Разве можно не любить историю? История человечества полна тайн и загадок. Разве не увлекательно исследование монархической власти в её историческом развитии? Детальные хронологические таблицы позволяют проанализировать деяния каждого властелина. А разве не интересно познакомиться с разными версиями гибели легендарной Атлантиды, узнать, кто устроил «кровавую свадьбу» в Париже, откуда появился русский богатырь Илья Муромец? Только интересуясь историей, я шаг за шагом знакомлюсь с лучшими творениями человеческого гения: от египетских пирамид до современных небоскрёбов. А развитие человеческой цивилизации — разве это не интересно? Только изучая историю, мы знакомимся с историей создания самых ценных в мире сокровищ и реликвий, которые созданы выдающимися мастерами, скульпторами, художниками. Среди них шапка Мономаха, гробница Колумба, регалии английских монархов. И если человек изучает историю, он становится богаче, он становится более образованным, культурным, способным принимать самостоятельные решения.И только таким людям предстоит вершить нынешнюю историю. Поэтому моя любимая профессия -историк.
В современном мире многие считают, что профессия историка не востребована. Попробуем это развеять и рассказать куда пойти работать и получать высокую зарплату. Молодой специалист после окончания исторического факультета обладает определёнными навыками, которые ему пригодятся в будущем: аналитический ум, хорошая память, усидчивость к монотонной работе. Гуманитарные качества имеют спрос не только на фрилансе, но и в перспективных компаниях, кто нуждается в грамотных работниках с широким кругозором.
Содержание
- Профессия историка, куда можно пойти работать с историческим образованием
- Преподаватель истории в ВУЗе
- Учитель истории
- Сотрудник музея
- Археолог
- Архивариус
- Библиотекарь
- Документовед
- Регионовед, кто это
- Автор книг
- Где и кем можно работать в России, имея высшее образование по специальности «история», не считая научной деятельности и преподавания?
- Историк: учеба, работа и перспективы
- Кратко об истории
- Описание профессии
- Учеба и ЕГЭ
- Круг обязанностей
- Навыки и личностные качества
- Уровень заработной платы
- Карьерный рост
- Перспективы профессии
- Историки
- Плюсы
- Минусы
- Выводы
- История: все еще впереди
- Плюсы профессии
- Минусы профессии
- Вывод и рекомендации
- История инженерного дела
Профессия историка, куда можно пойти работать с историческим образованием
Историк, сознательно умалчивающий о событиях, совершает не меньший обман, чем тот, кто сочиняет никогда не происходившее
Профессия историка увлекательна: изучение материала по сокрытию тайн и загадок мира, что может быть интереснее? В зависимости от специализации в обязанности историка входит: написание книг, диссертаций, учебников, разные исследования, раскопки.
У историков график работы дневной, нормированный. Влиться в коллектив молодому историку не трудно.
Но реальность жизни такова: зарплаты учёных — это 20-50 тысяч рублей.
Учёная степень (кандидатская или докторская) даёт доплату, за исследования и гранты тоже поощряют. Но в итоге, доктора исторических наук имеют небольшую зарплату.
Организация, которая взяла сотрудника с историческим образованием, не прогадала: человек подкован во многих областях. При соответствующих личностных качествах и умении трудиться сотрудник с историческим дипломом способен обеспечить рост компании в разных сферах деятельности.
Имея за плечами диплом об историческом образовании, где найти удалённую работу не представит труда. При желании такой специалист может заработать, заведя своё дело.
Преподаватель истории в ВУЗе
Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, важно понимать, что эта профессия подходит не всем
Некоторые молодые специалисты после окончания ВУЗа желают остаться на кафедре. Процесс адаптации будет проходить легко, коллектив знаком.
График работы преподавателя «плавающий», то есть будут свободные часы между лекциями, с дополнительными часами – более загружен.
Зарплата начинающего преподавателя на кафедре истории – 10-15 тысяч рублей без надбавок и дополнительных часов.
Если учиться дальше: повышать квалификацию, получать учёные степени, то зарплата будет выше. Диссертация повысит зарплату до 30-40 тысяч, в случае руководства кафедрой можно получать до 80 тысяч рублей. Научные работы – это вклад в деятельность не только кафедры, но и ВУЗа.
При желании преподавателю можно создать спецкурс по интересной тематике и читать его студентам. Тут можно «убить сразу двух зайцев»: дополнительно заработать и получить удовольствие от любознательных студентов.
На фрилансе подработок для преподавателей немало: организация он-лайн обучения, вебинаров, работа с рефератами, дипломами, репетиторство и другое.
Учитель истории
Учитель – одна из самых сложных, интересных и древних профессий
Адаптироваться в школе молодому специалисту не просто. Работа учителя сложна в современном мире. Дети и родители предъявляют много требований, конфликтных ситуаций нелегко избежать.
Вакансии учителей истории в школах есть, но предпочтение отдаётся специалисту с опытом работы. Основные обязанности – преподавание истории, подготовка детей к экзаменам в соответствии со школьной программой без предоставления лишней информации.
А это не так просто сделать, так как на кафедре требовалось рассуждать и «смаковать» каждый исторический факт.
Ежегодно проводятся конкурсы для учителей школ. В случае выигрыша, к примеру, в состязании «Учитель года», рейтинг школы повышается. Следовательно, преподаватель может внести вклад в развитие образовательного учреждения.
Зарплата учителя в провинции – 10-15 тысяч рублей, в Москве — 25-35 тысяч.
В гимназиях, лицеях зарплата преподавателей выше, в частных – достигает 50 тысяч рублей.
Тем не менее, у учителя всегда есть возможность подработки: репетиторство, дополнительные часы, во фрилансе – он-лайн обучение, работа с рефератами, решение тестов. Девушкам будет интересно ознакомиться с востребованными женскими профессиями и профессией воспитателя.
Сотрудник музея
Научные сотрудники занимаются научным направлением деятельности музея – разрабатывают концепции развития музея
Самый простой вариант для выпускника ВУЗа с историческим образованием – работать по профилю: в краеведческом музее, воинской славы и других музеях с историческим уклоном. В музеи других направлений попасть проблематично, там присутствует жёсткая конкуренция. Знания, приобретённые в период учёбы, в полном объёме не пригодятся в таких музеях, а новой информации будет много.
Влиться в коллектив музея может и не так будет сложно. Основные обязанности – изучение исторических материалов, архивов, статистических данных, проведение экскурсий, беседа с туристами, заполнение экскурсионных путёвок.
Но первоначально максимум, на какую должность может рассчитывать молодой специалист, — это экскурсовод с зарплатой 13 тысяч рублей.
Перспектива роста для экскурсовода есть: у менеджера проектов зарплата 20-25 тысяч рублей.
Он занимается тематическими вечеринками или балами, применяя при этом свои знания в области истории. На сайтах фриланса некоторые специалисты дают объявления по организации «исторических чаепитий» и подрабатывают этим. График работы у методиста более свободный, но в отличие от экскурсовода, вечера часто бывают заняты. Кому интересны также профессия инженера, финансиста, гостиничное дело или профессии связанные с обществознанием.
Археолог
Работа археолога связана с постоянными раскопками, походами, экспедициями, исследованиями
Археолог – специализация ученого-историка, изучающего культуру и быт древних людей по атрибутам. Археологи обычно занимаются конкретными регионами и периодами истории. Большую часть времени они проводят в экспедициях, график из работы – ненормированный.
Молодой специалист, придя после ВУЗа и имея профессию археолога, неплохо вливается в коллектив и работу, так как проходил практику и имеет представление о проводимых процессах. Значимость данной профессии – огромна не только для организаций, занимающимися раскопками, но и для всего человечества. Найденный артефакт может представлять большую ценность для истории.
Археолог, кандидат наук, без подработок получает 30 тысяч рублей.
Стоимость подработки разная в зависимости от его специализации и места в научном обществе. К примеру, знаменитого археолога с определённой тематикой могут позвать консультантом на съёмки фильма или в качестве рецензента научной книги. Понимая, как вести бизнес, можно организовать своё дело. Проведение тематических вечеринок, мастер – классов, чтение лекций – это неплохая подработка.
Архивариус
Архивариус — это хранитель или сотрудник архива
В архив устроиться будет проще молодому специалисту, если на факультете был профиль «Документоведение» и «История архивоведения». Психологическая адаптация нового работника тоже пройдёт быстро, так как коллектив в архиве небольшой.
Архивариус ведёт архивное дело на предприятиях или в организациях, обеспечивает сохранность, регистрацию, комплектацию и идентификацию документации.
Заработные платы малы – 10-15 тысяч рублей, график работы дневной, переработок нет.
Дополнительная деятельность: проведение описей для составления геологического древа; участие в качестве жюри на исторических конкурсах; поездки на конференции. Особой значимости для организации данная профессия не представляет, но свои предложения по хранению и систематизации документации, работник делать может.
При желании параллельно архивариусу можно подрабатывать на фрилансе: определённые навыки есть. Работа в архиве подразумевает усидчивость, умение выделять нужную информацию и работать с текстом.
Библиотекарь
Самый популярный библиотекарь
Профессия библиотекаря не очень популярна в современном мире.
Библиотекарь – сотрудник, хорошо разбирающийся в литературе, способный оперативно найти любую информацию. Молодой специалист с историческим образованием подойдёт на данную специальность и быстро сможет влиться в работу и коллектив. Можно работать библиотекарем, имея за плечами техникум, для этого необязательно учиться в ВУЗе. Работа в библиотеке — большой труд: приходится работать с большим количеством информации и книг, необходимо хорошо ориентироваться в этом.
Зарплата библиотекаря скудная: в среднем он зарабатывает 6-9 тысяч рублей.
Библиотеки есть при университетах, школах, заводах, крупных организациях, городские библиотеки, у каждой своя специфика и литература. В обязанности библиотекаря входит: сортировка книг, идентификация, их поиск и выдача клиентам. Глобального влияния на развитие предприятия, на котором работает библиотекарь, оказать он не может.
Работа на фрилансе для данных сотрудников актуальна. Поможет в такой работе приобретённый профессиональный навык по поиску информации. При желании и наличии свободного времени можно организовать своё дело.
Документовед
В нынешнее время должность документоведа очень актуальна, и пользуется большим спросом на крупных предприятиях
Документовед – это специалист, занимающийся регистрацией и учетом документации. Выпускника исторического факультета с радостью возьмут на такую вакансию, так как в первую очередь, документовед должен быть грамотным.
В обязанности документоведа входит: оформление распорядительной документации организации; доведение информации до сотрудников; в случае устаревания документов — помещение их в архив.
Роль в организации документоведа немаленькая, так как через него проходят все информационные потоки, по которым отслеживается деятельность всех подразделений предприятия. В случае неверных действий персонала, которые прямо или косвенно могут повлиять на рост или упадок компании, документовед в состоянии скорректировать и исправить это.
Средняя его зарплата по России – 20 тысяч рублей, в Московской области – 32 тысячи.
Работа документоведа востребована в промышленных, аудиторских компаниях и других.
Работа на фрилансе позволяет подработать документоведам: набрать, скорректировать текст или написать отзыв. Профессиональные навыки помогут в деле без труда.
Регионовед, кто это
Профессия, в которой регионоведы, умеющие умно и увлекательно писать, легко обходят журналистов с дипломом
Регионовед — специалист по изучению внутренних и внешних факторов развития конкретного региона или государства. Специальность стала популярной и востребованной в последнее время. Историку при багаже знаний, полученному в ВУЗе, не так сложно будет работать по данной профессии. Хотя сейчас немало ВУЗов, обучающих на регионоведа с разными профилями.
Работают регионоведы в библиотеках, архивах, маркетинговых, внешнеторговых компаниях или посольствах.
Зарплата в зависимости от места работы находится в пределах 25-35 тысяч рублей.
Основные обязанности: изучение культурных явлений и истории государств, народов, экономики и этнографии, формулировка выводов и прогнозирование событий. Работа регионоведов оказывает большое влияние на организацию, в которой они трудятся, так как от их имени публикуются статьи в журналах, книги, исследовательские работы.
Подработка удалённо возможна. Профиль работы позволяет писать научные статьи, собирать информацию и анализировать.
Автор книг
Самое сложное в профессии писателя – сделать писательство профессией, то есть получать за это стабильный доход
Специалисту-историку можно попробовать себя в писательском деле. В ВУЗе приходилось немало писать работ, рефератов, усидчивость тут пригодится. Исторические научно – популярные книги всегда актуальны: к примеру, жизнь известных полководцев или дворцовых личностей.
Основные обязанности – написание книги, поиск издательств, готовых опубликовать труды, корректировка текста, работа с редактором. Начинающий автор всю работу по взаимодействию с редакцией делает сам, со временем у него появляются литературные агенты.
Твёрдое правило большинства авторов – каждодневное написание 10 страниц текста, можно больше, меньше нельзя. Кроме написания книг параллельно авторы подрабатывают на фрилансе: пишут статьи, делают рефераты и дипломные работы.
Прожить на доходы от издания книг могут лишь коммерческие и разрекламированные авторы.
Писатели в среднем получают 10 рублей с каждого проданного экземпляра. Если тираж 1 тысяча экземпляров, то это 10 тысяч рублей.
В случае хорошей продажи издательство выпускает новый тираж — с большим количеством экземпляров, но это бывает нечасто.
Мы развеяли миф о том, что профессия историка непопулярна. Имея багаж знаний и желание работать, перспектив у молодого специалиста с историческим образованием достаточно. Необходимо быть готовым к трудностям, которые неизбежно будут на начальном этапе трудовой деятельности. Чему – то придётся подучиться, немного умерить свои амбиции, возможно, не сразу найдётся нужная работа. При этом результат не заставит себя долго ждать: усилия будут вознаграждены интересной и перспективной должностью. Если окончательный выбор профессии еще не сделан можно ознакомиться с ньюансами профессии графического дизайнера, IT-специалиста, журналиста или врача.
Где и кем можно работать в России, имея высшее образование по специальности «история», не считая научной деятельности и преподавания?
Алексей Дмитриевич 157 4 года назад Разнорабочий из города на Неве
Так называемый «ментальный отпечаток девяностых» заключается, в том числе во внутренней готовности обладателя диплома о высшем на маргинализацию. Выпускники лучших вузов РФ между научной деятельностью и торговлей джинсами выбирают, как правило, второе. Тенденция существует уже более двадцати лет.
Можно сказать о том, что в данном случае нет разницы между техническими и гуманитарными специальностями: если в стране полностью убито производство самолётов и автомобилей, будет ли иметь преимущество выпускник с соответствующим инженерным образованием перед выходцем с истфака? Не уверен, что оно будет значительным.
Образование же историческое отличается от схожих «гуманитарных» повышенной степенью увлекательности самих предметов, изучаемых в университетах. Исторические сюжеты, пускай иногда в достаточно примитивном виде, в нашей стране всегда пользовались популярностью и мало кого оставляют равнодушными. Выпускнику подобного факультета предоставляют возможность научиться работать с абсолютно любыми источниками, что в дальнейшем может пригодиться как при рабском труде на должности «менагера», так и при выборе более творческой профессии наподобие журналиста или редактора.
Кроме того, стоит помнить о том, что в советские времена историческое образование получали, как правило, будущие комсомольские и партийные функционеры (в новое время, т.е. после распада совдепии многие из них получили достаточно большие возможности для дальнейшей, абсолютно разнообразной деятельности). В наше время государственная служба также не закрыта для историка, напротив, является достаточно привлекательной и популярной сферой (реальность, с которой нужно смириться). К тому же, любое базовое гуманитарное образование, предполагающее изучение иностранных языков, даёт определённые возможности разноплановой работы, в том числе, за рубежом (пока ещё связи с развитыми странами не дали окончательную трещину).
Если речь идёт о выпускнике университета одного из множества областных центров, в ход идёт явление так называемой социальной мобильности: люди едут в Москву и Питер за работой/вторым высшим, предоставляющим возможность найти нормальную работу. Если же рассматривать случай свежеиспечённого историка из любой столицы, можно с большей вероятностью после универа влиться в ряды «обслуживающего класса», уйти в коммерцию попробовать себя на ниве творчества или рекламных/политических технологий (что также является в определённой степени творчеством). Стоящее гуманитарное образование должно позволить.
Историк: учеба, работа и перспективы
Профессия историка не такая скучная, как может показаться. Современный специалист изучает и фиксирует данные о глобализации, миграции, технологических революциях и не только. Рассмотрим, где он может работать и строить карьеру.
Средняя заработная плата: 45000 рублей в месяц
Рейтинг профессии
Востребованность 47% Оплачиваемость 54% Конкуренция 39% Входной барьер 67% Перспективы 32% Историк – это специалист, который занимается изучением прошлого человечества, руководствуясь знаниями об уже известных исторических процессах и фактах. Задача такого специалиста – воссоздание картины жизни страны, народа и людей в разные периоды. Профессия «историк» связана с исследованием архивных материалов и определением связей между событиями. Давайте подробнее рассмотрим, кто такой историк, какими качествами ему надо обладать и где он может работать.
Кратко об истории
Среди первых историков наиболее известным является Геродот. Он вел сбор документальных материалов, самостоятельно занимался проверкой их достоверности и упорядочивал их, приводя к форме рассказов. Его труд был высоко оценен знаменитым римским оратором и государственным деятелем Цицероном. Он назвал Геродота «отцом истории».
В России, как и в западноевропейских странах, у истоков исторической науки стояли произведения, изложение событий в которых шло строго по хронологии (зарубежные историографы именуют их хрониками, а наши – летописями). В этих сочинениях уже прослеживаются первые попытки научного анализа. Летописцы не только пересказывали события, но и старались объяснить их, определить причинно-следственную связь между ними и раскрыть значение для общества.
В отдельную науку история оформилась в 18 столетии. Первым российским ученым-историком называют Василия Татищева. В своих работах он пользовался методами научного исследования, хотя и излагал материалы в форме летописи. Поэтому характерными чертами его трудов были тяжелый язык и сложность для восприятия.
Прорыв в российской историографии совершил Николай Карамзин. Он стал использовать для написания научных работ доступный для понимания, простой литературный язык. Его многотомный труд под названием «История государства Российского» (1818) побудил общество интересоваться прошлым страны. В этом заключается его особая ценность.
Новый виток в развитии российской историографии тесно связан с историком Сергеем Соловьевым. Он изучал события давно минувших дней не сквозь призму личностей и действий правителей (так поступал его предшественник), а в качестве естественного объективного процесса. Труды С. Соловьева способствовали появлению исследователей нового поколения, которые стремились выявлять в прошлом естественные закономерности и анализировать их. Кроме того, он является автором теории о государстве и развитии общества, которая стала значимым вкладом в науку. Именно благодаря ей были определены новые требования к профессии историка.
Описание профессии
Историки занимаются изучением жизни людей на протяжении нескольких тысячелетий. Для удобства предмет исследования был условно поделен на 3 большие части:
- Древний мир;
- Средние века;
- Новое время.
Что делает ученый-историк? Он собирает и интерпретирует историческую информацию, проводя исследовательские изыскания, работает с документами и прочими материалами из архивов. Как выглядит такая работа? Сперва специалист перечитывает древний текст. Затем он устанавливает его автора, определяет адресата, фиксирует дату создания и вид данного документа. После этого он синтезирует информацию, полученную из источника, с информацией о нем. Результат – интерпретация финальных данных. В своей работе историк пользуется наработками геральдики, нумизматики, сфрагистики (наука, изучающая печати), палеографии и так далее.
Профессия историка связана с интересным, но кропотливым трудом в хранилищах документов, архивах и библиотеках, музеях и выставочных залах. Также приходится общаться с коллекционерами. Часть работы такого специалиста – экспедиции этнографического и археологического направления, обязательное участие в симпозиумах и научных конференциях. Те, кто собирается специализироваться по зарубежной истории, должны быть готовыми к частым командировкам за границу.
Историк может трудоустроиться в следующих учреждениях:
- музеи и исторические заповедники;
- издательства;
- учебные заведения;
- библиотеки, архивы и отделы документации;
- коммуникационные, рекламные и PR-агентства;
- научно-исследовательские центры.
Учеба и ЕГЭ
Как стать историком? Первая ступень в этом направлении – получить высшее образование. Желающим стать представителем этой профессии рекомендуется обратить внимание на такие направления подготовки:
- «История»;
- «Документоведение и архивоведение»;
- «Библиотечно-информационная деятельность»;
- «Антропология и этнология».
Выучиться на историка можно во многих высших учебных заведениях России. В качестве примера приведем несколько из них:
- Ленинградский госуниверситет им. А. Пушкина.
- Брянский госуниверситет им. академика И. Петровского.
- Магнитогорский технический госуниверситет им. Г. Носова.
- Санкт-Петербургский госуниверситет.
- Саратовский национальный исследовательский госуниверситет им. Н. Чернышевского.
- Южно-Уральский госуниверситет.
- Балтийский федеральный университет им. И. Канта.
Для поступления в любой из перечисленных или какой-нибудь другой вуз абитуриенту потребуется сдать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. Помните, что высокие баллы дают хороший шанс пройти на бюджетную (бесплатную) форму обучения.
Круг обязанностей
Как уже упоминалось, основной задачей каждого историка является кропотливое исследование прошлого. Исходя из этого, он должен регулярно посещать библиотеки, архивы, музеи, присутствовать на местах, где ведутся археологические раскопки. Представители профессии, которые исследуют историю конкретных народов, обязаны принимать участие в этнографических экспедициях и ездить в командировки.
Вместе с тем значительная часть деятельности историка гораздо менее динамична. Ему приходится тратить достаточно много времени, чтобы тщательно изучить разные исторические источники. Плоды такого труда – новые научные статьи или целые книги. В процессе их написания специалист должен стараться не только руководствоваться опытом своих предшественников, но и предлагать новые методы исследования. Некоторые представители этой профессии, кроме непосредственно научной работы, преподают учебные курсы истории в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и вузах.
Итак, профессиональный историк обязан:
- исследовать события, происходящие в жизни человечества;
- изучать отдельно взятые факты и то, как они воздействуют на исторические события;
- прогнозировать грядущие события, руководствуясь опытом предков;
- освещать результаты проведенных исследований, публикуя статьи в специализированной прессе и в литературе научно-публицистического направления;
- проводить научные эксперименты;
- участвовать в археологических раскопках;
- совершенствовать уже имеющиеся научные методики и создавать новые.
Навыки и личностные качества
Историку для успешной работы и карьерного роста требуется владеть рядом навыков и обладать некоторыми важными для такой профессии личностными качествами:
- Навыки работы с несколькими источниками информации одновременно. В основе исследовательской деятельности историка лежит изучение множества письменных документов и данных, полученных в результате археологических раскопок, антропологических разведок и прочих практических изысканий ученых. Ему надо уметь грамотно обрабатывать такую информацию и выделять из нее главное.
- Аналитический склад ума и логическое мышление. Деятельность историка связана с детальным анализом изучаемых им источников. Чтобы сделать правильные выводы на основе полученных данных, он должен уметь применять логические методы.
- Внимательность. Историки работают с важными документами. Чтобы не упустить ни одной детали, надо быть предельно внимательным.
- Креативность. Создавать исторические теории – это в какой-то мере процесс творческий. Если с креативностью все плохо, написать хорошую научную работу в данной сфере практически невозможно.
На изучение письменных материалов требуется достаточно много времени. Поэтому историку понадобятся такие бесценные для его профессии качества, как усидчивость, терпение и готовность к рутине. Текстовые источники, как правило, насыщены датами, именами и событиями. Следовательно, специалисту нужны будут хорошая память и умение систематизировать знания. Кроме того, он должен быть эрудированным, иметь широкий кругозор, владеть способностью сопоставлять разные факты, а также уметь стройно и грамотно излагать мысли.
Уровень заработной платы
Чаще всего историки трудоустраиваются в государственные учреждения – учебные заведения (школы, институты, университеты), научно-исследовательские институты и прочие подобные организации. Зарплата специалиста там, как известно, довольно низкая.
В среднем по Москве оплата труда историка колеблется от 35 тысяч до 70 тысяч рублей. Это самый высокий уровень. В регионах ее размер составляет от 20 тысяч до 45 тысяч рублей. Среди них лидируют Воронежская и Ленинградская области.
Карьерный рост
Историк может работать в разных сферах: в образовании, науке, культуре. Востребованность такого специалиста во многом зависит от значимости его достижений. Высококвалифицированные профессионалы нужны всегда. А вот если ваш уровень средненький, на повышение можно даже не рассчитывать. В таком случае лучше и вовсе сменить род деятельности, чем сидеть годами на одном рабочем месте, получая минимальную зарплату.
Карьерный рост историка выглядит как переход на вышестоящую должность в той организации, где он трудоустроен. К примеру, в образовательном учреждении можно сначала возглавить кафедру, а потом – факультет или институт.
Помимо этого, представители этой профессии могут регистрироваться как индивидуальные предприниматели и предоставлять репетиторские и прочие образовательные услуги. Причем как самостоятельно, так и по контракту, числясь в штате частного учебного заведения. Устроиться на работу по специальности в столице историку намного проще. Невысокая зарплата – основная причина наличия вакантных мест. А вот в других городах с трудоустройством могут возникнуть сложности. Текучка среди представителей этой профессии там обычно очень низкая.
Перспективы профессии
Обучение на историческом факультете дает фундаментальное образование. В результате выпускник вуза получает знания внушительного диапазона, которые открывают перед ним широкие перспективы. Многие полагают, что диплом историка – пропуск на работу только в школу, в лучшем случае – в вуз. Это ошибочная точка зрения. Ведь на практике все происходит совершенно по-другому.
Историк может построить отличную карьеру в искусстве и журналистике. Не секрет, что сегодняшние публицисты, аналитики, а также радио- и телеведущие в свое время окончили исторический факультет или институт. Кем еще может стать представитель этой профессии? Из него может получиться неплохой общественный деятель, политик или дипломат. Кроме того, можно развиваться как ученому: быть организатором экспедиций‚ писать научные труды‚ принимать участие в конгрессах и конференциях.
Юлия Заблоцкая
Историки
Историки — учёные, изучающие историю, исторический процесс, литературу и культуру.
Профессиональные историки работают в университетах, в академических центрах и музеях, школах и других учреждениях среднего общего образования.
Историк изучает прошлое человечества во всем его многообразии, используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями.
В зависимости от сферы интересов история и специалисты делятся на следующие кафедры и дисциплины:
— Всеобщая история — изучение истории современных народов, со времени образования письменности
— Древний мир — изучение истории Древней Греции и Рима, Эллинистического периода, история Древнего Египта ( вместе с востоковедами)
— История раннего и позднего Средневековья
— История Нового времени
— Изучение Новейшей истории
— История Древнерусского государства и отечественной истории ( до Петра Великого)
— Отечественная история от времен царствования Петра I и до Великой Октябрьской революции
— Новейшая история России ( с конца 19 в — по 2000 гг)
— Археология
— Этнография
— Источниковедение
— Вспомогательные исторические дисциплины
— История искусства
История изучает жизнь человечества на протяжении нескольких тысяч лет. Можно выделить историю древнего мира, средних веков, историю нового времени. Основной работой историка является сбор и интерпретация исторической информации путем проведения исследовательских работ и изысканий, работой с архивными материалами и документами. Он должен прочитать древний текст. установить автора, адресата, дату написания, вид документа, затем синтезировать информацию источника и информацию об источнике и дать интерпретацию полученным данным. В этом ему помогают такие специальные дисциплины, как нумизматика, геральдика, сфрагистика (наука о печатях), палеография и т.д. Уровень общения в работе историка минимальный при исследовательской работе и достаточно интенсивный при исследовательской деятельности.
Специфика профессии: интересный, но очень кропотливый труд в библиотеках, архивах и хранилищах, выставочных залах и запасниках музеев, общение с частными коллекционерами. Нередко историки выезжают в археологические и этнографические экспедиции, участвуют в научных конференциях и симпозиумах. Специалисты, изучающие историю зарубежных стран, нередко отправляются в зарубежные командировки. Эта профессия привлекает и мужчин, и женщин.
Области применения: Работают в учебных заведениях различного профиля, в архивах, библиотеках, музеях.
Доминирующая профессиональная направленность: На работу со знаковыми системами (тексты, числа, формулы и т. п.), а также на работу с людьми.
Личные качества историка
— склонность к гуманитарным наукам,
— аналитический склад ума,
— хорошая память на даты, факты, имена и события,
— усидчивость, готовность к рутинной работе.
Места работы — обычно научно-исследовательские институты, музеи, архивы, крупные библиотеки и мемориальные комплексы.
Среди профессиональных заболеваний выделяют болезни глаз и позвоночника.
Уровень заработной платы обычно не высокий.
Знаменитые и известные Историки
• Тацит Публий Корнелий
• Гумилёв Лев Николаевич
• Лэнг Эндрю
• Вегеций Флавий Ренат
• Дюкло Шарль
• Боссюэ Жак Бенинь
• Ширвани Гаджи Зейналабдин
• Геродот
• Куропаткин Алексей Николаевич
• Дайдодзи Юдзан
• Биографии великих и знаменитых людей
Историк изучает события прошлого, исследует жизнь планеты и человека, важные действия, происшествия на протяжении всей истории человечества, а иногда и до него. Множество разнообразного материала, документов и фактов после исследования систематизируются и складываются в одну хронологическую цепочку, из которой и получают мировую историю.
Деятельность историков очень широка и зависит от места работы. Это могут быть раскопки, исследования, изучение и систематизация архивов и библиотек. Научные работники пишут книги, диссертации, монографии и даже учебники для преподавания в вузах и школах. Учителя преподают. Изучение истории – это взгляд в прошлое, совершаемый каждым человеком чтобы понять свое происхождение, изучить свои корни и главное научиться на ошибках прошлого.
Плюсы
Для начала стоит рассмотреть достоинства профессии, ее привлекательность для маленького ребенка, открывшего книгу с пиратами и сокровищами или абитуриента стоящего перед сложным выбором собственного будущего. Чем же эта сфера может заинтересовать?
Наиболее положительная сторона работы – любовь к своему делу. Историки – это очень интересные люди, они умны, умеют восхитить и затянуть в беседу.
Постоянные исследования, библиотеки, архивы, музеи, изучение материалов и древностей настолько увлекает, что попросту забывается и время и проблемы. Историки не богатые люди, но им многого и не нужно, эта область жизни – их личный рай, а для отличного самочувствия достаточно новой интересной темы, бумаги для очередной монографии и материала для ее изучения.
Начитанность этих людей иногда поражает. А уж тем более специалистов по источникам и литературе – им, наверное, нет равных.
Мест для работы очень много. Для начала это школы, правда иногда через полгода работы, требуется дополнительно окончить педагогический институт. Также можно работать в высших учебных заведениях, но для этого нужна более высокая квалификация. Тут уже намного интересней, институты и университеты открывают перед историками больше дверей.
Человек становится преподавателем, а со временем научным сотрудником, может получить степень кандидата или доктора наук. Тут же нужно упомянуть возможности заграничных командировок, оплачиваемых поездок в научных целях и так далее. Да и студенты более старательно учатся и с ними меньше проблем, чем со школьниками.
Историки также требуются в музеи и мемориальные комплексы. Эта работа более интересна, хотя бы изучением разных исторических памятников, их близким расположением, и возможностью к ним прикоснуться, обсмотреть одним из первых кто вообще их увидит.
Историки, работающие в архивах и музеях, испытывают часто больше неудобств, чем пользы, хотя если это призвание человека, то их оттуда никакими уговорами не вытянешь. Недостатки данной работы в кропотливом труде, умственном и физическом, контакте с большим количеством пыли и грязи, оседающей на коробках, книгах, документах, а также сравнительно низкой зарплате.
Ну и наконец, независимый научный сотрудник есть при каждом музее и университете. Эти люди могут иногда давать лекции, но большую часть времени у них занимают личные исследования, написания научных работ, участие в конференциях отечественных и международных, разных диспутах. Они часто общаются с местными и зарубежными специалистами, иногда совместно работая над какими-нибудь захватывающими исследованиями или написанием научных трудов. В общем жизнь этих людей интересна и многогранна. Они также общаются со многими коллекционерами, влиятельными и знаменитыми людьми.
Труд историка, если он не археолог практически полностью умственный. Мозг никогда не скучает, а постоянно в поиске нового и запоминании старого.
Различные путешествия – своеобразный бонус. Если не на какие-нибудь раскопки в качестве научного специалиста, то на международные конференции, симпозиумы, командировки, экспедиции. Это, безусловно, одна из наиболее привлекательных сторон профессии, ведь параллельно с делами можно познакомиться с местными традициями, изучить культуру, сделать множество фотографий на память и завести немало полезных знакомств.
Минусы
Минусов в этой профессии столько же, сколько и плюсов и перед окончательным вобором их нужно как следует взвесить.
- «Историк – это не профессия, а история – это не наука» к сожалению, с таким общественным мнением придется считаться и мириться, так как всех не переспоришь. Есть люди, уверенные в обратном, но уже на первом курсе института или университета будущих специалистов готовят к тому, чтобы уметь доказать и обосновать научную сторону истории, и ее важность. Так же как и постоять за саму профессию, ведь быть историком не так просто, как многим может показаться.
- Зарплата тут, как правило, ниже желаемого, по этой причине она и стоит в минусах. Однако если рассмотреть каждую сферу работы историка в отдельности то можно заметить, что деятельность в музее и в школе совершенно по-разному оплачиваются и в первом случае выгоды в материальном плане куда больше. Так что это не однозначный минус, и часто профессия неплохо оплачивается. На оклад также сильно влияет звание историка, например, доктора наук, получают больше учителей.
- Как ни странно эту специальность часто выбирают по причине легкости в университетах и институтах. Абитуриенты порой уверенны в том, что это простая профессия и на нее легко выучиться, но это заблуждение. Изучать историю достаточно сложно. Пусть тут и нет трудных правил письма или математических формул, но масса научных терминов и дат обеспечат бессонные ночи на протяжении всего обучения. Кроме того во время учебы студент полностью окунается в научную жизнь, это не только написание контрольных, если человек действительно стремится стать профессионалом, он должен исследовать свои темы, изучать их, а не списывать с учебника готовый материал.
- Усидчивость, терпение, готовность к кропотливому и рутинному труду – это лишь минимальные качества, которыми должен владеть историк. Постоянная отчетность требует от этих людей умения быстро, но красиво писать, «дружить» с компьютером, учебниками, книгами и историческими источниками. Чтобы найти действительно интересный, новый материал историкам приходится дни напролет убивать в библиотеках и архивах, где часто настолько пыльно, что заставляют работать в респираторных масках.
- Несмотря на кажущуюся обособленность каждого исследователя для полноценной работы научные сотрудники должны уметь общаться с людьми, влиятельными и богатыми. Ведь это не только доступ к частным коллекциям, но и возможность заполучить спонсора для будущего исследования.
- К неоспоримым недостаткам профессии нужно также отнести минимум физического труда. А человеку он необходим как воздух и еда.
Выводы
Профессия историка увлекательная и загадочная – это удивительные исследования, открытия нового, сакрального, тайн и загадок мира. Но, несмотря на всю привлекательность недостатков тут также хватает. Человечество больше думает о будущем нежели, о прошлом, что сказывается и на окладе и на отношении. Многие считают эту профессию престижной, а другие не замечают вовсе. Со всем этим нужно уметь жить и мириться, оспаривать и отстаивать, чтобы быть хорошим специалистом и профессионалом своего дела.
Историк – человек особенный. Он с легкостью оперирует фактами, может безошибочно назвать даты исторических событий, увлеченно рассказать, что происходило в одно и то же время в различных странах. С таким человеком скучно не бывает.
История: все еще впереди
Может показаться странной фраза Гете о том, что прошлое еще предстоит. Но если вдуматься, то, действительно, настоящее и будущее неразрывно связаны событиями, которые произошли много времени назад. И касается это не только жизни отдельного человека или семьи. Исторические факты неразрывны, а за их развитием, изменениями, за всей этой логической цепочкой способны проследить историки, дать им правильную оценку, сделать анализ, провести аналогию и проверить подлинность, изучив труды различных авторов, воссоздать события давно прошедших дней, столетий, веков.
Плюсы профессии
- Историк постоянно занят интересной научной и творческой работой. Он изучает труды своих коллег, в том числе тех, которых давно нет.
- Умеет понять и выявить такие детали в событиях, на которые обычный человек не обратит внимание. А также воссоздать из найденных документов, черепков, украшений картины прошлого.
- Историк – личность многогранная. Он знает очень много, и эти знания касаются не только исторических событий. Настоящий специалист старается узнать интересные сведения из других областей науки, которые обязательно пригодятся ему в работе.
- В основном эта профессия не дает большого заработка, но приносит настоящее удовлетворение. Постоянные исследования, посещение архивов, библиотек, музеев, мемориалов, памятников, исторических мест и других необходимых для работы точек заставляют забыть о проблемах, поднимают настроение. А как счастлив историк, если находит что-нибудь интересное, до этих пор неизвестное науке!
- У людей этой профессии место работы – не только кабинет. Они выезжают на раскопки, причем независимо от климатических и погодных условий, отправляются в захватывающие этнографические экспедиции, нередко в самые отдаленные районы, участвуют в конференциях и семинарах на международном уровне, обмениваются интересными фактами, спорят, доказывают свою правоту. Историков интересно слушать во время их дискуссий. Они логически сопоставляют факты, легко используют исторические даты, подводя их под свои теории.
- Какое-либо историческое открытие, новый способ исследования или книга, которая произвела фурор в научных кругах, – вот чем можно гордиться после долгих трудов.
- Эта профессия не только приносит удовлетворение. Начиная с преподавательской деятельности, представители этой научной дисциплины добились множества регалий. Начиная карьерный рост с научного сотрудника, можно получить со временем степень кандидата и доктора наук. А это возможность поехать на серьезные международные симпозиумы и конференции, встретиться с такими же профессионалами высокого уровня. Причем эти командировки нередко оплачивает государство, оно ведь тоже заинтересовано в профессиональных работниках и их повышении знаний.
Минусы профессии
- Большим отрицательным качеством историка является то, что в основном он работает в архивных помещениях, где много пыли и грязи, грибковых отложений на документах, книгах, картинах, таре. Это все неблагопритно сказывается на здоровье, если ученый в таких помещениях проводит много времени.
- Для того чтобы написать научную работу, доказать собственную теорию, нужны усидчивость и терпение, умение сориентироваться в исторических справочниках и другой литературе, найти ту информацию, которая требуется срочно. Здеь на помощь приходят не только старые источники, но и современная техника. То есть найти в интернете те сведения, которые нужны для работы, тоже нужно уметь, правильно задав вопрос.
- Почти всегда работа историка занимает настолько большое количество времени, что не хватает его на личную жизнь. И семья начинает бунтовать.
- Рабочие дни историка состоят не только из рутинной работы. Часто приходится общаться с людьми различного социального статуса. Поэтому историк должен научиться быть хорошим психологом, найдя подход к каждому.
- Начиная учиться на историческом факультете, некоторые студенты считают, что впереди легкая беззаботная жизнь. Прочитал параграфы учебника, ответил – и можно считать себя свободным. Но оказывается, что не все так радужно. Даже азы исторической науки непростые. Многочисленные даты и события, научные и философские термины, географические названия и сложные для восприятия имена нужно выучить и запомнить, и так будет продолжаться в течение всего учебного курса. Студенту, кроме контрольных работ, предстоит писать научные труды. А если он мечтает быть настоящим специалистом, то помимо учебника должен изучить труды профессионалов.
Вывод и рекомендации
- Часто в адрес историков можно услышать обидные обвинения, что прошлое давно забыто, и в век высоких технологий события старины никого заинтересовать не могут. Конечно, доказать свое мнение – престижно, но нужно принимать и тот факт, что у каждого свое представление о науке, и не всегда стоит яростно отстаивать свою точку зрения. Истинный историк все равно знает, что прошлое знать необходимо, только так совершается прогресс.
- Весь свой архив, а он со временем будет все больше увеличиваться, нужно сразу упорядочить. Иначе со временем все смешается, и если потребуется срочная информация, найти ее среди документов и вырезок будет практически невозможно. Здесь обязательно нужен строгий порядок.
- Не стоит забывать про физическую активность, так как в основном рабочий день историка проходит за столом. И это не 8-часовый рабочий день, как принято по законодательству. Историк, особенно если пишет научную работу, может проводить в одном положении много часов, а потом жалуется на ухудшение здоровья.
- Эрудированность – важный фактор в работе историка. Расширяя постоянно свой кругозор, будет легче ориентироваться в исторических событиях. Необходимо также тренировать свою память.
История инженерного дела
Инженерное дело в допетровскую эпоху
По существу инженерные задачи и необходимость их решения вставали перед человечеством с момента его возникновения. Древние цивилизации были бы невозможны без использования технических знаний, ведь уже тогда строились огромные города, при проектировании которых использовалась инженерная мысль. Яркий пример использования инженерных знаний в тот период – это египетские пирамиды. Многие инженерные сооружения, созданные еще до нашей эры, считаются чудесами света: Александрийский маяк, Висячие сады Семирамиды.
Рождение и становление Руси также было бы невозможно без применения инженерных идей. Русь уже в V-VI веках называли страной городов. Между тем, учитывая воинственный характер той эпохи – к строительству городов и селений предъявлялись особые требования. Местоположение строительства города выбиралось таким образом, чтобы окружающая местность максимально осложнила наступление врага. Сам город или селение обязательно окружалось крепостной стеной, способной выдержать удары неприятеля и защитить жителей. Расположение домов внутри селения соответствовало военному времени – ключевые сооружения возводились в центре крепостной стены. Вокруг города были необходимы дозорные башни. Все эти задачи решались с помощью современных для того времени технических знаний и умений. Мастера, занимавшиеся решением этих вопросов, в Древней Руси назывались «розмыслами». Само слово «розмыслы», на удивление точно отражает суть инженерной профессии и требования, предъявляемые к мастерам: над решением задачи необходимо поразмыслить, а затем придет верное решение.
«Розмыслы» занимались не только градостроительством, они могли делать технические сооружения, мосты, мельницы, изготавливать орудия труда, оружие. Тем не менее, несмотря на достаточно широкий профиль деятельности, «розмыслы» не могли кормиться только этой профессией – как правило, они участвовали в постройке капитальных сооружений, некоторые из которых дошли до наших дней. Мастерам, после капитальных построек, было необходимо заниматься и другой работой, которой в то время было с избытком. Поэтому инженерные навыки в Древней Руси были, скорее, дополнительным умением работников – в отдельную профессию «розмыслы» так и не выделились. Тем не менее, отдельные княжества Древней Руси славились своими умельцами, о чем, в частности, свидетельствуют древние сказы горнозаводского Урала и Тулы, где много говориться о различных мастерах.
Первое подобие инженерного сообщества на Руси появилось во времена Ивана Грозного (1530-1584). В результате развития военных потребностей Иван Грозный учредил Пушкарский приказ – орган военного управления для которого были определены первые инженерные задачи. Пушкари заведовали пороховыми заводами, пушечными дворами, артиллерией, постройкой крепостей, осуществляли контроль за техническим состоянием крепостных укреплений в городах и отвечали за состоянием засек – оборонительных сооружений из дерева с засеченными головами. Также в обязанности пушкарей входили занятия многими важными делами гражданского назначения, например, литье колокола, строительство гаваней, портов и многое другое.
В Пушкарском приказе на службу набирали людей, назначали денежное содержание, присваивали чины, посылали отряды в походы, судили, понижали в чинах или освобождали от службы. Одним из выдающихся руководителей Пушкарского приказа был князь Юрий Алексеевич Долгорукий.
Усилиями Пушкарского приказа и русского мастера Акина в 1648 году в России был построен первый ружейный завод на реке Яузе – «Ствольная мельница».
При Иване Грозном были введены и первые разряды для военных людей строительного и инженерного дела. Таким образом инженерная профессия возникла в России в период образования государства под руководством Ивана Грозного как ответ на вызовы того времени, связанные с необходимостью защиты отечества и строительства военной и промышленной инфраструктуры. Однако в ту эпоху строители были больше военными, чем инженерами – ключевой их задачей была защита государства от врагов. Выделение инженерного дела в отдельную профессию произошло гораздо позже.
Инженерное дело в Российской Империи
Начало широкому развитию инженерного дела в России положил Петр I. Именно в петровскую эпоху начался процесс знакомства с ведущими изобретениями западных ученых. Наши мастера вначале просто копировали разработки, а потом начали творчески преобразовывать их идей и усовершенствовать изобретения. В это же время в российской империи образовались школы по инженерному делу. Первым инженерно-техническим учебным заведением России, начавшим давать систематическое образование, становится основанная в 1701 году Петром I Школа математических и навигационных наук, где подготавливали военных инженеров для армии и флота. Школа была ликвидирована в 1752 году, тем не менее, появились преемники в области инженерного дела: Николаевское инженерное училище, затем Николаевская инженерная академия, Военный инженерно-технический университет (ВИТУ), который функционирует до сих пор и является одним из старейших учебных заведений в современной России.
В 1810 году в Санкт-Петербурге был открыт Институт инженеров путей сообщения, один из преподавателей которого был выдающийся российский математик и механик Михаил Васильевич Остроградский (1801—1861). Он известен в основном своими работами по вариационному исчислению и вкладом в теорию упругости. В связи с тем, что организация Института инженеров путей сообщения имела большой успех, правительство использовало это учебное заведение как образец для дальнейшего развития инженерного образования в России. В 1828 году для подготовки инженеров-механиков в Петербурге был организован Технологический институт.
Развитие инженерного дела было связано не только с подготовкой инженеров в высших учебных заведениях, но и созданием первых научных организаций, посвященных инженерному делу. Самая известная среди них – это Русское техническое общество, основанное в 1866 году в Санкт-Петербурге, поставившее перед собой задачи содействия развитию техники и промышленности в России. Именно эти традиции Русского технического общества и развивают сейчас в «Российском союзе инженеров». Общество проводило съезды, выставки, конференции, посвященные инженерным достижениям в самых разных отраслях хозяйства, участвовало в создании общеобразовательных школ и специализированных технических классов. На мероприятиях сообщества и в трудах других научных обществ были впервые обнародованы важнейшие открытия Менделеева, Попова и Циолковского.
Конечно, развитие инжерного дела на первых порах было связано с Петербургом, но и Москва вносила свой вклад в подготовку инженеров и развитие инженерного дела в России. Особое место в становлении профессии занимает Высшее Техническое Училище, которое в 1-й половине XIX века называлось Ремесленным Училищем, а во 2-й — Императорским Московским Техническим Училищем. Именно здесь впервые в мире начали преподавать аэродинамику, а студенты выполняли работы в аэродинамической лаборатории. Начало этому было положено во многом благодаря деятельности Николая Егоровича Жуковского (1847–1921). В первые годы Советской власти это учебное заведение было переименовано в Московское Высшее Техническое Училище (МВТУ), а сегодня известно по всему миру как МГТУ им. Баумана.
Первая мировая война значительно подкосила кадровый состав инженеров в России. Вообще приоритет всегда отдавался военному инженерному делу, специалистов в основном готовили в военных вузах и отправляли в армию и на флот. В годы Первой Мировой войны Россия лишилась очень многих инженерных специалистов.
Инженерное дело в Советском Союзе
Комплексные проектно-изыскательные организации стали появляться в нашей стране сразу же после Гражданской войны. Масштабные планы по электрификации, а затем и индустриализации страны требовали большого количества инженерных специалистов. Все это открывало широкие перспективы для развития инженерного дела в Советском Союзе.
В 30-е годы в результате масштабных чисток пострадала значительная часть инженерных и технических специалистов. Однако многие из их разработок сохранились и получили свое развитие уже после Великой Отечественной войны, когда стояла задача быстрого восстановления экономики, восстановления и создания новых индустриальных предприятий.
Вклад советских инженеров в победу СССР в Великой Отечественной войне огромен. В период войны основу боевой авиации составляли самолеты, разработанные Андреем Николаевичем Туполевым. В начале войны это были боевые самолеты СБ и ТБ-3, а с1944 года на вооружении российских войск начал поставляться Ту-2 – лучший фронтовой бомбардировщик. Огромное развитие именно в период отечественной войны получила связь. Под руководством Александра Львовича Минца была спроектирована средневолновая вещательная станция фантастической для тех лет мощности в 1200 кВт, которая помогла охватить всю оккупированную территорию.
Решение о создании мощного морского флота в Советском союзе было принято в 1938 году, до этого мощного флота, способного отражать боевые удары противника, у СССР не было. В 1940 году российские конструкторы сосредоточились на строительстве малых и средних боевых кораблей и подводных лодок, а также эскадренных миноносцев. Среди инженеров-конструкторов, внесших огромный вклад в создание советского морского флота, необходимо назвать Юновидова, Копержинского, Лощинского.
Сразу после окончания отечественной войны в СССР развернулись грандиозные работы по ракетостроению и освоению космоса. С 1946 года Сергей Павлович Королев приступил к разработке баллистических ракет дальнего действия. Сергей Королев – крупнейшая фигура не только отечественного, но и мирового ракето- и кораблестроения, благодаря его разработка СССР на долгие десятилетия завоевал мировое лидерство в области производства ракетно-космической техники и освоения космоса. В 1953 году была начата работа по созданию первого искусственного спутника земли под руководством Михаила Клавдиевича Тихонравова, ближайшего соратника Королева.
На 50-е годы XX века пришлось резко наращивание потенциала гражданских отраслей и проектного комплекса – были сформированы специализированные структуры по отраслям народного хозяйства и видам проектирования. В середине 70-х гг. в нашей стране функционировало порядка 1500 проектных и изыскательских организаций, в которых работало более 750 000 сотрудников.
Благодаря инженерным организациям в СССР были реализованы важнейшие для развития страны проекты по строительству ГЭС, АЭС, ЛЭП и т.д. Таким образом, развитие инжиниринговых услуг в Советском Союзе шло за счет создания крупных проектных организаций, способных реализовывать масштабные государственные планы по строительству стратегических объектов в разных областях отечественной промышленности.
Инженерное дело в современной России
С конца 80-х и особенно в 90-е годы, в результате упадка в инженерно-строительной сфере, численность проектных организаций сократилась в разы, началось технологическое отставание от мировых стандартов.
Это вызвало массовую утечку высоквалифицированных инженерных специалистов и молодых ученых на запад, где их труд был более востребован и достойно оплачивался. Самыми популярными странами для миграции были США, Канада, Франция, Германия, Израиль. В 90-е годы из России в различные страны выехало около 80 000 ученых и инженеров, на подготовку которых, по подсчетам Российского фонда фундаментальных исследований, нашей страной было затрачено примерно 60 миллиардов долларов.
В результате этих процессов инженерное дело и образование, исследования и промышленное производство перешли в стадию глубокой стагнации. Общество почти полностью потеряло интерес к инженерам и ученым. Крупнейшие заводы и исследовательские организации, где инженерный труд мог быть востребован, либо прекратили свою деятельность, либо сократили масштабы производства.
Начало 2000-х годов отмечено поворотом государства к российским ученым и инженерам. В начале 2000-х годов в результате возрождения строительной отрасли появился стабильный спрос на услуги инжиниринговых компаний, но российских компаний, способных выполнять крупные заказы с должным уровнем качества, почти не было. Отечественные строительные организации, задействованные в сфере промышленного и гражданского строительства, были вынуждены обращаться к иностранным специалистам.
Ситуация с инженерным делом в России до сих пор остается достаточно сложной. И это беспокоит активных граждан, понимающих, что инженерное дело – это единственная база, опираясь на которую наша экономика должна двигаться вперед. «Российский союз инженеров» – это организация, созданная в целях развития инженерной науки, промышленности и формирования новой базы российской экономики.