Множество библейских выражений вошли в нашу повседневную жизнь, став афоризмами и пословицами. Используем мы их уже машинально, не задумываясь о том, что изначально им придавался очень глубокий смысл.
Афоризм, о котором пойдет речь, приравнивается к фразе «Каждому свое» и является правилом, трактующим то, как христианин должен относиться к мирской, светской власти.
Содержание
Богу — Богово, а кесарю — кесарево
Происхождение фразы
Итак, Иудея первого века нашей эры. Страна, порабощенная римлянами и ставшая одной из провинций могущественной империи. Оккупанты внимательно следят за порядком в Иудее, опасаясь смуты и восстания.
Появление молодого проповедника из Назарета, смущающего народ неслыханными доселе речами, беспокоит как римлян, так и местную церковную власть – фарисеев. Чтобы спровоцировать Христа на необдуманное высказывание, книжники задают ему вопрос с подвохом. Вопрос весьма конкретный, а ответ на него, возможно, будет стоить проповеднику жизни.
Однако скомпрометировать Иисуса перед оккупационными властями фарисеям так и не удалось. Ответ Спасителя был прост и лаконичен. Он-то и стал афоризмом, пережившим два тысячелетия. На латыни он выглядит так:
Quae sunt Caesaris Caesari et quae sunt Dei Deo.
«Воздайте Кесарево Кесарю и Божье Богу.»
Об авторстве выражения
Согласно Священному Писанию автор фразы – Христос. Он хоть и был в дальнейшем обвинен в подстрекательстве к мятежу, в случае с монетой, на которой был изображен цезарь, избежал расставленной ловушки.
Иисус не дискредитировал себя перед патриотически настроенными евреями, считавшим себя богоизбранной нацией, и не дал повода римским оккупантам обвинить его в нагнетании политической нестабильности через крамольные речи.
И в этом нет ничего удивительного. Спаситель умел читать сердца людей, знал свое предназначение и точное время собственной казни.
На тот момент срок еще пришел, и Христос просто продемонстрировал и римлянам, и фарисеям свои способности.
Толкование смысла
Попытки развивать концепцию знаменитого фразеологизма предпринимались неоднократно. Однако наиболее точно его обосновал апостол Павел в своем Послании к Римлянам.
По мнению Павла, всякий человек должен быть покорным высшим властям, поскольку все они от Бога и являются служителями Господа, и повиноваться им следует не из-за страха наказания, а по совести.
Проще говоря, христиане обязаны повиноваться всем земным властям, поскольку они назначены Богом, и неповиновение им приравнивается к ослушанию Создателя.
Значение поговорки
Кесарю — кесарево, а Богу — Богово: значение фразеологизма имеет несколько толкований.
В Библии
Случай с «динарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия – от Луки, Матфея и Марка. Столь частое описание стычки Христа с фарисеями означает лишь одно – важность слов Спасителя для человечества.
В современном мире
Сегодня знаменитый фразеологизм в трактовке «Воздать каждому по заслугам» является основополагающим принципом юстиции.
Он вдохновлял и продолжает вдохновлять на создание шедевров искусства художников, писателей, кинорежиссеров и музыкантов. Свою картину ему посвятил Караваджо. Этим словосочетанием назвали свои романы Леонардо Шаши и Валентин Пикуль, а Марио Венути — свою песню.
Крылатое выражение также используется и в рекламных целях компаниями Nokia, Rewe, Microsoft, корпорацией McDonalds, компанией Билайн и другими.
Однако использование фразеологизма встречало неоднозначную реакцию общественности — ведь нацистам тоже нравилось выражение «Каждому свое». Именно его они разместили над входом в в концентрационный лагерь Бухенвальд.
Кто же такой Кесарь в Библии?
Биография Юлия Цезаря
Во времена Христа Римом правил великий кесарь император Тиберий. Однако слово «кесарь» произошло от имени Юлия Цезаря, знаменитого римского полководца и государственного деятеля, принадлежавшего к древнепатрицианскому роду.
Одержав ряд побед в войнах, которые вел Рим, Цезарь заработал непререкаемый авторитет в армии и занялся политикой. В короткие сроки Цезарь расправился с внутренними противниками и добился пожизненного диктаторства с титулом императора.
Он получил высшую военную, судебную и административную власть в стране, изначально бывшей республикой.
Именно поэтому имя Цезаря стало нарицательным, сделавшись титулом, которым называли себя позже различные правители.
Связь с фразеологизмом
Произношение латинской буквы С в разных языках звучало то как Ц, то как К.
По одной из версий русское слово «царь» является сокращенным «цезарь».
До Ивана Грозного все главы российского государства именовались великими князьями, но Иван Четвертый, подобно Цезарю, стал полновластным правителем России и нарек себя царем.
От слова «цезарь» происходит и немецкое слово кайзер.
Теперь все мы произносим фразу «цезарю — цезарево», когда хотим сказать: отдайте кому-либо то, что должно ему по праву принадлежать.
Видео
Из этого видео вы узнаете, откуда появился известный фразеологизм.
«Кесарево кесарю, а Богу Божие»
Фарисеи, негодуя на полные благодати слова и дела Христа, совещались, как бы уловить Его в словах. Они послали к Нему своих учеников, которые сказали Ему: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Кесарь — это правитель Римской империи, под властью которой находилась тогда Палестина.) Вопрос фарисеев был очень хитро поставлен. Если бы Иисус ответил, что кесарю надо давать подать, то Его обвинили бы в предательстве и в поддержке Римской власти. Если бы Он ответил, что нельзя платить подать, то тогда Его назвали бы мятежником. Иисус, видя их лукавство, сказал: «Что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать». Они принесли Ему динарий. Иисус спросил их: «Чье это изображение и надпись?» Фарисеи ответили: «Кесаревы». Тогда Господь сказал им: «Итак отдавайте кесарево кесарю, а Богу Божие». Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли. После этого Иисус сказал народу и своим ученикам: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди…»
Читайте более подробно: Евангелие от Матфея 22:15-22; 23:1-5.
Школа жизни 15. Власть Бога и власть кесаря
Смотреть видео — http://youtu.be/jTllnbuV644
Сегодня мы рассмотрим такую важную сферу человеческой жизни, как политика или политическое устройство общества. Как в борьбе со злом утверждает себя правда в политике? Политика — это сфера власти, сфера управления обществом. В политической сфере, то есть в сфере власти противоборство Бога и дьявола выявляется в противостоянии Царства Божьего и Царства кесаря. И пока Царство Божье на земле не победило царство кесаря, для человека действует принцип, который озвучил Иисус Христос: отдавайте Богу – Богово, а Кесарю – кесарево. (Подразумевая при этом, что ни в коем случае не отдавайте Кесарю – Божьего: своей души, своей чистой совести, своего достоинства Божьего Сына).
Что такое Царство Кесаря и Царство Божье? Кесарь — это собирательный образ, имя нарицательное, старославянская и древнерусская передача римского имени и императорского титула Caesar (Цезарь) через греческое kaisar — монарх, властелин — 15 марта 44 до н. э.) — древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель.
Я немного расскажу о нем, чтобы была понятна суть. Своим завоеваниями в Европе Цезарь расширил римскую державу до берегов северной Атлантики и подчинил римскому влиянию территорию современной Франции, а также начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря коренным образом изменила культурный и политический облик Западной Европы и оставила неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев. Гай Юлий Цезарь, обладая блестящими способностями военного стратега и тактика, одержал победу в сражениях гражданской войны и стал единовластным повелителем римского мира. Наряду с Гнеем Помпеем он начал реформирование римского общества и государства, которое уже после его смерти привело к установлению Римской империи. Цезарь хотел централизировать управление республикой. Злые языки поговаривали, что он стремится к царской власти. Однако Цезарь, помня о неудачной практике правления первых семи царей, пошёл другим путём: стал пожизненным диктатором. Он настаивал на том, чтобы его называли просто — Цезарь. Его убийство привело к возобновлению гражданских войн, закату Римской республики и зарождению Империи, которую возглавил усыновлённый им Октавиан Август.
Позже многие монархи хотели связать себя с легендарным Цезарем. Так произошли нем. Kaiser («кайзер»), а также русское понятие «царь», являющееся термином, родственным слову «Цезарь».
Таким образом, слово Кесарь стало символизировать авторитарную власть, то есть власть, сосредоточенную в руках одного человека. И в этом смысле кесарем был всякий царь или король, не говоря уже о диктаторах. Также Царство Кесаря подразумевает собой всякое государство с любым правлением, включая и современные демократии, а также теократические государства.
Почему даже теократия, которая переводится, как власть Бога (тео – Бог, кратос – власть), фактически таковой не является, а означает лишь власть священства, духовных лиц, как сейчас в Саудовской Аравии или Иране, или даже Ватикане. Разумеется, здесь есть подмена понятий, потому что в этих теократических странах правит вовсе не Бог, а люди, якобы от имени Бога. А это большая разница, как между небом и землей. Более того, именно теократическое государство оказывается на самом пике противостояния Божьему Царству. И для доказательства этой мысли, можно взять любой пример, власть талибов в Афганистане, где они основали Исламский Эмират Афганистан и на подконтрольной территории они ввели шариатское право: жесткое соблюдение религиозных законов и всяческих табу, за нарушение которых человека могут убить, закидав камнями. Кроме того, талибы поддерживают терроризм и прославились уничтожением памятников буддийской архитектуры, то есть, ведут себя, как варвары. Действия талибов были осуждены общественностью, рядом мусульманских стран.
В качестве примера теократии можно взять и Ватикан, Римского Папу, который господствовал в средние века в Европе и «прославился» чудовищной инквизицией и политическим интриганством. В качестве примера теократии можно взять и Ветхозаветного государства Израиль, которым совместно с царем управлял Синедрион – религиозный совет мудрецов во главе с Первосвященником. Теократический режим Израиля ничуть не помешал ему отринуть Божью Волю и убить Иешуа Ха — Машиаха, обещанного Богом Машиаха, Мессию, Которого мы все знаем, как Иисуса Христа. Теократическое государство, прикрываясь именем Божьи, фактически обманывает, вводит в заблуждение народ, не знающий истинной воли Божьей.
В Библии есть пророчество о человеке греха, Антихристе, который противостоит Христу. Да не обольстит вас никто никак: , доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Ибо тайна беззакония уже в действии, только до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
(2Фесс.2гл.)
Поэтому в передовых современных странах происходит отделение государства от религии, учитывая тот страшный симбиоз, который они могут создать, приведя к тоталитаризму. Тоталитаризм – означающий полный, всецелый, является крайней степенью автократии, царства кесаря, доведенная до его логического завершения. Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти. Вся полнота власти сосредоточена в руках кесаря, и чем глубже во все сферы проникает эта власть, тем она тотальнее, то есть, всеобъемлюща. Такая власть была у египетских фараонов, у римских императоров, у главы католической церкви Папы Римского в средние века, в нашем времени такая власть была у диктаторов Гитлер, Сталин, и Муссолини, вождя китайского народа Мао Дзе Дуна, руководителя Северной Кореи Ким ир Сена, и лидера ливийской Джамахирии Муамар Каддафи и многих других диктаторов. Власть этих людей проникала в подкорку сознания человека в виде страха, и даже супруги в постели боялись сказать друг другу что-то плохое про эту власть, потому что боялись, что вторая сторона донесет. В знаменитом романе-антиутопии английского писателя Джорджа Оруэлла «1984» показано тоталитарное общество.
Чем же теократические государства, как впрочем, и все остальные типы государственной власти противостоят власти Божьей? Дело в том, что в Царстве Бога Его безусловная власть не проявляется в виде насилия над человеком, в отличие от царства Кесаря. Царство Божье присутствует среди нас, но подавляющее большинство людей Его не чувствуют и не видит. Почему? Потому что оно не проявляет себя насильственным образом. В отличие от Царства Кесаря, которое диктует человеку — что ему делать, как себя вести, требует платить налоги, сажает в тюрьму, призывает в армию и на войну, и так далее. Царство Божье действует исключительно добровольным образом. Закон власти Царства Божьего и Царства Кесаря диаметрально противоположен: если в Царстве Божьем власть действует по принципу: кто из вас больший, пусть будет слугой остальным. То в Царстве Кесаря сильнейший, больший является угнетателем слабых.
Как только человек выбирает Бога и добровольно подчиняется Ему, принимая Его Волю, он становится гражданином Его Царства. Если человек выходит из воли Божьей, он теряет и Царство. Все решает сам человек добровольно. Бог не является насильником. Поэтому всякий человек, который начинает господствовать над другим человеком, становиться ему в строгом смысле слова Кесарем, так как претендует на то, что принадлежит Богу – на власть над человеком. Порабощает человека себе.
В Божьем Царстве царит свобода, и поэтому раскрывается весь потенциал, весь богатейший внутренний мир человека, заложенный в него Богом. В царстве Кесаря, наоборот, действует не закон свободы, а закон необходимости: человек вынужден делать не то, что ему хочется, а то, что требуется: часто работать на нелюбимой работе, подчиняться полиции, начальству и так далее. И очень часто вместо развития своих дарований человек вынужден заниматься не тем, чем ему хочется, а той работой, которая есть. В заботах о хлебе насущем, часто не задумывается о своем призвании и проходит мимо него. Поэтому Царство Кесаря дисгармонично, а Царство Божье гармонично.
Собственно Царство Божье потому сейчас еще не утверждено на земле, что многие люди еще не совершили свой добровольный выбор этого Царства и не подчинили себя Богу. Многие еще не знают Бога, а те, которые знают, еще далеко не таковы, кем быть должны. Поэтому люди сейчас в основном подчиняются Кесарю. Люди еще проходят, если можно так выразиться, послушание царства зла, царства Князя мира сего, дьявола, политическим выражением которого и является царство кесаря. И даже добрые хорошие цари и правители, которые исполняют волю Божью, в силу несовершенства человеческой натуры, вынуждены прибегать к насилию, а государство, напоминаю вам – есть аппарат насилия: полиция, армия, службы безопасности и так далее. И поэтому любое царство, государство пока на земле является царством кесаря. Как же произойдет смена царства Кесаря на Царство Божье? Об этом мы поговорим в следующей беседе.
Каким был «князь-кесарь» Ромодановский — обер-палач Петра Великого 
Но и по возвращении Петра из-за границы могущество Ромодановского не уменьшилось. Чтобы сделать себя незаменимым для царя, Ромодановский невероятно раздул значение стрелецкого мятежа 1698 года, разразившегося в отсутствие Петра. Мятеж, как известно, обернулся кровавыми репрессиями для его участников. Было казнено после предварительных жестоких пыток больше двух тысяч человек. Казни продолжались больше месяца, в отдельные дни бывало казнено до двух сотен человек. В Преображенском царь Петр и Ромодановский лично, попытав стрельцов и попьянствовав, рубили им головы. Когда в 1699 году скончался другой старый «наставник» Петра — Франц Лефорт, то Петр обмолвился по этому поводу: «Осталась у меня она рука — вороватая, да верная». Он имел в виду Александра Меншикова. Характерно, что он не считал Ромодановского своей верной рукой. Ромодановский был самостоятельным властителем, и Петр сам его боялся и трепетал перед ним. Он продолжал подобострастно обращаться к «князю-кесарю», входил к нему на двор пешком, а не въезжал в коляске. Ромодановский, понятно, не мог занять место Петра, и с этой стороны опасаться царю было нечего. Но в своем ведомстве Ромодановский был полностью самодержавен, и в его «епархию» царь не вмешивался. Пределы же своего ведения Ромодановский определял сам. Ему было позволено рассылать указы всем остальным ведомствам и местным властям об обязательной присылке в Преображенский приказ всех доносов, сысков и арестованных по подозрению в умыслах на жизнь государя. Не подчинявшимся чиновникам других ведомств Ромодановский сам назначал меры наказания. Таким образом, в руках Ромодановского явочным порядком сосредоточились все нити управления, связанные с безопасностью, а тайная полиция была поставлена над всеми прочими звеньями государственного аппарата. Сам Петр временами упрекал своего «князя-кесаря». «Зверь! Долго ль тебе людей жечь? И сюды раненые от тебя приехали», — писал царь с театра войны, куда доезжали челобитчики, изувеченные в застенках Преображенского приказа, и призывал Ромодановского прекратить пьянствовать. На это всесильный шеф личной безопасности царя дерзко отвечал, что пьянствовать ему, в отличие от самого царя, некогда. «Всегда в кровях омываемся… Нам недосуг», — отрезал он, бравируя своей жестокостью, «вынужденной» государственными нуждами. Царь смущенно смолкал и присылал «князю-кесарю» в подарок приглянувшиеся ему в новых землях топоры — для работы. Вплоть до самой смерти Ромодановского, последовавшей в 1717 году, царь Петр неизменно оставлял его главным правителем государства при своих отъездах на войну и за границу. Роль Ромодановского не уменьшилась даже с учреждением Сената в 1709 году, так как «князь-кесарь» стоял вне и выше любых учреждений рождающейся империи.
Кесарий Арльский митрополит
Кесарий Арелатский (Арльский) (470- 543), митрополит, местночтимый святой в Сурожской и Корсунской епархиях. Родители свт. Кесария происходили из аристократического рода в Шалоне, что в Бургундии. В возрасте 17 лет будущий святитель покидает родительский дом и вступает в клир г. Шалона, а черех 2 года принимает постриг в знаменитом Леринском монастыре в Южной Галлии. Истощив свое здоровье аскетическими подвигами, Кесарий оказывается вынужденным покинуть монастырь и переселится в близлежащий Арелат (Арль), епископом которого был его земляк и, возможно, дальний родственник, Эоний. В 898-899 г. он становится настоятелем мужского монастыря в окрестностях Арля, для которого он позже составил «Правила для монахов». После смерти епископа Эония 16 августа 501 г. свт. Кесарий, несморя на свое нежелание, был избран епископом Арелата, в соответствии с завещанием еп. Эония. В бытность епископом продолжал вести подвижническую жизнь, словом и делом призывая свою паству последовать своему примеру. Творит много милостыни, в т.ч. продает церковную утварь для выкупа пленников. В 505-506 г. по доносу некоего Лициниана сослан Аларихом II в Бордо, где общался с еп. Руририем Лиможским, проповедовал готам-арианам, по возращении воспрепятствовал казни Лициниана. После собора в Агде — де факто митрополит Южной Галлии, (стал им официально после подтверждения папой Симмахом). Кроме того, свт. основывает в окрестностях Арелата (Арль) женский монастырь, настоятельницей которого становится его сестра Кесария Старшая. В 513 году после очередного доноса по поводу продажи церковного серебра для дел милосердия свт. Кесарий оказался перед судом Теодориха Великого, короля остроготского и регента вестготского, правителя Италии. Однако Теодорих принял свт. Кесария необычайно милостиво, сказав: «Я видел мужа апостольского», и даже подарил ему богатую чашу (которую свт. Кесарий позже продал, чтобы собрать деньги для выкупа пленников, которых захватили остготы). Также житие сообщает о совершенных свт. Кесарием чудесах исцеления. В 529 г. под председательством свт. Кесария был созван Оранжский собор, на котором присутствовали 14 епископов, и были приняты 25 правил, давшие несколько смягченный вариант учения блаженного Августина о благодати. Преувеличенные выражения последнего о почти непреоборимой природе благодати были осторожно обойдены, и ничего не было сказано о его учении о предопределении. Свт. Кесарий отличался строгостью подвигов, был последователем аскетического учения святого Фавста, которого он никогда не переставал называть святым; но в то же время, он весьма почитал и горячо любил блаженного Августина, и в конце жизни он получил от Бога то, что просил у Него — сподобиться умереть в день преставления Августина. Господь исполнил его просьбу: он умер вечером накануне 27 августа 543 года. Согласно завещанию, похоронен в основанном им женском монастыре вблизи Арля.