км). В итоге путешественники прошли только 900 км. Подробнее см. Экспедиция Фёдора Конюхова и Виктора Симонова.
В период с 22 декабря 2013 года по 31 мая 2014 года совершил путешествие через Тихий океан на вёсельной лодке «Тургояк» из порта Конкон (Чили) в Брисбен (Австралия). Потратив на путешествие 160 дней, Конюхов показал лучший результат для перехода в одиночку на вёсельной лодке без заходов в порты и посторонней помощи (лучшее из предыдущих подобных путешествий длилось 273 дня).
Это было первое пересечение Тихого океана на весельной лодке от континента до континента.
12 июля 2016 года Фёдор Конюхов, после годичной подготовки при поддержке команды, начал свой одиночный кругосветный полёт на воздушном шаре «МОРТОН», изготовленном компанией Cameron Balloons (Бристоль). Старт проходил на аэродроме австралийского городка Нортхэм по тому же маршруту, что и рекордный полёт его предшественника Стива Фоссетта в 2002 году — летательный аппарат оторвался от земли в 07:33 по местному времени (02:33 МСК). 23 июля 2016 года в 11:11 МСК. Федор Конюхов благополучно приземлился на западе Австралии. Установил новый мировой рекорд кругосветного полета — 11 дней 4 часа и 20 минут или 268 часов и 20 минут.
«Для меня главный рекорд — завершение кругосветки с первого раза. Моему предшественнику, американскому пилоту Стиву Фоссетту, в 2002 году потребовалось шесть попыток. Шар облетел вокруг света за рекордное время — 11 дней и 6 часов — с первого раза. В завершение мне удалось пролететь над аэродромом Нортхэм и пересечь свою стартовую линию, что уникально! Представьте, шар пролетел почти 35 000 километров и вышел в точку старта. Причем, используя только ветровые потоки. Для воздухоплавателей это высший класс», — говорил Конюхов.
Радиолюбительский позывной Федора Конюхова — R0FK.
В декабре 2016-го на подмосковном аэродроме Шевлино Конюхов начал делать свои первые шаги в сфере планеризма — он поставил перед собой новую задачу: получить опыт и знания для последующей подготовки к установлению мирового рекорда высоты на планере.
Совершил более 50 уникальных экспедиций и восхождений, выражая своё видение мира в картинах и книгах.
Он первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический, Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов). Также он первый в мире россиянин, которому удалось выполнить программу «Семь вершин мира» — подняться на высочайшие точки каждого континента. Однако сфера его интересов гораздо шире, чем постоянные путешествия и экспедиции.
Художественное творчество Федора Конюхова
Еще в 1983 году был принят в Союз художников СССР (самый молодой на тот момент). С 1996 года — член Московского союза художников (МСХ), секция «Графика», с 2001 года также состоит в секции МСХ «Скульптура».
Автор более трёх тысяч картин, участник российских и международных выставок.
С 2012 года — академик Российской Академии художеств. Автор 18-ти книг, член Союза Писателей России.
автопортрет Федора Конюхова
Художественные образы Конюхова формировались в многочисленных экспедициях. На пути к Северному и Южному полюсу, при покорении Эвереста Фёдор Конюхов делал заметки и наброски карандашом при температуре минус 40-50 градусов. На борту своей яхты, когда она шла вокруг света, он работал над новыми сюжетами будущих картин. Уже в Москве, подводя итоги экспедиций, художник создавал литографии, офорты и живописные произведения, которые также станут частью выставки.
Творческий метод Фёдора Конюхова-художника основан на создании единого образа природы и человека.
Прожив пять лет на Чукотке, он создал более сотни графических листов на тему «Жизнь и быт народов Севера». Большинство работ он выполнил в домах творчества «Челюскинская» и «Сенеж».
рисунок Федора Конюхова
Также художник создавал работы не только в России, но и в художественных студиях Швейцарии, Франции, Соединенного Королевства, США и Австралии.
Творческая мастерская Конюхова расположена в Москве на Садовнической улице. В 2004 году при ней Фёдор Конюхов построил Часовню в память о погибших моряках и путешественниках. Часовня освящена во имя Николая Мирликийского Чудотворца и приписана к Высоко-Петровскому монастырю.
Провел несколько персональных выставок. «Я хочу, чтобы зритель, который придет на выставку, не только увидел тот мир, который я люблю, но и почувствовал красоту жизни каждого из нас на нашей планете Земля», — говорил Фёдор Конюхов.
В 2010 году в день Святой Троицы Федор Конюхов был рукоположен в дьяконы. Хиротесию совершил во время визита в Запорожье митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). А в декабре того же года, в день Святителя Николая Чудотворца, — в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья.
Путешественник награжден орденом Украинской православной церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени — за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной церкви.
Федор Конюхов. Повелитель ветра
В Челябинской области круглый год действует детский лагерь «Школа путешественников Федора Конюхова».
В честь Федора Филипповича проводится X Международная олимпиада по основным наукам по географии.
В честь Федора Конюхова ежегодно в июне проводится детская парусная регата «Кубок Фёдора Конюхова в классе Оптимист» на озере Тургояк, Челябинской области.
С 2014 года в городе Тобольске вручается премия имени Федора Конюхова.
3 августа 2016 г. Русское географическое общество заявило о намерении открыть картинную галерею Федора Конюхова.
Рост Федора Конюхова: 180 сантиметров.
Личная жизнь Федора Конюхова:
Женат. Супруга — Ирина Анатольевна Конюхова, доктор юридических наук, профессор.
У пары двое детей: сын Оскар Федорович (1975 г.р.) и дочь Татьяна Федоровна (1978 г.р.).
Федор Конюхов с женой Ириной
Конюхов приобрел в Заокском районе Тульской области 69 гектаров земли, на которой запланировал возвести целое село, девять часовен, храм Николая Чудотворца, детские школу путешественников и спортивно-туристический лагерь, а также музей истории путешествий, гостиничный комплекс, библиотеку и пр. Участок, где решено создать деревню Федора Конюхова, находится в трех километрах от реки Оки. Целью проекта является в первую очередь создание уникального и уютного места для жизни и общения единомышленников, в том числе путешественников, писателей, художников.
Библиография Федора Конюхова:
Мой дух на палубе «Карааны»
Все птицы, все крылаты
Гребец в океане
Дорога без дна
И увидел я новое небо и новую землю…
Как адмирал Ушаков Чёрное море русским сделал
Антарктида
Как я стал путешественником
Паруса сбивают с неба звезды
Наедине с океаном
Океан — моя обитель
Под алыми парусами
Мои путешествия
Тихий океан
Сила веры. 160 дней и ночей наедине с Тихим океаном
Мои путешествия. Следующие 10 лет
Мой путь к истине
Достижения Федора Конюхова:
♦ Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов Земли: Северный географический (трижды), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Джомолунгма (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов);
♦ Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой шлем» (Северный полюс, Южный полюс, мыс Горн, Джомолунгма);
♦ Первый в СНГ закончил программу 7 вершин, побывав на вершинах всех частей света (в том числе Азия — Джомолунгма, Европа — Эльбрус);
♦ Пересёк в одиночку Атлантический океан на гребной лодке УралАЗ с мировым рекордом в 46 суток 4 часа (в категории «автономно»);
♦ Первое в истории России одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок (1990—1991 год). Конюхов также единственный из представителей бывшего СССР, кто принимал участие в престижнейшей кругосветке яхт-одиночек Vendée Globe (до финиша не дошёл, совершил остановку в Австралии, Сидней);
♦ Рекордсмен парусного похода Antarctica Cup Race Track вокруг Антарктиды в классе яхтсмен-одиночка;
♦ Пересёк в одиночку Тихий океан на гребной лодке К9 (Конюхов 9 метров — длина лодки) с мировым рекордом в 159 суток 14 часов 45 минут;
♦ 23 июля 2016 года завершил рекордное кругосветное путешествие на воздушном шаре фирмы Morton высотой 52 метра и весом 10 тонн: по минимальному времени путешествия (268 часов 20 минут), максимальной дистанции перелёта (35 168 км), максимальной высоте полёта в кругосветном путешествии (около 10,6 тысяч метров). Прошлый рекорд принадлежал американцу Стиву Фоссетту, его перелёт занял 13 дней;
♦ Первым в мире облетел земной шар с первой попытки. Награжден титулом FAI Пилот Года 2016;
♦ 9 февраля 2017 года вместе с мастером спорта по воздухоплаванию Иваном Меняйло побил мировой рекорд по времени беспосадочного полёта на полностью тепловом аэростате – воздушном шаре «Бинбанк Премиум». Полёт продолжался 55 часов 15 минут, было пройдено расстояние более 1000 км. Предыдущий рекорд был установлен в 1997 году японцами Мичио Канда и Хиразуки Такезава.
Экспедиции Федора Конюхова:
♦ 1977 — научно-исследовательская экспедиция на яхте по маршруту Витуса Беринга;
♦ 1978 — научно-исследовательская экспедиция на яхте по маршруту Витуса Беринга; археологическая экспедиция;
♦ 1979 — второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте по маршруту Владивосток — Сахалин — Камчатка — Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский;
♦ 1980 — международная регата «Кубок Балтики» в составе экипажа ДВВИМУ;
♦ 1981 — пересечение Чукотки на собачьей упряжке;
♦ 1983 — научно-спортивная лыжная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро;
♦ 1984 — международная регата на Кубок Балтики в составе экипажа ДВВИМУ; сплав по реке Лене на плоту;
♦ 1985 — экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам Владимира Арсеньева и Дерсу Узала;
♦ 1986 — лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции;
♦ 1987 — лыжный вояж по Баффиновой Земле в составе советско-канадской экспедиции;
♦ 1988 — трансарктическая лыжная экспедиция по маршруту СССР — Северный полюс — Канада в составе международной группы;
♦ 1989 — первая российская автономная экспедиция «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу; советско-американский трансконтинентальный велопробег Находка — Москва — Ленинград;
♦ 1990 — одиночный поход на лыжах к Северному полюсу (первый в истории России) за 72 дня;
♦ 1990-1991 — одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор — Сидней за 224 дня (первое в истории России);
♦ 1991 — российско-австралийский автопробег по маршруту Находка — Москва;
♦ 1992 — восхождение на Эльбрус (Европа); восхождение на Эверест (Азия);
♦ 1993-1994 — кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече по маршруту Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшелы) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань;
♦ 1995-1996 — автономный одиночный поход к Южному полюсу (первый в истории России; за 64 дня);
♦ 1996 — 19 января: восхождение на массив Винсон (Антарктида); 9 марта: восхождение на Аконкагуа (Южная Америка);
♦ 1997 — 18 февраля: восхождение на Килиманджаро (Африка); 17 апреля: восхождение на пик Косцюшко (Австралия); 26 мая: восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка); европейские регаты Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты Grand Mistral;
♦ 1998-1999 — американская одиночная кругосветная гонка Around Alone на яхте Open 60 (третья одиночная кругосветка);
♦ 2000 — самая протяженная в мире гонка на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж — Ном;
♦ 2000-2001 — французская одиночная кругосветная парусная гонка (нон-стоп) Vendee Globe на яхте (первое в истории России);
♦ 2002 — караванная экспедиция на верблюдах «По следам Великого Шелкового пути (первая в истории современной России); пересечение Атлантического океана на гребной лодке (первое в истории России; мировой рекорд — 46 суток 4 часа) по маршруту Канарские острова — Барбадос;
♦ 2003 — российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем по маршруту Канарские острова – Барбадос (мировой рекорд для многокорпусных судов — 9 суток); российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем по маршруту Ямайка — Англия (мировой рекорд для многокорпусных судов — 16 суток);
♦ 2004 — одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на макси-яхте по маршруту Канарские острова — Барбадос (мировой рекорд по пересечению Атлантического океана — 14 дней и 7 часов);
♦ 2004-2005 — одиночное кругосветное плавание на макси-яхте по маршруту Фалмут – Хобарт – Фалмут (первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавание на яхте макси-класса через Мыс Горн);
♦ 2005-2006 — проект «Вокруг Атлантического океана». В составе российского экипажа переход на яхте по маршруту Англия – Канарские острова – Барбадос – Антигуа – Англия;
♦ 2006 — испытания экспериментального полярного буера на восточном побережье Гренландии;
♦ 2007 — пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного до западного побережья (рекорд 15 суток 22 часа);
♦ 2007-2008 — австралийская гонка вокруг Антарктиды по маршруту Олбани – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин — Олбани (102 суток; яхтсмен-одиночка, нон-стоп);
♦ 2009 — второй этап международной экспедиции «По следам Великого Шелкового пути» (Монголия – Калмыкия);
♦ 2011 — экспедиция «Девять высочайших вершин Эфиопии»;
♦ 2012 — 19 мая: восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (Конюхов стал первым священником РПЦ, взошедшим на Эверест);
♦ 2013 — пересечение Северного Ледовитого океана на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада;
♦ 2013-2014 — тихоокеанский переход на весельной лодке без захода в порты за рекордные 160 дней (Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба);
♦ 2015 — российский рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате класса АХ-9 (19 часов 10 минут);
♦ 2016 — мировой рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате (32 часа 20 минут); экспедиция на собачьих упряжках «Онежское Поморье»; одиночный кругосветный полет на воздушном шаре «Мортон» (самая быстрая кругосветка для аэростата любого типа: 11 дней 4 часа 20 минут — абсолютный мировой рекорд)